Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Тюменской области от 22.11.2007 № 438

 



                     ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    От 22.11.2007 N 438


    О рекомендациях "круглого стола"
    по теме: "Реализация земельной
    реформы в Тюменской области:
    проблемы и перспективы"


    Рассмотрев  рекомендации  "круглого стола" по теме: "Реализация
земельной  реформы  в  Тюменской  области: проблемы и перспективы",
состоявшегося  в  Тюменской  областной  Думе  3  октября 2007 года,
решение  комитета  областной  Думы по аграрным вопросам и земельным
отношениям,  в  соответствии  с  пунктом 32 части первой статьи 28,
статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума

    ПОСТАНОВЛЯЕТ:

    1. Утвердить рекомендации "круглого стола" по теме: "Реализация
земельной  реформы  в  Тюменской  области:  проблемы и перспективы"
(прилагаются).
    2. Направить настоящее постановление и указанные рекомендации в
Правительство  Тюменской области, Счетную палату Тюменской области,
прокуратуру  Тюменской  области, главному федеральному инспектору в
Тюменской  области  аппарата  полномочного представителя Президента
Российской    Федерации   в   Уральском   федеральном   округе,   в
территориальные    управления    Росрегистрации,   Роснедвижимости,
Росимущества по Тюменской области, органы местного самоуправления.
    3. Контроль  за  выполнением настоящего постановления возложить
на   комитет  областной  Думы  по  аграрным  вопросам  и  земельным
отношениям (Конев Ю.М.).


    Председатель
    областной Думы                                   С.Е. Корепанов
    ______________



    Приложение
    к постановлению областной Думы
    от 22.11.2007 N 438


                           РЕКОМЕНДАЦИИ
«круглого стола» по теме: «Реализация земельной реформы в Тюменской
                 области: проблемы и перспективы»


    «Круглый   стол»   проведён  в  соответствии  с  планом  работы
Тюменской  областной  Думы,  утверждённым  постановлением областной
Думы от 21.12.2006 N 3123 (в редакции от 21.06.2007).
    В   работе  «круглого  стола»  приняли  участие  65  человек  –
представители   территориальных   управлений   федеральных  органов
исполнительной  власти, уполномоченных в сфере земельных отношений,
руководители   представительных  и  исполнительных  органов  власти
Тюменской области, муниципальных образований юга Тюменской области,
а также юристы, учёные, представители средств массовой информации.

    Участники «круглого стола» ОТМЕЧАЮТ:

    За  последний  год  вступил  в  силу  ряд  федеральных законов,
которые  существенно изменили отношения по поводу земли как объекта
гражданских   прав.   Наибольший   общественный   резонанс   вызвал
Федеральный  закон  от  30.06.2006  N 93-ФЗ «О внесении изменений в
некоторые  законодательные  акты  Российской  Федерации  по вопросу
оформления   в   упрощённом   порядке  прав  на  отдельные  объекты
недвижимого  имущества» (далее - Закон N 93-ФЗ, или Закон о «дачной
амнистии»).
    Стратегические  вопросы  земельной  реформы в Тюменской области
определены   областной  целевой  программой  «Основные  направления
развития  земельных  отношений  в  Тюменской области», утвержденной
распоряжением   Правительства   Тюменской   области  от  21.10.2005
N 779-рп (далее - Программа).
    В  соответствии  с  федеральным и областным законодательством в
течение 2007 года в Тюменской области:
    -    сформирована   необходимая   областная   и   муниципальная
нормативная   база,  принят  ряд  важных  законов  и  постановлений
Правительства   области,  направленных  на  упорядочение  земельных
отношений,  социальную защиту малоимущих слоёв населения, поддержку
сельхозпроизводства;
    –  в  одной из первых среди субъектов Российской Федерации были
установлены  предельные  максимальные  цены  на межевание земельных
участков   (постановление   Правительства   Тюменской   области  от
25.12.2006 N 320-п);
    -  Тюменской  областной  Думой принято постановление от 21 июня
2007  года  N  140  «Об  актуальных  вопросах земельных отношений в
Тюменской  области  и информации Правительства Тюменской области «О
реализации   областной  программы  «Основные  направления  развития
земельных отношений в Тюменской области»;
    - завершены работы по актуализации кадастровой стоимости земель
всех категорий;
    -   на  должном  уровне  организована  работа  территориального
управления Росрегистрации;
    -  в  областном  центре организован приём документов по системе
«одного окна»;
    -  в  ряде  муниципальных  образований  созданы  дополнительные
пункты   приёма  документов  для  регистрации  прав  на  недвижимое
имущество;
    -  на  проведение  территориального землеустройства в областном
бюджете предусмотрено 35 млн. руб., в том числе:
    25,0  млн.  руб.  -  на  выполнение  работ  по территориальному
землеустройству в отношении земельных участков, предназначенных для
дачного хозяйства и садоводства, на площади 2 500 га;
    10,0  млн.  руб.  -  на  проведение  работ  по территориальному
землеустройству  в  целях  установления  границ земельных участков,
подлежащих  переводу  из  состава  земель  иных  категорий  в земли
населенных  пунктов  при  изменении  границ  населенных  пунктов  в
соответствии  с  принятыми  постановлениями Правительства Тюменской
области   (Тюменский,  Ярковский,  Исетский,  Упоровский,  Уватский
муниципальные районы и г. Тюмень);
    -   организована   работа  по  освещению  актуальных  вопросов,
касающихся  порядка оформления прав на недвижимость, на официальных
сайтах  территориальных управлений Роснедвижимости, Росрегистрации,
Правительства  Тюменской  области, а также работа по периодическому
проведению  «горячих  линий»,  выездных  консультирований  граждан,
дополнительных совещаний с главами муниципальных образований;
    -   заместителем   полномочного   представителя   Президента  в
Уральском  федеральном  округе  проведено  три  окружных совещания,
посвящённых вопросам реализации в УрФО Закона о «дачной амнистии»;
    - за последние несколько лет в вузах г. Тюмени (ТГНГУ, ТюмГАСУ,
ТГУ,  ТГСХА)  открылись факультеты, на которых готовят инженеров по
землеустроительным и кадастровым специализациям.
    Во   многом  благодаря  принимаемым  усилиям  в  2007  году  по
сравнению  с  тем  же периодом 2006 года по югу Тюменской области в
рамках реализации Закона N 93-ФЗ количество заявлений о регистрации
права собственности в упрощённом порядке увеличилось в отношении:
    земельных участков - на 91%;
    садовых домов – на 125,4%;
    индивидуальных жилых домов – на 111%;
    хозяйственных построек и иных объектов – на 216%.
    Всего  по  состоянию  на  10 сентября 2007 года территориальным
управлением  Роснедвижимости  в  рамках реализации Закона «о дачной
амнистии»   изготовлено   14  тысяч  кадастровых  планов  земельных
участков,  оформляемых  гражданами  в  собственность  в  упрощённом
порядке.
    Наиболее  активно  идёт  оформление прав на земельные участки в
городах   Тюмени,   Ишиме,   Тобольске,   а   также   в  Тюменском,
Заводоуковском,   Вагайском,   Исетском,   Ишимском,   Ярковском  и
Голышмановском   районах.   В   этих   муниципальных   образованиях
происходит более 90% всех кадастровых операций от общего количества
операций, совершаемых в Тюменской области.
    По  данным  Тюменского садоводческого потребительского союза, в
настоящее время только в городе Тюмени, Тюменском и Нижнетавдинском
районах  находится 320 садоводческих объединений, насчитывающих 108
тыс.  садовых  участков.  В  настоящее  время  наблюдается  возврат
прежних владельцев на свои ранее брошенные дачные участки.
    В соответствии с генеральным планом города Тюмени, утвержденным
решением  Тюменской  городской Думы, идёт работа по выносу за черту
города  18  промышленных  предприятий,  в том числе: ЗАО "Тюменский
завод  пластмасс",  ЗАО  "ТАТЭ",  ООО "Тюменский станкостроительный
завод",  ОАО  "Тюменский  судостроительный  завод",  ОАО "Тюменский
фанерокомбинат", ОАО «Тюменский химфармзавод», ООО «Овчинно-меховая
фабрика», ОАО "Заречье", ОАО «ДОК «Красный Октябрь».
    Все  предприятия  расположатся  в  трёх  промышленных  зонах  –
Антипинской,   Утяшевской  и Тарманской.  Площадь,  которую  займут
заводы, составит около 30 га.
    На   освобождающихся   территориях   в  центре  города  активно
осуществляется новое строительство.
    Предоставлены   в  собственность  земельные  участки  компаниям
«Шлюмберже» и «Метро Кэш энд Керри».
    Предоставлены  в  аренду  земельные участки для строительства и
реконструкции   ООО   «Очаково»,   ООО   «Антипинский   НПЗ»,   ОАО
«Металлургический завод им. А.К. Серова», ОАО «Макдональдс» и др.
    Приведённые   примеры   могут  служить  образцом  использования
земельных   ресурсов   в  целях  социально-экономического  развития
региона.
    Однако   не  все  проблемы  решены.  Далеко  не  все  владельцы
земельных  участков  и  расположенных  на них объектов недвижимости
зарегистрировали  свои  права  на  них в соответствии с действующим
законодательством.
    Причины,   сдерживающие   ход  земельной  реформы  в  Тюменской
области,  можно  разделить на подлежащие решению в административном
порядке  (организационные)  и требующие для своего решения внесения
изменений в законодательство.
    К причинам организационного характера можно отнести:
    - пассивную позицию органов местного самоуправления, которые не
реализуют  предоставленные  Законом  N  93-ФЗ широкие полномочия по
финансированию  землеустроительных  работ и представлению интересов
граждан при оформлении их прав на земельные участки. На сегодняшний
день среди всех муниципальных образований лишь в городе Ялуторовске
городской  Думой  принято  решение  от  24.10.2006  N  286-IVГД «Об
утверждении  Положения о порядке выделения средств местного бюджета
на  цели  оказания  содействия гражданам по оформлению в упрощённом
порядке их прав на земельные участки и расположенные на них объекты
недвижимого имущества»;
    -  недостаточную эффективность земельного контроля, в том числе
муниципального  (ст.  72  Земельного кодекса Российской Федерации),
что  позволяет  гражданам сознательно не оформлять права на землю с
целью  ухода  от  налогообложения,  а также осуществлять самозахват
земель и незаконное строительство;
    -  отсутствие  в  областном центре условий (служебных площадей)
для организации территориальным управлением Роснедвижимости единого
операционного   центра  по  приёму  и  выдаче  документов  с  целью
выполнения требований административных регламентов.
    Основные причины, требующие законодательного регулирования:
    -    начала    складываться   практика   обхода   коммерческими
организациями,    занимающимися    землеустроительными    работами,
требований   нормативных  актов,  которыми  установлены  предельные
максимальные   цены   на   межевание.   Пользуясь   отсутствием   в
законодательстве   чётко   определённого   перечня   видов   работ,
выполняемых  в  процессе межевания, такие организации предъявляют к
оплате,  кроме непосредственно межевания, также работы, сопряжённые
с  межеванием  –  консультирование,  выезд  на  место,  топосъёмка,
получение   сведений   государственного   земельного   кадастра.  В
результате   фактическая   стоимость  работ  по  межеванию  нередко
оказывается   выше   установленной   постановлением   Правительства
Тюменской  области  от  25.12.2006  N  320-п  в  2–3  раза. Высокие
фактические  цены  на  межевание  продолжают  оставаться  фактором,
сдерживающим процесс оформления прав граждан на недвижимость;
    -   не   принят   нормативный   акт,   устанавливающий  порядок
определения  выкупной  цены земельных участков, которые находятся в
собственности  Тюменской  области или государственная собственность
на   которые  не  разграничена.  Принятие  данного  правового  акта
необходимо  в  целях  реализации  положений  Федерального закона от
24.07.2007  N  212-ФЗ  «О внесении изменений в законодательные акты
Российской   Федерации   в   части   уточнения  условий  и  порядка
приобретения    прав    на   земельные   участки,   находящиеся   в
государственной или муниципальной собственности»;
    -  норма ч. 2 ст. 12 Закона «о дачной амнистии» о праве органов
местного  самоуправления оказывать поддержку гражданам в оформлении
прав  на  недвижимость в упрощённом порядке распространяется только
на   городские   округа.  Это  обстоятельство  препятствует  другим
муниципальным  образованиям  (муниципальным  районам, городским или
сельским   поселениям)  даже  при  наличии  финансовой  возможности
оказывать поддержку гражданам в данном вопросе;
    -  законодательно  не  урегулирован  вопрос  о порядке действия
органов  власти,  уполномоченных  осуществлять  регистрацию прав на
землю, в случае обнаружения расхождения данных о площади земельного
участка,  предоставленного  дачному или садоводческому товариществу
правовым актом, и площади, фактически им занимаемой;
    -   невозможна  регистрация  прав  собственности  в  упрощённом
порядке для наследников правообладателя;
    -  положения  Закона  о  «дачной  амнистии» в части упрощённого
порядка переоформления права постоянного бессрочного пользования на
право   собственности,  а  также  возможности  признания  права  на
самовольную постройку не распространяются на арендаторов;
    -  трудно  реализуемой на практике является процедура отказа от
права  собственности  и  от права на земельную долю в общей долевой
собственности;
    -  жилищная  проблема соотечественников, переезжающих в Россию,
решается путём выделения средств только на аренду жилья.
    Признавая актуальность и необходимость осуществления дальнейших
преобразований  в  сфере  земельных  отношений, участники «круглого
стола»

    РЕКОМЕНДУЮТ:

    1. Тюменской областной Думе:
    Подготовить   и  внести  в  Государственную  Думу  Федерального
Собрания  Российской Федерации законопроекты о внесении изменений в
федеральное законодательство в части:
    -  установления  порядка  регистрации  прав  на  землю в случае
обнаружения   расхождения  данных  о  площади  земельного  участка,
предоставленного  дачному  или садоводческому товариществу правовым
актом, и фактически занимаемой площади;
    -  распространения  нормы  ч.  2  ст. 12 Закона N 93-ФЗ о праве
органов   местного   самоуправления   городских  округов  оказывать
поддержку  гражданам в оформлении прав на недвижимость в упрощённом
порядке  на  другие  виды  муниципальных образований (муниципальные
районы, городские и сельские поселения).
    2.  Правительству Тюменской области:
    -  рассмотреть  вопрос  о  необходимости  принятия нормативного
правового   акта   Тюменской   области,   устанавливающего  порядок
определения  цены при продаже земельных участков (в соответствии со
ст.  7  Федерального закона «О внесении изменений в законодательные
акты  Российской  Федерации  в  части  уточнения  условий и порядка
приобретения    прав    на   земельные   участки,   находящиеся   в
государственной     или     муниципальной     собственности»     от
24.07.2007 N 212-ФЗ);
    -   рассмотреть   вопрос   о   целесообразности   обращения   в
Государственную  Думу  Федерального Собрания Российской Федерации с
законодательной   инициативой   в   части   выделения   земель  под
индивидуальное     жилищное     строительство    соотечественникам,
переселяющимся в Россию, без аукционов.
    3.   Согласительной   комиссии   по  доработке  проекта  закона
Тюменской  области  «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов»:
    -  рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в проект
закона  Тюменской  области  «Об  областном бюджете на 2008 год и на
плановый  период  2009  и  2010  годов»  в  части субсидирования из
областного  бюджета  расходов  органов  местного  самоуправления на
организацию и финансирование мероприятий по оформлению в упрощённом
порядке  прав  граждан  на  земельные  участки и находящиеся на них
объекты недвижимости.
    4.  Территориальным  органам  Роснедвижимости,  Росрегистрации,
Росимущества по Тюменской области, Правительству Тюменской области,
органам местного самоуправления:
    -  разработать  межведомственные  методические  рекомендации по
оформлению  прав  на  отдельные  объекты  недвижимого  имущества  в
соответствии  с  Федеральным  законом  от  30.06.2006  N  93-ФЗ  «О
внесении  изменений  в  некоторые  законодательные  акты  Россйской
Федерации  по  вопросу  оформления  в  упрощённом  порядке  прав на
отдельные объекты недвижимого имущества»;
    - создать постоянно действующую межведомственную рабочую группу
по реализации Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении
изменений  в  некоторые законодательные акты Россйской Федерации по
вопросу  оформления  в упрощённом порядке прав на отдельные объекты
недвижимого имущества»;
    -   активнее  привлекать  СМИ  всех  видов  к  освещению  своей
деятельности в части реализации земельной реформы;
    -  продолжить  работу  по  проведению открытых межведомственных
совещаний   с   участием  территориальных  органов  Росрегистрации,
Роснедвижимости,  Росимущества  по  Тюменской области, департамента
имущественных   отношений   Тюменской   области,  органов  местного
самоуправления, общественности;
    -  изучить  вопрос о возможности проведения учебно-методических
семинаров с председателями садоводческих объединений;
    -  более  тесно  сотрудничать  с  вузами  в  части  организации
прохождения  практики  и  стажировки студентов землеустроительных и
кадастровых специализаций;
    -  изучить  вопрос  о возможности практического использования в
целях     государственного     кадастрового     учёта    материалов
землеустройства,  полученных  в  результате  прохождения студентами
вузов производственной практики.
    5. Органам местного самоуправления:
    -  в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2006
года N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Россйской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав
на  отдельные  объекты недвижимого имущества» утвердить положения о
порядке   выделения  средств  местного  бюджета  на  цели  оказания
содействия  гражданам по оформлению в упрощённом порядке их прав на
земельные  участки  и  расположенные  на  них  объекты  недвижимого
имущества,  а также заложить в бюджет будущего года соответствующие
средства.


3 октября 2007 года
г.Тюмень
                               Участники заседания «круглого стола»

Информация по документу
Читайте также