Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Самарской области от 20.09.2013 № 630-рПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 20 сентября 2013 г. N 630-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ В целях повышения конкурентоспособности экономики Самарской области за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области: 1. Утвердить прилагаемую Программу развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области на 2013 - 2015 годы (далее - Программа). 2. Установить, что государственное автономное учреждение Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" является специализированной организацией, осуществляющей координацию деятельности организаций - участников Программы. 3. Определить, что уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области для осуществления взаимодействия с Министерством экономического развития Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти - главным распорядителем средств федерального бюджета по мероприятиям Программы является министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. 4. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (Кобенко). 5. Опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации. 6. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования. Вице-губернатор - председатель Правительства Самарской области А.П.НЕФЕДОВ Утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 20 сентября 2013 г. N 630-р ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ Паспорт Программы НАИМЕНОВАНИЕ - Программа развития инновационного ПРОГРАММЫ территориального аэрокосмического кластера Самарской области на 2013 - 2015 годы (далее - Программа, Кластер) ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ - Цель Программы: ПРОГРАММЫ содействие развитию Кластера и организаций-участников Программы (далее - организации - участники) с целью повышения конкурентоспособности экономики Самарской области, расширения географии присутствия Кластера и объемов сбыта на внутреннем и внешнем рынках Задачи Программы: формирование условий для эффективного организационного развития Кластера, включая обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера; повышение доли инновационной продукции собственного производства, выполненных организациями-участниками инновационных работ и услуг, в том числе за счет развития сектора исследований и разработок, кооперации в научно-технической сфере; содействие повышению обеспеченности Кластера объектами инновационной, образовательной, транспортной, энергетической инженерной и социальной инфраструктур Кластера; содействие модернизации и развитию производств, способных обеспечить мировой уровень конкурентоспособности продукции организаций-участников; повышение обеспеченности организациями-участниками необходимыми для реализации проектов Кластера компетенциями, развитие кадрового потенциала организаций-участников, включая развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров; содействие развитию научно - исследовательской и материально-технической базы организаций-участников; создание условий для эффективной реализации проектов Кластера (в том числе работ и проектов в сфере научных исследований и разработок), выполняемых организациями-участниками в кооперации, включая реализацию проектов совместно с зарубежными партнерами; содействие развитию малого и среднего предпринимательства в сфере практического применения аэрокосмических технологий для развития новых авиационно-космических производств и других сферах экономики Самарской области; развитие международной кооперации в аэрокосмической сфере, направленной на повышение эффективности реализации проектов Кластера, расширение рынков сбыта продукции организаций-участников; стимулирование инвестиционной деятельности организаций-участников для развития производственного потенциала и производственной кооперации; содействие реализации кластерных инициатив, проектов Кластера, направленных на повышение конкурентоспособности и рост эффективности взаимодействия организаций-участников СРОКИ И ЭТАПЫ - сроки реализации Программы: РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2013 - 2015 годы. Программа реализуется в три этапа: I этап - 2013 год; II этап - 2014 год; III этап - 2015 год ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ - к целевым индикаторам (показателям) реализации ИНДИКАТОРЫ Программы относятся: (ПОКАЗАТЕЛИ) рост выработки на одного работника в среднем РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ по организациям-участникам; рост средней заработной платы работников организаций-участников, в том числе работников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью; рост объема отгруженной организациям-участникам инновационной продукции собственного производства, инновационных работ и услуг, выполненными собственными силами, в общем объеме отгрузки; рост совокупной выручки организаций-участников от продаж продукции на внутреннем и внешнем рынках, в том числе на внешнем рынке; численность работников организаций-участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования, в том числе в области управления инновационной деятельностью; рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациям-участникам либо одной или более организацией-участником совместно с иностранными организациями; рост объема инвестиционных затрат организаций-участников за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ - общий объем финансирования мероприятий ФИНАНСИРОВАНИЯ Программы за счет средств областного бюджета МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ составляет 632 056,87 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 234 865,47 тыс. рублей; в 2014 году - 178 730,7 тыс. рублей; в 2015 году - 218 460,7 тыс. рублей. Общий объем финансирования мероприятий Программы за счет планируемых к предоставлению в областной бюджет средств федерального бюджета составляет 1 590 446 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 421 504 тыс. рублей; в 2014 году - 567 869 тыс. рублей; в 2015 году - 601 073 тыс. рублей. Указанные положения не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. Расходные обязательства Самарской области по финансированию Программы возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Средства федерального бюджета приводятся справочно и не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО- - комплексный показатель эффективности ЭКОНОМИЧЕСКОЙ реализации Программы с учетом финансирования ЭФФЕКТИВНОСТИ оценивается путем соотнесения степени РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ достижения основных целевых индикаторов (показателей) Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - управление реализацией Программы КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ осуществляется государственным заказчиком РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программы - министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области 1. Характеристика состояния и проблемы развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области 1.1. Описание производственного и рыночного потенциала инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области Основными направлениями деятельности инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области (далее - Кластер) являются разработка, производство и сопровождение ракетно-космических комплексов, авиационной техники, ракетных, авиационных и индустриальных двигателей, прикладные исследования и разработки в области конструирования узлов летательных аппаратов, создания новых материалов и технологических процессов. Кластер базируется на трех приоритетных в национальном масштабе промышленных комплексах - ракетно-космическом, двигателестроительном и авиастроительном. Организациями Кластера реализуются приоритетные государственные задачи по обеспечению обороноспособности страны, подготовки высококвалифицированных кадров, трансферу технологий в другие сферы экономики. Основу Кластера составляют такие предприятия, как федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" (далее - ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс"), ОАО "КУЗНЕЦОВ", ОАО "Авиакор - авиационный завод", ОАО "АВИААГРЕГАТ", ОАО "Агрегат", ОАО "Гидроавтоматика", ОАО "Завод авиационных подшипников", ОАО "НИИ "Экран" (перечень участников Программы и описание ключевых участников Кластера приведены в приложениях 1, 2). Совокупные объемы производства организаций-участников Кластера в 2012 году составили около 38 млрд. рублей. Общая численность персонала организаций-участников Кластера составляет порядка 45 тыс. человек. При этом исследованиями и разработками заняты более 20 тыс. человек. Доля выручки Кластера в общем объеме выручки ведущих аэрокосмических кластеров России составляет около 15% (на начало 2012 года). При этом в Кластере занято более 25% всех занятых в ведущих аэрокосмических кластерах России <1> (таблица 1). Выработка на одного работника Кластера составляет около 845 000 рублей на человека, что в 1,2 раза ниже, чем в среднем по ведущим аэрокосмическим кластерам России. Таблица 1 Ключевые показатели развития производственного и инфраструктурного потенциала территорий, на которых размещены кластеры аэрокосмического направления (по данным 2011 года) <1> |—————————————————————————————|—————————|—————————|———————————|———————————| | Показатель |Пермский |Самарская|Ульяновская|Хабаровский| | | край | область | область | край | |—————————————————————————————|—————————|—————————|———————————|———————————| Выручка участников кластеров, 48464 24858,5 47587 50599 <2> млн. руб. Количество занятых в 26,4 45 27,8 19 <2> организациях-участниках кластеров, тыс. чел. Уровень безработицы в 7,6 5,1 6,9 6,8 регионе, % Обеспеченность жильем на 21,6 23 23,9 21,4 территории базирования кластера, кв. м/чел. Средняя номинальная 17,4 16,5 13,3 26,7 начисленная заработная плата в регионе, тыс. руб. Количество студентов в 42,2 29,3 н/д 41,8 <2> вузах-участниках кластера, тыс. чел. Протяженность железнодорожных 1,5 11,3 0,72 2,3 путей в регионе, тыс. км Протяженность автомобильных 25,4 24 7,98 8,3 дорог в регионе, тыс. км Дошкольные учреждения на 154 218 139 84 <3> территории базирования кластера, ед. Школы на территории 160 714 102 78 <3> базирования кластера, ед. Поликлиники на территории 24 113 н/д н/д базирования кластера, ед. Для сравнения, совокупная выручка организаций-участников германского аэрокосмического кластера "ASIS" составляет около 780 млн. евро (около 33,5 млрд. рублей), что сопоставимо с выручкой Кластера. Однако в кластере "ASIS" занято 6 200 человек, т.е. выработка на одного человека составляет оценочно порядка 5,4 млн. рублей на человека, что в 6,4 раза превышает выработку на одного работника в аэрокосмическом кластере Самарской области. Другой германский кластер bavARIa, расположенный в Федеральной земле Бавария, ежегодно производит выручку в размере 6,9 млрд. евро (около 296,7 млрд. рублей). При этом в данном кластере работает 36 000 человек, что по числу сопоставимо с Кластером. Выработка на одного работника в кластере bavARIa при этом почти в 10 раз больше, чем в Кластере. Вышеизложенное свидетельствует о значительной диспропорции в Кластере - большое количество занятых при относительно невысокой производительности труда. Следовательно, важнейшей задачей, которая стоит перед Кластером сегодня - это повышение производительности труда (выработки) и оптимизация численности занятых, в том числе путем создания (выведения из предприятий Кластера) новых бизнесов на инновационной основе. По оценкам предприятий Кластера и министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, мультипликативный эффект от реализации проектов по производству легкомоторных многоцелевых самолетов и самолетов для региональной авиации может увеличить выручку Кластера на 30 млрд. рублей. При этом потребуется создать около 5000 новых рабочих мест либо перепрофилировать уже созданные в Кластере рабочие места. Эта мера может увеличить выработку на одного человека в 1,8 раза и фактически в два раза сократить разрыв между выработками на человека в Кластере и, например, ведущих германских аэрокосмических кластерах (ASIS и bavARIa). Другой немаловажной проблемой Кластера является его низкая доля на мировом рынке. По оценкам экспертов, мировой аэрокосмический рынок составляет сегодня около 4 трлн. рублей. Доля Кластера составляет 0,95% (для сравнения: доля кластера ASIS - 2,5%, bavARIa - 7,4%, общая доля ведущих аэрокосмических кластеров России - 5%). К 2016 году объем мирового аэрокосмического рынка увеличится примерно в 1,6 раза. Таким образом, перед Кластером стоит важная задача по увеличению доли продукции на рынке. Учитывая, что сегодня предприятия Кластера выполняют преимущественно государственные заказы, которые имеют конечную финансовую емкость, а также невысокую емкость российского рынка аэрокосмической продукции (около 200 млрд. рублей по данным на начало 2012 года), необходимо развивать и совершенствовать продукты, востребованные на мировом рынке, емкость которого существенно выше. При этом при разработке и совершенствовании продуктов Кластера необходимо учитывать сложившиеся в Кластере сильные и слабые стороны. Наиболее сильно Кластер представлен в сегменте услуг по выводу на орбиту полезной нагрузки и космических запусков. На долю Кластера приходится около 40% всех пусков в мире. На период до 2016 года основными игроками на мировом рынке космических пусков будут "United Launch Alliance" (совместное предприятие компаний "БОИНГ" и "ЛОКХИД МАРТИН"), китайская компания "China Great Walls Industries", европейская компания "Ariane Space", ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" и ФГУП "ГКНПЦ имени М.В. Хруничева". В сегменте космических аппаратов (спутников) около 0,7% мирового рынка занимает Кластер в области производства космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. Основными конкурентами здесь являются европейские и американские) аэрокосмические кластеры и китайские аэрокосмические компании. Большую долю (около 3%) занимает российское предприятие ОАО "ИСС" имени академика М.Ф. Решетнева. В сегменте космических аппаратов для научно-исследовательских целей Кластер занимает долю в 7,5%. Основным конкурентом в этом сегменте является великобританская Surrey Satellite Technology Limited (8,5%). До 2016 года доминирующим сегментом на мировом рынке производства космических аппаратов останется дистанционное зондирование Земли (более 65%). Это объясняется многообразием решаемых прикладных и научных задач в области дистанционного зондирования Земли, развитием новых технологий интерпретации и использования получаемых космических данных, стремительным процессом технического совершенствования и удешевления космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, а также набирающей темпы интенсификацией международного сотрудничества по созданию глобальных систем наблюдения Земли. На российском рынке космических аппаратов Кластер представлен 3% в сегменте космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, и 80% - в сегменте научно-исследовательских космических аппаратов. Другим немаловажным, но менее конкурентным сегментом Кластера является авиастроение. Причем наиболее сильные компетенции у Кластера есть в сфере проектирования и производства воздушных судов для региональной авиации и авиации специального и общего назначения. На решение этих задач нацелены три предприятия кластера - ОАО "Авиакор-авиационный завод" (Ан-140-100), ООО НПО "АэроВолга" (воздушные суда вместимостью до 8 мест), ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" (легкомоторный самолет вместимостью от 9 до 15 мест). Производство самолетов для региональных перевозок является сегодня актуальной задачей в масштабах Российской Федерации. Развитие региональной авиации находится сегодня в центре внимания федерального центра как на уровне исполнительной, так и на уровне законодательной власти. В настоящий момент суммарные возможности Кластера по производству воздушных судов для региональной авиации составляют 16 самолетов в год (Ан-140-100 - 6 и "Рысачок" - 10). При условии расширения производства и привлечения дополнительных инвестиций производственные мощности предприятий Кластера позволят производить до 30 самолетов Ан-140-100 и 20 легкомоторных самолетов "Рысачок". Текущая потребность в воздушных судах для региональной авиации в России составляет порядка 200 самолетов. Учитывая производственные возможности к 2020 году Кластер будет способен полностью обеспечивать потребности региональных авиакомпаний в воздушных судах. В настоящий момент с развитием сегмента мониторинга и наблюдения земной поверхности актуальными становятся разработка и производство самолетов специального назначения, в том числе для целей дистанционного зондирования Земли. В Кластере производство возможно организовать на базе ОАО "Авиакор-авиационный завод" и ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", а также предприятий малого авиастроения, таких как ООО НПО "АэроВолга", ООО "Гидроплан", ООО "Беркут Аэро", ООО "Гидросамолет", ООО "Авиатех", ООО "Самолетостроительная компания "Чайка", ООО "Научно-производственное предприятие "Авиационные технологии". Уникальными компетенциями обладает Кластер в области производства гидропланов. Приоритетным для авиационного сегмента Кластера является сохранение возможности государственной поддержки путем размещения государственного заказа на воздушные суда, развитие лизинга авиатехники отечественного (самарского) производства с государственной поддержкой, развитие международной кооперации и продвижение на мировой рынок уникальных продуктов в области малого авиастроения таких, как гидропланы, мобильные воздушные лаборатории для дистанционного зондирования Земли и другие самолеты специального назначения. Важным преимуществом организации серийного производства региональных воздушных судов является мультипликативный эффект, который может быть достигнут путем кооперации участников Кластера. Например, двигатели для Ан-140-100 (ТВЗ-117ВМА-СБМ1) могут производиться на ОАО "КУЗНЕЦОВ" (производственный план до 2020 года может составить 480 двигателей). В целях производства Ан-140-100 ОАО "АВИААГРЕГАТ" способно организовать проектирование и производство шасси и гидроагрегатов (как для Ан-148), ЗАО "Гидроавтоматика" - производство различных агрегатов: топливной, гидравлической, пневматической систем, систем управления и пожаротушения, систем жизнеобеспечения людей (продукция применяется на Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148). Важной компетенцией Кластера является производство различных типов двигателей. ОАО "КУЗНЕЦОВ" специализируется на разработке, производстве и сопровождении в эксплуатации мощных газотурбинных авиационных (семейства двигателей НК-12, НК-25, НК-32) и промышленных двигателей (НК-12СТ, НК-14СТ, НК-36СТ и НК-37 СТ). Перспективным направлением развития является производство двигателя Д-27. Этот двигатель имеет мощностные характеристики, близкие к характеристикам серийных модификаций двигателя НК-12, а по применяемым технологиям близок к двигателю НК-93 разработки ОАО "КУЗНЕЦОВ". Таким образом, предприятие имеет опыт работы с двигателями класса Д-27 и производственно-технологическую базу для проведения ремонта. Важными направлениями являются восстановление производства двигателей НК-32, двигателя для проекта "Посланник", проектирование, производство и сопровождение в эксплуатации поршневых авиационных и промышленных двигателей, проекты по созданию производства беспилотных летательных аппаратов с двигателями, мощностью до 250 л.с. Таким образом, перед Кластером стоит ряд внешних и внутренних проблем, которые препятствуют эффективной реализации существующих рыночных возможностей. К внешним проблемам можно отнести следующие: ориентация участников Кластера преимущественно на государственный заказ; зависимость их финансово-экономического состояния от распределения бюджетных средств (в частности, в рамках федеральных и государственных программ, программ развития оборонно-промышленного комплекса); несоответствие масштаба и структуры продуктовой линейки предприятий Кластера, его научно-технического и производственного потенциала объему платежеспособного спроса (особенно перспективного) на продукцию аэрокосмической отрасли, причем как гражданского, так и военного назначения; замедление процессов инновационного развития, разработки, производства и сбыта продукции отрасли в целом, что приводит к падению технологического уровня производства и проектирования, устареванию основных фондов, кадровым потерям; недостаток инвестиций, включая государственные, для технического и технологического перевооружения; сохранение пробелов в развитии инновационной инфраструктуры; отсутствие налаженных взаимовыгодных связей крупного и малого бизнеса в отрасли, негативное влияние демографического фактора, которое проявляется, например, в сокращении численности студентов вузов (на 4,6 тыс. человек). К внутренним проблемам можно отнести следующие: несоответствие технологического уровня и качества части производимой продукции мировым требованиям, что препятствует сохранению позиций и выходу на глобальные рынки; неудовлетворительное финансовое состояние; низкая степень доверия к поставщикам и контрагентам (завышенные цены на услуги и комплектующие изделия при низком качестве); значительный моральный и физический износ станочного парка, экспериментальных установок, исследовательского и другого оборудования; наличие неиспользуемых площадей и оборудования; наличие возрастных и квалификационных диспропорций в структуре персонала, занимающегося исследовательской, экспериментальной, инновационной и образовательной деятельностью; доминирование в структуре подготовки кадров специальностей экономического, управленческого и гуманитарного направления в ущерб техническим и естественнонаучным специальностям; дефицит высококвалифицированных кадров рабочих специальностей, а также слабое развитие материально-технической базы для их подготовки. 1.2. Описание имеющегося научно-технологического и образовательного потенциала Кластера Одним из ключевых факторов, способствующих развитию Кластера, является наличие в регионе достаточно мощного научно-образовательного потенциала. Самарская область - одна из крупнейших научно-инновационных территорий России. По показателю сводного индекса инновационного развития, она входит в первую группу российских регионов, занимая 15-е место <4>. Ключевыми факторами, обеспечивающими достаточно высокие позиции области, стали неплохие социально-экономические условия (1 группа регионов, 4-е место); наличие развитого научно-технического потенциала (2 группа, 16-е место); относительно высокий уровень инновационной активности (1 группа, 17-18-е место) <5>. Фундаментальная наука в Самарской области развивается преимущественно на базе институтов (и их филиалов) Российской академии наук, включая Самарский научный центр академии (СНЦ РАН) <6>. На территории области расположены отделения отраслевых академий: Поволжское отделение академии технологических наук, Поволжское отделение академии космонавтики, Поволжское отделение Российской инженерной академии и другие. Прикладные исследования и разработки представлены, в основном, научно-производственными (отраслевыми) объединениями, исследовательскими и внедренческими подразделениями промышленных предприятий. Самарская область является крупнейшим образовательным центром Приволжского федерального округа. Область входит в группу общероссийских регионов-лидеров по числу студентов на 10000 населения, а также по числу учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории региона. В Самарской области функционирует 30 высших учебных заведений (15 государственных, 2 муниципальных, 13 - негосударственных), 20 филиалов государственных и 14 филиалов негосударственных вузов. Благодаря инициирующей деятельности организаций инновационной инфраструктуры область вошла в группу регионов - лидеров по созданию малых инновационных предприятий (МИП) при вузах. В Самаре широко представлено среднее профессиональное образование, которое характеризуется широким набором специальностей и учебных заведений (более 10): автоматизация технологических процессов и производств, автоматизированные системы обработки информации и управления, вычислительные машины, комплексы, системы и сети, приборостроение, производство авиационных двигателей, производство летательных аппаратов, радиоэлектронные приборные устройства и т.д. Высшими учебными заведениями также проводится работа по активному привлечению работодателей к формированию регионального компонента образовательного стандарта высшего профессионального образования, оценке качества подготовки в вузах, участию специалистов предприятий - работодателей в разработке индивидуальных учебных планов целевой подготовки. Участники Кластера, и особенно научно-исследовательские, опытно-конструкторские и учебные заведения авиакосмического направления (например, ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", ОАО "АВИААГРЕГАТ", ОАО "КУЗНЕЦОВ", ОАО "Салют", Самарский государственный аэрокосмический университет), аккумулируют передовые технологии, являются источником высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики области. Так, силами ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" разрабатываются космический ракетный комплекс (РЕ "Союз - 2-1в") для выведения легких международных космических аппаратов (МКА) на низкие и средние орбиты; трехступенчатый РН "Союз-2-3" среднего класса для повышения энергетических возможностей и расширения номенклатуры запускаемых космических аппаратов (далее - КА); трехступенчатый РН "Союз-2-3в" в качестве перспективного средства выведения на орбиту транспортных кораблей нового поколения, автоматических КА массой до 14 тонн. ОАО "АВИААГРЕГАТ" проектирует шассийную линейку для летательных аппаратов, которые эксплуатируются во всех климатических зонах Земли, дополняя ее широкой номенклатурой гражданской продукции (гидроцилиндры для наземной техники, продукция для автомобилестроения, железнодорожные комплектующие и др.). ОАО "КУЗНЕЦОВ" достаточно хорошо оснащено исследовательским оборудованием и могло бы возглавить центры компетенции по исследованиям конструкционной прочности, развитию нового поколения систем малоэмиссионного горения в камерах сгорания газотурбинных двигателей. ОАО "КУЗНЕЦОВ" может возглавить разработку новых типов (поколения) газотурбинных двигателей, так как научно-исследовательская база предприятия является одной из лучших в России. Компетенции Кластера поддерживают специализированные конструкторские бюро, научно-исследовательские и инновационно-внедренческие организации, а также вузы. Особое место среди них занимает Самарский государственный аэрокосмический университет, имеющий статус национального исследовательского университета. СГАУ является научно-образовательным центром, на базе которого выполняются ИР, ведется подготовка кадров для всего Кластера, других высокотехнологичных отраслей по программам среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, дополнительного профессионального образования. СГАУ входит в топ-20 технических вузов России по уровню подготовки абитуриентов. Материально-техническая база университета позволяет повышать уровень научно-образовательной деятельности, развивать компетенции в области аэрокосмических, геоинформационных и нанотехнологий; осуществлять (самостоятельно и в кооперации с предприятиями) исследования и инновации. Самарский государственный технический университет (СамГТУ) - крупный научный и образовательный центр, который готовит высококвалифицированных специалистов и ведет исследования по самым различным направлениям практически для всех отраслей промышленности. Участники Кластера ведут активную работу по вхождению в технологические платформы (ТП), создаваемые и поддерживаемые на федеральном уровне, формированию устойчивых партнерств. Наиболее активными участниками партнерств являются самарские вузы и промышленные компании, которые уже участвуют или планируют участвовать в 20 ТП. (СГАУ, СГТУ, СамГУ, ОАО "КУЗНЕЦОВ", ФГУП ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс"). 1.3. Качество жизни населения, проживающего на территории базирования Кластера В городском округе Самара сосредоточено 37% общей численности трудовых ресурсов области. Порядка 62% занятых в экономике городского округа Самара работают на крупных и средних предприятиях. Численность официально зарегистрированных безработных по состоянию на 11.09.2013 составила 2,8 тыс. человек. Количество вакансий, имеющихся в распоряжении центра занятости города, почти в 6 раз превышает численность зарегистрированных безработных, что свидетельствует о низкой напряженности на рынке труда. Величина среднемесячной заработной платы работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2012 году сложилась в размере 26148 рублей (107,5% к средней величине по городским округам области), в I полугодии 2013 года - 28103 рубля (108,0%). Размер среднемесячной заработной платы работников социальной сферы городского округа Самара за I полугодие 2013 года составил: в здравоохранении и сфере предоставления социальных услуг - 21884 рубля, в образовании - 21034 рубля, деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - 20006 рублей. По состоянию на 1 апреля 2013 года средний размер пенсии по городскому округу Самара составил 10143 рубля. Численность пенсионеров, получающих пенсию ниже величины прожиточного минимума пенсионера (5514 рублей в I квартале 2013 года) снизилась на 693 человека и составила 9,5% от общей численности пенсионеров, проживающих в городском округе Самара. 1.4. Жилищная, социальная, инженерная инфраструктура В 2012 году уровень обеспеченности населения жильем в Самаре составил 23 кв. метра на человека. По состоянию на 01.01.2013 введено 904,1 тыс. кв. метров жилья. На территории городского округа Самара расположено 37 больничных и 113 амбулаторно-поликлинических учреждений, 20 дневных стационаров при амбулаторно-поликлинических учреждениях. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений города Самары в 2012 году составила, соответственно, 250,5 посещения в смену на 1000 населения. Инфраструктура образования в городском округе Самаре включает 218 дошкольных образовательных учреждений. Что касается школьного образования, то в 714 государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, обучается около 280 тыс. учащихся. Как уже отмечалось, сеть государственных и муниципальных вузов (включая филиалы) представлена 20 учреждениями; негосударственных вузов (включая филиалы) - 17. Доля студентов среднего профессионального образования дневной формы обучения, обеспеченных местами в общежитиях, в 2009/2010 годах составляла - 90,6%, доля студентов высшего профессионального образования - 90,4%. Текущее состояние инженерной инфраструктуры городского округа Самара отражено в Генеральном плане развития города до 2015 года (таблица 2). Таблица 2 Характеристика технического состояния объектов инженерной инфраструктуры |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | Наименование | Единицы | Мощность | | | измерения | (количество, | | | | протяженность) | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | Котельные | Гкал/час | 1605,5 | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | | ед. | 116 | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | Центральные тепловые пункты | ед. | 283 | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | Трансформаторные подстанции | ед. | 2670 | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | Очистные сооружения: | | | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | водопровода | ед. | 6 | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | | тыс. куб. | 1284 | | | м/сут. | | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | канализации | ед. | 2 | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | | тыс. куб. | 1005 | | | м/сут. | | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | Насосные станции: | | | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | водопроводные | ед. | 196 | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | канализационные | ед. | 126 | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | тепловые | ед. | 76 | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | Сети: | | | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | тепловые | км | 731,6 | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | водопроводные | км | 1531,4 | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | канализационные | км | 1292,1 | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| | электрические | км | 4594,26 | |———————————————————————————————————|————————————————|———————————————————————| 1.5. Транспортная и социальная инфраструктура Основное конкурентное преимущество Самарской области как крупнейшего транспортного узла России - выгодное географическое положение. С одной стороны, она находится в самом центре Поволжского экономического района (одного из крупнейших в стране), с другой - через нее проходят транспортные коммуникации центра России с Европой, Уралом, Сибирью, Средней и Юго-Восточной Азией и Дальним Востоком, а также нефтегазового Севера с аграрно-курортным Югом. Исторически здесь сложился перекресток основных транспортных коридоров всех видов транспорта: железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного. Самара - крупнейший узел железнодорожного сообщения. Куйбышевская железная дорога находится у истоков Транссибирской магистрали на пересечении путей с Украины, Запада России на Урал и Среднюю Азию. Куйбышевская железная дорога, управление которой находится в Самаре, проходит по территории семи областей (Оренбургской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Ульяновской, Челябинской, Тамбовской) и трех республик (Башкортостан, Мордовия и Татарстан) и является одной из крупнейших в России. По общей протяженности путей занимает восьмое место среди российских железных дорог: здесь расположены 11,3 тыс. км железнодорожных путей из 85,2 тысячи км их общей протяженности в России. В регионе расположены также такие крупные железнодорожные узлы, как Сызрань, Тольятти, Кинель. Куйбышевская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" занимает ведущие позиции по перевозке пассажиров и грузопотоку, ежегодно отправляя более 15 млн. пассажиров и 20 млн. тонн грузов. Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью инфраструктуры Самарской области. Самарский регион имеет автомобильное сообщение со всеми крупными регионами России. Основу автодорожной сети Самарского региона составляют: в направлении Север-Юг: автодорога федерального значения Самара-Чимкент (М-32); автодорога территориального значения Самара-Саратов (Р-224); автодорога территориального значения Самара-Ульяновск (Р-178); в направлении Запад-Восток: автодорога федерального значения Москва-Уфа (М-5); автодорога федерального значения Самара-Оренбург (Р-223); автодорога территориального значения Самара-Бугуруслан (Р-225). Плотность магистральной улично-дорожной сети составляет 1,6 км/кв. км территории. Конфигурация сети автомобильных дорог Самарской области имеет ярко выраженную радиальную структуру, дополненную рядом обходных и кольцевых дорог. Протяженность внутренних водных судоходных путей Самарской области составляет 685 км. Область занимает первое место по объему отправленных грузов внутренним водным транспортом общего пользования, как в Приволжском федеральном округе, так и в России. Магистральное судоходство осуществляется по реке Волга, судоходство местного значения - по рекам Самара, Сок, Чапаевка, Кривуша, Уса, Безенчук. Самарский, Тольяттинский и Сызранский порты перерабатывают около 6 млн. тонн грузов в год. Их мощности позволяют, как минимум, удвоить эту цифру. Речные суда связывают регион с Балтийским морем на севере, Черным и Каспийским на юге; с центром России - Москвой (канал им. Москвы), Западным Уралом (река Кама, Белая), Черным морем (Волго-Донской канал), Балтийским и Белым морями (Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский канал). На долю речного транспорта приходится в регионе 6 - 7% общего объема перевозок. Водный путь позволяет организовать бесперевалочные перевозки между центральными районами России и Западной Европы в судах класса "река-море", а также обеспечить транзитные перевозки из Европы в Азию. Воздушный транспорт области осуществляет перевозки грузов и пассажиров как внутри области и внутри России, так и на международных авиалиниях. Обслуживание воздушного транспорта осуществляется аэропортами "Курумоч", "Смышляевка", "Безымянка", "Кряж", "Рождествено". В северной части области имеются посадочные площадки для малой авиации. В системе воздушного сообщения международный аэропорт "Курумоч" фактически является главными воздушными воротами Поволжья, наиболее загруженной авиатранспортной организацией в регионе Центральной Волги. Комплекс обслуживает регион с населением 11 млн. человек. Динамика роста пассажирских и грузовых авиаперевозок требует увеличения пропускной способности терминала. Наличие инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам, создаст предпосылки для роста полетов зарубежных авиакомпаний в интересах организаций, составляющих Кластер. 2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации Программы Основная цель Программы - содействие развитию Кластера и организаций-участников для повышения конкурентоспособности экономики Самарской области, расширения географии присутствия Кластера и объемов сбыта на внутреннем и внешнем рынках. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач: формирование условий для эффективного организационного развития Кластера, включая обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера; повышение доли инновационной продукции собственного производства, выполненных организациями-участниками инновационных работ и услуг, в том числе за счет развития сектора исследований и разработок, кооперации в научно-технической сфере; содействие повышению обеспеченности Кластера объектами инновационной, образовательной, транспортной, энергетической инженерной и социальной инфраструктур Кластера; содействие в модернизации и развитии производств, способных обеспечить мировой уровень конкурентоспособности продукции организаций-участников; повышение обеспеченности организаций-участников необходимыми для реализации проектов Кластера компетенциями, развитие кадрового потенциала организаций-участников, включая развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров; содействие развитию научно-исследовательской и материально-технической базы организаций-участников; создание условий для эффективной реализации проектов Кластера (в том числе работ и проектов в сфере научных исследований и разработок), выполняемых организациями-участниками в кооперации, включая реализацию проектов совместно с зарубежными партнерами; содействие развитию малого и среднего предпринимательства в сфере практического применения аэрокосмических технологий для развития новых авиационно-космических производств и других сфер экономики Самарской области; развитие международной кооперации в аэрокосмической сфере, направленной на повышение эффективности реализации проектов Кластера, на расширение рынков сбыта продукции организаций-участников; стимулирование инвестиционной деятельности организаций-участников для развития производственного потенциала и производственной кооперации; содействие реализации кластерных инициатив, проектов Кластера, направленных на повышение конкурентоспособности и рост эффективности взаимодействия организаций-участников. Программа реализуется в 2013 - 2015 годах в три этапа: I этап - 2013 год; II этап - 2014 год; III этап - 2015 год. 3. Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы приведены в таблице 3. Таблица 3 Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы |————|—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| | N | Наименование индикатора | 2013 | 2014 | 2015 | |п/п | | год | год | год | |————|—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| 1. Рост выработки на одного работника в 5,6 10,0 11,8 среднем по организациям-участникам, % (по отношению к предыдущему году) 2. Рост средней заработной платы работников 8,5 9,9 10,6 организаций-участников, % (по отношению к предыдущему году) В том числе работников, прошедших 8,9 10,4 11,5 профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью 3. Рост объема отгруженной 1,1 2,5 3,5 организациями-участниками инновационной продукции собственного производства, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, в общем объеме отгрузки, % 4. Рост совокупной выручки 5,2 7,9 12,2 организаций-участников от продаж продукции на внутреннем и внешнем рынках, % (по отношению к предыдущему году) В том числе на внешнем рынке 1,1 3,7 9,1 5. Численность работников 521 771 821 организаций-участников, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования В том числе в области управления 135 145 155 инновационной деятельностью, единиц 6. Рост объема работ и проектов в сфере 6,5 9,1 10,0 научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациям-участниками либо одной или более организацией-участником совместно с иностранными организациями, % (по отношению к предыдущему году) 7. Рост объема инвестиционных затрат 3,2 8,3 14,5 организаций-участников за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций, % (по отношению к предыдущему году) 4. Приоритетные направления и мероприятия, реализуемые в рамках Программы Исходя из существующих в Кластере проблем, сформированных в Кластере компетенций, тенденций и трендов развития мирового рынка аэрокосмической продукции, сформулированных в разделе 1 Программы, приоритетными направлениями реализации Программы в 2013 - 2015 годах должны стать: повышение эффективности деятельности организаций-участников на основе проведения комплекса мероприятий по: совершенствованию научно-технической и производственной кооперации организаций-участников в области создания и развития систем обработки информации, полученной в результате дистанционного зондирования Земли, летательных аппаратов специального и общего назначения и мобильных воздушных лабораторий, малых космических аппаратов, авиационных и ракетных двигателей, силовых установок для существующих и новых видов транспорта, нужд электроэнергетики и других областях в интересах двух и более организаций-участников; совершенствованию международного сотрудничества в области проектирования и производства летательных аппаратов, включая сложные системы и компоненты и двигатели летательных аппаратов, малых космических аппаратов и микроспутников, новых технологий соединения и обработки материалов, создания новых (улучшенных) металлических и гибридных структур, композитных материалов и структур, электродвигателей и летательных аппаратов на электротяге и в других областях в интересах двух и более организаций-участников; облегчению доступа организаций-участников к информации о рынках и технологиях на основе проведенных маркетинговых исследований, о международном праве и системе защиты объектов интеллектуальной собственности, механизмах продвижения продукции (услуг) на мировой рынок и другой информации по запросу организаций-участников на основе организации системы консультирования, в том числе с привлечением иностранных экспертов и экспертных организаций; формированию методологических основ функционирования малых и средних предприятий в аэрокосмических кластерах и внедрению методологии в Кластере; развитию сектора исследований и разработок, научного, материально-технического и производственного потенциала организаций-участников, в том числе: исследования в области авиации и создания новых видов и типов летательных аппаратов и двигателей, повышения экономичности и экологичности летательных аппаратов, термодинамики, теплоизоляции и технических текстильных материалов, бортовой механики, авиационной радиоэлектроники, сложных систем летательных аппаратов, крупных конструктивных элементов, топливных систем, космические исследования и других областях в интересах двух и более организаций-участников; внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий, направленных: на оцифровку и организацию хранения электронных архивов чертежно-конструкторской документации; ведение электронных продуктовых каталогов и электронной технической и технологической документации на всех этапах жизненного цикла продукта - от разработки до утилизации; проектирование и перепроектирование изделий авиационно-космической техники; развитие среды генерации знаний на базе межвузовского медиацентра Самарской области путем использования и наращивания суперкомпьютерного центра и телекоммуникационной инфраструктуры для решения задачи повышения конкурентоспособности на мировом уровне промышленных кластеров Самарской области; разработка технологий цифрового проектирования и перепроектирования изделий авиационно-космической техники; развитие новых материалов, в том числе с использованием инфраструктуры регионального центра нанотехнологий коллективного пользования; создание и развитие системы консультирования организаций-участников по вопросам разработки и реализации инновационных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, правового обеспечения процесса реализации НИР и ОКР, защиты объектов интеллектуальной собственности, в области инноваций, кластерных инициатив и промышленного производства, в том числе для малых и средних предприятий кластера; применение аэрокосмических технологий в других отраслях экономики Самарской области, в том числе путем развития малого и среднего инновационного бизнеса на основе разработанных предприятиями кластера аэрокосмических технологий; развитие инновационной и образовательной инфраструктуры кластера, организационное развитие кластера, включая мероприятия по: созданию и развитию инжинирингового центра кластера; созданию региональных и межрегиональных технологических платформ, сетей трансфера технологий, баз данных инновационной продукции и проектов организаций-участников, баз данных научных и технологических компетенций организаций-участников; развитию комплексной региональной системы коммерциализации научных разработок и трансфера технологий; развитию региональной геоинформационной системы и развитию центра обработки информации, получаемой с космических аппаратов; созданию организациями-участниками совместных производственных и научных лабораторий по основным направлениям исследований и разработок организаций-участников; реализации образовательных программ в интересах организаций-участников, в том числе программ в области: управления инновационной деятельностью, включая разработку и реализацию образовательных программ "стартап-школа", "стартап-лаборатория" для подготовки команд инновационных проектов и обучения специалистов организаций-участников с целью использования инновационной продукции и осуществления трансфера технологий; управления кластерными программами, инициативами и проектами развития кластеров; внедрения современных методов управления жизненным циклом продукции; внедрения интегрированных систем менеджмента, технологий бережливого производства, управления поставками предприятий, современных методов разработки конструкций и технологической подготовки производства, систем управления производственными процессами и других программ в интересах двух и более организаций-участников; кадровому сопровождение технологической модернизации организаций-участников, в том числе с использованием ресурсов центра инновационных производственных технологий; обеспечению ключевых предприятий Кластера кадрами высшей квалификации и рабочими кадрами, созданию кадровой основы для развития малого инновационного бизнеса, разработки и развития образовательных программ бакалавриата и магистратуры в интересах организаций-участников и другие мероприятия в интересах двух и более организаций-участников; организационное развитие Кластера, в том числе: развитие деятельности специализированной организации Кластера в следующих областях: организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок специалистов организаций-участников; развитие системы оказания востребованных организациями-участниками консультационных услуг; разработка и внедрение механизмов продвижения на рынок продуктов (услуг) организаций-участников; развитие кооперации организаций-участников, привлечение в Кластер новых участников, развитие международной кооперации, координация выставочно-презентационной и коммуникационной деятельности кластера, в том числе за рубежом, развитие материально-технической, информационной и технологической базы; создание и развитие межрегиональных структур в интересах организаций-участников: комитетов, ассоциаций, партнерств, сетей и других структур; совершенствование системы взаимодействия промышленных предприятий, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах Кластера на основе развития системы администрирования Кластера; совершенствование нормативно-правовой базы деятельности Кластера; создание и развитие малых и средних предприятий в Кластере, системы аутсорсинга услуг; совершенствование процессов управления Кластером, включая организацию и проведение бенчмаркинга аэрокосмических кластеров России, СНГ, Европы и других стран в интересах организаций-участников; развитие системы мониторинга состояния инновационного, научного и производственного потенциала Кластера; развитие информационной базы Кластера (информационные ресурсы в сети Интернет, печатные издания Кластера, базы данных продуктов, проектов и компетенций Кластера, нормативно-технической документации, нормативно-правовой базы, региональные и межрегиональные информационные сети и технологические платформы, глоссариев и других). В соответствии с приоритетными направлениями Программы в 2013 - 2015 годах реализуются следующие мероприятия: обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера; профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок по направлениям реализации Программы; консультирование участников Кластера по вопросам разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере; проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участие представителей участников Кластера в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях; развитие объектов инновационной и образовательной инфраструктуры. Обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития Кластера В рамках данного мероприятия осуществляются: разработка и содействие реализации проектов развития Кластера, в том числе: оказание консультационных услуг организациям-участникам по направлениям реализации Программы; организация предоставления организациям-участникам услуг в части правового обеспечения, маркетинга и рекламы; проведение информационных кампаний в средствах массовой информации по освещению деятельности Кластера и перспектив его развития; проведение маркетинговых исследований на различных рынках, связанных с продвижением продукции Кластера; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок кадров, предоставления консультационных услуг в интересах организаций-участников; оказание содействия организациям-участникам в выводе на рынок новых продуктов (услуг), развитии кооперации организаций-участников в научно-технической сфере, в том числе с иностранными организациями; организация выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятий в сфере интересов организаций-участников, а также их участия в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых за рубежом; мероприятия по разработке программ и проектов развития Кластера, в том числе организация и проведение мероприятий по разработке стратегических и программных документов социально-экономического развития Самарской области; мероприятия по информационно-консультационной поддержке организаций-участников, в том числе информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области инноваций, кластерных инициатив и промышленного производства, и в целях внедрения инноваций (разработка, маркетинг, дизайн, прототипирование, подготовка производства, производство, сбыт и продвижение продукции). Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок по направлениям реализации Программы Целью мероприятия является поддержка организаций-участников при реализации ими проектов: подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации работников организаций-участников по программам дополнительного профессионального образования, в том числе за рубежом; проведения стажировок работников организаций-участников, в том числе за рубежом. Консультирование организаций-участников по вопросам разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере В рамках проведения мероприятия осуществляется оказание организациям-участникам консультационных услуг по вопросам разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере, предусматривающих участие двух и более участников в их реализации, по приоритетным направлениям реализации Программы, в том числе: работы по формированию проекта создания и развития инжинирингового центра инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области; мероприятия по формированию и реализации проектов региональных технологических платформ и территориально-производственных кластеров в Самарской области. Проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, а также участие представителей организаций-участников в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях В рамках проведения мероприятия осуществляется: организация и проведение выставочно-ярмарочных, коммуникативных мероприятий, деловых миссий в сфере интересов организаций-участников, в том числе за рубежом; поддержка организаций-участников в части проведения организациями-участниками выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Самарской области по тематикам, соответствующим целям, задачам и направлениям реализации Программы; поддержка организаций-участников в части участия представителей организаций-участников в выставочно-ярмарочных мероприятиях, в том числе проводимых за рубежом, по тематикам, соответствующим целям, задачам и направлениям реализации Программы; поддержка организаций-участников в части участия представителей организаций-участников в коммуникативных мероприятиях, проводимых за рубежом, по тематикам, соответствующим целям, задачам и направлениям реализации Программы. В рамках мероприятия проводится ежегодный межрегиональный экономический форум "Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики", экономические миссии делегации Самарской области и участников Кластера в европейские аэрокосмические компании и кластеры, организовывается участие представителей организаций-участников в Международном авиационно-космическом салоне и другое. Развитие объектов инновационной и образовательной инфраструктуры Мероприятием предусмотрена реализация комплекса проектов, направленных на развитие инновационной и образовательной инфраструктуры по приоритетным направлениям реализации Программы, в том числе: развитие региональной геоинформационной системы; развитие регионального центра нанотехнологий коллективного пользования с обеспечением доступа научно-образовательных и промышленных организаций в Самарской области к его ресурсам с целью создания новых материалов и технологий; развитие центра инновационных производственных технологий (САМ-технологий) с целью кадрового сопровождения и технологической модернизации экономики Самарской области; разработка технологий и кадровое сопровождение цифрового проектирования и перепроектирования изделий авиационно-космической техники; развитие среды генерации знаний на базе межвузовского медиацентра путем использования и наращивания суперкомпьютерного центра и телекоммуникационной инфраструктуры для решения задачи повышения конкурентоспособности на мировом уровне промышленных кластеров Самарской области; создание центра по проектированию и производству малых космических аппаратов народно-хозяйственного назначения; развитие центра обработки информации, получаемой с космических аппаратов, в том числе навигация подвижных объектов в системе ГЛОНАСС, мониторинг территории в интересах модернизации экономики Самарской области и обеспечения комплексной безопасности, обучение и переобучение специалистов в области геоинформационных технологий. Мероприятием предусмотрено развитие и обеспечение деятельности инжинирингового центра Кластера, в том числе предоставление субсидий: на финансовое обеспечение развития инжинирингового центра Кластера по направлениям деятельности в целях приобретения имущества и оплаты лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ (экземпляра программы для ЭВМ); на возмещение нормативных затрат по оказанию государственных услуг (выполнению государственных работ) участникам Кластера по направлениям деятельности инжинирингового центра Кластера; на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности <7>. Перечень проектов (мероприятий) Программы (источники и объемы их финансирования по годам реализации) приведены в приложении 3, паспорта проектов (мероприятий), осуществляемых субъектом Российской Федерации в рамах оказания государственной поддержки Кластеру - в приложении 5. 5. Ресурсное обеспечение Программы Общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 632 056,87 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 234 865,47 тыс. рублей; в 2014 году - 178 730,7 тыс. рублей; в 2015 году - 218 460,7 тыс. рублей. Указанные положения не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. Расходные обязательства Самарской области по финансированию Программы возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Объемы средств федерального бюджета на реализацию Программы приводятся справочно и не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы за счет планируемых к предоставлению в областной бюджет средств федерального бюджета составляет 1 590 446 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 421 504 тыс. рублей; в 2014 году - 567 869 тыс. рублей; в 2015 году - 601 073 тыс. рублей. 6. Приоритеты в оказании государственной поддержки проектам (мероприятиям) Программы, реализуемым организациями-участниками Приоритеты в оказании государственной поддержки проектам (мероприятиям), реализуемым организациями-участниками, устанавливаются в рамках реализации Программы, исходя из следующих требований: проекты (мероприятия) должны иметь кооперационный характер, т.е. в их реализации должны участвовать две и более организации-участника, включая проекты по международной кооперации; проекты (мероприятия) должны обеспечивать достижение целевых индикаторов Программы; организации-участники являются участниками Кластера; организации-участники должны обеспечить привлечение внебюджетного финансирования для реализации проектов (мероприятий). 7. Механизм реализации Программы Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, выполняя функции государственного заказчика и ответственного исполнителя Программы, обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом, в том числе: организует реализацию мероприятий Программы; осуществляет контроль за ходом реализации программных мероприятий и эффективным использованием средств, полученных из бюджета Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы; осуществляет взаимодействие с организациями, отобранными в установленном порядке для выполнения работ, предусмотренных Программой; обеспечивает сбор и анализ информации о ходе выполнения программных мероприятий, подготовку отчетов и заключений по Программе; инициирует корректировку сроков реализации и ресурсного обеспечения в ходе реализации мероприятий Программы. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области координирует свою работу по управлению Программой с специализированной организацией Кластера, стратегическим советом Кластера, состав которого определяется общим собранием участников Кластера. В состав стратегического совета Кластера входят представители министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, организаций-участников. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в установленном порядке подготавливает и представляет информацию о ходе реализации Программы для рассмотрения ее на заседании Правительства Самарской области. Ответственным исполнителем по реализации мероприятия по развитию региональной геоинформационной системы является департамент информационных технологий и связи Самарской области. 8. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы Критериями оценки эффективности реализации Программы являются степень достижения целевых индикаторов (показателей), установленных Программой, а также степень достижения показателей эффективности, установленных методикой оценки эффективности реализации Программы, приведенной в приложении 4 к Программе. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации Программы. -------------------------------- <1> При расчетах использовались данные, представленные в программах развития и на официальных сайтах участников следующих кластеров: Национальный центр вертолетостроения (Москва), инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области, кластер "Ульяновск Авиа" (Ульяновск), кластер Технополис "Новый Звездный" (Пермь), Кластер инновационных технологий (Железногорск), кластер авиа- и судостроения Хабаровского края, Улан-Удэнский авиационный кластер, кластер газотурбо- и энергомашиностроения (Рыбинск). <2> С учетом судостроительного и авиастроительного направления Кластера. <3> Только городской округ Хабаровск <4> По другим оценкам (в рейтинге инновационных регионов России фонда "Петербургская политика", газеты "РБК-Daily", РАНХиГС), Самарская область в 2012 г. заняла 10 место. См.: Свиридов А. Пополнение в инновационной десятке// Независимая газета. 27.03.2012. <5> Оценки НИУ ВШЭ. <6> На территории региона функционируют Институт систем обработки изображений, Институт проблем управления сложными системами, Институт экологии Волжского бассейна, Самарский филиал Физического института им. П.Н. Лебедева, Волжский филиал Института металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова, Самарский научно-инженерный центр автоматизированных прочностных испытаний и диагностики машин; институт акустики машин; научно-исследовательский институт технологий и проблем качества и другие организации. <7> В случае предоставления данного вида субсидий за счет средств федерального бюджета. Приложение 1 к Программе развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области на 2013 - 2015 годы ПЕРЕЧЕНЬ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ Участниками Программы являются следующие участники инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области: 1. Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс". 2. ОАО "КУЗНЕЦОВ". 3. ОАО "Авиакор-авиационный завод". 4. ОАО "АВИААГРЕГАТ". 5. ОАО "Салют". 6. ОАО "НИИ "Экран". 7. ОАО "Гидроавтоматика". 8. ОАО "Металлист-Самара". 9. ОАО "Агрегат". 10. ООО "СКТБ "Пластик". 11. ООО НПО "РОСИНМАШ". 12. ООО НПО "АэроВолга". 13. ООО "Гидроплан". 14. ООО "Беркут Аэро". 15. ООО "Гидросамолет". 16. ООО "Авиатех". 17. ООО "Самолетостроительная компания "Чайка". 18. ООО "Научно-производственное предприятие "Авиационные технологии". 19. ЗАО "Завод аэродромного оборудования". 20. ООО "Открытый код". 21. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр профессионального образования Самарской области". 22. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" (СГАУ). 23. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный технический университет" (СамГТУ). 24. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный университет" (СамГУ). 25. Поволжское отделение Российской инженерной академии (ПО РИА). 26. ЗАО "Самарский научный центр космических технологий". 27. ЗАО научно-технический центр "Адепт". 28. Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. 29. Министерство промышленности и технологий Самарской области. 30. Министерство образования и науки Самарской области. 31. Государственное автономное учреждение Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив". 32. Торгово-промышленная палата Самарской области. 33. Некоммерческое партнерство "Региональный центр инноваций и трансфера технологий". 34. ООО "Эко Энерджи". 35. ООО "Научно-производственная компания "Разумные решения". 36. ООО "Аквил". 37. Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Самарский приборостроительный техникум". 38. Региональное объединение работодателей "Союз работодателей Самарской области". 39. ООО "Аэродромные композиты". 40. ООО "Поволжская инженерная академия". 41. Некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр обучения Поволжской инженерной академии". 42. ООО "Менеджмент консалтинг". Другие организации, подписавшие договор с специализированной организацией по координации их деятельности в рамках реализации мероприятий Программы. Приложение 2 к Программе развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области на 2013 - 2015 годы ОПИСАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ УЧАСТНИКОВ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Ракетно-космический подкластер Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" - ведущее российское предприятие по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса и автоматических космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли и научного назначения. Всего запущено более 1800 ракет-носителей и 975 космических аппаратов, разработанных ЦСКБ-Прогресс. Совокупная выручка предприятия от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынках за последний год составила 22851,3 млн. рублей. Деятельность предприятия можно разделить по следующим стратегическим направлениям: научные исследования и ОКР; производство ракет-носителей и их составных частей, а также создание и реконструкция космической инфраструктуры, наземного технологического оборудования технических и стартовых комплексов; производство космических аппаратов; гражданская продукция, товары народного потребления. ОАО "Пластик" является одним из лидеров в области разработки и изготовления изделий из волокнистых композиционных материалов для авиационно-космической, автомобильной, судоходной, железнодорожной, оборонной и других отраслей промышленности. В числе приоритетных направлений деятельности предприятия разработка и изготовление специальных изделий. Предприятием создана широкая номенклатура изделий для авиационной, военной и космической техники. Численность работников спецпроизводства составляет 216 человек, объем производства серийной продукции по аэрокосмической тематике в 2012 году составил 134 млн. рублей. Авиастроительный подкластер ОАО "Авиакор-авиационный завод" осуществляет следующие виды деятельности: серийное производство, капитальный ремонт и сервисное обслуживание самолетов Ан-140, Ту-154М, Ту-154; производство запасных частей, агрегатов и выполнение работ для поддержания летной годности авиационной техники, изготовление оснастки и инструментов для производства авиационной техники; изготовление непрофильной продукции. На предприятии занято 2338 человек. Совокупная выручка предприятия от продаж за последний год составила 2053 млн. рублей. ОАО "АВИААГРЕГАТ" специализируется на производстве авиационных шасси для самолетов и вертолетов. Численность персонала составляет около 1800 человек. Совокупная выручка от продаж за 2012 год составила 2200 млн. рублей. ОАО "АВИААГРЕГАТ" является самой крупной специализированной фирмой в России по проектированию и изготовлению шасси, рулевых приводов самолетов, элементов ракетного вооружения летательных аппаратов, гидроцилиндров для дорожной, строительной, сельскохозяйственной, железнодорожной техники, вязкостных муфт для автомобилей УАЗ, ГАЗ. ОАО "Агрегат" - головное предприятие по разработке агрегатов для различных систем авиатехники. Основным видом деятельности ОАО "Агрегат" является проектирование, изготовление и ремонт авиационной трубопроводной арматуры. Предприятие имеет лицензии на разработку, производство, испытание, ремонт авиационной техники (АТ), в том числе АТ двойного назначения, а также на разработку вооружения и военной техники. ОАО "Гидроавтоматика" - одно из крупнейших машиностроительных предприятий страны, осуществляющее производство агрегатов пневматических, топливных и гидравлических систем на все виды летательных аппаратов отечественного производства. Предприятие является крупным поставщиком агрегатов гидравлических систем для стендов и автомашин, запасных частей и комплектующих к автомобилям, товаров народного потребления. Выручка от продаж за 2012 год составила 952,5 млн. рублей. Численность работающих составляет 848 человек. Выработка на одного работника в среднем по предприятию - 1 067 тыс. рублей. в год. ОАО "НИИ "Экран" специализируется на создании изделий для радио-электронной блокады, радио- и оптико-электронной аппаратуры специального и гражданского назначения. Предприятие является головным по созданию бортовых комплексов обороны вертолетов и самолетов. Численность работающих составляет 440 человек. Объем выполненных работ в 2012 году составил более 700 млн. рублей. ЗАО "Завод аэродромного оборудования" является ведущим в России предприятием по производству и капитальному ремонту средств наземного обслуживания самолетов и вертолетов (СНО). Предприятие обеспечивает практически весь парк отечественных самолетов гидроустановками, заправщиками жидкостей, площадками обслуживания, гидроподъемниками, гидродомкратами, буксировочными водилами и тросами и многим другим аэродромным оборудованием. Подкластер двигателестроения ОАО "КУЗНЕЦОВ" - одна из ведущих авиационно-космических организаций. Специализируется на производстве широкой гаммы авиационных двигателей, а также двигательных установок для ракетоносителей. Осуществляет промышленное производство энергетических и газоперекачивающих установок и запасных частей к ним. С двигателями предприятия осуществлены запуски пилотируемых космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз" и автоматических транспортных грузовых космических аппаратов "Прогресс". ОАО "КУЗНЕЦОВ" является основным поставщиком приводов газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов для ОАО "Газпром". Стратегическим проектом предприятия является разработка и организация серийного производства модельного ряда энергетических установок на базе газотурбинных двигателей марки НК, работающих на сжиженном природном газе и жидком водороде. На предприятии работает 10758 человек. Совокупная выручка предприятия от продаж несырьевой продукции на внутреннем и внешнем рынке за последний год составила 6752 млн. рублей. ОАО "Завод авиационных подшипников" осуществляет разработку и производство высокоточных подшипников для двигателей самолетов и вертолетов, точного станкостроения. Производит более 5000 модификаций продукции. ОАО "Металлист-Самара" - специализированное предприятие по производству высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения в области авиации и ракетостроения. Основной деятельностью ОАО "Металлист-Самара" являются авиационное производство, ракетно-космическое производство, производство наземных газотурбинных установок, топливозаправочной техники, производство сельскохозяйственных машин. Выручка предприятия в 2012 году составила 1698 млн. рублей. Чистая прибыль в 2012 году была на уровне 212,6 млн. рублей. ОАО "Салют" производит изделия спецтехники и комплектующие к авиационной технике в соответствии с государственным оборонным заказом и заключенными договорами, а также продукцию общегражданского назначения и товары народного потребления. Предприятие входит в состав ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение". Среднесписочная численность персонала составляет более 1800 человек. Объем выручки в 2012 году составил 1201 млн. рублей. Чистая прибыль 20,25 млн. рублей. В состав научно-образовательного ядра кластера входят два крупных высших учебных заведения, осуществляющих образовательную и научно-исследовательскую деятельность. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" (СГАУ) ведет подготовку специалистов для ракетно-космической, авиационной, радиоэлектронной, металлургической, автомобильной, телекоммуникационной и других отраслей промышленности по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения по 54 основным образовательным программам и по 6 программам дополнительного профессионального образования. Профессорско-преподавательский состав университета: 5 академиков и членов-корреспондентов РАН, около 100 академиков и членов-корреспондентов общественных академий наук, 53 лауреата Ленинской, Государственной и других премий, 75 человек удостоены государственных наград, 70 - почетных званий Российской Федерации. В университете около 900 преподавателей, из них докторов наук и профессоров - 191, кандидатов наук и доцентов - 470. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками - 545 человек. В СГАУ обучается около 12000 студентов из России, стран СНГ, Западной Европы, США, Китая, Юго-Восточной Азии и Африки. Ведется подготовка научных кадров по 34 специальностям аспирантуры и докторантуры. В университете действуют 9 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. Вокруг СГАУ сформирован инновационный пояс, включающий в себя малые инновационные предприятия, использующие научные разработки ученых университета, а также медиацентр - центр информационной поддержки генерации знаний, региональный центр инноваций и трансфера технологий, бизнес-инкубатор, ОАО "Технопарк", расположенные на территории кампуса СГАУ. Самарский государственный технический университет - один из старейших вузов Поволжья. Университет готовит инженеров по самым разнообразным направлениям практически для всех отраслей промышленности. Наряду с традиционными специальностями открываются новые. В университете обучается более 15 000 студентов на 11 факультетах по 18 направлениям бакалавриата и магистратуры, а также по 68 специальностям. Около 65% студентов обучается на коммерческой основе. В учебном процессе задействованы 987 штатных преподавателей, из них 125 докторов и 599 кандидатов наук, а также 618 специалистов учебно-вспомогательного персонала. Численность студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования: 18106 студентов, 605 аспирантов, 28 докторантов. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками - 668 человек. Приложение 3 к Программе развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области на 2013 - 2015 годы ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТОВ (МЕРОПРИЯТИЙ) ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО АЭРОКОСМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ |——————|—————————————————————|—————————————————————————————————————|————————————————————————————|——————————————|————————————————| | N |Наименование проекта |Объем финансирования за счет средств |Объем финансирования за счет| Исполнители | Правовой акт, | | п/п | (мероприятия) | областного бюджета по годам, тыс. |планируемых к предоставлению| |устанавливающий | | | | рублей | в областной бюджет средств | | расходное | | | | | федерального бюджета по | | обязательство | | | | | годам, тыс. рублей | | | | | |—————————|————————|————————|—————————|——————|——————|——————|———————| | | | | | 2013 | 2014 | 2015 | Всего | 2013 | 2014 | 2015 | Всего | | | |——————|—————————————————————|—————————|————————|————————|—————————|——————|——————|——————|———————|——————————————|————————————————| 1. Обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области (далее - Кластер) 46594,8 17230,7 17230,7 81056,2 108721 40203 40203 189127 Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области 1.1. Обеспечение деятельности специализированной организации в целях реализации мероприятий по информационно - консультационной поддержке организаций- участников программы развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области (далее - организации- участники, Программа) В том числе 16594,8 17230,7 17230,7 51056,2 Министерство Постановление предоставление экономического Правительства субсидии развития, Самарской государственному инвестиций и области от автономному торговли 23.06.2010 N 261 учреждению Самарской Самарской "О создании области "Центр области государственного инновационного автономного развития и кластерных учреждения инициатив" на Самарской финансовое области "Центр обеспечение инновационного государственного развития и задания на оказание кластерных государственных услуг инициатив" (выполнение работ) 1.2. Обеспечение деятельности специализированной организации в целях реализации мероприятий по разработке программ и проектов развития Кластера В том числе 30000 30000 Министерство Постановление предоставление экономического Правительства субсидии развития, Самарской государственному инвестиций и области от автономному торговли 12.08.2013 N 384 учреждению Самарской Самарской "Об установлении области "Центр области отдельного инновационного расходного развития и кластерных обязательства инициатив" на Самарской организацию и области и проведение утверждении мероприятий по порядка разработке определения стратегических и объема и условия программных предоставления в документов в области 2013 году социально- субсидии экономического государственному развития автономному учреждению Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" 1.3. Обеспечение деятельности специализированной организации в целях реализации мероприятий по организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок кадров, организации предоставления и оказанию консультационных услуг организациям- участникам, оказанию содействия организациям- участникам в выводе на рынок новых продуктов (услуг), развитии кооперации организаций- участников в научно- технической сфере, в том числе с иностранными организациями, организации выставочно- ярмарочных и коммуникативных мероприятий в сфере интересов организаций- участников, а также их участия в выставочно- ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых за рубежом В том числе 108721 40203 40203 189127 Министерство Разрабатывается предоставление экономического в соответствии с субсидий развития, постановлением государственному инвестиций и Правительства автономному торговли Российской учреждению Самарской Самарской Федерации от области "Центр области 06.03.2013 N 188 инновационного "Об утверждении развития и кластерных Правил инициатив" на распределения и проведение предоставления мероприятий по субсидий из реализации проектов федерального развития Кластера бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров" 2. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и проведение стажировок по направлениям реализации Программы 30000 30000 55000 115000 Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области 2.1. Предоставление 30000 30000 55000 115000 Министерство Постановление субсидий экономического Правительства некоммерческим развития, Самарской организациям, не инвестиций и области от являющимся торговли 27.10.2011 N 700 государственными Самарской "О признании (муниципальными) области утратившими силу учреждениями, на отдельных поддержку комплексных постановлений проектов трансфера Правительства технологий в Самарской Самарской области области и утверждении В том числе 10000 10000 15000 35000 областной реализация целевой образовательных программы программ в сфере развития интересов инновационной организаций- деятельности в участников Самарской области на 2012 - 2015 годы" 3. Консультирование организаций-участников по вопросам разработки инвестиционных проектов в инновационной сфере 2500 3000 3000 8500 Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|