Расширенный поиск
Постановление Правительства Свердловской области от 19.11.2014 № 1007-пп ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 ноября 2014 г. N 1007-ПП О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОЙ СФЕРЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)", Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р и от 06.10.2011 N 1757-р, Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы", Указом Губернатора Свердловской области от 27.07.2012 N 584-УГ "О реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Постановлениями Правительства Свердловской области от 06.11.2012 N 1238-ПП "О Концепции развития культуры в Свердловской области на период до 2020 года" и от 21.10.2013 N 1268-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года", в целях развития музейного дела как одного из направлений культурной деятельности в Свердловской области, в интересах сохранения национального культурного достояния и обеспечения его передачи будущим поколениям, продвижения и сохранения культурного разнообразия Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет: 1. Одобрить Концепцию развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (прилагается). 2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А. Власова. 3. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете". Председатель Правительства Свердловской области Д.В.ПАСЛЕР К Постановлению Правительства Свердловской области от 19 ноября 2014 г. N 1007-ПП КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОЙ СФЕРЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана на основе Конституции Российской Федерации, Законов Российской Федерации от 09 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)", Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р и от 06.10.2011 N 1757-р, Законами Свердловской области от 22 июля 1997 года N 43-ОЗ "О культурной деятельности на территории Свердловской области", от 27 декабря 2004 года N 232-ОЗ "О музейном деле в Свердловской области", от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011 - 2015 годы", Указом Губернатора Свердловской области от 27.07.2012 N 584-УГ "О реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1268-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года", а также в соответствии с целями и задачами развития сферы культуры и музейного дела. Концепция направлена на установление основополагающих принципов, идей и подходов к формированию культурной политики Свердловской области в сфере музейной деятельности и соотносится с миссией и стратегическими целями культурной политики в Свердловской области, отраженными в Концепции развития культуры Свердловской области на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 06.11.2012 N 1238-ПП "О Концепции развития культуры в Свердловской области на период до 2020 года". В Концепции представлен анализ состояния музейной сферы в Свердловской области, определены цели и задачи, основные направления развития музейной сферы как одного из направлений культурной деятельности в регионе, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции. Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" основными целями создания музеев являются: 1) осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности; 2) хранение музейных предметов и музейных коллекций; 3) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; 4) изучение музейных предметов и музейных коллекций; 5) публикация музейных предметов и музейных коллекций. Для музеев-заповедников наряду с указанными выше целями: 1) обеспечение сохранности переданных музею-заповеднику объектов культурного наследия и доступа к ним граждан; 2) осуществление сохранения, изучения и популяризации указанных объектов; 3) обеспечение режима содержания достопримечательного места, отнесенного к историко-культурному заповеднику, или ансамбля; 4) сохранение в границах территории музея-заповедника исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел; 5) осуществление экскурсионного обслуживания; 6) предоставление информационных услуг; 7) создание условий для туристской деятельности. Музеи являются частью государственной системы сохранения национального культурного достояния и обеспечения его передачи будущим поколениям. Будучи институтами по передаче знаний о культуре, центрами формального и неформального образования, музеи способствуют духовно-нравственному развитию граждан, воспитанию их в духе патриотизма. Работая с элементами материального и нематериального культурного наследия, музеи представляют собой уникальный инструмент продвижения и сохранения культурного разнообразия. Особенность музея состоит в том, что он одновременно является хранителем национального достояния и субъектом рынка услуг. Музеи являются некоммерческими организациями и могут осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Это влечет за собой необходимость финансовой поддержки со стороны государства, и в то же время не освобождает музеи от обязанности учитывать реалии рыночной экономики, осваивать хозяйственное мышление, внедрять новые инструменты управления и организации деятельности. Сохраняя наследие, предлагая яркие, нестандартные решения в области культурных практик, музеи способны стать фактором, влияющим на рост доходности территорий муниципальных образований, на инвестиционную привлекательность Свердловской области. Раздел 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОЙ СФЕРЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Цель настоящей Концепции - реализация ресурсного потенциала музейного комплекса Свердловской области и создание условий для эффективного функционирования музеев в соответствии с запросами личности, общества и государства. Концепция направлена на усиление роли музеев Свердловской области как значимого ресурса развития общества, культуры и экономики, на становление музейного дела как современной высокотехнологичной отрасли. Концепция учитывает существующие в Свердловской области факторы социально-экономического развития, происходящие процессы реформирования бюджетной сферы, условия материально-технической базы музейного комплекса Свердловской области, сохраняющийся дефицит бюджетного финансирования музейной сферы, ведущую роль органов местного самоуправления в организации культурного досуга населения, необходимость модернизации управления музейной деятельностью, повышения профессиональной компетенции музейных работников путем освоения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Реализация намеченной цели предполагает решение следующих задач: 1) стимулирование активности музеев в сфере образовательной деятельности и на рынке досуговых услуг; 2) внедрение современных технологий и практик во все направления музейной деятельности; 3) выстраивание эффективной системы организации музейной деятельности; 4) повышение привлекательности и комфортности музеев для посетителей; 5) выработка профессиональных стандартов и критериев эффективности музейной деятельности; 6) укрепление материально-технической базы музеев; 7) совершенствование механизма кадрового обеспечения отрасли; 8) развитие культурного туризма, создание на основе ресурсов культурного наследия дополнительных источников для обеспечения устойчивого развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области; 9) разработка и продвижение культурных символов Свердловской области, создающих образное восприятие истории и культуры Среднего Урала. Раздел 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ В настоящей Концепции используются следующие термины и понятия: 1) ведомственные и корпоративные музеи - группа музеев различного профиля, созданные собственниками (министерствами и ведомствами, образовательными учреждениями, корпорациями, промышленными предприятиями) для хранения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций; 2) виртуальный музей - специально созданный веб-сайт, представляющий собой модель музея (в том числе с представлением фондов, экспозиций, научно-методических публикаций, библиотек, тематических экскурсий), не существующего в реальности, либо электронные публикации объединенных по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций; 3) Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации - учетный документ, содержащий основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации; 4) детский музей - учреждение музейного типа, для которого характерны ориентация на определенную целевую аудиторию (дети); представляет собой синтетическую форму, являясь одновременно музеем, школой, игровой площадкой, творческой мастерской и клубом; может существовать как самостоятельная структура, входить в состав традиционного музея на правах отдела или филиала, быть частью иных учреждений культуры и образования; 5) единица хранения - предмет или группа предметов, входящих в состав фондов музея, принятый (принятая) в качестве единицы учета в музейном деле; 6) единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - государственная информационная система, подключаемая к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и включающей в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечивается за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра; 7) завод-музей - музей, созданный на основе музеефикации промышленного предприятия с целью сохранения и развития его историко-культурной ценности как памятника истории промышленности, науки и техники; 8) комплектование музейных фондов - одно из направлений музейной деятельности по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов, реализующее основную социальную функцию музея, - документирование процессов и явлений, происходящих в природе и обществе; 9) культурное наследие Российской Федерации - материальные и нематериальные объекты культуры, созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической, архитектурной и иных точек зрения, значимые для сохранения и развития культурной самобытности Российской Федерации, этнических и иных культурных сообществ, их вклада в мировую цивилизацию; 10) культурное пространство - сфера распространения определенных устойчивых ценностей, традиций и верований, обеспечивающих существование и развитие культуры и обладающих преемственностью; 11) культурное разнообразие - неповторимость и многообразие форм культуры, проявляющихся в особенностях, присущих различным социально-демографическим группам, этническим, территориальным и иным культурным сообществам, в особенности коренным народам и национальным меньшинствам, являющихся общим достоянием и источником развития человечества; 12) культурные блага - условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан, культурных сообществ и общества в целом; 13) культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты, а также предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным статьей 7 Федерального закона от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"; 14) миссия музея - предназначение (сверхзадача) музея, определяемая как генерирование культуры настоящего и будущего на основе сохранения и актуализации наиболее ценной части всех видов наследия, либо элемент стратегического планирования деятельности конкретного музея, программное заявление, в котором сформулированы главная цель музея, его роль и общественная сущность, принципы его функционирования; 15) музейная аудитория - совокупность всех посетителей музея, включая потенциальных посетителей, классификация которой проводится на основе социально-демографических характеристик и социально-психологических особенностей; 16) музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам; 17) музейная коммуникация - процесс передачи и осмысления информации, происходящий между музеем и обществом, базовой формой которой является музейная экспозиция; 18) музейная педагогика - интеграционная научная дисциплина, которая исследует образовательные аспекты музейной коммуникации и методически обеспечивает культурно-образовательную деятельность музея; 19) музейная сеть - целенаправленно формируемая совокупность музеев либо совокупность конкретных групп музеев (определенного профиля, типа), действующих на определенной территории; 20) музейная экспозиция - основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры, которая является особым синтетическим научно-художественным произведением; 21) музейное дело - область культурной деятельности, нацеленной на обеспечение функционирования музея как учреждения и выполнения им социальных функций музея; 22) музейное собрание - совокупность музейных предметов и их коллекций, научно-вспомогательных материалов (фондов) и средств научно-информационного обеспечения музея (библиотека и архив); 23) музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций; 24) музей-заповедник - разновидность музея, в состав которого помимо экспозиций входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия региона; 25) музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление; 26) музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных федеральным законодательством; 27) научная концепция экспозиции - теоретическое обоснование музейной экспозиции, документ, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и научную трактовку темы экспозиции; 28) нематериальное культурное наследие (нематериальные объекты культуры) - обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия; 29) объект культурного наследия - относящийся к культурному наследию объект культуры, представляющий собой единый комплекс, сочетающий материальные (здания, сооружения, памятники и другие объекты) и нематериальные (наименование, традиции, знания и навыки, историю, культурное пространство и другие нематериальные объекты культуры) компоненты, а также связанное с ними культурное сообщество; 30) общество друзей музея - общественная организация, создаваемая при музее с целью его общественной поддержки (финансовой и организационной); 31) реставрация - комплекс научно обоснованных проектных разработок и практических мероприятий, обеспечивающих сохранение историко-культурного или природного объекта и выявление его общественной ценности; 32) социокультурная система - культурное наследие, а также общественные институты, посредством которых это наследие в процессе социализации и профессионализации получает нормативную силу; 33) субъекты культурной деятельности - Российская Федерация и субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти, муниципальные образования, физические лица, юридические лица, участвующие в создании и (или) продвижении культурного продукта, сохранении культурных ценностей; 34) уникальные историко-культурные и природные территории - сложившаяся в Российской Федерации форма сохранения и актуализации наследия на основе выделения территорий со значительным количеством памятников, представляющих важный фактор развития и самоидентификации местного социума и рассматриваемых как значимый экономический ресурс; 35) фондохранилище - помещение в музее или отдельное здание, оборудованное для хранения фондов музея; 36) хранение - один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции; 37) экологический музей - тип музея, ориентированный на решение социальных, экономических и культурных проблем местного сообщества, представляющий собой презентацию аутентичных объектов, природно-культурных ресурсов, а также традиционных промыслов и ремесел, бытующих на данной территории. Раздел 4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЕЙНОЙ СФЕРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Глава 1. РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОЙ СФЕРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Уникальная природа, богатое историческое прошлое оставили на территории Свердловской области десятки памятников истории и археологии. В настоящий момент в области 293 археологических памятника (объектов археологического наследия, состоящих под государственной охраной), объектов археологического наследия (выявленных памятников) - около 1200. Значительная часть из них выявлена исследованиями последних лет, раскопками изучено не более 5 процентов. Горнозаводская промышленность, прославившая Урал в минувшие времена, оставила на территории Свердловской области памятники индустриального наследия. Широко известен музейный комплекс "Северская домна" (г. Полевской), памятник промышленной архитектуры, единственный в Европе промышленный комплекс середины XIX века, находящийся в высокой степени сохранности и дающий полное представление о производственном процессе позапрошлого века. На территории города Нижний Тагил расположен работавший до 1987 года металлургический завод им. В.В. Куйбышева, основанный Демидовыми в 1725 году. В январе 1989 года на его базе был создан первый в России Музей-завод, вошедший в состав Нижнетагильского музея-заповедника. Комплекс на подлинных экспонатах раскрывает историю уральской металлургии от мануфактурного производства до производства индустриального типа. На территории города Невьянска сохранился не менее интересный комплекс старого Невьянского завода, в том числе две домны, плотина, кричный цех, заводская проходная, корпус электростанции (1915 год). Последний объект музеефицирован, в настоящее время в нем разместился Музей истории Невьянского края, являющийся структурным подразделением Невьянского государственного историко-архитектурного музея. В настоящее время стоит вопрос о музеефикации всего сохранившегося заводского комплекса. Комплекс зданий и сооружений XVII - XIX веков культового и светского характера старейшего города Свердловской области Верхотурье лег в основу создания на их базе туристско-рекреационной зоны "Духовный центр Урала". Гордостью области является каменный Верхотурский кремль и комплекс Свято-Николаевского мужского монастыря. На территории Свердловской области также сохранились фрагменты первой горнозаводской пристани на реке Чусовой (построена в 1721 году). Строительство пристаней на уральских реках было продиктовано необходимостью отправки караванов с продукцией железоделательных заводов. Все они входили в состав полнокомплектных социально-экономических кластеров горнозаводского Урала (завод - пристань - поселение). Свердловская область богата известными личностями, прославившими край научными открытиями, военными подвигами и предпринимательским талантом. Многие из них стали героями музейных экспозиций: Василий Никитич Татищев, русский государственный деятель, историк и географ, один из основателей города Екатеринбурга; раскольник Ерофей Марков из деревни Шарташской, расположенной в десяти верстах от Екатеринбурга, первооткрыватель уральского золота; Лев Иванович Брусницын, первооткрыватель золотых россыпей на Урале; Александр Петрович Карпинский, русский геолог, академик, первый выборный президент Российской Академии наук; Петр Ильич Чайковский, великий русский композитор; известные писатели-уральцы Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк и Павел Петрович Бажов. В строительство уральской металлургической империи значительный вклад внесли предприниматели и заводчики прошлого: Никита и Акинфий Демидовы, Савва Яковлевич Яковлев, Максим Михайлович Походяшин, Турчаниновы. На уральской земле жили и работали в разные времена изобретатели-самоучки отец и сын Черепановы, изобретатели первого парового паровоза, механик Иван Ползунов, русский физик и электротехник, профессор, изобретатель радио Александр Степанович Попов, маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, легендарный разведчик Николай Иванович Кузнецов, герои Советского Союза и России, Борис Николаевич Ельцин, первый Президент Российской Федерации. Кроме того, каждый район, каждый город, каждый населенный пункт имеет собственных героев, факты жизни которых нашли свое отражение в музейных экспозициях. Глава 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ МУЗЕЕВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Музейная сеть Свердловской области - это 842 музея всех видов собственности и подчиненности, в том числе 111 сетевых единиц (29 государственных и 82 муниципальных музея), подведомственных Министерству культуры Свердловской области (всего 64 юридических лица). Крупнейшим музейным объединением области является государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловский областной краеведческий музей", который имеет в своем составе 6 профильных отделов в Екатеринбурге и 8 филиалов в Екатеринбурге и Свердловской области. Его история началась в 1870 году с коллекции Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). В настоящее время основной фонд музейного объединения насчитывает 492538 предметов, что составляет 30,7 процента от всего музейного фонда Свердловской области (график 1, приложение N 1). Другим "гигантом" музейной сферы Свердловской области является муниципальное казенное учреждение культуры "Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал", в состав которого входят 10 музеев, расположенных в Нижнем Тагиле и Горноуральском городском округе. Основной фонд музея-заповедника насчитывает 308659 единиц хранения (19,5 процента от всего музейного фонда Свердловской области). По основным показателям деятельности - числу музеев, общему количеству посещений - музейная сеть Свердловской области входит в десятку крупнейших среди субъектов Российской Федерации. Среди субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, Свердловская область является лидером по основным показателям музейной деятельности - количеству музеев (сетевых единиц) и числу посещений музеев на 1000 человек населения (в 2013 году - 406,4). Исторически сложившаяся сеть государственных и муниципальных музеев является значимым достижением культуры Среднего Урала и представляет собой самостоятельную ценность. Сам факт наличия музея в населенном пункте повышает его статус и оказывает заметное влияние на качество жизни населения. Сеть государственных и муниципальных музеев в Свердловской области охватывает 57 муниципальных образований из 94 существующих в регионе. Наиболее большая концентрация музеев в городе Екатеринбурге - здесь расположено 18 музейных площадок. Лидером по музейной сети является Восточный управленческий округ Свердловской области - здесь расположено 32 музейные площадки (музеи, филиалы и музеи, работающие на правах отделов). Высокая плотность музеев в Горноуральском управленческом округе Свердловской области - 22 музейные площадки. В Северном управленческом округе Свердловской области - 16 сетевых единиц, в Южном управленческом округе Свердловской области - 13 сетевых единиц, наименьшее количество музейных площадок представлено в Западном управленческом округе Свердловской области - 10 сетевых единиц. Кроме государственных и муниципальных учреждений музейный комплекс представлен также ведомственными, школьными и частными музеями. Общее количество посещений государственных и муниципальных музеев в 2013 году составило 1 миллион 754 тысячи 370 человек. После небольшого снижения посещаемости музеев в Свердловской области в 2010 году за три прошлых года этот показатель демонстрирует умеренный, но устойчивый рост - 14 процентов. Больше половины посещений музеев (51 процент) являются экскурсионными. Большая часть участников этих экскурсий (61,4 процента) - дети до 18 лет. Если говорить об индивидуальных посетителях - 50,5 процента из них имеют льготы (бесплатное посещение или билет по сниженной стоимости). В структуре музеев ведомства Министерства культуры Свердловской области можно выделить 12 профильных и комплексных видов, в том числе: 1) краеведческие музеи - 22 единицы; 2) естественно-научные и индустриальные музеи (к этой же группе отнесены историко-производственные, истории черной металлургии, минералогические, истории образования) - 16 единиц; 3) исторические музеи (в том числе истории и археологии) - 14 единиц; 4) историко-краеведческие - 13 единиц; 5) литературные музеи - 10 единиц; 6) этнографические (в том числе быта и ремесел) - 9 единиц; 7) мемориальные музеи - 8 единиц; 8) художественные музеи (в том числе прикладного искусства, историко-художественные) - 8 единиц; 9) историко-этнографические музеи - 4 единицы; 10) музейно-выставочные залы (центры) - 3 единицы; 11) историко-архитектурные музеи - 2 единицы; 12) музеи боевой славы - 2 единицы. В области осуществляют свою деятельность 3 музея-заповедника: государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области "Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник", государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области "Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства им. И.Д. Самойлова" и муниципальное учреждение культуры "Нижнетагильский музей-заповедник "Горнозаводской Урал". В музеях области хранятся многочисленные уникальные предметы и коллекции. Среди них - археологическая коллекция из Шигирского торфяника, отдельные предметы которой насчитывают возраст 9,5 тысяч лет (например, Большой Шигирский идол), медная чеканная посуда уральских заводов XVIII века, чугунное художественное литье уральских заводов XIX - начала XX века (в том числе Каслинский чугунный павильон 1899 года, получивший Гран-при Парижской выставки 1900 года), Невьянская икона XVIII - начала XX веков, расписные подносы XIX - начала XX веков, росписи крестьянских домов XIX - начала XX веков и другие. Коллекции музейных фондов большинства муниципальных музеев в основном однотипны, в них преобладают этнографические и историко-мемориальные музейные предметы и музейные коллекции. Наряду с этим существуют музеи, которые работают на более широкую целевую аудиторию. Наличие в фондах музеев уникальных объектов, артефактов является основой повышения рейтинга до регионального, национального и международного уровня. Параграф 1. Музейные фонды По состоянию на 01 января 2014 года основной музейный фонд Свердловской области составлял 1603458 движимых памятников культуры. Больше трети (38 процентов, или 607623 единицы) основного фонда хранится в государственных музеях, почти две трети (62 процента, или 995835 единиц) - в муниципальных. Наибольшее число предметов насчитывает собрание археологии - 436776 единиц, документы составляют 313420 единиц хранения, предметы нумизматики - 194860 единиц, предметы естественно-научных коллекций - 248913 единиц, предметы прикладного искусства, быта и этнографии - 110850 единиц (график 2, приложение N 2). Весьма обширно представлены в фондах предметы печатной продукции - 57331 единица, графики - 50790 единиц, собрания редких книг - 43202 единицы. Живопись составляет небольшую часть музейных коллекций и насчитывает 11844 единицы. Предметы истории техники насчитывают 6865 единиц. Самыми малочисленными являются собрания скульптуры (2338 единиц) и оружия (2932 единицы). Прочие коллекции включают различные предметы количеством 123337 единиц. Перед музеями остро стоит проблема сохранности музейных коллекций: более 13 процентов основных музейных фондов требуют реставрации (в абсолютных цифрах это 213919 единиц). В 2013 году музеями было отреставрировано только 784 предмета (или 0,37 процента от числа предметов, требующих реставрации). Специалисты-реставраторы имеются только в трех государственных музеях и в двух муниципальных музеях. Крупнейшим реставрационным центром в области является Уральский региональный центр реставрации музейных предметов, который уже более 15 лет работает на базе Свердловского областного краеведческого музея и осуществляет подготовку художников-реставраторов для музеев региона. Публичное представление музейного фонда в экспозициях и выставках в 2013 году составило 9,5 процента от общего количества предметов основного фонда, или 152983 единицы хранения. Одной из серьезнейших проблем в настоящее время является отсутствие у 80 процентов музеев фондохранилищ, соответствующих необходимым требованиям к освещению, температурно-влажностному и биологическому режимам, фондовому оборудованию. 48 музеев имеют острую потребность в расширении и последующем оборудовании своих фондовых площадей. В настоящее время остро стоит вопрос о строительстве базового депозитария (резервного фондохранилища) для музеев города Екатеринбурга. Параграф 2. Материально-техническая база музеев. Объекты недвижимости Общая площадь помещений музеев Свердловской области и закрепленных за ними территорий составляет 107784,5 кв. метра и 107,8 га соответственно. Общая экспозиционно-выставочная площадь составляет 49628,8 кв. метра, площадь под хранение фондов - 10937,6 кв. метра. Земельные участки 3 музеев-заповедников занимают территорию 82,28 га, или 76,3 процента от общей площади территории музеев Свердловской области. Областные музеи располагаются на территории общей площадью в 67,4 га в помещениях общей площадью 40502,1 кв. метра, экспозиционно-выставочная площадь составляет 16249,1 кв. метра (40 процентов всех площадей), площадь под хранение фондов - 5112,1 кв. метра (12,6 процента площадей). Муниципальные музеи располагаются на территории в 40,4 га в помещениях общей площадью 67282,4 кв. метра. Из нее 33379,7 кв. метра (49,6 процента) - экспозиционно-выставочная площадь и 5825,5 кв. метра (8,7 процента) - площадь под хранение фондов. Приведенные данные свидетельствуют об острой нехватке помещений под хранение фондов у государственных и муниципальных музеев и недостаточном объеме экспозиционно-выставочных площадей у государственных музеев - согласно принятой методике проектирования музейной среды ориентировочное соотношение площадей должно быть следующим: экспозиционная площадь - 45 - 55 процентов, площадь фондохранилищ - 20 - 25 процентов. Число строений, занимаемых музеями Свердловской области ведомства Министерства культуры Свердловской области, составляет 236 единиц. Капитального ремонта или реставрации требуют 88 зданий (37,3 процента от общего числа зданий), принадлежащих 58 музеям. Из них почти треть (34 строения) находятся в аварийном состоянии. Областные музеи занимают 93 здания из 236 (39,4 процента), 46 из них - памятники истории и культуры (24 - федерального значения и 22 - регионального). Требуют капитального ремонта и реставрации 38 зданий (41 процент от общего количества зданий, принадлежащих областным музеям). Число строений, занимаемых муниципальными музеями, - 143 единицы. Памятники истории и культуры занимает 41 музей. Из них 12 - федерального значения и 29 - регионального. 50 зданий требуют капитального ремонта. В большинстве музеев работают постоянные экспозиции, созданные более 10 - 15 лет назад, соответственно экспозиционное оборудование устарело, требует обновления. Техническое обеспечение экспозиций отсутствуют более чем в 90 процентах музеев. Площадь музеев, оборудованная пожарной сигнализацией с выводом на пункт центрального наблюдения, составляет 63703 кв. метра (59 процентов). Средствами охранно-пожарной сигнализации обеспечены 42,4 процента площадей фондов (4637,6 кв. метра) и всего 10 процентов экспозиционных площадей (4853,8 кв. метра). Необходимость существенных капиталовложений в материально-техническую базу учреждений отрасли является одной из ключевых проблем развития музейной сферы. Остро нуждаются в переезде в другое помещение несколько муниципальных музеев: Большебрусянский историко-краеведческий (находится в разрушающемся здании Дома культуры), Кушвинский краеведческий музей и Североуральский краеведческий музей (находятся в жилом здании). Четыре музея ведомства Министерства культуры Свердловской области располагаются в зданиях храмов и требуют перемещения в другие здания на основании Федерального закона от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Это - Пышминский музей истории земледелия и крестьянского быта (филиал государственного автономного учреждения культуры Свердловской области "Свердловский областной краеведческий музей"), Верх-Нейвинский историко-краеведческий музей, Верхнесергинский краеведческий музей и Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана в поселке Мурзинка. Параграф 3. Экспозиционно-выставочная и культурно-просветительская деятельность музеев Основными видами деятельности музеев, помимо формирования и хранения коллекций, являются организация постоянных экспозиций, устройство выставок, в том числе передвижного характера, культурно-просветительная деятельность, научно-исследовательская работа, деятельность по популяризации историко-культурного наследия (в частности информационная и издательская). Экспозиционно-выставочная деятельность. Постоянная экспозиция - основное звено деятельности музея. Она формируется, главным образом, на подлинных экспонатах, прошедших научную обработку. Основные требования к экспозиции: цельность архитектурно-планировочного построения и научной концепции, создание комфортных условий для посетителей (продуманные графики движения, освещение, информация, возможность индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий посетителей); выразительная художественная форма подачи всего собрания и отдельных материалов в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным планом; меры по сохранности экспонатов (освещение, температурно-влажностный режим, меры по охране). Открытие новой постоянной экспозиции - это всегда значимое событие в культурной жизни области. Заметными событиями 2013 года стали открытие Художественного музея Эрнста Неизвестного (создан новый отдел государственного автономного учреждения культуры Свердловской области "Свердловский областной краеведческий музей" (далее - ГАУК СО "Свердловский областной краеведческий музей")) и открытие после масштабной реконструкции здания новой экспозиции Березовского музея золота (также является филиалом ГАУК СО "Свердловский областной краеведческий музей"). Выставочная деятельность является оперативной формой участия музея в современной жизни. Выставки организуются из фондов как самого музея, так и других музеев. Они расширяют экспозиционные возможности музеев, привлекают новые категории посетителей. Существуют две основные формы проведения выставок: внутри музея и передвижные. В 2013 году музеями Свердловской области было организовано 2500 выставок (28,5 процента выставочных проектов были подготовлены государственными музеями). Большое внимание было уделено созданию и организации передвижных выставок - в 2013 году музеями было проведено 752 передвижных выставки, рост к предыдущему году составил 11,2 процента. Выставочная работа активизируется в связи с юбилейными мероприятиями и памятными датами. Так, в 2012 году большинство государственных музеев и ряд муниципальных представили выставки, посвященные теме 200-летия Отечественной войны 1812 года. В 2013 году масштабные выставочные проекты были организованы в связи с памятной датой 400-летия дома Романовых, а музеи города Екатеринбурга провели масштабную выставочную работу по празднованию 290-летия столицы Урала. Между тем, большинство ныне существующих постоянных музейных экспозиций (почти 60 процентов), которые были открыты в советский период (до 1991 года), устарели морально и физически, требуют обновления. Вопрос о модернизации постоянной экспозиции стоит особенно остро в 36 музеях Свердловской области (в том числе в 6 государственных и 30 муниципальных). В период до 2020 года создание новых постоянных экспозиций планируют 49 государственных и муниципальных музеев Свердловской области. Культурно-просветительская деятельность музеев ориентирована на популяризацию историко-культурного и природного наследия Среднего Урала с целью развития творческого потенциала посетителей и формирования у них ценностных ориентаций. Этот вид музейной деятельности является продолжением фондовой, экспозиционно-выставочной и научно-исследовательской работы. Культурно-просветительская работа, проводимая в музеях, включает в себя организацию образовательных программ, проведение экскурсий, лекций, конференций, тематических встреч, анимационных программ, событийных мероприятий, связанных с народным календарем и памятными датами, работу музейных классов и клубов. Формы проведения культурно-просветительской деятельности все больше трансформируются в формы организации проведения досуга, прежде всего для детской и юношеской аудитории. В 2013 году в музеях Свердловской области было проведено 45684 экскурсии (прирост по показателю статистического наблюдения "число экскурсий" к значению 2012 года составил 11,2 процента), в том числе 21983 - в государственных музеях и 23701 - в муниципальных. Участниками экскурсий стали 893,9 тыс. человек (прирост по показателю статистического наблюдения "численность участников экскурсий" к значению 2012 года составил 3,8 процента), в том числе 377 тыс. человек - в государственных музеях и 516,9 тыс. человек в муниципальных. Большую часть экскурсионной аудитории (61,3 процента) составили детско-юношеские группы - 548,3 тыс. человек (прирост по показателю статистического наблюдения "численность участников экскурсий - детей в возрасте до 18 лет" к значению 2012 году составил 5 процентов). В форме лекций в государственных и муниципальных музеях было проведено 5079 мероприятий (по показателю статистического наблюдения "число лекций" отмечается отрицательная динамика - 9 процентов к значению 2012 года), численность слушателей лекций составила 120,6 тыс. человек. Число проведенных образовательных программ в государственных и муниципальных музеях - 457 (прирост по показателю статистического наблюдения "число образовательных программ" к значению 2012 года составил 11,5 процента), их участниками стали 150,5 тыс. человек (прирост по показателю статистического наблюдения "численность участников образовательных программ" к значению 2012 года - 25,7 процента). Музейно-образовательные программы все чаще занимают заметное место в деятельности образовательных учреждений. При "Народном университете культуры", открытом в 2005 году в государственном бюджетном учреждении культуры Свердловской области "Ирбитский государственный музей изобразительных искусств" (далее - ГБУК СО "Ирбитский государственный музей изобразительных искусств"), работают 12 образовательных программ, среди которых программа для учащихся музыкального отделения школы искусств, видеолекторий для студентов, изучающих иностранные языки, "Клуб любителей искусств" и другие. Музейно-выставочным комплексом города Лесного разработана программа "От краеведения к краелюбию", рекомендованная к внедрению во всех музеях Свердловской области. Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области "Уральский государственный военно-исторический музей" (далее - ГБУК СО "Уральский государственный военно-исторический музей") реализует для детско-юношеской аудитории культурно-образовательную программу "Всегда на линии огня крылатая пехота...". Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области "Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник" (далее - ГБУК СО "Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник") реализует для детей младшего школьного возраста программу исторического краеведения "Мой город - моя малая родина", а для учащихся среднего школьного звена - программу по традиционной культуре и быту верхотурцев "Времен связующая нить". ГАУК СО "Свердловский областной краеведческий музей" разработало целый ряд программ для школьников: "Мир народной культуры", "В раннем Екатеринбурге", "Романовы на Урале", "Фронтовой привал", "Тайны столового этикета", "По одежке встречают", "Тайны древнего мира". Учебные выставки "Открывая Древний Египет" и "Многоцветный мир греко-римской цивилизации" легли в основу музейно-педагогического проекта "Музей и школа: пути взаимодействия". В настоящее время деятельность музейного класса получила широкое признание у педагогов города Екатеринбурга. Важным направлением образовательной деятельности в музеях является работа со специальными аудиториями - одаренными детьми (например, конкурс ювелирного, гранильного и камнерезного искусства им. А.К. Денисова-Уральского в государственном автономном учреждении культуры Свердловской области "Музей истории камнерезного и ювелирного искусства" (далее - ГАУК СО "Музей истории камнерезного и ювелирного искусства")), людьми с ограниченными возможностями (среди них программы, разработанные в муниципальном бюджетном учреждении культуры "Новоуральский историко-краеведческий музей", муниципальном бюджетном учреждении культуры "Нижнетагильский музей изобразительных искусств", муниципальном бюджетном учреждении культуры "Режевской исторический музей"). В музеях Свердловской области проводится системная культурно-просветительская работа по поддержке национальных культур. В 2013 году было проведено 8445 массовых мероприятий (прирост по показателю статистического наблюдения "число массовых мероприятий" к значению 2012 года составил 3,7 процента), в том числе в государственных музеях - 1847 и в муниципальных музеях - 6598. Основные форматы мероприятий: фольклорные праздники и фестивали, краеведческие викторины и конкурсы, музейные факультативы и абонементы, мастер-классы по декоративно-прикладному искусству. Участниками мероприятий стали 486,9 тыс. человек (прирост по показателю статистического наблюдения "численность участников массовых мероприятий" к значению 2012 года - 10,6 процента), в том числе в государственных музеях - 109,9 тыс. человек и в муниципальных - 377 тыс. человек. Лидерами по данной форме культурно-просветительской деятельности являются муниципальное бюджетное учреждение культуры "Екатеринбургский музей изобразительных искусств" (1217 мероприятий в 2013 году), ГАУК СО "Свердловский областной краеведческий музей" (760 мероприятий) и муниципальное бюджетное учреждение культуры "Музей памяти воинов-интернационалистов "Шурави" (690 мероприятий). Массовыми уже несколько лет являются: "Ночь музеев в Екатеринбурге", собирающая на площадках города до 60 тыс. участников, День Невьянской наклонной башни, проводимый государственным автономным учреждением культуры Свердловской области "Невьянский государственный историко-архитектурный музей" (далее - ГАУК СО "Невьянский государственный историко-архитектурный музей") - более 10 тыс. участников, и фольклорный праздник "Яблочный спас", организуемый государственным бюджетным учреждением культуры Свердловской области "Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства им. И.Д. Самойлова" (далее - ГБУК СО "Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства им. И.Д. Самойлова") - до 5000 участников. Параграф 4. Кадровое обеспечение музейной сферы Будущее музеев Свердловской области непосредственно зависит от решения задачи обеспечения музейной отрасли квалифицированными кадрами. На 01 января 2014 года в музеях Свердловской области работали 1786 человек: 709 человек (40 процентов от общего количества) в областных музеях и 1077 человек - в муниципальных музеях. Из них основного персонала - 626 человек (231 человек в областных музеях, 395 человек - в муниципальных). Среди основного персонала высшее профессиональное образование имеют 514 человек, или 82 процента (181 в областных музеях, 333 - в муниципальных), ученую степень - 16 человек (2,5 процента). Стаж работы в музеях более 10 лет имеют 882 человека (49,4 процента от общего количества работающих). Базовое высшее образование в Свердловской области можно получить на кафедре музееведения и прикладной культурологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Сегодня в государственных и муниципальных музеях можно найти руководителей и научных сотрудников, имеющих специальность "музееведа" или диплом о получении музейного образования на базе высшего, но их процент очень невелик. В общем числе музейных работников, в основном, преобладают специалисты, повышавшие квалификацию, проходившие стажировку, участвовавшие в научно-практических конференциях, посвященных проблемам музейной деятельности общероссийского или регионального значения, а также семинарах, круглых столах, мастер-классах и мастерских. Следует отметить, что если раньше музеи области могли обучать своих сотрудников на кафедре музееведения Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (г. Москва), посылать на учебу и стажировки в ведущие российские музеи Москвы и Санкт-Петербурга, то в настоящее время командировочные расходы и достаточно высокая плата за обучение стали финансово обременительными для основного количества музеев. В связи с этим преобладающая часть музейных работников отдает предпочтение повышению квалификации на региональном или областном уровне, что является недостаточным для кадрового обеспечения отрасли. В Свердловской области повышение квалификации музейных специалистов осуществляется на базе Свердловского областного краеведческого музея Научно-методическим центром по музейной деятельности и Уральским региональным центром реставрации музейных памятников ("Эрмитажная школа реставрации"). В ближайшее время систему подготовки и переподготовки специалистов необходимо привести в соответствие с потребностями современной музейной деятельности. Наряду с укреплением кадрового состава музеев профильными специалистами - историками, искусствоведами, биологами - в музей должны быть привлечены люди, обладающие знаниями и навыками менеджмента и маркетинга. Растет потребность в специалистах, обладающих новыми для музея компетенциями: социальный технолог, специалист управления проектами, музейный педагог, музейный маркетолог, специалист по информационным технологиям. Важным фактором, способствующим привлечению в музеи высококвалифицированных специалистов, должно стать увеличение к 2018 году средней заработной платы работникам культуры, в том числе и музейным работникам, до уровня не ниже средней в соответствующем субъекте Российской Федерации. Наряду с традиционной вузовской подготовкой музейных специалистов, одним из важных путей решения данной задачи должно стать приобретение послевузовской музейной квалификации. С переходом России на новые стандарты образования такой подход может быть реализован через магистратуру. Важную роль в росте профессионального уровня музейных работников призвана сыграть государственная поддержка повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В практику следует ввести: профильные стажировки в крупнейших отечественных музеях; грантовую поддержку командировок музейных сотрудников для изучения зарубежного опыта. Раздел 5. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ МУЗЕЙНОЙ СФЕРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Рассмотренные выше основные характеристики состояния музейной сферы Свердловской области позволяют провести анализ внешних и внутренних факторов, способствующих и препятствующих развитию музейной сферы Свердловской области, которые представляет собой рассмотрение в комплексе сильных внутренних факторов развития, слабых внутренних сторон, тормозящих развитие, внешних возможностей, положительных в отношении процессов развития и угроз, внешних отрицательных факторов, препятствующих развитию музейного дела. Внутренние факторы, способствующие развитию музейной сферы в Свердловской области: 1) богатая самобытная история Среднего Урала, наличие значительных исторических, природных и культурных памятников, объектов материальной и духовной культуры Среднего Урала; 2) существование одной из крупнейших в России музейных сетей, представленной музеями, разными по профилю, собственности и подчиненности; 3) наличие ряда уникальных учреждений культуры и объектов культурного наследия, имеющих мировое значение, таких, как Невьянская наклонная башня Демидовых, Нижнетагильский музей-завод, Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д. Самойлова, Верхотурский кремль; 4) наличие в музеях Свердловской области уникального историко-культурного наследия и редких естественно-исторических объектов; 5) большой опыт музейной деятельности в регионе: первые музеи на территории области появились в XVIII веке, с 1870 года в Екатеринбурге начал работу первый публичный музей области - музей Уральского общества любителей естествознания, имевший большой авторитет в России; 6) успешный опыт сохранения и комплектования музейных фондов (ежегодно в музеях области наблюдается существенный прирост предметов); 7) собственные концепции и стратегии развития музеев; 8) собственные программы музеев, направленные на патриотическое воспитание жителей области; 9) высокий потенциал музеев для создания конкурентоспособных продуктов (экспозиций, выставок, мероприятий, издательской и сувенирной продукции); 10) внедрение коллективами музеев новых направлений деятельности, в том числе маркетинговых, вызванных потребностями рыночных отношений; 11) наличие возможностей по систематической подготовке и продвижению профессиональных кадров музеев; 12) наличие у многих музеев успешного опыта реализации инновационных проектов в музейной сфере, в том числе внедрения перспективных медийных проектов с применением информационных технологий. Внешние факторы, положительно влияющие на развитие музейной сферы: 1) особое географическое положение области в центре России, на границе Европы и Азии; 2) значительный потенциал социально-экономического развития Свердловской области, стратегии развития региона, целевые и комплексные программы - в частности, по развитию культуры и туризма; 3) нормативная правовая база; 4) возрастающий интерес к Свердловской области как к региону, с одной стороны, с инновационным типом экономики, а с другой - сохраняющему свое неповторимое лицо, богатое культурное наследие; 5) полиэтнический характер населения Свердловской области, поддерживающий интерес к материальной и духовной культуре народов Урала; этнополитическая стабильность в регионе; 6) большое число региональных средств массовой информации, заинтересованных в продвижении музейных проектов и способствующих этому; 7) достаточно высокий образовательный уровень населения, способствующий формированию спроса на творческие предложения в музейной сфере; 8) признание развития внутреннего туризма одним из приоритетов региональной политики, наличие динамики увеличения туристского потока в регион; 9) наличие в регионе развитого краеведческого движения, активных научно-краеведческих, военно-исторических и генеалогических обществ. Внутренние слабости музейной системы, препятствующие развитию: 1) недостаток бюджетного финансирования и собственных средств государственных и муниципальных учреждений, не позволяющий модернизировать постоянные экспозиции, осуществлять крупные выставочные и культурно-массовые проекты, осуществлять фондово-закупочную деятельность, реставрацию музейных предметов, проводить капитальный ремонт зданий и помещений; 2) слабая материально-техническая база музеев, дефицит имеющихся экспозиционных площадей и фондохранилищ, отсутствие в имеющихся фондохранилищах систем пожарной безопасности, климат-контроля, недостаток современного экспозиционно-выставочного и фондового оборудования; 3) неудовлетворительное состояние зданий и помещений, в которых расположены государственные и муниципальные музеи Свердловской области, потребность в капитальном ремонте и реставрации зданий - объектов культурного наследия; 4) неудовлетворительная динамика внедрения в музеях информационных систем учета, составления и ведения электронных каталогов; 5) неудовлетворительный уровень профессиональной подготовки и переподготовки кадров, как следствие - низкая творческая активность многих музейных коллективов, отсутствие финансовой возможности для систематического повышения квалификации сотрудников; 6) небольшие штаты музеев, не предусматривающие наличие специалистов по культурно-образовательной деятельности, маркетингу и рекламе, связям с общественностью, технических специалистов, способных обслуживать мультимедиа-комплексы, сопровождать сайты, реставраторов и художников, владеющих проектным методом и умением вести научно-исследовательскую работу; 7) неподготовленность руководителей и специалистов музеев к работе в рыночных условиях, неготовность сотрудников музеев осваивать новые технологии; 8) отсутствие в большинстве музеев практики проведения маркетинговых исследований и анкетирования посетителей, использования системы волонтерства; 9) отсутствие в большинстве музеев сувенирной продукции, информационных материалов (буклетов, каталогов, путеводителей). Внешние факторы, препятствующие развитию музейной сферы в Свердловской области: 1) высокая зависимость музейной сферы, как и в целом сферы культуры в Свердловской области, от бюджетного финансирования; 2) состояние российского законодательства, препятствующее развитию меценатства и спонсорства, других форм негосударственных инвестиций в музеи; 3) низкий уровень платежеспособности населения в малых городах и в сельской местности, ограничивающий возможности граждан получать услуги музеев на платной основе; 4) малые возможности у муниципалитетов для формирования бюджетов, необходимых подведомственным музеям; 5) недооценка некоторыми муниципальными руководителями значения и роли местных музеев в социально-экономическом развитии территории; 6) текущий процесс реформирования бюджетной отрасли; 7) невысокая численность пользователей персональных компьютеров, индивидуальных пользователей сети Интернет в Свердловской области, препятствующая широкому распространению новых форм музейных услуг на основе IT-технологий; 8) отсутствие единого информационного пространства, объединяющего музейную сферу Свердловской области; 9) слабо развитая туристская индустрия. Раздел 6. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОЙ СФЕРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Анализ имеющихся внутренних и внешних факторов развития музейной сферы в Свердловской области выявляет ряд существенных преимуществ, которые свидетельствуют о большом потенциале для развития музейной сферы Свердловской области, и выявляет недостатки, ключевым из которых является дефицит финансирования. В условиях сохранения высокой зависимости музейной сферы от бюджетного финансирования основным должен быть признан интенсивный путь развития этого направления культурной деятельности, предусматривающий повышение эффективности использования сложившейся инфраструктуры, развитие новых подходов к экономике культуры, в том числе рационализацию форм и механизмов бюджетного финансирования организаций культуры, и эффективного, инициативного менеджмента на всех уровнях. В настоящее время не существует сводной статистики отрасли, включающей статистику по ведомственным и корпоративным музеям. Для принятия дальнейших решений по развитию музейной сферы требуется, прежде всего, провести учет всех действующих музеев на территории Свердловской области, включая ведомственные, общественные и частные. Необходимо знать как общее количество музеев, так и распределение их по территориям муниципальных образований. Основными направлениями дальнейшего развития музейной сферы могут стать: расширение профильного разнообразия, модернизация существующих государственных и муниципальных музеев, создание регионального научно-методического центра (на базе ГАУК СО "Свердловский областной краеведческий музей"), а также многофункциональных музейно-выставочных и депозитарных центров в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Ирбите. Необходимо отметить, что в 37 муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, нет музейных учреждений (Ачитский городской округ, городской округ Красноуфимск, городской округ Ревда, городской округ Среднеуральск, Нижнесергинское городское поселение, Малышевский городской округ, городской округ Рефтинский и другие), а в 22 муниципальных образованиях существующее количество музеев недостаточно для обеспечения необходимого уровня услуг в данной сфере культуры (Артемовский городской округ, Новоуральский городской округ, городской округ Верхняя Пышма, городской округ Красноуфимск, городской округ Первоуральск, Полевской городской округ, городской округ Краснотурьинск, Серовский городской округ, Березовский городской округ, муниципальное образование "Город Каменск-Уральский"). Развитие музейной сети Свердловской области должно идти по пути создания многоуровневой системы, в которой каждый музей выполняет свою функцию по отношению к сети в целом. Методическое руководство со стороны ведущих музеев региона должно перерасти в сетевое партнерство и культурное сотрудничество между музеями различных уровней подчинения и форм собственности в целях реализации совместных проектов, решения текущих проблем основной деятельности и выработки общей маркетинговой политики. Базовыми принципами развития музеев в Свердловской области должны стать применение кластерного подхода, нишевых стратегий развития, различных маркетинговых практик в представлении историко-культурного наследия Среднего Урала и эффективное использование бюджетных средств. Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЛАСТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГАУК СО "Свердловский областной краеведческий музей". Крупнейшее музейное объединение Свердловской области, ведущее свою летопись с 1870 года. В составе музейного объединения есть наиболее динамично развивающиеся подразделения, в основном это музеи, работающие на правах отделов, расположенные в городе Екатеринбурге, а также филиал в городе Березовском - именно они дают наиболее высокие показатели посещаемости. Перспективен с точки зрения образования музейно-туристического кластера филиал в городе Алапаевске. Помимо Дома-музея им. П.И. Чайковского, кластер может включить в себя площадки Музейного объединения города Алапаевска (в том числе Мемориал в Напольной школе), сеть Верхнесинячихинского музейного объединения (четыре муниципальных музея историко-краеведческого и этнографического профиля в Алапаевском муниципальном образовании), площадку ГБУК СО "Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства им. И.Д. Самойлова", объекты туристского и паломнического интереса в мужском монастыре в честь Новомучеников Российских и линейный объект - Алапаевскую узкоколейную железную дорогу. Кластерное развитие могут получить филиалы ГАУК СО "Свердловский областной краеведческий музей" в городах Сысерть и Полевской - совместно с особо охраняемой природной территорий "Природный парк "Бажовские места" и ведомственным музеем Северского трубного завода (Домна-музей Северского железоделательного завода) - эта территория может стать основной площадкой для продвижения и популяризации по тематике сказов П.П. Бажова. Тематически в данный кластер входят также подразделения муниципального учреждения культуры "Объединенный музей писателей Урала" - Дом-музей П.П. Бажова в городе Екатеринбурге и Музей П.П. Бажова в городе Сысерть. Просматривается потенциал Туринского филиала (тема декабристов) и формирование восточного музейного кластера Ирбит - Туринск - Тавда, хотя удаленность Туринска от регионального центра является одной из ключевых проблем эффективного осуществления основной деятельности этого подразделения. Необходима проработка концепций развития филиалов в поселке Арти, городе Асбесте и рабочем поселке Пышма - показатели деятельности этих подразделений свидетельствуют о накопившихся и пока нерешенных проблемах. ГАУК СО "Свердловский областной краеведческий музей" является ведущим учреждением в регионе, поэтому на его базе целесообразно создание регионального научно-методического музейного центра (Центра инновационных музейных технологий), основными направлениями деятельности которого должны стать: 1) сбор и обработка статистической отчетности, подготовка аналитической и методологической информации; 2) методологическая деятельность по обеспечению сохранности Музейного фонда Российской Федерации, хранящегося в музеях Свердловской области; 3) учебно-образовательная функция (курсы повышения квалификации для руководителей и специалистов государственных, муниципальных, ведомственных и частных музеев, школа реставраторов); 4) деятельность научно-методического центра как инновационного центра по внедрению новых технологий, проектная деятельность; 5) ведение сайта www.ural-museum.ru (единого интернет-ресурса), создание и ведение единого электронного каталога по Свердловской области; 6) издательская деятельность, подготовка к отраслевым выставкам, организация и проведение массовых и событийных мероприятий. ГАУК СО "Музей истории камнерезного и ювелирного искусства" - создан в 1992 году, в настоящее время представляет крупнейшее собрание ювелирного и камнерезного искусства Урала XIX - XX веков. В фондах музея собраны редкие изделия из уральского малахита, родонита, яшмы и других уральских камней, ювелирные украшения XIX века из золота с бриллиантами, произведения фирмы Карла Фаберже. Наличие художественного музея подобного профиля дало возможность разработать концепцию уникального проекта "Изумрудная комната", реализация которого началась в 2013 году. Изумруд является одним из геммологических символов Урала и самым знаменитым и дорогим из уральских драгоценных камней. Ныне действующее месторождение изумруда на территории Свердловской области - единственное в России - дает возможность реализовать в городе Екатеринбурге выставочно-экспозиционный проект "Изумрудная комната" (по аналогу со знаменитой "Янтарной комнатой"), который может стать настоящей торговой маркой для Свердловской области. В разработанную для данного проекта "дорожную карту" вошли график тематических выставок, в том числе обменных и с международным участием, мероприятия по комплектованию фондов, издательской деятельности и производству сувенирной продукции, созданию виртуального музея. Еще одним стратегическим проектом по дальнейшему развитию учреждения является создание на базе коллекции музея и частных коллекций собирателей уральского камня (В.А. Пелепенко, В.И. Ермоленко, Л.С. Тарабанчик, Г.А. Корендясева и других) Уральского Музея Камня. Концепция создания Уральского Музея Камня предполагает его размещение в "Усадьбе А.А. Железнова, 1892 - 1895" - объекте культурного наследия регионального значения и представление в музейной экспозиции всего богатства минералогического и культурного наследия, эстетической красоты природных минералов Урала и других регионов России. Так, планируется, что в структуре музея будут присутствовать Яшмовый, Малахитовый и Родонитовый залы, экспозиции "Царство уральских минералов", "Сокровищница Хозяйки медной горы" и "Золотая кладовая". Также планируется создание в структуре Музея Камня "Сувенирной лавки", реставрационной мастерской и выставки под открытым небом "Сад камней". Важным принципом создания Музея Камня является применение механизма государственно-частного партнерства - взаимодействие с частными коллекционерами и частными музеями (в данном случае идет речь о принятии частных коллекций на временное (долгосрочное) хранение) и применение новейших коммуникативных технологий для формирования особой культурной среды, продвижения и популяризации темы уральских самоцветов. ГБУК СО "Уральский государственный военно-исторический музей" учрежден в 2008 году на базе Областного музея воздушно-десантных войск "Крылатая гвардия" (основан в 1990 году). Помимо головного в структуру учреждения входят филиалы - Музей разведчика Н.И. Кузнецова в городе Талица с отделом в деревне Зырянка и Дом-музей генерала Федюнинского в деревне Гилева Тугулымского городского округа. Музей является ведущим учреждением культуры в сфере военно-патриотического воспитания детей и молодежи. Одной из основных форм культурно-просветительской работы музея является проведение массовых мероприятий - в 2013 году было проведено 315 мероприятий, участниками которых стали 25,5 тыс. детей и подростков. Особой популярностью у подрастающего поколения пользуются интерактивные программы "Зарница в музее ВДВ", "Спасти Деда Мороза! Никто кроме нас!", приключенческая игра "Танки в городе". В настоящее время разрабатывается концепция создания в Свердловской области Музея Победы (как филиала ГБУК СО "Уральский государственный военно-исторический музей") - культурно-образовательного центра патриотического воспитания и крупнейшего на Урале музея военно-патриотической направленности. Планируется, что в составе музея будет развернута экспозиция, посвященная Уральскому Добровольческому танковому корпусу, выставки, посвященные ратному труду уральцев в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, будет создан масштабный виртуальный проект "Музей Победы" (его реализация уже начата в 2012 году). Музей Победы призван стать центром патриотического воспитания в Свердловской области, в функции которого будет входить организационно-методическое обеспечение региональных и муниципальных культурно-образовательных проектов, проведение мероприятий по музейной педагогике, событийных мероприятий для детей школьного возраста и молодежи, работа с ветеранскими общественными организациями и патриотическими клубами. ГБУК СО "Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник" создан в 1999 году. Его уникальность в том, что он находится на территории каменного Кремля XVIII века, на территории, которая является культурным, историческим, религиозным и общественным центром города. Ансамбль Верхотурского кремля включает в себя комплекс зданий XVII - начала XX веков: "Собор Троицы", "Амбары", "Дом воеводы", "Приказные палаты", "Здание уездного казначейства", "Стена с башнями". Здесь же находятся археологические памятники - воссозданное здание "Поварни-Караульни" и ряд объектов, еще требующих восстановления, - "Кладовая палата", "Пороховой погреб". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|