Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 16.06.2003 № 353-ПП Утратило силу - Постановление Правительства Свердловской области
от 22.12.2008 № 1354-ПП
Правительство Свердловской области
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
О Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса
Свердловской области на 20032010 годы и мерах по повышению
эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 2003 году
(В редакции Постановлений Правительства Свердловской области
от 15.09.2003 № 564-ПП; от 07.06.2004 № 446-ПП;
от 13.09.2006 № 797-ПП)
Обеспечение устойчивой работы жилищно-коммунального хозяйства является одной из ключевых проблем социально-экономической жизни Свердловской области, как и в целом России. Жилищно-коммунальные услуги населению Свердловской области оказывают почти 1800 предприятий и организаций с общим количеством работающих около 100 тысяч человек. Жилищно-коммунальный комплекс включает в себя около 90 миллионов квадратных метров общей площади жилищного фонда, более 3 тысяч единиц котельных и центральных тепловых пунктов, свыше 30 тысяч километров тепло-, водо- и газопроводных сетей, имеющих высокий уровень износа и требующих значительных финансовых средств для их восстановления и модернизации. Необходимость преобразований в жилищно-коммунальной сфере определена Программой действий Губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя на 2000 - 2003 годы и Программой экономического и социального развития Свердловской области на 2003 - 2005 годы. Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003 - 2010 годы разработана с учетом подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 797. Одной из основных задач Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003 - 2010 годы является финансовое оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Анализ статистических данных по финансово-экономическому состоянию жилищно-коммунального хозяйства области показывает, что по итогам 2002 года суммарные убытки предприятий данного вида деятельности составили 502 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2001 годом в 1,3 раза. При этом убытки убыточных предприятий (69,1 процента учитываемых предприятий) составили 933,5 млн. рублей, а прибыль прибыльных предприятий составила 431,4 млн. рублей. Дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 1 января 2003 года составила 6,5 млрд. рублей с долей просроченной задолженности 47,3 процента. Кредиторская задолженность составила 9,3 млрд. рублей с долей просроченной задолженности 62,9 процента, превысив размер дебиторской задолженности в 1,4 раза. Комиссией по анализу финансово-экономического положения и выработке мер повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства, созданной в соответствии с Распоряжением Правительства Свердловской области от 22.05.2002 N 378-РП, установлено, что экономическое положение организаций во многом определяется тарифной и бюджетной политикой, проводимой муниципальными образованиями, мерами административно-организационного характера, способными помочь повысить финансовую устойчивость предприятий. Недостаточны контроль администраций муниципальных образований за сбалансированностью сумм необходимых средств по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство с источниками их формирования и финансовая ответственность за правильное направление средств, в том числе и предоставленных в форме государственно поддержки. В целях реализации жилищно-коммунальной реформы, повышения эффективности работы и финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства на территории Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет: 1. Одобрить Концепцию реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003 - 2010 годы (прилагается). 2. Утвердить: 1) состав областной межведомственной комиссии по реализации Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003 - 2010 годы (прилагается); 2) положение об областной межведомственной комиссии по реализации Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003 - 2010 годы (прилагается); 3) план организационных мероприятий по повышению эффективности работы и улучшению финансово-экономического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2003 год (прилагается). 3. Министерству энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Штагер В.П.) подготовить программу реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2004 - 2010 годы. 4. Поручить представителю в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Свердловской области Трушникову В.Г. внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О погашении задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства". 5. Рекомендовать главам муниципальных образований Свердловской области провести комплекс работ по выполнению плана организационных мероприятий по повышению эффективности работы и улучшению финансово-экономического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2003 год. 6. Признать утратившими силу: 1) Постановление Правительства Свердловской области от 25.08.97 N 732-п "Об основных направлениях программы реформ жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 8, ст. 1218); 2) Распоряжение Правительства Свердловской области от 22.05.2002 N 378-РП "О создании комиссии по анализу финансово-экономического положения и выработке мер повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства"; 3) Распоряжение Правительства Свердловской области от 13.01.2003 N 26-РП "О создании рабочей группы по доработке Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003 - 2010 годы". 7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области, министра энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Штагера В.П. Председатель Правительства Свердловской области А.П.ВОРОБЬЕВ К Постановлению Правительства Свердловской области от 16 июня 2003 г. N 353-ПП КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ ВВЕДЕНИЕ Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003 - 2010 годы (далее - Концепция) разработана с учетом положений подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 797. Концепция предлагает методологические подходы к проведению рыночных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве на территории Свердловской области, приводящие к повышению надежности функционирования жилищно-коммунальной системы жизнеобеспечения населения и направленные на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса, формирование режима его устойчивого и достаточного финансирования. Целями Концепции являются обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения. Концепция учитывает недостаточность имеющейся законодательной базы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, предполагает ее уточнение и совершенствование. Концепция направлена на ликвидацию сверхнормативного износа основных фондов, стимулирование эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимальное использование ими всех доступных ресурсов для решения задач надежного, устойчивого, технически и экономически обоснованного уровня обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг. Глава 1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В настоящее время жилищно-коммунальные услуги населению Свердловской области оказывают почти 1800 предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства с общим количеством работающих около 100 тысяч человек. Жилищно-коммунальный комплекс Свердловской области включает в себя: около 90 млн. квадратных метров общей площади жилищного фонда; более 3 тыс. единиц котельных и центральных тепловых пунктов, свыше 30 тыс. километров тепло-, водо- и газопроводных сетей в однотрубном исчислении. Уровень благоустройства жилищного фонда области характеризуется обеспеченностью: центральным отоплением - на 80 процентов; горячим водоснабжением - на 70 процентов; водопроводом - на 79 процентов; канализацией - на 77 процентов; газом - на 66 процентов. Жилищный фонд и коммунальная инфраструктура имеют высокий уровень износа. Плановые показатели по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда ежегодно не выполняются на 30 и 70 - 80 процентов соответственно. По состоянию на 1 января 2002 года объем ветхого жилья составил 2,2 млн. квадратных метров, аварийного - 190 тыс. квадратных метров. Доля ветхого и аварийного жилья в сумме составляет 2,7 процента от общего жилищного фонда области, что в полтора раза превышает аналогичные показатели по Российской Федерации (1,8 процента). На 1 января 2002 года в Свердловской области в нем проживало более 123 тыс. человек, или около 49 тыс. семей (более 3 процентов населения Свердловской области). Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется уровнем износа, превышающим 60 процентов, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Отсутствие нормального водно-химического режима, применение неэффективных теплоизоляционных материалов сказывается на сокращение сроков эксплуатации котельного оборудования и систем транспортировки теплоносителя. В настоящее время требуется полная замена 1800 маломощных котлов. В 27 населенных пунктах области наблюдается дефицит мощности систем водоснабжения В 25 городах и поселках требуется экстренное расширение и реконструкция очистных сооружений канализации. Существующее неблагополучное состояние систем водоснабжения определяется целым рядом проблем, возникших вследствие многолетних низких темпов развития водопроводно-канализационных систем и комплектации водопроводно-канализационного хозяйства техникой, материалами и оборудованием. Высокий уровень износа оборудования и коммуникаций привел к лавинообразному росту числа аварий: если в начале 90-х годов в среднем по области на 100 километров коммунальных сетей приходилось 15 - 20 аварий, то в последние годы без учета мелких аварий только на 100 километрах инженерных сетей водоснабжения и водоотведения произошло 30 - 40 аварий, а на 100 километрах сетей теплоснабжения - 10 - 20 аварий. Одной из причин увеличения аварий в системе жилищно-коммунального хозяйства является потеря на всех уровнях управления ответственности за соблюдением технологических требований при эксплуатации объектов жизнеобеспечения населения (энергоисточники, тепловые сети), что привело к полному обесцениванию такого важного фактора технологической стабильности любой производственной системы - как уровень квалификации управленческого и обслуживающего персонала, обеспечивающийся наличием системы аттестации персонала по его профессиональным знаниям и умению принять правильное решение при авариях в работе оборудования. Для полного восстановления жилищно-коммунального хозяйства области на сегодняшний день необходимо более 50 млрд. рублей. Предприятия жилищно-коммунального комплекса не имеют достаточных финансовых ресурсов для работы в эксплуатационном режиме. Анализ финансово-экономического состояния 311 предприятий жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы в 2002 году показывает, что конечный финансовый результат работы комплекса составил 502 млн. рублей убытка, ухудшившись по сравнению с 2001 годом в 1,3 раза. При этом 215 убыточных предприятий (или 69,1 процента от числа предприятий этого вида деятельности) дали 933,5 млн. рублей убытка, а 96 прибыльных предприятий - 431,4 млн. рублей прибыли. Дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 1 января 2003 года составила 6,5 млрд. рублей, из них 47,3 процента - просроченная. Кредиторская задолженность составила 9,3 млрд. рублей с долей просроченной 62,9 процента, превысив размер дебиторской задолженности в 1,4 раза. Основные причины сложившейся кризисной ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве заключаются в неудовлетворительном финансовом положении его предприятий, высоких затратах и отсутствии экономических стимулов снижения издержек, неэффективной системе управления, неразвитости конкурентной среды. Решение проблем жилищно-коммунального хозяйства связано с вложением значительных материальных, трудовых, денежных ресурсов и требует вмешательства исполнительных органов государственной власти Свердловской области. Исполнительные органы государственной власти Свердловской области предпринимают возможные меры для улучшения сложившейся ситуации, как работая с федеральным Центром по выделению финансовых средств, так и выделяя ресурсы из областного бюджета на погашение кредиторской задолженности муниципальных образований за использованные топливно-энергетические ресурсы. В период 1999 - 2002 годов на 2 млрд. рублей сокращена задолженность местных бюджетов по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство. Ряду муниципальных образований были выделены средства в рамках реализации областных государственных целевых программ по поддержке депрессивных территорий, экологии и природных ресурсов Свердловской области. Эти средства были направлены на развитие и модернизацию систем водоснабжения, канализации, осуществление капитального ремонта жилищного фонда. Накоплен определенный положительный опыт в области энергосбережения: несколько лет действует программа "Энергосбережение в Свердловской области на период до 2005 года", в рамках которой проведен ряд мероприятий по внедрению системы энергетической паспортизации; утвержден порядок установления лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов для организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета Свердловской области, и контроля за выполнением установленных лимитов топливно-энергетических ресурсов, в соответствии с которым организована работа по лимитированию потребления энергоресурсов бюджетными организациями; продолжается работа по внедрению двухтарифного учета электрической энергии у различных групп потребителей; в 2002 году финансировались мероприятия областной государственной целевой программы "Государственная поддержка высокоэффективных проектов энергосбережения в учреждениях социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области". Многое в решении проблем жилищно-коммунального хозяйства зависит от самих муниципальных образований, от проводимой ими тарифной и бюджетной политики в части компенсации затрат жилищно-коммунальной сферы, а также от осуществления мер административно-организационного характера. Результаты проведенного в 2002 году анализа финансово-экономического состояния жилищно-коммунального хозяйства выявили следующие недостатки в работе органов местного самоуправления, устранение которых может стать резервом получения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства дополнительных доходов и источником сокращения кредиторской задолженности: 1) несвоевременное введение для населения уровня оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Потери от более позднего введения 80-процентного уровня оплаты населением услуг жилищно-коммунальной сферы по предварительной оценке составили за 2002 год около 240 млн. рублей; 2) установление заниженных тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения по сравнению с утвержденным уровнем оплаты. Часть муниципальных образований, продекларировав 80-процентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг, установила тарифы ниже этого уровня. Резерв финансовых средств за счет этого фактора в 2002 году составил свыше 1,2 млрд. рублей; 3) во многих муниципальных образованиях не были введены плата за капитальный ремонт жилищного фонда, плата за наем жилья, 100-процентная плата за сверхнормативную площадь жилья, не доведена максимально-допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг до уровня 22 процентов от совокупного семейного дохода, исходя из социальных норм площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг; 4) утверждению тарифов муниципальным образованием зачастую не предшествовала экономическая экспертиза их обоснованности в Региональной энергетической комиссии Свердловской области, которая существенно снижает непроизводительные затраты организаций, оказывающих услуги; 5) слабо осуществлялась работа по инвентаризации и реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и включению признанной задолженности бюджетных учреждений перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в расходную часть местных бюджетов. По данным сверки кредиторской задолженности местных бюджетов перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг, представленной 50 муниципальными образованиями, на начало 2002 года задолженность составила 2,9 млрд. рублей, увеличившись к концу года на 0,9 млрд. рублей; 6) не везде установлен контроль за соблюдением утвержденных лимитов бюджетных обязательств для оплаты фактического потребления топливно-энергетических ресурсов; 7) ряд муниципальных образований запланировал в бюджетах меньшие суммы на возмещение разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги населению, чем было предусмотрено при согласовании бюджетов текущего года. Этот резерв мог бы принести 100 млн. рублей на финансирование жилищно-коммунального хозяйства; 8) двенадцать муниципальных образований планировали финансировать бюджетные учреждения в меньшей степени, чем было предусмотрено при межбюджетных отношениях. В сумме это составило 86 млн. рублей. Общая сумма недостающих средств для оплаты текущих расходов потребления топливно-энергетических ресурсов и жилищно-коммунального хозяйства на 2002 год, показанная муниципальными образованиями, составляет 1,5 млрд. рублей. С учетом устранения только ряда вышеперечисленных недостатков муниципальные образования смогли бы полностью компенсировать сложившийся дефицит средств. Не достаточны усилия, предпринимаемые по созданию организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих стабилизацию работы жилищно-коммунальных предприятий. В трети муниципальных образований Свердловской области до сих пор не разделены функции заказчика и подрядчика при эксплуатации и ремонте жилья и не сформированы управляющие организации (службы "Заказчика"). Даже созданные на сегодняшний день службы "Заказчика" эффективно работают далеко не везде, поскольку органы местного самоуправления, стремясь сохранить контроль над службами "Заказчика", препятствуют преобразованию этих служб из муниципальных учреждений в коммерческие организации, для которых доходами стали бы плата населения за фактически потребленные жилищно-коммунальные услуги и фиксированные дотации, субсидии и льготы из бюджета, а расходами - выплаты по договорам с подрядчиками. Некоторые муниципальные учреждения передают свои управленческие функции подрядчикам (муниципальным предприятиям), например, начисление и сбор платы за жилье. Тем самым они сужают сферу своей деятельности, отказываются от основных своих обязанностей: заказывать работу на конкурсной и договорной основе, контролировать ее объем, качество и стоимость и оплачивать только фактически предоставленные населению жилищно-коммунальные услуги. Сегодня в Свердловской области только 8 процентов от всех договоров подряда по содержанию и эксплуатации муниципального жилищного фонда заключены на конкурсной основе, что охватывает конкурсной эксплуатацией только 20 процентов жилищного фонда. Таким образом, подавляющее количество жилищно-эксплуатационных предприятий области в настоящее время продолжают оставаться монополистами на рынке предоставления жилищных услуг, а, следовательно, продолжают диктовать свои условия при формировании и пересмотре тарифов на жилищные услуги. В результате можно констатировать, что целенаправленная, продуманная политика муниципальных образований в жилищно-коммунальной сфере формируется недостаточно. В то же время имеется и положительный опыт муниципальных образований по улучшению деятельности жилищно-коммунального хозяйства: 1) в ряде муниципальных образований проводятся заседания балансовых комиссий, где рассматривается работа предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разрабатываются мероприятия по их финансовому оздоровлению, включая реструктуризацию задолженности; 2) успешно реализуется ряд муниципальных программ по энергосбережению в жилищно-коммунальной сфере, например, модернизация коммунальных энергетических систем в городе Краснотурьинске, создание систем поквартирного отопления в жилом секторе города Камышлова. Реальная экономия от внедрения энергосберегающих технологий в городе Нижний Тагил только за первое полугодие 2002 года составила 15 млн. рублей. В городе Первоуральске совместно с открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Свердловэнерго" проработан бизнес-проект по единой системе управления теплоснабжением, внедрение которой также позволит получить экономию затрат; 3) создаются центры по сбору платежей с населения. Разворачивают деятельность комиссии по жилищным платежам; 4) проводится разъяснительная работа с населением по тарифной политике муниципальных образований в жилищно-коммунальной сфере, планируемым текущим и капитальным ремонтам. Проведение реформирования жилищно-коммунального хозяйства невозможно при отсутствии полной и систематизированной законодательной базы в первую очередь на федеральном уровне, регулирующей отношения в жилищно-коммунальной сфере и в сфере обеспечения социальной защиты населения. В связи с этим законодательными и исполнительными органами государственной власти Свердловской области направлен ряд обращений Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с предложениями ликвидировать противоречия в федеральном законодательстве, касающиеся вопросов производства, потребления и оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, совершенствования государственной системы контроля за исполнением законодательства в этой сфере, ускорить принятие новой редакции Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, несмотря на то, что за прошедший период достигнуты определенные положительные результаты в улучшении деятельности жилищно-коммунального хозяйства, состояние этой отрасли остается крайне тяжелым. Для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области в условиях рыночной экономики необходим комплексный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства с использованием программно-целевого метода. Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Основные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения. Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач: 1) финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации их задолженности и постепенного доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий к субсидированию малообеспеченных семей; 2) снижение издержек и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, внедрение систем учета и регулирование потребления ресурсов (воды, газа, энергии) на уровне жилого дома, формирование инвестиционной привлекательности отрасли путем развития конкуренции в сфере предоставления услуг населению; 3) обеспечение государственной и муниципальной финансовой поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и привлечения заемных средств; 4) внедрение системного мониторинга за техническим состоянием жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса путем формирования механизма накопления и целевого расходования средств на проведение текущей инвентаризации и создание информационной базы о жилищном фонде. Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства: 1) обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального хозяйства; 2) обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг; 3) формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг; 4) реконструкция, модернизация и развитие жилищно-коммунального комплекса, организация энергоресурсосбережения и привлечение инвестиций в эту сферу. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Обеспечение финансовой стабилизации работы жилищно-коммунального комплекса Свердловской области является основным условием формирования рыночных отношений в этом секторе экономики и предполагает осуществление следующих мер, которые носят в основном краткосрочный и среднесрочный характер: 1) реструктуризацию кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, включающей ежегодную инвентаризацию имеющейся задолженности, подписание актов сверки задолженности с кредиторами и дебиторами, заключение соглашений о реструктуризации долгов, предусматривающих условия и графики их погашения; 2) принятие мер по сокращению дебиторской задолженности, в том числе населения. Работа с населением осуществляется через разъяснение вопросов тарифной политики муниципальных образований в жилищно-коммунальной сфере, информирование о планируемых текущих и капитальных ремонтах, консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи, участие средств массовой информации и общественности. В перспективе необходимо создание обменного фонда жилья; 3) обеспечение достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, что предполагает: постепенное приведение тарифов в соответствие с экономически обоснованными ставками платы за жилищно-коммунальные услуги, разработку и внедрение двухставочных тарифов по оплате услуг населением; применение установленного уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и максимально-допустимой доли собственных расходов граждан в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг; повсеместное введение полной оплаты за жилищно-коммунальные услуги не первого жилья и жилья, превышающего социальные нормативы; включение в бюджеты муниципальных образований в полном объеме сумм на возмещение разницы в тарифах; направление на цели восстановления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования средств местных бюджетов, высвобождаемых при сокращении размера дотаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства с 20 процентов до нуля от стоимости жилищно-коммунальных услуг; разработку подходов по повышению ответственности жителей за оплату жилищно-коммунальных услуг; введение в структуру оплаты жилищных услуг населением накоплений на капитальный ремонт, что позволит сформировать структуру оплаты жилищных услуг с учетом всех составляющих затрат; введение платы за наем муниципального жилья, позволяющей дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения); постепенную ликвидацию перекрестного субсидирования коммунальных услуг хозяйствующими субъектами с учетом увеличения реальных располагаемых доходов населения; необходимость предсказуемости изменения тарифов в системе жилищно-коммунального хозяйства; согласованность сроков действия тарифов на муниципальном уровне с периодами регулирования, установленными федерацией и областью; проведение независимых экспертиз и комплексных проверок предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью выявления нерациональных затрат при осуществлении тарифного регулирования; разработку методологии привлечения заемных или кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства, позволяющей сгладить влияние на уровень тарифов пикового характера инвестиционных затрат, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для населения; 4) организацию работы комиссий на областном и муниципальном уровнях, осуществляющих: рассмотрение финансово-экономического положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства, планов их оздоровления; выработку рекомендаций по обеспечению их устойчивого функционирования, снижению нерациональных затрат, ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ПОЛНУЮ ОПЛАТУ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" действует система социальной защиты населения при переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Малоимущим категориям граждан предоставляются адресные субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг (далее - жилищные субсидии). Компенсация расходов на предоставление жилищных субсидий будет производиться за счет бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" предполагается прекращение к 2004 году перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В связи с этим, а также в связи с планируемым увеличением уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг следует ожидать, начиная с 2004 года, роста количества нуждающихся граждан и совокупной суммы жилищных субсидий. Для повышения эффективности социальной поддержки населения целесообразно создать системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства, в том числе на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и жилищные субсидии. Для перехода к системе персонифицированных социальных счетов граждан необходимо: 1) обеспечить своевременность перечисления бюджетных средств гражданам, в противном случае жилищно-коммунальные предприятия будут применять финансовые санкции за несвоевременную оплату их услуг; 2) взаимоувязать переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан с мероприятиями по реформированию системы социальной защиты. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И УСЛОВИЙ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ СОБСТВЕННИКА, ЗАКАЗЧИКА И ПОДРЯДЧИКА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Одно из основных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства - это создание конкурентной среды в жилищной сфере с предварительным разделением функций заказчика и подрядчика по оказанию жилищно-коммунальных услуг и формированием договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими и подрядными организациями. Указанное разделение функций в отношении муниципального жилищного фонда особенно важно для прекращения практики выполнения органами местного самоуправления хозяйственных функций по управлению жилищным фондом. Муниципальное образование как собственник жилищного фонда (его части в виде неприватизированных квартир) заключает с управляющей организацией договор на управление жилищным фондом. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в многоквартирном доме муниципальной и частной форм собственности. При этом доля муниципалитета в жилищном фонде находится на балансе у специализированной муниципальной службы. Основное требование при формировании или выборе управляющей организации - это ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг, при этом функции управляющей компании могут выполняться организацией любой организационно-правовой формы. Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности возможно при формировании муниципального заказа, размещаемого на конкурсной основе. Целесообразно проведение конкурсов на выполнение специализированных работ: обслуживание лифтового хозяйства, вывоз мусора, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и других приборов учета на уровне жилого дома, проведение капитального ремонта. Организаторами конкурсов могут выступать управляющие организации на основании положения, закрепленного в договоре на управление, заключаемом с органом местного самоуправления. Целесообразно создание центров для проведения расчетов по платежам населения, которые будут собирать всю информацию по платежам, осуществляемым потребителями услуг предприятий жилищно-коммунального комплекса. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО СТИМУЛА СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК Реформа жилищно-коммунального хозяйства должна создавать условия к развитию конкуренции в двух направлениях: 1) в сфере управления недвижимостью - за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом; 2) между подрядными организациями - за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей организации. Основой для развития конкуренции послужит формирование объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума) является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений. Для активизации процесса создания ТСЖ и их успешного развития необходимо решение следующих вопросов: упрощение процедуры оформления кондоминиума и товариществ собственников жилья; оформление договоров ТСЖ с органами местного самоуправления на предоставление субсидий, дотаций и льгот; создание механизма передачи прав гражданам распоряжаться предназначенными для них бюджетными средствами; формирование в муниципальных образованиях методических центров для оказания соответствующей помощи гражданам в организации и функционировании ТСЖ. На развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом может оказать существенное влияние внедрение альтернативных технологий в сфере энергоснабжения жилищного фонда, позволяющих осуществлять индивидуальное обслуживание небольших групп потребителей, так как управляющая организация будет иметь возможность рассматривать альтернативные варианты: создать собственный локальный источник энергоснабжения или воспользоваться услугами системы централизованного энергоснабжения. АКЦИОНИРОВАНИЕ, КОНЦЕССИЯ Способствовать развитию конкуренции будет и привлечение частных инвестиций в предприятия городской инженерной инфраструктуры муниципальных образований, в том числе путем поэтапного преобразования муниципальных унитарных жилищно-эксплуатационных, ресурсоснабжающих, специализированных и управляющих жилищных предприятий в открытые акционерные общества. Это позволит обеспечить равные юридические права для всех участников рынка. Учитывая целесообразность сохранения объектов сетевой коммунальной инфраструктуры в муниципальной собственности, одновременно необходимо использовать концессионные механизмы управления. Посредством заключения концессионных соглашений возможно предоставление хозяйствующему субъекту (управляющей компании, частному инвестору) исключительных прав на пользование, эксплуатацию и управление государственной или муниципальной собственностью. Реализация данного механизма позволит более эффективно использовать имущество, находящееся в муниципальной собственности, предотвращая его отчуждение в результате приватизации. Переход на использование новых форм хозяйственных отношений будет способствовать снижению рисков деятельности управляющих компаний и повысит гибкость органов местного самоуправления в отношениях с концессионерами, создаст предпосылки для сбалансированности интересов сторон. В связи с этим в настоящее время особое значение приобретает вопрос сотрудничества органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления как в части социальной защиты малообеспеченных слоев населения, так и в части усиления контроля за исполнением на территории муниципального образования действующего законодательства по вопросам организации и проведения жилищно-коммунальной реформы, контроля качества жилищно-коммунального обслуживания и социальной защиты населения. В муниципальных образованиях области целесообразно также ввести в практику широкое привлечение общественности к обеспечению всех видов эффективного содержания жилищного фонда (старшие по дому и подъезду, домовые комитеты, другие общественные объединения) и социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также создание института общественных жилищных инспекторов. Одновременно с этим помощь органов территориального общественного самоуправления необходима при проведении информационно-разъяснительной работы среди населения области по основным проблемам и вопросам проведения жилищно-коммунальной реформы: 1) о порядке и условиях перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг населением Свердловской области; 2) о стандартах социальной нормы площади жилья, нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг, максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, других социальных гарантиях и льготах для населения области; 3) о необходимости учета потребления населением коммунальных услуг на уровне жилого дома, индивидуального (поквартирного) учета и регулирования потребляемых энергоресурсов; 4) о правовых, социально-экономических и других важных для населения проблемах и вопросах проведения жилищно-коммунальной реформы в Свердловской области. РЕКОНСТРУКЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА, ОРГАНИЗАЦИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭТУ СФЕРУ Приоритетными направлениями на первом этапе реформирования жилищно-коммунального комплекса являются восстановление жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры и переход к работе в эксплуатационном режиме, что требует проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ. Реконструкцию, модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса Свердловской области предполагается осуществить за счет комплексного использования средств областного и местных бюджетов, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, населения и инвестиций. При этом средства консолидированного бюджета области будут направлены главным образом на решение задач по устранению последствий недостаточности бюджетного финансирования в предыдущие периоды. Затраты на проведение текущих работ по восстановлению существующих объектов коммунальной инфраструктуры и выполнению их капитального ремонта будут учтены в составе оплаты жилищно-коммунальных услуг. Включение в оплату жилищно-коммунальных услуг средств на реконструкцию и модернизацию жилищно-коммунального комплекса возможно при наличии плана капитального ремонта и развития жилищно-коммунального комплекса, согласованного с органами местного самоуправления. Мероприятия по развитию (увеличение мощности и техническое перевооружение) систем жизнеобеспечения с использованием современных технологий и оборудования должны финансироваться с привлечением всех возможных источников, причем на втором этапе осуществления программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства наибольшее значение будут иметь внебюджетные источники средств. Возможность привлечения в жилищно-коммунальное хозяйство долгосрочных инвестиционных ресурсов будет определяться в значительной степени тем огромным потенциалом энергоресурсосбережения, которым обладает сегодня жилищно-коммунальный комплекс. Энергоресурсосбережение становится стратегическим принципом областной экономической политики и условием энергетической безопасности области, одним из основных источников экономии средств и инструментом создания условий для перехода к следующему этапу реформирования. На территории области разработана программа энергосбережения, в результате осуществления мероприятий которой предполагается: 1) повысить эффективность использования энергетических ресурсов; 2) снизить финансовую нагрузку на бюджет за счет уменьшения объемов потребления топлива, электрической и тепловой энергии и сокращения платежей бюджетных учреждений, населения и предприятий жилищно-коммунального хозяйства за энергоресурсы; 3) улучшить финансово-экономическое состояние предприятий жилищно-коммунального комплекса, что будет способствовать дополнительному пополнению бюджета за счет налоговых поступлений; 4) создать условия для повсеместного внедрения систем учета и регулирования потребления тепловой энергии, горячей, холодной воды и природного газа; 5) разработать эффективные финансово-экономические механизмы производства, транспортировки и потребления энергетических ресурсов; 6) одновременно, по мере установки приборов учета и регулирования на уровне жилого дома и индивидуальных приборов учета и регулирования потребления основных коммунальных услуг обеспечить условия для последующего перехода от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета; 7) разработать с учетом результатов энергетических обследований схемы комплексного теплоэнергоснабжения ряда муниципальных образований с целью получения достоверной информации о реальном состоянии и оценки возможных вариантов развития систем их энергоснабжения на ближайшую и долгосрочную перспективу; 8) продолжить создание системы сбора и анализа информации о потреблении топливно-энергетических ресурсов в населенных пунктах области - "Энергетического паспорта Свердловской области"; 9) обеспечить разработку и государственную поддержку осуществления пилотных проектов по применению энергоэффективных технологий, реализация которых необходима для накопления, обобщения и дальнейшего распространения положительного опыта и отработки нормативно-правовых основ энергосбережения. Потенциал энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе области на сегодняшний день оценивается в 5 миллиардов рублей. Для реализации данного потенциала также необходимы разработка и реализация муниципальных программ по энергосбережению в жилищно-коммунальной сфере с обязательным включением мероприятий по организации водно-химического режима систем энергоснабжения, утеплению домов, одновременному введению систем учета расходов энергоресурсов с организацией регулирования их расходов, созданию систем поквартирного отопления, переходу на закрытые схемы теплоснабжения, тепловизорное обследование жилого сектора и повышение теплозащитных свойств ограждающих конструкций с использованием современных теплоизоляционных материалов. Одной из актуальных остается задача расширения собственной топливной базы, поскольку производство первичного топлива в Свердловской области покрывает только около 5 процентов потребности. В целях поддержания местной угольной базы необходимо продолжить формирование заказа на угли для нужд области, провести техническое перевооружение действующих мощностей угледобывающих предприятия, увеличить добычу местного угля и торфа, осуществить мероприятия по геологическому поиску, разведке и оценке запасов минерального топлива. С учетом того, что Свердловская область занимает ведущее место в Уральском регионе по запасам торфа, планируется для снижения зависимости области по топливным ресурсам заменить привозной уголь, используемый для коммунально-бытовых нужд, торфяными полубрикетами, брикетами и кусковым торфом. Расчетная экономия бюджетных средств позволит окупить инвестиции на организацию и развитие производства торфа при уровне рентабельности 10 процентов за 3 года. Экономическая привлекательность энергоресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате внедрения энергоресурсосберегающих технологий. Повышение энергоэффективности будет способствовать привлечению инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Глава 4. ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Первый этап (2003 - 2006 годы) - институциональный, не предполагающий значительных финансовых затрат в силу слабой инвестиционной базы экономики. Главное создание мотивационных механизмов снижения издержек и повышения качества. В качестве первоочередных мероприятий предполагается осуществить: 1) проведение органами местного самоуправления, руководителями предприятий жилищно-коммунального хозяйства комплекса работ по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области; 2) инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства; 3) инвентаризацию и регистрацию собственности (общей, долевой) на жилой фонд, на коммуникации жилых зданий, на землю, находящуюся под жилыми зданиями, придомовую территорию; 4) инвентаризацию технического состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры; 5) разработку областной целевой программы реконструкции, модернизации жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Свердловской области; 6) совершенствование существующего жилищного законодательства; 7) разработку кредитно-финансовых механизмов реализации Концепции; 8) разграничение функций собственника, управляющей организации в государственном и муниципальном жилищном фонде. Проведение необходимых структурных преобразований; 9) организацию переобучения кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях; 10) создание комиссий на муниципальном и областном уровнях, осуществляющих выработку рекомендаций по обеспечению устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижению нерациональных затрат, ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности; 11) прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов"; 12) дифференциацию ставок платы в зависимости от качества и/или местоположения (исходя из потребительских характеристик жилья); 13) установку приборов учета потребления ресурсов в учреждениях бюджетной сферы; 14) переход к установке счетчиков и регуляторов потребления коммунальных услуг в жилом фонде. С учетом особенностей жилищно-коммунального хозяйства в различных муниципальных образованиях области в период реализации Концепции Министерством энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области совместно с органами местного самоуправления и в соответствии с их письменными обращениями будут осуществлены пилотные проекты по отработке новой системы управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством и по внедрению новой экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства в городах Нижний Тагил, Первоуральске, Сухой Лог, Алапаевске, Арамиле, Березовском, Заречном, Белоярском, Камышловском, Нижнесергинском, Пригородном, Серовском районах и поселке Рефтинском. К реализации пилотных проектов целесообразно привлечь в установленном порядке органы территориального общественного самоуправления, другие общественные организации и объединения. На втором этапе (2007 - 2010 годы) должны быть осуществлены: развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве; развитие концессионных механизмов; переход к профессиональному конкурсному управлению жилищным фондом; полномасштабная модернизация и реконструкция жилищно-коммунального хозяйства, в том числе через привлечение средне- и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие и ремонт инфраструктуры. Глава 5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Реформирование жилищно-коммунального комплекса Свердловской области предусматривает консолидацию бюджетных средств, а также средств населения, которые будут направлены на обеспечение достаточного текущего финансирования жилищно-коммунального хозяйства, модернизацию, техническое переоснащение объектов инженерной инфраструктуры, внедрение современных энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном комплексе. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ Средства федерального бюджета, направляемые на модернизацию жилищно-коммунального комплекса, занимают незначительную долю в общем объеме требуемых средств - не более 1 процента. В основном эти средства предназначены для реализации межрегиональных проектов, имеющих определяющее значение для жизнедеятельности региона, если их финансирование невозможно без участия федерального бюджета. Финансовая помощь, предоставляемая из федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство Свердловской области, в основном направлена на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с федеральными законами социальной направленности и на возмещение расходов по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления. ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ Областным бюджетом на жилищно-коммунальное хозяйство предусматриваются средства: на предоставление льгот по областным законам социальной направленности в части оплаты жилищно-коммунальных услуг; на реализацию областных целевых программ. Финансовую поддержку жилищно-коммунального комплекса Свердловской области целесообразно осуществлять через реализацию областных целевых программ, предусматривающих решение следующих вопросов: 1) полная техническая инвентаризация жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; 2) переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда; 3) реконструкция и модернизация жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; 4) обеспечение населения питьевой водой стандартного качества. МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ Из местных бюджетов на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства финансируются расходы: 1) на возмещение разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги. В стоимость жилищно-коммунальных услуг включена плата за капитальный ремонт жилищного фонда и плата за наем жилищного фонда, средства от поступления которых целевым образом направляются на модернизацию основных фондов. При сокращении размера дотаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства с 20 процентов до нуля от стоимости жилищно-коммунальных услуг предполагается высвобождаемые средства местных бюджетов направлять на цели восстановления жилищно-коммунального хозяйства; 2) на погашение кредиторской задолженности по финансированию расходов на жилищно-коммунальное хозяйство; 3) на реализацию муниципальных программ повышения эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства; 4) на предоставление льгот, устанавливаемых органами местного самоуправления в части оплаты жилищно-коммунальных услуг. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Внебюджетные источники финансирования жилищно-коммунального хозяйства включают в себя: 1) платежи населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги. Предполагается поэтапное увеличение доли оплаты населением жилищно-коммунальных услуг: 2003 год - рекомендованный уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг населением составляет 80 процентов; 2004 год - 80 процентов, 2005 год - 90 процентов; 2006 год - 95 процентов; начиная с 2007 года - 100 процентов. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования. В структуру платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, необходимо включить инвестиционную составляющую (плата за капитальный ремонт жилого фонда и плата за наем жилья). В целях снижения финансового бремени для населения при поэтапном увеличении уровня оплаты за жилищно-коммунальные услуги органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления предусматриваются меры по сдерживанию роста тарифов за счет энергосбережения и установления экономически обоснованных затрат; 2) заемные финансовые средства (банковские и бюджетные кредиты, средства частных инвесторов). Перспективными источниками финансирования проектов модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса на втором этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства должны стать заемные финансовые средства. Первоначально органы государственной власти и органы местного самоуправления должны осуществить организационные меры по разработке процедур и форм обеспечения привлечения заемных средств. Эти меры позволят в перспективе сформировать рыночные механизмы привлечения долгосрочных частных инвестиций и их возврат в течение длительного периода за счет текущих доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В условиях ограниченности ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства резко возрастает актуальность возможности изыскания дополнительных источников средств. В условиях формирования рыночных отношений в сфере владения и пользования жилым фондом одним из инструментов аккумулирования средств может выступать страховая защита жилья, в том числе находящегося в муниципальной собственности. Так, именно страховые средства могут оказать решающее значение в случае ситуаций, требующих безотлагательного решения, путем возмещения ущерба при наступлении страхового случая. Договором страхования может быть предусмотрена возможность выплаты страховщиком средств из фонда финансирования предупредительных мероприятий при ненаступлении страхового случая. Практикой сегодняшнего дня подтверждается целесообразность добровольного страхования жилья собственником, нанимателем или арендатором в соответствии с нормами гражданского законодательства, согласно которым бремя ответственности за содержание и риск случайной гибели или порчи имущества возложены на его собственника. Таким образом, страхование имущественных интересов и жилищных прав собственников и нанимателей жилья может стать важнейшим механизмом, позволяющим сформировать дополнительные финансовые ресурсы и направить их на восстановление утраченного или поврежденного жилья и развитие инженерной инфраструктуры городов и населенных пунктов области. Главное преимущество, которое может быть достигнуто путем страхования жилья, заключается в том, что оно позволит: 1) обеспечить сохранение гарантий в области жилищных прав граждан на основе законодательно урегулированных договорных отношений независимо от условий финансирования жилищно-коммунальной сферы; 2) обеспечить адресную помощь пострадавшим; 3) создать систему объективной оценки причиняемого жилью ущерба; 4) повысить ответственность подрядных организаций за качество обслуживания жилых домов; 5) сократить бюджетные затраты, связанные с ремонтом или заменой поврежденного (уничтоженного) жилья или объектов инженерной инфраструктуры. Исходя из потребности в финансовых ресурсах на восстановление жилищно-коммунального хозяйства в сумме 52,7 млрд. рублей, увеличение нагрузки на консолидированный бюджет области составит 4,8 млрд. рублей ежегодно, из них 2,5 млрд. рублей может быть получено за счет высвобождения средств при доведении уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100 процентов. При прочих равных условиях ежегодное привлечение дополнительных средств населения на модернизацию жилищно-коммунального комплекса составит 2 млрд. рублей, что вызовет необходимость роста тарифов на 15 - 20 процентов в год (приложение). Особое внимание необходимо обратить на повышение эффективности амортизационной политики предприятий и использование аккумулируемых за счет этих отчислений средств по их прямому назначению. Глава 6. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Реформирование жилищно-коммунального хозяйства, предполагающее развитие конкурентной среды и появление на рынке услуг предприятий различных форм собственности, коренным образом влияет на экономику предприятий, на социально-трудовые отношения работодателей и работников. Обеспечение и согласование интересов работников и работодателей, система взаимоотношений между органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления должны будут строиться в рамках социального партнерства, предусмотренного Трудовым кодексом Российской Федерации. Система социального партнерства в Свердловской области должна реализовываться на различных уровнях. На региональном и отраслевом уровне предполагается установление основ регулирования отношений в сфере труда в области и в отрасли в целом; на территориальном уровне - основ регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании в соответствии с отраслевым соглашением; на уровне организации - конкретных взаимных обязательств в сфере труда между работниками и работодателем в соответствии с отраслевым и территориальным соглашением. В системе социального партнерства представителями работников, как правило, являются профессиональный союз и его объединения. В соглашениях, заключаемых сторонами социального партнерства, должны учитываться взаимные обязательства, направленные в первую очередь на: 1) улучшение качества услуг; 2) снижение нерациональных затрат; 3) обеспечение охраны труда и техники безопасности, санитарной и экологической безопасности на уровне, обеспечивающем безаварийную и безопасную работу и комфортные условия проживания населения; 4) повышение ответственности за соблюдение технических требований при эксплуатации объектов жизнеобеспечения населения (энергоисточники, тепловые сети) в соответствии с Правилами технической эксплуатации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; 5) повышение размера оплаты труда работникам жилищно-коммунального хозяйства; 6) решение социальных проблем и гарантий работников жилищно-коммунального хозяйства в случаях банкротства предприятий, при смене собственника, при реорганизационных мероприятиях при проведении конкурсов и ликвидации предприятий. Муниципальным образованиям совместно с руководством предприятий необходимо выработать политику, направленную на укрепление кадрового потенциала, повышение квалификации, подготовку и аттестацию специалистов жилищно-коммунального хозяйства. Успешное реформирование жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с изложенными в настоящей Концепции положениями позволит: повысить качество жилищно-коммунальных услуг, снизить затраты на их предоставление; достичь финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства; ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе; создать мотивационные механизмы повышения эффективности деятельности жилищно-коммунального комплекса; стимулировать привлечение инвестиционных ресурсов в сферу жилищно-коммунальных услуг. Приложение к Концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003 - 2010 годы РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНОЙ СУММЫ СРЕДСТВ, ТРЕБУЮЩИХСЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ Глава 1. ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ Исходными условиями распределения расчетной суммы средств, требующихся на восстановление жилищно-коммунального хозяйства, по источникам финансирования являются: 1) в качестве основных источников приняты средства областного и местных бюджетов Свердловской области и средства населения по оплате жилищно-коммунальных услуг; 2) средства федерального бюджета, направляемые на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса, в рамках приводимого расчета не учтены, поскольку занимают относительно незначительную долю в общем объеме средств - не более 1 процента, что позволяет ими пренебречь (таблица 1); 3) доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг принимается в размере 80 процентов; 4) темп роста реальных доходов населения принимается равным индексу инфляции; 5) первоочередными направлениями реформирования жилищно-коммунального хозяйства определены восстановление жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры и переход к работе в эксплуатационном режиме. Глава 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ НЕОБХОДИМЫХ СРЕДСТВ Расчетная потребность в средствах для восстановления и устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области приведена по укрупненной оценке Министерства энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и составляет 54132 млн. рублей (таблица 2). С учетом фактора экономии за счет эффекта мероприятий по энергосбережению (до 5 млрд. рублей) обеспечение финансирования затрат на восстановление жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области возможно при одновременном выполнении следующих условий: 1) увеличение нагрузки на консолидированный бюджет Свердловской области. Согласно приведенному расчету (таблица 2) необходимо выделение дополнительной суммы бюджетных средств в размере 4,8 млрд. рублей в год. По отношению к сумме расходов консолидированного бюджета Свердловской области (42,9 млрд. рублей) данное увеличение составит 11,2 процента; 2) рост тарифов для населения. В связи с необходимостью ежегодного привлечения дополнительных средств населения в размере 2 млрд. рублей увеличение платежей по отношению к расчетной сумме, принятой исходя из уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в размере 80 процентов (10,2 млрд. рублей в ценах 2002 года), составит 19,6 процента в год. Необходимо отметить, что в соответствии с принятыми для данного расчета условиями в распределении дополнительных средств, необходимых на восстановление жилищно-коммунального хозяйства области (19,6 процента в год для населения и 11,2 процента в год для бюджета), не учтены: постепенное увеличение уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг до 100 процентов; недобор средств с населения (из-за разницы в уровне оплаты жилищно-коммунальных услуг, задолженности за прошлые периоды, несовершенства тарифной политики); изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги при доведении их до экономически обоснованного уровня. С учетом влияния всех вышеперечисленных факторов рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения может достичь 30 - 45 процентов ежегодно. Для сокращения столь значительного размера увеличения расходов необходимо активизировать меры по сокращению затрат, в том числе за счет организационных мероприятий, развития конкурентных отношений, снижения нерациональных издержек, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения целевого использования имеющихся средств. В целях снижения нагрузки на областной и местный бюджеты и население необходимо также изыскивать дополнительные источники средств. Одним из вариантов привлечения внебюджетных заемных средств может стать внутреннее заимствование, для чего целесообразно рассмотреть возможность выпуска как исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления, так и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства ценных бумаг, в том числе с последующим их размещением у населения. В целях максимального использования имеющихся средств предполагается не уменьшать объем расходов местных бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство при постепенном доведении уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением до 100 процентов. Средства местных бюджетов, высвобождающиеся при сокращении бюджетных дотаций предприятиям жилищно-коммунального хозяйства на возмещение разницы в тарифах (до 2,5 млрд. рублей в год), могут быть направлены на восстановление и модернизацию жилищно-коммунального комплекса Свердловской области. Таблица 1 СТРУКТУРА СРЕДСТВ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Согласно подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 797. млн. рублей Источники средств Объем [1] В том числе [1]средств,,$ [1] (млн. 1 этап [1]2 этап[1]3 этап[1] [1]рублей),<<$ [1]2002 [1]2003 [1]2004 -[1]2006 -[1] [1] год [1] год [1]2005 [1]2010 [1] годы [1] годы [1] <<<<<$ [1]Размер средств, всего 510470[1]49900[1]58900[1]114260[1]287410[1] <<<<<$ [1]в том числе: <<<<<$ [1]федеральный бюджет 4930[1] 200[1] 430[1] 1160[1] 3140[1] <<<<<$ [1]из них: <<<<<$ [1]средства 4110[1] 250[1] 800[1] 3060[1] [1]на реформирование и [1]модернизацию [1]жилищно-коммунального [1]комплекса <<<<<$ софинансирование 820[1] 200[1] 180[1] 360[1] 80[1] [1]инвестиционных [1]проектов международных [1]финансовых организаций <<<<<$ [1]средства бюджетов 500080[1]48370[1]60270[1]110700[1]283740[1] [1]субъектов Российской [1]Федерации, местных [1]бюджетов и предприятий [1]жилищно-коммунального [1]комплекса, включая [1]внебюджетные заемные [1]средства <<<<<$ [1]средства займов 5460[1] 1330[1] 1200[1] 2400[1] 530[1] [1]международных финансовых Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|