Расширенный поиск
Постановление Правительства Белгородской области от 10.02.2006 № 31-ппП О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 10 февраля 2006 г. N 31-пп (В редакции Постановления Правительства Белгородской области от 02.02.2009 г. N 25-пп) (В редакции Постановления Правительства Белгородской области от 18.09.2010 г. N 300-пп) Об областной программе "Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006 - 2010 годы" В целях реализации программы модернизации российского педагогического образования правительство области постановляет: 1. Утвердить областную программу "Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа, прилагается). 2. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) обеспечивать финансирование вышеуказанной программы в объемах, утверждаемых законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год. (В редакции Постановления Правительства Белгородской области от 18.09.2010 г. N 300-пп) 3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент социальной политики области (Худаев Д.В.). Об исполнении постановления информировать ежегодно к 1 июня до 2011 года. Губернатор Белгородской области Е.Савченко Утверждена постановлением Правительства Белгородской области от 10 февраля 2006 г. N 31-пп Областная программа "Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006 - 2010 годы" Введение Областная программа "Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006 - 2010 гг." (далее - Программа) разработана в соответствии с Национальной доктриной образования Российской Федерации, законами Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральной программой развития педагогического образования, а также региональными документами, такими как закон Белгородской области от 2 апреля 2003 г. N 74 "Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области"; постановлениями главы администрации Белгородской области от 3 января 2001 года N 1 "О развитии кадрового потенциала области"; от 4 февраля 2002 г. N 69 "Об областной целевой программе "Развитие образования в Белгородской области на 2002 - 2005 гг."; от 20 мая 2002 г. N 215 "О координационном совете при главе администрации области по модернизации и развитию образования в Белгородской области"; от 27 марта 2003 г. N 99 "О создании университетских комплексов и ассоциаций"; постановлением правительства Белгородской области от 29 июля 2005 г. N 163-пп "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием из числа выпускников образовательных учреждений сельских районов области" др. Целью Программы является создание организационных, правовых, экономических условий для развития сложившейся в области системы непрерывного педагогического образования, обеспечения образовательных учреждений области квалифицированными педагогическим кадрами. В учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования сосредоточен достаточный интеллектуальный потенциал, имеется современная научно-техническая база, необходимое организационно-методическое обеспечение для качественной подготовки специалистов в сфере образования. Недооценка или сдерживание процессов обновления и модернизации педагогического образования может привести к утрате его места и роли в подготовке кадров, в социально-экономическом развитии области. Данная Программа охватывает комплекс проблем, имеющих отношение к деятельности педагогических учебных заведений, она направлена на их опережающее развитие, учитывает потребности региона, допускает возможности внесения необходимых корректив в ходе ее реализации. Программа нацеливает на повышение социального статуса и престижа труда учителя, конкурентоспособности учреждений профессионального педагогического образования, обновление содержания и структуры педагогического образования на основе традиций и опыта подготовки педагогических кадров в России и регионе, обеспечение единства профессионального обучения и воспитания, учета интересов личности, общества и государства. Программа является основой для разработки программ развития каждого педагогического учебного заведения высшего и среднего профессионального образования, находящегося на территории Белгородской области. I. Состояние и основные направления модернизации педагогического образования в Белгородской области На современном этапе развития общества образование становится важной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства. Образованность общества, прежде всего подрастающего поколения, должна стать основой для решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки и культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности. В решении этих задач определяющей является роль учителя, педагога, преподавателя. В этой связи объективно возрастает роль педагогического образования как системообразующей отрасли, фундамента отечественного образования. Система педагогического образования в Белгородской области представляет собой: - совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; - сеть взаимодействующих между собой образовательных учреждений среднего, высшего и послевузовского педагогического образования, функционирующих на территории области; - федерально-региональную систему управления педагогическим образованием. В настоящее время в области функционируют 7 самостоятельных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по 26 педагогическим специальностям: Белгородский государственный университет, Алексеевский педагогический колледж; Белгородский педагогический колледж; Валуйский педагогический колледж; Старооскольский педагогический колледж; Яковлевское педагогическое училище и Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. В педагогических учебных заведениях области и Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов трудится 1259 человек, из них 485 человек имеют ученую степень и звания. Наиболее квалифицированная часть профессорско-преподавательского состава сосредоточена в Белгородском государственном университете, где работают 420 докторов и кандидатов наук (53,9 процента). В Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов - 39 докторов и кандидатов наук (45,9 процента) от общего числа работающих в учебном заведении. В педагогических колледжах и педучилище работают 6 кандидатов наук. (Таблица 1). Таблица 1 Характеристика профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования |—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————| |Наименование |Коли-| С |Док- |Кан- |Выс- |Пер- |Вто-|Зас-|Отли-|Поче-| | учреждений |чест-|уче- |тора |дида-| шая | вая |рая |лу- |чники|тные | | | во | ной |наук | ты |ква- |ква- |ква-|жен-|наро-|рабо-| | |пре- |сте- | |наук |лифи-|лифи-|ли- |ные |дного|тники| | |пода-|пенью| | |каци-|каци-|фи- |учи-|прос-| | | |вате-| | | |онная|онная|ка- |теля|веще-| | | | лей | | | |кате-|кате-|цио-| , | ния | | | | | | | |гория|гория|нная|ра- | | | | | | | | | | |ка- |бот-| | | | | | | | | | |те- |ники| | | | | | | | | | |го- | | | | | | | | | | | |рия | | | | |—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————| |Белгородский | 818 | 440 | 98 | 342 | - | - | 1 | 13 | 36 | 26 | |государствен-| | | | | | | | | | | |ный | | | | | | | | | | | |университет | | | | | | | | | | | |—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————| |Алексеевский | 48 | - | - | - | 23 | 12 | 7 | 4 | 7 | 5 | |педагогичес- | | | | | | | | | | | |кий колледж | | | | | | | | | | | |—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————| |Белгородский | 100 | 3 | - | 3 | 68 | 21 | 4 | 8 | 38 | 5 | |педагогичес- | | | | | | | | | | | |кий колледж | | | | | | | | | | | |—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————| |Валуйский | 83 | - | - | - | 50 | 16 | 12 | 2 | 16 | 6 | |педагогичес- | | | | | | | | | | | |кий колледж | | | | | | | | | | | |—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————| |Старооскольс-| 70 | 2 | - | 2 | 36 | 18 | 3 | 2 | 14 | 10 | |кий | | | | | | | | | | | |педагогичес- | | | | | | | | | | | |кий колледж | | | | | | | | | | | |—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————| |Яковлевское | 55 | 1 | - | 1 | 50 | 3 | 2 | - | 10 | 9 | |педагогичес- | | | | | | | | | | | |кое училище | | | | | | | | | | | |—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————| |Региональный | 85 | 39 | 3 | 36 | - | - | - | 3 | 14 | 3 | |институт | | | | | | | | | | | |повышения | | | | | | | | | | | |квалификации | | | | | | | | | | | |и | | | | | | | | | | | |переподготов-| | | | | | | | | | | |ки | | | | | | | | | | | |специалистов | | | | | | | | | | | |—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————| |ИТОГО: |1259 | 485 | 101 | 384 | 227 | 70 | 28 | 32 | 135 | 64 | |—————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|————|————|—————|—————| Об уровне профессиональной компетентности и мастерства преподавателей педагогических ссузов свидетельствует и тот факт, что 227 человек имеют высшую квалификационную категорию, 70 человек - первую квалификационную категорию, 28 человек - вторую квалификационную категорию. В составе преподавателей вузов и ссузов области работают заслуженные учителя, заслуженные работники культуры, заслуженные работники физической культуры и др., педагоги, награжденные орденами и медалями, отличники народного образования и почетные работники высшего и среднего профессионального образования. Все это подтверждает то, что качественный состав преподавательского корпуса высшего и среднего профессионального образования области позволяет осуществлять подготовку и переподготовку учительских кадров на достаточно высоком уровне. Высшие и средние учреждения педагогического образования области ежегодно выпускают около полутора тысяч молодых специалистов, что в целом восполняет потребности региона в педагогических кадрах. Педагогические учебные заведения направляют своих выпускников в 1499 образовательных учреждения области дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, в которых обучается 463,6 тысячи человек и трудится 33,1 тысячи педагогических работников. Выпускники Белгородского государственного университета работают не только в системе общего образования, но и начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. С учетом активно развивающейся в университете аспирантуры и докторантуры идет процесс пополнения кадров высшей квалификации из числа своих же выпускников. Основную часть педагогических работников в области составляют учителя школ - 17,4 тыс. человек и воспитатели дошкольных образовательных учреждений - 5,5 тыс. человек. Учительский корпус обеспечивает работу 775 школ, из которых 155 - начальные, 174 - основные и 466 - полные средние школы. Для прогноза развития и реструктуризации школ важно иметь в виду, что в 72 начальных школах численность учащихся составляет менее 10 учащихся в каждой школе, в 75 основных школах численность составляет менее 40 человек. Понимая всю важность и социальную ответственность за деятельность малокомплектных сельских школ, правительство Белгородской области делает все возможное для их сохранения и дальнейшего развития. В соответствии с реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений разработаны вариативные, гибкие модели взаимодействия дошкольных учреждений и начальных школ, основных и полных средних школ, расположенных в сельской местности. Из общего количества учителей высшее образование имеют более 87 процентов, что выше среднего показателя по Центральному федеральному округу (83,5 процента). В то же время число учителей с высшей квалификационной категорией составляет 20 процентов, а в ряде районов области, таких как Валуйский, Ивнянский, Новооскольский, Прохоровский, Ровеньский, Чернянский и др., этот показатель колеблется от 4 до 8 процентов, что в перспективе будет выступать сдерживающим фактором организации профильного, углубленного обучения детей. Проблема кадрового обеспечения деятельности общеобразовательных и профессиональных школ требует серьезного к себе внимания еще и в связи со старением педагогических кадров. В возрасте старше 50 лет работает 32 процента учителей, из них четвертая часть - учителя пенсионного возраста; в системе начального и среднего профессионального образования число таких преподавателей составляет 35 процентов. В БелГУ в возрасте от 50 до 60 лет работает 139 человек, что составляет почти 18 процентов от общего числа профессорско-преподавательского состава, из них профессоров, доцентов - 103 человека. В возрасте старше 60 лет - 105 человек, что составляет 13,5 процентов от общего состава, из них профессоров, доцентов - 81 человек. Таким образом, 31,5 процентов профессорско-преподавательского состава в БелГУ составляют лица предпенсионного и пенсионного возраста. Таблица 2 Характеристика профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (по возрасту) |—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————| |Наименование | Всего | До 30 |30 - 39 | 40 - 49 | 50 - 59 | 60 и | | учреждения |препода- | лет | лет | лет | лет | более | | | вателей | | | | | лет | |—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————| |Белгородский | 818 | 169 | 170 | 324 | 148 | 107 | |государствен-| | | | | | | |ный | | | | | | | |университет | | | | | | | |—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————| |Алексеевский | 48 | 8 | 23 | 8 | 6 | 3 | |педколледж | | | | | | | |—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————| |Белгородский | 100 | 6 | 9 | 37 | 41 | 7 | |педколледж | | | | | | | |—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————| |Валуйский | 83 | 3 | 10 | 28 | 36 | 6 | |педколледж | | | | | | | |—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————| |Старооскольс-| 70 | 4 | 15 | 28 | 20 | 3 | |кий | | | | | | | |педколледж | | | | | | | |—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————| |Яковлевское | 55 | 7 | 11 | 18 | 17 | 2 | |педучилище | | | | | | | |—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————| |Белгородский | 85 | 8 | 22 | 27 | 23 | 5 | |региональный | | | | | | | |институт | | | | | | | |повышения | | | | | | | |квалификации | | | | | | | |и | | | | | | | |переподготов-| | | | | | | |ки | | | | | | | |специалистов | | | | | | | |—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————| |ИТОГО: | 1259 | 205 | 260 | 370 | 291 | 133 | |—————————————|—————————|————————|————————|—————————|—————————|—————————| В образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования области в последние годы была проведена серьезная работа по внедрению новых стандартов педагогического образования, по переводу педагогических колледжей и училища на реализацию профессиональных образовательных программ повышенного уровня, обеспечивающих более качественную подготовку специалистов. В БелГУ, педагогических колледжах и училищах были открыты востребованные временем специальности, такие как "Социальная педагогика", "Информатика", "Педагогика дополнительного образования", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Специальное дошкольное образование", "Изобразительное искусство", "Логопедия" и др. В ряде педагогических колледжей и училищ осваиваются программы дополнительной подготовки по иностранному языку, информатике, ритмике и хореографии, которые позволяют повысить конкурентоспособность и профессиональную мобильность выпускников со средним педагогическим образованием. Одним из перспективных направлений в решении вопросов подготовки конкурентоспособных кадров для региона является интеграция высшей школы с учреждениями среднего профессионального образования, предполагающая подготовку специалистов с высшим образованием на основе сопряженных учебных планов. В соответствии с постановлением главы администрации Белгородской области от 27 марта 2003 г. N 99 "О создании университетских комплексов и ассоциаций" управлением образования и науки Белгородской области и ректоратом БелГУ создана ассоциация "Белгородский университетский комплекс", в которую вошли все средние профессиональные педагогические учебные заведения, базовые школы, учреждения дополнительного образования, Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Данная ассоциация создана с целью формирования инновационного образовательного пространства, совершенствования системы непрерывного педагогического образования, обеспечения адаптации выпускников образовательных учреждений к социальным, профессиональным, культурным запросам общества и изменениям рьнка труда. Это особенно важно для педагогических колледжей и училища, так как, находясь в рамках среднего профессионального образовательного пространства, они интегрируются с вузами в учебно-методической и научной деятельности, что позволяет более рационально и эффективно использовать кадровый потенциал, учебно-материальную базу, финансовые и материальные ресурсы. Кроме Белгородского государственного университета, Алексеевский педагогический колледж сотрудничает с Воронежским государственным педагогическим университетом и Елецким государственным университетом, Белгородский педагогический колледж и Яковлевское педагогическое училище - с Курским и Орловским государственными университетами, Валуйский педагогический колледж - с Воронежским государственным педагогическим университетом, Елецким государственным университетом и Белгородским государственным институтом культуры; Старооскольский педагогический колледж - с Елецким государственным университетом и Белгородским государственным институтом культуры, по тем специальностям, которые отсутствуют в БелГУ. Оправдала себя идея создания на базе Старооскольского педагогического колледжа филиала Белгородского государственного университета, в котором студенты обучаются по таким педагогическим специальностям, как "Информатика с дополнительной специальностью английский язык", "Педагогика и методика начального образования", "Русский язык и литература", "Физическая культура", "Иностранный язык". Факт создания филиала существенно расширил возможности взаимодействия учебных заведений в повышении профессиональной педагогической культуры преподавателей, развития научного и творческого потенциала педагогов, студенческой науки, культурно-массовой и спортивной работы с молодежью. Основные направления модернизации педагогического образования в регионе обусловлены инновационными процессами, происходящими в системе образования в целом. В этой связи перед профессиональными педагогическими учебными заведениями области встает ряд новых задач. Современный учитель должен быть подготовлен к работе в профильной школе, позволяющей осуществлять углубленную подготовку по желанию учащихся по естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому и другим профилям. С учетом того, что профильное обучение будет реализовываться не только в элитных, но и в обычных общеобразовательных школах, в том числе и в малокомплектных сельских школах, возникает необходимость обязательной подготовки будущих и уже работающих учителей к осуществлению предпрофильного (в 9 классе) и профильного обучения (в 10 - 11 классах). Специфика деятельности сельских школ в Белгородской области обусловливает особенности подготовки к учебной и воспитательной работе с учащимися в условиях малокомплектной школы, формирование у будущих учителей мотивационной готовности к работе в сельской местности. Насущной потребностью современного человека становится знание иностранного языка, поэтому в процессе модернизации образования предусматривается введение иностранного языка со 2 класса, обеспечивающее развитие коммуникативной иноязычной культуры, освоение разговорного иностранного языка. Это, в свою очередь, требует соответствующей подготовки учительских кадров как в вузах и ссузах, так и в системе повышения квалификации, оказания информационной и содержательной поддержки по внедрению курса "Методика преподавания иностранных языков в начальной школе". В профильной школе гуманитарной направленности предполагается изучение второго иностранного языка, что значительно расширяет перспективы работы в глобальных компьютерных сетях. На протяжении последних трех лет усилиями управления образования и науки области, Белгородского государственного университета, центра Интернет-образования в Белгородской области сделаны значительные шаги по компьютеризации образовательных учреждений, прежде всего в отношении развития материальной, учебной базы, повышения компьютерной грамотности обучающих и обучаемых. Заметные результаты в компьютеризации образовательного процесса сделаны в Белгородском государственном университете, Алексеевском и Старооскольском педагогических колледжах. Однако около 80 процентов учителей области не владеет компьютерными технологиями обучения, что сдерживает внедрение новых технологий в образовательный процесс общеобразовательной школы, формирование информационной культуры учащихся. Особого внимания требует проблема подготовки для области педагогов-дефектологов в связи с тем, что около 5 процентов детей, проживающих в области, нуждаются в специальной коррекционной помощи (дети с дефектами слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата). Постоянно растет число детей, имеющих отклонения в состоянии физического и психического здоровья. В области открыты в общеобразовательных школах 142 класса для детей с ограниченными возможностями, кроме того, работают 11 специальных коррекционных школ-интернатов, 3 специальные коррекционные школы и 1 специальный коррекционный детский дом, но, как правило, с детьми такой категории работают педагоги, не имеющие специальной подготовки. В то же время образовательные учреждения области только на 35 процентов укомплектованы педагогами-психологами, на 52 процента - социальными педагогами. Это в первую очередь касается образовательных учреждений в сельской местности. Все это обусловливает возрастание роли социально-педагогических, медико-психологических функций дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, следовательно, и особую востребованность специалистов данного профиля. Между тем в педагогических учебных заведениях области подготовка специалистов данного направления в полном объеме не ведется. На сегодняшний день только 16 процентов педагогов, работающих с такими детьми, имеют специальное дефектологическое образование. Для системы общего и начального профессионального образования в области принципиальное значение имеет решение проблемы подготовки учителей технологии, мастеров и преподавателей производственного обучения. В настоящее время лишь около половины преподавателей спецдисциплин имеют педагогическое образование, а дефицит мастеров производственного обучения составляет около 300 человек. В учреждениях начального профессионального образования существенно обновляется содержание обучения, изменяются модули профессиональной подготовки рабочих, разрабатываются совмещенные образовательные программы начального и среднего профессионального образования. Все это потребует привлечения в систему образования новых инженерно-педагогических кадров. В рамках Программы необходимо решить ряд проблем, связанных с возрождением системы работы вузов и ссузов по педагогической профориентации среди учащейся молодежи, повышением престижа профессии педагога, созданием благоприятных социально-экономических и психоэмоциональных условий для плодотворной педагогической деятельности. Эти проблемы между собой тесно связаны, и решение каждой из них будет способствовать укреплению кадрового состава педагогических работников области. Профессия учителя сегодня становится малопривлекательной. Абитуриентами педагогических учебных заведений становится самая неподготовленная часть выпускников школ. А если принять во внимание и то обстоятельство, что у большинства поступающих на педагогические специальности отсутствует профессионально-педагогическая мотивация, то нетрудно спрогнозировать качественный состав молодежи, поступающей на педагогические специальности. В течение многих лет в области, как и в России в целом, слабо решается проблема привлечения в школу учителей-мужчин. В школах Белгородчины работают в основном женщины: в 5 - 11 классах - 89,2 процента; в начальных классах - 99,6 процента; в дошкольных образовательных учреждениях работают почти все женщины. Основная часть молодых учителей-мужчин после создания семьи, рождения детей, как правило, уходит из системы образования по материальным соображениям. Непривлекательные стороны педагогического труда, такие как низкая оплата труда, недостаток свободного времени, большой объем учебной и воспитательной работы снижают социальную значимость учительского труда. Необходимо вводить стимулирующие формы оплаты труда работников педагогического образования, дополнительные формы стипендиального обеспечения студентов педагогических училищ, колледжей, вузов; разработать и внедрить социальные гарантии обучающимся и работникам системы непрерывного педагогического образования. Необходимо в полной мере реализовать приоритетное положение, зафиксированное в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., об отсрочке призыва в ряды Вооруженных сил выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, получивших педагогическую специальность, на время их работы на штатных должностях с полной учебной нагрузкой педагога, воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях общего и начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, детских домах и интернатах. Повышение социальной ценности труда учителя, его общественного престижа обеспечит приток в педагогические учебные заведения наиболее подготовленной, педагогически ориентированной части молодежи, а это будет способствовать более устойчивому социально-экономическому росту. Эффективность профессионального образования будет обеспечена при условии разработки и реализации на общегосударственном и региональном уровнях системы определения потребности в специалистах на основе объективной информации. В настоящее время наблюдается избыток выпускников с высшим педагогическим образованием по таким специальностям, как химия, география, история. В то же время остро недостает учителей английского и немецкого языков, учителей физической культуры, школьных психологов, учителей информатики и вычислительной техники, технологии. Сложившаяся ситуация с трудоустройством выпускников системы педагогического образования требует более гибкого реагирования на изменения рынка труда. Основными заказчиками выпускников педагогических образовательных учреждений по-прежнему остаются управление образования и науки Белгородской области, муниципальные органы управления образованием. Первостепенным в этой связи является решение задач, связанных с усилением адресности подготовки специалистов, максимальной ориентации на запросы образовательных учреждений, но при обязательном сохранении свободы выбора личностью образовательной траектории и профессионального становления. Важной проблемой является проведение целевого набора создание условий для получения сельской молодежью высшего педагогического образования. Решение этой проблемы направлено на обеспечение педагогическими кадрами образовательных учреждений в небольших населенных пунктах. В этом отношении своевременным явилось принятое постановление правительства Белгородской области от 29 июля 2005 г. N 163-пп "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием из числа выпускников образовательных учреждений сельских районов области". Наличие трехстороннего договора, заключаемого между студентом, школой и управлением образования и науки Белгородской области при целевом наборе в университет, предусматривает трудоустройство выпускника в этой же школе, прохождение педагогических практик, подготовку на материале школы курсовых и дипломных работ. Однако существующая практика целевого набора нуждается в совершенствовании законодательной базы, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это особенно важно в связи с отменой государственного распределения молодых специалистов. Сохранение и развитие целевой подготовки специалистов в высшей и средней профессиональной педагогической школе может рассматриваться как своеобразная ступень к предстоящему переходу на систему государственного заказа. Формирование личности школьника не может ограничиваться только рамками учебного процесса. Поэтому важное место в модернизации педагогического образования занимает подготовка будущих учителей к организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы. По известным причинам объективного и субъективного характера последнего десятилетия внимание к воспитательным проблемам в образовательных учреждениях существенно ослаблено. Деятельность института классного руководства требует серьезного переосмысления как в организационном, содержательном, так и в кадровом отношениях. Выпускники педагогических учебных заведений испытывают серьезные трудности в организации воспитательной работы с детьми, с родителями учащихся, в изучении и объяснении индивидуальных, психологических особенностей детей. Необходима более целенаправленная работа по подготовке специалистов дополнительного образования. Только в Старооскольском педагогическом колледже осуществляется подготовка данного профиля. В Белгородском государственном университете подготовка специалистов дополнительного образования пока не ведется. Между тем такие специалисты будут очень востребованы в сельских культурно-образовательных комплексах (УВК), в городских школах, в учреждениях дополнительного образования. Реализация основных направлений модернизации педагогического образования в регионе потребует некоторых организационно-структурных преобразований: создания новых учебно-научных подразделений, реструктуризации существующей системы управления научно-педагогической деятельностью высшей и средней профессиональной педагогической школы. Белгородский государственный университет является главной кузницей педагогических кадров для области. В числе немногих новых государственных университетов в России, созданных на базе педагогических университетов, в БелГУ в полном объеме сохранена подготовка учительских кадров. Интенсивно развивающаяся учебно-материальная база, возросший кадровый потенциал, современная культурно-образовательная инфраструктура университета положительно сказываются на подготовке будущих учителей. Объективно возрастающие требования к классическому университету как региональному центру науки на первый план выдвигают решение проблем новых классических специальностей высшего профессионального образования - математического, филологического, биологического, а также экономического, юридического, медицинского образования, подготовки специалистов разных образовательных профилей. В этой связи возникает необходимость изучения вопроса о создании в структуре Белгородского государственного университета педагогического института, объединяющего факультеты и кафедры, осуществляющие подготовку учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования в полном соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального педагогического образования. В условиях педагогического института должна быть создана особая, профессионально-ориентированная образовательная среда, способствующая профессиональному и личностному становлению учителя-воспитателя. Важные функции в процессе модернизации педагогического образования области выполняет Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (далее - БРИПКППС). Региональный институт принимает на себя основную ответственность за оперативность и качество переподготовки учителей и преподавателей, повышение их квалификации в связи с меняющимися условиями образования на всех ступенях общего и профессионального образования. Перед системой повышения квалификации и переподготовки специалистов ставится сложная задача перехода от объяснительно-иллюстративного, инструктивно-информационного обучения к личностно-ориентированному, субъект-субъектному взаимодействию в образовательном процессе. Необходимо широкое внедрение в работу по повышению квалификации индивидуально-творческих, дифференцированных форм работы со слушателями, усиление психолого-педагогической подготовки, освоение таких новых курсов, как "Нормативно-правовое обеспечение модернизации образования", "Инновационные технологии в образовании", "Здоровьесберегающие образовательные технологии", "Формирование исследовательской культуры учителя" и других. Качество подготовки работников образования во многом определяется состоянием педагогического образования на разных ступенях системы непрерывного педагогического образования, модернизация которого основывается на следующих принципах: фундаментальности, т.е. научной основательности и высоком качестве предметной, психолого-педагогической, общекультурной и социогуманитарной подготовки; вариативности, предполагающей наличие различных профилей естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин; изучение дисциплин специализации и дисциплин по выбору студента; существование различных моделей подготовки учителя, реализуемых педагогическими вузами и классическими университетами, при соблюдении единства требований к качеству подготовки специалистов; преемственности и согласованности содержания педагогического образования на каждой ступени и уровне системы как условия обеспечения непрерывности педагогического образования; практической направленности педагогического образования, обеспечивающей овладение профессиональными умениями и навыками учебной и воспитательной работы с обучающимися; региональной направленности подготовки педагогических кадров с учетом накопленных традиций и опыта в деятельности образовательных учреждений, обеспечения единства федерального, регионального и вузовского компонентов содержания образования. Обобщая состояние и существующие проблемы в системе подготовки педагогических кадров, можно определить следующие основные направления и связанные с ними задачи модернизации непрерывного педагогического образования в регионе. 1. В области оптимизации структуры и совершенствования организации профессиональной подготовки педагогических кадров: внедрение системы прогнозирования потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового состава и перспектив развития региональной системы образования; обеспечение взаимодействия органов управления образованием и учреждений педагогического образования на региональном уровне в целях доступности и преемственности в подготовке учительских кадров; изучение вопроса о создании педагогического института в структуре БелГУ; создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников БелГУ и педагогических ссузов в образовательных учреждениях, особенно в сельской местности; координация деятельности педагогических учебных заведений в рамках ассоциации "Белгородский университетский комплекс"; информационное обеспечение и развитие материально-технической базы педагогических учебных заведений области; внедрение современных форм мониторинга качества образования на всех ступенях и уровнях системы непрерывного педагогического образования. 2. В области совершенствования содержания и форм подготовки педагогов: приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования; открытие новых педагогических специальностей с учетом прогнозирования рынка труда: технология и предпринимательство; профессиональное обучение; олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика; педагогика и психология; разработка содержания и форм подготовки учителей к работе с детьми по раннему изучению иностранного языка, использованию информационных и коммуникационных технологий; совмещение педагогических специальностей высшего профессионального образования: дошкольная педагогика и психология и иностранный язык; русский язык и литература и иностранный язык; логопедия и тифлопедагогика; логопедия и сурдопедагогика; физическая культура и социальная педагогика; разработка и коррекция преемственных образовательных программ среднего и высшего профессионального педагогического образования "колледж - университет"; организация работы по внедрению государственных образовательных стандартов высшего и среднего педагогического образования второго поколения; обучение работающих педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в системе повышения квалификации; разработка форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников для обеспечения профильного обучения в старшей школе; разработка системы подготовки учительских кадров к работе в малокомплектной сельской школе; разработка системы подготовки педагогических работников к работе в сельских культурно-образовательных комплексах; обновление форм и методов практической подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов; разработка содержания, форм и методов дополнительного образования. 3. В области научного и учебно-методического обеспечения модернизации педагогического образования: методическое обеспечение согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования; проведение исследований по приоритетным направлениям в педагогике, психологии, методиках преподавания предметов; внедрение новых методик практической подготовки педагогов по вопросам организации воспитательной работы с детьми, профилактики беспризорности, социального сиротства, психолого-педагогического консультирования личности и семьи; усиление подготовки учителей к ведению исследовательской деятельности по психолого-педагогическим и предметным дисциплинам; подготовка педагогов к овладению новыми способами оценки качества обучения и воспитания детей; разработка учебных пособий и методических рекомендаций по изучению дисциплин регионального компонента содержания общего образования; создание комплекта программ и учебно-методических пособий для подготовки учителей к работе в профильной школе, в малокомплектной школе, в культурно-образовательных комплексах и др.; создание комплекта новых программ и учебно-методических пособий для подготовки педагогов к воспитательной работе с учащимися. Заключение Целенаправленная работа по реализации Программы обеспечит: повышение качества педагогического образования, конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников педагогических учебных заведений, престижа и авторитета педагогической профессии; подготовку педагогических кадров к профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях постиндустриального российского общества, перехода к профильному обучению, углубленному вариативному и индивидуализированному образованию учащихся, работе с разновозрастными классными коллективами в сельских малокомплектных и малочисленных школах, культурно-образовательных комплексах; углубление фундаментальности, интегративности, преемственности, практической направленности профессиональной педагогической подготовки, обновление содержания педагогического образования, открытие новых педагогических специальностей и специализаций в учебных заведениях педагогического образования; реализацию информационных, личностно-ориентированных, культуросообразных и других современных технологий, повышение компьютерной грамотности студентов педагогических учебных заведений и учителей; развитие научно-исследовательской деятельности в педагогических учебных заведениях, повышение исследовательской культуры работников педагогического образования, интеграцию науки и образования, реализацию инновационных исследовательских проектов; создание учебной, научной и методической литературы, обеспечивающей реализацию регионального компонента содержания педагогического образования; создание в регионе единой информационной сети системы непрерывного педагогического образования в области; развитие системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников; организацию семинаров, совещаний, конкурсов, обеспечивающих развитие системы непрерывного педагогического образования; проведение мониторинга качества педагогического образования, оценки эффективности деятельности учреждений образования; введение стимулирующих форм оплаты труда работников системы педагогического образования, социальных гарантий обучающимся и работникам системы непрерывного педагогического образования, создание социально-бытовых, санитарно-гигиенических условий учебы, труда, отдыха и проживания; использование многоканального финансирования образовательных педагогических учебных заведений, привлечение дополнительных средств для финансирования научно-исследовательской деятельности в области педагогического образования; укрепление и развитие материально-технической базы и ресурсного обеспечения образовательного процесса в учреждениях высшего и среднего профессионально-педагогического образования. Начальник управления образования и науки области С. Тимофеев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|