Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 04.12.2002 № 1393-ПП

 

                       Утратило силу - Постановление Правительства

                                           от 20.10.2009 № 1522-ПП

 

 

                Правительство Свердловской области

 

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

    (В редакции Постановления Правительства Свердловской области   

                      от 10.12.2003 № 766-ПП)                      

 

    О Концепции реализации государственной семейной политики в
            Свердловской области на период до 2015 года

 

     Концепция   реализации  государственной  семейной  политики  в
Свердловской  области  на  период  до 2015 года (да лее  концепция)
разработана   в   соответствии   с   Указом  Президента  Российской
Федерации  от  20  мая  1996  года  № 21  "Об основных направлениях
государственной   семейной   политики"  (Собрание  законодательства
Российской  Федерации,  1996,  № 21,  ст. 2460), указом Губернатора
Свердловской  области  от  13  июня 2001 года № 444 УГ "О положении
детей  в  Свердловской  области  и мерах по его улучшению" (Со б ра
ние  законодательства  Свердловской  области,  2001, № 6, ст. 706),
постановлением  Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г.
№ 393  ПП    Концепции "Сбережение населения Свердловской области
на  период  до  2015 года" (Со брание законодательства Свердловской
области, 2001, № 6, ст. 726).
     Ситуация    в    Свердловской    области    в   20002001 годах
характеризовалась       закреплением      позитивных      тенденций
социально-экономических    процессов,   нарастанием   положительной
динамики    практически   всех   важнейших   показателей   развития
Свердловской  области, некоторым повышением уровня жизни населения.
Вместе  с  тем  социально-экономи  чес кое положение семей с детьми
остается по-прежнему тревожным.
     О     продолжающемся     кризисе     семьи    свидетельствуют:
неблагополучное   положение  с  рождаемостью,  уменьшение  среднего
числа  несовершеннолетних  детей в семьях, преобладание числа семей
с  одним  ребенком  над  семьями с двумя и более детьми, увеличение
доли  неполных  семей  и  численности  живущих  в  них  детей из-за
увеличения   числа  разводов,  рост  числа  внебрачных  рождений  у
матерей  в  возрасте  15-18  лет  и  "социальных"  сирот, ухудшение
состояния здоровья членов семей, деградация моральных ценностей.
     В  работе  органов  государственной  власти и органов местного
самоуправления  недостаточно выражена деятельность, ориентированная
на  создание  необходимых  условий  для  функционирования  семьи  и
успешного выполнения семьей социально значимых функций.
     В  связи  с  этим  назрела необходимость в принятии концепции,
устанавливающей  основные  направления  деятельности исполнительных
органов  государственной  власти,  органов местного самоуправления,
направленной  на  укрепление социального института семьи, защиту ее
интересов  и прав, выявление и решение специфических проблем семьи,
затрудняющих ее жизнедеятельность.
     Учитывая   высокую   социальную   значимость   концепции   для
сохранения   и   развития   семьи,   как   социального   института,
Правительство Свердловской области
                           ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Одобрить   Концепцию  реализации  государственной  семейной
политики   в   Свердловской   области   на   период   до  2015 года
(прилагается).
     2. Исполнительным  органам государственной власти Свердловской
области,  осуществляющим  в  пределах  своих  полномочий реализацию
государственной  семейной  политики,  руководствоваться  Концепцией
реализации   государственной   семейной   политики  в  Свердловской
области  на  период  до  2015  года  при  разработке  и  реализации
программ поддержки семьи, женщин и детей.
     3. Рекомендовать      главам     муниципальных     образований
Свердловской   области   руководствоваться   Концепцией  реализации
государственной  семейной политики в Свердловской области на период
до  2015  года  при  разработке и реализации муниципальных программ
поддержки семьи, женщин и детей.
     4. Рекомендовать    общественным   организациям,   реализующим
программы   поддержки   семьи,   женщин   и   детей  на  территории
Свердловской   области,   в  своей  деятельности  руководствоваться
Концепцией   реализации   государственной   семейной   политики   в
Свердловской области на период до 2015 года.
     5. Опубликовать настоящее постановление в "Област ной газете".
     6. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить
на  заместителя  председателя Правительства Свердловской области по
социальной политике Спектора С.И.

 

 

     Председатель Правительства
     Свердловской области                              А.П.Воробьев

 

     г. Екатеринбург
     4 декабря 2002 года
     № 1393-ПП

 

                  К постановлению Правительства
                  Свердловской области
                  от 04.12.2002 г. № 1393 ПП

 

       Концепция реализации государственной семейной политики
           в Свердловской области на период до 2015 года

 

     Концепция   реализации  государственной  семейной  политики  в
Свердловской  области  на  период  до 2015 года (да лее  концепция)
разработана   на   основе   Концепции   демографического   развития
Российской   Федерации   на   период   до  2015 года  (распоряжение
Правительства  Российской  Федерации  от  24.09.2001 г.  № 1270-р),
Концепции  "Сбережение  населения Свердловской области на период до
2015 года",  одобренной  постановлением  Правительства Свердловской
области   от  06.06.2001 г.  № 393  ПП  (Собрание  законодательства
Свердловской  области,  2001,  № 6,  ст. 726), Основных направлений
государственной   семейной  политики  (Указ  Президента  Российской
Федерации  от  14 мая  1996 года  № 712  с  изменениями, внесенными
Указом  Президента  Российской  Федерации  от  5  октября 2002 года
№ 1129)  и представляет систему взглядов, принципов и приоритетов в
сфере осуществления государственной семейной политики.
     Концепция   определяет   основные   направления   деятельности
органов  социальной защиты населения Свердловской области и органов
местного   самоуправления  муниципальных  образований  Свердловской
области в сфере осуществления государственной семейной политики.
                             Введение
     Государственная     семейная    политика,    являясь    важным
направлением  современной  социальной  политики, представляет собой
комплекс    целенаправленных    мер,    реализуемых   федеральными,
региональными,   муниципальными  органами  управления  в  отношении
института семьи.
     В  настоящее  время  она  формируется под влиянием объективных
перемен,  происходящих  в жизни общества. Принципиальным отличием в
сущности  принимаемых  законов,  постановлений,  решений,  программ
выступает  факт  признания  семьи  в  качестве  одного  из  главных
объектов  всей  социальной  политики.  Данный подход к формированию
современной   социальной  политики  связан  с  чрезвычайно  сложным
состоянием,  которое  переживают  российские  семьи,  расцениваемым
многими исследователями и практиками как кризисное.
     Современные  российские  исследователи рассматривают семью как
один    из    главных    социальных    институтов,   обеспечивающий
воспроизводство  и  развитие  общественной системы через выполнение
присущих  ей  функций.  В  то  же  время  она  выступает  как малая
социальная  группа, члены которой связаны брачными или родственными
отношениями,  общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Она  выступает  как  исторически конкретная система отношений между
супругами,   родителями   и   детьми.  Она  меняется  со  временем,
приспосабливается  к  изменяющимся общественным отношениям, в связи
с  этим  современная  семья  во  многом  отличается от семьи начала
века,  где муж обеспечивал жизнедеятельность семьи, а жена отвечала
за ее быт и психологическое благополучие.
     В  настоящее время активно изменяются виды семейных отношений,
система  власти и подчинения, функциональная зависимость супругов и
положение детей в семье.
     Важнейшими  характеристиками  семьи  по-прежнему  считаются ее
функции,   структура   и   динамика.   Функции   семьи   связаны  с
удовлетворением  определенных  потребностей,  поэтому функций семьи
столько,  сколько  видов  потребностей  в устойчивой, повторяющейся
форме   она  удовлетворяет.  Рассматривая  сферу  жизнедеятельности
семьи,  выделяют  функции  общества  по отношению к семье, семьи по
отношению  к  обществу, семьи по отношению к личности и личности по
отношению  к  семье. Рассматривают функции семьи как социальные (по
отношению  к  обществу),  так  и  индивидуальные  (по  отношению  к
личности).  Функции  семьи тесно связаны с потребностями общества в
институте  семьи  и  с  потребностями  личности  в принадлежности к
семейной группе.
     Традиционно     основными     функциями    семьи    считаются:
репродуктивная,            экономическая,           воспитательная,
психотерапевтическая,  рекреативная  (организация досуга и отдыха),
коммуникативная,   сексуальная.   Именно   их   выполнение   семьей
обеспечивает воспроизводство и развитие общественной системы.
            Основные понятия, используемые в концепции
     семья:  лица,  связанные родством и (или) свойством, совместно
проживающие и ведущие совместное хозяйство
     малообеспеченная    семья:    семья,   уровень   материального
положения    которой    не    достигает    прожиточного   минимума,
установленного в субъекте Российской Федерации
     неполная  семья:  семья, где мать или отец воспитывает ребенка
или детей без мужа или жены
     многодетная  семья:  семья,  имеющая  трех  или  более  детей,
признанная  многодетной  в  соответствии  с  порогом многодетности,
установленным местными органами власти
      (Утратил  силу  -  Постановление  Правительства  Свердловской
области от 10.12.2003 № 766-ПП)
     ребенок-сирота:  ребенок,  оставшийся  без попечения родителей
вследствие их смерти
     ребенок,   оставшийся   без   попечения   родителей:  ребенок,
родители   которого   лишены   родительских   прав,   ограничены  в
родительских  правах,  признаны недееспособными, не могут выполнять
свои   родительские   обязанности  из-за  болезни  или  длительного
отсутствия,  уклоняющиеся от воспитания ребенка или защиты его прав
и    интересов,    отказывающиеся    взять    своего   ребенка   из
воспитательного,   лечебного   учреждения,   учреждения  социальной
защиты
      (Утратил  силу  -  Постановление  Правительства  Свердловской
области от 10.12.2003 № 766-ПП)
     безработный:  трудоспособный  гражданин,  не  имеющий работы и
заработка   или  трудового  дохода,  зарегистрированный  в  органах
службы  занятости  населения  по  месту  жительства  в целях поиска
подходящей работы, ищущий работу и готовый приступить к ней
      (Утратил  силу  -  Постановление  Правительства  Свердловской
области от 10.12.2003 № 766-ПП)
      (Утратил  силу  -  Постановление  Правительства  Свердловской
области от 10.12.2003 № 766-ПП)
     психический     дискомфорт:    состояние,    характеризующееся
неприятными   субъективными   ощущениями  вследствие  пребывания  в
непривычных условиях
     межличностный     конфликт:     столкновение    противоположно
направленных   целей,   интересов,  позиций,  мнений  или  взглядов
субъектов взаимодействия
     патерналистский  подход:  политика  государства по отношению к
социально  не  защищенным  гражданам, ориентированная на социальное
обеспечение (материальные выплаты, пенсии, пособия)
     социализирующая  функция  семьи:  обучение  несовершеннолетних
членов  семьи  навыкам  социального  поведения  с целью их успешной
адаптации в обществе
     самообеспечение:    самостоятельные    действия   клиента   по
поддержанию  и  улучшению  своего  жизненного  уровня  и жизненного
уровня своей семьи
     качество  социальной  услуги:  совокупность свойств социальной
услуги,  определяющих  ее  возможность  и способность удовлетворять
потребности клиента социальной службы
     инвалид:   лицо,   имеющее   нарушение   здоровья  со  стойким
расстройством   функций   организма,  обусловленное  заболеваниями,
последствиями   травм   или  дефектами,  приводящее  к  ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты
     инвалидность:  социальная недостаточность вследствие нарушения
здоровья  со  стойким расстройством функций организма, приводящая к
ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты
     ребенок-инвалид:   лицо   моложе   18  лет,  имеющее  признаки
инвалидности  и  признанное  в  установленном  порядке инвалидом 
редакции    Постановления    Правительства   Свердловской   области
от 10.12.2003 № 766-ПП)
     социальное  обслуживание:  деятельность  социальных  служб  по
предоставлению  социальных  услуг  и  по  осуществлению  социальной
реабилитации  и  адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации
     социальная  служба:  предприятие  или учреждение независимо от
формы  собственности,  предоставляющее  социальные  услуги, а также
граждане,   занимающиеся   предпринимательской   деятельностью   по
социальному  обслуживанию  населения  без  образования юридического
лица
     работник     социальной    службы:    лицо,    непосредственно
предоставляющее  либо  организующее предоставление социальных услуг
клиентам социальной службы и состоящее в штате социальной службы
     клиент  социальной  службы  (клиент): гражданин, находящийся в
трудной    жизненной    ситуации,   которому   в   связи   с   этим
предоставляются социальные услуги
     трудная  жизненная  ситуация:  ситуация, объективно нарушающая
нормальную  жизнедеятельность  гражданина  по причине инвалидности,
неспособности  к  самообслуживанию  в  связи с преклонным возрастом
или     болезнью,     безработицы,    сиротства,    безнадзорности,
малообеспеченности,  конфликтов  и  жестокого  обращения  в  семье,
отсутствия  определенного  места  жительства,  которую  он не может
преодолеть самостоятельно
     социальная  услуга:  действия  социальной  службы  по оказанию
помощи клиенту с целью преодоления им трудной жизненной ситуации
     социально-экономическая    услуга:   услуга,   предоставляемая
клиентам  с  целью  поддержания  и  улучшения  их жизненного уровня
путем  оказания материальной помощи, консультирования, содействия в
трудоустройстве,  решения  других  социально-экономических  проблем
жизнедеятельности
     материальная   помощь:   услуга   по  предоставлению  клиентам
денежных  средств,  продуктов питания, средств санитарии и гигиены,
средств  ухода  за  детьми, одежды, обуви и других предметов первой
необходимости,  топлива,  а также специальных транспортных средств,
технических  средств  реабилитации  инвалидов  и лиц, нуждающихся в
постороннем уходе
     социально-медицинская    услуга:    услуга,    предоставляемая
клиентам  с  целью  поддержания  и улучшения состояния их здоровья,
социально-медицинской      реабилитации      путем      организации
лечебно-оздоровительных  мероприятий,  консультирования, содействия
в  своевременном  получении  квалифицированной  медицинской помощи,
решения других социально-медицинских проблем жизнедеятельности
     социально-психологическая   услуга:  услуга,  направленная  на
содействие   клиентам   в   улучшении  их  психического  состояния,
восстановлении   способности  к  адаптации  в  социальной  среде  и
решении других социально-психологических проблем жизнедеятельности
     социально-психологическое      консультирование:     получение
информации   и   обсуждение   проблем   клиента   для  раскрытия  и
мобилизации  им  своих  внутренних  ресурсов и последующего решения
социально-психологических проблем
     психологическое    консультирование:    помощь    клиенту    в
налаживании  межличностных  взаимоотношений  с близкими и значимыми
для них людьми
     психодиагностика  и  обследование личности: выявление и анализ
психического   состояния  и  индивидуальных  особенностей  личности
клиента,  влияющих  на отклонения в его поведении и взаимоотношения
с   окружающими  людьми,  для  составления  прогноза  и  разработки
рекомендаций по их коррекции
     психологическая     коррекция:     активное    психологическое
воздействие,  направленное на преодоление или ослабление отклонений
в   развитии,  эмоциональном  состоянии  и  поведении  клиента  для
обеспечения  их  соответствия  возрастным  нормативам и требованиям
социальной среды
     психотерапевтическая  помощь:  психологические  воздействия  в
системе   "психолог-клиент",   направленные   на   решение  проблем
клиента,  которые  лежат  в основе глубинных жизненных трудностей и
личностных конфликтов
     психопрофилактическая  и  психологическая работа: содействие в
формировании  у  клиентов  потребности  в  психологических знаниях,
желания  использовать их для работы над собой, своими проблемами, в
создании   устойчивой   для   полноценного   психического  развития
личности    на   каждом   возрастном   этапе   для   своевременного
предупреждения   возможных   нарушений  в  становлении  и  развитии
личности клиента
     психологический      тренинг:     активное     психологическое
воздействие,  направленное  на снятие последствий психотравмирующих
ситуаций,   нервно-психической  напряженности,  привитие  социально
ценных  норм  поведения  людям,  преодолевающим  асоциальные  формы
жизнедеятельности,    формирование   личностных   предпосылок   для
адаптации к новым условиям
     социально-психологический       патронаж:      систематическое
наблюдение  за  клиентами с целью своевременного выявления ситуаций
психического   дискомфорта,   личностного,   внутриличностного  или
межличностного  конфликта  и  других  ситуаций,  могущих  усугубить
трудную  жизненную  ситуацию,  и  оказания  необходимой им в данный
момент социально-психологической помощи
     социально-педагогическая   услуга:   услуга,  направленная  на
организацию  досуга  клиентов,  оказание  им  содействия в семейном
воспитании  детей  и  решение  социально-педаго  ги чес ких проблем
жизнедеятельности
     социально-педагогический  патронаж:  систематическая  работа с
родителями,  опекунами,  попечителями, детьми, в том числе на дому,
с целью обеспечения нормального воспитания и развития детей
     социально-бытовая  услуга: услуга, направленная на поддержание
или обеспечение жизнедеятельности клиентов в быту
     социально-правовая  услуга: услуга, предоставляемая клиентам с
целью  поддержания  или  изменения  их  правового статуса, оказания
юридической  помощи, защиты законных прав и интересов, содействия в
решении других социально-пра вовых проблем жизнедеятельности
     социальный  патронаж:  систематическое наблюдение за клиентами
с    целью   своевременного   выявления   степени   их   социальной
дезадаптации,  могущей  усугубить  трудную  жизненную  ситуацию,  и
оказания им при необходимости в данный момент социальной помощи
     социально-медицинский  патронаж: систематическое наблюдение за
клиентами  с  целью своевременного выявления отклонений в состоянии
их   здоровья   и   оказания   им   необходимой   в  данный  момент
социально-медицинской помощи
     срочная  социальная  услуга:  услуга, носящая разовый характер
помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
     консультирование:     предоставление    клиенту    информации,
рекомендаций   о   конкретных   действиях,   необходимых   ему  для
преодоления трудной жизненной ситуации
     учреждение   социального   обслуживания:   юридическое   лицо,
независимо  от форм собственности предоставляющее социальные услуги
клиентам в соответствии с законодательством Российской Федерации
     стационарное    учреждение    социального   обслуживания   или
стационарное   отделение   учреждения   социального   обслуживания:
учреждение   или  отделение  учреждения  социального  обслуживания,
обеспечивающее  предоставление социальных услуг клиентам в условиях
круглосуточного пребывания
     полустационарное   учреждение   социального  обслуживания  или
отделение  дневного  или  ночного пребывания учреждения социального
обслуживания:   учреждение  или  отделение  учреждения  социального
обслуживания,   обеспечивающее   предоставление   социальных  услуг
клиентам в условиях пребывания в течение дня или в ночное время
     нестационарное   учреждение   социального   обслуживания   или
нестационарное   отделение   учреждения  социального  обслуживания:
учреждение   или  отделение  учреждения  социального  обслуживания,
обеспечивающее   предоставление   социальных   услуг   клиентам   в
нестационарных условиях
     учреждение  социального  обслуживания  на  дому  или отделение
учреждения  социального обслуживания на дому учреждения социального
обслуживания:  учреждение  или  отделение социального обслуживания,
обеспечивающее  предоставление  социальных  услуг клиентам по месту
их проживания
     комплексное  учреждение социального обслуживания или отделение
комплексного  учреждения  социального  обслуживания: учреждение или
отделение   учреждения   социального  обслуживания,  обеспечивающее
предоставление    социальных   услуг   клиентам   в   стационарных,
полустационарных, нестационарных условиях на дому
     социальный   приют   для   детей  и  подростков:  стационарное
учреждение    социального    обслуживания,    предназначенное   для
временного  проживания и социальной реабилитации детей, оказавшихся
в  трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной
помощи
     социально-реабилитационный   центр   для   несовершеннолетних:
учреждение   социального  обслуживания,  предоставляющее  услуги  в
стационарных,  полустационарных, нестационарных условиях и на дому,
предназначенное  для  социальной  реабилитации детей и подростков с
девиантным  поведением,  различными  формами  и степенью социальной
дезадаптации
     центр   помощи  детям,  оставшимся  без  попечения  родителей:
стационарное  учреждение  социального обслуживания, предназначенное
для   временного   содержания   детей,   оставшихся  без  попечения
родителей, и оказания содействия в их дальнейшем жизнеустройстве
     реабилитационный  центр для детей и подростков с ограниченными
возможностями:       учреждение      социального      обслуживания,
предоставляющее  услуги  в  стационарных, нестационарных условиях и
на  дому, предназначенное для реабилитации детей-инвалидов, детей и
подростков  с  отклонениями  в  умственном  и физическом развитии в
возрасте  от  рождения до 18 лет в соответствии с реабилитационными
программами
     центр  социальной  адаптации подростков и молодежи: учреждение
социального  обслуживания,  предоставляющее  услуги  в стационарных
условиях  и  на  дому,  предназначенное для социальной адаптации на
первоначальном  этапе  самостоятельной  жизни  выпускников  детских
домов   и  школ-интернатов  для  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей,  специальных  школ-интернатов для детей с отклонениями в
умственном       и       физическом      развитии,      специальных
учебно-воспитательных      учреждений,     домов-интернатов     для
детей-инвалидов,  несовершеннолетних  и  молодых людей, вернувшихся
из воспитательных колоний
     кризисный   центр   помощи  женщинам:  учреждение  социального
обслуживания,     предоставляющее     услуги     в    стационарных,
полустационарных  и  нестационарных  условиях,  предназначенное для
оказания  помощи  и  социальной  реабилитации  женщин, подвергшихся
физическому  или психическому насилию, потерявших жилье или работу,
оказавшихся  в  экстремальных  психологических  и социально-бытовых
условиях
     территориальный     центр     помощи     семье     и    детям:
многофункциональное  учреждение  социального обслуживания различных
категорий   семей   и   детей   в  стационарных,  полустационарных,
нестационарных условиях и на дому
     комплексный    центр   социального   обслуживания   населения:
многофункциональное  учреждение  социального обслуживания различных
категорий  граждан в полустационарных, нестационарных условиях и на
дому
     центр    психолого-педагогической    помощи:    нестационарное
учреждение  социального  обслуживания, предназначенное для оказания
гражданам специализированной психолого-педагогической помощи
     центр   экстренной   психологической   помощи   по   телефону:
нестационарное       учреждение      социального      обслуживания,
предназначенное  для  оказания гражданам экстренной психологической
помощи  по  телефону  в  соответствии  с  поступающими  от клиентов
запросами
     отделение  учреждения  социального  обслуживания:  структурное
подразделение  учреждения  социального обслуживания, представляющее
конкретные  социальные  услуги  в  соответствии  с  функциями этого
учреждения
     реабилитационное     учреждение:     учреждение    социального
обслуживания,  тип  и  вид  которого  устанавливается учредителями,
предоставляющее    услуги    в    стационарных,   полустационарных,
нестационарных    условиях   и   на   дому,   предназначенное   для
реабилитации   инвалидов   в   соответствии   с   реабилитационными
программами
        Глава 1.    Современное состояние семьи как института
     Анализ  существующего  положения  семьи показывает, что в ходе
реформирования  страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение
качества    жизни    отрицательно    отразилось    на   организации
домохозяйства,   структуре   потребления,  здоровье  членов  семьи,
удовлетворении    их    духовных,    образовательных,    культурных
потребностей.   Вместе   с   тем  ослабло  влияние  государственных
структур,  общественных  организаций и производственных коллективов
на  развитие  семьи.  Существенно деформировались социально-экономи
чес   кая,   психологическая   функции  семьи.  Главное,  семья  не
справляется    с   репродуктивной   и   воспитательной   функциями,
обеспечивающими     биологическое,    социальное    воспроизводство
населения  и  потому имеющими первостепенное значение для общества.
Проявилась  устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и
развитии   детей,   обеспечении   их  нравственного  и  физического
здоровья.  Кризисное  состояние  семьи  как  социального  института
усугубляется     распространением     преступности,    алкоголизма,
наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
     Кризис  современной  семьи,  прежде всего, выражается в резком
падении  рождаемости,  что  свидетельствует  о снижении или даже не
выполнении  репродуктивной  функции  семьи.  Следствием отмеченного
снижения   рождения   детей   является  уменьшение  среднего  числа
несовершеннолетних  детей  в  семьях,  преобладание  числа  семей с
одним ребенком над семьями с тремя и более детьми.
     И,  как  следствие, в стране резко обострилась демографическая
ситуация.   С   1992   года   по  2000  год  численность  населения
сократилась  в  65 из 89 субъектов Российской Федерации. Превышение
умерших  над  числом  родившихся в России в 1999 году составило 930
тысяч  человек,  в  2000 году   958 тысяч  человек.  В  2000 году в
России   родилось  1267 тысяч  детей,  что  на  722 тысячи,  или  в
1,6 раза  меньше,  чем в 1990 году. Средняя продолжительность жизни
в  стране  одна  из  самых низких в мире. Младенческая смертность в
несколько раз превышает среднеевропейский уровень.
     Те  же  тенденции  свойственны  и  Свердловской области, о чем
свидетельствуют  данные,  приведенные  в государственном докладе "О
положении  детей  в Свердловской области" по итогам 2001 года. Так,
численность  постоянного населения Свердловской области в 2001 году
уменьшилась  на  29,8 тыс.  человек,  или  на  0,6 процента (в 2000
году    на  28,4 тыс.  человек,  или  0,6  процента)  и  на  начало
2002 года   составила   4572,8 тыс.   человек.  Суммарное  снижение
численности  жителей  Свердловской  области  за  пятилетний  период
(19972001 годы) составило 87,4 тыс. человек, или 1,9 процента.
     Численность населения Свердловской области (тыс. человек)

 

     Естественная    убыль    населения    в    целом    определяет
демографическую   ситуацию   в   Свердловской   области,   сохраняя
устойчивый  и  долговременный  характер.  В  1997 году естественная
убыль  населения  на 1000 человек составила  5,9; в 1998 году  5,4;
в  1999 году  7,3; в 2000 году  8,1. В 2001 году естественная убыль
несколько  снизилась  и  составила  7,1  на  1000 человек населения
Свердловской области.
       Естественная убыль населения в Свердловской области
                         (на 1000 человек)

 

     Число   родившихся   в   2001  году  только  на  55,6 процента
возмещает  убыль населения от смертности: на 1000 человек населения
коэффициент рождаемости за 2001 год вырос с 8,3 до 8,9.
     Увеличение   рождаемости   в   Свердловской  области  не  было
обусловлено  ростом  числа  женщин  фертильного  возраста, так как,
начиная  с 1999 года, идет снижение абсолютной численности женщин в
возрасте  15-49  лет:  в  1999  году  их число составило 1252,7 тыс.
человек,   в   2000   году    1250,6 тыс.   человек,  в  2001 году
1249,5 тыс. человек.   На  начало  2001 года  удельный  вес  женщин
фертильного  возраста  среди  всего населения области составил 27,3
процента  (по  России   27  процентов);  среди  женского  населения
соответственно  51,2  процента  (по России  69,2 процента). Уровень
рождаемости   число  родившихся  детей  на  100 женщин  фертильного
возраста   составляет не более 118 рождений против 215, необходимых
для простого численного замещения поколений родителей их детьми.
       Численность женщин в Свердловской области в возрасте
                  от 15 до 49 лет (тыс. человек)

 

     Наблюдается    устойчивая    тенденция    старения   населения
Свердловской   области.   Ежегодно,   в  1997,  1998,  1999  годах,
численность  детского  населения  сокращалась  в среднем на 30 тыс.
человек.   За   последние   два  года  численность  этой  категории
населения  сокращалась  более  чем на 36 тыс. человек. За последние
пять  лет  численность детского населения сократилась на 133,5 тыс.
человек.   Сокращается  удельный  вес  детей  в  общей  численности
населения: с 1997 по 2001 год с 24,4 процента до 22 процентов.
     За   последние  три  года  в  Свердловской  области  наметился
незначительный    рост   зарегистрированных   браков:   в 1999 году
зарегистрировано  26117 браков  (прирост  по сравнению с 1998 годом
составил  11,9  процента),  в  2000  году   26430  браков  (прирост
1,2 процента),  в  2001 году  30315 браков (прирост 14,7 процента).
По  сравнению  с 2000 годом общий коэффициент брачности вырос с 5,8
зарегистрированных браков на 1000 человек населения до 6,6.
     Вместе  с  тем  за  последние  два года увеличилось количество
бракоразводных  процессов: в 2000 году их число составило 19878 (по
сравнению  с 1999 годом рост 14,3 процента), в 2001 году  28130 (по
сравнению  с  2000  годом  рост 41,5 процента). Если в 2000 году на
1000  заключенных браков приходилось 752,1 бракоразводных процесса,
то  в 2001 году  927,9. Общий коэффициент разводимости по сравнению
с  2000 годом вырос с 4,3 на 1000 человек населения до 6,2. Поэтому
сложившееся   в   целом   положение   с   брачностью   населения  в
Свердловской    области    оказывает    негативное    влияние    на
демографическое развитие.
              Соотношение зарегистрированных браков
                 и разводов в Свердловской области

 

     Сохраняется  тенденция  к  увеличению  доли  неполных  семей и
численности  живущих  в  них детей из-за увеличения числа разводов.
Уменьшается  число  повторных  браков  как  возможности компенсации
неудавшегося  брака.  Разводом  заканчиваются в среднем два из трех
браков.  В  2001 году число разводов составило 28130 против 19878 в
2000  году,  то  есть  выше  на 29,3 процента. Распадаются в первую
очередь  молодые  семьи, к которым относятся семьи, имеющие стаж до
пяти  лет совместной жизни. Наиболее уязвимые из них  браки первого
года  существования.  В  результате  в 2001 году 22601 ребенок стал
воспитываться  в  неполных  семьях  против  15085  в 2000 году, что
негативно  влияет  на социализацию детей, воспитание  снижаются или
затрудняются социализирующая и воспитательная функции семьи.
     Семьи     непосредственным    образом    подвержены    влиянию
социально-экономического  кризиса   происходит  сни же ние уровня и
качества  их жизни, особенно тех, в которых воспитываются несколько
детей,   дети-инвалиды.  Происходит  ухудшение  состояния  здоровья
членов   семей.   Рост   безработицы  в  первую  очередь  негативно
сказывается   на   положении   семей   безработных.   Исследователи
настойчиво   обращают   внимание   общественности  и  политиков  на
стремительную   деградацию   моральных   ценностей.  Как  следствие
отмеченных  процессов   увеличение  семей  с  девиантным поведением
родителей  или  детей  с  асоциальным  образом  жизни, рост детской
беспризорности,    подростковой    преступности,    наркомании    и
алкоголизма среди несовершеннолетних детей и молодежи в целом.
     Социальная  недостаточность многих семей обусловлена причинами
объективного  характера, поэтому они нуждаются в поддержке. К таким
семьям,  называемым  семьями  группы  социального  риска,  в первую
очередь относятся:
     многодетные семьи;
     семьи матерей-одиночек;
     неполные семьи;
     семьи, воспитывающие детей-инвалидов;
     молодые  семьи  с  низким  уровнем доходов, имеющие малолетних
детей;
     семьи,  воспитывающие  детей  группы  риска  и  те,  в которых
родители относятся к группе риска;
     семьи,   воспитывающие   детей,   оставшихся   без   попечения
родителей (приемные семьи, опекунские семьи).
     В  наиболее неблагоприятной социально-экономи чес кой ситуации
по-прежнему  остаются  семьи  с детьми и, прежде всего, многодетные
семьи   и   семьи   социального   риска.   В 2001 году   на   учете
территориальных  органов  социальной  защиты населения Свердловской
области   состояло   111489 се   мей   социального   риска,  в  них
воспитывалось  151762 ребенка  (в 2000 году таких семей было 97769,
в  них  воспитывалось 141564 ребенка). Уровень благосостояния семей
непосредственно  связан  с  числом  детей,  воспитывающихся  в них.
Анализ  статистических  данных  показывает,  что в наиболее тяжелом
положении  оказываются  семьи  с  четырьмя  и  более  детьми. Малое
количество   многодетных   семей   обуславливает   невысокую   долю
малообеспеченных  многодетных  семей  в  общей  структуре семей. По
данным   органов   социальной   защиты  населения  в  2001  году  в
Свердловской  области  насчитывалось  более  23  тысяч  многодетных
семей, в них воспитывалось свыше 77 тысяч детей.
Численность семей и детей социального риска в Свердловской области

 

     Проведенный  анализ показал, что по состоянию на 1 января 2002
года  средние  доходы  семьи  в  Свердловской  области составили 68
процентов  по  отношению к прожиточному минимуму. То есть в большой
части   семей   выполнение   экономической   функции   находится  в
угнетенном состоянии.
     Одним  из основных факторов, оказывающих негативное влияние на
уровень  жизни семей, является безработица. По данным Свердловского
областного  комитета  государственной  статистики  на конец декабря
2001  года  в  органах государственной службы занятости состояло на
учете  45,3 тыс.  незанятых  трудовой деятельностью граждан, ищущих
работу,   из   них  37,5 тыс. человек  имели  статус  безработного.
В числе  зарегистрированных  безработных  женщины  составляли  64,3
процента     2000  году   66,6  процента),  молодежь  в  возрасте
1629 лет   35,1  процента  (в 2000 году  36,9 про цента), инвалиды
3,4 процента (в 2000 году  3 про цента).
     Возрастает   общая  площадь  ветхого  и  потенциально  ветхого
жилищного   фонда,   в   связи   с   чем  обеспеченность  населения
Свердловской  области добротным жильем не превышает 15,6 кв. метра.
Это   существенным   образом   затрудняет   выполнение  семьей  как
воспитательной и психотерапевтической, так и рекреативной функций.
     О   невыполнении   семьей   воспитательной  и  социализирующей
функций  свидетельствует  рост  числа  детей, находящихся в трудной
жизненной   ситуации.  Это,  прежде  всего,  дети  с  ограниченными
возможностями  здоровья,  дети-си  ро  ты  и  дети,  оставшиеся без
попечения  родителей,  беспризорные  и  безнадзорные  дети, а также
дети, совершившие правонарушения.
     Существенно  вырос  уровень  детской инвалидности: в 2001 году
он  составил  20,5  случая  на 10000 тыс. детей, что на 7 процентов
выше  показателя  2000  года.  В  2001 году в Сверд ловской области
насчитывалось 23303 ребенка-инвалида.
     По  состоянию  на 1 января 2002 года в Свердловской области на
учете   в   органах   внутренних  дел,  органах  социальной  защиты
населения,  органах управления образованием состояло около 16 тысяч
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей (в 1999 году около 12
тысяч   несовершеннолетних),   из   них   более  9  тысяч  являлись
социальными  сиротами  (дети,  родители которых лишены родительских
прав).  В  течение  2001 года  в органы внутренних дел Свердловской
области  было доставлено 25883 несовершеннолетних. В воспитательных
колониях,  находящихся  в  ведении  Главного  управления исполнения
наказаний    Министерства    юстиции    Российской   Федерации   по
Свердловской области, содержалось 2667 несовершеннолетних.
  Доля социальных сирот в общей численности детей, оставшихся без
 попечения родителей, в Свердловской области на 1 января 2002 года

 

     Несмотря    на    предпринимаемые    профилактические    меры,
продолжается  рост  детской  безнадзорности.  Если  в  1997 году  в
Свердловской   области   в   розыске   находилось  2150 подростков,
самовольно  оставивших место проживания, то в течение 2001 года эта
категория   несовершеннолетних   увеличилась  на  40,2  процента  и
составила  3016 человек.  Через  стационарные  отделения учреждений
социального  обслуживания  семьи и детей системы органов социальной
защиты  населения  в  2001  году  прошло 6848 детей, оставшихся без
попечения  родителей  (в 2000 году  4683 ребенка). Всего на учете в
органах  внутренних  дел  состоит  более  3,5 тысячи  родителей, не
исполняющих обязанности по воспитанию детей.
     Очевидно,  проявляется  опасность  отрицательных  последствий,
связанных  с  состоянием  семьи,  и необходимость поиска средств их
преодоления.  В  качестве  такого  средства  и  выступает  семейная
политика.
        Глава 2.    Основные направления реализации государственной
         семейной политики
     Государственная  семейная политика  часть социальной политики,
комплекс  мер,  направленных на оказание того или иного воздействия
на  семью,  процессы  семейных  изменений  или  семейное поведение.
Семейная  политика представляет собой комплекс целенаправленных мер
экономического,   политического,   правового,   медико-социального,
информационно-просветительского  и организационно-управ лен ческого
характера,   реализуемых   федеральными,   региональными   органами
государственной   власти   и   местного  самоуправления  и  другими
субъектами   политики   (частно   пред   при  нимательский  сектор,
политические  и  общественные  организации)  в  отношении семьи как
важнейшего  института  общества. По сравнению с социальной семейная
политика   является  более  целенаправленной,  сориентированной  на
конкретный объект действий  семью.
     Предмет    государственной    семейной   политики   составляет
совокупность  специфических  проблем  семьи, характеризующих ее как
социальный институт и связанных с реализацией ее основных функций.
     Общественная  необходимость  государственной семейной политики
обусловлена тем, что она:
     является  важнейшим  социальным  инструментом, стабилизирующим
общество,   снижающим   социальную   напряженность,  способствующим
гражданскому согласию;
     призвана   обеспечить   координацию   деятельности  социальных
институтов  в  области  взаимодействия  государства и семьи во всех
сферах ее функционирования;
     гарантирует  социальную  безопасность  семьи,  обеспечивает ее
интересы, прежде всего, при принятии государственных решений;
     выполняет  особую роль в период реформ, кардинальных перемен в
обществе, жизнедеятельности семьи.
     Формирование  и  проведение  такой  политики  актуально в силу
того,  что  сегодня  необходимо  смещение  акцентов  с  последствий
социального  неблагополучия  на  устранение  их  причин. Укрепление
семьи представляет начало развития данной стратегии.
     В  современных  условиях наметился переход к усилению семейной
политики  на  местном уровне в связи с ограниченностью ресурсов для
увеличения  льгот  по  тем или иным категориям семей на федеральном
уровне.
     Эффективность  поддержки  семей  может  обеспечить комплексный
подход   к   проблемам   семьи,   позволяющий   устранить   причины
неблагополучия,  а  не  его  следствия,  что  означает всестороннюю
поддержку    нормально   функционирующих   семей,   а   не   только
нуждающихся,   оказание  им  помощи  в  выполнении  своих  функций
жизнеобеспечения,  воспитания  и  образования детей, социализации и
адаптации их к условиям современного общества.
     Приоритетная  задача  на  современном  этапе   защита наиболее
уязвимых  семей  через  систему пособий и социального обслуживания,
но    это    одна   из   функций   социальной   политики,   имеющая
вспомогательный   характер.  Стратегическое  направление   создание
условий    для    повышения    внутренних    ресурсов    семьи   по
самообеспечению,  поддержанию здоровья и личностного развития своих
членов,  уходу  за нетрудоспособными, их реабилитации и адаптации в
обществе,   противостояние  асоциальному  поведению,  алкоголизации
членов семьи.
     В  структуре  видов  помощи муниципальная политика должна быть
ориентирована   на   активные   формы   поддержки    дополнительное
обучение,  содействие  в  трудоустройстве,  выделение  кредитов  на
жилищное строительство, на семейное предпринимательство.
     В  соответствии  с Указом Президента Российской Федерации от 3
июня  1996 года № 803 "Об основных положениях региональной политики
в  Российской  Федерации"  предусматривается правовое разграничение
полномочий  и ответственности между органами власти на федеральном,
региональном   и  местном  уровнях,  а  также  реализация  принципа
дополнительности,  предполагающего  выполнение  ими тех полномочий,
которые     они     в     состоянии     реализовать.     В условиях
социально-экономического  кризиса  важнейшая  задача  муниципальной
политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семей.
     Программно-целевой   метод   является   наиболее   эффективным
методом решения рассматриваемых проблем.
     Эффективная  семейная политика предполагает системный подход к
семье.
     В   управлении   вопросами   семейной   политики   реализуется
межведомственный  подход   координация  разработки  и практического
осуществления семейной политики.
     Принципиальное     значение     имеет    формирование    новых
методологических   основ   семейной   политики,   направленных   на
поддержку  и  укрепление,  восстановление  и  развитие  внутреннего
потенциала  семьи,  обеспечение  ее  нормального функционирования в
обществе,  выполнение широкого спектра значимых функций, адекватную
адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям.
     Принципиально  новым  в  разработке семейной политики является
ее  ориентация  на  оказание прямых социальных услуг, прежде всего,
через    разнообразные    социальные   службы   (медико-социальные,
психологические,     педагогические,    социально-правовые),    что
предполагает  наличие  подготовленных  профессиональных  социальных
работников, владеющих современными технологиями работы с семьей.
     Часть  исследований по семейной политике посвящена обоснованию
вопроса  о  ребенке как особом объекте социальной поддержки в общей
системе  мер  помощи  семье.  Такая  постановка  вопроса связана, в
первую    очередь,    с    необходимостью    реализации    принципа
дифференцированного   подхода   к   оказанию   помощи  семье  и  ее
персонификации  в  соответствии с учетом разнообразных потребностей
всех проживающих в семье.
     Эти    и    другие   положения   составляют   сегодня   основу
формирующейся семейной политики.
     Современные  российские  исследователи рассматривают семью как
один    из    главных    социальных    институтов,   обеспечивающий
воспроизводство  и  развитие  общественной системы через выполнение
присущих  ей  функций.  В  то  же  время  семья выступает как малая
социальная  группа, члены которой связаны брачными или родственными
отношениями,  общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Семья  выступает как исторически конкретная система отношений между
супругами,   родителями  и  детьми.  Семья  меняется  со  временем,
приспосабливается  к  изменяющимся общественным отношениям, в связи
с  этим  современная  семья  во  многом  отличается от семьи начала
века,  где муж обеспечивал жизнедеятельность семьи, а жена отвечала
за ее быт и психологическое благополучие.
     Для   создания   теоретических   оснований,  на  базе  которых
возможно  формирование  эффективной семейной политики, существенным
является вопрос о типах семей, нуждающихся в помощи.
     Анализ  показывает,  что  сегодня  единого подхода к типологии
семьи  еще  не  сложилось.  Многие  исследователи  выделяют  типы в
контексте   репродуктивного   поведения  семьи.  За  типообразующий
признак  берут  число  детей  в  семье  и подвергают анализу семьи,
отличающиеся  по  этому  признаку.  В соответствии с таким подходом
выделяются однодетная, среднедетная, многодетная семьи.
     Другой     распространенный     подход     структурный.    Это
типологизация  семей по критерию полноты, по представленности в ней
различных  поколений.  Данный  подход  взят  за  основу официальной
статистики.  На  основе  этого  признака  выделены  семьи  с  одной
брачной  парой  с детьми и без детей; семья с одной брачной парой с
детьми  и  без  детей,  с  одним  из  родителей  супругов; матери с
детьми;  отцы  с  детьми;  матери  с  детьми  с  одним из родителей
матери;  отцы  с  детьми  с  одним  из  родителей  отца.  При  этом
характеризуют  семью  как  полную  и неполную; простую (нуклеарную,
имеющую  одну  брачную  пару)  и сложную (расширенную, включающую в
себя более одной брачной пары, так называемую двухпоколенную).
     Исследователи  выделяют в качестве особого типа молодую семью
семью, имеющую стаж до пяти лет совместной жизни.
     В  ряде  социологических  исследований  типология  строится по
принципу места проживания семьи  сельская, городская.
     В  педагогических  работах  типообразующим  признаком является
способность семьи выполнять воспитательную функцию.
     Система  поддержки  и  помощи семьям опирается на эти подходы.
Обычно  указывают  на неполные и многодетные семьи как объект такой
поддержки  и  помощи.  Но  спектр  семей,  нуждающихся в социальной
поддержке,  расширяется.  Необходимо  учитывать такие "отягощающие"
факторы  положения  семей,  как  безработные родители, инвалидность
одного  из  родителей  или  ребенка,  отсутствие  постоянного места
жительства    из-за    вынужденной   миграции   (семьи   беженцев).
Исследователи  обращают  на это внимание, подчеркивая, что создание
типологии  семей,  отражающей современную картину, не просто вопрос
теории,   но   и   практики,   ибо   без  ее  создания  обоснование
дифференцированной поддержки семей затруднительно.
     Утверждается   точка   зрения,   согласно   которой   объектом
социальной  поддержки  должны  быть  не просто семьи, а дети из тех
или  иных  семей.  Ряд  исследований  анализу  подвергает положение
детей  в  многодетных  семьях.  Делается  вывод о том, что снижение
интеллектуального  уровня  детей  в  многодетной  семье  зависит от
порядкового  номера  ребенка  (критический рубеж  третий ребенок) и
интервалов  между  их  рождением.  Выявляются  факторы  повышенного
риска   ухудшения  здоровья детей из многодетных семей, фиксируется
характерное   для   этих   детей  чувство  неуверенности,  ощущение
заниженной   собственной  ценности  по  сравнению  со  сверстниками
(почти  все  дети  имели проблемы в начале обучения). Исследователи
подчеркивают  факт ущемления положения ребенка, деформации процесса


Информация по документу
Читайте также