Расширенный поиск
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 16.11.2010 б/нПОСТАНОВЛЕНИЕ УСТАВНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Постановление Уставного Суда Свердловской области по делу о соответствии Уставу Свердловской области Соглашения между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и муниципальным образованием «Верхнесалдинский район» от 17 августа 2004 года «О взаимодействии в сфере управления земельными участками и разграничении государственной собственности на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Верхнесалдинский район» в связи с обращением Н.С. Ахметовой город Екатеринбург 16 ноября 2010 года Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей Н.А. Жилина, А.О. Казанцева, Н.Д. Мершиной, М.Н. Обрубовой, с участием гражданки Н.С. Ахметовой, обратившейся с запросом в Уставный Суд, представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - Р.В. Куприенкова, представителей главы Верхнесалдинского городского округа - С.И. Кирицы, И.А. Майоровой, рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области Соглашения между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и муниципальным образованием «Верхнесалдинский район» от 17 августа 2004 года «О взаимодействии в сфере управления земельными участками и разграничении государственной собственности на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Верхнесалдинский район». Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданки Н.С. Ахметовой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу Свердловской области оспариваемое Соглашение. Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Д. Мершиной, объяснения заявительницы, представителей Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, главы Верхнесалдинского городского округа, мнение представителя Уполномоченного по правам человека Свердловской области М.Д. Жернакова, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области УСТАНОВИЛ: 1. В Уставный Суд Свердловской области обратилась гражданка Ахметова Назига Сабировна с запросом о соответствии Уставу Свердловской области Соглашения между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и муниципальным образованием «Верхнесалдинский район» от 17 августа 2004 года «О взаимодействии в сфере управления земельными участками и разграничении государственной собственности на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Верхнесалдинский район» (далее - Соглашение). По мнению заявительницы, оспариваемый акт нарушает ее права и не соответствует Уставу Свердловской области. Оспариваемым Соглашением: распределены полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными в границах Верхнесалдинского района, право государственной собственности на которые не разграничено, между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и органами местного самоуправления муниципального образования «Верхнесалдинский район» (пункт 2); предусмотрены правила предоставления указанных земельных участков по принципу «единого окна» (пункт 3); Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области наделено функцией контроля за соблюдением установленного порядка предоставления земельных участков, определены форма и периодичность контроля (пункт 4); на муниципальное образование возложена обязанность обеспечить поступление в бюджеты всех уровней доходов от аренды земельных участков (пункт 5). В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», частью 4 статьи 59 Устава Свердловской области, пунктом 2 статьи 4 Областного закона от 6 мая 1997 года № 29-ОЗ «Об Уставном Суде Свердловской области» Уставный Суд Свердловской области рассматривает дела о соответствии Уставу Свердловской области областных законов, а также других нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Свердловской области, иными государственными органами Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. Согласно статье 2 Закона Свердловской области от 10 марта 1999 года № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области», нормативный правовой акт - это правовой акт, содержащий нормы права (рассчитанные на многократное применение правила поведения, устанавливающие, изменяющие или прекращающие права, обязанности, ответственность персонально неопределенного круга лиц и (или) предусматривающие утверждение, введение в действие, толкование, приостановление либо признание утратившим силу нормативного правового акта); ненормативный (индивидуальный) правовой акт - правовой акт, содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу (лицам). При этом, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, при решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта суду, независимо от наименования акта, необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы (пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»). Из содержания оспариваемого Соглашения следует, что оно отвечает всем признакам нормативности, поскольку им осуществляется регулирование компетенции исполнительного органа государственной власти и органа местного самоуправления, что, в свою очередь, затрагивает конституционные права и свободы неопределенного круга лиц, - и, следовательно, подлежит рассмотрению Уставным Судом Свердловской области. 2. Согласно Конституции Российской Федерации (пункты «г», «к» части 1 статьи 72) и Уставу Свердловской области (пункты «г», «к» части 1 статьи 24) земельное законодательство, а также разграничение государственной собственности, в том числе на землю, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы Свердловской области и иные нормативные правовые акты Свердловской области не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области (пункт 3 статьи 63 Устава Свердловской области). В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации субъекты Российской Федерации распоряжаются земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10). Органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11). Кроме того, органы местного самоуправления городских округов наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (абзац второй пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Конституционность наделения полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что «федеральный законодатель был вправе предусмотреть осуществление государственного полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления в порядке наделения их отдельным государственным полномочием» (Определения от 15 января 2008 года № 219-О-О, от 22 апреля 2010 года № 579-О-О). Оспариваемым актом полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными в границах муниципального образования «Верхнесалдинский район», государственная собственность на которые не разграничена, распределены между органами местного самоуправления и Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в зависимости от того, кому предоставляется земельный участок и для каких целей. Так, органу местного самоуправления предоставлено право самостоятельно принимать решения по предоставлению земельных участков в собственность и аренду лишь гражданам для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац первый пункта 2). Принятие решения по распоряжению земельными участками в отношении всех остальных субъектов земельных отношений, а именно: предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование, а также гражданам в собственность и аренду для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возлагается на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (абзац второй пункта 2). Между тем в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (абзац второй пункта 10 статьи 3) полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к компетенции органов местного самоуправления в полном объеме, без ограничений по субъектам или целям предоставления указанных участков. Таким образом, Соглашением фактически произведено изъятие части полномочий, переданных федеральным законом органам местного самоуправления городских округов, и осуществлена их передача исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области. 3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статьи 130, 132) и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункты 2 и 3 статьи 19) наделение органов местного самоуправления теми или иными государственными полномочиями может быть осуществлено только законом; переданные органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия реализуются органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30 ноября 2000 года № 15-П, «из прямого предписания статьи 130 (часть 1) следует, что вопросы местного значения должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти. Недопустимость ограничения прав местного самоуправления и принадлежащих ему полномочий по вопросам местного значения составляет одну из основ конституционного статуса местного самоуправления, и любое такое ограничение непосредственно влияет на нормативно-правовое содержание и полноту права граждан на осуществление местного самоуправления». Эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в полной мере применима и в отношении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральным законом. Кроме того, Соглашение затрагивает права и свободы граждан, однако в нарушение пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьи 64 Устава Свердловской области не было официально опубликовано для всеобщего сведения. Таким образом, оспариваемое Соглашение ограничивает права местного самоуправления, нарушает права граждан и не соответствует статьям 2, 10 (пункт 2), 63 (пункт 3), 64, 95 (пункт 2) Устава Свердловской области. Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статьей 59 (пункты 4, 5) Устава Свердловской области, статьями 8, 70, 73, 75, 78, 86 Областного закона «Об Уставном Суде Свердловской области», Уставный Суд Свердловской области ПОСТАНОВИЛ: 1. Признать Соглашение между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и муниципальным образованием «Верхнесалдинский район» от 17 августа 2004 года «О взаимодействии в сфере управления земельными участками и разграничении государственной собственности на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Верхнесалдинский район» не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 2, 10 (пункт 2), 63 (пункт 3), 64, 95 (пункт 2). 2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом. 3. Настоящее Постановление является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на нормативном правовом акте, признанном не соответствующим Уставу Свердловской области, либо воспроизводящих его. Положения этих нормативных правовых актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. 4. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в «Областной газете», а также должно быть опубликовано в «Собрании законодательства Свердловской области» и официальном печатном издании Верхнесалдинского городского округа газете «Новатор». Уставный Суд Свердловской области Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|