Расширенный поиск

Постановление Правительства Тюменской области от 22.06.2015 № 270-п

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

22 июня 2015 г.

270-п

г. Тюмень

О внесении изменений в постановление от 22.12.2014

№ 653-п

 

 

 

В постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 № 653-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития культуры» до 2020 года» внести следующие изменения:

приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

 

 

Губернатор области                                                                              В.В. Якушев

 

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

от 22 июня 2015 г.  № 270-п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Государственная программа

Тюменской области

 

«Основные направления развития культуры»

 до 2020 года

 

 

 

Государственный заказчик – координатор

Департамент культуры Тюменской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2015

Содержание

 

 

стр.

1.

Паспорт государственной программы Тюменской области «Основные направления развития культуры» до 2020 года

3

2.

Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы

5

3.

Раздел 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

39

4.

Раздел 3. Система основных программных мероприятий

41

5.

Раздел 4. Финансовое обеспечение Программы

42

6.

Раздел 5. Ожидаемые конечные результаты и показатели Программы

44

7.

Раздел 6. Оценка неблагоприятных факторов реализации Программы

46

8.

Раздел 7. Механизм реализации Программы

48

9.

Раздел 8. Мониторинг реализации Программы

51

10.

Приложение 1 «Перечень основных мероприятий»

 

11.

Приложение 2 «Объёмы и источники финансирования Программы»

 

12.

Приложение 3 «План мероприятий по реализации Программы»

 

13.

Приложение 4 «Показатели Программы»

 

14.

Приложение 5 «Мониторинг реализации Программы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт государственной программы Тюменской области

«Основные направления развития культуры»

до 2020 года

 

 

Дата и номер принятия правового акта о разработке Программы

Распоряжение Правительства Тюменской области от 29.04.2014 № 698-рп

Дата и номер правового акта об утверждении Программы

Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 № 653-п

Государственный заказчик-координатор Программы

Департамент культуры Тюменской области

Государственный заказчик Программы

Главное управление строительства Тюменской области

Департамент информационной политики Тюменской области

Разработчик Программы

Департамент культуры Тюменской области

Цель Программы

Удовлетворение потребностей населения в услугах культуры

Задачи Программы

1.            Развитие библиотечного дела с учетом многофункциональности и специализации в культурно-просветительской работе с населением;

 

2. Совершенствование деятельности музеев с применением традиционных и инновационных форм работы;

 

3. Сохранение и развитие профессиональных искусств, традиционной народной культуры, народного самодеятельного творчества и обеспечение доступа населения к информационным ресурсам;

 

4. Сохранение и развитие народных художественных промыслов;

 

5. Обеспечение развития и модернизации системы среднего профессионального и дополнительного образования в сфере культуры и искусства;

 

6. Расширение услуг, предоставляемых учреждениями культуры, для увеличения числа детей, вовлеченных в культурно-массовые и творческие мероприятия.

Сроки реализации Программы

2015 – 2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

(с разбивкой по годам)

 

Общий объем средств на реализацию Программы – 11 229 719 тыс. руб., из них: 

-     областной бюджет – 9 595 415 тыс. руб.,

-     внебюджетные источники – 1 634 304 тыс. руб.

Средства на реализацию Программы по годам распределяются следующим образом:

2015 год – 2 713 390 тыс. руб.:

– областной бюджет - 2 460 731 тыс. руб.;

– внебюджетные источники – 252 659 тыс. руб.;

2016 год – 1 635 849 тыс. руб.:

– областной бюджет - 1 375 610 тыс. руб.;

– внебюджетные источники - 260 239 тыс. руб.;

2017 год – 1 719 729 тыс. руб.:

– областной бюджет - 1 451 683 тыс. руб.;

– внебюджетные источники - 268 046 тыс. руб.;

2018 год – 1 711 885 тыс. руб.:

– областной бюджет - 1 435 797 тыс. руб.;

– внебюджетные источники - 276 088 тыс. руб.;

2019 год – 1 720 167 тыс. руб.:

– областной бюджет - 1 435 797 тыс. руб.;

– внебюджетные источники – 284 370 тыс. руб.;

2020 год – 1 728 699 тыс. руб.:

– областной бюджет - 1 435 797 тыс. руб.

– внебюджетные источники - 292 902 тыс. руб.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

 

Увеличение объема расходов одного жителя на услуги культуры в год до 221,5 руб. в 2020 году за счет расширения спектра услуг, предоставляемых учреждениями культуры, и вовлечения населения в культурную жизнь региона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы

 

Структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе и выдвигают требования существенного повышения эффективности деятельности органов управления, государственных и муниципальных учреждений.

Идеологические, культурные и социально-экономические трансформации российского общества наложили свой отпечаток на национальную культурную политику, которой в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 № 652-рп, отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний.

Исходя из стратегических целей и задач, определённых Концепцией, выстраивается и реализуется культурная политика Тюменской области одним из приоритетных направлений которой является обеспечение равных возможностей доступа к ценностям культуры и культурной деятельности.

Основным механизмом реализации культурной политики на территории области является государственная программа Тюменской области «Основные направления развития культуры» (далее – Программа).

Департамент культуры Тюменской области, как орган государственной власти управления отраслью, обеспечивает в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в сфере культуры и искусства на территории региона.

Деятельность Департамента культуры Тюменской области направлена на выполнение задач, определенных Программой, в соответствии с предусмотренными полномочиями и действующим законодательством:

ь  «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014);

ь  Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 06.04.2015);

ь  Указ Президента РФ от 12.11.1993 № 1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» (ред. от 07.06.2013);

ь  Постановление Правительства РФ от 09.09.1996 № 1061 «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» (ред. от 24.12.2014);

ь  Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (ред. от 02.07.2013, с изм. от 01.12.2014);

ь  Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (ред. от 25.12.2012, с изм. от 01.12.2014);

ь    Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ред. от 23.02.2011, с изм. от 01.12.2014);

ь    Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (ред. от 05.05.2014);

ь    Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» (ред. от 07.06.2013);

ь    Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

ь    Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 330 «О государственной политике в сфере культуры и искусства в Тюменской области» (ред. от 07.05.2015);

ь  Постановление Правительства Тюменской области от 17.01.2011 № 2-п «Об утверждении Положения о Департаменте культуры Тюменской области» (ред. от 15.12.2014);

ь    Распоряжение Правительства Тюменской области от 10.12.2007      № 1421-рп «О Совете по вопросам культуры и искусства» (вместе с «Положением о Совете по вопросам культуры и искусства») (ред. от 10.12.2013);

ь  Постановление  Правительства   Тюменской   области   от 28.12.2010   № 384-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания автономными и бюджетными учреждениями Тюменской области, формирования государственного задания казенным учреждениям Тюменской области» (ред. от 30.04.2015);

ь  Постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2007 №348-п «О порядке предоставления субсидий из регионального фонда софинансирования расходов и иных межбюджетных трансфертов» (вместе с «Порядком предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам») (ред. от 20.04.2015).

Продолжающие происходить в со­временном российском обществе фундаментальные изменения затро­нули все стороны социальных отношений: политическую систему, эко­номическую сферу, образ и уровень жизни граждан, национальные от­ношения, а также саму психологию личности.

Сегодня сфера досуга (свободного времени) попала в зону внимания властей всех уровней. Свободное время человека – большая ценность. И первыми это поняли бизнесмены, для которых досуг стал товаром. Получившие широкое распространение кинокомплексы, ночные клубы, торгово-развлекательные центры постепенно стали ориентироваться на полное подчинение свободного времени отдельного человека и целой семьи.

Еще один распространенный вариант проведения досуга – Интернет. Игры, блоги, социальные сети поглотили свободное время сотен тысяч россиян. Эта форма досуга может приводить к формированию зависимости, которая деформирует личность, особенно хрупкую психику ребенка или подростка, ограничивает духовные контакты взрослых.

Очевидно, что такой способ проведения досуга как посещение кинотеатров, торгово-развлекательных центров и увеселительных заведений не развивает творческий потенциал человека.

И наоборот. Преобладание в досуге человека услуг культурно-досуговых центров, театров, музеев и других учреждений культуры создает условия для творческого развития личности.

Таким образом, именно выбор человека, потребителя и ценителя благ, становится критерием оценки уровня экономического и социокультурного развития территории.

Подтверждением роста востребованности услуг культуры является положительная динамика расходов жителя на услуги, оказываемые учреждениями культуры области.

 

Не приводится

 

Социологические исследования, проводимые Департаментом информационной политики Тюменской области, позволяют отслеживать изменения в оценке качества и доступности услуг культуры. Так, в 2014 году 81 % опрошенных респондентов заявили, что они в той или иной степени удовлетворены качеством услуг, предоставляемых в сфере культуры (2013 год – 77,9 %). Причем, 49 % - полностью удовлетворены, 32% - скорее удовлетворены, чем нет. Общая оценка удовлетворенности качеством услуг, предоставляемых в сфере культуры в регионе, составляет 3,9 балла по пятибалльной шкале.

Реализация культурных запросов населения осуществляется посредством предоставления услуг учреждениями культуры.

Тюменская область в настоящее время имеет развитую инфраструктуру культуры. Об этом свидетельствует уровень обеспеченности объектами культуры, а также количество посадочных мест в них соответствует нормативу, установленному Распоряжением

 

Не приводится

 

 

Основными источниками финансового обеспечения Программы являются средства областного и федерального бюджетов.

В 2014 году за счет средств областного бюджета финансирование в целом по Программе составило 2 229 937 тыс. руб. (98 % от уточненного объема ассигнований).

Итоги развития отрасли за 2014 год характеризуются достигнутыми значениями показателей эффективности реализации Программы.  По итогам реализации Программы в 2014 году не выполнено 3 показателя эффективности реализации программы, а именно:

-        количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения (94 % от плана);

-        количество выпускников профильных учреждений среднего профессионального образования (91 % от плана);

-        количество зарегистрированных пользователей библиотек до 14 лет (включительно) (96 % от плана).

Невыполнение показателя «Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения» обусловлено сокращением расходов на комплектование библиотечных фондов (в 2014 году не поступали средства из федерального бюджета, в 2013 году поступило 3 289 тыс. руб.), с удорожанием стоимости книжной продукции и увеличением численности населения Тюменской области.

Отклонение фактического значения показателя «Количество выпускников профильных учреждений среднего профессионального образования» от планового связано с допустимым отсевом учащихся (до 10 %). Кроме этого, на численность контингента выпускников повлияли социальные факторы – обучающиеся находятся в академическом отпуске (служба в армии, рождение ребенка и т.п.).

Значение показателя «Количество зарегистрированных пользователей библиотек до 14 лет (включительно)» за 2013 год уточнено с 237,15 тыс. чел на 219,0 тыс. чел. Корректировка значения показателя связана с пересчётом показателей по Абатскому и Аромашевскому районам в связи с выявленными ошибками в методике расчета показателей. Поэтому плановое значение показателя 2014 года и последующих периодов завышено по отношению к уточненному значению 2013 года. По итогам 2014 года количество зарегистрированных пользователей до 14 лет (включительно) составило 227 тыс. чел., что выше уровня 2013 года на 4 %.

Остальные показатели эффективности реализации Программы соответствуют плановым значениям или их превышают.

По итогам 2014 года оценки эффективности и результативности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Тюменской области реализация программы «Основные направления развития культуры Тюменской области» до 2020 года признана эффективной.

Библиотечное обслуживание населения в Тюменской области осуществляют 493 библиотеки. Сеть библиотек соответствует нормативному уровню, рекомендованному Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной сферы.

Результативность мероприятий по совершенствованию библиотечного обслуживания населения характеризуется показателями «количество зарегистрированных пользователей» и «количество посещений». Значения данных показателей свидетельствуют о том, что, несмотря на изменения в образе жизни и на освоение новых видов носителей информации, услуги библиотек продолжают быть востребованы населением.

 

Не приводится

 

 

Количество зарегистрированных пользователей за 2014 год составило 524,8 тыс. человек, что на 1,8 % или на 9,5 тыс. человек больше, чем за 2013 год.

С ростом пользователей библиотек наблюдается и увеличение количества посещений.

Не приводится

 

 

Значения данных показателей характеризуют не только востребованность библиотечных услуг, но и эффективность реализации мероприятий по продвижению чтения. Ведь именно расширение читательской аудитории, повышение качества и разнообразия круга чтения являются одной из целей Национальной программы поддержки и развития чтения.

 

Не приводится

 

 

          Обновление ресурсной базы библиотек области за 2014 год составило свыше 342,6 тыс. единиц библиотечного фонда или 243,1 единиц на 1 000 жителей (норматив ЮНЕСКО и ИФЛА – 250 документов в год).

          Еще один показатель, характеризующий читательскую активность, это читаемость, нормативное значение которого составляет 22-24 книги в год. Среднее значение данного показателя по области в 2014 году составило 24 книги. В сельской местности средняя читаемость пользователя библиотек находится на уровне 30,5 книг в год, что обусловлено меньшим охватом сельских территорий доступа к сети Интернет.

          С целью расширения возможностей библиотек как информационных и культурных центров, Правительством Российской Федерации выделяются средства на обеспечение доступа к сети Интернет. На 01.01.2015 к сети «Интернет» подключена 454 библиотека (92% от общего количества библиотек Тюменской области). Завершить работу по обеспечению оставшихся библиотек доступом к сети Интернет и компьютерным оборудованием планируется в 2015 году.

Реализация данного мероприятия позволяет библиотекам муниципальных образований участвовать в основных процессах информатизации Тюменской области: во-первых, обеспечивает доступ к национальным и мировым информационным ресурсам; во-вторых, содействует формированию информационного сознания и, в-третьих, повышает уровень информированности населения.

На сегодняшний день библиотеки являются не только учреждениями, где можно получить во временное пользование книгу, почитать журналы и газеты, но это еще и информационные, образовательные, культурные центры с широким спектром разнообразных услуг.

Так, в 2014 году Тюменской областной научной библиотекой имени Дмитрия Ивановича Менделеева были реализованы следующие проекты:

ь    «Современная библиотека – современной школе», направленный на привлечение школьников в библиотеку. В рамках этого проекта реализовывались экскурсионно-образовательные, экскурсионно-воспитательные, экскурсионно-познавательные и экскурсионно-профориентационные мероприятия;

ь    проект «Новый поворот», который направлен на формирование сообщества активных молодых людей, их развитие, самореализацию и привнесение ими позитивных изменений в жизнь города и области. В рамках проекта были проведены мероприятия, ориентированные на образовательный процесс, по темам «Гражданская активность», «Журналистика».

Особое место в социализации инвалидов по зрению занимает Тюменская областная специальная библиотека для слепых. В течение года в библиотеке успешно работал тифло-кинозал «Доступное кино» по продвижению новой социальной услуги в адрес инвалидов по зрению – тифлокомментирования (словесное описание происходящего на экране). Состоялось 6 некоммерческих показов, из них 3 показа – фильмы наряду с тифлокомментариями снабжены субтитрами. Прошёл некоммерческий показ фильма «Форрест Гамп» с тифлокомментариями о человеке с ограниченными возможностями, достигшего больших высот в жизни. Присутствующие впервые смотрели подобную кинокартину. Ребята с инвалидностью по зрению (слабовидящие) отмечали большое удобство словесных пояснений: картинка складывается более ярко и полно, особенно, если не видишь цвета и оттенки одежды героев или не замечаешь мелкие детали.

ГАУК ТО «Тюменская областная библиотека для слепых» организована работа библиотечных пунктов при муниципальных библиотеках, при местных организациях ВОС, в учреждениях социального обслуживания населения, в специальной (коррекционной) начальной школе-детском саду для слепых и слабовидящих детей № 86 г. Тюмени.

В России в 2014 году прошла ежегодная социально-культурная акция «БиблиоНочь», в которой приняли участие практически все российские города.

Это – масштабное событие в поддержку социальной авторитетности литературы, пропаганды чтения, развития библиотечного и книжного дела.

В рамках создания благоприятных условий для формирования и развития культурной среды, библиотеки организуют и проводят различные мероприятия, предназначенные для представителей всех возрастных групп, социальных категорий, национальностей и этнических общностей населения. К юбилейным датам писателей, поэтов, художников, композиторов Тюменской области оформляются книжные выставки и подборки литературы, проводятся литературные гостиные, литературные портреты, обзоры.

Организацией библиотечного обслуживания и деятельностью библиотек в области за 2014 год удовлетворены 74 % респондентов, 20 % затруднились дать оценку и лишь 4 % услугами библиотек остались недовольны.

Музейное направление отрасли представлено 19 музеями, из них 3 областных и 16 муниципальных музеев (с учетом филиалов).

Объем музейного фонда Тюменской области на 01.01.2015 года составляет более 964 тысяч единиц музейных предметов, из них к основному фонду относится 653 тысячи единиц.

 

 

тыс. единиц

Объем музейного фонда Тюменской области

Количество экспонируемых музейных предметов соответствует нормативам и составляет 5 % общего числа единиц совокупного фонда.

В целях повышения качества услуг, оказываемых музеями области и эффективного использования ресурсов, приоритетным направлением является информатизация музейной деятельности. В Тюменской области сформирован электронный музейный каталог для работы с которым во всех музеях области установлена автоматизированная музейная информационная системы КАМИС, дающая возможность создания единого банка данных и решения широкого спектра задач.

Ещё одним направлением в модернизации информационного музейного поля стало решение проблемы информирования посетителей об экспозиционно–выставочной деятельности музеев. С этой целью в государственных музеях внедрена система использования современных информационных средств, построенных на базе сенсорных киосков.

Также, в настоящее время музеи информируют население о проводимых мероприятиях, выставках посредством размещения материалов в средствах массовой информации и на собственных сайтах. Так, на сайтах государственных музеев можно осуществить виртуальные экскурсии, посмотреть фотографии выставочных объектов, записаться на экскурсии, посмотреть анонс.

Кроме этого, в 2014 году в области продолжалась реализация  проектов, направленных на внедрение в музейную деятельность современных информационных систем: электронных музейных библиотек, интерактивных тематических экспозиций, виртуальных тематических коллекций, компьютерных инсталляций и т.д. Велись работы по модернизации учетно-фондовой системы, по оцифровке фондовых и библиотечных ресурсов, начато обучение специалистов музея работе в создаваемой новой информационной среде.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Департаментом культуры Тюменской области реализуется ряд мероприятий, направленных на увеличение количества музейных выставочных проектов с использованием предметов как собственного фонда, так и фондов других музеев. Ввод в эксплуатацию Музейного комплекса в г. Тюмени, окончание реконструкции музейных объектов Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника позволяет прогнозировать увеличение к 2018 году количества выставочных проектов в Тюменской области в два раза к уровню 2012 года.

Увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых государственными и муниципальными учреждениями культуры Тюменской области (по сравнению с 2012 годом), за 2014 год составило 155,2 %, что превышает плановое значение на 11%.

За 2014 год музеями области было создано 267 новых выставок.

Количество новых выставок

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» областным Департаментом культуры были даны рекомендации государственным музеям и органам управления культурой муниципальных образований о разработке комплекса мер по расширению практики обмена выставками между музеями.

В 2014 году музеями области реализованы следующие обменные выставочные проекты:

ь   «Сибирские древности» (в Юргинском краеведческом музее привезена выставка ГАУК ТО «ТИАМЗ»);

ь   «Виртуальная реальность Тобольского кремля» (в Нижнетавдинском историко-краеведческом центре представлена выставка ГАУК ТО «ТИАМЗ»);

ь   «Тайны веера». Выставка экспонировалась ГАУК ТО «Ялуторовский музейный комплекс» в АУ «Культура» Нижнетавдинского муниципального района;

ь   «Земля Тюменская» (в археологический музей-заповедник «Калос Лимен», Республика Крым, пос. Черноморское привезена выставка ГАУК ТО «Музейный комплекс имени И.Я. Словцова»);

ь   «Театр в годы войны» (выставка экспонировалась ГАУК ТО «Музейный комплекс имени И.Я. Словцова» в Тюменском Драматическом театре и Тюменской Филармонии);

ь   Фотовыставка «Славим человека труда» в Ялуторовском молодежном центре;

ь   «М.И. Захаров. Легенды седого Иртыша» экспонировалась в               г. Санкт-Петербург и Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина;

ь   «Тюменский ковёр – цветы Сибири» в Московской Галерее искусств Зураба Церетели.

Кроме этого, во исполнение данного Указа, при утверждении графика работы музеев учтены рекомендации Министерства культуры Российской Федерации о продлении работы музеев в вечернее время за счет сокращения времени работы в утренние часы 1 день в неделю с учетом индивидуальных особенностей деятельности и аудитории каждого учреждения.

В частности, Музейный комплекс в г. Тюмени и Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник работают до 21-00 часа каждую субботу, Ялуторовский музейный комплекс – до 21-00 часа каждый четверг.

Кроме этого, музеями в 2014 году были проведены следующие мероприятия:

ь  «Ночь искусств» (до 24:00 часов);

ь  «Музейная ночь» (время работы до 04:00 часов);

ь  «Бархатный сезон в музее» (до 22:00 часов);

Основная задача музеев – это показ и хранение экспонатов. Поэтому на первый план выходит посещаемость как характеристика успешности «показа».

С целью сопоставления показателей «дорожной карты» и статической отчетности количество посещений указано по 6 музеям - юридическим лицам.

тыс.посещений

Количество музейных посещений

 

+ 1 %

+ 11 %

+ 3%

+ 70 %

 

 

Для эффективной работы музеев, ориентированной на посетителя, необходимо максимально эффективно использовать все свои ресурсы и потенциал, становясь информационным, образовательным, научным, культурным и досуговым центром одновременно.

Необходимо понимание, что наличие самих по себе предметов истории и искусства недостаточно, чтобы привлекать посетителей; надо их удивлять и показывать что-то новое, привлекать посетителей новыми экспозициями, постоянными и временными, полноценными произведениями синтеза экспозиционного искусства и науки, именно они отличают музей от архива или склада.

Сфера профессионального искусства в Тюменской области представлена 4 театрами (3 областных и 1 муниципальный) и 1 филармонией.

В числе достижений сферы – продолжительная стабильная деятельность, в результате которой у каждого из учреждений сформированы собственные зрительские аудитории, высококвалифицированные творческий и технический кадровые составы, достигнут определенный уровень материальной базы. Филармония умело поддерживает интерес к своей деятельности у той категории населения и гостей области, кто ценит академическое искусство и высокопрофессиональное исполнительное мастерство.

Во исполнение «Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011          № 1019-р, в 2014 году продолжена работа по реализации проектов культурного сотрудничества:

ь   фестиваль-конкурс актёрской песни «Почти Belcanto»;

ь   II Международный фестиваль европейской современной драматургии;

ь   Международный фестиваль уличных театров «Сны улиц»;

ь   молодежный театральный фестиваль «Живые лица»;

ь   фестиваль-конкурс «Новосибирский транзит»;

ь    межрегиональный фестиваль «Вятка - город детства»;

ь   V Международный театральный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «АrtОкраина» (г. Санкт-Петербург);

ь   «30-е Липецкие театральные встречи» (г. Липецк);

ь    XII благотворительный фестиваль «Снежность» (г. Челябинск);

ь   межрегиональный фестиваль ландшафтного театра «Ирбея» (г. Ирбит, Свердловская область).

По ряду контрольных показателей, на выполнении которых базируется основная деятельность театров, достигнуты разумные предельные значения. Так, суммарное количество новых театральных постановок за последние 3 года установилось на значениях от 24 до 27 единиц.

По результатам ежегодного мониторинга заполняемость залов учреждений профессионального искусства в среднем стабильно составляет от 65 % до 87 %, что значительно превышает среднюю заполняемость залов по России (по данным Министерства культуры РФ – около 51 %).

Статистические данные свидетельствуют о росте количественных показателей деятельности театров и филармонии.

Количество продемонстрированных спектаклей и программ

 

+ 24 %

единиц

+ 6,2 %

Стабильно растет и число посещений учреждений профессионального искусства.

тыс.посещений

Количество посещений учреждений профессионального искусства

 

+ 3 %

+ 2 %

 

Важным индикатором социального положения и качества жизни населения в регионе является содержание досуга и удовлетворённость им.

          Особое значение в формировании досуговых предпочтений населения имеет деятельность  учреждений культуры клубного типа, как важнейших элементов социальной инфраструктуры муниципального образования.

          Наибольший удельный вес (53 %) в структуре организаций культуры и искусства области занимают учреждения культурно-досугового типа. Уровень ресурсной базы клубных учреждений в части обеспеченности населения посадочными местами в полной мере соответствует рекомендованным нормативам.

Эффективность деятельности учреждений клубного типа можно оценить по достигнутым значениям показателей отдачи от своих ресурсов. Под «отдачей» мы понимаем, в первую очередь, посещаемость учреждения и количество организуемых им мероприятий.

тыс.посещений

Количество посещений культурно-досуговых учреждений

+ 8 %

+ 11 %

+ 0,3 %

+ 4 %

Одним из показателей успешной реализации маркетинговой концепции учреждения является объем привлеченных средств. Статистические данные показывают, что из 606 тысяч человек, получивших услугу в учреждении культурно-досугового типа, 332 – получили эту услугу на платной основе.


 

Количество посещений на платной основе

тыс.посещений

культурно-досуговых учреждений

+ 9 %

+ 5,4 %

+ 6,8 %

+ 10,2 %

Поскольку основным видом деятельности КДУ является создание и организация работы клубных формирований (коллективов, студий и кружков любительского художественного творчества, народных театров, любительских объединений по различным направлениям), то одним из важнейших доступных показателей работы культурно-досугового учреждения является их число и число участников в них.

единиц

 

тыс.чел.

+8 %

 

Для обеспечения доступа жителей небольших населенных пунктов Тюменской области к объектам культуры и культурным событиям, не имеющих стационарных объектов культуры, 46 передвижных культурных комплексов осуществляют организацию досуга данной категории населения. В функции ПКК входит библиотечное обслуживание населения, организация и проведение праздничных мероприятий, организация работы любительских объединений, услуги организаций бытового обслуживания и консультации по вопросам правового характера. 

Тем не менее, несмотря на наличие благоприятных тенденций в организации досуга населения области надо отметить и наличие проблем в этом направлении. И, прежде всего, это отсутствие инновационных форм культурно–досуговой деятельности и социокультурных проектов адекватных потребностям личности, возрасту, способностям, здоровью. Сегодня всё ещё остаются сельские учреждения клубного типа, которые продолжают репродуцировать населению стереотипный набор услуг, обеспечивающих их непритязательные ожидания и потребности в отдыхе и развлечении. А это означает, что клуб транслирует жителям свою миссию, прежде всего, как организатор досуга населения, где пассивные, традиционные формы превалируют над развивающими и инновационными.

И одним из эффективных решений этой задачи видится формирование единой досуговой среды муниципального образования, в которой будет осуществляться комплексное взаимодействие учреждений всех ведомственных принадлежностей, направленное на удовлетворение досуговой потребности всех категорий населения.

О том, что в данном направлении имеются проблемы нам подтверждают и данные социологического опроса. Всего лишь 48 % населения области полностью удовлетворены работой учреждений клубного типа. Частично удовлетворены – 21 %. Еще 8 % заявили, что категорически не удовлетворены работой домов культуры. И, наконец, еще 21 % вообще не интересуются этой темой, не сталкиваются с деятельность ДК и, соответственно, не могут оценить свою удовлетворенность.

В целях поддержки народных художественных промыслов в Тюменской области осуществляются меры, направленные на сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов, в том числе путем содействия деятельности по демонстрации и пропаганде их изделий, реализации сувенирной продукции народных художественных промыслов, обучению и подготовке работников для народных художественных промыслов.

ГАУК ТО «Центр прикладного творчества и ремёсел» в целях обеспечения равных условий доступа к культурным ценностям обеспечивает всем проживающим на территории Тюменской области народам и этническим группам доступ к общегосударственным, общероссийским культурным ценностям через:

1) создание Галереи традиционных промыслов и ремесел, предполагающую демонстрацию сменных выставок традиционных промыслов и ремесел России и Тюменской области;

 2) реализацию долгосрочного выставочного проекта «Тюменский ковёр. Традиции и современность» (на действующей выставке представлена информация о том, что «результатом симбиоза двух культур, восточной и русской, стало рождение такого уникального культурного явления как тюменский народный ковёр»);

3) организацию передвижных выставок из выставочного фонда ГАУК ТО «ЦПТиР».

4)  участие во всероссийских и региональных фестивалях, выставках-ярмарках различного уровня, среди которых всероссийские выставки-ярмарки «Ладья» (г. Москва), всероссийский фестиваль современного ручного ткачества в Республике Карелия (г. Петрозаводск), региональная выставка «Метаморфозы дерева» (г. Екатеринбург), выставка-ярмарка  «Художественный салон. Народные промыслы» (г.Тюмень);

5) организацию и проведение выездных выставок-ярмарок: «Народное творчество» в рамках мероприятия «Ночь в музее», «Народное искусство – детям» в рамках Международного Дня защиты детей, «Тюмень мастеровая» в рамках Дня независимости России, «Живая нить традиций», «Тобольская резная кость», «Живые традиции народного искусства»,  «Краски радости» и другие (в районных центрах юга Тюменской области);

6)  обучение навыкам традиционных ремесел России и Тюменской области в клубе лоскутного шитья «Матрена», действующего при Центре прикладного творчества и ремесел, навыкам ковроткачества  в «Галерее традиционных промыслов и ремесел»;

7)  организацию мастер-классов по различным направлениям декоративно-прикладного творчества и ремёсел.

В целях сохранения единого культурного пространства области Центр активно сотрудничает с учреждениями культуры Тюменской области, центрами и домами ремёсел ХМАО, ЯНАО, городов Уральского федерального округа, других регионов Российской Федерации, принимает  участие в Координационном совете субъектов сферы народных художественных промыслов, организованном окружным центром ремёсел ХМАО-Югры, г. Ханты-Мансийск.

Информационный банк данных Тюменской области располагает сведениями более чем о 2 157 мастерах и умельцах прикладного искусства, народных художественных промыслов и ремёсел. 

В целях поддержки мастеров и народных умельцев, развития народных художественных промыслов наблюдается положительная тенденция в проведении выставок-ярмарок, творческих лабораторий, мастер-классов и прочих мероприятий, популяризирующих народные художественные промыслы и ремёсла, бытующие на территории Тюменской области.


Количество мероприятий народных художественных промыслов

+ 6 %

+ 36,8 %

Немаловажным фактором в решении поставленных задач является человеческий ресурс. Общеизвестно, что кадровая политика определяет эффективность системы управления в любой отрасли, а значит и эффективность развития самой отрасли. В современных условиях социально-экономических отношений назрела острая необходимость формирования нового поколения менеджеров культуры.

В Тюменской области создана устойчивая система образования – необходимый компонент развития художественной культуры, обеспечивающий воспроизводство кадрового потенциала, способствующий социализирующему вхождению потребителя (с детских лет) в область искусства и духовной культуры. Она включает в себя три уровня подготовки профессиональных кадров: школа – колледж – ВУЗ, и функционирует через сеть учебных заведений.

Первый уровень системы составляют образовательные учреждения дополнительного образования детей: детские музыкальные и художественные школы, школы искусств.

По итогам учебного года в учреждениях ДОД в сфере искусств количество обучающих составило 18 525 человек. По сравнению с 2013 годом число увеличилось на 10 % (1 610 человек).


Количество обучающихся по программам

Именно в детских школах искусств происходит выявление талантливой молодежи и ее ранняя профессионализация. С этой целью в учреждениях культуры функционируют почти 4 тысячи объединений самодеятельного народного творчества, участниками которых являются более 50 тысяч человек, реализуются мероприятия направленные на развитие творческого и интеллектуального потенциала, содействие самореализации детей и молодёжи в художественной, научной и технической деятельности.

В соответствии с п. 1 «а» Перечня поручений Президента Российской Федерации от 06.03.2014 г. № Пр-452 в Тюменской области организована системная работа, направленная на поддержку талантливых детей и молодежи, развитие их творческого и интеллектуального потенциала.

В 2014 году на территории региона были проведены: Областной фестиваль «Студенческая весна», межрегиональный фестиваль авторской песни «Зимний Бардовский в Тюмени», Молодежный фестиваль «Танцы улиц», областной фестиваль творчества работающей молодежи «Новое поколение» и т.д. Организована деятельность порядка 20 молодежных театров при ВУЗах и учреждениях сферы молодежной политики. Данные театральные объединения участвуют в различных конкурсах театрального искусства, студенческого творчества как всероссийского, так и международного уровней, а также организуют всероссийские и международные конкурсы, мастер-классы, школы студенческого актива в Тюменской области и Уральском федеральном округе.

Ежегодно проводятся региональные конкурсы и фестивали, оказывается содействие в представительстве творческой молодежи области на всероссийском и международном уровне. Среди мероприятий, способствующие выявлению и развитию молодых талантов в 2014 году наиболее значимыми являются:

ь   областной этап регионального конкурса молодых исполнителей эстрадной песни Уральского Федерального округа «Песня не знает границ»;

ь   областной фестиваль «Студенческая весна»;

ь   участие представителей Тюменской области в Молодёжных дельфийских играх России в г. Волгограде;

ь   Фестиваль молодых мастеров искусств «Нам воспевать Тюменский край»;

ь   VII Всероссийский конкурс молодых деятелей «Тюменский звездопад»;

ь   VII Всероссийский открытый форум искусств и культурных инноваций «К успеху через творчество»;

Количество участников в фестивалях и конкурсах

различных уровней

чел.

Одним из главных показателей эффективности деятельности учреждений дополнительного образования является наличие выпускников, продолжающих обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях культуры и искусства.


Количество выпускников учреждений дополнительного образования

в 2014 году, продолжающих обучение в профильных учебных заведениях

чел.

Что касается оценки жителями области деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, то 44 % полностью удовлетворены работой музыкальных и художественных школ,            25 % удовлетворены частично, 11 % совсем не удовлетворены и 19 % не смогли определить свою удовлетворенность.

Второй уровень системы представлен образовательными учреждениями среднего профессионального образования. Основу контингента составляют школы искусств, что связано с многолетними традициями профессионально-ориентированного обучения в условиях устойчивой системы методического взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования.

Третий уровень – высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов высшей квалификации в сфере культуры и искусства. Тюменская государственная академия культуры, искусства и социальных технологий является современным образовательным комплексом, осуществляющим все этапы профессиональной подготовки специалистов в сфере культуры. Основной задачей является создание единого художественно-образовательного пространства на основе интеграции начального, среднего, высшего и послевузовского образования.

Одним из приоритетных направлений развития культуры в современных условиях является модернизация отрасли, внедрение инновационных  технологий в процессы создания условий для обеспечения доступа населения к культурным ценностям и повышения эффективности деятельности учреждений культуры.

В течение 2014 года обновлялась материально–техническая база учреждений отрасли. Начался капитальный ремонт 3 муниципальных объектов культуры. По состоянию на 01.01.2015 года 58,5 % объектов отрасли находятся в нормативном состоянии.

В рамках реализованных мероприятий объекты культуры комплектуются необходимым оборудованием и современными техническими средствами.

Наиболее благоприятным условием для организации культурного   обслуживания населения малых деревень, в финансовом и экономически    обоснованном варианте, является приобретение и установка сборно-разборных модульных конструкций. С 2012 года началась реализация программы по установке модулей в сельских населенных пунктах с численностью жителей до 1 000 человек, не имеющих стационарных объектов культуры. В 2014 году продолжаются работы по установке учреждений культуры модульного типа в Армизонском районе (с. Южно-Дубровское) и Ишимском районе (с. Черемшанка), что позволит решить задачу мобильного обслуживания и обеспечения доступности услуг культуры для населения Тюменской области, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Одним из приоритетных инновационных направлений является информатизация отрасли, создание информационно-коммуникационных ресурсов, формирование единого информационного культурного пространства региона, его интеграции в общероссийское и мировое информационное сообщество.

На сегодняшний день каждое государственное учреждение культуры Тюменской области имеет собственный сайт, который дополняет и расширяет спектр услуг, оказываемых посетителям.

Так, например, сайты государственных библиотек содержат не только общепринятые сведения, но еще и то, что зарегистрированные пользователи имеют через интернет доступ к электронному каталогу. Кроме этого, можно получить квалифицированную помощь библиографа в онлайн-режиме, оставив заявку с просьбой подобрать литературу по определенной теме. Зайдя на сайт Тюменской областной специальной библиотеки для слепых зарегистрированный пользователь имеет возможность прослушивать аудиокниги, оформить электронный заказ документов.

Посетители сайтов государственных музеев могут осуществить виртуальные экскурсии, посмотреть фотографии выставочных объектов. Особой популярностью пользуется такой вид услуг на сайтах, как заказ экскурсии.

Государственные театрально–концертные организации активно участвуют в информатизации культуры. Осознавая необходимость расширения круга своих потребителей, создания интерактивной связи с ними, построения единого информационно-культурного пространства, они пошли по пути создания собственных веб-сайтов.

           Сегодня все государственные театры и филармония имеют свои сайты, каждый из которых представляет новые возможности для пользователей Интернета. Удобная календарная сетка даёт возможность получать информацию обо всех постановках и концертах месяца, афиша знакомит с мероприятиями будущего сезона с подробным описанием, с фотографиями и видеоматериалами исполнителей. Посетители сайта филармонии имеют возможность оставить свои комментарии по каждому концерту, а также заполнить анкету Союза друзей филармонии.

Кроме этого, слушатели филармонии имеют возможность использовать систему online–бронирования: выбрать и забронировать места в концертном зале, а также приобрести билеты, не выходя из дома.


Информация по документу
Читайте также