Расширенный поиск
Постановление Правительства Саратовской области от 08.06.2011 № 292-ППРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 июня 2011 года N 292-П г. Саратов О Концепции развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Саратовской области на 2011-2015 годы В целях реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р) Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить Концепцию развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Саратовской области на 2011-2015 годы согласно приложению N 1. 2. Утвердить форму "Личная книжка волонтера" для использования на территории Саратовской области согласно приложению N 2. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области: разработать и утвердить муниципальные концепции развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи; обеспечить деятельность по развитию волонтерского движения. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Данилова А.Н. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Губернатор области П.Л.Ипатов Приложение N 1 к постановлению Правительства области от 8 июня 2011 года N 292-П Концепция развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Саратовской области на 2011-2015 годы 1. Введение Добровольческая активность граждан является важнейшим фактором социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды. Добровольческая деятельность является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких слоев населения, обеспечивающей важный вклад в достижение целей социальной политики страны и повышение качества жизни граждан. Для молодого поколения добровольчество является важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Добровольчество является важным: для государства, поскольку добровольцы независимо от своего социального и должностного положения, места жительства, политических и религиозных убеждений участвуют в делах общества, помогая более эффективно выполнять задачи, стоящие перед государством; для становления гражданского общества, поскольку добровольческая деятельность служит повышению роли общественных и других некоммерческих организаций как институтов гражданского общества в решении местных, региональных и общенациональных задач; для социального развития, поскольку позволяет привлечь значительные ресурсы для решения социально значимых проблем; для экономического развития, поскольку добровольческая деятельность является важным элементом обеспечения занятости населения, экономии государственных расходов на социальную деятельность; для бизнеса, поскольку работники организаций, участвующие в добровольческой деятельности, помогают местному сообществу, получают новые знания и навыки, развивают свои организаторские способности, а организация получает положительный образ в обществе; для молодежной политики и образования, поскольку добровольческая деятельность детей и молодежи – это эффективный метод формирования и развития их знаний и навыков, духовно-нравственного и трудового воспитания, а также средство реализации профессионального интереса в карьерном росте, особенно в части получения опыта общения в коллективе и получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье; для средств массовой информации, поскольку добровольческая деятельность полна интересных случаев взаимопомощи и стремления к улучшению условий жизни местных сообществ. В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширяются масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов. В то же время остается значительным разрыв между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности, и числом граждан, реально ведущих такую деятельность. Доля людей, занимающихся добровольческой деятельностью в России, по-прежнему невысока, особенно по сравнению со странами Европы. Это связано, в частности, с низким уровнем доверия граждан к благотворительным организациям, мотивации, с недостатком информации о деятельности таких организаций и добровольцев; с неразвитостью инфраструктуры поддержки благотворительной и добровольческой деятельности; с недостаточной информированностью молодежи о сути добровольческой деятельности; с отсутствием плотно закрепленного в общественном сознании положительного имиджа добровольческой деятельности и др. Основной целью политики в области содействия развитию добровольческой деятельности является активизация потенциала добровольчества как ресурса развития общества. Основные задачи, принципы и направления по реализации политики по поддержке молодежного волонтерства (добровольчества) в Саратовской области определены указанной Концепцией. 2. Общие положения 2.1. Концепция развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Саратовской области на 2011-2015 годы (далее – Концепция) разработана в соответствии с: Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; Федеральным законом от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; Федеральным законом от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р; Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р; Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р; Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 1054-р; Законом Саратовской области от 23 июля 1998 года N 38-ЗСО "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; Законом Саратовской области от 13 марта 2001 года N 9-ЗСО "О государственной поддержке общественных объединений в Саратовской области"; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, регулирующими вопросы развития социальной сферы и институтов гражданского общества. 2.2. Концепция является рекомендательным документом, раскрывающим основные направления развития волонтерской деятельности молодежи в Саратовской области. 2.3. Концепция может являться основой для разработки конкретных программ, нормативных правовых актов, планов и других организационных и методических документов в сфере молодежного волонтерства. 2.4. В случае необходимости Концепция может изменяться. 3. Основные понятия В Концепции используются следующие основные понятия: волонтерская (добровольческая) деятельность – форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению гражданина, осуществляемая на основе свободного выбора лично, в организациях или коллективно в гуманитарных целях (социализация, личностный и профессиональный рост, расширение круга общения, получение новых навыков и знаний и др.), направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг; волонтер (доброволец) – лицо, осуществляющее волонтерскую (добровольческую) деятельность; молодежное волонтерство (добровольчество) – добровольческая деятельность, осуществляемая молодыми людьми самостоятельно или через участие в работе молодежных организаций или молодежных объединений; волонтерская (добровольческая) акция – мероприятие одной или нескольких организаций, осуществляющих добровольческую деятельность, главным человеческим ресурсом которых для достижения целей акции являются добровольцы; волонтерская (добровольческая) организация – некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты; "Личная книжка волонтера" – документ, который служит для учета волонтерской (добровольческой) деятельности и содержит сведения о стаже волонтерской деятельности, поощрениях и дополнительной подготовке волонтера. Выдается органом исполнительной власти области, ответственным за реализацию молодежной политики, или уполномоченными им государственными учреждениями области (по согласованию), расположенными по месту жительства молодого гражданина, на основании его письменного заявления; региональный центр развития волонтерства (добровольчества) – структурное подразделение, созданное на базе государственного учреждения области (по согласованию), уполномоченного органом исполнительной власти области, ответственным за реализацию молодежной политики, оказывающее полный комплекс информационных, консультационных, методических услуг организациям и гражданам в сфере волонтерского (добровольческого) движения; волонтерское (добровольческое) агентство – структурное подразделение или добровольное объединение волонтеров, оказывающее полный комплекс информационных и консультационных услуг организациям и гражданам в области добровольчества, созданное на базе государственного учреждения области (в том числе профессионального, дополнительного образования, сферы молодежной политики) (по согласованию); государственная (муниципальная) поддержка добровольческой деятельности – государственная (муниципальная) политика, направленная на создание условий для становления и развития добровольчества. 4. Анализ состояния молодежного добровольчества в Саратовской области Добровольчество в Саратовской области имеет определенные традиции. На сегодняшний день сложились следующие основные направления волонтерской деятельности молодежи: поддержка социально незащищенных групп населения (помощь детям и подросткам в критических ситуациях, помощь и услуги пожилым людям, инвалидам, борьба с детской безнадзорностью); пропаганда здорового образа жизни, профилактика алкоголизма, наркомании, курения и других асоциальных явлений в молодежной среде; помощь при организации и проведении массовых мероприятий международного, всероссийского, регионального, муниципального уровней и др. По итогам проведенных опросов в основе мотивов, побуждающих молодых людей к добровольческой деятельности, лежит значительный спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку: потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям; потребность применения профессионального и житейского опыта; потребность участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы; потребность в милосердии, доброте, подвижничестве; потребность в дополнительной информации, контактах, навыках, возможностях; профессиональный интерес, перспективы карьерного роста, профориентация; потребность получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети, больные заболеваниями, требующими специфического лечения, и т.д. Разнообразию мотивов волонтеров соответствуют разнообразные виды добровольческой деятельности. В настоящее время можно выделить две основные формы волонтерской деятельности: 1. Реализация социально значимых волонтерских проектов посредством участия в деятельности общественных организаций, молодежных парламентских структур, участия в проектах различных учреждений. Указанная деятельность носит, как правило, организованный и разовый характер, обычно осуществляется в группе. 2. Индивидуальная волонтерская деятельность, совершаемая в течение длительного времени, сходная в организационно-правовом плане с трудовой деятельностью. В Саратовской области традиционно сложилась позитивная практика волонтерской деятельности по первому направлению. Работу ведут 139 молодежных и детских общественных объединений, в деятельности которых занято более 135 тыс. человек. В муниципальных образованиях действуют более 300 общественных объединений, не имеющих государственной регистрации (Аткарский, Екатериновский, Ивантеевский, Марксовский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский, Татищевский, Турковский, Энгельсский районы, ЗАТО Шиханы). Как правило, такие организации действуют при учебных заведениях (школах, училищах, техникумах). По направлениям деятельности среди молодежных и детских общественных объединений, действующих в муниципальных образованиях области, можно выделить: патриотические; поисковые; творческие; направленные на профилактику асоциальных явлений; решающие вопросы социальной поддержки населения; раскрывающие лидерский потенциал детей и молодежи и т.д. Все члены общественных организаций осуществляют свою социально полезную деятельность на добровольной (волонтерской) основе. Кроме того, действуют Молодежный совет и Молодежный парламент Саратовской области, во всех муниципальных образованиях области при главах администраций созданы районные Молодежные общественные советы. 88 объединений различного уровня вошли в Банк волонтерских организаций области, сформированный министерством образования области. Дальнейшее развитие молодежных и детских объединений – актуальная задача органов власти, поскольку именно через общественные объединения решаются вопросы самоорганизации, досуга, профилактики асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде. В целях координации работы по развитию волонтерского движения на базе государственного учреждения "Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи "Молодежь плюс" действует Региональный Центр развития добровольчества. В структуру Центра вошли волонтерская служба, представительства учреждения в Аркадакском, Балашовском, Вольском, Краснокутском, Лысогорском, Марксовском, Озинском, Петровском, Пугачевском, Ровенском, Ртищевском, Татищевском районах. Государственное учреждение "Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи "Молодежь плюс" проводит обучающие семинары и тренинги для специалистов, ответственных за развитие волонтерского движения в муниципальных районах области, и специалистов, ответственных за воспитательную работу в органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, а также для самих волонтеров, помогает молодежи в раскрытии лидерского и волонтерского потенциала. Вторая форма волонтерской деятельности – индивидуальная, в настоящее время в Саратовской области и по всей стране слабо развита. В целях развития волонтерского движения по всем обозначенным направлениям, а также в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации разработан механизм регистрации и учета молодых граждан, принимающих (изъявивших желание принять) участие в добровольческой (волонтерской) деятельности. Регистрация в качестве волонтера осуществляется молодым гражданином самостоятельно в сети Интернет на сайте www.jaba.ru. По итогам регистрации волонтеру присваивается личный идентификационный номер, на основании которого выдается "Личная книжка волонтера". "Личная книжка волонтера" составлена по аналогии с трудовой книжкой и выдается для занесения навыков и компетенций, полученных волонтерами в процессе своей добровольческой деятельности. Однако для достижения показателей, обозначенных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, необходима организация системной межведомственной работы по поддержке и развитию волонтерского движения: ежеквартальное обновление региональных баз видов волонтерской деятельности, востребованных на территории области, а также организаций, которые нуждаются в деятельности волонтеров; обеспечение информирования потенциальных волонтеров о существующей потребности в волонтерской деятельности; информирование работодателей о преимуществах приема на работу специалиста, участвующего в волонтерском движении и обладающего определенным набором компетенций, которые были получены им во время участия в волонтерской деятельности; формирование у руководителей организаций, которые заинтересованы в привлечении волонтеров, понимания необходимости заполнения и учета личных книжек волонтера. Участвуя волонтером в различных акциях и мероприятиях, зарабатывая опыт и зачетные балы, самые активные участники добровольческого движения Саратовской области получат возможность участвовать в реализации проекта "Олимпийский волонтерский корпус – 2014", а наиболее отличившиеся поедут на Олимпиаду в Сочи и Универсиаду в Казани в качестве волонтеров. 5. Субъекты, включенные в процесс развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи К субъектам, включенным в процесс развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи, относятся: органы исполнительной власти области в сфере молодежной политики, физкультуры и спорта, социальной поддержки, образования, труда и занятости, здравоохранения; органы местного самоуправления (по согласованию); учреждения социальной сферы (по согласованию); общественные организации (по согласованию); организации промышленного сектора и бизнес-сообщество (по согласованию). 6. Цели, задачи и принципы развития молодежного волонтерства (добровольчества) в Саратовской области Целью развития молодежного волонтерства (добровольчества) в Саратовской области является создание условий для реализации прав молодых граждан на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решении социально-значимых проблем населения области с целью самореализации, приобретения новых знаний и навыков, повышения профессиональных и организаторских способностей, обеспечения общественной безопасности и пр. Развитие молодежного волонтерства (добровольчества) требует решения следующих задач: совершенствование законодательства Саратовской области и формирование целостной нормативной правовой системы, регулирующей добровольческую деятельность, партнерские отношения между органами государственной власти области, работодателями, организациями, заинтересованными в привлечении волонтеров, и волонтерскими (добровольческими) организациями в процессе реализации общих социальных и экономических задач; развитие инфраструктуры поддержки волонтерства на областном и муниципальном уровнях, обеспечивающей полный комплекс услуг в сфере волонтерства (добровольчества); создание системы профессиональной подготовки специалистов и организаторов волонтерской работы; совершенствование взаимодействия между различными субъектами отношений в области развития волонтерства; создание системы мотивации, поддержки, развития и поощрения молодежного волонтерства (добровольчества); создание экономических (финансовых) условий обеспечения поддержки и развития добровольчества, что предусматривает бюджетное финансирование (прогнозно), привлечение внебюджетных источников (прогнозно), пожертвований (прогнозно) граждан и организаций, других источников (прогнозно), не противоречащих законодательству, позволяющих стабильно обеспечивать покрытие минимально необходимых расходов на затраты, связанные с организацией и функционированием системы развития и поддержки добровольческих инициатив; содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации в целях создания позитивного имиджа добровольцев. Основными принципами волонтерства (добровольчества) являются: свободный выбор и добрая воля человека в проявлении личной активности в форме добровольческой деятельности; личное ответственное участие в организованной работе на основе доверия, солидарности и сотрудничества; реальная определяемая польза от волонтерской (добровольческой) деятельности для других людей и общества в целом; ненасильственный, гуманитарный характер волонтерской (добровольческой) деятельности; отсутствие материальной компенсации за волонтерскую (добровольческую) деятельность. 7. Основные формы и направления добровольческой деятельности Направления добровольческой деятельности многообразны: социальное патронирование детских домов; социальное патронирование пожилых людей; муниципальное управление (работа в муниципальных образованиях); медицинская помощь (службы милосердия в больницах); педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков); социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы); экологическая защита; интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов); спортивная, туристическая и военная подготовка; творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников); досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи); социальное краеведение; трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады); помощь в реставрационных работах; восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; экскурсионная деятельность; ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел); информационное обеспечение. Указанные выше направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов действующих добровольческих объединений и организаций. Наиболее предпочтительными для молодежи являются такие формы добровольческой деятельности, как досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи), социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы), спортивная, туристическая и военная подготовка, восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, экологическая защита, творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников), информационное обеспечение, медицинская помощь (службы милосердия в больницах), помощь в реставрационных работах и так далее. При этом выбор направления добровольческой деятельности на транспортно доступной для молодого гражданина территории должен соотноситься с мотивами участия в добровольческой деятельности – от религиозных (например, работа в больницах и домах-интернатах) до карьерных (например, выполнение функций по работе с населением). Помимо направлений добровольческая деятельность имеет разные формы: разовые мероприятия и акции, проекты, целевые программы, конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, лагеря, благотворительные сезоны; постоянная работа (например, выполнение функции сиделки или распространителя информации о достопримечательностях города). Набор возможностей для добровольческой деятельности должен включать обе эти формы (желательно, по каждому направлению, однако не по всем направлениям возможно полноценное сочетание этих форм). 8. Основные направления развития молодежного волонтерства (добровольчества) в Саратовской области В целях достижения поставленных задач развитие молодежного волонтерства (добровольчества) в Саратовской области планируется осуществлять по следующим направлениям. 8.1. Совершенствование законодательства Саратовской области в сфере волонтерства (добровольчества) Расширение правовой базы по поддержке и развитию волонтерства (добровольчества) является необходимым условием развития гражданской активности молодежи Саратовской области и эффективного взаимодействия государственных и негосударственных организаций. Существует необходимость разработки проекта закона Саратовской области, регламентирующего отдельные вопросы волонтерской (добровольческой) деятельности. Орган исполнительной власти области в сфере молодежной политики обеспечивает разработку и принятие проектов иных нормативных правовых актов области по поддержке и развитию волонтерского (добровольческого) движения, организует работу по заключению соглашений о сотрудничестве с другими органами исполнительной власти области и организациями. На основании соглашений во всех заинтересованных организациях по согласованию принимаются локальные нормативные правовые акты по поддержке и развитию волонтерского (добровольческого) движения. 8.2. Развитие инфраструктуры поддержки молодежного волонтерства (добровольчества) в Саратовской области Инфраструктура поддержки включает в себя нормативно-правовую базу, институты поддержки, формы поддержки, мероприятия, информационные площадки и др. Формирование инфраструктуры поддержки молодежного волонтерства в Саратовской области может осуществляться в рамках разработки и реализации областных, ведомственных и муниципальных программ развития и должно основываться на следующих принципах: 1. Доступность участия и равенство молодых граждан в процессе развития социального добровольчества (информационное, организационное, территориальное и др.). 2. Гарантированное участие молодежи в добровольческой деятельности в социальной сфере без ущерба для физического, психического здоровья и материального положения. 3. Ответственность за организацию квалифицированного управления и обеспечение надлежащих условий для добровольной работы молодежи. Уполномоченными органами по регистрации и учету молодых граждан, принимающих (изъявивших желание принять) участие в добровольческой (волонтерской) деятельности на территории Саратовской области, являются орган исполнительной власти области, отвечающий за реализацию молодежной политики (далее – региональный оператор), и государственное учреждение "Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи "Молодежь плюс" (по согласованию) (далее – региональный центр развития волонтерства (добровольчества). Региональный оператор: формирует информационную, научно-методическую и нормативно-правовую базу развития добровольной социальной деятельности; содействует подготовке кадров для организации и развития волонтерства, вовлечению, поддержке и стимулированию представителей всех категорий молодежи для участия в общественно полезной деятельности; разрабатывает механизм поддержки, обеспечивающий создание инфраструктуры развития волонтерства и ее функционирование, подготавливает и размещает в средствах массовой информации, а также анализирует и направляет в Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации отчеты по организации волонтерской деятельности в Саратовской области. Региональный центр развития волонтерства (добровольчества) (по согласованию) обеспечивает базовый комплекс услуг в сфере стимулирования, поддержки и развития добровольчества, прежде всего: информирует молодежь (граждан в возрасте от 14 до 30 лет), проживающую на территории Саратовской области, о возможностях осуществления волонтерской (добровольческой) деятельности, а также о возможности получения личной книжки волонтера; проводит разъяснительную работу среди потенциальных работодателей (по согласованию) о порядке заполнения личной книжки волонтера; принимает от молодых граждан, изъявивших желание принять участие в добровольческой (волонтерской) деятельности, заявления о выдаче личной книжки волонтера, оформляет личную карточку и формирует личное дело волонтера; выдает новые бланки личной книжки волонтера на основании личного заявления волонтера в случае заполнения волонтером всех страниц предыдущего бланка; тиражирует и выдает обратившимся молодым людям личные книжки волонтера на основании макета, размещенного на сайте www.jaba.ru; ведет областную базу востребованных видов волонтерской (добровольческой) деятельности, а также организаций, которые нуждаются в деятельности волонтеров; организует и проводит подготовку кадров для организации волонтерской (добровольческой) деятельности, предоставление добровольцев (по согласованию) для реализации социально значимых проектов, акций, оказания адресной помощи и др. Волонтерские (добровольческие) агентства действуют также и на базе образовательных учреждений области. Они обеспечивают стимулирование и поддержку волонтерства и осуществляют организацию деятельности волонтеров. 8.3. Создание системы профессиональной подготовки специалистов и организаторов волонтерской работы В настоящее время квалификация руководителей и специалистов учреждений и организаций, работающих в области волонтерства, явно недостаточна. Как в некоммерческом секторе, так и в государственных учреждениях социальной сферы практически отсутствуют подготовленные специалисты по организации добровольческой деятельности, вследствие чего имеющиеся добровольческие ресурсы далеко не всегда используются эффективно. Деятельность специалиста по организации добровольческой деятельности требует знания технологий организации добровольческой деятельности и навыков в области социальной работы, социального и некоммерческого менеджмента, специальной подготовки в области организации досуговой деятельности и клубной работы, организации массовых мероприятий, связей с общественностью и т.п. Необходимо создание обучающих программ, обеспечивающих проведение указанной деятельности на основе профессионализма, системной базы знаний и практического опыта. Необходимо разработать и поэтапно реализовать программу подготовки и переподготовки кадров в области привлечения и управления добровольческими ресурсами. Такую работу необходимо провести по согласованию во взаимодействии с высшими учебными заведениями, центрами повышения квалификации кадров и общественными организациями, реализующими подобные обучающие программы для некоммерческих организаций. В дальнейшем программы могут быть включены в состав программ подготовки специалистов по социальной работе, специалистов в области государственного и муниципального управления, специалистов по организации работы с молодежью, специалистов в области общественной, благотворительной, некоммерческой деятельности. 8.4. Совершенствование взаимодействия между различными субъектами отношений в области развития волонтерства Важным фактором для развития волонтерства (добровольчества) является межотраслевое взаимодействие органов исполнительной власти Саратовской области в таких сферах как социальная защита населения, молодежная политика, образование, культура, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение. Необходимо государственное стимулирование процесса разработки и реализации совместных добровольческих программ государственными и негосударственными организациями, создания механизма информационного взаимодействия субъектов правоотношений в области развития волонтерства. Необходимо создание системы, в которой: органы исполнительной власти области в сфере молодежной политики, физкультуры и спорта, социальной поддержки, образования, труда и занятости, иные органы исполнительной власти области разрабатывают нормативно-правовые акты, программы развития молодежного волонтерства и предусматривают при формировании областного бюджета средства на развитие волонтерского движения на территории Саратовской области, ежеквартально направляют региональному оператору предложения в региональную базу видов волонтерской (добровольческой) деятельности, которые востребованы на территории области, а также сведения об организациях, которые нуждаются в деятельности волонтеров; учреждения социальной сферы и общественные организации по согласованию проводят работу по популяризации и развитию волонтерского движения, активно привлекают волонтеров к своей деятельности; предприятия промышленного сектора и бизнес-сообщество по согласованию привлекают волонтеров к решению задач, которые реализуются волонтерами на безвозмездной основе, направляют региональному оператору предложения в региональную базу видов волонтерской деятельности, которые востребованы на предприятии, а при приеме на работу молодых специалистов учитывают записи в личной книжке волонтера. При этом предприятия, учреждения и организации в случае привлечения волонтеров по согласованию принимают на себя следующие обязательства: создавать условия для безопасной и эффективной добровольческой деятельности; давать четкое описание деятельности волонтера и создать условия для организации этой деятельности; назначать от лица руководителя организации ответственного за решение возникающих у волонтера вопросов в связи с выполняемой деятельностью – координатора волонтера; при необходимости заключить договор о выполнении определенного вида деятельности, в котором оговорить все основные и дополнительные обязательства сторон; предоставлять условия для волонтерской деятельности в соответствии с установленными требованиями и нормами, провести инструктаж по технике безопасности; вносить в личную книжку волонтера сведения о выполняемых видах деятельности, временных затратах (в часах), поощрениях и дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров) и заверять подписью ответственного лица и печатью организации; разрабатывать и проводить, при необходимости, специальные обучающие программы, тренинги для волонтеров. 8.5. Создание системы мотивации, поддержки развития и поощрения молодежного волонтерства (добровольчества) Основными мотивами добровольческой деятельности являются: реализация личностного потенциала; общественное признание, чувство социальной значимости; профессиональное ориентирование; приобретение полезных социальных и практических навыков; возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками; приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия; выполнение общественного и религиозного долга; организация свободного времени. В целях мотивации, поддержки развития и поощрения молодежного волонтерства (добровольчества) возможна реализация различных форм неденежного стимулирования граждан. Формами неденежного стимулирования граждан являются: образовательное стимулирование предоставления волонтерам возможности участия в образовательных программах организации на бесплатной или льготной основе, приобретения опыта работы на различных направлениях деятельности и т.д.; информационное стимулирование подразумевает доступ к информационным источникам и материалам, таким, как библиотечная система, научно-исследовательские разработки, новые технологии и др.; досуговое (нематериальное) стимулирование волонтеров предполагает предоставление волонтерам возможностей организации досуга в различных сферах. Стимулирование через социальное признание – подписанные известными людьми (политиками, деятелями культуры) благодарности и рекомендации для дальнейшей профессиональной и иной деятельности (получение награды "Доброволец Года", торжественное вручение личных книжек волонтера, популяризация волонтерской деятельности через средства массовой информации, и др.). Формы поддержки добровольческой деятельности: повышение статуса добровольцев через постоянное общение с ними руководителей органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления (по согласованию); областные, ведомственные и муниципальные программы индивидуального стимулирования добровольчества; поддержка проектов добровольческих организаций и объединений в рамках областных, ведомственных и муниципальных целевых программ; передача в аутсорсинг добровольческим организациям и добровольческим объединениям решения ряда социальных задач; содействие формированию, функционированию и развитию инфраструктуры добровольчества; учет добровольческой деятельности в качестве практики для студентов образовательных учреждений, если добровольческая деятельность осуществляется в сфере профессиональной ориентации; учет участия в добровольческой деятельности при поступлении в образовательные учреждения и при приеме на работу. 8.6. Содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации в целях позитивного освещения добровольчества. В целях позитивного освещения в средствах массовой информации волонтерского движения области необходимо: выявлять и освещать лучшие практики волонтерской деятельности в средствах массовой информации; содействовать распространению лучшего практического опыта организации молодежного волонтерства и стимулировать повышение качества организации молодежной добровольной работы посредством освещения добровольческих конкурсов в средствах массовой информации; поддерживать массовые молодежные добровольческие акции, направленные на социально полезную деятельность. Институтами информационной поддержки добровольчества являются: субъекты, включенные в процесс развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи; социальная сеть добровольчества; ресурсы сети Интернет других организаций, заинтересованных в развитии добровольчества в Саратовской области; средства массовой информации; другие организации и информационные площадки. Формами информационной поддержки добровольчества являются: проведение публичных мероприятий; подготовка и размещение в средствах массовой информации информационных материалов; создание иных информационных поводов. 9. Механизмы и условия реализации Концепции В основе реализации Концепции лежит государственно-общественный принцип взаимодействия, в соответствии с которым максимально используется потенциал общественных объединений и некоммерческих организаций, органов местного самоуправления области по согласованию с ними. Механизмами реализации Концепции являются: принятие нормативных правовых актов области, направленных на создание системы поддержки добровольчества в Саратовской области; разработка и утверждение планов мероприятий по реализации Концепции на соответствующие годы; проведение мониторинга процесса создания и деятельности инфраструктуры поддержки добровольчества; создание системы способов передачи полученных знаний и опыта между организациями и специалистами. Условиями реализации Концепции является наличие ресурсного обеспечения, включающего: финансовые ресурсы, предусматриваемые в областном бюджете; кадровые ресурсы, предусматривающие выявление имеющихся специалистов и подготовку кадров для организации волонтерской деятельности; информационно-методические ресурсы, включающие сбор, классификацию и распространение информационных и методических материалов и технологий, формирование и подготовку сертифицированных групп специалистов–координаторов, консультантов, лекторов и тренеров в области добровольчества. 10. Заключительные положения Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов: формирование целостной областной системы поддержки добровольчества; внедрение опыта организации добровольческой деятельности негосударственных организаций в деятельность государственных учреждений; расширение спектра и объема социальной помощи и социальных услуг, предоставляемых населению области, повышение их качества; повышение эффективности социальных программ и деятельности государственных и негосударственных организаций социальной сферы; повышение уровня общественной активности населения области, вовлеченности граждан в решение социальных задач; активизация молодежи посредством вовлечения в общественную и профессиональную занятость в социальной и общественно-полезной сфере на основе добровольчества; совершенствование деятельности некоммерческих организаций и форм их взаимодействия с органами исполнительной власти области в интересах социально-экономического развития и укрепления гражданского общества. В перспективе реализация Концепции будет способствовать: созданию возможностей для поэтапного увеличения притока добровольческих ресурсов; воспитанию молодежи в духе гражданственности и заботы; формированию позитивного общественного мнения по отношению к социальной политике в Саратовской области; снижению потребительского настроя граждан и социальной напряженности в обществе, повышению качества жизни, а также культурного уровня населения; снижению затрат при расширении спектра и объема оказываемых социальных услуг и увеличению категорий и численности граждан, получающих эти услуги. ______________________ Приложение N 2 к постановлению Правительства области от 8 июня 2011 года N 292-П Саратовская область Личная книжка волонтёра Фамилия ______________________________________________________________ Имя __________________________________________________________________ Отчество _____________________________________________________________ Год рождения _________________________________________________________ Профессия ____________________________________________________________ Образование___________________________________________________________ Учебное заведение ____________________________________________________ Учетная запись в базе данных__________________________________________ Дата выдачи __________________________________________________________ ---------------------------------------------------------------------- | Фото | | | | Подпись волонтера ______________________ | | | | | | Подпись руководителя органа исполнительной | | | власти области ______________________________ | | | | | | | | | М.П. | | | | ---------------------------------------------------------------------- Сведения о дополнительной подготовке ________ N _____________ ---------------------------------------------------------------------- | N | Дата |Наименование | Место | Коли- | Ф.И.О., | | | |курсов, полученная|организации | чество | должность, | | | |квалификация |деятельности| часов |подпись и печать| | | | | | | ответственного | | | | | | | лица | |———|——————|——————————————————|————————————|————————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|——————————————————|————————————|————————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|——————————————————|————————————|————————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|——————————————————|————————————|————————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|——————————————————|————————————|————————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|——————————————————|————————————|————————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|——————————————————|————————————|————————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|——————————————————|————————————|————————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|——————————————————|————————————|————————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|——————————————————|————————————|————————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|——————————————————|————————————|————————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|——————————————————|————————————|————————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|——————————————————|————————————|————————|————————————————| | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Сведения о стаже волонтерской деятельности ________ N _____________ ---------------------------------------------------------------------- | N | Дата | Вид волонтёрской |Количество|Ф.И.О., должность, | | | | деятельности |часов |подпись и печать | | | | | |ответственного лица| |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | |———|——————|——————————————————————————|——————————|———————————————————| | | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Сведения о поощрениях ________ N _____________ ---------------------------------------------------------------------- | N | Дата | Текст | Место |Коли- | Ф.И.О., | | | | |организации |чество| должность, | | | | |деятельности|часов |подпись и печать| | | | | | | ответственного | | | | | | | лица | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | |———|——————|————————————————————|————————————|——————|————————————————| | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|