Расширенный поиск
Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005 № 82-одМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ от 27 июля 2005 г. N 82-од ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ С целью создания условий для реализации гарантированных прав граждан на получение доступного образования, в соответствии со ст. 5,50, 52 Закона Российской Федерации "Об образовании", Законом Самарской области от 02.11.2004 N 140-ГД "Об утверждении областной целевой программы "Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы" приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области. 2. Порядок организации интегрированного образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области, утвержденный приказом департамента науки и образования Администрации области от 09.07.2002 N 236-од, и Положение о классах коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях Самарской области, утвержденное приказом Главного управления образования Администрации Самарской области от 02.08.1999 N 216, считать утратившими силу. 3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой. 4. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации. Министр образования и науки Самарской области В.Ф. Путько Утверждено Приказом министерства образования и науки Самарской области от 27 июля 2005 г. N 82-од ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано с целью обеспечения гарантированных прав граждан на получение общего образования, выбор образовательного учреждения и формы обучения, в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, другими международными актами в области защиты прав детей, на основании Закона РФ "Об образовании", Типового положения об общеобразовательном учреждении, Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. 1.2. Образование детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях осуществляется в следующих формах: специальном (коррекционном) классе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (далее - специальный класс) и интегрированно (далее - интегрированный класс). 1.3. Интегрированный класс - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению. 1.4. Специальный класс - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии объединены в отдельный класс общеобразовательного учреждения. В специальном классе реализуются общеобразовательные программы (основные и дополнительные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии соответствующего вида. Специальные классы открываются преимущественно для детей с выраженными или осложненными нарушениями или как начальный этап для последующего перевода детей в интегрированный класс в случаях, если дети не получали необходимую коррекционную помощь на более ранних ступенях образования. В последнем случае дети переводятся в интегрированный класс сразу по мере готовности. 2. Организация образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях 2.1. Цель образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях - усвоение детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции отклонений в развитии, социальной адаптации, психологического развития обучающихся, воспитанников в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях. 2.2. Задачи образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях: - освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом; - коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития; - формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями; - успешная социализация обучающихся, воспитанников. 2.3. Образование для детей с отклонениями в развитии организуется в соответствии с общепринятой типологией видов нарушений: - для неслышащих детей (I вид); - для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид); - для незрячих детей (III вид); - для слабовидящих детей (IV вид); - для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вид); - для детей с нарушениями опорно-двигательного развития (VI вид); - для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (VII вид); - для умственно отсталых детей (VIII вид). 2.4. Образовательное учреждение, в котором обучаются дети с отклонениями в развитии, организует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (далее - Консилиум). Деятельность Консилиума регламентируется локальным актом образовательного учреждения, разрабатываемым в соответствии с инструктивным письмом Минобразования России от 07.03.2000 N 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПМПК)". 2.5. Специфика деятельности образовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с отклонениями в развитии, отражается в уставных документах и локальных актах учреждения (уставе, лицензии, должностных инструкциях персонала, приказах руководителя и т.д.). 2.6. Прием детей с отклонениями в развитии в общеобразовательное учреждение, в котором организованы интегрированные классы и (или) специальные классы, осуществляется на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), содержащего рекомендации по выбору образовательной программы. Решение об оптимальной форме организации образовательного процесса ребенка с отклонениями в развитии при поступлении ребенка в образовательное учреждение, переходе на новую ступень обучения и в течение всего периода обучения принимает Консилиум на основании данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования с учетом рекомендаций ПМПК. Решение Консилиума оформляется соответствующим протоколом Консилиума. Зачисление (перевод) ребенка с отклонениями в развитии в специальные классы и в интегрированные классы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения. 2.7. Интегрированные классы могут быть организованы на ступени начального общего, основного общего образования. 2.8. Специальные классы открываются преимущественно на ступени начального общего образования и могут функционировать до получения детьми основного общего образования (освоения программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). 2.9. Специальные классы V вида, VII вида функционируют на ступени начального общего образования в целях эффективности работы по коррекции речевых нарушений и нарушений психического развития. На ступени основного общего образования целесообразно обучение детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с ЗПР в условиях интегрированного класса. Функционирование специальных классов V вида, VII вида на ступени основного общего образования допустимо в следующих случаях: - когда на более ранних этапах возрастного развития, обучения коррекционная помощь детям не оказывалась; - когда ребенок обучался в специальном классе менее 2 учебных лет; - когда в силу сложности нарушения, наличия отклонений эмоционально-волевой сферы, поведенческих и психологических проблем пребывание ребенка в условиях интегрированного класса оказывает негативное влияние на эффективность освоения общеобразовательных программ остальными учащимися класса. Для обучающихся специальных классов V вида, VII вида обследование на ПМПК и Консилиуме при переходе на ступень основного общего образования для выбора образовательной программы и решения вопроса о переводе в интегрированный класс обязательно. 2.10. Для обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид), не имеющих вторичных и сопутствующих нарушений (задержки психического развития, умственной отсталости, выраженных нарушений слуха, зрения, поведенческих нарушений), интегрированный класс является приоритетной формой организации образовательного процесса на всех ступенях общего образования. 2.11. Количество детей с отклонениями в развитии в интегрированном классе не должно превышать 4 человек. Наполняемость специальных классов регулируется Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. При комплектовании интегрированных классов необходимо по возможности объединять в одном классе детей с отклонениями в развитии, имеющих рекомендации ПМПК на обучение по одной и той же общеобразовательной программе. В случае необходимости в специальные и интегрированные классы могут зачисляться дети с различными видами нарушений. 2.12. Образование в специальном и интегрированном классе осуществляется по индивидуально ориентированным учебным планам и программам, разрабатываемым совместно педагогами класса и членами Консилиума на основании общеобразовательных программ, рекомендованных ПМПК, и данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования. 2.13. Для коррекции недостатков развития, обеспечения освоения общеобразовательных программ для детей с отклонениями в развитии организуются фронтальные и индивидуальные занятия коррекционно-развивающей и предметной направленности. Такие занятия включаются в сетку занятий и проводятся специалистами образовательного учреждения или привлеченными специалистами в соответствии с видом нарушенного развития ребенка (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом, сурдопедагогом и т.д.). 3. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение образования 3.1. При наличии социального заказа на образование детей с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе руководители государственных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений создают условия, обеспечивающие эффективность образовательного процесса, в соответствии с требованиями действующего законодательства, данного Положения. Образование организуется преимущественно по месту жительства ребенка или в ближайшем образовательном учреждении, располагающем на момент обращения необходимыми условиями, до создания таких условий в общеобразовательном учреждении. 3.2. Образовательный процесс в интегрированных и специальных классах осуществляют педагоги, имеющие дефектологическое образование или прошедшие соответствующую курсовую подготовку (переподготовку); коррекционную направленность учебно-воспитательной работы обеспечивают специалисты в области коррекционной педагогики (учитель-логопед, учитель-дефектолог, сурдопедагог и т.д.) в соответствии с видом нарушения ребенка, педагог-психолог. Количество ставок педагогов - специалистов в области коррекционной педагогики определяется из расчета 1 час в неделю на каждого ребенка с отклонениями в развитии. 3.3. Педагоги интегрированного и специального класса, имеющие дефектологическое образование или прошедшие повышение квалификации по данному направлению, получают надбавку к заработной плате в размере 20% в расчете на одного ребенка с отклонениями в развитии согласно Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. N 94 с изменениями, внесенными на основании письма Минпроса СССР от 2 марта 1987 г. N 35 и Письма Гособразования СССР от 8 июня 1990 г. N 400. Надбавка начисляется за часы работы в специальном, интегрированном классе в соответствии с учебным планом. 3.4. Образование детей с отклонениями в развитии осуществляется при наличии соответствующего программно-методического обеспечения (учебно-методических комплексов, наглядных пособий, коррекционно-диагностического инструментария, дидактического материала и т.д.). 3.5. Расписание занятий в интегрированных и специальных классах составляется с учетом необходимости проведения дополнительных коррекционно-развивающих и предметных занятий, а также повышенной утомляемости детей с отклонениями в развитии. Расписание занятий в специальных классах должно также максимально обеспечивать совместную деятельность обучающихся, воспитанников специального класса с другими учащимися школы в урочное и внеурочное время. 3.6. При отсутствии в образовательном учреждении необходимых специалистов, оборудования для оказания специализированной помощи такая помощь может быть организована силами специалистов и с привлечением ресурсов территориальных агентств специального образования (ТАСО) на базе данного общеобразовательного учреждения или в другом образовательном учреждении данной территории, располагающем необходимыми ресурсами, в удобное для детей с отклонениями в развитии время. 3.7. Деятельность образовательного учреждения, в котором осуществляется образование детей с отклонениями в развитии, финансируется учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними по нормативам, обеспечивающим соблюдение необходимых условий. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|