Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 01.07.2014 № 552-пп



 

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 2014 г. N 552-ПП

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА - "НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ УРАЛЬЦЕВ"

 

Во исполнение подпункта 1 пункта 3 Указа Губернатора Свердловской области от 29.01.2014 N 45-УГ "О Концепции повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года - "Новое качество жизни уральцев", Постановления Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", пункта 3 Распоряжения Правительства Свердловской области от 30.05.2013 N 724-РП "О разработке комплексной программы повышения качества жизни населения Свердловской области до 2020 года", в целях консолидации деятельности органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, институтов гражданского общества по обеспечению условий для устойчивого роста уровня жизни, повышения удовлетворенности качеством своей жизни жителей Свердловской области, реализации первого этапа выполнения Концепции повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года - "Новое качество жизни уральцев" Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить комплексную программу повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2018 года - "Новое качество жизни уральцев" (далее - Программа) (прилагается).

2. Заказчикам Программы представлять ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, заказчику-координатору Программы информацию о ходе реализации Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А. Власова.

4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

 

Председатель Правительства

Свердловской области

Д.В.ПАСЛЕР

 

 

 

 

 

Утверждена

Постановлением Правительства

Свердловской области

от 1 июля 2014 г. N 552-ПП

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА - "НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ УРАЛЬЦЕВ"

 

ПАСПОРТ

КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА -

"НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ УРАЛЬЦЕВ"


 

1.

Заказчик-координатор комплексной программы повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2018 года - "Новое качество жизни уральцев" (далее - Программа)

Министерство экономики Свердловской области

2.

Заказчики Программы

Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области;

Министерство здравоохранения Свердловской области;

Министерство культуры Свердловской области;

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области;

Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области;

Министерство промышленности и науки Свердловской области;

Министерство социальной политики Свердловской области;

Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области;

Министерство транспорта и связи Свердловской области;

Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области;

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области;

Департамент по местному самоуправлению и межнациональным отношениям Правительства Свердловской области;

Департамент внутренней политики Губернатора Свердловской области;

Департамент общественной безопасности Свердловской области;

Департамент по труду и занятости населения Свердловской области

3.

Цели и задачи Программы

цели - повышение качества и доступности услуг в сферах здравоохранения, образования, социальной политики, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение материального и духовного благополучия населения Свердловской области.

Задачи:

1) обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи, услуг в сфере образования и культуры;

2) формирование у населения приверженности здоровому образу жизни;

3) совершенствование системы социальной поддержки населения, в том числе института семьи и детства, социализация и самореализация молодежи;

4) создание правовых, информационных, организационных условий для функционирования и развития институтов гражданского общества;

5) расширение форм и методов участия граждан в управлении, общественном контроле деятельности органов власти;

6) формирование в молодежной среде патриотизма и уважения к историческим культурным ценностям, гармонизация межнациональных отношений;

7) повышение благосостояния населения Свердловской области;

8) сохранение и восстановление экологических систем, формирование экологической культуры населения;

9) повышение доступности и качества услуг в сфере жилищного строительства, жилищно-коммунального обслуживания, транспортно-логистической системы;

10) развитие потребительского рынка;

11) обеспечение безопасности жизнедеятельности населения;

12) совершенствование социально-трудовых отношений, улучшение условий и охраны труда

4.

Важнейшие целевые показатели Программы

1. Отношение численности детей в возрасте 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет.

2. Доля жителей Свердловской области, приверженных здоровому образу жизни.

3. Доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в программы по формированию ценностей семейного образа жизни и подготовке к семейной жизни.

4. Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших государственную поддержку.

5. Доля совещательных органов при Губернаторе Свердловской области, Правительстве Свердловской области, исполнительных органах государственной власти Свердловской области, в состав которых входят представители институтов гражданского общества.

6. Доля обучающихся, участвующих в деятельности патриотических молодежных объединений и мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

7. Реальные располагаемые денежные доходы населения.

8. Доля переработки твердых бытовых (коммунальных) отходов по отношению к их общему объему образования в год.

9. Повышение доступности жилья для населения.

10. Доля предприятий торговли и товаропроизводителей, улучшивших показатели качества и безопасности продукции по результатам лабораторных исследований.

11. Количество зарегистрированных преступлений.

12. Количество тяжелых несчастных случаев на производстве

5.

Перечень подпрограмм Программы

Подпрограмма 1. "Развитие гражданского общества".

Подпрограмма 2. "Повышение качества человеческого капитала".

Подпрограмма 3. "Повышение уровня жизни населения Свердловской области".

Подпрограмма 4. "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Свердловской области"

6.

Сроки реализации Программы

2014 - 2018 годы

7.

Объемы и источники финансирования Программы

реализацию мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств в объеме 416075480,6 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 73803029,7 тыс. рублей;

2015 год - 83305160,3 тыс. рублей;

2016 год - 87477435,3 тыс. рублей;

2017 год - 85487769,5 тыс. рублей;

2018 год - 86002085,8 тыс. рублей;

средства, планируемые за счет средств федерального бюджета, в объеме 3843460,6 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 924754,6 тыс. рублей;

2015 год - 748183,6 тыс. рублей;

2016 год - 589494,6 тыс. рублей;

2017 год - 710521,6 тыс. рублей;

2018 год - 870506,2 тыс. рублей;

средства, планируемые за счет средств областного бюджета, в объеме 315751793,3 тыс. рублей,

в том числе:

2014 год - 57078643,4 тыс. рублей;

2015 год - 62060175,4 тыс. рублей;

2016 год - 64853470,5 тыс. рублей;

2017 год - 65540419,3 тыс. рублей;

2018 год - 66219084,7 тыс. рублей;

средства, планируемые за счет средств местного бюджета, в объеме 11659768,0 тыс. рублей,

в том числе:

2014 год - 1404077,8 тыс. рублей;

2015 год - 1549174,7 тыс. рублей;

2016 год - 2687165,4 тыс. рублей;

2017 год - 2891978,9 тыс. рублей;

2018 год - 3127371,2 тыс. рублей;

средства, планируемые за счет внебюджетных источников, в объеме 84820458,70 тыс. рублей,

в том числе:

2014 год - 14395553,9 тыс. рублей;

2015 год - 18947626,6 тыс. рублей;

2016 год - 19347304,8 тыс. рублей;

2017 год - 16344849,7 тыс. рублей;

2018 год - 15785123,7 тыс. рублей

8.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Достигнет 100 процентов отношение численности детей в возрасте 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет.

2. Увеличится в 1,7 раза доля жителей Свердловской области, приверженных здоровому образу жизни.

3. Увеличится в 2,3 раза доля молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в программы по формированию ценностей семейного образа жизни и подготовке к семейной жизни.

4. Увеличится на 27 процентов количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших государственную поддержку.

5. Увеличится доля совещательных органов при Губернаторе Свердловской области, Правительстве Свердловской области, исполнительных органах государственной власти Свердловской области, в состав которых входят представители институтов гражданского общества, до 100 процентов.

6. Увеличится на 5 процентных пунктов доля обучающихся, участвующих в деятельности патриотических молодежных объединений и мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

7. Увеличится в 1,8 раза объем реальных располагаемых денежных доходов населения.

8. Увеличится на 5,5 процентного пункта доля переработки твердых бытовых (коммунальных) отходов по отношению к их общему объему образования в год.

9. Увеличится в 1,4 раза уровень доступности жилья.

10. Увеличится в 1,3 раза доля предприятий торговли и товаропроизводителей, улучшивших показатели качества и безопасности продукции по результатам лабораторных исследований.

11. Снизится 1,6 раза количество зарегистрированных преступлений.

12. Снизится на 6,8 процента количество тяжелых несчастных случаев на производстве


 

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,

НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

 

Программа разработана в соответствии с основными стратегическими документами, определяющими политику в области повышения качества жизни населения Свердловской области:

1) Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года;

2) Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

3) Стратегией социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1757-р;

4) Концепцией повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года - "Новое качество жизни уральцев", одобренной Указом Губернатора Свердловской области от 29.01.2014 N 45-УГ "О Концепции повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года - "Новое качество жизни уральцев";

5) Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года";

6) Программой социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы".

Задача повышения качества жизни населения носит комплексный, межведомственный характер и не может быть решена в пределах одного года, поэтому необходимо использовать программно-целевой метод достижения поставленных задач.

Программно-целевой подход к повышению качества жизни населения предполагает учет полноты и качества услуг, предоставляемых гражданам региональными и муниципальными службами, выбор индикаторов качества жизни, зависящих от непосредственной деятельности органов государственной власти и муниципального управления, направленной на удовлетворение жизненных потребностей населения, оценку эффективности "обратной связи" общества и государства.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие Свердловской области в направлении повышения качества жизни населения на основе:

определения целей, задач, состава и структуры мероприятий, запланированных результатов;

координации усилий и концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в данной сфере;

адресности и последовательности исполнения взаимоувязанных проектов по срокам их реализации;

повышения эффективности государственного и муниципального управления в части обеспечения "нового качества жизни" населения;

повышения результативности использования материальных и финансовых ресурсов.

Актуальность разработки Программы связана с расхождением уровня промышленного потенциала, экономического развития Свердловской области и качества жизни населения.

Качество жизни - это интегральная категория, отражающая степень развития и полноту удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека.

Новое качество жизни - это интегральная категория, основанная на учете человека не только как производителя и потребителя различных товаров и услуг, но и как целостной личности, созидающей свою жизнь и жизнь своей семьи, всего общества и страны в целом. В этой связи в понятии "новое качество жизни" необходимо дополнительно учитывать степень удовлетворения потребностей в творчестве, развитии и реализации человеком своих способностей.

Таким образом, реализация Программы определяется высокой экономической и социальной значимостью поставленных задач и невозможностью их комплексного решения без применения программно-целевого метода.

Характеристика и анализ текущего состояния ключевых сфер жизни населения Свердловской области отражены в соответствующих подпрограммах Программы и основаны на использовании данных рейтингового агентства "РИА Рейтинг" ("Рейтинг качества жизни в регионах РФ"), ведомственной и статистической отчетности.

 

ПОДПРОГРАММА 1. "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА"

 

Свердловская область является одним их лидирующих субъектов Российской Федерации в сфере развития институтов современного гражданского общества. В регионе динамично развертываются активные процессы упрочения и совершенствования демократических институтов и структур гражданского общества.

На 10 июня 2014 года на территории Свердловской области действуют 6900 некоммерческих организаций самого разного организационно-правового статуса и профиля деятельности.

В широчайшем спектре представлены общественные объединения, представляющие ветеранов, профсоюзы, молодежь, патриотические организации, национально-культурные объединения, религиозные организации, казачьи общества и общественные организации казаков, объединения промышленников и предпринимателей, общественные организации, занимающиеся вопросами семьи и детства, общественные объединения, действующие в сфере образования и науки Свердловской области.

По уровню общественной активности Свердловская область занимает третье место в России.

Центральная роль в системе гражданского общества принадлежит сегодня Общественной палате Свердловской области, которая обеспечивает согласование интересов граждан, их объединений с деятельностью органов власти в целях решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты гражданских прав и свобод.

Третьей по численности в составе Федерации независимых профсоюзов России является Федерация профсоюзов Свердловской области (ФПСО).

Взаимодействие профсоюзов и органов государственной власти Свердловской области способствовало тому, что наш регион стал одним из первых регионов России, где социальное партнерство как метод работы получило действенное и эффективное выражение.

Общественная палата и органы государственной власти Свердловской области активно поддерживают деятельность организаций ветеранов, инвалидов. Целый ряд организаций ветеранов, инвалидов региона всемерно защищает интересы людей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляет поддержку ветеранов в Свердловской области. Важную роль в социальной защите ветеранов и инвалидов играют Координационный совет при Губернаторе Свердловской области по делам ветеранов, Совет по делам инвалидов при Губернаторе Свердловской области.

На территории Свердловской области также активно осуществляют свою деятельность женские общественные организации, реализующие важные социальные проекты и программы.

Студенческие отряды Свердловской области являются наиболее мощными и развитыми в стране. В регионе активно реализуется молодежная политика: действуют Молодежное правительство, Молодежный парламент, Ассоциация профсоюзных организаций студентов вузов, Ассоциация молодежных этнокультурных объединений Уральского региона и другие молодежные организации.

Казачье движение в Свердловской области становится все более активной и влиятельной силой в духовной и социально-политической жизни региона.

В Свердловской области многое делается для повышения уровня информационной открытости органов власти. Важная роль в этом отводится системному взаимодействию властных структур и средств массовой информации, внедрению новых форм в этой работе. В течение 2012 года средства массовой информации Свердловской области приняли активное участие в освещении важных дат.

В Свердловской области успешно развиваются процессы по дальнейшему формированию гражданского общества, активно осуществляют свою социально результативную деятельность ветеранские, профсоюзные, национальные, казачьи, молодежные, женские, благотворительные и иные общественные организации. Оказание содействия в обеспечении условий для их дальнейшей успешной деятельности - одна из главных задач на предстоящий период.

Одной из форм развития гражданского общества является поддержка некоммерческих организаций.

В 2012 году 92 социально ориентированные некоммерческие организации получили государственную поддержку на реализацию социально значимых проектов, что на 63 процента больше, чем в 2011 году.

Развитие некоммерческого сектора, передача государством в некоммерческий сектор контрольных функций осуществляются в рамках создания в различных отраслях жизнедеятельности саморегулируемых организаций. В сфере здравоохранения - это Медицинская палата, в сфере энергетики - это объединение ведущих российских энергоаудиторских и энергосервисных компаний, предлагающих решения, оборудование и услуги для повышения энергетической эффективности, которые включают более 300 организаций-участниц, 33 региона присутствия.

С 2013 года в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации осуществляется работа по формированию независимой оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги гражданам. Для проведения независимой оценки качества работы учреждений при исполнительных органах государственной власти создаются общественные советы, в состав которых входят представители некоммерческих организаций, на которые возлагается часть функций по проведению независимой оценки.

Независимая система оценки качества работы и формирование рейтингов деятельности учреждений социальной сферы направлена на улучшение качества и доступности социальных услуг для населения, улучшение информированности потребителей о качестве работы учреждений и стимулирование повышения качества их работы. Это позволит обеспечить независимость, открытость и прозрачность всех процессов при составлении рейтингов, а также участие научного сообщества в определении порядка проведения независимой оценки, перечня учреждений, оценки результатов.

Основная цель проведения независимой оценки качества работы учреждений социальной сферы - повышение качества предоставляемых населению социальных услуг.

С начала девяностых годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В двухтысячных годах меняются масштабы, характер и состав участников благотворительного движения. В Свердловской области появляются новые благотворительные организации и фонды, меценаты и покровители, оказывающие помощь в различных областях жизни, проводятся различные благотворительные акции.

Привлечение ресурсов благотворительного сектора для решения широкого спектра задач становится существенной и неотъемлемой частью региональной политики государства в социальной сфере. Возрождаются традиции шефской помощи.

В Свердловской области большое внимание уделяется развитию волонтерского движения. Впервые добровольческие и волонтерские мероприятия были организованы во всероссийском формате Весенней Недели Добра в 1997 году. С тех пор акция стала традиционной и неизменно получает большой отклик со стороны уральской общественности. Ее целями является популяризация идей и практик добровольчества и благотворительности.

В Свердловской области стало доброй традицией проводить ежегодные Дни милосердия, которые в 2013 году прошли уже в 18 раз. Традиционно открывает Дни милосердия Добровольческий форум, который способствует привлечению внимания общества, а также различных органов государственной власти к вопросам, связанным с добровольчеством. В этот период проходят массовые добровольческие акции, к участию в которых привлекаются многие общественные некоммерческие организации и простые граждане. Завершаются Дни милосердия церемонией награждения лучших благотворителей.

Благотворительная деятельность в Свердловской области имеет положительную динамику - с 400 млн. рублей в 1999 году до 12773 млн. рублей в 2013 году (в 2011 году - 11497 млн. рублей, в 2012 году - 11805,3 млн. рублей). Отдельные предприятия оказывают помощь своей продукцией.

Свердловская область одна из первых организовала работу по формированию системы социального партнерства государства, бизнеса и некоммерческих организаций для решения социальных проблем.

 

ПОДПРОГРАММА 2. "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА"

 

Параграф 1. Состояние здоровья населения Свердловской области

 

Здоровье является условием нормальной жизнедеятельности, функционирования и развития как отдельно взятого человека, так и населения региона в целом. В связи с этим обеспечение здоровья населения рассматривается как объективная необходимость. Основными составляющими обеспечения здоровья являются здоровый образ жизни и организация доступной и качественной медицинской помощи.

За интегральный показатель качества жизни согласно критериям Всемирной организации здравоохранения принимается показатель средней продолжительности жизни.

При сокращении показателей смертности и росте ожидаемой продолжительности жизни в Свердловской области наблюдается устойчивая тенденция постарения населения, сокращение удельного веса трудового населения, что из года в год увеличивает нагрузку на систему здравоохранения.

Для улучшения демографической ситуации необходимо проведение мероприятий по удовлетворению потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, первичной медико-санитарной помощи, специализированной, скорой медицинской помощи.

Основными причинами смерти населения Свердловской области являются болезни системы кровообращения (52,6 процента), злокачественные новообразования (16,3 процента), травмы и отравления (11,7 процента). На долю всех остальных причин смерти приходится 20 процентов.

Доказано, что универсальными факторами, способствующими развитию болезней системы кровообращения, а также других хронических неинфекционных заболеваний, являются факторы, связанные с образом жизни: низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, курение, злоупотребление алкоголем, неумение справляться со стрессами.

Среди многочисленных факторов риска неустранимыми являются лишь 4 (пол, возраст, наследственность, этническая принадлежность), в то время как остальные (курение, злоупотребление алкоголем, избыточный вес, повышенное артериальное давление) поддаются управлению.

Среди населения Свердловской области высока распространенность курения. Курят 62 процента мужчин и 8 процентов женщин старше 25 лет. Избыточную массу тела и ожирение имеют свыше 55 процентов взрослого населения области.

Количество зарегистрированных больных с диагнозом "алкоголизм" и "алкогольные психозы" составляет порядка 33 тысяч человек.

С учетом обозначенных проблем обращает на себя внимание низкая информированность населения о показателях своего здоровья. Каждый четвертый взрослый житель Свердловской области не знает свой рост/вес или оба показателя, знают о своем повышенном давлении только 33 процента населения.

В связи с этим одной из важнейших задач является необходимость формирования ответственного отношения человека к собственному здоровью, повышение мотивации населения к здоровому образу жизни, повышение ответственности за сохранение своего здоровья.

Важнейшими инструментами в выявлении лиц с высоким риском развития неинфекционных заболеваний являются диспансеризация и профилактические осмотры населения, для чего требуется наличие соответствующей инфраструктуры системы медицинской профилактики (центров, отделений, кабинетов в учреждениях здравоохранения, центров здоровья).

Помимо хронических неинфекционных заболеваний в Свердловской области ежегодно регистрируется около 1 млн. инфекционных заболеваний. Важную роль в борьбе с инфекционными заболеваниями играет вакцинопрофилактика. Она предупреждает возникновение новых случаев заболеваний, позволяет говорить о значительном сокращении числа случаев целого ряда инфекций, является фактором, влияющим на продолжительность и качество жизни населения.

Реализация национального и регионального календарей профилактических прививок положительно сказывается на эпидемиологической ситуации в регионе. С 2010 по 2013 годы в Свердловской области не зарегистрировано случаев полиомиелита, дифтерии, столбняка. Заболеваемость краснухой, эпидемическим паротитом, гепатитом B снижена до единичных случаев. В эпидемический сезон ежегодная массовая вакцинация населения против гриппа положительно влияет на уровень заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.

Особое внимание в профилактике заболеваний необходимо уделить социально значимым заболеваниям: ВИЧ-инфекции, туберкулезу, венерическим заболеваниям, наркомании, алкоголизму, психическим заболеваниям, онкологическим заболеваниям.

С 2009 по 2013 год не наблюдается ухудшения ситуации по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией, по некоторым показателям отмечается стабильность, а также постепенное снижение заболеваемости.

Под наблюдением врачей психиатров-наркологов находится около 54 тысяч человек, что составляет 1,3 процента от всего населения Свердловской области (по Российской Федерации - 2,1 процента).

Большой проблемой, не только медицинской, но и социальной, является высокая распространенность злоупотребления алкоголем и другими психоактивными веществами. К 11 классу 95 процентов подростков пробовали алкоголь, каждый четвертый употребляет алкоголь 2 раза в месяц и чаще.

В целях создания и действенного функционирования системы раннего выявления и профилактики наркомании среди молодежи в Свердловской области с 2010 года успешно проводится добровольное тестирование обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования на выявление фактов употребления психоактивных веществ.

В результате тестирования ежегодно выявляются лица численностью в среднем 1,5 тыс. человек с положительным результатом, что составляет 1,0 процента от общего числа протестированных.

Важной задачей в борьбе с онкологическими заболеваниями является диагностика и выявление заболевания на ранней стадии. Удельный вес впервые выявленных заболеваний в I и II стадиях увеличился с 54,4 процента в 2011 году до 55,0 процента в 2013 году.

В муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, работают 71 первичный онкологический кабинет, 101 женский смотровой кабинет, 12 экспресс-диагностических урологических кабинетов.

В дальнейшем работа лечебно-профилактических учреждений будет направлена на увеличение охвата населения скрининговыми методами обследования (цитологические обследования, ультразвуковое исследование, маммография, рентгенография), обеспечение двухсменной работы смотровых кабинетов с полной нагрузкой, повышение информированности населения.

Таким образом, мероприятия Программы, направленные на привлечение граждан к участию в профилактике заболеваний, повышение информированности населения в вопросах здорового образа жизни, в значительной степени повысят ответственность жителей Свердловской области за сохранение собственного здоровья.

 

Параграф 2. Состояние сферы развития физической культуры и массового спорта

 

В течение 2013 года на территории Свердловской области проведено 7800 спортивных и физкультурных мероприятий с участием различных возрастных и социальных категорий населения.

Среди самых массовых мероприятий 2013 года: "Лыжня России - 2013" (в уральском этапе всероссийских соревнований приняли участие свыше 497 тысяч человек), "Кросс Наций - 2013" (более 563 тысяч участников), 77-я традиционная легкоатлетическая эстафета "Весна Победы", в которой приняли участие 3430 спортсменов в составе 245 команд со всей Свердловской области. 11771 участник пешком и на велосипедах вышли 18 и 19 мая 2013 года на старт самого популярного туристского мероприятия - 30-й "майской прогулки".

Всего в спортивных мероприятиях, состоявшихся на территории Свердловской области, приняли участие более 1,6 млн. человек.

На чемпионатах, первенствах и кубках мира, Европы и России в 2013 году спортсмены Свердловской области завоевали 1540 медалей различного достоинства.

Продолжено реформирование учреждений дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта. В 147 детско-юношеских спортивных школах (в том числе специализированных детско-юношеских спортивных школах) занимаются 101341 ребенок и подросток (что на 1808 детей больше, чем в 2012 году (99533 человека)). В 15 спортивных школах ведется работа с детьми-инвалидами. Открыты четыре новые спортивные школы:

муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа "Дельфин", город Арамиль;

муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа "Асбестовская хоккейная школа", Асбестовский городской округ;

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа "Центр адаптивного спорта", город Нижний Тагил;

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа "Автомобилист", город Екатеринбург.

В Свердловской области продолжается процесс строительства и реконструкции спортивных сооружений.

Ежегодно растет количество учреждений и организаций, осуществляющих физкультурно-оздоровительную деятельность в Свердловской области.

В 2013 году завершено строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в Новолялинском городском округе и городском округе Рефтинский, лыжной базы с освещенной лыжероллерной трассой в городе Каменске-Уральском, сельского стадиона в селе Байкалово, школьного стадиона муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназия N 35 города Екатеринбурга.

Продолжаются работы по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области: Муниципальное образование Алапаевское (рабочий поселок Верхняя Синячиха), Арамильский городской округ, городской округ Богданович и муниципальное образование "Город Каменск-Уральский", лыжной базы в Туринском городском округе, сельского стадиона в селе Николо-Павловское, а также строительство спортивного комплекса муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по велоспорту, Детско-юношеской спортивно-технической школы по автомотоспорту в городе Верхняя Пышма и восстановление помещения дома культуры под физкультурно-оздоровительный зал в городе Сухой Лог, укладка 4 футбольных полей и строительство стадионов в Муниципальном образовании город Ирбит, муниципальном образовании "город Екатеринбург" и Невьянском городском округе, строительство легкоатлетического покрытия беговых дорожек в городе Красноуфимске.

По направлению "Спорт высших достижений" осуществляется строительство и реконструкция комплекса трамплинов государственного образовательного учреждения Спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва "Аист" в городе Нижний Тагил.

Ведутся работы по подготовке проектно-изыскательских работ по строительству лыжной базы государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Свердловской области Детско-юношеская спортивная школа по лыжному спорту в городе Сысерти; реконструкции государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Свердловской области Детско-юношеская спортивная школа по хоккею "Спартаковец" в городе Екатеринбурге, стадиона "Металлург", город Каменск-Уральский; проектно-изыскательские работы зданий и сооружений комплекса "Уралмаш", стадиона в городе Екатеринбурге к проведению мероприятий чемпионата мира по футболу 2018 года, а также подготовка территории, прилегающей к Центральному стадиону в городе Екатеринбурге, для проведения мероприятий чемпионата мира по футболу 2018 года.

Заключены контракты на:

проектирование стадиона "Металлург" в городе Каменске-Уральском;

реконструкцию государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Свердловской области Детско-юношеская спортивная школа по хоккею "Спартаковец" в городе Екатеринбурге;

строительство лыжной базы государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Свердловской области Детско-юношеская спортивная школа по лыжному спорту в городе Сысерти.

В Свердловской области систематически занимаются физической культурой и спортом более 1 млн. человек, что составляет 23,5 процента от общего числа жителей области.

Наблюдается устойчивый рост числа занимающихся физической культурой и спортом в клубах по месту жительства. На 01 января 2013 года зарегистрировано занимающихся в клубах 59631 человек, что составляет 101,7 процента к аналогичному периоду 2011 года.

Вовлечение людей с ограниченными возможностями в занятия спортом является мощным реабилитационным фактором. В Свердловской области организацией физкультурно-массовой работы среди инвалидов занимаются государственное бюджетное учреждение "Центр Паралимпийской и Сурдлимпийской подготовки спортивных сборных команд Свердловской области "Родник", органы управления физической культурой и спортом, отделы (управления) по социальной политике администраций городов и районов, районные и городские клубы инвалидов, районные организации Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих.

Выполнение Программы обеспечит создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных возрастных групп и категорий граждан, максимальное привлечение жителей Свердловской области к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

 

Параграф 3. Организация здорового питания в Свердловской области

 

Факторы риска, связанные с качеством питания населения, оказывают значительное влияние на состояние здоровья. Процент проб отечественной продукции по химическим загрязнителям в концентрациях, превышающих гигиенические нормативы, остается на стабильно высоком уровне (7,3 процента), растет процент неудовлетворительных проб по химическим показателям мясопродуктов - на 31 процент, рыбных продуктов - на 18 процентов, молочных продуктов - на 41 процент. Сохраняется тенденция ухудшения качества продуктов питания по микробиологическим показателям, процент неудовлетворительных проб достиг 6,4.

Оценка питания населения области показала, что более 18,7 процента питаются с нарушениями от рациональных норм потребления пищевых продуктов (по этому показателю среди субъектов Российской Федерации Свердловская область занимает 24 место).

Нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующие улучшению его здоровья и профилактике заболеваний, невозможны без рационального питания, которое основывается на принципах: энергетическое равновесие, сбалансированность, соблюдение режима.

Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать энергозатратам организма. Энергозатраты организма зависят от пола (у женщин они ниже в среднем на 10 процентов), возраста (у пожилых людей они ниже в среднем на 7 процентов в каждом десятилетии), физической активности, профессии. Например, для лиц умственного труда энергозатраты составляют 2000 - 2600 ккал, а для спортсменов или лиц, занимающихся тяжелым физическим трудом, - до 4000 - 5000 ккал в сутки.

Сбалансированность питания обеспечивается поступлением в организм строго определенного количества пищевых веществ.

Режим питания должен быть дробным (3 - 4 раза в сутки), регулярным (в одно и то же время) и равномерным, последний прием пищи должен быть не позднее чем за 2 - 3 часа до сна.

Доля лиц, приверженных здоровому питанию, на территории Свердловской области составляет всего 10 процентов.

Количество предприятий, предоставляющих услуги по диетическому питанию, составляет 39 процентов, а лечебно-профилактические питание предоставляется в 11 процентах объектов общественного питания производственных предприятий Свердловской области.

Количество производственных предприятий, включающих вопросы совершенствования организации питания, предоставления диетического, лечебно-профилактическое питания, дополнительных услуг, форм расчета и компенсаций в коллективные договоры, составляет 55 процентов от общего количества предприятий.

Отмечается положительный факт сокращения количества учреждений среднего и высшего профессионального образования, где не решены вопросы организации питания обучающихся и студентов. Если в 2011 году таких учреждений было 16 единиц, то в 2014 году только 5.

Охват питанием обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования составляет 65 процентов. Это на 2 процента выше показателя прошлого года. При этом охват питанием студентов высших учебных заведений составляет 63,8 процента, средних учреждений профессионального образования - 66,6 процента.

Реализация мероприятий Программы обеспечит совершенствование системы организации питания в образовательных учреждениях, на производстве, будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся в учреждениях образования, формированию у населения здорового образа жизни и навыков рационального здорового питания, формированию общей культуры правильного питания.

С 2012 года развитие алкогольного рынка характеризовалось неравномерностью, обусловленной влиянием различных групп факторов, в первую очередь ярко выраженной зависимостью от изменений законодательства, сокращением числа контрольных и надзорных мероприятий, перераспределения полномочий между федерацией и регионами, объема ввозимой на территорию Свердловской области алкогольной продукции, ее качества и безопасности.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 году по сравнению с 2012 годом организации, имевшие лицензию на производство и отгрузку алкогольной продукции, сократили объемы производства водки на 28 процентов, ликероводочных изделий с содержанием спирта до 25 процентов - в 1,8 раза, ликероводочных изделий с содержанием спирта свыше 25 процентов - в 2,3, коньяка - в 4,7, игристых и шампанских вин - в 5,9 раза.

В пересчете на абсолютный алкоголь общий объем производства алкогольной продукции в Свердловской области в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизился на 7,2 процента. Наибольший удельный вес в объеме производства алкогольной продукции (в абсолютном алкоголе) занимает пиво - 94,2 процента (в 2012 году - 88,6 процента).

Оборот розничной торговли алкогольными напитками в 2013 году составил 72,8 млрд. рублей, или 7,6 процента от общего оборота розничной торговли и 16,4 процента от оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

Продажа алкогольных напитков в расчете на душу населения области в 2013 году составила 11,5 литра (в абсолютном алкоголе), в 2012 году - 10,6 литра.

В структуре розничной продажи (в абсолютном алкоголе) наибольший объем приходился на пиво (44,1 процента), водку и ликероводочные изделия (40,8 процента).

По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, в 2013 году было установлено ненадлежащее качество и опасность 11,1 процента отобранных для проверки коньяка и коньячных напитков, 7,0 процента пива, 6,1 процента виноградных и плодовых вин, 4,5 процента шампанских и игристых вин, 3,6 процента водки и ликероводочных изделий отечественного производства; 20,2 процента пива, 9,6 процента шампанских и игристых вин, 9,3 процента коньяка, коньячных напитков и коньячных спиртов, 8,4 процента водки и ликероводочных изделий, 7,7 процента виноградных и плодовых вин импортного производства.

В числе изъятой продукции не было алкоголя, производство которого осуществляется предприятиями Свердловской области.

Безопасного алкоголя в области становится все меньше в связи с сокращением его производства.

Оценка нелегального рынка, вопросы потребления алкоголя и его следствий непосредственно связаны с характеристикой источников и мест приобретения населением алкогольной продукции.

В связи с этим мероприятия Программы в первую очередь должны быть направлены на борьбу с нелегальной продажей алкогольной продукции.

 

Параграф 4. Состояние системы здравоохранения

 

По состоянию на 01 декабря 2013 года в Свердловской области функционируют 193 учреждения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в том числе 20 самостоятельных поликлиник, в их структуру входят 591 фельдшерско-акушерский пункт (далее - ФАП), 278 общих врачебных практик (далее - ОВП), 28 амбулаторий, 18 участковых больниц.

Для обеспечения доступности для населения медицинской помощи в системе здравоохранения Свердловской области проводятся серьезные структурные преобразования, выстраивается трехуровневая система оказания медицинской помощи с концентрацией ресурсов в межмуниципальных медицинских центрах, определением четких зон ответственности, функций, территорий закрепления:

на первом уровне сосредоточены фельдшерско-акушерские пункты, общие врачебные практики, врачебные амбулатории, городские районные больницы;

на втором уровне - межмуниципальные медицинские центры, оказывающие первичную медико-санитарную и первичную специализированную амбулаторную, а также специализированную медицинскую помощь по наиболее востребованным специальностям;

на третьем уровне - специализированная помощь (в том числе амбулаторная консультативно-диагностическая) и высокотехнологичная медицинская помощь (далее - ВМП), которая организована в областных и федеральных медицинских организациях.

В целях достижения максимальной доступности медицинской помощи сельскому населению в малонаселенных пунктах Свердловской области, где отсутствуют ФАП, организовано 224 домовых хозяйства первой помощи с выделением ответственных лиц, прошедших обучение по программе первой помощи (само- и взаимопомощь), с оснащением необходимыми средствами для оказания первой помощи - аптечкой для оказания первой помощи. Кроме того, организована работа бригад специалистов выездных поликлиник для оказания консультативной помощи как взрослому населению, так и детям. Выездные бригады организованы на базе консультативно-диагностических и межмуниципальных центров, центральных районных больниц.

В стационаре оказывается специализированная помощь, в том числе ВМП. По состоянию на 01 января 2014 года лицензии на оказание ВМП имели 26 медицинских учреждений, расположенных на территории Свердловской области (федеральные, областные, муниципальные, ведомственные и частные учреждения здравоохранения). ВМП оказывается по 20 профилям.

Одним из приоритетных направлений воспроизводства здоровья жителей Свердловской области является охрана здоровья матерей и детей.

Впервые с 1990 года на территории области зарегистрировано прекращение убыли населения, а с августа 2012 года фиксируется превышение рождаемости над смертностью. Показатели материнской и младенческой смертности в Свердловской области за 2012 год в сравнении с аналогичными показателями Российской Федерации и Уральского федерального округа представлены в таблице.


 

Таблица

 

Наименование показателя (индикатора)

Единица измерения

Российская Федерация

Свердловская область

Курганская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Материнская смертность

случаев на 100 тыс. родившихся живыми

16,2

9,6

33,1

9,1

12,7

7,9

12,4

Младенческая смертность

случаев на 1000 родившихся живыми

8,6

7,3

9,4

6,9

8,4

6,4

12,1


 

Одним из приоритетных направлений здравоохранения является повышение эффективности работы сети перинатальных центров и педиатрических учреждений области, обеспечение маршрутизации беременных и в конечном итоге снижение младенческой смертности и инвалидности.

Охрана и восстановление репродуктивного здоровья населения - перспективное направление улучшения демографической ситуации в Свердловской области. Серьезную обеспокоенность вызывает состояние репродуктивного здоровья детей и подростков. Это определяет необходимость проведения регулярной диспансеризации детей и подростков, адекватной лечебной и коррекционной помощи в связи с выявленной патологией.

В период до 2018 года планируется продолжить совершенствование специализированной медицинской помощи женщинам и детям, разработку и внедрение в акушерскую, гинекологическую и педиатрическую практику инновационных достижений.

Особое значение для населения имеет оказание скорой медицинской помощи (далее - СМП), в том числе скорой специализированной медицинской помощи.

В Свердловской области в отделениях и станциях скорой медицинской помощи работают 627 санитарных машин, из них реанимобилей класса "С" - 29. В 2012 году закончено оснащение машин СМП системой навигации ГЛОНАСС. В работу всех диспетчерских СМП внедрен программный комплекс автоматизации диспетчерской службы. Комплекс позволяет следить за работой всех подразделений СМП в режиме реального времени.

В сохранении, восстановлении и укреплении здоровья населения большую роль играет медицинская реабилитация. После лечения заболевания в стационаре пациенты после выписки могут быть переведены в реабилитационные центры.

В Свердловской области осуществляют свою деятельность 6 больниц восстановительного лечения: государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Центр восстановительной медицины и реабилитации "Озеро Чусовское", государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Областная специализированная больница восстановительного лечения "Маян", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Центр восстановительного лечения и медицинской реабилитации "Санаторий Руш", государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области "Специализированная больница восстановительного лечения "Липовка", муниципальное бюджетное учреждение "Городская больница N 22 "Озеро Глухое", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Детская клиническая больница восстановительного лечения "Научно-практический центр "Бонум".

Важным звеном медицинской реабилитации является санаторно-курортное лечение. Потребность в санаторно-курортном лечении жителей Свердловской области (по результатам диспансеризации) составляет ежегодно не менее 100 тыс. человек. Ежегодно санаторно-курортное лечение получают от 40 до 50 тыс. человек.

Состояние удовлетворенности населения качеством оказываемой медицинской помощи во многом зависит от профессионального уровня и обеспеченности системы здравоохранения медицинскими кадрами.

Показатель обеспеченности населения врачами (на 10 тыс. человек населения) в 2012 году составил 35,2, в 2013 году - 36,0. Дефицит врачей в амбулаторном звене в 2012 году составил 2889 человек, в стационаре - 2882 человека.

Обеспеченность специалистами со средним медицинским образованием в 2012 году составила 95,7 на 10 тыс. человек населения, в 2013 году - 98,7. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала в 2012 году составило 1 к 2,7, в 2013 году - 1 к 2,8.

Важным фактором привлечения и сохранения медицинских кадров является улучшение жилищных условий. В улучшении жилищных условий на сегодняшний день нуждаются более 1500 врачей, более 2000 специалистов со средним медицинским образованием.

Важной составляющей качества жизни отдельных категорий населения, в частности инвалидов и престарелых граждан, является обеспеченность лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Лекарственные препараты для медицинского применения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара для всех категорий граждан предоставляются бесплатно.

В условиях амбулаторно-поликлинического лечения отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством предусмотрено льготное лекарственное обеспечение.

В 2012 году имели право на получение лекарственных препаратов бесплатно и с 50-процентной скидкой около 12 процентов населения Свердловской области, из них две трети имеют статус региональных льготников.

В работе по льготному лекарственному обеспечению участвовал 261 пункт отпуска лекарственных препаратов, в том числе 160 аптек и 32 аптечных пункта.

В период до 2018 года планируется внедрить эффективные реабилитационные технологии, дооснастить медицинские учреждения соответствующим медицинским оборудованием и аппаратурой, создать отделения реабилитации в медицинских организациях, оказывающих специализированную, в том числе неотложную стационарную, медицинскую помощь.

 

Параграф 5. Состояние системы образования

 

Система дошкольного образования Свердловской области на 31 декабря 2012 года включала 1716 учреждений, реализующих программы дошкольного образования. С 2009 года в Свердловской области увеличивается как количество образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, так и численность их воспитанников.

В 2012 году численность детей, посещающих учреждения дошкольного образования, составляла 204175 человек. По сравнению с 2011 годом доля детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ), увеличилась на 4414 человек, что составляет 5,8 процента.

В системе дошкольного образования области наряду с дошкольными образовательными учреждениями функционируют 66 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данные образовательные учреждения осуществляют деятельность в основном в малых городах и сельских территориях.

В дошкольных образовательных учреждениях оказываются услуги по обеспечению кратковременного пребывания детей, в 2012 году работала 91 группа кратковременного пребывания детей с численностью 1400 воспитанников. Деятельность групп кратковременного пребывания направлена на реализацию физкультурно-оздоровительного направления, медико-социально-педагогическую реабилитацию детей, реабилитацию детей-инвалидов и получение детьми "предшкольного" образования.

Развитие вариативных форм дошкольного образования является одним из стабильно действующих направлений развития системы дошкольного образования Свердловской области и представлено разнообразными гибкими формами пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях ("предшкола", "неполная неделя", "неполный день").

В рамках областной государственной целевой программы "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области" на 2010 - 2014 годы емкость сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области за пять лет возрастет более чем на 60 тыс. мест. За период 2010 - 2013 годов общее количество введенных дополнительно мест в ДОУ составило 44,5 тысячи, в том числе в 2013 году - 12164 места.

На начало 2012/2013 учебного года по области насчитывалось 1097 общеобразовательных организаций, из них 83 областных общеобразовательных организации, 1014 муниципальных общеобразовательных организаций.

По состоянию на 01 сентября 2013 года в Свердловской области по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучается 133259 учащихся первых и вторых классов, что составляет 76 процентов от общей численности обучающихся I ступени.

В Свердловской области по состоянию на 01 сентября 2013 года осуществляется обучение 13211 обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Количество 100-балльных работ ЕГЭ в Свердловской области в 2013 году составило 222 работы, в 2012 году - 81 работа.

В сравнении с показателями Российской Федерации количество выпускников, набравших по результатам ЕГЭ:

от 61 до 80 баллов - выше среднероссийских показателей по 5 предметам;

от 81 до 100 баллов - выше среднероссийских показателей по всем предметам, за исключением английского языка. По английскому языку количество выпускников Свердловской области, набравших от 61 до 80 баллов, превышает среднероссийский показатель.

В 2013 году Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке Группы РИА Новости и "Учительской газеты" при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации подготовил перечень 500 лучших образовательных организаций, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2012/2013 учебном году. В рейтинг лучших школ России - 2013 вошли 500 школ из 77 регионов. В данный рейтинг вошли 10 образовательных организаций Свердловской области.

В Свердловской области осуществляют деятельность 112 профессиональных образовательных организаций: из них 11 организаций начального профессионального образования и 101 организация среднего профессионального образования, численность обучающихся составляет 62886 человек. Учебный процесс обеспечивают 17342 сотрудника, в том числе 7630 педагогов.

В Свердловской области готовятся специалисты практически по всему спектру специальностей (профессий), востребованных в экономике региона. Областными профессиональными образовательными организациями реализуются 1074 образовательные программы, в том числе 665 программ начального профессионального образования, 54 программы профессиональной подготовки, 385 программ среднего профессионального образования.

С целью организации сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций в Свердловской области на базе образовательных организаций среднего профессионального образования как структурные подразделения работают региональный ресурсный центр развития профессионального образования, 15 профильных ресурсных центров развития профессионального образования, 3 отделения профильных ресурсных центров развития профессионального образования. В Свердловской области создано 16 многофункциональных центров прикладных квалификаций, в том числе на базе профильных (отраслевых) ресурсных центров развития профессионального образования.

Риски для здоровья детей в образовательных учреждениях формируются в результате влияния следующих основных факторов: занятия во вторую смену, нарушение режима и качества питания, нерациональный режим дня в сочетании с низкой двигательной активностью, нерационально подобранная мебель, недостаточное медицинское обеспечение, дискомфортный тепловой режим, недостаточный уровень искусственной освещенности.

В 2013 году в Свердловской области функционировала 221 организация дополнительного образования (2010 год - 234, 2011 год - 21), в которых занимались 200922 ребенка в возрасте от 6 до 18 лет, что составляет 48,7 процента от общего количества детей этого возраста. Численность детей, занимающихся в организациях дополнительного образования детей, впервые за последние пять лет увеличилась на 6944 человека (3,5 процента). По территориальному принципу организации дополнительного образования распределяются следующим образом: в городах - 193 организации, на селе - 28 организаций.

Количество детских объединений также увеличилось до 11398 (на 0,8 процента по сравнению с 2011 годом).

Значительно изменился правовой статус организаций дополнительного образования детей. Если в 2011 году практически все организации дополнительного образования были бюджетными, то в 2012 году бюджетными являлись лишь 105 организаций - 47,5 процента от общего числа организаций, казенными - 112 организаций (50,7 процента), автономными - 4 организации (1,8 процента).

Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в Свердловской области осуществляется на базе загородных детских оздоровительных лагерей стационарного типа, лагерей с дневным пребыванием детей, санаториях круглогодичного действия.

С 2010 по 2012 год наметилась тенденция к ежегодному увеличению количества оздоравливаемых детей в Свердловской области (2010 год - 312731 человек, 2011 год - 318853 человека, 2012 год - 323954 человека). Это происходило благодаря развитию таких форм организации отдыха и оздоровления детей, как палаточные лагеря, туристические походы, многодневные мероприятия для детей.

Ежегодно в Свердловской области в летний период в целях укрепления здоровья детей функционируют более 1000 организаций отдыха и оздоровления детей различного вида с охватом около 200 тысяч человек (для сравнения, в Челябинской области около 900 организаций отдыха и оздоровления детей различного вида).

Вместе с тем в последние годы наблюдается сокращение численности загородных лагерей отдыха и оздоровления детей с 86 организаций в 2011 году до 72 организаций в 2012 году, что привело к постепенному сокращению количества муниципальных образований, имеющих лагеря такого типа (в 2013 году загородные лагеря отдыха и оздоровления детей имеются лишь в 25 муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области).

Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить непрерывность образования в течение всей жизни человека, вариативность образовательных программ, дистанционного обучения, подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

 

Параграф 6. Состояние системы социальной поддержки населения

 

На территории области действует многопрофильная разветвленная сеть из 209 территориальных управлений социальной политики и учреждений социального обслуживания населения, в том числе:

60 территориальных управлений социальной политики;

30 стационарных учреждений социального обслуживания, в том числе 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей;

53 нестационарных учреждения социального обслуживания семьи и детей;

66 нестационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Право на получение мер социальной поддержки имеют около 1406 тыс. человек, или 32,5 процента от численности жителей Свердловской области, это - ветераны, инвалиды, многодетные и приемные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и другие категории граждан. В целом по Свердловской области производится выплата порядка 140 социальных пособий и компенсаций.

Работа органов социальной политики в Свердловской области постоянно развивается и совершенствуется, внедряются новые социальные технологии и методы оказания помощи. В соответствии с современными требованиями проводится оптимизация инфраструктуры органов социальной политики; реорганизация учреждений социального обслуживания населения, семьи и детей; создаются новые учреждения, работа которых направлена на решение актуальных вопросов. Проводится комплекс мероприятий, направленных на повышение качества и доступности социальных услуг и снижение неэффективных бюджетных расходов.

Важной стратегической задачей является повышение престижа профессии социального работника. Ведется активная работа по обеспечению достойной заработной платы сотрудникам учреждений социального обслуживания.

Новое качество жизни характеризуется отношением общества к проблемам инвалидов. В продолжение системной работы по обеспечению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Свердловской области утверждена комплексная программа "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы (Постановление Правительства Свердловской области от 22.01.2014 N 23-ПП "Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы"), которая направлена на повышение доступности и качества реабилитационных услуг, услуг по сурдопереводу, обучение инвалидов и членов их семей вождению транспортных средств, расширение перечня технических средств реабилитации в социальных пунктах проката.


Информация по документу
Читайте также