Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 27.03.1998 № 299-П

 



                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
                            ПРАВИТЕЛЬСТВА                             
                         СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         

                                     Утратил силу - Постановление
                                  Правительства Свердловской области
                                       от 20.03.2007 г. N 204-ПП
          ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ           
  АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ  
                         СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         


       В соответствии с Федеральным  законом  "О  защите  населения  и
территорий   от   чрезвычайных   ситуаций  природного  и  техногенного
характера",  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации   от
05.11.95  N  1113  "О  единой государственной системе предупреждения и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций",  в  целях  реализации  Областного
закона   от   04.07.96  N  23-ОЗ  "О  защите  населения  и  территорий
Свердловской   области   от   чрезвычайных   ситуаций   природного   и
техногенного    характера"    Правительство    Свердловской    области
постановляет:
       1.   Утвердить   Положение    об    организации    и    ведении
аварийно-спасательных  работ  в  чрезвычайных  ситуациях на территории
Свердловской области (прилагается).
       2. Постановление опубликовать в "Областной газете".
       3. Контроль за исполнением Постановления возложить  на  первого
заместителя  председателя  Правительства Свердловской области Данилова
Н.И.


Председатель Правительства
Свердловской области                                       А. Воробьев


г. Екатеринбург
27 марта 1998 года
№  299-П



                                 Утверждено
                                 Постановлением Правительства
                                 Свердловской области
                                 от 27 марта 1998 г. N 299-п


                              ПОЛОЖЕНИЕ                               
                       ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ                       
         АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ         
                  НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                  


       1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Настоящее Положение определяет общие для  Свердловской  области
организационно-правовые  нормы  в  организации  и  проведении работ по
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
       Действие настоящего Положения  распространяется  на  отношения,
возникающие  в  процессе  деятельности  органов государственной власти
Свердловской  области,  органов  местного  самоуправления,   а   также
предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности
и  ведомственной  принадлежности  (далее  -  организации)  в   области
ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
       1.1. Основные понятия
       АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ (АСР) - это действия  по  спасению
людей,  материальных  и культурных ценностей, защите природной среды в
зоне  чрезвычайных  ситуаций,  локализации  чрезвычайных  ситуаций   и
подавлению  или  доведению до минимально возможного уровня воздействия
характерных для них опасных факторов.
       К        аварийно-спасательным        работам         относятся
поисково-спасательные,  горноспасательные,  газоспасательные работы, а
также работы, связанные  с  тушением  пожаров,  работы  по  ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.
       ЗОНА  ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ  СИТУАЦИИ  (ЧС)  -  территория,  на  которой
сложилась ЧС.
       АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ  СЛУЖБА  (АСС)  -  совокупность   органов
управления,  сил  и  средств,  предназначенных  для  решения  задач по
предупреждению и ликвидации ЧС, функционально  объединенных  в  единую
систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
       АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ (АСФ) - самостоятельная  или
входящая  в  состав АСС структура, предназначенная для проведения АСР,
основу  которой  составляют   подразделения   спасателей,   оснащенные
специальной   техникой,  оборудованием,  снаряжением,  инструментом  и
материалами.
       ЛИКВИДАЦИЯ         ЧС         -          аварийно-спасательные,
аварийно-восстановительные  и другие неотложные работы, проводимые при
возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и
сохранение   здоровья   людей,  снижение  размеров  ущерба  окружающей
природной  среде  и  материальных  потерь,  а  также  локализацию  зон
чрезвычайных   ситуаций,  прекращение  действия  характерных  для  них
опасных факторов.
       Ликвидация  чрезвычайной  ситуации  считается  завершенной   по
окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
       ФОРМИРОВАНИЯ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ - специально  подготовленные
аварийно-спасательные,                          поисково-спасательные,
аварийно-восстановительные и другие  формирования,  имеющие  обученный
личный  состав,  специальную  технику  и  оборудование, осуществляющие
круглосуточное дежурство.
       1.2.  Силы  и  средства  для  проведения  аварийно-спасательных
работ.
       Степень привлечения сил и средств областной подсистемы  РСЧС  и
ее звеньев к ликвидации чрезвычайной ситуации определяется ее уровнем:
локальным, местным, территориальным, региональным.
       Для проведения работ по оперативной  локализации  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  усиления  аварийно-спасательных сил на местах
создаются  силы  постоянной   готовности,   которые   привлекаются   к
ликвидации  чрезвычайных ситуаций комиссиями по чрезвычайным ситуациям
в пределах данных им полномочий.
       На локальном уровне - по решению председателя КЧС объекта.
       На местном уровне - по решению председателя КЧС  муниципального
образования.
       На территориальном - по решению председателя КЧС области.
       Во всех случаях формирования постоянной готовности привлекаются
к  ведению  аварийно-спасательных  работ  в  чрезвычайных  ситуациях в
первоочередном порядке.
       Перечень сил и средств постоянной готовности звеньев  областной
подсистемы Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций  утверждается   Постановлением   Правительства   Свердловской
области и постановлениями глав муниципальных образований.
       1.3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий.
       В зависимости от масштабов и характера ЧС общее руководство  ее
ликвидацией,   организацией  и  ведением  аварийно-спасательных  работ
осуществляет соответствующая комиссия по ЧС.
       Непосредственное руководство осуществляют:
       - председатель объектовой  КЧС  -  при  локальных  чрезвычайных
ситуациях;
       - председатель КЧС муниципального  образования  -  при  местных
чрезвычайных ситуациях;
       - председатель КЧС Свердловской области -  при  территориальных
чрезвычайных ситуациях.
       При недостаточности собственных сил и  средств  для  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  и  их  последствий соответствующие комиссии по
чрезвычайным ситуациям  могут  обращаться  за  помощью  к  вышестоящим
комиссиям по чрезвычайным ситуациям в установленном порядке.
       К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут  привлекаться  силы  и
средства  министерств  и  ведомств,  в том числе Министерства обороны,
войск  гражданской  обороны  Российской  Федерации,  другие  войска  и
воинские формирования в установленном порядке.
       Начальники   аварийно-спасательных   служб,   формирований    и
подразделений имеют право:
       -  при  возникновении  чрезвычайной   ситуации   привлекать   в
установленном   порядке  и  с  учетом  складывающейся  обстановки  для
выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ подчиненные
органы   управления,   силы  и  средства,  а  также  выделенные  в  их
распоряжение    специальная    техника,    транспортные    и    другие
материально-технические   средства   независимо  от  их  ведомственной
принадлежности;
       - брать непосредственное руководство проведением первоочередных
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
       -    принимать     решение     о     возможности     выполнения
аварийно-спасательных   работ   в   сложившихся  условиях,  отказа  от
выполнения работы по ликвидации чрезвычайной  ситуации,  если  она  не
соответствует,   согласно   выданному   свидетельству  о  регистрации,
готовности  формирования,  подразделения  к  ведению  указанных  видов
работ;
       - на использование любого транспорта, необходимого для доставки
спасателей,  техники  и оборудования в районы чрезвычайных ситуаций, а
также для эвакуации из этих зон пострадавших и других граждан;
       - на достоверную информацию  о  возникшей  аварии,  катастрофе,
обстановке  в  ходе  ее  проявления и другие сведения, необходимые для
выполнения задач по их ликвидации;
       -  не  выполнять  указания  вышестоящих   должностных   лиц   и
инстанций,   не  имеющих  отношения  к  аварийно-спасательной  службе,
касающиеся  стратегии  и   тактики   ведения   работ   по   ликвидации
чрезвычайной   ситуации,  а  также  противоречащие  закону  и  могущие
привести к более тяжелым последствиям.

       2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

       2.1. Этапы ведения аварийно-спасательных работ:
       - комплексная разведка зоны чрезвычайной ситуации;
       - разведка зоны  ЧС,  участков  (объектов)  работ  и  маршрутов
выдвижения к ним;
       -  рекогносцировка  объектов   или   территорий,   на   которых
планируется проведение аварийно-спасательных работ;
       - подавление или  доведение  до  минимально  возможного  уровня
возникших  в  результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих
ведению спасательных работ;
       - проведение  поисково-спасательных  работ  для  обнаружения  и
эвакуации пострадавших;
       -  оказание  первой  медицинской  и  первой  врачебной   помощи
пораженным (пострадавшим) и доставка их в лечебные учреждения;
       - вывод (вывоз) населения в безопасные районы;
       -   санитарная   обработка   людей,   обеззараживание   одежды,
территории,   продовольствия,   дегазация   и   дезактивация  техники,
ветеринарная обработка с/х животных;
       - вывод сил и  средств  из  зоны  чрезвычайной  ситуации  после
завершения аварийно-спасательных работ.
       2.2.  Разведка  зоны  ЧС,  участков  (объектов)   и   маршрутов
выдвижения к ним.
       Разведка объекта  (территории)  в  зоне  чрезвычайной  ситуации
проводится  для  обеспечения  действий  сил  и средств и заключается в
сборе  и  передаче  руководителю   работ   и   силам   достоверных   и
своевременных  данных  об  обстановке  в  зоне  чрезвычайной ситуации,
необходимых  для  своевременного  принятия  решения   и   эффективного
выполнения поставленных задач.
       Разведка ведется силами и средствами наблюдения и лабораторного
контроля  гражданской  обороны,  а  также разведорганами сил и средств
постоянной готовности.
       Общая  и  специальная  (инженерная,  радиационная,  химическая,
пожарная,  медицинская  и бактериологическая) разведка ведется с целью
получения данных, необходимых для принятия  обоснованного  решения  на
ведение  работ,  а также для своевременного уточнения решения с учетом
изменения обстановки.
       2.3. Рекогносцировка зоны ЧС, участков (объектов)  и  маршрутов
выдвижения к ним.
       Рекогносцировка объекта (территории)  проводится  руководителем
аварийно-спасательных    работ,    командирами   аварийно-спасательных
формирований с целью определения:
       - возможных мест нахождения и количества пострадавших,  приемов
и способов их спасения;
       - необходимого количества и типа аварийно-спасательной  техники
и оборудования для эффективного проведения работ;
       - состава и численности аварийно-спасательных  формирований  на
направлениях ведения работ;
       - маршрутов ввода сил и средств в зону ЧС;
       - мест сбора пострадавших и способов их эвакуации;
       - вида опасных  факторов  чрезвычайной  ситуации,  способов  их
локализации и ликвидации;
       - порядок проведения мероприятий  для  обеспечения  безопасного
ведения аварийно-спасательных работ;
       -  места,  удобные   для   развертывания   пункта   управления,
медицинских  учреждений,  пункта  обеззараживания техники и санитарной
обработки людей.
       2.4. Руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
       Руководители АСС и АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми,  принимают
на  себя  полномочия  руководителей  ликвидации  ЧС  и исполняют их до
прибытия председателей соответствующих КЧС.
       Решения  руководителя  ликвидацией  ЧС,  направленные   на   ее
ликвидацию, являются обязательными для участников работ и всех граждан
и организаций, находящихся в зонах ЧС.
       Никто  не  вправе  вмешиваться  в  деятельность   руководителей
ликвидации  ЧС,  иначе  как  отстранив  их  в установленном порядке от
исполнения обязанностей и приняв  руководство  на  себя  или  назначив
другое должностное лицо.
       Полномочия    руководителя    ликвидации    ЧС     определяются
правительством    области,    органами   местного   самоуправления   и
руководством организаций.
       Руководитель аварийно-спасательных работ обязан:
       - организовать разведку зоны ЧС и оценить  обстановку  в  месте
проведения работ;
       -  поставить  задачу   силам   и   средствам   и   организовать
взаимодействие между ними;
       - организовать ввод сил и средств на участки (объекты) работ;
       - организовать управление  и  всестороннее  обеспечение  сил  и
средств;
       - управлять ведением работ;
       -  в  ходе  ведения  аварийно-спасательных  работ  следить   за
изменением обстановки и уточнять задачи силам и средствам;
       - при необходимости запросить дополнительные силы  и  средства,
организовать их встречу и поставить задачи.
       В  случае  крайней  необходимости  руководители  ликвидации  ЧС
вправе самостоятельно принимать решения;
       - о проведении эвакуационных мероприятий;
       - об остановке деятельности организаций,  находящихся  в  зонах
ЧС;
       - об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
       - об использовании в порядке,  установленном  законодательством
Российской  Федерации,  средств  связи,  транспортных  средств и иного
имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
       - о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и
общественных  АСФ,  а также спасателей, не входящих в состав указанных
формирований,  при  наличии  у  них  документов,   подтверждающих   их
аттестацию на проведение АСР;
       - о привлечении на добровольной основе населения  к  проведению
неотложных   работ,   а   также   отдельных   граждан,  не  являющихся
спасателями, с их согласия к проведению АСР;
       - о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС
и ходом работ по их ликвидации.
       Руководители  ликвидации  ЧС  обязаны  принять  все   меры   по
незамедлительному   информированию   правительства   области,  органов
местного самоуправления и руководства организаций  о  принятых  ими  в
случае крайней необходимости решениях.
       Руководители ликвидации ЧС, руководители АСС и АСФ имеют  право
на  полную  и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации
работ по их ликвидации.
       В случае технологической невозможности проведения всего  объема
аварийно-спасательных   работ,   руководители   ликвидации   ЧС  могут
принимать решения об  их  приостановке,  предприняв  в  первоочередном
порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
       2.5. Основы ведения аварийно-спасательных и  других  неотложных
работ.
       Аварийно-спасательные работы ведутся непрерывно днем и ночью, в
любую погоду до их полного завершения.
       Основные усилия сосредотачиваются прежде  всего  на  розыске  и
спасении  Пораженных  (пострадавших),  оказании  им  первой  помощи  и
эвакуации в медицинские учреждения, а также на локализации  источников
поражения.
       Поиск   мест   нахождения   людей   может    производиться    с
использованием:
       - информации непосредственных свидетелей;
       - специально обученных собак;
       - приборов и инструментов;
       - простукиванием и прослушиванием завалов.
       При чрезвычайных ситуациях, вызванных авариями на  промышленном
объекте,    повлекших    массовые   разрушения,   большое   количество
пострадавших,  основные  усилия  сосредотачиваются  на  их   спасении,
соответственно    основу    группировки    каждой   смены   составляют
поисково-спасательные  формирования,  усиленные   формированиями   для
расчистки  завалов, проходов и освещению участков работ. Установленные
места нахождения людей обозначаются на местности и схеме  производства
работ, об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
       Как правило,  на  одном  участке  аварийно-спасательные  работы
проводятся до полного завершения одним составом спасателей.
       При   возникновении   чрезвычайных   ситуаций,   связанных    с
загрязнением   (заражением)   местности   и   объектов  радиоактивными
веществами и аварийно-химически опасными веществами,  основные  усилия
должны  сосредотачиваться на спасении пострадавших, защите населения в
зоне  загрязнения  (заражения),  локализации  и  ликвидации  источника
поражения.  Первыми,  после  проведения  разведки,  вводятся  АСФ  для
дегазации  и  дезактивации  техники  и  санитарной  обработки   людей.
Поисково-спасательные формирования действуют в тесном взаимодействии с
ними.  Развертывается  пункт  обеззараживания  техники  и   санитарной
обработки людей.
       При  наводнении  или  затоплении  местности   основные   усилия
сосредотачиваются  на  спасении  пострадавших и эвакуации населения из
зоны затопления, а также ее локализации. В первую  очередь,  вслед  за
разведкой,  вводятся  АСФ,  имеющие  переправочно-десантные средства и
дорожную    технику    для    оборудования    причалов    и     спуска
десантно-переправочных средств.
       АСФ,   имеющие   автомобильную   технику,   привлекаются    для
обеспечения эвакуационных мероприятий.
       При массовых  лесных  и  торфяных  пожарах  основу  группировки
составляют  АСФ, имеющие пожарную и дорожную технику, усиленные людьми
для выполнения вспомогательных работ.
       При действиях в условиях химического заражения и радиоактивного
загрязнения  в  условиях  пожаров,  а  также  при  высокой температуре
окружающего воздуха работа организуется и ведется посменно.
       Режим работы должен устанавливаться с учетом времени  защитного
действия  изолирующих средств защиты органов дыхания и закономерностей
изменения  работоспособности  человека  при  работе   в   определенных
условиях.
       При планировании круглосуточного ведения  аварийно-спасательных
работ  продолжительность  рабочих  смен  (циклов), включая перерывы на
отдых, не должна превышать  8-ми  часов  и  устанавливается  в  каждом
конкретном  случае  на  основе показателей, характеризующих устойчивую
работоспособность в течение заданного времени.
       При общей продолжительности работы до 4-х часов  в  холодном  и
умеренном  климате (от +20 до -25 градусов C) работы могут повторяться
до 3-х раз в сутки, в жарком до 2-х раз в сутки.
       Работу общей продолжительностью до  6-ти  часов  в  холодном  и
умеренном климате можно повторять не более 2-х раз в сутки.
       В ночное время продолжительность работы спасателей  уменьшается
на 25 проц., соответственно увеличивается время отдыха.

       3. ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
       И РУКОВОДСТВУ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ РАБОТАМИ

       3.1. Органы исполнительной власти Свердловской области:
       -   принимают   решение    о    непосредственном    руководстве
аварийно-спасательными  работами  при территориальных ЧС и по оказанию
помощи силами и средствами при местных и локальных ЧС;
       - проводят мероприятия в соответствии с  планами  действий  при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
       - представляют информацию о ЧС в установленном порядке;
       - принимают решения о персональном руководстве  организацией  и
проведением  аварийно-спасательных работ и об оказании помощи в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;
       -   организуют   проведение    мероприятий    по    поддержанию
общественного  порядка,  безопасности  дорожного движения и соблюдению
режима ограничений в ходе проведения  аварийно-спасательных  и  других
неотложных работ.
       3.2. Органы местного самоуправления Свердловской области:
       -  организуют  и  проводят  аварийно-спасательные  работы   при
местных ЧС;
       -  проводят  мероприятия  по  первоочередному  жизнеобеспечению
пострадавшего населения;
       - представляют информацию о ЧС в установленном порядке;
       - принимают решения о проведении  эвакуационных  мероприятий  в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
       -  обеспечивают  своевременное  оповещение   и   информирование
населения  об  угрозе  возникновения  или о возникновении чрезвычайных
ситуаций.
       3.3. Руководители организаций:
       -  осуществляют   планирование,   руководство   и   обеспечение
аварийно-спасательных работ при ликвидации локальных ЧС;
       - обращаются, при  недостаточности  своих  сил  и  средств,  за
помощью в КЧС муниципального образования;
       - представляют информацию о ЧС в установленном порядке.

       4. ФИНАНСИРОВАНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
       И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ

       Финансирование   мероприятий    по    ликвидации    последствий
чрезвычайных  ситуаций  в  зависимости от уровня ЧС проводится за счет
средств:
       - федерального и областного бюджетов;
       - местных бюджетов городов и районов;
       - резервов  финансовых  средств,  созданных  в  соответствии  с
законодательством   Российской   Федерации  для  выполнения  работ  по
предупреждению ЧС и ликвидации их последствий;
       - страховых фондов;
       -   общественных   фондов,   создаваемых   за   счет   взносов,
добровольных  пожертвований  юридических  и физических лиц на защиту и
спасение людей, оказание им помощи в чрезвычайных ситуациях;
       - специальных фондов ликвидации чрезвычайных ситуаций;
       -  финансовых  средств  предприятий,  организаций,   учреждений
независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
       Возмещение  затрат  на  ликвидацию   последствий   чрезвычайных
ситуаций производится:
       - за счет  юридических  и  физических  лиц,  в  чьих  интересах
проводились работы;
       - за счет виновных в причинах возникновения  ЧС  юридических  и
физических лиц;
       -  за  счет  резервных   фондов   соответствующего   уровня   в
соответствии  с  Положением  "О  классификации  чрезвычайных  ситуаций
природного и техногенного характера".
       Руководители  предприятий,  учреждений  и   организаций   могут
заключать  договоры  с формированиями постоянной готовности, в которых
предусматриваются   формы   оплаты   работ,   проводимых    в    целях
предупреждения ЧС и при ликвидации их последствий.
       Личный  состав  невоенизированных  формирований,  а  также  сил
экстренной   медицинской   помощи,   предназначенный   для  ликвидации
последствий  ЧС  природного   и   техногенного   характера,   подлежит
обязательному страхованию за счет средств органов, их формирующих.


Информация по документу
Читайте также