Расширенный поиск

Постановление Правительства Белгородской области от 28.10.2013 № 431-пп

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2013 г. N 431-пп

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО,

ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ

 

В целях формирования современной образовательной политики Белгородской области, направленной на обеспечение доступного и качественного образования на всех его уровнях, Правительство Белгородской области постановляет:

 

1. Утвердить Стратегию развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы (далее - Стратегия, прилагается).

 

2. Органам исполнительной власти, государственным органам области обеспечить реализацию Стратегии и представление в департамент образования области ежегодных отчетов о реализации Стратегии за истекший год до 15 июля года, следующего за отчетным.

 

3. Департаменту образования области (Шаповалов И.В.) обеспечить ежегодный мониторинг реализации Стратегии, подготовку отчетов о реализации Стратегии за истекший год и их представление Губернатору области не позднее 1 сентября года, следующего за отчетным.

 

4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов учитывать положения Стратегии при разработке стратегий, концепций, программ, планов действий ("дорожных карт") в сфере образования.

 

5. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника департамента образования области - заместителя председателя Правительства области И.В.Шаповалова.

Информацию о ходе исполнения постановления представлять к 1 сентября ежегодно.

 

Губернатор Белгородской области

Е.САВЧЕНКО

 

 

 

 

 

Утверждена

постановлением

Правительства Белгородской области

от 28 октября 2013 года N 431-пп

 

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ

 

1. Введение

 

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Однако возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан и решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области до 2020 года (далее - Стратегия) направлена на перевод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодого гражданина России, стать основой экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, стабильности, успешности и безопасности людей, проживающих в Белгородской области.

Стратегия сформирована с учетом основных тенденций и потребностей развития региональной системы образования в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности через создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей; обеспечение условий развития каждого человека; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; обеспечение открытости и доступности образовательных услуг.

Указанные приоритеты заложены в стратегических ориентирах, обозначенных Президентом Российской Федерации, - так называемой концепции "5И": институты - информация - инновации - инфраструктура - инвестиции.

Институты: модернизация норм, правил, организаций в системе образования, способствующих формированию активных, компетентных, успешных и здоровых жителей Белгородской области, России.

Информация: обеспечение достаточной степени информированности широкого круга общественности (и прежде всего педагогов, обучающихся и воспитанников образовательных организаций, родителей) об изменениях в системе образования в целом, совершенствование механизмов оценки качества образовательных услуг с привлечением внешних экспертов (представителей вузов, родительской общественности, рынка труда и пр.).

Инновации: обеспечение инновационного характера общего образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на компетенциях; формирование инновационной культуры руководителей, педагогов и обучающихся.

Инфраструктура: ресурсное обеспечение Стратегии через обновление кадров, оборудованное в соответствии с современными требованиями информационное и образовательное пространство, новую организацию образовательного пространства и учебного процесса, комфортную здоровьесозидающую обучающую среду; поддержка образовательных организаций, работающих в сложных социальных контекстах.

Инвестиции: развитие человеческого капитала; грантовые конкурсы, продолжение конкурсов приоритетного национального проекта "Образование" на уровне области; поддержка частно-государственного партнерства, попечительских советов, создание условий для меценатства и благотворительности.

Стратегия направлена на улучшение качества социальной среды в регионе и является основой для разработки новых и корректировки действующих нормативных документов, определяющих основные приоритеты развития системы образования на уровне региона, муниципальных образований, образовательных организаций.

Реализация Стратегии позволит достичь положительной динамики роста ключевых показателей результативности деятельности отрасли "Образование" за период с 2013 года до 2020 года.

 

2. Общие положения (нормативная база,

основные понятия и термины)

 

Стратегия представляет собой совокупность целевых установок, принципов и приоритетов образовательной политики органов государственной власти Белгородской области и опирается на принципы государственной политики Российской Федерации в области стратегического планирования, комплексную оценку состояния и прогноз развития отрасли на среднесрочную перспективу, следующие нормативные документы:

Конституцию Российской Федерации;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 536 "Об основах стратегического планирования в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";

Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

Национальную образовательную инициативу "Наша новая школа", утвержденную Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года N Пр-271;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413;

План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р;

Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;

План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 2620-р;

План-график выполнения задач в сфере образования и науки, определенный Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

Государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 2148-р;

Стратегию социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;

Стратегию социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп;

долгосрочную целевую программу "Развитие образования Белгородской области на 2011 - 2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Белгородской области от 2 октября 2010 года N 325-пп;

План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" Белгородской области, утвержденный постановлением Правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 года N 69-пп.

Миссия Стратегии - стать инструментом формирования современной образовательной политики региона, направленной на воспитание ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, ориентированной на укрепление культурно-исторических традиций Белгородчины, основ государственности современной России.

В Стратегии применяются следующие понятия и термины с соответствующими определениями (в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"):

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

6) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

7) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

8) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

9) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

10) школы, работающие в сложных социальных контекстах, - школы с неблагополучным социально-экономическим статусом семей обучающихся и низкими образовательными результатами.

Положения Стратегии могут изменяться и дополняться с учетом обстановки, характера, масштаба и содержания проблем в системе образования, а также конкретизироваться в иных документах федерального и регионального уровней.

 

3. Целеполагание

 

3.1. Цель Стратегии

 

Стратегия определяет образовательную политику Правительства Белгородской области, обеспечивающую необходимые условия для реализации конституционного права граждан на образование с учетом целевых, содержательных и результативных приоритетов развития региональной системы образования.

Главная цель Стратегии - определение приоритетов развития дошкольного, общего и дополнительного образования на период до 2020 года, укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Белгородской области на основе взаимодействия общего, дошкольного и дополнительного образования, повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона и страны в целом.

 

3.2. Основные выводы и рекомендации

 

1) По результатам независимого рейтинга систем образования субъектов Российской Федерации образование Белгородской области входит в десятку лучших среди регионов России: уровень подготовки школьников по ряду предметов выше уровня обучающихся из многих других областей, достаточно высок уровень теоретической подготовки педагогических работников, обновляется инфраструктура общего образования.

2) Основные проблемы образования в регионе сегодня: недостаточный охват дошкольным образованием; наличие определенного разрыва между процессами обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания; отставание наименее успешных групп обучающихся от наиболее успешных; наличие доли школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; "цифровое" неравенство обучающихся, в том числе из сельских школ; недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников общеобразовательных организаций; ограниченность выполнения образованием функции социального лифта: воспроизводство и закрепление социальной дифференциации; наличие сегмента школ (как сельских, так и городских, в том числе и малокомплектных), стойко демонстрирующих низкие образовательные результаты на всех ступенях образования; низкий уровень материально-технического обеспечения организаций дополнительного образования.

3) Причины обостряющихся проблем: сложившаяся в последние годы практика организации образовательного процесса, предполагающая приоритет обучения над воспитанием, негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, курение, употребление наркотиков, насилие), отсутствие необходимых условий для интеграции субъектов образования, консолидации действий представителей экономической, политической и культурной сфер региона в решении практических задач по формированию воспитательной компоненты образовательного процесса, ограниченное предложение услуг дошкольного образования, рост межтерриториальных и межучрежденческих различий в качестве образования, стагнация системы дополнительного образования, недостаточно высокое качество педагогического корпуса.

Сеть образовательных организаций в регионе не всегда соответствует особенностям расселения, содержание и формы образования - изменившимся запросам общества, семьи и государства.

4) Глобальные вызовы образованию завтрашнего дня: система образования не успевает обновляться, чтобы отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей; бурно развивается интернет и социальные сети; современный уровень подготовки педагогов не отвечает вызовам завтрашнего дня.

5) Целями нового этапа развития образования в регионе должны стать: формирование личности гражданина России, обеспечение взаимодействия системы образования, культуры, профессионального образования в рамках совместных проектов и программ, направленных на формирование единого воспитательного пространства, обеспечение современного качества и доступности общего, дошкольного, дополнительного образования, поддержка разнообразия детства, обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, усиление вклада образования в инновационное развитие Белгородской области, ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической сред.

6) Развитие региональной сферы образования должно основываться на принципе политического детоцентризма, то есть обязательствах региона учитывать интересы ребенка при принятии любого политического, экономического и иного решения.

7) Предметом региональной образовательной политики следует считать не столько организацию общего, дошкольного и дополнительного образования, сколько целостную систему образования и социализации.

8) Для решения проблем сегодняшнего образования и ответа на вызовы завтрашнего дня необходимо:

- сформировать дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой;

- в среднесрочной перспективе перенести акцент с модернизации институтов и укрепления инфраструктуры организаций общего образования на достижение нового качества образовательных результатов;

- наряду с повышением статуса учителя повышать социальный статус педагогических работников сфер дошкольного и дополнительного образования;

- обеспечить непрерывность повышения квалификации педагогов на основе системно-деятельностного подхода;

- создать полноценную региональную систему оценки качества образования, включающую разнообразные механизмы оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений;

- развивать электронное обучение и электронно-образовательные ресурсы, использовать сертифицированный электронный контент, обеспечить безопасную информационную среду в школах, перевести отчетность в электронный вид.

9) На период до 2020 года приоритетными образовательными результатами должны стать:

- в дошкольном образовании - заложенные основы самоидентификации ребенка в окружающем мире (с семьей, регионом, страной), его социальных навыков (здорового образа жизни, уважения к другим людям), овладение умением "жить в мире с самим собой" (умение учиться, работать индивидуально и в группах);

- в общем образовании - ориентированность на социальную активность и гражданскую ответственность, сохранение и укрепление культурно-исторических традиций Белгородчины и основ государственности, наличие ценностного самосознания высоконравственной, творческой, компетентной личности, сформированность позитивных социальных установок, способность эффективно применять теоретические знания на практике, высокий уровень развития технологических компетенций.

При этом необходимо обеспечить базовую успешность каждого школьника, не допуская выхода из общеобразовательных организаций выпускников без основ социальных компетентностей, грамотности в области естественных, гуманитарных и математических наук:

- в дополнительном образовании - сформированность ключевых нравственных ценностей личности посредством гражданско-патриотического, трудового, духовно-нравственного воспитания детей; высокий уровень общей культуры, развития творческих и интеллектуальных способностей, адаптации к жизни в обществе, готовности к профессиональному самоопределению, сформированности навыков здорового образа жизни.

Результатом изменений в системе организации психолого-педагогического сопровождения должны стать: расширение компенсаторных возможностей образования для работы с детьми, требующими специальных условий обучения, воспитания, развития и социальной адаптации, (одаренные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, дети с ограниченными физическими и (или) психическими возможностями, дети "группы риска", дети из семей с низким социально-культурным статусом).

Результатом изменений в системе воспитательной работы и социализации обучающихся станет реализация программ развития воспитательной компоненты в каждой общеобразовательной организации.

10) Наиболее реалистичным и эффективным сценарием развития региональной сферы образования в среднесрочной перспективе является создание условий для развития личности каждого ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования, направленная на расширение социально-культурных функций, обновление содержания, совершенствование инфраструктурных условий организаций дошкольного и дополнительного образования, улучшение преподавания в соответствии с новыми вызовами цивилизации.

В то же время сценарий предполагает наряду с развитием традиционных институтов специальную государственную поддержку сферы неформального (открытого) образования и социализации.

 

4. Анализ состояния сферы образования в Белгородской области

 

Образование и социализация детей и подростков является ключевым фактором качества человеческого капитала, которое, в свою очередь, определяет кадровый потенциал региональной экономики следующих десятилетий. В то же время образование - ценный ресурс для самого человека, его самореализации. При этом позитивная социализация и перспективная профессиональная успешность личности обеспечиваются не только школьным образованием, а в равной степени дошкольным и дополнительным.

В последние годы в сфере образования Белгородской области произошли принципиальные изменения, которые позволили ей войти в десятку лучших регионов России по данным независимого рейтинга систем образования субъектов Российской Федерации по направлениям: модернизация структуры и содержания общего образования; совершенствование его качества; социальная поддержка детства; эффективность управления образовательными системами.

Потребность населения области в образовательных услугах остается стабильной, одновременно повышаются требования к качеству их предоставления. Получил развитие негосударственный сектор в образовании.

 

4.1. Достижения и заделы

 

4.1.1. Доступность образования

 

На сегодняшний день в Белгородской области функционирует 1261 образовательная организация, удовлетворяющая запросы граждан на образование.

Современная система дошкольного образования Белгородской области представлена многомодельной сетью из 637 организаций различных правовых форм и форм собственности, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, из них детских садов - 521.

Кроме того, на базе школ, детских садов, организаций дополнительного образования организовано 183 консультативных пункта и группы кратковременного пребывания детей, 38 негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей оказывают услуги по развитию дошкольников в режиме полного дня, присмотра и ухода за ними. Всего разными видами услуг в системе дошкольного образования региона охвачены 63253 ребенка, что составляет 65,4 процента от их общего количества в возрасте от 1 года до 7 лет.

В Белгородской области за период с 2008 по 2012 годы дополнительно к имеющимся было создано 11494 дошкольных места, на что было направлено 2141496000 рублей.

В целях стимулирования частно-государственного партнерства, осуществления поддержки развития негосударственного сектора дошкольного образования реализуется комплекс мер, направленный на нормативно-правовое, методическое и финансовое обеспечение данных процессов. Создаются условия для предоставления услуг дошкольного образования жителям региона негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями, обеспечивается финансирование части затрат родителей на получение соответствующих услуг у негосударственных поставщиков. Правом на субсидию пользуются 965 граждан Белгородской области. При этом финансовая поддержка оказывается не только потребителям услуг дошкольного образования, но и их поставщикам. В ходе целевых региональных программных мероприятий 14 индивидуальных предпринимателей (организации) стали обладателями грантов на создание собственного дела в размере 300000 рублей, 23 предпринимателя получили по 600000 рублей на открытие групп дневного времяпровождения для дошкольников. За 3 года численность детей, охваченных негосударственным сектором дошкольного образования, увеличилась на 73 процента и составляет на сегодняшний день 1286 детей (2010 год - 342 ребенка).

Создание условий для получения гражданами Белгородской области общего образования осуществляется с учетом демографической ситуации, территориальной доступности и образовательных потребностей детей и подростков. На фоне снижения общей численности населения региона в период с 2007 по 2013 г.г. имела место устойчивая тенденция сокращения контингента обучающихся школ, особенно в сельской местности, с 156000 до 139 тыс. детей и подростков соответственно, что спровоцировало снижение количества общеобразовательных организаций на 21,6 процента.

В настоящее время региональная сеть общеобразовательных организаций представлена 575 организациями, в том числе 3 коррекционными школами, 3 вечерними сменными, 4 специализированными школами-интернатами для детей с повышенными образовательными потребностями, 7 школами-интернатами для детей с ограниченными возможностями здоровья, 4 общеобразовательными организациями негосударственной формы собственности.

Кроме того, в регионе на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования создано 11 центров по работе с одаренными детьми, в которых занимаются более 4500 школьников; функционируют 108 ресурсных центров для организации профессиональной подготовки обучающихся, в том числе в профессиональных образовательных организациях, межшкольных учебных комбинатах; 26 школ области определены базовыми по организации инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для данной категории обучающихся в 2010 году в областном государственном автономном образовательном учреждении общеобразовательной школе-интернате "Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат" был создан региональный Центр дистанционного образования. За период функционирования Центра обучение в нем прошли 232 ребенка. Для подростков и молодежи девиантного поведения образовательный процесс организован в 3 исправительных учреждениях.

Совершенствуется материально-техническая база школ. Доля обучающихся, осваивающих основные образовательные программы в организациях, отвечающих современным требованиям, в 2012 году составила 69 процентов.

Образовательное пространство Белгородской области включает в себя многовариантную сеть организаций дополнительного образования (103 организации), которая на протяжении многих лет характеризуется структурной стабильностью. Сохранен основной ее принцип - доступность дополнительных образовательных услуг, являющихся в основе своей бесплатными. 110000 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет (около 62 процентов от общего числа детей данной возрастной категории) осваивают дополнительные образовательные программы художественно-эстетической, эколого-биологической, технической и спортивно-технической, спортивной, туристско-краеведческой и иных направленностей.

 

4.1.2. Качество образования

 

В целях повышения качества дошкольного образования в Белгородской области обеспечен поэтапный переход к реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

При этом были учтены региональные приоритеты, определяющие содержание образования дошкольников: духовно-нравственное воспитание; здоровьесбережение детей; обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу; развитие вариативных форм дошкольного образования; формирование элементарных навыков общения на иностранном языке.

Основные результаты работы в данных направлениях за период с 2009 по 2012 годы:

- 32227 воспитанников дошкольных образовательных организаций (54,4 процента от их общей численности и 76,4 процента от их количества в возрасте 4 - 7 лет) изучают английский язык;

- 93 процента дошкольников охвачены предшкольной подготовкой (с учетом наполняемости групп кратковременного пребывания, созданных на базе организаций общего, дошкольного и дополнительного образования для детей, не посещающих дошкольные образовательные организации);

- в результате реализации в дошкольных образовательных организациях современных программ по физическому воспитанию детей, планов профилактических мероприятий, организации коррекционной работы на 7,5 процента снизился уровень заболеваемости воспитанников;

- около 6000 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья получают специализированную помощь;

- порядка 16000 детей в 225 дошкольных образовательных организациях посещают спортивные секции;

- дополнительные образовательные программы социально-нравственного развития дошкольников реализуются в 136 организациях региона и охватывают 16524 ребенка (63,4 процента от общей численности детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях), программы теоцентрической направленности в 92 (14,5 процента) дошкольных образовательных организациях;

- 11 дошкольных образовательных организаций являются участниками экспериментальной работы федерального, 22 - регионального, 98 - муниципального уровней.

В образовательных организациях реализуются инновационные проекты культурно-исторической направленности и духовно-нравственного содержания, основанные на ценностях православной культуры, повышается статус классного руководителя, педагога-воспитателя. Развивается социально-педагогическая и психологическая служба образовательных организаций, совершенствуется механизм их деятельности. Основной акцент в воспитательной работе сделан на профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность, пропаганду здорового образа жизни, духовно-нравственное воспитание.

Качество общего образования школьников в регионе традиционно оценивается на внутреннем и внешнем уровнях.

В 2011 году по итогам международного сравнительного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования 56 процентов и 47 процентов обучающихся продемонстрировали уровень достижений выше среднего значения по математике и естествознанию соответственно, а в исследовании качества чтения и понимания текста 79 процентов испытуемых показали результаты на уровне и выше средних значений по Российской Федерации.

В школах области с использованием автоматизированной информационной системы "Виртуальная школа" осуществляется ведение электронных портфолио обучающихся, в которых фиксируются внеучебные достижения.

Ежегодно увеличивается количество участников единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Происходит сокращение числа обучающихся, не сдавших единый государственный экзамен (0,43 процента в 2011 году, 0,36 процента в 2012 году). В Белгородской области количество выпускников, успешно преодолевших минимальный порог по большинству общеобразовательных предметов в ходе ЕГЭ, стабильно выше среднероссийского показателя. В 2012 году число участников экзамена, набравших 100 баллов по одному предмету, составило 40 человек, по двум предметам - 3 человека (в 2011 году 100 баллов по одному предмету - 32 человека, по двум предметам - 2 человека).

С целью принятия объективных управленческих решений ежегодно проводится рейтинг общеобразовательных организаций Белгородской области. Разработана критериальная система оценки деятельности муниципальных систем образования, позволяющая адекватно оценить степень достижения поставленных целей и выстроить рейтинг муниципальных образований.

Для информационного обмена и взаимодействия между образовательными организациями, муниципальными органами управления в сфере образования, департаментом образования Белгородской области на протяжении пяти лет успешно используется информационно-аналитическая система "Электронный мониторинг образовательных учреждений Белгородской области".

Одним из механизмов обеспечения качества образования Белгородской области является внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.

С 1 сентября 2011 года осуществлен массовый переход на ФГОС начального общего образования в первых классах всех школ области.

С 1 сентября 2012 года с учетом готовности в 32 общеобразовательных организациях региона введены ФГОС основного общего образования в 88 пятых классах.

В настоящее время общее количество обучающихся по ФГОС начального и основного общего образования составляет более 32,5 тысячи школьников (23,8 процента от общей численности обучающихся региона).

Качество организации профильного обучения в общеобразовательных организациях области подтверждает положительная оценка его эффективности - позитивная динамика роста показателей в 2011 и в 2012 г.г.:

- увеличение охвата обучающихся предпрофильной подготовкой с 95 процентов до 97 процентов, в том числе на основе индивидуальных учебных планов (далее - ИУП) с 5 процентов до 9,5 процента;

- рост количества образовательных организаций, в которых осуществляется профильное обучение, с 37,5 процента до 41 процента, в том числе на основе ИУП 5,7 процента до 8,5 процента.

При этом доля школьников, обучающихся по программам, основанным на использовании сетевых форм организации учебного процесса, составляет 12 процентов.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция активного роста участия обучающихся в олимпиадах, научно-исследовательских конференциях и конкурсах. Одаренные школьники региона показывают высокие результаты на интеллектуальных состязаниях международного уровня. В 2011 году на 44-й международной Менделеевской олимпиаде по химии завоевана бронзовая медаль, 2012 году на Международной олимпиаде по астрономии - серебряная медаль. Белгородская область по эффективности участия в заключительном этапе всероссийской олимпиады занимает 16 место среди субъектов Российской Федерации и 4 место среди субъектов Центрального федерального округа (2012 год).

С 2006 по 2012 годы лауреатами премии Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование" стали 573 юноши и девушки в возрасте от 14 до 25 лет.

 

4.1.3. Кадровые условия

 

Развитие педагогического корпуса Белгородской области в целом характеризуется положительными тенденциями: на 1,6 процента увеличилась доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории (2009 год - 53,4 процента, 2012 год - 55 процентов), стабильно высокой остается доля педагогических работников с высшим профессиональным образованием (2009 год - 90,4 процента, 2012 год - 91,2 процента). Отмечается тенденция ежегодного пополнения педагогического сообщества молодыми специалистами: количество таких специалистов, прибывших в общеобразовательные организации, за последние четыре года составляет 1158 человек (прирост показателя - 0,3 процента), молодых педагогов со стажем работы до 5 лет - 11,5 процента (прирост - 2,3 процента).

Привлекательность сферы образования для молодежи обеспечивается за счет материальной поддержки в виде единовременных выплат из средств муниципальных бюджетов в размере до 100000 рублей, единовременных выплат из средств областного бюджета в размере 300000 рублей по результатам конкурсного отбора лучших выпускников вузов, желающих работать в сельских общеобразовательных организациях, частичного возмещения затрат на оплату жилья и коммунальных услуг.

Кроме того, в регионе реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий педагогических работников через их участие в программах потребительского кооператива граждан "Свой Дом", а также в рамках региональных проектов "Учительский дом", "Ипотека для молодых учителей общеобразовательных учреждений Белгородской области". Благодаря данным мерам за последние три года 348 молодых специалистов получили возможность иметь собственное жилье.

С января 2008 года все общеобразовательные организации области, в том числе и малокомплектные школы, перешли на новую систему оплаты труда на основе принципов нормативно-подушевого финансирования.

Величина подушевого норматива определена по ступеням образования и по видам классов дифференцированно для городских и сельских школ. Норматив включает в себя фонд оплаты труда и прочие учебные расходы.

Оплата труда педагогических работников детских садов и организаций дополнительного образования также с 2008 года рассчитывается исходя из базового оклада с применением стимулирующих и компенсационных выплат. Стабильно увеличиваются фонды оплаты труда образовательных организаций всех типов.

С целью совершенствования последипломного образования педагогических работников осуществляется выявление и обеспечение перспективных потребностей региональной системы образования, внедряются вариативные практико-ориентированные формы повышения квалификации (дистанционная, блочно-модульная, персонифицированная накопительная форма по индивидуальному образовательному маршруту, индивидуальная стажировка).

 

4.2. Сегодняшние вызовы: обостряющиеся

проблемы и негативные тенденции

 

4.2.1. Недостаточная доступность

услуг дошкольного образования

 

Меры по улучшению демографической ситуации, принимаемые на государственном и региональном уровнях, дали свой положительный результат - рост рождаемости.

Данный позитивный факт обосновывает актуальность проблемы дефицита мест в детских садах. В 2012 году 7507 детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, не были обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях.

Наиболее острой проблема продолжает оставаться в г. Белгороде (2230 чел.), Белгородском районе (1786 чел.), Губкинском городском округе (397 чел.), Яковлевском районе (471 чел.), Ракитянском районе (290 чел.), Волоконовском районе (234 чел.).

Одной из проблем, не позволяющих полностью ликвидировать существующий дефицит дошкольных мест, является недостаточное финансовое обеспечение мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту зданий детских садов.

Вместе с тем, актуализируется проблема обеспечения услугами дошкольного образования детей в возрасте до 3-х лет, так как на современном этапе акцент смещается в сторону обязательного предоставления данного вида услуг детям в возрасте от 3 до 7 лет.

Следовательно, требуется расширение мер психолого-педагогической поддержки семей с детьми раннего возраста.

 

4.2.2. Отсутствие целостности

образовательного процесса в школе

 

Трансформации в государстве и обществе в последние десятилетия в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, что впоследствии привело к формализации и снижению уровня воспитательной работы в школе, зачастую ее замене культурно-досуговой деятельностью, смещению приоритетов в сторону учебной деятельности.

Основной акцент в современной системе образования делается на результативность обучения, что предполагает наличие определенного разрыва между процессами обучения и воспитания.

Сложившаяся ситуация вызвана, прежде всего, отсутствием соответствующих четких положений в стандартах образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания.

Существующая система оценки качества образования предполагает только оценку учебных достижений школьников (ЕГЭ, государственная итоговая аттестация в 9-х классах, мониторинговые исследования на различных ступенях обучения), без учета динамики личностного роста ребенка, уровня его воспитанности и сформированности ценностных ориентиров.

Сформировать целостное образовательное пространство можно лишь при условии восстановления приоритета воспитания.

Следовательно, для того, чтобы школа сегодня как социальный организм могла стать для ребенка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в ее педагогическую канву должна быть заложена нравственно-этическая система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внеурочную деятельность, обеспечивая их духовно-нравственным и этическим содержанием.

В этой связи резко возрастает роль педагога как активного носителя провозглашаемой системы ценностей, актуальной для укрепления российского государства, владеющего современными технологиями воспитания.

 

4.2.3. Инфраструктура и содержание

дополнительного образования детей

 

Несмотря на достаточно высокий в общем по региону уровень охвата детей и подростков дополнительными образовательными программами, острой остается проблема доступа к услугам данного типа образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, проживающих в сельской местности. Таким образом, сохраняется тенденция неравенства предоставления возможности получения дополнительного образования обучающимся с разными потребностями и возможностями независимо от социального статуса и места жительства.

Интенсификация учебного процесса зачастую отрицательно сказывается на показателях психического и физического здоровья школьников: их развитии, функциональном состоянии. Проводимые в течение ряда лет обследования показали, что только 6 процентов обучающихся общеобразовательных организаций в регионе отличаются высоким уровнем здоровья.

Сниженный уровень отмечен у 34 процентов школьников. Большинство из них ведут малоподвижный образ жизни, а многие имеют вредные привычки. Остро стоят проблемы детей подросткового возраста, наиболее подверженных негативному влиянию среды и общества. Особую тревогу вызывает распространение среди подростков наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.

Социологические опросы показывают, что 22 процента детей школьного возраста не занимаются спортом по причине недостатка материальных средств, 20 процентов - по причине отсутствия желания.

Пропаганда имиджа спортивного молодого человека не осуществляется в полной мере.

Особого внимания требует организация внеклассной работы по физическому воспитанию (реализация программ дополнительного образования детей спортивной направленности, спортивно-досуговые мероприятия) в образовательных организациях разного типа.

Являясь составной частью общей системы физического воспитания детей школьного возраста, внеклассная работа по отношению к учебной не только формально, но и по сути занимает подчиненное положение.

Современное содержание дополнительного образования закрепляется в образовательных программах, реализуемых в организациях разных типов. Анализ состояния программного материала подтверждает негативный факт снижения количества авторских образовательных программ наряду с преобладанием модифицированных.

В сфере дополнительного образования детей недостаточно развиты дистанционные формы образования, требуют совершенствования новые образовательные технологии: проектные, исследовательские, профессионально-ориентированные, особенно в области техники, естественных и социальных наук. Требуется также пересмотр подходов в системе дополнительного образования детей к решению задач гражданского воспитания, формирования позитивных социальных установок и социальных компетенций молодого поколения, идентификации каждого ребенка и подростка со своей семьей, регионом, страной.

Проблемой является отсутствие в организациях единых требований к программному и методическому обеспечению дополнительного образования. Кроме того, практически отсутствует научно-методическая литература по проблемам дополнительного образования, изданная в ведущих российских издательствах, слабо развиты информационные ресурсы, содержащие авторитетную научно-методическую информацию.

Серьезной проблемой является низкий уровень материально-технической базы организаций дополнительного образования, которая не соответствует современным требованиям инновационной экономики, перспективного рынка труда, техносферы образования. Более 30 процентов зданий, находящихся в ведении организаций дополнительного образования, нуждаются в капитальном ремонте.

Доля доходов от внебюджетной деятельности организаций дополнительного образования характеризует возможности повышения их финансовой самостоятельности и устойчивости.

Незначительное увеличение доходов обусловливает проблемность финансирования системы организаций дополнительного образования. В то же время это показывает и слабую вовлеченность бизнес-сообщества, предприятий в социально значимую деятельность.

Возможности сферы дополнительного образования для расширения связей с социальными и бизнес-партнерами слабо востребованы.

Недостаточно развиваются платные услуги и внебюджетная деятельность. Не отработаны механизмы предоставления и учета гарантированных бесплатных услуг, реализации платных услуг и определения их стоимости, стимулирования частных услуг.

В современной социально-экономической и нормативно-правовой ситуации большая нагрузка ложится на местный бюджет, который во многих муниципальных районах и некоторых городских округах не справляется с новыми задачами развития системы дополнительного образования детей.

Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют, что основными направлениями деятельности организаций дополнительного образования, требующими поддержки, являются художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, научно-техническое, туристско-краеведческое, научно-техническое.

 

4.2.4. Недостаточный уровень

качества педагогического корпуса

 

Подготовка кадрового потенциала в сфере воспитания оставляет желать лучшего. На сегодняшний день далеко не каждый педагог является активным носителем таких ценностей, как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, ответственность, уважение к истории и культуре народов России.

Актуальной остается проблема старения педагогических кадров. За период с 2009 по 2012 годы число педагогов пенсионного возраста в образовательных организациях области увеличилось на 2,2 процента и составило 14,7 процента, при этом данный показатель ниже аналогичного общероссийского показателя. Основной причиной закрепления в отрасли педагогов в возрасте старше 55 (60) лет является недостаточный уровень пенсионного обеспечения.

Кроме того, фактором, определяющим негативные тенденции в обновлении кадрового потенциала, является низкий уровень заработной платы молодых специалистов, обусловленный объективной причиной отсутствием наработок, необходимых для начисления стимулирующей части заработной платы, а также отсутствие жилья в сельской местности, где чаще всего возникает потребность в педагогических кадрах.

Основной проблемой кадрового обеспечения системы дошкольного образования является наличие работников, не имеющих педагогического образования, особенно в сельской местности. На сегодняшний день доля таких педагогов составляет 2,8 процента.

В связи с обновлением законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей развитие дошкольного образования, требуют совершенствования системы подготовки и повышения квалификации специалистов, направленные на совершенствование кадрового потенциала, способного к профессиональной самореализации в новых социальных и образовательных условиях.

Вместе с тем, обостряется необходимость в повышении культуры управления дошкольной организацией, формирования у руководителей соответствующих компетенций.

Существует проблема кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей профессионально компетентными специалистами, их подготовки и стимулирования к решению современных задач.

За последние 3 года процент совместителей в системе дополнительного образования увеличился почти на 12 процентов и составил более 40 процентов от общего числа.

Финансово-экономические условия функционирования современной региональной системы дополнительного образования детей не позволяют в необходимой мере привлечь молодых специалистов, способных заниматься с обучающимися наиболее популярными и востребованными среди них видами деятельности.

До настоящего времени в системе профессионального образования практически отсутствует направление подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей (за исключением некоторых педагогических колледжей), что осложняет полноценное кадровое обеспечение развития внешкольной, внеурочной, досуговой и каникулярной деятельности школьников в соответствии с современными приоритетами.

В сложившейся ситуации обостряется ряд проблем: проблема непрерывного повышения квалификации педагогов дополнительного образования с учетом особенностей ФГОС начального и основного общего образования; проблема переподготовки кадров технических, инженерных, естественнонаучных и других специальностей для работы в сфере дополнительного образования детей; проблема заработной платы педагогов, которая в последние годы стабильно занимала одно из последних мест в ряду значений заработной платы педагогических работников образовательных организаций иных типов.

 

4.2.5. Муниципальная дифференциация и дифференциация

на уровне образовательных организаций

 

Различия муниципальных систем дошкольного, общего и дополнительного образования по наличию ресурсов, уровням доступности и качества образовательных услуг являются проблемой, определяющей растущий разрыв между образовательными организациями, работающими в режиме высокой эффективности, и организациями, стабильно демонстрирующими низкие образовательные результаты.

Муниципальные образования заметно различаются по наличию управленческих, финансовых и кадровых ресурсов, масштабу внедрения организационно-экономических механизмов и вариативных форм дошкольного образования, социальному статусу и платежеспособности населения.

Эта ситуация создает риск неравенства в доступе к конституционно гарантированному общедоступному бесплатному дошкольному образованию для детей из разных муниципальных образований.

При том, что современная региональная система общего образования представлена сетью организаций различных видов и форм правовой собственности, в основе которой - научно-обоснованные механизмы функционирования, принципы перехода к профильному обучению на старшей ступени общего образования, вариативные модели оценки качества образования, инновационные формы оплаты труда, нормативное финансирование образовательных организаций, стойко выделяется сегмент так называемых "проблемных" школ.

В этих организациях не хватает высококвалифицированных педагогов, слабая материально-техническая база, уровень образовательных результатов выпускников не соответствует современным требованиям. Некоторые из таких школ являются малокомплектными, в них трудности учебного процесса заключаются в малой наполняемости и обучении в одном классе детей разных возрастов. Кроме того, многопрофильная педагогическая деятельность учителя не позволяет дать ребенку хорошее образование.

 

4.2.6. Незавершенность начатых реформ

 

Активному и масштабному внедрению институциональных реформ в образовании (трансформации механизмов финансирования и управления, оценке качества и регулирования содержания образования) в последние годы мешает неготовность образовательных организаций и управленческих структур воспринимать реформирование как путь решения проблем.

При стабильности и отработанности на региональном уровне отдельных механизмов оценки качества образования на сегодняшний день существует ряд нерешенных проблем: отсутствует информационная модель качества образования, консолидирующая данные по актуальным направлениям развития системы образования; не сформированы стандарты публичной отчетности о различных аспектах деятельности образовательных организаций, отсутствуют единые критерии и диагностический инструментарий оценки качества образования; существует необходимость повсеместного внедрения объективной системы оценки внеучебных достижений обучающихся, совершенствования механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования; не разработаны критерии оценки результатов реализации дополнительных образовательных программ.

В настоящее время в регионе не в полной мере сформирована инфраструктура образовательных организаций для организации внеурочной деятельности обучающихся во второй половине дня; не в полном объеме работает система тьюторского (в том числе дистанционного) сопровождения, обеспечивающая поддержку учителей начальной школы и учителей-предметников основной школы; недостаточно продуктивно ведется научно-методическое сопровождение введения ФГОС начального и основного общего образования, а также федеральных государственных требований к содержанию и условиям внедрения основных образовательных программ дошкольного образования.

Кроме того, требуют обновления содержание и технологии образования, обеспечивающие компетентностное обучение; необходимо развитие вариативности образовательных программ и адаптивности содержания школьного образования к различным группам обучающихся (индивидуальные образовательные траектории); целесообразными становятся модернизация структуры сети образовательных организаций в соответствии с задачами инновационного развития.

 

4.3. Завтрашние вызовы региональной системе образования

 

4.3.1 Кризис традиционной модели детства

 

Изменившиеся социальные условия предопределили существенные различия в опыте и переживаниях современных детей, родителей и педагогов, поэтому модель взрослости, предлагаемая старшими, не воспринимается подрастающим поколением.

Возможности родителей во многом влияют на развитие ребенка: освоение интерактивных средств, сети Интернет, доступность путешествий за границу, просмотр телепередач разного уровня в свободное от учебы время - все эти факторы формируют мировоззрение детей, которое существенно отличается от мировоззрения предыдущих поколений.

В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные детские виды деятельности: игровые, творческие, эмоционально-экспрессивные, практико-ориентированные. У современных детей и подростков отмечается стремление к интеграции разных видов деятельности в один процесс: экспериментирование, создание микро- и макропроектов, коллекционирование, импровизация.

Такие занятия привлекают возможностью проявления самостоятельности и свободы при реализации замыслов.

На основе исследований, проведенных ЮНЕСКО, к основным особенностям современных детей можно отнести комплексное развитие мыслительных операций (дети мыслят блоками, модулями, квантами); более высокий уровень интеллекта (высокий уровень составляет 130, а не 100; раньше такой уровень встречался у одного ребенка из десяти тысяч); при проведении психолого-педагогической диагностики дети 2 - 3 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 4 - 5 лет; дети отличаются повышенной потребностью к восприятию информации; объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной - выше, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу "Почему?" пришел вопрос "Зачем?". Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы - они сами выстраивают стратегию своего поведения. Отмечается врожденное стремление детей к самореализации.

Рассмотренные возможности современного ребенка соответствуют тем потенциальным способностям, которыми должен обладать человек для саморазвития и самореализации в процессе жизнедеятельности.

Эти способности составляют базу для приобретения и проявления основ ключевых компетентностей ребенком. В целом, ребенок наделен высоким интеллектуальным потенциалом, свободолюбивой деятельной натурой. Все это требует обновления условий, содержания воспитания и обучения не только в образовательной организации, но и в семье.

Это первый и наиболее значимый вызов. Образовательная система, не оставляющая пространства для построения вариативных, в том числе индивидуальных, образовательных траекторий, не способна удовлетворить существующее многообразие образовательных потребностей современного человека и не соответствует личностно ориентированной парадигме образования, предполагающей формирование креативной личности, обладающей развитым критическим мышлением и способной активно рефлексировать.

Рассчитанная на перспективу система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого их обновления формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении умениями и навыками самообразования.

Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку выбор из разнообразного набора образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно.

 

4.3.2. Расширение спектра источников информации

 

В условиях развития вариативных форм дошкольного образования, представленного в Белгородской области на сегодняшний день частными детскими садами, семейными клубами, студиями развития, а также с учетом прогноза спада роста рождаемости с 2016 года, возникает риск конкуренции за потребителя услуги между государственным и негосударственным сектором дошкольного образования. Кроме того, нерациональное направление финансовых средств на строительство новых зданий детских садов без учета демографической ситуации может привести к повторной волне невостребованности зданий дошкольных организаций, как это было в 90-е годы 20 века.

Основой формального образования прошлого столетия была ограниченность каналов доступа к знаниям. Это поддерживало престиж образовательных организаций разных типов и педагогов, работающих в них. В ситуации расширения спектра источников информации, возрастания возможностей доступа к любым (авторитетным и неавторитетным) информационным ресурсам школа утрачивает монополию на образование и формирование образцов поведения.

Система образования сегодня функционирует и развивается в условиях информатизации, глобализации образовательных рынков и развития экспорта образовательных услуг, индустриализации образовательного процесса, рыночной трансформации образовательных систем.

В сложившихся условиях необходим выход за пределы формального образования, использование возможностей других социальных институтов. Школа, детский сад должны взять на себя функции координаторов образования и социализации, что возможно, в первую очередь, при условии развитости дополнительного образования детей в муниципальном образовании. При этом образование данного типа, по сути, перестает быть дополнительным и становится сферой открытого образования.

Помимо этого ответом на вызов является объединение ресурсов школы, организаций дополнительного образования с ресурсами Интернета для непосредственного участия в формировании сетевых образовательных продуктов и использования уже имеющихся ресурсов социализации.

 

4.3.3. Нестабильность корпуса культурных

образцов - основы воспитания и социализации

 

Сложившаяся в настоящее время в Белгородской области система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, в общем обеспечивает условия для свободного духовно-нравственного развития личности ребенка. Тем не менее остается нерешенным ряд проблем: отсутствие сопряженности требований к результатам духовного и нравственного воспитания в образовательных организациях и семьях детей и подростков; недостаточное методическое обеспечение образовательного процесса по данному направлению.

Основу содержания дошкольного, школьного и дополнительного образования традиционно составляли изучение произведений искусства, знания, умения и навыки, полученные при работе с общепризнанными культурно-ценностными образцами. Сегодня происходит отказ от признания эталонов в пользу контекстного использования культуры и ориентация на множественность культурных образцов. Это приводит к дезориентации детей и подростков, к разрыву общего ценностного пространства многих поколений, что для образовательных организаций создает серьезную проблему: все сложнее становится убедить детей, подростков и их родителей в необходимости изучения классической литературы, истории своего края, произведений искусства.

 

4.3.4. Становление нового технологического уклада

 

Ребенок 21 века формируется как личность в медианасыщенной среде, будучи подверженным мощному информационному воздействию. Причем вместо получения пространных, взаимосвязанных, систематизированных информационных "полос" он сталкивается с короткими "вспышками информации" - аудиовизуальными клипами, числовыми рядами, новостными текстами, которые не укладываются в прежние границы представлений и знаний. В итоге встает необходимость адаптировать получаемую информацию к собственным представлениям, придавать ей смысловую стройность. В такой ситуации социальная успешность ребенка оказывается сопряжена не столько с владением неким объемом знаний или открытым доступом к информационным ресурсам, сколько со способностью свободного поиска информации, ее критического и творческого осмысления, создания новых информационных продуктов.

Современная технологическая экономика региона требует от образования переориентации обучения и воспитания с поощрения подражания, копирования и послушания к развитию креативности, индивидуальности обучающихся, активному применению ими теоретических знаний на практике. Для преодоления этого вызова школам необходимо обеспечить эффективность обучения математике и естественным наукам, так как именно они являются главным фактором формирования технологической компетентности. При этом на уровне региона принципиально меняется и изучение предмета учебного плана "Технология", самостоятельным модулем которого становится профессиональная подготовка обучающихся.

В рамках разрешения противоречия также необходимо создание дополнительных образовательных программ нового поколения, содержащих разные уровни сложности для групп детей и отдельных обучающихся, отвечающих социально-культурным особенностям региона, обращающихся к прошлому социальному опыту и сориентированных при этом на формирование умений жить и трудиться в новых динамично развивающихся социально-экономических и экологических условиях.


Информация по документу
Читайте также