Расширенный поиск
Постановление Правительства Челябинской области от 20.02.2013 № 23-ППРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20.02.2013 г. N 23-П
г. Челябинск
О Концепции по формированию
экологической культуры
населения Челябинской
области до 2025 года
(В редакции Постановлений Правительства Челябинской области
от 22.08.2013 г. N 219-П; от 17.11.2015 № 599-П)
Рассмотрев проект Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года, Правительство Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года; План на 2013 - 2015 годы реализации Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года. 2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Мурога И.А. Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области С.Л. Комяков Утверждена постановлением
Правительства
Челябинской области
от 20.02.2013 г. N 23-П
(В редакции Постановлений Правительства Челябинской области
от 22.08.2013 г. N 219-П; от 17.11.2015 № 599-П)
КОНЦЕПЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА I. Общие положения 1. Концепция по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года (далее именуется - Концепция) определяет государственную политику органов государственной власти Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры населения. 2. Концепция разработана на основании:
Конституции Российской Федерации;
Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом
Российской Федерации 30 апреля 2012 года; распоряжения Губернатора Челябинской области от 24.10.2011 г. N 1199-р "О создании рабочей группы". II. Основные проблемы в сфере деятельности по формированию экологической культуры 3. Становление человеческого общества стало возможным благодаря умению человека использовать с помощью орудий труда повышенное по сравнению с естественным состоянием количество различных ресурсов окружающей среды. Хотя отдельные локальные экологические кризисы, связанные с разрушением природных систем, происходили и ранее, в целом они позволяли человеческому обществу поступательно развиваться. Ситуация изменилась в современную эпоху, когда помимо истощения непосредственно используемых природных ресурсов встал вопрос о нарушениях глобальных биосферных обратных связей, которые позволяли биосфере достаточно эффективно регулировать параметры окружающей среды в пределах относительно оптимальных для развития высокоразвитых форм жизни на Земле. 4. Ряд серьезных экологических проблем отмечается и на территории
Челябинской области. Повышенное загрязнение атмосферного воздуха наблюдается в таких городах, как Магнитогорск, Челябинск, Златоуст. Подвергается сильному загрязнению и часть водных объектов - реки Миасс (ниже г. Челябинска), Уфа, Урал, Увелька и другие. Имеются участки почв с повышенным содержанием тяжелых металлов и других химических веществ. Под значительным антропогенным давлением находится растительный и животный мир. 5. Возникновение и развитие культуры как способа внегенетической передачи информации тесно связано с процессом становления человеческого общества, и поэтому культура в значительной мере ответственна за возникновение экологических проблем. Без серьезных изменений в сфере культуры решение как глобальных, так и региональных
экологических проблем невозможно. 6. Процесс экологизации культуры возможен по двум направлениям. Первое направление связано с индивидуальным образованием, воспитанием
и другими формами воздействия на членов общества как личностей. Второе направление связано с необходимостью изменять в той или иной степени все сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую, духовную. 7. В рамках первого направления наиболее проработанным элементом является существующая система дошкольного, школьного и профессионального экологического образования в системе образования. 8. В Челябинской области дошкольные образовательные учреждения осуществляют экологическое образование в рамках основных общеобразовательных программ. Воспитание происходит в различных формах: изучение правил поведения в природе с помощью символов, знаков, моделей, использование календарей природы и погоды, опыты и эксперименты с природным материалом и многое другое. Основные проблемы дошкольного образования связаны с тем, что его традиционная экологическая составляющая имеет в целом антропоцентрическую направленность и предполагает в основном ознакомление детей с природным окружением, однако в настоящее время необходим переход к развивающему экологическому образованию, предусматривающему реализацию трех взаимосвязанных функций - обучение, воспитание и развитие. Недостаточно развито технологическое обеспечение процесса экологического образования дошкольников. Имеются
проблемы, связанные с наличием кадров, способных вести адекватную современным требованиям педагогическую деятельность в сфере экологического образования. 9. Школьное экологическое образование реализуется в основном в рамках факультативных и элективных курсов, дополнительного образования. Общеобразовательные учреждения Челябинской области занимаются экологическим образованием посредством реализации образовательных программ, ведения кружковых занятий, факультативов, организации научных обществ учащихся и тому подобное. В центрах детского творчества реализуются образовательные программы по экологическому, эколого-биологическому, краеведческому, туристическому направлениям. Особое внимание уделяется организации участия школьников в конкурсах учебно-исследовательских экологических проектов. Одной из форм экологического образования является проведение комплексных полевых экологических практикумов. Отмеченные выше проблемы дошкольного экологического образования в
значительной мере присущи и школьному образованию. Кроме того, следует отметить слабую экологизацию основных школьных предметов и недостаточный охват школьников дополнительным экологическим образованием, а также недостаточное взаимодействие учреждений базового и дополнительного экологического образования. 10. В Челябинской области накоплен определенный опыт работы по экологическому образованию в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования разработаны и введены рабочие основные профессиональные образовательные программы, вариативная часть которых предусматривает наличие дисциплины, междисциплинарного курса и/или профессионального модуля по вопросам экологии. В областных государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы по экологическому, эколого-биологическому, краеведческому, туристическому направлениям. Среди других форм экологического образования можно отметить такие, как участие в работе научного общества учащихся, участие в различных конкурсах и олимпиадах и другое. 11. Развивается экологическое образование в системе высшего профессионального образования. Ряд высших учебных заведений Челябинской области в своем составе имеют специализированные кафедры,
выпускающие специалистов в сфере охраны окружающей среды. Ведется в той или иной мере экологизация всего образовательного процесса. При этом наблюдается явный недостаток учебных материалов с включением местной специфики. 12. Ведется определенная работа и по экологическому образованию в
системе послевузовского профессионального образования. Наиболее актуальной здесь является необходимость повышения качества обучения при повышении квалификации и переподготовке кадров, непосредственно работающих в системе экологического образования: в дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях. 13. В целом необходимо отметить, что имеющиеся достижения в области экологического образования обучающихся пока еще не привели к созданию целостных систем даже в отдельных образовательных учреждениях, тем более такая системность отсутствует между учреждениями различного уровня. Объясняется это рядом объективных причин: не реализуются в полной мере принципы непрерывности, комплексности, системности, преемственности на различных этапах дошкольного, школьного и профессионального образования; нет тесных связей между учреждениями, реализующими содержание экологического образования; не разработано необходимое для этого нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение, в том числе отсутствует общая теоретическая концепция формирования экологической культуры. 14. Кроме системы образования, экологическое образование должно вестись по многим другим направлениям, и одно из них - семейное образование и воспитание. Эффективность экологического воспитания в семье напрямую зависит от поддержки семьи, совпадения ценностей семьи
и школы. Низкий уровень экологической культуры родителей значительно снижает эффективность дошкольного и школьного экологического образования и воспитания. Необходимо создание условий и предпосылок для экологического самообразования, которое может осуществляться в любом возрасте. 15. Более важную роль в экологическом образовании и воспитании могут играть общественные и другие организации, не входящие в состав системы образования. 16. Около 10 процентов территории Челябинской области занимают особо охраняемые природные территории (далее именуются - ООПТ), обладающие уникальными особенностями флоры и фауны, которые могут более широко использоваться в учебно-воспитательном процессе, в том числе и для воспитания экологического патриотизма. Для чего необходимо продумать сеть маршрутов и систему организации экологических походов и экскурсий (включая экотуризм) и при этом продумать таким образом, чтобы минимизировать возможный ущерб природной среде. 17. На сегодняшний день слабо развит процесс экологизации культуры быта и досуга. Практически отсутствует пропаганда продуктов питания, предметов быта, бытовой техники, при производстве которых учитывались экологические требования. 18. Освещение проблем экологии в средствах массовой коммуникации не всегда адекватно существующей ситуации и не соответствует своей значимости в современных условиях. Недостаточно средства массовой коммуникации используются и в образовательном процессе для разъяснения основ функционирования окружающего мира. 19. Параллельно с деятельностью по формированию экологической культуры отдельного человека необходимо вести работу и по изменению культурных норм общества в целом, в том числе в экономической, социальной, политической и духовной сферах. В рамках реализации Концепции необходимо на каждую сферу общества оказывать целевое воздействие, направленное на повышение ее экологической культуры. 20. Межведомственный характер деятельности по повышению экологической культуры населения приводит к тому, что одной из серьезных проблем является создание эффективной системы управления этим процессом. III. Цели и задачи государственной политики органов государственной власти Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры 21. Государственная политика Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры населения на территории Челябинской области направлена на сохранение окружающей природной среды и рациональное использование ее ресурсов. 22. Цель государственной политики Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры - повышение уровня экологической культуры отдельного человека и общества в целом на территории Челябинской области. 23. Задачи:
совершенствование экологического образования и воспитания в системе образования; совершенствование экологического образования и воспитания вне системы образования; экологизация культуры быта населения;
экологизация культуры досуга населения;
экологизация информационного пространства; повышение уровня экологической культуры в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества. IV. Основные принципы и приоритеты 24. Принципы государственной политики Челябинской области в сфере
деятельности по формированию экологической культуры: учет интересов не только настоящего, но и будущих поколений;
учет особенностей Челябинской области, включая природные условия,
ресурсы, экологическую ситуацию, культурно-исторические и религиозные
традиции населения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал; непрерывность организации обучения, воспитания и развития подрастающего поколения на всех этапах: семейном, дошкольном, школьном, профессиональном, вузовском, послевузовском; связь образовательного и воспитательного процессов с опытом практической деятельности по решению природоохранных проблем; междисциплинарность, отражающая взаимосвязь философских, естественно-научных, гуманитарных, правовых, экономических и других аспектов экологического образования; взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества и бизнеса при решении задач по формированию экологической культуры; открытость и доступность экологической информации для населения Челябинской области; соблюдение экологического законодательства и принципа неотвратимости наступления ответственности за его нарушение. 25. Приоритеты государственной политики Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры: повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания; совершенствование системы непрерывного экологического образования; экологизация информационного пространства.
V. Основные направления деятельности по формированию экологической культуры Совершенствование экологического образования и воспитания в системе образования 26. Экологическое образование представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде. Экологическое образование должно рассматриваться в качестве основы для разработки нового образа жизни, влияющего на формирование необходимого социального базиса для обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития Челябинской области. Исходя из этого, формирование экологической культуры необходимо признать в числе основных приоритетов развития системы образования. Для формирования экологической культуры населения Челябинской области необходима разработка моделей реализации этого направления в школах и вузах: в предметах и дисциплинах, в воспитательной работе, в
укладе школьной и вузовской жизни, в создании соответствующей эколого-развивающей среды. Формирование экологической культуры зависит и от конкретной среды, в которой живут участники экологического образования: сельской
или городской. Поэтому, кроме изучения общих экологических проблем, необходимо проводить спецификацию экологического образования в сельской и городской среде. Важным фактором формирования экологической культуры является воспитание чувства патриотизма по отношению к природе и культуре своей страны. 27. В целом работу по совершенствованию экологического образования и воспитания в системе образования планируется осуществлять по следующим направлениям: 1) разработка научно-методических материалов по сопровождению процессов экологического образования и воспитания. Современная стратегия естественно-научного образования в целом и экологического в частности направлена на формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. Мировоззренческий потенциал современной общенаучной картины мира, которая включает в себя частные картины мира (естественно-научную, биологическую, экологическую), должен использоваться в качестве философско-методологической основы не только в сфере науки, но и в сфере экологического образования. Каждый этап экологического образования и воспитания имеет свои особенности по формированию экологического сознания. Необходимо шире использовать существующие передовые методики экологического образования и воспитания и разрабатывать новые. Направления деятельности:
разработка понятийных и образно-знаковых моделей картины мира;
разработка методических рекомендаций по вопросам экологического образования и воспитания; создание координационно-методического центра (совета) по разработке и внедрению технологий экологического образования; 2) совершенствование системы непрерывного экологического образования и воспитания. В рамках существующей системы непрерывного экологического образования необходимо обеспечить последовательность формирования экологически ориентированной личности через совершенствование как вертикальной системы образования (дошкольное, школьное, профессиональное), так и через повышение горизонтальной согласованности воздействий в период обучения личности от других источников информации (семья, социальное окружение, культура, средства массовой информации). Следует повысить внутреннюю системность экологического образования через усиление его связи с экологией как системной наукой, другими естественными науками. Направления деятельности:
повышение взаимосвязи дошкольного, школьного и профессионального экологического образования; сопряжение экологического образования системы образования с иными
формами экологического образования; повышение системности содержания непрерывного экологического образования; организация системы информационной поддержки экологического образования, в том числе создание информационного банка данных, включающего реестры авторских программ по экологии, учебно-методической литературы, нормативных документов; 3) экологическое образование и воспитание в системе дошкольного образования. Экологическое образование дошкольников должно объединять три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие. При этом используются такие методы экологического образования, как наблюдение, проектирование, моделирование, экспериментирование, элементарная поисковая деятельность, игровые обучающие ситуации. Среди возможных форм экологического образования дошкольников следует отметить непосредственно образовательную деятельность, совместную, самостоятельную деятельность, интегрированные занятия, экскурсии экологической направленности, экологические акции, праздники экологического содержания, эколого-психологические тренинги. Важным аспектом экологического образования дошкольников является наличие соответствующей эколого-развивающей среды. Несмотря на имеющиеся здесь успехи, следует продолжить работу в данном направлении. Направления деятельности:
сохранение и развитие эколого-развивающей среды;
анализ имеющихся методических рекомендаций по организации экологического образования для дошкольников различных возрастных групп и выработка предложений по их использованию; взаимодействие с организациями экологической направленности (зоопарк, экологические станции, станция "юных натуралистов" и другие); 4) экологическое образование и воспитание в системе начального, основного и среднего (полного) образования. Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования, он создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте. На этапе начальной школы должны быть осуществлены воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей среде, их экологических взаимодействиях, освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку, становление начального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды. На этапе основной школы - становление экологической культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и
понимании опасности потери жизнепригодных качеств природной среды. На этапе средней (полной) школы - становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности. Школьное экологическое образование реализуется на многопредметной
основе, поэтому очень важно проводить экологизацию содержания основных дисциплин образовательной программы, в том числе не естественно-научного профиля. Важную роль играет в процессе экологического образования классный
руководитель. Воспитательная работа классного руководителя должна быть направлена на формирование у учащихся, педагогов, родителей потребности в практической реализации экологических принципов, воспитание ответственности за их реализацию, создание условий для осмысления экологии как науки и образа жизни, принятие экологических принципов существования. Поскольку многое в учебном процессе зависит лично от педагога, его инициативы и творчества, необходимо предусмотреть систему выявления, поддержки и поощрения наиболее талантливых и инициативных преподавателей, активно занимающихся повышением экологической культуры школьников. Необходимо в большей степени использовать в образовательном процессе элективные курсы (курсы по выбору) экологической направленности, но для этого надо повысить их конкурентоспособность по отношению к другим направлениям образования, в том числе и за счет создания в школьных учреждениях соответствующей эколого-развивающей среды. Направления деятельности:
координация деятельности образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, по разработке программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального, основного и среднего (полного) общего образования; проведение областного конкурса педагогических коллективов и учителей "Современные образовательные технологии" (экологической направленности); распространение опыта предметной лаборатории для работы с одаренными детьми по профилю "Экология"; отбор и публикация на сайтах Министерства образования и науки Челябинской области и Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Челябинский
институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" программ элективных курсов экологической направленности; 5) экологическое образование и воспитание в системе дополнительного образования детей. Развитие системы экологического образования возможно через совершенствование предметных, внеурочных и внешкольных форм деятельности. Это предполагает необходимость тесного сотрудничества структур основного и дополнительного экологического образования. Дополнительное образование призвано индивидуализировать образовательный путь школьника в рамках единого социокультурного и образовательного пространства. Дополнительное экологическое образование, в том числе через участие в практической деятельности экологической направленности, дает возможность учащимся овладеть новыми специфическими знаниями, помогает развить собственные способности и самореализоваться, формирует общую экологическую культуру. Дополнительное экологическое образование организуется как на школьной базе (внеклассная работа по предмету, предметные недели, факультативы, кружки, работа школьных научных обществ, тематические праздники), так и на базе специальных учреждений системы дополнительного образования (станции юных натуралистов, детские экологические центры, клубы, центры детского творчества). Для ведения дополнительного экологического образования могут и должны привлекаться иные организации, особенно связанные с охраной и использованием природных ресурсов (зоопарки, ООПТ, лесничества). Дополнительное экологическое образование отличается исключительным организационным разнообразием, что позволяет предоставлять школьникам широкий выбор видов, форм и содержания экологической деятельности. Среди наиболее традиционных форм можно отметить такие, как олимпиады, конкурсы, экологические походы, экскурсии, учебные экологические тропы, экологические школы, летние экологические лагеря. Направления деятельности:
повышение процента охвата школьников дополнительным экологическим
образованием; совершенствование действующих на базе образовательных учреждений форм дополнительного экологического образования, разработка и внедрение новых форм; расширение перечня организаций, участвующих в системе дополнительного экологического образования, в том числе за счет организаций, занимающихся вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов, включая лесничества; разработка программ факультативных курсов экологической направленности в рамках стандарта внеурочной деятельности учащихся; привлечение школьников к созданию кадастра достопримечательных природных и историко-культурных объектов Челябинской области; издание работ школьников, посвященных экологической тематике;
6) экологическое образование и воспитание в системе начального и среднего профессионального образования. Профессиональная подготовка современных специалистов любого профиля должна сопровождаться экологическим образованием в единстве обучения, воспитания и развития. Формирование экологической культуры как проявления мировоззрения будущего специалиста, реализующего экологически оправданное природопользование в соответствии с предметом труда, достигается через: овладение системой общих и прикладных экологически значимых знаний, умений и навыков; формирование эколого-ценностного отношения к объектам профессиональной деятельности; развитие способности и потребности принимать экологически грамотные решения при организации производственной деятельности. Решение указанных задач производится на тех же принципах, что и на предыдущих этапах системы образования, и реализуется через урочную
и внеурочную деятельность. Отличительной чертой данного этапа экологического образования является возможность обучающегося увидеть реальное применение экологических знаний в будущей профессиональной деятельности, приобрести умение не только проектировать экологически оправданную деятельность, но и реализовывать ее во время производственной практики. Направления деятельности:
разработка рабочих основных профессиональных образовательных программ по профессиям (специальностям) экологической направленности и рабочих программ по дисциплинам, междисциплинарным курсам для обучающихся неэкологического профиля; совершенствование форм дополнительного экологического образования, в том числе через систему дополнительного образования; развитие эколого-просветительской деятельности;
подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования; 7) экологическое образование в системе высшего профессионального образования. Задачи экологического образования в системе высшего профессионального образования определяются видом получаемого образования. Для специалистов, не связанных с вопросами экологии, это получение экологической образованности как основы общей образованности личности, обладающей экологическими знаниями и убеждениями, совокупностью умений и навыков их применения, экологическим мышлением
и мировоззрением, системой ценностных ориентаций и регулятивов, направленных на сохранение и сбережение окружающей природной среды. Решается как через чтение отдельных специализированных курсов экологической направленности, так и через экологизацию всего образовательного процесса. Профессиональное экологическое образование представляет собой процесс обучения, воспитания и развития личности на основе профессиональных образовательных программ экологического профиля, обеспечивающих возможность квалифицированной профессиональной деятельности, направленной на решение комплекса проблем, связанных с обеспечением устойчивого развития общества. Задачи высшего профессионального экологического образования: формирование у специалистов современного экологического мировоззрения, включающего понимание возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человека и понимание необходимости личного участия в практической экологической деятельности; овладение учащимися на основе полученных знаний и опыта профессиональной экологической компетенцией. Важность решения первой задачи заключается в том, что экологическое образование выступает в настоящее время определяющим фактором, который может помочь утверждению новой цивилизационной модели развития, обеспечивающей улучшение качества жизни человека при
сохранении качества окружающей природной среды. Компетентностный подход в образовании позволяет получить специалиста, обладающего соответствующими знаниями и опытом, готового
эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность на основе
экологически целесообразных ценностно-мотивационных установок, универсальных способностей и личностных качеств, обеспечивающих социально, экологически и профессионально целесообразное поведение. Для повышения качества обучения и формирования активной жизненной
позиции обучающихся могут использоваться различные формы и средства работы: привлечение студентов к участию в реализации природоохранных программ и мероприятий, участие в научно-исследовательских работах по
профилю образования, участие в природоохранной деятельности через общественные организации, участие в экологическом просветительстве и образовании, проведение студенческих олимпиад, проведение практики с реализацией задач экологической направленности и другое. Направления деятельности:
разработка специализированных курсов экологической направленности
с учетом специфики получаемого образования для обучения студентов неэкологического профиля; проведение экологизации учебного процесса вне зависимости от вида
получаемого образования; разработка мероприятий по внедрению компетентностного подхода в системе профессионального экологического образования; расширение форм и средств дополнительного экологического образования студентов; формирование областного государственного заказа на проведение научно-исследовательских работ экологической направленности; разработка и издание научно-учебной литературы с региональным экологическим компонентом; 8) экологическое образование в системе послевузовского профессионального образования. Для повышения качества экологического образования в системе послевузовского профессионального образования необходимо разработать новые образовательные программы, способствующие формированию и развитию навыков практической оценки экологического состояния окружающей среды, умению проектировать и прогнозировать результаты деятельности человека. Кроме того, необходимо определить, какими экологическими компетенциями должен овладеть слушатель после прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, входящих в его общую профессиональную культуру. Важной составляющей организации учебного процесса является укрепление сотрудничества и партнерства между педагогической общественностью и другими заинтересованными сторонами. Усиление вовлеченности промышленников и предпринимателей в образовательные процессы будет содействовать решению проблем, связанных с развитием технологий и изменениями условий труда; налаживание тесных связей между учебным процессом и жизнью общества позволит обучающимся приобретать дополнительный практический опыт. Задача профессионального образования в рамках аспирантуры и докторантуры - формирование проектной экологической культуры исследователя, которое осуществляется через: развитие способностей и умений вести исследовательский поиск на основе системного понимания и применения законов функционирования окружающего мира; развитие способностей и умений прогнозировать экологические последствия принимаемых решений; воспитание нравственных запретов на разработку и внедрение технологий, наносящих ущерб окружающей среде. Для аспирантов и докторантов, планирующих заниматься научной деятельностью, связанной с охраной и рациональным использованием природных ресурсов Челябинской области, необходимо предусмотреть возможность дополнительного стимулирования. Направления деятельности:
совершенствование учебно-методических комплексов экологического образования слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки; разработка современных образовательных программ;
определение экологических компетенций для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки; включение тем экологической направленности во все соответствующие
образовательные программы и курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки (экологизация учебного процесса); выделение областных грантов на проведение научно-исследовательских работ, связанных с охраной и рациональным использованием природных ресурсов Челябинской области; 9) повышение квалификации и переподготовка кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания. Успешность реализации Концепции в значительной степени зависит от
уровня квалификации кадров, работающих в системе экологического образования и воспитания. Необходимо осуществить совершенствование комплекса педагогических условий для овладения слушателями теоретическими и методическими основами проблемы формирования экологической культуры. Важным является формирование у слушателей профессиональных ценностей и развитие профессиональных способностей, а также развитие мотивов и потребностей, связанных с заинтересованностью в достижении более высоких результатов своей работы, в росте своего профессионального мастерства. Для этого необходимо развивать междисциплинарный комплексный подход при создании образовательных программ, готовить слушателей к использованию инновационных методов обучения, формировать у них систему методических умений, навыков и компетенций, обеспечивающих высокий уровень подготовки, развивать творческие и профессиональные способности. Направления деятельности:
разработка современных образовательных программ и курсов (включающих учебные и учебно-методические издания, наглядные пособия,
примеры передового опыта, электронные, аудио- и видеосредства); разработка и издание учебно-методического комплекса для преподавания междисциплинарного учебного курса "Экология родного края" в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов; подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования в учреждениях общего, среднего, дополнительного и высшего образования; совершенствование профессионального мастерства специалистов в области экологии путем организации мастер-классов. Совершенствование экологического образования и воспитания вне системы образования 28. Семейное экологическое образование и воспитание.
Одним из наиболее важных социальных институтов, в которых реализуется экологическое образование, является семья. Семья - фундамент общества, и именно в ней формируется экологическая культура
ребенка, особенно в начальный период его жизни. Интерес к природе, отношение к ней во многом определяются отношением к природе ближайших
родственников ребенка. Именно в семье закладываются основные стереотипы поведения ребенка. Учитывая то, что в семье вырабатываются оценочные установки ребенка, необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах - в часть семейных отношений. Выращивание комнатных растений, уход за животными помогают
формировать у ребенка ответственное отношение к природе. Как средство экологического воспитания и образования могут использоваться экскурсии в зоопарк, семейные походы на природу, организация зимней подкормки птиц, устройство скворечников, сбор плодов и семян, уборка мусора, очистка родника, оказание помощи родителям на садовых и приусадебных участках. Важную роль в экологическом воспитании ребенка играет изобразительное искусство. Необходимо поощрять детей рисовать различные объекты природы, что развивает в них чувство прекрасного и закладывает определенное ценностное отношение к природе. Проведение единой политики педагогов и родителей, особенно на стадии дошкольного образования, позволяет эффективно повышать уровень
экологической культуры как детей, так и родителей. Направления деятельности:
активизация работы с родителями в рамках дошкольного и школьного экологического образования; разработка и проведение образовательных программ, курсов и семинаров, направленных на формирование экологической культуры в семье; разработка методического материала для родителей по работе с экологическим образованием детей. 29. Создание условий и предпосылок для экологического самообразования. Самообразование - это процесс самостоятельного получения индивидуумом знаний и опыта. Самообразование является важным условием
адаптации человека к изменяющимся условиям внешней социальной и природной среды. Качество самообразования определяется, с одной стороны, качеством и количеством доступного обучающего материала, с другой стороны, внутренней и внешней мотивацией самообразовательной деятельности. Мотивация в значительной степени зависит от качества основного образовательного процесса в системе образования. Определенную роль в формировании нужной мотивации могут играть и другие участники процесса обучения - семья, ближайшее социальное окружение, средства массовой коммуникации и другое. Направления деятельности:
создание специализированных учебных материалов для экологического
самообразования лиц, относящихся к различным возрастным группам; создание положительной внешней мотивации для экологического самообразования. 30. Участие в экологическом образовательном процессе органов государственной власти и органов местного самоуправления Челябинской области. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Челябинской области в рамках своих полномочий осуществляют определенное управление процессами экологического образования и воспитания учащихся. Принятие Концепции предполагает создание дополнительных усилий по решению поставленных задач. Эффективным средством воздействия как на учащихся, так и на все население в целом является проведение массовых экологических мероприятий. Проведение под эгидой органов государственной власти и органов местного самоуправления Челябинской области конференций, семинаров, круглых столов и конкурсов придает соответствующим мероприятиям большую социальную значимость, делает их более эффективными. Важную роль играет оказание помощи тем организациям, которые занимаются вопросами экологического образования, особенно на некоммерческой основе. Направления деятельности:
проведение под эгидой органов государственной власти и органов местного самоуправлениям Челябинской области массовых экологических мероприятий местного значения, муниципального и регионального уровней; проведение под эгидой органов государственной власти и органов местного самоуправления Челябинской области конференций, семинаров, круглых столов и конкурсов по проблемам формирования экологической культуры населения; содействие организациям, занимающимся вопросами экологического образования. 31. Участие общественных и других организаций в экологическом образовании и воспитании. Участие в образовательном процессе могут принимать различные организации, не входящие в систему образования - от государственных до общественных. Важную роль должны играть государственные предприятия и учреждения Челябинской области, связанные в своей деятельности с вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов. Необходимо также наладить сотрудничество с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Ознакомление с практической реализацией государственной природоохранной деятельности должно гармонически дополнять теоретические знания учащихся. Многие общественные организации ведут активную работу по экологическому образованию и воспитанию населения Челябинской области. Формы такой работы могут быть разнообразны: организация акций экологической направленности; организация проектной природоохранной деятельности; организация краеведческой деятельности, разработка проектов и программ изучения и описания природного и культурного наследия территории Челябинской области, развитие экологического патриотизма; проведение экскурсий и экспедиций экологического профиля, организация экологических троп; организация музейной и экспозиционной
деятельности; проведение соревнований и конкурсов экологической направленности. Промышленные предприятия Челябинской области также могут участвовать в формировании экологической культуры, особенно подрастающего поколения. Ознакомление учащихся с современными малоотходными технологиями производства, эффективными методами борьбы
со сбросами и выбросами вредных веществ в окружающую среду, с одной стороны, имеет определенный образовательный смысл (практическая реализация природоохранной деятельности), с другой стороны, несет большое воспитательное значение (показывается важность для общества решения существующих экологических проблем). Кроме того, подобные экскурсии помогают сформировать позитивное отношение к возможности решения экологических проблем при приложении соответствующих усилий в
будущем. В целом необходимо осуществить консолидацию усилий учреждений и организаций, участвующих в экологическом образовании. Направления деятельности:
привлечение государственных предприятий и учреждений, связанных с вопросами охраны и рационального использования природных ресурсов, к экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения; организация системной работы по использованию в образовательном и
воспитательном процессе существующего природного потенциала Челябинской области, в том числе ООПТ, лесного фонда, водных объектов; содействие общественным организациям, проводящим деятельность по экологическому образованию и воспитанию учащихся; ознакомление учащихся с передовым опытом работы промышленных предприятий Челябинской области в сфере защиты окружающей среды от вредных воздействий. 32. Для эффективной реализации Концепции необходимо создание единого эколого-образовательного пространства. Частью такого пространства является быт и досуг каждого человека. Экологизация культуры быта населения 33. Быт - часть физической и внепроизводственной социальной жизни, включающая удовлетворение материальных и духовных потребностей
людей в пище, одежде, жилье, лечении и поддержании здоровья, сохранении и продолжении рода. Удовлетворение материальных потребностей людей в быту приводит к использованию природных ресурсов и загрязнению окружающей среды. При этом надо учитывать, что данный процесс происходит как минимум дважды
- при производстве соответствующего предмета потребления и при его потреблении. Поэтому необходимо, с одной стороны, повышать требования
к экологичности предметов потребления с точки зрения безопасности самого потребителя, с другой стороны, требования экологичности должны
распространяться на весь процесс производства предмета потребления и процесс его утилизации после потребления с точки зрения безопасности для окружающей среды. Надежность и долговечность товаров народного потребления в противовес неремонтопригодности и контролируемому износу должны быть приоритетными с точки зрения безопасности окружающей среды. Важной составляющей культуры быта является экономия использования
в быту таких ресурсов, как вода, электричество, газ, тепло. Экологически безопасный и здоровый образ жизни предполагает заботу о своем здоровье и здоровье своего потомства. Поскольку экологические условия существования оказывают значительное влияние на
состояние здоровья, необходимо проводить разъяснительную работу по влиянию факторов окружающей среды на здоровье населения. Направления деятельности:
просвещение по вопросам экологически чистого питания (безопасных для здоровья продуктов, при производстве которых учитывались экологические требования); просвещение по вопросам экологически безопасной одежды, бытовой техники, жилья; просвещение по вопросам экономного энергоресурсопотребления в быту, в том числе возможности вторичного использования предметов потребления; просвещение по вопросам экологически безопасного и здорового образа жизни. Экологизация культуры досуга 34. Досуг - период времени, свободный от профессиональной занятости и домашних обязанностей. В ходе исторического развития возрастает как количество досугового времени, так и его значимость для человека. Досуг выполняет две основные функции. Первая связана с восстановлением сил индивида, затраченных на производственную сферу и
выполнение домашних обязанностей, вторая - с его духовным и физическим развитием. Каждый вид деятельности, даже связанный просто с отдыхом, можно в
той или иной степени экологизировать, в том числе за счет изменения не формы, а содержания. Необходимо создавать условия для реализации активного, экологически ориентированного досуга, особенно для детей и
подростков. В частности, организация летних экологических лагерей, развитие экотуризма, привлечение детей и подростков к реализации проектов и программ экологической направленности, осуществляемых учреждениями образования, культуры и другими организациями. Правильная организация досугового времени позволит значительно ускорить процесс создания единого эколого-образовательного пространства. Направления деятельности:
разработка и реализация программы развития экологически ориентированного досуга; использование существующей культурно-досуговой инфраструктуры для
формирования экологической культуры; создание и поддержка культурно-досуговых учреждений экологической
направленности; развитие экотуризма.
Экологизация информационного пространства 35. Проведение эффективной политики по формированию экологической
культуры населения Челябинской области невозможно без использования Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|