Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 20.05.2004 № 1417

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    20.05.2004                                               N 1417
                             г.Тюмень


    Об информации о деятельности в 2003 году
    Департамента Федеральной государственной
    службы занятости населения
    по Тюменской области


    Рассмотрев  информацию  о деятельности в 2003 году Департамента
Федеральной государственной службы занятости населения по Тюменской
области,  решение  постоянной  комиссии  областной Думы по бюджету,
налогам и финансам, в соответствии с пунктом 32 статьи 28, статьями
31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума

    П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

    1.   Информацию   о   деятельности  в  2003  году  Департамента
Федеральной государственной службы занятости населения по Тюменской
области принять к сведению (прилагается).
    2.   Отметить,   что   во  исполнение  постановления  Тюменской
областной  Думы от 27.05.2003 N 838 "Об информации о деятельности в
2002  году  и  плане  работы  на  2003 год Департамента Федеральной
государственной  службы занятости населения по Тюменской области" в
2003 году:
    -  всеми  районными  центрами  занятости  населения совместно с
органами   местного   самоуправления   подготовлена   информация  о
занятости  населения  по  каждому  населенному пункту: о наличии на
территории  населенного  пункта промышленных и сельскохозяйственных
предприятий,  организаций  бюджетной  сферы и других организаций, о
численности       работающих,       трудоспособного      населения,
зарегистрированных безработных, а также об уровне безработицы;
    -  Департаментом  Федеральной  государственной службы занятости
населения  по Тюменской области ежеквартально проводился мониторинг
регистрируемой  безработицы,  данные  которого  направлялись во все
центры занятости населения и главам муниципальных образований;
    -  всеми  районными центрами занятости населения представлены в
Департамент  Федеральной государственной службы занятости населения
по Тюменской области территориальные программы содействия занятости
населения, согласованные с главами муниципальных образований.
    3.  Рекомендовать  администрации области при подготовке проекта
Закона  Тюменской  области  "Об  областном  бюджете  на  2005  год"
предусмотреть    возможность   увеличения   объема   финансирования
мероприятий по содействию занятости населения.
    4.   Предложить  органам  местного  самоуправления  рассмотреть
вопросы  занятости населения, усиления социальной защиты граждан от
безработицы,  определить  структурные  подразделения  по разработке
совместно  с  центрами занятости территориальных программ занятости
населения на 2005 год.
    5.  Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить
на  постоянную  комиссию  областной  Думы  по  бюджету,  налогам  и
финансам (Крамской В.Ф.).


    Председатель
    областной Думы                                   С.Е. Корепанов
    ______________



    Приложение
    к постановлению областной Думы
    от 20.05.2004 N 1417


                            Информация
                    о деятельности в 2003 году
     Департамента Федеральной государственной службы занятости
                  населения по Тюменской области

         (представлена в областную Думу и.о. руководителя
             Департамента Федеральной государственной
          службы занятости населения по Тюменской области
                     Лысенко Н.П. 31.03.2004)

    Ситуация    на    рынке   труда   складывалась   под   влиянием
социально-экономических процессов, происходящих в области.
    Численность    экономически    активного    населения   области
сократилась  на  1,1 % и составила 652 тыс. человек, из них на долю
занятого  населения приходится 92,5 %, на долю безработных - 7,5 %.
Численность  безработных  по методологии МОТ на конец сентября 2003
года,  по  данным  областного  комитета государственной статистики,
составила  48,9  тыс.  человек и уменьшилась по сравнению с данными
начала года на 3,1 тыс. человек, или на 6 %.
    На  фоне  снижения  общего  числа  безработных  отмечался  рост
регистрируемой  безработицы.  Органы  службы  занятости по-прежнему
оставались востребованными населением.
    За  содействием  в  трудоустройстве  в  течение года обратилось
почти   48   тыс.   человек,   более   148  тыс.  человек  получили
консультационные  услуги.  По  сравнению  с  показателями 2002 года
число   обращений   граждан,  не  занятых  трудовой  деятельностью,
увеличилось на 7,8 % и составило 22,9 тыс. человек. Из них более 20
тыс.  человек  были признаны безработными, что превысило показатель
2002 года на 16,3 %.
    По  состоянию  на  1  января  2004  года численность официально
зарегистрированных   безработных   составила  9,6  тыс.  человек  и
увеличилась  за  год  на  2,3 тыс. человек, или на 32,4 %. Только в
мае-июне  и  сентябре наблюдалось снижение численности безработных,
оно  носило  сезонный  характер. В остальные месяцы имел место рост
численности  безработных  на  всей территории юга области. Особенно
значительным   он   был   в  сельской  местности,  где  численность
безработных  увеличилась  на 60 %. По сравнению с данными 2002 года
темпы  роста  численности  безработных  снизились  (в  2002  году в
среднем  по  югу области рост составил 58 %, в сельской местности -
84,9 %).
    Уровень  регистрируемой  безработицы,  увеличившись за первые 2
месяца  2003  года  с  1,1  %  до  1,3  %,  оставался неизменным на
протяжении  9  месяцев  и  только  в  конце  декабря  достиг 1,5 %.
По-прежнему уровень безработицы в Тюменской области оставался одним
из  самых  низких  в  Уральском  федеральном  округе,  его  среднее
значение составляло 1,8.
    Самый  высокий  уровень безработицы зафиксирован в Ялуторовском
районе  -  4,4  %,  а также в Бердюжском, Армизонском и Сладковском
районах - 3,5 - 3,6 %.
    Минимальные   значения   уровня   безработицы  зафиксированы  в
г.Тюмени  -  0,5  %,  а также в Голышмановском и Абатском районах -
0,65  % и 0,7 %. Сохраняется значительная дифференциация территорий
по уровню безработицы.
    Основными причинами роста численности безработных являются:
    - увеличение числа обращений в органы службы занятости граждан,
уволенных  в  связи  с  ликвидацией  предприятий  либо  сокращением
численности  или  штата  работников  организаций,  а также граждан,
имеющих длительный перерыв в работе;
    - выполнение органами службы занятости государственных гарантий
в  области  занятости  и  социальной поддержки безработных (выплата
пособий по безработице, стипендий, материальной помощи, компенсации
досрочных пенсий);
    - увеличение минимального размера пособия по безработице с 20 %
до  30  % величины прожиточного минимума с введением с февраля 2003
года  новой  редакции  закона  о  занятости  населения в Российской
Федерации.
    В  составе  безработных на 1 января 2004 года доля безработных,
уволенных по сокращению, составила 36,4 % при 35,8 % в 2002 году (в
сельской  местности  -  36,3  %  при  31,9  % в 2002 году), имеющих
длительный  перерыв  в работе - увеличилась с 16,5 % в 2002 году до
18,9  %  в  2003  году.  Как и ожидалось, удельный вес безработных,
уволенных  по  собственному желанию, уменьшился с 45 % до 41,9 % (в
соответствии   с  новой  редакцией  закона  о  занятости  населения
гражданам,  уволенным  по  собственному  желанию  без  уважительных
причин,  пособие  по  безработице  в первые 6 месяцев назначается в
размере  40 % величины прожиточного минимума, а во втором полугодии
- 20 %).
    На рынке труда предложение рабочей силы превышает спрос на нее.
В  среднем  по югу области в конце года на одну заявленную в службу
занятости   вакансию   претендовали  1,5  безработных,  в  сельской
местности  -  13 безработных. В ряде сельскохозяйственных районов в
конце  декабря не было ни одной вакансии (Аромашевский, Бердюжский,
Казанский,   Сорокинский,   Тобольский   районы),   а   численность
безработных,  состоящих  на учете в этих районах, составляла от 140
до 350 человек. Отсутствие вакансий в сельской местности затрудняет
процесс  трудоустройства.  Из  6,8  тыс.  заявленных  в  конце года
вакансий  примерно 400, или 6 %, приходилось на сельскую местность.
Отсутствие  вакансий  способствовало  увеличению  на  селе  средней
продолжительности  безработицы  с  5  до 5,8 месяца, а удельный вес
безработных,  состоящих  на  учете в службе занятости более 1 года,
возрос почти вдвое.
    Деятельность  органов службы занятости населения осуществлялась
в   рамках   областной   целевой  программы  "Содействие  занятости
населения Тюменской области на 2001-2003 годы" (далее - Программа).
Приказом  Министерства  труда  и  социального  развития  Российской
Федерации  в  начале  года  были  доведены  контрольные  показатели
численности   участников   мероприятий   программы   и   объемы  их
финансирования  из федерального бюджета. Постановлением Губернатора
Тюменской  области  N  126  от  10.04.2003  был  утвержден перечень
мероприятий  программы,  подлежащих  выполнению в 2003 году за счет
средств  областного  бюджета.  Все контрольные показатели программы
были перевыполнены.
    Численность     участников     мероприятий     по    содействию
трудоустройству  составила  29,4  тыс.  человек,  что почти на 16 %
больше    запланированного.    Из   них   24,9   тыс.   человек   -
несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет. Контрольный
показатель  перевыполнен на 14,2 %. Для организации данной работы с
участием   службы   занятости  на  всех  территориях  были  приняты
постановления  глав  городов и районов, определяющие мероприятия по
трудоустройству   этой   категории  молодежи,  проведены  заседания
координационного комитета по вопросам временной занятости. Наряду с
Программой  для  решения  вопросов  в  данной  сфере  было  принято
постановление  Губернатора  области ј 179 от 26.05.2003 "О мерах по
организации  отдыха,  оздоровления и занятости детей и подростков в
2003 году". Было заключено более 1 тыс. договоров с предприятиями и
организациями.  Из  числа трудоустроенных подростков 1414 человек -
дети-сироты,  4526 - из неполных семей, около 3500 - из многодетных
семей, 1240 - дети безработных родителей, 704 - дети, оказавшиеся в
трудной  жизненной  ситуации.  По  данному направлению задания были
выполнены    всеми   центрами   занятости   населения.   Реализация
мероприятий  осуществлялась в основном за счет средств федерального
бюджета. Было израсходовано 12962,7 тыс. рублей. Кроме этих средств
было  израсходовано 3126,5 тыс. рублей из местного бюджета и 4552,8
тыс.  рублей  -  средства работодателей на выплату заработной платы
подросткам.
    Численность участников программы организации общественных работ
составила  1816 человек. Около 65 % участников проживали в сельской
местности. Выполнение контрольного показателя составило 121,1 %. На
проведение   общественных   работ  было  заключено  608  договоров.
Указанные   работы   в   основном   носили  сезонный  характер,  но
Департамент  Федеральной государственной службы занятости населения
по  Тюменской области (далее - Департамент) стремился превратить их
в    постоянно   действующий   фактор,   позволяющий   своевременно
реагировать  на  ситуацию, складывающуюся на локальном рынке труда.
На  организацию общественных работ израсходовано 2964,5 тыс. рублей
из  федерального бюджета, все средства были направлены на поддержку
доходов безработных граждан.
    Организация  временного  трудоустройства  безработных  граждан,
особо  нуждающихся  в  социальной защите, была осуществлена во всех
территориях,   что   позволило   компенсировать  дефицит  вакансий.
Численность  участников  этой программы составила 2,3 тыс. человек.
Выполнение  контрольного показателя - 122,3 %. Для организации этих
работ было заключено 1044 договора с предприятиями и организациями,
создано  2137  временных  рабочих  мест,  62  %  участников  данной
программы  -  сельские  жители.  В  рамках  данной  программы  было
трудоустроено  246  инвалидов,  27  человек,  освобожденных из мест
лишения   свободы,   88   уволенных   с  военной  службы,  126  лиц
предпенсионного возраста, 723 - в возрасте от 14 до 18 лет и др. Из
федерального   бюджета  на  поддержку  доходов  безработных,  особо
нуждающихся  в социальной защите, израсходовано 3508,2 тыс. рублей,
затраты работодателей составили 961,6 тыс. рублей.
    В   2003  году  в  соответствии  с  постановлением  Губернатора
Тюменской  области  N  126 от 10.04.2003 из областного бюджета было
выделено  1,8 млн. рублей на организацию временного трудоустройства
выпускников учреждений профессионального образования (кроме вузов),
состоящих  на  учете  в  службе  занятости.  Для  этих  целей  было
заключено  138  договоров  со  107  предприятиями.  По  заключенным
договорам    работало    186   выпускников,   которые   приобретали
профессиональные  знания и умения по 31 специальности. По истечении
срока  действия  договоров  на  постоянную  работу  было принято 63
выпускника.  В  данной  программе приняли участие 16 территорий юга
области.
    В   соответствии   с   рекомендациями   Министерства   труда  и
социального  развития  Российской  Федерации договоры на реализацию
вышеназванных  мероприятий  должны  заключаться  со  стабильными  в
финансовом    плане    предприятиями,    а    их    на   территории
сельскохозяйственных  районов  становится  все меньше, что является
тормозом в создании временных рабочих мест.
    В   рамках   выполнения  Программы  органами  службы  занятости
разработаны     мероприятия     по     поддержке     и     развитию
предпринимательства,   которые   определяют   механизм   реализации
намеченных  мер,  участие  органов  государственной  власти, службы
занятости  и  других  организаций  в  его  поддержке. Органы службы
занятости   ориентируют   безработных  граждан  на  самостоятельную
занятость  и  организацию  индивидуальной  деятельности,  основными
видами     которых     являются    производство    и    переработка
сельскохозяйственной продукции, бытовые услуги и торгово-закупочная
деятельность.  В  отчетном  периоде  участниками программы оказания
содействия  самозанятости  населения  стали  53 человека, из них 33
проживают в сельской местности. В течение 2003 года 272 безработных
закончили     обучение     с    целью    последующей    организации
предпринимательской   деятельности.   На   поддержку  данного  вида
деятельности  и самозанятости израсходовано из федерального бюджета
310,6 тыс. рублей.
    Развитие   предпринимательства   сдерживается   ограниченностью
собственных   средств   у  безработных,  субсидий,  предоставляемых
региональными  органами,  отсутствием  банковских льготных займов и
льгот  по  налогообложению.  Но главной проблемой, которую отмечают
начинающие предприниматели, остается сбыт продукции.
    Помимо   организации  временного  трудоустройства  граждан  при
содействии  службы занятости 6,5 тыс. человек были трудоустроены на
постоянную   работу.  Таким  образом,  общая  численность  граждан,
нашедших  работу  с  участием службы занятости, составила 35,6 тыс.
человек, из них 9,5 тыс. человек - безработные граждане, что на 11%
больше, чем в 2002 году.
    В  2003  году  органами  службы  занятости  было  направлено на
профессиональное обучение 3433 безработных. Выполнение контрольного
показателя  составило  114,4  %.  По  сравнению с данными 2002 года
объемы  профессионального  обучения увеличились почти на 17 %, чему
способствовало  выделение на эти цели средств из областного бюджета
в  размере  1200 тыс. рублей. Это позволило дополнительно направить
на  обучение  479 человек. Из числа направленных на обучение жители
сельской   местности  составили  1325  человек,  или  почти  39  %.
Профессиональная   подготовка  осуществлялась  по  61  профессии  и
специальности   на   основе   конкурсного   отбора   в  учреждениях
начального,  среднего,  высшего  образования и в других учреждениях
дополнительного    профессионального   образования.   Эффективность
профессионального  обучения составила 97 %. Из федерального бюджета
на эти цели было выделено 9700 тыс. рублей.
    Все   больше   возрастает   роль   профессиональной  ориентации
населения.   В   2003   году   органами  службы  занятости  оказаны
профориентационные   услуги  почти  39  тыс.  человек.  Контрольный
показатель    программы    выполнен   на   135   %.   На   оказание
профориентационных  услуг из федерального бюджета было выделено 300
тыс.  рублей,  которые  израсходованы  в  полном  объеме.  Учитывая
ограниченные   возможности,   особенно  в  сельской  местности,  по
получению достоверной и исчерпывающей информации об образовательных
учреждениях,   условиям   поступления   и  обучения,  Департаментом
подготовлены    и    направлены   во   все   центры   занятости   и
общеобразовательные   школы   сборники,  содержащие  информацию  об
учреждениях  начального,  среднего,  высшего  образования Тюменской
области.  Большую  помощь  молодежи  в  выборе  профессии оказывают
ежегодно   проводимые   ярмарки   учебных   мест   для  выпускников
образовательных учреждений. В 2003 году проведено 9 таких ярмарок.
    Всего  на  территории  области  была  организована  41  ярмарка
вакансий  и  учебных мест при плановом показателе 25. В них приняли
участие более 25 тыс. человек.
    Органами  службы занятости также реализовывались мероприятия по
социальной  адаптации  безработных  граждан  ("Клуб ищущих работу",
"Новый  старт"),  направленные  на приобретение навыков, сокращение
сроков  поиска подходящей работы безработными гражданами, смягчение
последствий   долговременной  безработицы.  Численность  участников
данной  программы  составила  318  человек,  что в 2 раза превысило
контрольный показатель.
    Органами  службы  занятости  осуществляются  гарантии в области
социальной  поддержки  безработных  граждан.  В  среднем  за  месяц
7,7тыс.  безработных  граждан выплачивалось пособие по безработице,
примерно  41  % безработных - в минимальном размере. Средний размер
пособия  по  безработице  составил  1268,4  рубля  и  увеличился по
сравнению  с  показателями  2002  года  почти на 272 рубля. Затраты
средств  федерального  бюджета  на  выплату  пособий по безработице
составили  83735,7 тыс. рублей. Досрочная пенсия была оформлена 290
человекам. Перечисление компенсаций досрочных пенсий осуществлялось
своевременно  и  в  полном  объеме  по  представленным  спискам. На
выплату  этого  вида социальной поддержки израсходовано 5536,4 тыс.
рублей.  Кроме  того,  было  израсходовано  296,1  тыс.  рублей  на
оказание  материальной  помощи  безработным гражданам и 5466,6 тыс.
рублей - на выплату стипендий в период профессиональной подготовки.
    Таким образом, на социальную поддержку безработных граждан было
израсходовано   95034,8  тыс.  рублей.  На  реализацию  мероприятий
активной  политики было выделено 30294,5 тыс. рублей. Общие затраты
средств федерального бюджета составили 125329,3 тыс. рублей.
    Кроме  того,  на реализацию мероприятий Программы было выделено
3 млн. рублей.  Все  выделенные  средства федерального и областного
бюджетов были израсходованы в полном объеме.
    Помимо средств федерального и областного бюджетов на реализацию
мероприятий  Программы были затрачены средства местного бюджета (на
организацию   трудоустройства   подростков)   и  работодателей  (на
организацию общественных работ, временного трудоустройства граждан,
особо  нуждающихся  в социальной защите, временного трудоустройства
подростков), которые в общих затратах соответственно составили 7,3%
и 14,9 %.
    В    условиях   складывающейся   ситуации   на   рынке   труда,
характеризующейся  ростом численности официально зарегистрированных
безработных,  в 2004 году первоочередной задачей является повышение
эффективности реализуемых мероприятий областной целевой Программы и
прежде всего - активных программ содействия занятости населения.
    Срок действия областной целевой программы "Содействие занятости
населения  Тюменской  области  на  2001-2003  годы"  был продлен на
2004-2005 годы постановлением администрации Тюменской области N 345
от  27.10.2003.  Данная  Программа  была согласована в Министерстве
труда   и   социального   развития   Российской  Федерации  (письмо
Министерства  труда Российской Федерации от 04.12.2003 N 9276-МТ "О
согласовании программы содействия занятости населения").
    В  настоящее  время  Министерством труда и социального развития
Российской Федерации доведены контрольные показатели на 2004 год. В
соответствии   с   ними   численность   участников  мероприятий  по
содействию  трудоустройству  составит  15808  человек, в том числе:
12275    человек    -    организация   временного   трудоустройства
несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, 2231 человек
-   организация  общественных  работ,  977  человек  -  организация
временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в
социальной защите, 53 человека - оказание содействия самозанятости,
272  человека  -  социальная  адаптация  безработных граждан. Кроме
того,  планируется  направить  на  профессиональное  обучение  2718
безработных   граждан,   оказать  профориентационные  услуги  24600
человекам,  организовать 33 ярмарки. Под эти контрольные показатели
соответственно доведены лимиты из федерального бюджета.
    Постановлением Губернатора Тюменской области N 32 от 03.02.2004
"Об  утверждении программных мероприятий" выделено 3 млн. рублей из
областного бюджета. Из них 1,5 млн. рублей планируется затратить на
трудоустройство  граждан,  особо  нуждающихся  в  социальной защите
(трудоустроить   80   выпускников),   и   1,5   млн.  рублей  -  на
профессиональное  обучение,  что позволит дополнительно переобучить
300 безработных граждан.
    Особую   озабоченность   вызывает   положение  дел  в  сельской
местности.  При  распределении  контрольных  показателей  и лимитов
учитывалось   положение   дел  в  том  или  ином  районе.  Так,  на
организацию  общественных  работ  и  трудоустройство граждан, особо
нуждающихся  в  социальной  защите,  в  сельскохозяйственные районы
распределено   более   62   %   всех  средств,  на  трудоустройство
выпускников учебных заведений - более 72 % средств.
    В  рамках  постановления  Тюменской  областной  Думы  N  838 от
27.05.2003  по  итогам 2003 года всеми районными центрами занятости
населения совместно с органами местного самоуправления подготовлена
информация  о  занятости  населения  в  разрезе каждого населенного
пункта  (их  1213),  а  именно: о наличии на территории населенного
пункта промышленных и сельскохозяйственных предприятий, организаций
бюджетной  сферы  и  других  организаций,  численности  работающих,
трудоспособного  населения, зарегистрированных безработных, а также
об  уровне  безработицы. Департаментом в настоящее время проводится
анализ  данных,  по  итогам  которого  будет  подготовлена брошюра.
Предварительный анализ данных показал, что в 146 населенных пунктах
(12  %  от  общего числа населенных пунктов) отсутствуют какие-либо
рабочие места. Больше всего таких населенных пунктов в Тобольском и
Вагайском  районах.  В  206  населенных пунктах (17 %) нет никакого
производства,  население  занято  только в бюджетной сфере и других
организациях (магазины, почты и т.п.). В этой сфере занята основная
доля  работающих  -  53,7  %.  Почти 17,5 тыс. человек, или 10,3 %,
работают  вахтовым  методом  или в близлежащих городах. Только 36 %
работников  заняты  в  сельском  хозяйстве  и промышленности. Таким
образом,  во  всех  сельскохозяйственных  районах ощущается дефицит
рабочих мест.
    Кроме   того,  ежеквартально  Департамент  проводит  мониторинг
регистрируемой  безработицы,  данные  которого  направляются во все
центры занятости населения и главам муниципальных образований.
    Всеми  районными  центрами  занятости  населения представлены в
Департамент    территориальные   программы   содействия   занятости
населения,   которые   были  согласованы  с  главами  муниципальных
образований.
    Реализация  областной  и  территориальных  программ  содействия
занятости  населения позволит снизить напряженность на рынке труда.
Весомый  вклад  в  стабилизацию  на рынке труда могут внести другие
действующие  областные  программы,  которые  способствуют  созданию
новых  рабочих  мест: "Финансовое оздоровление сельскохозяйственных
предприятий",  "Государственная  поддержка социально-экономического
развития    отдаленных   труднодоступных   территорий",   "Кадровое
обеспечение агропромышленного комплекса" и ряд других.

Информация по документу
Читайте также