Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 02.02.2004 № 73-ПП

 

                Правительство Свердловской области
      
                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

  О Концепции "Развитие медицины труда в Свердловской области" на
                           2004-2015 годы

     В  целях  охраны  здоровья  работающего населения и сохранения
трудового  потенциала  Свердловской  области, улучшения организации
профпатологической  помощи и реализации постановления Правительства
Свердловской  области  от  05.01.2003 г. № 8-ПП "О профессиональной
заболеваемости           работающих           и          выполнении
санитарно-противоэпидемических    (профилактических)   мероприятий,
направленных  на  ее  снижение  в  Свердловской  области" (Собрание
законодательства   Свердловской   области,   2003,  №  1,  ст.  32)
Правительство Свердловской области
                           ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1.  Одобрить Концепцию "Развитие медицины труда в Свердловской
области" на 20042015 годы (далее Концепция) (прилагается).
     2.  Министерству  здравоохранения  Свердловской области (Скляр
М.С.)  совместно  с  федеральным государственным учреждением "Центр
государственного    санитарно-эпидемиологи    ческого   надзора   в
Свердловской  области" (Никонов Б.И.), Екатеринбургским медицинским
научным    центром   профилактики   и   охраны   здоровья   рабочих
промышленных     предприятий     (Кузьмин     С.В.)    и    другими
заинтересованными  исполнительными  органами государственной власти
Свердловской  области до 1 июля 2004 года разработать и представить
для  рассмотрения  на  заседании Правительства Свердловской области
план  мероприятий  по реализации Концепции "Развитие медицины труда
в Свердловской области" на 2004-2015 годы.
     3.    Рекомендовать   главам   муниципальных   образований   в
Свердловской   области   при   разработке   муниципальных  программ
развития здравоохранения руководствоваться положениями Концепции.
     4.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  заместителя  председателя Правительства Свердловской области по
социальной политике Спектора С.И.


     Председатель Правительства
     Свердловской области                              А.П.Воробьев

     г. Екатеринбург
     2 февраля 2004 года
     № 73-ПП

     К   постановлению   Правительства   Свердловской   области  от
02.02.2004 г. № 73-ПП

   Концепция "Развитие медицины труда в Свердловской области" на
                           2004-2015 годы

         Глава 1. Введение
Концепция "Развитие медицины труда в Свердловской области" на
2004-2015 годы (далее  Концепция) разработана в соответствии с
положениями Концепции "Охрана здоровья населения Российской
Федерации на период до 2005 года", Концепции "Охрана здоровья
здоровых в Российской Федерации" и Концепции "Сбережение населения
Свердловской области на период до 2015 года", одобренной
постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г.
№ 393-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, №
6, ст. 726).
Концепция разработана на основе следующих актов законодательства:
1) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан от 22. 07.93 г. № 5487-1 (Ведомости Совета народных
депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст.
 1318);
2) Трудовой кодекс Российской Федерации;
3) Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном
 социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" ("Россий ская газета" от 12. 08.98 г.
 № 153154);
4) Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
("Российская газета" от 06. 04.99 г. № 6465) с изменениями,
внесенными федеральными законами от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ
("Российская газета" от 31.12.2001 г. № 256), от 10 января 2003
года № 15-ФЗ ("Российская газета" от 15.01.2003 г. № 5), от 30 июня
 2003 года № 86-ФЗ ("Рос сийская газета" от 01.07.2003 г. № 126);
5) Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах
охраны труда в Российской Федерации" ("Рос сийская газета" от
24. 07.99 г. № 143) с изменениями, внесенными федеральными законами
 от 20 мая 2002 года № 53-ФЗ ("Российская газета" от 23.05.2002 г.
№ 90) и от 10 января
2003 года № 15-ФЗ ("Российская газета" от 15. 01.2003 г. № 5);
6) постановление Правительства Свердловской области от
05. 01.2003 г. № 8-ПП "О профессиональной заболеваемости работающих
 и выполнении санитарно-противо эпидемических (профилактических)
мероприятий, направленных на ее снижение в Свердловской области"
(Собрание законодательства Свердловской области, 2003, № 1, ст.
32);
7) Концепция развития здравоохранения Свердловской области на
20032010 годы, утвержденная постановлением Правительства
Свердловской области от 03. 04.2003 г. № 179-ПП (Собрание
законодательства Свердловской области, 2003, № 4, ст. 304);
8) Концепция Международной организации по безопасности труда и
здоровью № 155/181;
9) Конвенция о службах по медицине труда № 161/1985 МОТ;
10) Основной директивный документ Евросоюза № 89/39 EEC.
Концепция  это система взглядов и мер политического,
экономического, правового, социального, медицинского, научного,
санитарно-эпидемиологического характера, направленных на мониторинг
 условий труда, охрану здоровья и сохранение трудового потенциала
Свердловской области, осуществление прав трудящихся на охрану
труда, обеспечение порядка регулирования отношений в области охраны
 труда между работодателем и работниками на предприятиях, в
учреждениях и организациях всех форм собственности, на улучшение
организации профпатологической помощи и повышение качества
медицинского обслуживания работающего населения.
Кризисные процессы в экономике страны последнего десятилетия крайне
 негативно отразились на демографической ситуации в Свердловской
области. Увеличивается естественная убыль населения, в том числе
трудоспособного, растет общая заболеваемость трудоспособного
населения, уровень хронических заболеваний среди работающих, что
формирует условия для развития патологии, которая является
противопоказанием к исполнению трудовых обязанностей работающими во
 вредных условиях труда. Демографические изменения во многом
связаны с состоянием здоровья населения, в первую очередь занятого
в экономической сфере Свердловской области, особенно в
репродуктивном возрасте, который, как правило, совпадает с
трудоспособным.
По данным государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической
обстановке в Свердловской области за 2002 год", подготовленного
федеральным государственным учреждением "Центр государственного
санитарно-эпиде миологического надзора в Свердловской области",
32,7 процента работников трудится в условиях, не отвечающих
санитарным требованиям. Нарастающий процесс старения основных
фондов, износ которых в основных отраслях промышленности достигает
60 процентов, также представляет потенциальную угрозу для жизни и
здоровья работников. Имеющееся неблагополучие в социально-экономи
ческом развитии и в состоянии условий труда является устойчивым
фактором возникновения профессиональной патологии.
Причинами сложившегося положения являются:
1) несовершенство законодательной базы в плане медико-социальной
защиты работающего населения;
2) несовершенство системы страхования профессиональных рисков,
возмещения вреда здоровью работников, занятых во вредных условиях
труда;
3) несоответствие порядка проведения профилактических осмотров
работников и диагностики профессиональных заболеваний новым
требованиям (законодательным, социальным, экономическим);
4) отказ большинства работодателей от содержания учреждений
социальной сферы (медико-санитарных частей, цеховой службы,
оздоровительных учреждений), промышленно-санитарных лабораторий,
служб охраны труда и техники безопасности;
5) создание предприятий малого и среднего бизнеса, где отсутствуют
службы охраны труда и не ведется производственный контроль за
условиями труда;
6) переход на платную систему проведения профилактических осмотров
работников.
В конце 90-х годов на фоне ежегодного увеличения числа охваченных
периодическими профилактическими медицинскими осмотрами работников
показатель профессиональной заболеваемости в Свердловской области
сократился в 1,5 раза по сравнению с началом 90-х годов, что
свидетельствует о нарастании "скрытой" профессиональной патологии.
В соответствии с требованиями трудового законодательства
работодатель обязан по состоянию здоровья отстранять работников из
вредных производств. Только в Свердловской области по этой причине
может быть отстранено до 120000 квалифицированных работников,
работающих во вредных условиях труда, что позволяет говорить о
реальной угрозе экономической безопасности Свердловской области.
Общая численность работающих, подлежащих профилактическим осмотрам
в Свердловской области, составляет около 530 тыс. человек, из них
более 160200 тыс. работников с трудовым стажем свыше 10 лет
нуждаются в углубленном медицинском осмотре в центрах
профпатологии.
Остальные работники должны проходить профилактические медицинские
осмотры в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, так
как в начале 90-х годов произошло закрытие большинства
медико-санитарных частей и поликлиник предприятий. Не все
лечебно-профилак тические учреждения проводят профилактические
медицинские осмотры в соответствии с требованиями приказа
Министерства здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации от 14.03.96 г. № 90 "О порядке проведения
предварительных и периодических медицинских осмотров работников и
медицинских регламентах допуска к профессии". Это приводит к низкой
 эффективности осмотров и, как следствие, к низкому уровню
выявляемости общей и профессиональной патологии. Несмотря на
высокий охват работников профилактическими медицинскими осмотрами в
 лечебно-профилактических учреждениях (до 100 процентов в отдельных
 территориях и более 90 процентов в целом по Свердловской области),
 выявляемость профпатологии составляет менее одного процента от
числа осмотренных. Как правило, врачи-профпатологи в территориях
являются совместителями, а в ряде территорий  вообще отсутствуют.
Объединение усилий федерального государственного учреждения "Центр
государственного санитарно-эпидемио логического надзора в
Свердловской области" и Екатеринбургского медицинского научного
центра профилактики и охраны здоровья рабочих промышленных
предприятий по внедрению на территории области углубленных
профилактических медицинских осмотров рабочих со стажем работы
более 10 лет на базе областного центра профпатологии позволило за
последние 3 года повысить выявляемость профессиональных заболеваний
 в 2 раза.
В настоящее время в Свердловской области работают три центра
профпатологии:
1) областной центр профпатологии на базе Екатеринбургского
медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих
 промышленных предприятий;
2) Екатеринбургский городской центр профпатологии на базе городской
 клинической больницы № 40;
3) центр профпатологии на базе Свердловской областной клинической
больницы № 1.
Два последних из перечисленных центров находятся в стадии
становления.
Многоэтапность процесса постановки связи заболевания с профессией,
необходимость усиления профилактического направления,
недостаточность информации о состоянии производственных, социальных
 и других факторов среды обитания, влияющих на повышение
эффективности профпатологической помощи, с одной стороны, требуют
упрощения документооборота, а с другой  единой многоуровневой и
межотраслевой информационной системы, разработки новых социальных и
 экономичных методов и межведомственных подходов.
Все вышеизложенное потребовало поиска новых организационных моделей
 и системного подхода к медико-профилактическому обслуживанию
работающего населения.
В мировой практике моделью оказания медицинской помощи работающему
населению, принятой Всемирной организацией здравоохранения и
Международной организацией труда, является специализированная
служба "Медицина труда". Это подразделения, наделенные
преимущественно превентивными функциями и ответственные за
консультирование работодателя, работников и их представителей на
предприятии по вопросам:
требований для установления и поддержания безопасной и здоровой
рабочей среды, облегчающей оптимальное физическое и душевное
здоровье в связи с работой;
приспособления работы к возможностям работников с учетом состояния
их физического и душевного здоровья.
         Глава 2. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является создание многопрофильной системы "Медицина
 труда" на основе мониторинга условий труда, оценки
профессиональных рисков и управления ими для сохранения и
укрепления здоровья работающих, профилактики и снижения общей и
профессиональной заболеваемости, трудопотерь по болезни,
инвалидности и преждевременной смертности, сохранения трудовых
ресурсов Свердловской области.
Задачами Концепции являются:
1) последовательное проведение государственной политики в сфере
деятельности медико-социального обслуживания работающего населения
и создание правовых условий для экономической заинтересованности
работодателя в создании системы "Медицина труда";
2) разработка адекватных гигиенических технологий по снижению
рисков негативного влияния производств на экологию рабочих мест и
качество трудового процесса, а также обоснование
медико-биологических требований к средствам коллективной и
индивидуальной защиты;
3) научное обоснование и совершенствование организационных форм
медицинского обеспечения и системы профпатологической помощи,
осуществление ее структурной перестройки с приоритетом на
амбулаторно-полик линический уровень и стационарозамещающие
технологии в государственных, муниципальных, частных и
ведомственных лечебно-профилактических учреждениях (медико-санитар
ные части, лечебно-оздоровительные центры, санатории-профилактории)
 и области в целом;
4) создание принципиально новой системы социального
эпидемиологического мониторинга заболеваемости (с временной утратой
 трудоспособности, производственно-обусловленной и
профессиональной) на основе разрабатываемых критериев оценки
многофакторного риска нарушения здоровья работников и формирование
единой информационной и лабораторной базы по условиям труда и
состоянию здоровья работающего населения;
5) совершенствование системы регистрации и учета профессиональных
заболеваний, создание областного регистра впервые выявленных
профессиональных заболеваний;
6) научное обоснование и разработка системы медико-социальной и
трудовой реабилитации;
7) разработка научно-обоснованной стратегии по созданию условий для
 формирования здорового образа жизни трудоспособного населения и
медико-гигиенических подходов к сохранению репродуктивного здоровья
 работающих и последующих поколений;
8) совершенствование многоуровневой системы образования различных
групп трудоспособного населения по формированию потребности в
здоровом образе жизни;
9) совершенствование системы дипломной и постдипломной подготовки
специалистов по проблеме медицины труда, медицинских работников,
занятых обслуживанием трудоспособного населения;
10) взаимодействие с системой социального и медицинского
страхования;
11) переход на межведомственную, многофункциональную систему
"Медицина труда", включающую:
персонифицированный мониторинг условий труда и состояния здоровья
работающих;
ведение личных медицинских книжек работников, позволяющих улучшить
решение вопросов допуска к работам с вредными условиями труда и
опасными факторами производственной среды;
общедоступные и стандартизированные по технологиям, критериям
качества и эффективности методы профилактики ранней диагностики и
реабилитации профессионально обусловленных и профессиональных
заболеваний.
        Глава 3.  Основные этапы, участники и принципы реализации
        Концепции
Концепцию предполагается реализовать в три этапа:
I этап  20042005 годы;
II этап  20062010 годы;
III этап  20112015 годы.
Участниками реализации Концепции на всех этапах являются:
1)    Правительство Свердловской области;
2)    Министерство здравоохранения Свердловской области;
3)    Министерство экономики и труда Свердловской области;
4)    Министерство социальной защиты населения Свердловской
области;
5)    Министерство промышленности, энергетики и науки Свердловской
области;
6)    Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области;
7)    Свердловское региональное отделение фонда социального
страхования Российской Федерации;
8)    Свердловская областная комиссия по лицензированию и
аккредитации в здравоохранении;
9)    учреждения государственной санитарно-эпиде миологической
службы;
10)    Екатеринбургский научный центр профилактики и охраны
здоровья рабочих промышленных предприятий;
11)    Уральская государственная медицинская академия;
12)    центры профпатологии;
13)    образовательные учреждения;
14)    лечебно-профилактические учреждения общей медицинской сети
всех уровней, включая медико-санитарные части и другие медицинские
учреждения;
15)    центры медицины труда;
16)    работодатели в лице Союза промышленников и предпринимателей
Свердловской области;
17)    представительные органы трудового коллектива (профсоюзы).
На всех этапах разрабатываются и внедряются экономически
обоснованные технологии периодических медицинских осмотров,
профилактических и реабилитационных мероприятий.

                    Первый этап (2004-2005 годы)

На первом этапе реализации Концепции целесообразно обеспечить
оказание медицинской помощи работающему населению по
территориально-производственному принципу на постоянной основе
конкретными лечебно-профи лактическими учреждениями и центрами
государственного санитарно-эпидемиологического надзора,
обслуживающими эти территории, и создание системы оказания
профпатологической помощи в области. При обслуживании предприятий
на постоянной основе единым лечебно-профилак тическим учреждением,
курирующим территорию и расположенные на ней объекты, можно
говорить о механизме финансового планирования профилактических
медицинских осмотров, расходов на профпатологическую службу, прежде
 всего, на дооснащение лабораторным оборудованием и врачебным
персоналом с целью обеспечения в полном объеме профилактических
медицинских осмотров на предприятиях в территории.
Центры государственного санитарно-эпидемиологи ческого надзора,
владеющие информацией по количественной и качественной
характеристике факторов профессионального риска, совместно с
работодателем определяют "контингенты" работников для периодических
 медицинских осмотров в лечебно-профилактических учреждениях,
выделяя в них "группы повышенного риска", состоящие из работников
со стажем работы свыше 35 лет, занятых во вредных условиях труда,
которые направляются для прохождения углубленного профилактического
 медицинского осмотра в центры профпатологии.
Муниципальные лечебно-профилактические учреждения могут обеспечи
вать качество профилактических медицинских осмотров, диспансерное
наблюдение за больными профессиональными заболеваниями.
Специализированную профпатологическую помощь, включая проведение
углубленных профилактических медицинских осмотров работников со
стажем работы свыше 35 лет, целесообразно возложить на три центра
профпатологии:
1) областной центр профпатологии на базе Екатеринбургского
медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих
 промышленных предприятий;
2) Екатеринбургский городской центр профпатологии на базе городской
 клинической больницы № 40;
3) центр профпатологии на базе Свердловской областной клинической
больницы № 1.
На первом этапе необходимо осуществить объединение усилий
государственной санитарно-эпидемиологической службы и центров
профпатологии для организации информационных потоков по условиям
труда, профилактике заболеваний, ранней диагностике, формированию
групп повышенного риска.
Система "Медицина труда" предполагает разработку единого комплекса
стандартов по оказанию профпатологической помощи населению на всех
этапах: от профилактических медицинских осмотров до
восстановительно-реаби литационного лечения больных с
профессиональными заболеваниями в Свердловской области.
Как вновь разработанные, так и имеющиеся стандарты
профпатологической помощи в амбулаторно-поликли нических условиях и
 в условиях стационаров должны быть подчинены единым целям и
задачам развития здравоохранения в Свердловской области. Это
возможно лишь при системном подходе к проблеме.
В целом Концепция предлагает использовать в деятельности
лечебно-профилактических учреждений федерального, областного и
муниципального уровней ряд взаимосвязанных стандартов, единых для
всех территорий: санитарно-гигиенические характеристики, формы
извещений, заключительные акты, акты расследования, согласованные
Министерством здравоохранения Свердловской области, федеральным
государственным учреждением "Центр государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области" и
другими заинтересованными исполнительными органами государственной
власти Свердловской области.
Планируется осуществить структурную перестройку профпатологической
службы в Свердловской области с приоритетом на
амбулаторно-поликлинический уровень и стационарозамещающие
технологии, для чего:
1) создать многоуровневую структуру оказания профпатологической
помощи с приоритетом на амбулаторно-поликлинический уровень;
2) осуществить структурную перестройку стационарной помощи, четко
распределив коечный фонд по территориям:
для лечения больных с хроническими профзаболеваниями;
для восстановительного лечения профессиональных больных;
3) обеспечить реальную доступность профпатологической помощи для
населения Свердловской области.
Для осуществления и повышения качества работы по структурной
перестройке профпатологической службы в Свердловской области
необходимо активное участие Министерства здравоохранения
Свердловской области, Свердловской областной комиссии по
лицензированию и аккредитации в здравоохранении, федерального
государственного учреждения "Центр государственного
санитарно-эпидемио логического надзора в Свердловской области".
Важнейшей задачей, начиная с этого этапа, является подготовка
квалифицированных кадров.

                    Второй этап (2006-2010 годы)

В ходе реализации второго этапа Концепции предусматривается
развитие и продолжение начатых работ на первом этапе.
Предполагается разработка критериев оценки одно- и многофакторного
индивидуального риска нарушения здоровья работников. Будет
разработана система информации и мониторинга в соответствии с
новыми условиями, целями и задачами Концепции, для чего необходимо:
1) разработать систему мониторинга за условиями труда и здоровьем
работников для программы государственных гарантий по оказанию
профпатологической помощи населению Свердловской области;
2) ориентировать разрабатываемые учетно-отчетные формы на цели
планирования профпатологической помощи;
3) восстановить систему сбора и обработки информации по
заболеваемости с временной утратой трудоспособности в разрезе
организаций;
4) необходимо разработать предложения по введению личных
медицинских книжек работающих во вредных условиях труда для
систематизации и хранения данных о результатах гигиенического
мониторинга и медицинского освидетельствования, а также
предупреждения приема на работу во вредных условиях труда лиц,
имеющих медицинские противопоказания.
На втором этапе к работе центров профпатологии следует подключить
высокотехнологичные лечебно-профилак тические учреждения (в том
числе медико-санитарные части), которые становятся участниками
системы "Медицина труда". Фактически они начнут выполнять функции
межрайонных профпатологических центров (либо центров медицины
труда).
Такая четко отлаженная, двухуровневая система проведения
профилактических медицинских осмотров позволит выявлять больных
профессиональными заболеваниями на самых ранних стадиях, сохранив
их трудоспособность.

                    Третий этап (2011-2015 годы)

Третий этап реализации Концепции предполагает динамичное
углубление, закрепление, расширение первых двух этапов реализации
Концепции и научный анализ полученных результатов.
Для организации системы социального и эпидемиологического
мониторинга необходимы специальные эпидемиологические исследования,
 основой которых являются анкетирование, статистическое наблюдение,
 измерение параметров производственной среды, выбор адекватных
биологических сред для контроля состояния здоровья работающего.
Таким образом, создается интегрированная система медико-социальной
и трудовой реабилитации трудящихся, позволяющая решать вопросы
сохранения здоровья и трудового потенциала населения Свердловской
области.
         Глава 4. Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение Концепции может осуществляться за счет
бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников
         Глава 5. Механизм реализации Концепции
В основе механизма реализации Концепции лежит программно-целевой
принцип планирования. На начальном этапе предполагается:
1) создать Координационный совет при Правительстве Свердловской
области, осуществляющий контроль за реализацией Концепции;
2) создать рабочие группы, подотчетные Координационному совету, для
 реализации Концепции по направлениям:
разработать, унифицированные показатели и критерии оценки
эффективности работы внедряемой системы "Меди цина труда";
сформировать объемы финансирования участников системы "Медицина
труда" из различных источников;
проводить мониторинг реализации и информационное обеспечение
системы "Медицина труда";
разработать принципы научно-методического сопровождения системы
"Медицина труда";
подготовить квалифицированные кадры в системе "Медицина труда".
Для контроля за ходом реализации Концепции, подведения итогов,
выполнения плановых мероприятий 2 раза в год проводить расширенные
коллегии Министерства здравоохранения Свердловской области.
        Глава 6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Внедрение системы "Медицина труда" позволит улучшить условия труда
на рабочих местах и иметь всю необходимую информацию об условиях
труда работника, сохранить рабочий потенциал и его резервы,
укрепить здоровье трудящихся, улучшить демографическую ситуацию в
Свердловской области за счет:
1) повышения профилактической направленности мероприятий,
проводимых участниками системы "Медицина труда";
2) оценки групповых и индивидуальных профессиональных рисков для
конкретных предприятий и рабочих мест;
3) улучшения качества профилактических медицинских осмотров и
оказания профпатологической помощи;
4) предупреждения приема на работу лиц, не годных по состоянию
здоровья;
5) раннего выявления профессиональных заболеваний и своевременного
проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий;
6) снижения производственного травматизма.
Внедрение системы "Медицина труда" обеспечит реальную доступность и
 устойчивое финансирование профпатологической помощи для населения
Свердловской области, повысит эффективность проведения медицинской,
 социальной и профессиональной реабилитации профессиональных
больных, приведет к снижению инвалидизации и преждевременной
смертности от профзаболеваний.

          Термины и определения, используемые в Концепции

Априорная оценка риска  это оценка риска, проведенная по
гигиеническим критериям превышения предельной допустимой
концентрации/предельно допустимому уровню и соответствующим им
степеням вредности (Руко водство Р 2.2.755-99 "Гигиенические
критерии оценки и классификация условий труда по показателям
вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и
напряженности трудового процесса").
Апостериорная оценка риска  это оценка риска, проведенная по
медико-биологическим критериям (индекс профзаболеваний, уровень
заболеваемости с временной утратой трудоспособности, увеличение
биологического возраста относительно паспортного).
Безопасные условия труда  условия труда, при которых воздействие на
 работающих вредных или опасных производственных факторов
исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных
нормативов (Федеральный Закон от 20 мая 2002 год № 53-ФЗ "Об
основах охраны труда в Российской Федерации").
Вредный производственный фактор  фактор среды и трудового процесса,
 воздействие которого на работающего при определенных условиях
(интенсивность, длительность) может вызвать профессиональное
заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности,
повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести
к нарушению здоровья потомства (Руководство  Р 2.2.755-1999
"Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по
показателям вредности и опасности факторов производственной среды,
тяжести и напряженности трудового процесса").
Гигиена труда  профилактическая медицина, изучающая условия и
характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние
человека и разрабатывающая научные основы и практические меры,
направленные на профилактику вредного и опасного действия факторов
производственной среды и трудового процесса на работающих (Р
2.2.755-1999 "Гигиенические критерии оценки и классификация условий
 труда по показателям вредности и опасности факторов
производственной среды, тяжести и напряженности трудового
процесса").
Гигиенический норматив  установленное исследованиями допустимое
максимальное или минимальное количественное и (или) качественное
значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды
обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для
человека (Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ)  уровни вредных
производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных
дней) работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего
стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии
здоровья, обнаруживаемых современными методами, в процессе работы
или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Здоровье  состояние полного физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни или физических
дефектов. Здоровье  динамический процесс, в большой степени
зависящий от индивидуальной способности адаптироваться к среде;
быть здоровым означает сохранять интеллектуальную и социальную
активность, несмотря на нарушения или недостатки (Всемирная
организация здравоохранения, 1978).
Медицина труда  наука о здоровье работающих. Она включает изучение
и оценку факторов профессионального риска, профилактику, укрепление
 здоровья, лечение, оказание первой помощи, реабилитацию и
компенсацию при необходимости, а также меры для скорого
восстановления и возвращения к работе (Международная организация
труда, 1998).
Мониторинг воздействия состоит в постоянной оценке и интерпретации
биологических и/или параметров окружающей среды в целях выявления
возможных рисков для здоровья.
Опасный производственный фактор  производственный фактор,
воздействие которого на работника может привести к его травме
(Федеральный Закон от 20 мая 2002 года № 53-ФЗ "Об основах охраны
труда в Российской Федерации").
Охрана труда  система сохранения жизни и здоровья работников в
процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые,
организационно-технические, санитарно-гигиенические,
лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия
Оценка риска  это преимущественно фундаментальные и прикладные
исследования по анализу дозо-эффектных зависимостей, выбору
критериев нарушения здоровья, прогнозу вероятности их
возникновения, а также практическая работа по гигиенической оценке
условий труда и окружающей среды, в том числе при аттестации
рабочих мест или мониторинге территорий.
Профессия  род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего
комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем
образования, обучения. Основной профессией следует считать
выполняемую работу наиболее высокой квалификации или работу,
выполняемую более длительное время (Министерство здравоохранения
Российской Федерации и Министерство труда Российской Федерации,
1997).
Профессиональная трудоспособность  способность человека к
выполнению работы определенной квалификации, объема и качества
(Федеральный Закон от 20 мая 2002 года № 53-ФЗ "Об основах охраны
труда в Российской Федерации").
Профессиональное заболевание  хроническое или острое заболевание,
являющееся результатом воздействия вредного производственного
фактора и повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной
трудоспособности (Федеральный Закон от 20 мая 2002 года № 53-ФЗ
"Об основах охраны труда в Российской Федерации").
Профессиональный риск  вероятность повреждения (утраты) здоровья
или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому
договору (контракту) и в иных установленных федеральным
законодательством случаях (Фе деральный Закон от 20 мая 2002 года №
 53-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации").
Социально-гигиенический мониторинг  государственная система
наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их
анализа, оценки и прогноза, а также определения
причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и
воздействием факторов среды обитания
Социальная помощь  периодические и (или) регулярные мероприятия,
способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности
 (Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство
труда Российской Федерации, 1997).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия
организационные, административные, инженерно-технические,
медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на
устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов
 среды обитания, предотвращение возникновения и распространения
инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений) и их ликвидацию (Федеральный закон от 30 марта 1999
года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемио логическом благополучии
населения).
Социально-экономические затраты  в рамках стоимости болезни, общие
потери благосостояния, являющиеся нежелательными последствиями
экономических процессов. Они могут включать затраты
здравоохранения, возможные потери продукции на рынке труда или в
домашнем производстве и человеческие затраты (Международная
организация труда, 1998).
Управление риском  это преимущественно выбор приоритетов, решений и
 действий по предупреждению и устранению причин, по профилактике
(первичной, вторичной и третичной) и социальной защите.
Условия труда  совокупность факторов производственной среды и
трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и
здоровье работника (Федеральный Закон от 20 мая 2002 года № 53-ФЗ
"Об основах охраны труда в Российской Федерации").

Информация по документу
Читайте также