Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 06.09.2004 № 825-ПП

 

                ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е


    О докладе "О состоянии окружающей природной среды и влиянии
факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области
                           в 2003 году"

     Доклад  "О  состоянии  окружающей  природной  среды  и влиянии
факторов  среды обитания на здоровье населения Свердловской области
в  2003  году"  подготовлен в соответствии с Федеральным законом от
10  января  2002 года № 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание
законодательства   Российской   Федерации,   2002,  № 2,  ст. 133),
Областным  законом  от  9 января 1998 года № 1 ОЗ "Об экологическом
мониторинге"   (Собрание   законодательства  Свердловской  области,
1998,  № 1,  ст. 1)  с изменениями, внесенными Законом Свердловской
области  от  24 апреля 2001 года № 39 ОЗ (Собрание законодательства
Свердловской   области,   2001,   № 4,   ст. 474),   постановлением
Правительства  Свердловской  области  от 26.10.2000 г. № 884 ПП "Об
утверждении   Основных   направлений   охраны  окружающей  среды  и
природных  ресурсов  в  Свердловской  области  на  2000-2003  годы"
(Собрание   законодательства   Свердловской  области,  2000,  № 10,
ст. 1125)  Министерством  природных  ресурсов Свердловской области,
Свердловским    областным    государственным   учреждением   "Центр
экологического   мониторинга   и   контроля",  Главным  Управлением
природных   ресурсов   и   охраны   окружающей  среды  Министерства
природных  ресурсов  Российской  Федерации по Свердловской области,
федеральным  государственным  учреждением  "Центр  государственного
санитарно-эпидемиологического   надзора  в  Свердловской  области",
Уральским    межрегиональным    территориальным    управлением   по
гидрометеорологии   и   мониторингу  окружающей  среды  Федеральной
службы  России  по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
совместно  с  научными  учреждениями  и  другими  заинтересованными
организациями       на       основе      статистических      данных
предприятий-природопользователей.
     В  докладе  "О  состоянии окружающей природной среды и влиянии
факторов  среды обитания на здоровье населения Свердловской области
в  2003  году"  отмечается,  что  в  целом  в  Свердловской области
наметилась    тенденция   снижения   негативного   воздействия   на
окружающую    среду    предприятиями   топливно-энергетического   и
металлургического     комплексов,    определяющими    экологическую
обстановку  в  промышленных  центрах  области. При увеличении в 2,7
раза  объемов  промышленного  производства  за  период  с  2000  по
2003 год  общий  объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от
стационарных  источников  уменьшился на 13,1 процента, объем сброса
сточных   вод  в  водные  объекты   на  23,9  процента,  количество
размещенных  отходов  увеличилось  на  0,6  процента,  при росте их
образования на 22,7 процента.
     На    предприятиях   металлургического   комплекса   благодаря
реконструкции  основного  производства и выполнению природоохранных
мероприятий  выбросы  вредных  веществ в атмосферу за последние три
года  снизились на 62,7 тыс. тонн, или на 10 процентов, в том числе
за  2003  год   на  4,4  процента.  Наибольшее  снижение достигнуто
обществами   с   ограниченной   ответственностью   "Среднеуральский
медеплавильный  завод" и Качканарский горно-обогатительный комбинат
"Ванадий".
     На  предприятиях  топливно-энергетического  комплекса  за счет
уменьшения  расхода  топлива  снижение вредных выбросов в атмосферу
за  три  года  составило 92,3 тыс. тонн, или 16,1 процента. В то же
время  в  2003  году  в  результате  увеличения  доли  угля низкого
качества  в  общем  балансе  используемого топлива объем выбросов в
сравнении   с   2002  годом  увеличился  на  67,7 тыс.  тонн  (16,3
процента),  в  том  числе  на  Рефтинской  гидроэлектростанции   на
56,9 тыс.  тонн,  Верхнетагильской гидроэлектростанции  на 7,1 тыс.
тонн, Красногорской теплоэнергоцентрали  на 7,1 тыс. тонн.
     Сброс   сточных   вод   в  водные  объекты  снизился  за  счет
увеличения  объемов оборотного водоснабжения в открытых акционерных
обществах  "Свердловэнерго"  и  "Уралэлектро  медь". При этом объем
сбрасываемых  загрязненных  сточных  вод  увеличился  в 2003 году в
сравнении  с  2002  годом  на  52,8 млн.  кубических метров (на 6,5
процента)    из-за   ненормативной   работы   очистных   сооружений
хозяйственно-бытовой   канализации,   в   том  числе  дополнительно
26,8 млн.   кубических  метров  загрязненных  стоков  внесли  Южные
очистные сооружения города Екатеринбурга.
     Благодаря   стабильному   росту  объемов  переработки  отходов
производства  и  потребления (с 39 процентов от объема образованных
в  2000  году  до 44,9 процента в 2003 году) площадь земли, занятой
местами  размещения  отходов,  уменьшилась  с 18,3 тыс. гектаров до
18,0 тыс. гектаров.
     Наибольший    объем   переработки   обеспечивают   предприятия
металлургического    комплекса,    перерабатывая    50,3   процента
образованных  вскрышных  и  вмещающих  пород, 34,6 процента отходов
обогащения,  141,2  процента  металлургических  шлаков,  вовлекая в
переработку  ранее  размещенные  отходы.  Следует  отметить высокую
степень   использования   отходов   в   цветной   металлургии,  где
перерабатывается  81,4  процента  от  объема  образования  отходов.
Радиационная   обстановка   в  целом  по  области  оценивается  как
удовлетворительная.  Увеличился  объем природоохранных инвестиций в
основной   капитал  на  168,3 млн.  рублей  (18,6 процента)  против
уровня  2002  года,  в  основном  за  счет  инвестиций  предприятий
цветной   металлургии   (507,1 млн.   рублей),  черной  металлургии
(227,4 млн. рублей), электроэнергетики (192,4 млн. рублей).
     В  целях обеспечения экологической безопасности в Свердловской
области  в 2003 году осуществлялось государственное регулирование в
сфере   охраны   окружающей  среды:  была  организована  реализация
мероприятий  федеральной  целевой  программы  "Экология и природные
ресурсы   России   (2002-2010   годы)",  областной  государственной
целевой   программы  "Экология  и  природные  ресурсы  Свердловской
области  на  2003  год",  утвержденной постановлением Правительства
Свердловской   области   от   30.07.2002 г.   № 1079  ПП  (Собрание
законодательства   Свердловской   области,  2002,  № 8,  ст. 1119),
областной   инвестиционной   программы   "Переработка   техногенных
образований  Свердловской  области на 2004-2010 годы", утвержденной
постановлением  Правительства Свердловской области от 22.08.2003 г.
№ 527  ПП  ("Областная газета" от 29.08.2003 г. № 189); проводились
проверки  соблюдения природоохранного законодательства, в отношении
организаций  и  должностных лиц, допустивших нарушения, принимались
меры   административного   наказания  (взыскано  штрафов  на  сумму
1,5 млн.  рублей,  сумм  по  возмещению  ущерба  окружающей  среде
0,74 млн.    рублей);   проведена   государственная   экологическая
экспертиза  1083  предпроектных  и проектных материалов, из них 297
отклонены   или  возвращены  на  доработку;  выданы  разрешения  на
выбросы  (сбросы)  загрязняющих  веществ  в  окружающую среду почти
2,0 тыс.    предприятий;    значительная   работа   проводится   по
экологическому   образованию   и  воспитанию  населения,  повышению
квалификации специалистов-экологов предприятий и организаций.
     Несмотря  на  достигнутые  позитивные  результаты,  окружающая
среда   в   Свердловской  области  по-прежнему  испытывает  высокую
техногенную   нагрузку,   обусловленную   чрезмерной  концентрацией
производства,  использованием устаревших технологий и оборудования,
высокой ресурсо- и энергоемкостью выпускаемой продукции.
     В    большинстве   городов   Свердловской   области   отмечены
повышенные  уровни  загрязнения  атмосферы,  в  том числе в городах
Екатеринбурге,   Краснотурьинске,   Нижний   Тагил,  Первоуральске,
Каменске-Уральском,  Верхняя  Пышма,  вследствие не только выбросов
вредных  веществ  в  атмосферу  от  промышленных  предприятий, но и
выбросов  от  автомобильного  транспорта,  удельный  вес  которых в
общем  объеме  выбросов  указанных выше городов составляет от 22 до
87 процентов.
     Качество   воды   большинства   водных  объектов  Свердловской
области   не   отвечает   нормативным   требованиям.  Среднегодовое
содержание  загрязняющих  веществ  в  бассейнах рек Исети, Чусовой,
Пышмы  значительно  превышает  установленные  нормы.  В  результате
около    трех    миллионов    человек,   пользующихся   источниками
централизованного    водоснабжения   из   поверхностных   водоемов,
потребляют    воду,    не    соответствующую   медико-гигиеническим
стандартам.
     Медленно  решаются  вопросы  утилизации опасных отходов (I, II
классы  опасности  для  окружающей  природной  среды), несовершенна
система  обращения  с  бытовыми  отходами  (более 90 процентов мест
размещения  отходов  функционируют  без  проектов  и разрешительных
документов,  переработке  подвергаются  только  около  4  процентов
отходов).
     При   снижении   общего   количества   чрезвычайных   ситуаций
увеличились  их  масштабы: размер материального ущерба по сравнению
с 2002 годом увеличился в 24,7 раза и составил 322,4 млн. рублей.
     Напряженной  остается  эколого-эпидемиологическая  обстановка:
на   состояние   здоровья   населения  влияют  неудовлетворительное
качество  воды,  загрязнение почв, атмосферного воздуха и продуктов
питания.  Практически  все промышленные центры Свердловской области
отнесены к территориям риска по химической нагрузке.
     Для  улучшения экологической обстановки в Свердловской области
в  условиях  устойчивого  экономического  роста  требуется принятие
более    эффективных    мер   по   реконструкции   и   техническому
перевооружению  предприятий  промышленности и жилищно-коммунального
хозяйства,  определяющих  экологическую  обстановку  в Свердловской
области,     внедрению     энергосберегающих     и     малоотходных
технологических  процессов,  средств  и  методов  охраны окружающей
среды,  повышению уровня экологической культуры у населения, знаний
у  специалистов  и  ответственности у собственников и руководителей
организаций-природопользователей    наряду   с   совершенствованием
государственного  управления  в  сфере  охраны  окружающей  среды и
природопользования.
     Заслушав  выводы  и  рекомендации,  содержащиеся  в докладе "О
состоянии  окружающей  природной  среды  и  влиянии  факторов среды
обитания  на  здоровье населения Свердловской области в 2003 году",
в  целях  обеспечения  экологической  безопасности  в  Свердловской
области Правительство Свердловской области
                           ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Принять   к   сведению   доклад   "О  состоянии  окружающей
природной  среды  и  влиянии  факторов  среды  обитания на здоровье
населения Свердловской области в 2003 году".
     2. Согласиться   с   выводами   и  рекомендациями  доклада  "О
состоянии  окружающей  природной  среды  и  влиянии  факторов среды
обитания  на  здоровье  населения Свердловской области в 2003 году"
(прилагаются).
     3. Исполнительным  органам государственной власти Свердловской
области  руководствоваться  выводами  и  рекомендациями  доклада "О
состоянии  окружающей  природной  среды  и  влиянии  факторов среды
обитания  на  здоровье  населения Свердловской области в 2003 году"
при разработке областных государственных целевых программ.
     4. Рекомендовать      органам      местного     самоуправления
муниципальных образований в Свердловской области:
     1) руководствоваться  выводами  и  рекомендациями  доклада  "О
состоянии  окружающей  природной  среды  и  влиянии  факторов среды
обитания  на  здоровье  населения Свердловской области в 2003 году"
при    разработке   прогнозов   социально-экономического   развития
муниципальных  образований  в  Свердловской  области, муниципальных
экологических   программ,  проектов  местных  бюджетов  на  2005  и
последующие годы;
     2) обеспечить  систематическую  работу  с  местными средствами
массовой   информации   по   экологическому  воспитанию  населения,
повышению  культуры  и  знаний  граждан  в  сфере водопользования и
обращения с бытовыми отходами.
     5. Рекомендовать        руководителям        организаций-приро
допользователей,  расположенных на территории Свердловской области,
руководствоваться  выводами  и  рекомендациями доклада "О состоянии
окружающей  природной  среды  и  влиянии факторов среды обитания на
здоровье   населения   Свердловской   области   в  2003  году"  при
разработке  и  реализации  экологических  программ  на  2005  год и
последующие   годы,  а  также  при  планировании  размещения  новых
производственных    мощностей,    реконструкции    и    техническом
перевооружении действующего производства.
     6. Министерству   природных   ресурсов   Свердловской  области
(Ястребков А.А.):
     1) направить  доклад "О состоянии окружающей природной среды и
влиянии  факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской
области   в   2003   году"   в  органы  местного  самоуправления  и
заинтересованные    организации,    расположенные   на   территории
Свердловской    области,   для   ознакомления   и   руководства   в
соответствующей сфере деятельности;
     2) учесть   выводы   и   рекомендации   доклада  "О  состоянии
окружающей  природной  среды  и  влиянии факторов среды обитания на
здоровье   населения   Свердловской   области   в  2003  году"  при
формировании   и   реализации   областных  государственных  целевых
программ, контролируемых министерством;
     3) продолжить  работу  по информированию населения о проблемах
и    достижениях    в    сфере    охраны    окружающей    среды   и
природопользования, пропаганде экологических знаний;
     4) совместно   с  органами  исполнительной  власти  Российской
Федерации     и    Свердловской    области,    органами    местного
самоуправления,  подведомственными  организациями усилить работу по
совершенствованию  системы управления экологической безопасностью и
природопользованием  в  Свердловской  области, в частности, в сфере
организации контроля и надзора.
     7. Министерству   экономики   и   труда  Свердловской  области
(Ковалева Г.А.),   Министерству   природных  ресурсов  Свердловской
области   (Ястребков А.А.)   разработать   механизм  стимулирования
природоохранной    деятельности    организаций-природопользователй,
расположенных  на территории Свердловской области, и предложения по
экономическому   воздействию   на  организации,  не  обеспечивающие
своевременное   достижение   нормативных   показателей  негативного
воздействия на окружающую среду.
     8. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить
на   министра   природных   ресурсов  Свердловской  области,  члена
Правительства Свердловской области Ястребкова А.А.


     Председатель Правительства
     Свердловской области                              А.П.Воробьев

     г. Екатеринбург
     6 сентября 2004 года
     № 825-ПП


                       К постановлению Правительства
                       Свердловской области
                       от 06.09.2004 г. № 825-ПП

  Выводы и рекомендации доклада "О состоянии окружающей природной
   среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения
                 Свердловской области в 2003 году"

     Состояние  окружающей среды в Свердловской области в 2003 году
определялось    высокой    техногенной   нагрузкой,   обусловленной
чрезмерной  концентрацией  производства,  долговременным негативным
воздействием  на  природные  комплексы,  использованием  устаревших
технологий  и  оборудования,  повлекшими  загрязнение  воздушного и
водного  бассейнов,  почв, а также значительным накоплением отходов
производства и потребления.
     1. Качество природной среды
     Атмосферный воздух
     В   2003   году,   по   данным   Уральского   межрегионального
территориального  управления  по  гидрометеорологии  и  мониторингу
окружающей  среды  Федеральной службы России по гидрометеорологии и
мониторингу   окружающей   среды,   в  соответствии  с  параметрами
комплексного  индекса загрязнения атмосферы и максимальных значений
концентраций  в  большинстве городов отмечены повышенный, высокий и
очень высокий уровни загрязнения атмосферы.
     Очень  высокий уровень загрязнения атмосферы отмечен в городах
Екатеринбурге,   Краснотурьинске,   Нижний   Тагил,  Первоуральске,
Каменске-Уральском, Верхняя Пышма.
     Вместе  с  тем  в  последние  годы  наметилась общая тенденция
снижения  выбросов  загрязняющих  веществ  от  предприятий основных
отраслей  экономики.  По  сравнению  с  2000 годом суммарный выброс
снизился  на  13,1  процента.  Однако  за счет выбросов предприятий
топливно-энерге  тической  отрасли,  использующих  топливо  низкого
качества,  суммарный  выброс  загрязняющих  веществ от стационарных
источников  в  2003  году  увеличился на 1,3 процента против уровня
2002 года и составил 1310,185 тыс. тонн.
     Неудовлетворительное     качество     атмосферного     воздуха
обусловлено,  в  основном,  выбросами предприятий металлургического
комплекса  (43,3  процента)  и предприятий топливно-энеpгетического
комплекса (36,8 процента).
     Пылегазоочистными     установками     предприятий     уловлено
8048,264 тыс.  тонн  загрязняющих  веществ,  из  них  утилизировано
1770,527 тыс.  тонн.  Степень  улавливания  твердых  веществ   95,5
процента,  диоксида  серы   56,7  процента,  оксида  углерода  44,2
процента,  диоксида азота  3,1 процента. Низкий процент улавливания
объясняется отсутствием газоочистного оборудования.
     Выбросы  в атмосферу от автотранспорта регулярно увеличиваются
и  в  целом  по  области составляют около 27 процентов от суммарных
выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферу  (сумма  выбросов  от
стационарных   и   передвижных  источников  составляет  1797,4 тыс.
тонн).  Их удельный вес в общем объеме выбросов в ряде промышленных
центров    области    городах Нижний   Тагил,   Каменске-Уральском,
Первоуральске, Екатеринбурге  составляет от 22 до 87 процентов.
     Водные ресурсы
     Естественные   эксплуатационные   ресурсы   поверхностных  вод
области  составляют  16500 млн.  м3/год. Разведано эксплуатационных
запасов   подземных   вод,   пригодных  для  хозяйственно-питьевого
водоснабжения,   1324,61 тыс.  м3/сутки  (483,5 млн. м3/год), в том
числе   подготовленных   для  промышленного  освоения   959,45 тыс.
м3/сутки (350,2 млн. м3/год).
     Забор  воды  из природных водных объектов составил 1813,8 млн.
м3/год,   в  том  числе  транзитной  воды   241,05 млн.  м3/год.  В
сравнении  с  2002  годом  забор  воды  по  области  уменьшился  на
516,58 млн.  м3/год  (или  32  процента).  Уменьшение  произошло, в
основном,   за   счет   снижения  транзитной  переброски  воды  (на
119,56 млн.   м3/год),   сокращения  водопотребления  (на  365 млн.
м3/год).
     Использование  воды в 2003 году составило 1230,13 млн. м3/год,
что  меньше,  чем в 2002 году на 365 млн. м3/год (или 23 процента).
Снижение  использования  воды  произошло за счет перевода Серовской
государственной   районной  электростанции  открытого  акционерного
общества   "Свердловэнерго"  на  оборотную  схему  водоснабжения  с
сокращением  использования свежей воды на 357 млн. м3/год, снижения
потерь  при  транспортировке воды (город Екатеринбург) и сокращения
объемов  горячего  водоснабжения  (города Каменск-Уральский, Нижний
Тагил).
     Мощность   систем   оборотного   водоснабжения   и  повторного
использования   воды  увеличилась  на  387,31 млн.  м3/год  (или  3
процента)  и  составила  12243,71 млн.  м3/год  за  счет увеличения
оборотного водоснабжения на предприятиях.
     За  счет  снижения  использования  воды  сброс  сточных  вод в
водные   объекты  Свердловской  области  уменьшился  на  348,2 млн.
м3/год  (21  процент)  и  составил  1298,09 млн.  м3/год. В связи с
нестабильной  работой  очистных  сооружений  биологической  очистки
изменилось  соотношение  категорий сточных вод в сторону увеличения
загрязненных  на  52,84 млн.  м3/год  (6,5  процента).  Кроме того,
произошло  снижение  объемов  нормативно  очищенных  сточных вод на
39 млн. м3/год (25,7 процента).
     Качество  воды большинства водных объектов области по-прежнему
не  отвечает  нормативным  требованиям.  Наиболее распространенными
загрязняющими    веществами    в   поверхностных   водах   остаются
нефтепродукты,  фенолы,  легкоокисляемые  органические вещества (по
БПК5),  соединения  металлов, аммонийный и нитритный азот, основным
источником  поступления  которых  являются  сточные  воды различных
производств,    предприятий   сельского   и   жилищно-коммунального
хозяйств,  поверхностный  (ливневый  и  талый)  сток.  Существенное
влияние  на  содержание  загрязняющих веществ в поверхностных водах
оказывает  вторичное  загрязнение,  вызванное накопившимися донными
отложениями.
     Качество  воды  в  реке  Исети остается неудовлетворительным и
принимает  крайне  опасный  характер. Воды Исетского водохранилища
истока реки Исети  загрязнены соединениями цинка (1,9 ПДК*
     ), меди (20,5 ПДК), марганца (17,6 ПДК), железа (7 ПДК).
----------------------------

     SYMBOL 42 f "" s 10* ПДК  предельно  допустимая  концентрация


     На   всем   протяжении   реки   Пышмы  наблюдалось  повышенное
содержание  соединений меди (16,835,4 ПДК), марганца (3,239,1 ПДК),
цинка (24,1 ПДК), железа общего (23 ПДК).
     Река   Чусовая   в  верховьях  испытывает  негативное  влияние
сточных  вод  промышленных  предприятий  и  коммунального хозяйства
города Полевского.  В  воде  реки  Чусовой  отмечается  превышение:
цинка   (2,3  ПДК),  меди  (15,5 ПДК),  железа  общего  (2,3  ПДК),
марганца (10,1 ПДК), азота нитритного (2,8 ПДК).
     Почвы и земельные ресурсы
     По  данным государственного учета земель, площадь Свердловской
области  по  состоянию на 1 января 2004 года составила 19430,7 тыс.
гектаров.  В структуре земельного фонда преобладают земли категории
лесного фонда и сельскохозяйственного назначения.
     Площади  земель  сельскохозяйственного  назначения  и  лесного
фонда  уменьшились, а площадь земель запаса возросла. Незначительно
увеличились  площади  категории  земель  водного  фонда и категории
земель     промышленности,    транспорта,    связи,    телевидения,
информатики,  космического обеспечения, энергетики, обороны и иного
назначения.   Площадь   земель   сельскохозяйственного   назначения
составила  4079,8 тыс.  гектаров, что на 11,2 тыс. гектаров меньше,
чем  в  2002 году; земель лесного фонда  13638,2 тыс. гектаров, что
на 10,02 тыс. гектаров меньше, чем в 2002 году.
     За   прошедший   год   предприятиями  и  учреждениями  области
рекультивировано     и     возвращено    в    народное    хозяйство
1,1 тыс. гектаров  ранее  нарушенных земель, основная доля при этом
приходится на предприятия цветной металлургии  0,7 тыс. гектаров.
     Прироста вновь нарушенных земель в 2003 году нет.
     На   территории   области   отмечаются  практически  все  виды
деградации  почвенного  покрова: водная и ветровая эрозия, снижение
содержания   гумуса   в   пахотном   горизонте,  подкисление  почв,
подтопление,    переувлажнение    и    заболачивание    почв,    их
переуплотнение,  засоление,  зарастание сельскохозяйственных угодий
мелколесьем   и   кустарником,   загрязнение   земель  и  нарушение
почвенного   покрова   при   строительных   работах,  разработке  и
переработке полезных ископаемых.
     В   последние  десять  лет  применение  средств  химизации  не
является   фактором   экологического   ухудшения   среды,   а   ряд
мероприятий,   таких,   как   известкование,  внесение  глауконита,
способствуют   реабилитации   земель   при   загрязнении   вредными
веществами и радионуклидами.
     Объемы  внесения минеральных удобрений в 2003 году в сравнении
со  среднегодовыми  значениями  начала 90-х годов уменьшились в 5,7
раза,  а  их  доля  от  потребности составляет только 8,8 процента.
Количество  вносимых  туков уменьшилось с 26 тыс. тонн действующего
вещества  в  2000 году  до  17 тыс.  тонн  в 2003 году. В структуре
используемых  удобрений  наибольший  удельный вес (до 80 процентов)
занимают  азотные.  В  области  остается  низким  уровень  внесения
органических  удобрений:  1,61,9 тонны на 1 гектар посевной площади
при потребности 810 тонн/гектар.
     Основными  лимитирующими  факторами  увеличения валовых сборов
сельскохозяйственных культур в настоящее время в области являются:
     наличие в пашне высокой доли кислых почв (63 процента);
     недостаток подвижного фосфора (54 процента площади пашни);
     сильная степень засоренности полей.
     Лесопользование и охрана леса
     Общая  площадь  лесного  фонда  и  лесов, не входящих в лесной
фонд,  составляет  15772,0 тыс. гектаров  при лесистости территории
67,6  процента.  На  долю площади, покрытой лесной растительностью,
приходится   13133,4 тыс. гектаров   (83,3   процента).   Более  87
процентов  (13758,0 тыс. гектаров  на  1  января 2004 года) площади
лесного  фонда  находится в ведении Министерства природных ресурсов
Российской  Федерации,  в том числе покрытая лесной растительностью
площадь составляет 11271,7 тыс. гектаров.
     По  состоянию  на 1 января 2004 года для заготовки древесины и
других  видов пользования по лесхозам Свердловской области передано
в   аренду   202   участка   лесного  фонда  общей  площадью  более
1400 тыс. гектаров,  что  составляет  около  10  процентов от общей
площади лесного фонда управления.
     На  арендованных участках лесного фонда фактически заготовлено
около  1,3 млн. м3  древесины,  или  30,9 процента от общего объема
заготовки.
     Средняя  стоимость одного обезличенного кубометра древесины на
арендованных  участках  составила  49,4 рубля, что в два раза выше,
чем  по минимальным ставкам. В 2003 году наряду с заключением новых
договоров   аренды   участков  лесного  фонда  произошло  частичное
расторжение  ранее  заключенных  договоров  в связи с невыполнением
договорных обязательств.
     За  2003  год  проведено 458 аукционов по продаже древесины на
корню,  продано  1704  лесосеки  с  общим  объемом  2065,0 тыс. м3.
Средняя   аукционная   цена   проданной  древесины  составила  46,6
рублей/м3.   Невысокий   уровень  продажи  древесины  на  корню  по
результатам   лесных   аукционов   объясняется,   главным  образом,
кризисным  положением  основных  лесопользователей области, а также
отсутствием  финансовой  заинтересованности  лесхозов  в проведении
лесных аукционов.
     Расчетная  лесосека  по  области освоена по хвойному хозяйству
на  33,9  процента  (в 2002 году  27,9 процента), а по лиственному
на  20,7  процента  (в 2002 году  24,0 процента). Недоиспользование
расчетной  лесосеки,  особенно по мягколиственному хозяйству, резко
снижает  эффективность  лесохозяйственного  производства,  ухудшает
санитарное  состояние  лесов,  снижает  их  защитные  свойства, что
может  привести  к дальнейшему ухудшению экологической обстановки в
Свердловской области.
     Всего  заготовлено  древесины  5665 тыс. м3,  в  том  числе от
рубок    главного    пользования     4189,9 тыс. м3,    от    рубок
промежуточного    пользования     981,3 тыс. м3,    прочих   рубок
493,8 тыс. м3.
     Свердловская  область  относится  к  районам  с  очень высокой
природной  пожарной  опасностью.  Общая  площадь,  пройденная огнем
лесных  пожаров за последние 5 лет, составила 9,0 тыс. гектаров при
средней площади пожара 3,2 гектара.
     За  пожароопасный  сезон зарегистрировано 724 лесных пожара на
площади  1703  гектара,  в том числе из-за сельхозпалов  1, по вине
лесозаготовителей   5,  по  вине  других  организаций   3,  по вине
граждан   672,  от  гроз   24. Ущерб, причиненный лесному хозяйству
лесными   пожарами,   составил   13455,7 тыс.  рублей,  расходы  на
тушение  975 тыс. рублей.
     Особо охраняемые природные территории
     В   настоящее   время   на   территории  Свердловской  области
существует  634  особо  охраняемых  природных территории, из них 3
федерального  значения: заповедники "Висимский", "Денежкин камень",
национальный парк "Припышминские боры".
     Общая   площадь   особо   охраняемых   природных   территорий
1,27 млн.   гектаров,   что  составляет  6,5  процента  от  площади
Свердловской области.
     Продлен  срок  действия на 10 лет (до 2013 года) 16 охотничьих
заказников  областного значения общей площадью 576,8 тыс. гектаров,
ликвидированы     два    государственных    охотничьих    заказника
"Черноисточинский"  и "Карабашевский", как выполнившие свою функцию
по охране и восстановлению численности бобра.
     Для  развития  системы особо охраняемых природных территорий в
области   разрабатывается   Концепция   организации  системы  особо
охраняемых  природных  территорий  Свердловской  области,  в основу
которой  положен  накопленный  опыт  охраны  природы  и поиск новых
возможностей     сочетания    хозяйственной    и    природоохранной
деятельности.
     Радиационная обстановка
     Радиационная   обстановка   на   территории  области  в  целом
удовлетворительная.
     Среднее     за    год    значение    концентрации    суммарной
бета-активности  (22,2х10-5  Бк/м3) сопоставимо со средневзвешенной
концентрацией  суммарной  бета-активности  в  воздухе по территории
Российской Федерации (15,9х10-5 Бк/м3) в 2002 году.
     Среднегодовая  суммарная бета-активность атмосферных выпадений
по  Свердловской  области  (0,4  Бк/м2сутки)  сопоставима с уровнем
2002  года  и  в  3,5  раза  ниже  уровня  выпадений  2002  года по
территории  России (1,4 Бк/м2сутки). При этом следует отметить, что
в   2003   году   было   зарегистрировано   12  случаев  повышенной
бета-активности атмосферных выпадений.
     Коллективная  эффективная  доза  облучения населения области и
производственного    персонала   от   природных   и   искусственных
источников  в  2003  году  с  учетом  всех  дозообразующих факторов
уменьшилась  в  1,14  раза  по сравнению с 2002 годом. Коллективный
риск  вероятности  возникновения  стохастических  эффектов (случаев
смерти  от  рака  и  наследственных  эффектов) в течение всей жизни
человека  при  данной  коллективной  эффективной дозе составит 1348
случаев в год.
     В  структуре  суммарной дозы облучения населения на протяжении
многих  лет  основную  роль играют медицинский и природный факторы.
Территориями  риска  с  повышенными  индивидуальными нагрузками для
населения   являются   города Каменск-Уральский,   Реж,   Качканар,
Первоуральск,  Североуральск, Невьянск, Екатеринбург, Нижний Тагил,
Краснотурьинск,    Сысерть,   Белоярский   район,   где   проживает
2,469 млн. человек.
     Отходы производства и потребления
     В  2003 году на предприятиях Свердловской области образовалось
175,9 млн.    тонн   (в   2002 году    156,1 млн.   тонн)   отходов
производства    и    7,3 млн. м3    (в    2002 году    6,9 млн. м3)
промышленно-бытовых  отходов, а также 1009,5 тыс. штук отработанных
ртутных ламп (в 2002 году  913,7 тыс. штук).
     Всего   зарегистрировано   1289  объектов  размещения  отходов
производства и потребления.
     Объем   образования   отходов   увеличился  в  таких  основных
отходообразующих  отраслях,  как цветная металлургия  на 10974 тыс.
тонн,  черная  металлургия   на  4664 тыс.  тонн (за счет изменения
состава   исходного   сырья  для  металлургического  производства),
электроэнергетика   на  641 тыс.  тонн.  При этом объем образования
отходов  снизился  на  предприятиях  топливной  промышленности   на
100 тыс. тонн, машиностроения и металлообработки  на 66 тыс. тонн.
     Использовано  в  качестве  сырья  78,9 млн.  тонн  отходов  из
175,9 млн.  тонн  образованных промышленных отходов, что составляет
44,9  процента  (аналогичный  показатель в 2002 году составлял 39,9
процента).
     Объем  образования  вскрышных  пород и отходов обогащения (это
96,1  процента  всего  объема  отходов)  увеличился  по сравнению с
2000 годом  на  14,0 процента и составил 157,38 млн. тонн. С учетом
высокой   степени   использования   данных   отходов  удельный  вес
размещенных  вскрышных  пород  и  отходов обогащения по сравнению с
2002 годом  снизился и составил в 2003 году 57,5 процента от объема
их   образования,  что  является  положительным  фактором  снижения
антропогенного воздействия на окружающую среду.
     При   отсутствии   специализированных   мест   размещения   на
предприятиях  области  скопилось 0,46 тыс. тонн отходов, содержащих
полихлордифенилы,   которые  относятся  к  I классу  опасности  для
окружающей  природной  среды  (из  них  на  территории  общества  с
ограниченной   ответственностью  "ВИЗ-СТАЛЬ",  город Екатеринбург,
0,30 тыс. тонн).
     Наблюдается   неблагополучная   обстановка  с  организацией  и
эксплуатацией  свалок  бытовых  отходов.  Из  451  владельца свалок
только  67  имеют  лицензию на обращение с опасными отходами. Объем
образования  бытовых  отходов  по сравнению с 2002 годом увеличился
на  5,4  процента  и  составил  2178,6 тыс. м3.  Объем  накопленных
бытовых  отходов  в  объектах размещения отходов на конец 2003 года
возрос  по  сравнению  с  2002 годом  на  8,4  процента  и составил
76992,2 тыс. м3.
     Чрезвычайные ситуации
     На   территории   Свердловской  области  имеется  значительный
потенциал  риска  поражения  населения  в  результате  чрезвычайных
ситуаций,   так   как  в  области  действуют  потенциально  опасные
объекты,  а  именно:  радиационно-опасные   108, химически опасные
181,  взрывоопасные   81,  пожароопасные  167, взрывопожароопасные
129, гидротехнические сооружения  543.
     В  целом по Свердловской области за последние годы наблюдается
тенденция  к  снижению  количества  чрезвычайных ситуаций. Вместе с
тем   в   2003   году  по  сравнению  с  предыдущими  годами  резко
увеличились  масштабы  чрезвычайных  ситуаций.  В  общей  сложности
материальный   ущерб   от   техногенных  чрезвычайных  ситуаций  по
сравнению с 2002 годом увеличился в 24,7 раза.
     В  результате  техногенных чрезвычайных ситуаций пострадало 26
человек, из них погибло  20 человек.
     Основными   причинами   возникновения   чрезвычайных  ситуаций
техногенного  характера  являются:  аварийное  состояние инженерных
сетей  жилищно-коммунального  хозяйства,  нарушение  правил техники
безопасности при эксплуатации потенциально опасного оборудования.
     2. Эколого-эпидемиологическая обстановка
     В  Свердловской  области  на  протяжении последних 5 лет среди
санитарно-гигиенических    показателей,   влияющих   на   состояние
здоровья  населения,  лидирует  комплексная  химическая нагрузка. В
структуре  химической  нагрузки  на  первое  место выходит качество
питьевой  воды,  далее  загрязнение  почв,  атмосферного  воздуха и
продуктов  питания. Территории риска по химической нагрузке: города
Екатеринбург,  Асбест, Алапаевск, Верхняя Пышма, Каменск-Уральский,
Карпинск,  Кировград,  Краснотурьинск, Красноуральск, Нижний Тагил,
Первоуральск,     Полевской,     Ревда,     Серов,     Артемовский,
Богдановичский,    Верхнесалдинский,    Камышловский,    Режевской,
Талицкий районы.
     В  области  около  миллиона  человек  использует  для питьевых
целей  воду  нецентрализованных  источников  хозяйственно-питьевого
водоснабжения,  которая  в  21,2  процента случаев не соответствует
гигиеническим  требованиям  по санитарно-химическим показателям и в
35  процентах   эпидемиологически  опасная.  Более 400 тыс. человек
области    потребляет   воду,   безопасность   которой   не   имеет
достаточного     лабораторного     подтверждения.     Приоритетными
загрязнителями    питьевой    воды    являются:    хлорорганические
соединения,  железо, марганец, остаточный алюминий, тяжелые металлы
(свинец, кадмий).
     В  области  обеспечивается  водой  из  централизованных систем
водоснабжения,  не  соответствующей  гигиеническим  требованиям  по
органолептическим     показателям,    около    2,9 млн.    человек,
санитарно-химическим  около 3 млн. человек.
     Критическая      ситуация     по     обеспечению     населения
доброкачественной  питьевой  водой  создалась  в городах Камышлове,
Кушве,  Ирбите,  Кировграде,  Невьянске, Тавде, Туринске, а также в
поселках Белоярском, Байкалово, Пышма и Слободе Туринской.
     В  2003 году ухудшилось состояние почв по санитарно-химическим
показателям:   47,2   процента   проб   не  отвечают  гигиеническим
нормативам.  Территориями риска, где отмечается высокое загрязнение
почв  тяжелыми  металлами,  являются  города  Краснотурьинск  (76,9
процента),   Екатеринбург  (92,8  процента),  Верхняя  Пышма  (20,0
процента),  Каменск-Уральский  (28,2  процента),  Березовский (40,2
процента), Богданович (52,6 процента).
     Содержание  свинца  в  21,8  процента,  кадмия в 19,0 процента
проб   почвы   превышает  соответствующие  допустимые  уровни.  Под
воздействием   веществ   первого  класса  опасности  (бенз(а)пирен,
кадмий,   мышьяк,  ртуть,  свинец,  селен,  цинк)  находится  более
2,7 млн.  человек,  второго  класса (кобальт, медь, никель, сурьма,
хром, бор)  более 2,3 млн. человек.
     Территориями   риска,   где   уровень   загрязнения  атмосферы
остается   высоким,   являются   города  Красноуральск,  Кировград,
Каменск-Уральский,   Нижний   Тагил,   Первоуральск,  Екатеринбург,
Ревда,  Нижняя  Тура,  Верхняя  Пышма,  Полевской,  Краснотурьинск,
Серов, Асбест.
     3. Государственное  регулирование  охраны  окружающей  среды и
природопользования
     Экологическая политика
     Инструментом  реализации  комплексного  подхода  к  управлению
природоохранной   деятельностью  в  2003  году  являлась  областная
государственная  целевая  программа  "Экология  и природные ресурсы
Свердловской  области  на  2003  год",  утвержденная постановлением
Правительства  Свердловской  области  от  30.07.2002 г.  № 1079  ПП
(Собра   ние  законодательства  Свердловской  области,  2002,  № 8,
ст. 1119).
     Финансирование   программы   осуществлялось  за  счет  средств
областного  бюджета.  Фактически мероприятия программы выполнены на
сумму  144767 тыс.  рублей,  или  98,1 процента  от годового плана,
профинансированы  в  объеме 141694 тыс. рублей, что составляет 96,0
процента  от  годового  плана и 97,9 процента от объема выполненных
работ.
     Несмотря  на  недовыполнение финансовых показателей программы,
намеченные в ней результаты в основном достигнуты:
     1) обеспечена  экологическая безопасность потенциально опасных
объектов:       Березовского      Ломовского,      Карпушихинского,
Белореченского,    Левихинского    рудников,    складов    хранения
монацитового концентрата в городе Красноуфимске;
     2) переведены  на  газ  котельные  в  поселке  Арти,  районной
больнице в Белоярском районе, селе Гайны Ачитского района;
     3) в  целях  реабилитации  здоровья населения, проживающего на
экологически  неблагополучных  территориях,  проведено  более  2500
исследований  на  содержание токсичных металлов в организме у детей
из  городов  Нижний  Тагил, Екатеринбурга, Краснотурьинска, Серова,
Ревды,  Каменска-Уральского. Дети из городов Первоуральска, Ревды и
Серова   прошли   курс   реабилитации  на  базе  областных  детских
лечебно-профилактических учреждений;
     4) по   направлению   "Переработка   и   уничтожение   опасных
отходов":  вывезены для уничтожения за пределы Свердловской области
пестициды  в  объеме  110  тонн,  незаконно ввезенные на территорию
города  Асбеста; переработано 85,2 тыс. штук люминесцентных ртутных
ламп,  1540  штук термометров; 14,7 млн. тонн отходов производства,
в  том  числе  9,8 млн.  тонн  отходов металлургического комплекса,
4,7 млн.  тонн  отходов  добычи и обогащения и 120 тыс. тонн прочих
видов   отходов;  получено  медного  концентрата   15,8 тыс.  тонн,
металлопродукта    290 тыс.  тонн,  щебня   5 млн.  тонн,  асбеста
35 тыс.  тонн, цемента  780 тыс. тонн, а также хромовый и титановый
полупродукт, цинк, сульфат алюминия, цементационная медь;
     5) для  обеспечения  населения  Свердловской  области питьевой
водой  стандартного  качества  установлены  3 локальных системы для
очистки  питьевой воды; проведена замена комплектующих для 27 ранее
внедренных  установок  в  детских  лечебных учреждениях; обустроено
452  источника  нецентрализованного  водоснабжения (в том числе 136
родников,  299  колодцев,  17  самоизливающихся скважин), что в 1,8
раза  превышает  плановые  показатели и на 16 процентов выше уровня
2002  года, около 80 тыс. человек дополнительно обеспечены питьевой
водой стандартного качества;
     6) в    рамках    создания   единой   системы   экологического
мониторинга  сдан  в  эксплуатацию  первый  автоматизированный пост
экологического мониторинга в городе Первоуральске;
     7) в  целях  углубления  экологического образования, повышения
экологической   культуры   проведены   экологическая   акция  "Марш
парков-2003",       Российский      студенческий      экологический
семинар-лагерь,   конференция   молодых   ученых-экологов,  конкурс
студенческих  научно-исследователь  ских  работ  в сфере экологии и
ресурсосбережения. Общее    количество    участников   этих   акций
составило   более  150 тыс.  человек.  Регулярно  выходили  в  эфир
телевизионная  программа  "За  живое", "горячие" сюжеты о нарушении
экологического     законодательства     (экологические    проблемы,
катастрофы);
     8) для   сохранения   и  восстановления  охотничьих  и  рыбных
ресурсов  созданы  дополнительные кормовые поля для подкормки диких
животных  в зимний период, численность волков на территории области
стабилизировалась  и  составляет  примерно  300  голов; численность
основного   вида  охотничьих  животных   лося  увеличилась  на  700
голов.
     Государственный контроль
     Службой  госконтроля  Главного Управления природных ресурсов и
охраны  окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской
Федерации   по   Свердловской  области  совместно  со  Свердловским
областным   государственным   учреждением   "Центр   экологического
мониторинга  и  контроля",  Прокуратурой  Свердловской  области при
участии   муниципальных   экологических   служб  в  2003 году  было
проведено   228  проверок  соблюдения  требований  природоохранного
законодательства.   В   ходе   проверок   выявлено  1647  нарушений
природоохранного  законодательства,  для  устранения которых выдано
2306  предписаний с конкретными сроками исполнения и 38 предписаний
на    приостановку    производственной    деятельности,    вынесено
392 постановления   о   назначении  административного  наказания  в
отношении  должностных  и  юридических  лиц  на  сумму  2233,8 тыс.
рублей.    Взыскано    штрафов   на   сумму   1467,9 тыс.   рублей.
Предъявленная  в  2003 году сумма ущерба окружающей природной среде
составила 1952 тыс. рублей, взыскано 737,6 тыс. рублей.
     Основными нарушениями, выявленными в ходе проверок, являются:
     1) превышение    нормативов    предельно-допустимых    сбросов
(временно  согласованных сбросов) загрязняющих веществ, поступающих
в  водные  объекты  со  сточными  водами  предприятий,  и предельно
допустимых  выбросов (временно согласованных выбросов) загрязняющих
веществ,  поступающих  в атмосферный воздух, а также невыполнение в
полном объеме мероприятий по достижению нормативов;
     2) самовольное пользование водными объектами;
     3) наличие   на  предприятиях  технологического  оборудования,
работающего   без  разрешения  на  выброс  загрязняющих  веществ  в
атмосферу;
     4) отсутствие  постоянного контроля за состоянием атмосферного
воздуха, почв в местах размещения отходов;
     5) нарушение    условий,    установленных   в   лицензиях   на
водопользование;
     6) строительство   объектов   без   положительного  заключения
государственной     экологической     экспертизы    по    проектной
документации;
     7) отсутствие    разработанных    в    установленном   порядке
нормативов образования отходов.
     Специалистами    федерального    государственного   учреждения
"Свердловская   инспекция  аналитического  контроля  по  Уральскому
региону"  было  отобрано  и  проанализировано  2399  проб сточной и
природной    воды,   выполнено   17293   анализа.   Проверено   269
ведомственных  лабораторий  по контролю качества вод, проверено 465
предприятий  по  контролю качества вод, 206 очистных сооружений, из
которых 144  не нормативно работающие.
     Государственная   экологическая   экспертиза,  нормирование  и
лицензирование
     В   течение   2003   года   на  государственную  экологическую
экспертизу  в  Главное  Управление  природных ресурсов Министерства
природных  ресурсов  Российской  Федерации  по Свердловской области
представлено  1508  материалов,  из них после проверки сотрудниками
экспертного   подразделения:   были   возвращены   без   проведения
государственной  экологической экспертизы 425 материалов; проведены
экспертизы  1083  предпроектных,  проектных  и  иных материалов, из
которых отклонены и возвращены на доработку 297 материалов.
     Увеличилось   количество  проектных  материалов,  связанных  с
переработкой    техногенных    месторождений,    строительством   и
рекультивацией  полигонов  твердых  бытовых  отходов и промышленных
отходов.
     Основные недостатки представляемой документации:
     1) в    проектах   предлагаются   устаревшие   технические   и
технологические решения;
     2) не планируется рекультивация нарушенных земель;
     3) плохо решаются вопросы утилизации и захоронения отходов;
     4) допускаются:   искажение   представляемой   информации   по
воздействиям  на  окружающую среду, ошибки в расчетах, неправильная
интерпретация полученных данных;
     5) не   проводятся   обсуждения   с  населением  намечаемых  к
реализации проектных решений.
     Рассмотрены   и   утверждены  нормативы  предельно  допустимых
выбросов  для  1060  предприятий,  выдано 1618 разрешений на выброс
загрязняющих  веществ, 643 разрешения на сброс загрязняющих веществ
в водные объекты.
     Рассмотрены  проекты  нормативов  образования  отходов для 194
предприятий,   из  которых  для  175  по  результатам  рассмотрения
установлены лимиты на размещение отходов.
     2003  год  стал начальным в исполнении требований Федерального
закона  от 8 августа 2001 года № 128 ФЗ "О лицензировании отдельных
видов   деятельности". По   первым  29  материалам,  обосновывающим
деятельность  по  обращению  с  опасными  отходами, в установленном
вышеуказанным    законом    порядке    проведена    государственная
экологическая экспертиза и выданы лицензии.
     4. Основные задачи в сфере охраны окружающей среды
     Принимая   во   внимание   качественные  показатели  состояния
окружающей  среды  в Свердловской области, необходимо осуществление
таких  мер,  которые позволят минимизировать негативное воздействие
на   окружающую  среду,  обеспечить  создание  благоприятной  среды
обитания   и   условий  для  жизнедеятельности  населения  области,
сохранить и восстановить природные комплексы и объекты.
     Для  достижения этих целей необходимо комплексное, системное и
целенаправленное решение следующих основных задач:
     В области охраны атмосферного воздуха:
     1) сокращение  объема  валовых выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный  воздух  на  основе  внедрения современных технологий и
экологически   более   чистого   топлива,   а  также  использования
высокоэффективных систем пылегазоочистки;
     2) снижение  негативного  влияния  от выбросов автотранспорта,
включая  меры по расширению использования экологически чистых видов
топлива  (преимущественно  за счет перевода автомобильного парка на
сжатый   природный   газ),  оптимизации  транспортного  движения  в
населенных пунктах;
     3) совершенствование     системы     мониторинга     состояния
атмосферного  воздуха  в  селитебных  территориях  и  зонах влияния
выбросов предприятий.
     В   области   охраны  водных  объектов  и  повышения  качества
питьевой воды:
     1) сокращение   объема   сброса  загрязненных  сточных  вод  в
поверхностные   водные   объекты  путем  внедрения  водосберегающих
технологий,  строительства  и  реконструкции очистных сооружений на
основе    современных   технологий   и   оборудования,   расширения
использования   замкнутых  (водооборотных)  схем  водоснабжения  на
промышленных предприятиях;
     2) восстановление   и   охрана  водных  объектов  Свердловской
области,  усиление  контроля  за  соблюдением  режима хозяйственной
деятельности  в  водоохранных  зонах  и прибрежных защитных полосах
водных объектов;
     3) обеспечение  населения  Свердловской области питьевой водой
стандартного   качества   за  счет  внедрения  технологий  глубокой
очистки  питьевой  воды,  организации зон санитарной охраны на всех
источниках  централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения,
очистки   водных   объектов,   используемых  для  централизованного
хозяйственно-питьевого     водоснабжения,     увеличения     объема
геологоразведочных  работ по поиску месторождений подземных вод для
городов, не имеющих защищенных источников водоснабжения.
     В области охраны почв и земельных ресурсов:
     1) рекультивация  нарушенных земель, реабилитация загрязненных
территорий,   повышение  качества  почв  за  счет  реализации  мер,
направленных  на  сокращение  площадей рудных отвалов, золоотвалов,
шламонакопителей,    а    также    санация    загрязненных    почв,
предотвращение   дополнительного   загрязнения  земель  химическими
веществами, микроорганизмами и гельминтами;
     2) предотвращение    деградации    почв    путем    проведения
агрохимических  и агротехнических мероприятий, научно обоснованного
внесения  минеральных  удобрений  и  осуществления  контроля  за их
использованием.
     В области лесопользования и восстановления лесов:
     1) обеспечение более полного использования расчетных лесосек;
     2) повышение   комплексности  потребления  лесных  ресурсов  и
увеличение   объемов   глубокой  переработки  древесины  на  основе
передовых технологий.
     В области развития сети особо охраняемых природных территорий:
     расширение  и развитие заповедного фонда: создание новых особо
охраняемых   природных   территорий   и   обеспечение   устойчивого
функционирования  действующих;  использование  природных  парков  в
качестве рекреационных зон.
     В области улучшения радиационной обстановки:
     1) снижение  радиационной опасности от естественных источников
(радон)  и  медицинских  процедур  (замена устаревшей рентгеновской
аппаратуры);
     2) оптимизация   радиационного   мониторинга  путем  внедрения
экономных    и    более    эффективных    способов    контроля   за
радиоактивностью  окружающей  среды  и  дозовой нагрузкой облучения
населения,   в   первую   очередь   в   зонах  влияния  предприятий
ядерно-топливного цикла.
     В области улучшения эколого-эпидемиологической обстановки:
     1) снижение   и   предотвращение  риска  вредного  влияния  на
здоровье  населения  факторов  загрязнения  среды  обитания, прежде
всего химического загрязнения;
     2) реализация    мер    по    обоснованию    и    обустройству
санитарно-защитных  зон предприятий, сооружений и объектов, включая
отселение населения, проживающего в этих зонах;
     3) сокращение    числа    случаев    заболеваний    населения,
обусловленных   факторами   загрязнения  среды  обитания,  за  счет
внедрения   опережающей   гигиенической   диагностики  экологически
обусловленных заболеваний.
     В  области  государственного  регулирования  охраны окружающей
среды и природопользования:
     1) совершенствование    системы    органов    государственного
управления  в  сфере  природопользования и охраны окружающей среды,
четкая  координация  и разграничение сфер деятельности федеральных,
областных  и муниципальных структур, насыщение системы этих органов
квалифицированными кадрами;
     2) реализация  областной  комплексной экологической программы,
областных  целевых  и муниципальных экологических программ, а также
экологических программ предприятий;
     3) корректировка    генеральных    планов,    схем   застройки
территорий   с  учетом  экологических  факторов  с  целью  снижения
экологической нагрузки на селитебные территории;
     4) разработка    и   внедрение   современных   требований   по
совершенствованию     системы     действенного    производственного
экологического   контроля  на  предприятиях,  оказывающих  наиболее
негативное  воздействие  на  окружающую  среду,  за  счет установки
автоматических   анализаторов  на  источниках  выбросов  и  сбросов
загрязняющих веществ;
     5) создание   эффективной   системы   управления   бытовыми  и
производственными  отходами,  переход  к комплексному использованию
отходов как сырьевого и энергетического ресурсов;
     6) создание  областной  информационно-аналитической системы по
природным ресурсам и охране окружающей среды;
     7) организация  системы экологического мониторинга в городах с
неблагополучной экологической обстановкой;
     8) обеспечение  достоверности  и  полноты данных о загрязнении
окружающей  природной  среды, координация деятельности организаций,
осуществляющих экологический мониторинг;
     9) формирование      эффективной      системы     непрерывного
экологического   образования,   всемерное   развитие  экологической
культуры и экологического мировоззрения;
     10) создание  "Красной книги культурного наследия Свердловской
области";
     11) разработка  проекта  закона Свердловской области об охране
культурной среды;
     12) разработка    нормативных    документов    по    повышению
квалификации    должностных   лиц,   осуществляющих   хозяйственную
деятельность,  связанную  с  воздействием  на  окружающую  среду, и
принимающих  управленческие  решения  в  области  охраны окружающей
среды.
     В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод:
     реализация  эколого-ориентированной  промышленной  политики  и
стратегии    развития,    доступность   экологической   информации,
системный   подход   к   решению   поставленных   задач,  осознание
экономической  ответственности  за  экологическую ситуацию органами
государственной  власти  и  местного самоуправления, руководителями
хозяйствующих  субъектов и населением Свердловской области позволят
создать  экологически  безопасные  и  благоприятные  условия  среды
обитания нынешнего и будущих поколений.



Информация по документу
Читайте также