Расширенный поиск
Закон Свердловской области от 19.03.1998 № 18-ОЗ Утратил силу - Закон Свердловской области
от 17.04.2006 № 24-ОЗ
ЗАКОН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОРГАНАХ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 3 марта 1998 года
(В редакции Закона Свердловской области от 13.07.2001 № 41-ОЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Областного закона
Настоящий Областной закон определяет функции и принципы деятельности органов опеки и попечительства в Свердловской области, устанавливает формы и порядок обеспечения и защиты органами опеки и попечительства в Свердловской области прав и законных интересов несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, а также защиты имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими. Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Областном законе В настоящем Областном законе применяются следующие основные понятия: опека - форма защиты прав и интересов малолетних, а также недееспособных вследствие психического расстройства лиц, проявления заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающая их
содержание, воспитание и образование; попечительство - форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, а также ограниченно дееспособных вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами лиц, обеспечивающая их надлежащее содержание и поведение, а также воспитание и образование; дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, единственный или оба родителя которых умерли (признаны умершими); дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными; дети в случаях болезни
или длительного отсутствия родителей, в том числе нахождения их в местах лишения свободы, в случаях уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных или лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения; дети, в отношении которых судом установлено, что их родители либо другие лица, у которых они находятся, не в состоянии обеспечить их надлежащее воспитание и развитие, а также дети в других случаях отсутствия родительского попечения; патронаж - форма защиты прав совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности; приемная семья - форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Статья 3. Органы опеки и попечительства в Свердловской области
1. Органами опеки и попечительства в Свердловской области являются органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. 2. Уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований может предусматриваться осуществление функций опеки и попечительства исполнительными органами или должностными лицами местного самоуправления либо специально созданными органами опеки и попечительства. 3. Органы опеки и попечительства в Свердловской области в своей
деятельности руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Областным законом, другим законодательством Российской Федерации и Свердловской области. Статья 4. Функции органов опеки и попечительства в Свердловской
области Органы опеки и попечительства в Свердловской области осуществляют: 1) защиту семейных прав в случаях, предусмотренных семейным законодательством; 2) защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществление контроля за их содержанием, воспитанием и образованием;
обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье; 3) защиту прав и законных интересов недееспособных и ограниченно дееспособных лиц; 4) защиту прав и законных интересов дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья; 5) защиту имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими. Статья 5. Принципы деятельности органов опеки и попечительства в Свердловской области Органы опеки и попечительства в Свердловской области действуют на основе установленных семейным законодательством принципов: 1) обеспечения приоритетной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нетрудоспособных и иных категорий лиц, нуждающихся в социальной защите; 2) приоритета семейного воспитания детей, обеспечения благоприятных условий для их воспитания, образования и развития; 3) недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав; 4) разрешения разногласий по вопросам семейных отношений на основе законности, гуманности, разумности и справедливости, обеспечения равенства и уважения прав всех членов семьи, соблюдения права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени; 5) государственной поддержки деятельности органов опеки и попечительства, взаимодействия и координации деятельности с органами государственной власти и общественными организациями при осуществлении защиты прав и законных интересов детей, опекаемых и подопечных. Статья 6. Полномочия органов государственной власти Свердловской области в сфере государственной поддержки и содействия деятельности органов опеки и попечительства 1. Законодательное Собрание Свердловской области:
- принимает областные законы, регулирующие семейные отношения, а также организацию и общие направления деятельности органов опеки и попечительства, вносит в них изменения и дополнения, осуществляет контроль за их исполнением и устанавливает ответственность за неисполнение областного законодательства в сфере защиты прав детей, деятельности органов опеки и попечительства; - устанавливает областным законом минимальные социальные нормы и нормативы предоставления социальных услуг для детей и лиц, находящихся под опекой и попечительством, обеспечивающие минимально необходимый уровень их содержания, социального и медицинского обслуживания, образования, воспитания и полноценного развития детей. 2. Губернатор Свердловской области:
- реализует государственную политику в сфере организации и определения общих направлений деятельности органов опеки и попечительства; - утверждает областные целевые программы защиты прав и интересов семьи и детей, лиц, находящихся под опекой (попечительством), профилактики детской безнадзорности и правонарушений, определяет органы и организации, ответственные за исполнение этих программ; - образует в системе исполнительных органов государственной власти Свердловской области уполномоченные органы и специализированные подразделения по координации деятельности и взаимодействию с органами
опеки и попечительства, проблемам семьи, усыновления и защиты прав детей, опекаемых и подопечных. 3. Правительство Свердловской области:
- разрабатывает областные целевые программы защиты прав и интересов семьи и детей, лиц, находящихся под опекой (попечительством), профилактики детской безнадзорности и правонарушений, определяет органы и организации, ответственные за исполнение этих программ, контролирует их исполнение; - обеспечивает реализацию областных законов в сфере регулирования семейных отношений, защиты прав и интересов детей, деятельности органов опеки и попечительства; - подготавливает и представляет Губернатору Свердловской области ежегодный доклад о состоянии дел в области защиты прав семьи и детей, опекаемых и подопечных. 4. Уполномоченные органы и специализированные подразделения исполнительных органов государственной власти Свердловской области по
координации деятельности и взаимодействию с органами опеки и попечительства в целях государственной поддержки деятельности органов
опеки и попечительства: - организуют исполнение областных целевых программ защиты прав и интересов семьи и детей, опекаемых и подопечных, программ профилактики детской безнадзорности и правонарушений; - вносят в установленном порядке предложения по финансированию областных целевых программ и мероприятий, распределению финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на их осуществление; - координируют деятельность, оказывают консультативную и методическую помощь органам опеки и попечительства, специализированным организациям и учреждениям, в которых находятся лица, нуждающиеся в опеке (попечительстве), обеспечивают их необходимыми методическими, информационными и аналитическими материалами; - организуют и осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для органов опеки и попечительства, специализированных организаций и учреждений; - формируют областной банк данных о лицах, находящихся под опекой (попечительством) или нуждающихся в опеке (попечительстве); - подготавливают и представляют Правительству Свердловской области информацию о состоянии дел в области защиты прав семьи и детей, опекаемых и подопечных; - осуществляют иные полномочия в соответствии с положениями о них, утвержденными Правительством Свердловской области. Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Статья 7. Организация деятельности органов опеки и попечительства в муниципальных образованиях 1. Органы местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно определяют структуру органов опеки и попечительства муниципального образования в соответствии с требованиями федерального
законодательства и настоящего Областного закона. 2. Общее руководство органами опеки и попечительства осуществляет глава муниципального образования, который несет персональную ответственность за результаты их деятельности. По решению главы муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления руководство деятельностью по осуществлению опеки и попечительства может возлагаться на единые специализированные подразделения администрации муниципального образования (отделы или службы по опеке и попечительству, по защите семьи и детства). 3. Решения об образовании, упразднении, преобразовании, утверждении и изменении структуры и штатов органов опеки и попечительства, назначении и освобождении от должности их руководителей принимаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральным и областным законодательством и уставами муниципальных образований. Должностные лица органов опеки и попечительства являются муниципальными служащими. Статья 8. Решения органов опеки и попечительства
1. По вопросам, входящим в их компетенцию, органы опеки и попечительства принимают решения. Порядок принятия решений органами опеки и попечительства устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством. 2. Решения органов опеки и попечительства могут быть обжалованы
в установленном законом порядке. Статья 9. Комиссия по опеке и попечительству, усыновлению и защите прав несовершеннолетних 1. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может предусматриваться создание единой Комиссии по опеке и попечительству, усыновлению и защите прав несовершеннолетних (далее - комиссия). Комиссия является коллегиальным совещательным органом при главе муниципального образования или органе по опеке и попечительству муниципального образования. 2. Полномочия, состав, порядок образования и деятельности комиссии устанавливаются решениями органов местного самоуправления с учетом примерного положения о комиссии по опеке и попечительству, усыновлению и защите прав несовершеннолетних, утверждаемого Правительством Свердловской области. Статья 10. Общественные советы по опеке и попечительству
1. В целях координации деятельности по опеке и попечительству, обеспечения участия общественности в осуществлении этой деятельности в Свердловской области образуются общественные советы по опеке и попечительству. В состав областного общественного совета по опеке и попечительству входят депутаты палат Законодательного Собрания Свердловской области, представители Правительства Свердловской области, исполнительных органов государственной власти области в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты населения, представители областных общественных организаций, осуществляющих защиту прав и интересов детей, оказывающих содействие их воспитанию и
образованию. Общественные советы по опеке и попечительству действуют на основе положения об общественном совете, утверждаемого Губернатором Свердловской области. 2. Для координации деятельности по осуществлению опеки и попечительства органами местного самоуправления муниципального образования могут создаваться общественные советы муниципальных образований по опеке и попечительству. Общественные советы по опеке и попечительству муниципальных образований действуют на основе положения об общественном совете, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования. Статья 11. Взаимодействие органов опеки и попечительства в Свердловской области с органами государственной власти Свердловской области Органы опеки и попечительства в Свердловской области при осуществлении функций опеки и попечительства взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти Свердловской области. Органы государственной власти Свердловской области осуществляют методическое руководство и координацию деятельности органов опеки и попечительства, оказывают органам опеки и попечительства содействие в
осуществлении их функций. Статья 12. Взаимодействие органов опеки и попечительства с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами профилактики детской безнадзорности и правонарушений, общественными организациями Взаимодействие органов опеки и попечительства с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами профилактики детской безнадзорности и правонарушений, профессиональными союзами, общественными организациями инвалидов, ветеранов, пенсионеров, молодежными общественными организациями и иными организациями осуществляется посредством: 1) разработки и реализации совместных программ, акций и мероприятий; 2) координации деятельности, обмена информацией, проведения взаимных консультаций; 3) выявления и учета мнения общественных организаций при принятии решений органами опеки и попечительства; 4) участия общественных организаций в контроле за деятельностью
по опеке и попечительству; 5) привлечения общественных организаций к оказанию опекунам, попечителям, опекаемым и подопечным информационной, психологической, педагогической, юридической и иной помощи; 6) иных форм взаимодействия.
Статья 13. Финансирование органов опеки и попечительства
Финансирование органов опеки и попечительства осуществляется в порядке, определяемом федеральным и областным законодательством. Статья 14. Рассмотрение органами опеки и попечительства обращений граждан Органы опеки и попечительства в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, рассматривают предложения,
заявления и жалобы граждан по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают по ним необходимые меры. Глава III. ЗАЩИТА ОРГАНАМИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Статья 15. Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего
при установлении отцовства 1. Органы опеки и попечительства в Свердловской области в интересах несовершеннолетнего дают согласие на установление отцовства
в случае смерти его матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав. Согласие на установление отцовства дается органами
опеки и попечительства в месячный срок по заявлению лица, признающего
себя отцом ребенка. 2. Органы опеки и попечительства отказывают в даче согласия на установление отцовства в случаях, когда установление отцовства ущемляет права несовершеннолетнего или противоречит его интересам. 3. Согласие (отказ в даче согласия) на установление отцовства в
отношении несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, дается
органами опеки и попечительства с учетом мнения несовершеннолетнего. Статья 16. Защита права несовершеннолетнего на имя и фамилию 1. Органы опеки и попечительства в Свердловской области в интересах несовершеннолетнего, между родителями которого возникли разногласия относительно присвоения ему имени и (или) фамилии, разрешают разногласия и принимают решение о присвоении ребенку имени и (или) фамилии в соответствии с семейным законодательством. Решение о присвоении ребенку имени и (или) фамилии принимается органами опеки и попечительства в месячный срок по заявлению родителей (одного из родителей), не достигших соглашения относительно имени и (или) фамилии ребенка. Если после подачи заявления родителями достигнуто соглашение относительно имени и фамилии ребенка, они вправе обратиться в орган опеки и попечительства с совместным заявлением о прекращении рассмотрения вопроса о присвоении ребенку имени и (или) фамилии. 2. Органы опеки и попечительства в Свердловской области в месячный срок в интересах несовершеннолетнего, не достигшего возраста
четырнадцати лет, по совместному заявлению родителей ребенка либо одного из раздельно проживающих родителей, с которым ребенок фактически проживает, а также по заявлению матери ребенка, в отношении которого отцовство в законном порядке не установлено, разрешают изменить его имя и (или) изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Решение об изменении имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, принимается органами опеки и попечительства только с его согласия. Решение об изменении имени и (или) фамилии ребенка по заявлению
одного из родителей, с которым проживает ребенок, принимается с учетом мнения другого родителя (за исключением случаев его смерти, невозможности установления места нахождения, признания недееспособным, лишения родительских прав, а также уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка). 3. Органы опеки и попечительства в Свердловской области отказывают в разрешении на изменение имени и (или) фамилии ребенка в случаях, когда изменение имени и (или) фамилии ущемляет права несовершеннолетнего или противоречит его интересам. Отказ в разрешении на изменение имени и (или) фамилии ребенка может быть обжалован родителями (одним из родителей, обратившимся с заявлением) в установленном законом порядке. Статья 17. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних при их вступлении в брак 1. Органы опеки и попечительства в Свердловской области осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних при их вступлении в брак в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящей статьей. 2. Органы опеки и попечительства по просьбе лиц, желающих вступить в брак в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, готовят предложение органу местного самоуправления о возможности вступления в
брак несовершеннолетних (несовершеннолетнего). Предложение о возможности вступления в брак несовершеннолетних (несовершеннолетнего) готовится органами опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетних (несовершеннолетнего) в месячный срок при наличии уважительных причин (беременности или рождения ребенка и других особых обстоятельств). 3. В виде исключения при наличии особых обстоятельств органы опеки и попечительства вправе давать предложения органам местного самоуправления о возможности вступления в брак несовершеннолетних (несовершеннолетнего) в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет. 4. Предложение о возможности вступления в брак дается органами опеки и попечительства, исходя из интересов несовершеннолетнего (несовершеннолетних), с учетом состояния здоровья, физического и психического развития, материального и семейного положения, предшествующего поведения и рода деятельности обоих лиц, желающих вступить в брак, мнения родителей (лиц, их заменяющих), различия в возрасте и других обстоятельств. 5. Разрешение на вступление в брак дается органами местного самоуправления после предоставления всех необходимых документов, подтверждающих указанные выше обстоятельства. 6. Орган опеки и попечительства отказывает в разрешении на вступление в брак несовершеннолетних (несовершеннолетнего), если будет установлено, что вступление в брак не отвечает интересам несовершеннолетнего. Статья 18. Защита прав и законных интересов ребенка несовершеннолетних родителей 1. Органы опеки и попечительства в Свердловской области оказывают содействие несовершеннолетним родителям в воспитании ребенка, защите прав и законных интересов ребенка и прав несовершеннолетних родителей на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. 2. В случаях, если органом опеки и попечительства будет установлено, что несовершеннолетние родители в возрасте до 16 лет не в состоянии обеспечить необходимые условия для воспитания ребенка, орган опеки и попечительства вправе назначить ему опекуна, который будет осуществлять воспитание ребенка совместно с его несовершеннолетними родителями. Разногласия между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями по вопросам воспитания ребенка разрешаются органом опеки и попечительства. Статья 19. Защита прав и законных интересов ребенка при разногласиях между его родителями или между родителем и ребенком 1. Органы опеки и попечительства в Свердловской области по заявлению родителей (одного из них) или по заявлению (обращению) ребенка разрешают разногласия между родителями по вопросам о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, а также разногласия между родителями или между родителями и ребенком по вопросам воспитания и образования ребенка. Органы опеки и
попечительства разрешают разногласия в месячный срок со дня поступления заявления родителей (одного из них) или заявления (обращения) ребенка. 2. Если после подачи заявления о разрешении разногласий между родителями или между родителями и ребенком достигнуто соглашение, они
вправе обратиться в орган опеки и попечительства с совместным заявлением о прекращении рассмотрения вопроса о разрешении разногласий. 3. Если органом опеки и попечительства будет установлено, что между интересами родителей (одного из них) и законными интересами ребенка имеются противоречия, орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Статья 20. Защита права несовершеннолетнего на общение с родителями и другими родственниками 1. Органы опеки и попечительства в Свердловской области оказывают содействие несовершеннолетним в осуществлении их права на общение с родителями и другими родственниками. 2. В случае отказа родителей или приемных родителей (одного из них) от предоставления несовершеннолетнему возможности общаться с близкими родственниками (другим родителем), орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, обязывает родителей или приемных родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. 3. Если родители или приемные родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, орган опеки и попечительства принимает предусмотренные семейным законодательством меры к устранению препятствий к общению несовершеннолетнего с близкими родственниками (другим родителем). 4. Орган опеки и попечительства дает согласие на контакты ребенка с родителем, родительские права которого ограничены судом, если эти контакты не оказывают на ребенка вредного влияния. Статья 21. Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего
при злоупотреблении родительскими правами или ненадлежащем осуществлении прав и обязанностей родителями (лицами, их заменяющими) 1. Органы опеки и попечительства в Свердловской области обязаны
принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка,
родители которого (лица, их заменяющие) злоупотребляют родительскими правами либо не выполняют или ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по воспитанию и образованию ребенка. 2. Если органом опеки и попечительства будет установлено, что родители (лица, их заменяющие) злоупотребляют родительскими правами либо не выполняют или ненадлежащим образом выполняют свои обязанности
по воспитанию и образованию ребенка, орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. 3. При непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка вследствие злоупотребления родительскими правами (жестокого обращения
родителей (лиц, их заменяющих) с детьми, осуществления над ними физического или психического насилия, покушения на их половую неприкосновенность) орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (лиц, их заменяющих). 4. Немедленное отобрание ребенка производится на основании соответствующего решения органа местного самоуправления муниципального образования. 5. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан в соответствии с семейным законодательством незамедлительно уведомить об этом прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав. Статья 22. Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего
при лишении его родителей родительских прав (ограничении в родительских правах) либо при восстановлении в родительских правах 1. Органы опеки и попечительства в Свердловской области обязаны
принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка при лишении его родителей родительских прав, ограничении в родительских правах либо при восстановлении родителей ребенка в родительских правах. 2. Если органом опеки и попечительства будет установлено, что имеются предусмотренные семейным законодательством основания для лишения родителей ребенка родительских прав либо ограничения родителей ребенка в родительских правах, орган опеки и попечительства обязан обратиться с соответствующим заявлением в суд. 3. Если органом опеки и попечительства будет установлено, что родители (один из них), в отношении которых судом принято решение об ограничении в родительских правах, в течение шести месяцев после вынесения судебного решения не изменили своего поведения, орган опеки
и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении родителей (одного из них) родительских прав. Орган опеки и попечительства вправе в интересах ребенка обратиться в суд с иском о лишении родительских прав и до истечения этого срока. 4. Орган опеки и попечительства обязан в интересах ребенка принимать участие в рассмотрении дел о лишении родительских прав или об ограничении в родительских правах в суде, а также в принудительном
исполнении решений, связанных с отобранием ребенка. 5. Ребенок, оба родителя (единственный родитель) которого лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах, а также ребенок родителя, лишенного родительских прав, при невозможности передачи его другому родителю передается на попечение органа опеки и попечительства. Статья 23. Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. Органы опеки и попечительства в Свердловской области обязаны
обеспечить защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Органы опеки и попечительства в Свердловской области выявляют и ведут учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется в журнале установленного образца. В трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении
факта отсутствия попечения родителей или родственников принять необходимые меры по обеспечению защиты прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. 3. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, подлежит устройству органом опеки и попечительства на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью). При отсутствии возможности устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, дети по решению органов опеки и попечительства подлежат временному устройству
в муниципальное детское воспитательное или лечебное учреждение по месту нахождения ребенка. Решение об устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, принимается органом опеки и попечительства в
течение месяца со дня получения сведений об этом ребенке. До устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью либо в муниципальное детское воспитательное или лечебное учреждение обязанности опекуна (попечителя) в отношении этого ребенка временно осуществляются органом опеки и попечительства. 4. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в месячный срок со дня поступления сведений о временном устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, принимает меры по его последующему устройству на воспитание в семью граждан, проживающих на территории Свердловской области, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. В случае, если ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации по фактическому месту жительства (нахождения) на воспитание в семью, орган опеки и попечительства передает сведения
об этом ребенке для постановки его на централизованный учет в соответствующий исполнительный орган государственной власти Свердловской области. При отсутствии возможности для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью граждан, проживающих на территории Свердловской области, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области информирует об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для централизованного учета и оказания содействия в последующем устройстве ребенка в семью граждан в порядке, установленном федеральным законодательством. Статья 24. Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их передаче в приемные семьи 1. Органы опеки и попечительства в Свердловской области обязаны
осуществлять защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их передаче на воспитание в приемные семьи в порядке, установленном федеральным и областным законодательством. 2. Органы опеки и попечительства по месту жительства граждан, желающих принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, в приемную семью, дают заключение о возможности их быть приемными родителями. Заключение дается органами опеки и попечительства в 20-дневный срок со дня поступления в орган опеки и попечительства заявления граждан, желающих принять ребенка в семью, с приложением следующих документов: - паспорта, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другого заменяющего его документа; - справки с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копии декларации о доходах, заверенной в установленном порядке; - документа, подтверждающего наличие у лица, желающего принять ребенка (детей) в семью, необходимых жилищных условий; - копии свидетельства о браке (если лицо, желающее принять ребенка (детей) в семью, состоит в браке); - медицинской справки государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего стать приемным родителем ребенка. Заключение о возможности быть приемными родителями дается органами опеки и попечительства на основании акта обследования условий жизни граждан, желающих принять ребенка (детей) в семью, составляемого должностными лицами органа опеки и попечительства и утверждаемого руководителем органа опеки и попечительства. Заключение
о возможности быть приемными родителями действительно в течение одного года. 3. Орган опеки и попечительства осуществляет предварительный подбор приемных родителей и выдачу заключения о возможности передачи им ребенка с учетом их личных качеств, способности к выполнению обязанностей по воспитанию детей, их отношениями с ребенком (детьми),
взаимоотношений с другими членами семьи, проживающими совместно с ними, а также состояния здоровья. В случае если гражданин изъявляет желание принять в семью ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано о наличии необходимых условий для его воспитания. В случае принятия отрицательного заключения орган опеки и попечительства в пятидневный срок направляет его заявителю с возвращением всех документов и разъяснением порядка обжалования. 4. Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора органами опеки и попечительства ребенка (детей), оставшихся без попечения родителей, с целью передачи их в приемную семью. При этом органами опеки и попечительства предоставляется информация о ребенке (детях), которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, и выдается направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). В случае отсутствия на территории муниципального образования детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства либо лица, желающие принять ребенка в семью, вправе обратиться в соответствующий орган исполнительной власти Свердловской области, осуществляющий централизованный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для оказания
содействия в подборе ребенка в приемную семью. 5. Орган опеки и попечительства дает согласие на передачу ребенка (детей) в приемную семью при условии, что лица, желающие принять ребенка (детей) в семью, соответствуют требованиям, установленным для приемных родителей семейным законодательством Российской Федерации и настоящим Областным законом. Согласие на передачу ребенка (детей) в приемную семью дается органом опеки и попечительства с учетом мнения ребенка (детей). Ребенок (дети), достигшие возраста десяти лет, могут быть переданы в приемную семью только с их согласия. 6. Орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка (детей) заключает договор с приемными родителями
(супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка (детей)
в приемную семью) о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную
семью, передает приемным родителям документы на ребенка в соответствии с перечнем документов, установленным законодательством Российской Федерации, и выдает им удостоверение установленного законодательством
Российской Федерации образца. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), имеющих положительное заключение о возможности быть приемными родителями, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей). 7. Договор о передаче ребенка (детей) в приемную семью предусматривает условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, размер оплаты труда приемных родителей (с указанием порядка и источника финансирования) и
льготы, предоставляемые приемной семье в соответствии с федеральным и
областным законодательством, обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье, срок, на который ребенок помещается в приемную семью, а также срок действия, основания и последствия прекращения договора. Договор о передаче ребенка (детей) в приемную семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменений семейного или имущественного положения приемных родителей, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между ними и других причин, исключающих возможность дальнейшего нахождения ребенка в приемной семье). Договор о передаче ребенка (детей) в приемную семью может быть расторгнут досрочно по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей) или в случае возвращения ребенка (детей) родителям либо усыновления ребенка (детей). 8. Органы опеки и попечительства по месту жительства приемной семьи, а также по месту нахождения ребенка до его помещения в приемную семью обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка
(детей). Материальное обеспечение приемной семьи осуществляется органами местного самоуправления по нормам, установленным законодательством Российской Федерации и Свердловской области. 9. Орган опеки и попечительства по месту жительства приемной семьи осуществляет контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей). 10. Орган опеки и попечительства содействует поддержанию личных
контактов ребенка, принятого в приемную семью, с его кровными родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка, определяет в случае спора порядок общения ребенка с его родителями и родственниками. Статья 25. Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их передаче под опеку или попечительство 1. Органы опеки и попечительства устанавливают опеку или попечительство над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, назначают им опекунов и попечителей. Опека или попечительство устанавливаются органами опеки и попечительства по месту жительства или нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, в целях содержания, воспитания, образования и всестороннего развития ребенка, а также для защиты его прав и законных интересов. Назначение опекуна (попечителя) производится органами опеки и попечительства по месту нахождения или жительства ребенка. В исключительных случаях по согласованию между соответствующими органами опеки и попечительства опекун (попечитель) может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). 2. Опекун (попечитель) должен быть назначен не позднее месяца с
момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над несовершеннолетним. До назначения опекуна (попечителя) исполнение его обязанностей осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства или
нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо администрацией государственного или муниципального воспитательного или лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения, в которое помещен ребенок. 3. Опекуном (попечителем) ребенка назначается совершеннолетнее дееспособное лицо преимущественно из числа лиц, состоящих с ребенком в отношениях родства. При отсутствии таких лиц, а также в случаях, когда их назначение противоречит интересам ребенка, его опекуном или попечителем может быть назначено совершеннолетнее дееспособное лицо, способное по нравственным и иным личным качествам и состоянию здоровья осуществлять обязанности по содержанию, воспитанию, образованию и всестороннему развитию ребенка. Назначение лица опекуном (попечителем) производится органами опеки и попечительства с его согласия, а также с согласия совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи и с учетом отношений между ребенком и лицом, назначаемым опекуном (попечителем), членами его семьи и желания самого ребенка. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. 4. Перед назначением опекуна (попечителя) должностные лица органа опеки и попечительства проводят обследование условий жизни ребенка и будущего опекуна (попечителя), составляют заключение о возможности назначения данного лица опекуном (попечителем), на основе
которого органом опеки и попечительства принимается соответствующее решение. Для участия в обследовании условий жизни ребенка могут привлекаться общественные инспектора по охране детства. 5. Органы опеки и попечительства по месту жительства подопечных
систематически (не реже двух раз в течение года) проводят контрольные
обследования условий содержания, воспитания и образования детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляют надзор за деятельностью их опекунов и попечителей по соблюдению и защите прав и
законных интересов подопечных, выполнению обязанностей заботиться о их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечить получение основного общего образования. По результатам обследования должностными лицами органа опеки и попечительства составляется акт, содержащий оценку условий содержания, воспитания и образования подопечного, рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков. 6. Органы опеки и попечительства оказывают помощь опекунам и попечителям в организации медицинского наблюдения за подопечными, в их воспитании, обучении и организации отдыха. 7. Органы опеки и попечительства по заявлениям несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, и его попечителя дают разрешение на их раздельное проживание при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании, образовании и защите прав и интересов подопечного. При перемене опекуном (попечителем) и (или) подопечным места жительства защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством), осуществляет орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного. 8. В случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления, помещения несовершеннолетнего в государственное или муниципальное воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение, а также по личной просьбе опекуна (попечителя) в связи с его болезнью, изменением места жительства, имущественного или семейного положения, отсутствием взаимопонимания с подопечным или другими уважительными причинами, исключающими возможность продолжения опеки (попечительства), орган опеки и попечительства освобождает опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей. Решение о прекращении опеки (попечительства) принимается органом опеки и попечительства в месячный срок со дня поступления заявления от родителей, усыновителей или от опекуна (попечителя) на основании заключения должностных лиц органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства вправе отказать в прекращении опеки (попечительства), если будет установлено, что это противоречит интересам несовершеннолетнего. Временное помещение подопечного в лечебное, воспитательное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение не является основанием для прекращения опеки (попечительства). 9. В случаях злоупотребления опекуном (попечителем) своими правами, невыполнения, ненадлежащего выполнения или уклонения от исполнения обязанностей орган опеки и попечительства вправе, исходя из интересов подопечного, отстранить опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей. Орган опеки и попечительства обязан принять решение об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей при использовании им опеки и попечительства в корыстных целях, оставлении
подопечного без надзора и необходимой помощи. Статья 26. Защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их усыновлении (удочерении) 1. Органы опеки и попечительства в Свердловской области обязаны
осуществлять защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их усыновлении (удочерении). 2. Органы опеки и попечительства по месту жительства граждан, желающих усыновить (удочерить) ребенка, оставшегося без попечения родителей, дают заключение о возможности их быть усыновителями. Заключение дается органами опеки и попечительства в 15-дневный срок со дня поступления в орган опеки и попечительства заявления граждан, желающих усыновить (удочерить) ребенка, с приложением следующих документов: - паспорта, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другого заменяющего его документа; - справки с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копии декларации о доходах, заверенной в установленном порядке; - документа, подтверждающего наличие у лица, желающего усыновить (удочерить) ребенка, необходимых жилищных условий; - копии финансового лицевого счета с места жительства;
- копии свидетельства о браке (если лицо, желающее усыновить (удочерить) ребенка, состоит в браке); - медицинской справки государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить (удочерить) ребенка. Заключение о возможности быть усыновителями дается органами опеки и попечительства на основании акта обследования условий жизни граждан, желающих усыновить (удочерить) ребенка, составляемого должностными лицами органа опеки и попечительства и утверждаемого руководителем органа опеки и попечительства. Заключение о возможности
быть усыновителями действительно в течение одного года. 3. Органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, предоставляют суду при рассмотрении дела об усыновлении (удочерении) заключение о соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка. Заключение о
соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|