Расширенный поиск
Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 09.04.2003 № 79АДМИНИСТРАЦИЯ (ПРАВИТЕЛЬСТВО) КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 09.04.2003 г. N 79 г.Курган Об областной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курганской области в 2003-2010 гг." (В редакции Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 г. N 137) В целях реализации концепции областной целевой программы Жилище на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 24.07.2002 г. N 280 и улучшения деятельности жилищно-коммунального комплекса Курганской области, Администрация (Правительство) Курганской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить областную целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в 2003-2010 гг." и представить ее на рассмотрение Курганской областной Думе (прилагается). 2.Признать утратившим силу постановление Администрации Курганской области "О реформе жилищно-коммунального хозяйства Курганской области" от 17.08.97 г. N 512. 3.Рекомендовать главам администраций городов и районов на основе областной целевой программы разработать программные мероприятия по ее реализации. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области, директора департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Миронова В.В. и заместителя Губернатора Курганской области, директора департамента экономического развития и инвестиций Болтнева Н.И. Губернатор Курганской области О.А.Богомолов Приложение к постановлению Администрации (Правительства) Курганской области от 09.04.2003 года N 79 ПРОЕКТ областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курганской области в 2003-2010 гг." (В редакции Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 г. N 137) г.Курган, 2003 СОДЕРЖАНИЕ Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от N "Об областной целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курганской области в 2003-2010 гг." Областная целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Курганской области в 2003-2010 гг." Паспорт целевой Программы Введение 1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства Курганской области 1.1. Анализ функциональной и организационной структуры ЖКХ; 1.2. Анализ эффективности существующих на территориях муниципальных систем управления и принятие мер по их совершенствованию. 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами управления. 3. Основные цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства. 4. Реализация основных задач реформирования ЖКХ: 4.1. Снижение стоимости и повышение качества услуг 4.1.1. Повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения; 4.1.2. Внедрение ресурсосберегающих технологий; 4.1.3. Ликвидация перекрестного субсидирования тарифов на ЖКУ; 4.1.4. Создание условий для развития новых форм управления и содержания жилья путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) и других объединений; 4.1.5. Создание условий для развития конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда; 4.2. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса 4.2.1. Финансовое оздоровление жилищно-коммунальной отрасли. Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг; 4.2.2. Ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса; 4.2.3. Создание благоприятных условий для привлечения бюджетных средств, внебюджетных источников и долгосрочных займов на развитие и модернизацию жилищно-коммунального комплекса; 4.3. Социальная политика в сфере ЖКХ 4.4. Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность. 5. Ресурсное обеспечение целевой программы. 6. Обеспечение государственного контроля качества жилищно-коммунального обслуживания. 7. Технико-экономическое обоснование и прогноз ожидаемых конечных результатов реализации областной целевой программы. (Дополнен - Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 г. N 137) 8. Мероприятия по реализации целевой программы и этапы их реализации. Приложение. Паспорт областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курганской области в 2003-2010 гг." ----------------------------------------------------------------------------------- | 1. | Наименование целевой | - "Реформирование и модернизация | | | программы | жилищно-коммунального комплекса Курганской | | | | области в 2003-2010 гг." | -------|-----------------------------|--------------------------------------------- | 2. | Основание для разработки | Постановление Администрации | | | целевой программы | (Правительства) Курганской области N 280 | | | | от 24.07.2002 года | -------|-----------------------------|--------------------------------------------- | 3. | Государственный заказчик | - Администрация (Правительство) Курганской | | | целевой программы | области | -------|-----------------------------|--------------------------------------------- | 4. | Основные разработчики | - Департамент строительства, госэкспертизы | | | целевой программы | и ЖКХ Курганской области | | | | Департамент экономического развития и | | | | инвестиций Курганской области | | | | Финансовое управление Курганской области | | | | Управление цен Курганской области | | | | Главное управление социальной защиты | | | | населения Курганской области | | | | Государственная жилищная инспекция | | | | Курганской области | -------|-----------------------------|--------------------------------------------- | 5. | Цели программы | - повышение эффективности функционирования | | | | жилищно-коммунальных систем | | | | жизнеобеспечения населения, привлечение | | | | инвестиций в развитие | | | | жилищно-коммунального комплекса, улучшение | | | | качества жилищно-коммунальных услуг | -------|-----------------------------|--------------------------------------------- | 6. | Задачи целевой программы | - обеспечение условий для снижения | | | | издержек и повышения качества | | | | предоставления жилищно-коммунальных услуг, | | | | обеспечение инвестиционной | | | | привлекательности жилищно-коммунального | | | | комплекса | -------|-----------------------------|--------------------------------------------- | 7. | Срок реализации целевой | - 2003-2010 гг. | | | программы | | -------|-----------------------------|--------------------------------------------- | 8. | Мероприятия целевой | реконструкция и модернизация ЖКХ | | | программы | инвентаризация, реструктуризация и | | | | ликвидация дебиторской и кредиторской | | | | задолженности предприятий | | | | жилищно-коммунального комплекса; | | | | ликвидация дотационности | | | | жилищно-коммунального комплекса; | | | | ликвидация перекрестного субсидирования; | | | | обеспечение социальной защиты населения, | | | | путем предоставления субсидий; | | | | формирование благоприятных условий для | | | | привлечения бюджетных, внебюджетных | | | | средств и долгосрочных займов в развитие | | | | жилищно-коммунального комплекса; | | | | приемка жилфонда в муниципальную | | | | собственность | -------|-----------------------------|--------------------------------------------- | 9. | Объем и источники | Общий объем финансирования на | | | финансирования целевой | строительство и реконструкцию объектов ЖКХ | | | программы | составляет 1541,17 млн. руб., из них: | | | | средства областного бюджета 938,86 млн. | | | | руб. | | | | | | | | Общий объем финансирования на | | | | предоставление льгот по оплате | | | | жилищно-коммунальных услуг 2619,20 млн. | | | | руб., из них: средства областного бюджета | | | | 636,82 млн. руб. | | | | (В редакции Постановления Администрации | | | | (Правительства) Курганской области | | | | от 20.05.2003 г. N 137) | | | | | | | | Общий объем финансирования на | | | | предоставление субсидий на оплату | | | | жилищно-коммунальных услуг 10483,5 млн. | | | | руб. | | | | | | | | Общий объем финансирования на передачу | | | | жилфонда в муниципальную собственность | | | | 47,62 млн.руб. | | | | | | | | Объемы финансирования на 2003 год взяты из | | | | утвержденного титульного списка на капвло- | | | | жения по Курганской области и дополнитель- | | | | ного финансирования программы за счет | | | | средств областного бюджета не предполагает-| | | | ся. (Дополнен - Постановление | | | | Администрации (Правительства) Курганской | | | | области от 20.05.2003 г. N 137) | -------|-----------------------------|--------------------------------------------- | 10. | Исполнители целевой | Органы местного самоуправления (по | | | программы | согласованию) | | | | Управление цен Курганской области | | | | Финансовое управление Курганской области | | | | Государственная жилищная инспекция | | | | Курганской области | | | | Департамент госимущества и промышленной | | | | политики Курганской области | | | | Главное управление социальной защиты | | | | населения Курганской области | | | | Комитет по печати и средствам массовой | | | | информации Курганской области | | | | Информационно-аналитическое управление | | | | Администрации (Правительства) Курганской | | | | области | -------|-----------------------------|--------------------------------------------- | 11. | Технико-экономическое | - повышение качества жилищно-коммунального | | | обоснование и прогноз | обслуживания; | | | ожидаемых конечных | надежность работы инженерных систем | | | результатов реализации | жизнеобеспечения населения; | | | областной целевой | социальная защита населения при оплате | | | программы | жилищно-коммунальных услуг. | | | (В редакции Постановления | | | | Администрации | | | | (Правительства) Курганской | | | | области | | | | от 20.05.2003 г. N 137) | | -------|-----------------------------|--------------------------------------------- | 12. | Контроль за использованием | - Администрация (Правительство) Курганской | | | целевой программы | области (ежегодно) (Дополнен - | | | | Постановление Администрации | | | | (Правительства) Курганской области | | | | от 20.05.2003 г. N 137) | | | | - Департамент строительства, госэкспертизы | | | | и ЖКХ Курганской области; | | | | - Департамент экономического развития и | | | | инвестиций Курганской области. | ----------------------------------------------------------------------------------- Введение. Настоящая целевая программа разработана на основе областной Концепции "Жилище" и является областным программным документом, который включает в себя приоритетные направления, предусматривающие повышение качества жилищно-коммунального обслуживания, ликвидацию дотационности финансирования отрасли и вывод ее в режим устойчивого достаточного финансирования, перевод в адресную форму бюджетного финансирования и социальной защиты населения по оплате ЖКУ, повышение надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс. Решение приоритетных направлений предусматривается за счет модернизации и реконструкции основных фондов, внедрения ресурсосберегающих технологий, совершенствования структуры управления жилищно-коммунальным комплексом, изменения системы финансирования отрасли. Результатом реализации целевой программы предусматривается повышение устойчивости функционирования жилищно-коммунального комплекса и улучшение жилищно-коммунального обслуживания населения. В целевой программе учтены направления и принципы реформирования ЖКХ согласно подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федераций" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.11.01 г. N 797. Целевая программа содержит следующие разделы: 1. Анализ состояния ЖКХ Курганской области. 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами управления. 3. Основные цели и задачи реформирования ЖКХ. 4. Реализация основных задач реформирования ЖКХ. 5. Ресурсное обеспечение целевой программы. 6. Обеспечение государственного контроля качества жилищно-коммунального обслуживания. 7. Технико-экономическое обоснование и прогноз ожидаемых конечных результатов реализации областной целевой программы. (Дополнен - Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 г. N 137) Основанием для разработки целевой программы являются следующие документы: - постановление Правительства РФ от 17.11.01 г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"; - постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 24.07.02 г. N 280 "О Концепции областной целевой программы "Жилище" на 2003-2010 годы"; 1. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства Курганской области. 1.1. Анализ функциональной и организационной структуры ЖКХ. В настоящее время в России проводится реформа ЖКХ, которая является одним из важнейших вопросов социальной и экономической политики. Жилищно-коммунальное хозяйство - важнейшая сфера жизнедеятельности области, включающая в себя такие слагаемые, как состояние жилищ, водоснабжение, канализация, теплоснабжение и т.д. Основная цель реформы - социально-ориентированная и безубыточная работа жилищно-коммунального хозяйства области. Предыдущие этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства сопровождались удорожанием оплаты жилья и особенно коммунальных услуг (газ, тепло, электроэнергия), а также снижением качества предоставляемых услуг потребителю, что не могло не сказаться на негативном отношении к ее проведению со стороны населения. Пройденный этап характерен более высокими темпами роста оплаты, жилья и коммунальных услуг по сравнению с доходами населения. В свою очередь рост оплаты за жилье и коммунальные услуги, низкие доходы населения, несвоевременная выплата заработной платы, пенсий, пособий увеличили число граждан, неспособных своевременно производить их оплату, и, соответственно, вызвали рост задолженности. Поэтому финансовое состояние организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, остается сложным не только из-за возникшей задолженности населения, а в основном от задолженности бюджета. В 2001 году расходы этих организаций по оказанию жилищно-коммунальных услуг превысили доходы на 419,2 млн. рублей (в 1,2 раза), а за 9 месяцев 2002 года ? на 404,5 млн. рублей (в 1,2 раза). Дебиторская задолженность организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, по состоянию на 1.01.2001 года составила 1254,9 млн. рублей, в том числе бюджета 381,1 млн. рублей (30,4 % от общей суммы дебиторской задолженности) и за счет неплатежей населения 280,4 млн. рублей (22,4%). Дебиторская задолженность на 1.10.2002 года - 1676,8 млн. рублей, в том числе задолженность бюджета 780,4 млн. рублей (46,5 %) и 321,8 млн. рублей (19,2 %) населения, таким образом, видим, что задолженность населения за 9 месяцев 2002 года увеличилась на 41,4 млн. рублей. Кредиторская задолженность организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, по состоянию на 1.10.2002 год составила 2484,7 млн. рублей, в том числе по бюджету 349,8 млн. рублей (14,1 % от общей суммы кредиторской задолженности). Удельный вес убыточных предприятий жилищно-коммунальной сферы составляет 83%. Потребность в бюджетных средствах для покрытия разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения в 1 квартале 2002 года составила 248 млн. рублей, фактически профинансировано 19 % от потребности. За годы реформирования экономики (в связи с приватизацией жилья населением, акционированием предприятий, передачей ведомственного жилья в муниципальную собственность, развитием индивидуального строительства) существенно изменилась структура жилищного фонда. Если в 1991 году 43,5 % всего жилищного фонда находилось в государственной собственности и 34,3 % в частной, то в 2001 году только 7,4 % осталось в государственной собственности и уже 76,6 % находится в частной. Анализ состояния ЖКХ Курганской области показал, что на протяжении последних лет в области реализуются лишь некоторые из направлений реформирования жилищно-коммунального комплекса: развитие системы жилищных субсидий, повышение уровня платежей гражданами и др. В то же время другие важнейшие направления реализации реформы направленные на удовлетворение потребительских требований практически не внедряются. В частности, немаловажным показателем состояния жилищно-коммунального комплекса Курганской области является степень благоустройства жилищного фонда (Таблица 1), общая площадь которого составляет 19036,3 тыс. кв. м. Таблица 1 Степень благоустройства жилищного фонда (в процентах) ------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Виды | весь жилищный | городской жилой | сельский жилой фонд | | п/ | благоустройства | фонд | фонд | | | п | |------------------------------------------------------------------- | | | по | по | по | по | по | по | | | | России | области | России | области | России | области | -----|-----------------|---------|----------|----------|-----------|----------|------------ | 1 | водопровод | 73 | 47,2 | 86 | 71,6 | 39 | 17,6 | -----|-----------------|---------|----------|----------|-----------|----------|------------ | 2 | канализация | 69 | 43,8 | 84 | 70 | 30 | 12,1 | -----|-----------------|---------|----------|----------|-----------|----------|------------ | 3 | центральное | 73 | 49,5 | 87 | 78,4 | 37 | 14,7 | | | отопление | | | | | | | -----|-----------------|---------|----------|----------|-----------|----------|------------ | 4 | ваннами | 64 | 38,8 | 79 | 62,9 | 24 | 9,6 | | | (душами) | | | | | | | -----|-----------------|---------|----------|----------|-----------|----------|------------ | 5 | горячее | 59 | 33,6 | 75 | 59,4 | 17 | 2,4 | | | водоснабжение | | | | | | | -----|-----------------|---------|----------|----------|-----------|----------|------------ | 6 | газ | 70 | 84,3 | 74 | 83,3 | 74 | 85,4 | -----|-----------------|---------|----------|----------|-----------|----------|------------ | 7 | напольные плиты | 16 | 3,3 | 21 | 4,2 | 3 | 2,1 | ------------------------------------------------------------------------------------------- Из вышеприведенных данных видно, что уровень благоустройства жилищного фонда Курганской области очень низкий по сравнению со средними российскими показателями. Поэтому в процессе реформирования ЖКХ необходимо решать вопросы не только по повышению качества предоставляемых услуг, но и по повышению уровня благоустройства жилищного фонда. С целью реализации реформы ЖКХ и повышения качества услуг и снижения затрат за последние годы проведена реконструкция центральных котельных в 10 райцентрах области, переведены на природный газ 61 котельная и более 16 тыс. квартир, построено 484 км межпоселковых и уличных газопроводов. Реализуется направление перевода объектов соцкультбыта и жилья на автономные источники теплоснабжения. Проведена инвентаризация источников тепла и систем теплоснабжения, определены нормы потребления топлива, воды, электроэнергии для выработки 1 Гкал тепла. Готовность объектов к зиме оформляется актами с последующим составлением паспорта готовности города или района. В ходе реализации областной целевой программы "Обеспечение населения Курганской области питьевой водой" решена проблема обеспечения питьевой водой г.Петухово, в стадии реализации проекты водоснабжения г.Макушино, р.п.Лебяжье, с.Половинное. Для обеспечения водой населенных пунктов, нестабильно получающих воду из Пресновского группового водопровода, осуществляется план перевода их на подземные источники водоснабжения. Однако реализация вышеуказанных мер не привела к оздоровлению финансового и экономического состояния жилищно-коммунальной отрасли, и не улучшила структуру управления. Кроме того, доля жилья, отнесенного к ветхому и аварийному, в объеме жилищного фонда в 2001 году составила 6,5 % - это 1241,7 тыс. кв. м, где проживает 60759 человек. Наибольший процент ветхого и аварийного фонда расположен в Шатровском районе - 34%, в Половинском районе 28,1 %. Темпы капитального и текущего ремонтов крайне низки. Площадь капитально отремонтированных жилых домов в 2001 году составила 22 тыс. кв. м, что на 25 % меньше, чем в 2000 году. За 2001 год предприятиями и населением введены в действие жилые дома общей площадью 75,4 тыс. кв. м (1077 квартир), что на 3% выше уровня 2000 года. Кризисное состояние экономики области не позволяет вкладывать в развитие отрасли достаточные средства. Доля инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство составила всего 11,9 % в объеме инвестиций 2001 года, в I полугодии 2002 года ? 12,4 %, такой низкий объем инвестиций не может покрывать необходимые затраты на модернизацию и строительство жилищно-коммунального комплекса. Концепция реформы предусматривает рост платы за жилье и коммунальные услуги с одновременным принятием мер по социальной защите населения. Эти меры представлены в виде субсидий (компенсаций) в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. За 2001 год жителям Курганской области начислено субсидий на сумму 11686,8 тыс. рублей. Погашено 8728,9 тыс. рублей. Средний размер субсидии в расчете на одну семью в месяц по области - 79,1 рубля. За 9 месяцев 2002 года начислено субсидий 232220,5 тыс. рублей субсидий, предоставлено - 58,8 тыс. семьям. Анализируя фактические и прогнозируемые денежные доходы населения за 2001- 2005 годы и динамику развития экономически обоснованных тарифов по предоставлению услуг населению, видим, что только к 2005 году уровень возмещения населением затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг будет приближен к 100% (Таблица 2). Таблица 2 Уровень возмещения населением затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг ----------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование показателя | 2001 год | 2002 | 2003 год | 2004 год | 2005 год | | п/п | | | год | | (прогноз) | (прогноз) | ------|-------------------------|----------|---------|----------|-----------|------------ | 1 | Величина прожиточного | 1535,25 | 1696,5 | 1874,69 | 2171,60 | 2515,53 | | | минимума (рублей) | | | | | | ------|-------------------------|----------|---------|----------|-----------|------------ | 2 | Средний доход населения | 1642,2 | 1940,00 | 2197,27 | 2689,85 | 3218,47 | | | в месяц по области | | | | | | | | (рублей) | | | | | | ------|-------------------------|----------|---------|----------|-----------|------------ | 3 | Экономически | 21,15 | 22,40 | 30,80 | 34,95 | 39,53 | | | обоснованный тариф по | | | | | | | | предоставлению услуг | | | | | | | | населению (рублей 1 | | | | | | | | кв.м. общей площади) | | | | | | ------|-------------------------|----------|---------|----------|-----------|------------ | 4 | Федеральный стандарт | 11,2 | 19,6 | 26,5 | - | - | | | предельной стоимости | | | | | | | | предоставляемых | | | | | | | | жилищно-коммунальных | | | | | | | | услуг на 1 кв. метр | | | | | | | | общей площади жилья в | | | | | | | | месяц по Курганской | | | | | | | | области | | | | | | ------|-------------------------|----------|---------|----------|-----------|------------ | 5 | Уровень возмещения | 64,20 | 71,4 | 87,19 | 94,06 | 99,51 | | | населением затрат (%) | | | | | | ------|-------------------------|----------|---------|----------|-----------|------------ | 6 | Доля собственных | - | 22 | 22 | 22 | 22 | | | расходов граждан (%) | | | | | | ------|-------------------------|----------|---------|----------|-----------|------------ | 7 | Стоимость | - | - | 554,4 | 629,1 | 711,54 | | | жилищно-коммунальных | | | | | | | | услуг в месяц на одного | | | | | | | | человека (рублей) | | | | | | ------|-------------------------|----------|---------|----------|-----------|------------ | 8 | Возмещение населением | - | - | 483,4 | 591,77 | 708,06 | | | затрат за | | | | | | | | предоставление услуг на | | | | | | | | 1 человека в месяц | | | | | | | | (рублей) | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------- * - более точные статистические данные появятся в 1 квартале следующим за отчетным периодом, т.е. в 2004году. 1.2. Анализ эффективности существующих на территориях муниципальных систем управления и принятие мер по их совершенствованию. Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством обладает рядом недостатков, которые препятствуют нормальному функционированию отрасли, повышению устойчивости систем и качеству услуг и не решает проблемы действенного контроля за ценообразованием и тарифной политикой на жилищно-коммунальные услуги. Отсутствие управляющей компании (службы Заказчика) и разграничения функций подрядчика и заказчика приводит к следующим негативным последствиям: * увеличивается объем финансовых средств, необходимых на покрытие издержек ЖКХ; * снижается качество предоставляемых услуг при росте их стоимости и тарифов для населения; * снижаются требования к содержанию жилья и инженерной инфраструктуры, что уменьшает сроки службы жилищного фонда и объектов коммунального назначения; * нерационально используются бюджетные средства и платежи населения. Создание управляющей компании (службы Заказчика) позволит преобразовать систему управления жилищно-коммунального хозяйства и приведет к более рациональному использованию ресурсов и экономии средств на управление и обслуживание муниципального жилищного фонда. В настоящее время службы Заказчика с разделением функций отсутствуют, а созданные 12 служб выполняют функции заказчика по ремонтно-строительным работам и осуществляют снабженческие операции. Отсутствие служб Заказчика препятствует развитию договорных отношений в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения. На 01.04.2002 года по области заключено 22,1 % договоров найма и 36 % договоров по техническому обслуживанию приватизированного жилья от общего количества. Отсутствуют договорные отношения на уровне "муниципальное образование - служба Заказчика" по причине неполного бюджетного финансирования муниципальных образований. Порядок установления экономически обоснованных тарифов на ЖКУ и тарифов для населения органами местного самоуправления не сопровождается адекватной системой контроля за ценообразованием и тарифной политикой в сфере ЖКХ, что не стимулирует предприятия ЖКХ к снижению затрат при производстве ЖКУ и внедрению энергосберегающих технологий. В результате уровень покрытия затрат населением по утвержденным тарифам на 1.10.2002 года составил 71,9% при федеральном стандарте 90% и стоимость ЖКУ в расчете на 1 м2 общей площади составила 24,44 руб. при федеральном стандарте для Курганской области 19,6 руб. Необходимо поставить перед администрациями муниципальных образований задачу улучшить состояние жилфонда путем развития альтернативного способа управления жилыми домами через товарищества собственников жилья (ТСЖ). Для обслуживания домовладений правление ТСЖ самостоятельно заключает договора с поставщиками услуг. Собственники жилья, объединенные в товарищества, лучше чем кто-либо другой заботятся о состоянии и эксплуатации своего имущества, Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства области свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли, для решения которого необходима реализация новой экономической модели реформирования жилищно-коммунального комплекса, которая заключается: * в изменении системы управления порядком оказания ЖКУ населению путем создания служб Заказчика с расчетно-кассовыми центрами, с оплатой по единой квитанции и на этой основе создание конкурентной среды в жилищном хозяйстве и инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы; * в совершенствовании системы финансирования жилищно-коммунального комплекса путем изменения направления бюджетного финансирования от предприятий ЖКХ на систему персонифицированных социальных счетов граждан; * в создании благоприятных условий для развития новых форм управления жилищным фондом - товариществ собственников жилья (ТСЖ); * в ликвидации системы перекрестного субсидирования населения за счет предприятий; * в финансовом оздоровлении отрасли за счет инвентаризации, реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий ЖКХ, обеспечения стабильного и полного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; * в обеспечении мер социальной защиты малообеспеченных слоев населения при переходе на полную оплату ЖКУ; * в реализации мер по реконструкции и обновлению основных фондов жилищно-коммунального хозяйства; * в реализации мер по энергосбережению в ЖКХ и повсеместном внедрении учета жилищно-коммунальных услуг. На основе проведенного анализа необходимо разработать мероприятия по реформированию и модернизации ЖКХ в соответствии с реальными возможностями бюджета. Реализация основных направлений новой экономической модели реформирования жилищно-коммунального комплекса области, которая подробно раскрыта в последующих разделах настоящей программы, позволит повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем жилищно-коммунального комплекса. 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами управления. В настоящее время одна из самых острых проблем ЖКХ, тормозящих его реформирование, - значительная величина кредиторской и дебиторской задолженности предприятий отрасли. На 1 октября 2002 г. кредиторская задолженность по Курганской области составила более 2,5 млрд. руб., дебиторская - более 1.7 млрд. руб. Если на 01.01.02 г. кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 1,6 раза (на 812,3 млн. руб.), то на 01.10.02 г. - в 1,5 раза (на 807,9 млн. руб.) Это свидетельствует о замедлении темпов финансового кризиса в отрасли, однако они все еще являются высокими и отрасль продолжает оставаться должником. В этой связи необходимо выделить несколько причин, вызвавших сложное финансовое положение предприятий ЖКХ, решение которых требует комплексного программного решения. Бюджетное недофинансирование, т.е. систематическое невыполнение областным бюджетом своих обязательств по всем статьям финансирования ЖКХ - привело к тому, что у предприятий ЖКХ не хватает средств для расчетов с кредиторами. При формировании бюджетов потребность в финансировании ЖКХ учитывается, как правило, по остаточному принципу. Так, за 1 полугодие 2002 года при потребности в бюджетных средствах для покрытия разницы между себестоимостью ЖКУ и тарифами для населения 394,7 млн. руб. профинансировано бюджетом 65,7 млн. руб. или 17 %. При общей потребности в финансовых средствах с учетом перекрестного субсидирования, погашения расходов по субсидиям 64% и по льготам 24,2% 367,6 млн. руб. профинансировано бюджетами 165,7 млн. руб. или 45%. Тарифное регулирование в настоящее время непрозрачно и порой носит политизированный характер. Разрыв между издержками на производство ЖКУ и тарифами для населения не покрываются бюджетом, таким образом, образуются "плановые" убытки и накопление кредиторской задолженности становится неизбежным. Формирование тарифов основано на затратном принципе - "издержки плюс рентабельность" - и не стимулирует предприятия отрасли к снижению себестоимости услуг. Поиск путей выхода из затянувшегося финансового кризиса необходимо искать в реализации следующих направлений: * предотвращение нарастания дебиторской и кредиторской задолженности; * выполнение бюджетом своих обязательств по финансированию отрасли; * создание реальных стимулов на предприятиях к снижению затрат на производство ЖКУ. Программный метод решения проблемы финансового оздоровления отрасли позволяет комплексно решить вопросы тарифного регулирования, фиксацию тарифов на длительный период, в течение которого предприятия ЖКХ могут реализовать меры по снижению себестоимости, провести инвентаризацию и реструктуризацию задолженности, необходимого бюджетного финансирования с учетом прекращения в 2004 году перекрестного субсидирования. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса и качество предоставляемых коммунальных услуг. 3. Основные цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями реформирования ЖКХ являются - повышение эффективности устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения, перевод жилищно-коммунального хозяйства в режим исключающий недофинансирование для обеспечения населения необходимым качеством и количеством услуг при условии соблюдения стандартов их предоставления с одновременным привлечением инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство и адресной социальной защитой населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Для достижения этих целей следует решить следующие основные задачи: * совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом; * повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения путем перехода на договорные отношения, внедрение ресурсосберегающих технологий, демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям выбора организаций, осуществляющих обслуживание жилья, создание товариществ собственников жилья (ТСЖ); * снижение издержек производителей услуг при одновременном повышении качества; * совершенствование системы финансирования и ценообразования, в том числе дифференциация оплаты в зависимости от качества жилья; * совершенствование системы социальной защиты населения, усиление адресной направленности средств, выделенных на социальную защиту населения. 4. Реализация основных задач реформирования ЖКХ. 4.1. Снижение стоимости и повышение качества услуг. Основными направлениями в решении данной задачи являются: * повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения; * организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве; * формирование многообразия собственников жилья (ТСЖ); * регулирование деятельности естественных локальных монополий по поставке коммунальных услуг, заключающееся в регулировании цен на услуги и содействии внедрения альтернативных технологий. 4.1.1. Повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения. В целях повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, его устойчивости и надежности необходимо основываться на решении таких вопросов как: * стимулирование предприятий ЖКХ к снижению издержек; * привлечение инвестиций на предприятия жилищно-коммунального комплекса, что позволит проводить реконструкцию и модернизацию объектов жилищно-коммунальной сферы; * формирование конкурентных отношений по отдельным подотрослям, например: обслуживание лифтового хозяйства, вывоз бытовых отходов, ремонт жилфонда, установка и обслуживание счетчиков тепла, воды и т.д. Предприятиям ЖКХ необходимо самостоятельно или с помощью аудита выявлять резервы снижения издержек на предоставление жилищно-коммунальных услуг, для чего должны быть предусмотрены механизмы выявления заведомо нерациональных затрат. Установка индивидуальных приборов учета и регулирования потребления основных коммунальных услуг позволит осуществить переход от оплаты по нормативам потребления к оплате на основе показаний приборов учета, что в конечном итоге приведет к заинтересованности в снижении издержек самих предприятий ЖКХ. Необходима система активных действий Администрации (Правительства) Курганской области и органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для инвестирования в мероприятия по повышению эффективности, надежности функционирования предприятий ЖКХ. Для достижения этих целей в Курганской области разработаны: областная целевая программа "Обеспечение населения Курганской области питьевой водой", концепция областной целевой программы "Жилище" на 2003-2010 гг. и генеральная схема газификации Курганской области по перспективному развитию инженерных инфраструктур городов и населенных пунктов. Мероприятия по реконструкции и модернизации объектов ЖКХ разработаны с перспективой до 2010 г. (См. приложения N 1-3). Рекомендовать органам местного самоуправления на основе данной программы в течение 2003 г. разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения. 4.1.2. Внедрение ресурсосберегающих технологий. Центральное звено энергоресурсосбережения - это уход от энергоемких производств коммунальных услуг, внедрение приборного учета и регулирования тепловой энергии и водоснабжения, организация взаиморасчетов за потребление ресурсов по показаниям счетчиков. Такие мероприятия, по данным Госстроя РФ, позволяют бюджетным организациям и муниципальным предприятиям снижать платежи за тепло и воду от 15 до 20 процентов. Согласно данным проведенной технической инвентаризации на начало 2002 г. имелось 710 муниципальных источников тепла, из них - работающих на: угле - 528; жидком топливе - 21; на природном газе - 73; на электроэнергии - 74 и прочих видах топлива - 14. В отопительный период 2001-2002 гг. всеми источниками было выработано 2070541 Гкал тепла и израсходовано 240000 тонн угля, 36000 тонн жидкого топлива, 132381 тыс. м куб. сетевого газа, 35452 тыс. квт/ч эл. энергии и 41801 куб. м. дров всего на сумму 419607 тыс. руб. Из приведенных данных видно, какое количество энергоресурсов, финансовых средств тратится на выработку тепловой энергии, однако из-за низкого уровня эксплуатации, слабой подготовки персонала, отсутствия химической подготовки воды, изношенности котлов и котельного оборудования теряется от 30 до 38 процентов энергоресурсов. В целях определения процента изношенности основных фондов и выработки мер по стабилизации работы жилищно-коммунального комплекса рекомендуем в течение 2003 года органам местного самоуправления провести полную инвентаризацию всех объектов ЖКХ. Мероприятия программы модернизации и ресурсосбережения котельных включают: * замену физически устаревшего оборудования котельных; * установку высокоэффективного оборудования котлов, насосного оборудования с частотно- регулируемым приводом; * установку фосфатосодержащих комплексов (комплексоны), позволяющих предотвратить образование накипи; * установку приборов учета расхода энергоресурсов. Протяженность муниципальных тепловых сетей в двухтрубном исчислении на 01.01.2002 г. составляла 779 км, из которых диаметром: до 200 мм - 619,7 км, от 200 до 400 мм - 146 км, от 400 - 600 мм -13,3 км. В составе тепловых сетей находится 230 тепловых пунктов. На 01.01.2002 г. 21,9% или 170 км тепловых сетей классифицируются как ветхие, более 16% или 125 км отработали нормативный срок службы. Ежегодный прирост степени изношенности до 2005 г. приведет к тому, что к разряду изношенных можно будет отнести до 45-50% эксплуатируемых тепловых сетей. По причине изношенности трубопроводов, плохой изоляции потери в тепловых сетях достигают 20-25 %. Предлагаемая модернизация тепловых сетей предусматривает решение следующих вопросов: * замену изношенных трубопроводов, применение при прокладке предварительно изолированных пенополиуританом труб; * внедрение индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) и модернизацию существующих ЦТП, установку в них более совершенного оборудования (пластинчатых водонагревателей); * организацию учета тепла от источника до потребителя; применение частотно-регулируемого привода на насосном оборудовании. Все эти мероприятия являются основой модернизации и ресурсосбережения системы теплоснабжения. 4.1.3. Ликвидация перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" и в целях создания условий для стабилизации промышленного производства, до 1 января 2004 -года должна быть прекращена практика перекрестного субсидирования и установления различных тарифов на указанные услуги в зависимости от групп потребителей. Рекомендуется органам местного самоуправления определить потребности бюджетного финансирования в 2003 году программы поэтапного прекращения перекрестного субсидирования и поэтапного доведения в срок до 1 января 2004 года тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов до уровня экономически обоснованных тарифов - для всех групп потребителей, кроме населения. При реализации указанных этапов будет резко возрастать потребность в финансировании выпадающих доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства вследствие понижения тарифов для предприятий и организаций до экономически обоснованного уровня, а также возрастать потребность в финансировании жилищных субсидий вследствие дальнейшего приближения тарифов для населения к экономически обоснованному уровню. Предполагается при формировании областного бюджета финансовому управлению Курганской области выработать и внести соответствующие предложения по использованию бюджетных средств для реализации мер ликвидации перекрестного субсидирования потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства. При осуществлении мероприятий по ликвидации перекрестного субсидирования потребителей услуг ЖКХ и при переходе к полной оплате населением стоимости жилищно-коммунальных услуг, для сокращения размера бюджетных средств, направляемых в виде жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, необходимо усиление совместной работы органов исполнительной власти Курганской области и органов местного самоуправления по проведению единой тарифной политики в сфере ЖКХ, которая должна быть направлена прежде всего на сокращение непроизводительных затрат предприятий на производство и предоставление жилищно-коммунальных услуг и тем самым - на снижение уровня экономически обоснованных тарифов при сохранении качества услуг. Внимание и усилия указанных органов власти и предприятий отрасли будут акцентированы на проблемах снижения стоимости и повышения качества услуг ЖКХ путем: * организации ресурсосбережения в отрасли; * демонополизации обслуживания муниципального жилищного фонда и формирования рынка услуг; * контроля и регулирования деятельности предприятий ЖКХ по поставке коммунальных услуг; * привлечения внебюджетных источников кредитного финансирования. Осуществление в течение 2003 года мер по ликвидации перекрестного субсидирования потребителей услуг ЖКХ и по доведению тарифов для населения в последующие годы до уровня экономически обоснованных тарифов будет осуществляться одновременно с реализацией программ жилищных субсидий и льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также мероприятий по повышению качества предоставляемых населению услуг. В связи с тем, что программу ликвидации перекрестного субсидирования в сфере ЖКХ необходимо реализовать до 2004 года, прилагаемые мероприятия по ее реализации ограничены периодом - 2003 г. 4.1.4. Создание условий для развития новых форм управления и содержания жилья, путем создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) и других объединений. В результате приватизации квартир жители области стали владельцами недвижимости. Поэтому возникла необходимость в поиске оптимальной схемы управления многоквартирными домами и регулирования правовых отношений между владельцами общего имущества. Организацией, которая помогает объединить домовладельцев для управления, эксплуатации, владения, пользования и распоряжения общим имуществом, являются товарищества собственников жилья (ТСЖ). Демонополизация и развитие конкурентной среды - это стимулирование создания ТСЖ. Создание ТСЖ предусматривает достижение следующих целей: * реализация конституционных прав граждан на самоуправление - как форма привлечения населения к решению задач по управлению жилищным фондом и территорией. * более эффективное использование ограниченных финансовых средств и материальных ресурсов при эксплуатации и ремонте жилищного фонда. * развитие рынка ЖКУ. * обеспечение эффективного совместного управления и использования общего имущества, входящего в состав кондоминиума. * улучшение условий проживания граждан, повышение, стоимости недвижимого имущества и срока службы жилищного фонда. * создание стимулов экономии энерго-, водоресурсов, бережного отношения к жилищному фонду и ответственности за сохранность жилья. В течение 1996-1998 годов в области была сформирована правовая база для организации и становления товариществ собственников жилья, определен порядок регистрации кондоминиума и порядок организации ТСЖ в процессе строительства. Однако содействие организации и становлению товариществ собственников жилья остается важнейшем элементом реформы жилищно-коммунального хозяйства области. Система взаимодействия органов местного самоуправления с товариществами, а также ее структурных подразделений между собой при создании, регистрации и финансировании ТСЖ не до конца отлажена и требует совершенствования. В городах и районах области необходимо формировать многообразие собственников в жилищной сфере, путем создания товариществ собственников жилья. Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является наиболее эффективным способом защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья. 4.1.5. Создание условий для развития конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда. Одна из основных задач реализации целевой программы - создание конкурентной среды в жилищной сфере. Для этого необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между собственниками жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими компаниями и подрядными организациями. В большинстве муниципальных образований органы местной власти передают муниципальный жилищный фонд в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным организациям. Этим решением органы местного самоуправления практически снимают с себя ответственность за состояние жилищного фонда, перекладывая ее на муниципальных управляющих. Являясь в абсолютном большинстве случаев учредителем ЖКО, органы местного самоуправления формируют административную систему управления жилищным фондом, практически не неся юридической ответственности за последствия такого управления. Хозяйственное ведение и оперативное управление носит бессрочный характер, что фактически закрепляет монополию муниципальных организаций на управление жильем. Муниципалитет как собственник части квартир и части общего имущества многоквартирных домов должен иметь обязательства по их надлежащему содержанию. Эти обязательства появляются только в том случае, если будет запрещена передача жилищного фонда в хозяйственное ведение или оперативное управление. Это понудит администрации городов, районов к формированию эффективных договорных отношений с управляющими. В настоящее время управление объектами жилищно-коммунального хозяйства доверяется частным, смешанным или муниципальным предприятиям, юридически зависимым от властных структур. При отсутствии прямой и непосредственной конкуренции на рынке услуг требуется постоянно оценивать, насколько оправданы запросы коммунальных предприятий. Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг практически целиком находятся в компетенции местных органов власти. Система управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством города или района рассматривается как трехуровневая система: * собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости; * заказчики жилищно-коммунальных услуг; * подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг. Демонополизация ЖКХ связана с созданием условий для возникновения конкуренции в сфере технического обслуживания и ремонта жилищного фонда. Функции по содержанию и эксплуатации могут передаваться на конкурсной основе предприятиям любой формы собственности на условиях, определенных собственником жилищного фонда. Конкурс может выиграть тот подрядчик (группа подрядчиков), который предложит и гарантирует стоящему за заказчиком населению, товариществам собственников жилья и др. более комфортные условия проживания при более низкой цене услуг. Преимущества новой формы управления: * повышаются качественный уровень обслуживания и ответственность как со стороны производителя жилищно-коммунальных услуг, так и их потребителя. * возникает более тесная связь между проектированием, строительством, эксплуатацией и обслуживанием объекта ЖКХ. Хорошо запроектированный объект проще в строительстве и дешевле в эксплуатации, что является непременным условием повышения качества услуг и снижения их стоимости. * в условиях недостатка бюджетных средств появляется возможность осуществления модернизации и реконструкции элементов жилищно-коммунальной инфраструктуры за счет внебюджетных источников. * жесткие правила административного управления заменяются гибким предпринимательским подходом. Первый шаг, направленный на развитие конкурентных отношений в сфере технического обслуживания жилья, связан с разделением функций управления и обслуживания муниципального жилищного фонда. Конкурсная система отбора подрядчиков на обслуживание жилья при переводе на самоокупаемость текущего ремонта жилищного фонда позволит снизить стоимость работ. В соглашении между органами местного самоуправления и частным предприятием более конкретно будут определяться все разделы взаимодействия, в т.ч. схема и условия оплаты услуг предприятия. Рекомендуем заключать муниципальные договоры, согласно которых исполнителю заказа оплачивается только фактически выполненный объем с учетом показателей качества. При перебоях, нарушении сроков проведения капитальных (текущих) ремонтов, качества обеспечения населения коммунальными услугами производится снижение платежей за ЖКУ. Убытки от снижения платежей населения возмещаются поставщиком коммунальных услуг, т.е. поставщикам снижаются выполненные объемы. Создание служб заказчика Служба заказчика, как управляющая компания, выступает от лица собственника жилья на договорных началах на принципах самоокупаемости. Сегодня уже реально создание служб заказчика в городах Курганской области и постепенное развитие конкуренции среди управляющих компаний. Функции службы заказчика по управлению жилищным фондом и организации предоставления жилищно-коммунальных услуг можно условно разделить на две основные группы: управление содержанием жилищного фонда и управление процессом предоставления ЖКУ. Первая группа, как правило, опирается на договоры найма и технического обслуживания в муниципальном жилищном фонде, вторая - на договоры с жителями на предоставление ЖКУ, но возможны и другие варианты договорных отношений. Службы заказчика предлагают свои услуги по управлению жилищным фондом. При выборе управляющей организации собственник должен руководствоваться следующими критериями: * такая организация должна быть юридически независимой от властных структур, так как ей делегируется право управления жилищным фондом города на определенный период; * она должна быть максимально ориентирована на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг, что достигается выбором соответствующих организационных и финансовых механизмов. Основные задачи служб заказчика (управляющих компаний): * выбор наилучшего подрядчика на конкурсной основе по предоставлению жилищных и коммунальных услуг во вверенном ей в управление жилищном фонде; * заключение договоров с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости; * обеспечение контроля за предоставлением этих услуг и оплатой их по факту предоставления. 4.2. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса. 4.2.1. Финансовое оздоровление жилищно-коммунальной отрасли. Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета и бюджетных организаций перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве рекомендуется реструктуризировать задолженность бюджетов и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса и установить реальные сроки ее ликвидации. Для этого необходимо предприятиям жилищно-коммунального хозяйства заключить соглашения с бюджетными организациями о реструктуризации задолженности. Предполагается провести инвентаризацию задолженности и убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, подписать акты сверки задолженности со всеми дебиторами и кредиторами, а также определить размер задолженности перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса. Органам местного самоуправления рекомендуется ежеквартально вести учет и осуществлять контроль за состоянием кредиторской задолженности бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса. Сведения о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства представлять по согласованию в областное финансовое управление. Признанная задолженность бюджетов и бюджетных учреждений перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса включается в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации. Работа по инвентаризации и реструктуризации бюджетной задолженности в жилищно-коммунальном секторе относится к числу первоочередных мероприятий и должна быть завершена до конца 2003 года. 4.2.2 Ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса. Важным этапом повышения эффективности работы ЖКХ является переход жилищно-коммунального хозяйства на бездотационный режим. Данная проблема не может быть решена без перехода к полной оплате потребителями услуг, а также ликвидации перекрестного субсидирования. В целях создания необходимых условий для осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства, а также совершенствования системы субвенций, предусмотрено введение минимальных стандартов перехода на новую систему оплату жилья и коммунальных услуг: * стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых на 1 кв. метр общей площади жилья; * стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг; * стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги. Стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, должен рассчитываться исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг и включать в себя: стоимость содержания и текущего ремонта жилого фонда, и стоимость коммунальных услуг. Стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг начиная с 2001 года составляет 22%, но органы местного самоуправления вправе смягчать эти требования за счет собственных резервов. Стандарт уровня платежей граждан рассчитывается, как отношение платежей граждан к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Фактически данный показатель в 2002 году составил 71,9%. Учитывая динамику роста данного показателя можно определить этапы перехода населения на полную оплату жилищно-коммунальных услуг. Для исключения бесконтрольного повышения тарифов на тепло и электроэнергию, необходимо устанавливать тарифы на коммунальные услуги один раз в год до принятия федерального бюджета и больше не пересматривать в течение года. Социально-экономическая ситуация Курганской области не позволяет завершить переход к полной оплате жилищно-коммунальных услуг к январю 2004 года, поэтому предполагается, что процесс перехода должен пройти за три года. При переходе к полной оплате жилищно-коммунальных услуг населением, федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги устанавливаться не будет, так как достаточность финансового обеспечения предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет обеспечена путем реализации принципа полного возмещения затрат каждым потребителем этих услуг. Полное возмещение затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг должно быть достигнуто путем создания механизма формирования экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также путем целевого использования составляющих тарифа (амортизационные отчисления, прибыль) на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса. После перехода к полной оплате жилья и коммунальных услуг населением бюджетные обязательства сохранятся лишь в отношении компенсации расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот и адресных жилищных субсидий. Предоставление коммунальных услуг любым потребителям (включая бюджетные организации) должно происходить только на основе договорных отношений. В случае неоплаты предоставленных услуг бюджетными организациями должна признаваться кредиторская задолженность бюджета перед коммунальными предприятиями, учитываемая при планировании бюджета следующего года. 4.2.3. Создание благоприятных условий для привлечения бюджетных средств и долгосрочных займов на развитие и модернизацию жилищно-коммунального комплекса. Государственная поддержка модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов осуществляется по двум направлением. Первое направление предусматривает срочное привлечение бюджетных ресурсов субъекта Российской Федерации для финансирования наиболее приоритетных и эффективных инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном комплексе. Предполагается софинансирование этих проектов со стороны предприятий. Второе направление - стратегическое - предусматривает создание финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала посредством заемного финансирования и прямых инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, создание системы рефинансирования кредитов за счет привлечения под государственные и муниципальные гарантии. На этом направлении предполагается формирование внешних условий для минимизации рисков инвестирования, а также процедур предоставления заемного финансирования. Меры, предусмотренные в рамках второго направления, имеют долгосрочный характер и направлены на создание устойчивого рыночного механизма привлечения капитала в жилищно-коммунальный комплекс. Эффект от реализации этих мер может быть получен в 2006-2010 годах. Предполагается, что апробированные в этот период механизмы будут в дальнейшем развиваться и совершенствоваться. Совершенствование механизмов финансирования и снижения стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства должны создать финансовые предпосылки перехода отрасли на условия ее функционирования по законам рынка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют возможность создать условия для привлечения в жилищно-коммунальный комплекс инвестиционных ресурсов в первую очередь путем реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса. Необходимо провести преобразования, результатом которых будет снижение риска инвестирования в предприятия жилищно-коммунального комплекса и повышение их кредитоспособности, путем внедрения договорных отношений на всех этапах производства жилищно-коммунальных услуг. Органам имеющим на то полномочия, с помощью проведения независимых аудиторских проверок и установления нормативных требований, необходимо добиться большей прозрачности в сфере корпоративного и финансового управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, заинтересованные в создании условий для привлечения долгосрочных заемных ресурсов для финансирования крупных инвестиционных проектов по модернизации жилищно-коммунального комплекса, которые не могут быть профинансированы за счет текущих доходов предприятий или за счет бюджетных средств, имеют возможность взять на себя предоставление бюджетных гарантий для привлечения кредитов и осуществить организационные меры по разработке стандартов, процедур и форм обеспечения привлечения заемных средств. Эти меры позволят в перспективе сформировать рыночные механизмы привлечения долгосрочных частных инвестиций и их возврата в течение длительного периода за счет текущих доходов предприятий или бюджетов. Проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса в перспективе могут финансироваться как за счет заемных ресурсов, так и за счет бюджетных средств, предоставляемых на безвозвратной основе. Эти проекты должны быть направлены на: * ликвидацию кризисного состояния систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации; * модернизацию или завершение строительства крупных объектов, обеспечивающих решение задачи снабжения коммунальными услугами и имеющих определяющее значение для жизнедеятельности региона; * решение проблемы ресурсного обеспечения предоставления коммунальных услуг. Прогнозируемый объем финансирования на модернизацию жилищно-коммунального комплекса представлен в таблице N 3. Таблица N 3 (млн. рублей) --------------------------------------------------------------------------------------------- | Источники | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | финансирования | год | год* | год* | год* | год* | год* | год* | год* | -------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------- | Общий объем | 145,85 | 163,35 | 179,68 | 194,06 | 205,7 | 213,93 | 218,21 | 220,39 | | средств, за счет | | | | | | | | | | всех источников | | | | | | | | | | финансирования, | | | | | | | | | | всего: | | | | | | | | | -------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------- | из них: средства | 88,85 | 99,51 | 109,46 | 118,22 | 125,31 | 130,32 | 132,93 | 134,26 | | областного | | | | | | | | | | бюджета всего, | | | | | | | | | -------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------- | в том числе | | | | | | | | | -------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------- | - строительство | 59,23 | | | | | | | | | газопроводов | | | | | | | | | -------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------- | - строительство | 15,62 | | | | | | | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | сетей | | | | | | | | | | водоснабжения | | | | | | | | | -------------------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|---------- | строительство | 14,00 | | | | | | | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | тепловых сетей, | | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------- * для расчетов использованы индексы - дефляторы на капитальные вложения по состоянию на 1.09.2002 года; - данные за 2003 г. взяты с утвержденного титульного списка на капвложения по Курганской области. В общем виде система финансирования проектов по модернизации и развитию жилищно-коммунальной инфраструктуры может предусматривать два варианта получения средств. Первый из них предусматривает получение на возвратной основе средств из бюджета или от частного кредитора. В первую очередь должна быть обеспечена возможность получения кредитных ресурсов на необходимый срок. Возможны следующие способы привлечения заемных средств: * привлечение предприятиями жилищно-коммунального комплекса или муниципальными образованиями кредитных средств коммерческих банков на финансирование проектов; * выпуск и размещение на рынке облигаций предприятиями жилищно-коммунального комплекса, осуществляющими модернизацию; * выпуск муниципальных облигаций в целях использования заемных средств на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса; * предоставление предприятию жилищно-коммунального комплекса кредита и бюджета субъекта Российской Федерации на рыночных условиях. Второй. вариант предусматривает предоставление на безвозвратной основе кредитов на реализацию конкретных проектов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или других привлеченных средств. Необходимо разработать четкие критерии для принятия решения о том, какие проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса могут быть профинансированы за счет бюджетных средств, предоставляемых предприятиям в первую очередь на безвозвратной основе. Одним из возможных критериев является поддержка на безвозвратной основе, которую должны получать, прежде всего те проекты, которые при прочих равных условиях требуют минимальной бюджетной поддержки по отношению к общему объему финансирования, а большая часть проекта финансируется за счет средств самого предприятия или частных заемных средств. 4.3. Социальная политика в сфере ЖКХ. Социально-экономические реформы, проводимые в России, привели к существенному снижению уровня жизни значительной части населения. Уровень реальных денежных доходов населения в настоящее время примерно на 40 процентов ниже уровня, чем в дореформенный период. В Курганской области в 2001 году проживало более 503,0 тысяч граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума установленного в области. Реформа жилищно-коммунального хозяйства, проводимая в стране в соответствии с Законом РФ от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", предусматривает полное возмещение расходов на эксплуатацию жилищного фонда. В настоящее время размер оплаты жилищно-коммунальных услуг достиг существенных для многих малообеспеченных семей размеров и значительно снижает уровень благосостояния семей, имеющих невысокие доходы. Наиболее остро отражаются эти процессы на положении пожилых людей в обществе. Большинство граждан пенсионного возраста оказались среди малообеспеченных. В Курганской области проживает 286,9 тыс. человек пенсионеров. Из них 95,3% имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Резко снизился уровень и качество жизни большинства российских семей. На учете в учреждениях социального обслуживания состоит более 30 тысяч семей, нуждающихся в помощи и поддержке государства. В органах социальной защиты населения на учете состоит 122,3 тысячи получателей ежемесячных пособий на детей, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума. Сложившееся положение требует оказания социальной поддержки наименее обеспеченным категориям населения. Социальная стабильность в обществе во многом зависит от уровня и объемов проводимых мер по обеспечению обязательств и гарантий в сфере социальной защиты граждан, и, прежде всего, категорий, относящихся к малообеспеченным слоям населения (ветераны, инвалиды, пенсионеры, семьи с детьми и др.). В период реформирования ЖКХ органами и учреждениями социальной защиты населения области предпринимаются действенные меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни, и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. В настоящее время в области действует система мер государственных социальных гарантий и льгот, направленная на поддержку благосостояния малообеспеченных категорий населения. В Курганской области 172,0 тысячи ветеранов пользуются льготами и социальными гарантиями в соответствии с Федеральным Законом "О ветеранах". В 2002 году на реализацию данного закона планировалось направить около 200,0 млн. рублей. Из них по состоянию на 01.08.02 на оплату жилищно-коммунальных услуг из средств областного бюджета направлено 17,1 млн. руб., что составляет 25,9% от суммы средств, направленной на возмещении расходов по предоставлению услуг ветеранам области. В области проживает 49,8 тыс. инвалидов. В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на реализацию жилищно-коммунальных услуг инвалидам направлено из федерального фонда компенсаций около 4,0 млн. рублей. Органы социальной защиты населения в 2003-2010 годах продолжат работу по возмещению расходов за предоставленные жилищно-коммунальные услуги ветеранам и инвалидам в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 года N 910-р, в части реформирования действующей системы льгот, пересмотрен и отменен ряд льгот для работников правоохранительных органов и военнослужащих с переводом льгот в форму денежных выплат, при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения. В соответствии с проектами законодательных актов по упорядочению механизма предоставления льгот предполагается сохранить льготы, либо ввести адекватный механизм предоставления субсидий вне зависимости от уровня доходов некоторым категориям граждан: Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники Великой Отечественной войны и другие. Потребность в средствах, на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг составляет до 2010 года от 200 до 450 млн. руб. ежегодно (Таблица N 4). Таблица N 4 Потребность в средствах на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (прогноз) ------------------------------------------------------------------------------------------------ | | Число | Ожидаемые затраты на предоставление льгот, млн. руб. | | | граждан, | | | | пользую- | | | | щихся | | | | льготами | | | | | | | | тыс.чел. | | ------------|----------|------------------------------------------------------------------------ | | | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | | | | | | | | | | | | ------------|----------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------- | в том | 50,1 | 50,8 | 55,9 | 61,4 | 67,6 | 74,4 | 81,7 | 89,9 | 98,9 | | числе | | | | | | | | | | | предоста- | | | | | | | | | | | вляемые | | | | | | | | | | | инвали | | | | | | | | | | | дам, | | | | | | | | | | ------------|----------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------- | - на | 185,4 | 122,2 | 134,5 | 147,9 | 162,7 | 179,0 | 196,9 | 216,6 | 238,2 | | основании | | | | | | | | | | | закона "О | | | | | | | | | | | ветера- | | | | | | | | | | | нах", | | | | | | | | | | ------------|----------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------|--------- | других | 70,3 | 56,0 | 61,6 | 67,8 | 74,6 | 82,0 | 90,2 | 99,2 | 109,2 | | законода- | | | | | | | | | | | тельных | | | | | | | | | | | актов | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------ В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" с 1993 года в России действует система социальной защиты населения при переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Малоимущим гражданам предоставляются адресные субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг. За 2001 год жилищные субсидии в области были предоставлены 12,3 тыс. семьям на сумму 11,7 млн. руб., за 2002г. - 58,8 тыс. семьям на с руб. Предоставление всем имеющим на это право гражданам является непременным условием законности решений органов местного самоуправления об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и собственниками домовладений не может служить основанием для отказа либо задержки предоставления гражданам субсидий. Размер жилищной, субсидии для всех категорий получателей (наниматели, собственники, члены жилищно-строительных кооперативов) зависит от размера совокупного дохода семьи и рассчитывается как полная компенсация разницы между установленным в данном населенном пункте размером платы в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату жилищно-к установленной предельно допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи (в соответствии с Положением о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением (Правительства) Курганской области от 29.01.03 г. N 20). Предполагается усовершенствовать принцип расчета жилищных субсидий, перейдя к расчету по одному основанию, который обеспечит строгую зависимость размера предоставляемой жилищной субсидии от размера совокупногодохода семьи. В результате перехода от дотаций производителям жилищно-коммунальных услуг и предоставления льгот по оплате этих услуг отдельным категориям граждан к системе адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в зависимости от совокупного дохода семьи на основе заявительного принципа возникают новые требования к механизму межбюджетных отношений. При переходе к полной оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг адресные жилищные субсидии становятся основной формой бюджетных средств, направляемых на обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг. Размер бюджетных средств, распределяемых в виде жилищных субсидий, вырастет к 2010 году более чем в 4 раза по сравнению с 2003 годом (в сопоставимых ценах, см. таблицу N 5). Таблица N 5 Потребность в средствах для предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг -------------------------------------------------------------------------------------------- | Год | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | -----------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------|---------- | Сумма, | 548,8 | 773,1 | 950,0 | 1152,1 | 1373,2 | 1619,6 | 1884,9 | 2181,8 | | млн. | | | | | | | | | | руб. | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------- 4.4. Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" процесс передачи объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должен быть завершен в 2004 году. Порядок проведения работ по приему-передаче социально-бытовых объектов определен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность". В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации органами местного самоуправления, в собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, принимается соответствующее распоряжение администрации города, района. Совместно с руководством хозяйствующих субъектов оформляются акты о приеме-передаче социально-бытовых объектов, составляются расчеты дополнительных расходов местных бюджетов по их содержанию. Отдельные объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения из числа переданных в муниципальную собственность могут быть переданы на обслуживание предприятию по договору о совместном использовании и финансировании этих объектов. Пакет документов (распоряжение администрации, акты приемки-передачи, договор о совместном финансировании переданных объектов, расчеты затрат на их содержание, справку о финансовом состоянии предприятий) финансовые отделы (комитет) рай(гор)администраций представляют финансовому управлению Курганской области для проверки и направления в Министерство финансов Российской Федерации. Согласно представленных органами местного самоуправления графиков передачи социально-бытовых объектов на 2003-2004 годы планируется принять в муниципальную собственность жилищный фонд общей площадью 1497,5 тыс.кв.м. Затраты на его содержание составят на 2003 г. 25,8 млн. руб., на 2004 г. - 21,8 млн. руб. Расчет финансовых затрат, необходимых для передачи жилфонда в муниципальную собственность приведен в приложении. 5. Ресурсное обеспечение целевой программы. Ресурсное обеспечение целевой программы определяется условиями ее реализации в течение 2003-2010 годов. Затраты на реализацию целевой программы складываются из затрат, связанных с модернизацией жилищно-коммунального комплекса и предоставлением гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Затраты на модернизацию жилищно-коммунального комплекса в основном ориентированы на проведение работ по реконструкции и строительству систем жизнеобеспечения населенных пунктов (систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения). Объем финансовых затрат на модернизацию жилищно-коммунального комплекса Курганской области в 2003 г. приведен в таблице N 6. Таблица N 6 (тыс.руб.) --------------------------------------------------------------------------------- | | 2003 год | ------------------------------------------------------------|-------------------- | Общий объем средств, за счет всех источников | 145850 | | финансирования | | ------------------------------------------------------------|-------------------- | Из них: средства областного бюджета, всего, | 88850 | ------------------------------------------------------------|-------------------- | в том числе, | | ------------------------------------------------------------|-------------------- | - строительство газопроводов | 59230 | ------------------------------------------------------------|-------------------- | - строительство (реконструкция) сетей водоснабжения | 15620 | ------------------------------------------------------------|-------------------- | - строительство (реконструкция) тепловых сетей, котельных | 14000 | | и теплопунктов | | --------------------------------------------------------------------------------- Ежегодно при подготовке бюджетной заявки на очередной финансовый год с учетом хода выполнения мероприятий программы уточняются размеры государственной поддержки и объекты, включаемые для финансирования. (В редакции Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 г. N 137) 6. Обеспечение государственного контроля качества жилищно-коммунального обслуживания. Государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда в Курганской области независимо от его принадлежности и формы собственности осуществляется Государственной жилищной инспекцией Курганской области. Основными целями по осуществлению контроля являются: * соблюдение действующих правил и нормативных требований по использованию, эксплуатации и ремонту жилых домов, жилых и нежилых помещений в них, конструкций, инженерных систем и оборудования по режимам их функционирования, придомовых территорий и обеспечения коммунальными услугами; * выявление и предупреждение нарушений при использовании и эксплуатации жилищного фонда, придомовых территорий, обеспечения коммунальными услугами населения, принятие необходимых мер по выявленным нарушениям; * техническое состояние жилищного фонда и его инженерного оборудования, придомовых территорий, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; * наличие и соблюдение условий договоров между собственниками, владельцами государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями; * соблюдение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация и др.); * соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями. Государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции за качеством предоставления гражданам жилищных и коммунальных услуг в формах и способами, предусмотренными федеральным и областным законодательством. 7. Технико-экономическое обоснование и прогноз ожидаемых конечных результатов реализации областной целевой программы. Успешная реализация программы позволит: - улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения; - повысить эффективность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг; - ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе; - повысить хозяйственную самостоятельность предприятий ЖКХ и их ответственность за качество обслуживания потребителей; - обеспечить социальную защиту населения при оплате жилищно-коммунальных услуг; - обеспечить развитие предпринимательской активности в системе жилищно-коммунального хозяйства; - создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей предприятий жилищно-коммунального комплекса. Оценка эффективности конечных результатов будет производиться при помощи системы показателей. Примерная схема показателей приведена в таблице N 7. Таблица N 7 --------------------------------------------------------------------- ¦ Предмет оценки ¦ Показатели ¦ ¦---------------------------+---------------------------------------¦ ¦ Повышение эффективности ¦ динамика роста тарифов на услуги ЖКХ; ¦ ¦ функционирования жилищно- ¦ уровень расходов на дотации ¦ ¦ коммунального хозяйства ¦ предприятиям ЖКК; ¦ ¦ ¦ снижение издержек на оказание ЖКУ; ¦ ¦---------------------------+---------------------------------------¦ ¦ Качество жилищно- ¦ количество аварий в системах ¦ ¦ коммунального комплекса ¦ инженерного обеспечения; ¦ ¦ ¦ уровень (процент) износа систем ¦ ¦ ¦ инженерного обеспечения; ¦ ¦ ¦ объем капитально отремонтированных ¦ ¦ ¦ и реконструированных инженерных ¦ ¦ ¦ объектов; ¦ ¦---------------------------+---------------------------------------¦ ¦ Энергоресурсосбережение ¦ объем затрат на энергосберегающие ¦ ¦ в жилищно-коммунальном ¦ мероприятия в жилищно-коммунальном ¦ ¦ хозяйстве ¦ хозяйстве; ¦ ¦---------------------------+---------------------------------------¦ ¦ Внедрение приборов учета ¦ внедрение приборов учета воды, ¦ ¦ потребляемых ресурсов ¦ газа, тепловой энергии. ¦ ----------------------------+---------------------------------------- Раздел 7. (Дополнен - Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 г. N 137) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|