Расширенный поиск
Закон Самарской области от 02.11.2004 № 140-ГД ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Об утверждении областной целевой программы "Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы" (В редакции Закона Самарской области от 07.07.2005 № 150-ГД) Принят Самарской Губернской Думой 19 октября 2004 года Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы". Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. И.о. Губернатора Самарской области С.А.СЫЧЕВ 2 ноября 2004 г. N 140-ГД Приложение к Закону Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы" ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ НА 2005 - 2008 ГОДЫ" (далее - Программа) Паспорт Программы НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Организация образовательных ресурсов ПРОГРАММЫ Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы" ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение вице-губернатора Самарской области от 09.01.2004 РЕШЕНИЯ N 1-20/1 О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Правительство Самарской области ЗАКАЗЧИК ГОЛОВНОЙ - министерство образования и науки Самарской области ИСПОЛНИТЕЛЬ ОСНОВНЫЕ - министерство образования и науки Самарской области, министерство РАЗРАБОТЧИКИ труда и социального развития Самарской области, министерство здравоохранения Самарской области, министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ - цель Программы: ПРОГРАММЫ интеграция детей и молодых людей с проблемами в развитии в образовательное пространство; задачи Программы: создать сеть учреждений, обеспечивающих детям с проблемами в развитии возможно более раннюю и полную интеграцию в образовательное пространство; обеспечить современное программное и учебно-методическое оснащение различных, прежде всего интегрированных и дистанционных, форм образования детей с проблемами в развитии; обеспечить материально-техническое оснащение интегрированных и дистанционных форм общего и профессионального образования детей с проблемами в развитии; сформировать кадровый ресурс интеграции детей с проблемами в развитии; формировать благоприятный социально-психологический фон для развития интеграционных процессов в сфере образования детей с проблемами в развитии СРОКИ И ЭТАПЫ - начало: 1 января 2005 года РЕАЛИЗАЦИИ окончание: 31.12.2008 ПРОГРАММЫ Первый этап пилотный: 1 января 2005 года - 31 декабря 2006 года Второй этап внедренческий: 1 января 2007 года - 31 декабря 2008 года СИСТЕМА - развитие системы специальной помощи детям с проблемами в развитии ПРОГРАММНЫХ раннего (0-3 года) и дошкольного возраста; МЕРОПРИЯТИЙ развитие сети общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей с проблемами в развитии в интегрированных и дистанционных формах; интеграция детей с проблемами в развитии в систему дополнительного образования детей; развитие сети учреждений профессионального образования, доступных детям и молодым людям с проблемами в развитии; создание позитивного общественного отношения к проблеме интегрированного обучения детей и молодых людей с проблемами в развитии ИСПОЛНИТЕЛИ - министерство образования и науки Самарской области, министерство ПРОГРАММЫ труда и социального развития Самарской области, министерство здравоохранения Самарской области, министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области, другие учреждения, организации, привлеченные специалисты, определяемые на конкурсной основе после утверждения Программы в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством ОБЪЕМЫ - общий объем финансирования Программы - 85659 тыс. рублей, в том И ИСТОЧНИКИ числе: ФИНАНСИРОВАНИЯ министерство образования и науки Самарской области - 78758 тыс. рублей, из них: в 2005 г. - 20406 тыс. рублей; в 2006 г. - 20169 тыс. рублей; в 2007 г. - 19550 тыс. рублей; в 2008 г. - 18633 тыс. рублей; министерство труда и социального развития Самарской области - 3236 тыс. рублей, из них: в 2005 г. - 872 тыс. рублей; в 2006 г. - 858 тыс. рублей; в 2007 г. - 659 тыс. рублей; в 2008 г. - 847 тыс. рублей; министерство здравоохранения Самарской области - 3477 тыс. рублей, из них: в 2005 г. - 831 тыс. рублей; в 2006 г. - 1429 тыс. рублей; в 2007 г. - 1003 тыс. рублей; в 2008 г. - 214 тыс. рублей; министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области - 188 тыс. рублей, из них: в 2005 г. - 47 тыс. рублей; в 2006 г. - 47 тыс. рублей; в 2007 г. - 47 тыс. рублей; в 2008 г. - 47 тыс. рублей. Всего финансирование по годам: в 2005 г. - 22156 тыс. рублей; в 2006 г. - 22503 тыс. рублей; в 2007 г. - 21259 тыс. рублей; в 2008 г. - 19741 тыс. рублей. Исполнители Программы корректируют конфигурацию поставляемого оборудования, услуг в соответствии с изменяющимися потребностями детей и молодых людей с проблемами в развитии, ассортиментом предлагаемых товаров и услуг, изменением цен на рынке товаров и услуг в рамках выделенного по соответствующему пункту Программы финансирования ОЖИДАЕМЫЕ - доля детей с проблемами в развитии последовательно снижается на РЕЗУЛЬТАТЫ каждой ступени образования; РЕАЛИЗАЦИИ доля детей с задержкой психического развития в структуре отклонений ПРОГРАММЫ в развитии школьников снизится до 35%; в образовательное пространство включены дети, имеющие тяжелые заболевания, ранее (до начала действия программы) обучавшиеся на дому или вообще не обучавшиеся в образовательных учреждениях; обществом принята идея интегрированной модели образования детей с проблемами в развитии СИСТЕМА - контроль за исполнением Программы осуществляет министерство КОНТРОЛЯ образования и науки Самарской области. ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ Контроль за использованием головным исполнителем Программы целевых ПРОГРАММЫ бюджетных ассигнований обеспечивает министерство управления финансами Самарской области Основные понятия и сокращения, используемые в Программе В настоящей Программе используются следующие основные понятия: дети группы риска - дети, развитие которых на любом этапе подверглось воздействию вредоносных факторов биологического и (или) социального характера, вызывающих с высокой долей вероятности различные отклонения в развитии на более поздних возрастных этапах; дети с проблемами в развитии - лица в возрасте от 0 до 18 лет следующих категорий: с отклонениями в развитии: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие, незрячие, слабовидящие и поздноослепшие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталые. Данное понятие законодательно закреплено и определяет статус ребенка, дающий право на гарантии, определенные действующим законодательством в отношении данной категории граждан. Основанием для отнесения ребенка к данной категории является соответствующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии. В аналогичном значении в Программе употребляется широко используемое в литературе, но не являющееся правоустанавливающим понятие "дети (граждане) с ограниченными возможностями"; дети раннего возраста (0 - 3 года) группы риска; дистанционное образование форма получения образования, не требующая постоянного присутствия обучающегося в образовательном учреждении. Наиболее актуально для детей, ограниченных в передвижении, и детей, кому не показано (по состоянию здоровья) пребывание в образовательном учреждении. Призвано обеспечить качество образования, достаточное для успешной интеграции гражданина в общество (овладения профессией, специальностью, востребованной на рынке труда, и рационального трудоустройства); игровые группы - форма организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с проблемами в развитии, нуждающимися в дополнительных услугах по уходу. Организуется на договорных началах между общественными организациями (родителей или др.) и дошкольным образовательным учреждением. Общественная организация арендует у дошкольного образовательного учреждения помещение, самостоятельно обеспечивает присмотр и дополнительный уход за ребенком. Дошкольное образовательное учреждение предоставляет помещение и специальные образовательные, а также иные услуги, оговоренные договором. Необходимость создания таких групп обусловлена отсутствием в штатном расписании дошкольного образовательного учреждения персонала, обеспечивающего уход за ребенком, не имеющим навыков самообслуживания. Данное обстоятельство препятствует зачислению в дошкольные образовательные учреждения детей с выраженными ограничениями жизнедеятельности, в то время как дошкольный возраст с психологической точки зрения наиболее благоприятен для гармоничного включения ребенка с проблемами в развитии в среду нормально развивающихся сверстников; интегрированное образование - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения; массовое образовательное учреждение любое образовательное учреждение, не предназначенное по статусу специально для обучения детей с отклонениями в развитии - в отличие от дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида, специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; молодые люди с проблемами в развитии - граждане старше 18 лет с отклонениями в развитии, перечисленными выше (см. "дети с отклонениями в развитии"), получающие впервые общее или профессиональное образование любого уровня в образовательных учреждениях. Предельный возраст обучающихся определяется в соответствии с действующим законодательством, регулирующим деятельность образовательных учреждений соответствующих типов и видов; система специального образования - система образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с проблемами в развитии, обеспечивающие качественное и доступное образование (общее и профессиональное) детям, молодым людям с проблемами в развитии, их успешную адаптацию и интеграцию в общество; СКОУ - специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; СМИ - средства массовой информации; специальное образование - образование детей с проблемами в развитии; ТАСО - территориальные агентства специального образования. Образовательные учреждения (структурные подразделения образовательных учреждений), выполняющие функции организационного, информационного обеспечения системы специального образования, координирующие работу и ответственные за развитие системы специального образования соответствующей территории. В данной роли выступают преимущественно СКОУ или ресурсные центры территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области; УДОД - учреждения (объединения) дополнительного образования детей; УПО - учреждения профессионального образования; ЦСО - центр специального образования Самарской области. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами С 2001 по 2004 год в Самарской области реализуется областная целевая программа развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии "Реабилитация" (далее - программа "Реабилитация"), утвержденная Законом Самарской области от 15.06.2001 N 44-ГД. В рамках программы "Реабилитация" решались задачи создания условий для своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития детей; формирования в системе образования базовых условий для перехода от сегрегации к совместному обучению детей с проблемами в развитии и здоровых сверстников. В настоящее время, благодаря реализации программных мероприятий, в системе образования детей с проблемами в развитии произошли существенные изменения: 1. Сформирована региональная система ранней помощи ребенку и его семье. Функционируют областная лаборатория ранней помощи и 9 территориальных служб, в которых получают необходимую помощь 1480 семей, имеющих детей с выявленными заболеваниями и группы риска. Существенный прогресс в развитии этих детей дает им возможность по уровню развития максимально приблизиться к возрастной норме уже к моменту поступления в школу. Дети с тяжелыми нарушениями (например, с синдромом Дауна) смогут успешно усваивать общеобразовательные программы в СКОУ. До настоящего времени дети с такими патологиями не имели возможности обучаться в образовательных учреждениях, в том числе в индивидуальной форме. Данное обстоятельство оказывало крайне отрицательное влияние на качество жизни семьи ребенка с такими заболеваниями: вынужденный отказ одного из родителей от профессиональной деятельности, социальная изоляция, низкий уровень доходов семьи, во многих случаях ее распад. В настоящее время свыше 90% родителей, обратившихся в службу ранней помощи, благодаря работе семейных психологов, отмечают объективное улучшение внутрисемейных отношений, значительное повышение качества жизни. 2. Получила существенное развитие система коррекционного обучения детей дошкольного возраста. В 2003/2004 учебном году коррекционное обучение организовано в 32 муниципальных образованиях области, в том числе в 22 сельских (на начало действия программы в 18, из них в 9 сельских). Впервые в практике образования Самарской области открыты группы для незрячих дошкольников. В г.Новокуйбышевске начала работать группа для детей с нарушениями слуха, до 2003 года специальная помощь детям с такими нарушениями оказывалась только в одном специализированном дошкольном учреждении г. Самары, и родители из других городов и сельских территорий области вынуждены были надолго разлучаться с маленькими (3 - 6 лет) детьми. Смещение акцента в коррекционной работе со школьного периода на дошкольный возраст полностью оправдало себя: в 2002 году, впервые с 1995 года, количество школьников с отклонениями в развитии снизилось почти на 4 тыс. человек, и в 2003 году тенденция к снижению численности сохранилась (уменьшение по сравнению с 2002 годом составило 192 человека). Важным фактором в повышении эффективности коррекционной и реабилитационной работы явилась целенаправленная работа исполнителей программы "Реабилитация" по развитию межведомственного взаимодействия, консолидации ресурсов учреждений различной ведомственной принадлежности. 3. Начиная с 2001 года неуклонно растет численность детей с отклонениями в развитии, обучающихся в интегрированных формах: в 2001 году доля таких детей составила 12% от общего числа школьников с отклонениями в развитии, в 2002 - 13%, в 2003 - 21%. Сформирована нормативная база интегрированного образования (приказом департамента науки и образования Администрации области от 09.07.2002 N 236-од утвержден Порядок организации интегрированного образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области). Это уникальная для России практика. Разработаны методические материалы, позволяющие успешно включать некоторые категории детей с особыми образовательными потребностями в процесс обучения, соблюдая оптимальный баланс интересов ребенка с отклонениями в развитии и здоровых сверстников. Подготовлен кадровый ресурс для внедрения интегрированных форм образования в образовательную практику региона. 4. Изменяется контингент СКОУ, как количественно - в сторону уменьшения, так и качественно. Численность воспитанников СКОУ в 2002 году, впервые с 1995 года, снизилась почти на 500 человек, в 2003 году - еще на 142 человека. Такое снижение обусловлено, прежде всего, развитием специального дошкольного образования, что позволило детям достичь уровня развития, достаточного для успешного обучения в массовой школе (интегрированно), а также созданием в общеобразовательных учреждениях соответствующих программно-методических и кадровых условий. Снижение численности воспитанников СКОУ привело к сокращению количества учреждений на 3 единицы по сравнению с 2001 годом (начало действия программы "Реабилитация"). Существенно изменился контингент обучающихся СКОУ: в настоящее время в основном дети с тяжелыми и множественными отклонениями в развитии. Во всех СКОУ, обслуживающих, в том числе, сельские районы области, подготовлена нормативно-правовая, программно-методическая, кадровая база для приема детей дошкольного возраста, что позволит оказывать специализированную помощь детям с отклонениями в развитии из малочисленных населенных пунктов, где организовать такую помощь в рамках существующих нормативов невозможно. Начата работа по созданию в СКОУ организационно-методических центров, которые смогут оказывать методическую помощь персоналу общеобразовательных школ, осуществляющих интегрированное образование, и во внеурочное время - специальную помощь детям с отклонениями в развитии, обучающимся в массовых школах, а также их родителям. Такие изменения функций СКОУ стали возможны благодаря реализации мероприятий программы "Реабилитация" по программно-методическому и кадровому обеспечению деятельности этих учреждений, а также поставкам современного учебного и реабилитационного оборудования. Таким образом, программа "Реабилитация" обеспечила условия для своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития, сформировала гибкую и эффективную систему комплексной реабилитации проблемного ребенка. Кроме того, создана основа для внедрения в образовательную практику региона новых форм образования детей с проблемами в развитии, обеспечивающих им доступное и качественное образование. Вместе с тем сложившаяся система специального образования, располагая широким спектром образовательных услуг, по-прежнему доступна лишь детям, не имеющим выраженных ограничений жизнедеятельности. Так, только 4 общеобразовательные школы г.Самары из 187 доступны детям с ограничениями в передвижении (имеют пандусы). Даже в школе-интернате N 113 г. Самары - единственном в Самарской области специализированном образовательном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - могут обучаться лишь дети, способные самостоятельно передвигаться и обслуживать себя (170 человек в 2003 году). Все остальные дети с ограничениями в передвижении вынуждены обучаться на дому, теряя в качестве образования, возможности личностного и социального развития. При этом только в 2003 году, по данным Главного бюро медико-социальной экспертизы, освидетельствован и получил инвалидность 331 ребенок с костно-мышечными заболеваниями. Столь же сложно обеспечить качественное образование в школе по месту жительства детям с нарушениями зрения и слуха, поскольку им требуется дополнительное оборудование, особые методические материалы и дидактические пособия, а также сопровождение образовательного процесса специалистами - тифлопедагогами, сурдопедагогами. До настоящего времени все необходимые материально-технические и кадровые ресурсы сконцентрированы в специальных (коррекционных) школах-интернатах городов Самары и Тольятти. Кроме того, лишь незначительная часть детей с выраженными нарушениями слуха и зрения, преимущественно жители городов Самары и Тольятти, имеют возможность получать необходимую помощь в раннем и дошкольном возрасте: в специализированных дошкольных учреждениях области обучается около 150 детей. Большинство родителей из малых городов и сельских территорий области предпочитают воспитывать ребенка в семье, лишая его помощи специалистов, нежели отдавать надолго в специальные учреждения, расположенные в г. Самаре (учреждения г.Тольятти принимают почти исключительно жителей города). Поэтому для детей с указанными нарушениями (1409 человек, или 9,5% от общего числа школьников с отклонениями в развитии) альтернативы обучению в школе-интернате пока не существует. Весьма специфичной остается современная ситуация с образованием детей с умственной отсталостью. В систему образования включены дети только с легкой степенью умственной отсталости - они обучаются преимущественно в школах-интернатах либо на дому. Остальные дети с нарушениями интеллекта вообще не получают образования - в сложившейся в советский период системе образования их считали "необучаемыми". Подобная практика противоречит целому ряду международных правовых актов, ратифицированных Российской Федерацией: Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларации о правах инвалидов, Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, а также Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации "Об образовании", Семейному кодексу Российской Федерации и другим. Помимо проблем, связанных с недостаточностью ресурсного обеспечения доступного образования детей с проблемами в развитии, внедрению в широкую образовательную практику региона интегрированных форм специального образования препятствует также неготовность ближайшего окружения ребенка с ограниченными возможностями принять идею совместного обучения. С одной стороны, родители детей с проблемами в развитии беспокоятся, что их ребенок столкнется с трудностями общения и окажется неуспешным в учебной деятельности. Родители здоровых сверстников зачастую негативно относятся к совместному обучению, опасаясь, прежде всего, снижения качества образования здоровых учащихся класса, а также возможной психологической напряженности в отношениях между участниками образовательного процесса. Педагоги среди причин, вызывающих обеспокоенность, на первое место выдвигают недостаточное ресурсное обеспечение интегрированного образования - отсутствие безбарьерной среды, необходимого учебного оборудования, специальных методик и учебно-методического сопровождения, специальной подготовки самих педагогов. В связи с этим формирование позитивного общественного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями, правовой культуры населения, толерантного отношения к детям и молодым людям с проблемами в развитии должно стать предметом целенаправленной работы специалистов, представителей общественности, средств массовой информации, других заинтересованных социальных институтов. Таким образом, для полноценного обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование необходимо решить комплекс задач, направленных на дальнейшее развитие интеграционных процессов в сфере специального образования: 1. Создание достаточных ресурсов, прежде всего кадровых и материально-технических, для включения в процесс раннего выявления и коррекции отклоняющегося развития детей из малочисленных населенных пунктов и детей с тяжелыми и множественными патологиями. Для этого необходимо: подготовить корпус специалистов универсального профиля - педагогов-дефектологов, владеющих одновременно основами олигофрено-, тифло- и сурдопедагогики; обеспечить функционирование в каждом образовательном округе групп круглосуточного пребывания для дошкольников с различными отклонениями в развитии из малочисленных и отдаленных населенных пунктов; расширить перечень форм оказания специальной помощи по месту жительства, обучения ребенка. 2. Развитие сети образовательных учреждений, удовлетворяющих требованиям доступности маломобильным слоям населения. 3. Обеспечение интегрированного и дистанционного образования необходимым оборудованием, приспособлениями, аппаратурой. Наиболее экономичной и мобильной формой обеспечения образовательного процесса дорогостоящим оборудованием длительного пользования является предоставление оборудования ребенку (семье) или образовательному учреждению на период обучения. 4. Разработка новых форм сопровождения проблемного ребенка в образовательном процессе, когда специалист приходит в школу, где учится ребенок, а не ребенка отправляют в интернат, где имеется специалист. Таким высококвалифицированным и мобильным кадровым ресурсом должны располагать все территориальные агентства специального образования. 5. Необходимое методическое обеспечение интегрированного и дистанционного образовательного процесса. 6. Широкая просветительская работа и пропаганда в СМИ идей доступного образования, правовое просвещение населения, формирование толерантного отношения к проблемам граждан с ограниченными возможностями. Некоторые из обозначенных задач могут быть частично решены в рамках действующих программ и текущей деятельности образовательных учреждений. Так, обеспечение доступности вновь строящихся и реконструируемых образовательных центров возможно в рамках областной инвестиционной программы в области "Образование". Однако в ряде территорий в ближайшей и средней перспективе строительство и реконструкция образовательных учреждений не планируются. Многие образовательные учреждения обеспечены транспортом в рамках целевой программы "Школьный автобус", но эти автобусы не приспособлены для перевозок детей, ограниченных в передвижении. Системный, комплексный подход к решению проблемы доступного и качественного образования детей с проблемами в развитии, их интеграции в образовательное пространство и, в конечном итоге, в общество может быть обеспечен только программными методами. Помимо мероприятий, предусмотренных Программой, органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают систему мер по интеграции проживающих на соответствующей территории детей и молодых людей с проблемами в развитии. Предполагается, что в местных бюджетах на 2005 - 2008 годы муниципальными образованиями предусмотрены средства на их финансирование в объеме 25556,8 тыс. рублей, из них в 2005 году - 7383,4 тыс. рублей, в 2006 году - 5813,8 тыс. рублей, в 2007 году - 6304,8 тыс. рублей, в 2008 году - 6054,8 тыс. рублей (на основании информации, представленной органами местного самоуправления). Вышеуказанные меры не относятся к расходным обязательствам областного бюджета. Основные цели и задачи Программы Основной целью Программы является интеграция детей и молодых людей с проблемами в развитии в образовательное пространство. Достижение данной цели, во-первых, обеспечит государственные гарантии гражданам с ограниченными возможностями доступного и качественного образования, выбора образовательного учреждения и формы получения образования, права ребенка жить и воспитываться в семье. Во-вторых, это станет инструментом, обеспечивающим гармоничное и полноценное включение ребенка, гражданина с ограниченными возможностями в общество, позволит не только сформировать необходимые компетенции у граждан данной категории, но и обеспечить адекватное и эффективное социальное взаимодействие всех членов сообщества. Достижение поставленной цели возможно посредством решения ряда задач. Необходимо оптимизировать систему учреждений, обеспечивающую детям с проблемами в развитии возможно более раннюю и полную интеграцию в образовательное пространство, прежде всего, обеспечить доступность услуг по раннему выявлению и специальной помощи ребенку и семье по месту жительства. Для эффективного включения ребенка с проблемами в развитии в образовательный процесс необходимо соответствующее программное и учебно-методическое обеспечение, поскольку интегрированное и дистанционное образование - новые для отечественной образовательной практики формы обучения детей с проблемами в развитии. Это обстоятельство обусловливает необходимость решения задач материально-технического обеспечения интегрированных и дистанционных форм общего и профессионального образования детей и молодых людей с проблемами в развитии, формирования кадрового ресурса интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии, обеспечения благоприятного социально-психологического фона для развития интеграционных процессов в сфере образования детей и молодых людей с проблемами в развитии. Сроки и этапы реализации Программы Срок реализации Программы - с 1 января 2005 года по 31 декабря 2008 года. Реализация мероприятий осуществляется в два этапа. В первые 2 года действия Программы происходит накопление базовых ресурсов, проводятся организационные мероприятия по формированию сети учреждений, разрабатываются программно-методические материалы для обеспечения образовательного процесса с детьми и молодыми людьми с проблемами в развитии, а также для персонала образовательных учреждений. Длительность пилотного этапа - с 1 января 2005 года по 31 декабря 2006 года. Следующий этап внедренческий: с 1 января 2007 года по 31 декабря 2008 года, в этот период осуществляется внедрение ресурсов, наработанных в ходе реализации пилотного этапа, в образовательную практику региона, а также обучение персонала с использованием разработанных в пилотный период материалов. Здесь же продолжается работа по оснащению системы образования Самарской области необходимыми ресурсами. Система программных мероприятий В целях решения поставленных задач по интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии в образовательное пространство предусматривается проведение мероприятий по реализации Программы. Система программных мероприятий и финансовое обеспечение Программы прилагаются. Предлагаемые программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям: развитие системы специальной помощи детям с проблемами в развитии раннего (0 - 3 года) и дошкольного возраста; развитие сети общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей с проблемами в развитии в интегрированных и дистанционных формах; интеграция детей с проблемами в развитии в систему дополнительного образования детей; развитие сети учреждений профессионального образования, доступных детям и молодым людям с проблемами в развитии; создание позитивного общественного отношения к проблеме интегрированного обучения детей и молодых людей с проблемами в развитии. Механизм реализации Программы С целью достижения максимальной эффективности реализации мероприятий Программы в каждом территориальном управлении министерства образования и науки Самарской области, а также в г. Тольятти формируется ТАСО (в г. Самаре ЦСО) - своего рода накопитель программно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов для формирования на соответствующей территории оптимальной системы образования детей и молодых людей с проблемами в развитии. Программно-методическое обеспечение инновационных форм реабилитации и образования детей и молодых людей с проблемами в развитии, разработанное и изданное в рамках п.п. 1.1, 2.1, 3.3 системы программных мероприятий и финансового обеспечения Программы (далее - Мероприятия), будет передано в ТАСО и ЦСО, откуда будет внедряться в образовательные учреждения соответствующего типа и вида с учетом потребностей населения, транспортной доступности, оптимального кадрового обеспечения и других аспектов. Преимущественно через ТАСО и ЦСО будет также осуществляться распределение материально-технических ресурсов, приобретаемых в рамках реализации п.п. 1.2, 2.5, 3.2 Мероприятий. Здесь же планируется сконцентрировать кадровые ресурсы, которые в различных организационных формах, в том числе выездных, обеспечат своевременную коррекцию проблем развития ребенка и сопровождение интегрированных и дистанционных форм образования. Для осуществления таких форм работы п. 2.7 Мероприятий предусмотрено обеспечение ряда учреждений автотранспортом. ТАСО также организуют обучение (в форме обучающих семинаров, курсовой подготовки, мастер-классов, тренингов и др.) педагогов, административного персонала образовательных учреждений, где внедряются инновационные формы реабилитации и обучения детей и молодых людей с проблемами в развитии. Внедрение программных ресурсов в образовательную практику Самарской области будет осуществляться сотрудниками ТАСО и ЦСО в рамках финансирования основной деятельности. Помимо обучения персонала образовательных учреждений, необходимо, чтобы технологиями работы с детьми и молодыми людьми с проблемами в развитии в инновационных формах владел каждый выпускник учреждений среднего и высшего профессионального образования педагогического профиля. Поэтому в рамках реализации п.п. 1.3, 2.2 Мероприятий планируется разработать и издать программы и методическое сопровождение специальных курсов. Оснащение библиотек УПО педагогического профиля данными изданиями позволит осуществлять подготовку студентов без дополнительных материальных затрат на постоянной основе. Для успешной интеграции ребенка с проблемами в развитии в общеобразовательную школу зачастую необходимо присутствие еще одного взрослого для оказания помощи ребенку и учителю в установке оборудования, перемещении ребенка, поддержки в ходе выполнения различных видов учебной работы. В настоящее время в штатных расписаниях образовательных учреждений ставок такого вспомогательного персонала (помощников учителя) не предусмотрено. Вместе с тем в ходе реализации программы "Реабилитация", совместного с Британским Советом проекта "Формирование региональной системы интегрированного образования детей с особыми нуждами", сотрудничества с общественностью в Самарской области сформировался дополнительный ресурс - представители различных общественных организаций, объединений, многие родители детей с проблемами в развитии готовы на безвозмездной основе осуществлять вспомогательные функции. Мероприятиями (п. 2.3) предусмотрены разработка и издание материалов, необходимых для обучения вспомогательного персонала, а также организация курсовой подготовки, в рамках которой будет обучено по одной группе слушателей из каждого территориального управления министерства образования и науки Самарской области, г. Самары и г. Тольятти. Обученные в рамках Программы представители общественности смогут сами осуществлять поддержку ребенка с проблемами в развитии в образовательном процессе, а также выполнять тьюторские функции (обучать новых помощников учителя). Важнейшим условием внедрения интегрированных форм образования детей и молодых людей с проблемами в развитии является обеспечение доступности самих образовательных учреждений. Приобретение и установка в одном из общеобразовательных учреждений каждого территориального управления министерства образования и науки Самарской области, г. Самары и г. Тольятти, трех УПО лестничных подъемных устройств обеспечат возможность передвижения внутри учреждения детей с ограниченными двигательными функциями, а обеспечение школьных автобусов этих учреждений приспособлениями для подъема инвалидной коляски (п. 2.4, п. 2.7 Мероприятий) позволит детям посещать школу. Обучение специалистов в рамках второго высшего образования (п. 2.8 Мероприятий) осуществляется с привлечением средств местных бюджетов. Отбор кандидатур на обучение за счет средств областного бюджета осуществляется на конкурсной основе. Исполнители программных мероприятий обеспечивают своевременное исполнение программных мероприятий, приобретают на конкурсной основе в порядке, установленном действующим законодательством, оборудование и другие средства, отвечают за рациональное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств. Головной исполнитель Программы осуществляет мониторинг эффективности реализации Программы, отражает происходящие изменения социально-экономической ситуации в регионе в ежегодных аналитических отчетах по результатам реализации очередного этапа Программы. Оценка эффективности, социально-экономических последствий от реализации Программы Реализация мероприятий Программы позволит: добиться последовательного снижения численности детей с проблемами в развитии на каждой ступени образования посредством эффективной коррекции отклоняющегося развития; снизить с 51% в 2003/2004 учебном году до 35% в 2008/2009 учебном году долю детей с задержкой психического развития в структуре отклонений в развитии школьников; увеличить с 21% в 2003/2004 учебном году до 35% в 2008/2009 учебном году долю детей с проблемами в развитии школьного возраста, обучающихся в интегрированных формах; включить в образовательное пространство детей с тяжелыми и множественными заболеваниями, ранее (до начала действия Программы) обучавшихся на дому или вообще не обучавшихся в образовательных учреждениях; сформировать преимущественно позитивное отношение в обществе к идее интегрированного образования детей с проблемами в развитии. Финансовое обеспечение Программы Всего по Программе на 2005-2008 годы предусматриваются расходы в сумме 85659 тыс. рублей. Распределение финансирования Программы приведено в таблице:
+-------------------------+-----------------------+ | Получатель средств | в том числе по годам, | | | тыс. рублей | | +-----+-----+-----+-----+ | | 2005| 2006| 2007| 2008| +-------------------------+-----+-----+-----+-----+ |Министерство образования |20406|20169|19550|18633| |и науки Самарской области| | | | | +-------------------------+-----+-----+-----+-----+ |Министерство труда и со- | 872| 858| 659| 847| |циального развития Са- | | | | | |марской области | | | | | +-------------------------+-----+-----+-----+-----+ |Министерство здравоохра- | 831| 1429| 1003| 214| |нения Самарской области | | | | | +-------------------------+-----+-----+-----+-----+ |Министерство культуры, | 47| 47| 47| 47| |молодежной политики и | | | | | |спорта Самарской области | | | | | +-------------------------+-----+-----+-----+-----+ |Всего |22156|22503|21259|19741| +-------------------------+-----+-----+-----+-----+ Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Контроль за ходом реализации Программы - осуществляет головной исполнитель Программы министерство образования и науки Самарской области. Рациональное использование средств, выделяемых на реализацию Программы, обеспечивается путем проведения торгов на размещение заказов поставщикам необходимого оборудования в порядке, установленном действующим законодательством. Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются исполнители Программы. Исполнители Программы корректируют конфигурацию поставляемого оборудования, услуг в соответствии с изменяющимися социальным заказом, ассортиментом предлагаемых товаров и услуг, изменением цен на рынке товаров и услуг в рамках выделенного по соответствующему пункту Программы финансирования. Исполнители Программы ежегодно направляют головному исполнителю Программы отчет об использовании программных средств и социальной и экономической эффективности реализации очередного года Программы. Приложение к областной целевой программе "Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы" СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ (В редакции Закона Самарской области от 07.07.2005 № 150-ГД)
+-----+---------------+------+---------+-------------------------+-----------+-----------+ | N | Мероприятие | Срок |Источники| Объем финансирования |Получатель | Ответст- | | п/п | |испол-|финанси- | по годам, | средств | венные | | | |нения,|рования | тыс. рублей | | исполни- | | | | годы | +------+-----+------+-----+ | тели | | | | | | 2005 | 2006| 2007 | 2008| | | +-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+ | 1. Развитие системы специальной помощи детям с проблемами в развитии раннего | | (0 - 3 года) и дошкольного возраста | +-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+ |1.1. |Разработка, из-|2005 -|Областной| 504| 220| | |Министерст-|Министерст-| | |дание и внедре-|2008 |бюджет | | | | |во образо- |во образо- | | |ние программно-| | | | | | |вания и |вания и | | |методического | | | | | | |науки Са- |науки Са- | | |обеспечения | | | | | | |марской об-|марской об-| | |различных форм | | | | | | |ласти |ласти | | |специальной по-| | | | | | | | | | |мощи детям с | | | | 252| 110| |Департамент|Департамент| | |проблемами | | | | | | |по вопросам|по вопросам| | |в развитии | | | | | | |семьи, |семьи, | | |раннего (0 - 3 | | | | | | |материнства|материнства| | |года) и дошко- | | | | | | |и детства |и детства | | |льного возраста| | | | | | |Самарской |Самарской | | |(специальные | | | | | | |области |области | | |учреждения | | | | | | | | | | |(группы), ин- | | | | | 252| 110|Министерст-|Министерст-| | |тегрированные | | | | | | |во здраво- |во здраво- | | |группы, лого- | | | | | | |охранения |охранения | | |пункты, группы | | | | | | |Самарской |Самарской | | |кратковременно-| | | | | | |области |области | | |го пребывания, | | | | | | | | | | |игровые группы | | | | | | | | | | |и др.) | | | | | | | | | +-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+ |1.2. |Материально- |2005 -|Областной| 3760| 3760| 3760| 3755|Министерст-|Министерст-| | |техническое |2008 |бюджет | | | | |во образо- |во образо- | | |обеспечение | | | | | | |вания и |вания и | | |системы спе-| | | | | | |науки Са- |науки Са- | | |циальной по-| | | | | | |марской об-|марской об-| | |мощи детям с| | | | | | |ласти |ласти | | |проблемами в| | | 564| 442| 385| 361|Департамент|Департамент| | |развитии ранне-| | | | | | |по вопросам|по вопросам| | |го (0 - 3 года)| | | | | | |семьи, |семьи, | | |и дошкольного| | | | | | |материнства|материнства| | |возраста | | | | | | |и детства |и детства | | | | | | | | | |Самарской |Самарской | | | | | | | | | |области |области | +-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+ |1.3. |Разработка и |2005 -|Областной| 94| 47| | |Министерст-|Министерст-| | |введение в про-|2006 |бюджет | | | | |во образо- |во образо- | | |граммы среднего| | | | | | |вания и |вания и | | |и высшего про- | | | | | | |науки Са- |науки Са- | | |фессионального | | | | | | |марской об-|марской об-| | |образования, | | | | | | |ласти |ласти | | |повышения ква- | | | | | | | | | | |лификации и пе-| | | | | | | | | | |реподготовки | | | | | | | | | | |работников об- | | | | | | | | | | |разования спе- | | | | | | | | | | |циального курса| | | | | | | | | | |"Организация и | | | | | | | | | | |содержание раз-| | | | | | | | | | |личных форм | | | | | | | | | | |оказания специ-| | | | | | | | | | |альной помощи | | | | | | | | | | |детям с пробле-| | | | | | | | | | |мами в развитии| | | | | | | | | | |раннего (0 - 3 | | | | | | | | | | |года) и дошко- | | | | | | | | | | |льного возрас- | | | | | | | | | | |та" | | | | | | | | | +-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+ | | | |Итого по | 4922| 4721| 4507| 4226| | | | | | |1 разделу| | | | | | | | | | | | | | | | | | +-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+ | | | |Всего по |18376 тыс. рублей | | | | | | |1 разделу| | | | +-----+---------------+------+---------+-------------------------+-----------+-----------+ | 2. Развитие сети общеобразовательных учреждений, реализующих программы | | общего образования детей с проблемами в развитии | | в интегрированных и дистанционных формах | +-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+ |2.1. |Разработка и|2005 -|Областной| 1676| 1676| 1676| 1676|Министерст-|Министерст-| | |апробация учеб-|2008 |бюджет | | | | |во образо- |во образо- | | |но-мето- | | | | | | |вания и |вания и | | |дических ком-| | | | | | |науки Са- |науки Са- | | |плексов по| | | | | | |марской об-|марской об-| | |предметам феде-| | | | | | |ласти |ласти | | |рального и ре-| | | | | | | | | | |гионального | | | | | | | | | | |компонента (ра-| | | | | | | | | | |бочие тетради,| | | | | | | | | | |наглядные посо-| | | | | | | | | | |бия, дидакти-| | | | | | | | | | |ческие материа-| | | | | | | | | | |лы на различных| | | | | | | | | | |носителях для| | | | | | | | | | |детей и методи-| | | | | | | | | | |ческие рекомен-| | | | | | | | | | |дации для учи-| | | | | | | | | | |теля по их ис-| | | | | | | | | | |пользованию в| | | | | | | | | | |образовательном| | | | | | | | | | |процессе) для| | | | | | | | | | |адаптации к ну-| | | | | | | | | | |ждам детей с| | | | | | | | | | |различными ви-| | | | | | | | | | |дами проблем,| | | | | | | | | | |обучающихся в| | | | | | | | | | |интегрированных| | | | | | | | | | |и дистанционных| | | | | | | | | | |формах | | | | | | | | | +-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+ |2.2. |Разработка и|2005 -|Областной| 94| 47| | |Министерст-|Министерст-| | |введение в про-|2007 |бюджет | | | | |во образо- |во образо- | | |граммы среднего| | | | | | |вания и |вания и | | |и высшего про-| | | | | | |науки Са- |науки Са- | | |фессионального | | | | | | |марской об-|марской об-| | |образования, | | | | | | |ласти |ласти | | |повышения ква-| | | | | | | | | | |лификации и| | | | | | | | | | |переподготовки | | | | | | | | | | |работников об-| | | | | | | | | | |разования спе-| | | | | | | | | | |циального курса| | | | | | | | | | |"Организация и| | | | | | | | | | |содержание ин-| | | | | | | | | | |тегрированного | | | | | | | | | Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|