Расширенный поиск

Закон Самарской области от 02.11.2004 № 140-ГД

 

 

 

ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Об утверждении областной целевой программы

"Организация образовательных ресурсов Самарской области

для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии

на 2005 - 2008 годы"

(В редакции Закона  Самарской области от 07.07.2005 № 150-ГД)

 

Принят Самарской Губернской Думой

19 октября 2004 года

 

 

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы".

 

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 И.о. Губернатора

Самарской области                                                                                                                        С.А.СЫЧЕВ

 

2 ноября 2004 г.

N 140-ГД

 

 

 

 

 

Приложение

к Закону Самарской области

"Об утверждении областной целевой программы

"Организация образовательных ресурсов Самарской

области для интеграции детей и молодых людей

с проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы"

 

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ

В РАЗВИТИИ НА 2005 - 2008 ГОДЫ"

(далее - Программа)

 

Паспорт Программы

 

НАИМЕНОВАНИЕ         - областная целевая программа "Организация образовательных  ресурсов

ПРОГРАММЫ              Самарской  области  для  интеграции   детей   и   молодых  людей с

                       проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы"

 

ДАТА ПРИНЯТИЯ        - поручение   вице-губернатора   Самарской   области  от  09.01.2004

РЕШЕНИЯ                N 1-20/1

О РАЗРАБОТКЕ

ПРОГРАММЫ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ      - Правительство Самарской области

ЗАКАЗЧИК

 

ГОЛОВНОЙ             - министерство образования и науки Самарской области

ИСПОЛНИТЕЛЬ

 

ОСНОВНЫЕ            - министерство образования и науки  Самарской  области,  министерство

РАЗРАБОТЧИКИ          труда  и  социального  развития  Самарской  области,   министерство

                      здравоохранения    Самарской   области,   министерство    культуры,

                      молодежной политики и спорта Самарской области

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ       - цель Программы:

ПРОГРАММЫ             интеграция  детей  и  молодых  людей  с  проблемами в развитии    в

                      образовательное пространство;

                      задачи Программы:

                      создать  сеть  учреждений,  обеспечивающих  детям  с  проблемами  в

                      развитии   возможно   более   раннюю    и    полную   интеграцию  в

                      образовательное пространство;

                      обеспечить современное программное и учебно-методическое  оснащение

                      различных,  прежде  всего  интегрированных  и  дистанционных,  форм

                      образования детей с проблемами в развитии;

                      обеспечить   материально-техническое  оснащение  интегрированных  и

                      дистанционных форм общего и профессионального  образования  детей с

                      проблемами в развитии;

                      сформировать кадровый ресурс интеграции  детей   с   проблемами   в

                      развитии;

                      формировать   благоприятный   социально-психологический   фон   для

                      развития  интеграционных  процессов  в  сфере  образования  детей с

                      проблемами в развитии

 

СРОКИ И ЭТАПЫ       - начало: 1 января 2005 года

РЕАЛИЗАЦИИ            окончание: 31.12.2008

ПРОГРАММЫ             Первый этап пилотный:

                      1 января 2005 года - 31 декабря 2006 года

                      Второй этап внедренческий:

                      1 января 2007 года - 31 декабря 2008 года

 

СИСТЕМА             - развитие системы специальной помощи детям  с  проблемами в развитии

ПРОГРАММНЫХ           раннего (0-3 года) и дошкольного возраста;

МЕРОПРИЯТИЙ           развитие сети общеобразовательных учреждений, реализующих программы

                      начального  общего,  основного  общего,  среднего  (полного) общего

                      образования  детей с проблемами  в  развитии  в   интегрированных и

                      дистанционных формах;

                      интеграция детей с проблемами в развитии в систему  дополнительного

                      образования детей;

                      развитие сети учреждений профессионального  образования,  доступных

                      детям и молодым людям с проблемами в развитии;

                      создание   позитивного    общественного   отношения   к    проблеме

                      интегрированного обучения детей  и молодых  людей  с  проблемами  в

                      развитии

 

ИСПОЛНИТЕЛИ         - министерство  образования  и  науки Самарской области, министерство

ПРОГРАММЫ             труда и социального  развития   Самарской   области,   министерство

                      здравоохранения   Самарской   области,    министерство    культуры,

                      молодежной политики и спорта Самарской области,  другие учреждения,

                      организации, привлеченные специалисты, определяемые  на  конкурсной

                      основе  после  утверждения  Программы  в  установленном  порядке  в

                      соответствии с действующим законодательством

 

ОБЪЕМЫ              - общий объем финансирования  Программы - 85659 тыс.  рублей,  в  том

И ИСТОЧНИКИ           числе:

ФИНАНСИРОВАНИЯ        министерство  образования  и  науки  Самарской области - 78758 тыс.

                      рублей, из них:

                      в 2005 г. - 20406 тыс. рублей;

                      в 2006 г. - 20169 тыс. рублей;

                      в 2007 г. - 19550 тыс. рублей;

                      в 2008 г. - 18633 тыс. рублей;

                      министерство труда и социального развития Самарской области - 3236

                      тыс. рублей, из них:

                      в 2005 г. - 872 тыс. рублей;

                      в 2006 г. - 858 тыс. рублей;

                      в 2007 г. - 659 тыс. рублей;

                      в 2008 г. - 847 тыс. рублей;

                      министерство здравоохранения  Самарской области - 3477 тыс. рублей,

                      из них:

                      в 2005 г. - 831 тыс. рублей;

                      в 2006 г. - 1429 тыс. рублей;

                      в 2007 г. - 1003 тыс. рублей;

                      в 2008 г. - 214 тыс. рублей;

                      министерство   культуры,   молодежной   политики и спорта Самарской

                      области - 188 тыс. рублей, из них:

                      в 2005 г. - 47 тыс. рублей;

                      в 2006 г. - 47 тыс. рублей;

                      в 2007 г. - 47 тыс. рублей;

                      в 2008 г. - 47 тыс. рублей.

                      Всего финансирование по годам:

                      в 2005 г. - 22156 тыс. рублей;

                      в 2006 г. - 22503 тыс. рублей;

                      в 2007 г. - 21259 тыс. рублей;

                      в 2008 г. - 19741 тыс. рублей.

                      Исполнители   Программы   корректируют  конфигурацию  поставляемого

                      оборудования,  услуг  в  соответствии с изменяющимися потребностями

                      детей  и молодых  людей  с  проблемами  в  развитии,  ассортиментом

                      предлагаемых товаров и услуг,  изменением  цен  на  рынке товаров и

                      услуг  в  рамках  выделенного  по соответствующему пункту Программы

                      финансирования

 

ОЖИДАЕМЫЕ           - доля  детей  с  проблемами  в развитии последовательно снижается на

РЕЗУЛЬТАТЫ            каждой ступени образования;

РЕАЛИЗАЦИИ            доля детей с задержкой психического развития в структуре отклонений

ПРОГРАММЫ             в развитии школьников снизится до 35%;

                      в  образовательное  пространство  включены  дети,  имеющие  тяжелые

                      заболевания,  ранее  (до  начала действия программы) обучавшиеся на

                      дому или вообще не обучавшиеся в образовательных учреждениях;

                      обществом принята идея интегрированной модели  образования  детей с

                      проблемами в развитии

 

СИСТЕМА             - контроль  за  исполнением   Программы   осуществляет   министерство

КОНТРОЛЯ              образования и науки Самарской области.

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ        Контроль  за использованием головным исполнителем Программы целевых

ПРОГРАММЫ             бюджетных   ассигнований   обеспечивает   министерство   управления

                      финансами Самарской области

 

 

Основные понятия и сокращения, используемые в Программе

 

В настоящей Программе используются следующие основные понятия:

дети группы риска - дети, развитие которых на любом этапе подверглось воздействию вредоносных факторов биологического и (или) социального характера, вызывающих с высокой долей вероятности различные отклонения в развитии на более поздних возрастных этапах;

дети с проблемами в развитии - лица в возрасте от 0 до 18 лет следующих категорий:

с отклонениями в развитии: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие, незрячие, слабовидящие и поздноослепшие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталые. Данное понятие законодательно закреплено и определяет статус ребенка, дающий право на гарантии, определенные действующим законодательством в отношении данной категории граждан. Основанием для отнесения ребенка к данной категории является соответствующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии. В аналогичном значении в Программе употребляется широко используемое в литературе, но не являющееся правоустанавливающим понятие "дети (граждане) с ограниченными возможностями";

дети раннего возраста (0 - 3 года) группы риска;

дистанционное образование форма получения образования, не требующая постоянного присутствия обучающегося в образовательном учреждении. Наиболее актуально для детей, ограниченных в передвижении, и детей, кому не показано (по состоянию здоровья) пребывание в образовательном учреждении. Призвано обеспечить качество образования, достаточное для успешной интеграции гражданина в общество (овладения профессией, специальностью, востребованной на рынке труда, и рационального трудоустройства);

игровые группы - форма организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с проблемами в развитии, нуждающимися в дополнительных услугах по уходу. Организуется на договорных началах между общественными организациями (родителей или др.) и дошкольным образовательным учреждением. Общественная организация арендует у дошкольного образовательного учреждения помещение, самостоятельно обеспечивает присмотр и дополнительный уход за ребенком. Дошкольное образовательное учреждение предоставляет помещение и специальные образовательные, а также иные услуги, оговоренные договором. Необходимость создания таких групп обусловлена отсутствием в штатном расписании дошкольного образовательного учреждения персонала, обеспечивающего уход за ребенком, не имеющим навыков самообслуживания. Данное обстоятельство препятствует зачислению в дошкольные образовательные учреждения детей с выраженными ограничениями жизнедеятельности, в то время как дошкольный возраст с психологической точки зрения наиболее благоприятен для гармоничного включения ребенка с проблемами в развитии в среду нормально развивающихся сверстников;

интегрированное образование - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения;

массовое образовательное учреждение любое образовательное учреждение, не предназначенное по статусу специально для обучения детей с отклонениями в развитии - в отличие от дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида, специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

молодые люди с проблемами в развитии - граждане старше 18 лет с отклонениями в развитии, перечисленными выше (см. "дети с отклонениями в развитии"), получающие впервые общее или профессиональное образование любого уровня в образовательных учреждениях. Предельный возраст обучающихся определяется в соответствии с действующим законодательством, регулирующим деятельность образовательных учреждений соответствующих типов и видов;

система специального образования - система образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с проблемами в развитии, обеспечивающие качественное и доступное образование (общее и профессиональное) детям, молодым людям с проблемами в развитии, их успешную адаптацию и интеграцию в общество;

СКОУ - специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

СМИ - средства массовой информации;

специальное образование - образование детей с проблемами в развитии;

ТАСО - территориальные агентства специального образования. Образовательные учреждения (структурные подразделения образовательных учреждений), выполняющие функции организационного, информационного обеспечения системы специального образования, координирующие работу и ответственные за развитие системы специального образования соответствующей территории. В данной роли выступают преимущественно СКОУ или ресурсные центры территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области;

УДОД - учреждения (объединения) дополнительного образования детей;

УПО - учреждения профессионального образования;

ЦСО - центр специального образования Самарской области.

 

Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами

 

С 2001 по 2004 год в Самарской области реализуется областная целевая программа развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии "Реабилитация" (далее - программа "Реабилитация"), утвержденная Законом Самарской области от 15.06.2001 N 44-ГД. В рамках программы "Реабилитация" решались задачи создания условий для своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития детей; формирования в системе образования базовых условий для перехода от сегрегации к совместному обучению детей с проблемами в развитии и здоровых сверстников. В настоящее время, благодаря реализации программных мероприятий, в системе образования детей с проблемами в развитии произошли существенные изменения:

1. Сформирована региональная система ранней помощи ребенку и его семье. Функционируют областная лаборатория ранней помощи и 9 территориальных служб, в которых получают необходимую помощь 1480 семей, имеющих детей с выявленными заболеваниями и группы риска. Существенный прогресс в развитии этих детей дает им возможность по уровню развития максимально приблизиться к возрастной норме уже к моменту поступления в школу. Дети с тяжелыми нарушениями (например, с синдромом Дауна) смогут успешно усваивать общеобразовательные программы в СКОУ. До настоящего времени дети с такими патологиями не имели возможности обучаться в образовательных учреждениях, в том числе в индивидуальной форме. Данное обстоятельство оказывало крайне отрицательное влияние на качество жизни семьи ребенка с такими заболеваниями: вынужденный отказ одного из родителей от профессиональной деятельности, социальная изоляция, низкий уровень доходов семьи, во многих случаях ее распад. В настоящее время свыше 90% родителей, обратившихся в службу ранней помощи, благодаря работе семейных психологов, отмечают объективное улучшение внутрисемейных отношений, значительное повышение качества жизни.

2. Получила существенное развитие система коррекционного обучения детей дошкольного возраста. В 2003/2004 учебном году коррекционное обучение организовано в 32 муниципальных образованиях области, в том числе в 22 сельских (на начало действия программы в 18, из них в 9 сельских). Впервые в практике образования Самарской области открыты группы для незрячих дошкольников. В г.Новокуйбышевске начала работать группа для детей с нарушениями слуха, до 2003 года специальная помощь детям с такими нарушениями оказывалась только в одном специализированном дошкольном учреждении г. Самары, и родители из других городов и сельских территорий области вынуждены были надолго разлучаться с маленькими (3 - 6 лет) детьми. Смещение акцента в коррекционной работе со школьного периода на дошкольный возраст полностью оправдало себя: в 2002 году, впервые с 1995 года, количество школьников с отклонениями в развитии снизилось почти на 4 тыс. человек, и в 2003 году тенденция к снижению численности сохранилась (уменьшение по сравнению с 2002 годом составило 192 человека). Важным фактором в повышении эффективности коррекционной и реабилитационной работы явилась целенаправленная работа исполнителей программы "Реабилитация" по развитию межведомственного взаимодействия, консолидации ресурсов учреждений различной ведомственной принадлежности.

3. Начиная с 2001 года неуклонно растет численность детей с отклонениями в развитии, обучающихся в интегрированных формах: в 2001 году доля таких детей составила 12% от общего числа школьников с отклонениями в развитии, в 2002 - 13%, в 2003 - 21%. Сформирована нормативная база интегрированного образования (приказом департамента науки и образования Администрации области от 09.07.2002 N 236-од утвержден Порядок организации интегрированного образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области). Это уникальная для России практика. Разработаны методические материалы, позволяющие успешно включать некоторые категории детей с особыми образовательными потребностями в процесс обучения, соблюдая оптимальный баланс интересов ребенка с отклонениями в развитии и здоровых сверстников. Подготовлен кадровый ресурс для внедрения интегрированных форм образования в образовательную практику региона.

4. Изменяется контингент СКОУ, как количественно - в сторону уменьшения, так и качественно. Численность воспитанников СКОУ в 2002 году, впервые с 1995 года, снизилась почти на 500 человек, в 2003 году - еще на 142 человека. Такое снижение обусловлено, прежде всего, развитием специального дошкольного образования, что позволило детям достичь уровня развития, достаточного для успешного обучения в массовой школе (интегрированно), а также созданием в общеобразовательных учреждениях соответствующих программно-методических и кадровых условий. Снижение численности воспитанников СКОУ привело к сокращению количества учреждений на 3 единицы по сравнению с 2001 годом (начало действия программы "Реабилитация"). Существенно изменился контингент обучающихся СКОУ: в настоящее время в основном дети с тяжелыми и множественными отклонениями в развитии. Во всех СКОУ, обслуживающих, в том числе, сельские районы области, подготовлена нормативно-правовая, программно-методическая, кадровая база для приема детей дошкольного возраста, что позволит оказывать специализированную помощь детям с отклонениями в развитии из малочисленных населенных пунктов, где организовать такую помощь в рамках существующих нормативов невозможно. Начата работа по созданию в СКОУ организационно-методических центров, которые смогут оказывать методическую помощь персоналу общеобразовательных школ, осуществляющих интегрированное образование, и во внеурочное время - специальную помощь детям с отклонениями в развитии, обучающимся в массовых школах, а также их родителям. Такие изменения функций СКОУ стали возможны благодаря реализации мероприятий программы "Реабилитация" по программно-методическому и кадровому обеспечению деятельности этих учреждений, а также поставкам современного учебного и реабилитационного оборудования.

Таким образом, программа "Реабилитация" обеспечила условия для своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития, сформировала гибкую и эффективную систему комплексной реабилитации проблемного ребенка. Кроме того, создана основа для внедрения в образовательную практику региона новых форм образования детей с проблемами в развитии, обеспечивающих им доступное и качественное образование.

Вместе с тем сложившаяся система специального образования, располагая широким спектром образовательных услуг, по-прежнему доступна лишь детям, не имеющим выраженных ограничений жизнедеятельности. Так, только 4 общеобразовательные школы г.Самары из 187 доступны детям с ограничениями в передвижении (имеют пандусы). Даже в школе-интернате N 113 г. Самары - единственном в Самарской области специализированном образовательном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - могут обучаться лишь дети, способные самостоятельно передвигаться и обслуживать себя (170 человек в 2003 году). Все остальные дети с ограничениями в передвижении вынуждены обучаться на дому, теряя в качестве образования, возможности личностного и социального развития. При этом только в 2003 году, по данным Главного бюро медико-социальной экспертизы, освидетельствован и получил инвалидность 331 ребенок с костно-мышечными заболеваниями.

Столь же сложно обеспечить качественное образование в школе по месту жительства детям с нарушениями зрения и слуха, поскольку им требуется дополнительное оборудование, особые методические материалы и дидактические пособия, а также сопровождение образовательного процесса специалистами - тифлопедагогами, сурдопедагогами. До настоящего времени все необходимые материально-технические и кадровые ресурсы сконцентрированы в специальных (коррекционных) школах-интернатах городов Самары и Тольятти. Кроме того, лишь незначительная часть детей с выраженными нарушениями слуха и зрения, преимущественно жители городов Самары и Тольятти, имеют возможность получать необходимую помощь в раннем и дошкольном возрасте: в специализированных дошкольных учреждениях области обучается около 150 детей. Большинство родителей из малых городов и сельских территорий области предпочитают воспитывать ребенка в семье, лишая его помощи специалистов, нежели отдавать надолго в специальные учреждения, расположенные в г. Самаре (учреждения г.Тольятти принимают почти исключительно жителей города). Поэтому для детей с указанными нарушениями (1409 человек, или 9,5% от общего числа школьников с отклонениями в развитии) альтернативы обучению в школе-интернате пока не существует.

Весьма специфичной остается современная ситуация с образованием детей с умственной отсталостью. В систему образования включены дети только с легкой степенью умственной отсталости - они обучаются преимущественно в школах-интернатах либо на дому. Остальные дети с нарушениями интеллекта вообще не получают образования - в сложившейся в советский период системе образования их считали "необучаемыми". Подобная практика противоречит целому ряду международных правовых актов, ратифицированных Российской Федерацией: Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларации о правах инвалидов, Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, а также Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации "Об образовании", Семейному кодексу Российской Федерации и другим.

Помимо проблем, связанных с недостаточностью ресурсного обеспечения доступного образования детей с проблемами в развитии, внедрению в широкую образовательную практику региона интегрированных форм специального образования препятствует также неготовность ближайшего окружения ребенка с ограниченными возможностями принять идею совместного обучения. С одной стороны, родители детей с проблемами в развитии беспокоятся, что их ребенок столкнется с трудностями общения и окажется неуспешным в учебной деятельности. Родители здоровых сверстников зачастую негативно относятся к совместному обучению, опасаясь, прежде всего, снижения качества образования здоровых учащихся класса, а также возможной психологической напряженности в отношениях между участниками образовательного процесса. Педагоги среди причин, вызывающих обеспокоенность, на первое место выдвигают недостаточное ресурсное обеспечение интегрированного образования - отсутствие безбарьерной среды, необходимого учебного оборудования, специальных методик и учебно-методического сопровождения, специальной подготовки самих педагогов. В связи с этим формирование позитивного общественного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями, правовой культуры населения, толерантного отношения к детям и молодым людям с проблемами в развитии должно стать предметом целенаправленной работы специалистов, представителей общественности, средств массовой информации, других заинтересованных социальных институтов.

Таким образом, для полноценного обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование необходимо решить комплекс задач, направленных на дальнейшее развитие интеграционных процессов в сфере специального образования:

1. Создание достаточных ресурсов, прежде всего кадровых и материально-технических, для включения в процесс раннего выявления и коррекции отклоняющегося развития детей из малочисленных населенных пунктов и детей с тяжелыми и множественными патологиями.

Для этого необходимо:

подготовить корпус специалистов универсального профиля - педагогов-дефектологов, владеющих одновременно основами олигофрено-, тифло- и сурдопедагогики;

обеспечить функционирование в каждом образовательном округе групп круглосуточного пребывания для дошкольников с различными отклонениями в развитии из малочисленных и отдаленных населенных пунктов;

расширить перечень форм оказания специальной помощи по месту жительства, обучения ребенка.

2. Развитие сети образовательных учреждений, удовлетворяющих требованиям доступности маломобильным слоям населения.

3. Обеспечение интегрированного и дистанционного образования необходимым оборудованием, приспособлениями, аппаратурой. Наиболее экономичной и мобильной формой обеспечения образовательного процесса дорогостоящим оборудованием длительного пользования является предоставление оборудования ребенку (семье) или образовательному учреждению на период обучения.

4. Разработка новых форм сопровождения проблемного ребенка в образовательном процессе, когда специалист приходит в школу, где учится ребенок, а не ребенка отправляют в интернат, где имеется специалист. Таким высококвалифицированным и мобильным кадровым ресурсом должны располагать все территориальные агентства специального образования.

5. Необходимое методическое обеспечение интегрированного и дистанционного образовательного процесса.

6. Широкая просветительская работа и пропаганда в СМИ идей доступного образования, правовое просвещение населения, формирование толерантного отношения к проблемам граждан с ограниченными возможностями.

Некоторые из обозначенных задач могут быть частично решены в рамках действующих программ и текущей деятельности образовательных учреждений. Так, обеспечение доступности вновь строящихся и реконструируемых образовательных центров возможно в рамках областной инвестиционной программы в области "Образование". Однако в ряде территорий в ближайшей и средней перспективе строительство и реконструкция образовательных учреждений не планируются. Многие образовательные учреждения обеспечены транспортом в рамках целевой программы "Школьный автобус", но эти автобусы не приспособлены для перевозок детей, ограниченных в передвижении. Системный, комплексный подход к решению проблемы доступного и качественного образования детей с проблемами в развитии, их интеграции в образовательное пространство и, в конечном итоге, в общество может быть обеспечен только программными методами.

Помимо мероприятий, предусмотренных Программой, органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают систему мер по интеграции проживающих на соответствующей территории детей и молодых людей с проблемами в развитии. Предполагается, что в местных бюджетах на 2005 - 2008 годы муниципальными образованиями предусмотрены средства на их финансирование в объеме 25556,8 тыс. рублей, из них в 2005 году - 7383,4 тыс. рублей, в 2006 году - 5813,8 тыс. рублей, в 2007 году - 6304,8 тыс. рублей, в 2008 году - 6054,8 тыс. рублей (на основании информации, представленной органами местного самоуправления). Вышеуказанные меры не относятся к расходным обязательствам областного бюджета.

 

Основные цели и задачи Программы

 

Основной целью Программы является интеграция детей и молодых людей с проблемами в развитии в образовательное пространство. Достижение данной цели, во-первых, обеспечит государственные гарантии гражданам с ограниченными возможностями доступного и качественного образования, выбора образовательного учреждения и формы получения образования, права ребенка жить и воспитываться в семье. Во-вторых, это станет инструментом, обеспечивающим гармоничное и полноценное включение ребенка, гражданина с ограниченными возможностями в общество, позволит не только сформировать необходимые компетенции у граждан данной категории, но и обеспечить адекватное и эффективное социальное взаимодействие всех членов сообщества.

Достижение поставленной цели возможно посредством решения ряда задач. Необходимо оптимизировать систему учреждений, обеспечивающую детям с проблемами в развитии возможно более раннюю и полную интеграцию в образовательное пространство, прежде всего, обеспечить доступность услуг по раннему выявлению и специальной помощи ребенку и семье по месту жительства. Для эффективного включения ребенка с проблемами в развитии в образовательный процесс необходимо соответствующее программное и учебно-методическое обеспечение, поскольку интегрированное и дистанционное образование - новые для отечественной образовательной практики формы обучения детей с проблемами в развитии. Это обстоятельство обусловливает необходимость решения задач материально-технического обеспечения интегрированных и дистанционных форм общего и профессионального образования детей и молодых людей с проблемами в развитии, формирования кадрового ресурса интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии, обеспечения благоприятного социально-психологического фона для развития интеграционных процессов в сфере образования детей и молодых людей с проблемами в развитии.

 

Сроки и этапы реализации Программы

 

Срок реализации Программы - с 1 января 2005 года по 31 декабря 2008 года. Реализация мероприятий осуществляется в два этапа. В первые 2 года действия Программы происходит накопление базовых ресурсов, проводятся организационные мероприятия по формированию сети учреждений, разрабатываются программно-методические материалы для обеспечения образовательного процесса с детьми и молодыми людьми с проблемами в развитии, а также для персонала образовательных учреждений. Длительность пилотного этапа - с 1 января 2005 года по 31 декабря 2006 года. Следующий этап внедренческий: с 1 января 2007 года по 31 декабря 2008 года, в этот период осуществляется внедрение ресурсов, наработанных в ходе реализации пилотного этапа, в образовательную практику региона, а также обучение персонала с использованием разработанных в пилотный период материалов. Здесь же продолжается работа по оснащению системы образования Самарской области необходимыми ресурсами.

 

Система программных мероприятий

 

В целях решения поставленных задач по интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии в образовательное пространство предусматривается проведение мероприятий по реализации Программы. Система программных мероприятий и финансовое обеспечение Программы прилагаются.

Предлагаемые программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям:

развитие системы специальной помощи детям с проблемами в развитии раннего (0 - 3 года) и дошкольного возраста;

развитие сети общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей с проблемами в развитии в интегрированных и дистанционных формах;

интеграция детей с проблемами в развитии в систему дополнительного образования детей;

развитие сети учреждений профессионального образования, доступных детям и молодым людям с проблемами в развитии;

создание позитивного общественного отношения к проблеме интегрированного обучения детей и молодых людей с проблемами в развитии.

 

Механизм реализации Программы

 

С целью достижения максимальной эффективности реализации мероприятий Программы в каждом территориальном управлении министерства образования и науки Самарской области, а также в г. Тольятти формируется ТАСО (в г. Самаре ЦСО) - своего рода накопитель программно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов для формирования на соответствующей территории оптимальной системы образования детей и молодых людей с проблемами в развитии. Программно-методическое обеспечение инновационных форм реабилитации и образования детей и молодых людей с проблемами в развитии, разработанное и изданное в рамках п.п. 1.1, 2.1, 3.3 системы программных мероприятий и финансового обеспечения Программы (далее - Мероприятия), будет передано в ТАСО и ЦСО, откуда будет внедряться в образовательные учреждения соответствующего типа и вида с учетом потребностей населения, транспортной доступности, оптимального кадрового обеспечения и других аспектов. Преимущественно через ТАСО и ЦСО будет также осуществляться распределение материально-технических ресурсов, приобретаемых в рамках реализации п.п. 1.2, 2.5, 3.2 Мероприятий. Здесь же планируется сконцентрировать кадровые ресурсы, которые в различных организационных формах, в том числе выездных, обеспечат своевременную коррекцию проблем развития ребенка и сопровождение интегрированных и дистанционных форм образования. Для осуществления таких форм работы п. 2.7 Мероприятий предусмотрено обеспечение ряда учреждений автотранспортом. ТАСО также организуют обучение (в форме обучающих семинаров, курсовой подготовки, мастер-классов, тренингов и др.) педагогов, административного персонала образовательных учреждений, где внедряются инновационные формы реабилитации и обучения детей и молодых людей с проблемами в развитии. Внедрение программных ресурсов в образовательную практику Самарской области будет осуществляться сотрудниками ТАСО и ЦСО в рамках финансирования основной деятельности.

Помимо обучения персонала образовательных учреждений, необходимо, чтобы технологиями работы с детьми и молодыми людьми с проблемами в развитии в инновационных формах владел каждый выпускник учреждений среднего и высшего профессионального образования педагогического профиля. Поэтому в рамках реализации п.п. 1.3, 2.2 Мероприятий планируется разработать и издать программы и методическое сопровождение специальных курсов. Оснащение библиотек УПО педагогического профиля данными изданиями позволит осуществлять подготовку студентов без дополнительных материальных затрат на постоянной основе.

Для успешной интеграции ребенка с проблемами в развитии в общеобразовательную школу зачастую необходимо присутствие еще одного взрослого для оказания помощи ребенку и учителю в установке оборудования, перемещении ребенка, поддержки в ходе выполнения различных видов учебной работы. В настоящее время в штатных расписаниях образовательных учреждений ставок такого вспомогательного персонала (помощников учителя) не предусмотрено. Вместе с тем в ходе реализации программы "Реабилитация", совместного с Британским Советом проекта "Формирование региональной системы интегрированного образования детей с особыми нуждами", сотрудничества с общественностью в Самарской области сформировался дополнительный ресурс - представители различных общественных организаций, объединений, многие родители детей с проблемами в развитии готовы на безвозмездной основе осуществлять вспомогательные функции. Мероприятиями (п. 2.3) предусмотрены разработка и издание материалов, необходимых для обучения вспомогательного персонала, а также организация курсовой подготовки, в рамках которой будет обучено по одной группе слушателей из каждого территориального управления министерства образования и науки Самарской области, г. Самары и г. Тольятти. Обученные в рамках Программы представители общественности смогут сами осуществлять поддержку ребенка с проблемами в развитии в образовательном процессе, а также выполнять тьюторские функции (обучать новых помощников учителя). Важнейшим условием внедрения интегрированных форм образования детей и молодых людей с проблемами в развитии является обеспечение доступности самих образовательных учреждений. Приобретение и установка в одном из общеобразовательных учреждений каждого территориального управления министерства образования и науки Самарской области, г. Самары и г. Тольятти, трех УПО лестничных подъемных устройств обеспечат возможность передвижения внутри учреждения детей с ограниченными двигательными функциями, а обеспечение школьных автобусов этих учреждений приспособлениями для подъема инвалидной коляски (п. 2.4, п. 2.7 Мероприятий) позволит детям посещать школу. Обучение специалистов в рамках второго высшего образования (п. 2.8 Мероприятий) осуществляется с привлечением средств местных бюджетов. Отбор кандидатур на обучение за счет средств областного бюджета осуществляется на конкурсной основе.

Исполнители программных мероприятий обеспечивают своевременное исполнение программных мероприятий, приобретают на конкурсной основе в порядке, установленном действующим законодательством, оборудование и другие средства, отвечают за рациональное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств. Головной исполнитель Программы осуществляет мониторинг эффективности реализации Программы, отражает происходящие изменения социально-экономической ситуации в регионе в ежегодных аналитических отчетах по результатам реализации очередного этапа Программы.

 

Оценка эффективности,

социально-экономических последствий от реализации Программы

 

Реализация мероприятий Программы позволит:

добиться последовательного снижения численности детей с проблемами в развитии на каждой ступени образования посредством эффективной коррекции отклоняющегося развития;

снизить с 51% в 2003/2004 учебном году до 35% в 2008/2009 учебном году долю детей с задержкой психического развития в структуре отклонений в развитии школьников;

увеличить с 21% в 2003/2004 учебном году до 35% в 2008/2009 учебном году долю детей с проблемами в развитии школьного возраста, обучающихся в интегрированных формах;

включить в образовательное пространство детей с тяжелыми и множественными заболеваниями, ранее (до начала действия Программы) обучавшихся на дому или вообще не обучавшихся в образовательных учреждениях;

сформировать преимущественно позитивное отношение в обществе к идее интегрированного образования детей с проблемами в развитии.

 

Финансовое обеспечение Программы

Всего по Программе на 2005-2008 годы предусматриваются расходы в сумме 85659 тыс. рублей. Распределение финансирования Программы приведено в таблице:

 

 

+-------------------------+-----------------------+

|   Получатель средств    | в том числе по годам, |

|                         |      тыс. рублей      |

|                         +-----+-----+-----+-----+

|                         | 2005| 2006| 2007| 2008|

+-------------------------+-----+-----+-----+-----+

|Министерство образования |20406|20169|19550|18633|

|и науки Самарской области|     |     |     |     |

+-------------------------+-----+-----+-----+-----+

|Министерство труда и со- |  872|  858|  659|  847|

|циального развития Са-   |     |     |     |     |

|марской области          |     |     |     |     |

+-------------------------+-----+-----+-----+-----+

|Министерство здравоохра- |  831| 1429| 1003|  214|

|нения Самарской области  |     |     |     |     |

+-------------------------+-----+-----+-----+-----+

|Министерство культуры,   |   47|   47|   47|   47|

|молодежной политики и    |     |     |     |     |

|спорта Самарской области |     |     |     |     |

+-------------------------+-----+-----+-----+-----+

|Всего                    |22156|22503|21259|19741|

+-------------------------+-----+-----+-----+-----+

 

Организация управления Программой и контроль

за ходом ее реализации

 

Контроль за ходом реализации Программы - осуществляет головной исполнитель Программы министерство образования и науки Самарской области.

Рациональное использование средств, выделяемых на реализацию Программы, обеспечивается путем проведения торгов на размещение заказов поставщикам необходимого оборудования в порядке, установленном действующим законодательством.

Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются исполнители Программы. Исполнители Программы корректируют конфигурацию поставляемого оборудования, услуг в соответствии с изменяющимися социальным заказом, ассортиментом предлагаемых товаров и услуг, изменением цен на рынке товаров и услуг в рамках выделенного по соответствующему пункту Программы финансирования.

Исполнители Программы ежегодно направляют головному исполнителю Программы отчет об использовании программных средств и социальной и экономической эффективности реализации очередного года Программы.

 



 

 

 

 

Приложение

к областной целевой программе

"Организация образовательных ресурсов Самарской области

для интеграции детей и молодых людей

с проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы"

 

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

(В редакции Закона  Самарской области от 07.07.2005 № 150-ГД)

 

 

+-----+---------------+------+---------+-------------------------+-----------+-----------+

|  N  |  Мероприятие  | Срок |Источники|  Объем финансирования   |Получатель | Ответст-  |

| п/п |               |испол-|финанси- |        по годам,        |  средств  |  венные   |

|     |               |нения,|рования  |       тыс. рублей       |           | исполни-  |

|     |               | годы |         +------+-----+------+-----+           |   тели    |

|     |               |      |         | 2005 | 2006| 2007 | 2008|           |           |

+-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+

|      1. Развитие системы специальной помощи детям с проблемами в развитии раннего      |

|                          (0 - 3 года) и дошкольного возраста                           |

+-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+

|1.1. |Разработка, из-|2005 -|Областной|   504|  220|      |     |Министерст-|Министерст-|

|     |дание и внедре-|2008  |бюджет   |      |     |      |     |во образо- |во образо- |

|     |ние программно-|      |         |      |     |      |     |вания и    |вания и    |

|     |методического  |      |         |      |     |      |     |науки Са-  |науки Са-  |

|     |обеспечения    |      |         |      |     |      |     |марской об-|марской об-|

|     |различных форм |      |         |      |     |      |     |ласти      |ласти      |

|     |специальной по-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |мощи детям с   |      |         |      |  252|   110|     |Департамент|Департамент|

|     |проблемами     |      |         |      |     |      |     |по вопросам|по вопросам|

|     |в развитии     |      |         |      |     |      |     |семьи,     |семьи,     |

|     |раннего (0 - 3 |      |         |      |     |      |     |материнства|материнства|

|     |года) и дошко- |      |         |      |     |      |     |и детства  |и детства  |

|     |льного возраста|      |         |      |     |      |     |Самарской  |Самарской  |

|     |(специальные   |      |         |      |     |      |     |области    |области    |

|     |учреждения     |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |(группы), ин-  |      |         |      |     |   252|  110|Министерст-|Министерст-|

|     |тегрированные  |      |         |      |     |      |     |во здраво- |во здраво- |

|     |группы, лого-  |      |         |      |     |      |     |охранения  |охранения  |

|     |пункты, группы |      |         |      |     |      |     |Самарской  |Самарской  |

|     |кратковременно-|      |         |      |     |      |     |области    |области    |

|     |го пребывания, |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |игровые группы |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |и др.)         |      |         |      |     |      |     |           |           |

+-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+

|1.2. |Материально-   |2005 -|Областной|  3760| 3760|  3760| 3755|Министерст-|Министерст-|

|     |техническое    |2008  |бюджет   |      |     |      |     |во образо- |во образо- |

|     |обеспечение    |      |         |      |     |      |     |вания и    |вания и    |

|     |системы    спе-|      |         |      |     |      |     |науки Са-  |науки Са-  |

|     |циальной    по-|      |         |      |     |      |     |марской об-|марской об-|

|     |мощи  детям   с|      |         |      |     |      |     |ласти      |ласти      |

|     |проблемами    в|      |         |   564|  442|   385|  361|Департамент|Департамент|

|     |развитии ранне-|      |         |      |     |      |     |по вопросам|по вопросам|

|     |го (0 - 3 года)|      |         |      |     |      |     |семьи,     |семьи,     |

|        дошкольного|      |         |      |     |      |     |материнства|материнства|

|     |возраста       |      |         |      |     |      |     |и детства  |и детства  |

|     |               |      |         |      |     |      |     |Самарской  |Самарской  |

|     |               |      |         |      |     |      |     |области    |области    |

+-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+

|1.3. |Разработка и   |2005 -|Областной|    94|   47|      |     |Министерст-|Министерст-|

|     |введение в про-|2006  |бюджет   |      |     |      |     |во образо- |во образо- |

|     |граммы среднего|      |         |      |     |      |     |вания и    |вания и    |

|     |и высшего про- |      |         |      |     |      |     |науки Са-  |науки Са-  |

|     |фессионального |      |         |      |     |      |     |марской об-|марской об-|

|     |образования,   |      |         |      |     |      |     |ласти      |ласти      |

|     |повышения ква- |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |лификации и пе-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |реподготовки   |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |работников об- |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |разования спе- |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |циального курса|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |"Организация и |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |содержание раз-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |личных форм    |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |оказания специ-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |альной помощи  |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |детям с пробле-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |мами в развитии|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |раннего (0 - 3 |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |года) и дошко- |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |льного возрас- |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |та"            |      |         |      |     |      |     |           |           |

+-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+

|     |               |      |Итого по |  4922| 4721|  4507| 4226|           |           |

|     |               |      |1 разделу|      |     |      |     |           |           |

|     |               |      |         |      |     |      |     |           |           |

+-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+

|     |               |      |Всего по |18376 тыс. рублей        |           |           |

|     |               |      |1 разделу|                         |           |           |

+-----+---------------+------+---------+-------------------------+-----------+-----------+

|         2. Развитие сети общеобразовательных учреждений, реализующих программы         |

|                    общего образования детей с проблемами в развитии                    |

|                        в интегрированных и дистанционных формах                        |

+-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+

|2.1. |Разработка    и|2005 -|Областной|  1676| 1676|  1676| 1676|Министерст-|Министерст-|

|     |апробация учеб-|2008  |бюджет   |      |     |      |     |во образо- |во образо- |

|     |но-мето-       |      |         |      |     |      |     |вания и    |вания и    |

|     |дических   ком-|      |         |      |     |      |     |науки Са-  |науки Са-  |

|     |плексов      по|      |         |      |     |      |     |марской об-|марской об-|

|     |предметам феде-|      |         |      |     |      |     |ласти      |ласти      |

|     |рального и  ре-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |гионального    |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |компонента (ра-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |бочие  тетради,|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |наглядные посо-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |бия,   дидакти-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |ческие материа-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |лы на различных|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |носителях   для|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |детей и методи-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |ческие рекомен-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |дации для  учи-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |теля по их  ис-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |пользованию   в|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |образовательном|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |процессе)   для|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |адаптации к ну-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |ждам  детей   с|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |различными  ви-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |дами   проблем,|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |обучающихся   в|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |интегрированных|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |и дистанционных|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |формах         |      |         |      |     |      |     |           |           |

+-----+---------------+------+---------+------+-----+------+-----+-----------+-----------+

|2.2. |Разработка    и|2005 -|Областной|    94|   47|      |     |Министерст-|Министерст-|

|     |введение в про-|2007  |бюджет   |      |     |      |     |во образо- |во образо- |

|     |граммы среднего|      |         |      |     |      |     |вания и    |вания и    |

|     |и высшего  про-|      |         |      |     |      |     |науки Са-  |науки Са-  |

|     |фессионального |      |         |      |     |      |     |марской об-|марской об-|

|     |образования,   |      |         |      |     |      |     |ласти      |ласти      |

|     |повышения  ква-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |лификации     и|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |переподготовки |      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |работников  об-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |разования  спе-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |циального курса|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |"Организация  и|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |содержание  ин-|      |         |      |     |      |     |           |           |

|     |тегрированного |      |         |      |     |      |     |           |           |


Информация по документу
Читайте также