Расширенный поиск
Постановление Областной Думы Тюменской области от 13.11.2002 № 555ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13.11.2002 N 555 г.Тюмень Об обращении Тюменской областной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации Рассмотрев проект ходатайства об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года N 9-П по делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края, решение постоянной комиссии областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению, в соответствии со статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", пунктом 20 статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума П О С Т А Н О В Л Я Е Т: 1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года N 9-П по делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П.Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края (прилагается). 2. Назначить представителями Тюменской областной Думы при рассмотрении указанного ходатайства в Конституционном Суде Российской Федерации депутата областной Думы, заместителя председателя постоянной комиссии областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению Палия Виктора Остаповича и председателя государственно-правового комитета областной Думы Серкова Валерия Анатольевича. Председатель областной Думы С.Е.Корепанов ______________ Приложение к постановлению областной Думы от 13.11.2002 N 555 В Конституционный Суд Российской Федерации Заявитель: Тюменская областная Дума Адрес: 625018, г.Тюмень, ул. Республики, 52 Представители заявителя: заместитель председателя постоянной комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Палий Виктор Остапович, председатель государственно- правового комитета областной Думы Серков Валерий Анатольевич Х О Д А Т А Й С Т В О об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года N 9-П по делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 12 апреля 2002 г. по делу о проверке конституционности положений статей 13 и 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного Суда Российской Федерации и Законодательного Собрания Красноярского края признал, что положения пунктов 1, 2 и 3 статьи 13 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - в той мере, в какой ими устанавливается запрет на привлечение депутата к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и на осуществление обусловленных этим мер уголовно-процессуального и административно-процессуального характера без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, - не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 19 (часть 1), 46 (часть 1), 118 и 126. Кроме того, в пункте 4 вышеуказанного Постановления отмечено, что положение пункта 4 статьи 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому в случае возбуждения дела в отношении действий депутата, не связанных с осуществлением им своих полномочий, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям такое дело не может быть передано в суд без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также положение пункта 3 статьи 14 данного Федерального закона, на основании которого для получения такого согласия прокурор субъекта Российской Федерации вносит представление в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 19 (часть 1), 46 (часть 1), 118 и 126. Принципиально, что в пункте 5 указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации подчеркивается, что впредь, до введения в действие пункта 9 части первой статьи 448 и части первой статьи 450 УПК Российской Федерации и внесения других вытекающих из указанного Постановления необходимых изменений в действующее законодательство, пункты 1, 2 и 3 статьи 13 и пункты 1, 2 и 4 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с момента провозглашения указанного Постановления действуют в части, относящейся к обязанности прокурора субъекта Российской Федерации вносить представление в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации для рассмотрения вопроса о лишении депутата неприкосновенности и к праву законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принять решение о несогласии на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на его арест и иные меры процессуального принуждения в ходе уголовного и административного преследования, если он придет к выводу о наличии фактов, подтверждающих, что такое преследование предпринято с целью воспрепятствовать осуществлению депутатом своих полномочий и повлиять на его деятельность; указанное решение не носит характер запрета и подлежит судебной проверке. Вместе с тем в практической деятельности Тюменской областной Думы возник вопрос, который нуждается в квалифицированном разъяснении со стороны Конституционного Суда Российской Федерации. Глава 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 июля 2002 года, устанавливает особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, в том числе по делам, в которых затрагиваются интересы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако Тюменскую областную Думу интересует вопрос, как должны были действовать представители правоохранительных органов, если ими было вынесено постановление о привлечении к уголовной ответственности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в период с 12 апреля по 1 июля 2002 года. В своем Постановлении от 12 апреля 2002 г. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в интересующий нас период времени прокурор субъекта Российской Федерации должен был внести представление в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации для рассмотрения вопроса о лишении депутата неприкосновенности за совершенные преступные действия, если он придет к выводу о наличии фактов, подтверждающих, что такое преследование предпринято с целью воспрепятствовать осуществлению депутатом своих полномочий и повлиять на его деятельность. Однако нельзя отрицать тот факт, что уголовное преследование депутата, несомненно, при любой ситуации воспрепятствует осуществлению им своих депутатских полномочий. Не случайно в действующем Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (статьи 447, 448, 450) уже нет указаний на то, что дополнительные гарантии неприкосновенности депутата действуют, если он обвиняется в совершении преступлений, не связанных с осуществлением им депутатских полномочий. Вместе с тем представители правоохранительных органов во всех случаях привлечения депутатов к уголовной ответственности считают, что их преследование никак не связано с целью воспрепятствовать осуществлению депутатами своих полномочий. Признание такого факта свидетельствовало бы о том, что прокурор сам ставил бы под сомнение обоснованность привлечения к уголовной ответственности народного избранника. В соответствии со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10, 11, 66, 72, 73, 77 (часть 1), 134 и 136 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления федеральный парламент и парламенты субъектов Российской Федерации являются органами народного представительства, выразителями интересов и воли народа (соответственно народа России и народа субъекта Российской Федерации), осуществляющими законодательную власть. Особое положение парламента и его функции как законодательного (представительного) органа государственной власти обусловливают его самостоятельность в системе разделения властей и независимость его членов от чьих бы то ни было указаний. Депутаты связаны лишь Конституцией Российской Федерации и своей совестью (так называемый принцип свободного мандата). Из этого следует, что в Российской Федерации установлены специальные гарантии беспрепятственного осуществления парламентариями своих полномочий. К числу таких гарантий, обусловленных природой парламента и депутатского мандата, характером выполняемых задач, относится публично-правовой институт парламентской неприкосновенности, призванный оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению депутатских полномочий, в том числе со стороны правоохранительных органов, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной ответственности. Существовавший порядок привлечения депутата к уголовной ответственности давал право прокурору в определенных случаях принимать решение, вносить или не вносить представление в законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации для рассмотрения вопроса о лишении депутата неприкосновенности за совершенные преступные действия, если он придет к выводу о наличии фактов, подтверждающих, что такое преследование предпринято с целью воспрепятствовать осуществлению депутатом своих полномочий и повлиять на его деятельность. При этом в указанном ранее Федеральном законе нет четкого предписания о том, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, узнав о привлечении депутата к уголовной ответственности, имел право потребовать от прокурора внести представление, чтобы иметь возможность высказать свое суждение по вопросу, были ли основания для привлечения депутата к уголовной ответственности и имеются ли факты, подтверждающие, что такое преследование предпринято с целью воспрепятствовать осуществлению депутатом своих полномочий и повлиять на его деятельность. На основании статьи 83 Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращаемся к Вам с просьбой дать официальное разъяснение, обязаны ли были представители прокуратуры в период с 12 апреля по 1 июля 2002 г. после вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого в отношении депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации обратиться с представлением в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации для рассмотрения вопроса о лишении депутата неприкосновенности за совершенные преступные действия. Привлечение депутата к уголовной ответственности за любое ли преступление воспрепятствует осуществлению им своих депутатских полномочий или нет? Располагала ли областная Дума, узнав о факте вынесения постановления о привлечении депутата в качестве обвиняемого в период с 12 апреля по 1 июля 2002 г. и предположив, что такое преследование предпринято с целью воспрепятствовать осуществлению депутатом своих полномочий и повлиять на деятельность депутата, правовым механизмом, который предоставлял ей возможность поставить перед прокурором вопрос о том, что для привлечения депутата к уголовной ответственности необходимо получение согласия законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации. Председатель областной Думы С.Е.Корепанов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|