Расширенный поиск

Закон Саратовской области от 14.05.1996 б/н

 
                                    Утратил силу - Закон Саратовской
                                    области от 28.02.2005 г. N 21-ЗСО



                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ                         

                                ЗАКОН                                 
                         САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ                          


                                                                Принят
                                           Саратовской областной Думой
                                                      14 мая 1996 года

       О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций       
                 природного и техногенного характера                  

  (В редакции Закона Саратовской области от 29.05.2003 г. N 30-ЗСО)


     Настоящий Закон разработан в соответствии с  требованиями  статьи
72  Конституции Российской Федерации и положениями Федерального закона
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера".
     Он     определяет     общие     для      Саратовской      области
организационно-правовые  нормы  в  области  защиты  граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства,  находящихся  на
территории  Саратовской области (далее - населения), всего земельного,
водного, воздушного пространства в пределах  Саратовской  области  или
его  части,  объектов  производственного  и  социального назначения, а
также окружающей природной среды (далее - территории) от  чрезвычайных
ситуаций  природного  и  техногенного  характера (далее - чрезвычайные
ситуации).
     Действие   настоящего   Закона   распространяется  на  отношения,
возникающие  в  процессе  деятельности  органов государственной власти
области,   органов   местного  самоуправления,  а  также  предприятий,
учреждений  и  организаций,  независимо  от их организационно-правовой
формы,  формы  собственности  и  ведомственной принадлежности (далее -
организации)  и  населения  в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных  ситуаций.  (В  редакции  Закона  Саратовской  области от
29.05.2003 г. N 30-ЗСО)

                       Глава I. Общие положения                       

     Статья 1. Основные понятия

     Чрезвычайная  ситуация   -   это   обстановка   на   определенной
территории,  сложившаяся  в  результате  аварии,  опасного  природного
явления, катастрофы, стихийного  или  иного  бедствия,  которые  могут
повлечь  или  повлекли  за  собой  человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери
и нарушение условий жизнедеятельности людей.
     Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс  мероприятий,
проводимых  заблаговременно  и  направленных  на максимально возможное
уменьшение риска  возникновения  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  на
сохранение   здоровья   людей,   устойчивой  производственной  и  иной
деятельности  организаций,   снижение   размеров   ущерба   окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
     Ликвидация чрезвычайных ситуаций -  это  аварийно-спасательные  и
другие  неотложные  работы,  проводимые при возникновении чрезвычайных
ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей,
снижение  размеров  ущерба  окружающей  природной среде и материальных
потерь, на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия
характерных  для них опасных факторов, а также на создание условий для
скорейшего  восстановления  производственной   и   иной   деятельности
организаций и их нормального функционирования.
     Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась
чрезвычайная ситуация.

     Статья   2.   Законодательство   области  о  защите  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Законодательство области в сфере защиты населения и территорий от
чрезвычайных   ситуаций   основывается   на   Конституции   Российской
Федерации,  Федеральном  законе  "О  защите  населения и территорий от
чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера", других
федеральных   законах,  иных  нормативных  правовых  актах  Российской
Федерации  и состоит из Устава (Основного Закона) Саратовской области,
настоящего  Закона,  Закона Саратовской области "Об областных резервах
материально-технических   и   финансовых   ресурсов   для   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  на  территории  Саратовской  области"  и  иных
нормативных  правовых  актов  области.  (В редакции Закона Саратовской
области от 29.05.2003 г. N 30-ЗСО)

     Статья 3. Цели настоящего Закона в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Целями настоящего Закона являются:
     - предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
     - снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
     - обеспечение первоочередных работ  при  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций.
     Не связанные с перечисленными в  части  первой  настоящей  статьи
целями   отношения   по   восстановлению  территорий,  пострадавших  в
результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

     Статья 4. Областная  подсистема  Единой  государственной  системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Областная    подсистема    единой     государственной     системы
предупреждения  и  ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется -
областная  подсистема  РСЧС)  объединяет  органы  управления,  силы  и
средства   органа  исполнительной  власти  области,  органов  местного
самоуправления и организаций,  в  полномочия  которых  входит  решение
вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

     Статья 5. Основные задачи областной подсистемы РСЧС

     Основными задачами областной подсистемы РСЧС являются:
     - разработка  и  реализация  правовых  и  экономических  норм  по
обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     -   осуществление   целевых   и   научно-технических    программ,
направленных   на   предупреждение  чрезвычайных  ситуаций,  повышение
устойчивости   функционирования   организаций,   а   также    объектов
социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
     - обеспечение готовности к действиям органов  управления,  сил  и
средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и обеспечения
первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - сбор, обработка, обмен и выдача  информации  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
     - прогнозирование и  оценка  социально-экономических  последствий
чрезвычайных ситуаций;
     -  создание  резервов  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля  в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - обеспечение первоочередных работ  при  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций;
     -  участие  в  разработке областных программ по очистке местности
бывших  военных  полигонов  от  взрывоопасных  предметов;  (В редакции
Закона Саратовской области от 29.05.2003 г. N 30-ЗСО)
     -  осуществление  мероприятий  по  социальной  защите  населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
     - реализация прав и обязанностей населения в  области  защиты  от
чрезвычайных  ситуаций,  а также лиц, непосредственно участвующих в их
ликвидации;
     - международное  сотрудничество  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - проведение  декларирования  безопасности  потенциально  опасных
организаций.
     Принципы  построения,  состав  сил  и средств, порядок выполнения
задач  и  взаимодействия  основных  элементов,  а  также  иные вопросы
функционирования     областной     подсистемы     РСЧС    определяются
законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Саратовской
области от 29.05.2003 г. N 30-ЗСО)

     Статья 6. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

     Границы зон чрезвычайных  ситуаций  определяются  назначенными  в
соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации    и
законодательством   области   руководителями   работ   по   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  на основе классификации чрезвычайных ситуаций,
установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию  с
органом    исполнительной   власти   области   и   органами   местного
самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.

     Статья 7. Гласность и информация в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Информацию  в  области   защиты   населения   и   территорий   от
чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших
чрезвычайных  ситуациях,  их  последствиях,   а   также   сведения   о
радиационной,  химической,  медико-биологической, взрывной, пожарной и
экологической безопасности на соответствующих территориях.
     Информация   в   области   защиты   населения   и  территорий  от
чрезвычайных  ситуаций, а также о деятельности органов государственной
власти  области,  органов местного самоуправления и организаций в этой
области  является  гласной  и  открытой,  если  иное  не предусмотрено
законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Саратовской
области от 29.05.2003 г. N 30-ЗСО)
     Органы   государственной   власти   области,   органы    местного
самоуправления   и  администрации  организаций  обязаны  оперативно  и
достоверно информировать население через средства массовой  информации
и  по  иным  каналам  о  состоянии  защиты  населения  и территорий от
чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности,
о  прогнозируемых  и  возникших  чрезвычайных  ситуациях,  о приемах и
способах защиты населения от них.
     Сокрытие,   несвоевременное   представление   либо  представление
должностными  лицами  заведомо  ложной  информации  в  области  защиты
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  влечет  за собой
ответственность   в   соответствии   с   законодательством  Российской
Федерации.  (В  редакции Закона Саратовской области от 29.05.2003 г. N
30-ЗСО)
     Порядок обеспечения  населения,  органов  государственной  власти
области,  органов  местного самоуправления и организаций информацией в
области защиты населения устанавливается законодательством  Российской
Федерации и законодательством области.

     Статья 8. Основные принципы  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных ситуаций

     Мероприятия,   направленные   на   предупреждение    чрезвычайных
ситуаций,  а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и
потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно  на  всей
территории области.
     Планирование и осуществление мероприятий по  защите  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических,
природных и иных  характеристик,  особенностей  территорий  и  степени
реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
     Объем и содержание мероприятий по защите населения  и  территорий
от  чрезвычайных  ситуаций определяются исходя из принципа необходимой
достаточности и максимально возможного использования имеющихся  сил  и
средств.
     Ликвидация  чрезвычайных   ситуаций   осуществляется   силами   и
средствами   организаций,  органов  исполнительной  власти  области  и
местного самоуправления, на территории которых сложилась  чрезвычайная
ситуация.   При   недостаточности   вышеуказанных   сил  и  средств  в
установленном   законодательством   Российской    Федерации    порядке
привлекаются   силы  и  средства  Федеральных  органов  исполнительной
власти.
     Выделение средств из резервных  фондов  области  производится  по
заявкам   органов   местного   самоуправления  в  тех  случаях,  когда
чрезвычайная ситуация достигла таких масштабов,  при  которых  средств
городов, районов и собственных средств организаций недостаточно для ее
ликвидации.

         Глава II. Полномочия органов государственной власти          
        области, органов местного самоуправления и обязанности        
         организаций в области защиты населения и территорий          
                       от чрезвычайных ситуаций                       

     Статья 9. Полномочия  органов  законодательной  и  исполнительной
власти  в  области  защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций

     Органы законодательной и исполнительной власти области:
     а) принимают в соответствии с Федеральными законами законы и иные
нормативно  - правовые акты в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
     б) осуществляют подготовку и содержание в готовности  необходимых
сил  и  средств  для  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям  в  указанных
ситуациях;
     в) принимают решение о  проведении  эвакуационных  мероприятий  в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
     г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен  информацией
в  области  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечивают своевременное оповещение и  информирование  населения  об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     д) создают при органе  исполнительной  власти  области  постоянно
действующий  орган  управления,  специально уполномоченный для решения
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
(управление, комитет), а также осуществляют общее руководство ими.
     е) организуют   и   проводят   аварийно-спасательные   и   другие
неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их
проведения, при недостаточности собственных сил и  средств  обращаются
к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
     ж) осуществляют   финансирование  мероприятий  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     з) создают  резервы  финансовых  и  материальных   ресурсов   для
обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     и) содействуют   устойчивому   функционированию   организаций   в
чрезвычайных ситуациях.

     Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления  в  области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Органы местного самоуправления самостоятельно:
     а) осуществляют подготовку и содержание в готовности  необходимых
сил  и  средств  для  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций, обучение  населения  способам  защиты  и  действиям  в  этих
ситуациях;
     б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий из 30
км зоны Балаковской АЭС и организуют их проведение;
     в) принимают решения на отселение населения из  зон  чрезвычайных
ситуаций в пределах своей территории;
     г) осуществляют,  в   установленном   порядке,   сбор   и   обмен
информацией  в  области  защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций,  обеспечивают  своевременное  оповещение  и   информирование
населения  об  угрозе  возникновения  или о возникновении чрезвычайных
ситуаций;
     д) осуществляют   финансирование  мероприятий  в  области  защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     е) создают  резервы  финансовых  и  материальных   ресурсов   для
обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     ж) организуют   и   проводят   аварийно-спасательные   и   другие
неотложные  работы,а  также  поддерживают  общественный порядок при их
проведении; при недостаточности собственных сил и  средств  обращаются
за помощью к органам исполнительной власти Саратовской области;
     з) содействуют   устойчивому   функционированию   организаций   в
чрезвычайных ситуациях;
     и) создают  при   органах   местного   самоуправления   постоянно
действующие  органы  управления, специально уполномоченные для решения
задач  в  области  защиты  населения  и  территорий  от   чрезвычайных
ситуаций.

     Статья 11. Обязанности организаций в области защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Организации обязаны:
     а) планировать и осуществлять необходимые меры в  области  защиты
работников организаций и подведомственных объектов производственного и
социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
     б) планировать и проводить мероприятия по повышению  устойчивости
функционирования    организаций    и   обеспечению   жизнедеятельности
работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
     в) обеспечивать создание, подготовку, поддержание в готовности  к
применению  и  применение сил и средств по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций; обучение работников организаций способам защиты
и  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях  в  составе невоенизированных
формирований;
     г) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных  и
других неотложных работ на подведомственных объектах производственного
и  социального  назначения  и  на  прилегающих  к  ним  территориях  в
соответствии   с  планами  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций;
     д) оказывать содействие в проведении аварийно  -  спасательных  и
других неотложных работ на других объектах;
     е) финансировать мероприятия по защите работников  организаций  и
подведомственных  объектов  производственного и социального назначения
от чрезвычайных ситуаций;
     ж) создавать  резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     з) предоставлять в установленном  порядке  информацию  в  области
защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  а также
оповещать  работников  организаций  об  угрозе  возникновения  или   о
возникновении чрезвычайных ситуаций;
     и) оперативно   и   безвозмездно     информировать     специально
уполномоченные  органы  исполнительной  власти  (управления, комитеты,
штабы по  делам  гражданской  обороны  и  чрезвычайным  ситуациям)  по
вопросам   планирования   и   проведения   мероприятий,   связанных  с
предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
     Кроме того, потенциально опасные организации обязаны:
     - создавать и  поддерживать  в  постоянной  готовности  локальные
системы  оповещения  о  чрезвычайных  ситуациях,  средства  индикации,
контроля  и  специальной  обработки,  индивидуальные  и   коллективные
средства    защиты,   другие   системы   жизнеобеспечения   работников
организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций;
     - проводить декларирование безопасности своей деятельности.

                   Глава III. Управление в области                    
        защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций        
                        на территории области                         

     Статья 12. Постоянно действующие  органы  управления,  специально
уполномоченные   на   решение  задач  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Для  осуществления  территориального  управления  и   координации
деятельности  органа  исполнительной власти области и органов местного
самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций  создаются  областной  и местные постоянно действующие органы
управления (управления, комитеты, отделы, штабы по  делам  гражданской
обороны   и  чрезвычайным  ситуациям),  специально  уполномоченные  на
решение указанных задач.
     Органы  местного  самоуправления   разрабатывают   и   утверждают
положения  о  постоянно  действующих  органах  управления,  специально
уполномоченных  на  решение  задач  в  области  защиты   населения   и
территорий от чрезвычайных ситуаций, определяют их структуру, состав и
осуществляют общее руководство ими.

     Статья 13. Областной   постоянно  действующий  орган  управления,
специально  уполномоченный на решение задач в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций

     1. Областной постоянно действующий орган  управления,  специально
уполномоченный   на   решение  задач  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций организует работу  в  своей  сфере
деятельности  и  организациях  в  соответствии  с  настоящим Законом и
нормативно-правовыми актами Российской Федерации и области.
     2. Основными задачами областного  постоянно  действующего  органа
управления,  специально  уполномоченного  на  решение  задач в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
     - обеспечение функционирования областной подсистемы РСЧС;
     - участие  в  разработке  и   осуществлении   государственных   и
территориальных программ по проблемам защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
     - руководство  проведением  первоочередных  работ  по  ликвидации
последствий  чрезвычайных  ситуаций, создание и обеспечение готовности
сил и средств, необходимых для этих целей;
     - организация  и  координация   работ   по   созданию   областных
чрезвычайных    резервных    фондов   финансовых,   продовольственных,
медицинских и материально-технических ресурсов;
     - организация  разработки  и  реализации  областных   целевых   и
научно-технических    программ,    направленных    на   предотвращение
чрезвычайных  ситуаций,  защиту  населения  и  территорий,   повышение
устойчивости  функционирования  организаций  экономики,  транспорта  и
социального назначения при их возникновении;
     - организация подготовки и обучения населения, должностных лиц  и
формирований  областной  подсистемы  РСЧС  к  действиям в чрезвычайных
ситуациях;
     - организация и координация постоянного наблюдения и контроля  за
состоянием природной среды;
     - осуществление  контроля  за   поступлением   и   использованием
ресурсов, выделяемых из государственных и областных резервных фондов;
     - участие  в   разработке   мер   экономического,   правового   и
организационно-хозяйственного характера, способствующих предотвращению
чрезвычайных  ситуаций,  оздоровлению   экологической   обстановки   и
обеспечивающих    заинтересованность   организаций   в   осуществлении
мероприятий по предупреждению  и  снижению  вероятности  возникновения
чрезвычайных ситуаций;
     - организация  разработки  и  внесение  на  рассмотрение  органов
государственной  власти  области  проектов  решений  и распоряжений по
вопросам защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  промышленной и
экологической  безопасности,  а  также  участие  в  подготовке  других
нормативных правовых актов, затрагивающих указанные вопросы;
     - определение совместно с органом исполнительной власти  области,
министерствами  и ведомствами Российской Федерации состава, размещения
и оснащения сил и  средств,  входящих  в  областную  подсистему  РСЧС,
формирование  в составе указанной подсистемы сил постоянной готовности
и других внештатных специальных формирований;
     - организация  первоочередного   жизнеобеспечения   пострадавшего
населения в районах чрезвычайных ситуаций;
     - обеспечение разработки и реализации мероприятий  по  укреплению
радиационной,  химической,  медико-биологической, взрывной, пожарной и
экологической  безопасности,  а  также   осуществление   контроля   за
соблюдением   норм  и  правил  инженерно-технических  мероприятий  при
проектировании,    строительстве    и     эксплуатации     организаций
производственного и социального назначения;
     - предоставление в установленном  порядке  информации  в  области
защиты  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  а также
оповещение населения  об  угрозе  возникновения  или  о  возникновении
чрезвычайных ситуаций.

     Статья 14. Силы и средства областной подсистемы РСЧС

     Орган   исполнительной   власти    области,    органы    местного
самоуправления  и  постоянно действующие органы управления, специально
уполномоченные  на  решение  задач  в  области  защиты   населения   и
территорий от чрезвычайных ситуаций:
     - создают    аварийно-спасательные,   аварийно-восстановительные,
поисково  - спасательные и другие службы (формирования), в том числе -
внештатные   формирования,   службы   наблюдения   и   контроля    для
предупреждения   и   проведения  первоочередных  работ  по  ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
     - разрабатывают  и  утверждают   положения   о   данных   службах
(формированиях), определяют их структуру, состав и порядок действий.
     Порядок  создания, функционирования и обеспечения их деятельности
определяется настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами
области.  (В  редакции  Закона  Саратовской области от 29.05.2003 г. N
30-ЗСО)

     Статья 15. (Исключена     -     Закон     Саратовской     области
от 29.05.2003 г. N 30-ЗСО)

     Статья 16. Применение   сил  и  средств  органов  внутренних  дел
области при ликвидации чрезвычайных ситуаций

     При ликвидации чрезвычайных  ситуаций  силы  и  средства  органов
внутренних   дел   области  применяются  в  соответствии  с  задачами,
возложенными на органы внутренних дел законами  и  иными  нормативными
правовыми  актами  Российской Федерации, законами и иными нормативными
правовыми актами области.

     Статья 17. Участие   общественных  объединений  и  организаций  в
ликвидации чрезвычайных ситуаций

     Общественные  объединения  и  организации  могут  участвовать   в
мероприятиях  в  области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и  со
своими уставами.
     Общественные объединения (организации), участвующие в  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций,  действуют  под  руководством  соответствующих
органов управления областной подсистемы  РСЧС.  На  органы  управления
областной  подсистемы  РСЧС  возлагается  ответственность  за  решение
вопросов,  связанных  с  перевозкой  членов  общественных  объединений
(организаций)  к  зоне  чрезвычайной  ситуации и обратно, организацией
размещения,   питания,   оплаты    труда,    материально-технического,
медицинского  и  других  видов  обеспечения  их  деятельности  в  этих
условиях.
     Участники  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций   от   общественных
объединений  (организаций)  должны  иметь  соответствующую подготовку,
подтвержденную в аттестационном порядке.

            Глава IV. Права и обязанности граждан области             
       в области защиты населения и территорий от чрезвычайных        
              ситуаций и социальная защита пострадавших               

     Статья 18. Права граждан области в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     1. Граждане области имеют право:
     - на   защиту  жизни,  здоровья  и  личного  имущества  в  случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;
     - в  соответствии  с  планами  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
использовать  средства  коллективной  и индивидуальной защиты и другое
имущество органов  исполнительной  власти  области,  органов  местного
самоуправления  и организаций, предназначенное для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций;
     - быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться
в  определенных  местах  на  территории  области и о мерах необходимой
безопасности;
     - обращаться лично, а также направлять в  органы  государственной
власти,  органы  местного самоуправления индивидуальные и коллективные
обращения по вопросам защиты населения и  территорий  от  чрезвычайных
ситуаций;
     - участвовать  в  установленном   порядке   в   мероприятиях   по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - на возмещение ущерба,  причиненного  их  здоровью  и  имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
     - на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание
и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
     - на бесплатное государственное социальное страхование, получение
компенсации  и  льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении
обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - на пенсионное обеспечение в случае  потери  трудоспособности  в
связи   с   увечьем   или   заболеванием,  полученным  при  выполнении
обязанностей  по  защите  населения  и  территорий   от   чрезвычайных
ситуаций,   в  порядке,  установленном  для  работников,  инвалидность
которых наступила вследствие трудового увечья;
     - на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего
или  умершего  от  увечья  или заболевания, полученного при выполнении
обязанностей  по  защите  населения  и  территорий   от   чрезвычайных
ситуаций,  в  порядке,  установленном  для семей граждан, погибших или
умерших от увечья, полученного при выполнении  гражданского  долга  по
спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
     2. Порядок и условия  государственного  социального  страхования,
виды  и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам области
в  соответствии  с  пунктом  1   настоящей   статьи,   устанавливаются
законодательством Российской Федерации и законодательством области.

     Статья 19. Обязанности граждан области в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Граждане области обязаны:
     - соблюдать законы и иные нормативные  правовые  акты  Российской
Федерации,  законы и иные областные нормативно-правовые акты в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - соблюдать меры безопасности  в  быту  и  повседневной  трудовой
деятельности,    не    допускать    нарушений    производственной    и
технологической  дисциплины,  требований  экологической  безопасности,
которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
     - изучать основные  способы  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных  ситуаций,  приемы  оказания  первой  медицинской  помощи
пострадавшим,  правила  пользования  коллективными  и  индивидуальными
средствами   защиты,   постоянно   совершенствовать   свои   знания  и
практические навыки в указанной области;
     - выполнять  установленные  правила  поведения   при   угрозе   и
возникновении чрезвычайных ситуаций;
     - при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно  -
спасательных и других неотложных работ.

                    Глава V. Подготовка населения                     
              в области защиты от чрезвычайных ситуаций               

     Статья 20. Подготовка населения в области защиты от  чрезвычайных
ситуаций

     Подготовка  населения  к  действиям  в   чрезвычайных   ситуациях
осуществляется   в   организациях,   в  том  числе  в  образовательных
учреждениях, а также по месту жительства.
     Обучению в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
     - руководители    органов    государственной   власти,   местного
самоуправления,  организаций, независимо от их организационно-правовой
формы;
     - работники     органов     исполнительной    власти,    местного
самоуправления   и   организаций,  входящих  в  состав  сил  областной
подсистемы РСЧС;
     - население,  занятое  в  сфере  производства   и   обслуживания,
учащиеся   общеобразовательных  учреждений  и  учреждений  начального,
среднего и высшего профессионального образования;
     - население, не занятое в сфере производства и обслуживания.
     Порядок  подготовки   всех   категорий   населения   определяется
постановлением органов исполнительной власти области.

     Статья 21. Пропаганда   знаний   в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Пропаганда  в  области   защиты   населения   и   территорий   от
чрезвычайных  ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в
областную подсистему РСЧС,  совместно  с  общественными  объединениями
(организациями),  осуществляющими свою деятельность в области защиты и
спасения людей,  органами  государственной  власти  области,  органами
местного самоуправления и организациями.
     Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий  от
чрезвычайных  ситуаций  могут использоваться местные средства массовой
информации и культпросветучреждения.
     Органы исполнительной власти области организуют пропаганду знаний
в  области  защиты  населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций в
средствах  массовой информации, осуществляют целевое выделение средств
на эти цели из областного бюджета, а также за счет собственных средств
организаций. (В редакции Закона Саратовской области от 29.05.2003 г. N
30-ЗСО)

                   Глава VI. Порядок финансирования                   
          и материального обеспечения мероприятий по защите           
           населения и территорий от чрезвычайных ситуаций            

     Статья 22. Финансирование целевых программ

     Финансирование целевых программ по защите населения и  территорий
от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования
организаций  осуществляется   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации и законодательством области.

     Статья 23. Финансирование    органов    управления,    специально
уполномоченных   на   решение  задач  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Финансирование  деятельности   органов   управления,   специально
уполномоченных   на   решение  задач  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется  за  счет  средств
областного и соответствующих местных бюджетов.

     Статья 24. Финансирование мероприятий по ликвидации  чрезвычайных
ситуаций

     Финансирование  мероприятий  по  ликвидации чрезвычайных ситуаций
проводится   за   счет   средств   организаций,  находящихся  в  зонах
чрезвычайных  ситуаций,  областного бюджета, страховых фондов и других
внебюджетных  источников.  (В  редакции  Закона Саратовской области от
29.05.2003 г. N 30-ЗСО)

     Статья 25. Создание  и  использование   резервов   финансовых   и
материальных   ресурсов   для  обеспечения  первоочередных  работ  при
ликвидации чрезвычайных ситуаций

     1. Резервы финансовых и  материальных  ресурсов  для  обеспечения
первоочередных   работ   при   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  на
территории  области  создаются  заблаговременно  в  целях  экстренного
привлечения  необходимых  средств  в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций. Указанные резервы создаются  органом  исполнительной  власти
области, органами местного самоуправления, а также организациями.
     2. Порядок создания и  использования  указанных  в  части  первой
настоящей  статьи  резервов,  объем  финансовых  средств, номенклатура
материальных ценностей и порядок  восполнения  использованных  средств
этих  резервов  определяются  законодательством  Российской Федерации,
законодательством  области,  нормативными  правовыми  актами   органов
местного самоуправления и администраций организаций.

            Глава VII. Государственная экспертиза, надзор             
          и контроль в области защиты населения и территорий          
                       от чрезвычайных ситуаций                       

     Статья 26. Государственная экспертиза в области защиты  населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов
и  решений  по  объектам  производственного и социального назначения и
процессам,   которые  могут  быть  источником  чрезвычайных  ситуаций,
организуется  и  проводится  специально  уполномоченными  федеральными
органами   исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти
области   в   целях  проверки  и  выявления  степени  их  соответствия
установленным   нормам,  стандартам  и  правилам  и  осуществляется  в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации. (В редакции
Закона Саратовской области от 29.05.2003 г. N 30-ЗСО)
     В  случае  необходимости экспертиза предполагаемых для реализации
проектов   и  решений  по  объектам  производственного  и  социального
назначения  и  процессам,  которые могут быть источниками чрезвычайных
ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий
от    чрезвычайных    ситуаций,    может   проводиться   общественными
объединениями  (организациями)  и  независимыми  экспертами,  а  также
специалистами   международных   экспертных   организаций   в  порядке,
установленном  законодательством  Российской  Федерации.  (В  редакции
Закона Саратовской области от 29.05.2003 г. N 30-ЗСО)

     Статья 27. Надзор   и  контроль  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций

     Государственный надзор и контроль в области  защиты  населения  и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  проводится  в  соответствии  с
задачами, возложенными на областную подсистему РСЧС, в целях  проверки
полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям  в  случае  их
возникновения.
     Государственный   надзор   и   контроль   в   указанной   области
осуществляется  федеральными  органами  исполнительной власти, органом
исполнительной  власти  области  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации и законодательством области.

     Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства  области
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Виновные   в   невыполнении   или   недобросовестном   выполнении
законодательства  области  в  области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к  возникновению
чрезвычайных  ситуаций,  непринятии  мер  по защите жизни и сохранению
здоровья людей и других противоправных действиях  должностные  лица  и
граждане     области     несут    дисциплинарную,    административную,
гражданско-правовую      и      уголовную      ответственность,      а
организации - административную и гражданско-правовую ответственность в
соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации    и
законодательством области.

                 Глава VIII. Заключительные положения                 

     Статья 29. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с
настоящим Законом

     Нормативные правовые акты органа исполнительной  власти  области,
нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в
соответствие с настоящим Законом в течение двух  месяцев  со  дня  его
вступления в силу.

     Статья 30. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со  дня   его   официального
опубликования.


     Губернатор 
     Саратовской области          Д.Ф.Аяцков






Информация по документу
Читайте также