Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 344-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке
     конституционности пункта 1 статьи 12 и пункта 4 статьи 30
             Федерального закона "О трудовых пенсиях в
                       Российской Федерации"

     город Москва                                5 ноября 2003 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей    М.В.Баглая,    Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,      Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,  М.И.Клеандрова,  А.Л.Кононова,  Л. О.Красавчиковой,
Ю.Д.Рудкина,     А.Я.Сливы,     В.Г.Стрекозова,     О.С.Хохряковой,
Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М.Казанцева,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное изучение запроса группы  депутатов  Государственной
Думы,

                        у с т а н о в и л:

     1. В  своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации
группа депутатов  Государственной  Думы  просит  признать  пункт  1
статьи  12  и  пункт  4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря
2001  года  "О  трудовых  пенсиях  в   Российской   Федерации"   не
соответствующими   статьям   7,  39  и  55  (часть  2)  Конституции
Российской Федерации.
     По  мнению  заявителей, пункт  4 статьи 30 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской  Федерации",  предусматривающий  в
целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц календарный порядок
учета  суммарной  продолжительности  трудовой  и  иной  общественно
полезной деятельности (трудового стажа),  имевшей место до 1 января
2002  года,  нарушает  права  лиц,  в   отношении   которых   ранее
действовало  льготное исчисление некоторых периодов,  зачисляемых в
трудовой стаж (к таковым,  в частности, относились периоды работы в
районах  Крайнего  Севера и приравненных к ним местностях,  которые
учитывались   в   полуторном   размере).   Данное   правило    было
предусмотрено  в  законодательных  актах,  утративших  силу  со дня
введения в действие  Федерального  закона  "О  трудовых  пенсиях  в
Российской  Федерации",  в  том числе в статье 94 Закона Российской
Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
     Заявитель обращает  внимание  также на то обстоятельство,  что
оспариваемая  норма  противоречит  статье  28   Закона   Российской
Федерации  "О  государственных  гарантиях  и  компенсациях для лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним  местностях",  согласно  которой  трудовой  стаж для назначения
пенсий на общих,  льготных основаниях,  а также в связи  с  особыми
условиями   труда   период  работы  в  районах  Крайнего  Севера  и
приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере.
     Поскольку в этой части запрос группы депутатов Государственной
Думы  отвечает  требованиям  допустимости   и   подведомственности,
закрепленным Федеральным конституционным законом "О Конституционном
Суде Российской Федерации",  он подлежит  принятию  Конституционным
Судом Российской Федерации к рассмотрению.
     2. Пункт 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской  Федерации",  согласно  которому  исчисление  страхового
стажа,  требуемого  для  приобретения  права  на  трудовую  пенсию,
производится  в календарном порядке для всех категорий пенсионеров,
нарушает,  по  мнению  группы   депутатов   Государственной   Думы,
конституционные права лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в
приравненных  к  ним  местностях,   в   отношении   которых   ранее
действовало  льготное исчисление некоторых периодов,  зачисляемых в
трудовой стаж.
     Между тем,   как  следует  из  содержания  запроса,  заявители
необоснованно отождествляют институты  страхового  стажа  и  общего
трудового  стажа.  Под  страховым  стажем,  о котором говорится,  в
частности, в статьях 2 и 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях
в  Российской  Федерации",  понимается  учитываемая при определении
права  на  трудовую  пенсию  суммарная  продолжительность  периодов
работы  и  (или) иной деятельности,  в течение которых уплачивались
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской  Федерации,  а  также
иных  периодов,  засчитываемых  в  страховой стаж;  его величина не
влияет на размер трудовой пенсии.  Понятие же "общий трудовой стаж"
применяется  в названном Федеральном законе для определения порядка
исчисления расчетного размера трудовой пенсии,  величины расчетного
пенсионного   капитала   и  стажевого  коэффициента,  влияющего  на
расчетный размер трудовой пенсии, а также учитывается при досрочном
назначении  пенсий  отдельным  категориям граждан (пункты 2,  3 и 4
статьи 30).
     Таким образом,       фактически      заявитель      оспаривает
конституционность изменения только порядка учета  общего  трудового
стажа,   в   связи  с  чем  запрос  в  части,  касающейся  проверки
конституционности   пункта   1   статьи   12   Федерального  закона
"О трудовых  пенсиях в Российской Федерации",  не может быть принят
Конституционным  Судом   Российской   Федерации   к   рассмотрению,
поскольку  он  не отвечает требованиям пункта 8 части второй статьи
37 Федерального конституционного  закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации".
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части  второй
статьи 40,  частью первой статьи 42,  пунктом 1 части первой статьи
43 и частью первой статьи 79 Федерального  конституционного  закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный Суд
Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Принять   к   рассмотрению    запрос    группы    депутатов
Государственной Думы в части, касающейся проверки конституционности
пункта 4 статьи  30  Федерального  закона  "О  трудовых  пенсиях  в
Российской Федерации".
     2. Отказать в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов
Государственной Думы в части, касающейся проверки конституционности
пункта 1 статьи  12  Федерального  закона  "О  трудовых  пенсиях  в
Российской   Федерации",   поскольку   по   форме  он  не  отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации".
     4. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     5. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 344-О


Информация по документу
Читайте также