Расширенный поиск

Постановление Правительства Белгородской области от 14.01.2013 № 5-пп

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2013 г. N 5-пп

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"

 

 

В целях создания благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма в области, удовлетворения потребностей жителей области в качественных и доступных туристских услугах, а также формирования современной инфраструктуры туристской отрасли Правительство Белгородской области постановляет:

 

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Белгородской области на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа, прилагается).

 

2. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) при формировании проекта областного бюджета на 2013 - 2017 годы ежегодно предусматривать денежные средства на реализацию мероприятий Программы.

 

3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов:

- в установленном законом порядке принять участие в реализации мероприятий Программы;

- при формировании проектов бюджетов муниципальных районов и городских округов на 2013 - 2017 годы предусматривать выделение денежных средств на реализацию мероприятий Программы.

 

4. Департаменту экономического развития области (Абрамов О.В.) осуществлять координацию деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также других участников Программы по исполнению программных мероприятий.

 

5. Департаменту кадровой политики области (Сергачев В.А.) обеспечить размещение в средствах массовой информации настоящего постановления и материалов, освещающих реализацию мероприятий Программы.

 

6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент экономического развития области (Абрамов О.В.).

Об исполнении постановления информировать ежегодно до 20 апреля года, следующего за отчетным, начиная с 2014 года.

 

Губернатор Белгородской области

Е.САВЧЕНКО

 

 

 

 

 

Утверждена

постановлением

Правительства области

от 14 января 2013 года N 5-пп

 

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"

 

 

Паспорт

долгосрочной целевой программы "Развитие

внутреннего и въездного туризма в Белгородской

области на 2013 - 2017 годы"

 

Наименование        -   долгосрочная    целевая    программа    "Развитие

Программы           внутреннего  и  въездного  туризма   в   Белгородской

                    области на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа)

 

Основание для       - пункт 5  перечня  поручений  Президента  Российской

разработки          Федерации от 24 марта 2012 года N ПР-767;

Программы           - постановление Правительства Белгородской области от

                    25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии

                    социально-экономического    развития     Белгородской

                    области на период до 2025 года";

                    - распоряжение Правительства Белгородской области  от

                    26 марта 2012 года N  170-рп  "Об  утверждении  плана

                    мероприятий по решению задач, изложенных Губернатором

                    области в отчетном докладе на сессии  областной  Думы

                    29 февраля 2012 года"

 

Государственный     - Правительство Белгородской области

заказчик Программы

 

Представитель       - департамент  экономического  развития  Белгородской

государственного    области

заказчика

(координатор)

Программы

 

Ф.И.О., должность   - Абрамов Олег Васильевич  -  начальник  департамента

руководителя        экономического   развития   области   -   заместитель

Программы           председателя Правительства области

 

Разработчики        - департамент  экономического  развития  Белгородской

Программы           области

 

Исполнители         - департамент  экономического  развития  Белгородской

Программы           области;

                    - департамент кадровой политики Белгородской области;

                    - администрации  муниципальных  районов  и  городских

                    округов (по согласованию);

                    - управление культуры Белгородской области;

                    -   управление   физической   культуры    и    спорта

                    Белгородской области;

                    -  Белгородская   торгово-промышленная   палата   (по

                    согласованию)

 

Участники Программы - департамент природопользования и охраны  окружающей

                    среды области;

                    - вузы Белгородской области (по согласованию);

                    - общественные организации области (по согласованию);

                    - учреждения культуры области (по согласованию);

                    - хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность

                    в сфере туризма и сервиса (по согласованию)

 

Цель Программы      - формирование  и  развитие  в  Белгородской  области

                    эффективного   и   конкурентоспособного   туристского

                    кластера, обеспечивающего увеличение вклада туризма в

                    социально-экономическое     развитие     Белгородской

                    области, при эффективном использовании  и  сохранении

                    туристско-рекреационных ресурсов Белгородской области

 

Задачи Программы    -       повышение        степени        использования

                    туристско-рекреационного   потенциала    Белгородской

                    области;

                    -  увеличение  внутреннего  и  въездного  туристского

                    потока в Белгородскую область;

                    - привлечение инвестиций на  развитие  инфраструктуры

                    туризма        и         внедрение         механизмов

                    государственно-частного партнерства;

                    -  интеграция  Белгородской  области   в   российский

                    туристский  рынок  и  развитие   межрегионального   и

                    международного сотрудничества в сфере туризма;

                    -     совершенствование      системы      подготовки,

                    переподготовки  и  повышения  квалификации  кадров  в

                    сфере туризма;

                    - создание благоприятной  предпринимательской  среды,

                    необходимой для развития сферы туризма;

                    - формирование и  продвижение  туристских  брендов  и

                    туристских продуктов области;

                    - формирование  имиджа  области  как  привлекательной

                    туристской дистинации;

                    - увеличение количества занятых в сфере туризма

 

Сроки и этапы       2013 - 2017 годы

реализации          I этап (2013 - 2014 годы) - подготовительный:

Программы           -   содействие    в    разработке    проектно-сметной

                    документации   мероприятий   Программы,    заключение

                    соглашений с инвесторами;

                    - участие  в  конкурсах  на  привлечение  федеральных

                    субсидий для софинансирования мероприятий Программы;

                    - содействие администрациям муниципальных  районов  и

                    городских   округов   в   разработке    муниципальных

                    программ;

                    - реализация мероприятий по  продвижению  туристского

                    продукта Белгородской области.

                    II этап (2014 - 2017 годы) - внедренческий:

                    - реализация проектов и мероприятий Программы;

                    -  создание  институциональной  среды  для   развития

                    субъектов  малого  и  среднего   предпринимательства,

                    осуществляющих деятельность в сфере туризма;

                    - подведение итогов реализации Программы

 

Объемы и источники  - общий  объем  финансирования  Программы  составляет

финансирования      2093965 тыс. руб., из них:

Программы           - областной бюджет - 82500 тыс. руб.;

                    - бюджеты  муниципальных  образований  -  51090  тыс.

                    руб.;

                    - внебюджетные источники - 1960375 тыс. руб.

                    Дополнительные средства из  федерального  бюджета  по

                    принципу  софинансирования   в   рамках   федеральных

                    целевых программ

 

Целевые показатели  - объем платных туристских услуг, оказанных населению

Программы           на территории области (1450,0 млн. руб.);

                    - объем платных услуг  гостиниц  и  аналогичных  мест

                    размещения (1740,0 млн. руб.);

                    -  объем  платных   санаторно-оздоровительных   услуг

                    (689,0 млн. руб.);

                    -  численность   размещенных   лиц   в   коллективных

                    средствах размещения (220,9 тыс. чел.), в том  числе:

                    в  гостиницах  и  аналогичных  средствах   размещения

                    (133,2 тыс. чел.);

                    в специализированных средствах размещения (87,7  тыс.

                    чел.);

                    -  количество  койко-мест  в  коллективных  средствах

                    размещения (7395 мест);

                    - численность занятых в сфере туризма (5285 чел.),

                    в том числе:

                    в коллективных средствах размещения  (5010  чел.);

                    в турфирмах (275 чел.);

                    -   численность    гидов-экскурсоводов,    получивших

                    сертификат установленного образца (180 чел.)

 

Показатели          - увеличение туристского потока ежегодно  на  5  -  9

социально-          процентов;

экономической       -  увеличение  объема   платных   туристских   услуг,

эффективности       оказанных населению на территории  области,  ежегодно

реализации          на 10 - 11 процентов;

Программа           - увеличение количества рабочих мест в сфере  туризма

                    на 450 мест ежегодно

 

I. Оценка текущего состояния туристской

отрасли Белгородской области

 

1.1. Характеристика туристской отрасли Белгородской области

 

Долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Белгородской области на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа) разработана в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп, в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 31 августа 2009 года N 295-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Белгородской области, их формирования, реализации и оценки эффективности" и Приказом Ростуризма от 11 июля 2007 года N 66 "Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации".

Программой в качестве приоритетных направлений выбраны въездной и внутренний туризм. Въездной туризм является приоритетной экспортно-ориентированной отраслью и наиболее выгодным потребительским сегментом, представляющим важное экономическое значение. Но поскольку туристская инфраструктура и индустрия области на текущий момент недостаточно готовы к приему иностранных туристов и требуются значительные инвестиции в модернизацию материальной базы, развитие въездного туризма является долгосрочной перспективой. Внутренний туризм рассматривается как импортозамещающая отрасль и в контексте среднесрочной перспективы как важная статья доходов.

Программа является базовым документом, определяющим основные направления развития индустрии туризма на территории Белгородской области. Основной целью Программы является стимулирование процесса развития сферы туризма, создание современной туристской инфраструктуры.

Под туризмом согласно действующему законодательству понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Средние темпы роста туризма составляют 5 - 7 процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году. Еще более значительно - в 4 раза - должны увеличиться мировые доходы от туризма: до 2 трлн долларов США.

Туристскую отрасль выгодно отличает ряд факторов: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги.

По оценке Всемирной туристской организации, в странах Евросоюза доходы от туризма составляют в среднем 5,5 процента внутреннего валового продукта (далее - ВВП), при этом в туриндустрии занято 7,6 процента работающего населения. Причиной успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития внутреннего и въездного туризма (далее - ВВТ) в пределах одного государства. ВВТ отличают следующие особенности:

- создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях;

- стимулирует развитие гостиничного и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;

- способствует притоку в страну иностранной валюты;

- стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов в бюджеты;

- стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;

- способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия страны (области);

- стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел, изготовление сувенирной продукции;

- способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует важное значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;

- способствует притоку инвестиций в отрасли, не связанные напрямую с туризмом;

- формирует престиж страны в целом.

По данным Всемирного банка, Российская Федерация занимает шестое место в списке стран по объему ВВП. При этом, доля туризма в структуре ВВП страны не превышает 2,5 процента. Россия занимает незначительное место на мировом туристском рынке, на ее долю приходится около 1 процента мирового туристского потока.

В рейтинге международной конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 года, Россия заняла 59 место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны - на 5 месте, а объекты культурного наследия - на 9.

Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.

Развитие указанных направлений невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры. Сложившаяся в Российской Федерации ситуация показывает, что для реализации туристского потенциала требуется принятие комплексных мер по развитию инфраструктуры туризма в регионах страны наряду с широкой информационной поддержкой внутреннего и въездного туризма, а также повышением качества услуг.

В последние годы в России произошло серьезное переосмысление роли туризма в формировании экономики страны в целом и регионов в частности. Туризм стал восприниматься как отрасль, способная стать основой развития территорий. В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644 утверждена Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", в которой развитию туризма в регионах уделено особое внимание.

Белгородская область - один из важнейших промышленных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации, обладающий выгодным географическим положением на границе России и Украины. Политическая стабильность, разнообразие исторического наследия, высокий интеллектуальный и культурный потенциал определяют благоприятные долгосрочные перспективы развития туристского комплекса на территории региона.

Туристские ресурсы области представлены богатейшим культурным наследием, уникальной природой, развитыми системами транспортного сообщения, связи и телекоммуникаций, современным международным аэропортом и другими.

На территории области расположено 3 театра, 5 концертных организаций, филармония с органным залом, 19 кинотеатров, 2 зоопарка, 12 парков культуры и отдыха, 740 учреждений культурно-досугового типа. По состоянию на 1 января 2011 года музейная сеть Белгородской области включает 1 федеральный музей, 4 государственных музея и 32 районных муниципальных музея, она охватывает 20 муниципальных образований области и представлена музеями различного профиля. Музейный фонд в 2011 году составил 329 тыс. предметов хранения. В 2011 году музеи области посетило более 1 млн. человек.

На территории области находятся 2 музея-заповедника - "Белогорье" и "Прохоровское поле", парк регионального значения "Ключи" с этнодеревней "Кострома". Более двух тысяч объектов культурного наследия находятся под охраной государства.

В каждом муниципальном образовании области имеются уникальные достопримечательности, которые могут стать центром привлечения туристов.

В Алексеевском районе - историко-литературный музей Н.В.Станкевича.

В Белгородском районе - часовня-ротонда в честь 2000-летия Рождества Христова, дуб-долгожитель в п. Дубовое.

В Борисовском районе - санаторий "Красиво", участок государственного природного заповедника "Белогорье" - нагорная дубрава "Лес на Ворскле", Храм Воскресения Христова и другие.

В Валуйском районе - Свято-Никольский собор Валуйского Успенского Никольского мужского монастыря.

В Грайворонском районе - Круглое здание.

В Губкинском городском округе - Спасо-Преображенский кафедральный собор.

В Прохоровском районе - Храм святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, парк "Ключи", памятник Победы - Звонница на Прохоровском танковом поле.

В Чернянском районе - Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь.

Областной центр город Белгород по количеству достопримечательностей является лидером: Преображенский кафедральный собор, музей-диорама "Курская битва. Белгородское направление", здание областной филармонии, памятник Владимиру Великому и многие другие. Множество храмов были отреставрированы и вновь обрели былую красоту. Еще больше возведено новых храмов. Это храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, храм Архангела Гавриила, храм Великомученика Георгия Победоносца. По количеству храмов область занимает одно из ведущих мест в России.

В Белгородской области сохранены музыкальные, хореографические народные традиции, многие образцы устного народного творчества. До нашего времени дошли известные с древних времен многие художественные ремесла: гончарный промысел, резьба по дереву, вышивка, ручное ткачество. Ежегодно проходят разнообразные фестивали, собирающие гостей из России и других стран. В каждом муниципальном образовании области проходят многочисленные фольклорные праздники.

Немаловажное значение в туристской инфраструктуре имеют коллективные средства размещения (далее - КСР) - гостиницы и аналогичные средства размещения (мотели, общежития для приезжих и другие) и специализированные средства размещения (санаторно-курортные организации, детские загородные оздоровительные учреждения стационарного типа и другие).

Характеристика КСР Белгородской области выглядит следующим образом. В 2011 году в области было 59 КСР, 37 из которых - гостиницы, 22 - специализированные средства размещения. В соответствии с функциональным назначением КСР услугами специализированных средств размещения посетители пользуются в основном в целях досуга, отдыха и лечения. Услугами гостиниц - в деловых и профессиональных целях. Из общего числа проживающих в КСР области в 2011 году только 31 процент имел своей целью отдых и досуг. Большая часть КСР области располагает такими объектами инфраструктуры, как рестораны, бары, бассейны, сауны и другие.

Несмотря на значительный туристский потенциал, КСР области не обеспечивает в должной мере удовлетворение потребностей населения региона в туристских услугах, а также возможности приема гостей из других регионов и иностранных туристов. Это связано с небольшим количеством КСР, соответствующих современным стандартам сервиса, что способствует превышению спроса над предложением услуг размещения и отдыха, вследствие чего в регионе сложились относительно высокие цены на подобные услуги высокого качества.

В области имеются все предпосылки для того, чтобы сфера туризма стала одной из значимых составляющих экономического и социокультурного развития региона, существенным источником пополнения областного бюджета. Благодаря особому географическому расположению и уникальному комплексу культурно-исторических и природных достопримечательностей регион представляет, при развитой туристской инфраструктуре, значительный интерес для туристских посещений российских и иностранных граждан.

С учетом географических, климатических, исторических и культурных факторов наиболее целесообразно развивать в Белгородской области следующие виды туризма: событийный туризм, автотуризм, рекреационный туризм, деловой туризм, сельский туризм и религиозный туризм.

Для целей настоящей Программы применяются следующие определения видов туризма:

- событийный туризм - вид туризма, сочетающий в себе традиционный отдых и участие в зрелищных мероприятиях. Главная особенность событийного туризма - множество ярких неповторимых моментов. Это перспективный и динамично развивающийся вид туризма. Направление событийного туризма, развиваемого в Белгородской области, включает в себя организацию и проведение различных мероприятий (праздников, ярмарок, фестивалей и др.), собирающих большое количество участников и посетителей. Проведение событийных мероприятий отражает национальные традиции, исторические и юбилейные даты, помогает выравнять сезонную посещаемость и обеспечить возвращаемость туристов. Расширение мероприятий событийного туризма - основной резерв увеличения турпотока;

- автотуризм (транзитный) - вид туризма, связанный с географическим положением области. По ее территории пролегают основные маршруты следования к курортам Украины, автодороги М2 "Крым" и "Белгород - Короча - Старый Оскол", с выходом на Воронежскую область ("Белгород - Павловск" 14.ОП.РЗ.К-1, "Короча - Губкин - Горшечное" 14.ОП.РЗ.К-2), протяженностью (по территории области) 103 км и 195 км соответственно. Интенсивность движения на указанных дорогах составляет 5 тыс. и 7 тыс. транспортных средств в сутки соответственно. С учетом большой загруженности основного таможенного поста "Нехотеевка" в летний период возможно перераспределение потока туристов через таможенные посты "Грайворон" и Шебекино".

Организация качественного придорожного сервиса создаст положительный имидж Белгородского турпродукта. В рамках развития автотуризма планируется оборудование кемпингов, стоянок и других объектов придорожного сервиса, издание и распространение рекламно-информационной продукции, изготовление рекламных баннеров о достопримечательностях области и установка их на дорогах;

- рекреационный туризм - вид туризма, цель которого - отдых. Для этого направления характерны большая продолжительность поездки, меньшее количество посещаемых мест, большая продолжительность пребывания в одном месте. К видам рекреационного туризма относятся лечебно-оздоровительный, познавательный, спортивный, экологический, охотничий, рыболовный, а также их сочетания.

Лечебно-оздоровительный туризм остается одним из самых перспективных направлений в индустрии туризма области. В основе его популярности лежит развитие профилактического направления в современной медицине, а также мода на здоровый образ жизни. Оздоровительный туризм пользуется традиционно высоким спросом среди граждан страны, в том числе Белгородской области. Он является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан.

Для развития рекреационного туризма предполагается эффективное и рациональное использование природных ресурсов, более широкое использование в туристских целях имеющихся санаторно-оздоровительных организаций, обновление имеющейся и создание новой инфраструктуры, расширение спектра предлагаемых услуг, создание летних туристско-оздоровительных лагерей и кемпингов. Развитие данного направления туризма позволит значительно повысить привлекательность области как туристской дистинации, увеличить посещаемость туристами, создать комфортные условия для отдыха населения;

- деловой туризм - вид туризма, который включает деловые поездки и является дополнительной возможностью для развития бизнеса и увеличения доверия со стороны партнеров и клиентов. Организация тренингов для сотрудников, обучающие курсы для клиентов, экскурсии для партнеров по производственным объектам - все эти и подобные мероприятия относятся к деловому туризму и требуют особого внимания, так как от их качества зависит внешняя и внутренняя репутация фирмы.

Общее экономическое развитие, строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, интенсивный приход на российский рынок иностранных компаний, постоянно растущая деловая активность в Белгородской области, увеличение количества контактов с зарубежными странами стимулирует развитие делового туризма. Ежегодно с бизнес-целями область посещает большое количество человек, в том числе иностранцев. Организация проведения корпоративных мероприятий, обеспечение бизнес-туристов высоким уровнем сервиса позволит повысить инвестиционную привлекательность области, создавать и улучшать бизнес-инфраструктуру в регионе;

- сельский туризм - вид туризма, включающий проживание, как правило, городского населения, в сельской местности, организацию питания, экскурсионных туров, приключенческих походов, ремесленных мастер-классов, непосредственного участия в праздниках и повседневной жизни сельского населения. Очевидным преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения. Предпринимательство в сельском туризме требует дополнительных знаний об особенности ведения этого бизнеса. В рамках существующих программ оказывается учебно-образовательная помощь (проведение консультаций, обучающих курсов и семинаров, тренингов, бизнес-игр, обеспечение учебной литературой и т.д.). Развитие сельского туризма в области позволит повысить занятость и доходы сельского населения муниципальных образований области, осуществить благоустройство территорий и развитие социальной сферы села;

- религиозный туризм - вид туризма, который связан с посещением религиозных святынь на территории Белгородской области как гражданами, так и иностранными туристами. Основой для развития религиозного туризма является взаимодействие субъектов туристской деятельности, религиозных организаций и органов государственного управления. В Белгородской области расположено большое количество православных святынь, особо почитаемых верующими, в том числе являющихся памятниками архитектуры федерального и регионального значения. Большая часть объектов данного направления туризма находится в хорошем состоянии. Таким образом, область имеет большой потенциал для развития религиозного туризма. Увеличение потока туристов даст толчок развитию индустрии в районах области, наименее привлекательных с точки зрения традиционных видов туризма. Развитие данного направления туризма способствует духовному и патриотическому воспитанию молодежи, привлечению дополнительных средств на содержание памятников и храмов, обеспечивает развитие туристской инфраструктуры и общественного питания в отдаленных районах области. Религиозный туризм наиболее целесообразно развивать совместно с сельским туризмом.

Особое значение для развития туризма в регионе имеют туроператоры и турагенты. В 2011 году в области функционировала 71 туристская фирма, из них: 54 организации занимались турагентской деятельностью, 2 - туроператорской деятельностью, 15 - совмещали функции оператора и агента. Организации, оказывающие только экскурсионные услуги, в регионе отсутствуют. Основные игроки рынка расположены в городах Белгород, Старый Оскол и Губкин. В 2010 году наблюдался рост числа туристских организаций, что связано с возросшим после кризисных 2008 - 2009 годов спросом на туруслуги. В общем количестве туристских организаций большую часть составляют именно турагенты, а число туроператоров, осуществляющих свою деятельность на территории области, остается достаточно низким.

Практически все туристские услуги, за исключением социального туризма, оказываются в области субъектами малого предпринимательства.

Несмотря на сезонность туристского бизнеса, 84 процента турфирм работают в течение всего года, совмещая туристскую с другими видами деятельности, в том числе связанную с поездками в другие регионы с нетуристскими целями.

Очевидно, что для организации полноценного отдыха на территории Белгородской области следует модернизировать материальную базу индустрии туризма и расширить спектр предоставляемых услуг: оборудовать пляжи и спортивные площадки, провести реконструкцию памятников истории и культуры, наладить экскурсионное обслуживание, обеспечить возможности для детского отдыха. Расширение предложения услуг индустрии развлечений будет способствовать снижению стоимости услуг для конечного потребителя, что будет положительно влиять на качество жизни населения области.

Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года предусмотрено создание в области туристско-рекреационного кластера. Принята и реализуется долгосрочная целевая программа "Развитие сельского туризма на 2011 - 2013 годы", утвержденная постановлением Правительства области от 23 октября 2010 г. N 346-пп, основной целью которой является создание условий для удовлетворения потребностей жителей области в активном и полноценном отдыхе, способствующем укреплению здоровья, воспитанию патриотических чувств на основе бережного отношения к самобытной культуре и природно-историческому наследию области, а также обеспечение дополнительных условий для повышения занятости сельского населения области.

 

1.2. Показатели функционирования туристской

отрасли Белгородской области

 

Таблица 1

 

     Наименование показателей     

  Ед.  

измерен.

 2008 

 2009

 2010

 2011

Количество койко-мест в КСР       

мест   

 6053 

 5844

 6044

 5419

Объем туристских услуг, оказанных 

на территории области             

млн.   

руб.   

 182,7

249,7

 454 

532,5

Численность занятых в сфере       

туризма, в том числе:             

чел.   

  нет 

данных

 2377

 2594

 2778

в турфирмах                       

чел.   

  нет 

данных

 198 

 217 

 222 

в КСР                             

чел.   

  нет 

данных

 2179

 2377

 2556

Количество туристских фирм        

ед.    

  74  

  63 

  70 

  71 

 

Из таблицы 1 видно, что после незначительного падения значений показателей в 2009 году, в 2010 году начался небольшой прирост значений, что свидетельствует о положительной динамике отрасли в целом.

Количество коллективных средств размещения сократилось в 2011 году, что связано с закрытием некоторых из них на капитальный ремонт и ликвидацией устаревших, убыточных предприятий.

Объем оказанных туристских услуг на территории области показывает положительную динамику, что говорит о росте спроса на туруслуги, в том числе на услуги внутреннего туризма.

Количество туристских фирм, осуществляющих деятельность на территории области, остается примерно на одном уровне, при этом в их структуре преобладает доля турагентов.

 

1.3. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз

развития туризма в Белгородской области (SWOT-анализ)

 

SWOT-анализ - это анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды.

Аббревиатура SWOT состоит из следующих слов:

Strengths - сильные стороны;

Weakness - слабые стороны;

Opportunities - возможности;

Threats - угрозы.

SWOT-анализ позволяет определить факторы внешней и внутренней среды для развития внутреннего и въездного туризма в Белгородской области, определяющие конкурентоспособность региональной туриндустрии. Выявленные сильные стороны и внешние возможности могут быть положены в основу конкурентной стратегии развития туризма и реализовываться через перечень мероприятий, направленных на их использование и усиление. При этом слабые стороны и внешние угрозы могут стать препятствиями для развития туризма в регионе.

 

Таблица 2

 

Сильные стороны:                   

Слабые стороны:                      

1.     Выгодное      географическое

положение (приграничное, пролегание

транспортных   магистралей    (М-2,

14.ОП.РЗ.К-1, 14.ОП.РЗ.К-2)).     

2. Наличие богатого исторического и

культурного наследия.             

3.      Наличие       благоприятных

природно-климатических условий.   

4. Наличие природных  заповедников,

заказников и памятников природы.  

5. Активное социально-экономическое

развитие области.                 

6. Развитая  система  транспортного

сообщения,         связи          и

телекоммуникаций.                 

7.       Наличие       современного

международного аэропорта.         

8.   Высокий    уровень    развития

промышленного сектора области     

1. Низкий уровень информированности 

туристов и специалистов  туриндустрии

о   Белгородской   области   как    о

туристской дистинации.              

2. Отсутствие в регионе турпродуктов,

соответствующих         международным

стандартам.                         

3.       Сезонность       большинства

внутриобластных маршрутов.          

4.  Недостаток  и   низкое   качество

туристской инфраструктуры и сервиса.

5.    Недостаток    квалифицированных

специалистов в отрасли.             

6.  Высокий  уровень  конкуренции  на

межрегиональном    и    международном

уровне.                             

7.     Ориентированность      местных

туркомпаний на выездной туризм      

Возможности:                       

Внешние угрозы:                      

1.    Реализация     благоприятного

географического   положения   через

развитие  внутреннего  и  въездного

туризма.                          

2.  Развитие  новых   экономических

сфер в  муниципальных  образованиях

области.                          

3.    Расширение     международного

культурного,   делового   и   иного

сотрудничества.                   

4.     Создание      логистического

туристского     центра      (авиа-,

железнодорожного и автомобильного),

откуда   удобно    добираться    до

достопримечательностей     соседних

регионов, в том числе Украины.    

5. Создание новых  рабочих  мест  в

области,   развитие   самозанятости

сельского населения.              

6. Возможность организации программ

обучения  специалистов  в   области

туризма     и      профессиональной

переподготовки местного населения.

7.    Создание    и     продвижение

туристских брендов  и  формирование

привлекательного   имиджа   области

Создание             благоприятного

инвестиционного климата           

1. Несовершенство нормативно-правовой

базы туристской отрасли.            

2.  Правовые   и   финансовые   риски

частных   инвесторов,   связанные   с

осложнениями      при      реализации

инвестиционных проектов.            

3.   Изменение    внешней    рыночной

конъюнктуры.                        

4.      Последствия      нестабильной

экономической  ситуации   в   странах

Европы.                             

5.     Зависимость      наполняемости

федерального бюджета от  мировых  цен

на энергоносители.                  

6. Ухудшение экологической обстановки

 


Информация по документу
Читайте также