Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2006 № 1067-ПП

 



                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
                            ПРАВИТЕЛЬСТВА                             
                         СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         


  О санитарно-эпидемиологической обстановке в 2005 году, управлении   
   риском для здоровья и обеспечении санитарно-эпидемиологического    
             благополучия населения Свердловской области              


     По данным доклада «О  санитарно-эпидемиологической  обстановке  в
Свердловской  области  за 2005 год», в результате реализации комплекса
мер, направленных на решение  задач  первого  этапа  (2001–2005  годы)
Концепции  «Сбережение  населения  Свердловской  области  на период до
2015 года»,  одобренной  постановлением   Правительства   Свердловской
области  от 06.06.2001 г. № 393-ПП («Областная газета», 2001, 13 июня,
№ 114),  в  последние  годы  наметилась   тенденция   к   стабилизации
медико-демографической ситуации.
     Улучшилась    социально-экономическая    обстановка,    снизилась
численность    населения,   подверженного   неблагоприятному   влиянию
социальных  факторов  риска  (по  сравнению  с  2004  годом   снижение
составило   90  тыс.  человек,  всего  подвержено  влиянию  социальных
факторов риска 740 тыс. человек). Улучшились показатели качества среды
обитания.  Снизился  уровень  загрязнения  атмосферного  воздуха  в 14
муниципальных образованиях  в  Свердловской  области.  Снизилась  доля
неудовлетворительных    проб    почвы    селитебных    территорий   по
санитарно-химическим и микробиологическим показателям  (соответственно
33,5  и  3,4  процента  в  2005 году против 51,1 и 5,6 процента в 2004
году).  Улучшилось  качество  питьевой  воды  в  разводящей  сети   по
санитарно-химическим   показателям   (доля  неудовлетворительных  проб
снизилась с 20,9 процента в 2000 году до 12,8 процента в  2005  году).
Стабилизировалась  доля  неудовлетворительных  проб  продуктов питания
(ежегодно на уровне 3,5 процента по  микробиологическим  показателям).
Растет  показатель  рождаемости  (на  13,2  процента  по  сравнению со
среднемноголетним уровнем), в 2005 году он составил 10,4 родившихся на
1000   населения.   Стабилизировался   показатель  естественной  убыли
населения, в 2005 году число умерших превысило число родившихся на 6,2
на  1000  населения.  Продолжается  снижение  материнской  смертности,
показатель составил 29 случаев на 100 тыс.  детей,  рожденных  живыми.
Сохраняется   стабильная   тенденция   снижения   уровня  инфекционных
заболеваний,   в   течение   последних   5 лет    не    регистрируются
широкомасштабные  инфекции.  Достигнуто  снижение  числа  экологически
обусловленных  заболеваний  у  детского   населения,   в   2005   году
предотвращено  около  9000  случаев  заболеваний  по  10  экологически
неблагополучным  территориям,  предотвращенный   экономический   ущерб
здоровью составил 102 млн. рублей, превысив показатель 2004 года в 1,5
раза.
     По  данным  социально-гигиенического  мониторинга,  78  процентов
населения  (более  3,3  млн.  человек) подвержено риску от воздействия
санитарно-гигиенических и 45  процентов  (около  1,9  млн.  человек) —
социально-экономических    факторов.   Среди   социально-экономических
факторов,  воздействующих  на  здоровье  населения,  наибольшую   долю
составляют   социальные   факторы   риска   (обусловленные  социальным
неблагополучием,  социальной  напряженностью  на  территории,  уровнем
оказания   медицинской   помощи)   и   индивидуальные   факторы  риска
(обусловленные      образом      жизни,       поведением).       Среди
санитарно-гигиенических   факторов   формирования  здоровья  населения
ведущее место занимает комплексная химическая нагрузка. Основной вклад
в  поступление  экотоксикантов  в  организм  вносят  продукты питания,
почва, вода, атмосферный  воздух  и  пыль.  Второе  место  по  степени
влияния  на  здоровье  населения  занимают  факторы риска, связанные с
биологической нагрузкой, которая формируется  за  счет  некачественной
питьевой  воды,  продуктов  питания,  а  также почвенного загрязнения.
Далее факторы риска, связанные с шумовой и радиационной  нагрузкой,  а
также    другими   физическими   факторами   (вибрация,   микроклимат,
освещенность, электромагнитные поля).
     На территориях с уровнем социально-экономического  развития  выше
среднего  влияние  социально-экономических  и  санитарно-гигиенических
факторов  на  состояние  здоровья  населения  практически   одинаково.
Преобладает    комплексная    химическая    нагрузка,    обусловленная
загрязнением питьевой воды, атмосферного воздуха, продуктов питания  и
почв   и   шумовая   нагрузка.   На  территориях  со  средним  уровнем
социально-экономического развития преобладает биологическая  нагрузка,
связанная  с  загрязнением  питьевой воды, почвы, продуктов питания, а
также факторы социального неблагополучия территории. На территориях  с
низким   уровнем   социально-экономического  развития  в  формирование
показателей  здоровья  населения  наибольший  вклад   вносят   факторы
социальной напряженности и биологическая нагрузка.
     Основными проблемами для Свердловской области являются сокращение
численности  населения,  естественная убыль и низкая продолжительность
жизни. Риск преждевременной смерти достаточно высок и составляет  15,3
недожитых  лет  на  1 случай  смерти.  Наиболее многочисленной группой
риска являются  мужчины  в  трудоспособном  возрасте.  Практически  не
снижается  число травм и отравлений, показатель в 2005 году в 2,1 раза
превысил уровень 2004 года. Возрастает социальная  значимость  проблем
гибели  населения  от  «неестественных» причин, таких как отравления в
быту,  самоубийства,   убийства,   употребление   наркотиков.   Потери
экономически    активного   периода   жизни   на   1   случай   смерти
трудоспособного населения составили 15 лет. Ущерб от этих  потерь  для
Свердловской области составляет более 8,7 млрд. рублей.
     Проблемы здоровья населения  в  значительной  степени  связаны  с
загрязнением   окружающей   среды,   обусловленной   долговременным  и
непрерывным  негативным  воздействием  промышленности,  прежде   всего
черной  и  цветной  металлургии.  Загрязнение среды обитания в крупных
промышленных  территориях   формирует   риск   повышенной   смертности
населения.  Высок  риск  развития онкологических заболеваний в связи с
воздействием мышьяка. Значителен риск нарушения психического  развития
у  детей  в  возрасте  от 3 до 7 лет в связи со свинцовым загрязнением
промышленного и транспортного происхождения. Растет  риск  развития  у
населения  почечной  патологии,  обусловленной  воздействием  кадмия и
мышьяка. В результате ежегодный экономический ущерб только в  связи  с
лечением дополнительных случаев экологически обусловленных заболеваний
у населения составил более 8,8 млрд. рублей. Не достигнуты  результаты
по   снижению   общей   заболеваемости   населения   и  заболеваемости
трудоспособного  населения,  числа  злокачественных   новообразований,
болезней  системы  кровообращения,  по  обеспечению  здорового питания
населения  и  профилактике  микроэлементозов.   По-прежнему   остаются
нерешенными проблемы загрязнения почв в жилых районах, складирования и
переработки промышленных и бытовых отходов,  качества  питьевой  воды,
загрязнения  атмосферного  воздуха,  продуктов питания, биологической,
радиационной и шумовой нагрузки.
     Снизилась степень исполнения нормативных правовых актов  в  сфере
обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения
хозяйствующими субъектами,  в  результате  возникает  угроза  развития
массовых   инфекционных   и   неинфекционных   заболеваний.   Возросло
количество обращений  граждан  по  вопросам  некачественных  продуктов
питания,   недоброкачественной   воды,   неудовлетворительных  условий
обучения и труда. В  2005  году  среднее  число  выявленных  нарушений
санитарного законодательства на одном объекте составило 6,7 против 5,0
в 2004  году.  Во  многих  муниципальных  образованиях  и  большинстве
организаций,    осуществляющих   свою   деятельность   на   территории
Свердловской   области,   предпринимаемые    меры    по    обеспечению
санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения  не  являются
комплексными и не обеспечивают  эффективности  управления  риском  для
здоровья  в результате негативного воздействия социально-экономических
и санитарно-гигиенических  факторов.  Недостаточны  меры  по  снижению
риска  для  здоровья  индивидуальных  факторов, формированию здорового
образа жизни,  мотивации  населения  на  укрепление  и  восстановление
здоровья.  Деятельность по управлению риском для здоровья, обеспечению
санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения   с    учетом
реализации   национальных   проектов   Российской   Федерации  требует
существенного повышения эффективности использования имеющихся ресурсов
и возможностей.
     В соответствии с Законом Российской Федерации  от  30 марта  1999
года  № 52-ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
(«Российская газета», 1999, 6 апреля, № 64–65) и Посланием  Президента
Российской  Федерации  Федеральному  Собранию  от  10 мая 2006 года, с
целью   обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия   и
безопасности  среды  обитания  для  здоровья  населения  Правительство
Свердловской области

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:                             

     1. Принять      к      сведению      выводы      доклада       «О
санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области за 2005
год» (прилагаются).
     2. Одобрить предложения Управления Федеральной службы по  надзору
в   сфере   защиты   прав  потребителей  и  благополучия  человека  по
Свердловской области по управлению риском для здоровья  и  обеспечению
санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения  Свердловской
области (прилагаются).
     3. Исполнительным  органам  государственной  власти  Свердловской
области,  органам  местного самоуправления муниципальных образований в
Свердловской области:
     1) учитывать при  оценке  деятельности  по  выполнению  Концепции
«Сбережение  населения  Свердловской  области на период до 2015 года»,
одобренной  постановлением  Правительства  Свердловской   области   от
06.06.2001    г.    № 393-ПП,    показатели   состояния   здоровья   и
продолжительности жизни населения;
     2) обратить особое  внимание  на  принятие  мер  по  профилактике
травматизма,  отравлений,  алкоголизма, туберкулеза и ВИЧ-заболеваний,
снижению   инвалидности,   благоустройству   и   санитарной    очистке
территорий,  обеспечению  сбора,  вывоза и утилизации бытовых отходов,
санитарно-гигиеническому   образованию   и   обучению,    формированию
мотивации населения к здоровому образу жизни.
     4. Управляющим  управленческими  округами  Свердловской   области
Волынкину В.Н., Гусеву О.А., Боку В.Ф., Шабарову А.В., Граматику И.И.:
     1) обеспечить  координацию  деятельности  по   решению   проблем,
отмеченных   в   выводах   доклада   «О   санитарно-эпидемиологической
обстановке  в  Свердловской  области  за  2005  год»  и   предложениях
Управления   Федеральной   службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав
потребителей  и  благополучия  человека  по  Свердловской  области  по
управлению       риском      для      здоровья      и      обеспечению
санитарно-эпидемиологического  благополучия   населения   Свердловской
области на территориях соответствующих муниципальных образований;
     2) до 1 января 2007 года рассмотреть состояние дел по  управлению
риском   для   здоровья  и  обеспечению  санитарно-эпидемиологического
благополучия   населения,   проживающего    на    территориях    риска
соответствующих  муниципальных образований, и представить информацию в
контрольное управление Правительства Свердловской области.
     5. Министерству экономики и труда Свердловской области  (Ковалева
Г.А.)  совместно  со  Свердловским  областным  Союзом промышленников и
предпринимателей   (работодателей)   (Семенов   В.Н.)   и   Федерацией
профсоюзов  Свердловской области (Ветлужских А.Л.), начиная с 1 января
2007  года,  при  реализации   трехстороннего   соглашения   учитывать
предложения  Управления  Федеральной  службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по Свердловской  области  по
управлению       риском      для      здоровья      и      обеспечению
санитарно-эпидемиологического  благополучия   населения   Свердловской
области.
     6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя   председателя   Правительства   Свердловской  области  по
социальной политике Власова В.А.


     Председатель Правительства
     Свердловской области                              А.П.Воробьев


     г. Екатеринбург
     19 декабря 2006 года
     № 1067-ПП

                                      К постановлению Правительства
                                      Свердловской области
                                      от 19.12.2006 г. № 1067-ПП

     Выводы доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в      
                  Свердловской области за 2005 год»
                   
     В 2005 году деятельность исполнительных  органов  государственной
власти   Свердловской   области,   органов   местного   самоуправления
муниципальных  образований  в   Свердловской   области,   организаций,
осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области, в
сфере   охраны   и   укрепления   здоровья   населения,    обеспечения
санитарно-эпидемиологического    благополучия,   создания   безопасных
условий окружающей среды была направлена на снижение  влияния  вредных
факторов  среды  обитания  на здоровье населения с учетом социальных и
экономических  особенностей  различных  муниципальных  образований,  а
также   на   развитие   системы   управления   в   сфере   обеспечения
санитарно-эпидемиологического   благополучия   населения   с    учетом
реализации   задач   и   достижения   целевых   показателей  Концепции
«Сбережение населения Свердловской области на период  до  2015  года»,
одобренной   постановлением   Правительства  Свердловской  области  от
06.06.2001 г. № 393-ПП («Областная газета», 2001, 13 июня,  № 114).  В
2005   году  была  проведена  подготовительная  работа  по  реализации
национального проекта в сфере здравоохранения.
     В   докладе   «О   санитарно-эпидемиологической   обстановке    в
Свердловской   области   за  2005  год»  приведены  данные  о  влиянии
социально-экономических и санитарно-гигиенических факторов на  уровень
популяционного   здоровья  населения  по  трем  группам  муниципальных
образований в Свердловской области с уровнем  социально-экономического
развития выше среднего, средним и ниже среднего.
     На территориях с уровнем социально-экономического  развития  выше
среднего  влияние  социально-экономических  и  санитарно-гигиенических
факторов на состояние здоровья населения практически одинаково.  Среди
санитарно-гигиенических  факторов  преобладает  комплексная химическая
нагрузка за счет  загрязнения  питьевой  воды,  атмосферного  воздуха,
продуктов питания и почв и шумовая нагрузка.
     Для  территорий  со  средним   уровнем   социально-экономического
развития   наибольшее   влияние  на  уровень  популяционного  здоровья
населения  оказывают  санитарно-гигиенические  факторы.   Существенное
влияние  оказывает  биологическая  нагрузка,  связанная с загрязнением
питьевой воды, почвы, продуктов питания. Среди социально-экономических
факторов  риска  основным  является уровень социального неблагополучия
территории.
     На территориях с низким уровнем социально-экономического развития
состояние   здоровья  населения  в  значительной  степени  обусловлено
социально-экономическими факторами, в основном связанными с социальной
напряженностью  на  территории. Среди санитарно-гигиенических факторов
лидирует биологическая нагрузка.
     В Свердловской области 78 процентов  населения  (более  3,3  млн.
человек)  подвержено риску от воздействия санитарно-гигиенических и 45
процентов (около 1,9 млн. человек)  социально-экономических  факторов.
Отмечается  улучшение  социально-экономической  обстановки  и снижение
численности   населения,   подверженного   неблагоприятному    влиянию
социальных  рисков,  которая  составила более 740 тыс. человек (в 2004
году — 830 тыс. человек).
     Наибольший  вклад  в  формирование  здоровья   населения   вносят
социальные  факторы  риска  (обусловленные социальным неблагополучием,
социальной напряженностью на территории, уровнем оказания  медицинской
помощи),  а  также  поведенческие  факторы (обусловленные воздействием
индивидуальных   факторов   риска).   В   условиях   низкого    уровня
обеспеченности медицинской помощью проживает около 1,2 млн. человек (в
2004 году —  1,4  млн.  человек).  При  этом  снижение  обеспеченности
населения  медицинской  помощью  на  1  специалиста  увеличивает  риск
смертности на 0,3 случая на 1 тыс. человек (или на  1,8  процента).  К
территориям   риска,   где  отмечается  влияние  комплекса  социальных
факторов  риска  на  состояние  здоровья,   относятся:   Муниципальное
образование  город  Алапаевск,  город  Каменск-Уральский, Качканарский
городской округ, Артинский городской округ, Ачитский городской  округ,
Байкаловский   муниципальный   район,  городской  округ  Верхотурский,
Гаринский городской округ, Новолялинский городской  округ,  Ревдинский
район,  Серовский  городской  округ,  Слободо-Туринский  муниципальный
район, Таборинский муниципальный район, Тугулымский  городской  округ,
Шалинский городской округ.
     Факторы,  характеризующие   экономическое   развитие   территории
(розничный  товарооборот  на душу населения, индекс физического объема
произведенной  продукции),  по  приоритетности  влияния  на   здоровье
населения  находятся на втором месте. Снижается численность населения,
подверженного влиянию этих факторов  на  состояние  здоровья,  которая
составила  около  900  тыс.  человек (в 2004 году — 950 тыс. человек).
Территориями  риска,  где  отмечается   влияние   комплекса   факторов
экономического  развития,  являются:  городской  округ  Верхний Тагил,
Городской округ Верхняя Тура, городской  округ  Карпинск,  Алапаевское
муниципальное  образование,  Артемовский  городской  округ,  Артинский
городской округ, Ачитский городской округ, Белоярский городской округ,
Верхнесалдинский   городской   округ,   Гаринский   городской   округ,
Каменский городской округ, Красноуфимский городской округ,  Невьянский
городской  округ,  Нижнесергинский  муниципальный район, Новолялинский
городской округ, Горноуральский городской округ, Пышминский  городской
округ,   Режевской   городской   округ,   Серовский  городской  округ,
Слободо-Туринский  муниципальный  район,   Таборинский   муниципальный
район,   Тавдинский  городской  округ,  Тугулымский  городской  округ,
Шалинский городской округ.
     Третье место  среди  факторов  социально-экономического  развития
занимают факторы, определяющие промышленное развитие территории (объем
капиталовложений,  производство   промышленной   продукции   на   душу
населения).   Более  1,2  млн.  человек  подвержено  влиянию  факторов
промышленного развития. Территориями риска, с учетом влияния комплекса
факторов,   являются:   Муниципальное   образование  город  Алапаевск,
Березовский городской округ, городской округ Карпинск, городской округ
Нижняя   Салда,   Алапаевское   муниципальное  образование,  Артинский
городской округ, Ачитский городской округ, Байкаловский  муниципальный
район,  Белоярский  городской  округ,  Красноуфимский городской округ,
Нижнетуринский  городской  округ,  Горноуральский   городской   округ,
Пышминский  городской  округ,  Режевской  городской  округ,  Серовский
городской округ, Таборинский муниципальный район.
     Факторы,  характеризующие  уровень  социальной  напряженности  на
территории  (задолженность  по заработной плате, уровень преступности,
уровень безработицы), занимают четвертое место.  Благодаря  уменьшению
удельного   веса  безработных,  улучшению  благосостояния  жителей  за
последние годы  снижается  влияние  уровня  безработицы  на  состояние
здоровья  населения.  При этом уменьшение уровня безработицы населения
на 1 процент снижает риск преждевременной смерти на 1,1 случая  на  10
тыс.  населения.  Возрастает  влияние  уровня  преступности.  Факторам
социальной напряженности подвержено более  1,1  млн.  человек  (в 2004
году — 1,12 млн. человек). К территориям риска, где отмечается влияние
комплекса этих факторов на состояние здоровья, относятся:  Березовский
городской   округ,   Ивдельский   городской   округ,  городской  округ
Карпинск, Качканарский городской округ, Кировградский городской округ,
городской  округ  Красноуральск,  город  Нижний Тагил, Североуральский
городской округ, Артинский городской округ, Байкаловский муниципальный
район,   Белоярский   городской  округ,  Невьянский  городской  округ,
Нижнетуринский городской округ.
     Реализация комплекса мер первого этапа (2001–2005 годы) Концепции
«Сбережение  населения  Свердловской области на период до 2015 года» в
части   обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия   и
экологической     безопасности    населения    позволила    достигнуть
положительной динамики изменения  показателей,  характеризующих  среду
обитания населения (диаграмма 1):
     1) улучшилось качество питьевой  воды  в  разводящей  сети,  доля
неудовлетворительных   проб   питьевой  воды  по  санитарно-химическим
показателям снизилась с 20,9 процента в 2000 году до 12,8  процента  в
2005   году,   по   микробиологическим  показателям —  с  5,6  до  3,4
соответственно;
     2) уменьшился,  хотя   и   незначительно,   уровень   загрязнения
атмосферного  воздуха —  на территориях 14 муниципальных образований в
2005 году, на 12 территориях — в 2004 году;
     3) стабилизировалась  тенденция  доли  неудовлетворительных  проб
продуктов  питания  (на  уровне 3,5 процента по санитарно-химическим и
микробиологическим показателям);

                                                  Диаграмма 1
  Динамика количества неудовлетворительных результатов исследований   
  качества питьевой воды, атмосферного воздуха, продуктов питания (в  
                             процентах)*                              

*<изображение не приводится>



     4) снизилась  доля  неудовлетворительных  проб  почвы  селитебных
территорий, которая составила по санитарно-химическим показателям 33,5
процента в 2005 году при уровне 51,1 процента в 2004 году;
     5) стабильно  не  превышает  допустимых   значений   коллективная
эффективная  доза  облучения  населения, не отмечается прямых эффектов
для здоровья от радиационного воздействия;
     6) улучшилось  состояние  среды  в  образовательных  учреждениях:
снизилось   число   детей,   подверженных   неблагоприятным   условиям
микроклимата помещений (более чем в 2,5 раза относительно 2004  года),
улучшилось  качество  питания  и  состояние  среды  обитания в детских
образовательных   учреждениях,    сократилась    численность    детей,
подверженных  влиянию факторов неудовлетворительного питания в средних
образовательных учреждениях (95,1 процента детей получают  обогащенную
хлебобулочную и кисломолочную продукцию, напитки);
     7) получены положительные  результаты  профилактики  экологически
обусловленных   заболеваний   и  реабилитации  здоровья  населения  на
популяционном уровне, прежде всего детского населения, проживающего на
экологически   неблагополучных  территориях.  У  95  процентов  детей,
прошедших курсы реабилитации, отмечено улучшение  состояния  здоровья,
снизилась   частота   и   длительность  заболеваний  органов  дыхания,
аллергодерматозов  и  иных  экологически  обусловленных   заболеваний.
Предотвращенный  экономический  ущерб  здоровью  в  2005 году превысил
уровень  2004  года  в  1,5 раза  и  составил  102   миллиона   рублей
(экономический  эффект  составил  около  трех  рублей  на каждый рубль
затрат).
     Территории риска по санитарно-гигиеническим факторам приведены на
картограмме.

                                                  Картограмма*

*<изображение не приводится>



     По-прежнему      первое      место       среди       приоритетных
санитарно-гигиенических   факторов   формирования  здоровья  населения
занимает комплексная химическая нагрузка, которой  было  подвержено  в
2005  году  около  3,2  млн. человек (в 2004 году — 3,3 млн. человек).
Негативное  влияние  на  здоровье  оказывает  химическое   загрязнение
питьевой   воды  (воздействию  подвержено  более  3,0  млн.  человек),
атмосферного воздуха (подвержено около 3,2 млн. человек), почвы (около
3 млн. человек) и продуктов питания (около 1,6 млн. человек).
     К  территориям  риска  по  комплексному  химическому  загрязнению
относятся:  Муниципальное  образование  город  Алапаевск, Асбестовский
городской  округ,  городской  округ   Верхняя   Пышма,   муниципальное
образование  «город  Екатеринбург», город Каменск-Уральский, городской
округ  Карпинск,  Кировградский  городской  округ,   городской   округ
Краснотурьинск,  городской  округ  Красноуральск, Невьянский городской
округ,  Нижнесергинское  городское  поселение,  город  Нижний   Тагил,
городской  округ  Первоуральск,  Полевской  городской округ, Серовский
городской  округ,  Артемовский  городской   округ,   городской   округ
Богданович,    Верхнесалдинский    городской    округ,   муниципальное
образование  Камышловский  муниципальный  район,   Ревдинский   район,
Режевской городской округ, Талицкий городской округ.
     По результатам оценки риска для здоровья населения с  применением
геоинформационных   технологий  численность  населения,  подверженного
риску  в  связи  с  химическим  загрязнением  среды  обитания,  в   10
экологически  неблагополучных  территориях  составила  более  1,2 млн.
человек, в том числе 185 тыс. детей (22 тысячам из  них  рекомендована
адресная реабилитация здоровья).
     В порядке значимости наибольшими рисками для  здоровья  населения
являются:
     1) риск преждевременной смерти от загрязнения атмосферы  пылевыми
частицами,  а  также  онкологические  риски  в  связи  с многосредовым
загрязнением мышьяком;
     2) риск задержки психического развития детей в возрасте от 3 до 7
лет  и  увеличения  случаев  преждевременной  смерти  от  артериальной
гипертонии среди взрослых в связи с повышенной многосредовой свинцовой
нагрузкой промышленного и транспортного происхождения;
     3) риск развития почечной патологии в связи со свинцово-кадмиевой
нагрузкой и влияния на здоровье токсического действия мышьяка;
     4) риск преждевременной смерти от загрязнения атмосферы сернистым
ангидридом;
     5) риск влияния на здоровье детей токсического действия меди и на
здоровье населения в целом токсического действия диоксида азота.
     В результате реализации этих рисков ежегодный экономический ущерб
только   в   связи  с  лечением  дополнительных  случаев  экологически
обусловленных заболеваний  у  населения  составляет  более  8,8  млрд.
рублей.
     К  проблемам,  определяющим  комплексную   химическую   нагрузку,
относятся:
     1. Загрязнение почв в жилых районах. Возрастает  роль  почвы  как
источника вторичного загрязнения приземного слоя атмосферного воздуха.
Почвенно-пылевой путь поступления  загрязняющих  веществ,  особенно  в
организм   детей,  является  приоритетным.  Под  воздействием  веществ
первого класса опасности (бенз(а)пирен, кадмий, мышьяк, ртуть,  селен,
цинк)  находится  2,7  млн.  человек,  второго  класса (кобальт, медь,
никель, сурьма, хром, бор) — более 2,3 млн. человек, свинца — 2,8 млн.
человек   (61  процент  населения  области).  Процент  проб  почв,  не
соответствующих   гигиеническим   нормам    по    санитарно-химическим
требованиям,  в  2005  году составил 33,5 процента (в 2004 году — 51,1
процента).
     Территориями  с  наиболее  высоким  загрязнением  почв  являются:
Березовский   городской   округ,   городской   округ   Верхняя  Пышма,
муниципальное     образование     «город     Екатеринбург»,      город
Каменск-Уральский,  городской  округ  Краснотурьинск,  городской округ
Богданович, Верхнесалдинский  городской  округ,  Невьянский  городской
округ.
     Остается   серьезной   проблема   складирования   и   переработки
промышленных   и   бытовых   отходов,  прежде  всего  токсичных.  Доля
несанкционированных мест захоронения бытовых отходов  составляет  43,4
процента.  Только  46,3  процента разрешенных мест захоронения бытовых
отходов  (свалок)  отвечают  требованиям  санитарных   правил.   Менее
половины  населенных  пунктов  (47,4  процента)  имеют разработанные в
установленном  законодательством  порядке  схемы  санитарной   очистки
территорий.
     Наиболее   неблагоприятная   ситуация   по   санитарной   очистке
территорий   сложилась   в   Алапаевском   муниципальном  образовании,
Артинском  городском  округе,  Ачитском  городском  округе,  городском
округе  Богданович,  Ирбитском  муниципальном  образовании,  Каменском
городском округе, Туринском городском округе.
     2. Качество    питьевой    воды.    Приоритетными     веществами,
загрязняющими  питьевую  воду,  являются  железо, марганец, остаточный
алюминий,   тяжелые    металлы.    По-прежнему    высоко    содержание
хлорорганических   соединений  в  питьевой  воде,  в  2005  году  доля
неудовлетворительных проб составила 9,2 процента (в 2004  году —  10,4
процента,   в   2003   году —   7,2  процента).  За  счет  образования
хлорорганических соединений вода,  прошедшая  цикл  водоподготовки,  в
разводящей сети приобретает мутагенную и канцерогенную активность, что
повышает риск возникновения заболеваний у населения.
     Остается  неудовлетворительным   качество   воды   в   источниках
водоснабжения,     по     санитарно-химическому     составу    процент
неудовлетворительных проб возрос с 21,4 в 2004 году  до  27,5  в  2005
году.  Территориями  риска  являются: муниципальное образование «город
Екатеринбург», Ивдельский городской  округ,  город  Каменск-Уральский,
Качканарский   городской   округ,   городской   округ  Краснотурьинск,
городской округ Красноуральск, город  Нижний  Тагил,  городской  округ
Первоуральск,  Полевской  городской  округ,  Североуральский городской
округ,  Верхнесалдинский  городской  округ,  Нижнетуринский  городской
округ, Новолялинский городской округ, городской округ Ревда.
     Организованы зоны санитарной охраны в соответствии с нормативными
требованиями  только  для  менее  половины  подземных  и поверхностных
источников. Около миллиона человек используют для питьевых целей  воду
нецентрализованных  источников  хозяйственно-питьевого  водоснабжения,
которая в 33,7 процента случаев не соответствует  санитарно-химическим
требованиям.
     Критическая  ситуация  по  обеспечению  населения  питьевой  воды
создалась   в  Муниципальном  образовании  город  Ирбит,  Камышловском
городском округе, Кировградском городском округе, Кушвинском городском
округе,   Байкаловском   муниципальном  районе,  Белоярском  городском
округе, Невьянском  городском  округе,  Пышминском  городском  округе,
Слободо-Туринском  муниципальном  районе, Тавдинском городском округе,
Туринском городском округе.
     3. Химическое  загрязнение  атмосферного   воздуха.   Доля   проб
атмосферного   воздуха   с  превышением  уровня  предельно  допустимых
концентраций  составляет  около  3,5  процента.  На   территориях   22
муниципальных образований, где проживает более 70 процентов населения,
концентрации загрязняющих  веществ  в  атмосферном  воздухе  превышают
предельно  допустимые  величины. На территориях санитарно-защитных зон
проживает более 360 тыс. человек, подверженных негативному воздействию
загрязнения атмосферного воздуха.
     Наиболее неблагополучными территориями по уровню  воздействия  на
здоровье  населения  в  результате  загрязнения  атмосферного  воздуха
являются: Асбестовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма,
муниципальное      образование     «город     Екатеринбург»,     город
Каменск-Уральский,  Кировградский  городской  округ,  городской  округ
Краснотурьинск,  городской  округ  Красноуральск,  город Нижний Тагил,
городской округ Первоуральск,  Полевской  городской  округ,  Серовский
городской  округ,  Нижнетуринский  городской  округ,  городской  округ
Ревда.
     Приоритетными  веществами,  загрязняющими   атмосферный   воздух,
являются    вещества,    обладающие    высокой   токсичностью:   пыль,
бенз(а)пирен, диоксид серы, диоксид азота. Общее количество населения,
подверженного  воздействию  пыли,  составляет  более 1,5 млн. человек.
Подвержено влиянию бенз(а)пирена около 1,2 млн.  человек.  Численность
населения,  подверженного  воздействию  диоксида  серы, составляет 1,3
млн. человек, диоксида азота — более 1,6 млн. человек.
     Второе место по степени влияния на  здоровье  населения  занимают
факторы   риска,  связанные  с  биологической  нагрузкой  (воздействию
подвержено более  2,9  млн.  человек),  которая  формируется  за  счет
некачественной  питьевой  воды  (около  800  тыс.  человек  потребляют
потенциально опасную в эпидемиологическом  отношении  питьевую  воду),
продуктов   питания,   а   также  почвенного  загрязнения  (наибольшее
воздействие оказывается на детей дошкольного возраста).
     Особенно   в   последние   годы   возрастает   эпидемиологическая
значимость   вторичного   загрязнения   питьевой  водопроводной  воды.
«Возраст» сетей водопроводов, их состояние  в  большинстве  территорий
Свердловской  области  превышает  30–40  лет, их санитарно-техническое
состояние с каждым годом  ухудшается,  поскольку  плановые  ремонты  и
замена  водопроводных  труб  практически  не  проводятся  (как правило
устраняются только аварийные ситуации).  Риск  возникновения  кишечных
инфекций  при  проживании  в  домах, в которых не производилась замена
водопроводных труб, возрастает до 3,6 раза.
     К территориям наибольшего эпидемиологического риска  по  качеству
питьевой  воды  относятся:  Асбестовский  городской  округ, Ивдельский
городской  округ,  Муниципальное  образование   город   Ирбит,   город
Каменск-Уральский,   Качканарский  городской  округ,  городской  округ
Красноуфимск, Кушвинский  городской  округ,  Нижнетуринский  городской
округ,  Полевской  городской  округ,  городской  округ  Среднеуральск,
городской  округ   Богданович,   Верхнесалдинский   городской   округ,
Невьянский городской округ, Сысертский городской округ.
     На третьем месте — шумовая нагрузка в селитебных зонах  и  другие
физические     факторы     (вибрация,    микроклимат,    освещенность,
электромагнитные поля). Возросла численность населения,  подверженного
шумовой   нагрузке  (в 2005  году —  3,1  млн.  человек).  В  условиях
неудовлетворительного  шумового  климата  проживает  более  1,0   млн.
человек,  увеличилось  количество  населения подверженного воздействию
электромагнитных излучений.
     К территориям риска по шумовой нагрузке  относятся:  Асбестовский
городской   округ,   городской   округ  Верхняя  Пышма,  муниципальное
образование    «город    Екатеринбург»,    город    Каменск-Уральский,
Камышловский  городской  округ,  Качканарский  городской  округ, город
Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ,
Североуральский  городской округ, Серовский городской округ, городской
округ   Ревда,   Режевской    городской    округ,    Слободо-Туринский
муниципальный район.
     На четвертом месте — радиационная дозовая  нагрузка  (воздействию
подвержено около 3,3 млн. человек). Основными источниками коллективной
дозы   облучения   населения   являются   естественные   источники   и
медицинские  исследования. Коллективный риск вероятности возникновения
стохастических  эффектов  (случаев  смертельных  исходов  от  рака   и
наследственных  эффектов)  в  течение  всей  жизни человека при данной
коллективной эффективной дозе составит 1341 случай в год и приведет  к
потере   18620,3  чел./года  жизни.  Прямых  эффектов  от  воздействия
радиационных факторов на здоровье населения в 2005 году не отмечалось.

     Повышенная индивидуальная нагрузка характерна  для  территорий  с
высоким  выделением  радона и значительным воздействием от медицинских
рентгенорадиологических  процедур.  К  таким  территориям   относятся:
городской округ Богданович, муниципальное образование город Алапаевск,
Верхнесалдинский городской  округ,  муниципальное  образование  «город
Екатеринбург»,   Качканарский   городской   округ,   городской   округ
Краснотурьинск, город  Нижний  Тагил,  городской  округ  Первоуральск,
Тугулымский городской округ, Туринский городской округ.
     Медико-демографическая  ситуация   в   Свердловской   области   в
последние годы приобрела тенденцию к стабилизации, но в целом масштабы
перемен не позволяют говорить о коренном ее  улучшении.  В  2005  году
эта ситуация характеризуется следующими показателями (диаграмма 2):

                                                  Диаграмма 2
Динамика медико-демографических показателей в Свердловской области за 
                           2000–2005 годы*                            

*<изображение не приводится>



     1) рост рождаемости, показатель составил 10,4 родившихся на  1000
населения  и  превысил  прогнозируемый  уровень,  который  ожидался  в
пределах 8,2–9,5 (рост рождаемости составил 13,2 процента по сравнению
со   среднемноголетним   уровнем,   при  этом  ниже  на  2,8  процента
относительно уровня достигнутого в 2004 году);
     2) относительная  стабилизация  показателя   естественной   убыли
населения, число умерших превысило число родившихся на 6,2 (показатель
ожидался в пределах 7,8–5,5) на  1000  населения,  в  2004  году  этот
показатель составлял — 5,8;
     3) стабильная   тенденция   снижения   материнской    смертности,
показатель  составил  29 случаев на 100 тысяч детей, рожденных живыми,
что ниже ожидаемого уровня более чем в 1,3 раза  (показатель  на  2005
год ожидался на уровне 40 случаев);
     4) снижение младенческой  смертности,  показатель  составил  10,4
случая на 1000 родившихся, ниже целевой показатель в 1,35 раза (в 2005
году показатель ожидался на уровне — 14,0);
     5) продолжающаяся тенденция снижения смертности детей, показатель
составил  118,9  случая  на 100 тысяч детей, что на 23,2 процента ниже
среднемноголетнего уровня (при этом смертность в сельских районах выше
в 1,4 раза, чем в городах);
     6) стабилизация   показателя   смертности   лиц   трудоспособного
возраста, показатель составил 8,7 случая на 1000 человек. Среди причин
смертности в трудоспособном возрасте травмы  и  отравления  составляют
38   процентов,   болезни  системы  кровообращения  —  27,5  процента,
злокачественные новообразования — 9,5 процента;
     7) сохранение   стабильности   снижения    уровня    инфекционных
заболеваний.  Благодаря массовой иммунизации в течение последних 5 лет
не    регистрируются    широкомасштабные    эпидемии    гриппа.     Не
зарегистрировано  случаев  заболевания  столбняком и полиомиелитом, до
единичных случаев снижена заболеваемость корью (5 случаев),  дифтерией
(12 случаев), паротитом (18 случаев), коклюшем (122 случая), гепатитом
В (297 случаев).
     Однако  не  обеспечено   достижение   результата   по   основному
показателю,   характеризующему   состояние  физического,  духовного  и
социального   благополучия   населения, —   продолжительности    жизни
(диаграмма  3).  Средняя продолжительность жизни в 2005 году составила
63,2 года.

                                                  Диаграмма 3*

*<изображение не приводится>



     По-прежнему наиболее  острыми  проблемами  в  состоянии  здоровья
населения области являются:
     1. Сокращение численности населения, естественная убыль и  низкая
продолжительность   жизни.   Риск   преждевременной  смерти  населения
достаточно высок и составляет 15,3 недожитых лет на 1  случай  смерти.
Наиболее    многочисленную   группу   риска   составляют   мужчины   в
трудоспособном  возрасте.  Причиной   смерти   среди   трудоспособного
населения в 38 процентах случаев являются травмы и отравления. Детский
травматизм занимает первое место среди  причин  повышенной  смертности
детей  и третье место в структуре первичной заболеваемости детей до 14
лет. Увеличивается число травм и отравлений среди  населения,  в  2005
году показатель в 2,1 раза выше, чем в 2004 году.
     Возросла  распространенность  травм   и   отравлений   у   детей,
показатель  в  2005  году  возрос  по  сравнению  с  2004 годом  на 12
процентов и составил 95,8 случая на 1000 детей.  Более  половины  всех
травм — бытовые. Факторами риска детского травматизма являются: низкий
уровень   благоустройства   территорий   и   спортивных   площадок   в
образовательных    учреждениях,    неудовлетворительное    техническое
состояние спортивного оборудования в спортивных залах, низкий  уровень
организационной  работы  с  детьми  во  время  каникул, некачественная
обработка  дорожных  покрытий   и   тротуаров   во   время   гололеда,
несоблюдение правил перевозки детей в транспортных средствах.
     Возрастает социальная  значимость  проблем  гибели  населения  от
«неестественных»  причин,  таких, как отравления в быту, самоубийства,
убийства, употребление наркотиков.
     Остается нерешенной проблема распространенности острых отравлений
в  быту,  показатель  в  2005  году  составил  161  случай на 100 тыс.
жителей (снижение относительно 2004 года — 7,3  процента).  Показатели
отравлений  алкоголем  и  его  суррогатами  снижаются незначительно. В
структуре отравлений преобладают отравления лекарственными препаратами
(43,2  процента),  отравления  алкоголем  (19,2 процента),  отравления
товарами бытовой химии (14,9 процента). Несмотря на  снижение  случаев
смерти  от  алкогольных  отравлений (на 8,3 процента относительно 2004
года), смертность от острых отравлений в  быту  продолжает  оставаться
высокой — 20,9 случая на 100 тыс. человек.
     К территориям риска высокого уровня травм и отравлений относятся:
Асбестовский  городской  округ, Березовский городской округ, городской
округ  Верхняя  Пышма,  город   Каменск-Уральский,   городской   округ
Карпинск,  город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, городской
округ Ревда,  Североуральский  городской  округ,  Серовский  городской
округ,  городской  округ  Краснотурьинск,  Артинский  городской округ,
Белоярский городской округ, городской округ Богданович, Нижнетуринский
городской  округ,  городской  округ  Сухой  Лог,  Тавдинский городской
округ.
     Потери экономически активного периода жизни  на  1 случай  смерти
трудоспособного  населения  составляет  15,3 лет.  Стоимость  потерь в
Свердловской  области,  связанных  с  риском  смертности  населения  в
трудоспособном  возрасте  в год, составляет более 8,7 млрд. рублей. На
медико-демографическую ситуацию оказывают влияние  следующие  факторы:
уровень    социального    неблагополучия;   социальная   напряженность
территорий; комплексная химическая  нагрузка;  экономическое  развитие
территории.
     Территориями   риска,   с   учетом   влияния    комплекса    этих
неблагоприятных  факторов,  являются:  Асбестовский  городской  округ,
город Нижний Тагил,  Качканарский  городской  округ,  городской  округ
Красноуральск,  городской  округ  Краснотурьинск, Кушвинский городской
округ, городской округ Ревда, Невьянский городской  округ,  Ивдельский
городской  округ,  городской  округ  Первоуральск,  а  также Артинский
городской округ, городской округ  Богданович,  Камышловский  городской
округ, Каменский городской округ, Нижнесергинский муниципальный район,
Горноуральский городской округ, Сосьвинский городской округ.
     2. Рост числа заболеваний системы кровообращения  является  одной
из  основных  причин  повышенной смертности населения (54,5 процента).
Ежегодно регистрируется 9 случаев смерти на 1000 населения. Отмечается
рост  заболеваемости  среди  взрослого  населения  (на 25 процентов по
сравнению со среднемноголетним уровнем и на 10,1 процента относительно
2004  года).  Растет  первичная  заболеваемость системы кровообращения
(на 26,6  процента  относительно  среднемноголетнего  уровня  и  на  2
процента  относительно  2004 года). Заболевания системы кровообращения
приводят к росту  инвалидности  населения,  их  доля  составляет  46,4
процента.
     К территориям, где показатель распространенности болезней системы
кровообращения  выше среднеобластных, относятся: Арамильский городской
округ,  городской  округ  Верхняя  Пышма,   город   Каменск-Уральский,
городской  округ  Карпинск,  городской округ Красноуральск, Кушвинский
городской  округ,  городской   округ   Первоуральск,   Североуральский
городской  округ,  Артемовский  городской  округ,  Артинский городской
округ,  Ачитский  городской  округ,  Нижнетуринский  городской  округ,
городской округ Ревда.
     3. Высокий      уровень      заболеваемости      злокачественными
новообразованиями   остается  актуальной  проблемой  для  Свердловской
области.   Показатель   смертности   населения   от    злокачественных
новообразований в последние годы практически не изменился и составил в
2005 году 2,1 случая на 1000 населения (или 12,5 процента в  структуре
всех   причин).   Заболеваемость   злокачественными  новообразованиями
продолжает увеличиваться — на 6,9 процента  за  пять  лет.  Показатель
первичной  заболеваемости  составил  331,1 случая на 100 тыс. человек,
что на 4,3 процента выше показателя по Российской Федерации. Проблемой
остается   позднее  выявление  онкологических  больных,  удельный  вес
выявленных в 4 стадии болезни вырос  относительно  2004  года  на  7,5
процента и составил 31,7 процента.
     На     распространенность     заболеваемости     злокачественными
новообразованиями        преимущественно       оказывают       влияние
санитарно-гигиенические  факторы  (комплексная  химическая   нагрузка,
биологическая,  шумовая  и  радиационная  нагрузки,  а  также факторы,
определяющие условия  труда).  Далее  следуют  социально-экономические
факторы, существенную роль играет уровень оказания медицинской помощи,
в частности низкая обеспеченность медицинским персоналом,  онкологами.
В  области  около  2 млн. человек подвержены воздействию канцерогенных
веществ, загрязняющих  атмосферный  воздух,  питьевую  воду,  продукты
питания,  почвы.  В  экологически  неблагополучных  территориях  высок
онкологический риск в  связи  с  многосредовым  воздействием  мышьяка,
кадмия, бенз(а)пирена.
     Профессиональная  онкологическая  заболеваемость  на   протяжении
последних  десяти  лет  имеет  стойкую  тенденцию  к  росту. В среднем
ежегодно    регистрируется    14    профессиональных    онкологических
заболеваний.  В  2005  году зарегистрировано 11 случаев, показатель по
сравнению с прошлым годом снизился на 46,2 процента и составил 0,07 на
10000  работающих  (против  0,13 —  в  2004 году). В области около 600
предприятий (с численностью работающих  530  тыс.  человек),  являются
канцерогенно  опасными  и  подлежат обязательной паспортизации. По 150
предприятиям проведена паспортизация канцерогенно опасных  производств
и  сформирована  группа  риска  численностью  более  80  тыс. человек,
подлежащих диспансерному наблюдению и реабилитации.
     К территориям риска относятся:  Муниципальное  образование  город
Алапаевск,  Арамильский  городской округ, Березовский городской округ,
городской округ Дегтярск,  город  Каменск-Уральский,  городской  округ
Карпинск, Кировградский городской округ, город Нижний Тагил, городской
округ Нижняя Салда. Наибольшие показатели смертности в течение  одного
года   с   момента   постановки  диагноза  отмечаются  в  Асбестовском
городском  округе,  Березовском  городском  округе,  городском  округе
Красноуральск.
     4. Неудовлетворительное состояние здоровья  беременных  и  женщин
репродуктивного  возраста.  В  2005  году  не  произошло существенного
улучшения показателей репродуктивного здоровья женщин,  каждая  третья
беременность  протекает  с  анемией  или  с поздним токсикозом, каждая
четвертая — с болезнями почек, каждая девятая —  с  болезнями  системы
кровообращения.   Остается   нерешенной   проблема   абортов,  которые
по-прежнему остаются основным методом регулирования рождаемости,  хотя
число  абортов  снижается  (в  2005 году на 100 родов приходилось 85,5
аборта против 88,2  в  2004  году).  Растет  число  ВИЧ-инфицированных
беременных  женщин,  за  последние 5 лет их количество увеличилось в 3
раза и составило в 2005 году 1230 человек, причем 10 процентов из  них
не состояли под наблюдением женской консультации.
     Среди факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на  состояние
здоровья  беременных  женщин,  существенную роль играют: недостаточное
обеспечение медицинской помощью, в первую очередь сельских территорий,
уровень   экономического   развития  территории,  влияние  комплексной
химической  нагрузки  в  результате  загрязнения  окружающей  среды  и
качество  питания,  индивидуальные  факторы  риска,  особенно  курение
женщин во время беременности и употребление алкогольных напитков.
     К территориям с наиболее неудовлетворительным состоянием здоровья
беременных  и  женщин репродуктивного возраста относятся: Асбестовский
городской округ, городской округ Верхняя Пышма,  Ивдельский  городской
округ,  городской  округ  Карпинск,  городской  округ  Краснотурьинск,
городской  округ  Красноуральск,  город  Нижний   Тагил,   Артемовский
городской   округ,   Артинский   городской   округ,   городской  округ
Богданович, городской округ Верхотурский, Гаринский  городской  округ,
Ирбитское  муниципальное  образование,  городской  округ Красноуфимск,
Невьянский  городской  округ,  Нижнесергинский  муниципальный   район,
Нижнетуринский  городской округ, Пышминский городской округ, Режевской
городской округ,  Слободо-Туринский  муниципальный  район,  Сысертский
городской округ, Тавдинский городской округ, Талицкий городской округ,
Тугулымский городской округ, Туринский городской округ.
     5. Ухудшение состояния здоровья  новорожденных  и  детей  первого
года  жизни.  Показатель  заболеваемости  новорожденных  возрос  на 13
процентов по сравнению с 2004 годом и составил 713,3  случая  на  1000
рожденных.     Продолжается     рост    распространенности    инфекций
перинатального периода (на 34 процента к 2004 году и на  16  процентов
относительно   среднемноголетнего   уровня),  показатель  составил  29
случаев на 1000 новорожденных, инфекций кожи и подкожной клетчатки (на
29  и  59  процентов  соответственно), показатель — 2,1 случая на 1000
новорожденных. По-прежнему каждый ребенок первого года жизни болеет  в
среднем  три  раза  в  год. Отмечается увеличение заболеваемости детей
первого года жизни по сравнению со среднемноголетним  уровнем  на  1,3
процента,  а  относительно  2004  года —  на  0,6 процента, показатель
составил 2885,6 случая на 1000 детей.
     Факторами, влияющими на заболеваемость детей первого года  жизни,
являются:  комплексная  химическая нагрузка, связанная с многосредовым
загрязнением окружающей среды, обеспеченность медицинской помощью.
     Территориями риска повышенной заболеваемости детей  первого  года
жизни  с  учетом  влияния комплекса неблагоприятных факторов являются:
Асбестовский  городской  округ,   муниципальное   образование   «город
Екатеринбург»,   городской  округ  Карпинск,  Кировградский  городской
округ, Кушвинский  городской  округ,  городской  округ  Красноуральск,
городской  округ  Ревда,  Североуральский городской округ, Артемовский
городской округ, Артинский городской округ, Байкаловский муниципальный
район,  Режевской городской округ, Талицкий городской округ, Каменский
городской   округ,   городской   округ   Красноуфимск,   Новолялинский
городской  округ,  Сысертский  городской  округ,  Тавдинский городской
округ и Туринский городской округ.
     6. Заболеваемость детей  в  возрасте  до  14  лет.  В  2005  году
сохранилась   тенденция   роста   общей  и  первичной  заболеваемости,
показатель возрос к уровню 2004 года на 5,9 процента (2182,5 и  1748,4
случая на 1000 детей соответственно). Растет число заболеваний системы
кровообращения (на  60 процентов  по  сравнению  со  среднемноголетним
уровнем и на 27 процентов к уровню 2004 года), мочеполовой системы (на
25 и 11  процентов  соответственно),  нервной  системы  (на  38  и  12
процентов  соответственно),  эндокринной  системы (на 30 и 23 процента
соответственно). Более 50 процентов числа случаев заболеваний у  детей
составляют   болезни   органов   дыхания.   В  течение  последних  лет
сохраняется тенденция к росту уровня  острой  заболеваемости  детей  и
подростков  в  общеобразовательных  учреждениях,  школах-интернатах  и
детских домах.
     На  уровень  заболеваемости  детей  оказывают   влияние   факторы
обеспеченности медицинской помощью, комплексной химической нагрузки (в
первую очередь связанной с загрязнением атмосферного воздуха и  почв),
среди   факторов   учебно-воспитательной   среды   значительная   роль
принадлежит  несбалансированному  и   неудовлетворительному   качеству
питания  в  образовательных  учреждениях,  высокой  учебной  нагрузке,
фактору   «сменности»   и   микроклимату   в    учебных    помещениях,
недостаточному  качеству  медицинского обеспечения детей. Недостаточно
организована  оздоровительная  и  профилактическая  работы,   остаются
нерешенными  такие  вопросы,  как  закаливание, физическое воспитание,
оздоровление.
     К территориям с неудовлетворительным состоянием здоровья детей до
14  лет  с  учетом  влияния  комплекса  отмеченных факторов относятся:
Асбестовский   городской   округ,   Березовский    городской    округ,
муниципальное  образование  «город Екатеринбург», Ивдельский городской
округ, Муниципальное образование город Ирбит, город Каменск-Уральский,
городской  округ Карпинск, Качканарский городской округ, Кировградский
городской округ, городской округ Краснотурьинск, Кушвинский  городской
округ,  город  Нижний Тагил, Нижнетуринский городской округ, городской
округ Первоуральск, Полевской городской округ, городской округ  Ревда,
Североуральский    городской   округ,   Серовский   городской   округ,
Алапаевское  муниципальное  образование,  Ачитский  городской   округ,
Каменский    городской    округ,   Нижнетуринский   городской   округ,
Новолялинский городской округ, Слободо-Туринский муниципальный  район,
Сысертский городской округ, Туринский городской округ.
     7. Качество  питания,  неблагоприятные   условия   воспитания   и
обучения  детей  и  подростков.  Несмотря на улучшение выполнения норм
питания, одной из  основных  проблем  является  несбалансированное  по
основным    параметрам    питание    детского   населения.   Во   всех
образовательных учреждениях рационы  питания  детей  не  соответствуют
нормам  по  содержанию продуктов-поставщиков белков, жиров, углеводов,
витаминов и микронутриентов, калорийности.
     Наиболее   неудовлетворительное   выполнение   норм   питания   в
дошкольных  образовательных учреждениях регистрируется в Муниципальном
образовании город Ирбит, Артинском городском округе, городском  округе
Красноуфимск,  Таборинском  муниципальном районе, Тавдинском городском
округе. Ухудшилось  выполнение  норм  выделения  продуктов  на  одного
ребенка  в  дошкольных  образовательных  учреждениях городского округа
Верхний Тагил, городского округа Карпинск,  Кировградского  городского
округа, городского округа Верхотурский.
     В образовательных учреждениях  на  детей  действует  одновременно
несколько  факторов,  влияющих  на состояние их здоровья, в частности,
недостаточность и нарушение режима питания  (подвержено  19  процентов
детей,  в  2004  году —  26,2  процента),  нерациональный  режим дня в
сочетании  с  высокой  учебной   нагрузкой   и   низкой   двигательной
активностью  (подвержено  16,5  процента  детей,  в  2004  году — 22,1
процента), низкий уровень  искусственной  освещенности,  нерационально
подобранная  мебель  (12,2  процента,  в 2004 году — 13,7 процента), а
также неудовлетворительное медицинское обеспечение.
     Неблагополучное положение в детских  образовательных  учреждениях
отмечается   в   городском  округе  Верхний  Тагил,  городском  округе
Дегтярск,    муниципальном    образовании    «город     Екатеринбург»,
Муниципальном образовании город Ирбит, Кировградском городском округе,
городском  округе  Краснотурьинск,  городском  округе   Красноуральск,
Кушвинском  городском  округе,  городе  Нижний Тагил, городском округе
Нижняя Салда,  городском  округе  Красноуфимск,  Невьянском  городском
округе,  Нижнесергинском муниципальном районе, городском округе Ревда,
Таборинском муниципальном районе, Тавдинском городском округе.
     8. Высокая распространенность заболеваний органов  дыхания  среди
населения.   Удельный   вес   болезней  органов  дыхания  у  населения
продолжает оставаться самым высоким, начиная с  детского  возраста,  и
составляет  16,9 процента в общей заболеваемости взрослых. В 2005 году
показатель  оставался  на  уровне  предыдущих  лет  —  191  случай  на
1000 населения  (рост относительно 2004 года составил 0,8 процента, по
сравнению  со  среднемноголетним  уровнем —  на  2,8  процента).  Риск
развития  хронической  респираторной  патологии у младших школьников в
городах с техногенным загрязнением атмосферного воздуха увеличивается,
даже  при  концентрациях  загрязнителей,  не  превышающих  действующих
предельно допустимых концентраций.
     На  распространенность  болезней  органов  влияния  у   населения
оказывают  влияние следующие факторы: комплексная химическая нагрузка,
социально-экономические факторы, в первую очередь уровень  социального
благополучия территории.
     Территориями риска, где показатель заболеваемости органов дыхания
у  населения  выше  среднеобластных,  являются:  Арамильский городской
округ, Асбестовский городской округ, городской  округ  Верхний  Тагил,
городской  округ  Верхняя Тура, Ивдельский городской округ, Кушвинский
городской  округ,  город  Нижний  Тагил,  Артинский  городской  округ,
Бисертский  городской  округ,  городской  округ  Богданович, Каменский
городской  округ,  Нижнетуринский  городской  округ,  городской  округ
Ревда,  Режевской  городской  округ,  Слободо-Туринский  муниципальный
район.
     9. Распространение  инфекционных  и   паразитарных   заболеваний.
Несмотря  на  достижение хороших показателей по снижению числа случаев
инфекционных заболеваний в результате вакцинопрофилактики и сохранение
стабильной  ситуации  по  широкомасштабным инфекционным и паразитарным
заболеваниям, решение проблем  социально  значимой  патологии  требует
постоянного  внимания.  Ежегодно  в  Свердловской  области  умирает от
инфекционных и паразитарных болезней 1500–2000  человек.  Продолжается
рост   ВИЧ-инфекции,   зарегистрировано   26378   случаев,  показатель
распространенности составил 584,2 случая на  100  тыс.  человек  (рост
относительно    2004    года    —   14   процентов).   Неблагополучная
эпидемиологическая ситуация в связи с заболеваниями туберкулезом, рост
относительно  2004  года составил 18 процентов. Показатель заболеваний
внутрибольничными  инфекциями  на  1000  пациентов  в  последние  годы
находится в пределах от 1,62 до 1,88 случая. Большая часть заболеваний
в связи с внутрибольничными инфекциями  относится  к  новорожденным  —
45,8  процента  всех  случаев.  Экономический  ущерб  от  инфекционных
болезней (по 29 заболеваниям) составил за 2005  год  около  1,8  млрд.
рублей.
     Значительно   влияние   биологической   нагрузки,   связанной   с
загрязнением  питьевой воды и продуктов питания, на распространенность
заболеваний  острыми   кишечными   инфекциями.   Уровень   социального
благополучия,   экономического  развития  и  социальной  напряженности
территории влияет на распространенность туберкулеза.
     К территориям с наибольшим уровнем  инфекционных  и  паразитарных
инфекций  относятся:  Асбестовский  городской  округ,  городской округ
Заречный,   город   Каменск-Уральский,   городской   округ   Карпинск,
Качканарский  городской  округ,  Кировградский  городской округ, город
Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ,
Североуральский  городской округ, городской округ Сухой Лог, городской
округ Богданович, Верхнесалдинский городской  округ,  городской  округ
Верхотурский,  Невьянский  городской  округ,  Нижнетуринский городской
округ,  Новолялинский  городской  округ,  Режевской  городской  округ,
Сысертский городской округ, Туринский городской округ.
     10. Рост   числа   профессиональных   заболеваний.    Численность
населения,  подверженного воздействию производственных факторов риска,
составила  в  2005  году  более  1,2 млн.  человек.  На  36  процентов
заболеваемость  с  временной  утратой  трудоспособности формируется за
счет  болезней  органов  дыхания,  на  13  процентов   —   заболеваний
костно-мышечной  системы,  на  9  процентов — травм и отравлений, на 9
процентов —  заболеваний  сердечно-сосудистой  системы.  В  2005  году
показатель  профессиональных  заболеваний сохранился на уровне прошлых
лет. Около 95 процентов  профессиональных  заболеваний  регистрируются
при    стаже    работы    в   условиях   воздействия   неблагоприятных
производственных факторов более 10 лет. Среди обстоятельств и  причин,
вызывающих   профессиональную   патологию,  несовершенство  технологий
составляет    50    процентов,    неисправность    и    несовершенство
санитарно-технических   установок —   15   процентов,  неприменение  и
несовершенство средств  индивидуальной  защиты  —  9  процентов.  Доля
работающих   во   вредных   и   опасных   условиях   труда,  прошедших
периодические медицинские осмотры составила в 2005 году 89,3 процента.
     Основными  факторами,  вызывающими  хронические  профессиональные
заболевания,    являются:    аэрозоли   преимущественно   фиброгенного
действия —  66,7  процента,  химические   вещества —   9,8   процента,
физическое  перенапряжение —  9,1  процента,  вибрации — 5,6 процента,
шум — 3,5 процента, прочие производственные факторы — 5,3 процента.
     Территориями с высоким  уровнем  профессиональной  заболеваемости
являются:  Асбестовский  городской округ, Березовский городской округ,
Кировградский  городской  округ,   городской   округ   Краснотурьинск,
Кушвинский  городской  округ,  город Нижний Тагил, Полевской городской
округ, Североуральский городской  округ,  Серовский  городской  округ,
Артемовский    городской    округ,    городской    округ   Богданович,
Верхнесалдинский  городской  округ,  Нижнетуринский  городской  округ,
городской округ Ревда.
     11. Управление    риском    для    здоровья     и     обеспечение
санитарно-эпидемиологического  благополучия населения. В муниципальных
образованиях с высоким  уровнем  заболеваемости,  неудовлетворительной
демографической  ситуацией  финансирование  программ,  направленных на
снижение  негативного   влияния   факторов   риска   среды   обитания,
значительно  ниже  среднеобластных показателей и составляет от 29,0 до
544,3 рубля на 1  жителя,  например:  Новолялинский  городской  округ,
Тавдинский городской округ, Таборинский муниципальный район, городской
округ  Карпинск,   Волчанский   городской   округ,   городской   округ
Верхотурский,  Арамильский городской округ, Артинский городской округ,
Туринский   городской   округ,   городской   округ   Верхняя    Пышма,
Нижнетуринский  городской округ, Кушвинский городской округ, Городской
округ Верхняя Тура, городской округ Дегтярск.
     Уровень  организационной  и   финансовой   поддержки   реализации
мероприятий  по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия
населения недостаточен и продолжение этой тенденции грозит привести  к
потере   достигнутого   уровня   стабилизации   медико-демографической
ситуации в Свердловской области. Действия, предпринимаемые в настоящее
время   на   различных  уровнях,  имеющийся  потенциал  и  возможности
управления охраной среды обитания и здоровья населения используются не
в полной мере (диаграмма 4).

                                                  Диаграмма 4
      Динамика финансирования целевых программ на душу населения      
  Свердловской области в 2000–2005 годах, в среднем за год в рублях*  

*<изображение не приводится>



     Растет число нарушений санитарного законодательства, в 2005  году
зарегистрировано  117355  нарушений, что в 1,3 раза больше, чем в 2004
году (91462 нарушения). Увеличивается число нарушений,  регистрируемых
на  одном  объекте  с выявленными нарушениями — 6,7 в 2005 году против
5,0 в 2003 и 2004 годах (диаграмма 5).
     Основная доля нарушений санитарного законодательства на  объектах
(82,2  процента) приходится на нарушения организации производственного
контроля, санитарно-эпидемиологических требований к пищевым продуктам,
пищевым    добавкам,    продовольственному   сырью,   технологиям   их
производства,  условий  воспитания  и  обучения,  организации  питания
населения,  требований  к  эксплуатации производственных, общественных
зданий, сооружений, оборудования, транспорта, планировке  и  застройке
городских  и  сельских поселений, организации обязательных медицинских
осмотров, требований к отходам производства и потребления, к  питьевой
воде и питьевому водоснабжению.

                                                  Диаграмма 5
       Динамика количества нарушений на одном объекте с выявленными   
        нарушениями в Свердловской области в 2003–2005 годах*         

*<изображение не приводится>



     Недостаточно реализуются системные меры  по  снижению  риска  для
здоровья индивидуальных факторов, формированию здорового образа жизни,
мотивации населения на укрепление и восстановление здоровья.
     Решение   проблем   охраны   здоровья   населения,    обеспечения
санитарно-эпидемиологического     благополучия     и     экологической
безопасности  в   современных   условиях   требует   внедрения   более
эффективных,   действенных,   доступных   и   экономичных   механизмов
управления средой обитания и  здоровьем  с  учетом  действия  факторов
экономического  и  социального  развития  муниципальных  образований в
Свердловской области,  а  также  реализации  национальных  проектов  в
Свердловской области.
     Требуют  решения  нормативные  правовые   вопросы   регулирования
(прежде  всего  ответственности  и заинтересованности) на региональном
уровне  деятельности  органов  государственной   власти   Свердловской
области  и  местного  самоуправления  в  сфере  управления  риском для
здоровья  и  обеспечения  санитарно-эпидемиологического   благополучия
населения.   Целесообразно   принятие   закона  Свердловской  области,
регулирующего отношения и реализацию  мер  по  управлению  риском  для
здоровья  населения при осуществлении производственной деятельности на
территории Свердловской области, обеспечению качества  и  безопасности
товаров, работ и услуг.
     Необходимо включить контрольные  параметры  реализации  Концепции
«Сбережение  населения  Свердловской  области на период до 2015 года»,
наряду с реализацией национальных  проектов  Российской  Федерации,  в
оценку     эффективности     деятельности    исполнительных    органов
государственной  власти  на  различных  уровнях  и  органов   местного
самоуправления.
     Ежегодно  по  результатам  анализа   санитарно-эпидемиологической
обстановки    в   Свердловской   области   определяются   приоритетные
направления  обеспечения  санитарно-эпидемиологического   благополучия
населения,    которые   представлены   в   Региональных   особенностях
санитарно-эпидемиологической  обстановки   в   Свердловской   области,
санитарно-эпидемиологических   паспортах   муниципальных  образований,
которые  направляются  в  муниципальные  образования  в   Свердловской
области   для   управления   риском   для   здоровья   и   обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения  на  территориях.
При   принятии  управленческих  решений  на  областном,  муниципальном
уровнях и уровне  организаций,  осуществляющих  свою  деятельность  на
территории   Свердловской  области,  необходимо  учитывать  результаты
реализации       межведомственной       государственной        системы
социально-гигиенического мониторинга, внедрение методологии управления
риском  с  использованием  экономических   методов   оценки,   прогноз
социально-экономических    и    экологических   последствий   принятия
управленческих решений.
     Бюджетное планирование необходимо переориентировать на приоритеты
обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия  населения,
охраны   здоровья   и   обеспечения   экологической   безопасности   в
муниципальных   образованиях.   Создание   системы   страховой  защиты
населения — ключевой вопрос управления риском для здоровья  населения.
Такая   система   должна   использоваться  как  один  из  приоритетных
источников  финансирования  (возмещения  затрат).   Страховая   защита
населения  предусматривает  использование  инструментов  добровольного
медицинского страхования, прежде всего  коллективного,  и  страхования
гражданской  ответственности в случае непредвиденного нанесения ущерба
здоровью населения и среде обитания  человека  при  выполнении  работ,
оказании  услуг,  производстве, транспортировке, хранении и реализации
населению продукции производственно-технического  назначения,  пищевых
продуктов и товаров для личных и бытовых нужд.
     Контроль и надзор  за  санитарно-эпидемиологической  обстановкой,
повышением  степени соблюдения требований санитарного законодательства
должны  получить   развитие   в   соответствии   с   реформой   службы
государственного   санитарно-эпидемиологического   надзора  на  основе
презумпции  добросовестности  и  поддержки  создания  саморегулируемых
организаций,   имеющих   своей   целью   обеспечение   добросовестного
осуществления профессиональной деятельности, в соответствии с  Законом
Российской  Федерации  от  8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении
государственного  контроля  (надзора)»,  а  также принятия и внедрения
технологических  регламентов  в  соответствии  с  Законом   Российской
Федерации   от   27   декабря   2002   года   № 184-ФЗ  «О техническом
регулировании».
     Наряду с этим необходимо усилить ответственность работодателей за
нарушения  законодательства об охране здоровья граждан и охране труда,
за сокрытие информации о рисках для здоровья,  работающих  во  вредных
условиях  труда,  а  также  для  здоровья  населения,  проживающего  в
санитарно-защитных зонах.

                                      К постановлению Правительства
                                      Свердловской области
                                      от 19.12.2006 г. № 1067-ПП

 Предложения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты  
 прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области по 
             управлению риском для здоровья и обеспечению             
  санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской   
                               области                                

     1. Снизить неблагоприятное влияние  факторов  среды  обитания  на
здоровье  населения  за  счет  предупреждения  комплексной  химической
нагрузки (в результате загрязнения питьевой воды, почвы,  атмосферного
воздуха, продуктов питания), в том числе:
     сократить и обеспечить предотвращение риска вредного  влияния  на
здоровье  населения  химических факторов среды обитания на территориях
риска;
     снизить пылевую нагрузку на население путем пылеподавления (полив
территории  в летний период), благоустройства и озеленения территорий,
повышения  качества  дорожного  покрытия,   оптимизации   транспортных
потоков; обеспечить своевременную санитарную очистку территорий;
     организовать и провести работы по разработке проектов организации
нормативных    санитарно-защитных   зон,   обоснованию   достаточности
размеров санитарно-защитных зон  промышленных  предприятий,  отселению
населения, проживающего в санитарно-защитных зонах;
     провести  санацию  загрязненных  почв,  в   первую   очередь   на
территориях с чрезвычайно опасным и опасным уровнем загрязнения.
     2. Снизить биологическую  нагрузку  за  счет  улучшения  качества
питьевой воды и почвенного покрова на территориях риска.
     3. Снизить шумовую нагрузку,  в  первую  очередь  на  территориях
риска,     обеспечить     строительство     объездных     магистралей,
перераспределение и оптимизацию транспортных потоков, удаление жилых и
общественных  зданий  при  новом  строительстве  от магистралей и улиц
городского значения, сооружение шумозащитных экранов  и  строительство
вдоль улиц с оживленным транспортным движением шумозащищенных домов.
     4. Снизить  неблагоприятное   влияние   на   здоровье   факторов,
связанных   с  качеством  питания,  условиями  обучения  и  воспитания
детского   населения;   обеспечить   сохранение   ставок   медицинских
работников в образовательных учреждениях.
     5. Разработать программы  по  организации  оздоровления  детей  и
подростков  в  зависимости от уровня острой заболеваемости и структуры
хронической патологии; организовать оздоровление детей в течение  года
и полноценный летний отдых детей.
     6. Создать  систему  комплексной   профилактики   заболеваний   у
работающего  населения  и обеспечить снижение неблагоприятного влияния
на  здоровье  факторов  производственной  среды;  внедрить   программы
страховой  защиты  и  профилактики  заболеваний  рабочих,  в том числе
занятых во вредных и опасных условиях труда.
     7. Снизить  неблагоприятное   влияние   на   здоровье   населения
социально-экономических  факторов риска, в первую очередь алкоголизма,
наркомании   и   всех   видов   токсикомании,   факторов   социального
неблагополучия,  экономического  развития  и социальной напряженности,
обеспечить принятие мер по преодолению  бедности  и  повышению  уровня
жизни, в первую очередь в депрессивных территориях.
     8. Обеспечить улучшение медико-демографической ситуации, в первую
очередь  путем  предупреждения преждевременной смертности населения от
травм и отравлений, убийств и самоубийств на территориях риска.
     9. Обеспечить профилактику острых отравлений  в  быту  и  случаев
травматизма,  в  первую  очередь  среди детей, реализовать комплексный
план мероприятий по снижению смертности от травм и отравлений на  2006
год, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от
19.07.2006 г.   № 623-ПП   (Собрание   законодательства   Свердловской
области, 2006, № 7-3, ст. 980).
     10. Снизить  уровень  преждевременной  смертности  и   обеспечить
профилактику  острых  заболеваний  у  населения в связи с загрязнением
атмосферного воздуха пылью, сернистым ангидридом, диоксидом азота.
     11. Обеспечить  профилактику  злокачественных  новообразований  у
населения,   снизить   канцерогенный   риск,   провести  паспортизацию
канцерогенопасных  производств,  проводить  периодические  медицинские
осмотры  работающих,  обеспечить  проведение ранней диагностики рака и
предраковых состояний (особенно у лиц, имеющих контакт с  канцерогенно
опасными  веществами,  мужчин,  работающих  на  предприятиях цветной и
черной  металлургии,  женщин —  на  предприятиях  радиоэлектронной   и
химической промышленности).
     12. Обеспечить  профилактику  осложнений  беременности  и  родов,
прежде  всего  у  женщин,  проживающих на экологически неблагополучных
территориях и работающих во вредных условиях труда.
     13. Обеспечить профилактику заболеваний системы кровообращения  у
населения на территориях риска, сформировать и внедрить систему ранней
диагностики и лечения артериальной гипертонии у населения.
     14. Снизить   риск   развития   инфекционных    и    паразитарных
заболеваний,  сократить уровень заболеваемости и смертности населения,
в  первую  очередь  от  социально  значимых  заболеваний  (туберкулез,
ВИЧ-инфекция,   наркомания),   обеспечить   стопроцентную  иммунизацию
населения в рамках национального календаря прививок.
     15. Обеспечить    профилактику     экологически     обусловленных
заболеваний   и   реабилитацию  здоровья  населения,  проживающего  на
экологически неблагополучных территориях.
     16. Повысить  доступность  и  эффективность  санаторно-курортного
лечения для населения.
     17. Развивать   систему    восстановительного    лечения    после
перенесенных травм и отравлений.
     18. Возродить профилактическое направление  в  здравоохранении  с
разработкой    системы    экономического   стимулирования   в   рамках
национального проекта в сфере здравоохранения.
     19. Обеспечить  полноценный  рацион  питания  в  соответствии   с
физиологическими   потребностями   организма,  в  первую  очередь  для
детского населения, беременных женщин, работающих во вредных  условиях
труда;
     20. Повысить   степень    соблюдения    требований    санитарного
законодательства  хозяйствующими  субъектами  на  основе презумпции их
добросовестности, использовать  при  принятии  управленческих  решений
методологию   оценки  и  управления  риском,  усилить  ответственность
работодателей за нарушение законодательства об охране здоровья граждан
и охране труда.
     21. Развивать  систему  гигиенического  обучения   и   воспитания
руководителей   и   индивидуальных   предпринимателей,  представителей
общественных организаций и населения, расширить  их  информирование  о
факторах   риска,  формирующих  здоровье,  и  мерах,  направленных  на
предупреждение и сокращение этого риска.
     22. Формировать у населения мотивацию к сохранению  и  укреплению
здоровья,  здоровому  образу  жизни,  создать и внедрить экономические
стимулы к сохранению гражданином своего здоровья, развивать физическую
культуру, спорт, туризм.

Информация по документу
Читайте также