Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1332-пп



 

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2013 г. N 1332-ПП

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА"

 

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 07.05.2014 № 389-пп)

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 12.11.2014 № 974-пп)

 

В соответствии с Законом Свердловской области от 16 июля 2012 года N 70-ОЗ "О физической культуре и спорте в Свердловской области", Постановлением Правительства Свердловской области от 13.08.2013 N 1009-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации государственных программ Свердловской области и внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 17.09.2010 N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить государственную программу Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года" (прилагается).

2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А. Власова.

3. Настоящее Постановление вступает в силу с 01 января 2014 года.

4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

 

Председатель Правительства

Свердловской области

Д.В.ПАСЛЕР

 

 

 

 

 

Утверждена

Постановлением Правительства

Свердловской области

от 29 октября 2013 г. N 1332-ПП

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА"

 

                          в ред. Постановлений Правительства Свердловской области

от 07.05.2014 N 389-ПП,

(В редакции Постановления Правительства Свердловской области от 12.11.2014 № 974-пп)


ПАСПОРТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА"

 

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области

Сроки реализации государственной программы

2014 - 2020 годы

Цели и задачи государственной программы

цель 1. Создание условий для развития физической культуры и спорта в Свердловской области, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

задачи:

1) привлечение населения Свердловской области к здоровому образу жизни;

2) привлечение к систематическим занятиям адаптивной физической культурой и избранными видами двигательной деятельности максимально большого количества лиц с ограниченными возможностями здоровья;

цель 2. Совершенствование системы спорта высших достижений, способствующей успешному выступлению спортсменов Свердловской области на международных и всероссийских соревнованиях;

задача:

1) развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва;

цель 3. Создание условий для развития детско-юношеского спорта, подготовки спортивного резерва сборных команд Свердловской области и Российской Федерации;

задачи:

1) модернизация системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов в Свердловской области;

2) стимулирование развития сети учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта;

цель 4. Создание условий, обеспечивающих доступность к спортивной инфраструктуре Свердловской области;

задача:

создание и развитие эффективной и доступной инфраструктуры физической культуры и спорта для различных групп населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

цель 5. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны;

задачи:

1) вовлечение молодежи в социальную практику;

2) формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, обладающей лидерскими навыками; 3) формирование культуры здорового образа жизни, ценностных установок на создание семьи, ответственное материнство и отцовство;

цель 6. Развитие системы патриотического воспитания молодежи Свердловской области;

задачи:

1) гражданско-патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных ценностей в молодежной среде;

2) развитие военно-патриотического направления воспитания молодежи Свердловской области на основе формирования профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в процессе военной и государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу;

3) историко-культурное воспитание молодых граждан, формирование знаний о культурно исторических традициях России и Урала, навыков межкультурного диалога;

цель 7. Предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

задачи:

1) предоставление мер государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям;

2) предоставление дополнительных социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) одного ребенка;

цель 8. Предоставление финансовой поддержки молодым семьям на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам);

задача:

предоставление молодым семьям финансовой поддержки в форме социальных выплат на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам);

цель 9. Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий;

задачи:

1) предоставление региональных социальных выплат молодым семьям на улучшение жилищных условий;

2) предоставление региональных дополнительных социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) каждого ребенка;

цель 10. Руководство и управление в сфере установленных функций отрасли физической культуры, спорта и молодежной политики;

задачи:

1) повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций отрасли физической культуры, спорта и молодежной политики;

2) обеспечение эффективного и качественного управления сферой физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области, государственными финансами и использования государственного имущества

Перечень подпрограмм государственной программы

подпрограмма 1 "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области".

Подпрограмма 2 "Развитие образования в сфере физической культуры и спорта в Свердловской области".

Подпрограмма 3 "Развитие инфраструктуры объектов спорта государственной собственности Свердловской области".

Подпрограмма 4 "Развитие потенциала молодежи Свердловской области".

Подпрограмма 5 "Патриотическое воспитание молодых граждан в Свердловской области".

Подпрограмма 6 "Обеспечение жильем молодых семей".

Подпрограмма 7 "Предоставление государственной финансовой поддержки молодым семьям, проживающим в Свердловской области, на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам)".

Подпрограмма 8 "Предоставление региональной поддержки молодым семьям на улучшение жилищных условий".

Подпрограмма 9 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года"

Перечень основных целевых показателей

государственной программы

1) доля жителей Свердловской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Свердловской области;

2) количество спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

3) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения;

4) количество медалей, завоеванных спортсменами Свердловской области на официальных международных и всероссийских соревнованиях по видам спорта;

5) удельный вес детей и подростков, систематически занимающихся в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности;

6) обеспеченность спортивными сооружениями: плоскостными сооружениями, спортивными залами, плавательными бассейнами;

7) доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, охваченных программами, ориентированными на профессии, востребованные социально-экономической сферой, либо на занятие предпринимательством, создание малого и среднего бизнеса;

8) доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности общественных объединений различных форм общественного самоуправления;

9) доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет - участников проектов и мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику социально опасных заболеваний;

10) доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в мероприятиях гражданско-патриотической направленности;

11) доля граждан допризывного возраста (15 - 18 лет), проходящих подготовку в оборонно-спортивных лагерях;

12) количество молодых семей, получивших социальную выплату;

13) количество дополнительных социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) одного ребенка;

14) количество молодых семей, получивших социальные выплаты для погашения основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам);

15) количество молодых семей, получивших региональную социальную выплату;

16) уровень выполнения целевых показателей государственной программы

Объемы финансирования государственной программы по годам реализации, тыс. рублей

ВСЕГО: 30053623,2,

в том числе: (по годам реализации)

2014 - 4167691,8

2015 - 3493777,7

2016 - 4434601,7

2017 - 4333564,5

2018 - 4440664,5

2019 - 4586661,5

2020 - 4596661,5,

из них:

областной бюджет: 18063424,2,

в том числе: (по годам реализации)

2014 - 2630133,3

2015 - 2226207,9

2016 - 2725337,8

2017 - 2620987,8

2018 - 2620987,8

2019 - 2619884,8

2020 - 2619884,8

федеральный бюджет: 1058913,5,

в том числе: (по годам реализации)

2014 - 103726,3

2015 - 0,0

2016 - 66487,2

2017 - 65800,0

2018 - 172900,0

2019 - 320000,0

2020 - 330000,0

местные бюджеты: 883221,5,

в том числе: (по годам реализации)

2014 - 167780,0

2015 - 89939,0

2016 - 121900,5

2017 - 125900,5

2018 - 125900,5

2019 - 125900,5

2020 - 125900,5

внебюджетные источники: 10048064,0,

в том числе: (по годам реализации)

2014 - 1266052,2

2015 - 1177630,8

2016 - 1520876,2

2017 - 1520876,2

2018 - 1520876,2

2019 - 1520876,2

2020 - 1520876,2

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 07.05.2014 N 389-ПП, от 12.11.2014 N 974-ПП)

Адрес размещения государственной программы в сети Интернет

www.minsport.midural.ru


 

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА"

 

Глава 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Свердловская область по основным показателям развития физической культуры и спорта является одной из ведущих областей Российской Федерации. Сохранились традиции по проведению массовых спортивных мероприятий среди различных категорий населения. Спортсмены Свердловской области продолжают удерживать достаточно высокий авторитет на всероссийском и международном уровнях.

На территории Свердловской области в 2012 году было организовано 7599 физкультурных и спортивных мероприятий среди различных возрастных групп и категорий граждан. С привлечением средств областного бюджета проведено 653 соревнования, в том числе 428 областного, 341 российского и 14 международного уровней.

Среди самых массовых мероприятий 2012 года: "Кросс Наций - 2012" (более 533 тыс. участников), Всероссийские массовые соревнования по уличному баскетболу "Оранжевый мяч - 2012" (участвовали 13212 спортсменов), областные соревнования "Футбольная страна" (более 109 тыс. любителей этого вида спорта).

Традиционно в городах Свердловской области прошли игры по хоккею среди детских и юношеских команд ("Золотая шайба") и футболу "Кожаный мяч". В соревнованиях приняли участие 2170 юных хоккеистов из 29 команд и 1310 юных футболистов из 85 команд.

Более 400 учащихся общеобразовательных учреждений Свердловской области в 2012 году приняли участие в финальных стартах областных соревнований по многоборью комплекса "Готов к труду и обороне" на приз Губернатора Свердловской области.

Всего в 2012 году в спортивных мероприятиях, состоявшихся на территории Свердловской области, приняли участие около 1400 тыс. человек.

В 2013 году в декаде лыжного спорта всероссийских соревнований "Лыжня России - 2013" приняли участие свыше 499 тыс. уральцев, в 77-й традиционной легкоатлетической эстафете "Весна Победы" - 4000 спортсменов в составе 180 команд из 5 муниципальных образований в Свердловской области. Более 11 тыс. свердловчан вышли 18 и 19 мая на старт самого популярного туристского мероприятия - юбилейной 30-й "Майской прогулки".

Помимо традиционных спортивных мероприятий в Свердловской области второй раз в 5 муниципальных образованиях были проведены массовые соревнования "Лед надежды нашей", в которых приняли участие 4151 детей и подростков.

Ежегодно растет количество учреждений и организаций, осуществляющих физкультурно-оздоровительную деятельность в Свердловской области.

С 2011 года продолжается реформирование учреждений дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта. Специализированным детско-юношеским спортивным школам олимпийского резерва предстоит стать кузницей спортсменов высокого класса. За детско-юношескими спортивными школами сохранится функция массового организатора квалифицированных физкультурно-спортивных занятий для детей и подростков.

На 01 января 2013 года на территории Свердловской области функционируют 146 детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. В учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности обучаются 99533 человека (детей и подростков).

Открыты 3 спортивные школы в городе Нижний Тагил, городском округе Сухой Лог и Тугулымском городском округе.

Наблюдается устойчивый рост числа занимающихся физической культурой и спортом в клубах по месту жительства. На 01 января 2013 года зарегистрирован 59631 человек, что составляет 101,7 процента к аналогичному периоду 2011 года.

Вовлечение людей с ограниченными возможностями в занятия спортом является мощным реабилитационным фактором. В Свердловской области организацией физкультурно-массовой работы среди инвалидов занимаются государственное бюджетное учреждение "Центр Паралимпийской и Сурдлимпийской подготовки спортивных сборных команд Свердловской области "Родник", органы управления физической культурой и спортом, отделы (управления) по социальной политике администраций городов и районов, районные и городские клубы инвалидов, районные организации Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих.

В 2012 году Центром Паралимпийской и Сурдлимпийской подготовки спортивных сборных команд Свердловской области "Родник" проведены 32 физкультурных и спортивных мероприятия, в том числе 12 среди инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, 12 среди инвалидов по слуху, 8 среди инвалидов по зрению.

Успешно развивается спорт высших достижений среди людей с ограниченными возможностями. Спортсмены-инвалиды Свердловской области в течение 2012 года приняли участие в 115 мероприятиях всероссийского и международного уровней по различным видам спорта. Из 1478 медалей, завоеванных спортсменами Свердловской области в 2012 году на чемпионатах мира, Европы и России, 447 медалей различного достоинства принадлежат спортсменам-инвалидам.

Одной из острейших проблем в развитии реабилитационной работы с инвалидами по-прежнему остается отсутствие собственных спортивных сооружений у организаций, нехватка специалистов по физической культуре.

Физкультурно-массовой работой в 2012 году были охвачены 37640 студентов 43 образовательных учреждений высшего профессионального образования, 29304 учащихся 149 образовательных учреждений среднего профессионального образования, 5343 учащихся 36 образовательных учреждений начального профессионального образования.

Большую роль в укреплении физической подготовки учащейся молодежи, организации и проведении физкультурно-массовых, оздоровительных и спортивных мероприятий, пропаганде физической культуры и спорта играют спортивные клубы высших и средних профессиональных учебных заведений. Лидирующие позиции в организации этого направления занимают спортивные клубы Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Уральской горно-геологической академии, Уральского государственного педагогического университета.

Спортивный клуб Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина является одной из крупнейших спортивных организаций в Свердловской области. В клубе активно развиваются такие виды спорта, как легкая атлетика, скалолазание, баскетбол, различные виды единоборств, гандбол, мини-футбол. Студенты университета входят в состав сборных команд России по 15 видам спорта.

Среди учреждений среднего профессионального образования проведена спартакиада по 9 видам спорта с участием 27 команд (2350 студентов).

Муниципальным учреждением города Екатеринбурга "Спортивно-туристский клуб" проведен 9-й межвузовский студенческий туристский фестиваль "Уральская гряда", в котором приняли участие более 500 человек.

Студенты высших и средне-специальных учебных заведений области, не имеющих собственных спортивных баз, занимаются в городских секциях и на спортсооружениях производственных предприятий, участвуют в областных и городских соревнованиях.

Проблемами развития студенческого спорта являются слабая обеспеченность спортивным инвентарем и отсутствие у многих учебных заведений собственной спортивной базы.

Свердловская область на протяжении десятков лет является командообразующим регионом в Российской Федерации. В составы сборных команд России по зимним и летним олимпийским и паралимпийским видам спорта входят 445 спортсменов Свердловской области.

Самое яркое спортивное событие 2012 года - летняя Олимпиада в Лондоне. На Олимпиаде успешно выступили пятеро свердловчан, члены национальной сборной. Золотые медали у Мехонцева Егора, Савиновой Марии, Тиманиной Анжелики и бронзовые медали у Никиты Лобинцева и Екатерины Поистоговой.

В неофициальном командном зачете Российская Федерация впервые заняла 2 место среди стран-участниц Паралимпийских игр, 16 свердловских спортсменов, представители трех видов спорта, внесли свой вклад в этот результат и завоевали 2 серебряные медали: Артем Арефьев (легкая атлетика), Олеся Лафина (пауэрлифтинг). Команда волейболистов сидя заняла 4 место.

На чемпионатах, первенствах, кубках мира, Европы и России в 2012 году свердловские спортсмены завоевали 1478 медалей различного достоинства, в том числе спортсмены-инвалиды - 447 медалей, спортсмены по техническим видам спорта - 388 медалей.

Сборные команды Свердловской области приняли участие в VIII Международных спортивных играх "Дети Азии", в финале Всероссийских и международных соревнований "Кожаный мяч", в финале Всероссийских соревнований "Серебряные коньки", в финале Всероссийских соревнований "Мини-футбол в школу", в финале Всероссийских соревнований по хоккею "Золотая шайба", Всероссийских соревнованиях "Президентские состязания", "Президентские юношеские игры", Всероссийских сельских играх, Всероссийских соревнованиях "Специальной Олимпиады", зимней и летней Универсиаде среди студентов.

По данным Олимпийского комитета России, на 01 января 2013 года в составе кандидатов на участие в XXII зимних Олимпийских играх в городе Сочи (Россия) 51 спортсмен от Свердловской области.

В соответствии с данными государственной статистической отчетности за 2012 год на территории Свердловской области функционируют 8452 спортивных сооружения (на 67 объектов больше, чем в 2011 году).

Единовременная пропускная способность спортивных сооружений Свердловской области составляет 26,3 процента от нормативного значения, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 N 1683-р (в 2011 году 25,7 процента). Несмотря на развитие материальной базы физической культуры и спорта, обеспеченность населения объектами спортивной инфраструктуры в Свердловской области остается недостаточной и составляет: спортивными залами 43,46 процента от существующего норматива (2011 год - 43,1 процента), плоскостными сооружениями - 54,3 процента (2011 год - 53,9 процента), бассейнами - 11,86 процента (2011 год - 11,7 процента).

Количество спортивных сооружений на 100 тыс. человек составляет 196 единиц (в 2011 году - 195 единиц).

В рамках реализации областной целевой программы по развитию физической культуры и спорта в Свердловской области на 2011 - 2015 годы в части строительства и реконструкции объектов муниципальной и государственной собственности в 2011 году завершено строительство и реконструкция 13 объектов: физкультурно-оздоровительного комплекса в Железнодорожном районе города Екатеринбурга; лыжно-спортивного комплекса в городе Краснотурьинске; 5 лыжных баз в городах Новоуральске, Дегтярске, Каменске-Уральском, Полевском, поселке Шале; 2 стадионов в городах Краснотурьинске и Карпинске; 2 универсальных спортивных площадок в городах Заречном и Березовском; стадиона "Юность" в городе Каменске-Уральском и плавательного бассейна "Нептун" в городе Североуральске.

В 2012 году завершено строительство: сельского стадиона в городе Туринске; 2 физкультурно-оздоровительных комплексов в Асбестовском городском округе и городе Екатеринбурге; Ледовой спортивной арены с числом зрительских мест до 1000 человек в городе Верхняя Пышма; крытого футбольного манежа в городе Екатеринбурге.

В рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" продолжается реконструкция комплекса трамплинов "Аист" на горе Долгая (город Нижний Тагил).

Всего в 2012 году за счет средств областного, местных и внебюджетных источников финансирования в муниципальных образованиях в Свердловской области введено в эксплуатацию 181 спортивное сооружение, из них 146 плоскостных спортивных сооружений (площадок и полей), 15 спортивных залов, 2 плавательных бассейна, 16 тренажерных залов и других спортивных сооружений.

В перспективе в Свердловской области планируется реализация следующих крупномасштабных спортивных проектов: строительство теннисной академии имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; реконструкция стадиона в городе Екатеринбурге к проведению мероприятий чемпионата мира по футболу 2018 года; реконструкция стадиона "Уралмаш"; строительство физкультурно-спортивного центра по волейболу им. Н.В. Карполя в городе Екатеринбурге; строительство легкоатлетического манежа в городе Екатеринбурге; строительство уральской шахматной академии; строительство биатлонного и лыжного стадионов Центра зимних видов спорта; строительство Центра адаптивного спорта "Родник".

Наличие и качество спортивных сооружений являются наиболее значимым показателем развития физкультурно-спортивной отрасли и необходимым условием увеличения численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, а также эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для сборных команд Свердловской области и Российской Федерации.

Несоответствие уровня инфраструктуры современным задачам развития физической культуры и спорта в Свердловской области способно ослабить конкурентоспособность свердловских спортсменов на российских и международных соревнованиях, в том числе на XXXI Олимпийских летних играх и XV Паралимпийских играх 2016 года в городе Рио-де-Жанейро (Бразилия), XXIII Олимпийских зимних играх и XII Паралимпийских зимних играх 2018 года в городе Пхенчхане (Южная Корея).

По многим видам спорта в Свердловской области отсутствуют современные, технически оснащенные спортивные базы, без которых невозможно осуществлять подготовку к выступлениям на крупнейших российских и международных соревнованиях.

Существующая материально-техническая база в настоящее время не отвечает в полной мере задачам обеспечения физкультурно-спортивной отрасли, не может удовлетворять потребности растущего спроса различных категорий населения в занятиях физической культурой и спортом. Для ряда видов спорта в Свердловской области не оказалось современных, технически оснащенных спортивных баз, на которых можно готовиться к выступлениям на крупнейших российских и международных соревнованиях. Лишь около 25 процентов спортивных объектов области введены в эксплуатацию менее 20 лет назад.

Строительство (реконструкция) спортивных объектов, включая физкультурно-оздоровительные комплексы, лыжные базы, футбольные поля (стадионы), горнолыжные трассы, ледовые дворцы, позволит создать необходимые условия для привлечения к занятиям физической культурой и спортом различных слоев населения, включая лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, а также проведения в Свердловской области крупномасштабных соревнований. В этой связи одной из основополагающих задач является создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных возрастных групп и категорий граждан, строительство и реконструкция спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям к развитию видов спорта.

Для сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта в ближайшие годы также необходимо развивать в регионе инфраструктуру сферы физической культуры и спорта и обеспечить сохранение темпов строительства и реконструкции объектов спорта с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Выполнение мероприятий государственной программы позволит обеспечить реализацию целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта на долгосрочный период, будет способствовать повышению экономической рентабельности этой сферы, раскрытию ее социального потенциала.

Вместе с тем существуют негативные тенденции, обусловленные следующими проблемами в области физической культуры и спорта:

1) недостаточное привлечение жителей Свердловской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом и, как следствие, ухудшение физического развития и физической подготовленности населения.

В рамках Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р, и федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" предусматривается, что к 2015 году численность занимающихся физической культурой и спортом в стране должна составить 30 процентов от общей численности населения, к 2020 году - 40 процентов.

В Свердловской области систематически занимается физической культурой и спортом более 887 тыс. человек, что составляет 20,6 процента от общего числа жителей области (таблица 1).

Для сравнения, в Челябинской области данный показатель составляет 22,6 процента от количества всех жителей области, в России в целом - 22,5 процента от общего числа населения страны, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60 процентов.

 


Таблица 1

 

Показатель

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Удельный вес населения Свердловской области, систематически занимающегося физической культурой и спортом (в процентах от общей численности населения Свердловской области)

14,1

15,0

15,2

16,5

19,1

20,6


 

Несмотря на то, что в настоящее время в Свердловской области наблюдается положительная динамика этого показателя, темпы прироста не достаточны для достижения параметров, поставленных перед субъектами Российской Федерации Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года.

В этой связи одной из основополагающих задач является создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных возрастных групп и категорий граждан;

2) недостаточное соответствие уровня инфраструктуры современным задачам развития физической культуры и спорта в Свердловской области. Рост количества спортивных сооружений, отвечающих современным требованиям к развитию видов спорта, является наиболее действенным механизмом увеличения численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом;

3) отсутствие эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для сборных команд Свердловской области и России.

Развитие спорта высших достижений является неотъемлемой частью решения задач, поставленных Правительством Российской Федерации в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Свердловской области от 07.08.2009 N 1101-р.

На протяжении многих лет спортсмены Свердловской области входят в состав национальных сборных команд и достойно представляют регион на крупнейших спортивных соревнованиях. Участие и результаты выступлений спортсменов на Олимпийских играх, всероссийских и международных соревнованиях, включая Паралимпийские, Сурдлимпийские игры и игры специальной Олимпиады, всегда рассматривались как важный фактор укрепления социально-экономического имиджа Свердловской области.

Несмотря на достижения последних лет, растущая конкуренция на международной спортивной арене для достижения высоких результатов в соревнованиях международного уровня требует от Свердловской области использования всего потенциала региона, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал.

Отсутствие адресного развития приоритетных видов спорта, включая адаптивные виды спорта, не позволяет в полной мере осуществлять целенаправленную подготовку свердловских спортсменов к XXII зимним Олимпийским и XI Паралимпийским играм 2014 года в городе Сочи.

Таким образом, отсутствие необходимых и достаточных условий системного взаимодействия в подготовке спортивного резерва является основным фактором снижения конкурентоспособности свердловского спорта.

Использование программно-целевого метода позволит создать полноценные условия спортсменам и тренерам для тренировок, восстановления, медицинского обеспечения, а также для улучшения их социально-бытовых условий. Что безусловно приведет к повышению общего уровня спортивных результатов, выявлению талантливых спортсменов, а также подготовке спортсменов-профессионалов высокого класса, способных достойно представлять Свердловскую область на международной арене;

4) отсутствие механизма государственной поддержки общественных организаций спортивной направленности.

Одной из задач государства в сфере физической культуры и спорта является признание широкого самостоятельного статуса физкультурно-спортивного движения и комплексного взаимодействия государственных органов с общественными организациями физкультурно-спортивной направленности.

Общественные организации физкультурно-спортивной направленности (добровольные спортивные общества, спортивные федерации, клубы и иные организации) реализуют свои задачи на всех уровнях и направлениях физкультурно-спортивной деятельности во взаимодействии с государственными органами, профсоюзами, другими объединениями граждан, субъектами предпринимательства, соответствующими международными организациями. Сферами внедрения физической культуры являются производственная, учебно-воспитательная, социально-бытовая сферы.

В Свердловской области отсутствует механизм развития клубной системы и государственной поддержки общественных организаций в области физической культуры и спорта. Недостаточное финансирование таких организаций со стороны Свердловской области не позволяет в полной мере проводить углубленную учебно-тренировочную подготовку для повышения мастерства и увеличения результативности ведущих спортсменов области, включая подготовку спортивного резерва, а также обеспечить полноценное проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий на территории области.

Организационно-методическая деятельность по внедрению физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг должна быть направлена прежде всего на изучение интересов и потребностей у различных слоев населения в двигательной активности, в том числе путем вовлечения в этот процесс спортивных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом, изменения социальных ценностей и образа жизни, создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения (и в первую очередь детей, подростков, учащейся молодежи) и социальной демографией, еще более усугубится.

Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов и их адресного использования.

Целесообразность программного решения проблемы заключается в создании нормативно-правовых, организационных и финансовых условий, способствующих укреплению физического и нравственного здоровья населения, во внедрении здорового образа жизни, развитии массового спорта, совершенствовании системы подготовки спортсменов высокого класса и спорта высших достижений, развитии инфраструктуры отрасли в Свердловской области.

 

Глава 2. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Приоритетные направления государственной молодежной политики на среднесрочную перспективу определены в следующих документах:

1) Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р;

2) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

3) основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р;

4) Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренная Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП.

С 2013 года Федеральным агентством по делам молодежи начата работа по формированию новой стратегии государственной молодежной политики, корректирующей цели и методы работы с молодежью на территории Российской Федерации в соответствии с новыми реалиями.

В Свердловской области, начиная с 2011 года, реализуется областная целевая программа "Молодежь Свердловской области" (далее - областная целевая программа), утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1480-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Молодежь Свердловской области" на 2011 - 2015 годы", основными задачами которой являются:

1) создание эффективных механизмов информирования молодых граждан о возможностях включения в общественную жизнь и применении потенциала;

2) формирование у молодых граждан ценностей семьи и репродуктивных установок, нацеленных на воспроизводство населения;

3) вовлечение молодых граждан в программы и мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни;

4) формирование механизмов ориентирования молодых граждан на востребованные социально-экономической сферой профессии, на занятие предпринимательством;

5) выявление и поддержка талантливых молодых граждан, создание и распространение эффективных моделей и форм включения молодых граждан в инновационную и научную деятельность;

6) привлечение молодых граждан к участию в общественной и политической жизни, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества;

7) формирование механизмов поддержки и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

8) развитие инфраструктуры государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью.

Применение программно-целевого метода управления сферой работы с молодежью позволило систематизировать подходы к реализации молодежной политики в области и использовать новые механизмы взаимодействия субъектов реализации государственной молодежной политики. Один из наиболее важных результатов - возможность формирования государственного заказа через предоставление субсидий на осуществление деятельности основных субъектов работы с молодежью, а именно:

78 структурных подразделений органов местного самоуправления;

65 некоммерческих организаций, работающих с молодежью.

Совместная работа с обозначенными выше организациями осуществляется при использовании следующих инструментов:

1) предоставление субсидий муниципальным образованиям в Свердловской области на софинансирование муниципальных программ по работе с молодежью по направлениям:

укрепление материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, объединений подростковых клубов;

проведение массовых мероприятий.

Каждое из указанных направлений подразумевает достижение единой цели - привлечение молодых граждан к участию в общественной и политической жизни, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества, реализация программ и мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни среди молодежи.

В 2013 году на эти цели 30 муниципальных образований получили областное финансирование (в 2011 году - 6 муниципальных образований). Отбор на право получения субсидии в 2014 году прошли 39 муниципальных образований.

Ежегодно более 14 тыс. молодых людей участвуют в реализуемых за счет субсидий мероприятиях, среди них сборы молодежного актива муниципальных образований, работа муниципальных молодежных телестудий и печатных средств массовой информации, в клубах по месту жительства развиваются современные позитивные молодежные субкультуры;

2) оказание мер государственной поддержки некоммерческим организациям на следующую деятельность:

формирование у молодых граждан семейных ценностей, уважения к институту семьи и материнству;

формирование у детей и молодых граждан ценностной установки на здоровый образ жизни;

вовлечение молодых граждан в инновационную деятельность и занятие предпринимательством.

Среди получателей мер государственной поддержки Ассоциация поисковых отрядов "Возвращение", Российский Союз Молодежи, Ассоциация профсоюзных организаций студентов вузов, детская организация Отряд "Каравелла", Благотворительный фонд "Свои дети", журнал "Уральский следопыт" и другие организации;

3) проведение массовых молодежных и спортивных мероприятий, являющееся наиболее эффективным механизмом информационно-пропагандистской деятельности. В течение 2013 года осуществляются 12 проектов (мероприятий) и программ, направленных на работу с талантливой молодежью Свердловской области, в которых принимают участие более 1000 человек. Сформирована система работы с молодежью, заинтересованной в инновационной деятельности, путем создания эффективного информационного и коммуникационного поля взаимодействия талантливой молодежи с бизнесом, властью и обществом. Проведен конкурс молодежных инновационных проектов Свердловской области, на который были представлены 182 работы. Итоги конкурса подведены на Молодежном инновационном конвенте Свердловской области, участие в котором для большинства участников стало первым шагом к практическому внедрению и продвижению изобретений, поиску инвесторов и возможных партнеров. Так, в 2012 году во Всероссийском молодежном инновационном конвенте Ольга Ошуркова заняла первое место в номинации "Социальные проекты".

Указанные мероприятия, крупные спортивные события предоставляют возможность молодым гражданам почувствовать себя сопричастными к их проведению и организации, пообщаться со спортсменами мирового уровня и проникнуться энергетикой победы во имя России через волонтерство.

В течение 2012 - 2013 годов Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" проведена большая работа по привлечению, отбору (рекрутингу) и обучению кандидатов в волонтеры для обеспечения мероприятий XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в городе Казани. Итогом этой работы стало участие в Универсиаде группы волонтеров Свердловской области в количестве 269 человек.

Регулярно проводимые социологические исследования характеризуют положение молодежи в Свердловской области, отношение населения к физической культуре и спорту, ценностные ориентиры молодых граждан. Ведется мониторинг экстремистских проявлений в молодежной среде. Изучаются молодежные субкультуры, динамика их развития.

В Свердловской области в целях создания условий для успешной самореализации молодежи и привлечения ее к решению комплекса социально-экономических и общественно-политических задач активно развиваются и действуют органы молодежного самоуправления на областном и муниципальном уровнях, такие как Молодежное Правительство, Молодежный Парламент, Ассоциация профсоюзных организаций студентов вузов, Ассоциация молодежных этнокультурных объединений Уральского региона, и другие молодежные организации.

Молодежь Свердловской области активно участвует в таких знаковых областных мероприятиях, как "Весна УПИ", фестиваль студенческой песни "Знаменка" и "Зимняя Знаменка", КВН, "Лыжня России" и других мероприятиях.

Реализация вышеперечисленных мер позволила достичь следующих результатов:

1) 16 процентов молодых граждан в Свердловской области задействованы в проектах и программах общественных объединений, работающих с молодежью, что превышает общероссийский показатель на 2 процента и демонстрирует увеличение к 2020 году на 5 процентов;

2) 11,6 процента молодых граждан охвачены программами развития молодежного предпринимательства, для сравнения в 2010 году этот показатель составлял 7,1 процента;

3) 1,65 процента молодых граждан вовлечены в занятие инновационной деятельностью и научно-техническим творчеством. Рост по отношению к показателю 2011 года - 10 процентов.

Положительная динамика развития сферы работы с молодежью во многом объясняется существенным увеличением бюджетных инвестиций в человеческий капитал, в потенциал молодого человека (с 10 миллионов рублей в 2010 году до 100 миллионов рублей в 2013 году). Достигнутые успехи необходимо закрепить и развивать. При этом стоит обратить внимание на то, что в сфере работы с молодежью до сих пор присутствует достаточное количество точек роста - позиций, от которых зависит развитие российского общества в целом и потому требующих пристального внимания и новых решений со стороны всех субъектов работы с молодежью.

По данным, отраженным в проекте Стратегии развития российской молодежи на период до 2020 года, Россия в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (WEF) 2011 - 2012 занимает 66-е место из 142 при нисходящем тренде <1>.

--------------------------------

<1> The Global Competitiveness Report 2011 - 2012. World Economic Forum, 2011 // http://gtmarket.ru/news/state/2011/09/07/3330.

 

Согласно данным Международной организации труда, Россия обладает высоким потенциалом развития и доля креативного класса у нас больше, чем в США. По данному показателю Россия находится на 20 месте (38,6 процента), для сравнения Бразилия - на 57 (18,5 процента), Китай - на 75 (7,4 процента).

Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

В развитии креативного общества главную роль играют новые идеи и инновации. Объектами инновационного развития в креативном обществе становятся все его сферы: экономика, наука, техника, политика, социальная сфера, регионы, отрасли, предприятия, товары, технологии, образование, культура, искусство, спорт.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. При этом стоит отметить, что в предстоящие годы положение молодежи в российском обществе претерпит кардинальные изменения, что продиктовано целым рядом вызовов.

Следствием демографического спада 90-х годов станет резкое снижение численности населения в возрасте 14 - 30 лет. Динамика: 1995 год - 35,2 млн. чел., 2000 год - 38,3 млн. чел., 2005 год - 39,5 млн. чел., 2010 год - 36,6 млн. чел. Согласно прогнозируемым данным к 2025 году общая численность молодежи в Российской Федерации сократится с 35 млн. до 25 млн. человек.

В то же время создание инновационной экономики потребует выхода на рынок труда более квалифицированного и ответственного работника, что означает увеличение сроков профессионального образования, формирования у молодежи принципиально иных трудовых навыков и культуры. В этой ситуации очевидно что экономическая и социальная нагрузка на российскую молодежь будет только возрастать. Поэтому акценты государственной молодежной политики должны быть смещены в сторону решения ключевой экономической проблемы - обеспечения интенсивного роста человеческого капитала и, как следствие, повышение качества жизни.

Снижение численности молодежи ставит перед органами государственного управления вопрос о необходимости ставки на кардинальное повышение качества имеющегося молодежного человеческого ресурса, минимизацию физических и социальных потерь, максимально глубокую и эффективную социализацию молодых людей, формирование у них установок на самостоятельность и лидерских качеств. Первоочередной задачей становится запуск эффективно действующих социальных программ для наиболее одаренной части молодежи, способной сформировать кадровое ядро инновационной экономики России.

В настоящее время ощутимыми остаются прямые и косвенные потери и без того дефицитного молодежного человеческого капитала. Деструктивные социальные процессы негативно отражаются на здоровье несовершеннолетних и молодежи. При нынешнем уровне смертности примерно 58 процентов 20-летних юношей не доживет до 60 лет. 70 процентов смертей молодых мужчин и более 50 процентов женщин имеют внешние причины - травмы, дорожно-транспортные происшествия, суициды, алкогольные и наркотические отравления. Высокий уровень смертности во многом объясняется небезопасной средой и высоким уровнем рисков, характерным для образа жизни современного молодого россиянина, его пренебрежительным отношением к собственному здоровью и нежеланием планировать будущее.

Демографическая ситуация усугубляется тем, что растет число неполных семей. При этом следует отметить, что браки стали распадаться несколько реже. В 2000 году на 897,3 браков пришлось 627,7 тыс. разводов или 69 процентов, в 2009 году на 1199,4 тыс. браков пришлось 699,4 разводов или 58 процентов.

Россия в лице граждан молодого возраста сегодня обладает высокоинтеллектуальным человеческим ресурсом с высоким потенциалом. Предстоит приложить существенные усилия для того, чтобы этот ресурс был полноценно задействован. Для этого государству и обществу необходимо создать для молодежи возможности для полноценной реализации важнейшего конкурентного преимущества в современном мире - интеллектуального потенциала поколения и добиться реальной, целенаправленной и системной поддержки талантливой и инициативной молодежи.

Решение указанных задач силами некоммерческого сектора приносит свои плоды, но одних усилий гражданского общества недостаточно, очень важна работа клубов по месту жительства и иных форм деятельности учреждений по работе с молодежью.

В ведении Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области находятся 2 государственных учреждения по работе с молодежью - государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Дом молодежи" и государственное автономное учреждение Свердловской области "Региональный центр патриотического воспитания", которые проводят областные мероприятия в сфере молодежной политики.

В муниципальных образованиях в Свердловской области количество муниципальных клубов по месту жительства и несовершеннолетних в них составляет:

 

Таблица 2

 

Год

Количество клубов, единиц

Количество несовершеннолетних, человек

2011

416

78526

2012

422

78790

 

Несмотря на определенное увеличение количества учреждений, сохраняется ситуация неполного охвата муниципальных образований учреждениями по работе с молодежью. В 56 муниципальных образованиях, где не созданы подростково-молодежные клубы и нет органов по делам молодежи, действуют иные учреждения для работы с детьми и подростками, в том числе учреждения дополнительного образования, спорта, культуры, которые также выполняют функции по организации досуга, занятости, воспитания подростков и молодежи.

Важно отметить следующие положительные тенденции в организации работы с молодежью в ряде муниципальных образований: осуществляется консолидация направлений деятельности региональных и муниципальных учреждений по работе с молодежью в ходе реализации целевых программ, наблюдается рост качества форм, методик и технологий, используемых учреждениями по работе с молодежью, осуществляется совершенствование программно-методического и информационного обеспечения учреждений по работе с молодежью.

В числе задач по развитию сети учреждений стоит выделить необходимость продолжения разработки нормативно-правовой базы функционирования учреждений, укрепление материальной базы учреждений и повышение уровня профессионализма сотрудников учреждений, в том числе по программам профессиональной подготовки в сфере работы с молодежью.

Цель работы с молодежью в Свердловской области - создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития России и Свердловской области. Достижение цели осуществимо через реализацию задач, указанных в приложении N 1 к государственной программе "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года" (далее - государственная программа).

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обозначил следующие приоритетные аспекты работы с молодыми гражданами в Российской Федерации:

1) формирование системы ценностей у молодежи;

2) совершенствование образовательной политики;

3) совершенствование системы военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;

4) пропаганда здорового образа жизни, уважительного отношения к собственному здоровью.

С 2013 года Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области формируется новая стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области, корректирующая цели и методы работы в соответствии с новыми реалиями.

Разработка Стратегии патриотического воспитания опирается на "пилотное" исследование патриотических воззрений молодежи Свердловской области на предмет выявления внутренней патриотической позиции в процессе гражданских инициатив и проектов глобального политического значения.

В ходе исследования "Патриотическое воспитание молодежи в процессе гражданских инициатив и проектов глобального политического значения" были освещены следующие основные вопросы: является ли патриотизм значимым побуждающим мотивом деятельности современного молодого человека в Свердловской области? Как молодежь оценивает свою патриотичность, что готова делать для содействия процветанию Родины?

Основные результаты данного исследования, значимые для разработки Стратегии патриотического воспитания.

Во-первых, уровень патриотизма молодежи Свердловской области следует оценить как низкий. Респондентам не свойственно руководствоваться патриотическими чувствами в принятии решений и планирования своей жизни. В лучшем случае патриотизм рассматривается как некий "сопутствующий" и необязательный элемент культуры личности. Патриотизм не престижен для молодежи. "Патриоты - это те, кто жертвует собой ради Родины и других людей!" Такую формулировку можно применить по результатам ответов респондентов на вопрос: "Какие группы населения, по Вашему мнению, являются наиболее яркими носителями патриотических ценностей?" - ветераны войн (более 80 процентов). Молодежь фактически единодушна в том, что "незащищенные слои населения" воплощают "образ патриотов". Кроме того, молодежь явно не ассоциирует саму себя с патриотами России. Лишь 5 процентов ответивших считают, что молодежь относится к группе, которая является носительницей патриотических ценностей.

Во-вторых, важным результатом исследования является тот факт, что само понятие патриотизм не дискредитировано в глазах молодежи. Это означает, что при правильных шагах государства в этой сфере можно достичь необходимого результата для значительной части молодежи.

В-третьих, коррупционный фактор сильно сдерживает не только патриотические настроения молодежи, но и негативно воздействует на всю духовно-нравственную атмосферу в российском обществе. Коррупция и мздоимство порождают ощущение распущенности, вседозволенности в восприятии окружающего мира. Данная оценка была проверена в рамках контент-анализа информационного потока двух крупнейших информационных порталов Свердловской области, а также комментариев к различным тематическим публикациям. Результаты показали, что 70 процентов обследуемых имеют негативную направленность, в то время как 30 процентов - нейтральную! Информационный поток и его восприятие субъектом носят радикально негативный оттенок. В мировосприятии молодежи отрицательные оценки носят доминирующий характер. "Информационный мир", являющийся вполне адекватным отражением "реального мира" наполнен раздражением, недовольством и бессилием.

В-четвертых, если рассматривать патриотизм как меру ответственности за свою Родину, то такая оценка также не характерна для молодежи. "Мы ни при чем!" Распределение ответов на вопрос: "Чувствуете ли Вы причастность к происходящему в стране, регионе, городе" дает возможность проанализировать взаимосвязь патриотизма и ответственности. Лишь 8 процентов опрошенных однозначно ответили, что чувствуют свою причастность (а, следовательно, и ответственность) к тому, что происходит в России. Однозначно "нет" ответило в 4 раза больше респондентов (36 процентов).

Все перечисленное формирует довольно сложную ситуацию, связанную с формированием патриотического сознания. Гражданская инициатива или проект глобального политического значения для Свердловской области в своем идеальном варианте предполагают конструктивную модель поведения молодых людей. Однако реальное состояние патриотических воззрений, преобладающий тип патриотизма, патриотические установки могут противоречить желаемому состоянию. При этом установки и воззрения в процессе непосредственных социальных контактов могут повлечь за собой большой спектр рисков непатриотического поведения.

Проблема патриотического воспитания молодежи для таких проектов актуализируется не только на уровне эмоционального восприятия, ценностного отношения. Речь идет о непосредственном активном контакте молодых людей с большим количеством иностранных граждан, представителей различных стран, национальностей и конфессий. В выстраивании такого реального диалога огромное значение наряду с общекультурным уровнем играет и патриотизм молодежи. Можно сказать, что молодежь, будучи наиболее активной контактной группой, будет осуществлять самую непосредственную "презентацию" России на международном уровне.

В Свердловской области патриотическое воспитание граждан, и в первую очередь молодого поколения уральцев, является приоритетной задачей. В областную целевую программу "Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1471-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы", входят такие направления, как гармонизация межнациональных отношений, профилактика экстремизма, поддержка казачества, укрепление конфессионального мира и согласия на территории региона.

Совместная работа с субъектами патриотического воспитания осуществляется при использовании следующих инструментов:

1) предоставление субсидий муниципальным образованиям в Свердловской области на софинансирование муниципальных программ по патриотическому воспитанию граждан. В 2012 году субсидии на оздоровление допризывной молодежи и приобретение оборудования для организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодежи в рамках программы "Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области" на общую сумму 8,83 млн. рублей получили 38 муниципальных образований, в 2011 году их было 19. В рамках данных субсидий на территориях муниципальных образований проводились оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, военно-спортивные игры, приобретался спортивный инвентарь для организаций патриотической направленности.

Общее количество участников мероприятий достигло 17 тыс. человек.

По итогам отбора муниципальных образований в текущем 2013 году субсидии получат 42 муниципальных образования на сумму 9,3 млн. рублей.

Ежегодный рост количества муниципальных образований-получателей субсидий подтверждает правильность выбранного подхода в реализации областной программы по патриотическому воспитанию, так как обязательным условием участия является принятие соответствующих муниципальных целевых программ и планирование расходов на патриотическое воспитание молодежи за счет местных бюджетов.

Общий объем средств местных бюджетов, которые муниципальные образования заявили и готовы направлять на софинансирование мероприятий патриотической направленности, вырос с 3,5 млн. рублей в 2011 году до 19,5 млн. рублей в 2013 году (увеличение в 5,5 раза);

2) предоставление мер государственной поддержки некоммерческим организациям, в том числе путем финансирования лучших проектов. С 2012 года финансовая поддержка предоставляется некоммерческим организациям на создание медиапродукции, направленной на гражданско-патриотическое воспитание молодежи и распространение данной продукции, проведение мероприятий, способствующих развитию у молодых людей гражданской осознанности своих прав, свобод и обязанностей, популяризации государственных символов Российской Федерации и Свердловской области, направленных на правовое, историческое и политическое просвещение, формирование и развитие знаний о современной политической системе России, уникальных особенностях Свердловской области, а также на организацию военно-патриотического воспитания молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, казачества и подготовку молодежи к военной службе. Государственная поддержка в 2013 году оказана: 41 проекту гражданско-патриотического воспитания молодежи 20 некоммерческих организаций (в 2012 году - 66 проектам гражданско-патриотического воспитания молодежи 24 некоммерческих организаций); 36 проектам военно-патриотического воспитания молодежи 11 некоммерческих организаций (в 2012 году - 39 проектов военно-патриотического воспитания молодежи 13 некоммерческих организаций).

Для обеспечения материально-технической базы патриотических клубов и поисковых отрядов были приобретены макеты автомата Калашникова, пневматические винтовки, а также оборудование для проведения поисковых экспедиций. Всего оборудование получили более 170 патриотических объединений из более 40 муниципальных образований в Свердловской области.

В 2012 году региональное отделение Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России получило поддержку из областного бюджета на сумму 10,3 млн. рублей, местные отделения в муниципальных образованиях в Свердловской области - 9,5 млн. рублей. Указанные суммы были направлены на организацию деятельности и техническое оснащение окружных центров военно-патриотического воспитания ДОСААФ в управленческих округах Свердловской области. Центры оборудованы компьютерными классами, укомплектованы тренажерные залы для допризывной подготовки молодежи, а также закуплено современное оборудование: интеллектуальный лазерный тир "Рубин", роботы-тренажеры для оказания первой медицинской помощи, оборудование для подводного плавания. В 2013 году для оснащения центров приобретено пейнтбольное оборудования и снаряжение для лазерного боя - новой высокотехнологичной игры, происходящей в реальном времени и пространстве. Что безусловно увеличит участие подростков в мероприятиях по допризывной подготовке к военной службе;

3) проведение международных, всероссийских, межрегиональных и региональных мероприятий на территории Свердловской области. Среди них:

военно-спортивных игры. Ежегодно в них принимает участие 4000 человек. Финалы игр проходят в пяти управленческих округах Свердловской области и городе Екатеринбурге;

областные молодежные акции, посвященные Дню России, Дню Государственного флага Российской Федерации, Дню народного единства и другим дням воинской славы и памятным датам России;

Спартакиада народов Урала. Участниками Спартакиады стали 13 команд областных национальных общественных объединений. Соревнования проходили по дисциплинам: мини-футбол, настольный теннис, волейбол, борьба на поясах куреш;

Всероссийская спартакиада казачьей молодежи, посвященная 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. Приняли участие команды отдельских казачьих обществ от Курганской, Оренбургской, Свердловской и Челябинской областей. Победила команда Свердловской области, которая в Ростове-на-Дону заняла первое место во Всероссийской Спартакиаде допризывной казачьей молодежи;

Международный студенческий фестиваль "Весна УПИ в Уральском федеральном" (свыше 7 тыс. участников);

35 юбилейный Всероссийский фестиваль студенческой песни "Знаменка" (10 тыс. участников).

Руководство Свердловской области активно сотрудничает с традиционными российскими конфессиями, прежде всего с Екатеринбургской митрополией Русской Православной Церкви, мусульманскими и иудейскими организациями.

Уже более 10 лет активно действует один из первых в России Консультативный совет по делам национальностей Свердловской области, созданный для системного решения вопросов поддержания межнационального мира и согласия. Это особенно важно для региона, где живут представители более 142 народов, действуют свыше 650 религиозных организаций, представляющих практически все мировые религии. Около 12 процентов населения, не считая миграционных потоков, составляют представители этнических меньшинств.

В области реализуется программа по возрождению духовного центра Урала - старинного города Верхотурья. Попечительский совет возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Казачество играет важную роль в Свердловской области, сохранении и развитии традиций патриотического воспитания молодежи. На Урале в 2008 году по инициативе казаков казачьих станиц Каменской, Богдановичской и Сухоложской создано и активно развивается общественное молодежное объединение "Казачий Дозор".

Военно-патриотическое воспитание осуществляется с учетом особенностей Уральского региона, его культуры, истории, традиций и тенденций развития Свердловской области как части России, психолого-возрастного подхода. Большое внимание уделяется развитию и совершенствованию форм и методов военно-патриотического воспитания, осуществляемого органами государственной власти, министерствами и ведомствами, институтами воспитания, общественными организациями и объединениями.

Военно-патриотическая линия представлена системной работой по таким направлениям, как открытие центров патриотического воспитания и допризывной подготовки; оборудование стрелковых тиров в государственных образовательных учреждениях, имеющих структурные подразделения-центры патриотического воспитания и допризывной подготовки; проведение мероприятий по открытию казачьих кадетских корпусов (создание условий для военно-спортивной и строевой подготовки).

В рамках культурно-национального направления систематически проводятся спортивные мероприятия. Активно развиваются около 150 видов спорта - от традиционных олимпийских до ультрамодных в молодежной среде скейт-бординга и паркура. Известная во времена Советского Союза как столица зимних видов спорта сегодня Свердловская область проводит чемпионаты мира по шахматам, крупнейшие международные соревнования по баскетболу и волейболу, индорхоккею и мини-футболу, парусному спорту, скалолазанию, настольному теннису.

Реализация вышеперечисленных мер позволила достичь следующих результатов:

до 30 процентов увеличилась доля обучающихся, участвующих в деятельности патриотических молодежных объединений. Рост по отношению к показателю 2010 года составил 30 процентов (в 2010 году - значение составляло 20 процентов);

более 10 процентов граждан допризывного возраста из числа обучающихся (15 - 18 лет) прошли подготовку в оборонно-спортивных лагерях, что на 3 процента выше уровня 2010 года;

каждый 20 активист национально-культурных общественных объединений принял участие в мероприятиях, направленных на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений;

на 5 процентов возросла доля обучающихся, занимающихся военно-прикладными и техническими видами спорта, и составила 25 процентов.

При очевидных успехах развития системы патриотического воспитания сохраняются слабые стороны патриотического воспитания граждан в Свердловской области.

В системе патриотического воспитания Свердловской области существует преобладание военно-патриотического направления, что не дает возможности в полной мере реализовать потенциал других направлений. Если будет превалировать военно-патриотическое воспитание (а это прежде всего самопожертвование во имя Отечества), то сложившейся стереотип будет усугубляться. А если ослабить работу по военно-патриотическому воспитанию, то возникнет угроза государственной безопасности (безопасности Отечества).

В существующих патриотических воззрениях молодежи Свердловской области практически полностью отсутствуют ценности экономического патриотизма, что не позволяет организовать целенаправленное воспитательное воздействие на патриотическую активность граждан в глобальных процессах социально-экономического развития, согласованных с формированием нового инвестиционного имиджа Свердловской области на российском и международном уровнях.

В патриотическом воспитании молодого поколения уральцев практически потеряны ценности рабочей культуры, рабочего образования, трудового служения, исторически восходящие к труженикам тыла во время Великой отечественной войны 1941 - 1945 годов. Сформирована слабая связь системы патриотического воспитания Свердловской области с системами воспитания высших и средних учебных заведений.

В развитии системы патриотического воспитания необходим баланс различных направлений патриотического воспитания, а также сохранность и дальнейшее развитие накопленного на сегодняшний период потенциала военно-патриотического и духовно-патриотического направлений воспитания.

Вместе с тем в связи с необходимостью формирования нового образа патриотического поведения граждан Свердловской и глобальными политическими, экономическими, гражданскими и другими инициативами Свердловской области на российском и международном уровнях возникла потребность активизации и углубления культурно-исторического направления патриотического воспитания с целью перспективного формирования представительского поведения граждан при взаимодействии с представителями других регионов России, других стран при реализации глобальных инициатив Свердловской области, таких, например, как "ЭКСПО 2020".

Цель организации патриотического воспитания граждан в Свердловской области определена как развитие системы патриотического воспитания граждан Свердловской области, построенной на правовом сознании молодежи, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, сохранении культурной и исторической памяти.

Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики России.

В Свердловской области финансовая поддержка молодых граждан при обеспечении жильем целенаправленно осуществляется с 2003 года. С использованием бюджетных средств в 2003 - 2011 годах жилищные условия улучшили 2375 молодых семей, в том числе члены молодежных жилищно-строительных кооперативов.

В то же время по состоянию на 01 января 2013 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области состояли 9606 молодых семей.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Другая категория молодых семей имеет возможность накопить на первоначальный взнос по ипотечному жилищному кредиту и самостоятельно приобрести жилье с привлечением средств данного кредита. Однако, находясь в репродуктивном возрасте, многие молодые семьи после вступления в брак принимают решение о рождении ребенка. В период по уходу за новорожденным ребенком платежеспособность молодой семьи резко снижается в связи с тем, что один из молодых родителей находится в отпуске по уходу за ребенком и получает пособие, а не полноценную заработную плату.

В целях предоставления финансовой поддержки молодым семьям при обеспечении жильем в составе государственной программы предусмотрена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - Подпрограмма 6).

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Свердловской области. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых семей позволит сформировать экономически активный слой населения.

К наиболее серьезным рискам реализации Подпрограммы 6 можно отнести такие риски, как изменение региональной нормативной правовой базы в части сокращения или прекращения финансирования областных целевых программ и неэффективное управление государственной программой.

В целях реализации на территории Свердловской области подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы был принят План мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в Свердловской области на 2006 - 2010 годы (далее - областной план). В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - федеральная подпрограмма) и областного плана молодым семьям предоставлялась социальная выплата, которую молодая семья - участница федеральной подпрограммы могла использовать на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам.

На момент окончания реализации федеральной подпрограммы и областного плана около 500 молодых семей - участников федеральной подпрограммы, проживающих в Свердловской области, приобрели жилье с использованием средств ипотечного жилищного кредита или займа и планировали использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту или займу.


Информация по документу
Читайте также