Расширенный поиск

Постановление Правительства Белгородской области от 10.02.2006 № 31-пп

 
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
                  ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 февраля 2006 г.                                      N 31-пп

   (В редакции Постановления Правительства Белгородской области
                     от 02.02.2009 г. N 25-пп)
   (В редакции Постановления Правительства Белгородской области
                    от 18.09.2010 г. N 300-пп)



   Об областной программе "Модернизация педагогического образования
             в Белгородской области на 2006 - 2010 годы"


     В целях    реализации    программы    модернизации    российского
педагогического образования  правительство  области  постановляет:

     1. Утвердить областную  программу  "Модернизация  педагогического
образования  в  Белгородской  области  на  2006  - 2010 годы" (далее -
Программа, прилагается).

     2. Департаменту  финансов  и бюджетной политики области (Боровик
В.Ф.) обеспечивать финансирование вышеуказанной программы  в  объемах,
утверждаемых  законом  Белгородской  области  об  областном бюджете на
соответствующий год.
     (В  редакции  Постановления Правительства Белгородской области
от 18.09.2010 г. N 300-пп)
     3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент
социальной политики области (Худаев Д.В.).
     Об исполнении  постановления  информировать  ежегодно к 1 июня до
2011 года.


     Губернатор Белгородской области          Е.Савченко



                                                            Утверждена
                                          постановлением Правительства
                                                  Белгородской области
                                         от 10 февраля 2006 г. N 31-пп


                         Областная программа
   "Модернизация педагогического образования в Белгородской области
                         на 2006 - 2010 годы"

                               Введение

     Областная программа  "Модернизация  педагогического образования в
Белгородской  области  на  2006  -  2010  гг."  (далее  -   Программа)
разработана   в  соответствии  с  Национальной  доктриной  образования
Российской Федерации,  законами Российской Федерации от 10  июля  1992
года  N  3266-1 "Об образовании",  от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О
высшем  и  послевузовском  профессиональном  образовании",  Концепцией
модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральной
программой развития педагогического образования, а также региональными
документами, такими как закон Белгородской области от 2 апреля 2003 г.
N 74 "Об утверждении  Программы  улучшения  качества  жизни  населения
Белгородской    области";    постановлениями    главы    администрации
Белгородской области от 3 января 2001 года N 1 "О  развитии  кадрового
потенциала области";  от 4 февраля 2002 г.  N 69 "Об областной целевой
программе "Развитие образования в Белгородской области на 2002 -  2005
гг.";  от  20  мая  2002 г.  N 215 "О координационном совете при главе
администрации  области  по  модернизации  и  развитию  образования   в
Белгородской   области";  от  27  марта  2003  г.  N  99  "О  создании
университетских комплексов и ассоциаций"; постановлением правительства
Белгородской   области  от  29  июля  2005  г.  N  163-пп  "О  целевой
контрактной  подготовке   специалистов   с   высшим   профессиональным
образованием  из числа выпускников образовательных учреждений сельских
районов   области"   др.
     Целью Программы   является  создание  организационных,  правовых,
экономических условий  для  развития  сложившейся  в  области  системы
непрерывного педагогического образования,  обеспечения образовательных
учреждений  области  квалифицированными  педагогическим   кадрами.   В
учреждениях   высшего  и  среднего  профессионального  педагогического
образования  сосредоточен  достаточный   интеллектуальный   потенциал,
имеется     современная     научно-техническая    база,    необходимое
организационно-методическое обеспечение  для  качественной  подготовки
специалистов в сфере образования. Недооценка или сдерживание процессов
обновления и модернизации педагогического образования может привести к
утрате его места и роли в подготовке кадров, в социально-экономическом
развитии  области.
     Данная Программа охватывает комплекс проблем, имеющих отношение к
деятельности педагогических учебных заведений,  она направлена  на  их
опережающее   развитие,   учитывает   потребности  региона,  допускает
возможности внесения  необходимых  корректив  в  ходе  ее  реализации.
     Программа нацеливает  на повышение социального статуса и престижа
труда  учителя,  конкурентоспособности  учреждений   профессионального
педагогического   образования,   обновление   содержания  и  структуры
педагогического образования на  основе  традиций  и  опыта  подготовки
педагогических   кадров  в  России  и  регионе,  обеспечение  единства
профессионального обучения и  воспитания,  учета  интересов  личности,
общества  и  государства.  Программа  является  основой для разработки
программ развития каждого педагогического учебного заведения высшего и
среднего  профессионального  образования,  находящегося  на территории
Белгородской области.

   I. Состояние и основные направления модернизации педагогического
                  образования в Белгородской области

     На современном  этапе  развития  общества  образование становится
важной движущей силой экономического роста,  повышения эффективности и
конкурентоспособности  народного  хозяйства.  Образованность общества,
прежде всего подрастающего поколения, должна стать основой для решения
социальных  и  экономических  проблем,  сохранения  и развития науки и
культуры,  национальных традиций, укрепления государства и обеспечения
его  безопасности.  В  решении  этих  задач определяющей является роль
учителя,  педагога,  преподавателя. В этой связи объективно возрастает
роль   педагогического   образования  как  системообразующей  отрасли,
фундамента   отечественного   образования.
     Система педагогического   образования   в   Белгородской  области
представляет  собой:
     - совокупность   преемственных  профессиональных  образовательных
программ   среднего,   высшего   и   послевузовского   педагогического
образования;
     - сеть взаимодействующих между собой  образовательных  учреждений
среднего,   высшего  и  послевузовского  педагогического  образования,
функционирующих  на  территории  области;
     - федерально-региональную   систему   управления   педагогическим
образованием.
     В настоящее  время  в  области  функционируют  7  самостоятельных
учебных заведений высшего и  среднего  профессионального  образования,
осуществляющих   подготовку   по   26  педагогическим  специальностям:
Белгородский государственный университет,  Алексеевский педагогический
колледж; Белгородский педагогический колледж; Валуйский педагогический
колледж;   Старооскольский   педагогический    колледж;    Яковлевское
педагогическое  училище и Белгородский региональный институт повышения
квалификации  и  профессиональной   переподготовки   специалистов.
     В педагогических   учебных   заведениях  области  и  Белгородском
региональном  институте  повышения  квалификации  и   профессиональной
переподготовки специалистов трудится 1259 человек,  из них 485 человек
имеют  ученую  степень  и  звания.  Наиболее  квалифицированная  часть
профессорско-преподавательского  состава  сосредоточена в Белгородском
государственном университете,  где работают 420 докторов и  кандидатов
наук (53,9 процента).  В Белгородском региональном институте повышения
квалификации  и  профессиональной  переподготовки  специалистов  -  39
докторов  и кандидатов наук (45,9 процента) от общего числа работающих
в учебном заведении.  В педагогических колледжах и педучилище работают
6 кандидатов наук. (Таблица 1).


                                                             Таблица 1

        Характеристика профессорско-преподавательского состава
   образовательных учреждений высшего и среднего профессионального
                     педагогического образования

|—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————|
|Наименование |Коли-|  С  |Док- |Кан- |Выс- |Пер- |Вто-|Зас-|Отли-|Поче-|
| учреждений  |чест-|уче- |тора |дида-| шая | вая |рая |лу- |чники|тные |
|             | во  | ной |наук | ты  |ква- |ква- |ква-|жен-|наро-|рабо-|
|             |пре- |сте- |     |наук |лифи-|лифи-|ли- |ные |дного|тники|
|             |пода-|пенью|     |     |каци-|каци-|фи- |учи-|прос-|     |
|             |вате-|     |     |     |онная|онная|ка- |теля|веще-|     |
|             | лей |     |     |     |кате-|кате-|цио-| ,  | ния |     |
|             |     |     |     |     |гория|гория|нная|ра- |     |     |
|             |     |     |     |     |     |     |ка- |бот-|     |     |
|             |     |     |     |     |     |     |те- |ники|     |     |
|             |     |     |     |     |     |     |го- |    |     |     |
|             |     |     |     |     |     |     |рия |    |     |     |
|—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————|
|Белгородский | 818 | 440 | 98  | 342 |  -  |  -  | 1  | 13 | 36  | 26  |
|государствен-|     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|ный          |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|университет  |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————|
|Алексеевский | 48  |  -  |  -  |  -  | 23  | 12  | 7  | 4  |  7  |  5  |
|педагогичес- |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|кий колледж  |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————|
|Белгородский | 100 |  3  |  -  |  3  | 68  | 21  | 4  | 8  | 38  |  5  |
|педагогичес- |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|кий колледж  |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————|
|Валуйский    | 83  |  -  |  -  |  -  | 50  | 16  | 12 | 2  | 16  |  6  |
|педагогичес- |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|кий колледж  |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————|
|Старооскольс-| 70  |  2  |  -  |  2  | 36  | 18  | 3  | 2  | 14  | 10  |
|кий          |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|педагогичес- |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|кий колледж  |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————|
|Яковлевское  | 55  |  1  |  -  |  1  | 50  |  3  | 2  | -  | 10  |  9  |
|педагогичес- |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|кое училище  |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————|
|Региональный | 85  | 39  |  3  | 36  |  -  |  -  | -  | 3  | 14  |  3  |
|институт     |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|повышения    |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|квалификации |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|и            |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|переподготов-|     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|ки           |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|специалистов |     |     |     |     |     |     |    |    |     |     |
|—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————|
|ИТОГО:       |1259 | 485 | 101 | 384 | 227 | 70  | 28 | 32 | 135 | 64  |
|—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————|

     Об уровне   профессиональной    компетентности    и    мастерства
преподавателей  педагогических ссузов свидетельствует и тот факт,  что
227 человек имеют высшую  квалификационную  категорию,  70  человек  -
первую    квалификационную    категорию,    28    человек   -   вторую
квалификационную категорию.
     В составе   преподавателей   вузов   и  ссузов  области  работают
заслуженные  учителя,  заслуженные  работники  культуры,   заслуженные
работники физической культуры и др., педагоги, награжденные орденами и
медалями, отличники народного образования и почетные работники высшего
и среднего профессионального образования. Все это подтверждает то, что
качественный состав  преподавательского  корпуса  высшего  и  среднего
профессионального    образования    области   позволяет   осуществлять
подготовку и переподготовку учительских кадров на  достаточно  высоком
уровне.
     Высшие и средние учреждения педагогического  образования  области
ежегодно  выпускают  около полутора тысяч молодых специалистов,  что в
целом  восполняет  потребности  региона   в   педагогических   кадрах.
Педагогические  учебные  заведения направляют своих выпускников в 1499
образовательных    учреждения     области     дошкольного,     общего,
дополнительного  и профессионального образования,  в которых обучается
463,6 тысячи человек и трудится 33,1 тысячи педагогических работников.
Выпускники  Белгородского  государственного  университета  работают не
только в  системе  общего  образования,  но  и  начального,  среднего,
высшего  и  послевузовского  профессионального  образования.  С учетом
активно развивающейся в университете аспирантуры и  докторантуры  идет
процесс  пополнения  кадров  высшей  квалификации  из  числа  своих же
выпускников.
     Основную часть  педагогических  работников  в  области составляют
учителя  школ  -  17,4   тыс.   человек   и   воспитатели   дошкольных
образовательных  учреждений  -  5,5 тыс.  человек.  Учительский корпус
обеспечивает работу 775 школ,  из  которых  155  -  начальные,  174  -
основные  и  466  -  полные  средние  школы.  Для  прогноза развития и
реструктуризации школ важно иметь в виду,  что в 72  начальных  школах
численность учащихся составляет менее 10 учащихся в каждой школе, в 75
основных школах численность составляет менее 40 человек.  Понимая  всю
важность  и социальную ответственность за деятельность малокомплектных
сельских школ, правительство Белгородской области делает все возможное
для   их   сохранения   и   дальнейшего  развития.  В  соответствии  с
реструктуризацией  сети  общеобразовательных  учреждений   разработаны
вариативные,  гибкие  модели  взаимодействия  дошкольных  учреждений и
начальных школ,  основных  и  полных  средних  школ,  расположенных  в
сельской  местности.
     Из общего количества учителей высшее образование имеют  более  87
процентов,  что  выше среднего показателя по Центральному федеральному
округу (83,5  процента).  В  то  же  время  число  учителей  с  высшей
квалификационной категорией составляет 20 процентов,  а в ряде районов
области, таких как Валуйский, Ивнянский, Новооскольский, Прохоровский,
Ровеньский,  Чернянский  и  др.,  этот показатель колеблется от 4 до 8
процентов,  что в перспективе будет  выступать  сдерживающим  фактором
организации   профильного,   углубленного   обучения  детей.
     Проблема кадрового обеспечения деятельности общеобразовательных и
профессиональных школ требует серьезного к себе внимания еще и в связи
со старением педагогических кадров.  В возрасте старше 50 лет работает
32  процента  учителей,  из  них четвертая часть - учителя пенсионного
возраста;  в   системе   начального   и   среднего   профессионального
образования  число  таких  преподавателей  составляет 35 процентов.  В
БелГУ в возрасте от 50 до 60 лет работает 139 человек,  что составляет
почти  18  процентов  от  общего числа профессорско-преподавательского
состава,  из них профессоров,  доцентов -  103  человека.  В  возрасте
старше  60 лет - 105 человек,  что составляет 13,5 процентов от общего
состава,  из них профессоров,  доцентов - 81 человек.  Таким  образом,
31,5   процентов   профессорско-преподавательского   состава  в  БелГУ
составляют лица предпенсионного и пенсионного возраста.


                                                             Таблица 2

        Характеристика профессорско-преподавательского состава
   образовательных учреждений высшего и среднего профессионального
                      образования (по возрасту)

|—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————|
|Наименование |  Всего  | До 30  |30 - 39 | 40 - 49 | 50 - 59 |  60 и   |
| учреждения  |препода- |  лет   |  лет   |   лет   |   лет   |  более  |
|             | вателей |        |        |         |         |   лет   |
|—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————|
|Белгородский |   818   |  169   |  170   |   324   |   148   |   107   |
|государствен-|         |        |        |         |         |         |
|ный          |         |        |        |         |         |         |
|университет  |         |        |        |         |         |         |
|—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————|
|Алексеевский |   48    |   8    |   23   |    8    |    6    |    3    |
|педколледж   |         |        |        |         |         |         |
|—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————|
|Белгородский |   100   |   6    |   9    |   37    |   41    |    7    |
|педколледж   |         |        |        |         |         |         |
|—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————|
|Валуйский    |   83    |   3    |   10   |   28    |   36    |    6    |
|педколледж   |         |        |        |         |         |         |
|—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————|
|Старооскольс-|   70    |   4    |   15   |   28    |   20    |    3    |
|кий          |         |        |        |         |         |         |
|педколледж   |         |        |        |         |         |         |
|—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————|
|Яковлевское  |   55    |   7    |   11   |   18    |   17    |    2    |
|педучилище   |         |        |        |         |         |         |
|—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————|
|Белгородский |   85    |   8    |   22   |   27    |   23    |    5    |
|региональный |         |        |        |         |         |         |
|институт     |         |        |        |         |         |         |
|повышения    |         |        |        |         |         |         |
|квалификации |         |        |        |         |         |         |
|и            |         |        |        |         |         |         |
|переподготов-|         |        |        |         |         |         |
|ки           |         |        |        |         |         |         |
|специалистов |         |        |        |         |         |         |
|—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————|
|ИТОГО:       |  1259   |  205   |  260   |   370   |   291   |   133   |
|—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————|

     В образовательных     учреждениях     высшего     и      среднего
профессионального педагогического образования области в последние годы
была  проведена  серьезная  работа  по  внедрению   новых   стандартов
педагогического  образования,  по  переводу педагогических колледжей и
училища  на  реализацию  профессиональных   образовательных   программ
повышенного   уровня,  обеспечивающих  более  качественную  подготовку
специалистов.  В  БелГУ,  педагогических  колледжах  и  училищах  были
открыты  востребованные временем специальности,  такие как "Социальная
педагогика",  "Информатика", "Педагогика дополнительного образования",
"Коррекционная   педагогика  в  начальном  образовании",  "Специальное
дошкольное образование",  "Изобразительное искусство",  "Логопедия"  и
др.
     В ряде педагогических колледжей и  училищ  осваиваются  программы
дополнительной подготовки по иностранному языку,  информатике, ритмике
и хореографии,  которые  позволяют  повысить  конкурентоспособность  и
профессиональную  мобильность  выпускников  со  средним педагогическим
образованием.
     Одним из  перспективных направлений в решении вопросов подготовки
конкурентоспособных кадров  для  региона  является  интеграция  высшей
школы   с   учреждениями   среднего   профессионального   образования,
предполагающая подготовку специалистов с высшим образованием на основе
сопряженных  учебных  планов.  В  соответствии  с постановлением главы
администрации Белгородской области  от  27  марта  2003  г.  N  99  "О
создании   университетских   комплексов   и   ассоциаций"  управлением
образования и науки Белгородской области и  ректоратом  БелГУ  создана
ассоциация  "Белгородский  университетский комплекс",  в которую вошли
все средние профессиональные педагогические учебные заведения, базовые
школы,    учреждения    дополнительного    образования,   Белгородский
региональный  институт  повышения  квалификации   и   профессиональной
переподготовки   специалистов.   Данная  ассоциация  создана  с  целью
формирования     инновационного     образовательного     пространства,
совершенствования  системы  непрерывного  педагогического образования,
обеспечения  адаптации  выпускников   образовательных   учреждений   к
социальным,   профессиональным,   культурным   запросам   общества   и
изменениям  рьнка  труда.  Это  особенно  важно   для   педагогических
колледжей   и   училища,   так   как,   находясь   в  рамках  среднего
профессионального образовательного пространства,  они интегрируются  с
вузами  в  учебно-методической  и научной деятельности,  что позволяет
более  рационально  и  эффективно  использовать  кадровый   потенциал,
учебно-материальную  базу,  финансовые  и материальные ресурсы.  Кроме
Белгородского     государственного     университета,      Алексеевский
педагогический  колледж  сотрудничает  с  Воронежским  государственным
педагогическим университетом и Елецким государственным  университетом,
Белгородский   педагогический  колледж  и  Яковлевское  педагогическое
училище -  с  Курским  и  Орловским  государственными  университетами,
Валуйский  педагогический  колледж  -  с  Воронежским  государственным
педагогическим университетом,  Елецким государственным университетом и
Белгородским   государственным  институтом  культуры;  Старооскольский
педагогический колледж - с  Елецким  государственным  университетом  и
Белгородским    государственным    институтом    культуры,    по   тем
специальностям,  которые отсутствуют  в  БелГУ.
     Оправдала себя    идея    создания   на   базе   Старооскольского
педагогического  колледжа   филиала   Белгородского   государственного
университета,  в  котором  студенты  обучаются по таким педагогическим
специальностям,  как  "Информатика  с  дополнительной   специальностью
английский  язык",  "Педагогика  и  методика  начального образования",
"Русский  язык  и  литература",  "Физическая  культура",  "Иностранный
язык".   Факт   создания   филиала  существенно  расширил  возможности
взаимодействия  учебных   заведений   в   повышении   профессиональной
педагогической    культуры   преподавателей,   развития   научного   и
творческого     потенциала     педагогов,     студенческой      науки,
культурно-массовой   и   спортивной   работы   с  молодежью.
     Основные направления модернизации педагогического  образования  в
регионе обусловлены инновационными процессами, происходящими в системе
образования  в   целом.   В   этой   связи   перед   профессиональными
педагогическими  учебными  заведениями области встает ряд новых задач.
Современный учитель должен быть  подготовлен  к  работе  в  профильной
школе,  позволяющей  осуществлять  углубленную  подготовку  по желанию
учащихся по            естественнонаучному,             гуманитарному,
социально-экономическому   и  другим  профилям.  С  учетом  того,  что
профильное обучение будет реализовываться не только в элитных,  но и в
обычных  общеобразовательных  школах,  в том числе и в малокомплектных
сельских  школах,  возникает  необходимость  обязательной   подготовки
будущих и уже работающих учителей к осуществлению предпрофильного (в 9
классе)  и  профильного  обучения  (в  10  -  11  классах).  Специфика
деятельности   сельских  школ  в  Белгородской  области  обусловливает
особенности подготовки к учебной и воспитательной работе с учащимися в
условиях   малокомплектной  школы,  формирование  у  будущих  учителей
мотивационной готовности  к  работе  в  сельской  местности.
     Насущной потребностью  современного  человека  становится  знание
иностранного  языка,  поэтому  в  процессе  модернизации   образования
предусматривается   введение   иностранного   языка   со   2   класса,
обеспечивающее развитие коммуникативной иноязычной культуры,  освоение
разговорного   иностранного   языка.  Это,  в  свою  очередь,  требует
соответствующей подготовки учительских кадров как в  вузах  и  ссузах,
так  и  в  системе  повышения квалификации,  оказания информационной и
содержательной поддержки по  внедрению  курса  "Методика  преподавания
иностранных языков в начальной школе". В профильной школе гуманитарной
направленности предполагается изучение второго иностранного языка, что
значительно  расширяет  перспективы  работы  в глобальных компьютерных
сетях.
     На протяжении  последних трех лет усилиями управления образования
и науки области,  Белгородского государственного университета,  центра
Интернет-образования  в Белгородской области сделаны значительные шаги
по  компьютеризации  образовательных  учреждений,   прежде   всего   в
отношении развития материальной,  учебной базы, повышения компьютерной
грамотности   обучающих   и   обучаемых.   Заметные    результаты    в
компьютеризации   образовательного  процесса  сделаны  в  Белгородском
государственном   университете,   Алексеевском    и    Старооскольском
педагогических  колледжах.  Однако около 80 процентов учителей области
не  владеет  компьютерными  технологиями  обучения,   что   сдерживает
внедрение     новых     технологий     в    образовательный    процесс
общеобразовательной  школы,   формирование   информационной   культуры
учащихся.
     Особого внимания  требует   проблема   подготовки   для   области
педагогов-дефектологов  в  связи  с тем,  что около 5 процентов детей,
проживающих в области,  нуждаются в специальной  коррекционной  помощи
(дети     с     дефектами    слуха,    речи,    зрения,    интеллекта,
опорно-двигательного аппарата).  Постоянно растет число детей, имеющих
отклонения в состоянии физического и психического здоровья.  В области
открыты  в  общеобразовательных  школах  142  класса   для   детей   с
ограниченными  возможностями,  кроме  того,  работают  11  специальных
коррекционных школ-интернатов,  3 специальные коррекционные школы и  1
специальный коррекционный детский дом, но, как правило, с детьми такой
категории работают педагоги,  не имеющие специальной подготовки.  В то
же  время  образовательные  учреждения  области только на 35 процентов
укомплектованы педагогами-психологами,  на 52 процента  -  социальными
педагогами. Это в первую очередь касается образовательных учреждений в
сельской   местности.   Все   это   обусловливает   возрастание   роли
социально-педагогических,  медико-психологических  функций  дошкольных
учреждений  и  общеобразовательных  школ,  следовательно,   и   особую
востребованность   специалистов   данного   профиля.   Между   тем   в
педагогических  учебных  заведениях  области  подготовка  специалистов
данного  направления  в полном объеме не ведется.  На сегодняшний день
только 16 процентов  педагогов,  работающих  с  такими  детьми,  имеют
специальное   дефектологическое  образование.
     Для системы общего и начального профессионального  образования  в
области  принципиальное  значение  имеет  решение  проблемы подготовки
учителей  технологии,  мастеров  и  преподавателей   производственного
обучения.   В  настоящее  время  лишь  около  половины  преподавателей
спецдисциплин имеют педагогическое  образование,  а  дефицит  мастеров
производственного обучения составляет около 300 человек. В учреждениях
начального  профессионального  образования   существенно   обновляется
содержание  обучения,  изменяются  модули  профессиональной подготовки
рабочих,   разрабатываются   совмещенные   образовательные   программы
начального и среднего профессионального образования. Все это потребует
привлечения  в  систему  образования  новых   инженерно-педагогических
кадров.
     В рамках Программы необходимо решить  ряд  проблем,  связанных  с
возрождением   системы   работы   вузов  и  ссузов  по  педагогической
профориентации среди учащейся молодежи,  повышением престижа профессии
педагога,    созданием    благоприятных    социально-экономических   и
психоэмоциональных    условий    для    плодотворной    педагогической
деятельности. Эти проблемы между собой тесно связаны, и решение каждой
из   них   будет   способствовать   укреплению    кадрового    состава
педагогических   работников   области.
     Профессия учителя   сегодня    становится    малопривлекательной.
Абитуриентами   педагогических   учебных  заведений  становится  самая
неподготовленная часть выпускников школ.  А если принять во внимание и
то  обстоятельство,  что  у  большинства поступающих на педагогические
специальности отсутствует профессионально-педагогическая мотивация, то
нетрудно спрогнозировать качественный состав молодежи,  поступающей на
педагогические специальности.
     В течение  многих  лет в области,  как и в России в целом,  слабо
решается  проблема  привлечения  в  школу  учителей-мужчин.  В  школах
Белгородчины  работают  в  основном  женщины:  в 5 - 11 классах - 89,2
процента;  в  начальных  классах  -  99,6   процента;   в   дошкольных
образовательных учреждениях работают почти все женщины. Основная часть
молодых учителей-мужчин после  создания  семьи,  рождения  детей,  как
правило,  уходит  из системы образования по материальным соображениям.
Непривлекательные стороны  педагогического  труда,  такие  как  низкая
оплата труда,  недостаток свободного времени,  большой объем учебной и
воспитательной  работы  снижают  социальную  значимость   учительского
труда.  Необходимо вводить стимулирующие формы оплаты труда работников
педагогического  образования,  дополнительные  формы   стипендиального
обеспечения   студентов   педагогических   училищ,  колледжей,  вузов;
разработать и внедрить социальные гарантии  обучающимся  и  работникам
системы непрерывного педагогического образования.  Необходимо в полной
мере реализовать приоритетное положение,  зафиксированное в  Концепции
модернизации российского образования на период до 2010 г., об отсрочке
призыва в  ряды  Вооруженных  сил  выпускников  учреждений  высшего  и
среднего   профессионального  образования,  получивших  педагогическую
специальность,  на время их работы  на  штатных  должностях  с  полной
учебной  нагрузкой  педагога,  воспитателя,  мастера производственного
обучения  в  учреждениях   общего   и   начального   профессионального
образования,  имеющих  государственную  аккредитацию,  детских домах и
интернатах.  Повышение  социальной   ценности   труда   учителя,   его
общественного  престижа  обеспечит  приток  в  педагогические  учебные
заведения наиболее подготовленной, педагогически ориентированной части
молодежи,    а    это    будет    способствовать   более   устойчивому
социально-экономическому   росту.
     Эффективность профессионального  образования будет обеспечена при
условии разработки и реализации на общегосударственном и  региональном
уровнях  системы  определения  потребности  в  специалистах  на основе
объективной  информации.  В  настоящее   время   наблюдается   избыток
выпускников    с   высшим   педагогическим   образованием   по   таким
специальностям,  как химия,  география,  история.  В то же время остро
недостает учителей английского и немецкого языков, учителей физической
культуры,  школьных психологов,  учителей информатики и вычислительной
техники,   технологии.
     Сложившаяся ситуация  с  трудоустройством   выпускников   системы
педагогического  образования  требует  более  гибкого  реагирования на
изменения   рынка    труда.    Основными    заказчиками    выпускников
педагогических   образовательных   учреждений   по-прежнему   остаются
управление образования и  науки  Белгородской  области,  муниципальные
органы  управления образованием.  Первостепенным в этой связи является
решение   задач,   связанных   с   усилением   адресности   подготовки
специалистов,   максимальной  ориентации  на  запросы  образовательных
учреждений,  но при обязательном сохранении свободы  выбора  личностью
образовательной  траектории  и  профессионального становления.
     Важной проблемой является  проведение  целевого  набора  создание
условий  для  получения  сельской  молодежью  высшего  педагогического
образования.  Решение  этой   проблемы   направлено   на   обеспечение
педагогическими   кадрами   образовательных   учреждений  в  небольших
населенных пунктах.  В этом отношении своевременным  явилось  принятое
постановление правительства Белгородской области от 29 июля 2005 г.  N
163-пп  "О  целевой  контрактной  подготовке  специалистов  с   высшим
профессиональным  образованием  из  числа  выпускников образовательных
учреждений сельских районов области". Наличие трехстороннего договора,
заключаемого между студентом, школой и управлением образования и науки
Белгородской области при целевом наборе в университет, предусматривает
трудоустройство выпускника в этой же школе, прохождение педагогических
практик,  подготовку на материале школы курсовых  и  дипломных  работ.
Однако    существующая    практика   целевого   набора   нуждается   в
совершенствовании законодательной базы,  как на федеральном,  так и на
региональном   уровнях.   Это   особенно   важно  в  связи  с  отменой
государственного  распределения  молодых  специалистов.  Сохранение  и
развитие   целевой   подготовки   специалистов   в  высшей  и  средней
профессиональной  педагогической  школе  может   рассматриваться   как
своеобразная    ступень    к    предстоящему   переходу   на   систему
государственного заказа.
     Формирование личности  школьника  не  может ограничиваться только
рамками  учебного  процесса.  Поэтому  важное  место  в   модернизации
педагогического  образования  занимает  подготовка  будущих учителей к
организации  внеклассной  и  внешкольной  воспитательной  работы.   По
известным  причинам  объективного и субъективного характера последнего
десятилетия внимание  к  воспитательным  проблемам  в  образовательных
учреждениях  существенно  ослаблено.  Деятельность института классного
руководства требует серьезного переосмысления как  в  организационном,
содержательном, так и в кадровом отношениях. Выпускники педагогических
учебных  заведений  испытывают  серьезные  трудности   в   организации
воспитательной  работы с детьми,  с родителями учащихся,  в изучении и
объяснении   индивидуальных,   психологических   особенностей   детей.
     Необходима более    целенаправленная    работа    по   подготовке
специалистов дополнительного  образования.  Только  в  Старооскольском
педагогическом  колледже осуществляется подготовка данного профиля.  В
Белгородском  государственном  университете  подготовка   специалистов
дополнительного   образования   пока   не  ведется.  Между  тем  такие
специалисты     будут     очень      востребованы      в      сельских
культурно-образовательных  комплексах  (УВК),  в  городских школах,  в
учреждениях   дополнительного   образования.
     Реализация основных   направлений   модернизации  педагогического
образования в регионе потребует  некоторых  организационно-структурных
преобразований:    создания    новых   учебно-научных   подразделений,
реструктуризации существующей системы управления научно-педагогической
деятельностью  высшей и средней профессиональной педагогической школы.
     Белгородский государственный   университет    является    главной
кузницей  педагогических  кадров  для области.  В числе немногих новых
государственных   университетов   в   России,   созданных   на    базе
педагогических  университетов,  в  БелГУ  в  полном  объеме  сохранена
подготовка    учительских     кадров.     Интенсивно     развивающаяся
учебно-материальная  база,  возросший кадровый потенциал,  современная
культурно-образовательная  инфраструктура  университета   положительно
сказываются  на  подготовке будущих учителей.
     Объективно возрастающие требования к  классическому  университету
как  региональному  центру  науки  на  первый  план  выдвигают решение
проблем новых классических  специальностей  высшего  профессионального
образования  -  математического,  филологического,  биологического,  а
также   экономического,   юридического,   медицинского    образования,
подготовки специалистов разных образовательных профилей.  В этой связи
возникает  необходимость  изучения  вопроса  о  создании  в  структуре
Белгородского государственного университета педагогического института,
объединяющего  факультеты   и   кафедры,   осуществляющие   подготовку
учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования в полном
соответствии с государственными образовательными  стандартами  высшего
профессионального     педагогического    образования.    В    условиях
педагогического    института    должна    быть     создана     особая,
профессионально-ориентированная образовательная среда,  способствующая
профессиональному  и  личностному   становлению   учителя-воспитателя.
     Важные функции    в    процессе    модернизации   педагогического
образования  области  выполняет  Белгородский  региональный   институт
повышения  квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
(далее - БРИПКППС).  Региональный институт принимает на себя  основную
ответственность  за оперативность и качество переподготовки учителей и
преподавателей,  повышение  их  квалификации  в  связи  с  меняющимися
условиями  образования  на  всех  ступенях  общего и профессионального
образования.  Перед системой повышения квалификации  и  переподготовки
специалистов      ставится      сложная     задача     перехода     от
объяснительно-иллюстративного, инструктивно-информационного обучения к
личностно-ориентированному,   субъект-субъектному   взаимодействию   в
образовательном процессе.  Необходимо широкое внедрение  в  работу  по
повышению  квалификации  индивидуально-творческих,  дифференцированных
форм  работы   со   слушателями,   усиление   психолого-педагогической
подготовки,  освоение  таких  новых  курсов,  как "Нормативно-правовое
обеспечение модернизации  образования",  "Инновационные  технологии  в
образовании",    "Здоровьесберегающие   образовательные   технологии",
"Формирование исследовательской культуры учителя" и  других.
     Качество подготовки работников образования во многом определяется
состоянием педагогического  образования  на  разных  ступенях  системы
непрерывного   педагогического   образования,   модернизация  которого
основывается на следующих принципах:
     фундаментальности, т.е.   научной   основательности   и   высоком
качестве  предметной,   психолого-педагогической,   общекультурной   и
социогуманитарной  подготовки;
     вариативности, предполагающей    наличие    различных    профилей
естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин;
     изучение дисциплин специализации и дисциплин по выбору  студента;
     существование различных  моделей подготовки учителя,  реализуемых
педагогическими вузами и классическими университетами,  при соблюдении
единства    требований    к    качеству    подготовки    специалистов;
     преемственности и  согласованности   содержания   педагогического
образования на каждой ступени и уровне системы как условия обеспечения
непрерывности педагогического образования;
     практической направленности      педагогического     образования,
обеспечивающей овладение профессиональными умениями и навыками учебной
и  воспитательной  работы с обучающимися;
     региональной направленности подготовки  педагогических  кадров  с
учетом  накопленных  традиций  и  опыта в деятельности образовательных
учреждений,  обеспечения  единства   федерального,   регионального   и
вузовского  компонентов  содержания  образования.
     Обобщая состояние и существующие проблемы  в  системе  подготовки
педагогических кадров, можно определить следующие основные направления
и связанные с ними задачи  модернизации  непрерывного  педагогического
образования   в   регионе.
     1. В   области   оптимизации   структуры   и    совершенствования
организации   профессиональной   подготовки   педагогических   кадров:
     внедрение системы прогнозирования  потребности  в  педагогических
кадрах  с  учетом  имеющегося  кадрового состава и перспектив развития
региональной системы образования;
     обеспечение взаимодействия   органов  управления  образованием  и
учреждений педагогического образования на региональном уровне в  целях
доступности   и   преемственности  в  подготовке  учительских  кадров;
изучение вопроса о  создании  педагогического  института  в  структуре
БелГУ;  создание  системы  регулирования трудоустройства и закрепления
выпускников  БелГУ   и   педагогических   ссузов   в   образовательных
учреждениях,  особенно в сельской местности;
     координация деятельности  педагогических  учебных   заведений   в
рамках    ассоциации    "Белгородский    университетский    комплекс";
     информационное обеспечение  и  развитие   материально-технической
базы  педагогических учебных заведений области;
     внедрение современных форм мониторинга  качества  образования  на
всех   ступенях   и   уровнях   системы  непрерывного  педагогического
образования.
     2. В  области  совершенствования  содержания  и  форм  подготовки
педагогов:
     приведение квалификационных     требований    к    педагогическим
работникам  в  соответствие  с  задачами   модернизации   образования;
     открытие новых    педагогических    специальностей    с    учетом
прогнозирования  рынка  труда:   технология   и   предпринимательство;
профессиональное   обучение;   олигофренопедагогика,  сурдопедагогика,
тифлопедагогика; педагогика и психология;
     разработка содержания  и  форм  подготовки  учителей  к  работе с
детьми  по  раннему   изучению   иностранного   языка,   использованию
информационных     и     коммуникационных    технологий;
     совмещение педагогических         специальностей          высшего
профессионального  образования:  дошкольная  педагогика и психология и
иностранный язык;
     русский язык   и  литература  и  иностранный  язык;  логопедия  и
тифлопедагогика;  логопедия и сурдопедагогика;  физическая культура  и
социальная    педагогика;
     разработка и  коррекция  преемственных  образовательных  программ
среднего   и  высшего  профессионального  педагогического  образования
"колледж   -   университет";
     организация работы  по  внедрению государственных образовательных
стандартов высшего  и  среднего  педагогического  образования  второго
поколения;
     обучение работающих  педагогов  использованию  информационных   и
коммуникационных   технологий   в   системе   повышения  квалификации;
     разработка форм и методов подготовки,  переподготовки и повышения
квалификации  педагогических  работников  для  обеспечения профильного
обучения в старшей школе;
     разработка системы  подготовки  учительских  кадров  к  работе  в
малокомплектной  сельской   школе;
     разработка системы  подготовки педагогических работников к работе
в сельских культурно-образовательных  комплексах;
     обновление форм  и  методов  практической  подготовки студентов к
реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и
типов;
     разработка содержания,    форм    и    методов    дополнительного
образования.
     3. В  области   научного   и   учебно-методического   обеспечения
модернизации  педагогического  образования:
     методическое обеспечение согласованных требований к содержанию  и
качеству  психолого-педагогической  и  предметной  подготовки с учетом
специфики уровней и ступеней педагогического  образования;
     проведение исследований    по    приоритетным    направлениям   в
педагогике,  психологии,  методиках преподавания предметов;
     внедрение новых  методик  практической  подготовки  педагогов  по
вопросам организации  воспитательной  работы  с  детьми,  профилактики
беспризорности,   социального   сиротства,   психолого-педагогического
консультирования личности и  семьи;
     усиление подготовки    учителей   к   ведению   исследовательской
деятельности по  психолого-педагогическим  и  предметным  дисциплинам;
подготовка  педагогов  к  овладению  новыми  способами оценки качества
обучения и воспитания детей;
     разработка учебных   пособий   и   методических  рекомендаций  по
изучению  дисциплин   регионального   компонента   содержания   общего
образования;
     создание комплекта программ  и  учебно-методических  пособий  для
подготовки  учителей  к  работе в профильной школе,  в малокомплектной
школе,  в  культурно-образовательных  комплексах   и   др.;
     создание комплекта  новых  программ и учебно-методических пособий
для подготовки педагогов к воспитательной работе с учащимися.

                              Заключение

     Целенаправленная работа  по   реализации   Программы   обеспечит:
     повышение качества          педагогического          образования,
конкурентоспособности  и  профессиональной   мобильности   выпускников
педагогических учебных заведений, престижа и авторитета педагогической
профессии;
     подготовку педагогических  кадров к профессиональной деятельности
в   новых   социально-экономических    условиях    постиндустриального
российского  общества,  перехода к профильному обучению,  углубленному
вариативному и индивидуализированному образованию учащихся,  работе  с
разновозрастными  классными  коллективами в сельских малокомплектных и
малочисленных школах, культурно-образовательных комплексах;
     углубление фундаментальности,  интегративности,  преемственности,
практической    направленности     профессиональной     педагогической
подготовки,   обновление   содержания   педагогического   образования,
открытие новых педагогических специальностей и специализаций в учебных
заведениях  педагогического  образования;
     реализацию информационных,             личностно-ориентированных,
культуросообразных   и   других   современных   технологий,  повышение
компьютерной грамотности студентов педагогических учебных заведений  и
учителей;
     развитие научно-исследовательской деятельности  в  педагогических
учебных  заведениях,  повышение  исследовательской культуры работников
педагогического   образования,   интеграцию   науки   и   образования,
реализацию инновационных исследовательских проектов;
     создание учебной,    научной    и    методической     литературы,
обеспечивающей    реализацию   регионального   компонента   содержания
педагогического образования;
     создание в    регионе    единой   информационной   сети   системы
непрерывного педагогического образования в области;
     развитие системы    повышения   квалификации   и   переподготовки
педагогических   работников;
     организацию семинаров,   совещаний,   конкурсов,   обеспечивающих
развитие системы непрерывного педагогического образования;
     проведение мониторинга   качества   педагогического  образования,
оценки эффективности  деятельности  учреждений  образования;  введение
стимулирующих  форм  оплаты  труда  работников системы педагогического
образования,  социальных гарантий  обучающимся  и  работникам  системы
непрерывного педагогического образования,  создание социально-бытовых,
санитарно-гигиенических условий учебы,  труда,  отдыха  и  проживания;
     использование многоканального    финансирования   образовательных
педагогических учебных заведений,  привлечение дополнительных  средств
для  финансирования  научно-исследовательской  деятельности  в области
педагогического      образования;
     укрепление и  развитие  материально-технической базы и ресурсного
обеспечения образовательного процесса в учреждениях высшего и среднего
профессионально-педагогического образования.


     Начальник управления
     образования и науки области          С. Тимофеев
 

Информация по документу
Читайте также