Расширенный поиск

Постановление Правительства Саратовской области от 07.03.2013 № 95-П

 



                 ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                    от 7 марта 2013 года N 95-П

                            г. Саратов




Об утверждении Концепции развития торговли
в Саратовской области на 2013-2015 годы


     На  основании  Устава  (Основного  Закона)  Саратовской   области
Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Утвердить   прилагаемую    Концепцию   развития   торговли   в
Саратовской области на 2013-2015 годы.
     2. Органам   исполнительной  власти   области   руководствоваться
положениями  Концепции  развития  торговли  в  Саратовской области  на
2013-2015 годы при решении задач в сфере торговой деятельности.
     3. Рекомендовать  органам  местного  самоуправления  области  при
реализации  мероприятий  по  созданию  условий для обеспечения жителей
муниципальных  образований  услугами  торговли   учитывать   положения
Концепции развития торговли в Саратовской области на 2013-2015 годы.
     4. Министерству  экономического  развития   и   торговли  области
ежегодно в срок до 1 февраля утверждать план мероприятий по реализации
Концепции развития торговли в Саратовской области на 2013-2015 годы.
     5. Контроль  за исполнением  настоящего  постановления  возложить
на заместителя Председателя Правительства области Большеданова П.В.
     6. Настоящее   постановление   вступает   в  силу  со   дня   его
подписания.


Губернатор области                                          В.В.Радаев




                                     Приложение к постановлению
                                     Правительства области от
                                     7 марта 2013 года N 95-П


                              Концепция                               
      развития торговли в Саратовской области на 2013-2015 годы       

          1. Состояние сферы торговли в Саратовской области           

     В 2011-2012 годах состояние  торговой  отрасли  в  области  можно
охарактеризовать   как   стабильное  с  относительно  высоким  уровнем
товарной насыщенности.
     В структуре валового регионального  продукта  по  предварительным
итогам 2012 года доля оптовой и розничной торговли составила более  12
процентов.
     Доля поступлений налогов  и  сборов  в  консолидированный  бюджет
Саратовской  области  от  предприятий оптовой и розничной торговли  за
2011 год составила 10,6 процента, в 2012 году – 11,5 процента.
     Доля населения, занятого в отрасли, составляет почти 17 процентов
занятых в экономике области.
     Состояние розничной торговли  в  значительной  мере  определяется
макроэкономическими   показателями  социально-экономического  развития
Российской  Федерации  и  Саратовской  области.  Курс  на  интенсивное
развитие  экономики  региона,  в  том  числе и торговли, способствовал
динамичному росту объемов оборота  розничной  торговли  на  протяжении
последних  лет  (за исключением кризисного 2009 года), увеличиваясь  в
2007-2008 годах на 15,3-16,6 процента, в 2010-2012 годах – на  6,7-9,2
процента ежегодно.
     В 2012 году оборот розничной торговли по сравнению с  2011  годом
увеличился на 9,2 процента и составил 243,9 млрд рублей.
     Важной  характеристикой  2010-2012   годов   являлось   улучшение
потребительского   поведения  населения,  восстановление  спроса,  что
способствовало  развитию  розничной   торговли   области.   Уменьшился
удельный  вес  продовольственных  товаров  в  структуре товарооборота,
существенно увеличилась продажа непродовольственных товаров:  если   в
кризисный  и посткризисные годы в структуре оборота розничной торговли
доля непродовольственных товаров снизилась до 50,3 процента, то с 2010
года  началось  постепенное  изменение  пропорций, в результате чего в
2012 году доля непродовольственных товаров возросла до 54 процентов.
     Наблюдалась  переориентация  населения  на  покупку  товаров    в
магазинах, торговых центрах и комплексах. Вследствие этого, а также  в
результате перехода рынков в другие форматы торговли  объемы  рыночных
продаж снизились на 4,9 процента по сравнению с 2011 годом и составили
18,4 млрд рублей.
     В 2012 году количество зарегистрированных организаций оптовой   и
розничной  торговли,  включая  организации по ремонту автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного  пользования,
превышало 12 тысяч.
     Интенсивными темпами развивается сетевая торговля  и  современные
форматы  торговли.  Доля продажи через сетевые форматы в общем обороте
розничной торговли составила более 25 процентов.  Самую  разветвленную
сеть  на  территории области имеют ЗАО "Тандер" ("Магнит"), ООО "Центр
реструктуризации" ("Гроздь"),  ООО  "Волгаторг"  ("Пятерочка").  Всего
предприятий    сетевой   продовольственной   розницы   в   2012   году
насчитывалось 643 единицы.
     В   регионе   активно   развиваются    транснациональные    сети,
гипермаркеты   которых   "Метро",   "Реал",   "Лента",  "Перекресток",
"Карусель", "О’ KEY" пользуются спросом у населения.
     В  последние  годы  получило  развитие   строительство   торговых
(шопинг)  комплексов  с  широким спектром услуг общественного питания,
бытового назначения, организацией досуга для детей: "Сиеста", "Аврора"
"Триумф МОЛЛ", "Мой новый", "Happy Молл".
     Активное развитие на территории области  получил  сетевой  ритейл
формата   "дрогери"   (drogerie)   (основной   ассортимент  составляет
непродовольственная группа товаров: предметы гигиены,  бытовой  химии,
косметики  и  парфюмерии,  фармацевтики)  –  это магазины "Рубль БУМ",
"Чистюля", "1b", "Иль де Ботэ".
     Вступление в силу Федерального закона  от  28  декабря  2009 года
N 381-ФЗ   "Об   основах   государственного   регулирования   торговой
деятельности в Российской Федерации" и ряда  принятых  на  федеральном
уровне  нормативных  правовых  актов  более  четко  определило  основы
государственного  регулирования  торговой  деятельности  в  Российской
Федерации   и  разграничило  полномочия  на  всех  уровнях  управления
отраслью.
     Во  исполнение  указанного   Федерального   закона   сформирована
нормативная  правовая  база  Саратовской области в сфере регулирования
торговой деятельностью. Приняты:
     Закон Саратовской области  от  28 января  2011 года  N 5-ЗСО   "О
полномочиях  органов  государственной  власти  Саратовской  области  в
сфере   государственного   регулирования   торговой   деятельности   в
Саратовской области";
     постановление Правительства Саратовской области  от  1 июня  2010
года  N 195-П  "Об  утверждении  Положения  об  организации ярмарок  и
продажи  товаров  (выполнения  работ,  оказания  услуг)  на   них   на
территории Саратовской области";
     постановление Правительства Саратовской  области  от  24  декабря
2010 года   N 660-П   "Об  обеспечении  представления   и   размещения
информации";
     постановление Правительства Саратовской  области  от  14  февраля
2011 года  N 89-П  "Об  утверждении  Положения  о  порядке  проведения
информационно-аналитического   наблюдения    за    состоянием    рынка
определенного   товара   и  осуществлением  торговой  деятельности  на
территории Саратовской области";
     постановление Правительства Саратовской области  от  8 июня  2011
года N 290-П "О межведомственной комиссии по вопросам потребительского
рынка в Саратовской области";
     постановление Правительства  Саратовской  области  от  29  апреля
2011 года  N 233-П  "Об аккредитации организаций в качестве социальных
магазинов на территории Саратовской области".
     В  рамках  реализации  полномочий  министерством   экономического
развития   и   торговли   области  –  органом  государственной  власти
Саратовской области в  сфере  регулирования  торговой  деятельности  –
приняты приказы:
     от 29 марта 2010 года N 177 "О порядке разработки  и  утверждения
схемы размещения нестационарных торговых объектов";
     от 28 февраля 2011 года N 124 "Об утверждении Положения о порядке
внесения сведений в торговый реестр";
     от  1  июня  2011  года  N 457  "Об   утверждении   комиссии   по
аккредитации организаций в качестве социальных магазинов".
     Установлены  нормативы   минимальной   обеспеченности   населения
площадью   торговых   объектов  по  области  в  целом  и  для  каждого
муниципального района и городского округа области. Нормативы  доведены
до  органов  местного  самоуправления и утверждены в составе Программы
социально-экономического развития Саратовской области  до  2015  года,
утвержденной   Законом   Саратовской  области  от  3  июля  2012  года
N 110-ЗСО. В целом по области норматив составил 462 кв. м на 1  тысячу
человек.  Фактическая  обеспеченность  площадью  торговых  объектов  к
началу 2012 года по области составила 451 кв. м на 1 тысячу человек, в
крупных  городах  –  552  кв. м на 1 тысячу человек, в малых городах –
480 кв. м  на 1 тысячу человек, на  селе  –  201  кв. м  на  1  тысячу
человек.
     Размещение нестационарных торговых  объектов  рассматривается   в
качестве   самостоятельного  элемента  государственного  регулирования
торговой    деятельности.    Уполномоченными     органами     местного
самоуправления  области  разработаны  и  утверждены  Схемы  размещения
нестационарных торговых объектов. На территории области  функционируют
2730  нестационарных  торговых  объектов, в том числе 544 автолавки  и
автомагазина, обеспечивающих продовольственными  товарами  и  товарами
повседневного  спроса  население отдаленных и малочисленных населенных
пунктов.
     В Саратовской области  розничные  рынки  занимают  свой  сегмент,
который   востребован   потребителями.   В  2007  году  во  исполнение
Федерального закона от 30 декабря  2006  года  N 271-ФЗ  "О  розничных
рынках  и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
уполномоченными органами местного самоуправления области  были  выданы
разрешения  на  организацию 135 розничных рынков, в том числе в городе
Саратове – 41 разрешение. К концу 2012 года их количество  сократилось
до  73,  в  том числе до 13 в городе Саратове. Сокращение произошло за
счет прекращения действия разрешения на право  организации  розничного
рынка,  а  также  в  связи  с преобразованием в иные форматы торговли.
Количество торговых мест на  розничных  рынках  на  начало  2012  года
составляло  23157,   а  к  концу года – 18843. Доля розничных рынков в
формировании оборота розничной торговли в целом по области снизилась и
в 2012 году составила 7,7 процента против 9,1 процента в 2011 году.
     В  рамках   проводимой   Правительством   области   политики   по
обеспечению     населения    региона    качественной    и    доступной
сельскохозяйственной  продукцией  и  продуктами  ее   переработки   на
территории  области организована ярмарочная торговля. Ярмарочный объем
продаж в 2011 году составил 3,1 млрд рублей, что в  два  раза  больше,
чем  в  2010  году.  В  крупных  и  малых  городах области в 2012 году
проведено около  3500  ярмарок.  Правительством  области  совместно  с
администрацией муниципального образования "Город Саратов" организована
работа  четырех  постоянно  действующих  ярмарок  "выходного  дня"  на
площадках   Заводского   района,   поселка   "Солнечный",  территории,
прилегающей к сельскохозяйственному рынку в поселке "Юбилейный", и  на
Театральной  площади  города  Саратова.  На  их  долю приходится до 45
процентов всего ярмарочного товарооборота.
     В рамках проведения информационно-аналитического  наблюдения   за
состоянием   рынка  определенного  товара  и  осуществлением  торговой
деятельности  на  территории   области   осуществляется   формирование
торгового  реестра. За 2011-2012 год в торговый реестр области внесено
3252 единицы хозяйствующих субъектов,  количество  объектов  составило
5513 единиц.
     Министерство экономического развития и торговли области совместно
с   Территориальным   органом   Федеральной   службы   государственной
статистики по Саратовской области и  Министерством  промышленности   и
торговли  Российской  Федерации  обеспечивают функционирование системы
информационного  обеспечения  в  области  торговой   деятельности    и
исполнение  приказа  Министерства промышленности и торговли Российской
Федерации  от  27  мая  2011  года  N 708  "Об   утверждении   перечня
информации,  размещаемой  в  системе  государственного информационного
обеспечения в области торговой деятельности  в  Российской  Федерации,
перечня  товаров, в отношении которых размещается информация о среднем
уровне   цен   и   форм   предоставления   уполномоченными    органами
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органами
местного  самоуправления  Министерству   промышленности   и   торговли
Российской  Федерации информации о состоянии торговли и тенденциях  ее
развития  в  соответствующих   субъектах   Российской   Федерации    и
муниципальных  образованиях,  об  издании  нормативных  правовых актов
субъектов  Российской   Федерации,   муниципальных   правовых   актов,
регулирующих отношения в области торговой деятельности".

            2. Цели и задачи Концепции развития торговли
               в Саратовской области на 2013-2015 годы

     Концепция развития торговли  в Саратовской области  на  2013-2015
годы  (далее  –  Концепция)  разработана  в соответствии с Федеральным
законом  от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного
регулирования  торговой  деятельности в Российской Федерации", Законом
Саратовской области  от  28 января 2011 года  N 5-ЗСО  "О  полномочиях
органов   государственной   власти   Саратовской   области   в   сфере
государственного регулирования  торговой  деятельности  в  Саратовской
области".
     Основными целями Концепции являются:
     повышение социально-экономической эффективности  функционирования
торговой отрасли, ее вклада в валовой региональный продукт;
     создание  на  территории   области   современной   инфраструктуры
торговли,   основанной   на   принципах  достижения  сбалансированного
развития различных форматов торговых предприятий (от оптового звена до
мелкой   розницы),  обеспечивающих  формирование  эффективной  системы
товародвижения;
     повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов  в  сфере
торговли;
     создание условий для удовлетворения потребностей населения, в том
числе  социально  незащищенного,  в  безопасных и доступных товарах, в
том числе товарах для детей;
     развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в  сфере
торговли,   снижение   административных   барьеров  при  осуществлении
торговой деятельности хозяйствующими субъектами.
     Цели Концепции могут быть достигнуты за  счет  решения  следующих
задач:
     создание условий для взаимодействия между субъектами торговли   и
товаропроизводителями   с   целью  установления  прямых  хозяйственных
связей, содействие продвижению продукции местных  товаропроизводителей
на потребительском рынке области;
     обеспечение условий для создания в сфере торговли новых  торговых
мест,  сохранения  имеющихся,  повышения  производительности  труда  и
оплаты в отрасли;
     реализация мер, направленных на повышение уровня безопасности   и
антитеррористической  защищенности  торговых  объектов, относящихся  к
объектам с массовым пребыванием населения;
     функционирование   системы    государственного    информационного
обеспечения в области торговой деятельности на территории области;
     содействие в создании и  функционировании  логистических  центров
поставок,   осуществляющих   прием   и  хранение  сельскохозяйственной
продукции, формирование  партий  товаров  для  отгрузки  хозяйствующим
субъектам,     осуществляющим    оптовую    и    розничную    торговлю
продовольственными и непродовольственными товарами;
     оптимизация размещения торговых объектов;
     организация конкурсов  среди  предприятий  розничной  торговли  в
целях   стимулирования   качества  обслуживания  населения,  внедрения
прогрессивных   технологий,   расширения   ассортимента    реализуемой
продукции и оказываемых услуг;
     организация подготовки, переподготовки и  повышения  квалификации
специалистов  массовых  профессий и управленческих кадров для торговой
отрасли;
     стимулирование субъектов малого и  среднего  предпринимательства,
обеспечивающих  товарами  и  услугами  население  сельских  населенных
пунктов;
     обеспечение экономической (ценовой) и территориальной доступности
товаров  и  услуг  розничной  торговли,  повышение качества и культуры
торгового сервиса, качества и безопасности товаров;
     поддержка субъектов  потребительской  кооперации,  осуществляющих
торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
     содействие осуществлению мер по защите прав потребителей;
     создание условий для организации и развития  сельскохозяйственных
розничных  рынков в местах строительства жилых микрорайонов областного
центра и городских округах области;
     увеличение  доли  товарооборота  продукции  субъектов  малого   и
среднего предпринимательства.

                   3. Механизм реализации Концепции                   

     Концепция является основой для определения и реализации комплекса
мер,  направленных на решение вопросов экономической и территориальной
доступности для населения области товаров и услуг розничной  торговли,
обеспечение  продовольственной независимости области и сбалансирование
рыночных механизмов и методов государственного регулирования  торговой
деятельности.
     Для  эффективного  решения   поставленных   в   Концепции   задач
целесообразно   объединение   усилий   органов  исполнительной  власти
области, территориальных органов  федеральных  органов  исполнительной
власти  (Главного  управления  Министерства  внутренних дел Российской
Федерации по Саратовской области,  Управления  Федеральной  службы  по
надзору   в  сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
Саратовской области и др.), органов местного  самоуправления  области,
хозяйствующих  субъектов,  осуществляющих производство потребительских
товаров,  их поставку и розничную продажу.
     Основная роль в формировании и  реализации плана мероприятий   по
реализации  Концепции отводится министерству экономического развития и
торговли   области,   министерству   сельского   хозяйства    области,
министерству   промышленности   и   энергетики  области,  министерству
инвестиционной политики  области,  министерству  образования  области,
администрациям  органов местного самоуправления области (ответственные
соисполнители),  которые  осуществляют     мониторинг   исполнения   и
контроль за исполнением Концепции.
     Основными направлениями реализации Концепции являются:
     развитие межрегиональной торговли и участие иногородних партнеров
в  реализации  инвестиционных проектов строительства торговых объектов
на территории области;
     поэтапный   перевод   хозяйствующих   субъектов,   осуществляющих
торговлю  в  объектах  и  комплексах  (зонах)  мелкорозничной торговли
некапитального  характера,  в   многопрофильные   торговые   комплексы
(центры), стационарные торговые объекты;
     упорядочение торговли на рынках, реконструкция  и  преобразование
их   в   современные  торгово-сервисные  (развлекательные)  комплексы,
сохранение  сельскохозяйственных  рынков  в  торговой   инфраструктуре
области;
     развитие системы обслуживания  социально  незащищенных  категорий
граждан;
     обеспечение защиты прав потребителей, развитие  системы  правовой
помощи   потребителям   в   случаях  нарушения  их  прав,  обеспечение
согласованности  действий  организаций,  занимающихся   защитой   прав
потребителей на территории области;
     реализация мер по противодействию теневому обороту,  торговле   в
несанкционированных  местах,  использованию  объектов,  не  сданных  в
эксплуатацию;
     обеспечение защиты прав хозяйствующих  субъектов,  осуществляющих
торговую  деятельность  при  осуществлении  государственного  контроля
(надзора) и муниципального контроля; совершенствование  взаимодействия
органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере торговли;
     содействие внедрению систем  добровольной  сертификации  в  сфере
торговли;
     стимулирование  развития  интеграции   и   кооперации   в   сфере
производства,    переработки    и    реализации   сельскохозяйственной
продукции, сельскохозяйственного сырья;
     стимулирование  деловой   активности   хозяйствующих   субъектов,
осуществляющих  торговую  деятельность,  и  обеспечение взаимодействия
хозяйствующих  субъектов,  осуществляющих  торговую  деятельность,   и
хозяйствующих   субъектов,   осуществляющих  поставки  товаров,  путем
организации   и   проведения   выставок,   выставок-продаж,   торгово-
промышленных  выставок,  ярмарок  и  иных мероприятий организационного
характера;
     поддержка  сельскохозяйственных   потребительских   кооперативов,
организаций       потребительской      кооперации,      осуществляющих
торгово-закупочную деятельность в  сельской  местности,  содействие  в
установленном   порядке   созданию  сельскохозяйственных  кредитных  и
снабженческо-сбытовых кооперативов;
     развитие розничной торговой сети в  сельской  местности  за  счет
расширения   развозной  торговли,  а  также  применения  дистанционной
торговли;
     обеспечение доступности объектов торговли для инвалидов и  других
маломобильных граждан;
     создание системы мониторинга отрасли;
     внедрение новых  технологий  в  торговый  процесс  и  обеспечение
использования современных информационно-коммуникационных технологий;
     укрепление кадрового потенциала отрасли.
                                                                      
        4. Перечень показателей, характеризующий выполнение плана     
                 мероприятий по реализации Концепции                  

     К показателям, характеризующим выполнение плана  мероприятий   по
реализации Концепции, относятся:
     достижение установленных  нормативов  минимальной  обеспеченности
населения площадью торговых объектов (в расчете на 1000 жителей);
     достижение и поддержание физической и  экономической  доступности
для  населения  Саратовской области непродовольственных товаров первой
необходимости и безопасных  продовольственных  товаров  в  объемах   и
ассортименте,  которые соответствуют установленным рациональным нормам
потребления продовольственных товаров,  необходимых  для  активного  и
здорового образа жизни;
     формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия  видов
и  типов  торговых  объектов,  форм  и способов торговли, потребностей
населения  (количество  торговых  объектов  различного  формата  и  их
характеристика);
     число субъектов малого и  среднего  предпринимательства  в  сфере
торговли;
     удельный вес импортных и отечественных  товаров  в  общем  объеме
продажи товаров на территории области;
     темпы объема  розничного товарооборота на территории области;
     объем  продаж товаров на одного жителя;
     доля  торговой  отрасли  в  производстве  валового  регионального
продукта;
     объем привлеченных инвестиций в развитие торговой  инфраструктуры
и торговли;
     среднегодовой индекс потребительских цен на товары на  территории
области;
     объем основных видов товаров отечественного производства в  общем
товарообороте на территории области;
     количество торговых объектов, оборудованных для посещений лиц   с
ограниченными возможностями.
     Ежегодно, в  срок  до  1  марта  года,  следующего  за  отчетным,
министерством  экономического  развития  и  торговли области готовится
сводный отчет об исполнении плана мероприятий по реализации  Концепции
и представляется в Правительство области.

                        _____________________                         

Информация по документу
Читайте также