Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 18.05.2000 № 393-ПППОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2003 ГОДЫ В соответствии со ст. 23 Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 7, ст. 451) и постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.99 N 1443-ПП "О Программе действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области на 2000 - 2003 годы", рассмотрев проект Программы развития образования Свердловской области на 2000 - 2003 годы, Правительство Свердловской области постановляет: 1. Утвердить мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000 - 2003 годы (прилагается). 2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.) принять к исполнению мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000 - 2003 годы. 3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на члена Правительства Свердловской области, министра общего и профессионального образования Свердловской области Нестерова В.В. Председатель Правительства Свердловской области А.П. ВОРОБЬЕВ г. Екатеринбург 18 мая 2000 года № 393-ПП Утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 18 мая 2000 г. N 393-ПП МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2003 ГОДЫ ВВЕДЕНИЕ Назначение документа Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000 - 2003 годы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Свердловской области об образовании являются организационной основой государственной политики в области образования, которая определяет стратегию приоритетного развития системы образования во всех направлениях и обеспечивает ее реализацию. Мероприятия подкрепляют муниципальные программы развития образования, которые учитывают территориальные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению органов местного самоуправления, в соответствии с законодательством об образовании. Основание для разработки документа Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000 - 2003 годы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании", Областным законом от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" и Программой действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э.Росселя на 2000 - 2003 годы. Цель и задачи Цель - обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики для развития потенциала системы образования Свердловской области в интересах человека, общества и государства. Реализация данной цели будет осуществляться через решение следующих задач: развитие правовых отношений в образовании как гаранта качества образования; стандартизация в образовании как правовой механизм, выводящий образование на новый уровень требований к его содержанию; развитие форм гражданского участия и социального партнерства в целях реализации государственной политики в сфере образования; развитие информационного пространства системы образования и защита его от воздействий, неадекватных гуманистическим целям и ценностям культуры; поддержка и развитие приоритетных механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала и потенциала развития системы образования; развитие сети образовательных учреждений Свердловской области для повышения адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников); повышение роли экономических механизмов для обеспечения функционирования и развития системы образования Свердловской области; активизация социальной политики в сфере образования с целью обеспечения государственных гарантий равных возможностей в образовании; последовательная интеграция системы образования в областную социально-экономическую политику как гарантия стабильного функционирования и развития. Срок реализации. 2000 - 2003 гг. Исполнители и соисполнители Правительство Свердловской области, министерства и ведомства Правительства Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области, образовательные организации различных типов и видов Свердловской области, научно-исследовательские и учебно-методические учреждения, Институт развития регионального образования, объединение "Дворец молодежи", государственно-общественные организации системы общего и профессионального образования Свердловской области. Система организации контроля за исполнением мероприятий Результаты поэтапного выполнения мероприятий рассматриваются на коллегиях Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, на заседаниях Координационного совета по проблемам образования в Свердловской области. Министерство общего и профессионального образования разрабатывает ежегодный доклад о состоянии системы образования Свердловской области. Финансовое обеспечение Выполнение мероприятий обеспечивается финансовыми средствами бюджетов всех уровней, необходимыми для функционирования и развития системы общего и профессионального образования Свердловской области, дополнительным целевым финансированием, обеспечивающим реализацию мероприятий программы. Реализация мероприятий, связанных с увеличением денежных выплат работникам и студентам образовательных учреждений, осуществляется по мере увеличения средств государственного бюджета, направляемых на образование. Главный результат и ожидаемый социальный эффект Главным результатом должно стать повышение степени гарантированности прав граждан посредством перевода системы образования на правовой уровень функционирования, обеспечивающий реализацию принципов государственной образовательной политики, заявленных в федеральном и областном законодательстве. Ожидаемый социальный эффект: достижение социальной компетентности обучающимся (выпускником) как гарантия его социальной защищенности, развития личной инициативы и гражданской ответственности, противостояния и противодействия асоциальным явлениям (преступности, наркомании и т.д.); повышение уровня правового сознания и правовой ответственности граждан - субъектов системы образования в вопросах образования и образовательной политики; развитие образовательных потребностей граждан, формирование социального запроса на качество образования, отвечающее современному уровню; развитие средствами образования гражданской социальности (ответственности) и форм гражданской коммуникации (социального диалога); увеличение адаптивных возможностей системы образования в условиях социально-экономического развития и своеобразия региона; расширение гарантий реализации прав обучающихся на выбор основных и дополнительных образовательных программ; сохранение, актуализация и развитие профессионально-культурных ценностей педагогического сообщества Свердловской области; повышение социального статуса работников образования; социальная защита и усиление адресности социальной поддержки учащихся, студентов, работников образовательных учреждений; создание условий, не допускающих возникновения, поддержки и роста социальной напряженности и асоциальных проявлений; социальная интеграция и адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, выпускников учреждений государственного воспитания и др. Статья 1. Обоснование мероприятий по развитию образования Свердловской области на 2000 - 2003 годы Содержание мероприятий по развитию образования Свердловской области на 2000 - 2003 годы базируется на следующих позициях: 1. Приоритет целей, задач, направлений развития образования, определенных Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании", Областным законом от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области". Государственная политика Свердловской области в сфере образования основывается на принципах: 1) признания приоритета образования на территории Свердловской области; 2) гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; 3) единства культурного и образовательного пространства области, защиты и развития национальных, региональных культурных традиций и особенностей; 4) светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях; 5) ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных организаций всех форм собственности, их должностных лиц за реализацию гражданами права на получение образования; 6) единства гражданских, государственных и муниципальных интересов в сфере образования; 7) преемственности образовательного процесса и образовательных программ; 8) обеспечения государственного контроля за соблюдением реализации гражданами права на образование; 9) развития научных исследований в сфере образования и их практического применения; 10) признания самостоятельности организаций образования и их права на государственную поддержку; 11) соблюдения интересов граждан при разработке и реализации программ развития образования; 12) общедоступности образования, соответствия системы образования уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. 2. Учет тенденции развития образования в современном мире. Изменения, происходящие в образовательной сфере, в большей степени становятся проявлением глобальных образовательных тенденций. К их числу относятся следующие: 1) признание приоритетности образования для развития человека и общества. Образование - главный ресурс будущего, должно рассматриваться не как одно из средств развития общества, а в качестве его приоритета и главной цели; 2) возрастание социальной функции образования в современном мире. Развитие образования является частью процесса зарождения нового мирового сообщества и призвано содействовать гармонизации человеческих отношений, разрешению стоящих перед обществом проблем и противоречий. Одной из главных социальных функций образования в современном мире признается формирование и развитие гражданского общества. Гражданское общество - совокупность социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются гражданин с его правами и гражданские организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты, опосредующие отношения между частной сферой и государством. В свою очередь, гражданское общество является одним из факторов поддержания национальной безопасности, общественного благосостояния и социокультурного развития. Образовательная система выполняет свое назначение, если результатом ее деятельности по отношению к каждому отдельному человеку является становление гражданина; 3) ориентация образования на интересы личности, развитие человека; 4) изменение представлений о качестве образования. Качество образования не сводится к накоплению знаний, а предполагает умение приобретать знания, работать, овладеть компетентностью, позволяющей человеку жить вместе с другими людьми в изменяющихся политических и социально-экономических условиях. 3. Обеспечение преемственности в управлении развитием системы образования Свердловской области. С момента принятия Концепции и Программы - 1 развития образования Свердловской области была востребована качественно иная политика в сфере управления образованием, направленная на переориентацию всех уровней управления на развитие содержания образования, создание всего необходимого комплекса условий для свободного физического, умственного и нравственно-правового развития личности. Изменение целей, ценностей образования потребовало существенных изменений в системе управления, как в части компетенции различных уровней управления, системы отношений между ними (от прямых административных к опосредованным воздействиям), так и в части профессиональной компетентности самих управляющих образованием. На данном этапе (1991 - 1995 годы) решались следующие задачи по изменению системы управления: децентрализация управления; координация деятельности областного органа управления образованием и муниципалитетов по реализации программ развития образования территорий на основе соглашений; разработка и реализация новых механизмов управления образованием (введение элементов стандартизации в системе образования (базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Свердловской области); лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений; аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; сертификация специалистов муниципальных органов управления образованием; сертификация научно-методического и программно-методического обеспечения образовательного процесса); формирование региональной нормативно-правовой базы в рамках компетенции субъекта Российской Федерации и в соответствии с соглашениями с Министерством образования Российской Федерации, обеспечивающей развитие и функционирование системы образования области в соответствии с принципами государственной политики в сфере образования; создание организационных структур (Институт развития регионального образования, объединение "Дворец молодежи", учебно-производственное объединение "Юность", культурно-оздоровительный комплекс "Юность Урала", учебные округа начального профессионального образования) для обеспечения реализации программных целей, задач управления развитием регионального образования; изменение структуры и направлений деятельности государственного (областного) и муниципальных органов управления образованием в связи с поступательным изменением целей, задач управления развитием на каждом этапе реализации программ развития образования; формирование и реализация системы организационно-содержательных условий (действий), обеспечивающих изменение профессионального мышления (сознания) педагогических и руководящих кадров системы образования в связи с изменившимися целями, ценностями образования (сформирована система Годичных совещаний, педагогических чтений на областном и муниципальном уровнях); изменение содержания и форм повышения квалификации педагогических и управленческих кадров от узкопредметного подхода и направленности к личностно ориентированному образованию (от знаний, умений, навыков к образованности, социальной компетентности). Решение данных задач позволило: обеспечить управляемость системы образования в сложный переходный период, связанный с изменением идеологии образования (от догматического образования в условиях тоталитарного идеологизированного общества к свободному, гуманистическому образованию в условиях демократизации общественной жизни); обеспечить последовательную адаптацию системы управления образованием к нормам, требованиям действующего законодательства. Второй этап развития системы управления образованием Свердловской области, связанный с принятием и реализацией Основных направлений политики Правительства Свердловской области и программы ее реализации на 1997 - 1999 годы, был направлен на создание условий для развития и совершенствования системы управления на областном, муниципальном уровнях, на уровне образовательного учреждения с целью повышения ее эффективности и результативности. На данном этапе решались следующие задачи по совершенствованию системы управления образованием: 1) развитие и совершенствование законодательной и нормативной базы образования. Принятый Областной закон от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области": конкретизировал компетенцию высших органов государственной власти, полномочия государственного органа управления образованием Свердловской области, полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований, определил исключительные полномочия муниципальных органов управления образованием; конкретизировал и расширил права и возможности обучающихся в получении образования; определил конкретные механизмы регулирования отношений между субъектами управления и участниками образовательного процесса и т.д. Областной закон от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" обозначил перспективы правового решения вопросов управления образованием, не урегулированные федеральным законодательством. Для развития нормативно-правовой базы образования Правительством Свердловской области принят план подготовки законодательных и подзаконных актов, предусмотренных Областным законом от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" и регулирующих следующие вопросы: формирование, размещение и исполнение государственного образовательного заказа; о фонде развития образования Свердловской области; о порядке возмещения затрат на получение образования в формах семейного образования, самообразования, экстерната и в аккредитованных негосударственных образовательных учреждениях и др.; 2) организация финансирования образования в соответствии с нормативами минимальной бюджетной обеспеченности, что потребовало иной компетентности руководителей всех уровней управления для обеспечения условий: общедоступности образования; защиты прав обучающихся; оптимального и рационального использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов; 3) совершенствование системы управления на принципах, определенных предшествующим периодом (сформирована система комплексной аттестации; внесены изменения и дополнения в региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений; осуществлялось развитие образовательных системокомплексов территорий; осуществлена корректировка механизма сертификации учебно-методической и программно-методической продукции); 4) управление внедрением экспериментально апробированных механизмов управления качеством образования (например, разработаны и внедряются национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов общего, начального профессионального и среднего педагогического образования); 5) совершенствование системы государственного управления образованием (урегулированы отношения с управленческими округами в части вопросов управления образованием); 6) обеспечение полноты реализации компетенции на различных уровнях управления (введение комплексного инспектирования деятельности муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений по реализации компетенции, предусмотренной законодательством в сфере образования; актуализация проблем в реализации прав граждан на качественное образование и определение системы мер по их обеспечению на различных уровнях управления на годичных совещаниях); 7) формирование организационных структур (создано государственное образовательное учреждение "Центр "Учебная книга" для программно-методического и учебно-методического обеспечения образовательных учреждений в целях реализации государственных образовательных стандартов; сформированы в структуре Института развития регионального образования организационно-методические центры развития начального профессионального образования; формируется сеть муниципальных аттестационно-диагностических служб); 8) обеспечение общественно-государственного характера управления образованием (актуализированы педагогические аспекты деятельности детских общественных организаций в образовательных учреждениях на январских педагогических конференциях и на годичном совещании 1999 года; созданы информационные, нормативные и организационные условия для поддержки и развития культурно-образовательных инициатив педагогического сообщества (создан областной совет по экспертизе культурно-образовательных инициатив); поддержка деятельности ассоциаций образовательных учреждений и различных групп педагогов; сформирован Координационный совет по вопросам образования при Правительстве Свердловской области; организована на постоянной основе работа коллегии министерства; сформированы в ряде муниципалитетов городские (районные) общественные советы, коллегии и др.); 9) реструктурирование сети образовательных учреждений для удовлетворения образовательных потребностей граждан, обеспечения общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников (определены особенности порядка создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных образовательных учреждений; созданы образовательные учреждения для детей, дезадаптированных к системе основного (общего) образования (открыты кадетские школы - интернаты); изменен статус учреждений среднего педагогического образования; осуществляется реорганизация учреждений начального профессионального образования); 10) информационное обеспечение управления образованием (сформирована устоявшаяся практика предъявления общественности и профессионально-педагогическому сообществу данных о состоянии образования через ежегодные доклады на областном уровне и в ряде муниципальных образований; разработана и начала реализовываться областная целевая программа "Информатизация"); 11) осуществление взаимодействия с различными социальными институтами для решения конкретных проблем образования (например, урегулированы вопросы организации ведомственного контроля за факторами окружающей среды в образовательных учреждениях; заключены соглашения с общественными организациями (Федерация детских организаций и др.); заключены договоры с органами управления образованием республик Татарстан, Башкортостан, Пермской области и Североказахстанской областью республики Казахстан); 12) материально-техническое обеспечение системы образования. В период с 1996 по 1999 годы реализованы программы: "Педагогическое образование" (результаты реализации: введение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования; изменение образовательных программ; введение новых специальностей; обеспечение аудио-, видео-, компьютерной техникой, телевизорами, спортивным инвентарем, учебной мебелью педагогических колледжей и училищ на сумму 1400000 рублей; повышение квалификации преподавателей педагогических колледжей в аспирантуре, магистратуре Уральского государственного педагогического университета); "Школьная мебель" (оснащено 11,5 тысяч ученических мест в образовательных учреждениях 28 муниципальных образований); "Школьный автобус" (поставлено 145 автобусов на сумму 19710 тыс. рублей для обеспечения подвоза 5940 учащихся из 32 муниципальных образований); "Региональная поддержка высшего и среднего профессионального образования" (построено 3 жилых дома на 333 квартиры для педагогов вузов; приобретена компьютерная техника; программно-методические разработки; материальная поддержка одаренных студентов вузов и ссузов; помощь научным школам в вузах - освоено около 75 млн. рублей); "Чистая вода" (смонтирована 71 установка локальной доочистки питьевой воды, что позволило обеспечить питьевой водой, соответствующей стандартам, более 20000 учащихся 62 образовательных учреждений); "Энергосбережение" (в 61 образовательном учреждении установлено 136 приборов контроля за потреблением холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, что позволило в среднем снизить расходы на коммунальные услуги на 20 - 25%), сэкономленные средства позволили получить "внутренние" источники финансирования системы в условиях сокращения объемов бюджетного финансирования; "Строительство учреждений образования" (построено 18 объектов мощностью на 520 учебных мест, 345 кв. метров жилой площади, 6 боксов гаражей, 1 электрокотельная на 200 кВт/час, 2 газовых котельных на 3,6 Гкал/час и на 3,8 Гкал/час, 1 оздоровительный комплекс, 2 спортивных зала - освоено 77935,9 тыс. рублей за счет средств 1-процентного сбора); "Областная программа строительства образовательных учреждений" (построено 39 объектов, освоено свыше 140 млн. рублей); "Стандартизация в сфере образования" (введены национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов в сфере общего, среднего педагогического и начального профессионального образования; учебно-методическое обеспечение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта - всего свыше 9 млн. экземпляров на сумму 133,6 млн. рублей); "Кадры села" (поставлено автотракторной и сельскохозяйственной техники в 37 образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля в количестве 96 единиц). За весь период реализации данных программ было освоено около 450 млн. рублей из областного бюджета. Во исполнение программы "Государственная поддержка образования на селе" на обеспечение сельских образовательных учреждений только в 1998 году Правительством Свердловской области было освоено 11000 тыс. руб. С целью обеспечения права на качественное образование обучающихся в сельских образовательных учреждениях определен приоритет в обеспечении сельских школ учебной литературой, что позволило достигнуть обеспеченности их учебной литературой на 98,8% (в среднем по области около 91%). Помимо строительства и введения в эксплуатацию новых объектов министерством осуществлялись работы по капитальному и текущему ремонту подведомственных образовательных учреждений. Были выполнены работы в 152 подведомственных образовательных учреждениях по ремонту кровли, фасадов, инженерных сетей, котельных. Произведена реконструкция зданий в связи с открытием кадетских школ - интернатов. На данном этапе регионализации образования зафиксировано основное противоречие между необходимостью деятельности всех субъектов образования в полном соответствии с действующим законодательством, личностной ответственностью всех участников образовательного процесса за результаты образования (образованности, социальной компетентности обучающихся) и отсутствием эффективных механизмов экстраполяции (переноса) принципов государственной политики в области образования в массовую управленческую и педагогическую практику. Статья 2. Цели и задачи управления развитием образования различных уровней Свердловской области на 2000 - 2003 годы Общее образование Противоречия: между возможностями системного влияния имеющихся нормативно-правовых оснований образования на развитие условий достижения результата образования и неразвитостью механизмов их реализации в педагогической практике; между изменениями, происходящими в целевых, ценностных и нормативных основаниях общего образования, и недостаточной переориентацией системы управления на приоритетность развития содержания образования, профессионально-ценностных оснований педагогической деятельности; между уровнем деятельности всех субъектов образования, предписанным действующим законодательством, их личной ответственностью за результат образования и недостаточным уровнем гражданской ответственности участников образовательного процесса. Цель управления развитием: Развитие комплекса условий, обеспечивающих ответственность всех субъектов системы общего образования за достижение образованности (социальной компетентности) граждан. Задачи управления развитием: формирование комплекса условий для поэтапного перевода системы общего образования на 12-летнее образование; обеспечение условий развития правовой культуры граждан - субъектов системы образования (педагогов, родителей, учащихся); развитие комплекса условий (кадровых, программно-методических, материально-технических, информационных, организационно-управленческих), обеспечивающих способность каждого педагога к практической реализации государственного образовательного стандарта; разработка механизмов реализации имеющихся правовых норм в педагогической практике; разработка новых и совершенствование существующих механизмов межведомственного взаимодействия и социального партнерства в реализации областной образовательной политики в части общего образования; обеспечение информационных ресурсов и развитие информационно-коммуникативной среды в системе общего образования; создание условий развития и актуализации профессионального потенциала и потенциала развития образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе специального (коррекционного) образования; обеспечение государственной поддержки образования на селе; создание системы государственно-общественной поддержки развития общего образования, обеспечивающей соответствие образовательных условий образовательным потребностям; развитие механизмов, направленных на реализацию социальной политики в сфере общего образования; совершенствование механизмов адресной социальной политики с учетом особенностей образовательных, профессиональных и социальных условий; обеспечение стабильного функционирования системы общего образования; совершенствование нормативов бюджетного финансирования системы общего образования; развитие имеющихся ресурсов системы общего образования. Государственное воспитание Противоречия: между нормативно определенной ответственностью государства за воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и различной ведомственной подчиненностью (муниципальные, государственные, в т.ч. министерства образования, социальной защиты населения, здравоохранения) учреждений государственного воспитания; между стремлением воспитанников детских домов к индивидуальным формам жизнедеятельности, к организации собственного личностного пространства и отсутствием (недостаточностью) таких условий в существующих типовых зданиях детских домов и школ-интернатов; между наличием нормативно закрепленных прав и гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и полнотой практической реализации этих прав и гарантий (обеспечение жильем, работой, выходным пособием и др.); между провозглашенной приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и продолжающимся ростом количества детей-сирот, передаваемых на воспитание в учреждения государственного воспитания. Цель управления развитием: Развитие системы государственного воспитания через создание комплекса условий (нормативных, кадровых, информационных, материальных и др.), обеспечивающих полноценную социализацию и интеграцию в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задачи управления развитием: развитие нормативно-правовой базы Свердловской области в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание эффективной системы контроля за реализацией прав и дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий для разграничения компетенции детского дома и школы в учреждениях государственного воспитания (типа детский дом - школа, школа-интернат) в соответствии с целевым назначением структурных подразделений; реализация функций государственного опекуна для достижения воспитанниками результата образования; создание механизмов социального и межведомственного партнерства с целью реализации прав детей-сирот на образование; создание условий для последовательной интеграции системы государственного воспитания в региональное социокультурное пространство; развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий для научного обеспечения системы государственного воспитания; создание условий для достижения выдающихся результатов воспитанниками детских домов и их государственная и общественная поддержка; закрепление и поддержка выпускников учреждений педагогического образования в системе государственного воспитания; развитие сети учреждений государственного воспитания (по типам и видам) в соответствии с потребностями и индивидуальными способностями воспитанников; развитие кадрового потенциала руководителей и педагогических работников системы государственного воспитания. Начальное профессиональное образование Противоречия: между сформированной системой нормативов функционирования и развития начального профессионального образования и недостаточной правовой компетентностью и ответственностью субъектов образования за их исполнение; между необходимостью изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования Свердловской области в соответствии с потребностями граждан и принципами развития социально-экономической сферы и отсутствием системы социального партнерства и межведомственного взаимодействия по предварительному формированию регионального образовательного заказа, финансовой и технической поддержке начального профессионального образования; между приоритетами развития содержания начального профессионального образования для достижения социальной и профессиональной компетентности учащихся на основе государственного образовательного стандарта и недостаточным уровнем профессионально-педагогических, научно-методических, материально-технических условий их реализации, информационно-технологических оснований управления системой начального профессионального образования. Цель управления развитием: Создание комплекса условий для обеспечения прав граждан на качественное начальное профессиональное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом как фактор социально-экономического развития Свердловской области. Задачи управления развитием: функционирование и развитие образовательных учреждений на основе нормативно-правовой базы, необходимой для получения гражданами качественного профессионального образования; обеспечение равных возможностей и прав граждан на получение начального профессионального образования путем совершенствования спектра образовательных программ учреждений начального профессионального образования; достижение соответствия научно-методических, учебно-программных, финансовых, материально-технических, информационных условий в учреждениях начального профессионального образования требованиям государственного образовательного стандарта; создание научно-методической, информационной, экспертной, финансовой систем управления развитием содержания начального профессионального образования; создание профессионально-педагогических условий для обеспечения государственного образовательного стандарта; создание системы взаимодействия субъектов образования с государственными, муниципальными, промышленными структурами, направленной на развитие; создание системы взаимодействия субъектов образования с социальными партнерами, направленной на поддержку областной образовательной политики в области начального профессионального образования. Педагогическое образование Противоречия: между необходимостью обеспечения готовности педагогов к практической реализации положений региональной образовательной политики и недостаточностью условий получения качественного педагогического образования, диктуемого целями и приоритетами развития других подсистем образования; между осознанием субъектами управления важности повышения уровня адаптивности, гибкости, мобильности системы педагогического образования и сложившимися традиционными нормами и механизмами управленческой деятельности; между необходимостью восполнения системы образования области квалифицированными педагогическими кадрами и отсутствием механизмов, обеспечивающих успешное вхождение и закрепление выпускников учреждений педагогического образования в образовательных учреждениях; между прогнозируемым высвобождением части педагогических работников в связи с меняющейся демографической ситуацией и отсутствием оптимальной системы переподготовки педагогических кадров с последующим обеспечением их занятости. Цель управления развитием: Создание системы условий, обеспечивающих развитие педагогического потенциала Свердловской области, способного к практической реализации совокупности достижений региональной образовательной политики. Задачи управления развитием: совершенствование нормативно-правовых механизмов, обеспечивающих развитие системы педагогического образования; создание условий для развития правовой культуры субъектов системы педагогического образования; устойчивое функционирование системы педагогического образования на основе государственного образовательного стандарта как условие подготовки компетентного специалиста для системы образования; повышение эффективности механизмов управления качеством образования на основе государственных образовательных стандартов; актуализация и развитие научного потенциала системы педагогического образования области; государственная и общественная поддержка студентов и преподавателей, достигших выдающихся результатов в образовательной деятельности; создание правовых и организационно-управленческих условий для развития взаимодействия подсистем образования, обеспечивающих непрерывность образования педагога, его профессиональную карьеру. Среднее и высшее профессиональное образование Противоречия: между стратегиями, принципами, ценностями и приоритетами региональной политики и неоднородным уровнем их реализации различными подсистемами профессионально-образовательного комплекса области; между изменениями, происходящими в целевых, ценностных и нормативных основаниях общего образования и начального профессионального образования, и недостаточной ориентацией на них среднего и высшего профессионального образования; между сложившимся потенциалом развития образования в регионе, между необходимостью обеспечения преемственности всех его уровней и недостаточным развитием системы отношений между ними; между тенденцией интернационализации деятельности вузов и необходимостью ориентации развития профессиональной школы на конкретные интересы территорий, потребности региона вместе с его производственной и социальной инфраструктурой. Цель управления развитием: Создание комплекса условий для качественных и количественных изменений в системе среднего и высшего профессионального образования области, адекватных интересам личности, социально-экономическим потребностям региона и гарантирующих основания для духовного развития, социально-профессиональной компетентности. Задачи управления развитием: совершенствование законодательства в области профессионального образования за счет развития нормативно-правовой базы регионального уровня; разработка и внедрение национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта среднего и высшего профессионального образования; развитие пространства профессионального партнерства и различных форм взаимодействия его субъектов; разработка новых технологий в образовании и управлении образованием как основа формирования единого информационно-образовательного пространства Свердловской области по профессиональному образованию; создание перспективной модели развития системы высшего и среднего профессионального образования в соответствии с образовательными запросами населения, потребностями рынка труда, особенностями экономической базы Свердловской области и с учетом профильной структуры и территориального размещения ссузов и вузов; совершенствование организационно-экономического механизма деятельности системы среднего и высшего профессионального образования; разработка механизмов, обеспечивающих реализацию социальной политики в сфере среднего и высшего профессионального образования. Дополнительное образование детей Противоречия: между образовательным и воспитательным потенциалом системы дополнительного образования детей и недооценкой ее возможностей со стороны общества и государства; между необходимостью стабильного общественного развития, формированием социальной компетентности личности и недостаточностью условий для удовлетворения системой дополнительного образования детей, актуальных и прогнозируемых потребностей детей и подростков в ситуации быстро меняющихся социально-экономических условий; между стихийно складывающимся взаимодействием субъектов дополнительного образования: образовательных учреждений, социальных институтов, общественных организаций, и необходимостью реализации единой стратегии целостного процесса образования и развития личности; между осознанием педагогическим сообществом системы дополнительного образования целей и задач профессиональной деятельности и недостаточным овладением технологиями образовательной и управленческой деятельности. Цель управления развитием: Создание условий для достижения социально необходимого и личностно значимого уровня образованности детей и подростков на основе их интересов и потребностей через оптимальное использование возможностей дополнительного образования. Задачи управления развитием: обеспечение нормативно-правовых оснований взаимодействия субъектов дополнительного образования, в том числе межведомственного; внедрение принципов государственно-общественного контроля за исполнением нормативных документов; создание условий для развития правовой культуры субъектов системы дополнительного образования; разработка образовательных стандартов дополнительного образования детей; обеспечение интеграции общего, начального профессионального и дополнительного образования на основе стандартов; формирование государственного заказа на дополнительное образование на основе потребностей различных категорий населения с учетом социально-экономической и социокультурной ситуации региона; повышение уровня информационной культуры субъектов дополнительного образования; использование научного потенциала для развития дополнительного образования; развитие содержания дополнительного образования, адекватного принципам личностного развития; социальная поддержка и гарантии равных возможностей граждан средствами дополнительного образования; обеспечение условий для реализации личностью права выбора собственного пути развития, государственных гарантий ее поддержки и персонификации средствами дополнительного образования. Дополнительное профессиональное образование педагогических и руководящих работников системы образования Противоречия: между системным характером изменений в целевых, содержательных основаниях образования и не соответствующим новым условиям и требованиям уровнем профессиональной компетентности педагогов и работников образования; между многообразием образовательных потребностей педагогических работников, спецификой образовательных запросов различных подсистем образования, категорий работников образования и возможностями ресурсного обеспечения (нормативно-правового, финансового, кадрового, структурно-организационного) в реализации права на удовлетворение образовательных потребностей и выбора формы повышения квалификации и переподготовки; между сложившейся региональной стратегией развития содержания и форм дополнительного образования (главным проводником которой выступает Институт развития регионального образования) и недостаточным уровнем субъектности муниципальных органов управления образованием в реализации этой стратегии. Цель управления развитием: Обеспечение принципа непрерывности образования взрослых, развития профессионального потенциала системы образования, развитие профессиональной компетентности как базового условия реализации государственной политики в сфере образования. Задачи управления развитием: развитие правовых механизмов, обеспечивающих координацию и взаимодействие различных уровней управления, субъектов и подсистем дополнительного профессионального образования; научно-методическая, научно-исследовательская и образовательная поддержка реализации государственных образовательных стандартов; развитие форм сотрудничества в научно-исследовательской, образовательной, просветительской работе с региональными, федеральными и международными организациями по проблемам развития содержания образования и роста педагогического мастерства; научно-информационное обеспечение деятельности по реализации образовательной политики на территории Свердловской области; достижение технологического уровня в развитии информационно-образовательного пространства дополнительного профессионального образования; развитие профессионального уровня руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений; развитие и подготовка резерва руководителей; научно-методологическое, научно-методическое и образовательное обеспечение готовности работников образования области к профессиональной деятельности в соответствии с государственным образовательным стандартом; обеспечение образовательных учреждений Свердловской области кадрами высшей квалификации; повышение квалификации педагогических кадров Свердловской области на основе привлечения преподавателей и специалистов из-за рубежа, отбор кандидатов на прохождение стажировок и обучения за рубежом; мониторинг взаимодействия с международными партнерами и его результатов для развития образования Свердловской области; разработка механизмов, обеспечивающих приоритетность дополнительного профессионального образования как фактора социальной защиты педагогических работников; обеспечение доступности дополнительного профессионального образования для педагогических работников; профилактика (средствами системы образования) негативных явлений в детской и молодежной среде (наркомания, токсикомания, преступность, асоциальные проявления). Статья 3. Система действий Правительства Свердловской области на период 2000 - 2003 годов Правительство Свердловской области с целью реализации государственной образовательной политики планирует выполнить работу по следующим направлениям: совершенствование нормативно-правовых условий реализации государственной политики в сфере образования; формирование и реализация государственного образовательного заказа; программное и учебно-методическое обеспечение реализации государственных образовательных стандартов; развитие педагогического и дополнительного профессионального образования работников системы образования; информационное обеспечение образовательной политики на территории Свердловской области; развитие экономических механизмов, гарантирующих необходимые условия функционирования и развития системы образования Свердловской области; развитие материально-технической базы системы образования; реструктурирование сети образовательных учреждений областного ведения и развитие спектра образовательных программ; реализация целевых комплексных программ развития образования на 2000 - 2003 годы; решение социальных проблем средствами образования. 1. Совершенствование нормативно-правовых условий реализации государственной политики в сфере образования Планируемые результаты: действенная система использования в практике образовательных учреждений нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий в сфере образования; высокая эффективность нормотворческой деятельности на всех уровнях управления образованием; активизация государственно-общественного механизма управления образованием; достаточный уровень правовой компетентности всех участников образовательной деятельности; исполнение законодательства в сфере образования. |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Направление |Содержание деятельности |Сроки |Ответственные | |деятельности | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Совершенствование |Ежегодный анализ действующего |ежегодно |МОПО совместно | |нормативно - |законодательства в сфере | |с другими | |правовых оснований |образования, определение | |органами | |функционирования |приоритетных направлений | |исполнительной | |и развития системы |его совершенствования | |власти | |образования | | |Свердловской | | | | |области | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Организация взаимодействия |ежегодно | | | |различных уровней и субъектов | | | | |управления образованием | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Изучение потребностей в |ежегодно | | | |подготовке нормативных правовых | | | | |актов и предложений органов | | | | |местного самоуправления | | | | |муниципальных образований | | | | |Свердловской области и | | | | |подведомственных | | | | |образовательных учреждений | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Направление в органы |ежегодно | | | |государственной власти | | | | |Российской Федерации | | | | |предложений по внесению | | | | |изменений и дополнений | | | | |в нормативные правовые акты | | | | |федерального уровня, подготовка | | | | |замечаний и предложений | | | | |на проекты нормативных правовых | | | | |актов федерального уровня. | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Разработка законопроектов | |МОПО совместно | | |областного уровня: | |с другими | | | | |органами | | | | |исполнительной | | | | |власти | | | | |Свердловской | | | | |области | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |"Об областном образовательном |2000 г. | | | |заказе"; | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |"О дополнительных |2001 г. | | | |образовательных услугах | | | | |в Свердловской области" | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Разработка нормативных правовых |2000 - | | | |актов, обеспечивающих |2003 гг. | | | |реализацию Областного закона | | | | |от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ | | | | |"Об образовании в Свердловской | | | | |области", по следующим | | | | |вопросам: | | | | |обеспечение государственно - | | | | |общественного характера | | | | |управления образованием; | | | | |национально-региональные | | | | |компоненты государственных | | | | |образовательных стандартов; | | | | |учебное и программно - | | | | |методическое обеспечение | | | | |государственных образовательных | | | | |стандартов; | | | | |дополнительные к федеральным | | | | |требования к санитарным нормам, | | | | |оснащенности образовательного | | | | |процесса, охране здоровья | | | | |обучающихся; | | | | |порядок приема | | | | |в государственные организации | | | | |начального профессионального | | | | |образования; | | | | |обеспечение системы образования | | | | |педагогическими кадрами; | | | | |возмещения затрат на получение | | | | |образования в форме | | | | |самообразования, семейного | | | | |образования, экстерната и | | | | |в негосударственных | | | | |образовательных учреждениях; | | | | |ежегодные целевые программы | | | | |развития образования; | | | | |ежегодное бесплатное | | | | |медицинское обследование | | | | |педагогических работников; | | | | |социальные гарантии работников | | | | |образования; | | | | |социальные гарантии | | | | |обучающихся; | | | | |развитие сети образовательных | | | | |организаций; | | | | |повышение квалификации | | | | |работников системы образования; | | | | |информационное обеспечение | | | | |управления образованием | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Подготовка рекомендаций |2000 г. |МОПО | | |по разработке документов и | | | | |примерных документов (образцов) | | | | |для органов местного | | | | |самоуправления муниципальных | | | | |образований | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Совершенствование и дополнение |2001 г. |МОПО | | |действующих правовых механизмов | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Разработка механизмов |2000 - |МОПО | | |реализации областного |2003 гг. | | | |образовательного заказа | | | | |в Свердловской области | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Повышение уровня |Разработка механизмов повышения |весь |ИРРО | |правового |уровня правового сознания и |период | | |сознания и |правовой ответственности | | | |правовой |педагогических и руководящих | | | |ответственности |работников по вопросам | | | |субъектов системы |нормативно-правового | | | |образования |регулирования в сфере | | | | |образования | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Разработка комментариев | |МОПО, ИРРО | | |к законодательным актам | | | | |областного уровня | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Разработка рекомендаций | |МОПО, ИРРО | | |по применению | | | | |основных нормативных актов | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Разъяснение положений | |МОПО | | |нормативно-правовых | | | | |документов населению | | | | |по проблемам образования через | | | | |средства массовой информации | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Активизация |Расширение возможностей участия |посто- |МОПО, ИРРО, | |государственно - |граждан в обсуждении наиболее |янно |СМИ | |общественного |важных нормативных документов | | | |характера |в сфере образования через | | | |управления |публикацию проектов нормативных | | | |образованием |правовых актов в средствах | | | | |массовой информации и | | | | |организацию обсуждения проектов | | | | |наиболее важных нормативно - | | | | |правовых актов среди педагогов | | | | |и родителей | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Обеспечение |Разработка программ совместных |2000 г. |МОПО совместно | |исполнения |действий с органами | |с другими | |законодательства |исполнительной власти по | |органами | |в сфере |контролю и анализу исполнения | |исполнительной | |образования |действующего законодательства | |власти | | | | |Свердловской | | | | |области | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Проведение социологических |2001 - | | | |исследований по изучению |2004 гг. | | | |проблем реализации | | | | |законодательства | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Усиление контроля |2000 г. | | | |за исполнением нормативных | | | | |актов различного уровня | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Усиление ответственности |2000 г. | | | |за нарушение законодательства | | | | |в области образования | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| 2. Формирование и реализация государственного образовательного заказа Планируемые результаты: создание условий для реализации государственного образовательного заказа Свердловской области; создание условий для обеспечения соответствия содержания образования и структуры подготовки в учреждениях профессионального образования Свердловской области образовательным потребностям населения и потребностям социально-экономического развития Свердловской области. |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Направление |Содержание деятельности |Сроки |Ответственные | |деятельности | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Развитие правовых |Экспертное сопровождение |2000 г. |МОПО | |механизмов |законопроекта "О | | | |реализации |государственном образовательном | | | |государственного |заказе Свердловской области" | | | |образовательного | | | | |заказа | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Разработка подзаконных |2000 - |МОПО | | |нормативных актов, |2001 гг. | | | |обеспечивающих реализацию | | | | |закона "О государственном | | | | |образовательном заказе | | | | |Свердловской области" | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Развитие |Создание информационных условий |2000 г. |ИРРО | |социального |для межведомственного | | | |партнерства и |взаимодействия, а также | | | |межведомственного |взаимодействия учреждений | | | |взаимодействия в |профессионального образования и | | | |сфере образования |потребителей квалифицированных | | | | |специалистов (работодателей) | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Организация "круглых столов", |посто- |МОПО | | |конференций, семинаров |янно | | | |с участием представителей - | | | | |потребителей квалифицированных | | | | |кадров, учреждений | | | | |профессионального образования, | | | | |государственных и муниципальных | | | | |органов управления | | | | |по материалам исследований | | | | |образовательных потребностей и | | | | |потребностей рынка труда | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Организация заключения двух- и |2000 - |МОПО | | |многосторонних соглашений и |2004 гг. | | | |договоров о сотрудничестве | | | | |между различными ведомствами, | | | | |учреждениями профессионального | | | | |образования, объединениями | | | | |работодателей (промышленников, | | | | |предпринимателей и т.п.), | | | | |предприятиями и организациями | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Координация взаимодействия |2001 - |МОПО | | |подразделений министерства |2002 гг. | | | |с другими ведомствами и | | | | |организациями в рамках | | | | |государственного | | | | |образовательного заказа | | | | |Свердловской области | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Информационно - |Анализ достоверности прогноза |2003 г. |МОПО | |аналитическое |обеспеченности областной | | | |обеспечение |системы образования | | | |формирования |педагогическими работниками на | | | |государственного |2003 год, 2005 год и разработка | | | |образовательного |соответствующего прогноза | | | |заказа |на 2007 и 2009 годы | | | |(далее - ГОЗ) | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Разработка прогнозов |2000 г. | | | |потребности системы общего | | | | |образования в педагогических | | | | |кадрах в условиях: | | | | |перевода начальной школы | | | | |на 4-летнее обучение; | | | | |перехода на 12-летнее | | | | |образование | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Разработка регионального |2000 - |МОПО | | |стандарта сбора информации |2001 гг. | | | |для государственного | | | | |образовательного заказа | | | | |Свердловской области | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Формирование системы |2000 - |МОПО | | |мониторинга процессов |2004 гг. | | | |формирования, размещения и | | | | |исполнения ГОЗ | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Анализ и развитие механизмов |2000 - |МОПО | | |кадрового обеспечения ряда |2001 гг. | | | |отраслей социально - | | | | |экономического комплекса | | | | |области (социальной сферы, | | | | |сферы обслуживания и др.) | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Разработка и апробирование |2000 г. |МОПО | | |модели комплексного | | | | |маркетингового анализа | | | | |на территории области | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Разработка и апробирование |2001 г. |МОПО | | |модели определения социальной | | | | |эффективности деятельности | | | | |учреждения начального | | | | |профессионального образования | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Формирование и |Развитие маркетинговой |2000 - |МОПО | |развитие |деятельности в сфере |2004 гг. | | |организационно - |образования: | | | |содержательных |организация экспертизы | | | |условий реализации |маркетинговых обоснований | | | |государственного |в рамках процедуры ведения | | | |образовательного |новых образовательных программ | | | |заказа |в подведомственных учреждениях | | | | |начального профессионального | | | | |образования; | | | | |организация работы | | | | |по формированию спектра | | | | |образовательных услуг | | | | |учреждениями начального | | | | |профессионального образования и | | | | |согласованию контрольных цифр | | | | |приема в учреждения начального | | | | |профессионального образования; | | | | |организация работы по | | | | |формированию образовательного | | | | |заказа для областных учреждений | | | | |среднего профессионального | | | | |образования; | | | | |координация деятельности | | | | |маркетологов в организационно - | | | | |методических центрах и | | | | |учреждениях начального | | | | |профессионального образования | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| 3. Учебное и программно-методическое обеспечение реализации государственных образовательных стандартов Планируемый результат: обеспечение учебных и программно-методических условий получения обучающимися качественного образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов; обеспечение гарантий общедоступности пользования информационно-библиотечными ресурсами образовательных учреждений. |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Направления |Содержание деятельности |Сроки |Ответственные | |деятельности | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Нормативно - |Разработка нормативных |2000 г. |МОПО, | |правовое |документов, регламентирующих | |Центр "Учебная | |обеспечение |процесс формирования | |книга", ИРРО | |формирования |регионального комплекта | | | |регионального |учебников; | | | |комплекта |положения о порядке | | | |учебников |формирования регионального | | | | |комплекта учебных изданий и | | | | |порядке прохождения рукописей; | | | | |положения об областном конкурсе | | | | |по созданию учебно - | | | | |методической продукции, | | | | |входящей в региональный | | | | |комплект; | | | | |положения о порядке | | | | |апробирования новых учебных | | | | |изданий, входящих | | | | |в региональный комплект | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Содержательно - |Организация и проведение |посто- |МО, ИРРО, | |организационное |экспертной оценки учебно - |янно |Центр "Учебная | |обеспечение |методической продукции. | |книга" | |развития процесса |Организация исследований | | | |стандартизации |с целью: | | | | |оценки имеющихся фондов и их | | | | |эффективного использования; | | | | |выявления потребности в новых | | | | |учебно - методических изданиях, | | | | |профессиональной готовности | | | | |педагогов к их использованию; | | | | |оценки эффективности применения | | | | |новых учебно - методических | | | | |изданий в образовательном | | | | |процессе. | | | | |Организация и проведение | | | | |конкурса на разработку новых | | | | |учебно - методических изданий | | | | |(на основе целевого заказа). | | | | |Разработка и реализация | | | | |образовательных программ, | | | | |обеспечивающих внедрение новых | | | | |учебно - методических изданий | | | | |в образовательный процесс. | | | | |Организация работы | | | | |с издательствами | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Информационно - |Создание информационной системы |2000 г. |МО, ИРРО, | |аналитическое |учебно - методического | |Центр "Учебная | |обеспечение |обеспечения образовательного | |книга" | | |процесса в соответствии | | | | |с ГОСом | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Организация областного |2000 г. | | | |периодического издания, | | | | |информирующего по вопросам | | | | |обеспечения региональным | | | | |комплектом учебников и | | | | |программно - методической | | | | |продукции | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Ежегодный анализ состояния |ежегодно | | | |библиотечных фондов. | | | | |Анализ заказов на учебно - | | | | |методические издания | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| 4. Развитие педагогического и дополнительного профессионального образования работников системы образования Планируемый результат: развитие профессионального потенциала системы образования; обеспечение принципа непрерывности образования взрослых; развитие профессиональной компетентности как базового условия реализации государственной политики в сфере образования. |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Направления |Содержание деятельности |Сроки |Ответственные | |деятельности | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Развитие правовых |Развитие региональной |2000 - |МОПО, МОУО, | |механизмов, |нормативно - правовой базы |2002 гг. |ОУ, ИРРО | |обеспечивающих |(закон о государственном | | | |координацию и |образовательном заказе, закон о | | | |взаимодействие |дополнительном профессиональном | | | |различных уровней |образовании и т.д.), | | | |управления, |гарантирующей право на | | | |субъектов и |периодическое повышение | | | |подсистем |квалификации педагогических | | | |дополнительного |работников в той или иной форме | | | |профессионального |Формирование государственного | | | |образования |образовательного заказа | | | | |для системы дополнительного | | | | |профессионального образования. | | | | |Развитие договорных отношений | | | | |между заказчиками и | | | | |исполнителями образовательных | | | | |услуг. | | | | |Создание нормативных оснований | | | | |научной экспертизы | | | | |по лицензированию, аккредитации | | | | |образовательных учреждений | | | | |дополнительного | | | | |профессионального образования | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Научно - |Образовательные программы |2001 г. |ИРРО, | |методическая, |повышения квалификации, | |ГОУ "Учебная | |научно - |реализующие принципы | |книга" | |исследовательская |стандартизации | | | |и образовательная | | | | |поддержка | | | | |реализации ГОСа | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Создание интегративных |2003 г. | | | |образовательных программ | | | | |на уровне единства | | | | |образовательных областей | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Обеспечение стандартизации |2000 - | | | |учебно - методическими |2002 гг. | | | |материалами в соответствии | | | | |с образовательными линиями | | | | |национально - регионального | | | | |компонента ГОСа | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Учет принципов интегративности |2000 - | | | |образовательных |2004 гг. | | | |областей в конкурсных заданиях | | | | |фестиваля "Юные интеллектуалы | | | | |Среднего Урала" и областных | | | | |контрольных работах | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Развитие форм |Заключение договоров |ежегодно |МОПО, ИРРО, | |сотрудничества |о сотрудничестве и совместной | |МОУО | |в научно - |деятельности по конкретным | | | |исследовательской, |направлениям образовательной | | | |образовательной, |политики, проблемам развития | | | |просветительской |содержания образования и роста | | | |деятельности |педагогического мастерства | | | | |с региональными, федеральными | | | | |и международными организациями | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Научно - |Разработка и внедрение |2000 - |МОПО, ИРРО, | |информационное |технологий информационного |2002 гг. |МОУО, ОУ | |обеспечение |обмена между органами | | | |деятельности |управления образованием, | | | |по реализации |образовательными учреждениями и | | | |образовательной |учреждениями дополнительного | | | |политики |образования | | | |на территории | | | | |Свердловской | | | | |области | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Подготовка справочно - |2004 г. | | | |информационного фонда, научно - | | | | |исследовательских разработок и | | | | |создание справочно - поискового | | | | |аппарата с применением | | | | |традиционных и современных | | | | |носителей для обеспечения | | | | |условий самообразования | | | | |педагогических работников | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Подготовка специалистов в |2000 - | | | |области информационного обмена |2004 гг. | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Развитие |Совершенствование системы и | |МОПО, МОУО, | |профессионального |форм организации | |ИРРО, ОУ | |уровня |дополнительного | | | |руководителей |профессионального образования: | | | |МОУО и ОУ | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |комплексная система аттестации; |2000 - | | | | |2004 гг. | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |разработка системы оценки |2001 г. | | | |профессиональной компетентности | | | | |и деятельности руководителей | | | | |МОУО и ОУ; | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |разработка и реализация |2000 - | | | |образовательных программ |2004 гг. | | | |для руководителей МОУО и УО; | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |разработка и проведение |2001 г. | | | |конкурсов руководителей ОУ | | | | |по управленческим проектам; | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |создание информационного банка |2000 г. | | | |по проектам инноваций в сфере | | | | |образования | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Развитие и |Создание банка данных резерва |2001 г. |МОПО, МОУО, | |подготовка резерва |управленческих кадров | |ИРРО, ОУ | |руководителей | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Разработка методического |2002 г. | | | |обеспечения проектов | | | | |профессионального и личностного | | | | |роста руководителей ОУ | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Разработка и реализация |2001 г. | | | |образовательных программ | | | | |для резерва руководителей ОУ | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Научно - |Разработка системы оценки |2000 - |ИРРО, МОУО, | |методологическое, |реализации ГОСа. |2001 гг. |ОУ, | |научно - | | |ГОУ "Учебная | |методическое и | | |книга" | |образовательное | | | | |обеспечение | | | | |готовности | | | | |работников | | | | |образования | | | | |области | | | | |к профессиональной | | | | |деятельности | | | | |в соответствии | | | | |с ГОСом | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Организация и проведение | | | | |педагогических чтений | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Реализация образовательных |2002 - | | | |программ, ориентированных на |2004 гг. | | | |развитие содержания образования | | | | |по образовательным областям | | | | |национально - регионального | | | | |компонента ГОСа | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Научно - методическое |2000 - | | | |сопровождение реализации |2004 гг. | | | |политики национального - | | | | |регионального компонента ГОС | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Обеспечение |Организация процесса обучения |2000 - |Вузы, ИРРО | |образовательных |в аспирантуре и в системе |2004 гг. | | |учреждений |соискательства в соответствии | | | |Свердловской |с проблемами региональной | | | |области кадрами |политики развития образования | | | |высшей | | | | |квалификации | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Расширение номенклатуры | | | | |специальностей в аспирантуре | | | | |ИРРО | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Соглашения и договоры |2000 - | | | |о сотрудничестве в сфере |2004 гг. | | | |подготовки кадров высшей | | | | |квалификации с УрГУ, УрГПУ, | | | | |УрГППУ на 2000 - 2004 годы | | | | |и на дальнейшую перспективу | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Повышение |Организация и проведение |ежегодно |Вузы, ИРРО, | |квалификации |международных конференций, | |ссузы | |педагогических |семинаров, курсов, обменов, | | | |кадров |стажировок, конкурсов, | | | |Свердловской |"летних школ", консультаций | | | |области на основе | | | | |привлечения | | | | |преподавателей и | | | | |специалистов | | | | |из-за рубежа, | | | | |отбор кандидатов | | | | |на прохождение | | | | |стажировок и | | | | |обучение | | | | |за рубежом | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Мониторинг |Внедрение в практику |2002 г. |Вузы, ИРРО, | |взаимодействия |деятельности ИРРО | |ссузы | |с международными |сравнительного анализа | | | |партнерами и его |состояния образования | | | |результатов |относительно международных | | | |для развития |достижений | | | |образования | | | | |Свердловской | | | | |области | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Разработка |Разработка управленческих |2002 г. |МОПО, МОУО, | |механизмов, |межведомственных программ | |ОУ, ИРРО | |обеспечивающих |координации деятельности | | | |приоритетность |в сфере дополнительного | | | |дополнительного |профессионального образования | | | |профессионального | | | | |образования | | | | |как фактора | | | | |социальной защиты | | | | |педагогических | | | | |работников | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Обеспечение |Подготовка рекомендаций по |2001 г. |МОПО, МОУО, | |доступности |изменению нормативно - правовой | |ОУ, ИРРО | |дополнительного |базы государственных гарантий | | | |профессионального |повышения квалификации | | | |образования |педагогических работников | | | |для педагогических | | | | |работников | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Создание фондов поддержки |2002 г. | | | |дополнительного | | | | |профессионального образования | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Профилактика |Развитие форм информирования |2000 г. |МОПО, МОУО, | |(средствами |о проблемах детей - сирот | |ОУ, ИРРО | |системы |в регионе | | | |образования) |(участие в конференциях, | | | |негативных |"круглых столах" и т.д.) | | | |явлений в детской | | | | |и молодежной среде | | | | |(наркомания, | | | | |токсикомания, | | | | |преступность, | | | | |асоциальные | | | | |проявления) | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Участие в различных формах |2000 - | | | |социального диалога |2004 гг. | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Социальное партнерство и |2000 - | | | |разнообразие форм |2004 гг. | | | |сотрудничества между различными | | | | |социальными субъектами в борьбе | | | | |с негативными явлениями | | | | |в детской и молодежной среде | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| 5. Информационное обеспечение образовательной политики на территории Свердловской области Планируемые результаты: формирование единого информационно-образовательного пространства системы образования Свердловской области (ЕИОП); повышение эффективности управления системой образования и уровня гражданского участия для реализации региональной образовательной политики на основе информационного обеспечения. |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Направления |Содержание деятельности |Сроки |Ответственные | |деятельности | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Развитие |Разработка программы |2000 - |МОПО, МОУО, | |нормативных |информационного взаимодействия |2001 гг. |УО, ОО, ИРРО | |условий |МОПО, ИРРО, ОДМ, ГОУ "Учебная | | | |информационной |книга", культурно - | | | |деятельности |оздоровительный комплекс | | | | |"Юность Урала" | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Формирование нормативного |2000 - |МОПО, УО, | | |обеспечения информационного |2004 гг. |МОУО, ИРРО, | | |взаимодействия органов | |ОДМ, ОО | | |управления образованием, | | | | |образовательных организаций, | | | | |органов исполнительной власти: | | | | |заключение договоров, | | | | |соглашений, разработка | | | | |положений об информационных | | | | |службах в системе образования | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Развитие |Создание при МОПО |2000 г. |МОПО, ИРРО, ОО | |организационно - |научно - методического совета | | | |содержательных |по проблемам информатизации | | | |условий |образования | | | |информационной | | | | |деятельности | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Развитие сети информационных |2000 - |МОПО, ИРРО, | | |служб в сфере образования: |2004 гг. |ОДМ, УО, МОУО, | | |организация информационных и | |ОО | | |информационно - методических | | | | |центров в органах управления | | | | |образованием и образовательных | | | | |учреждениях; | | | | |развитие центров информатизации | | | | |образования и др. | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Организация экспериментальных |2001 - |МОПО, ИРРО, | | |площадок по апробации |2003 гг. |УО, МОУО, ОО | | |программно - методического | | | | |обеспечения информационно - | | | | |методологической линии | | | | |содержания ГОСа (НРК) | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Развитие |Разработка и реализация |2000 - |МОПО, ИРРО, | |кадровых условий |программ повышения квалификации |2004 гг. |ОДМ, УГТУ, УО, | |информационной |на базе ИРРО и ОДМ. | |МОУО, ОО | |деятельности |Обеспечение методического | | | | |сопровождения самообразования | | | | |руководителей, специалистов, | | | | |педагогов на базе | | | | |информационных служб органов | | | | |управления образованием и | | | | |образовательных учреждений, | | | | |методических центров НПО, | | | | |центров информатизации и других | | | | |организационных структур. | | | | |Формирование образовательного | | | | |заказа на подготовку | | | | |специалистов по информационным | | | | |системам в науке и образовании | | | | |на базе УГТУ | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Формирование |Разработка концепции единого |2000 г. |МОПО, ИРРО, | |научно - |информационно - | |ОДМ | |методической базы |образовательного пространства | | | |информатизации | | | | |образования | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Создание программно - |2000 - |МОПО, ИРРО, | | |методического комплекса |2003 гг. |ОО, | | |по информационно - | |ГОУ "Учебная | | |методологической линии | |книга" | | |национально - регионального | | | | |компонента ГОСа (для общего и | | | | |среднего педагогического | | | | |образования) | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Совершенствование |Внедрение автоматизированных |2000 - |МОПО, ИРРО, | |технологии |рабочих мест и новых |2004 гг. |ОДМ, УО, МОУО, | |подготовки |информационных технологий | |ОО | |информации |для обработки статистических | | | |о состоянии |данных в органах управления | | | |системы |образованием | | | |(подсистемы) | | | | |образования | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Пополнение и развитие баз и |2000 - |МОПО, ИРРО, | | |банков данных о состоянии |2004 гг. |ОДМ, МОУО | | |системы образования и отдельных | | | | |направлений образовательной | | | | |политики (аттестация, | | | | |стандартизация и др.) | | | | |на различных уровнях (система | | | | |общего образования, начального | | | | |профессионального, среднего и | | | | |высшего образования: по | | | | |реализации ГОСа (НРК), условиям | | | | |реализации прав граждан на | | | | |качественное образование и др.) | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Обеспечение |Развитие системы информирования |2000 - |МОПО, ИРРО, | |доступа |субъектов образования и граждан |2004 гг. |ОДМ, УО, МОУО, | |к информационным |по вопросам региональной | |ОО | |ресурсам |образовательной политики | | | |пользователей |на областном и муниципальном | | | |(субъектов |уровнях, на уровне | | | |образования, |образовательной организации. | | | |граждан) |Определение процедуры | | | | |размещения информации и | | | | |обеспечения доступа к ней | | | | |в библиотеках, информационных | | | | |центрах, компьютерных сетях, | | | | |интернет | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Организация |Осуществление мониторинга |2000 - |МОПО, ОДМ, | |мониторинга |системы образования. |2004 гг. |МОУО, ОО, ИРРО | |системы |Проведение конкретных | | | |образования |социологических исследований | | | |Свердловской | | | | |области | | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Контроль |Организация проведения опросов |2000 - |МОПО, ИРРО, | |эффективности |и анкетирования руководящих и |2004 гг. |УО, МОУО, ОО | |функционирования |педагогических работников, | | | |системы |родителей, учащихся. | | | |информационного |Анализ способов и форм | | | |обеспечения |доведения информации на уровне | | | | |муниципального образования и | | | | |образовательного учреждения. | | | | |Анализ использования | | | | |информационного обеспечения для | | | | |достижения целей региональной | | | | |образовательной политики | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| | |Определение набора показателей |2000 г. | | | |для оценки степени реализации | | | | |программы информационного | | | | |обеспечения на уровне | | | | |региональной системы | | | | |образования | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| |Организация защиты |Обеспечение мер по защите |2000 - |МОПО, ИРРО, | |информации, |информации, находящейся в |2004 гг. |ОДМ, ОМЦ НПО, | |контроля за ее |локальных компьютерных сетях и | |УО, МОУО, ОО | |использованием |интернете, от вирусов и | | | | |несанкционированного доступа. | | | | |Соблюдение прав собственности | | | | |на информацию, размещаемую | | | | |в средствах массовой информации | | | | |и интернете | | | |—————————————————————|————————————————————————————————————|——————————|—————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|