Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 30.10.2001 № 704-ПП ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Об областной инвестиционной программе "Развитие фармацевтической
промышленности Свердловской области на 2002-2005 годы"
(В редакции Постановлений Правительства Свердловской области
от 31.07.2003 № 478-ПП; от 16.06.2004 № 515-ПП;
от 14.07.2004 № 657-ПП; от 31.12.2004 № 1196-ПП)
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.99 г. № 1443 ПП "О программе действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя на 2000-2003 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, № 12-1, ст.
1392) и в целях более полного обеспечения населения Свердловской области лекарственными средствами на основе увеличения объемов производства и расширения ассортимента лекарственных препаратов, производимых на территории Свердловской области, организации новых, отвечающих современным требованиям фармацевтических производств, воспроизводства импортозамещающих препаратов, Правительство Свердловской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить областную инвестиционную программу "Развитие фармацевтической промышленности Свердловской области на 2002-2005 годы" (прилагается). 2. Внести на утверждение в Законодательное Собрание Свердловской области областную инвестиционную программу "Развитие фармацевтической промышленности Свердловской области на 2002-2005 годы". 3. Поручить представить программу на заседаниях палат Законодательного Собрания Свердловской области члену Правительства
Свердловской области, министру промышленности Свердловской области
Баркову С.Ф.
4. Министерству промышленности Свердловской области (Барков С.Ф.) совместно с Союзом предприятий и организаций химической промышленности Свердловской области (Цуриков В.В.) принять меры по
выполнению мероприятий областной инвестиционной программы "Развитие фармацевтической промышленности Свердловской области на 2002-2005 годы". 5. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.), Министерству финансов Свердловской области (Червяков В.Ю.) предусмотреть в проектах законов Свердловской области об областном бюджете на 2002-2005 годы расходы на финансирование данной программы. 6. Определить государственным заказчиком областной инвестиционной программы "Развитие фармацевтической промышленности
Свердловской области на 2002-2005 годы" и главным распорядителем бюджетных средств Министерство промышленности Свердловской области. 7. Установить, что в ходе реализации областной инвестиционной программы "Развитие фармацевтической промышленности Свердловской области на 2002-2005 годы" мероприятия программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей областного бюджета. 8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правительства Свердловской области, министра промышленности Свердловской области Баркова С.Ф.
Председатель Правительства Свердловской области А.П.Воробьев г. Екатеринбург 30 октября 2001 года № 704-ПП Приложение к постановлению Правительства Свердловской области от 30.10.2001 г. № 704-ПП Областная инвестиционная программа
"Развитие фармацевтической промышленности Свердловской области на 2002-2005 годы" (В редакции Постановлений Правительства Свердловской области
от 16.06.2004 № 515-ПП; от 14.07.2004 № 657-ПП;
от 31.12.2004 № 1196-ПП)
Раздел 1. Паспорт областной инвестиционной программы "Развитие фармацевтической промышленности Свердловской области на 2002-2005 годы" Наименование областная инвестиционная программа
"Развитие фармацевтической промышлен ности Свердловской области на 200220 05 годы" (далее Программа) Основания дл постановление Правительства Свердлов я разработки ской области от 21.12.99 г. № 1443_П П "О программе действий Правительств
а Свердловской области по выполнению
постановление Правительства Свердлов ской области от 29.06.2000 г. № 540_ ПП "Об областном заказе на научно-ис следовательские работы на 2000 год"
(Собрание законодательства Свердловс кой области, 2000, № 6, ст. 612)
Заказчик Министерство промышленности Свердлов
ской области Разработчик федеральное государственное унитарно
Программы е предприятие "Уральский научно-иссл едовательский институт технологии ме дицинских препаратов" Основные исп организации химико-фармацевтической олнители Про промышленности, оборонных отраслей граммы промышленности и металлургического
комплекса, государственное унитарное Цель Програм развитие фармацевтической промышленн мы ости Свердловской области, привлечен
ие предприятий оборонных отраслей пр омышленности и металлургического ком плекса для производства лекарственны х препаратов. Организация новых, отв ечающих современным требованиям, фар мацевтических производств, воспроизв одство импортных препаратов из переч ня важнейших лекарственных средств. Расширение ассортимента и объема вып уска субстанций лекарственных препар атов Задачи Прогр 1) техническое перевооружение, рекон аммы струкция, расширение и новое строите льство предприятий на базе прогресси вных технологий за счет всех источни ков финансирования;
2) производство импортозамещающей пр одукции; 3) развитие производства субстанций
лекарственных средств;
4) создание экономических условий дл я привлечения непрофильных предприят ий оборонной и металлургической отра слей промышленности для производства
5) обеспечение конкурентоспособности
Стратегическ 1) обоснование потребности области ие направлен в лекарственных средствах; ия Программы 2) технико-технологическое реформиро вание организаций отрасли; 3) организационно-производственное
реформирование организаций отрасли;
4) формирование рынка продукции орга низаций отрасли Сроки реализ 20022005 годы ации Програм мы Перечень осн перечень основных мероприятий привед овных меропр ен в разделе 3 Программы Объемы и ист общий объем финансирования составляе очники фи-на т 876855,0 тыс. рублей, в том числе:
нсирования - за счет средств федерального бюдже Программы та 2500,0 тыс. рублей; - за счет средств областного бюджета
114500,0 тыс. рублей;
- за счет привлеченных средств 3160 75,0 тыс. рублей;
- за счет собственных средств органи заций 443780,0 тыс. рублей Ожидаемые ре увеличение объемов производства, рас
зультаты реа ширение ассортимента и повышение кач лизации Прог ества лекарственных препаратов, прои раммы зводимых на территории Свердловской области для удовлетворения потребнос ти населения области в доступных жиз ненно необходимых и важнейших лекарс твенных средствах. Расширение ассорт имента субстанций, производимых на предприятиях Свердловской области.
Повышение конкурентоспособности прод укции за счет модернизации производс тва в соответствии с международными стандартами, повышения квалификации
кадров, улучшения государственного
надзора за процессом производства,
хранения и реализации лекарственных
средств. Создание 1277 новых рабочих
Система орга ежеквартальное представление информа низации конт ции о реализации запланированных мер роля за испо оприятий исполнителями программы в лнением Министерство промышленности Свердлов ской области, подведение итогов реал изации программы с участием всех исп олнителей на уровне Министерства про мышленности Свердловской области и Союза предприятий и организаций хими ческой промышленности Свердловской
области один раз в год
Список сокращений, используемых в Программе
АОЗТ акционерное общество закрытого типа
ГУП государственное унитарное предприятие
ГОУП государственное областное унитарное предприятие
ЗАО закрытое акционерное общество
ООО общество с ограниченной ответственностью
ОАО открытое акционерное общество
ГУП "УНИИ ТМП" государственное унитарное предприятие "Уральский
научно-исследовательский институт технологии медицинских
препаратов"
Минобороны России Министерство обороны Российской Федерации
ИОС УрО РАН Институт органического синтеза Уральского отделения Российской академии наук "Коксохимпроизводство" НТМК Коксохимпроизводство Нижнетагильского металлургического комбината
Ирбитский ХФЗ Ирбитский химико-фармацевтический завод Режевской ХЗ химический завод, город Реж Красноуральский ХЗ Красноуральский химический завод Екатеринбургский завод ОЦМ Екатеринбургский завод по обработке
цветных металлов
Нейво-Рудянский ЛХЗ Нейво-Рудянский лесохимзавод Фарм. Компания ООО "Екатеринбургская фармацевтическая компания" Бакпрепараты "Екатеринбургское государственное предприятие по производству бактерийных препаратов"
Центр НИИ микробиологии Центр военно-технических проблем
биологической защиты научно-исследовательского института
микробиологии Министерства обороны Российской Федерации
Фармцентр УЗХР Фармацевтический центр Уральского завода химреактивов
УЗХР Уральский завод химреактивов
Техноцентр "ЛТ" Техноцентр "Лазерная диагностика и чистые технологии" государственное унитарное дочернее предприятие
Научно-исследовательского и конструкторского института
энерготехники
АС-Бюро ООО "АС-Бюро" (ЗАО "Березовский фармацевтический завод")
Глобус-Урал ООО "Глобус-Урал"
УГМА Уральская Государственная медицинская академия кафедра фармакологии
Фармфабрика "Екатеринбургская фармацевтическая фабрика" БАД биологически-активные добавки
GMP Правила хорошей производственной практики
GLP Правила общей и лабораторной практики
НДС налог на добавленную стоимость ЦНИИ центр научно-исследовательского института
капвл. капитальные вложения НИОКР научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
НИР научно-исследовательские работы тн тонн фл. флаконов тыс. упак. тысяч упаковок тыс. литров тысяч литров
тыс. шт. тысяч штук
тб п/о таблетки, покрытые оболочкой раствор д/ин раствор для инъекций
амп. ампулы тн/год тонн в год уп/год упаковок в год табл. таблеток Раздел 2. Областная инвестиционная программа "Развитие
фармацевтической промышленности Свердловской области на 20022005 годы"
Глава 1. Введение
Фармацевтическая промышленность одна из социально значимых отраслей промышленности включает в себя производство фармацевтических субстанций, готовых лекарственных средств и иммунобиологических препаратов. Развитие фармацевтической промышленности находится в прямой зависимости от состояния экономики страны, прежде всего от динамики инвестиционных процессов. В начале 90-х годов 85 процентов предприятий было акционировано и перешло в частную собственность, соответственно была ослаблена роль государства, инвестиции в промышленное строительство за период 19921997 годов сократились вдвое. В результате такой политики произошел переход российского рынка медикаментов уже в 1994 году более чем на 60 процентов в руки зарубежных фирм, а использование мощностей отечественных предприятий снизилось и составляло менее 30 процентов. Для улучшения ситуации в отрасли постановлениями Правительства Российской Федерации были отменены ограничения по рентабельности, налоги на добавленную стоимость на лекарства и медицинскую технику, предоставлены льготы по налогу на прибыль для
предприятий, выпускающих жизненно необходимые и важнейшие лекарства. Серьезным импульсом в развитии отечественной фармацевтической промышленности стал дефолт 1998 года. Импорт к началу 1999 года сократился вдвое, что расширило возможности для собственного внутреннего производства. Однако, устаревшее оборудование (износ выше 50 процентов) и чрезвычайно высокая конкуренция на фармацевтическом рынке требуют крупных инвестиций на модернизацию и развитие производства. Высокие темпы роста цен на электроэнергию привели к тому, что цены на отечественные фармацевтические субстанции существенно превысили импортные и отечественные субстанции, стали неконкурентоспособными. Для изменения существующего положения в фармацевтической промышленности необходима единая государственная политика в области производства лекарственных препаратов, ассортимент которых
приспособлен к структуре заболеваемости населения области, и стратегия реформирования и развития отрасли на ближайшую перспективу (до 2005 года). Программа развития фармацевтической промышленности области на данный период должна базироваться на передовом отечественном и зарубежном опыте, содержать разработку основ реформирования производственной базы и ее технического перевооружения, установление путей повышения технического уровня выпускаемой продукции и приоритетов ее обновления, определение государственной
политики в развитии отрасли. Учитывая исключительную важность данной проблемы для социально-экономического развития Свердловской области, Правительство области приняло решение о разработке Программы развития фармацевтической промышленности на период до 2005 года. Ведущий разработчик Программы федеральное государственное унитарное предприятие "Уральский научно-исследовательский институт
технологии медицинских препаратов". В разработке Программы приняли участие:
Отдел химической промышленности Министерства промышленности Свердловской области, Союз предприятий и организаций химической промышленности Свердловской области, Институт органического синтеза Уральского отделения Российской академии наук, открытое акционерное общество "Ирбитский химико-фармацевтический завод", открытое акционерное общество "Уралбиофарм", государственное унитарное предприятие "Екатеринбургское государственное предприятие по производству бактерийных препаратов", открытое акционерное общество "Уральский завод химических реактивов", государственное унитарное предприятие "Фармакор", открытое акционерное общество "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов", Центр военно-технических проблем биологической защиты научно-исследовательского института микробиологии Министерства обороны Российской Федерации, открытое акционерное общество "Нижнетагильский металлургический комбинат" "Коксохимпроизводство" НТМК, общество с ограниченной ответственностью "Химтэк", закрытое акционерное общество "Химический завод" город Реж, государственное
унитарное предприятие "Красноуральский химический завод", Ассоциация "Медицинские технологии", общество с ограниченной ответственностью "Екатеринбургская фармацевтическая компания", общество с ограниченной ответственностью "Глобус-Урал", Уральская Государственная медицинская академия кафедра фармакологии, общество с ограниченной ответственностью "АС-Бюро" (закрытое акционерное общество "Березовский фармацевтический завод"), закрытое акционерное общество "МФ-Урал", Муниципальное образование
город Лесной, Техноцентр "Лазер ная диагностика и чистые технологии" государственное унитарное дочернее предприятие научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники, город Заречный Свердловской области. Основания для разработки Программы:
постановление Правительства Свердловской области от 21.12.99 г. № 1443 ПП "О программе действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э. Росселя на 20002003 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, № 12-1, ст. 1392), постановление Правительства Свердловской области от 29.06.2000 г. № 540 ПП "Об областном заказе на научно-исследовательские работы на 2000 год" (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, № 6, ст. 612); постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.94 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения"; "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 г. № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации"; Федеральная целевая программа "Развитие медицинской промышленности в 19982000 годах и на период до 2005 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.98 г. № 650; Областной закон "О лекарственном обеспечении граждан на территории Свердловской области" от 21 апреля 1997 года № 24 ОЗ (Собрание
законодательства Свердловской области, 1997, № 4, ст. 866)
Глава 2. Анализ экономического и финансового состояния
химико-фармацевтических предприятий Свердловской области
1. Современное состояние и экономические проблемы химико-фармацевтических предприятий Свердловской области. Ситуация
на фармацевтическом рынке области складывается по сценарию российского рынка, который с начала 90 х годов находился под влиянием ряда факторов. По России 85 процентов предприятий было акционировано и перешло в частную собственность, соответственно была ослаблена роль государства, инвестиции в промышленное строительство за период 19921997 годов сократились вдвое. Одновременно государством была ограничена рентабельность и повышен уровень налогов. В результате такой политики произошел переход российского рынка медикаментов уже в 1994 году более чем на 60 процентов в руки зарубежных фирм, а использование мощностей отечественных предприятий снизилось и составило менее 30 процентов. Для улучшения ситуации в отрасли постановлениями Правительства Российской Федерации были отменены ограничения по рентабельности, налоги на добавленную стоимость на лекарства и медицинскую технику, предоставлены льготы по налогу на прибыль для
предприятий, выпускающих жизненно необходимые и важнейшие лекарства. Это обусловило рост прибыли в отрасли. Так, по Российской Федерации прибыль за 1999 год была получена в размере 4,3 млрд. рублей, а по предприятиям Свердловской области - 61,2 млн. рублей (приложение 1), что составляет 1,4 процента от суммы по России. Наблюдается увеличение объема прибыли, направляемой на собственное развитие (по Российской Федерации в 1997 году 197 млн.
рублей, в 2000 году уже 1,5 млрд. рублей; для сравнения по Свердловской области в 1997 году 1,7 млн. рублей, в 2000 году 16,3
млн. рублей). Серьезным импульсом в развитии отечественной фармацевтической промышленности стал дефолт 1998 года. Импорт к началу 1999 года сократился вдвое, что расширило возможности для собственного внутреннего производства. По данным Министерства промышленности и науки России на долю российских фирм в некоторых регионах России приходится до 70 процентов всего рынка лекарственных препаратов. Одним из важнейших вопросов является возрождение собственной сырьевой базы. Высокие темпы роста цен на электроэнергию привели к
тому, что цены на отечественные фармацевтические субстанции существенно превысили импортные, и отечественные субстанции стали неконкурентоспособными. Россия фактически лишилась национальной сырьевой базы для производства анальгина, сульфалена, ряда антибиотиков. Политика импортозамещения, проводимая некоторыми предприятиями, сопряжена с необходимостью модернизации производства и масштабными инвестициями и может носить только временный характер, так как основана на производстве устаревшей продукции. Фармацевтическая промышленность России стала наиболее активно развивающейся отраслью. Уже сегодня она сочетает в себе передовые научные разработки, промышленный потенциал, высокую рентабельность и социальную значимость. В 2000 году объем выпускаемой продукции по России в сравнении с 1999 годом увеличился на 56 процентов, по Свердловской области в 2000 году объем по выпуску лекарственных препаратов превышен вдвое. Устаревшее оборудование (износ выше 50 процентов) и чрезвычайно высокая конкуренция на фармацевтическом рынке требует крупных инвестиций на модернизацию и развитие производства. Говоря
о конкурентоспособности медицинской продукции, следует учитывать, что значительная часть фармацевтической продукции России не может поставляться на мировые рынки, так как она, как правило, не соответствует требованиям Всемирной Организации Здравоохранения по
GMP и GLP. На сегодняшний день в России работает не более 2 процентов предприятий, технология и оборудование которых соответствуют требованиям GMP. Соответственно импорт медикаментов превышает по сумме экспорт приблизительно в 10 раз. В конце 1999 года подписан приказ Минэкономики России и Минфина России о поэтапном переходе всех предприятий фармацевтической промышленности на ОСТ 42-510-98 (GMP). Стоимость этого перехода оценивается в 2,5 млрд. долларов. А возможности предприятий с учетом взятия кредитов при банковской кредитной ставке не более 15
процентов оцениваются в 900 млн. долларов. Недостающие инвестиции реально могут быть получены от иностранных инвесторов, но ситуация осложняется предполагаемыми изменениями налоговой и таможенной политики. Так, в новом Налоговом кодексе уже предусмотрен налог на добавленную стоимость на продукцию медицинской промышленности, что влечет повышение стоимости лекарственных препаратов в 2002 году на 4060 процентов. Предполагаемый ввод НДС на ввоз технологического медицинского оборудования повлечет за собой потерю до 15 процентов прибыли, направляемой на развитие производства. Выход из создавшегося положения на уровне России просматривается неоднозначно. Так, Минпромнауки России видит выход в создании корпорации, объединяющей отечественные фармацевтические
фирмы. В тоже время ЦНИИ информации и организации здравоохранения выступает за создание корпораций или иных транснациональных организаций в сферах технологического прорыва России (на рынках иммунобиологических и биотехнологических препаратов). В Свердловской области выпуском лекарственных препаратов занято около 30 организаций, из них крупными и средними являются: ОАО "Ирбитский химико-фармацев ти ческий завод" (город Ирбит), ОАО "Уралбиофарм" (го род Екатеринбург), ОАО "Екатеринбургская фармацевтическая фабрика" (город Екатеринбург), ГУП "Екатерин бург ское государственное предприятие по производству бактерийных препаратов" (город Екатеринбург). Выпуском стеклянных флаконов и банок для упаковки лекарственных средств занимается ЗАО "Уфимкинский стекольный завод" (рабочий поселок Уфимка Ачитского района). Анализ динамики объемов производства химико-фармацевтической промышленности Свердловской области показывает, что тенденции, сложившиеся в отрасли с 1997 года, обрели определенную устойчивость. Объем выпуска всей продукции в 2000 году по сравнению с 1996 годом увеличился в 4,2 раза. Отрасль произвела лекарственных средств в 2000 году на сумму 608,3 млн. рублей или 1,6 процента от объема российского фармацевтического рынка (при ложения 2, 3). Рост темпа выпуска препаратов к уровню 1999 года составил 200 процентов. Увеличение физических объемов производства
произошло в основном за счет расширения номенклатуры выпускаемой продукции. Необходимо отметить, что увеличение физического объема достигнуто в крайне напряженной финансовой ситуации и в условиях, когда произошло резкое снижение номенклатуры и объемов, выпускаемых в России субстанций лекарственных средств ключевого компонента медицинских препаратов. Сегодня в производстве готовых лекарственных средств на предприятиях области используется в основном импортное сырье (Китай, Тайвань, Индия, Корея), качество которого зачастую ниже, чем производившегося отечественной промышленностью. Не способствовала улучшению работы предприятий и структура платежей за реализуемую продукцию. Доля денежных средств за поставленные медикаменты в 1999 году составляла 46 процентов, при этом в 1998 году было и того меньше 1015 процентов. Часто сроки расчетов аптечных и лечебных учреждений перед предприятиями достигали более 6 месяцев. В течение 2000 года денежный компонент составлял в выручке около 65 процентов, к концу года наметилась тенденция на его увеличение. Из-за отсутствия необходимого объема оборотных средств не обеспечивается загрузка производственных мощностей. Она составляет
сегодня в целом по отрасли менее 50 процентов. Вместе с тем отдельные предприятия активно работали над внедрением новых производств. Так, ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" обеспечил освоение производства субстанций нитроксолина, стрептоцида растворимого, налажено производство 15 наименований готовых лекарственных препаратов, в том числе таблетки дибазола 0,02 № 10,
фурациллина 0,1 № 10, организован и пущен в эксплуатацию участок производства жидких лекарственных препаратов (5-процентной йодной настойки, настойки календулы, боярышника и иных препаратов), приобретено оборудование для организации участка производства мазеобразных лекарственных препаратов (тубонаполнительная линия).
Принимаемые меры позволили обеспечить рост объемов производства за 5 лет более чем в 6 раз, увеличить в 2 раза выпуск
жидких лекарственных средств, при этом загрузка производственных мощностей составила только 42 процента, в том числе в производстве
15 процентов, в производстве таблеточных медикаментов 70 процентов. В ОАО "Уралбиофарм" было организовано производство новых медпрепаратов: таблеток нитроксолина, викасола, тиреоидина. Наращивалось производство микробиологического каротина и ликопина на основе бета-каротина (провитамин А), используемых как профилактическое средство сердечных, онкологических заболеваний и в целях выведения радиоактивных элементов из организма человека. Наибольший удельный вес в объеме производства ОАО "Уралбиофарм" составляет производство таблеток аллохола (25,8 процентов), анальгина (18,2 процентов), ацетилсалициловой кислоты (18,8 процентов) и цитрамона П (14,6 процентов). 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. Программа является составной частью мер по закреплению и развитию наметившихся в фармацевтической промышленности положительных тенденций. Она базируется на следующих основных положениях Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации": проведение государственной политики в области обеспечения населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения в необходимом ассортименте, объеме и по доступным ценам; проведение государственной политики в области поддержки отечественных производителей лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения; совершенствование системы закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Развитие фармацевтической промышленности находится в прямой зависимости от состояния экономики страны, прежде всего от динамики инвестиционных процессов и определяется сохранением спроса на медицинскую продукцию на внутреннем рынке, опережающим ростом издержек производства, конкуренцией со стороны зарубежных производителей. Важной составной частью фармацевтической промышленности является производство субстанций лекарственных средств. В 19921997
годах производство субстанций сократилось на 70 процентов. Номенклатура основных выпускаемых субстанций уменьшилась в два с лишним раза, коэффициент использования мощностей по выпуску субстанций синтетических лекарственных средств снизился до 20 процентов. Фармацевтическая промышленность является наукоемкой отраслью. Продолжительность разработки оригинального лекарственного препарата составляет 810 лет при стоимости инновационного цикла около 250 млн. долларов США. Решение указанных проблем возможно только при усилении государственного участия в разработке и реализации задач развития фармацевтической промышленности. В этой связи разработка программных мероприятий в области развития фармацевтической промышленности приобретает исключительно
важное значение и позволяет обеспечить упорядочение организационных, структурных, финансово-экономических принципов функционирования фармацевтической промышленности на региональном уровне. Программные мероприятия направлены на решение следующих задач: развитие отечественного производства медицинской продукции при тесном взаимодействии научно-исследо ва тель ских учреждений, предприятий, торговых и аптечных организаций; техническое перевооружение, реконструкция, расширение и новое строительство предприятий на базе прогрессивных технологий за счет
всех источников финансирования; создание экономических условий для привлечения непрофильных предприятий оборонной и металлургической отраслей промышленности для производства лекарственных средств; обеспечение конкурентоспособности лекарственных препаратов путем приведения производства в соответствие с требованиями международных стандартов GMP; совершенствование системы информирования врачей и потребителей продукции медицинского назначения, повышение профессионального уровня персонала, занятого в сфере здравоохранения, производства, поставок и розничной торговли продукцией медицинского назначения; ведение ежегодного баланса спроса и предложения жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Глава 3. Цель и задачи реформирования химико-фармацевтического
комплекса предприятий Свердловской области
Целью реформирования химико-фармацевтических предприятий Свердловской области является развитие научно-технического и производственного потенциала фармацевтической промышленности Свердловской области, привлечение предприятий оборонных отраслей промышленности и металлургического комплекса для производства лекарственных препаратов, ассортимент которых приспособлен к структуре заболеваемости населения области. Организация новых, отвечающих современным требованиям, фармацевтических производств, воспроизводство импортных препаратов из перечня важнейших лекарственных средств. Расширение ассортимента и объема выпуска субстанций лекарственных препаратов. А также создание новых рабочих мест и поддержание научно-технического потенциала. Основными задачами Программы являются:
обеспечение в первоочередном порядке выпуска медицинской продукции для диагностики, профилактики и лечения следующих заболеваний: сердечно-сосудистых, онкологических, психических, инфекционных (включая СПИД, гепатиты, туберкулез и другие), сахарного диабета; обеспечение развития малых предприятий в фармацевтической промышленности; внедрение лизинга для оснащения предприятий отрасли технологическим оборудованием и приборами; реформирование и реструктуризация предприятий, научных организаций в фармацевтической промышленности; осуществление мер государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в фармацевтической промышленности; техническое перевооружение, реконструкция, расширение и новое строительство предприятий на базе прогрессивных технологий за счет
всех источников финансирования; создание экономических условий для привлечения непрофильных предприятий оборонной и металлургической отраслей промышленности для производства лекарственных средств; производство импортозамещающей продукции;
развитие экспортного потенциала;
- развитие производства субстанций лекарственных средств;
развитие инфраструктуры на действующих предприятиях медицинской промышленности, направленной на охрану окружающей среды; создание дополнительных рабочих мест за счет обеспечения ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей; перепрофилирование ряда устаревших производств на выпуск новых, более эффективных видов медицинской продукции, внедрение новых и усовершенствованных технологических процессов, оборудования и средств автоматизации; обеспечение конкурентоспособности лекарственных препаратов путем приведения производства в соответствие с требованиями международных стандартов GMP. Средствами достижения цели реформирования химико-фармацевтического комплекса предприятий Свердловской области являются оптимальные схемы кооперации производственного потенциала предприятий, создание экономических условий для их эффективного функционирования, масштабная инновационная деятельность, организация новых, отвечающих современным требованиям, фармацевтических производств, воспроизводство импортных препаратов из перечня важнейших лекарственных средств, определение политики Правительства Свердловской области в развитии
отрасли в целях обеспечения национальной безопасности. Реформирование отрасли ориентировано, в основном, на совокупный ресурсный потенциал Свердловской области научно-технический, производственный, финансовый и трудовой. Глава 4. Стратегия реформирования химико-фармацевтического
комплекса организаций Свердловской области
Стратегия реформирования химико-фармацевти чес кого комплекса организаций Свердловской области определяет пути и средства достижения поставленных целей. Основными составляющими стратегии являются: обоснование потребности Свердловской области в важнейших и жизненно необходимых лекарственных средствах, ассортимент которых приспособлен к структуре заболеваемости населения области; технико-технологическое реформирование организаций отрасли;
организационно-производственное реформирование организаций отрасли; - формирование рынка продукции химико-фармацев ти ческих организаций. 1. Обоснование потребности Свердловской области в важнейших и жизненно необходимых лекарственных средствах С учетом современного
состояния производственного потенциала отрасли, а также ограниченности финансовых ресурсов в Программе разработана концепция приоритетного и опережающего развития производства жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, обеспечивающих решение неотложных проблем здравоохранения. Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства это эффективные препараты, необходимые для обеспечения потребностей населения и учреждений здравоохранения и поддержания жизнедеятельности человека. В соответствии с приоритетными направлениями практического здравоохранения Программа предусматривает развитие производства следующих современных лекарственных средств: средства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний;
лекарственные средства, применяемые для лечения злокачественных новообразований; психотропные средства;
средства для лечения инфекционных заболеваний, включая противотуберкулезные препараты и антибиотики новых поколений; продукты крови;
средства для лечения сахарного диабета;
болеутоляющие, жаропонижающие, нестероидные противовоспалительные средства; противоаллергические средства;
растворы, корригирующие нарушения водно-электро лит ного и кислотно-основного равновесия; дезинфицирующие и антисептические средства;
средства для лечения желудочно-кишечных заболеваний; витамины; диуретические средства.
Программой предусматривается расширение производства субстанций, организация производства новых субстанций и на их основе создание производства лекарственных средств. Критериями при выборе приоритетной номенклатуры являются:
динамика и тенденции структуры заболеваемости населения области; ресурсный потенциал организаций производителей (производственные мощности, научно-технический потенциал, финансовые ресурсы); конкурентоспособность производимых лекарственных препаратов.
2. Технико-технологическое реформирование предприятий отрасли Технико-технологическое реформирование организаций отрасли предусматривает реорганизацию, совершенствование и дальнейшее развитие действующих производств, что должно в первую очередь предусматривать сохранение действующих производств сырья и субстанций и одновременно развитие современных лекарственных препаратов неразрывно связанных с реорганизацией производства в соответствие требованиями GMP, а также привлечение для производства сырья, полупродуктов и субстанций лекарственных средств конверсионных предприятий химического профиля Свердловской
области. Основные направления, обеспечивающие выпуск высокоэффективных и конкурентоспособных лекарственных средств: - техническое перевооружение действующих и создание новых мощностей для производства лекарственных препаратов, полупродуктов, субстанций, в том числе на конверсионных предприятиях; - замена физически и морально устаревшего оборудования (не менее 15 процентов в год); внедрение новых технологических процессов мирового уровня, обеспечивающих рациональное использование ресурсов, высокий технический уровень и конкурентоспособность продукции; организация производства лицензионной продукции, в том числе на основе организации совместного производства с иностранными партнерами; внедрение современной системы управления качеством.
3. Организационно-производственное реформирование организаций отрасли Основной задачей организационно-производственного реформирования организаций отрасли является развитие, углубление специализации и производственной кооперации, исходя из выбранной приоритетной номенклатуры и ее технического уровня. Основными направлениями обеспечения организационного реформирования производства предполагаются следующие: 1. "Красноуральский химический завод" государственное унитарное предприятие. Завод производит нитропродукты (тротил, гексоген), имеются мощности по производству сопутствующих веществ (замедлителей горения). Используются мощности по имеющимся данным примерно на 30 процентов. Можно без ущерба для основного производства организовать изготовление ряда субстанций или их полупродуктов. Парацетамол. Потребность в данной субстанции составляет до 1 тысячи тонн в год. Закупается исключительно за рубежом (Украина, Китай). На заводе имеется опыт получения п-нитрохлорбензола полупродукта синтеза парацетамола, имеется документация на синтез парацетамола. Полупродукты для синтеза нитрофурановых препаратов (5-нитрофурфурилдиацетат). В области ранее имелись мощности по улавливанию фурфурола при гидролизе древесины на гидролизных заводах (в частности Лобвинский биохимический завод). В настоящее время фурфурол не выделяется и сливается в отходы. На Красноуральском химическом заводе в цехах производства гексогена может быть создано производство 5-нитрофурфурилдиацетата. В этом случае решаются проблемы экологии и лекарственного обеспечения, а также попутно создаются новые рабочие места. На заводе восстановлено, на новом техническом уровне, производство лекарственного препарата нитросорбид, вместе с тем на его базе можно освоить также производство нового препарата, закупаемого за рубежом изосорбида мононитрата. 2. "Химический завод" закрытое акционерное общество, город Реж. Предприятие имеет уникальную технологию и оборудование для производства нитроглицерина. Создание на его базе опытно-промышленного участка по производству лекарственных форм нитроглицерина позволило бы полностью обеспечить весь Урал и Сибирь этими препаратами (таблетки, инъекционные средства). Таблетки нитроглицерина производятся только на ОАО "ICN-Октябрь" и
стоимость одной упаковки доходит до 14 рублей, стоимость же инъекционной формы производства Германской фирмы "Schwarzpharma" составляет 600 рублей за 10 ампул. 3. Коксохимическое производство Нижнетагильского металлургического комбината, открытое акционерное общество. Предприятие обладает уникальной технологией выделения и очистки пиридиновых оснований ценнейшего сырья для производства важнейших лекарственных препаратов: противотуберкулезных этионамида, изониазида, производных никотиновой кислоты, хинолина (нитроксолин). Организация на базе предприятия переработки пиридиновых оснований до конечных лекарственных препаратов позволило бы снизить затраты на закупку этих субстанций в Китае. 4. "Уральский завод химических реактивов" открытое акционерное общество, город Верхняя Пышма. Завод имеет потенциальные возможности по организации новых производств. Целесообразно организовать производство антацидов (алюмогель, фосфолюгель, солей висмута и другие). Возможно, создание на его базе опытного участка для производства и отработки совместно с учеными Российской академии наук и Уральского НИИ технологии медицинских препаратов малотоннажных субстанций и новых разработок. Значительный интерес имеет создание на его базе производства рентгеноконтрастных средств.
5. Опытные заводы федеральных государственных унитарных предприятий "ВУХИН" и "УНИХИМ с ОП" могут быть задействованы для производства малотоннажных субстанций (оксолин, бисакодил, противораковые средства и так далее). 6. "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов" открытое акционерное общество. Предприятие располагает уникальной технологией производства противоракового препарата цисплатина, возможен также выпуск более современных аналогов этого препарата. 7. Центр военно-технических проблем противобактериологической защиты института микробиологии Минобороны России. На базе этого предприятия целесообразно организовать выпуск современных антибиотиков нового поколения. 8. "Ивдельский гидролизный завод" открытое акционерное общество. Имеет почти готовые мощности по производству сульфокамфорной кислоты.
9. "Завод Уралтехгаз" открытое акционерное общество крупнейший на Урале изготовитель и поставщик технических и медицинских газов. Организация выпуска закиси азота позволит снизить издержки производства, а, следовательно, сократит стоимость продукции, что может стать дополнительным стимулом для увеличения потребления средства для проведения наркоза, которое сегодня ограничено в использовании из-за относительной дороговизны. Углубление специализации и реформирование предприятий отрасли будет способствовать снижению производственных издержек, улучшению
использования производственного потенциала, стабилизации и увеличению объемов производства, расширению ассортимента и повышению качества лекарственных препаратов, производимых на территории Свердловской области. 4. Формирование рынка продукции химико-фармацев ти ческих организаций Формирование рынка продукции химико-фармацев ти ческих организаций базируется на переменах, связанных как с развитием медицины и методов лечения, так и с объективной необходимостью постоянного обновления номенклатуры лекарственных препаратов. Можно обозначить следующие основные направления стратегии отрасли для решения задачи повышения спроса на лекарственные препараты, производимые на территории Свердловской области: - работы по обновлению и расширению ассортимента, учитывая качество и конкурентоспособность лекарственных препаратов; - расширение ассортимента и объема выпуска субстанций Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|