Расширенный поиск
Постановление Правительства Челябинской области от 15.09.2015 № 439-п(Утратило силу - Постановление Правительства Челябинской области ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15.09.2015 г. N 439-П г. Челябинск О государственной программе Челябинской области "Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015 - 2020 годы" В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Челябинской области "О промышленной политике в Челябинской области" Правительство Челябинской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015 - 2020 годы". 2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель Правительства Челябинской области Б.А.Дубровский Утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 15.09.2015 г. N 439-П Государственная программа Челябинской области "Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015 - 2020 годы" Паспорт государственной программы Челябинской области "Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015 - 2020 годы"
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Промышленность - основа социально-экономического развития Челябинской области. На территории региона представлены практически все виды промышленной деятельности. На начало 2014 года выпуском промышленной продукции в Челябинской области занимались: 2019 организаций добывающих производств, 5678 организаций обрабатывающих производств, 841 организация по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. В промышленных производствах региона было занято 373,9 тыс. человек. Обрабатывающие производства - основной вид деятельности в промышленности Челябинской области. Их удельный вес составляет свыше 88 процентов от общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, промышленной продукции региона. Отличительной особенностью отраслевой структуры обрабатывающих производств Челябинской области является высокий удельный вес металлургического и машиностроительного секторов (58,4 и 12,5 процента соответственно). Наиболее крупные предприятия на территории Челябинской области: открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат", публичное акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат", открытое акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод", публичное акционерное общество "Ашинский металлургический завод", открытое акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат", открытое акционерное общество "Челябинский цинковый завод", закрытое акционерное общество "Карабашмедь", открытое акционерное общество "Уфалейникель" и другие. Основные направления металлургического производства в Челябинской области: производство чугуна, ферросплавов, стали, горячекатаного проката и холоднокатаного листового проката, производство чугунных и стальных труб, производство цветных металлов, производство готовых металлических изделий. Машиностроение включает в себя следующие основные производства: производство машин и оборудования - механическое, прокатное, доменное и сталеплавильное оборудование, подъемные краны, погрузчики, станки, тракторы, бульдозеры, дорожная техника, нефтегазовое машиностроение и оборудование. Наиболее крупные предприятия: общество с ограниченной ответственностью "Челябинский тракторный завод - УРАЛТРАК", закрытое акционерное общество "Челябинские строительно-дорожные машины", открытое акционерное общество "Копейский машиностроительный завод", общество с ограниченной ответственностью производственное объединение "Челябинский механический завод" и другие; производство транспортных средств и оборудования - выпуск автомобилей, автомобильных прицепов и полуприцепов, объектов железнодорожного подвижного состава (локомотивы, трамвайные вагоны и другое), а также автомобильных частей и комплектующих. Наиболее крупные предприятия: открытое акционерное общество "Автомобильный завод "Урал", акционерное общество "Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов "Уралавтоприцеп", федеральное государственное унитарное предприятие "Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова", федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева"; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - электродвигатели, генераторы и трансформаторы, электрические лампы и осветительное оборудование, приборы учета, медицинская техника. Наиболее крупные предприятия: открытое акционерное общество "Миассэлектроаппарат", открытое акционерное общество "Челябинский завод "Теплоприбор", закрытое акционерное общество "Промышленная группа "Метран", открытое акционерное общество "ЭНЕРГОПРОМ - Челябинский электродный завод" и другие. Кроме того, структура обрабатывающих производств в Челябинской области представлена производством пищевых продуктов, производством изделий из кожи и производством обуви, химическим, текстильным и швейным производством, обработкой древесины и производством изделий из дерева, производством кокса и нефтепродуктов. 1. Приоритетным направлением развития промышленного комплекса Челябинской области, позволяющим закрепить положительные тенденции в экономике Челябинской области, является развитие внутриобластной и межрегиональной кооперации: 1) несмотря на то, что многие промышленные предприятия уделяют особое внимание развитию внутриобластной кооперации и локализации производства, средний уровень кооперационных связей предприятий по производству готовой продукции и предоставлению услуг на территории Челябинской области низкий. Направления и особенности внутриобластной кооперации обусловлены отраслевой структурой промышленности региона. Наибольший объем внутриобластных кооперационных связей приходится на предприятия металлургического комплекса Челябинской области. В среднем количество внутриобластных поставок составляет 23,8 процента от себестоимости выпуска, среднее количество внутриобластных контрагентов по предприятиям составляет 24 предприятия. Продукция металлургических предприятий - основа внутриобластной кооперации, что обусловлено исторически сложившимся высоким уровнем локализации всех видов производств горно-металлургического комплекса на территории Челябинской области. Большинство предприятий горно-металлургического комплекса функционируют в составе холдинговых компаний, в рамках которых обеспечивается их кооперационное взаимодействие, прежде всего в поставках сырья и готовой продукции. Горнодобывающий комплекс характеризуется средним уровнем внутриобластной кооперации. Это обусловлено высокой исчерпаемостью месторождений сырьевых ресурсов металлургической промышленности. Предприятиями металлургической промышленности востребованы поставки песка, глины, каолина, графита, кварцита, разработка данных месторождений требует больших финансовых затрат. Развитие железорудной базы на территории Челябинской области - потенциал развития внутрирегиональной производственной кооперации по основному сырью, а именно - разработка месторождений комплексных апатит-титаномагнетитовых руд (Суроямское месторождение) и сидеритовых руд (месторождения Бакальской группы). В Челябинской области сосредоточены значительные запасы титаномагнетитовых руд (прогнозные ресурсы титаномагнетитовых руд - около 7 млрд. тонн), являющихся перспективными для получения железорудных концентратов. Учтенные государственным балансом запасов полезных ископаемых запасы сидеритов и бурых железняков Бакальской группы месторождений на начало 2014 года составляли более 500 млн. тонн. На территории Челябинской области известно более 650 месторождений разнообразных полезных ископаемых, из которых 213 - месторождения твердых полезных ископаемых. В Челябинской области действует около 200 горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, отрабатывающих многочисленные месторождения бурого угля, черных и цветных металлов, золота, нерудного сырья. Предприятия горно-добывающего комплекса в то же время являются одними из крупнейших потребителей продукции тяжелого транспортного машиностроения. Следовательно, существует значительный потенциал восстановления и развития данных кооперационных связей: поставки горного, металлургического, прокатного, кузнечно-прессового, транспортного, энергетического, станочного оборудования, а также запасных частей. Предприятия машиностроительного комплекса имеют наиболее однородные кооперационные связи с предприятиями металлургии ввиду высокой металлоемкости продукции машиностроения и близости поставщиков. В то же время неоднородность внутриобластных кооперационных связей предприятий машиностроения отмечается в направлении поставок комплектующих, при этом можно отметить преобладание прямых связей с предприятиями-производителями. Развитие кооперационных связей предприятий оборонно-промышленного комплекса с субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими выпуск машиностроительной продукции гражданского назначения, в рамках выполнения государственного оборонного заказа сегодня сдерживается не только низким технологическим уровнем машиностроительных производств, недостатком разработок и слабым кадровым потенциалом, но и рядом объективных причин, связанных с особенностью функционирования оборонной отрасли, в частности, действием Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", а также сложившейся практикой по распределению заказов по кооперации внутри вертикально интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса. Анализ состояния кооперационных связей предприятий химического комплекса Челябинской области показывает, что приобретение сырья предприятиями осуществляется непосредственно у производителей (центральная часть России, Казахстан, Украина, Китай, Италия, Германия, Австрия, Бельгия, Голландия, Турция, Беларусь). Предприятия химического комплекса внутри региона поставляют свою продукцию предприятиям оборонного комплекса, машиностроения, лесопереработки, строительной индустрии. Одной из важных сторон внутриобластной кооперации является научно-производственная кооперация предприятий и научных исследовательских институтов на базе учебных заведений высшего профессионального образования, таких как Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный университет" (национальный исследовательский университет), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный университет", осуществляющих научную деятельность, принимающих участие в выставках с научно-техническими разработками, промышленными образцами, которые являются не только принципиально новыми решениями, но и эффективными с коммерческой точки зрения. Однако основной проблемой учебных заведений является отсутствие опыта, знаний и средств для запуска промышленного образца в массовое производство с целью дальнейшего извлечения прибыли. В то же время региональные предприятия в процессе своей деятельности сталкиваются с проблемами, решение которых с привлечением научных учреждений могло бы значительно повысить коммерческую привлекательность и качество конечного продукта, сократить сроки на его разработку. Таким образом, основные факторы, препятствующие развитию внутриобластных кооперационных связей, - это отсутствие информационного поля по производственным возможностям предприятий, незаинтересованность потенциального исполнителя в установлении кооперационных связей, низкая инновационная составляющая производства, несоответствие цены и качества продукции, которое происходит по причине высоких накладных издержек, недостаточной квалификации персонала, устаревшего оборудования, отсутствия систем контроля качества на производстве. Для построения высокопроизводительной внутриобластной производственной кооперации необходима реализация комплекса мероприятий, направленного на создание открытых информационных ресурсов, организация более тесной связи науки и производства, внедрение инновационной составляющей в производственный процесс, использование более экономичного, узкоспециализированного оборудования путем привлечения к кооперации предприятий, обладающих необходимым парком оборудования; 2) развитие межрегиональной кооперации является одним из приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, принятой постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 N 1949. Объем торгового оборота Челябинской области с субъектами Российской Федерации по итогам 2014 года оценивается в 500,2 млрд. рублей (без учета внутриобластных поставок), что составляет 103,5 процента по отношению к 2013 году. Объем вывоза продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров из Челябинской области в регионы Российской Федерации за 2014 год оценивается в 285,0 млрд. рублей (57 процентов от общего объема товарооборота), объем ввоза в Челябинскую область из субъектов Российской Федерации - 215,2 млрд. рублей (43 процента). В 2014 году наиболее крупными партнерами Челябинской области по межрегиональным поставкам являлись Свердловская, Московская, Омская, Самарская, Нижегородская области, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, города Москва и Санкт-Петербург. Важным элементом, характеризующим зрелость межрегиональной кооперации, является уровень развития межрегиональной торговли продукцией производственно-технического назначения (далее именуется - ПТН). Основную долю продукции, поставляемой в регионы России, составляют металл и изделия из него, продовольственные товары, а также машины и оборудование. Среди продукции, поставляемой на территорию региона, наибольший объем составляют топливно-энергетические ресурсы, продукция нефтепереработки и продовольственные товары; 3) региональными предприятиями осуществляется внешнеэкономическое сотрудничество со 155 странами мира. В 2014 году на территории Челябинской области осуществляли декларирование более 1000 участников внешнеэкономической деятельности, из них более 30 процентов импортируют и экспортируют товары на постоянной основе. Внешнеторговый оборот Челябинской области в 2014 году составил 8 миллиардов долларов США, в том числе экспорт - 5 миллиардов 200 миллионов долларов США, импорт - 2 миллиарда 800 миллионов долларов США. Что касается импорта, сумма перечисленных и взысканных в федеральный бюджет таможенных платежей по импортным товарам в 2014 году составила 12 млрд. рублей (на 11 процентов больше уровня 2013 года - 11,4 млрд. рублей). В стоимостном объеме импортных товаров 93 процента составляют товары, ввезенные из дальнего зарубежья, а 7 процентов - из стран СНГ. Основные импортные поставки осуществлялись из Китая, они составили 40 процентов стоимостного объема ввозимых товаров; из Германии - 13 процентов, из Италии - 19 процентов, из Финляндии и Украины - по 4 процента. Номенклатура ввозимых товаров включала: 61 процент от общего стоимостного объема импорта в 2014 году составили машины, оборудование и транспортные средства - технологическое оборудование из Германии и Китая, грузовые автомобили в разобранном виде из Италии, грузовые автомобили и шасси из Китая; 16 процентов - металлы и изделия из них, в основном штрипс (крупный листовой прокат для производства труб) из Украины, после осложнения политической обстановки - из Японии, также затворы, части печи; 9 процентов ввозимых товаров - продукция химической промышленности, каучук, полиэтилен из Германии для изоляции труб, гранулированный полимер для изготовления пластикового профиля, посуды и прочей продукции, часть материалов для изготовления обуви; 5 процентов - продовольственные товары и сырье для их производства, в том числе оливковое масло, плодоовощная продукция, ранее ввозимая из Европы, а на сегодняшний день - из стран Юго-Восточной Азии; до 3 процентов - минеральные продукты, в основном кокс из Украины, текстиль, текстильные изделия и обувь, древесина и целлюлозно-бумажные изделия - изделия из бамбука, ламинат, древесно-стружечные плиты - из Китая и Германии, кожевенное сырье, пушнина и изделия из них в основном из Китая. В сравнении с 2013 годом стоимостный объем импорта из стран дальнего зарубежья сократился на 15 процентов, а из стран СНГ - на 59 процентов. Физический объем поставок из стран СНГ также сократился на 27 процентов, а из стран дальнего зарубежья практически не изменился (рост на 1 процент). Основные импортеры на территории Челябинской области: открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат", открытое акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат", публичное акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат", открытое акционерное общество "Челябинский трубопрокатный завод", закрытое акционерное общество "Промышленная группа "Метран", публичное акционерное общество "Ашинский металлургический завод", закрытое акционерное общество "Карабашмедь", общество с ограниченной ответственностью "ИВЕКО-АМТ", открытое акционерное общество "Копейский машиностроительный завод". Что касается экспорта, физический объем экспорта в 2014 году превысил 1,5 миллиона тонн, 60 процентов этого объема экспортировано в страны дальнего зарубежья, 40 процентов - в страны СНГ, при этом, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, весовой объем экспорта в страны СНГ сократился на 6 процентов, а в страны дальнего зарубежья увеличился на 2 процента. 30 процентов поставок от общего объема экспорта осуществлялись в Бельгию, 12 процентов - в Нидерланды, в Азербайджан - 10 процентов, в Туркмению - 6 процентов, в Турцию - 5 процентов, по 4 процента в Египет и Узбекистан, по 3 процента в Италию и Украину. Основная номенклатура (70 процентов) экспортируемых товаров - металлы и изделия из них (медь, никель, черные металлы и изделия из черных металлов); 18 процентов в структуре экспорта составляют машины, оборудование и транспортные средства; 3 процента - продукция химической промышленности, каучук. Основные предприятия-экспортеры: открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат", закрытое акционерное общество "Кыштымский медеэлектролитный завод", открытое акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат", публичное акционерное общество "Челябинский металлургический комбинат", открытое акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат", открытое акционерное общество "Уфалейникель", открытое акционерное общество "Автомобильный завод "УРАЛ", открытое акционерное общество "Челябинский цинковый завод", открытое акционерное общество "Завод "Пластмасс", открытое акционерное общество "Уральская кузница", открытое акционерное общество "Энергопром-Челябинский трубопрокатный завод", открытое акционерное общество "Челябинский электродный завод", общество с ограниченной ответственностью "Группа "МАГНЕЗИТ", акционерное общество "Саткинский чугуноплавильный завод". 2. Таким образом, анализ текущего состояния отраслей промышленного комплекса доказывает актуальность выбранного вектора развития Челябинской области, направленного на создание производств товаров-субститутов на предприятиях в Челябинской области и развитие импортозамещающего производства в целях повышения экономической и промышленной независимости и безопасности. Челябинская область обладает значительным научным, научно-техническим, кадровым потенциалом и занимает лидирующие места в России по данным показателям. Научными исследованиями и разработками занимаются свыше 1200 человек. В промышленном производстве Челябинской области действовали 67 инновационно активных организаций, из них большая часть (85,1 процента) сосредоточена в обрабатывающих производствах. Затраты на технологические инновации в промышленном производстве в 2014 году составили 27,1 млрд. рублей, из них 61 процент был произведен в обрабатывающих производствах. Предприятия промышленного комплекса осуществляют разработку и реализацию инвестиционных проектов и научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, способствующих импортозамещению. 3. Для ускоренного развития новых производств и базисных элементов инновационной инфраструктуры в Челябинской области: 1) создается парк индустриальных инноваций "Малая Сосновка", в котором для инвесторов предлагаются экономически выгодные условия, позволяющие значительно уменьшить их финансовые расходы и сократить срок реализации проектов; 2) создан мультимодальный транспортно-логистический комплекс "Южноуральский", расположенный в Увельском муниципальном районе. Основное направление комплекса - хранение и логистическое сопровождение товаров, поступающих из Китая. Также на территории комплекса рассматривается возможность организации сборочного производства, переработки сельскохозяйственной продукции и производства продуктов питания. Резидентам мультимодального транспортно-логистического комплекса "Южноуральский" будут предложены производственные площади, склады и офисные помещения; 3) формируется кластер по производству грузоподъемного (кранового) оборудования; 4) формируется станкостроительный кластер по производству крупногабаритных (тяжелых) круглошлифовальных станков, портальных плоскошлифовальных крупногабаритных станков с длиной обработки от 1000 до 6000 миллиметров, инструментальных станков (станки для заточки и шлифовки инструмента), крупногабаритных фрезерных обрабатывающих центров с числовым программным управлением, термопластавтоматов (на территории Российской Федерации не выпускаются), станков для обработки древесины и прочих станочных изделий, токарных станков; 5) создается чугунно-литейное производство, предназначенное для производства станин, рабочих валков станков холодной прокатки; 6) создается индустриальный парк "ММК-Южный Урал" по производству крановой продукции, металлообработке и оказанию транспортно-логистических услуг; 7) создан "ООО "Индустриальный парк "Станкомаш" по производству оборудования для нефтегазовой отрасли; 8) при автономной некоммерческой организации "Центр развития промышленных инноваций" действует региональный центр субконтрактации, направленный на развитие системы субконтрактации между субъектами малого и среднего предпринимательства и крупным бизнесом. Начиная с 2012 года организовано 13 бирж субконтрактов, выставлено заказов на сумму около 7,0 млрд. рублей, приняли участие 137 заказчиков, 349 поставщиков, проведено свыше 1100 переговоров, число зарегистрированных посетителей превысило 1600 человек; 9) функционируют 46 образовательных организаций высшего образования, из них государственных образовательных организаций высшего образования - 27, негосударственных образовательных организаций высшего образования - 19. 4. Проблемы импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области. К числу отрицательных факторов, прямо или косвенно влияющих на развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности, относятся: 1) производственно-технологические факторы. К данной группе факторов можно отнести следующие ограничения: отсутствие на предприятиях стратегии развития производства импортозамещающих видов продукции и развития научно-производственной кооперации с предприятиями, расположенными на территории Челябинской области; недостаточный объем продукции с высокой долей добавленной стоимости (снижение доли предприятий с полным производственным циклом и увеличение на территории Челябинской области числа сборочных производств); высокая степень износа основных производственных фондов отдельных предприятий; низкий уровень загрузки мощностей, наличие свободных производственных площадей, зданий и сооружений, невысокое качество менеджмента; несбалансированность сектора исследований и разработок и недостаточная проработанность механизмов его стратегического развития в соответствии с запросами промышленного комплекса; высокие тарифы естественных монополий; наличие рисков у предприятий при освоении производства продукции по кооперации и импортозамещению, связанных с возможным наличием уже исторически сложившихся кооперационных связей между предприятиями отрасли и необходимостью предложения новых технических решений для выпуска импортозамещающей продукции; необходимость проведения предприятиями условно-добровольной сертификации продукции для выхода на специализированные рынки; 2) финансовые факторы. К данной группе факторов можно отнести следующие ограничения: трудности привлечения кредитных ресурсов на долгосрочный период на приемлемых финансовых условиях в банковской системе; дефицит инвестиционных ресурсов, оборотных средств у предприятий для организации и модернизации производства; отсутствие у предприятий в Челябинской области возможности по предоставлению потребителям финансово привлекательных условий по контрактам на поставку сложной технической продукции в сравнении с иностранными производителями; ограниченность финансовых инструментов государственной поддержки крупных и средних предприятий инновационной деятельности; 3) информационные факторы. К данной группе факторов можно отнести следующие ограничения: трудности в получении промышленными предприятиями от государственных корпораций, коммерческих организаций и естественных монополий информации о потребности в поставках продукции, а также технических требований по созданию и освоению производства новых видов промышленной продукции; отсутствие единого информационного портала в Челябинской области по вопросам развития импортозамещения и научно-производственной кооперации; трудности в получении промышленными предприятиями информации о перспективных товарных рынках для развития импортозамещения; 4) социальные факторы. К данной группе факторов можно отнести следующие ограничения: дефицит квалифицированных кадров, способных работать на сложном оборудовании, качественно выполняя различные технологические операции; недостаточная интеграция профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и промышленных предприятий - потенциальных работодателей выпускников основных профессиональных образовательных программ технической направленности; низкая мобильность трудовых ресурсов; необходимость сохранения и создания новых рабочих мест на градообразующих предприятиях промышленного комплекса; субъективный подход менеджмента предприятий при формировании корпоративной политики по развитию кооперации и импортозамещения. В целом совокупность указанных отрицательных факторов вместе с недостатками развития кооперационных механизмов на уровне предприятий, расположенных на территории Челябинской области, муниципальных образований Челябинской области, ведут к недостаточному уровню использования мощности предприятий по выпуску основных видов продукции. Ограничения и барьеры, с которыми сталкиваются промышленные предприятия, определяют приоритетные направления государственной региональной поддержки по вопросам развития научно-производственной кооперации и производства импортозамещающей продукции на территории Челябинской области. Решение указанных проблем программным методом предусмотрено Законом Челябинской области от 18.06.2015 г. N 201-ЗО "О промышленной политике в Челябинской области". 5. Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации на территории Челябинской области. Для снижения влияния основных негативных факторов, сдерживающих развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации промышленных предприятий в Челябинской области, необходим постоянный мониторинг производственных возможностей предприятий и применение мер комплексной государственной поддержки при освоении предприятиями приоритетных товарных рынков. Механизм выделения приоритетных рынков базируется на оценке таких критериев как потенциальный объем производства и сбыта импортозамещающей продукции; производственные возможности предприятий промышленного комплекса в Челябинской области; емкость и потенциал внутреннего и внешнего рынков Челябинской области в части импортозамещения. В современных условиях приоритетными рынками для предприятий в Челябинской области являются рынки промышленной продукции для нужд нефтегазового комплекса России (объем рынка составляет около 200 млрд. рублей, доля импорта оценивается до 80 процентов по отдельным видам продукции), а также рынки продукции для нужд предприятий оборонно-промышленного комплекса, естественных монополий, государственных и муниципальных нужд субъектов Российской Федерации. В соответствии с имеющимся производственным, конструкторским и инженерным потенциалом в Челябинской области определены ключевые производственные возможности промышленных предприятий в Челябинской области, на основе которых может быть раскрыт потенциал Челябинской области по развитию импортозамещения и научно-производственной кооперации. К данным компетенциям отнесены: производство продукции станкоинструментальной промышленности, станины и приводов для станкостроения и робототехники, гидравлического и пневматического оборудования; специальное машиностроение в составе оборонно-промышленного комплекса; специализированное машиностроение для атомной отрасли; производство электрических машин и электрооборудования; производство оборудования для нефтегазового комплекса, газоочистительного оборудования; производство автомобилей, прицепов и полуприцепов; производство металлургического оборудования, в том числе чугунно-литейное производство; производство трубной продукции, систем управления и автоматизации технологическими процессами; производство высокотехнологичного медицинского оборудования; производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства. Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 6. Целью государственной программы является создание условий для формирования конкурентоспособных, экономически устойчивых промышленных предприятий в Челябинской области как основы повышения качества жизни населения. 7. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: 1) создание условий для организации современных производств по выпуску импортозамещающей продукции с целью обеспечения технологической, товарной и компонентной независимости; 2) использование (привлечение) инновационного и научно-исследовательского потенциала Челябинской области на промышленных предприятиях в Челябинской области; 3) обеспечение роста производительности труда на промышленных предприятиях в Челябинской области; 4) продвижение конкурентоспособной продукции товаропроизводителей в Челябинской области на внутренних и внешних рынках сбыта; 5) создание новых высокопроизводительных рабочих мест. 8. Достижение цели государственной программы, а также выполнение поставленных задач будет решаться в рамках реализации основных мероприятий, направленных на ускорение процессов модернизации производства и обновление основных промышленно-производственных фондов, организацию современных импортозамещающих производств, создание высокопроизводительных рабочих мест, развитие инноваций. Степень достижения цели и решения обозначенных задач можно оценить с помощью следующих целевых индикаторов и показателей государственной программы: 1) индекс промышленного производства; 2) объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций в Челябинской области; 3) объем экспорта во внешнеторговом обороте Челябинской области; 4) количество субъектов промышленных предприятий, реализующих проекты, направленные на содействие импортозамещению; 5) объем оказанной информационной и консультационной поддержки промышленным предприятиям, реализующим значимые проекты для Челябинской области, в том числе проекты, способствующие импортозамещению; 6) количество проведенных рабочих встреч, "круглых столов" и семинаров, направленных на стимулирование инновационного развития и технологической модернизации промышленного комплекса в Челябинской области, повышение уровня внутриобластной и межрегиональной кооперации, а также внешнеэкономической деятельности. Раздел III. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 9. Для достижения цели государственной программы по созданию условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса в Челябинской области необходимо выполнение задач государственной программы путем реализации мероприятий, указанных в приложении 1 к государственной программе. Срок реализации мероприятий государственной программы: 2015 - 2020 годы. Государственная программа реализуется в один этап. Значения целевых индикаторов и показателей государственной программы приведены в приложении 2 к государственной программе. Раздел IV. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 10. Достижение поставленной цели государственной программы и решение ее задач будут реализованы путем осуществления мероприятий по трем основным направлениям: 1) финансовая поддержка промышленных предприятий, реализующих проекты, направленные на содействие импортозамещению; 2) устранение административных барьеров и совершенствование законодательства в сфере реализации политики импортозамещения; 3) информационная поддержка промышленных предприятий, способствующих развитию импортозамещения в Челябинской области. Система мероприятий государственной программы представлена в приложении 1 к государственной программе. Раздел V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 11. Источником финансирования мероприятий государственной программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования государственной программы на весь период реализации составляет 760000 тыс. рублей. Объем финансирования по годам и мероприятиям представлен в приложении 1 к государственной программе. Раздел VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 12. Ответственным исполнителем государственной программы является Минэкономразвития Челябинской области. 13. Минэкономразвития Челябинской области: 1) организует реализацию государственной программы и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей государственной программы, конечных результатов ее реализации, а также за эффективное использование бюджетных средств; 2) не позднее 1 декабря текущего финансового года утверждает план реализации государственной программы; 3) в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, подготавливает годовой отчет о ходе реализации государственной программы. 14. Реализация государственной программы осуществляется путем предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на техническое перевооружение производства и реализацию инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению. 15. Внесение изменений в государственную программу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области. 16. Минэкономразвития Челябинской области организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о ходе реализации государственной программы. Раздел VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 17. Динамика целевых индикаторов и показателей, которые будут достигнуты в результате реализации мероприятий государственной программы, представлена в приложении 2 к государственной программе. Раздел VIII. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 18. Финансово-экономическое обоснование государственной программы приведено в приложении 3 к государственной программе. 19. Субсидии юридическим лицам на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на техническое перевооружение производства и реализацию инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению (пункт 1 приложения 1 к государственной программе), предоставляются в порядке, утверждаемом Правительством Челябинской области. Раздел IX. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 20. Целевые индикаторы и показатели государственной программы взаимосвязаны с мероприятиями государственной программы и результатами их выполнения. Эффективность реализации государственной программы оценивается ежегодно на основании фактически достигнутых значений целевых индикаторов и показателей. Методика оценки эффективности государственной программы представлена в приложении 5 к государственной программе. 21. Под результативностью мероприятий государственной программы понимается мера соответствия ожидаемых результатов реализации государственной программы поставленной цели, степень приближения к этой цели, степень позитивного воздействия на социальные и экономические параметры развития Челябинской области. Под эффективностью понимается абсолютная и сравнительная экономическая выгодность выполнения комплекса мероприятий государственной программы, реализуемых за счет бюджетных средств. Результативность реализации государственной программы оценивается путем сопоставления запланированных результатов реализации государственной программы и фактически достигнутых в соответствующем финансовом году. Сведения о взаимосвязи мероприятий финансовой поддержки и результатов их выполнения с целевыми индикаторами государственной программы представлены в приложении 4 к государственной программе. Приложение 1 к государственной программе Челябинской области "Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015 - 2020 годы" Система основных мероприятий государственной программы и объемы их финансирования
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|