Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 19.10.1999 № 803

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    19.10.1999                                                N 803
                             г.Тюмень


    Об информации Счетной палаты
    Тюменской области по результатам
    проверки целевого использования
    бюджетных ссуд, взыскания задолженности
    и штрафных санкций при несвоевременном их возврате


    Рассмотрев материалы проверки Счетной палатой Тюменской области
целевого  использования  бюджетных  ссуд, взыскания задолженности и
штрафных санкций при несвоевременном их возврате, в соответствии со
статьей  15  Закона  Тюменской  области "О Счетной палате Тюменской
области",  пунктом  4  статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской
области областная Дума

    ПОСТАНОВИЛА:

    1. Информацию  Счетной палаты Тюменской  области по результатам
проверки   целевого   использования   бюджетных   ссуд,   взыскания
задолженности  и  штрафных  санкций при несвоевременном их возврате
принять к сведению (прилагается).
    2. Рекомендовать Губернатору Тюменской области Рокецкому Л.Ю.:
    -  принять  меры по взысканию задолженности, возврату бюджетных
средств и уплате процентов за их использование;
    -  рассмотреть   вопрос   о   привлечении   к    дисциплинарной
ответственности  должностных лиц, допустивших выдачу бюджетных ссуд
с нарушением установленного порядка;
    -  одновременно  с  отчетом об исполнении областного бюджета за
1999 год представить в областную Думу информацию о предоставлении и
погашении бюджетных ссуд.
    3.  Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить
на  постоянную  комиссию  областной  Думы  по  бюджету,  налогам  и
финансам (Асеев В.М.).


    Председатель
    областной Думы                                   С.Е. Корепанов
    ______________



    Приложение
    к постановлению областной Думы
    от 19.10.99 N 803


                            Информация
по проверке целевого использования бюджетных ссуд, предоставленных
 предприятиям и организациям в 1996-1997 годах, возврата бюджетных
   ссуд, выделенных в 1996-1997 годах, взыскания задолженности и
           штрафных санкций при несвоевременном возврате
    (представлена в областную Думу председателем Счетной палаты
            Тюменской области Шереговым С.А. 08.09.99)

    Информация составлена в деноминированных денежных единицах.

    Проверка  осуществлялась  на  основании  плана  работы  Счетной
палаты  Тюменской  области,  утвержденного постановлением Тюменской
областной Думы от 27.03.98 N 61.
    Проверка осуществлялась с 18 сентября по 30 октября 1998 года.
    Проверкой охвачено 13 объектов.

    Расходование  средств  областного  бюджета в качестве заемных в
1996-1997  годах  осуществлялось  на  основании  законов  Тюменской
области  "Об областном бюджете на 1996 год" и "Об областном бюджете
на 1997 год".
    В  проверяемый  период  порядок  предоставления  и  контроля за
движением бюджетных ссуд регламентировался:
    1. Распоряжениями администрации Тюменской области:
    -  N  660-р  от  11.08.95  "Об  утверждении порядка контроля за
целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки";
    -   N   116-р   от  27.02.96  "О  совершенствовании  работы  по
расходованию средств областного бюджета и внебюджетных фондов";
    -  N 277-р от 22.04.96 "О порядке предоставления предприятиям и
организациям средств из областного бюджета и внебюджетных фондов на
возвратной основе".
    2.  Постановлением  администрации  Тюменской  области  N  23 от
13.03.96  "Об  утверждении  Положения о порядке обращения простых и
переводных расчетных векселей администрации Тюменской области".
    В  бухгалтерском  учете  по  исполнению  областного  бюджета за
1996-1997   годы   по   коду   "Бюджетные   ссуды   предприятиям  и
организациям" отражена выдача бюджетных ссуд:
    в 1996 году            207402,6 тыс. руб.;
    в 1997 году            472138,4 тыс. руб.

    По  документам,  представленным  при проверке, установлено, что
выдано бюджетных средств в заем:
    в 1996 году            215402,6 тыс. руб.;
    в 1997 году            478638,4 тыс. руб.,
    в   том   числе  простыми  расчетными  векселями  администрации
Тюменской  области  через  департамент  инвестиций,  ценных бумаг и
денежного обращения (за 1996-1997 годы) - 84350 тыс. руб.
    В  отчетных  данных по исполнению бюджета выдача бюджетных ссуд
не  отражена  по  причине непредставления департаментом инвестиций,
ценных  бумаг и денежного обращения администрации области в комитет
финансов администрации области документов, подтверждающих выдачу на
сумму:
    за  1996  год  - 8000 тыс. руб. (ЗАО "Тюменькузлит" - 4000 тыс.
руб.,  ОАО  "Тюменская строительная компания" - 1000 тыс. руб., ОАО
"Тюменский аккумуляторный завод" - 3000 тыс. руб.);
    за  1997  год  -  6500  тыс.  руб. (ОАО "Тюменская строительная
компания" - 6500 тыс. руб.).

    В  бухгалтерском  учете  по  исполнению бюджета отражен возврат
бюджетных ссуд в 1996-1997 годах в сумме:

                                                   тыс. руб.
Год      Возвращено из выданных   Возвращено из выданных ранее
         в текущем году

1996     81153,8                  52779
1997     182538,2                 76077

    По  документам оперативного учета, представленным при проверке,
просроченная  задолженность  предприятий,  организаций по бюджетным
ссудам (без учета процентов и штрафных санкций) составляла:
     - по состоянию на 01.01.96 - 20104,7 тыс. руб.;
     - по состоянию на 01.10.98 - 75313,8 тыс. руб.

    Администрацией  области  не  используется в полном объеме право
взимания   процентов  за  пользование  бюджетными  средствами,  что
негативно    сказывается    на    исполнении   областного   бюджета
(неэффективно  в  условиях платежного дефицита областного бюджета).
Из  общей  суммы  выданных  ссуд  517294,2  тыс.  руб., или 74,3 %,
предоставлено  на  беспроцентной основе, в результате дополнительно
недополучено  средств  в  областной  бюджет  ориентировочно в сумме
167085,3  тыс.  руб.  (расчет  сделан  исходя  из срока пользования
ссудой 1 год по средней ставке рефинансирования ЦБ РФ за 1997 год).
    По   документам,   представленным   при   проверке,  возвращено
бюджетных  ссуд  из  выданных  в  1996-1997  годах  по состоянию на
01.10.98 - 407081,7 тыс. руб.
    Бюджетные  ссуды  на  сумму  4371,3  тыс. руб. по распоряжениям
администрации Тюменской области оформлены как безвозвратные за счет
других источников бюджета.
    В учете по исполнению бюджета отражено поступление процентов за
пользование  бюджетными  ссудами,  выданными  в  1996-1997 годах, в
сумме 5884,6 тыс. руб.
    По  документам оперативного учета, представленным при проверке,
начислено  штрафных  санкций за нарушение договорных обязательств в
сумме  18766,7  тыс.  руб.  В  учете по исполнению бюджета отражено
поступление  штрафных санкций в размере 1297,7 тыс. руб., или 6,9 %
к сумме начисленных.

  Анализ исполнения областного бюджета за 1996-1997 годы, в части
  выдачи бюджетных ссуд предприятиям и организациям и их возврата

    Законом  Тюменской  области  "Об областном бюджете на 1996 год"
как  основной  источник  выдачи  бюджетных  ссуд предусмотрен "Фонд
поддержки важнейших отраслей народного хозяйства за счет спецналога
и бюджета".
    По анализу об исполнении областного бюджета за 1996 год:
    1.  По  статье  "Фонд  поддержки  важнейших  отраслей народного
хозяйства  за  счет  спецналога  и бюджета" бюджет исполнен в сумме
116910 тыс. руб.
    2. Отражено движение бюджетных ссуд по другим статьям бюджета в
сумме 9339 тыс. руб., из них:
     - 100 тыс. руб.        правоохранительная деятельность;
     - 150 тыс. руб.        развитие рыночной инфраструктуры;
     - 106 тыс. руб.        здравоохранение;
     - 3000 тыс. руб.       социальная политика;
     - 550 тыс. руб.        автомобильный транспорт;
     - 950 тыс. руб.        наука;
     - 4155 тыс. руб.       промышленность (капитальные вложения);
     - 328 тыс. руб.        государственное управление
                            (исполнительные органы власти).
     3. Возвращено в 1996 году ранее выданных ссуд 50976 тыс. руб.

    Расходы  по выдаче бюджетных ссуд предприятиям и организациям в
1996  году  профинансированы  на 264,3 % от бюджетных назначений на
год.

    Законом  Тюменской  области  "Об областном бюджете на 1997 год"
основной  источник  выдачи  бюджетных  ссуд  предусмотрен по статье
"Бюджетные ссуды предприятиям и организациям за счет возврата ранее
выданных  ссуд".  Статьей 35 Закона Тюменской области "Об областном
бюджете  на 1997 год" предусмотрено, что финансирование расходов по
статье   "Бюджетные  ссуды  предприятиям  и  организациям  за  счет
возврата  ранее  выданных  ссуд"  производится по мере фактического
возврата  предприятиями  и  организациями  бюджетных ссуд, выданных
ранее.
    По анализу об исполнении областного бюджета за 1997 год:
    1.  По  статье  "Бюджетные ссуды предприятиям и организациям за
счет  возврата  ранее выданных ссуд" бюджет исполнен в сумме 216033
тыс. руб.
    2.  Отражено бюджетных ссуд по другим статьям расходов на сумму
73568 тыс. руб., из них:
     - 6613 тыс. руб.        образование;
     - 1293 тыс. руб.        средства массовой информации;
     - 2463 тыс. руб.        социальная политика;
     - 19324 тыс. руб.       сельское хозяйство;
     - 1500 тыс. руб.        прочие расходы
                             (программы занятости военнослужащих);
     - 42375 тыс. руб.       жилищно-коммунальное хозяйство
                             (прочие расходы).
    3. Возвращено в 1997 году ранее выданных ссуд 76077 тыс. руб.

    Исполнение  бюджета  за  1997  год  по  статье "Бюджетные ссуды
предприятиям  и  организациям за счет возврата ранее выданных ссуд"
превысило  сумму  возвращенных  в 1997 году бюджетных ссуд из ранее
выданных  на 139956 тыс. руб. (216033 тыс. руб. - 76077 тыс. руб.),
что  является  нарушением  статьи  35  Закона Тюменской области "Об
областном бюджете на 1997 год".
    Расходы  по выдаче бюджетных ссуд предприятиям и организациям в
1997  году  профинансированы  на 605,8 % от бюджетных назначений на
год,  что  превышает  на  180,4  млн.  руб.  утвержденную  в Законе
Тюменской  области  "Об  областном  бюджете  на  1997  год"  сумму,
предназначенную на эти цели.

  Проверка представленных документов по движению бюджетных ссуд,
               контролю за их целевым использованием

    Имела  место  выдача  бюджетной  ссуды  без заключения договора
кредитования,   что   является  нарушением  пункта  3  распоряжения
администрации Тюменской области N 220-р от 31.03.95 - во исполнение
распоряжения администрации Тюменской области N 220-р от 31.03.95 из
средств   областного   бюджета  в  1996  году  выделен  кредит  АПФ
"Лукойл-Каскара" в размере 2000 тыс. руб.
    31 декабря 1996 года произведен зачет по погашению ссуды в счет
финансирования  департамента  по  социально-экономическому развитию
села  администрации области по статье "Прочие мероприятия в области
сельскохозяйственного  производства"  (содержание  социальной сферы
села).
    В  проверяемый  период администрацией области не осуществлялось
проверок  по  вопросам целевого, эффективного использования средств
областного   бюджета,   предоставленных   в  установленном  порядке
простыми расчетными векселями администрации Тюменской области через
департамент  инвестиций,  ценных  бумаг  и денежного обращения, что
является  нарушением  распоряжения  администрации Тюменской области
N 660-р от 11.08.95 и постановления администрации Тюменской области
N 23 от 13.03.96.
    Имело  место отсутствие в распоряжениях администрации области о
выдаче    вексельных   кредитов   (займов)   сроков,   на   которые
предоставляется   кредит,   и  процентов  за  пользование  заемными
средствами,   что   является   нарушением   пункта  1  распоряжения
администрации  Тюменской  области  N 116-р от 27.02.96 и пункта 5.3
положения  о  порядке  обращения  простых  и  переводных  расчетных
векселей   администрации   области,   утвержденного  постановлением
администрации Тюменской области N 23 от 13.03.96:
    -  ЗАО  "Диопром" (распоряжение администрации Тюменской области
N 12-р от 10.01.96, договор N 6 от 02.04.96);
    -  ОАО  СК "ТИСИ" (распоряжение администрации Тюменской области
N 238-р от 15.04.96, договор N 21 от 19.07.96);
    -  ТОО "База N 1" (распоряжение администрации Тюменской области
N 480-р от 28.06.96, договор N 5 от 05.03.96);
    -  ОАО  "Тюменские моторостроители" (распоряжение администрации
Тюменской области N 58-р от 06.02.97, договор N 3 от 27.02.97).

    Имела  место  выдача  департаментом  инвестиций, ценных бумаг и
денежного  обращения  администрации  области  кредитов (займов) без
распоряжений   администрации   Тюменской   области,   что  является
нарушением   пункта   5.3  раздела  V  постановления  администрации
Тюменской области N 23 от 13.03.96:
    -  ЗАО  "Тюменькузлит" (договор N 27 от 06.12.96) на сумму 4000
тыс. руб.;
    -  администрация  г.  Ишима  (договор N 3 от 22.02.96) на сумму
2000 тыс. руб.;
    -  НИИСХ Северного Зауралья (договор N 11 от 30.02.96) на сумму
1800 тыс. руб.
    Итого   выдано  средств  областного  бюджета  без  распоряжений
администрации Тюменской области на общую сумму 7800 тыс. руб.
    При   заключении   договора   вексельного  кредитования  с  ОАО
"Сибнефтегазмаш"  N  1  от 09.01.96 на сумму 800 тыс. руб. нарушено
распоряжение  администрации Тюменской области N 1003-р от 15.12.95,
где указан процент за пользование заемными средствами в размере 30%
годовых.  Кредит  выдан  без  начисления  процентов  за пользование
заемными   средствами.   Потери  областного  бюджета  в  результате
действия указанного договора ориентировочно составили:
    -  по  состоянию  на  дату  окончания  действия  договора займа
(09.07.96) - 120 тыс. руб.;
    - по состоянию на 01.10.98 (в бухгалтерском учете по исполнению
областного бюджета возврат займа не отражен) - 654,67 тыс. руб.

    Имела  место  пролонгация  договоров  кредитования  (займа) без
предварительной   проверки  финансового  состояния  заемщиков,  что
является  нарушением  пункта 2 распоряжения администрации Тюменской
области   N  116-р  от  27.02.96  "О  совершенствовании  работы  по
расходованию средств областного бюджета и внебюджетных фондов":
    - "Тюменьместпром" (договор N 251 от 29.04.97);
    - Тюменский пивоваренный завод (договор N 204 от 19.05.96);
    - Упоровская мебельная фабрика (договор N 186 от 31.01.96);
    -  Тюменское  обувное  предприятие (договоры N 203 от 17.06.96,
N 267 от 14.08.97);
    - ОАО "Гелиос" (договор N 806 от 26.07.97);
    -  Тюменский  государственный  университет  (договор  N  200 от
06.05.96);
    - Тюменская транспортная компания (договор N 158 от 26.09.95);
    -   ОАО  "Опытный  завод  металлоизделий"  (договор  N  222  от
24.12.96);
    - Сибирьинтеравиа (договор N 190 от 20.02.96);
    - Фабрика "Славянка" (договор N 243 от 11.02.97);
    -   ОАО  "Ялуторовская  швейная  фабрика"  (договор  N  249  от
22.04.97);
    - ОАО "Дионис" (договор N 269 от 26.08.97);
    - Химико-фармацевтический завод (договор N 169 от 23.10.95);
    - ЗАО "Компания "Сибинтел" (договор N 211 от 15.10.96);
    - ЗАО "Сельская торговля" (договор N 174 от 05.12.95);
    - ООО РИФ "Орион-Плюс" (договор N 226 от 24.06.96);
    - Тюменский областной центр Госсанэпиднадзора (договор N 133 от
15.05.95);
    - ТПКЦ ОАО "Тюменьавтосервис" (договор N 207 от 17.07.96);
    - СХПК "Радуга" (договор N 234 от 25.02.97);
    - ОАО ТТК "Кросно" (договор N 176 от 11.07.95);
    -  ОАО  "Тюменская  строительная  компания"  (договоры  N 25 от
26.07.96, N 26 от 18.11.96);
    - АО "Тюменьлес" (договор N 17 от 21.05.96);
    - ОАО "Тюменские моторостроители" (договор N 30 от 27.02.97).
    Представленные  комитетом  финансов  администрации  области при
проверке  заключения  о  возможности  продления  действия  договора
кредитования   (займа)   не   могут  быть  рассмотрены  как  анализ
финансового состояния заемщиков, так как не содержат в себе:
    -  анализа  обеспеченности предприятия собственными источниками
формирования оборотных средств;
    - анализа платежеспособности, кредитоспособности;
    - соотношения основных финансовых показателей (чистой прибыли к
сумме  всех  активов  предприятия,  оборотных  активов к сумме всех
активов,  всех  пассивов  к  сумме  активов,  поступлений  денежной
наличности   от   операций   по   основной   деятельности  ко  всем
обязательствам,   размеров  заемных  средств  к  сумме  собственных
средств,   величины   собственных  оборотных  средств  к  стоимости
запасов);
    - анализа дебиторской и кредиторской задолженности предприятия,
причин их возникновения и динамики погашения и др.

    Имело  место кредитование предприятий при отсутствии заключений
комитета  по  экономике  и  прогнозированию администрации Тюменской
области  об  эффективности  и  целесообразности выдачи кредита, что
является    нарушением   пункта   5.3   раздела   V   постановления
администрации Тюменской области N 23 от 13.03.96:
    -  ОАО "Тюменский фанерный комбинат" (договор N 16 от 15.05.96)
на сумму 500 тыс. руб.;
    -  АО  "Сибинтел"  (договор N 8 от 09.04.96) на сумму 4000 тыс.
руб.;
    -  ЗАО  "Диопром"  (договор N 6 от 02.04.96) на сумму 2000 тыс.
руб.;
    -   Управление  федерального  казначейства  (договор  N  20  от
07.06.96) на сумму 950 тыс. руб.;
    -  ЗАО  "Тюменькузлит" (договор N 27 от 06.12.96) на сумму 4000
тыс. руб.;
    -  ЗАО  СК "ТИСИ" (договор N 21 от 19.07.96) на сумму 7000 тыс.
руб.;
    - ОАО "Холдинг-Центр "Тюменьмясо" (договор N 31 от 07.03.97) на
сумму 2000 тыс. руб.;
    -  ОАО  "Тюменская  строительная  компания"  (договоры  N 25 от
26.07.96,  N  26 от 18.11.96, б/н от 25.02.97 без договора на сумму
4000 тыс. руб.) на сумму 8000 тыс. руб.;
    - АО "Сургутский пивоваренный завод" (договор N 24 от 23.09.96)
на сумму 300 тыс. руб.;
    -  АО "Тюменьлес" (договор N 17 от 21.05.96) на сумму 3000 тыс.
руб.;
    -  ОАО  "Тюменский  аккумуляторный  завод"  (договоры  N  23 от
09.07.96,  N  24  от 25.07.96, N 28 от 18.12.96) на сумму 5000 тыс.
руб.;
    -  ОАО  ФХК  "Сантра-Инвест" (договор N 9 от 18.04.96) на сумму
7000 тыс. руб.
    Итого    при   отсутствии   заключения   об   эффективности   и
целесообразности  выдачи кредита выданы вексельные кредиты на сумму
43750 тыс. руб.
    Имело место кредитование предприятий без оформления обеспечения
исполнения  заемщиком  своих  обязательств, что является нарушением
главы  23  части  1  ГК  РФ  и  пункта 1 распоряжения администрации
Тюменской области N 116-р от 27.02.96:
    -  ТОО "База N 1" (договор N 5 от 05.03.96) на сумму 12000 тыс.
руб.;
    -  ОАО  "Сибнефтегазмаш" (договор N 1 от 09.01.96) на сумму 800
тыс. руб.;
    -  ОАО "Тюменские моторостроители" (договор N 2 от 05.02.97) на
сумму 7000 тыс. руб.;
    -   Управление  федерального  казначейства  (договор  N  20  от
07.06.96) на сумму 950 тыс. руб.;
    -  ЗАО  "Тюменькузлит"  (договор N27 от 06.12.96) на сумму 4000
тыс. руб.;
    -  областная  организация  Российского  фонда инвалидов войны в
Афганистане (договор N 22 от 28.06.96) на сумму 3000 тыс. руб.;
    -  ТОО  "Старт"  (договор  N 180 от 31.10.95) на сумму 500 тыс.
руб.;
    -  Ялуторовский  ЛУСЭГ (договор N 246 от 08.04.97) на сумму 500
тыс. руб.
    Итого  выделены  бюджетные  средства без оформления обеспечения
исполнения  заемщиком  своих  обязательств  в сумме 28750 тыс. руб.
Отсутствие  обеспечения  по  возврату  займа  повышает  вероятность
несвоевременного возврата бюджетных средств.

    Не   во   всех   заключенных   в   1996  году  договорах  займа
предусмотрено взимание штрафа за нецелевое использование заемщиками
средств   областного  бюджета,  несвоевременный  возврат  бюджетных
средств,  а  также просрочку уплаты процентов за их использование в
размере двойной действующей учетной ставки ЦБ РФ, как предусмотрено
Законом Тюменской области "Об областном бюджете на 1996 год":
    1.  Пунктом  3.3  договора кредитования N 210 от 05.09.96 между
ГУП   "Маркетинформсервис"   и   комитетом  финансов  администрации
Тюменской  области  предусмотрена ответственность при возникновении
просроченной  задолженности  в размере ставки ЦБ РФ, действующей на
момент образования задолженности.
    2.  Пунктом  3.3  договора кредитования N 209 от 10.10.96 между
ОАО  ТТК  "Кросно"  и  комитетом  финансов  администрации Тюменской
области    предусмотрена    ответственность    при    возникновении
просроченной  задолженности  в размере ставки ЦБ РФ, действующей на
момент образования задолженности.
    3. Разделом III договоров вексельного кредитования, заключенных
в  1996  году  департаментом  инвестиций,  ценных бумаг и денежного
обращения    администрации    Тюменской    области,   предусмотрена
ответственность  при  возникновении  просроченной  задолженности  в
размере 10 % от суммы неиспользованных в срок обязательств:
    - ТОО "База N 1" (договор N 5 от 05.03.96);
    - ОАО "Тюменский фанерный комбинат" (договор N 16 от 15.05.96);
    - АО  "Сибинтел"  (договоры N 8 от 09.04.96, N 15 от 13.05.96,
N 19 от 04.06.96);
    - ЗАО "Диопром" (договор N 6 от 02.04.96);
    - администрация   г.   Ишима   (договор  N  3  от  22.02.96);
    - Управление  федерального  казначейства  (договор  N  20  от
07.06.96);
    - ЗАО "Тюменькузлит" (договор N 27 от 06.12.96);
    - ОАО "Сибнефтегазмаш" (договор N 1 от 09.01.96);
    - ЗАО СК "ТИСИ" (договор N 21 от 19.07.96);
    - ОАО  "Тюменская  строительная  компания"  (договоры  N 25 от
26.07.96, N 26 от 18.11.96);
    - АО "Сургутский пивоваренный завод" (договор N 24 от 23.09.96);
    - АО "Тюменьлес" (договор N 17 от 21.05.96);
    - областная  организация  Российского  фонда инвалидов войны в
Афганистане (договор N 22 от 28.06.96);
    - ОАО  "Тюменский  аккумуляторный  завод"  (договоры  N  23 от
09.07.96, N 24 от 25.07.96, N 28 от 18.12.96);
    - ОАО ФХК "Сантра-Инвест" (договор N 9 от 18.04.96);
    - НИИСХ Северного Зауралья (договор N 11 от 30.02.96);
    - ОАО "Тюменские моторостроители" (договор N 2 от 05.02.97).

    Не   во   всех   заключенных   в   1997  году  договорах  займа
предусмотрено  взимание  пени  за несвоевременный возврат бюджетных
средств,  просрочку  уплаты процентов за их использование в размере
1,5  %  за каждый день просрочки, штрафа за нецелевое использование
предприятиями   средств   областного   бюджета  в  размере  двойной
действующей   учетной  ставки  ЦБ  РФ,  как  предусмотрено  Законом
Тюменской области "Об областном бюджете на 1997 год":
    -  договором  займа N 78 от 01.08.97 на сумму 50000 тыс. руб. с
ОАО    "Запсибгазпром"    предусмотрены    штрафные    санкции   за
несвоевременный возврат бюджетной ссуды в размере 24 % годовых;
    -  договором  N  277  от 22.10.97 на сумму 3500 тыс. руб. с ОАО
Холдинг-Центр   "Тюменьмясо"   предусмотрены  штрафные  санкции  за
несвоевременный возврат бюджетной ссуды в размере 21 % годовых;
    -  договором  N  255 от 02.04.97 на сумму 15156 тыс. руб. с ОАО
ТТК  "Кросно"  предусмотрены  штрафные  санкции  за несвоевременный
возврат бюджетной ссуды в размере 42 % годовых;
    -  договором  займа  N  246  от 08.04.97 на сумму 500 тыс. руб.
между   Ялуторовским   ЛУСЭГ  и  комитетом  финансов  администрации
Тюменской области предусмотрены штрафные санкции за несвоевременный
возврат  бюджетной  ссуды  в  размере  42  %  годовых; за нецелевое
использование - в размере действующей ставки ЦБ РФ.
    В результате недополучено за 1996-1997 годы средств в областной
бюджет ориентировочно в сумме 168866,7 тыс. руб.

    В  1996-1997  годах  выдавались бюджетные ссуды под обеспечение
районных  администраций с оформлением договоров поручительства. При
ликвидации  районных  администраций  и  образовании территориальных
органов государственной власти администрации области (постановление
Губернатора  Тюменской  области  N  8  от  28.02.97) администрацией
области не были приняты меры по заключению договоров поручительства
с  другими  юридическими  лицами  в качестве обеспечения исполнения
договоров.   Таким  образом,  в  нарушение  пункта  8  распоряжения
администрации  Тюменской  области  N  277-р от 22.04.96 были выданы
бюджетные   ссуды   без   обеспечения  исполнения  обязательств  по
договорам займа. 

    ТОО "Старт"

    Распоряжением   администрации  Тюменской  области  N  880-р  от
26.10.95  указано  выделить  500  тыс.  руб.  ТОО  "Старт"  "... на
окончание  строительства  линии по производству джемов, конфитюра и
ягодного  концентрата  по КБЛ Тюмень-1 под 30 % годовых на 3 года".
Линия по производству джемов, конфитюра и ягодного концентрата была
приобретена  ТОО  "Старт" за счет КБЛ по контракту N ТОБ-03-1006/94
от 31.03.94 с "Агроанлаген". Сумма договора 2018900DM.
    31  октября  1995  года  между комитетом финансов администрации
области и ТОО "Старт" был заключен договор займа N 180 на сумму 500
тыс.  руб.  сроком  на  3  года  (до 30.10.98) под 30 % годовых под
обеспечение администрации Тобольского района с оформлением договора
поручительства   N   2   от   31.10.95.  Выплата  процентов  должна
производиться  в  сроки,  установленные графиком. Согласно договору
поручительства  администрация  Тобольского  района  была  обязана в
случае  несвоевременного  возврата ТОО "Старт" ссуды и процентов за
пользование  выплатить  комитету финансов администрации области всю
задолженность.
    2  октября  1996  года комитетом финансов администрации области
путем  взаимных расчетов с бюджетом Тобольского района (уведомление
по  взаимным  расчетам  N  151  от 02.10.96 на сумму 500 тыс. руб.)
выдана ссуда ТОО "Старт" в размере 500 тыс. руб.
    По состоянию на 18.05.98 задолженность ТОО "Старт" по процентам
составила  348  тыс. руб., комитетом финансов администрации области
на сумму задолженности по процентам выставлено платежное требование
к расчетному счету заемщика, которое на момент проверки оплачено не
было.  Согласно  статьи  363 ГК РФ администрация Тобольского района
как поручитель по договору займа обязана уплатить комитету финансов
администрации области проценты, не выплаченные ТОО "Старт".
    Администрация  Тюменской области постановлением N 8 от 28.02.97
"Об  образовании  территориальных  органов  государственной  власти
администрации   области"  ликвидировала  администрацию  Тобольского
района,   не   возложив   исполнение  обязательств  ликвидированной
администрации  на другое лицо. Поэтому согласно статье 419 ГК РФ 28
февраля  1997 года договор поручительства N 2 от 31.10.95 прекратил
свое  действие,  одновременно утратили свою силу положения договора
займа,   регламентирующие   обеспечение  его  исполнения  договором
поручительства с администрацией Тобольского района.
    С 28.02.97 по 30.10.98 (срок действия договора займа) комитетом
финансов  администрации  области  не принимались меры по заключению
договора  поручительства  с  другим  юридическим  лицом  в качестве
обеспечения  исполнения  заемщиком  своих  обязательств по договору
займа, т.е. в указанный период договор займа не был обеспечен.
    По  состоянию на 30.10.98 задолженность по ссуде и процентам за
пользование составляла 906,4 тыс. руб.
    Кроме   того,  на  приобретение  оборудования  по  производству
джемов,  конфитюра  и  ягодного концентрата в Акционерном сибирском
нефтяном  банке  (СНБ)  был  оформлен  кредитный  договор  N  7  от
28.12.94.  Согласно  кредитному  договору  сумма  задолженности ТОО
"Старт"  перед  СНБ  составляет  2620992  DM.  Погашение  кредита и
процентов по нему ТОО "Старт" не производилось.
    На   момент   проверки  оборудование  по  производству  джемов,
конфитюра  и ягодного концентрата было смонтировано, опробовано, но
не эксплуатировалось.
    Согласно  анализу, проведенному независимой аудиторской фирмой,
исследование рынка сбыта получателем оборудования не производилось,
производимая  продукция неконкурентоспособна, на рынке оборудования
имеются   более  дешевые  аналоги.  Условия  передачи  оборудования
(возврат    кредитных    средств),   значительные   амортизационные
отчисления  приведут  к  росту  себестоимости продукции. При данных
обстоятельствах  рентабельность  производства может быть обеспечена
при  условии  осуществления  значительных  маркетинговых  усилий  и
производства качественной продукции.

    Ялуторовский ЛУСЭГ

    Распоряжением  Губернатора  Тюменской области N 238 от 22.04.97
указано  выдать Ялуторовскому ЛУСЭГ беспроцентный заем на сумму 500
тыс.  руб.  со  сроком  возврата  до  31.12.97  под  поручительство
администрации Ялуторовского района.
    8  апреля  1997 года комитетом финансов администрации области с
Ялуторовским  ЛУСЭГ  был  заключен договор займа N 246 на сумму 500
тыс. руб. на газификацию населенных пунктов Ялуторовского района до
31.12.97.  Ссуда выдана под обеспечение администрации Ялуторовского
района  (договор поручительства N 1 от 08.04.97). Согласно пункту 4
договора  поручительства  комитет  финансов  администрации  области
имеет право "в случае неисполнения заемщиком своих обязательств ...
обратить  взыскание на поручителя ... путем списания в безакцептном
порядке  всей  суммы неисполненного долга со счета поручителя или в
счет дотации по бюджету района...".
    14 мая 1997 года комитетом финансов администрации области путем
перечисления  денежных  средств  выдана ссуда Ялуторовскому ЛУСЭГ в
размере 500 тыс. руб.
    На  момент  заключения  договора  поручительства  администрация
Ялуторовского     района     являлась    территориальным    органом
государственной   власти   администрации   области   (постановление
Губернатора  Тюменской  области  N 8 от 28.02.97). Положение о нем,
определяющее   его   правомочия  как  юридического  лица,  не  было
утверждено.  Губернатор  области  постановлением  N  6  от 20.10.97
утвердил  Положение об администрации Ялуторовского района, согласно
которому   правомочий  по  заключению  договоров  поручительства  в
качестве    обеспечения    исполнения   обязательств   коммерческих
организаций ей предоставлено не было.
    С  20.10.97  по  31.12.97  (срок  действия  договора) комитетом
финансов  администрации  области  не  приняты  меры  по расторжению
договора  поручительства  с администрацией Ялуторовского района как
неправомочной  стороной. Не принимались меры по заключению договора
поручительства  с  другим  юридическим лицом в качестве обеспечения
исполнения  заемщиком  своих обязательств по договору займа, т.е. в
указанный период договор займа не был обеспечен.
    Срок  погашения  займа  истек  31.12.97.  Заем  по состоянию на
01.10.98  не погашен. Штрафные санкции по договору составили 158,08
тыс.  руб.  Итого задолженность по состоянию на 01.10.98 составляла
658,08 тыс. руб.
    Имела  место  выдача  в  1997  году  бюджетных  средств  в заем
физическим   лицам,   что  является  нарушением  статьи  24  Закона
Тюменской области "Об областном бюджете на 1997 год":
    -   в   1997  году  во  исполнение  распоряжения  администрации
Тюменской области N 409 от 16.07.97 выдана бюджетная ссуда писателю
Сафронову в сумме 150 тыс. руб. (договор займа N 266 от 06.08.97);
    -   в   1997  году  во  исполнение  распоряжения  администрации
Тюменской  области  N  737-р  от  20.11.97  выдана  бюджетная ссуда
Вешкурцеву в сумме 50 тыс. руб. (договор займа N 276 от 15.10.97).
    Бюджетные   средства   в   сумме  200  тыс.  руб.  использованы
незаконно.
    При  несвоевременном возврате бюджетных ссуд принимаются не все
меры,  предусмотренные законодательством и договорами. Часть мер по
возврату принимается несвоевременно, что является нарушением пункта
2 распоряжения администрации Тюменской области N 116-р от 27.02.96.
Например:
    -  по  договору N 246 от 08.04.97 (Ялуторовский ЛУСЭГ) выделена
бюджетная  ссуда в размере 500 тыс. руб. Срок погашения займа истек
31.12.97.  В  предусмотренные  договором сроки заем не был погашен.
Только  29  сентября  1998  года  комитетом  финансов администрации
области к расчетному счету заемщика выставлено платежное требование
на взыскание задолженности;
    -  по  договору  N  20  от  07.06.96 с Управлением федерального
казначейства  выделена  ссуда на сумму 950 тыс. руб. Срок погашения
кредита  истек  8  июня 1997 года. Департаментом инвестиций, ценных
бымаг  и  денежного обращения администрации области 14 августа 1998
года  начальнику  Управления  федерального  казначейства направлено
письмо  за  N  349/1 с просьбой о возврате кредита. По состоянию на
01.10.98  задолженность  по  кредиту не погашена, действенных мер к
погашению задолженности не принято;
    -  при  наличии  просроченной  задолженности  не принято мер по
реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством
и  оформленным  договором  залога  по  ссуде, выданной зверосовхозу
"Тобольский" (договор N 189 от 19.03.96);
    -  при  наличии  просроченной  задолженности  не принято мер по
реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством
и    оформленным    договором    залога    по    ссуде,    выданной
Радиотелепередающему  центру  (договор  N 227 от 15.01.97 и договор
N 188 от 07.12.95).
    В  результате  по состоянию на 01.10.98 своевременно не принято
мер  по  взысканию  в бюджет ориентировочно 5733,8 тыс. руб., в том
числе:
     500 тыс. руб.        с Ялуторовского ЛУСЭГ;
     950 тыс. руб.        с Управления федерального казначейства;
     410 тыс. руб.        со зверосовхоза "Тобольский";
     793,8 тыс. руб.      с Радиотелепередающего центра;
     3080 тыс. руб.       с ОАО "Импульс".

    Имеет   место  отсутствие  контроля  со  стороны  администрации
области  за  сроками  возврата  бюджетных  средств  и  процентов за
пользование,    предусмотренными    договорами   кредитования.   Не
производится начисление штрафных санкций при несоблюдении заемщиком
вышеуказанных сроков. Например:
    -  пунктом  2.3  договора  займа  N  78  от  01.08.97 между ОАО
"Запсибгазпром"  и администрацией Тюменской области установлен срок
погашения  займа:  первую  часть  через  один  год после получения,
следующие  части - через один год по мере получения заемщиком. Заем
должен  быть  погашен в следующие сроки: 1678 тыс. руб. - 03.08.98;
3325   тыс.   руб.   -  30.09.98.  По  состоянию  на  01.10.98  ОАО
"Запсибгазпром"   имеет  просроченную  задолженность  по  погашению
бюджетной ссуды в размере 5003 тыс. руб. Штрафные санкции на момент
проверки не начислены, меры по взысканию просроченной задолженности
не  приняты.  В  соответствии  с  условиями  договора  должно  быть
начислено  и  предъявлено  к  взысканию в областной бюджет штрафных
санкций на сумму 326,61 тыс. руб.;
    -  договором  займа  N251 от 26.06.96 с ТОО "Тюменский завод по
ремонту  РТА"  установлен  срок  погашения  займа:  через год после
фактического  получения ссуды. Заем должен быть погашен в следующие
сроки:  26.06.98 - 50 тыс. руб.; 01.07.98 - 150 тыс. руб.; 09.09.98
-  23,4  тыс. руб. По состоянию на 01.10.98 ТОО "Тюменский завод по
ремонту   РТА"   имеет   просроченную  задолженность  по  погашению
бюджетной  ссуды  в  размере  223,4  тыс.  руб. Штрафные санкции на
момент  проверки  не  начислены,  меры  по  взысканию  просроченной
задолженности  не  приняты.  В  соответствии  с  условиями договора
должно  быть начислено и предъявлено к взысканию в областной бюджет
штрафных санкций на сумму 76,77 тыс. руб.;
    -  договором займа N 237 от 03.03.97 с ОАО "ДСП-250" установлен
срок  погашения займа через год после фактического получения ссуды.
Заем  должен  быть погашен в следующие сроки: 24.04.98 - 678,9 тыс.
руб.; 12.05.98 - 228,6 тыс. руб.;
    10.06.98  -  226,3  тыс.  руб.;  18.09.98  - 320,6 тыс. руб. По
состоянию    на   01.10.98   ОАО   "ДСП-250"   имеет   просроченную
задолженность  по  погашению  бюджетной ссуды в размере 1454,4 тыс.
руб.  Штрафные  санкции на момент проверки не начислены. К заемщику
выставлено  платежное  требование  (инкассовое  поручение) на сумму
1094,5   тыс.  руб.,  которое  по  причине  отсутствия  средств  на
расчетном  счете  заемщика  не оплачено. В соответствии с условиями
договора   должно  быть  начислено  и  предъявлено  к  взысканию  в
областной бюджет штрафных санкций в сумме 160,48 тыс. руб.;
    -  по  договору  N  20  от  07.06.96 с Управлением федерального
казначейства установлен срок погашения займа через 12 месяцев после
фактического  получения. Заем должен быть погашен 7 июня 1997 года.
По состоянию на 01.10.98 Управление федерального казначейства имеет
просроченную  задолженность по погашению кредита в размере 950 тыс.
руб.   Штрафные   санкции   на   момент   проверки   не  начислены.
Департаментом   инвестиций,  ценных  бумаг  и  денежного  обращения
администрации  области  14  августа 1998 года начальнику Управления
федерального казначейства направлено письмо за N 349/1 с просьбой о
возврате  кредита.  В соответствии с условиями договора должно быть
начислено  и  предъявлено  к  взысканию в областной бюджет штрафных
санкций в сумме 898,7 тыс. руб.
    В   результате  недостаточного  контроля  за  сроками  возврата
бюджетных  средств  по  состоянию  на 01.10.98 не взыскано штрафных
санкций ориентировочно на сумму 1462,56 тыс. руб.

    По  истечении  срока действия договора вексельного кредитования
акты сверки об исполнении договоров между департаментом инвестиций,
ценных   бумаг   и  денежного  обращения  администрации  области  и
комитетом  финансов  администрации  области  не  составлялись,  что
является   нарушением   пункта   5.5   постановления  администрации
Тюменской области N 23 от 13.03.96. В результате:
    -  не  отражена  в  бухгалтерском  учете  по исполнению бюджета
выдача бюджетных ссуд на сумму 14500 тыс. руб.;
    -  суммы  возвращенных  бюджетных  ссуд  по данным департамента
инвестиций,   ценных  бумаг  и  денежного  обращения  администрации
области  не  соответствуют суммам, отраженным в бухгалтерском учете
по исполнению бюджета;
    -  отсутствует  надлежащий контроль (осуществление проверок) по
целевому,  эффективному  использованию  средств областного бюджета,
выданных  в  качестве  бюджетных ссуд простыми расчетными векселями
администрации   Тюменской  области  через  департамент  инвестиций,
ценных бумаг и денежного обращения администрации области.

    Имела  место  выдача бюджетных ссуд предприятиям, организациям,
являющимся   неплатежеспособными   и  имеющим  неудовлетворительную
структуру баланса:
    - ОАО "Запсибгазпром" (договор займа N 78 от 01.08.97) выделена
бюджетная  ссуда  при  наличии  справки  Федерального управления по
делам  о  несостоятельности  (банкротстве)  по  результатам анализа
состояния  платежеспособности  и  структуры  баланса  на 01.07.97 с
заключением: "... предприятие является неплатежеспособным и имеющим
неудовлетворительную структуру баланса";
    -  ОАО  "Дружба"  (договор N 244 от 27.03.97) выделена ссуда на
сумму 500 тыс. руб.;
    -  ОАО  ТПКЦ  "Тюменьавтосервис"  (договор  N  207 от 17.07.96)
выделена ссуда на сумму 400 тыс. руб.;
    -  Радиотелепередающему  центру  (договор  N  227  от 15.01.97)
выделена ссуда на сумму 218 тыс. руб.;
    -  ОАО  ТТК "Кросно" (договор N 209 от 10.10.96) выделена ссуда
на сумму 4845 тыс. руб.;
    -  ОАО  ТТК "Кросно" (договор N 255 от 02.04.97) выделена ссуда
на сумму 15156 тыс. руб.;
    -  ОАО  "Тюменский  мех"  (договор  N 239 от 04.03.97) выделена
ссуда на сумму 5812 тыс. руб.;
    - ОАО "Ялуторовский комбинат картофелепродуктов" (договор N 217
от 11.12.96) выделена ссуда на сумму 480 тыс. руб.;
    -  Ишимскому мелкооптовому магазину (договор N 252 от 06.05.97)
выделена ссуда на сумму 2256 тыс. руб.;
    -  ОАО  "Импульс" (договор N 240 от 14.03.97) выделена ссуда на
сумму 2500 тыс. руб.

    Имело место отсутствие целевого назначения выделенных средств в
договорах вексельного кредитования (займа) с:
    - ТОО "База N 1" (договор N 5 от 05.03.96);
    - ОАО "Тюменский фанерный комбинат" (договор N 16 от 15.05.96);
    - АО "Сибинтел" (договор N 8 от 09.04.96);
    - ЗАО "Диопром" (договор N 6 от 02.04.96);
    - администрацией г. Ишима (договор N 3 от 22.02.96);
    -  Управлением  федерального  казначейства  (договор  N  20  от
07.06.96);
    - ОАО "Сибнефтегазмаш" (договор N 1 от 09.01.96);
    -  ОАО  "Тюменская  строительная  компания"  (договоры  N 25 от
26.07.96, N 26 от 18.11.96, б/н от 25.02.97);
    - АО "Тюменьлес" (договор N 17 от 21.05.96);
    - ОАО ФХК "Сантра-Инвест" (договор N 9 от 18.04.96);
    - НИИСХ Северного Зауралья (договор N 11 от 30.02.96);
    - ОАО "Тюменские моторостроители" (договор N 2 от 05.02.97).
    Отсутствие  в  договорах целевого назначения выделенных средств
не  позволяет проконтролировать целевое использование выделенных из
областного   бюджета   средств,  проанализировать  необходимость  и
целесообразность выделения средств, эффективность их использования.
    Имущество,   принимаемое  администрацией  Тюменской  области  в
обеспечение  обязательств  по  договорам кредитования, заемщиком не
страхуется,  что повышает риск невозврата бюджетных средств в связи
с возможной порчей, ликвидацией заложенного имущества и т.д.

    При  выдаче  займа  под  гарантию  третьего  лица с оформлением
договора   поручительства   не  осуществлялась  оценка  финансового
состояния поручителя (гаранта) в следующих случаях:
    -     "Сибирьинтеравиа"    -    поручитель    ОАО    "Тюменские
моторостроители";
    - ООО "РИФ "Орион-плюс" - поручитель ОАО "Радио-Гермес";
    -  ОАО "Сургутский пивоваренный завод" - поручитель Центральный
коммерческий  банк  г.  Сургута; что повышает риск несвоевременного
возврата бюджетных средств.

    Имело  место  заключение  договоров  кредитования  (займа)  при
наличии задолженности по предыдущей ссуде (иногда просроченной):
    -  договор  кредитования N 269 от 26.08.97 между ОАО "Дионис" и
комитетом  финансов  администрации  Тюменской  области заключен при
наличии  задолженности  по  ссуде  и  процентов  за  пользование по
кредитным  договорам N 14 от 26.05.93 на сумму 300 тыс. руб. и N 15
от 18.02.94 на сумму 350 тыс. руб.;
    -  договор  кредитования  N  167  от 09.10.95 между АО "ТАТЭ" и
комитетом  финансов  администрации  Тюменской  области заключен при
наличии  задолженности  по  кредитному договору N 390 от 27.08.93 и
кредиту,  выданному  согласно  распоряжению администрации Тюменской
области N 738-р от 25.08.94;
    - ЗАО "Тюменьагродорстрой" (договор N 166 от 18.09.95);
    -  ОАО ТТК "Кросно" - каждый последующий договор заключался при
наличии задолженности по предыдущему;
    - ГП "Тюменьлестоппром" - каждый последующий договор заключался
при наличии задолженности по предыдущему.

    Имела место выдача бюджетных ссуд путем зачета задолженности по
предыдущим ссудам:
    - 14 августа 1996 года комитетом финансов администрации области
выдана  ссуда АО "ТАТЭ" (договор N 167 от 09.10.95) в размере 160,3
тыс.  руб.  Ссуда  выдана путем погашения задолженности по договору
кредитования   N   390  от  27.08.93  в  сумме  71,6  тыс.  руб.  и
задолженности   по   кредиту,   выданному   согласно   распоряжению
администрации  Тюменской  области  N 738-р от 25.08.94 в сумме 88,7
тыс. руб.;
    - 18 февраля 1996 года выдана ссуда Радиотелепередающему центру
(договор  N  188  от  07.12.95) в размере 50 тыс. руб. Ссуда выдана
путем  проведения  зачета  по  погашению  задолженности  по  ссуде,
выданной во исполнение распоряжения администрации Тюменской области
N 722 от 18.10.93;
    -  4 февраля 1997 года выдана ссуда Радиотелепередающему центру
(договор  N 227 от 15.01.97) в размере 118,2 тыс. руб. Ссуда выдана
путем  проведения  зачета  по погашению задолженности (проценты) по
договору N 188 от 07.12.95;
    - ЗАО "Тюменьагродорстрой" (договор N 166 от 18.09.95);
    - СП "Тобос" (договор N 305 от 25.07.97).
    Бюджетные ссуды предоставляются в вексельной форме, посредством
передачи  нефтепродуктов  и  других  видов  товарного  и налогового
кредита.   В  процессе  реализации  выделенных  в  счет  исполнения
договора  займа  товарно-материальных  ценностей  зачастую  заемщик
несет  убытки,  в результате чего сумма фактически полученной ссуды
оказывается  меньше,  чем  сумма, указанная в договоре кредитования
(займа):
    - полученный в счет займа бензин в количестве 411,181 тонны ОАО
"Тюменская  фабрика  валяной обуви" был реализован с убытком в 80,2
тыс. руб., т.е. фактически кредит получен на 80,2 тыс. руб. меньше,
чем числящаяся за предприятием задолженность по ссуде;
    -  полученные  в  счет  кредита  нефтепродукты ОАО ДОК "Красный
Октябрь"  были  направлены  на  оплату  услуг  Тюменского отделения
Свердловской  железной  дороги  и на оплату поставленной продукции.
Убыток  от  реализации нефтепродуктов составил 81,4 тыс. руб., т.е.
фактически  кредит получен на 81,4 тыс. руб. меньше, чем числящаяся
за предприятием задолженность по ссуде;
    -  ОАО  "СибНИИНП"  основную  часть кредита - 26973,4 тыс. руб.
получил  в  августе и декабре 1996 года векселями ОАО "Пурнефтегаз"
(в  счет  погашения  задолженности последнего по плате за недра). С
января  по  июль  1997  года указанные векселя были предъявлены ОАО
"Пурнефтегаз"   для   погашения.   По   состоянию  на  01.10.98  из
предъявленных векселей эмитентом погашено векселей на сумму 14542,2
тыс.  руб.  Задолженность ОАО "Пурнефтегаз" перед ОАО "СибНИИНП" по
состоянию на 01.10.98 составляет 12431,3 тыс. руб., т.е. фактически
кредит  получен  на  12431,3  тыс.  руб.  меньше, чем числящаяся за
предприятием    задолженность.    Погашение    задолженности    ОАО
"Пурнефтегаз" по плате за недра в сумме 26973,4 тыс. руб. комитетом
финансов  администрации  области  произведено  в  1996 году (письма
N 03-18-н  от  24.09.96,  N  03-18н/3  от  31.12.96)  на  основании
представленных  актов  приема-передачи  векселей  (обязательств ОАО
"Пурнефтегаз").
    На  исполнение  бюджета  данная  ситуация  не оказывает прямого
влияния.  Но то, что реально полученная заемщиком ссуда меньше, чем
необходимо   для   осуществления   цели,  указанной  в  договоре  и
обоснованной  в  бизнес-плане,  оказывает  значительное  влияние на
эффективность  использования  бюджетной  ссуды  и соответственно на
возможности своевременного возврата заемщиком бюджетных средств.

    В  проверяемый период имело место предоставление бюджетных ссуд
на жилищное строительство. Так, в 1997 году предоставлен кредит ТОО
МПК  "Атлант"  (договор займа N 250 от 24.04.97) в сумме 10000 тыс.
руб.    для   начала   строительства   жилищно-гостинично-торгового
комплекса  по  ул. Широтной в г. Тюмени. Дополнительным соглашением
от  22.10.97  к договору займа возврат бюджетной ссуды предусмотрен
квартирами в строящемся общественно-жилом комплексе в количестве 33
единицы общей площадью 2382,5 кв.м на сумму 10500 тыс. руб.
    С  целью  погашения  задолженности  ОАО "Тюменская строительная
компания"  в  сумме 8000 тыс. руб. (из них выдача векселей на сумму
4000 тыс. руб. не оформлена договором) по договорам:
    - N 25 от 26.06.96 на сумму 500 тыс. руб. сроком до 26.01.97;
    - N 26 от 18.12.96 на сумму 1000 тыс. руб. сроком до 06.06.97;
    -  б/н от 25.02.97 на сумму 2500 тыс. руб. сроком до 02.09.97 -
департаментом   инвестиций,  ценных  бумаг  и  денежного  обращения
администрации  области  8  сентября  1998  года  заключен договор о
погашении кредитного долга N 241, согласно которому возврат кредита
предусмотрен квартирами в домах по улицам Мельникайте - Харьковская
(1244,31  кв.м)  на  сумму  4977  тыс.  руб.,  Фабричная - Горького
(815,73  кв.м)  на  сумму  2522,8  тыс.  руб.  Итого общей площадью
2060,04 кв.м на сумму 7499,8 тыс. руб.
    Статьей  31  Закона  Тюменской области "Об областном бюджете на
1997  год" предусмотрено, что финансирование других статей расходов
производится   в   пределах  поступающих  доходов  в  бюджет  после
финансирования  в  полном объеме защищенных статей текущих расходов
областного бюджета на 1997 год.
    В  1997  году  защищенные  статьи  текущих  расходов областного
бюджета  не  были  профинансированы в полном объеме. Таким образом,
приобретение  квартир  в  счет погашения задолженности по бюджетным
ссудам  является  нарушением статьи 31 Закона Тюменской области "Об
областном бюджете на 1997 год".

           Проверка заемщиков средств областного бюджета

    По  результатам  проверок  заемщиков средств областного бюджета
установлено нерациональное расходование средств областного бюджета.

    ОАО ДОК "Красный Октябрь"

    Во  исполнение  распоряжения  администрации  Тюменской  области
N 748-р  от  28.10.96  выдана  бюджетная  ссуда  ОАО  ДОК  "Красный
Октябрь" на завершение монтажа, наладки оборудования и запуска цеха
по  производству кухонной мебели в то время как предприятием, кроме
капитальных  вложений  производственного назначения, осуществлялись
капитальные вложения по объектам:
    -  "жилой  дом"  (сальдо  на  01.10.96  -  8496,5 тыс. руб., на
01.10.97  -  9604,4  тыс.  руб.).  Капитальные  вложения  за период
пользования заемными средствами возросли на 1107,9 тыс. руб.;
    -  "коттеджи"  (сальдо  на  01.10.96  -  1816,9  тыс.  руб., на
01.10.97  -  1816,9  тыс.  руб.).  Капитальные  вложения  за период
пользования заемными средствами не возросли.

    ОАО ТПКЦ "Тюменьавтосервис"

    Во  исполнение  распоряжения  администрации  Тюменской  области
N 428-р от  07.06.96  ОАО  ТПКЦ "Тюменьавтосервис" выделен кредит в
сумме   400   тыс.  руб.  для  обеспечения  льготного  технического
обслуживания  и  ремонта  специального  автотранспорта  ветеранов и
инвалидов  Великой Отечественной войны. Кредит предоставлен на один
год  и,  учитывая  фактическое поступление средств заемщику, должен
был  погаситься к 06.11.97. Договор займа три раза пролонгировался.
Учитывая  порядок  расчета  с бюджетом, определенный дополнительным
соглашением  N  3 от 06.06.98, кредит предоставлен на четыре года и
должен   быть   "отработан"   до   31   декабря   2000  года  путем
предоставления  скидок  от  стоимости ремонта автомобилей инвалидов
Великой Отечественной войны.
    В  ходе  проверки  ОАО  ТПКЦ "Тюменьавтосервис" по состоянию на
01.10.98  установлено,  что  за  период пользования ссудой (2 года)
стоимость  выполненных  работ,  определенных  условиями договора (с
учетом  дополнительных  соглашений),  составила  8 тыс. руб., в том
числе:
    - 2 тыс. руб. - оплачено заказчиками-ветеранами;
    -  6  тыс. руб. - предоставлена скидка от стоимости выполненных
работ.
    Указанные  работы  произведены  во  II-III  кварталах 1998 года
(через 18 месяцев после получения кредита). Таким образом, с учетом
начисленных   процентов   за  пользование  заемными  средствами  по
состоянию  на  01.09.98  объем  выполненных  работ, предусмотренных
условиями договора, составил 1,03 % от суммы полученного кредита.
    Более целесообразно было бы, с точки зрения исполнения бюджета,
оплачивать выполненные работы по ремонту автотранспорта ветеранов и
инвалидов   Великой   Отечественной  войны  по  факту  предъявления
выполненных  работ  или заключенного договора на выполнение работ с
заказчиком-инвалидом  (ветераном),  предварительно предусмотрев эти
расходы в бюджете текущего года.

    ЗАО "Тюменькузлит"

    Кредит,  полученный  в  1995  году ЗАО "Тюменькузлит" в размере
1500 тыс. руб. (получено от ЗАО "Варьеганнефтегаз" в счет погашения
задолженности по плате за право пользования недрами 25000 тыс. тонн
сырой нефти и реализовано), направлен заемщиком на оплату контракта
N   310196/3-05   по   поставке  аппарата  для  участников  Великой
Отечественной  войны,  заключенного  комитетом  по  здравоохранению
администрации  Тюменской  области  с  Международным томографическим
центром.
    На  момент  проверки  комитета по здравоохранению администрации
Тюменской    области    (01.12.97)    поставка    оплаченного   ЗАО
"Тюменькузлит"  оборудования  не произведена. Несмотря на это, 1500
тыс.  руб.  зачтены комитетом финансов администрации области в 1996
году    в   счет   финансирования   комитета   по   здравоохранению
администрации области.

    Бюджетные   средства   не  всегда  используются  заемщиками  по
целевому назначению.

    ОАО "Завод ДСП-250" (договор N 237 от 03.03.97)

    Кредит   получен  нефтепродуктами  от  Тюменского  филиала  ОАО
"Сибнефть"  в  счет  погашения  задолженности  по  плате  за  право
пользования   недрами  АО  "Ноябрьскнефтегаз".  Целевое  назначение
кредита  -  приобретение сырья для производства древесно-стружечных
плит.
    Нецелевое  использование  полученного  кредита с учетом остатка
нефтепродуктов  и  приобретения  сырья для производства ДСП за счет
собственных   оборотных   средств   составило   134,4   тыс.   руб.
Нефтепродукты   на   указанную   сумму   использованы  на  заправку
автотранспорта,   реализованы   сторонним   организациям,  частично
средства  от  реализации  направлены  на  выплату заработной платы.
Кроме   того,  по  состоянию  на  01.10.98  заемщиком  недополучено
продукции,  оплаченной  кредитными  ресурсами,  на сумму 542,3 тыс.
руб.

    ОАО "Дионис" (договор N 269 от 26.08.97)

    Нецелевое  использование  полученного кредита (получен простыми
векселями  ГУП  "Тюменский  акцептный дом" серии АТО для завершения
строительства  первой очереди завода по производству безалкогольных
напитков) составило 3546 тыс. руб. Средства использованы в качестве
взноса  в  уставный капитал ЗАО "Сибирь-Полис", на уплату налоговых
платежей,  в  уплату  задолженности  по кредитным договорам N 14 от
26.05.93  и  N 15 от 18.02.94. Не использованы векселя по состоянию
на 01.09.98 на сумму 7750 тыс. руб.
    Необходимо  отметить,  что  строительно-монтажные  и  ремонтные
работы  по  строительству  завода  по  производству  безалкогольных
напитков  в  1996  году  -  I полугодии 1998 года не производились,
оборудование не закупалось.

    Заемщиками  для погашения задолженности по ссуде и процентам за
пользование    ссудой    предъявляются,    а   комитетом   финансов
администрации Тюменской области принимаются неисполненные (частично
или полностью) акты приема-передачи товарно-материальных ценностей,
выполненных   работ.   На   основании   этих  актов  осуществляется
исполнение бюджета:
    -  16.01.98 комитетом финансов администрации области произведен
зачет по погашению кредита ОАО ДОК "Красный Октябрь" на сумму 217,2
тыс.  руб.  (письмо  комитета  финансов  администрации  области  от
16.01.98). Сумма зачтена в счет финансирования комитета по культуре
администрации  Тюменской  области  (финансирование дома культуры п.
Янтык).  В  ходе  встречной проверки в ОАО ДОК "Красный Октябрь" по
состоянию  на  01.09.98  установлено, что не отгружено продукции по
указанному зачету на сумму 9,4 тыс. руб.;
    -  в августе 1998 года комитетом финансов администрации области
произведен  зачет по погашению кредита ОАО ДОК "Красный Октябрь" на
сумму  92 тыс. руб. (письмо комитета финансов администрации области
от   августа  1998  года).  Сумма  зачтена  в  счет  финансирования
Управления по делам архивов администрации Тюменской области. В ходе
встречной  проверки  в  ОАО  ДОК  "Красный Октябрь" по состоянию на
01.09.98  установлено,  что  не  отгружено  продукции по указанному
зачету на сумму 18,7 тыс. руб.;
    -   в   1998  году  комитетом  финансов  администрации  области
произведен  зачет  по  погашению кредита ТОО "Завод ЖБИ-3" на сумму
800  тыс.  руб.  Сумма  зачтена  в счет финансирования департамента
образования и науки администрации Тюменской области (финансирование
ОДРЦ  "Крепыш").  В  ходе встречной проверки в ТОО "Завод ЖБИ-3" по
состоянию  на  01.09.98  установлено, что не отгружено продукции по
указанному зачету на сумму 579,4 тыс. руб. Кроме того, не отгружено
продукции   по   зачетам,   произведенным   в   1997  году  в  счет
финансирования  ПКС администрации Тюменской области, на сумму 146,3
тыс. руб.
    Итого  проверками  установлено исполнение бюджета по фактически
неисполненным актам приема-передачи на сумму 753,8 тыс. руб.

                        Выводы по проверке

    1.  При  платежном  дефиците  областного бюджета администрацией
области  на  выдачу  бюджетных  ссуд  предприятиям  и  организациям
области  в 1996-1997 годах использованы средства областного бюджета
в   размере   695841   тыс.   руб.  По  состоянию  на  01.01.96  за
предприятиями  и организациями числилась задолженность по бюджетным
ссудам в сумме 20104,7 тыс. руб.
    2.   Просроченная  задолженность  предприятий,  организаций  по
бюджетным  ссудам  (без  учета  процентов  и  штрафных  санкций) по
состоянию  на  01.01.98 возросла по сравнению с 01.01.96 на 55209,1
тыс. руб., или более чем в три раза.
    3.  Данные  отчетности  по  исполнению  областного  бюджета  за
1996-1997 годы занижены:
    - за 1996 год - 8000 тыс. руб.;
    - за 1997 год - 6500 тыс. руб.
    4. Наряду с тем, что в 1996 году финансирование статей расходов
на    природоохранные    мероприятия    составило    44,5   %,   на
жилищно-коммунальное  хозяйство  -  28,9  %,  на  проведение летней
оздоровительной  программы  для  детей-сирот  - 64 %, на дошкольное
воспитание  -  33,1 %, на социальную помощь семье и детям - 18,9 %,
расходы  по  выдаче  бюджетных  ссуд  предприятиям  и  организациям
профинансированы на 264,3 % от бюджетных назначений на год.
    5.  Наряду  с  тем,  что  в  1997 году вообще не осуществлялось
финансирование   статей   расходов   на  информатику  и  содержание
инспекций   экологического   контроля,   отмечен   низкий   уровень
финансирования  по  разделам социальной сферы - 66,6 % от бюджетных
назначений на год (недофинансирование расходов составило 247,7 млн.
руб.),  финансирование  расходов  на  областную  программу  "Защита
детства" составило 9,6 %, на социальную помощь семье и детям - 26,1
%,  расходы  по  выдаче  бюджетных ссуд предприятиям и организациям
профинансированы  на  605,8  %  от бюджетных назначений на год, что
превышает  на  180,4  млн.  руб.  утвержденную  в  Законе Тюменской
области  "Об  областном бюджете на 1997 год" сумму, предназначенную
на  эти  цели.  Исполнение бюджета за 1997 год по статье "Бюджетные
ссуды  предприятиям  и организациям за счет возврата ранее выданных
ссуд"  превысило  сумму  возвращенных в 1997 году бюджетных ссуд из
ранее  выданных  на 139,9 млн. руб., что является нарушением статьи
35 Закона Тюменской области "Об областном бюджете на 1997 год".
    6.  В  1996-1997  годах  74,3 % бюджетных ссуд предоставлено на
беспроцентной  основе, в результате чего недополучено дополнительно
средств  в  областной  бюджет  ориентировочно в сумме 167085,3 тыс.
руб.
    7.  Возвращено  бюджетных ссуд из выданных в 1996-1997 годах по
состоянию на 01.10.98 - 407081,7 тыс. руб., или 58,5 %.
    8.  В  процессе  реализации  бюджетных  ссуд  не  был обеспечен
действенный  контроль со стороны администрации Тюменской области за
целевым  использованием  бюджетных средств (в проверяемый период не
осуществлялось  проверок  по  целевому,  эффективному использованию
средств областного бюджета, предоставленных в установленном порядке
в  виде бюджетной ссуды простыми расчетными векселями администрации
Тюменской  области  через  департамент  инвестиций,  ценных бумаг и
денежного   обращения   администрации   области)   и  своевременным
возвратом   этих  средств  в  областной  бюджет.  В  результате  по
состоянию на 01.01.98:
    -  не  возвращено  бюджетных ссуд с просроченным сроком в сумме
75313,8 тыс. руб.;
    - за нарушение сроков возврата бюджетных средств не начислено и
не  предъявлено  к  взысканию  в  областной бюджет штрафных санкций
ориентировочно в сумме 1462,56 тыс. руб.
    9. Бюджетные ссуды выдавались администрацией Тюменской области,
несмотря   на   то,  что  заемщик  был  неплатежеспособным  и  имел
неудовлетворительную  структуру баланса, что повлияло на увеличение
размера  просроченной  задолженности  по ссудам. Анализ финансового
состояния некоторых заемщиков позволяет сделать вывод о том, что их
возврат   в   областной   бюджет   в   настоящее   время   является
проблематичным.
    10.   При   заключении   договоров  кредитования  (займа)  цель
использования  бюджетных  средств  не всегда указывалась конкретно,
кредитные  договоры  заключались  без  указания целевого назначения
кредитов,   что   не  позволяет  проанализировать  необходимость  и
целесообразность  выделения бюджетных средств, проконтролировать их
целевое использование.
    11.    Бюджетные    ссуды    выдавались    и   договоры   займа
пролонгировались   с   нарушениями   распоряжений  и  постановлений
администрации Тюменской области. В результате:
    -   неправомерно   (без  распоряжений  администрации  Тюменской
области)  использованы  средства  областного  бюджета на сумму 7800
тыс. руб.;
    -  потери  областного  бюджета  ориентировочно составили 654,67
тыс. руб.
    12.  При  выдаче бюджетных средств в заем имело место нарушение
законов  Тюменской области "Об областном бюджете на 1996 год" и "Об
областном бюджете на 1997 год". В результате:
    -  дополнительно  недополучено  средств  в  областной  бюджет в
1996-1997 годах ориентировочно в сумме 168866,7 тыс. руб.;
    -  незаконно  израсходованы бюджетные средства в сумме 200 тыс.
руб.
    13.   Бюджетные   средства  в  сумме  32167  тыс.  руб.  выданы
предприятиям,   организациям,   являющимся   неплатежеспособными  и
имеющим  неудовлетворительную  структуру  баланса. Выдано бюджетных
средств  в  заем  без  оформления  обеспечения исполнения заемщиком
своих  обязательств на сумму 28750 тыс. руб. Имело место заключение
договоров   кредитования   (займа)  при  наличии  задолженности  по
предыдущей  ссуде  (иногда  просроченной).  При  выдаче  займа  под
гарантию  третьего  лица  с  оформлением договора поручительства не
всегда   осуществлялась  оценка  финансового  состояния  поручителя
(гаранта).  В  обеспечение  обязательств  по договорам кредитования
(займа)  принималось  незастрахованное  имущество.  Все  эти  факты
повышают   риск   несвоевременного   возврата   бюджетных  средств,
неисполнения заемщиком обязательств по возврату бюджетных средств.
    14.   Выдача   бюджетных   ссуд   осуществлялась  путем  зачета
задолженности   по   предыдущим  ссудам,  а  также  основная  сумма
бюджетных   ссуд   (более   80  %)  выделена  посредством  передачи
нефтепродуктов  и  других  видов  товарного и налогового кредита. В
процессе  реализации  выделенных  в  счет исполнения договора займа
товарно-материальных  ценностей  зачастую  заемщик  несет убытки, в
результате  чего  сумма  фактически  полученной  ссуды  оказывается
меньше,  чем  сумма, указанная в договоре кредитования (займа). При
проверках предприятий, организаций, получивших бюджетные средства в
заем, выявлены убытки:
    - от реализации нефтепродуктов в размере 161,6 тыс. руб.;
    - от погашения векселей в размере 12431,3 тыс. руб.
    На  исполнение  бюджета  данная  ситуация  не оказывает прямого
влияния.  Но то, что реально полученная заемщиком ссуда меньше, чем
необходимо   для   осуществления   цели,  указанной  в  договоре  и
обоснованной  в  бизнес-плане,  оказывает  значительное  влияние на
эффективность  использования  бюджетной  ссуды  и соответственно на
возможность своевременного возврата заемщиком бюджетных средств.
    15.   В  1996-1997  годах  выдавались  ссуды  на  строительство
жилищных   комплексов.   Возврат   этих  кредитов  предусматривался
квартирами  в  строящихся  жилищных  комплексах,  что по своей сути
может  быть рассмотрено как предварительная оплата за квартиры (ТОО
МПК  "Атлант", ОАО "Тюменская строительная компания"). При неполном
объеме   финансирования  в  1997  году  защищенных  статей  текущих
расходов областного бюджета расходование средств областного бюджета
на  приобретение  квартир  является незаконным (нарушение статьи 31
Закона Тюменской области "Об областном бюджете на 1997 год").
    16.  В  результате проверок заемщиков по вопросам использования
бюджетных  средств  использование бюджетных средств на сумму 3524,4
тыс. руб. рассмотрено как нерациональное.
    17.  Установлено  нецелевое  использование заемщиками бюджетных
средств ориентировочно на сумму 3680,4 тыс. руб.
    18.  Встречными  проверками  установлено  исполнение бюджета на
основании  неисполненных  актов приема-передачи (выполненных работ)
на сумму 753,8 тыс. руб.

    Предложения по результатам проверки

    1. Направить информацию по проверке в Тюменскую областную Думу.
    2. Направить представление Губернатору Тюменской области:
    -  по  факту увеличения просроченной задолженности по бюджетным
ссудам,  выданным  в  1996-1997  годах,  процентов за пользование и
штрафных санкций;
    -  по  факту  занижения  отчетности  по  исполнению  бюджета за
1996-1997 годы;
    - по установленным при проверке фактам нарушений распоряжений и
постановлений  администрации  Тюменской  области, законов Тюменской
области  "Об областном бюджете на 1996 год" и "Об областном бюджете
на 1997 год";
    -   по   фактам  несвоевременного  принятия  мер  по  взысканию
бюджетных средств, отсутствия должного контроля за сроками возврата
бюджетных средств;
    -  по  факту выдачи бюджетных ссуд неплатежеспособным и имеющим
неудовлетворительную структуру баланса заемщикам;
    -  по  факту  нарушения  статьи 31 Закона Тюменской области "Об
областном бюджете на 1997 год";
    -   по   факту   отсутствия  в  договорах  целевого  назначения
выделенных бюджетных средств;
    -   по   установленным   при   проверке   фактам  нецелевого  и
нерационального использования бюджетных средств;
    -   по   фактам  исполнения  областного  бюджета  на  основании
неисполненных   со   стороны   поставщика   актов   приема-передачи
товарно-материальных ценностей, выполненных работ.
    3.  Направить  представление  директору  ОАО  "Дионис" по факту
нецелевого использования полученного кредита в сумме 3546 тыс. руб.
Целевое  назначение  полученного кредита - завершение строительства
первой  очереди  завода  по  производству  безалкогольных напитков.
Предложить  за счет собственных средств и неизрасходованных средств
кредита   завершить   строительство   первой   очереди   завода  по
производству   безалкогольных  напитков,  вернуть  в  бюджет  сумму
кредита, использованную по нецелевому назначению с уплатой штрафных
санкций в размере двойной действующей учетной ставки ЦБ РФ.
    4.  Направить  представление  генеральному  директору  ОАО  ДОК
"Красный Октябрь":
    -  по  факту  недопоставки  продукции Дому культуры п. Янтык на
сумму 9,4 тыс. руб.;
    -  по  факту недопоставки продукции Управлению по делам архивов
администрации Тюменской области на сумму 18,7 тыс. руб.
    5. Направить представление директору ТОО "Завод ЖБИ-3":
    -  по факту недопоставки продукции ОДРЦ "Крепыш" на сумму 579,4
тыс. руб.;
    -  по  факту недопоставки продукции ПКС администрации Тюменской
области на сумму 146,3 тыс. руб.

Информация по документу
Читайте также