Расширенный поиск

Постановление Правительства Ульяновской области от 16.04.2015 № 165-П

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 апреля 2015 г.

№ 165-П

 

 

г. Ульяновск

 

Утратило силу - Постановление Правительства Ульяновской области

 от 28.12.2015 № 713-П

 

О Программе дополнительных мероприятий в сфере

занятости населения, направленных на снижение напряжённости

на рынке труда Ульяновской области в 2015 году

 

(В редакции Постановления Правительства Ульяновской области

 от 27.08.2015 № 431-П)

 

Правительство Ульяновской области  п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить Программу дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Ульяновской области в 2015 году (прилагается).

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Ульяновской области в 2015 году, осуществлять за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области на соответствующие цели на 2015 год.

 

 

Губернатор – Председатель

Правительства области                                                            С.И.Морозов

 


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Ульяновской области

от 16 апреля 2015 г. № 165-П

 

 

Программа

дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Ульяновской области в 2015 году

 

(В редакции Постановления Правительства Ульяновской области

 от 27.08.2015 № 431-П)

 

Паспорт Программы

 

Наименование

Программы

 

Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Ульяновской области в 2015 году (далее – Программа).

Основание для

разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.1991              № 1032-1 «О занятости населения в Российской  Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2015 № 35 «О предоставлении и распределении в 2015 году  субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий  в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации».

Основной разработчик Программы

Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области.

Исполнители основных мероприятий Программы

областные государственные казённые учреждения центры занятости населения Ульяновской области;

подразделения, образуемые в Правительстве Ульяновской области;

исполнительные органы государственной власти Ульяновской области;

организации (по согласованию).

Цель Программы

принятие превентивных мер, направленных на снижение напряжённости на рынке труда и предупреждение роста безработицы на территории Ульяновской области.

Задачи

Программы

стимулирование сохранения и создания рабочих мест в организациях, имеющих программы повышения производительности труда, оптимизации расходов и (или) развития персонала и (или) реализующих проекты, направленные на импортозамещение;

организация временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения (находящихся в простое, работающих в режиме неполного рабочего времени, заявленных  к высвобождению), и граждан, ищущих работу  (далее – временная занятость);

повышение уровня конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу, посредством опережающего профессионального обучения и стажировки (далее – опережающее обучение);

стимулирование занятости молодёжи при реализации социальных проектов посредством предоставления грантов на реализацию социальных проектов;

организация социальной занятости инвалидов, включающая мероприятия по сохранению рабочих мест, на которых работают инвалиды, а также создание рабочих мест для их трудоустройства в некоммерческих организациях;

повышение уровня территориальной трудовой мобильности населения.

Срок реализации Программы

2015 год.

 

Основные мероприятия Программы

организация временной занятости;

организация опережающего обучения;

стимулирование занятости молодёжи при реализации социальных проектов;

социальная занятость инвалидов.

Объёмы и источники финансирования

Программы

общий объём финансирования мероприятий Программы составит 664113,4 тыс. рублей, в том числе:

субсидия из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Ульяновской области, –  630907,8 тыс. рублей;

средства областного бюджета Ульяновской области – 33205,6 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

 

временная занятость 11154 человек;

опережающее обучение 1972 человек;

стимулирование занятости молодёжи при реализации 30 социальных проектов;

социальная занятость 75 инвалидов;

доля родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в общей численности участников мероприятий Программы не менее 25 процентов;

сдерживание уровня регистрируемой безработицы  не выше 1,0 процента от численности экономически активного населения Ульяновской области, а также сохранение коэффициента напряжённости на рынке труда Ульяновской области в размере 0,8.

 

1. Обоснование необходимости реализации мероприятий Программы

 

1.1. В целом последние два года были достаточно сложными как для Ульяновской области, так и для большинства субъектов Российской Федерации.  После значительного роста в 2010-2012 годах, связанного с активным посткризисным восстановлением, начиная со второго полугодия 2013 года экономическое развитие Ульяновской области замедлилось. В первую очередь сократился объём промышленного производства, который по итогам 2013 года составил  99,4 процента, то есть впервые за последние годы упал до отметки ниже  100 процентов. В 2014 году ситуация усугубилась, и в течение всего года фиксировался индекс промышленного производства ниже 100 процентов. Особенно тяжёлым был первый квартал 2014 года, когда глубина падения индекса промышленного производства достигала 15 процентов.

Вместе с тем с учётом планов основных бюджетообразующих организаций Правительством Ульяновской области был запланирован рост индекса промышленного производства по итогам 2014 года и достижение его значения более 100 процентов, что и было в итоге достигнуто, при этом негативная ситуация, которая ещё была характерна для ноября 2014 года (98,4 процента), была преодолена. Индекс промышленного производства в декабре 2014 года вырос сразу на 2,3 процентных пункта за месяц и составил 100,7 процента.

Исправить ситуацию удалось благодаря положительной динамике роста индекса промышленного производства по таким видам экономической деятельности, как «добыча полезных ископаемых» (102,2 процента) и «обрабатывающие производства» (101,1 процента).

В структуре обрабатывающих производств объёмы производства превышают уровень 2013 года: в пищевой отрасли – 106 процентов, металлургическом производстве – 112,2 процента, химическом производстве – 118,4 процента, производстве машин и оборудования – 148 процентов, производстве электрооборудования – 102 процента, прочие производства – 100,6 процента.

Менее 100 процентов составил индекс промышленного производства по следующим видам экономической деятельности: производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (74,2 процента), текстильное и швейное производство (92,7 процента), обработка древесины и производство изделий из дерева (98,9 процента), целлюлозно-бумажное производство (92,8 процента), производство резиновых и пластмассовых изделий (95,6 процента), производство прочих неметаллических минеральных продуктов  (95,6 процента), производство транспортных средств и оборудования  (90,6 процента).

За январь-декабрь 2014 года по сравнению с аналогичным периодом  2013 года сократился объём выпуска мяса и субпродуктов на 68,8 процента, макаронных изделий – на 65,1 процента, производства обуви – на 33,7 процента, производства картона – на 62,4 процента, выпуска газет – на 18 процентов, производства стекла и изделий из стекла – на 24,7 процента, сборки автобусов – на 25,6 процента, грузовых автомобилей – на 16,7 процента, автомобильных кузовов, прицепов и контейнеров – на 90,4 процента, предоставления услуг по ремонту и техническому обслуживанию железнодорожных локомотивов –  на 45,5 процента.

Объём продукции сельского хозяйства составил 30,6 млрд. рублей, или 96,5 процента к уровню 2013 года. В животноводстве по итогам 2014 года наблюдается отрицательная динамика по отношению к 2013 году производства мяса (80,9 процента), молока (87 процентов), яиц (83,5 процента). В 2014 году отмечается значительное уменьшение поголовья скота и птицы в сельско-хозяйственных организациях. На 01 января 2015 года в Ульяновской области насчитывалось 47,5 тыс. голов крупного рогатого скота, что на 11,6 процента меньше, чем в 2013 году, овец и коз – 3,3 тыс. голов (на 23 процента меньше), лошадей – 400 голов (на 18 процентов меньше). Поголовье птиц сократилось более чем на 50 процентов и составляет 1,27 млн. голов.

1.2. Несмотря на сложные внешнеэкономические условия, на территории Ульяновской области в 2014 году активно реализовывались проекты, инициированные иностранными компаниями:

строительство цеха по изготовлению упаковки и pet-центра (общество с ограниченной ответственностью «Марс», Соединённые Штаты Америки);

строительство производства лакокрасочной продукции (компания «Хемпель», Дания);

создание производства пластиковой упаковки (общество с ограниченной ответственностью «Джокей Пластик», Германия);

строительство производства автокомпонентов (компания «Немак», Мексика);

строительство логистического комплекса (компания «ФМ Ложистик», Франция);

создание станкостроительного завода (компания «ДМГ Мори Сейки», Япония и Германия);

производство автомобильных шин (компания «Бриджстоун Корпорейшн» и компания «Мицубиши Корпорейшн», Япония). Это крупнейший проект, находящийся в активной стадии реализации. Объём инвестиций  (13 млрд. рублей) сопоставим с вложениями в цементный завод в Сенгилеевском районе.

В течение всего 2014 года приоритетными для инвестиций являлись следующие направления:

развитие промышленности – производство низковольтной аппаратуры (общество с ограниченной ответственностью «Фирэлек»), создание литейного производства (общество с ограниченной ответственностью «Сталелитейная компания «Памир»), производство автокомпонентов (общество с ограниченной ответственностью «Шэффлер Мануфэкчуринг Рус», Германия), строительство производства бумажной упаковки (компания «ПМ Пакаджинг»), производство мебели (мебельная фабрика «Кучина»);

строительство коммерческой недвижимости –  логистического комплекса (общество с ограниченной ответственностью «Бати Шерна»), аквапарка (общество с ограниченной ответственностью «Аквапарк»), жилищно-гостиничного комплекса «Ибис» (общество с ограниченной ответственностью «Микс»), логистического центра (общество с ограниченной ответственностью «ААР-Рус»), реконструкция производственных корпусов под размещение торгового центра «Домострой» (общество с ограниченной ответственностью «Домострой»);

развитие аграрно-промышленного комплекса – строительство маслоэкстракционного завода (общество с ограниченной ответственностью «Якушкинское масло»), свиноводческого комплекса (общество с ограниченной ответственностью «Рос-Бекон»), pet-центра (общество с ограниченной ответственностью «Марс», Соединённые Штаты Америки);

производство строительных материалов (группа компаний «Юнис», общество с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод», открытое акционерное общество «Ульяновский комбинат строительных материалов», общество с ограниченной ответственностью «Лукьяновский горно-обогатительный комбинат»).

1.3. Индекс потребительских цен в декабре 2014 года по отношению к декабрю 2013 года составил 111,4 процента (среднегодовой – 108,1 процента),  а к ноябрю 2014 года – 102,4 процента. Такой высокий уровень инфляции наблюдался в 2010 году, когда было зафиксировано значение указанного индекса, равное 110,6 процента.

В группе продовольственных товаров рост цен составил 117,3 процента  (в Российской Федерации – 115,4 процента). Больше всего за месяц подорожали яйца (на 26,5 процента), сахар (на 13,7 процента), плодоовощная продукция, макаронные изделия и крупа (на 10,5 процента), мука (на 6,7 процента), рыбопродукты и сыр (более чем на 4 процента).

В непродовольственной группе товаров индекс потребительских цен составил 108,6 процента. В декабре 2014 года значительный рост наблюдался на телерадиотовары и электробытовые приборы. Электрочайники подорожали на 21 процент, телевизоры – на 20 процентов, миксеры и пылесосы – на 7 процентов, холодильники – на 4 процента и т.д.  Положительным моментом явилось снижение цен в группе «топливо моторное»: в частности, на газовое моторное топливо цены снизились на 0,6 процента, на бензин автомобильный – на 1 процент.

Индекс потребительских цен на платные услуги  составил 105,7 процента к декабрю 2013 года (в Российской Федерации – 110,5 процента). Таким образом, в целом по Российской Федерации рост цен на платные услуги почти в два раза превысил региональный. В Ульяновской области сложился самый минимальный в Приволжском федеральном округе рост цен на платные услуги (первое место в округе). РФВ декабре 2014 года увеличилась стоимость обучения вождению легкового автомобиля на 12,8 процента. Проезд в поездах дальнего следования подорожал на 10,4 процента. Также отмечалось увеличение стоимости услуг в сфере туризма на 7,2 процента, билетов на посещение кинотеатра – на 4,2 процента.

Таким образом, в 2014 году сдерживающим фактором инфляции был низкий темп роста цен на платные услуги, который значительно ниже среднероссийского. 

1.4. Размер просроченной задолженности по зарплате по итогам 2014 года в Ульяновской области составил 8,9 млн. рублей. Официальная задолженность по зарплате имеется у одной организации – общества с ограниченной ответственностью «САХО-АГРО Ульяновск» с филиалами в Базарносызган-ском, Вешкаймском, Карсунском и Николаевском районах. Более 80 процентов задолженности приходится на филиал в Карсунском районе (7,3 млн. рублей). Численность работников, перед которыми сохраняется задолженность, составляет 183 человека, на одного  работника  приходится 48,8 тыс. рублей задолженности.

Погашение задолженности по зарплате планируется по факту поступления денежных средств от реализованного имущества. Ожидаемый период проведения торгов – I квартал 2015 года, а срок погашения просроченной задолженности – I-II кварталы 2015 года.

1.5. Численность постоянного населения Ульяновской области на 01 января 2015 года составляла 1262,6 тыс. человек и с начала года уменьшилась на  0,4 процента (на аналогичную дату 2014 года – на 0,5 процента). Сокращение численности населения происходит из-за продолжающегося процесса естественной и миграционной убыли населения.

1.6. Численность экономически активного населения Ульяновской области продолжает сокращаться. Только за 2014 год значение указанного показателя сократилось на 30,7 тыс. человек и составило 651,6 тыс. человек. Численность занятых в экономике сократилась на 24,3 тыс. человек и составила  620,6 тыс. человек.

Среднесписочная численность работающих в экономике (по полному кругу организаций) за январь-ноябрь 2014 года составила 387,5 тыс. человек, или 98,4 процента по отношению к аналогичному периоду 2013 года.

Число замещённых рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и лицами, выполняющими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области (без субъектов малого предпринимательства), в ноябре 2014 года составило 294,8 тыс. человек и стало меньше, чем в ноябре 2013 года, на 1,8 процента.

В общем количестве замещённых рабочих мест в организациях (без субъектов малого предпринимательства) в ноябре 2014 года удельный вес рабочих мест работников списочного состава составил 96,4 процента, внешних совместителей – 1,8 процента, лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, – 1,8 процента.

1.7. Уровень зарегистрированной безработицы по итогам 2014 года сложился меньше показателя 2013 года на 0,06 процентных пункта (0,46 процента против 0,52 процента). По состоянию на 01 января 2015 года минимальный уровень безработицы, составляющий 0,26 процента, зафиксирован в Новоспасском районе, максимальный уровень безработицы, составляющий 0,51 процента, – в г. Новоульяновске. 

По состоянию на 01 января 2015 года на учёте в центрах занятости населения состояло 3114 безработных граждан, в том числе 1741 женщина  (55,9 процента), 630 безработных (20,2 процента) – жители сельской местности. За 12 месяцев 2014 года численность зарегистрированных безработных сократилась на 414 человек, или на 12 процентов по отношению к аналогичному периоду 2013 года.

Также за 2014 год отмечено снижение уровня безработицы, рассчитываемого по методологии Международной организации труда, – 4,8 процента  (в 2013 году – 5,5 процента). Следует отметить, что в июле и ноябре 2014 года было зафиксировано минимальное значение уровня безработицы в Ульяновской области впервые за 20 лет обследований – 4,5 процента.  В  среднегодовом исчислении уровень безработицы в Ульяновской  области составил  4,8  процента.

Общая численность безработных (рассчитанная по методологии Международной организации труда) составила в декабре 2014 года 29,6 тыс. человек, что на 6,1 тыс. человек меньше, чем в декабре 2013 года. В среднем за 2014 год численность безработных граждан составила 31017 человек.

Коэффициент напряжённости на рынке труда (нагрузка незанятого населения, состоящего на учёте в органах службы занятости населения, на одну заявленную вакансию) в 2014 году составил 0,4.

1.8. В 2014 году на территории Ульяновской области создано 21275 рабочих мест, что составляет 102,2 процента выполнения годового плана.

Доля рабочих мест, созданных в рамках инвестиционных проектов, составляет 18,4 процента (3913 рабочих мест) от общего количества созданных рабочих мест с начала года.

Создание рабочих мест в разрезе отраслей сложилось следующим образом: пищевая, перерабатывающая промышленность, торговля – 7012 рабочих мест;  промышленность – 3604 рабочих места; сельское хозяйство – 1894 рабочих места;  строительство – 1828 рабочих мест;  транспорт – 859 рабочих мест;  лесное хозяйство и природопользование – 607 рабочих мест; энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство – 572 рабочих места;  образование – 378 рабочих мест; здравоохранение – 173 рабочих места; культура и искусство – 133 рабочих места; прочие – 4215 рабочих мест.

1.9. Всего в 2014 году 1,4 тыс. организаций представили сведения в органы службы занятости населения о высвобождении порядка 9,0 тыс. человек. Фактически было уволено 8,5 тыс. человек, из них по сокращению штатов –  3,2 тыс. человек, по собственному желанию – 0,1 тыс. человек, по соглашению сторон – 0,3 тыс. человек, по другим причинам – 0,1 тыс. человек. Было трудоустроено (в том числе в той же организации) 4,6 тыс. человек. 1452 человека признаны безработными, 1152 трудоустроены, 112 направлены на обучение, 216 человек предпенсионного возраста из числа длительно стоящих на учёте в органах службы занятости населения в качестве безработных направлены на досрочную пенсию.

Все массовые высвобождения, заявленные в 2014 году, в результате превентивных мер, принятых органами государственной власти, службой занятости населения, органами местного самоуправления и руководителями организаций, к массовому высвобождению граждан и ухудшению ситуации на рынке труда Ульяновской области не привели.

1.10. Уровень номинальной заработной платы по итогам 11 месяцев  2014 года достиг 20592,7 рубля. Темп роста заработной платы снизился с  110,3 процента в сентябре до 109,4 процента в ноябре 2014 года. Таким образом, общее сдержанное социально-экономическое развитие Ульяновской области привело к замедлению темпов роста заработной платы. Темп роста заработной платы в Ульяновской области соответствует общероссийскому темпу. Начиная со второго полугодия 2014 года в Ульяновской области отмечается значительное ежемесячное сокращение прироста заработной платы в рублях.  К примеру, в период с июля по ноябрь 2014 года номинальный уровень заработной платы вырос всего на 120 рублей, тогда как  только в июне 2014 года относительно мая 2014 года рост заработной платы составил 300 рублей.  К концу 2014 года номинальный уровень заработной платы составил 21,1 тыс. рублей. На фоне прогрессирующей инфляции отмечено замедление темпов роста реальной заработной платы с 101,5 процента в ноябре 2014 года до  101 процента по итогам 2014 года.

В ряде отраслей темп роста заработной платы не достигает даже темпа роста инфляции, который составляет 108,1 процента: сельское хозяйство  (104,6 процента), добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (101,5 процента), производство кожи (96,1 процента), производство прочих неметаллических минеральных продуктов  (105,1 процента), металлургическое производство (103,6 процента), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (105,5 процента), финансовая деятельность (105,5 процента).

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области  от 04.03.2015 № 85-П «О прожиточном минимуме в Ульяновской области за  IV квартал 2014 года» величина прожиточного минимума в расчёте на душу населения составила 7298 рублей в месяц, для трудоспособного населения  7868 рублей.  

1.11. Таким образом, в целом, несмотря на сложную экономическую обстановку, итоги социально-экономического развития Ульяновской области в 2014 году можно оценить положительно. Удалось выполнить главную задачу изменить тенденцию к спаду в промышленности и выйти на положительную динамику. Рост показателей зафиксирован в строительстве, торговле, сфере услуг, значительно снижен уровень безработицы, вырос размер зарплаты. То, что не удалось выполнить в рамках заданных параметров прогноза, было вызвано объективными неблагоприятными для российской экономики внешними условиями. Речь идёт об инфляции, которая превысила все возможные прогнозы.

1.12. Вместе с тем Российская Федерация в настоящее время находится в точке пересечения нескольких кризисов, обусловленных самыми разными видами причин. Осложнение экономической ситуации и ослабление рубля в последнее время вызывают большую тревогу и озабоченность экспертов во всех сферах экономической деятельности.

Так, если рассматривать дальнейшее развитие событий в зависимости от складывающихся экономических факторов по трём возможным сценариям (резко негативный, умеренно негативный и осторожно оптимистичный), то, соответственно, ситуация на рынке труда и уровень безработицы в этих случаях будут различными.

1.12.1. Первый возможный сценарий – резко негативный: продолжающееся катастрофическое падение национальной валюты, значительное, превосходящее все сегодняшние ожидания сокращение экономики, дальнейшее ухудшение как внешней, так и внутренней конъюнктуры, стремительный распад торговых и инвестиционных связей на этом фоне (в первую очередь на внешних рынках). Уровень безработицы в этом сценарии резко вырастает по мере того, как экономику страны охватывает волна банкротств, замораживания инвестиционной активности и сокращения персонала. Уровень безработицы достигает значения кризисного 2009 года и даже превосходит его – другими словами, речь идёт о диапазоне 7-9 процентов в среднегодовом выражении. Уровень регистрируемой безработицы возрастает вдвое и превышает 1 процент от численности экономически активного населения, или 6,5 тыс. человек. Банк вакансий может сократиться до 3 тыс. единиц и содержать в основном малопривлекательные низкооплачиваемые рабочие места. 

Стратегической задачей для любой организации – вне зависимости от отрасли и рынка – становится выживание или уход с российского рынка с минимальными потерями.

1.12.2. Второй сценарий можно назвать умеренно негативным: падение национальной валюты практически останавливается на текущих значениях курсов, сокращение валового продукта и инфляция оказываются в пределах прогнозов, а радикального снижения уровня жизни населения страны не происходит. В этом случае многие организации смогут говорить не просто о выживании, но о переопределении своих целей, оптимизации деятельности и захвате доли рынка.  В масштабе экономики страны в целом речь будет идти о реализации стратегии импортозамещения. Кроме того, уровень безработицы остаётся в диапазоне 5,5-6,5 процента за счёт относительного дефицита кадров, обусловленного как нехваткой специалистов по ключевым направлениям, так и демографическим фактором в общем: всё большую часть рабочей силы в экономике составляют представители относительно малочисленного поколения второй половины 1980-х годов.

Регистрируемый уровень безработицы в этом случае не превысит 1 процента от численности экономически активного населения. Банк вакансий может сократиться до 4-5 тыс. единиц и содержать наравне с низкоквалифицированными рабочими местами высококвалифицированные.  

1.12.3. Наконец, есть и осторожно оптимистичный сценарий. Падение рубля сменяется его уверенным укреплением уже в среднесрочной перспективе. Приоритетом внешней политики становится нормализация отношений с европейскими странами и возобновление равноправного партнёрского взаимодействия с ведущими мировыми державами, в частности, в финансовой, инвестиционной и научно-технической сферах.

С точки зрения динамики рынка труда в 2015 году этот сценарий будет отличаться от предыдущего скорее количественно, чем качественно.

Описанные сценарии дают лишь общую картину того, как могут разворачиваться события, и помогают обрисовать наиболее вероятную ситуацию на рынке труда в среднесрочной перспективе.

1.13. Уже в настоящее время есть проблема, которую констатирует экономика, в том числе на примере организаций Ульяновской области, – это проблема доступности оборотных средств. Если эта проблема не решится, то многие организации окажутся в сложнейшей ситуации, что в итоге повлияет на ситуацию на рынке труда.

В наиболее уязвимом положении находятся организации с высокой кредитной нагрузкой, а также традиционно низкорентабельные отрасли, например, организации агропромышленного комплекса, организации, осуществляющие деятельность в строительной сфере, в сфере машиностроения и розничной торговли, которые более всего закредитованы.

По мнению аналитиков, сложнее всего придётся организациям, занимающимся обрабатывающим производством, использующим импортное оборудование. Жизнеспособность производственного сектора тоже пострадает, так как зависит от уровня потребительского спроса, а он, в свою очередь, падает из-за обесценивания национальной валюты.

1.14. По мнению экспертов, на российском рынке труда в настоящее время наблюдается так называемый «депрессивный штиль».

По данным общероссийских социологических опросов, существенно сократилось число работников, сменивших место работы, уменьшилась доля тех, кто смог быстро найти новую работу. С осени 2014 года работодатели практически прекратили поиск новых сотрудников и перестали увеличивать размер заработной платы.

В феврале 2015 года Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал исследование «Рынок труда перед вызовами кризиса: призрак безработицы бродит по России, но пока это только призрак», из которого следует, что знакомые, потерявшие работу в последние месяцы, есть у четверти россиян – 24 процента (в IV квартале 2014 года – 30 процентов). Более трети респондентов ожидают в ближайшее время задержек зарплаты (37 процентов), урезания жалованья (35 процентов), сокращений в организации (38 процентов), 12 процентов работников думают, что в случае увольнения не смогут устроиться на равноценную должность.

Беспокойство по поводу потери работы в январе 2015 года испытывали  23 процента опрошенных, тогда как два года назад их было 18 процентов. В перечне различных беспокойств и страхов потеря работы поднялась с шестого места на третье.

Сложная экономическая ситуация заставляет работников «крепче держаться» за свои рабочие места и ждать «лучших» времён. В свою очередь, работодатели не спешат расставаться с работниками потому, что с наименее ценными они уже расстались в середине 2014 года, а оставшиеся предъявляют более скромные запросы относительно оплаты и условий труда.

Такую ситуацию рано называть критической или кризисной, но уже можно назвать достаточно сложной.

1.15. Вместе с тем негативные тенденции рынка труда уже себя проявили. Так, на рынке труда Ульяновской области наметились тенденции роста числа безработных. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, в феврале 2015 года уровень общей безработицы (рассчитываемый по методологии Международной организации труда) составил 5,5 процента, общая численность безработных –  35843 человека. По сравнению с декабрём 2014 года общая численность безработных увеличилась на 6199 человек, или на 20,9 процента, уровень безработицы увеличился на 0,9 процентных пункта.

Уровень регистрируемой безработицы с начала года возрос с 0,46 до 0,53 процента, численность официально зарегистрированных безработных увеличилась на 11,3 процента, или на 352 человека, и по состоянию на 01 марта 2015 года составила 3466 человек.

Число вакансий продолжает сокращаться. С начала года банк вакансий уменьшился на 1756 единиц и по состоянию на 01 марта 2015 года содержал 6431 свободное рабочее место, тогда как ещё полгода назад их количество было вдвое больше. Соответственно, возрастает и коэффициент напряжённости на рынке труда: за январь-март 2015 года он вырос с 0,4 до 0,65.

По состоянию на 01 марта 2015 года суммарная численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя, находящихся в простое и в отпусках без сохранения заработной платы, составила 2134 человека, в том числе численность работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя  составила 1430 человек, численность работников, находящихся в простое, – 700 человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, – 4 человека.

Всего по состоянию на 01 марта 2015 года в Ульяновской области режимы неполной занятости работников применяют 44 организации, из них наиболее крупные:

общество с ограниченной ответственностью «Симбирск Бройлер» (Мелекесский район) – 309 человек в связи с отсутствием поголовья птицы и прекращением производства товарного мяса птицы с 02 февраля по 31 марта  2015 года;

общество с ограниченной ответственностью «Стройдеталь-Сервис»  (г. Ульяновск) – 201 человек в связи с сокращением объёмов работ с 01 октября 2014 года по 31 марта 2015 года;

общество с ограниченной ответственностью «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн» (г. Ульяновск) – 190 человек в связи с изменением технологического процесса производства автомобилей BAW с 13 октября 2014 года по 13 апреля 2015 года;

открытое акционерное общество «Редуктор» (г. Барыш) – 161 человек в связи с сокращением объёмов производства, тяжёлым финансовым положением с 01 января по 30 июня 2015 года;

общество с ограниченной ответственностью «ЗенитХиммаш» (г. Димитровград) – 90 человек в связи с изменением организационных условий труда, вызванных уменьшением объёмов работ по производству нефтехимического оборудования, с 02 февраля 2015 года по 20 апреля 2015 года.

По прогнозу органов службы занятости населения, уже во II квартале  2015 года численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя, находящихся в простое и в отпусках без сохранения заработной  платы, может  возрасти  в несколько раз, достигнув в течение  2015 года максимального значения порядка 10 тыс. человек.

Всего с начала 2015 года работодателями в Ульяновской области были заявлены в органы службы занятости сведения о высвобождении 4067 человек (период высвобождения – январь-май), из них в январе-феврале 2015 года уволено 1595 человек, ожидается высвобождение 2472 человек. Из числа уволенных уже трудоустроено 1048 человек, в органы службы занятости обратился 201 человек.

О массовом высвобождении работников заявили общество с ограниченной ответственностью «Симбирск Бройлер» Мелекесского района (359 человек с 05 мая 2015 года) и общество с ограниченной ответственностью «Симбирский станкостроительный завод» г. Ульяновска (146 человек с 12 мая 2015 года). 

В Ульяновской области увеличилось количество организаций, имеющих задержки сроков выплаты и просроченную задолженность по выплате заработной платы. По данным Федеральной службы государственной статистики, на  01 февраля 2015 года общий размер просроченной задолженности в Ульяновской области составил 12,3 млн. рублей и увеличился за месяц (с 01 по 31 января 2015 года) на 3,3 млн. рублей, или на 37,4 процента.

Задолженность имеют 6 организаций перед 362 работниками (общество с ограниченной ответственностью «САХО-АГРО Ульяновск» с филиалами в Базарносызганском, Вешкаймском, Карсунском и Николаевском районах –  8934,0 тыс. рублей, общество с ограниченной ответственностью «Стройпластмасс-СП» (Ульяновский район) – 2355,0 тыс. рублей, открытое акционерное общество «Трест-3» (г. Ульяновск) – 990 тыс. рублей).

В общем объёме просроченной задолженности по заработной плате          72,7 процента приходится на сельское хозяйство, 19,3 процента – на обрабатывающие производства, 8,0 процента – на строительство.

11,3 млн. рублей (91,9 процента) составляет задолженность в организациях, находящихся в процедуре банкротства.

1.16. Самыми уязвимыми категориями на рынке труда в период экономической нестабильности являются молодёжь и инвалиды.

Вопросам занятости молодёжи в возрасте до 29 лет уделяется особое внимание, так как если в целом по Ульяновской области уровень безработицы, рассчитываемый  по  методологии  Международной  организации  труда, в  2014 году составлял 4,8 процента, то среди граждан до 29 лет – 7,5 процента. Кроме того, в июле-сентябре 2015 года на рынок труда Ульяновской области выйдут 10147 выпускников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. По предварительной оценке Министерства образования и науки Ульяновской области, порядка 290 выпускников могут испытать трудности с трудоустройством в 2015 году.

Организация занятости инвалидов остаётся одной из наиболее острых проблем, так как в настоящее время на территории Ульяновской области проживает 126921 инвалид, из них 39583 человека (31,2 процента) трудоспособного возраста и только 10906 человек – работающие.

В Ульяновской области принимаются меры по повышению уровня и качества жизни людей с ограниченными возможностями, включая создание условий для трудовой деятельности этой многочисленной категории населения.

Включение инвалидов в трудовую деятельность является основным показателем результативности их профессиональной реабилитации и интеграции в общество. Проблема занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья особо актуальна в настоящее время. Инвалиды – одна из наименее конкурентоспособных на рынке труда категорий.

1.17. Несколько последних лет на рынке труда наблюдался дефицит высококвалифицированных рабочих кадров. В настоящее время наступают условия для изменения структуры занятости в экономике. Одна из задач настоящей Программы – содействие в эффективном перераспределении рабочей силы из тех отраслей, которые будут сокращаться, в другие отрасли, которые смогут стать драйверами экономики Ульяновской области в новых условиях.

Перераспределение трудовых ресурсов между видами экономической деятельности, отраслями и профессионально-квалификационными группами работников в 2015 году будет заключаться в основном в уменьшении численности работающих в сфере машиностроения, пищевой промышленности и сельского хозяйства (о сокращении персонала заявили открытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод» – 161 человек с 19 марта 2015 года, общество с ограниченной ответственностью «УАЗ-Автокомпонент» – 145 человек с 10 апреля 2015 года, федеральное государственное казённое учреждение  «4 отряд федеральной противопожарной службы по Ульяновской области»  р.п. Николаевка – 200 человек с 09 апреля 2015 года, общество с ограниченной ответственностью «Зенит-Химмаш» г. Димитровграда – 188 человек с 06 апреля 2015 года, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области – 98 человек с 01 мая 2015 года) и создании рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов на территории Ульяновской области (приложение № 1 к Программе).

1.18. В Ульяновской области разработан прогноз баланса трудовых ресурсов Ульяновской области на период до 2020 года, утверждённый распоряжением Правительства Ульяновской области от 26.12.2014 № 32/861-пр.

Распределение населения по видам деятельности характеризуется значительной долей занятых в обрабатывающем производстве 25 процентов, доля  занятых в сельском хозяйстве сократилась с 14 процентов (2004 год) до 10 процентов (2013 год). Рост занятости отмечается в сфере оптовой и розничной торговли, предоставления бытовых услуг. Устойчиво сохраняется доля занятых в сфере образования и здравоохранения. Изменение структуры занятости свидетельствует о сокращении в экономике Ульяновской области доли занятых в производственных отраслях в пользу сферы услуг (приложение № 2 к Программе).

Такое изменение структуры занятости свидетельствует о сокращении доли производственных отраслей в пользу сферы услуг, что соответствует российским и мировым тенденциям структурного сдвига экономики от вторичного сектора к третичному. При этом отмечается стабильный рост занятости в отраслях оптовой и розничной торговли, оказания услуг по ремонту бытовой техники, в гостиничном и ресторанном бизнесе.

1.19. В целях создания условий для формирования эффективного рынка труда, развития конкурентоспособности трудовых ресурсов, организации опережающего кадрового обеспечения экономического развития в Ульяновской области разработана Стратегия развития трудовых ресурсов в соответствии с потребностями социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Ульяновской области от 26.12.2014 № 32/860-пр, которая направлена на привлечение на территорию Ульяновской области трудовых резервов трудоспособного возраста и их эффективное использование, обеспечение оптимальной продуктивной занятости в условиях дальнейшей трансформации экономики Ульяновской области, усиление роли исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в решении вопросов кадровой политики по обеспечению инновационной экономики квалифицированными трудовыми ресурсами.

1.20. Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 06.03.2015  № 108-р утверждён План мероприятий, направленных на повышение темпов роста экономики и обеспечение социальной стабильности в Ульяновской области, увеличение доходов и оптимизацию расходов областного бюджета Ульяновской области, на 2015-2017 годы, в который включён подраздел «Содействие изменению структуры занятости». Одним из пунктов данного подраздела является реализация настоящей Программы.

Кроме того, указанный План предусматривает реализацию мер по активизации экономического роста (импортозамещение и поддержка несырьевого экспорта, снижение издержек бизнеса, поддержка малого и среднего предпринимательства), поддержке отраслей экономики, обеспечению социальной стабильности, увеличению доходов областного бюджета Ульяновской области, повышению эффективности бюджетных расходов Ульяновской области.

1.21. В настоящее время в Ульяновской области активно ведётся работа по замещению импортной продукции в организациях различных отраслей. Перед регионом стоит задача в кратчайшие сроки выбрать варианты замены импортных продуктов питания, материалов и комплектующих отечественными аналогами. В этих целях разработана «дорожная карта» реализации мероприятий по импорто-экспортозамещению в Ульяновской области на 2015-2017 годы, утверждённая Губернатором – Председателем Правительства Ульяновской области от 20.11.2014 № 203-ПЛ.

Импортозамещение планируется в области химической промышленности, автомобильной промышленности, производства автокомпонентов, электрооборудования, полимерного сырья и лакокрасочных материалов.

Кроме того, в Ульяновской области планируется создать совместно с региональным IT-сообществом центр импортозамещения программных продуктов в сфере военно-промышленного комплекса с участием акционерного общества «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения».

1.22. Выполнению поставленных задач могут препятствовать негативные факторы макроэкономического, финансового, организационного характера.

Финансовые риски могут быть вызваны недостаточностью объёмов финансирования из федерального бюджета и областного бюджета Ульяновской области, а также недостаточностью собственных средств организаций – участников Программы. Преодоление рисков возможно путём перераспределения финансовых ресурсов.

К макроэкономическим рискам относятся резкое ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, уменьшение объёмов производства, рост инфляции, усиление социальной напряжённости в связи со снижением уровня жизни населения, массовым высвобождением работников.

Не все организации Ульяновской области способны спрогнозировать свою деятельность даже на краткосрочный период в силу различных объективных причин, что не позволяет иметь полное понимание ближайших перспектив не только возможных участников Программы, но и рынка труда Ульяновской области в целом.

Указанные риски могут привести к резкому ухудшению ситуации на рынке труда в Ульяновской области, росту безработицы. Преодоление макроэкономических рисков возможно путём выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию мероприятий по поддержке рынка труда и занятости населения.

К организационным рискам относятся следующие: недостаточно проработанное принятие нормативных правовых актов Российской Федерации,  а также Ульяновской области, недостатки в процедурах управления и контроля, дефицит квалифицированных кадров. Преодоление указанных рисков возможно путём своевременной подготовки и тщательной проработки проектов нормативных правовых актов, внесения изменений в принятые нормативные правовые акты, а также путём оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения.

 

2. Основная цель и задачи Программы

 

2.1. Основной целью Программы является принятие превентивных мер, направленных на снижение напряжённости на рынке труда и предупреждение роста безработицы на территории Ульяновской области.

Для достижения цели Программы предусматривается решение следующих задач:

1) стимулирование сохранения и создания рабочих мест в организациях, имеющих программы повышения производительности труда, оптимизации расходов и (или) развития персонала и (или) реализующих проекты, направленные на импортозамещение;

2) повышение уровня конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

3) обеспечение занятости социально не защищённых категорий граждан.

2.2. В рамках реализации первой задачи предусмотрены мероприятия по временной занятости.

Мероприятия по временной занятости реализуются в целях создания временных рабочих мест в организациях для работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.

К мероприятиям по временной занятости относятся создание временных рабочих мест для работников организаций по постоянному месту работы, но в другом структурном подразделении при условии сохранения за работником основного места работы, а также создание временных рабочих мест в иных организациях.

Программой предусматривается приоритетное участие в мероприятиях по временной занятости родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, доля которых в общей численности участвующих в мероприятиях по временной занятости составляет не менее 25 процентов. Средняя продолжительность временной занятости составляет 6 месяцев.

В мероприятиях по временной занятости участвуют 22 организации (общее количество участников – 11154 человека). Организации – участники Программы сосредоточены в основном в самых крупных муниципальных образованиях Ульяновской области: городе Ульяновске (10 организаций и 9299 человек участников), городе Димитровграде (2 организации и 1120 человек участников) и Мелекесском районе (2 организации и 490 человек участников). Остальные  10 организаций – участников Программы расположены в Барышском, Радищевском, Старокулаткинском, Сурском, Тереньгульском, Ульяновском и Цильнинском районах Ульяновской области, общее число работников этих организаций, участвующих в мероприятиях по организации временной занятости, составляет 735 человек.

В разрезе отраслей экономики организации – участники мероприятий по временной занятости характеризуются следующим образом.

В мероприятиях по временной занятости участвуют 13 организаций отрасли промышленного производства (с общим числом участников 10969 человек), самой крупной из которых является открытое акционерное общество  «Ульяновский  автомобильный  завод» и его дочерняя организация – общество с ограниченной ответственностью «УАЗ-Автокомпонент», на долю которых приходится 75,4 процента от общей численности участников мероприятий по временной занятости. Основным видом экономической деятельности организаций отрасли промышленного производства является производство транспортных средств и оборудования. Так, общество с ограниченной ответственностью «Редуктор» специализируется на производстве корпусов подшипников и подшипников скольжения, зубчатых колёс, зубчатых передач и элементов привода. Общество с ограниченной ответственностью «Рекардо» производит замки зажигания для грузовых автомобилей марки КамАЗ и легковых автомобилей марки УАЗ, а также зеркала для автомобилей марки «Рено». Общество с ограниченной ответственностью «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн» осуществляет выпуск автомобилей марки БАУ (грузовики LCV класса, а также автобусы для городских и междугородних перевозок), открытое акционерное общество «Ульяновский механический завод № 2» специализируется на производстве автокранов «УЛЬЯНОВЕЦ», общество с ограниченной ответственностью «Ульяновское предприятие «Автоконтакт» и общество с ограниченной ответственностью «Автодеталь-Сервис» производят запасные части к автомобилям марки УАЗ и ГАЗ, в том числе трансмиссии, коробки передач, элементы рулевого управления и тормозной системы.

Производство мебели осуществляется обществом с ограниченной ответственностью «Ульяновский мебельный комбинат», производство нетканых материалов – обществом с ограниченной ответственностью Торговый дом «Иштекс», швейное производство – открытым акционерным обществом «Элегант».

Сельское хозяйство представлено рядом организаций, таких как общество с ограниченной ответственностью «Чеботаевка» (Сурский район), сельскохозяйственный производственный кооператив «Бахтеевский» (Старокулаткинский район), открытое акционерное общество «Цильнинский элеватор» (Цильнинский район), общество с ограниченной ответственностью «Молвино Агро» (Тереньгульский район). Указанные организации осуществляют выращивание, переработку и хранение зерновых и зерново-бобовых культур.

Анализ ситуации в организациях – участниках мероприятий по организации временной занятости, показывает, что причинами экономического спада стало значительное увеличение стоимости сырья, комплектующих, горюче-смазочных материалов и энергоносителей, что, в свою очередь, вызвало сокращение объёмов оборотных средств и увеличение себестоимости производимой продукции и повлекло за собой сокращение спроса на производимую продукцию. Кроме того, увеличились издержки по обслуживанию кредитных обязательств, ставки по которым были увеличены банками в одностороннем порядке.

С учётом специфики рынка труда Ульяновской области организации неохотно высвобождают своих работников и осознают, что после выхода из кризисной ситуации подобрать новых высококвалифицированных работников будет затруднительно. Поэтому организации стараются сберечь трудовой коллектив, не допустив высвобождения работников. В этом смысле мероприятия по организации временной занятости – очень своевременная, конкретная и адресная помощь государства, которая позволит решить стоящую перед работодателем задачу.

2.3. В рамках реализации второй задачи предусмотрено мероприятие по опережающему обучению.

В мероприятии по опережающему обучению будут принимать участие 1972 работника 11 организаций Ульяновской области.

Опережающее обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, будет осуществляться по очной форме в дни, а в случаях неполного рабочего дня – в часы, когда работник не будет занят на своём основном рабочем месте. Опережающее обучение граждан, ищущих работу, в целях трудоустройства на свободные рабочие места будет осуществляться в режиме не менее 72 учебных (академических) часов в неделю.

Опережающее обучение будет проводиться исключительно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с лицензиями на право ведения образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.

Наибольшая потребность в опережающем обучении работников в рамках реализации программ повышения производительности труда, оптимизации расходов, импортозамещения и развития персонала заявлена открытым акционерным обществом «Ульяновский автомобильный завод» – 1001 человек, где опережающее обучение будет проходить на базе самой организации, так как открытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод» имеет лицензию на образовательную деятельность.

В приоритетном порядке предусматривается опережающее обучение родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, доля которых в общей численности участников мероприятия по опережающему обучению составляет не менее 25 процентов.

При отборе организаций, в которых будет осуществляться опережающее обучение работников, особое внимание уделяется наличию у них собственных программ повышения производительности труда, оптимизации расходов, развития персонала и (или) проектов, направленных на импортозамещение.

2.4. В рамках третьей задачи предусмотрены мероприятия по стимулированию занятости молодёжи при реализации социальных проектов и социальной занятости инвалидов.

2.4.1. В Ульяновской области проживает более 190 тыс. молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет (15 процентов от общей численности населения Ульяновской области), из них в экономике Ульяновской области занято более  137 тыс. человек. В 2014 году в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратились 2836 молодых людей указанного возраста, из них трудоустроены 668 человек.

В структуре безработных граждан доля молодёжи составляет 16 процентов. В течение 2015 года эта доля может возрасти на 1,4 процента за счёт выпускников образовательных организаций, не имеющих опыта работы и не востребованных на рынке труда Ульяновской области.

В условиях современного экономического развития вопросы самозанятости и трудовой самореализации молодёжи становятся всё более актуальными. Осознавая складывающуюся ситуацию, молодые люди начинают искать новые способы реализации своего потенциала через создание собственного дела.

В рамках мероприятия по стимулированию занятости молодёжи при реализации социальных проектов планируется предоставление на конкурсной основе субсидии (гранта) молодёжи, реализующей программы (проекты) в социальной сфере. Данная мера позволит поддержать уровень занятости молодёжи в условиях повышения напряжённости на рынке труда, а также расширить спектр социальных услуг для граждан.

Участниками конкурсного отбора социальных проектов смогут стать молодые люди в возрасте от 22 до 30 лет, являющиеся юридическими лицами, предпринимателями, имеющие работников в возрасте от 22 до 30 лет и реализующие социально значимые проекты.

Критериями отбора социальных проектов будут являться:

целевая направленность проекта (программы) на решение существующих социальных проблем;

самоокупаемость и финансовая устойчивость проекта (программы);

соответствие ожидаемых результатов реализации проекта (программы) запланированным мероприятиям;

степень влияния мероприятий проекта (программы)  на улучшение состояния целевой группы;

количество новых или сохраняемых в случае реализации проекта (программы) рабочих мест;

возможность долгосрочной реализации проекта (программы);

тиражируемость проекта (программы).

Программой предусмотрен отбор 30 социальных проектов, направленных:

на оказание социальных услуг инвалидам;    

на оказание услуг по сопровождению инвалидов в процессе поиска работы, трудоустройства и адаптации на рабочем месте;

на оказание социальных услуг лицам пенсионного возраста;   

на оказание услуг по присмотру за детьми;   

на обеспечение культурно-просветительской деятельности (театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);

на осуществление деятельности в сфере патриотического воспитания молодёжи;

на социальное обслуживание населения (деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации (абилитации) граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации); (В редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 27.08.2015 № 431-П)

на осуществление деятельности, способствующей нравственному воспитанию подростков и молодёжи;

на осуществление социально-досуговой деятельности для инвалидов;

на осуществление образовательной и научной деятельности, в том числе развитие научно-технического и инновационного творчества;

на осуществление деятельности в области культуры и искусства;

на осуществление деятельности в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, профилактики наркомании, алкоголизма и других асоциальных явлений;

на благоустройство территорий;

на предоставление туристических и экскурсионных услуг для инвалидов, лиц пенсионного возраста.

От реализации указанных проектов ожидается следующий социально- экономический эффект:

организация занятости не менее 100 молодых людей в возрасте  от 22 до 30 лет;

трудоустройство не менее 3 выпускников профессиональных образовательных организаций и (или) образовательных организаций высшего образования, имеющих инвалидность, и содействие их закреплению на рабочих местах;

развитие социального и молодёжного предпринимательства на территории Ульяновской области;

повышение качества жизни несовершеннолетних граждан и граждан пожилого возраста.

Дальнейшее развитие и поддержка молодёжных социально-предприни­мательских инициатив будут организованы через Фонд «Корпорация по развитию предпринимательства Ульяновской области» и автономную некоммерческую организацию «Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства».

2.4.2. Мероприятия по социальной занятости инвалидов будут способствовать повышению уровня занятости граждан, имеющих инвалидность, их конкурентоспособности на рынке труда, так как трудоустройство инвалидов объективно затруднено по причинам  несоответствия имеющейся профессии медицинским противопоказаниям по состоянию здоровья либо отсутствия вакансий в соответствии с имеющимся у инвалидов профессиональным образованием.

В Ульяновской области проживает 126921 инвалид, в том числе 39583 – трудоспособного возраста, из них 27,6 процента являются работающими.

Вопросам содействия занятости инвалидов в Ульяновской области традиционно уделяется особое внимание. В течение 2014 года в органы службы занятости региона обратилось 1313 инвалидов, из числа обратившихся 606 человек, или 46,2 процента, было трудоустроено, что является самым высоким уровнем трудоустройства инвалидов в регионе за последние годы.

Тем не менее результаты ежегодно проводимого органами службы занятости населения мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве и открытии собственного дела показали, что из 2468 опрошенных инвалидов 49 процентов респондентов нуждаются в трудоустройстве.

Таким образом, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, ищущих работу, будет социально значимо прежде всего для самих инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.

Рабочие места для инвалидов создаются в организациях, осуществляющих в том числе оказание социальных услуг лицам пенсионного возраста, многодетным семьям, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, и другим категориям граждан.

Кроме того, мероприятия по социальной занятости инвалидов будут реализованы в других организациях региона с целью трудоустройства инвалидов, ищущих работу.

Подбор персонала из числа граждан, имеющих инвалидность, будет осуществляться в соответствии  с требованиями работодателя, с учётом профессионального образования, опыта работы, навыков и умений инвалида, а также исходя из рекомендаций, указанных в индивидуальной программе реабилитации.

Особое внимание будет уделено содействию в трудоустройстве инвалидам из числа выпускников профессиональных образовательных организаций  и образовательных организаций высшего образования.

По информации Министерства образования и науки Ульяновской области, общая численность инвалидов – выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования 2015 года (далее – инвалиды – выпускники 2015 года) составляет 110 человек (103 человека выпускаются из профессиональных образовательных организаций, 7 – из образовательных организаций высшего образования), из них 47 человек продолжат обучение, 12 уедут по месту постоянного проживания за пределы Ульяновской области, 29 будут трудоустроены на постоянное рабочее место, с 22 выпускниками будет продолжена работа по поиску подходящего места работы.

В целом работа по трудоустройству инвалидов – выпускников 2015 года  будет организована в сотрудничестве со службами содействия в трудоустройстве выпускникам, созданными в регионе на базе организаций профессионального образования, по следующим направлениям:

трудоустройство в организациях, которым установлена квота для приёма на работу инвалидов;

трудоустройство в рамках государственной программы Ульяновской области «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 2014-2018 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/408-П;

трудоустройство в специализированные организации для инвалидов.

С учётом анализа профессионально-квалификационного состава планируется трудоустройство 10 инвалидов – выпускников 2015 года в рамках мероприятий по стимулированию занятости молодёжи при реализации социальных проектов, по социальной занятости инвалидов, временной занятости и опережающему обучению (приложение № 3 к Программе).

 

3. Срок реализации Программы

 

         Программа реализуется в течение 2015 года.

 

4. Мероприятия Программы

 

Система программных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Ульяновской области, представлена в приложении № 4 к Программе.

Перечень организаций – участников мероприятий по временной занятости представлен в приложении № 5 к Программе.

Перечень организаций участников мероприятий по опережающему обучению представлен в приложении № 6 к Программе.

Сведения об организациях – участниках мероприятий по временной занятости и опережающему обучению представлены в приложении  7 к Программе.

Перечень социальных проектов, которые будут реализованы гражданами в возрасте от 22 до 30 лет, представлен в приложении № 8 к Программе.

Перечень организаций участников мероприятий по социальной занятости инвалидов представлен в приложении № 9 к Программе.

 

5. Ситуация с привлечением

иностранных работников в Ульяновской области

 

Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области (далее – уполномоченный орган) является уполномоченным органом по определению потребности в привлечении иностранных работников, в том числе увеличению (уменьшению) размера потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений Ульяновской области о потребности в привлечении иностранных работников, в том числе увеличении (уменьшении) размера потребности в привлечении иностранных работников, и руководствуется в данном направлении приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.01.2014 № 27н «Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников».

С учётом корректировок квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам на территории Ульяновской области в 2014 году составила 4423 разрешения на работу, в том числе из стран с безвизовым порядком въезда 3918 разрешений, из стран с визовым порядком въезда 505 разрешений.

В 2014 году выдано 17 заключений о целесообразности привлечения  и использования иностранных работников из стран с визовым порядком въезда, на привлечение к трудовой деятельности 200 иностранных граждан из Турции, Таиланда, Польши, Китая, Южно-Африканской Республики, Израиля, Японии.

В 2014 году выдано 2330 разрешений на работу, в том числе 2204 иностранным гражданам из стран с безвизовым порядком въезда и 126 иностранным гражданам из стран с визовым порядком въезда. Выполнение установленной квоты составило 52,7 процента.

Мониторинг миграционной ситуации в регионе в 2014 году свидетельствовал о том, что доля иностранных работников на рынке труда Ульяновской области не превышала 0,4 процента от экономически активного населения Ульяновской области, что составляет незначительную часть в общем объёме рынка труда и не нарушает принципов приоритетного использования местных трудовых ресурсов. Темпы роста численности привлекаемых иностранных специалистов не превышали темпов роста числен­ности занятых в экономике Ульяновской области.

В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 25.07.2002  № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам утверждается для граждан, прибывших из визовых стран. Иностранные граждане, прибывшие в порядке, не требующем получения визы, в целях временного осуществления трудовой деятельности могут работать по патенту.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.12.2014 № 1208н «О распределении по субъектам Российской Федерации утверждённых Правительством Российской Федерации на 2015 год квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» квота для Ульяновской области утверждена в размере 621 приглашения  на въезд в Российскую Федерацию.

В Ульяновской области разработан и реализуется План мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности на территории Ульяновской области, российскими гражданами из числа работников, находящихся под риском увольнения в 2015 году, утверждённый Губернатором – Председателем Правительства Ульяновской области, от 02.03.2015 № 43-ПЛ, в котором предусмотрены такие мероприятия, как проведение анализа численности работников организаций, находящихся под риском увольнения, проведение анализа потребности работодателей в привлечении иностранной рабочей силы, определение возможности замещения иностранных работников высвобождающимися региональными трудовыми ресурсами, информирование граждан, находящихся под риском увольнения, об имеющейся потребности в работниках в организациях, привлекающих иностранную рабочую силу, а работодателей, привлекающих иностранных работников, – о возможности трудоустройства работников организаций, находящихся под риском увольнения. Предусматривается организация переобучения и переподготовки по профессиям на рабочих местах, с которых высвобождаются иностранные работники.

 

6. Механизм реализации Программы

 

6.1. Для реализации Программы определяются конкретные мероприятия с указанием сроков и исполнителей программных мероприятий.

6.2. Порядок расходования и учёта средств на реализацию Программы определяется постановлением Правительства Ульяновской области.

6.3. Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счёт субсидий из федерального бюджета областному бюджету Ульяновской области, а также за счёт средств областного бюджета Ульяновской области.

6.4. Субсидии из федерального бюджета перечисляются в установленном порядке на счёт территориального органа Федерального казначейства, открытый для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для их последующего перечисления в установленном порядке в областной бюджет Ульяновской области.

6.5. Главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы, является уполномоченный орган.

6.6. Получателями бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы являются уполномоченный орган и подведомственные ему областные государственные казённые учреждения центры занятости населения Ульяновской области.

Уполномоченный орган в установленном порядке доводит бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, объёмы финансирования на реализацию мероприятий Программы до подведомственных ему областных государственных казённых учреждений центров занятости населения Ульяновской области.

6.7. Программой предусмотрено финансирование расходов по следующим мероприятиям:

1) организация временной занятости – на частичное возмещение работодателю затрат на заработную плату трудоустроенного на временную работу гражданина, равной в месяц величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Ульяновской области в IV квартале  2014 года, увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

2) организация опережающего обучения – на возмещение следующих затрат:

а) стоимости профессионального обучения;

б) стипендии, выплачиваемой участнику мероприятия по опережающему обучению в период профессионального обучения, равной в месяц величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Ульяновской области в IV квартале 2014 года, увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;


Информация по документу
Читайте также