Расширенный поиск

Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005 № 82-од

 


                   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
                          САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
                                ПРИКАЗ
                      от 27 июля 2005 г. N 82-од


         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
                          САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

     С целью  создания  условий  для  реализации  гарантированных прав
граждан на получение доступного образования,  в  соответствии  со  ст.
5,50,   52  Закона  Российской  Федерации  "Об  образовании",  Законом
Самарской области от 02.11.2004 N  140-ГД  "Об  утверждении  областной
целевой  программы  "Организация  образовательных  ресурсов  Самарской
области для интеграции детей и молодых людей с проблемами  в  развитии
на 2005 - 2008 годы" приказываю:
     1. Утвердить прилагаемое  Положение  об  организации  образования
детей  с  отклонениями  в  развитии  в общеобразовательных учреждениях
Самарской области.
     2. Порядок   организации  интегрированного  образования  детей  с
отклонениями в развитии в  общеобразовательных  учреждениях  Самарской
области,   утвержденный  приказом  департамента  науки  и  образования
Администрации области от 09.07.2002 N 236-од,  и Положение  о  классах
коррекционно-развивающего   обучения   в  образовательных  учреждениях
Самарской   области,   утвержденное   приказом   Главного   управления
образования  Администрации  Самарской  области  от  02.08.1999  N 216,
считать утратившими силу.
     3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
     4. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.



     Министр образования и науки
     Самарской области                В.Ф. Путько



                                                 Утверждено
                                                  Приказом
                                      министерства образования и науки
                                              Самарской области
                                          от 27 июля 2005 г. N 82-од


                 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
                   ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
                  В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
                          САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

                          1. Общие положения

     1.1. Настоящее   Положение   разработано   с   целью  обеспечения
гарантированных прав граждан на получение  общего  образования,  выбор
образовательного   учреждения  и  формы  обучения,  в  соответствии  с
Конвенцией ООН о правах ребенка,  Всемирной декларацией об обеспечении
выживания,  защиты  и развития детей,  другими международными актами в
области защиты прав детей,  на основании Закона РФ  "Об  образовании",
Типового   положения   об   общеобразовательном  учреждении,  Типового
положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
     1.2. Образование   детей   с   отклонениями    в    развитии    в
общеобразовательных  учреждениях  осуществляется  в  следующих формах:
специальном (коррекционном) классе для  обучающихся,  воспитанников  с
отклонениями  в  развитии (далее - специальный класс) и интегрированно
(далее - интегрированный класс).
     1.3. Интегрированный  класс  - форма организации образовательного
процесса,  при которой дети с отклонениями  в  развитии  обучаются  по
соответствующим  нарушению  общеобразовательным программам (основным и
дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками
в   условиях   массовой   общеобразовательной   школы.   Данная  форма
организации  образовательного  процесса   является   приоритетной   по
отношению к специальному классу и индивидуальному обучению.
     1.4. Специальный  класс  -  форма  организации   образовательного
процесса,  при  которой  дети  с  отклонениями в развитии объединены в
отдельный класс общеобразовательного учреждения.  В специальном классе
реализуются  общеобразовательные программы (основные и дополнительные)
для   обучающихся,   воспитанников   с   отклонениями    в    развитии
соответствующего вида.  Специальные классы открываются преимущественно
для детей с выраженными или осложненными нарушениями или как начальный
этап  для  последующего  перевода  детей  в  интегрированный  класс  в
случаях,  если дети не получали необходимую  коррекционную  помощь  на
более ранних ступенях образования. В последнем случае дети переводятся
в интегрированный класс сразу по мере готовности.

      2. Организация образования детей с отклонениями в развитии
                  в общеобразовательных учреждениях

     2.1. Цель   образования   детей   с  отклонениями  в  развитии  в
общеобразовательных учреждениях - усвоение  детьми  с  отклонениями  в
развитии   соответствующих   общеобразовательных  программ,  коррекции
отклонений в развитии, социальной адаптации, психологического развития
обучающихся,  воспитанников  в  специально созданных в образовательном
учреждении психолого-педагогических условиях.
     2.2. Задачи   образования  детей  с  отклонениями  в  развитии  в
общеобразовательных учреждениях:
     - освоение  детьми  общеобразовательных программ в соответствии с
государственным образовательным стандартом;
     - коррекция   нарушенных   процессов   и   функций,   недостатков
эмоционального и личностного развития;
     - формирование   у   всех  участников  образовательного  процесса
адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями;
     - успешная социализация обучающихся, воспитанников.
     2.3. Образование для детей с отклонениями в развитии организуется
в соответствии с общепринятой типологией видов нарушений:
     - для неслышащих детей (I вид);
     - для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид);
     - для незрячих детей (III вид);
     - для слабовидящих детей (IV вид);
     - для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вид);
     - для детей с нарушениями опорно-двигательного развития (VI вид);
     - для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (VII вид);
     - для умственно отсталых детей (VIII вид).
     2.4. Образовательное  учреждение,  в  котором  обучаются  дети  с
отклонениями       в       развитии,      организует      деятельность
психолого-медико-педагогического      консилиума      образовательного
учреждения    (далее    -    Консилиум).    Деятельность    Консилиума
регламентируется   локальным   актом   образовательного    учреждения,
разрабатываемым  в соответствии с инструктивным письмом Минобразования
России от 07.03.2000  N  27/901-6  "О  психолого-медико-педагогическом
консилиуме образовательного учреждения (ПМПК)".
     2.5. Специфика  деятельности   образовательного   учреждения,   в
котором  осуществляется  образование  детей с отклонениями в развитии,
отражается в уставных документах и локальных актах учреждения (уставе,
лицензии,  должностных инструкциях персонала,  приказах руководителя и
т.д.).
     2.6. Прием  детей с отклонениями в развитии в общеобразовательное
учреждение,  в котором организованы  интегрированные  классы  и  (или)
специальные    классы,    осуществляется   на   основании   заключения
психолого-педагогической и  медико-педагогической  комиссии  (далее  -
ПМПК),  содержащего  рекомендации по выбору образовательной программы.
Решение об оптимальной  форме  организации  образовательного  процесса
ребенка   с   отклонениями   в  развитии  при  поступлении  ребенка  в
образовательное учреждение,  переходе на новую ступень  обучения  и  в
течение всего периода обучения принимает Консилиум на основании данных
углубленного динамического  психолого-педагогического  обследования  с
учетом    рекомендаций    ПМПК.    Решение    Консилиума   оформляется
соответствующим протоколом Консилиума.  Зачисление (перевод) ребенка с
отклонениями  в  развитии  в  специальные  классы  и в интегрированные
классы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей)
и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.
     2.7. Интегрированные классы могут быть  организованы  на  ступени
начального общего, основного общего образования.
     2.8. Специальные классы открываются  преимущественно  на  ступени
начального  общего  образования  и  могут функционировать до получения
детьми основного общего  образования  (освоения  программ  специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).
     2.9. Специальные классы V вида, VII вида функционируют на ступени
начального   общего   образования  в  целях  эффективности  работы  по
коррекции речевых нарушений  и  нарушений  психического  развития.  На
ступени  основного  общего  образования целесообразно обучение детей с
тяжелыми нарушениями речи и детей с ЗПР  в  условиях  интегрированного
класса.  Функционирование  специальных  классов  V  вида,  VII вида на
ступени основного общего образования допустимо в следующих случаях:
     - когда  на  более  ранних этапах возрастного развития,  обучения
коррекционная помощь детям не оказывалась;
     - когда  ребенок  обучался  в  специальном классе менее 2 учебных
лет;
     - когда   в   силу   сложности   нарушения,   наличия  отклонений
эмоционально-волевой сферы,  поведенческих и  психологических  проблем
пребывание   ребенка  в  условиях  интегрированного  класса  оказывает
негативное  влияние  на  эффективность  освоения   общеобразовательных
программ остальными учащимися класса.
     Для обучающихся специальных классов V вида, VII вида обследование
на  ПМПК  и  Консилиуме  при  переходе  на  ступень  основного  общего
образования для выбора образовательной программы и решения  вопроса  о
переводе в интегрированный класс обязательно.
     2.10. Для    обучающихся,     воспитанников     с     нарушениями
опорно-двигательного   аппарата  (VI  вид),  не  имеющих  вторичных  и
сопутствующих нарушений (задержки  психического  развития,  умственной
отсталости,   выраженных   нарушений   слуха,   зрения,  поведенческих
нарушений),  интегрированный  класс   является   приоритетной   формой
организации   образовательного   процесса   на  всех  ступенях  общего
образования.
     2.11. Количество    детей    с    отклонениями   в   развитии   в
интегрированном классе не должно превышать  4  человек.  Наполняемость
специальных  классов  регулируется  Типовым  положением  о специальном
(коррекционном)   образовательном    учреждении    для    обучающихся,
воспитанников   с   отклонениями   в   развитии.   При  комплектовании
интегрированных классов необходимо по возможности объединять  в  одном
классе  детей с отклонениями в развитии,  имеющих рекомендации ПМПК на
обучение по одной и той же  общеобразовательной  программе.  В  случае
необходимости в специальные и интегрированные классы могут зачисляться
дети с различными видами нарушений.
     2.12. Образование   в   специальном   и   интегрированном  классе
осуществляется  по  индивидуально  ориентированным  учебным  планам  и
программам,  разрабатываемым  совместно  педагогами  класса  и членами
Консилиума на основании общеобразовательных программ,  рекомендованных
ПМПК,  и  данных  углубленного динамического психолого-педагогического
обследования.
     2.13. Для  коррекции  недостатков развития,  обеспечения освоения
общеобразовательных программ  для  детей  с  отклонениями  в  развитии
организуются       фронтальные      и      индивидуальные      занятия
коррекционно-развивающей и предметной  направленности.  Такие  занятия
включаются в сетку занятий и проводятся специалистами образовательного
учреждения или привлеченными  специалистами  в  соответствии  с  видом
нарушенного        развития        ребенка        (учителем-логопедом,
учителем-дефектологом, психологом, сурдопедагогом и т.д.).

    3. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение
                             образования

     3.1. При  наличии  социального  заказа  на  образование  детей  с
отклонениями  в  развитии  в  общеобразовательной  школе  руководители
государственных   и  муниципальных  органов  управления  образованием,
общеобразовательных   учреждений   создают   условия,   обеспечивающие
эффективность образовательного процесса, в соответствии с требованиями
действующего   законодательства,   данного   Положения.    Образование
организуется   преимущественно  по  месту  жительства  ребенка  или  в
ближайшем  образовательном   учреждении,   располагающем   на   момент
обращения   необходимыми   условиями,  до  создания  таких  условий  в
общеобразовательном учреждении.
     3.2. Образовательный  процесс  в  интегрированных  и  специальных
классах осуществляют педагоги,  имеющие дефектологическое  образование
или  прошедшие  соответствующую  курсовую подготовку (переподготовку);
коррекционную направленность учебно-воспитательной работы обеспечивают
специалисты   в  области  коррекционной  педагогики  (учитель-логопед,
учитель-дефектолог,  сурдопедагог  и  т.д.)  в  соответствии  с  видом
нарушения  ребенка,  педагог-психолог.  Количество  ставок педагогов -
специалистов  в  области  коррекционной  педагогики  определяется   из
расчета 1 час в неделю на каждого ребенка с отклонениями в развитии.
     3.3. Педагоги интегрированного  и  специального  класса,  имеющие
дефектологическое  образование или прошедшие повышение квалификации по
данному направлению,  получают надбавку к заработной плате  в  размере
20%  в  расчете  на  одного ребенка с отклонениями в развитии согласно
Инструкции  о   порядке   исчисления   заработной   платы   работников
просвещения,  утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г.  N
94 с изменениями,  внесенными на основании письма Минпроса СССР  от  2
марта  1987 г.  N 35 и Письма Гособразования СССР от 8 июня 1990 г.  N
400.   Надбавка   начисляется   за   часы   работы   в    специальном,
интегрированном классе в соответствии с учебным планом.
     3.4. Образование детей с отклонениями в  развитии  осуществляется
при   наличии  соответствующего  программно-методического  обеспечения
(учебно-методических       комплексов,       наглядных        пособий,
коррекционно-диагностического инструментария, дидактического материала
и т.д.).
     3.5. Расписание  занятий  в интегрированных и специальных классах
составляется  с   учетом   необходимости   проведения   дополнительных
коррекционно-развивающих  и  предметных  занятий,  а  также повышенной
утомляемости детей с отклонениями в  развитии.  Расписание  занятий  в
специальных  классах  должно также максимально обеспечивать совместную
деятельность обучающихся,  воспитанников специального класса с другими
учащимися школы в урочное и внеурочное время.
     3.6. При  отсутствии  в  образовательном  учреждении  необходимых
специалистов,  оборудования  для  оказания  специализированной  помощи
такая  помощь  может  быть  организована  силами  специалистов   и   с
привлечением    ресурсов    территориальных    агентств   специального
образования (ТАСО) на базе данного общеобразовательного учреждения или
в  другом образовательном учреждении данной территории,  располагающем
необходимыми ресурсами,  в удобное для детей с отклонениями в развитии
время.
     3.7. Деятельность   образовательного   учреждения,   в    котором
осуществляется   образование   детей   с   отклонениями   в  развитии,
финансируется учредителем (учредителями) в  соответствии  с  договором
между   ними  по  нормативам,  обеспечивающим  соблюдение  необходимых
условий.





Информация по документу
Читайте также