Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Курганской области от 27.02.2012 № 40-р

 



                 ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ


                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

                  от 27 февраля 2012 года N 40-р


                 О Концепции устойчивого развития
              сельских территорий Курганской области
                      на период до 2020 года

     В целях устойчивого развития  сельских  территорий  Курганской
области,  повышения  эффективности  сельской  экономики,  уровня  и
качества  жизни  сельского  населения,  а    также    рационального
использования  и  воспроизводства  природно-ресурсного   потенциала
сельских территорий, в соответствии с  Распоряжением  Правительства
Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р:

     1.  Утвердить  Концепцию   устойчивого    развития    сельских
территорий Курганской области на  период  до  2020  года  (далее  -
Концепция) согласно приложению к настоящему Распоряжению.
     2.  Департаменту  сельского  хозяйства   и    перерабатывающей
промышленности  Курганской  области  с  участием   заинтересованных
исполнительных органов государственной власти  Курганской  области,
осуществляющих отраслевое либо межотраслевое управление, обеспечить
реализацию Концепции.
     3. Исполнительным органам  государственной  власти  Курганской
области, осуществляющим отраслевое либо  межотраслевое  управление,
руководствоваться положениями Концепции при разработке  программных
документов, планов и показателей своей деятельности.
     4. Контроль за выполнением настоящего  Распоряжения  возложить
на первого заместителя Губернатора Курганской области  -  директора
Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей  промышленности
Курганской области Жданова С.П.


     Губернатор
     Курганской области          О.А. Богомолов





                                                         Приложение
                                                     к Распоряжению
                                                      Правительства
                                                 Курганской области
                                     от 27 февраля 2012 года N 40-р
                                  "О Концепции устойчивого развития
                                     сельских территорий Курганской
                                    области на период до 2020 года"


                             КОНЦЕПЦИЯ
             устойчивого развития сельских территорий
             Курганской области на период до 2020 года

                     Раздел I. Общие положения

     Решение  задач  устойчивого  развития  сельского  хозяйства  и
сельских территорий и  обеспечения  продовольственной  безопасности
невозможно  без  направленной  государственной  политики.   Участие
государства объективно необходимо в развитии  рыночных  механизмов,
производственной и  социальной  инфраструктуры  села  и  становится
важнейшим инструментом эффективной агропродовольственной  политики,
обеспечивающей  создание  необходимых  экономических  условий   для
динамичного развития.
     Разработка и реализация мер в области сельского развития имеет
для  Курганской  области  большое  значение,  учитывая,  во-первых,
большой удельный вес  сельского  населения  в  Курганской  области,
во-вторых,  сложную  социально-экономическую   ситуацию    сельских
территорий.
     Обеспечение устойчивого развития сельских территорий  является
комплексной проблемой. Ее решение строится на следующих принципах:
     -  развитие  села  как    единого    социально-экономического,
территориального, природного и культурно-исторического комплекса;
     - сохранение своеобразия уклада сельской  жизни,  всесторонний
учет  местных    экономических,    социальных,    национальных    и
культурно-исторических особенностей;
     - преодоление  обособленности  села  на  основе  расширения  и
углубления его связей  с  городом,  интегрирование  села  в  единую
экономическую систему;
     -  развитие  социального  партнерства   между    государством,
муниципалитетами и населением;
     - сочетание мер государственной поддержки сельских  территорий
с вовлечением в хозяйственный  оборот  и  повышением  эффективности
использования  природных,  материально-технических,  финансовых   и
человеческих ресурсов;
     -    экономическая    равноправность    объектов    социальной
инфраструктуры и сферы услуг для  всех  групп  сельского  населения
независимо от форм занятости и места проживания;
     -  выравнивание    межрегиональных    различий    на    уровне
экономического   и    социально-культурного    развития    сельских
территорий;
     -  широкое  участие  сельского  населения  в  планировании   и
реализации программ устойчивого развития сельских территорий.
     Концепция устойчивого развития сельских территорий  Курганской
области на период до 2020 года (далее -  Концепция)  разработана  в
соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации  от
30 ноября 2010 года N 2136-р, Уставом Курганской  области,  Законом
Курганской области от 4 декабря  2003  года  N  356  "О  прогнозах,
концепциях,    программах    социально-экономического     развития,
комплексных программах, целевых программах и ведомственных  целевых
программах Курганской области".
     Концепция определяет государственную региональную  политику  в
Курганской  области  на  период  до  2020  года,  цели,  задачи   и
направления комплексного развития  сельских  территорий  Курганской
области.
     Понятия, используемые в Концепции, означают следующее:
     сельские  территории  -  территории  сельских   поселений    и
соответствующие межселенные территории;
     межселенные территории - территории,  находящиеся  вне  границ
поселений;
     сельское поселение - один  или  несколько  объединенных  общей
территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, деревень  и
других  сельских  населенных   пунктов),    в    которых    местное
самоуправление осуществляется населением  непосредственно  и  (или)
через выборные и иные органы местного самоуправления;
     сельские населенные пункты - поселки, села, деревни  и  другие
сельские населенные пункты,  отнесенные  независимо  от  количества
проживающих в них  людей  к  сельским  населенным  пунктам  Законом
Курганской  области  от  27  декабря  2007  года    N    316    "Об
административно-территориальном устройстве Курганской  области".  В
них  может  сезонно  проживать  значительное  количество  городских
жителей;
     сельское население - жители,  постоянно  проживающие  во  всей
совокупности сельских населенных пунктов;
     устойчивое  развитие  сельских   территорий    -    стабильное
социально-экономическое развитие  сельских  территорий,  увеличение
объема  производства  сельскохозяйственной  и  рыбной    продукции,
повышение эффективности сельского  хозяйства  и  рыбохозяйственного
комплекса,  достижение  полной  занятости  сельского  населения   и
повышение уровня его  жизни,  а  также  рациональное  использование
земель;
     располагаемые ресурсы домашних хозяйств  -  объем  денежных  и
натуральных (в стоимостной оценке)  средств,  которыми  располагали
домашние хозяйства для финансирования своего потребления и создания
сбережений в период обследования.

              Раздел II. Значение сельских территорий
                Курганской области, их современное
                  состояние и тенденции развития

     Курганская область является индустриально-аграрным регионом, в
котором сельские территории  имеют  важное  социально-экономическое
значение.
     На территории Курганской области насчитывается  1220  сельских
населенных пунктов, имеется 419 сельских администраций.
     С учетом предварительных итогов переписи населения  2010  года
на начало 2011 года численность  сельских  жителей  составляла  361
тыс. человек, или 39,7% от общей численности  населения  Курганской
области.
     В социально-экономическом развитии сельских территорий с  1992
по  2010  год  произошли  значительные  изменения.  В  1991    году
численность занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйствах и  охоте
составляла 127,5 тыс. человек (23,4% от общей численности занятых в
экономике Курганской области), в 2009  году  -  69,3  тыс.  человек
(16,9%).
     Моноотраслевая  экономика,    низкая    общественная    оценка
сельскохозяйственного труда  не  обеспечивают  сельскому  населению
социально  приемлемый  уровень  доходов.   За    период    рыночных
преобразований  уровень  жизни  сельского  населения    существенно
снизился  по  сравнению  с  городским  и  остается  крайне  низким.
Несмотря на  то  что  в  последние  годы  доходы  сельских  жителей
увеличиваются более высокими темпами, чем городских жителей, разрыв
по уровню доходов между городом и селом  остается  значительным.  В
2010  году  располагаемые  ресурсы  домашних  хозяйств    сельского
населения составили 8722,70 рубля в среднем на  человека  в  месяц,
или 74,8% городского уровня.  В 2010 году среднемесячная заработная
плата в сельском, лесном хозяйствах и охоте составила  7685  рублей
(59% к среднемесячной заработной плате по Курганской области).
     В  совокупности  низкий  уровень  и  качество  сельской  жизни
негативным  образом  сказываются  на  демографических  процессах  в
сельской местности.
     Демографические  процессы  Курганской  области  в  2010   году
характеризовались положительной динамикой:
     - снижением уровня смертности с 15,7 до 15,4 на 1000 населения
(на 2,0%);
     - сокращением естественной убыли населения с - 3,2 до  -  2,93
на 1000 населения;
     -  снижением  удельного  веса  смертности  в    трудоспособном
возрасте с 30,4% до 29,5%;
     - снижением показателя младенческой смертности с 10,5  до  8,8
на 1000 родившихся живыми (на 16,2%).
     Начиная  с  1992  года  на  территории   Курганской    области
регистрируется  естественная  убыль  населения.  За  этот    период
максимальным ее значение было в 2003 году и составило 7,3  на  1000
населения.
     Значительный урон демографическому и трудовому потенциалу села
наносит  миграция  сельского  населения  в  города.  В  2010   году
миграционная  убыль  населения  по  Курганской  области  в    целом
составила 4226 человек, в том числе в  сельской  местности  -  2671
человек. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года миграционная
убыль  по  Курганской  области  выросла  в  2  раза,   в   сельской
местности - в 1,5 раза.
     За последние 20 лет в целом по Курганской области  численность
сельского населения сократилась  на  27%.  Несмотря  на  то  что  в
последние годы уменьшилась  естественная  убыль  сельских  жителей,
коэффициенты естественной и миграционной убыли в сельской местности
выше, чем в городских поселениях.
     В  селе  также  выше    удельный    вес    населения    старше
трудоспособного возраста.
     В  период  рыночных  преобразований  в  сельских    поселениях
обострилась проблема занятости  экономически  активного  населения.
Реализация  дополнительных  государственных   мер    по    снижению
напряженности на рынке труда Курганской области  позволила  создать
более 2,5 тыс. рабочих мест в сельской местности.  Тем не  менее  в
2010 году  количество  незанятых  на  селе  насчитывало  23,9  тыс.
человек, а уровень  общей  безработицы  от  экономически  активного
населения составил 12,3%, что выше, чем в городских поселениях.
     В абсолютном большинстве сельских поселений сельское хозяйство
является основным производством. В структуре валового регионального
продукта в 2009 году удельный  вес  сельского  хозяйства,  охоты  и
лесного хозяйства составлял 14,1%.
     В результате либеральных реформ сельское хозяйство оказалось в
кризисном состоянии.  В 2000 году производство сельскохозяйственной
продукции составило  47%  к  1990  году.  Усиление  государственной
поддержки сельского хозяйства, реализация мероприятий приоритетного
национального проекта в сфере агропромышленного комплекса (далее  -
АПК), целевой  Программы  Курганской  области  "Развитие  сельского
хозяйства в Курганской области на 2008 - 2012  годы",  утвержденной
Постановлением Курганской областной Думы от 30  октября  2007  года
N 2678, положительно сказались на ситуации в отрасли. В 2006 - 2009
годах производство сельскохозяйственной  продукции  в  сопоставимых
ценах возросло на 14,9%.
     В  сельском  хозяйстве  в  период   рыночных    преобразований
произошли существенные структурные  изменения.  В  1991  году  доля
сельскохозяйственных  организаций  в  общем  объеме    производства
составляла 72%, личных  подсобных  хозяйств  -  28%,  в  2010  году
удельный  вес  сельскохозяйственных  организаций  составил   26,1%,
личных  подсобных  хозяйств  -  68,1%,  крестьянских   (фермерских)
хозяйств - 5,8%.
     В состав АПК Курганской области входят 54 крупных  и  средних,
326  малых  предприятий  по    производству    сельскохозяйственной
продукции,  более  300  организаций  пищевой  и    перерабатывающей
промышленности, 2383 крестьянских (фермерских) хозяйства и 190 тыс.
личных подсобных хозяйств.
     Главное богатство Курганской области - это плодородная  земля.
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения - 4,5 млн. га
(более 63% территории Курганской области).  На сельскохозяйственные
угодья приходится 4,0 млн. га, в том числе - 2,3 млн. га.
     В  структуре  производства   сельскохозяйственной    продукции
преобладает продукция растениеводства, на долю  которой  приходится
54% общего объема.  В Курганской области  внедряются  прогрессивные
технологии  производства   и    переработки    сельскохозяйственной
продукции.  На  полях  широко  используются  методы,  разработанные
знаменитым зауральским полеводом Терентием  Семеновичем  Мальцевым.
Особое  внимание  уделяется  инновационным  процессам.    Внедрение
ресурсосберегающих  технологий,  перспективных   сортов    зерновых
культур с возрастающим применением минеральных удобрений  позволило
за 5 лет увеличить производство зерна в  1,3  раза,  повысить  долю
продовольственного зерна до 80% (2004 год - 50%).
     В  структуре  сельскохозяйственной  продукции  удельный    вес
продукции животноводства составляет 46%.  В 2010  году  реализовано
скота и птицы (в живом весе) 66,4 тыс. тонн  (110%  к  2005  году),
молока - 361,5 тыс. тонн (110%).  Поголовье свиней за  этот  период
увеличилось  на  44%,  овец  и  коз  -    на    46%,    птицы    (в
сельскохозяйственных  предприятиях)    -    на    10,7%.    Выросла
продуктивность скота.  В сельскохозяйственных организациях надои от
коровы составили 3654 кг (130% к 2005 году), среднесуточные привесы
крупного рогатого скота - 522 грамма (123,4%), свиней -  331  грамм
(161,5%).
     За период с 2006 по 2010 год  инвестиции  в  основной  капитал
предприятий агропромышленного комплекса превысили 7  млрд.  рублей,
сельскохозяйственными   товаропроизводителями    приобретено    600
тракторов,  820  комбайнов,  150  посевных  и   почвообрабатывающих
комплексов, около 10 тыс. голов племенного скота.
     Наряду с  крупными  агропромышленными  формированиями  успешно
развиваются  малые  формы  хозяйствования,  которые    представлены
личными  подсобными,  крестьянскими  (фермерскими)  хозяйствами   и
сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.  На  их  долю
приходится 70% от  общего  объема  производства  мяса  в  целом  по
Курганской области, 74% - молока и 87% - яиц.  В 2010  году  объемы
реализации сельскохозяйственной продукции в  мелкотоварном  секторе
возросли в 1,5 раза по сравнению с 2008 годом.
     В развитии  сельских  территорий  ряд  социально-экономических
вопросов способен решить малый и средний  бизнес,  прежде  всего  в
сфере занятости и увеличения доходов сельского населения.
     Занятость в несельскохозяйственных отраслях на  селе  является
важным источником доходов сельского  населения  в  силу  сезонности
аграрного труда, а значит, и невозможности круглогодичной занятости
в сельскохозяйственном производстве.
     Основной формой малого предпринимательства  на  селе  являются
крестьянские  (фермерские)  хозяйства.  В  Курганской  области   на
1 января  2011  года  зарегистрировано  2383  хозяйства,   основным
направлением деятельности которых является растениеводство. Площадь
пашни,  обрабатываемая  крестьянскими  (фермерскими)   хозяйствами,
составляет 234 тыс. га, в  2010  году  произведено  228  тыс.  тонн
зерна, что составляет 24% от общего валового  сбора  по  Курганской
области.
     Существенно сократилась обслуживающая  сфера  (агрохимическая,
ветеринарная,  ремонтно-техническая,  транспортная,   строительная,
бытовая, социально-культурная  и  переработка  сельскохозяйственной
продукции).
     Инфраструктура    сбыта    сельскохозяйственной     продукции,
производимой малыми формами хозяйствования  на  селе,  представлена
системой сельскохозяйственной и потребительской кооперации.
     Непосредственное  влияние  на  развитие  сельских   территорий
оказывает состояние потребительского рынка  данных  территорий.  На
1 января 2010 года количество действующих на территории  Курганской
области торговых  объектов  составило  7437  единиц.  Третья  часть
муниципальных  районов  имеет  очень  низкий  (до   10%)    уровень
обеспеченности торговыми объектами малонаселенных пунктов.
     Пищевая и перерабатывающая  промышленность  занимает  одно  из
ведущих  мест  в  промышленном  комплексе  Курганской  области.   В
структуре выпущенной промышленной продукции  19%  занимает  пищевая
продукция. Основная доля в обеспечении населения Курганской области
продуктами питания принадлежит организациям по производству пищевых
продуктов, включая напитки.
     По данным статистического учета по состоянию на 1 января  2010
года производством пищевых продуктов, включая  напитки,  занимались
275 хозяйствующих субъектов. Организации пищевой и перерабатывающей
промышленности обеспечили рабочими местами 6843  жителя  Курганской
области.
     Оборот  отгруженных   товаров    собственного    производства,
выполненных работ  и  услуг  (в  действующих  ценах)  в  2010  году
составил 9850,5 млн. рублей, или 120,2% к уровню 2009 года.
     Вместе с  тем  финансово-экономическое  положение  организаций
пищевой  и  перерабатывающей  промышленности  Курганской    области
остается сложным.
     Степень износа основных  производственных  фондов  в  отраслях
пищевой  и  перерабатывающей  промышленности  Курганской    области
составляет от 31,9 до 40,7%.  В отдельных организациях оборудование
отработало  два  и  более  амортизационных  срока.  Не    полностью
загружены имеющиеся производственные мощности.
     Село  все  еще  отстает  от  города  по  масштабам   жилищного
строительства и инженерному обустройству.
     На территории Курганской области действует  целевая  Программа
Курганской области "Социальное развитие села Курганской области  до
2013 года".
     С  2003   по   2010   год   было   построено   и   приобретено
92,4 тыс. кв. м жилья, 1185 сельских семей улучшили  свои  жилищные
условия, в том числе 264 молодые семьи и молодых специалиста.
     За 2003 - 2010 годы введено 1129,3 км газовых сетей в сельской
местности, построено 132,35 км локальных водопроводов.
     Тем не менее качественного перелома  в  обеспечении  сельского
населения  Курганской  области  жильем,  объектами  социальной    и
инженерной инфраструктуры не произошло.
     С 2002 по 2009 год общая площадь жилищного  фонда  в  сельской
местности сократилась на 6,6%. Остается проблема обеспечения жильем
сельского  населения,  в  том  числе  молодых  семей   и    молодых
специалистов.
     Остро стоит проблема обеспечения жителей  сельских  территорий
питьевой водой, износ водопроводных сетей опережает ввод.
     Уровень  газификации  домов  (квартир)  в  сельской  местности
природным газом остается низким (21,1%).  Основная  часть  сельских
домовладений пользуется сжиженным газом, доставляемым в цистернах и
баллонах.
     Дорожно-транспортная сеть Курганской области к  2010  году  не
соответствует    растущим    потребностям      сельскохозяйственных
товаропроизводителей, тормозит формирование рыночной инфраструктуры
в  аграрном  секторе  и  препятствует  организации  выездных   форм
социального    обслуживания    сельского    населения,     развитию
торгово-бытового и других видов сервиса.
     Протяженность  автомобильных    дорог    общего    пользования
регионального  или  межмуниципального  и  местного    значения    в
Курганской  области  составляет  16491  км,  из   них   с   твердым
покрытием  -  8158  км,  или  49,5%.  В  том  числе   протяженность
автомобильных дорог местного значения - 8598 км, из них  с  твердым
покрытием - 2363 км (27,5%).
     В  2010  году  грунтовые  дороги  составляют  50,5%  от  общей
протяженности  дорог  общего    пользования    регионального    или
межмуниципального и местного значения, в  результате  422  сельских
населенных пункта (35%) из 1220 не  соединены  дорогами  с  твердым
покрытием с общей сетью автомобильных  дорог,  то  есть  59,4  тыс.
человек  не  обеспечены  устойчивой  круглогодичной    транспортной
связью.
     Из-за  недостаточности    объемов    строительства    объектов
социальной и  инженерной  инфраструктуры  в  сельской  местности  и
неразвитости дорожной сети  снижается  территориальная  доступность
сельскому  населению  образовательных,  медицинских,    культурных,
торговых, бытовых и других социальных услуг.
     В 2010 году медицинскую помощь сельскому населению  Курганской
области оказывали следующие учреждения здравоохранения:
     24 центральные районные больницы, в состав которых входят  746
фельдшерско-акушерских пунктов, 10 здравпунктов;
     10    государственных     специализированных        учреждений
здравоохранения;
     4 государственных казенных  учреждения  санаторного  типа  для
детей;
     1 специализированный дом ребенка.
     За 2008 - 2010 годы  общее  число  учреждений  здравоохранения
сократилось на 2,8%.
     Обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической помощью в
2010 году снизилась на 1,5% в сравнении с 2009 годом: с 11189,0  до
11022,2 посещений на 1000 жителей.
     Доступность медицинской помощи горожанам по-прежнему  остается
выше, чем в сельской местности: 5,8 и 4,2  посещения  на  1  жителя
соответственно,  а  более  чем  в  трети  сельских    муниципальных
образований (37,5%) - ниже среднего значения показателя на селе.
     Обеспеченность  врачебными  кадрами  на  1  января  2011  года
составила 21,5 врача на 10 тыс. населения (2009 год  -  22,1,  2008
год - 21,8), специалистами со средним  медицинским  образованием  -
94,7 на 10 тыс. населения (2008 год - 93,8).
     Дефицит врачебных кадров является одной из самых  значительных
проблем здравоохранения  Курганской  области.  Связано  это  прежде
всего с отсутствием в Курганской  области  учебного  заведения  для
подготовки медицинских  работников  с  высшим  образованием.  Кроме
того, имеет место отток  врачей  в  соседние  регионы.  Численность
врачей  предпенсионного  и  пенсионного  возраста   составляет    в
Курганской области 45%.
     Сельских общеобразовательных учреждений Курганской  области  -
520, что составляет  82%  от  общего  числа  всех  школ  Курганской
области.  В них обучается почти 39  тыс.  учащихся,  или  41,7%  от
общего  количества  учащихся.  За  2007  -  2010  годы   количество
обучающихся в сельских школах Курганской области снизилось  на  15%
(городских - на 8%).
     В  Курганской  области  насчитывается   289    малокомплектных
сельских школ, что составляет 46,9% от общего числа сельских школ.
     В  связи  со    складывающейся    демографической    ситуацией
наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях  Курганской
области уменьшается.
     В первую очередь оптимизация бюджетных расходов на образование
коснулась малочисленных сельских школ,  прежде  всего  филиалов,  в
которых трудно организовать обучение в соответствии с  современными
требованиями к условиям осуществления образовательного процесса.  С
2007 по 2010  год  реорганизовано  62  образовательных  учреждения,
ликвидировано 65. Охват детей  дошкольным  воспитанием  в  сельской
местности составляет 45%, в городе - 60,5%.
     В  Курганской  области  функционируют   299    образовательных
учреждений, реализующих программу дошкольного образования,  которые
посещают 12378 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в  том  числе  260
детских садов, 14 образовательных учреждений для детей  дошкольного
и младшего школьного возраста, 25 дошкольных групп полного  дня  на
базе 35 общеобразовательных школ.
     Сложная  ситуация  по  обеспечению  доступности    дошкольного
образования  в  сельской  местности  обусловила  поиск  новых  форм
оказания услуг в сфере дошкольного образования.
     На  территории   Курганской    области    функционируют    250
культурно-образовательных        центров,        в          которых
социально-педагогическое сопровождение семей  осуществляется  через
создание групп присмотра и ухода за детьми, педагогический патронаж
на дому, работу семейных клубов.  Кроме того, в сельской  местности
функционируют 8  микрогрупп  на  дому  многодетных  семей,  которые
посещают 30 детей.
     Охват  детей  дошкольными  образовательными  учреждениями    в
сельской  местности  по  состоянию  на  1  августа  2011  года   по
Курганской области составляет 45,5%.
     Культурную и духовную  жизнь  сельских  территорий  во  многом
определяют сельские клубы  и  сельские  библиотеки,  оставаясь  для
жителей  села   единственным    местом    коллективного    общения,
информационным полем, центром  формирования  общественного  мнения,
проявления  коллективной  инициативы,   развития    и    реализации
творческих способностей населения. В сельской местности в настоящее
время действуют 710 домов культуры и клубов, 2 центра  национальных
культур,  539  библиотек,  83    киноустановки,    19    учреждений
дополнительного  образования  детей,  6  муниципальных  музеев.  По
состоянию  на  1  января  2011  года  обеспеченность   библиотеками
составляет  68,2%    от    нормы,    установленной    Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 1767-р,
учреждениями клубного типа -  88,2%.  Сеть  учреждений  культуры  в
Курганской области сохранена, но значительная их часть находится  в
полуразрушенном состоянии в связи с отсутствием средств  у  органов
местного  самоуправления  для  их  содержания.  Оснащение  сельских
учреждений культуры физически изношено.
     Лесной  сектор  играет  важную  роль  в  экономике  Курганской
области и имеет существенное значение для  социально-экономического
развития муниципальных районов.  По данным государственного лесного
реестра Курганской области, площадь лесов, расположенных в границах
населенных пунктов, составляет 36 тыс. га. По состоянию на 1 января
2011 года из указанной площади в наличии имеются  лесохозяйственные
регламенты для лесов в границах городских округов города Кургана  и
города Шадринска на площади 11,2 тыс. га.  Для лесов  на  остальной
площади  документы  лесного  планирования,  предусмотренные  Лесным
кодексом  Российской  Федерации,  не  разработаны,  что   негативно
сказывается  на  осуществлении  мероприятий  по  их  использованию,
охране,  защите  и  воспроизводству.  Сохраняется  высокий  уровень
пожарной опасности в  лесном  фонде  Курганской  области  (площадь,
пройденная  пожаром,  в  2008  году  составила  28,8  тыс.  га,   в
2009 году - 9,6 тыс. га, в 2010 году  -  26,6  тыс.  га).  Основной
причиной лесных пожаров является неосторожное обращение населения с
огнем.
     Порядка  90%  месторождений   общераспространенных    полезных
ископаемых,  в  том  числе  месторождения  торфа   и    сапропелей,
расположенных  на  сельских  территориях,    не    разрабатываются,
находятся в нераспределенном фонде недр.  В  Курганской  области  в
70 - 80-е годы  двадцатого  столетия  преимущественно  на  сельских
территориях  работало  более  40  кирпичных  заводов,  использующих
местный  сырьевой  ресурс  и  выпускающих  строительный  (стеновой)
кирпич, применяемый для сельского строительства.  В настоящее время
функционируют только 2 завода. По информации геологического надзора
за  рациональным  использованием  и  охраной   недр    Департамента
природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, на
сельских  территориях  имеет  место  самовольное    безлицензионное
пользование участками  недр  с  целью  добычи  общераспространенных
полезных ископаемых сельскими гражданами и предпринимателями.
     Водоснабжение  населения  сельских    территорий    продолжает
оставаться неудовлетворительным. Объемы поисково-оценочных работ на
пресные подземные воды с целью  водоснабжения  сельских  населенных
пунктов, выполняемые в рамках территориальной Программы  Курганской
области  "Развитие  и  использование    минерально-сырьевой    базы
Курганской области на 2009 -  2013  годы",  принятой  Распоряжением
Правительства Курганской области от 22 декабря 2008  года  N  543-р
(далее - территориальная Программа Курганской области  "Развитие  и
использование минерально-сырьевой базы Курганской области на 2009 -
2013    годы"),    не    охватывают    решение    всех     вопросов
хозяйственно-питьевого    водоснабжения.    Часть       разведанных
месторождений питьевых подземных вод не вводится в эксплуатацию при
наличии  потребности  в  водопотреблении.  По  данным    Управления
Росприроднадзора по Курганской области, имеются случаи  пользования
водными объектами  без  документов  на  право  пользования  водными
объектами, а также обустройства водозаборных  сооружений  (скважин,
колодцев), не отвечающих установленным требованиям.
     На водных объектах Курганской области, согласно  Постановлению
Администрации (Правительства) Курганской области от 16 января  2007
года  N  19  "Об  утверждении  перечня  рыбопромысловых    участков
Курганской области", выделено  2385  рыбопромысловых  участков.  За
январь  -  сентябрь  2011  года  предоставлено    в    долгосрочное
пользование 489 рыбопромысловых участков на площади 137,35 тыс. га.
В рыбохозяйственной практике не используется  1862  рыбопромысловых
участка  и  510  прочих  водоемов  по  причине   высокой    степени
эвтрофности. Особый режим рыбохозяйственной деятельности установлен
для 196 озер, находящихся на территории  зоологических  заказников,
на площади 20,6 тыс. га.
     Состояние    товарного    рыбоводства    Курганской    области
характеризуется высокими рисками потерь  при  выращивании  товарной
рыбы,  так  как  промысловый  возврат  от  товарного    рыбоводства
снижается   вследствие    неблагоприятных    природных    факторов,
хищничества  рыбоядных  птиц  и  браконьерства.  Ежегодные   объемы
добычи, определяемые  Федеральным  агентством  по  рыболовству  для
Курганской области, составляют порядка 6  тыс.  тонн  неквотируемых
водных биологических ресурсов.
     Объем выбросов загрязняющих веществ в  атмосферный  воздух  от
стационарных источников в сельских поселениях составляет менее  1/3
от областного показателя и ежегодно сокращается  за  счет  перевода
котельных на газовое топливо.
     Системы централизованной канализации с очистными  сооружениями
действуют в 12 сельских населенных  пунктах  (не  имеющих  аграрной
специализации).
     Ни в одном сельском населенном пункте не имеется обустроенного
по проекту объекта размещения бытовых отходов.
     Таким образом, сложившаяся социально-экономическая ситуация на
селе  позволяет  утверждать,  что  сельские  территории  переживают
системный кризис.
     Основные причины кризиса сельских территорий:
     -  ведомственная  разобщенность   в    управлении    сельскими
территориями на федеральном,  региональном  и  местном  уровнях.  В
настоящее  время  решение  отдельных  задач  сельской  экономики  и
инфраструктуры рассредоточено по различным  отраслевым  программам,
между которыми отсутствует должная координация;
     - узко отраслевой аграрный подход к развитию экономики села;
     - отсутствие  эффективных  механизмов  осуществления  программ
устойчивого сельского развития, низкая  государственная  финансовая
поддержка малого предпринимательства, развития альтернативных  сфер
занятости населения;
     - ограниченный доступ сельского населения к рынкам  продукции,
сырья  и  продовольствия,  материально-техническим,  финансовым   и
информационным   ресурсам,    неэффективное    их    использование,
опережающий рост импорта продовольствия;
     -  слабый  уровень  сельского  самоуправления,  связанный    с
дефицитом  квалифицированных   специалистов,    низкой    бюджетной
обеспеченностью, отсутствие системы  финансовой  поддержки  местных
инициатив;
     - недостаточное научное, информационное и кадровое обеспечение
устойчивого  развития  сельских  территорий,  слабое  представление
сельских жителей о своих социальных и экономических правах;
     -  диспаритет  цен  на  сельскохозяйственную    продукцию    и
материально-технические       ресурсы,        используемые        в
сельскохозяйственном    производстве,    высокие    тарифы       на
электроэнергию;
     -  низкая  конкурентоспособность  продукции,  низкий   уровень
производительности  труда,  неравные  условия    конкуренции    для
товаропроизводителей    Курганской    области      на        рынках
сельскохозяйственной продукции, сырья и  продовольствия  Российской
Федерации;
     - слабая интеграция между производством и переработкой;
     - недостаточное социальное развитие села;
     - информационная изолированность деревни, слабое представление
сельских жителей о своих социальных и экономических правах.

                Раздел III. Цели и задачи Концепции

     Государственная  политика  в  области  устойчивого    развития
сельских территорий направлена  на  стабильное  развитие  сельского
сообщества, на повышение эффективности сельской экономики, уровня и
качества  жизни  сельского  населения,  а  также  на    поддержание
экологического    равновесия,    рациональное        использование,
воспроизводство  и  сохранение    природно-ресурсного    потенциала
сельских территорий.
     Целью  политики  в  области  устойчивого  развития    сельских
территорий  на  период  до  2020    года    является    обеспечение
целенаправленной  самоорганизации   общества    в    экономической,
социальной и экологической  сферах  на  основе  более  эффективного
использования  собственных  ресурсов  с  неуклонным  и   стабильным
повышением качества жизни граждан, проживающих на этой  территории,
сохранение и приумножение природного и культурного потенциала села,
достижение продовольственной безопасности.
     Для достижения поставленных  целей  предусматривается  решение
следующих задач:
     - стимулирование демографического роста и создание условий для
переселения в сельскую местность;
     - диверсификация сельской экономики, расширение сфер занятости
и источников формирования доходов сельского населения;
     - улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение
доступным жильем молодых семей, молодых специалистов на селе;
     - повышение территориальной  доступности  объектов  социальной
инфраструктуры и уровня  инженерного  оборудования  жилищной  сферы
села;
     -  увеличение  объемов  поисково-оценочных  работ  на  пресные
подземные  воды  для  водоснабжения  сельских  населенных  пунктов,
проводимых в рамках территориальной  Программы  Курганской  области
"Развитие  и  использование  минерально-сырьевой  базы   Курганской
области на 2009 - 2013 годы";
     - стимулирование инициатив сельских жителей в области развития
сельских территорий;
     - формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу
жизни, повышение общественной оценки сельскохозяйственного труда.

                 Раздел IV. Система направлений и
                 мероприятий реализации Концепции

     Целью настоящей Концепции  является  выработка  стратегических
ориентиров  развития  сельских  территорий   Курганской    области,
реализуемых органами  государственной  власти  Курганской  области,
органами  местного   самоуправления    муниципальных    образований
Курганской области (в соответствии с  предусмотренными  действующим
законодательством полномочиями) по следующим основным направлениям:

           Глава 1. Демографическая политика и создание
           условий для переселения в сельскую местность

     Наряду с общегосударственными мерами, осуществляемыми в рамках
реализации Концепции демографической политики Российской  Федерации
на период до 2025 года, утвержденной Указом  Президента  Российской
Федерации от  9  октября  2007  года  N  1351,  следует  установить
дополнительные стимулы для семей, проживающих в сельской местности,
направленные  на  повышение  уровня  и  качества  жизни  на   селе,
увеличение продолжительности  жизни  населения,  сокращение  уровня
смертности,  прежде  всего  в   трудоспособном    возрасте,    рост
рождаемости,  регулирование  миграции,  сохранение  и    укрепление
здоровья населения  и  улучшение  на  этой  основе  демографической
ситуации в Курганской области.
     Для реализации демографической политики в  сельской  местности
необходимо осуществление следующих мер:
     -  повышение  уровня  рождаемости  за  счет  стимулирования  к
рождению в семьях второго  ребенка  и  последующих  детей.  Решение
данной  задачи  предполагает    совершенствование    репродуктивных
технологий,  усиление  государственной  поддержки  семей,   имеющих
детей, создание условий для повышения доступности жилья для семей с
детьми, и в первую очередь для молодых семей с  детьми,  реализацию
комплекса мер по содействию занятости  женщин,  имеющих  малолетних
детей;
     -  укрепление  института  семьи,  возрождение  и    сохранение
духовно-нравственных традиций семейных  отношений.  Решение  данной
задачи  включает  в  себя  развитие  системы   консультативной    и
психологической поддержки семьи  в  целях  создания  благоприятного
внутрисемейного  климата,  пропаганду  ценностей  семьи,   создание
специализированной системы защиты прав детей;
     -  сохранение  и  укрепление  здоровья  населения,  увеличение
продолжительности активной жизни, создание условий  и  формирование
мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение
уровня  заболеваемости  социально  значимыми   и    представляющими
опасность для окружающих заболеваниями,  улучшение  качества  жизни
больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
     -  сокращение  уровня  смертности,  прежде  всего  граждан   в
трудоспособном возрасте.  Мероприятия  для  решения  данной  задачи
должны  быть  направлены  на  сокращение  уровня   смертности    от
заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний
за счет создания комплексной системы профилактики  факторов  риска,
ранней диагностики с применением  передовых  технологий,  улучшения
материально-технического  обеспечения  учреждений  здравоохранения,
повышения доступности лекарственного обеспечения сельских  жителей,
а также снижение смертности от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний и  в  результате  дорожно-транспортных
происшествий;
     - сокращение уровня  материнской  и  младенческой  смертности,
укрепление репродуктивного здоровья  населения,  здоровья  детей  и
подростков за счет обеспечения  доступности  и  повышения  качества
медицинской помощи по восстановлению  репродуктивного  здоровья,  в
том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижения  доли
рабочих мест с тяжелыми, вредными  и  опасными  условиями  труда  в
целях  сохранения  репродуктивного  здоровья,   развития    системы
оказания медицинской помощи детям и  подросткам  в  образовательных
учреждениях;
     -  привлечение  мигрантов  в  соответствии  с    потребностями
демографического  и  социально-экономического  развития,    которое
заключается    в    создании    социально-экономических    условий,
способствующих сокращению миграционного оттока населения Курганской
области  в  другие  регионы  Российской  Федерации,  и   сохранении
научно-технического,  интеллектуального  и  творческого  потенциала
Курганской области, а также содействие добровольному переселению  в
Курганскую область соотечественников, проживающих  за  рубежом,  на
постоянное место жительства.

            Глава 2. Диверсификация сельской экономики,
              расширение сфер занятости и источников
             формирования доходов сельского населения

     Одним из основных направлений повышения устойчивости  развития
сельских территорий является диверсификация  сельской  экономики  и
технологическое  обновление  ее  отраслей,  в  первую  очередь    в
агропромышленном комплексе.  Это предполагает создание  в  сельской
местности максимально возможного набора разнообразных хозяйственных
форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения  в
сфере занятости.
     Условия  для  устойчивого   развития    сельских    территорий
формируются путем эффективного использования ресурсного  потенциала
села, что будет  обеспечиваться  посредством  реализации  следующих
мероприятий:
     -   восстановление    и    расширение    сельскохозяйственного
производства,  в  том  числе  на  неиспользуемых  пахотных  землях.
Создание новых рабочих мест  в  сельскохозяйственных  организациях,
обеспечивающих   переход    агропромышленного    производства    на
модернизированные  трудосберегающие  инновационные  технологии    и
индустриальные формы ведения хозяйства;
     -  развитие  переработки  сельскохозяйственной  продукции    и
производственного обслуживания основной деятельности;
     -  расширение  деятельности  в  сферах  бытового,   торгового,
социально-культурного обслуживания, предоставления  транспортных  и
иных услуг сельскому населению, в сферах сельского строительства  и
жилищно-коммунального хозяйства;
     - развитие предпринимательства в  рекреационной  и  туристской
деятельности, развитие народных промыслов,  заготовки,  переработки
дикорастущих плодов, ягод, грибов  и  иного  недревесного  сырья  с
учетом возможностей и интересов проживающих в конкретной  местности
жителей, не занятых в основном производстве;
     - стимулирование увеличения и  создание  новых  рабочих  мест,
содействие  организации    альтернативной    несельскохозяйственной
деятельности во всех возможных организационных формах, в том  числе
вовлечение  в  разработку  месторождений  полезных  ископаемых    и
производства продукции на их основе;
     - повышение эффективности самозанятости и  использования  форм
семейной  занятости  в  личных  подсобных  хозяйствах,  особенно  в
районах,  где  сельскохозяйственные  организации  прекратили   свою
деятельность, путем их кооперирования, в том числе с  крестьянскими
(фермерскими)  хозяйствами,  перерабатывающими  и    обслуживающими
производствами;
     -  развитие   малого    и    среднего    сельскохозяйственного
предпринимательства  и    потребительской    кооперации,    включая
крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства;
     - развитие структуры снабженческо-сбытовой кооперации,  в  том
числе и посредством малого и среднего предпринимательства;
     - формирование качественных инфраструктурных возможностей  для
повышения инвестиционной привлекательности сельских территорий.
     Приоритетными направлениями развития малого и среднего бизнеса
в сельской местности являются следующие:
     -  формирование  условий,  стимулирующих   предпринимательскую
активность населения на селе, а  также  формирование  благоприятной
среды для развития малого и среднего предпринимательства;
     -  развитие  системы  финансово-кредитной  поддержки    малого
бизнеса;
     - создание гарантийных  и  залоговых  фондов  для  финансового
обеспечения возвратности кредитов  за  счет  средств  областного  и
местных бюджетов с возможностью  привлечения  средств  федерального
бюджета на условиях софинансирования;
     - создание организаций,  образующих  инфраструктуру  поддержки
малого и среднего предпринимательства;
     - содействие сбыту сельскохозяйственной продукции,  расширение
сети приемо-заготовительных пунктов по закупке сельскохозяйственной
продукции,  создание  торговой  и    логистической    системы    на
кооперативной основе и содействие организации кооперативных рынков;
     - расширение участия субъектов малого  предпринимательства  на
селе в реализации мероприятий по государственной поддержке малого и
среднего предпринимательства, развитие финансовых механизмов прямой
поддержки  субъектов  малого  предпринимательства,  в  том    числе
частичной компенсации затрат на инженерное обустройство, разработку
проектной документации, оформление прав собственности;
     -  содействие  продвижению  на  рынок   продукции    сельского
хозяйства,  ремесел,  народных  промыслов  под  местными  торговыми
марками;
     -  улучшение  информационно-консультационного    обслуживания,
расширение   сети    информационно-консультационных    служб    для
предоставления   правовых,    экономических    и    технологических
консультаций сельским предпринимателям;
     - повышение кадрового потенциала сельских предпринимателей;
     -  распространение  передового  отечественного  и  зарубежного
опыта среди малых форм хозяйствования.
     В сфере занятости сельского населения необходимо:
     - принять  и  реализовать  программы  по  поддержке  занятости
сельского населения;
     - организовать  постоянный  мониторинг  эффективной  занятости
сельских жителей, ситуации на рынке труда;
     - создать электронную систему  взаимодействия  образовательных
учреждений профессионального образования и работодателей;
     - совершенствовать систему контрактной подготовки специалистов
с  высшим  и  средним  профессиональным  образованием   с    учетом
сбалансированности спроса и предложения на рынке труда;
     -  совершенствовать  систему  непрерывного   профессионального
образования    на    основе    внедрения    информационных        и
инфокоммуникационных   технологий,    формирования    и    развития
инновационных   образовательно-научно-производственных    структур,
обеспечивающих  повышение  практической  значимости   и    качества
подготовки кадров;
     -  организовать  обучение  востребованным  на   рынке    труда
профессиям и основам малого предпринимательства лиц, высвобождаемых
из сельскохозяйственного производства.
     С целью закрепления молодых специалистов,  трудоустраивающихся
в сельской местности, необходимо предусмотреть меры государственной
поддержки на переезд к месту работы, обустройство  и  хозяйственное
обзаведение,  а  также  ежемесячные  доплаты  к  заработной  плате,
предоставление субсидируемых кредитов организациям-работодателям на
строительство жилья для молодых специалистов, осуществление системы
социально-экономических  мер,  направленных  на  снижение  миграции
сельской молодежи в  города  и  формирование  у  нее  установок  на
постоянное проживание в сельской местности.
     Повышению уровня занятости  сельского  населения  будет  также
способствовать  вовлечение  граждан   в    обустройство    сельских
территорий через грантовые программы.
     Повышение занятости сельского населения должно  сопровождаться
ростом  их    доходов,    сокращением    бедности,    выравниванием
среднедушевых доходов в сельской и городской местности.

                Глава 3. Улучшение жилищных условий
             сельского населения, развитие социальной,
             инженерной и транспортной инфраструктуры

     Одним из приоритетных направлений  развития  социальной  сферы
сельских  территорий  остается  расширение  строительства  жилья  в
сельской  местности  в  целях  сохранения  имеющегося  населения  и
привлечения в сельскохозяйственное производство, социальную сферу и
иные виды деятельности квалифицированных работников и их  семей,  в
первую очередь молодежи.
     При разработке схем  территориального  планирования  и  планов
развития сельских территорий необходимо ориентироваться на создание
в сельских поселениях социальных кластеров, обеспечивающих в полном
объеме  удовлетворение  минимальных  потребностей    населения    в
социальных  услугах    с    учетом    нормативных    радиусов    их
пешеходно-транспортной  доступности  и  развития  мобильных    форм
сервиса.
     В жилищной сфере необходимо ориентироваться на  удовлетворение
потребностей  сельского  населения   в    благоустроенном    жилье,
отвечающем особенностям сельского образа жизни.
     Для этого предусматривается:
     - развитие рыночных механизмов и кредитно-финансовой поддержки
государства в реализации конституционного права сельских граждан на
жилище;
     -  формирование   на    селе    фонда    социального    жилья,
предоставляемого малообеспеченным сельским  семьям,  нуждающимся  в
улучшении жилищных условий, на основе договора найма;
     -       стимулирование        инвестиционной        активности
организаций-работодателей,  прежде    всего    сельскохозяйственных
товаропроизводителей, в жилищной сфере;
     -  организация  системы    земельно-ипотечного    кредитования
строительства и покупки жилья на селе;
     - преференция для  молодых  специалистов  и  молодых  семей  в
обеспечении  благоустроенным  жильем  с  целью    активизации    их
репродуктивного поведения;
     -  стимулирование  привлечения  граждан,  переселяющихся   для
работы в сельскую местность и не имеющих жилья, в  рамках  программ
развития жилищного строительства и ипотечного кредитования,  в  том
числе в сельской местности;
     - упрощение процедуры предоставления  земельных  участков  для
индивидуального  жилищного  строительства,  в  том  числе    отмены
требования о проведении торгов (конкурсов, аукционов), для граждан,
проживающих в сельской  местности,  кроме  пригородных  районов,  и
нуждающихся в улучшении жилищных условий,  а  также  переселяющихся
для  постоянного  проживания  и  работы  в  сельскую  местность,  и
установления  механизма  бесплатного  однократного   предоставления
земельных участков указанным категориям граждан.
     В  области  инженерной  и  транспортной  инфраструктуры   села
предусматривается:
     - повышение уровня снабжения сетевым газом сельского населения
и создание комфортных условий труда и  быта  в  сельской  местности
путем строительства и реконструкции распределительных газовых сетей
в сельских населенных пунктах, повышения уровня газификации  жилого
фонда, сокращения потерь и  повышения  эффективности  использования
сетевого газа;
     - обеспечение сельского населения питьевой водой  нормативного
качества на основе расширения поисково-оценочных работ  на  пресные
подземные  воды,  качественного  обустройства    и    реконструкции
действующих  водозаборных  сооружений  и  централизованных   систем
водоснабжения,  водоподготовки  перед  подачей   ее    потребителю,
лицензирования пользования недрами с целью добычи подземных вод;
     -  улучшение  дорожно-транспортного  обслуживания    сельского
населения путем обеспечения сельских населенных пунктов  постоянной
круглогодичной  связью  с  сетью   автомобильных    дорог    общего
пользования  по  дорогам  с  твердым  покрытием,  строительства   и
реконструкции автомобильных дорог общего  пользования,  связывающих
сельские  населенные  пункты,  увеличения    количества    сельских
населенных пунктов с автобусным сообщением;
     - охват радио- и телевизионным вещанием, обеспечение  услугами
электросвязи  и  почтовой  связи  всех  жителей,  включая   объекты
социальной        сферы,        обеспечение        доступа        к
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставление
государственных услуг сельскому населению в электронном виде.
     В целях  повышения  уровня  комфортности  и  привлекательности
проживания  в  сельской  местности,  а  также   в    целях    роста
инвестиционной  активности  в   социально-экономическом    развитии
сельских  территорий  предполагается  осуществлять  меры  поддержки
комплексной застройки и благоустройства сельских поселений.
     Для этого необходимо решить следующие задачи:
     -  обеспечение  благоустройства  сельских  поселений,  включая
обеспечение питьевой водой нормативного качества;
     - повышение уровня архитектурно-планировочных решений массовой
жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры;
     -  распространение  передового  опыта  комплексной  компактной
застройки  сельских  поселений  среди  муниципальных    образований
Курганской области.
     При этом планировка  и  застройка  сельских  поселений  должна
осуществляться на основе принципов:
     учета  специфики  сельскохозяйственной  деятельности,   образа
жизни и потребностей сельского населения;
     размещения объектов инфраструктуры  с  учетом  функционального
зонирования  территорий  поселений,  компактности  их    застройки,
кооперирования учреждений, повышения качества социальных  услуг  на
селе;
     сохранения  и  восстановления  историко-культурного  наследия,
памятников архитектуры и искусства, сельских ландшафтов.
     В целях улучшения торгового и бытового обслуживания  сельского
населения  необходимо  ориентироваться  на  создание  благоприятных
условий  для  развития    системы    потребительской    кооперации,
мелкорозничных  торговых  предприятий,  торгующих  товарами  первой
необходимости, а  также  на  развитие  сети  организаций  розничной
торговли, в том числе торгово-бытовых центров.
     Развитие  социальной  и  инженерной  инфраструктуры   сельских
территорий ориентировано на улучшение социальной среды проживания и
повышение  доступности  социально-культурных  и    бытовых    услуг
сельского населения.
     В целях улучшения демографической ситуации, повышения качества
и  продолжительности  жизни  людей,  снижения   заболеваемости    и
смертности  сельских  жителей  необходимо  провести    модернизацию
здравоохранения,  что  позволит  обеспечить   каждого    гражданина
квалифицированной и доступной медицинской помощью за счет:
     - укрепления материально-технической базы учреждений;
     -    внедрения    современных    информационных    систем    в
здравоохранении;
     - внедрения стандартов оказания медицинской помощи.
     Одним из приоритетных направлений  в  области  здравоохранения
является доступность  первичной  медико-санитарной  помощи,  в  том
числе сельскому населению на основе развития фельдшерско-акушерских
пунктов, центральных  районных  больниц,  здравпунктов,  участковых
больниц, организация офисов  общеврачебных  практик  и  комплексных
участков, возложение функций  оказания  первой  помощи  на  домовые
хозяйства, организация работы по типу выездных бригад и оптимизация
маршрутизации    населения    по        зоне        ответственности
лечебно-профилактических учреждений.
     Расширение доступа  сельского  населения  к  квалифицированной
первичной медицинской помощи предполагается за счет:
     -  улучшения  работы  участковой  службы,    совершенствование
деятельности диагностических  служб  и  специалистов  амбулаторного
звена;
     - развития патронажной работы;
     - развития стационарозамещающих организационных форм;
     - внедрения новых видов по медицинскому  (сестринскому)  уходу
на  дому  за  маломобильными  пациентами,   перенесшими    инсульт,
онкобольными и другими хроническими больными;
     - распространения выездных форм работы;
     -  совершенствования  организации    неотложной    помощи    в
амбулаторно-поликлинических учреждениях.
     В целях доступности скорой медицинской  помощи  на  территории
Курганской области на базе центральных районных больниц,  врачебных
амбулаторий, участковых больниц планируется открытие дополнительных
постов  скорой  медицинской  помощи  для    обслуживания    жителей
отдаленных населенных пунктов.
     Для  приближения   специализированной    медицинской    помощи
населению по профилям (офтальмология, кардиология, онкология и др.)
необходимо развивать  практику  выездной  работы  врачебных  бригад
центральных районных больниц.
     В целях приближения лекарственной помощи  населению  удаленных
сельских  территорий  организовать  выписку  и  доставку   льготных
лекарственных  средств    медицинскими    работниками    на    базе
фельдшерско-акушерских пунктов.
     Другое  приоритетное  направление  -    дальнейшее    усиление
профилактической         направленности                деятельности
амбулаторно-поликлинической помощи.
     С этой целью запланировано расширение сети центров здоровья  в
Курганской  области,  организация  выездов    врачей-консультантов,
специалистов государственных учреждений здравоохранения  Курганской
области  в   центральные    районные    больницы    для    оказания
организационно-методической,    лечебно-консультативной     помощи,
проведения  дополнительной  диспансеризации  работающих    граждан,
участия в работе призывных комиссий, профилактических осмотров.
     С  целью  изучения  состояния  здоровья  населения,  выявления
инфекционных заболеваний,  осуществления  санитарно-просветительной
деятельности, оказания неотложной  доврачебной  помощи,  выполнения
индивидуальных  программ   медико-социальной    помощи    населению
необходимо развивать практику подворового обхода.
     В  целях  популяризации  здорового  образа  жизни    сельского
населения  необходимо  проводить  мероприятия,   направленные    на
снижение потребления алкоголя и  табачных  изделий,  немедицинского
потребления наркотических средств и психотропных веществ,  а  также
профилактику сердечно-сосудистых и других заболеваний.
     В  целях  обеспечения  общедоступности  и  повышения  качества
образования на  селе,  конкурентоспособности  выпускников  сельских
школ при поступлении в учреждения высшего и  среднего  специального
образования  предусматривается   осуществление    мероприятий    по
реализации  национальной  образовательной  инициативы  "Наша  новая
школа" в  соответствии  с  Распоряжением  Правительства  Российской
Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р, в том  числе  повышение
квалификации сельских работников образования,  грантовая  поддержка
выпускников вузов для работы в сельских школах и  создание  условий
для организации профильного обучения.
     В  целях  повышения  эффективности  реализации  указанных  мер
применительно  к  сельским  учреждениям   образования    необходимо
ориентироваться:
     - на создание ресурсных центров на базе школ, расположенных  в
районных центрах, и крупных сельских школ в рамках  территориальных
школьных объединений;
     -  на  развитие    системы    межшкольной    коммуникации    и
дистанционного образования;
     - на обеспечение транспортной доступности сельских школ;
     - на обеспечение сельских школ кадрами  молодых  специалистов;
обеспечение социально-педагогической поддержки молодых специалистов
сельских школ;
     -  на  создание  сети  социально   активных    образовательных
учреждений;
     - на укрепление учебно-материальной и технической базы;
     - на  внедрение  информационно-коммуникационных  технологий  в
образовательный процесс, а также создание  условий  для  расширения
доступа участникам образовательного процесса  к  образовательным  и
информационным  ресурсам  информационно-коммуникационно   й    сети
"Интернет", в том числе установка высокоскоростного Интернета;
     -  на  приобретение  для  образовательных  учреждений   общего
образования  автоматизированных  рабочих   мест,    соответствующих
современным требованиям;
     - на реконструкцию и строительство учреждений  образования,  а
также пришкольных спортивных комплексов и площадок.
     В  целях  улучшения   культурного    обслуживания    сельского
населения, сохранения и развития культурного наследия  и  повышения
творческого потенциала сельских жителей необходимо  ориентироваться
на решение следующих задач:
     -  создание  многофункциональных  культурных   центов    путем
реструктуризации  учреждений  культуры  с  обеспечением  доступа  к
электронным базам данных и  оцифрованным  библиотечным  и  музейным
фондам учреждений культуры, библиотечного и музейного обслуживания,
кинопоказа,  доступа  к  информационно-телекоммуникационной    сети
"Интернет";
     -  создание  и  организация  профессиональных  и  любительских
творческих коллективов;
     -  восстановление  имеющихся   архитектурных    и    природных
памятников, создание музеев, развитие сельского туризма.
     Важным условием для привлечения сельского населения к занятиям
физической  культурой  и  спортом  является  наличие    современной
материально-технической базы спорта. Именно физкультурно-спортивные
сооружения  определяют  характер   функционирования    отрасли    и
представляют  собой  элемент   долгосрочной    политики    развития
физической культуры и спорта.
     В целях популяризации здорового  образа  жизни  и  привлечения
сельских  жителей  к  занятиям  физической  культурой  и    спортом
предполагается:
     - развитие сети спортивных сооружений и площадок;
     - развитие и модернизация  учреждений  физической  культуры  и
спорта;
     -  проведение  областных  сельских  игр  "Золотой  колос"    и
"Зауральская  метелица"  и  мероприятий  по  актуальным   проблемам
развития физической культуры и спорта в условиях сельского социума.
     В целях формирования позитивного отношения к сельскому  образу
жизни  предполагается    активизировать    действия    в    области
популяризации здорового образа жизни, патриотического воспитания  и
повышения  нравственности  сельской  молодежи,  а  также  повышения
информированности населения о позитивных переменах, происходящих на
селе.

             Глава 4. Экологическая политика сельских
                   территорий Курганской области

     Основными целями и задачами  экологической  политики  являются
эколого-санитарное  оздоровление  территорий  сельских   поселений,
улучшение  качества  окружающей  среды,  а  также    удовлетворение
потребностей  населения  в  природных  ресурсах,  обеспечение  прав
сельских жителей на общедоступные виды природопользования.
     Важными направлениями экологической политики являются:
     1)  снижение  уровня  негативного  воздействия  на  окружающую
среду, ликвидация источников загрязнения;
     2) развитие экологически безопасных видов  природопользования,
производство экологически безопасной продукции;
     3) сохранение биоразнообразия животного и  растительного  мира
на сельских территориях.
     Для  комплексного  решения  проблем  в  области  экологической
реабилитации сельских территорий необходимо  реализовать  следующие
мероприятия:
     - планирование и реализация мер по санитарной очистке сельских
населенных пунктов, организация селективного сбора отдельных  видов
отходов;
     - проведение мероприятий по обустройству  объектов  размещения
бытовых отходов, скотомогильников, навозохранилищ;
     -   внедрение    эффективных    технологий    переработки    и
обезвреживания сельскохозяйственных отходов;
     -  обеспечение  безопасного  хранения  отходов  пестицидов  на
централизованных обустроенных складах;
     -  сокращение  выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферный
воздух за счет реконструкции отопительных котельных, перевода их на
газовое топливо;
     -  рекультивация  земель,  загрязненных    агрохимикатами    и
нефтепродуктами,  захламленных  отходами,   занятых    разрушенными
объектами строительства, вовлечение  этих  земель  в  хозяйственный
оборот;
     -  поддержание  в  благоприятном  состоянии  водоохранных  зон
водных объектов;
     - озеленение сельских населенных  пунктов,  обустройство  мест
отдыха жителей сельских поселений;
     - реализация мер охраны  объектов  растительного  и  животного
мира  при  осуществлении   сельскохозяйственных    производственных
процессов;
     -  формирование  участков  недр  в    пределах    существующих
бесхозяйных действующих  карьеров  по  добыче  общераспространенных
полезных ископаемых для их  дальнейшей  передачи  в  пользование  в
установленном порядке.

              Раздел V. Механизмы реализации политики
             устойчивого развития сельских территорий

     Реализацию политики устойчивого развития  сельских  территорий
Курганской  области  на  период  до  2020    года    предполагается
осуществлять путем:
     - реализации комплексных,  целевых  и  ведомственных  программ
Курганской области, приоритетных национальных проектов;
     -   постоянного    мониторинга    и    анализа    показателей,
характеризующих эффективность сельской экономики, уровня и качества
жизни сельского населения Курганской области;
     - взаимодействия и координации действий исполнительных органов
государственной  власти  Курганской  области  и  органов   местного
самоуправления муниципальных  образований  Курганской  области  (по
согласованию),  направленных  на  реализацию  основных  направлений
государственной политики в области  устойчивого  развития  сельских
территорий Курганской области.
     Информационно-аналитическое обеспечение  реализации  настоящей
Концепции  предполагает  использование   данных    государственного
статистического учета  показателей,  дополнительных  статистических
выборочных  обследований  доходов  и  условий    жизни    сельского
населения, а также данных муниципальной статистики  в  целях  более
полного отражения состояния  отдельных  сельских  территорий  и  их
вклада в развитие сельской экономики.
     Учитывая  многоплановость  устойчивого    развития    сельских
территорий Курганской области, объектами статистического наблюдения
должны выступать как сельская территория в целом,  так  и  сельское
население.
     Мониторинг  экологического  состояния   сельских    территорий
Курганской  области  в  разрезе  районов  будет  проводиться  через
механизмы реализации областных  целевых  программ  в  сфере  охраны
окружающей среды и экологической безопасности.
     Широкое  информирование  населения  о  проводимой  политике  в
области устойчивого развития сельских территорий Курганской области
осуществляется  через  официальные  сайты  органов  государственной
власти и портал государственных услуг.
     Реализацию  направлений  государственной  политики  в  области
устойчивого  развития  сельских  территорий  Курганской    области,
предусмотренных настоящей Концепцией,  предполагается  осуществлять
за счет средств федерального  бюджета  (по  согласованию),  бюджета
Курганской области,  бюджетов  муниципальных  районов  и  городских
округов Курганской  области  (по  согласованию),  а  также  средств
внебюджетных источников (по  согласованию),  в  том  числе  средств
субъектов, хозяйствующих на селе, и средств сельского населения.

               Раздел VI. Основные этапы реализации
              политики устойчивого развития сельских
               территорий и задачи по ее реализации

     Реализация  государственной  политики  в  области  устойчивого
развития сельских территорий Курганской области на период  до  2020
года будет осуществляться в два этапа.
     На I этапе (2012 - 2013  годы)  первоочередными  направлениями
реализации Концепции являются:
     -  совершенствование  нормативно-правового,  организационного,
научного, кадрового и программного обеспечения сельских территорий;
     - разработка комплексных, целевых программ Курганской  области
и ведомственных целевых программ в Курганской  области,  в  которых
затрагиваются вопросы по развитию  сельских  территорий  Курганской
области.
     На II этапе  (2014  -  2020  годы)  предполагается  обеспечить
устойчивое  развитие  сельских  территорий  Курганской  области  на
основе укрепления аграрного сектора экономики, его  диверсификации,
развития  малого  бизнеса,  улучшения  жилищных  условий  сельского
населения, повышения уровня социального и инженерного  обустройства
сельских территорий, усиления государственной поддержки села.
     Приоритетные направления реализации Концепции  представлены  в
приложении к Концепции.
     Выполнение основных  направлений  государственной  политики  в
области устойчивого развития сельских территорий Курганской области
на период до 2020 года, предусмотренных Концепцией,  предполагается
осуществлять до 2013 года в  рамках  целевой  Программы  Курганской
области "Социальное развитие села Курганской области до 2013 года",
а также в рамках целевой  Программы  Курганской  области  "Развитие
сельского хозяйства в Курганской области на 2008 - 2012 годы".





                                                         Приложение
                                            к Концепции устойчивого
                                       развития сельских территорий
                                              Курганской области на
                                                период до 2020 года


                     Приоритетные направления
                 реализации Концепции устойчивого
              развития сельских территорий Курганской
                  области на период до 2020 года

+--+---------------------------+--------------------+--------------------+
|N |        Направление        |  Срок исполнения   |  Ответственный за  |
|п/|                           |                    |     исполнение     |
|п |                           |                    |                    |
+--+---------------------------+--------------------+--------------------+
|Раздел I. Демографическая политика и создание условий для переселения в |
|                           сельскую местность                           |
+--+---------------------------+--------------------+--------------------+
|1.|Первоочередные направления:|  2012 - 2015 годы  |Исполнительные      |
|  |-   реализация    Концепции|                    |органы              |
|  |улучшения   уровня    жизни|                    |государственной     |
|  |населения        Курганской|                    |власти    Курганской|
|  |области  на  2011  -   2015|                    |области,            |
|  |годы;                      |                    |органы      местного|
|  |- осуществление мониторинга|                    |самоуправления      |
|  |основных    демографических|                    |муниципальных       |
|  |показателей      Курганской|                    |образований      (по|
|  |области;                   |                    |согласованию)       |
|  |-     разработка      плана|                    |                    |
|  |мероприятий  по  реализации|                    |                    |
|  |Концепции улучшения  уровня|                    |                    |
|  |жизни населения  Курганской|                    |                    |
|  |области на 2011 - 2015 годы|                    |                    |
|  |муниципальных образований; |                    |                    |
|  |-     повышение      уровня|                    |                    |
|  |рождаемости           путем|                    |                    |
|  |совершенствования          |                    |                    |
|  |репродуктивных технологий; |                    |                    |
|  |-   снижение   младенческой|                    |                    |
|  |смертности;                |                    |                    |
|  |-     сокращение     уровня|                    |                    |
|  |смертности,  прежде   всего|                    |                    |
|  |граждан     трудоспособного|                    |                    |
|  |возраста;                  |                    |                    |
|  |- сохранение  и  укрепление|                    |                    |
|  |здоровья          сельского|                    |                    |
|  |населения;                 |                    |                    |
|  |-                увеличение|                    |                    |
|  |продолжительности  активной|                    |                    |
|  |жизни;                     |                    |                    |
|  |-   создание   условий    и|                    |                    |
|  |формирование мотивации  для|                    |                    |
|  |ведения  здорового   образа|                    |                    |
|  |жизни.                     |                    |                    |
|  |Направления на долгосрочный|    до 2020 года    |                    |
|  |период:                    |                    |                    |
|  |-   укрепление    института|                    |                    |
|  |семьи;                     |                    |                    |
|  |- стимулирование внутренней|                    |                    |
|  |и   внешней   миграции    в|                    |                    |
|  |сельской местности         |                    |                    |
+--+---------------------------+--------------------+--------------------+
|Раздел II. Диверсификация сельской экономики, расширение сфер занятости |
|         и источников формирования доходов сельского населения          |
+--+---------------------------+--------------------+--------------------+
|2.|Первоочередные направления:|  2012 - 2014 годы  |Департамент         |
|  |-  создание   условий   для|                    |сельского  хозяйства|
|  |развития       крестьянских|                    |и   перерабатывающей|
|  |(фермерских)  хозяйств,   в|                    |промышленности      |
|  |том     числе      семейных|                    |Курганской  области,|
|  |животноводческих ферм;     |                    |Департамент         |
|  |- поддержка развития  малых|                    |экономического      |
|  |форм        хозяйствования,|                    |развития, торговли и|
|  |обеспечение  их  доступа  к|                    |труда     Курганской|
|  |субсидируемым      кредитам|                    |области,            |
|  |банков       и       займам|                    |Главное   управление|
|  |сельскохозяйственных       |                    |по труду и занятости|
|  |потребительских   кредитных|                    |населения Курганской|
|  |кооперативов;              |                    |области,            |
|  |-       развитие       сети|                    |органы      местного|
|  |сельскохозяйственных       |                    |самоуправления      |
|  |потребительских            |                    |муниципальных       |
|  |кооперативов по  снабжению,|                    |районов и  городских|
|  |сбыту     и     переработке|                    |округов   Курганской|
|  |сельскохозяйственной       |                    |области          (по|
|  |продукции;                 |                    |согласованию),      |
|  |-     повышение      уровня|                    |сельскохозяйственные|
|  |занятости         сельского|                    |товаропроизводители |
|  |населения, в том  числе  за|                    |(по согласованию)   |
|  |счет    расширения    сферы|                    |                    |
|  |несельскохозяйственной     |                    |                    |
|  |деятельности   в   сельской|                    |                    |
|  |местности;                 |                    |                    |
|  |-            предоставление|                    |                    |
|  |государственной   поддержки|                    |                    |
|  |субъектам малого и среднего|                    |                    |
|  |предпринимательства,       |                    |                    |
|  |действующим     в     сфере|                    |                    |
|  |сельского хозяйства, в  том|                    |                    |
|  |числе  в   рамках   целевой|                    |                    |
|  |Программы  "О  развитии   и|                    |                    |
|  |поддержке малого и среднего|                    |                    |
|  |предпринимательства       в|                    |                    |
|  |Курганской области на  2012|                    |                    |
|  |- 2014 годы";              |                    |                    |
|  |- содействие продвижению на|                    |                    |
|  |рынок  продукции  сельского|                    |                    |
|  |хозяйства,         ремесел,|                    |                    |
|  |народных   промыслов    под|                    |                    |
|  |местными торговыми марками.|                    |                    |
|  |Направления на долгосрочный|    до 2020 года    |                    |
|  |период:                    |                    |                    |
|  |-                расширение|                    |                    |
|  |сельскохозяйственного      |                    |                    |
|  |производства;              |                    |                    |
|  |- привлечение инвестиций  в|                    |                    |
|  |техническое               и|                    |                    |
|  |технологическое            |                    |                    |
|  |перевооружение  в   отрасли|                    |                    |
|  |сельского хозяйства;       |                    |                    |
|  |-    повышение    кадрового|                    |                    |
|  |потенциала         сельских|                    |                    |
|  |предпринимателей  за   счет|                    |                    |
|  |реализации         массовых|                    |                    |
|  |программ обучения;         |                    |                    |
|  |-  повышение  эффективности|                    |                    |
|  |деятельности информационно-|                    |                    |
|  |консультационных    центров|                    |                    |
|  |поддержки    и     развития|                    |                    |
|  |предпринимательства        |                    |                    |
+--+---------------------------+--------------------+--------------------+
|  Раздел III. Улучшение жилищных условий сельского населения, развитие  |
|          социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры          |
+--+---------------------------+--------------------+--------------------+
|3.|В   сфере    строительства,|  2012 - 2013 годы  |Департамент         |
|  |водоснабжения             и|                    |сельского  хозяйства|
|  |газоснабжения              |                    |и   перерабатывающей|
|  |первоочередные направления:|                    |промышленности      |
|  |-    улучшение     жилищных|                    |Курганской  области,|
|  |условий            граждан,|                    |Департамент         |
|  |проживающих   в    сельской|                    |строительства,      |
|  |местности,  в   том   числе|                    |госэкспертизы      и|
|  |молодых  семей  и   молодых|                    |жилищно-            |
|  |специалистов;              |                    |коммунального       |
|  |-  развитие  газификации  в|                    |хозяйства Курганской|
|  |сельской местности;        |                    |области,            |
|  |- развитие водоснабжения  в|                    |Главное   управление|
|  |сельской местности;        |                    |образования         |
|  |-       развитие       сети|                    |Курганской  области,|
|  |общеобразовательных        |                    |Главное   управление|
|  |учреждений    в    сельской|                    |автомобильных  дорог|
|  |местности;                 |                    |Курганской области  |
|  |-  развитие   автомобильных|                    |                    |
|  |дорог в сельской местности.|                    |                    |
|  |Направления на долгосрочный|    до 2020 года    |                    |
|  |период:                    |                    |                    |
|  |- реализация мероприятий по|                    |                    |
|  |поддержке       комплексной|                    |                    |
|  |компактной   застройки    и|                    |                    |
|  |благоустройства    сельских|                    |                    |
|  |поселений                  |                    |                    |
+--+---------------------------+--------------------+--------------------+
|4.|В   сфере   здравоохранения|  2012 - 2015 годы  |Департамент         |
|  |первоочередные направления:|                    |здравоохранения     |
|  |-         совершенствование|                    |Курганской области  |
|  |обеспечения  доступности  и|                    |                    |
|  |повышения          качества|                    |                    |
|  |медицинской          помощи|                    |                    |
|  |сельскому населению;       |                    |                    |
|  |-  модернизация  учреждений|                    |                    |
|  |здравоохранения,           |                    |                    |
|  |оказывающих       первичную|                    |                    |
|  |медицинскую    помощь     в|                    |                    |
|  |сельской         местности,|                    |                    |
|  |укрепление их  материально-|                    |                    |
|  |технической базы;          |                    |                    |
|  |-    модернизация    службы|                    |                    |
|  |скорой помощи и  неотложной|                    |                    |
|  |медицинской помощи;        |                    |                    |
|  |-  развитие  выездных  форм|                    |                    |
|  |работы врачебных бригад;   |                    |                    |
|  |-   повышение   доступности|                    |                    |
|  |лекарственного  обеспечения|                    |                    |
|  |в сельской местности;      |                    |                    |
|  |- расширение  сети  центров|                    |                    |
|  |здоровья.                  |                    |                    |
|  |Направления на долгосрочный|    до 2020 года    |                    |
|  |период:                    |                    |                    |
|  |- усиление профилактической|                    |                    |
|  |направленности деятельности|                    |                    |
|  |амбулаторно-поликлинической|                    |                    |
|  |помощи;                    |                    |                    |
|  |-  популяризация  здорового|                    |                    |
|  |образа   жизни    сельского|                    |                    |
|  |населения                  |                    |                    |
+--+---------------------------+--------------------+--------------------+
|5.|В     сфере     образования|  2012 - 2014 годы  |Главное   управление|
|  |первоочередные направления:|                    |образования         |
|  |-  создание   условий   для|                    |Курганской области  |
|  |обеспечения  доступности  и|                    |                    |
|  |качества        дошкольного|                    |                    |
|  |образования;               |                    |                    |
|  |-  внедрение  и  реализация|                    |                    |
|  |федеральных государственных|                    |                    |
|  |образовательных  стандартов|                    |                    |
|  |нового поколения;          |                    |                    |
|  |-     развитие     школьной|                    |                    |
|  |инфраструктуры.            |                    |                    |
|  |Направления на долгосрочный|    до 2020 года    |                    |
|  |период:                    |                    |                    |
|  |-  развитие  дистанционного|                    |                    |
|  |образования;               |                    |                    |
|  |- обеспечение сельских школ|                    |                    |
|  |молодыми специалистами;    |                    |                    |
|  |- внедрение  информационно-|                    |                    |
|  |коммуникационных технологий|                    |                    |
|  |в образовательный процесс  |                    |                    |
+--+---------------------------+--------------------+--------------------+
|6.|В     области      культуры|  2012 - 2013 годы  |Управление  культуры|
|  |первоочередные направления:|                    |Курганской  области,|
|  |-  улучшение   материально-|                    |органы      местного|
|  |технического    обеспечения|                    |самоуправления      |
|  |сельских         учреждений|                    |муниципальных       |
|  |культуры;                  |                    |районов и  городских|
|  |-  реализация   мероприятий|                    |округов   Курганской|
|  |целевой           Программы|                    |области          (по|
|  |Курганской          области|                    |согласованию)       |
|  |"Культура Зауралья (2009  -|                    |                    |
|  |2013 гг.)".                |                    |                    |
|  |Направления на долгосрочный|    до 2020 года    |                    |
|  |период:                    |                    |                    |
|  |-                  создание|                    |                    |
|  |многофункциональных        |                    |                    |
|  |культурных центров;        |                    |                    |
|  |-    создание    культурно-|                    |                    |
|  |досуговых       объединений|                    |                    |
|  |(центров)                  |                    |                    |
+--+---------------------------+--------------------+--------------------+
|7.|В    области     физической|  2012 - 2015 годы  |Управление        по|
|  |культуры, спорта и  туризма|                    |физической культуре,|
|  |первоочередные направления:|                    |спорту   и   туризму|
|  |-  улучшение   материально-|                    |Курганской области  |
|  |технической    оснащенности|                    |                    |
|  |спортивных   сооружений   и|                    |                    |
|  |площадок;                  |                    |                    |
|  |-      строительство      и|                    |                    |
|  |реконструкция    спортивных|                    |                    |
|  |объектов.                  |                    |                    |
|  |Направления на долгосрочный|    до 2020 года    |                    |
|  |период:                    |                    |                    |
|  |- увеличение числа сельских|                    |                    |
|  |жителей,     систематически|                    |                    |
|  |занимающихся     физической|                    |                    |
|  |культурой и спортом        |                    |                    |
+--+---------------------------+--------------------+--------------------+
|Раздел IV. Экологическая политика сельских территорий Курганской области|
+--+---------------------------+--------------------+--------------------+
|8.|Первоочередные направления:|  2012 - 2014 годы  |Департамент         |
|  |-   проведение    поисково-|                    |природных ресурсов и|
|  |оценочных     работ      на|                    |охраны    окружающей|
|  |перспективных      участках|                    |среды     Курганской|
|  |подземных      вод      для|                    |области             |
|  |водоснабжения села  Лопатки|                    |                    |
|  |Лебяжьевского района,  села|                    |                    |
|  |Давыдовка     Притобольного|                    |                    |
|  |района и сел Новотроицкое и|                    |                    |
|  |Частоозерье  Частоозерского|                    |                    |
|  |района Курганской области; |                    |                    |
|  |-   проведение    поисково-|                    |                    |
|  |оценочных     работ      на|                    |                    |
|  |перспективных      участках|                    |                    |
|  |подземных      вод      для|                    |                    |
|  |водоснабжения села Арлагуль|                    |                    |
|  |Лебяжьевского   района    и|                    |                    |
|  |деревни   Верхняя   Алабуга|                    |                    |
|  |Звериноголовского    района|                    |                    |
|  |Курганской области;        |                    |                    |
|  |- подготовка  и  проведение|                    |                    |
|  |аукционов  на   пользование|                    |                    |
|  |участками   недр   местного|                    |                    |
|  |значения.                  |                    |                    |
|  |Направления на долгосрочный|    до 2020 года    |                    |
|  |период:                    |                    |                    |
|  |-      снижение      уровня|                    |                    |
|  |негативного воздействия  на|                    |                    |
|  |окружающую среду;          |                    |                    |
|  |-                сохранение|                    |                    |
|  |биоразнообразия животного и|                    |                    |
|  |растительного    мира    на|                    |                    |
|  |сельских территориях       |                    |                    |
+--+---------------------------+--------------------+--------------------+

                                                                                                                                                                                                     

Информация по документу
Читайте также