Расширенный поиск

Постановление Губернатора Тюменской области от 17.01.2002 № 9

 

ГУБЕРНАТОР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

17 января 2002 г.

9

г. Тюмень

 

 

Утратило силу - Постановление Правительства Тюменской области от 02.03.2006 № 41-п

 

 

Об областной целевой программе "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Тюменской области на 2002-2006 годы"

 

 

 

Во исполнение распоряжения Губернатора Тюменской области от 05.06.2001 N 338-р "О разработке областной целевой программы по обеспечению агропромышленного комплекса кадрами до 2005 г.":

 

1. Утвердить областную целевую программу "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Тюменской области на 2002 - 2006 годы" (прилагается).

 

2. Генеральным заказчиком Программы утвердить департамент агропромышленного комплекса администрации области (Васильев В.Н.).

 

3. Департаменту экономики администрации области (Янин А.Н.) предусматривать включение Программы в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

 

4. Департаменту финансов администрации области (Крупина Т.Л.) ежегодно предусматривать в проекте бюджета ассигнования на финансирование Программы в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 6 Закона Тюменской области "О формировании и финансировании областных целевых программ" целевым назначением.

 

Финансирование программы осуществлять в объемах, предусматриваемых Законами Тюменской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

 

5. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные ее мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий корректироваться исходя из целесообразности и возможностей доходной части областного бюджета.

 

6. Контроль за исполнением постановления возложить на Васильева В.Н., первого заместителя Губернатора области.

 

 

С.С. Собянин

 

 

 

Утверждена

Постановлением Губернатора

Тюменской области

от 17.01.2002 N 9

 

 

 КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Агропромышленного комплекса Тюменской области на 2002-2006 годы ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА ПАСПОРТ Областной целевой программы Кадровое обеспечение АПК Тюменской области на 2002-2006 годы

 

Основание для разработки программы:

 

Постановление правительства РФ N117 от 10.02.2001 г. "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса "

 

Приказ министерства сельского хозяйства РФ "О мерах по реализации постановления правительства РФ "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса "

 

Распоряжение Губернатора Тюменской области "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Тюменской области на 20001-2005гг."

 

Разработчик программы:

 

Некоммерческая организация "Ассоциация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Тюменской области"

 

Цели и задачи, важнейшие целевые показатели программы:

 

Построение интегрированной системы подготовки, закрепления, развития и учета агрокадров на базе существующей системы кадрового обеспечения, адаптированной к рыночным условиям.

 

Срок выполнения программы:

 

2002 - 2006 годы

 

Основные направления и этапы работы:

 

Закрепление кадров в АПК посредством улучшения жилищных условий и материального стимулирования

 

Целевая подготовка руководителей и кадров АПК высшего звена

 

Формирование кадрового потенциала

 

Внедрение системы дистанционного обучения

 

Периодическая оценка агрокадров и аттестация руководителей АПК

 

Учет и анализ агрокадров, мониторинг кадровых потребностей

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

 

Комплексное решение главных задач Программы обеспечит постоянное совершенствование всей системы кадрового обеспечения в регионе

 

 

 Содержание

 

1.Анализ исходного состояния

 

1.1.Региональная система подготовки агрокадров

 

1.2.Проблема кадрового обеспечения АПК

 

2.Цели и задачи программы

 

2.1.Цель программы

 

2.2.Задачи программы

 

3.Основные программные мероприятия

 

3.1.Перечень основных мероприятий

 

3.2.Этапы реализации мероприятий

 

4. Ресурсное обеспечение программы

 

4.1.Обоснование источников финансирования

 

4.2.Механизм финансирования

 

4.3.Обоснование затрат

 

5.Механизм управления программой

 

5.1.Генеральный заказчик программы

 

5.2.Организация - разработчик программы

 

5.3.Система взаимоотношений

 

6.Ожидаемый эффект

 

6.1.Ожидаемые показатели роста

 

6.2.Доходы и расходы бюджетных средств

 

6.3.Сопоставление эффекта с затратами

 

1. Анализ исходного состояния проблемы

 

Региональная система подготовки агрокадров

 

Система подготовки агрокадров в Тюменской области в ее современном виде складывалась несколько десятков лет, при этом, как и АПК в целом, она подверглась принципиальным изменениям в течение последнего десятилетня, и особенно - в плане финансирования. На сегодняшний день данная система структурно включает следующие основные звенья:

 

- Подготовка и переподготовка кадров, в т.ч.:

 

Базовое образование, включая:

 

Начальное и среднее специальное

 

Высшее образование

 

Дополнительное образование, включая:

 

Курсы повышения квалификации

 

Курсы переподготовки

 

Спецкурсы

 

Профориентация учащихся

 

- Учет и анализ кадров АПК

 

- Система управления кадрами и кадровой политики

 

Базовое образование (подготовка) кадров

 

В Тюменской области подготовку кадров для АПК разного уровня осуществляет двенадцать учебных заведений (без учета сельских ПУ), а именно:

 

Тюменская государственная сельскохозяйственная академия

 

Ишимский сельскохозяйственный техникум

 

Салехардский зооветеринарный техникум

 

Тобольский рыбопромышленный техникум

 

Тобольский сельскохозяйственный колледж

 

Ялуторовский совхоз-колледж

 

Тюменский профессиональный лицей N5

 

Омутинский профессиональный лицей N56

 

Профессиональный лицей N35 глуторовск

 

Профессиональный лицей N46 г. Ишим

 

Заводоуковский агролицей N29

 

Ялуторовский учебно-курсовой комбинат

 

Подготовку агрокадров с высшим образованием обеспечивает ТГСХА сновной поставщик кадров высшей квалификации для АПК Тюменской области. В 2001 году сельскохозяйственная академия по всем специальностям и формам обучения выпустила в общей сложности 655 специалистов - аграриев:

 

Выпуск ТГСХА в 2001 году


 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с тем, число реальных вакансий в районах юга области (основных потребителей агрокадров) значительно меньше:


 

Наличие вакансии (июнь 2001 года)

Специальности

 

зоотехник

 

агроном

 

экономист

 

бухгалтер

 

инженер

 

В/врач

 

Техно лог переработчик

 

прораб

 

всего

 

Суммарно по районам

 

31

 

33

 

13

 

12

 

49

 

30

 

3

 

2

 

173

 

 

Сопоставление вакансий для специалистов с выпуском ТГСХА отражено на диаграмме:

 

Вакансии и выпуск специалистов в 2001 году

 

Обработка и анализ данных анкетирования, проведенного в администрациях районов, позволили качественно оценить потребность в агрокадрах. Данные анализа (усредненно по районам0 отражены в диаграмме:

 

Качественная оценка потребности в агрокадрах

 

оценка потребности (в отн. единицах)

 

Специалистов рабочих профессий для АПК готовят начальные и средние специальные учебные заведения области. По данным департамента образования и науки в 2001 году число выпускников в 19 сельских ПУ составило 1961 человек:

 

Автомеханик - 177

 

Мастер с/х производства - 169

 

Повар-кондитер - 171

 

Бухгалтер - 218

 

Слесарь-ремонтник, водитель "С" - 2

 

Хозяйка усадьбы - 65

 

Тракторист-водитель - 80

 

Электромонтер - 46

 

Водитель категории В - 27

 

Продавец - 59

 

Тракторист-машинист, водитель - 129

 

Портной - 49

 

Парикмахер - 40

 

- 101

 

Фермер 1 - 39

 

Слесарь-ремонтник - 48

 

Тракторист - 194

 

Слесарь - 34

 

Оператор ЭВМ - 77

 

Сварщик - 102

 

Мастер строительный, штукатур - 38

 

Швея - 39

 

Секретарь - 41

 

Механик животноводства - 16

 

ВСЕГО - 1961

 

(перечень ПУ и объемы их подготовки кадров - в таблице 4 приложения).

 

Даже с учетом оттока части молодых специалистов (в областные управляющие структуры и районы Севера, в иные отрасли), - проблема несоответствия спроса и предложения специалистов аграриев остается.

 

Актуальность этой проблемы обостряется по мере внедрения в АПК рыночных отношений. Таким образом, необходима система оптимального планирования подготовки агрокадров на основе мониторинга реальных потребностей в агрокадрах - по территориям, хозяйствам, специальностям.

 

Непрерывное образование (переподготовка) кадров

 

Переподготовка и повышение квалификации агрокадров осуществляется на базе двух учебных заведений:

 

-Тюменский институт переподготовки кадров агробизнеса (ТИПКА)

 

-Ялуторовский учебно-курсовой комбинат.

 

При этом основной объем переподготовки приходится на ТИПКА. Перечень курсов и выполнение программы обучения в 2000-2001 году отражено в таблице:


 

 

 

Наименование программы обучения

 

Объемы учебы в часах

 

Количество слушателей

 

Абс. откл.

 

Отн. откл. %

 

 

 

план

 

факт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Менеджмент /руководители/

 

850

 

20

 

23

 

3

 

15,0

 

 

2

 

Технология переработки с/х продукции

 

720

 

20

 

18

 

28

 

10,0

 

 

3

 

 

 

72

 

20

 

39

 

19

 

92,0

 

 

4

 

 

 

72

 

20

 

23

 

3

 

15,0

 

 

5

 

 

 

72

 

40

 

59

 

19

 

47,5

 

 

6

 

 

 

72

 

20

 

28

 

8

 

40,0

 

 

7

 

Основы земельного кадастра

 

72

 

40

 

44

 

4

 

10,0

 

 

8

 

Актуальные вопросы технологии животноводства

 

72

 

20

 

20

 

0

 

0,0

 

 

9

 

Организация и функционирование с/х кооперативов

 

72

 

40

 

7

 

-33

 

-82,5

 

 

10

 

Работа руководителя в новых экономических условиях

 

72

 

60

 

42

 

-18

 

-30,0

 

 

11

 

Апробация сортовых посевов

 

72

 

40

 

45

 

5

 

12,5

 

 

12

 

Новые стандарты в бухучете и отчетности

 

72

 

20

 

26

 

6

 

30,0

 

 

13

 

Операторы по искусственному осеменению

 

222

 

40

 

44

 

4

 

10,0

 

 

14

 

Сбор технологии хлебопекарного производства

 

120

 

40

 

77

 

37

 

92,5

 

 

15

 

Организация вет. службы АПК

 

72

 

20

 

34

 

14

 

70,0

 

 

16

 

Бухучет в крестьянско-фермерском хозяйстве

 

72

 

20

 

10

 

-10

 

-50,0

 

 

17

 

Бухучет в с/х кооперативах

 

72

 

20

 

 

 

-20

 

-100,0

 

 

18

 

Организация консалтинговой деятельности

 

72

 

50

 

37

 

-13

 

-26,0

 

 

19

 

Охрана труда и техника безопасности

 

72

 

40

 

22

 

-18

 

-42,0

 

 

20

 

Ветеринарно-санитарная экспертиза

 

72

 

20

 

46

 

26

 

130,0

 

 

21

 

Автоматизированные технологии ведения АПК

 

72

 

40

 

60

 

20

 

50,0

 

 

22

 

Технологии переработки молока и мяса

 

72

 

10

 

6

 

-4

 

-40,0

 

 

23

 

Бизнес планирование, разработка проекта развития предприятия

 

72

 

10

 

10

 

10

 

100,0

 

 

24

 

Сертификация и стандартизация ППП

 

72

 

20

 

18

 

-2

 

-10,0

 

 

25

 

Кадровая служба АПК

 

72

 

20

 

22

 

2

 

10,0

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

700

 

790

 

90

 

12,9

 

 

 

9, 10, 16-19, 22 - невыполнение плана

 

7, 8, 13, 24, 25 - в пределах плана

 

1-6, 11, 12, 14, 16, 20, 21, 23 - перевыполнение плана

 

Учет и анализ агрокадров

 

В АПК Тюменской области заложены основы системы учета и анализа кадров.

 

На базе ТИПКА осуществляется сбор данных по кадровому составу АПК районов юга области. Данные хранятся в электронной базе данных (БД), в настоящий момент БД содержит информацию о более чем 10 000 специалистах из районов. Разработана и внедрена компьютерная программа "Учет агрокадров".

 

Вместе с тем, в существующей системе учета и анализа агрокадров отсутствует (не вполне разработан) ряд функций, реализующих направления, выделенные постановлением правительства РФ как приоритетные в кадровом обеспечении АПК, а именно:

 

Эффективная система оценки (аттестации) агрокадров

 

Система критериев отбора и формирования резерва руководителей АПК

 

Мониторинг кадровых потребностей АПК.

 

Управление кадрами и кадровая политика

 

Управление кадрами и кадровую политику в АПК осуществляют администрация области и ее структурное подразделение (департамент АПК), а также - косвенно - департамент образования и науки, в ведении которого находится ряд образовательных учреждений АПК (ТГСХА, некоторые ПУ и др.).

 

Существующая система кадрового управления является недостаточно интегрированной: необходимо большее и более прямое участие звеньев АПК разного уровня в формировании планов учебных заведений подготовки специалистов - аграриев (по объемам в разрезе специальностей).

 

Негативно влияет на управление кадрами и на их закрепление в АПК упразднение системы целевого распределения молодых специалистов.

 

Главная задача кадровой политики АПК- закрепление кадров разного уровня в АПК и прежде всего - на селе. Основные составляющие этой задачи:


Информация по документу
Читайте также