Расширенный поиск
Закон Белгородской области от 17.11.1998 № 46 Утратил силу - Закон Белгородской
области от 22.09.2003 г. N 93
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
З А К О Н БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
О пожарной безопасности в
Белгородской области
Принят областной Думой в целом 22 октября 1998 г. Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом Белгородской области определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Белгородской области, регулирует отношения по вопросам обеспечения пожарной безопасности между органами
государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами с учетом специфических условий области.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем законе применяются следующие понятия:
объект - недвижимое и движимое имущество, в отношении которого устанавливаются требования пожарной безопасности;
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, Белгородской области, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или надлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержание помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
пожароугрожаемое состояние - состояние объекта, при котором вследствие невыполнения установленных требований пожарной безопасности
создаются условия и реальная возможность возникновения пожара и (или)
угроза безопасному пребыванию людей;
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в том числе противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и
их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, иных предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Статья 2. Правовая основа обеспечения пожарной безопасности в Белгородской области Правовой основой обеспечения пожарной безопасности в Белгородской
области являются Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные и иные нормативные правовые акты. Устав Белгородской области, настоящий закон, законодательные и иные нормативные правовые
акты органов государственной власти Белгородской области, нормативные акты Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Нормативные правовые акты по вопросам пожарной безопасности, принимаемые органами государственной власти области и органами местного самоуправления, не могут противоречить настоящему закону.
Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности в области
Система обеспечения пожарной безопасности в области - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно - технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы пожарной безопасности в области являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности в области:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и контроль за пожарной безопасностью продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации (далее - сертификация);
противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);
установление особого противопожарного режима; учет пожаров и их последствий. Глава 2. Пожарная охрана
Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны в области
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
Государственная противопожарная служба;
ведомственная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана; объединения пожарной охраны. Подразделения ведомственной и добровольной пожарной охраны создаются на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их организационно-правовых форм и регистрируются областным органом управления Государственной противопожарной службы.
Основные задачи пожарной охраны:
организация предупреждения пожаров; тушение пожаров. К действиям по предупреждению, ликвидации социально - политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Статья 5. Государственная противопожарная служба области
Государственная противопожарная служба области является основным видом пожарной охраны и входит в состав управления внутренних дел области в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
Основные положения деятельности государственной противопожарной службы области:
организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории области;
организация и осуществление в установленном порядке охраны населенных пунктов, предприятий и организаций от пожаров, других работ
и услуг в области пожарной безопасности;
обеспечение и осуществление тушения пожаров; осуществление финансового и материально-технического обеспечения деятельности подразделений Государственной противопожарной службы и их
органов управления;
координация деятельности других видов пожарной охраны; осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для пожарной охраны.
В систему Государственной противопожарной службы на территории области входят:
областной орган управления Государственной противопожарной службы;
территориальные подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления.
Областной орган управления Государственной противопожарной службы
является самостоятельным оперативным структурным подразделением управления внутренних дел области и руководит деятельностью дислоцированных на территории области подразделений Государственной противопожарной службы.
Подразделениями Государственной противопожарной службы являются:
территориальные подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах;
объектовые подразделения, созданные в целях организации предупреждения пожаров и их тушения на предприятиях.
Предприятия могут заключать с Государственной противопожарной службой договоры о создании объектовых подразделений пожарной охраны.
Создание объектовых подразделений пожарной охраны для отдельных категорий предприятий осуществляется в обязательном порядке. Перечень таких предприятий утверждается правительством администрации области.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации и содержания органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы области определяется действующим законодательством.
Органы местного самоуправления области по согласованию с Государственной противопожарной службой создают и содержат за счет местных бюджетов дополнительную численность подразделений по охране городов и районов области, которая определяется из расчета не менее одного сотрудника Государственной противопожарной службы на 650 человек населения города, района.
Статья 6. Государственный пожарный надзор области
Государственный пожарный надзор - специальный вид государственной
надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы области в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Руководитель органа управления Государственной противопожарной службы области по должности одновременно является главным государственным инспектором области по пожарному надзору.
Должностные лица органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы области при осуществлении государственного пожарного надзора имеют право:
организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с органами исполнительной власти области обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности;
осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;
вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления области предложения о выполнении мер пожарной безопасности;
входить беспрепятственно (по предъявлению служебного удостоверения) на территорию и во все помещения предприятий для проведения обследований и проверок территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов, включая строящиеся, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных
о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
участвовать с правом решающего голоса в работе комиссии по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительных (реконструированных) объектов;
рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений
и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;
проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
давать руководителям предприятий и организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов
работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;
вызывать в орган управления и подразделения Государственной противопожарной службы должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые
объяснения, справки, документы и копии с них;
налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц
Государственной противопожарной службы. Должностные лица органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.
Государственный пожарный надзор в лесах осуществляется органом управления и подразделениями государственной лесной охраны области, а на подземных объектах и при ведении взрывных работ - управлением Курско-Белгородского округа Госгортехнадзора России. Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы области обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органа управления и подразделений Государственной противопожарной службы области при осуществлении ими государственного пожарного надзора. При этом вмешательство иных должностных лиц в их деятельность
не допускается.
Статья 7. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы Сотрудники, работники Государственной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников Государственной противопожарной службы распространяются установленные
законодательством Российской Федерации, Белгородской области и нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы для сотрудников органов
внутренних дел.
Органы государственной власти и местного самоуправления области имеют право устанавливать иные, не предусмотренные Федеральным законом
"О пожарной безопасности" и настоящим законом, гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров предприятия с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих предприятий.
Статья 8. Ведомственная пожарная охрана
Органы местного самоуправления, предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления
и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.
При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных предприятиях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу предприятия (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов
работ.
Статья 9. Добровольная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населенных пунктах,
предприятиях.
Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на
добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности
подразделений пожарной охраны по предупреждению или тушению пожаров.
Порядок регистрации добровольных пожарных и создания подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований
граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.
Добровольным пожарным предоставляются социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления области, а также зарегистрировавшими их предприятиями.
Статья 10. Объединения пожарной охраны
Объединения пожарной охраны (общественные объединения, союзы, ассоциации, фонды пожарной безопасности и т.д.) создаются в соответствии с действующим законодательством в целях решения задач в области пожарной безопасности, защиты прав и законных интересов личного состава пожарной охраны и осуществляют свою деятельность на основании уставных документов.
Областная и районные общественные организации Всероссийского добровольного пожарного общества, являясь общественными объединениями,
представляют и защищают законные интересы других общественных объединений пожарной охраны, которые уполномочили их на это.
Глава 3. Полномочия органов государственной
власти области и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности Статья 11. Полномочия органов государственной власти по вопросам пожарной безопасности
Полномочия областной Думы:
нормативное правовое регулирование пожарной безопасности на территории области.
Полномочия областной администрации:
организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности; разработка и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе па содержание пожарной охраны;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности; разработка, организация выполнения и финансирования областных целевых программ по пожарной безопасности;
осуществление в пределах ее компетенции социального и экономического стимулирования пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты гражданами и юридическими лицами налогов и страховых отчислений на обеспечение пожарной безопасности;
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей.
Глава 4. Обеспечение пожарной безопасности
Статья 12. Обеспечение пожарной безопасности Обеспечение пожарной безопасности является составной частью деятельности предприятий, их должностных лиц и работников. Это требование должно быть отражено в должностных инструкциях, решениях (лицензиях), дающих право заниматься определенными видами деятельности, и, при необходимости, в трудовых договорах (контрактах).
Обеспечение пожарной безопасности возлагаются на:
- руководителей предприятий или уполномоченных ими лиц, если иное
не предусмотрено соответствующим договором (контрактом). Возложение ответственности за обеспечение пожарной безопасности на уполномоченных
лиц не снимает такой ответственности с самих руководителей;
- заказчиков, застройщиков, проектные и строительные предприятия при проектировании и застройке городов и населенных пунктов, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;
- собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда, жилищно - строительных кооперативов.
Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендуемых помещений и иного имущества допускается возлагать на арендаторов.
Статья 13. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной безопасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Органы государственной власти и местного самоуправления области вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Эти документы не должны снижать требований федеральных нормативных документов настоящего закона.
Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов, а также согласование отступлений от требований
пожарной безопасности и не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает Государственная противопожарная служба. Нормативные документы в области пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
В целях комплексного решения проблем в области пожарной безопасности Государственной противопожарной службой разрабатываются целевые областные, городские и районные программы обеспечения пожарной
безопасности, утверждаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления области.
Целевая программа должна включить:
содержание и анализ существующей проблемы: перечень мероприятий по реализации программы с указанием сроков исполнения и исполнителей;
кадровое и ресурсное (финансовое и материально-техническое) обеспечение программы с указанием источников финансирования;
порядок контроля за ходом выполнения программы и расходованием средств.
Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти области, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой в части обеспечения пожарной безопасности.
Статья 14. Тушение пожаров
Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.
Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:
на областном уровне - областным органом государственной власти: на местном уровне - органами местного самоуправления. Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке. При этом возмещение затрат производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается номер - 01.
При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
эвакуация с мест пожаров людей и имущества. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи,
за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению
пожара сил.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством. Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
Статья 15. Особый противопожарный режим
В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления области на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с Государственной противопожарной
службой.
Статья 16. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания
и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования
других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана, предприятия.
Обучение мерам пожарной безопасности работников и служащих предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с правилами пожарной безопасности в Российской Федерации. Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по
специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой области. Органами управления образованием и Государственной противопожарной службой могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются Государственной противопожарной службой области.
Статья 17. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности
Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и
банков данных (далее - информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.
Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,
центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды области и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и
на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную
службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.
Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы оперативные сведения, содержащие информацию о противопожарном состоянии объектов, пожарах, происшедших на территории
области, причинах, последствиях, мерах по их предотвращению и действиях в случае возникновения пожара.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления области должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.
Статья 18. Лицензирование
Федеральным законом "О пожарной безопасности" и настоящим законом
устанавливается лицензионный (разрешительный) порядок осуществления деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности.
Перечень лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности определяется Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти области с учетом местных условий могут устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию.
Деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Государственной противопожарной службой. Порядок лицензирования определяется Государственной противопожарной службой. При этом размер лицензионного сбора устанавливается по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Финансовые средства, получаемые Государственной
противопожарной службой в результате лицензирования, направляются на обеспечение пожарной безопасности и нужд пожарной охраны.
Осуществление предприятием или гражданином деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности без лицензии либо с нарушением
условий лицензирования влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы управления Государственной противопожарной службы взаимодействуют с органами лицензирования иных видов деятельности, представляют по их запросу или по собственной инициативе сведения о выявленных случаях работы без лицензий либо нарушениях требований пожарной безопасности, предусмотренных условиями лицензирования, ходатайствуют об аннулировании лицензий и привлечении нарушителей к установленной законом ответственности.
Взаимодействие областного органа управления Государственной противопожарной службы с органами лицензирования иных видов деятельности осуществляется на основе двусторонних соглашений.
Статья 19. Сертификация
Сертификация - деятельность по утверждению соответствия продукции
и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации,
определяется Государственной противопожарной службой.
По инициативе граждан и юридических лиц может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
Сертификат пожарной безопасности является обязательной составной частью сертификата соответствия.
Порядок организации и проведения сертификации определяется Государственной противопожарной службой по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.
Оплата работ по сертификации производится изготовителем (продавцом, исполнителем) продукции и услуг. При этом затраты на проведение сертификации включаются в себестоимость продукции и услуг.
В случае несоответствия продукции и услуг сертификационному образцу Государственная противопожарная служба области вправе самостоятельно приостанавливать или вносить в другие органы по сертификации предложения о приостановке, запрещении изготовления, поставке, реализации и использовании отдельных видов продукции, в том
числе и импортируемой.
Статья 20. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:
охрана от пожаров предприятий и населенных пунктов на договорной основе;
производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;
выполнение проектных, изыскательских работ; разработка противопожарных мероприятий для зданий (сооружений) при отсутствии противопожарных норм проектирования этих зданий или при
обоснованных отступлениях от требований данных норм;
проведение научно-технического консультирования и экспертизы проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию объектов, расширение, техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов;
осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;
проведение испытательно-исследовательских работ по определению группы горючести веществ, материалов;
огнезащитные и трубно-печные работы; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
обучение мерам пожарной безопасности рабочих и служащих предприятий;
ремонт и обслуживание пожарно-технического вооружения; строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;
подготовка заключений на виды деятельности (работы, услуги), подлежащие лицензированию и по отводу земельных участков под строительство и реконструкцию объектов в части, касающейся обеспечения
пожарной безопасности;
проведение первоначальной подготовки работников ведомственной и добровольной пожарной охраны;
другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается Государственной противопожарной службой области.
Средства от оказания платных работ и услуг в области пожарной безопасности используются для проведения профилактических мероприятий по предотвращению пожаров, улучшения материально - технического обеспечения подразделений, социальной защиты и стимулирования труда личного состава пожарной охраны области.
Глава 5. Финансовое и материально-техническое
обеспечение государственной противопожарной службы Статья 21. Источники финансирования Государственной противопожарной службы
Финансовое обеспечение Государственной противопожарной службы, строительства ее объектов и сооружений осуществляется, в первую очередь, за счет следующих источников:
а) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы (за исключением подразделений и дополнительной
численности, созданных на основе договоров) - за счет федерального и областного бюджетов;
б) объектов подразделений Государственной противопожарной службы, созданных ею на основе договоров с предприятиями - за счет средств этих предприятий, а в случае необходимости - за счет дополнительных средств, выделяемых органами исполнительной власти и местного самоуправления области;
в) ведомственной и добровольной пожарной охраны - за счет средств предприятий, являющихся их собственниками.
В дополнение к перечисленным источникам финансирования для выполнения задач, возложенных на Государственную противопожарную службу, используются средства от отчисленный страховых организаций, от
выполненных платных работ (оказанных платных услуг), от добровольных взносов, пожертвований и других источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и местного самоуправления области вправе увеличивать в пределах имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание Государственной противопожарной службы.
Финансирование Государственной противопожарной службы планируется
отдельной строкой в бюджетах области и городов, при этом Государственная противопожарная служба является непосредственным получателем бюджетных средств. Бюджетные средства, запланированные на содержание Государственной противопожарной службы, как службы жизнеобеспечения, выделяются в первоочередном порядке.
Материально-техническое обеспечение Государственной противопожарной службы области осуществляется самостоятельно и за счет
средств, выделяемых органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Материально-техническое обеспечение ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется их собственниками.
Статья 22. Имущество пожарной охраны
Имущество пожарной охраны - движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, определенное перечнем, утвержденным в установленном порядке федеральным органом управления Государственной противопожарной службы.
Целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено собственником этого имущества без согласования с управлением
Государственной противопожарной службы и соответствующим исполнительным органом государственной власти.
При отказе собственника от содержания подразделения пожарной охраны и его имущества, в случае, если отсутствует согласие на изменение целевого назначения указанного имущества со стороны управления Государственной противопожарной службы и соответствующих исполнительных органов государственной власти, это имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Органы государственной власти и местного самоуправления области, а также предприятия, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы, в обязательном порядке представляют пожарной охране здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, и другое необходимое имущество в соответствии с установленными нормами.
Статья 23. Противопожарное страхование и обязательные отчисления
Противопожарное страхование в области может осуществляться в добровольной и обязательной формах.
Предприятия, иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории области, должны проводить обязательное противопожарное страхование:
имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоряжении; гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам;
работ и услуг в области пожарной безопасности. Порядок и условия обязательного противопожарного страхования устанавливаются федеральным законом. Перечень предприятий, подлежащих обязательному противопожарному страхованию, определяется Правительством Российской Федерации. В целях реализации мер пожарной безопасности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, создается фонд пожарной безопасности, формируемый за счет отчислений страховых организаций из сумм страховых платежей по противопожарному страхованию
в размере не ниже пяти процентов от этих сумм.
Управление фондом пожарной безопасности осуществляет Государственная противопожарная служба области на основе типового устава, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Сумма средств, израсходованных на противопожарное страхование предприятиями, иностранными юридическими лицами, предприятиями с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории области, включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма средств, израсходованных гражданами на
противопожарное страхование, исключается из их совокупных налогооблагаемых доходов за текущий год.
Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений
и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств
местных бюджетов.
От обязательных отчислений освобождаются также предприятия, содержащие на договорной основе подразделения Государственной противопожарной службы.
Плательщиком обязательных отчислений является заказчик строительных работ.
Организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию, обязаны включать обязательные отчисления в смету расходов на производство строительных работ отдельной строкой.
Должностные лица Государственной противопожарной службы осуществляют приемку в эксплуатацию предприятий, зданий, сооружений и других объектов по окончании строительства, капитального ремонта, реконструкции, расширения технического переоснащения только после внесения заказчиком полной суммы обязательных отчислений.
Глава 6. Права, обязанности и ответственность
в области пожарной безопасности Статья 24. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|