Расширенный поиск
Постановление Правительства Самарской области от 12.05.2011 № 175ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12.05.2011 N 175 О Стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области на период до 2020 года В целях формирования условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие агропромышленного комплекса Самарской области, Правительство Самарской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития агропромышленного комплекса Самарской области на период до 2020 года. 2. Рекомендовать сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса Самарской области при планировании и осуществлении своей деятельности руководствоваться Стратегией развития агропромышленного комплекса Самарской области на период до 2020 года. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (Альтергота). 4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации. Губернатор - председатель Правительства Самарской области В.В.Артяков ОДОБРЕНА постановлением Правительства Самарской области от 12.05.2011 N 175 Стратегия развития афопромышленного комплекса Самарской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) 1. Цель, задачи и этапы реализации Стратегии Основанием для разработки настоящей Стратегии является поручение Губернатора Самарской области, данное министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и ОАО "Корпорация развития Самарской области" на заседании координационного совета при Губернаторе Самарской области по реализации приоритетных национальных проектов на территории Самарской области от 24.09.2010. При разработке настоящей Стратегии учтены: Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446; Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129. Настоящая Стратегия предназначена: определять приоритетные направления развития агропромышленного комплекса (далее - АПК) и пути их реализации с учетом требований рынка и изменяющихся социально-экономических и климатических условий; быть концептуальной основой для развития государственно-частного партнерства в сфере АПК; обеспечивать согласованность действий органов исполнительной, законодательной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области и хозяйствующих субъектов по направлениям развития АПК в долгосрочной перспективе; являться основополагающим документом при разработке региональных целевых программ развития АПК. Конечной целью реализации настоящей Стратегии является создание эффективного аграрного сектора, способного обеспечить потребности региона в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья, превратить сельскохозяйственного товаропроизводителя в кредитоспособного и инвестиционного активного субъекта рыночной экономики, имеющего выход на областной, внутрироссийский и мировой рынки. Реализация Стратегии будет осуществляться в три этапа: I этап - 2011 - 2013 годы; II этап - 2014 - 2016 годы; III этап - 2017 - 2020 годы. Первый этап реализации Стратегии будет ориентирован на полное преодоление негативных последствий финансового кризиса 2008 - 2009 годов и аномальных агрометеорологических условий 2009 - 2010 годов, стабилизацию ситуации в аграрном секторе экономики Самарской области, создание организационно-экономических условий для устойчивого развития АПК региона в средне- и долгосрочной перспективе. Второй этап предполагает реализацию мероприятий по обеспечению сбалансированного развития всех основных элементов системы регионального АПК и необходимой инфраструктуры, модернизацию производственно-технической базы сельского хозяйства на основе современных технологий, достижение устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, повышение уровня конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК Самарской области на внутри- и межрегиональных товарно-сырьевых рынках. Третий этап нацелен на решение задач инновационного развития АПК, максимального использования производственного потенциала отрасли, достижения уровня сельскохозяйственного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность региона. 2. Оценка состояния и проблемы развития АПК Самарской области АПК Самарской области является одним из важнейших секторов региональной экономики, имеющим стратегическое значение в части обеспечения продовольственной безопасности и сохранения социальной стабильности в регионе. В области функционирует 511 крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций, 2676 крестьянских (фермерских) хозяйств, 281,4 тыс. личных подсобных хозяйств и около тысячи пищевых, перерабатывающих и агросервисных организаций. Сельскохозяйственные угодья Самарской области занимают 3,8 млн. гектаров, что составляет 2 процента площадей Российской Федерации. Пашня составляет 2,9 млн. гектаров. По площади сельскохозяйственных угодий область занимает пятое место в Приволжском федеральном округе после Оренбургской и Саратовской областей, республик Башкортостан и Татарстан. Аграрный сектор области производит 7 процентов продукции сельского хозяйства Приволжского федерального округа. Численность сельского населения Самарской области составляет 615,3 тыс. человек или 19,4 процента всего населения области. Непосредственно в сельскохозяйственном производстве трудится 96,3 тыс. человек. Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы позволила добиться существенных позитивных изменений в аграрном секторе Самарской области. Наблюдается рост объемов произведенной сельскохозяйственной продукции в расчете на один рубль оказанной государственной поддержки, что является критерием эффективности бюджетного финансирования АПК. Рис. Объемы произведенной сельскохозяйственной продукции в Самарской области в расчете на один рубль оказанной государственной поддержки в 2007 - 2009 годах Рисунок не приводится Положительные результаты достигнуты в отрасли растениеводства. За последние три года в области введено в оборот около 400 тыс. гектаров пашни. Значительно (в 1,8 раза) увеличилась площадь посевов озимых зерновых культур: с 380 тыс. гектаров в 2008 году до 667 тыс. гектаров в 2009 году. Это позволило даже в особенно засушливые годы обеспечить потребности области в семенном и продовольственном зерне. Усовершенствована структура посевных площадей сельскохозяйственных культур. Наряду с увеличением площади посева озимых культур в 1,5 - 2 раза возросли посевные площади зернобобовых и высокоэнергетических технических культур: льна масличного, сои и нута, занимающих площадь 148,9 тыс. гектаров. Стабилизировалась ситуация в животноводческой сфере. Впервые за многие годы в регионе наметилась тенденция увеличения поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) и мелкого рогатого скота, рост которого по итогам 10 месяцев 2010 года составил по КРС на 4,5 тыс. голов, по мелкому рогатому скоту - на 13 тыс. голов к уровню начала года. Численность скота мясного направления увеличилась до 16,6 тыс. голов (в 2005 году - 1,5 тыс. голов), удельный вес племенного КРС - до 15 процентов. Продуктивность молочного стада коров в сельхозорганизациях области за последние 5 лет увеличилась на 17,5 процента и составила в 2009 году 3701 килограмм молока. В 2010 году темпы роста продуктивности сохраняются. В последние годы снизилось выбытие техники в результате списания. Государственная поддержка, оказанная сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2008 - 2009 годах, способствовала ускорению процесса обновления парка техники. В 2008 году число приобретенных машин впервые сравнялось с числом списанных. Необходимо отметить, что в 2009 - 2010 годах на деятельность АПК Самарской области оказывал влияние целый комплекс внешних негативных факторов. Во-первых, в результате аномальных агрометеорологических условий площадь погибших посевов в 2009 году составила 605 тыс. гектаров и в 2010 году - 894 тыс. гектаров. В целом по области из-за гибели посевов недополучено соответственно 1,0 и 1,5 млн. тонн зерна. Засуха негативно отразились на обеспеченности отрасли животноводства качественными кормами в достаточном количестве. Во-вторых, в связи с негативными последствиями мирового финансово-экономического кризиса, сложностями получения долгосрочных кредитов приостановлен ряд инвестиционных проектов. Тем не менее, несмотря на экстремальные погодно-климатические условия и неблагоприятную экономическую конъюнктуру, благодаря комплексу проведенных мероприятий и финансовой поддержке, оказанной на федеральном и региональном уровнях, удалось не допустить возникновения кризисных явлений в АПК Самарской области, сохранить производственный потенциал сельскохозяйственной отрасли и обеспечить стабильную динамику ключевых показателей животноводческого сектора региона. В то же время устойчивое развитие АПК Самарской области в долгосрочной перспективе требует определения приоритетных направлений развития с учетом изменяющихся условий внутренней и внешней среды, что и обусловливает необходимость разработки настоящей Стратегии. 3. SWOT - анализ ситуации в АПК Самарской области В целях разработки настоящей Стратегии был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT, результаты которого приводятся ниже. |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | S (сильные стороны) | W (слабые стороны) | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 1. Сформированная система | 1. Недостаточная устойчивость | | государственной поддержки АПК | производства основных видов | | | сельскохозяйственной продукции | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 2. Непосредственное участие и | 2. Сложности привлечения кредитных | | ответственность органов власти | ресурсов для обеспечения устойчивых | | муниципальных районов за эффективную | процессов расширенного | | реализацию региональной аграрной | воспроизводства АПК | | политики | | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 3. Высокий научно-исследовательский, | 3. Недостаточный уровень | | агроинновационный и образовательный | технического оснащения отрасли | | потенциал отрасли | | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 4. Наличие значительных земельных | 4. Дефицит квалифицированных кадров | | ресурсов | на селе, низкая социальная | | | привлекательность сельских | | | территорий | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 5. Наличие на территории области | 5. Недостаточный уровень развития | | предприятий сельскохозяйственного | рыночной инфраструктуры сельских | | машиностроения | территорий. Проблемы сбыта | | | произведенной сельскохозяйственной | | | продукции | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 6. Значительный потребительский | | | потенциал региона | | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 7. Наличие современных предприятий | | | пищевой и перерабатывающей | | | промышленности | | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | Т (угрозы) | О (возможности) | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 1. Усиление глобальной и | 1. Формирование производственной | | межрегиональной конкуренции на | структуры АПК с учетом требований | | агропродовольственном рынке, в том | научно обоснованных систем ведения | | числе и в случае вступления России в | сельского хозяйства | | ВТО | | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 2. Рост цен на энергоносители, | 2. Повышение результативности | | усиление диспаритета цен на | государственной поддержки | | продукцию промышленности и сельского | | | хозяйства | | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 3. Повышение специфических рисков | 3. Сохранение почвенного плодородия, | | аграрной сферы (влияние | проведение комплекса | | неблагоприятных | агромелиоративных мероприятий. | | агрометеорологических условий) | Реконструкция и восстановление | | | мелиоративных систем | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 4. Потеря почвенного плодородия | 4. Широкое применение | | | ресурсосберегающих технологий в | | | растениеводстве и животноводстве, | | | восполнение недостающих для | | | интенсификации средств природными | | | факторами плодородия | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | 5. Отток квалифицированных кадров из | 5. Контроль за состоянием | | аграрной сферы, старение рабочих | сельскохозяйственных угодий и | | кадров, обострение социальных | методами ведения аграрного | | проблем на селе | производства на основе мониторинга | | | и применения штрафных санкций | | | при обнаружении нарушений | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | | 6. Масштабное и системное | | | привлечение стратегических | | | инвестиций в сельское хозяйство и | | | создание современных производств по | | | максимальной переработке | | | сельскохозяйственной продукции при | | | реализации мероприятий по повышению | | | инвестиционной привлекательности | | | АПК | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | | 7. Создание рыночной инфраструктуры, | | | предназначенной для оказания помощи | | | сельхозтоваропроизводителям в | | | вопросах выгодной реализации | | | произведенной продукции | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| | | 8. Развитие системы | | | сельскохозяйственной и | | | потребительской кооперации | |—————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————| 4. Миссия и стратегические цели развития АПК Самарской области Общественной миссией, выполняемой АПК, является обеспечение населения широким ассортиментом высококачественных продуктов питания согласно научно обоснованным нормам, рациональное использование природных ресурсов. Выполнение указанной общественной миссии требует постановки стратегических целей развития АПК Самарской области, которыми являются: достижение достаточного для обеспечения продовольственной безопасности региона уровня производства основных видов высококачественных продуктов питания; приоритетное развитие животноводческой отрасли Самарской области, обеспечивающей устойчивое развитие растениеводства за счет создания внутреннего рынка потребления зерна, производство жизненно важных продуктов питания; повышение эффективности функционирования АПК Самарской области; обеспечение максимального производства сельскохозяйственной продукции по инновационным и ресурсосберегающим технологиям; развитие рыночной инфраструктуры АПК; сохранение и повышение плодородия почв. 5. Принципы региональной аграрной политики Достижение стратегических целей развития АПК Самарской области возможно при соблюдении следующих принципов региональной аграрной политики: повышение эффективности государственной поддержки, обеспечение целевого использования бюджетных средств; расширение использования подхода к оказанию финансовой помощи из областного бюджета по принципу "государственная поддержка в обмен на результаты", повышение ответственности получателей бюджетных средств за обеспечение производства конечного продукта; повышение ответственности органов местного самоуправления за результаты развития сельскохозяйственной отрасли в муниципальных образованиях; регулирование баланса интересов производителей сельскохозяйственной продукции и организаций сфер переработки и торговли, создание новых интегрированных и кооперативных структур, развитие рыночной инфраструктуры; оказание государственной поддержки в освоении инновационных методов ведения сельскохозяйственного производства; развитие эффективной инвестпроводящей системы в АПК, привлечение в аграрный сектор интенсивного высокопродуктивного специализированного производства с использованием интенсивных технологий инвесторов, реализующих проекты максимальной переработки сельскохозяйственной продукции и производства средств производства для АПК, поиск и использование различных коммуникативных площадок для обмена информацией и согласования совместных программ действий власти и бизнеса; экологизация технологий сельскохозяйственного производства в целях производства экологически чистых продуктов питания; формирование новых стереотипов поведения и профессиональной деятельности в организациях аграрной экономики, в том числе путем интенсивного обучения персонала, повышения квалификации руководителей и специалистов. 6. Продовольственная безопасность Самарской области В основу формирования подхода к определению продовольственной безопасности Самарской области положена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Продовольственная независимость Самарской области - устойчивое внутрирегиональное производство пищевых продуктов в объемах не менее установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах областного рынка соответствующих продуктов. Продовольственная безопасность Самарской области - состояние экономики региона, при котором обеспечивается продовольственная независимость Самарской области, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого жителя региона пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не менее рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.08.2010 N 593н "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания". Решение задачи повышения продовольственной безопасности региона будет осуществляться за счет увеличения производства и повышения конкурентоспособности продукции, обеспечения импортозамещения на внутреннем региональном рынке, повышения доходности сельхозтоваропроизводителей. Критерием обеспечения продовольственной безопасности Самарской области является соответствие фактического удельного веса собственного производства пищевых продуктов в годовом объеме потребления населением региона продуктов питания пороговым значениям удельного веса собственного производства в общем объеме потребления, обеспечивающим продовольственную безопасность Самарской области, установленным в настоящей Стратегии. Применительно к Самарской области перечень пищевых продуктов, для которых установлены пороговые значения, сформирован на основании перечня, содержащегося в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации (далее - перечень), но с учетом специфики регионального сельскохозяйственного производства. АПК Самарской области не специализируется на производстве сахара, рыбной продукции и соли пищевой, в связи с чем указанные пищевые продукты не включены в перечень. При этом дополнительно в перечень включено производство яиц, овощей и бахчевых культур. За счет собственного производства в полном объеме обеспечивается потребность населения области в хлебе и хлебобулочной продукции, картофеле и растительном масле. По овощной продукции за счет собственного производства обеспеченность составляет 95 процентов, по мясу и мясопродуктам - 58 процентов, молоку и молокопродуктам - 57 процентов. В Самарскую область ввозится 80 тыс. тонн мяса и мясопродуктов и более 420 тыс. тонн молока и молокопродуктов. Расчет необходимого годового объема собственного производства основных видов продуктов питания для обеспечения продовольственной безопасности Самарской области приведен в приложении 1 к настоящей Стратегии. 7. Основные направления Стратегии 7.1. Интенсивное развитие растениеводства Отрасль растениеводства Самарской области располагает потенциалом, способным обеспечить в полном объеме потребности населения в ассортименте основной сельскохозяйственной продукции, поставить на внешний рынок значительные объемы зерна, картофеля, маслосемян подсолнечника, льна масличного, сои, рапса и внести существенный вклад в укрепление экономики аграрного сектора области. Применение современных адаптивных систем земледелия в Самарской области позволяет получать высокие урожаи зерновых и зернобобовых культур (до 30 ц/га), подсолнечника (до 20 ц/га), картофеля (свыше 300 ц/га), овощей (свыше 400 ц/га). Основой отрасли растениеводства Самарской области является производство высококачественного продовольственного зерна. С учетом почвенно-климатических условий Самарская область имеет возможность увеличить объемы производства высококачественной пшеницы продовольственных кондиций до уровня 75 - 80 процентов (в 2010 году - 60%). Производство зерна в Самарской области является основой для животноводства и ряда отраслей перерабатывающей промышленности. Высокий уровень развития селекционной науки в Самарской области создает хорошие предпосылки для выхода на рынок семян зерновых культур. Самарская область в перспективе до 2020 года может обеспечить объем производства зерна в размере 2,5 млн. тонн. Одним из наиболее перспективных направлений развития отрасли растениеводства является увеличение производства растительного масла. Его основой является возделывание и переработка подсолнечника, льна масличного, сои и рапса как наиболее рентабельных культур в местных условиях. Производство масличных культур в Самарской области достигает 250 - 350 тыс. тонн, а в перспективе может увеличиться до 560 тыс. тонн. Важнейшими стратегическими задачами в отрасли растениеводства являются: в 2011 - 2013 годах - стабилизация объемов производства зерновых культур, подсолнечника, картофеля и овощей; в 2014 - 2016 годах - формирование материально-технической и технологической основы для эффективного использования сельскохозяйственных угодий области, обеспечение ежегодного прироста объемов валовой продукции растениеводства на уровне 10 - 15 процентов; в 2017 - 2020 годах - достижение наиболее полного и эффективного использования потенциала отрасли. На I этапе развития растениеводства в Самарской области в рамках Стратегии (2011 - 2013 годы) приоритетными направлениями являются: вовлечение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, привлечение к данному процессу эффективно работающих собственников, инвесторов; доведение объемов страхования посевов до 40 процентов от площади сельскохозяйственных культур; восстановление и развитие сети специализированных организаций по оказанию технологических услуг в отрасли растениеводства; создание областного страхового и переходящего фонда семян сельскохозяйственных культур; разработка и освоение современных научно обоснованных систем ведения растениеводства, предусматривающих оптимизацию структуры посевных площадей, применение минеральных удобрений в размере не менее 30 килограммов в действующем веществе на 1 гектар посевных площадей, внесения органических удобрений до 0,6 млн. тонн, проведение необходимых объемов защитных мероприятий. II этап развития растениеводства в Самарской области в рамках Стратегии (2014 - 2016 годы) предполагает: доведение удельного веса семян высоких репродукций зерновых и зернобобовых культур до 80 - 85 процентов, подсолнечника, картофеля - до 100 процентов; расширение государственной поддержки важнейших направлений развития растениеводства; совершенствование структуры посевных площадей; внедрение научно обоснованной системы земледелия и освоение севооборотов; увеличение объема применения минеральных удобрений до 45 килограммов в действующем веществе на один гектар посевных площадей, внесения органических удобрений до 1 млн. тонн. На III этапе (2017 - 2020 годы) приоритетными направлениями будут являться: увеличение объема применения удобрений до 70 килограммов в действующем веществе на один гектар посевных площадей, применения органических удобрений до 1,2 млн. тонн на основе освоенной научно обоснованной системы земледелия и стабильной структуры посевных площадей; доведение валовых сборов зерновых культур до 2,5 млн. тонн, картофеля до 600 тыс. тонн, овощей, плодов и ягод до 350 тыс. тонн, подсолнечника до 360 тыс. тонн, льна масличного, сои и рапса до 200 тыс. тонн. Индикаторы развития растениеводства представлены в приложении 2 к настоящей Стратегии. 7.2. Развитие мелиорации Аномальные погодные условия 2009 - 2010 годов показали необходимость пересмотра политики в сфере мелиорации. Развитие мелиорации в рамках Стратегии не только позволит снизить риски гибели сельскохозяйственных культур от неблагоприятных природно-климатических условий и повысить их урожайность, но и в целом будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности Самарской области, повышению конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельхозпроизводства при любой погоде. Мероприятия, обеспечивающие выполнение целевых установок Стратегии, должны включать: развитие и внедрение инновационных способов орошения, мелиоративных систем нового поколения, что позволит сэкономить водные ресурсы на 25 - 30%; применение современной мелиоративной и поливной техники, обеспечивающей коэффициенты эксплуатационной надежности, полезного действия и экономию материальных, людских и денежных ресурсов на 15 - 20 процентов, водных ресурсов на 30 - 40 процентов; совершенствование, формирование и внедрение ресурсосберегающих, экологически безопасных агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур в системе адаптивно-ландшафтного обустройства территории, обеспечивающих эффективное использование природно-ресурсного потенциала мелиорированных земель и быстрый оборот инвестиций; создание и освоение инновационных природоохранных технологий повышения плодородия сельскохозяйственных угодий, очистки и кондиционирования дренажных и сточных вод; обводнение территорий, повышение водообеспеченности и улучшение сельскохозяйственного водоснабжения; формирование нормативно-правовой, научной и методической основы развития мелиоративного комплекса Самарской области; восстановление инфраструктуры на существующих гидромелиоративных системах и ее создание на вновь строящихся объектах; развитие системы проектно-изыскательских работ, в том числе приобретение современной техники для изысканий и проектирования мелиоративных систем; информационно-аналитическое обеспечение сферы мелиорации; совершенствование системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, обеспечивающих соответствие техническим, технологическим и организационным требованиям к мелиоративным объектам в условиях изменившегося хозяйственного механизма страны и становления инновационной экономики. Стратегия должна быть направлена на решение проблемы продовольственной безопасности за счет обеспечения устойчивого инновационного развития сельского хозяйства и создания средствами комплексной мелиорации механизма эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и природных ресурсов независимо от климатических изменений и аномалий. Реализацию Стратегии в части развития мелиорации в Самарской области планируется осуществить в три этапа. I этап (2011 - 2013 годы) предусматривает разработку проектно-сметной документации, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных систем, принятие организационных и правовых решений по проектированию, строительству, эксплуатации и управлению объектов мелиорации. II этап (2014 - 2016 годы) предусматривает продолжение реконструкции, строительство отдельно расположенных гидротехнических сооружений и мелиоративных систем нового поколения, техническое перевооружение, а также дальнейшее осуществление прикладных научных исследований, разработку и внедрение инновационных технологий и новых высокоэффективных технических средств. III этап (2017 - 2020 годы) предусматривает проектирование и строительство новых мелиоративных систем. 7.3. Интенсивное развитие животноводства Основной задачей развития животноводства в Самарской области в рамках Стратегии является создание условий, способствующих повышению экономической эффективности сельскохозяйственного производства, увеличению объемов производства животноводческой продукции и ликвидации зависимости Самарской области от ввоза продуктов питания из-за пределов региона. На I этапе развития животноводства в Самарской области в рамках Стратегии (2011 - 2013 годы) предполагается создание организационных, экономических и правовых условий для увеличения поголовья и продуктивности сельскохозяйственных животных. Приоритетными направлениями на данном этапе являются: совершенствование региональной системы государственной поддержки животноводства в части повышения ориентированности на конечный результат, механизмов финансирования из областного бюджета технического перевооружения и реконструкции существующих, а также строительства новых животноводческих комплексов; субсидирование сельхозтоваропроизводителей, осуществивших строительство и реконструкцию животноводческих ферм; создание семейных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; строительство мелкотоварных ферм на 100 - 300 коров; завершение реализации крупнейших инвестиционных проектов в отрасли свиноводства, птицеводства, молочного и мясного скотоводства; совершенствование технологий кормопроизводства и кормления, укрепление кормовой базы за счет насыщения севооборота высокоэнергетическими многолетними травами до научно обоснованных норм; разработка и внедрение в производство новых технологий разведения, содержания и кормления сельскохозяйственных животных путем привлечения научно-исследовательских учреждений; коренное улучшение генетического потенциала КРС посредством увеличения доли чистопородного скота и совершенствования селекционно-племенной работы (расширение сети племенных организаций, закупка племенного молодняка лучшей мировой и отечественной селекции, биопродукции, приобретение современного лабораторного оборудования); создание объединения по племенному делу с формированием в его составе племенных репродукторов, располагающего необходимой материально-технической базой для осуществления кормопроизводства; развитие системы переработки и сбыта животноводческой продукции (сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и реализацию конечного продукта и др.). На II этапе (2014 - 2016 годы) планируется осуществление масштабной модернизации производства, увеличение объемов производства продукции животноводства. К приоритетным направлениям на данном этапе отнесены: привлечение в отрасль стратегических инвесторов; строительство, реконструкция и модернизация животноводческих объектов, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства; доведение параметров действующих животноводческих комплексов до современных технологических и экологических стандартов; создание и использование долголетних культурных пастбищ, которые могут формироваться как на природных пастбищных участках, так и на малопродуктивных и эрозионно опасных пахотных землях; развитие мясного овцеводства, создание в области сети специализированных хозяйств по товарному производству баранины. III этап (2017 - 2020 годы) предусматривает реализацию мероприятий по закреплению достигнутых показателей развития животноводства, обеспечению устойчивого воспроизводства поголовья сельскохозяйственных животных на основе созданной на предшествующих этапах реализации Стратегии материально-технической и технологической базы, выходу сельскохозяйственных товаропроизводителей Самарской области на межрегиональный рынок сельскохозяйственной продукции. Индикаторы развития животноводства представлены в приложении 3 к настоящей Стратегии. Важнейшие инвестиционные проекты в сфере животноводства, реализация которых обеспечит достижение запланированных индикаторов развития, приведены в приложении 4 к настоящей Стратегии. 7.4. Совершенствование кормовой базы Состояние животноводческой отрасли и уровень производства продукции животноводства на 75 - 80 процентов определяются достаточностью и полноценностью кормовой базы. Главными принципами рациональной организации кормопроизводства на территории Самарской области являются: планирование и согласованность кормопроизводства и животноводства; опережение производства кормов по отношению к животноводству с учетом кормовых запасов; соответствие структуры кормопроизводства зональным условиям и специализации животноводства; действенное использование земли на основе оптимизации структуры кормовых угодий; повышение урожайности кормовых культур за счет размещения их на орошаемых землях, применение удобрений и других современных приемов возделывания; улучшение использования естественных угодий. Для развития отрасли животноводства предстоит реализовать комплекс мер, направленных на обеспечение производства кормов, сбалансированных по всем питательным веществам, макро- и микроэлементам. Основная роль в создании устойчивой кормовой базы и биологизации земледелия принадлежит многолетним травам, удельный вес площадей которых должен составлять не менее 10 процентов от площади пашни с доведением площади посева до 250 тыс. гектаров. Основными направлениями создания прочной кормовой базы в Самарской области являются следующие: на I этапе (2011 - 2013 годы): развитие семеноводства многолетних трав и других кормовых культур с восстановлением необходимой линии первичного семеноводства и работы семяочистительных станций; доведение ежегодного объема обновления многолетних трав до 20 - 25 тыс. гектаров; доведение посева многолетних бобовых трав и их смесей с другими культурами до 70 - 75 процентов от общей площади трав, расширение площади посева сои, гороха; на II этапе (2014 - 2016 годы): планирование кормопроизводства для всех предприятий и в первую очередь для современных животноводческих комплексов с разработкой системы зеленых и сырьевых конвейеров; дальнейшее совершенствование структуры кормовых угодий и зернофуражных культур в чистых и смешанных посевах и внедрение системы семеноводства многолетних и однолетних трав, доведение объема производства семян многолетних и однолетних трав до 1,5 - 1,6 тыс. тонн, проведение ежегодного перезалужения на площади не менее 35 тыс. гектаров; восстановление орошаемых сенокосов и пастбищ и улучшение естественных кормовых угодий; на III этапе (2017 - 2020 годы): опережающее планирование создания кормовой базы, основанной на системе зеленых и сырьевых конвейеров при рациональной структуре кормовых угодий для каждой зоны области; возобновление работы орошаемых земель с размещением на них до 90 процентов кормовых культур, создание высокопродуктивных орошаемых севооборотов с продуктивностью кормовых культур не ниже 10 - 12 тыс. кормовых единиц с одного гектара; применение современных технологий возделывания кормовых культур с использованием планируемых уровней внесения удобрений, рациональной системы кормозаготовки, не допускающей перестоя травостоя; применение новейшего комплекса машин и орудий для возделывания и заготовки кормовых культур, обеспечивающих питательную ценность кормов не ниже 9 - 12 МДж на один килограмм сухого вещества; осуществление мероприятий по поверхностному и коренному улучшению естественных кормовых угодий на площади 240 - 300 тыс. гектаров. 7.5. Развитие технического потенциала Сегодня имеющегося парка сельскохозяйственной техники в основном достаточно для выполнения всего комплекса сельскохозяйственных работ. В то же время в общей структуре машинно-тракторного парка амортизационные сроки отработали свыше 75 - 85 процентов машин, имеющихся на сельскохозяйственных предприятиях и в фермерских хозяйствах Самарской области. Норматив значения насыщенности сельскохозяйственной техникой для зоны Поволжья на 1000 гектаров составляет по тракторам 6 единиц, по зерноуборочным комбайнам и кормоуборочным комбайнам - 4,5 единицы. На сегодняшний день обеспеченность в области основными видами техники на 1000 гектаров составляет по тракторам 3,2 единицы, по зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам - 2,2 единицы. Необходимо обновление и приобретение техники, без которой невозможно обеспечить своевременное и качественное выполнение всего комплекса агротехнических мероприятий. В связи с этим необходимо дополнительно приобрести тракторов 8,3 тыс. единиц, зерноуборочных комбайнов - 2,1 тыс. единиц, кормоуборочных комбайнов - 200 единиц, посевных и почвообрабатывающих машин - 1,8 тыс. единиц на общую сумму 27,4 млрд. рублей. Стратегия развития технического потенциала АПК области заключается в реализации следующих мероприятий: приобретение надежной высокопроизводительной и энергонасыщенной техники нового поколения; восстановление и модернизация имеющихся на селе парка машин и оборудования на специализированных ремонтно-технических предприятиях; формирование технической инфраструктуры аграрного сервиса для сельхозтоваропроизводителей области, направленной на обеспечение высокой технической готовности парка машин, а также создание широкой сети сервисных технических центров заводов-изготовителей машин и их дилерских пунктов; развитие рынка механизированных услуг путем создания специализированных организаций по оказанию помощи сельхозтоваропроизводителям области в обработке земель, а также своевременной уборке сельскохозяйственных культур в целях повышения уровня технической оснащенности, решения социальных задач путем повышения эффективности использования сельскохозяйственных машин. Поступающая в хозяйства техника должна быть ориентирована на выполнение высокоэффективных ресурсосберегающих технологий производства, на замену однооперационных агрегатов на широкозахватные, многофункциональные, универсально-комбинированные и адаптирована к изменяющимся условиям производства. Основными источниками приобретения новой техники для сельскохозяйственных товаропроизводителей области является ее получение на лизинговой основе, за счет собственных средств предприятий, кредитов банков с субсидированием процентной ставки за счет средств федерального и областного бюджетов. В целях развития технического потенциала АПК области предусматривается увеличение объема финансовых средств, направленных на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей по приобретению новой техники, оборудования для животноводческих ферм, в виде субсидий на возмещение затрат на приобретение техники за счет средств областного бюджета. На I этапе (2011 - 2013 годы) в рамках областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009 - 2013 годы планируется приобрести 2,56 тыс. тракторов, 995 зерноуборочных комбайнов и 147 кормоуборочных комбайна. За счет выполнения мероприятий по повышению технической оснащенности АПК в 2013 году будут достигнуты следующие показатели результативности: коэффициент обновления тракторов составит 10,3 процента, зерноуборочных комбайнов - 13 процентов, кормоуборочных комбайнов - 11,6 процента; энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций в расчете на 100 гектаров посевной площади увеличится на 21 процент и достигнет 133 лошадиных сил. Обновление парка техники с учетом ее списания составит по тракторам и зерноуборочным комбайнам 14 процентов, по кормоуборочным комбайнам - 26 процентов (к уровню 2010 года). На II этапе (2014 - 2016 годы) стратегическими направлениями развития технического потенциала будут: внедрение операционных технологий, выполняемых высокопроизводительной и энергонасыщенной техникой нового поколения для возделывания и уборки зерновых культур, производства мяса, молока, яиц и другой животноводческой продукции; разработка региональной системы взаимодействия торгово-снабженческих организаций, производственных предприятий АПК и предприятий технического сервиса для эффективного использования сельскохозяйственной техники; обоснование технологии использования топлива и смазочных материалов на растительной основе в сельскохозяйственной технике. Планируется приобрести 1,9 тыс. единиц тракторов, 1,0 тыс. единиц зерноуборочных комбайнов и 130 единиц кормоуборочных комбайнов. Будут достигнуты следующие показатели результативности: коэффициент обновления тракторов составит 20 процентов, зерноуборочных комбайнов - 13 процентов, кормоуборочных комбайнов - 30 процентов; энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций в расчете на 100 гектаров посевной площади достигнет 143 лошадиные силы. На III этапе (2017 - 2020 годы) стратегическими направлениями развития технического потенциала будут: оптимизация структуры и состава машинно-тракторного парка производственных подразделений АПК различных форм собственности с учетом объемов производства продукции растениеводства и животноводства, наличия и занятости сельского населения; формирование инфраструктуры аграрного технического обеспечения и сервиса сельхозтоваропроизводителей области, направленной на обеспечение высокой технической готовности парка машин (специализированные пункты технического обслуживания, станции технического обслуживания и ремонта тракторов и комбайнов, специализированные ремонтные и торгово-снабженческие организации); внедрение региональной системы подготовки технических кадров различного уровня для сельскохозяйственных предприятий и сервисных служб с организацией сети учебно-сервисных пунктов в районах области; формирование вторичного рынка тракторов, зерноуборочных комбайнов, сельскохозяйственной техники, машин и оборудования; разработка технологического комплекса машин и организация производства топлива и смазочных материалов из растительного сырья. Планируется приобрести 2,9 тыс. единиц тракторов, 1,4 тыс. единиц зерноуборочных комбайнов и 200 единиц кормоуборочных комбайнов. 7.6. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Приоритетными направлениями развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности Самарской области на долгосрочную перспективу являются: техническое перевооружение и модернизация производства в целях обеспечения конкурентоспособности в связи с предстоящим вступлением России в ВТО; внедрение в производство продуктов нового поколения с заданными функциональными свойствами; развитие переработки на территории муниципальных районов Самарской области. На I этапе (2011 - 2013 годы) приоритетными направлениями являются: в сфере развития хлебопекарной и мукомольной промышленности: проведение комплексного технического перевооружения хлебозаводов с заменой печей устаревших моделей и всего комплекса вспомогательного технологического оборудования, освоение и внедрение новых прогрессивных технологий; внедрение системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами (ISO-9001-2000); создание дополнительных мощностей по переработке зерна на крупу; в сфере развития молочной промышленности: привлечение инвестиций для технического перевооружения действующих предприятий; организация производства и расширение ассортимента функциональных, экологических и геродиетических молочных продуктов; разработка мер региональной государственной поддержки производства заменителей цельного молока для животноводства; дальнейшее расширение сырьевой базы за счет сбора молока в личных подсобных хозяйствах и построенных мелкотоварных фермах; в сфере развития мясной промышленности: совершенствование технологического процесса производства продукции, углубление степени переработки и создание новых потребительских качеств мясных изделий; организация районных закупочных пунктов (кооперативов) мясного сырья для последующей первичной переработки и реализации; создание региональных торговых марок (брендов) мясной продукции и активное их продвижение. На II этапе (2014 - 2016 годы) приоритетными направлениями являются: начало строительства Похвистневского сахарного завода с годовой мощностью производства 180 тыс. тонн сахара из сахарной свеклы и 200 тыс. тонн сахара из сырца; в сфере развития хлебопекарной и мукомольной промышленности: внедрение информационных технологий, которые упростят процесс обработки и подготовки сырья к переработке; привлечение инвестиций для технического перевооружения действующих предприятий мукомольной промышленности; в сфере развития молочной промышленности: модернизация законсервированных сыродельных заводов, строительство новых маслосыродельных цехов на семейных фермах; интеграция молокоперерабатывающей промышленности с сельскохозяйственными предприятиями в целях повышения эффективности использования сельскохозяйственного потенциала и разработки мер по стимулированию поставок на переработку высококачественного сырого молока; расширение использования ресурсосберегающих технологий и биотехнологий, внедрение в производство продуктов нового поколения; в сфере развития мясной промышленности: модернизация и технологическая реконструкция действующих производств по выпуску мясных и колбасных изделий; максимальное привлечение на переработку сырья собственного производства за счет восстановленных производственных объектов (фермы, птицефабрики); обеспечение холодильными емкостями и хранилищами, а также специализированным транспортом для перевозки скоропортящегося сырья и пищевой продукции. На III этапе (2017 - 2020 годы) приоритетными направлениями определены: завершение строительства Похвистневского сахарного завода с годовой мощностью производства 180 тыс. тонн сахара из сахарной свеклы и 200 тыс. тонн сахара из сырца; в сфере развития хлебопекарной и мукомольной промышленности: развитие инновационного производства замороженных полуфабрикатов и частично выпеченной хлебобулочной продукции; производство хлебобулочных изделий, обогащенных различными натуральными и нетрадиционными добавками, которые восполняют дефицит необходимых организму веществ и поддерживают здоровье человека, а также выпуск хлебобулочной продукции с длительными сроками реализации; разработка технологии производства качественно новых безопасных пищевых продуктов, потребление которых будет способствовать сохранению и укреплению здоровья населения области; в сфере развития молочной промышленности: масштабное восстановление молокоперерабатывающей отрасли, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства, на основе увеличения производства сырого молока; инновационное развитие производственных процессов для совершенствования потребительских свойств молочной продукции, позволяющих создать устойчивое конкурентное преимущество региональных товаропроизводителей; использование всех составных частей молока и вторичного молочного сырья, увеличение выхода готовой продукции из единицы перерабатываемого сырья, сокращение отходов производства; в сфере развития мясной промышленности: реализация мероприятий по повышению качества и снижению себестоимости готовой продукции; обеспечение комплексной переработки сырья, развитие производства комбинированных и многокомпонентных продуктов, в том числе для лечебного питания, с применением вторичных продуктов убоя и растительных компонентов; создание мясоперерабатывающими организациями единых сбытовых компаний в целях проведения маркетинговых исследований целевых рынков сбыта и организация в других регионах оптовых площадок по продвижению производимой в Самарской области мясной продукции. В результате реализации мероприятий мощности предприятий мясной промышленности области по переработке скота и мяса птицы увеличатся на 150 тыс. тонн. 8. Развитие рыночной инфраструктуры АПК Самарской области Одной из важнейших задач развития АПК Самарской области является создание условий для эффективной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием на продовольственном рынке Самарской области. Определяющими мерами развития этого направления должны стать: обеспечение равноправных условий для свободного выхода на цивилизованный рынок сельскохозяйственной продукции товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; содействие стабилизации и развитию в Самарской области рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, повышение конкурентоспособности и расширение ассортимента выпускаемой продукции с учетом потребностей рынка и платежеспособности населения; сокращение этапов продвижения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия от товаропроизводителей до покупателей с исключением дополнительных затрат и посредников; формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе применения мер экономического стимулирования в соответствии с законодательством; расширение практики участия сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК Самарской области в конкурсах по размещению государственных и муниципальных заказов на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; содействие развитию рыночной инфраструктуры, ведение мониторинга экономической ситуации на продовольственном рынке Самарской области; развитие системы маркетингового и информационно - аналитического обеспечения продовольственного рынка Самарской области, в том числе по вопросам конъюнктуры спроса и предложения, цен, положения на внутреннем и внешнем продовольственных рынках; координация межрегиональных экономических связей, согласование мер ценового и иных механизмов региональной политики регулирования процесса реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; развитие системы заготовки и сбыта сельскохозяйственной продукции организациями потребительской кооперации Самарской области, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в том числе ориентация сбыта заготовленной сельскохозяйственной продукции на крупных и системных покупателей; создание условий для реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в период наиболее выгодной цены; развитие ярмарочно-рыночной торговли. В рамках реализации Стратегии планируется осуществление ОАО "Корпорация развития Самарской области" проекта по строительству комплекса по хранению и доработке свежих овощей и картофеля, что будет способствовать формированию единой продуктово-технологической цепочки производства и реализации картофеля и овощей, сглаживанию резких сезонных ценовых колебаний на овощи и картофель на продуктовом рынке Самарской области. 9. Развитие научно-инновационного потенциала Важным фактором поступательного развития АПК Самарской области является научное обеспечение технологических процессов и научное прогнозирование производственных ситуаций и природных аномалий, в том числе проявляющихся в последние годы жестоких засух. Предусматривается создание на базе учреждений аграрной науки центров анализа и мониторинга развития АПК, где на основе координации усилий ведущих ученых региона будет осуществлен переход к использованию новых высокоэффективных, ресурсосберегающих технологий и разработаны зональные технологии сельскохозяйственного производства. Планируется создание инновационного центра научного прогнозирования и технологического обеспечения АПК Самарской области (далее - инновационный центр) для разработки перспективных направлений, оперативного решения технологических вопросов по всем отраслям сельскохозяйственного производства и повышения квалификации специалистов и руководителей всех сельскохозяйственных предприятий. Работа инновационного центра позволит поднять технологическую дисциплину на полях и фермах, обеспечить консультационную помощь по всем отраслям и направлениям сельскохозяйственного производства. Инновационный центр на основе научных результатов и имеющихся наработок, а также проводимых исследований и мониторинга хозяйственной деятельности базовых предприятий будет разрабатывать рекомендации и представлять оперативную квалифицированную помощь предприятиям области по всем направлениям деятельности АПК. Деятельность инновационного центра будет основываться на работе инновационного учебно-практического центра по сберегающему земледелию, созданного на базе федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарская государственная сельскохозяйственная академия". Следующим направлением развития научно-инновационного потенциала АПК Самарской области будет являться создание инновационного центра наземного и космического мониторинга "Геоинформационная система (ГИС) АПК", нацеленного на разработку промышленного механизма для эффективного мониторинга сельскохозяйственных угодий с целью повышения их продуктивности, в рамках проекта "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Самарской области на 2011 - 2014 годы". 10. Развитие кадрового потенциала и социально-трудовой сферы села Ключевой целью кадровой политики является формирование системы обеспечения АПК области кадрами руководителей, специалистов и рабочих массовых профессий, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи перспективного развития АПК. Эта цель будет достигаться путем решения следующих задач: развитие системы дополнительного профессионального образования с широким охватом руководителей, специалистов и кадров массовых профессий АПК Самарской области; расширение сферы применения механизмов привлечения и закрепления молодых специалистов на селе; развитие системы морального и материального стимулирования, повышения престижа и социального статуса работников сельскохозяйственного производства. Поставленные задачи предполагается решать посредством реализации мероприятий по следующим направлениям: разработка мер, направленных на развитие системы профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки работников АПК; дальнейшее совершенствование форм, механизмов и увеличение государственной поддержки молодых специалистов, трудоустраивающихся в сельскохозяйственные организации области. 11. Механизмы реализации Стратегии Успешность реализации Стратегии во многом будет зависеть от формирования эффективных механизмов реального взаимодействия бизнеса и органов государственной власти Самарской области. Одним из основных механизмов реализации Стратегии является создание системы экономических стимулов, побуждающих сельскохозяйственных товаропроизводителей и организации АПК Самарской области в своей деятельности ориентироваться на достижение целей, декларируемых Стратегией. Формирование указанной системы будет осуществляться по следующим основным направлениям: Расширение практики использования и повышение эффективности программно-целевого управления развитием АПК региона, в том числе разработка областных целевых программ, взаимоувязанных с целями и приоритетами развития, определенными настоящей Стратегией, включение Самарской области в действующие федеральные целевые программы. Внедрение и развитие механизмов государственно-частного партнерства. Развитие эффективных институтов взаимодействия органов государственной власти Самарской области и бизнеса выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики в аграрной сфере, повышения инвестиционной активности сельского хозяйства, развития экономической инфраструктуры. Важнейшими элементами механизмов государственно-частного партнерства в АПК Самарской области будут являться: совершенствование региональной нормативной правовой базы, регламентирующей оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям АПК Самарской области в части повышения бюджетной эффективности государственной поддержки, усиления ответственности получателей государственной поддержки за результаты, формирования новых механизмов стимулирования инвестиционной деятельности в региональном АПК; использование возможностей ОАО "Корпорация развития Самарской области" в реализации крупных инвестиционных проектов в сфере АПК Самарской области, привлечении на территорию региона инорегиональных и иностранных инвесторов; повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Самарской области, функционирующих в аграрном секторе экономики региона, путем повышения координации их деятельности, обеспечения технологической, организационной и экономической интеграции, а также создания условий для участия частных инвесторов в хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий; содействие созданию региональных холдинговых (вертикально-интегрированных) структур, что даст возможность объединить все фазы воспроизводства в АПК в единый процесс, сформировать условия для установления связей между предприятиями единой технологической цепи, концентрации производства и капитала на наиболее эффективных и социально значимых направлениях их использования, распределения рисков и результативного разделения функций стратегического и тактического менеджмента. 12. Ожидаемые результаты реализации Стратегии Реализация поставленных Стратегией задач позволит модернизировать отрасль, вывести ее на совершенно новый конкурентоспособный уровень, что будет способствовать значительному подъему сельского хозяйства Самарской области, повышению его экономической эффективности и социальному развитию сельских территорий. За счет реализации намеченных Стратегией мероприятий валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах в хозяйствах всех категорий в 2020 году увеличится на 83 процента к уровню 2009 года. Ежегодный прирост объемов валовой продукции сельского хозяйства составит 7,5 процента, в том числе прирост продукции растениеводства прогнозируется на уровне 4 процентов, животноводства 10 процентов. Устойчивое наращивание производственного потенциала, внедрение научно обоснованной системы растениеводства и освоение севооборотов, увеличение объемов применения минеральных удобрений, совершенствование механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей создаст основу для обеспечения производства сельскохозяйственной продукции к 2020 году во всех категориях хозяйств в следующих объемах: в растениеводстве: зерно - 2500 тыс. тонн; подсолнечник - 360 тыс. тонн; картофель - 600 тыс. тонн; овощи - 320 тыс. тонн; соя и рапс - 200 тыс. тонн; в животноводстве: молоко - 800 тыс. тонн; мясо всех видов (живой вес) - 324 тыс. тонн; яйца - 931 млн. штук. Внедрение научно обоснованной системы земледелия позволит повысить содержание почвенного гумуса, будет способствовать производству биологически чистой продукции, стабилизации и улучшению экологической обстановки в Самарской области. Оптимизация структуры посевных площадей, более совершенная технология возделывания сельскохозяйственных культур и выращивания сельскохозяйственных животных обеспечат рост урожайности и продуктивности. Наращивание собственного производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, рост покупательной способности населения Самарской области обеспечат повышение среднедушевого потребления продуктов питания населением области и значительно приблизят его уровень к рациональным нормам, что положительно повлияет на социально-экономическую ситуацию в Самарской области. Таким образом, реализация Стратегии позволит достичь объемов производства основных видов продуктов питания, обеспечивающих продовольственную безопасность региона. Выполнение мероприятий в сфере кадровой политики АПК Самарской области обеспечит закрепление в сельскохозяйственном производстве молодых высококвалифицированных специалистов, способных вывести аграрный сектор на более высокий уровень развития. Осуществление Стратегии позволит на новой основе возродить село, его производственную и социальную сферу, повысить уровень социального обеспечения и благосостояния сельского населения, престижность сельского уклада жизни, улучшить демографическую ситуацию на селе. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области на период до 2020 года Расчет необходимого годового объема собственного производства основных видов продуктов питания для обеспечения продовольственной безопасности Самарской области |————————————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————|———————————————| | Наименование | Годовая | Объем | Удель- | Поро- | Необхо- | Справочно | | продукта | потреб- | собст- | ный вес| говые | димый | | | | ность | венного| собст- | зна- | годо- | | | | насе- | произ- | венного| чения | вой | | | | ления | водства| произ- | удель- | объем | | | | Самар- | про- | водства| ного | собст- | | | | ской | дуктов | в | веса | вен- | | | | области | питания| годовой| собст- | ного | | | | в про- | (без | потреб-| вен- | произ- | | | | дуктах | произ- | ности | ного | водст- | | | | питания,| водст- | насе- | произ- | ва про- | | | | рас- | венных | ления | водства| дуктов | | | | считан- | нужд) в| Самар- | в общем| пита- | | | | ная в | 2009 | ской | объеме | ния, | | | | соот- | году, | об- | потреб-| обес- | | | | ветствии| тыс. | ласти | ления, | печи- | | | | с рацио-| тонн | в про- | обес- | ваю- щий| | | | нальными| (млн. | дуктах | печи- | продо- | | | | нормами | штук | пита- | ваю- | вольст- | | | | потреб- | <*>) | ния, | щие | вен- ную| | | | ления, | | рас- | продо- | безо- | | | | тыс. | | считан-| вольст-| пас- | | | | тонн | | ной в | вен- | ность | | | | (млн. | | соот- | ную | Самар- | | | | штук | | ветст- | безо- | ской об-| | | | <*>) | | вии с | пас- | ласти, | | | | | | рацио- | ность | тыс. | | | | | | наль- | Самарс-| тонн | | | | | | ными | кой об-| (млн. | | | | | | нор- | ласти | штук | | | | | | мами | <**>, %| <*>) | | | | | | пот- | | (гр. 6 =| | | | | | реб- | | гр. 2 | | | | | | ления, | | x гр. 5)| | | | | | % | | | | | | | | (гр. 4 | | | | | | | | = | | | | | | | | (гр. 3 | | | | | | | | / | | | | | | | | гр. 2) | | | | | | | | x 100) | | | | | | | | | | |———————|———————| | | | | | | | Факти-| Удель-| | | | | | | | ческое| ный | | | | | | | | по- | вес | | | | | | | | треб- | собст-| | | | | | | | ление | вен- | | | | | | | | в 2009| ного | | | | | | | | году, | произ-| | | | | | | | тыс. | водст-| | | | | | | | тонн | ва в | | | | | | | | (млн. | общем | | | | | | | | штук | объеме| | | | | | | | <*>) | фак- | | | | | | | | | тичес-| | | | | | | | | кого | | | | | | | | | пот- | | | | | | | | | реб- | | | | | | | | | ления,| | | | | | | | | % | | | | | | | | | (гр. 8| | | | | | | | | = гр. | | | | | | | | | 3 / | | | | | | | | | гр. 7)| | | | | | | | | x 100)| |————————————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————|———————|———————| | Мясо и | 230 | 103,1 | 44,8 | 85 | 196 | 184 | 56,0 | | мясопродукты | | | | | | | | |————————————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————|———————|———————| | Молоко и | 1046 | 391,7 | 37,4 | 70 | 732 | 760 | 51,5 | | молокопродукты | | | | | | | | |————————————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————|———————|———————| | Яйцо <*> | 824 | 243,1 | 29,5 | 80 | 660 | 790 | 30,8 | |————————————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————|———————|———————| | Картофель | 309 | 431,7 | 100 | 95 | 294 | 428 | 100 | |————————————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————|———————|———————| | Овощи и бахчевые | 412 | 289,8 | 70,3 | 75 | 309 | 327 | 88,6 | |————————————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————|———————|———————| | Масло растительное | 35 | 57,5 | 100 | 80 | 28 | 44 | 100 | |————————————————————|—————————|————————|————————|————————|—————————|———————|———————| ———————————————————————— <*> Единица измерения объема производства яйца. <**> Значения установлены экспертно с учетом показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и прогнозируемых объемов производства продуктов питания. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области на период до 2020 года Индикаторы развития растениеводства |————|———————————————————————————————————————————|——————————|———————————————————————| | N | Показатели | Единицы | Среднегодовой | | п/п| | измерения| индикатор | | | | |———————|———————|———————| | | | | 2011 -| 2014 -| 2017 -| | | | | 2013 | 2016 | 2020 | | | | | годы | годы | годы | |————|———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| | 1 | Посевные площади: | | | | | | |———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| | | зерновые и зернобобовые культуры | тыс. га | 1160,6| 1160,6| 1200,0| | |———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| | | картофель | тыс. га | 26,7 | 29,8 | 31,3 | | |———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| | | овощи | тыс. га | 12,7 | 13,5 | 14,3 | | |———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| | | масличные культуры | тыс. га | 600,0 | 560,0 | 510,0 | | |———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| | | кормовые культуры | тыс. га | 300,0 | 450,0 | 450,0 | |————|———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| | 2 | Валовой сбор: | | | | | | |———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| | | зерновые и зернобобовые культуры | тыс. тонн| 2274,0| 2300,0| 2500,0| | |———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| | | картофель | тыс. тонн| 530,0 | 570,0 | 600,0 | | |———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| | | овощи | тыс. тонн| 450,0 | 450,0 | 450,0 | | |———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| | | масличные культуры | тыс. тонн| 480,0 | 510,0 | 560,0 | |————|———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| | 3 | Внесение минеральных удобрений на один | кг в д.в.| 30,0 | 45,0 | 70,0 | | | гектар посевных площадей | | | | | |————|———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| | 4 | Внесение органических удобрений | млн. тонн| 0,6 | 1,0 | 1,2 | |————|———————————————————————————————————————————|——————————|———————|———————|———————| ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к Стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области на период до 2020 года Индикаторы развития животноводства в Самарской области |————|——————————————————————————————————|———————————|———————|———————————————————————| | N | Наименование | Единицы | 2009 | Среднегодовой | | п/п| | измерения | год | индикатор | | | | | |———————|———————|———————| | | | | | 2011 -| 2014 -| 2017 -| | | | | | 2013 | 2016 | 2020 | | | | | | годы | годы | годы | |————|——————————————————————————————————|———————————|———————|———————|———————|———————| | 1 | Производство молока в | тыс. тонн | 426,7 | 577,0 | 588,0 | 800,0 | | | хозяйствах всех категорий | | | | | | |————|——————————————————————————————————|———————————|———————|———————|———————|———————| | 2 | Производство скота и птицы на | тыс. тонн | 150,1 | 227,2 | 231,7 | 324,0 | | | убой в живом весе в хозяйствах | | | | | | | | всех категорий | | | | | | |————|——————————————————————————————————|———————————|———————|———————|———————|———————| | 3 | Поголовье крупного рогатого | тыс. голов| 199,1 | 269,0 | 274,4 | 350,0 | | | скота в хозяйствах всех | | | | | | | | категорий | | | | | | |————|——————————————————————————————————|———————————|———————|———————|———————|———————| | 4 | Поголовье коров в хозяйствах | тыс. голов| 100,0 | 138,3 | 141,1 | 163,0 | | | всех категорий | | | | | | |————|——————————————————————————————————|———————————|———————|———————|———————|———————| | 5 | Поголовье свиней в хозяйствах | тыс. голов| 285,9 | 5,3 | 648,0 | 660,0 | | | всех категорий | | | | | | |————|——————————————————————————————————|———————————|———————|———————|———————|———————| | 6 | Поголовье птицы в | млн. голов| 2,9 | 4,3 | 4,4 | 13,0 | | | сельскохозяйственных | | | | | | | | организациях | | | | | | |————|——————————————————————————————————|———————————|———————|———————|———————|———————| | 7 | Производство яиц в хозяйствах | млн. штук | 243,1 | 359,3 | 366,5 | 931,0 | | | всех категорий | | | | | | |————|——————————————————————————————————|———————————|———————|———————|———————|———————| ПРИЛОЖЕНИЕ 4 к Стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области на период до 2020 года Важнейшие инвестиционные проекты в сфере животноводства в 2011 - 2020 годах |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | N | Наименование | Предполагаемые | Плановая | Год | | п/п| инвестиционного проекта | исполнители проекта, | мощность | выхода| | | | место осуществления | в год | на | | | | проекта | | проек-| | | | | | тную | | | | | | мощ- | | | | | | ность | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | I этап (2011 - 2013 годы) | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 1 | Реконструкция Тимашевской | ООО "Тимашевская | 45,0 тыс. | 2011 | | | птицефабрики | птицефабрика" | тонн мяса | | | | | (по согласованию), | | | | | | муниципальный район | | | | | | Кинель-Черкасский | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 2 | Завершение реконструкции | ООО "Ардо" | 2,0 тыс. | 2011 | | | фермы на 400 коров | (по согласованию), | тонн | | | | | муниципальный район | молока | | | | | Безенчукский | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 3 | Завершение реконструкции | ООО "СамАт" | 1,0 тыс. | 2012 | | | имущественного комплекса | (по согласованию), | тонн мяса | | | | крупного рогатого скота под | муниципальный район | | | | | птицефабрику | Борский | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 4 | Завершение строительства | ООО "Доминант" | 12,0 тыс. | 2012 | | | свинокомплекса | (по согласованию), | тонн мяса | | | | | муниципальный район | | | | | | Красноармейский | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 5 | Завершение строительства | ООО "АПК "Красный | 0,2 тыс. | 2012 | | | животноводческого комплекса | Ключ" | тонн мяса | | | | по выращиванию и откорму | (по согласованию), | | | | | крупного рогатого скота на | муниципальный район | | | | | 650 голов | Кинельский | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 6 | Завершение реконструкции | Государственное | 5,2 тыс. | 2012 | | | животноводческого комплекса | унитарное предприятие | тонн | | | | на 800 коров и 1200 голов | Самарской области | молока | | | | молодняка | "Усинское" | | | | | | (по согласованию), | | | | | | муниципальный район | | | | | | Сызранский | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 7 | Завершение строительства | Государственное | 6,0 тыс. | 2013 | | | фермы крупного рогатого | унитарное предприятие | тонн | | | | скота молочного направления | Самарской области | молока | | | | на 1000 голов дойного стада | "Купинское" | | | | | | (по согласованию), | | | | | | муниципальный район | | | | | | Безенчукский | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 8 | Строительство семейных | Сельскохозяйственные | 27,0 тыс. | 2011 -| | | молочных животноводческих | производители | тонн | 2013 | | | ферм | Самарской области | молока | | | | | (по согласованию), | | | | | | муниципальные районы | | | | | | Самарской области | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | II этап (2014 - 2016 годы) | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 9 | Строительство современного | ОАО "Корпорация | 50,0 тыс. | 2014 | | | комплекса по производству и | развития | тонн мяса | | | | переработке мяса птицы | Самарской области" | | | | | | (по согласованию) | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 10 | Завершение реконструкции | СПК "Новый путь" | 2,5 тыс. | 2014 | | | молочного комплекса | (по согласованию), | тонн | | | | | муниципальный район | молока | | | | | Исаклинский | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 11 | Строительство молочных | Инвесторы | 34,2 тыс. | 2014 -| | | животноводческих ферм | (по согласованию), | тонн | 2016 | | | | муниципальные районы | молока | | | | | Самарской области | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 12 | Создание агрокомплекса со | Консорциум | 180 тыс. | 2016 -| | | строительством сахарного | "Монтажоргспецстрой", | тонн | 2020 | | | завода | г. Москва | сахара из | | | | | (по согласованию) | свеклы и | | | | | | 200 тыс. | | | | | | тонн | | | | | | сахара из | | | | | | сырца | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | III этап (2017 - 2020 годы) | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 13 | Строительство современного | ОАО "Корпорация | 600 млн. | | | | комплекса по производству | развития Самарской | шт. в год | | | | куриного яйца | области" | | | | | | (по согласованию) | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 14 | Завершение реконструкции | ЗАО "СВ-Поволжское" | 18,0 тыс. | 2017 | | | животноводческого комплекса | (по согласованию), | тонн мяса | | | | | муниципальный район | | | | | | Ставропольский | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| | 15 | Строительство молочных | Инвесторы | 237,6 | 2017 -| | | животноводческих ферм | (по согласованию), | тыс. тонн | 2020 | | | | муниципальные районы | молока | | | | | Самарской области | | | |————|————————————————————————————————|—————————————————————————|———————————|———————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|