Расширенный поиск
Закон Самарской области от 08.05.2001 № 37-ГДЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ Об утверждении территориальной целевой программы "Здоровье населения Самарской области" на 2001-2005 годы Принят Самарской Губернской Думой 24 апреля 2001 года Статья 1. Утвердить прилагаемую территориальную целевую программу "Здоровье населения Самарской области" на 2001-2005 годы). Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Самарской области К.А. Титов "08" мая 2001г. N 37-ГД УТВЕРЖДЕНА Законом Самарской области N 37-ГД от 08.05.2001 г. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" на 2001-2005 ГОДЫ (далее - Программа) ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ НАИМЕНОВАНИЕ - территориальная целевая программа ПРОГРАММЫ "Здоровье населения Самарской области" на 2001-2005 годы ДАТА ПРИНЯТИЯ - в соответствии с решением и.о. РЕШЕНИЯ Губернатора области от 06.07.2000 О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация области ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ ГОЛОВНОЙ - департамент здравоохранения ИСПОЛНИТЕЛЬ Администрации области ПРОГРАММЫ ОСНОВНЫЕ - департамент здравоохранения РАЗРАБОТЧИКИ Администрации области, Самарский ПРОГРАММЫ государственный медицинский университет ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ - профилактика заболеваний у населения Самарской области; увеличение продолжительности и качества жизни; дальнейшее развитие здравоохранения Самарской области ПЕРЕЧЕНЬ - "Охрана репродуктивного здоровья ПОДПРОГРАММ семьи" на 2001-2005 годы И ОСНОВНЫХ "Снижение заболеваемости детей в МЕРОПРИЯТИЙ Самарской области" на 2001-2005 годы "Профилактика основных стоматологических заболеваний у детей" на 2001-2005 годы "Профилактика туберкулеза у населения Самарской области" на 2001-2005 годы "Профилактика онкологических заболеваний" на 2001-2005 годы "Внедрение принципа работы врача общей практики (семейного врача) в деятельность первичного звена медицинской помощи" на 2001-2005 годы "Профилактика заболеваний, связанных с дефицитом йода на территории Самарской области" на 2001-2002 годы "Оказание кардиохирургической помощи новорожденным и детям в возрасте до 3-х лет с врожденными пороками сердца" на 2001-2003 годы "Сахарный диабет" на 2001-2002 годы СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2001-2005 годы ПРОГРАММЫ ОБЪЕМЫ - реализация Программы осуществляется за И ИСТОЧНИКИ счет средств областного бюджета: ФИНАНСИРОВАНИЯ 2001 год - 34255,0 тыс. рублей; ПРОГРАММЫ 2002 год - 132466,2 тыс. рублей; 2003 год - 109474,3 тыс. рублей; 2004 год - 103845,8 тыс. рублей; 2005 год - 93284,2 тыс. рублей; всего - 473325,5 тыс. рублей; за счет средств федерального фонда обязательного медицинского страхования: 2001 год - 8 000,0 тыс. рублей; 2002 год - 17 000,0 тыс. рублей; всего - 25 000,0 тыс. рублей; всего по Программе - 498325,5 тыс. рублей ОЖИДАЕМЫЕ - в соответствии с основными РЕЗУЛЬТАТЫ результатами подпрограмм РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СИСТЕМА - контроль за ходом реализации Программы ОРГАНИЗАЦИИ осуществляет вице-губернатор области, КОНТРОЛЯ текущий контроль за ходом реализации ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ программных мероприятий осуществляет ПРОГРАММЫ департамент здравоохранения Администрации области, контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет департамент управления финансами Администрации области. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ В Самарской области активно проводится социальная политика, направленная на повышение уровня жизни населения, реализуется программа государственных гарантий получения бесплатной медицинской помощи. Однако недостаточное финансирование системы здравоохранения не позволяет одновременно решать ряд существующих проблем. Предлагаемая Программа предусматривает приоритетное развитие особо важных направлений здравоохранения. Наиболее актуальными в 2001-2005 годах для охраны здоровья населения будут являться следующие приоритетные направления развития здравоохранения области: охрана здоровья матери и ребенка; реорганизация первичного звена медицинской помощи по принципу работы врача общей практики; профилактика онкологических заболеваний; профилактика туберкулеза; профилактика заболеваний, связанных с дефицитом йода; снижение заболеваемости и смертности от сахарного диабета и его осложнений. Стратегическая значимость выбранных приоритетов определяется следующими причинами: увеличилась доля патологических родов (с 55 до 79% за 5 лет), высок уровень общей заболеваемости новорожденных, сохраняется относительно высокий уровень абортов (78,3 на 1000 женщин фертильного возраста). Необходимо создать условия для реализации репродуктивной функции с минимальным ущербом для здоровья матери и ребенка; показатели здоровья детей в Самарской области снижаются, только 6% детей составляют первую группу здоровья (абсолютно здоровые дети). Многие заболевания, возникающие в детском возрасте, влияют на трудоспособность взрослого населения. Необходимо улучшить качество здоровья детского населения в целом, предотвратить инвалидизацию детей с хроническими заболеваниями; необходимо повысить эффективность работы врача амбулаторного звена, уменьшив потребность в узких специалистах на поликлиническом этапе. Реализация Программы позволит приблизить первичную медицинскую помощь к пациентам, повысит ее эффективность, создаст условия для постепенного улучшения показателей здоровья населения; ухудшается эпидемиологическая обстановка по заболеваемости туберкулезом, что ведет к повышению затрат в системе здравоохранения. Опыт показывает, что несвоевременное проведение расширенных мероприятий по борьбе с заболеванием способствует переходу его на этап эпидемии; сохраняется рост онкологической заболеваемости населения области. Реализация предлагаемых мероприятий приведет к улучшению выявления и снижению смертности от злокачественных новообразований; уровень стоматологических заболеваний у жителей Самарской области остается высокий. По данным эпидемиологического обследования 1996 года, распространенность кариеса зубов у детей в 12-летнем возрасте составила 87%. Число кариозных и удаленных зубов на одного обследованного в возрастных группах 3 года, 12 и 15 лет составило, соответственно, 4,0; 3,9; 6,0. Начальные признаки заболеваний пародонта в виде зубного налета и кровоточивости выявлены у 75% 3-летних детей; заболевания, связанные с дефицитом йода, представляют собой важнейшую медико-социальную проблему, так как определяют состояние здоровья населения и интеллектуальный уровень общества. Дефицит йода ведет к увеличению подверженности простудным заболеваниям в два раза, увеличению количества выкидышей и мертворожденных, увеличению внутриутробной инфекции и детской смертности, нарушению развития нервной системы у плода, снижению интеллекта детей вплоть до кретинизма, увеличению щитовидной железы (эндемического зоба), что провоцирует развитие узлового зоба и рака щитовидной железы. В настоящее время проведена оценка дефицита йода в отдельных населенных пунктах области. Установлены реальные показатели дефицита йода в различных группах населения (дети, подростки, взрослые); сахарный диабет, по данным Всемирной организации здравоохранения, занимает третье место в ряде причин смертности после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. В Самарской области этот показатель также находится на достаточно высоком уровне. Так, летальность от сахарного диабета по области в 1996 году составила 5,04 процента, а в 1999 - 4,97 процента. На конец 1999 года в области зарегистрировано 54643 больных сахарным диабетом. Около 30 процентов больных диабетом имеют серьезные осложнения в виде диабетической ретинопатии, нефропатии и нейроангиопатии, из них 12,8 процента больных - инвалиды. В условиях ограниченного финансирования здравоохранения решение указанных проблем без концентрации ресурсов и специальной поддержки со стороны Администрации Самарской области нереально. В Программе предлагаются современные технологические, организационные мероприятия, реализация которых позволит достичь высокой эффективности оказания медицинской помощи и улучшения здоровья населения. Реализация Программы позволит решить ряд важнейших социальных проблем и улучшить демографическую ситуацию в Самарской области. В Самарской области имеются серьезные предпосылки для положительного решения поставленных задач: наличие заказа на решение такой социальной проблемы, как улучшение показателей здоровья населения области и готовность Администрации Самарской области взять на себя роль государственного заказчика; наличие в Самарской области развитой сети учреждений здравоохранения, осуществляющих работу по всем направлениям Программы. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цели Программы: профилактика заболеваний у населения Самарской области; увеличение продолжительности и качества жизни; дальнейшее развитие здравоохранения Самарской области. Задачи Программы: 1. Охрана репродуктивного здоровья населения. 2. Снижение заболеваемости детей и детской смертности в области. 3. Стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу. 4. Профилактика онкологических заболеваний. 5. Профилактика заболеваний, связанных с дефицитом йода. 6. Снижение заболеваемости, смертности и показателя выхода на инвалидность, обусловленных сахарным диабетом и его осложнениями. 7. Совершенствование структуры и функционирования первичного звена медицинской помощи. 8. Реорганизация первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики. 9. Оборудование отдельно стоящих офисов и отделений врачей общей практики на базе поликлиник. 10. Организация регистра онкологических больных и больных сахарным диабетом по Самарской области. 11. Совершенствование профилактических осмотров с целью раннего выявления опухолевых заболеваний и туберкулеза. 12. Внедрение новых форм организации лечения больных туберкулезом. 13. Организация смотровых кабинетов во всех поликлиниках. 14. Укрепление материальной базы медицинских учреждений области. 15. Обучение медицинских кадров. 16. Внедрение новых технологий лечения и профилактики осложнений беременности и реанимационной помощи при неотложных состояниях новорожденных. 17. Внедрение новых современных технологий международных схем лечения детей с эндокринными и онкогематологическими заболеваниями. 18. Открытие отделений охраны здоровья подростков в лечебно-профилактических учреждениях городов и районов области. 19. Реорганизация отдельных детских санаторных учреждений в центры восстановительного лечения, профессиональной и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. 20. Составление регистра наследственных заболеваний и медико-экологической карты патологии репродуктивной системы населения области. 21. Проведение эпидемиологического обследования населения с целью выявления самых актуальных стоматологических проблем. 22. Организация во всех стоматологических поликлиниках кабинетов гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний. 23. Проведение научно-обоснованных мероприятий по массовой, групповой и индивидуальной профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода на территории Самарской области. 24. Создание регистра врожденных пороков сердца у детей. 25. Организация специализированной кардиохирургической службы оказания помощи новорожденным и детям до 3-летнего возраста с врожденными пороками сердца. 26. Развитие сети кабинетов и школ для больных сахарным диабетом. 27. Обеспечение детей и подростков в возрасте до 18 лет средствами самоконтроля за уровнем гликемии. 28. Организация центров психосоциальной реабилитации больных сахарным диабетом. 29. Усиление работы среди населения по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа рассчитана на 5 лет. Этапы реализации Программы отражены в подпрограммах (приложения N 1-9). СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Территориальная программа государственных гарантий обеспечения населения Самарской области бесплатной медицинской помощью предусматривает оказание ограниченного объема медико-социальной помощи. Это связано с возможностями финансирования и существующей структурой системы здравоохранения. Недостаточное финансирование не позволяет полностью осуществлять ряд неотложных действий, в первую очередь по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний. Поэтому система программных мероприятий, заложенная в комплекс подпрограмм, определяет такие наиболее важные направления по охране здоровья населения области, как: совершенствование медицинской помощи детям и матерям; приоритетное развитие амбулаторно-поликлинического звена, организация первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики; рациональное использование имеющейся лечебной базы и обеспечение этапности в системе оказания медицинской помощи населению; развитие профилактических мероприятий, направленных на раннее выявление онкологических заболеваний, туберкулеза, заболеваний, связанных с дефицитом йода, осложнений при сахарном диабете; охрана репродуктивного здоровья семьи; снижение заболеваемости и смертности детей; совершенствование целевой финансовой политики в развитии материально-технической базы здравоохранения на территории области. По каждому направлению планируется осуществление ряда последовательных, взаимосвязанных мероприятий, направленных на совершенствование структуры и функционирования системы здравоохранения области. Конкретный перечень мероприятий Программы определен в подпрограммах (приложения N 1 - 9). ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ _________________________________________________________________ |N | Наименование | Объем финансирования, тыс. рублей | |п/п| подпрограммы |___________________________________________| | | | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | | | | год | год | год | год | год | |___|_______________|_______|________|________|________|________| | 1.| 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | |___|_______________|_______|________|________|________|________| 1. Охрана репродук- 5278,2 26664,0 19291,8 18806,3 21079,9 тивного здоровья семьи на 2001 - 2005 годы* 2. Снижение заболе- 4539,2 24397,7 33335,1 34644,1 32229,5 ваемости детей в Самарской облас- ти на 2001-2005 годы 3. Профилактика ос- 2998,0 11625,9 9702,2 9702,2 9702,2 новных стомато- логических забо- леваний у детей на 2001-2005 годы 4. Профилактика ту- 5570,8 18544,1 15846,7 13858,7 13421,8 беркулеза у насе- ления Самарской области на 2001- 2005 годы 5. Профилактика 5006,5 27808,9 15626,5 15773,2 4703,8 онкологических заболеваний на 2001-2005 годы 6. Внедрение прин- 2218,6 11061,3 11061,3 11061,3 12147,0 ципа работы врача общей практики (семейного врача) в деятельность первичного звена медицинской по- мощи на 2001- 2005 годы 7. Профилактика за- 1109,5 646,5 болеваний, свя- занных с дефици- том йода на тер- ритории Самар- ской области, на 2001-2002 годы 8. Оказание кардио- 4264,6 8444,5 4610,7 хирургической помощи новорож- денным и детям в возрасте до 3-х лет с врожденны- ми пороками сердца на 2001- 2003 годы 9. Сахарный диабет 3269,6 3273,3 на 2001-2002 годы Всего 34255,0 132466,2 109474,3 103845,8 93284,2 * Из федерально- го фонда обяза- тельного меди- цинского страхо- вания по подпро- грамме "Охрана репродуктивного здоровья семьи" 8000,0 17000,0 Итого Продолжение таблицы ______________________________ |N | Наименование | Всего | |п/п| подпрограммы | | | | | | | | | | |___|_______________|________| | 1.| 2. | 8. | |___|_______________|________| 1. Охрана репродук- 91120,2 тивного здоровья семьи на 2001 - 2005 годы* 2. Снижение заболе- 129145,6 ваемости детей в Самарской облас- ти на 2001-2005 годы 3. Профилактика ос- 43730,5 новных стомато- логических забо- леваний у детей на 2001-2005 годы 4. Профилактика ту- 67242,1 беркулеза у насе- ления Самарской области на 2001- 2005 годы 5. Профилактика 68918,9 онкологических заболеваний на 2001-2005 годы 6. Внедрение прин- 47549,5 ципа работы врача общей практики (семейного врача) в деятельность первичного звена медицинской по- мощи на 2001- 2005 годы 7. Профилактика за- 1756,0 болеваний, свя- занных с дефици- том йода на тер- ритории Самар- ской области, на 2001-2002 годы 8. Оказание кардио- 17319,8 хирургической помощи новорож- денным и детям в возрасте до 3-х лет с врожденны- ми пороками сердца на 2001- 2003 годы 9. Сахарный диабет 6542,9 на 2001-2002 годы Всего 473325,5 * Из федерально- го фонда обяза- тельного меди- цинского страхо- вания по подпро- грамме "Охрана репродуктивного здоровья семьи" 25000,0 Итого 498325,5 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основным исполнителем Программы является департамент здравоохранения Администрации области. Исполнитель осуществляет Программу в части использования бюджетных средств для оснащения и обеспечения работы медицинских учреждений области, подготовки кадров. Оснащение медицинских учреждений области новым оборудованием, обучение врачей и медицинских сестер обеспечит внедрение новых технологий для диагностики и лечения, что позволит улучшить эффективность оказания медицинской помощи и приведет к реализации поставленных целей. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ Организацию исполнения Программы осуществляет департамент здравоохранения Администрации области. Контроль за ходом реализации Программы будет проводиться по принципу постоянного, текущего контроля, а также планового анализа выполнения ее этапов соответствующими подразделениями и специалистами департамента здравоохранения Администрации области. За целевым использованием бюджетных средств контроль осуществляет департамент управления финансами Администрации области. Отчет о ходе выполнения Программы будет представляться вице-губернатору области каждые шесть месяцев. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Настоящая Программа направлена на сохранение здоровья населения области, улучшение основных демографических показателей, повышение доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи. Результатами реализации Программы станут: 1. Положительная динамика основных качественных показателей детства и родовспоможения на 10-30%: уменьшение показателя младенческой смертности до 10%; сохранение материнской смертности в пределах существующих показателей 20-15%; снижение числа абортов до 30-35 на 1000 женщин фертильного возраста. 2. Снижение количества инвалидов детства на 10%. 3. Снижение пораженности детей кариесом зубов в молочном прикусе на 40%, в постоянном прикусе на 28%. 4. Снижение показателя заболеваемости туберкулезом: рост числа реабилитированных больных туберкулезом на 7-10%; снижение показателя бацилловыделения на 12%. 5. Улучшение показателя онкозаболеваемости: рост доли больных с ранним выявлением злокачественных и предопухолевых заболеваний до 20%; снижение показателя смертности от опухолевых заболеваний на 3%. 6. Повсеместный переход к оказанию первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики и повышение качества ее оказания. 7. Улучшение здоровья детей на 10-12%. 8. Снижение показателей заболеваний, связанных с дефицитом йода: заболеваемости аутоиммунным тиреоидитом, узловым и диффузным формами зоба примерно на 30%; удельного веса внутриутробной инфекции с 18 до 8%; заболеваемости детей болезнями нервной системы в два раза (с 206,6 до 100 промилле). 9. Снижение удельного веса осложнений при сахарном диабете: уменьшение числа госпитализаций по поводу диабетических ком на 15%, по поводу кетоацидоза на 15-20%; снижение на 15% числа высоких ампутаций по поводу гангрены и на 15% возникновения слепоты; снижение смертности от острых осложнений сахарного диабета и хронических сосудистых осложнений; улучшение качества жизни больных диабетом. Реализация Программы позволит сэкономить ориентировочно свыше 200 млрд. рублей за счет уменьшения инвалидизации населения в результате активных профилактических мероприятий, улучшения реанимационной помощи детям и проведения других мероприятий. Приложение N 1 к территориальной целевой программе "Здоровье населения Самарской области" на 2001-2005 годы от___________N__ ПОДПРОГРАММА "Охрана репродуктивного здоровья семьи" на 2001 - 2005 годы (далее - Подпрограмма) ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ НАИМЕНОВАНИЕ - "Охрана репродуктивного ПОДПРОГРАММЫ здоровья семьи" на 2001 - 2005 годы ДАТА ПРИНЯТИЯ - в соответствии с решением и.о. РЕШЕНИЯ О Губернатора области от РАЗРАБОТКЕ 06.07.2000 ПОДПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация области ЗАКАЗЧИК ПОДПРОГРАММЫ ГОЛОВНОЙ - департамент здравоохранения ИСПОЛНИТЕЛЬ Администрации области ПОДПРОГРАММЫ РУКОВОДИТЕЛЬ - Гусарова Г.И. - руководитель ПОДПРОГРАММЫ департамента здравоохранения Администрации области ОСНОВНЫЕ - департамент здравоохранения РАЗРАБОТЧИКИ Администрации области, ПОДПРОГРАММЫ Самарский государственный медицинский университет ЦЕЛИ ПОДПРОГРАММЫ - охрана репродуктивного здоровья населения; создание условий для рождения желанных здоровых детей и сохранения здоровья женщин; предупреждение инвалидности, профилактика и снижение числа абортов, материнской и перинатальной смертности ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ - реорганизация и оснащение МЕРОПРИЯТИЙ перинатального центра ПОДПРОГРАММЫ Самарской областной клинической больницы им. М.И. Калинина (далее - перинатальный центр); реорганизация и оснащение Центра планирования семьи и репродукции г. Самары; укрепление материально-технической базы службы родовспоможения центральных районных больниц; оснащение базовых женских консультаций для ранней диагностики рака; укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений городов области; проведение научно-исследовательских работ: создание регистра наследственных заболеваний; создание регистра женщин с привычным невынашиванием беременности; эпидемиологическое исследование для выяснения состояния репродуктивного здоровья девушек и юношей в области; создание областного регистра бесплодных супружеских пар; внедрение новых методов диагностики внутриутробного состояния плода; лечения гестационных осложнений; современных трансфузионных технологий; создание и внедрение компьютерной программы слежения за беременными группы риска; профилактика наследственных и врожденных заболеваний у детей; профилактика абортов среди социально незащищенных слоев населения (закупка контрацептивов); развитие просветительских программ для подростков по профилактике абортов и инфекций, передаваемых половым путем, по профилактике онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2001 - 2005 годы ПОДПРОГРАММЫ ОБЪЕМЫ - реализация Подпрограммы И ИСТОЧНИКИ осуществляется за счет ФИНАНСИРОВАНИЯ средств: ПОДПРОГРАММЫ областного бюджета: 2001 год - 5278,2 тыс. рублей; 2002 год - 26664,0 тыс. рублей; 2003 год - 19291,8 тыс. рублей; 2004 год - 18 806,3 тыс. рублей; 2005 год - 21079,9 тыс. рублей; всего - 91120,2 тыс. рублей; Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области: 2001 год - 8000,0 тыс. рублей; 2002 год - 17000,0 тыс. рублей; всего - 25000 тыс. рублей. Общая стоимость Подпрограммы 116120,2 тыс. рублей ОЖИДАЕМЫЕ - снижение младенческой РЕЗУЛЬТАТЫ смертности, перинатальной РЕАЛИЗАЦИИ смертности, смертности от ПОДПРОГРАММЫ пороков развития, невынашивания беременности СИСТЕМА - контроль за ходом реализации ОРГАНИЗАЦИИ Подпрограммы осуществляет КОНТРОЛЯ вице-губернатор области, ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ текущий контроль за ходом ПОДПРОГРАММЫ реализации программных мероприятий осуществляет департамент здравоохранения Администрации области, контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет департамент управления финансами Администрации области. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ В условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости (7,5 на 1000 населения в 1999 году) и высокого уровня общей смертности населения (15,1 на 1000 населения в 1998 году) в Самарской области проблемы охраны здоровья женщин и детей приобретают особую медико-социальную значимость. Продолжает ухудшаться репродуктивное здоровье женщин. Так, хронические экстрагенитальные или гинекологические заболевания констатируются у каждой третьей девочки и у 77,8% беременных женщин. За последние пять лет отмечается прогрессирующее увеличение частоты анемий беременных с 26,8 до 42,2%, болезней почек с 11,6 до 18,7%, гестозов с 17,1 до 26,6%; сократилось число нормальных родов до 34,8% (в России - 31,8%). При значительном снижении младенческой смертности в области (в 1999 году - 10,3%) в структуре младенческой смертности преобладают состояния, возникающие во время беременности, в родах и в первые семь дней жизни ребенка, что тесно связано со здоровьем матери и качеством оказания медицинский помощи новорожденным детям и беременным женщинам (48%). Несмотря на то что ежегодно в области прерывается более 100 беременностей в связи с врожденными пороками развития плода, врожденные пороки развития продолжают занимать второе место в структуре младенческой смертности (26%), часть из 890 родившихся детей живыми с пороками развития, совместимыми с жизнью, в дальнейшем обусловливает рост числа детей-инвалидов, что ведет к последующим значительным финансовым затратам на их медицинскую и социальную реабилитацию. Только за последние 5 лет число детей-инвалидов выросло на 27,5%. Более чем у 4,6 тысяч детей снижена способность общаться и передвигаться, 871 ребенок нуждается в постоянном уходе и надзоре. Причиной возникновения врожденных пороков развития и инвалидизации детей является неблагоприятная экологическая обстановка в области, распространенность вредных привычек среди населения, высокий инфекционный индекс заболеваний, снижение иммунных систем защиты, а также недостаточное оснащение генетического и перинатального центров современным оборудованием, невозможность осуществления первичного скрининга в отдельных районных поликлиниках из-за низкого качества ультразвукового оборудования. Большой процент среди заболевших (16,6%) и умерших (55,3%) составляют недоношенные дети. При сравнительно невысоком уровне невынашивания беременности (5,3%) в 1999 году в Самарской области родилось 496 детей весом 500-1000 граммов. Из 112 родившихся живыми маловесных детей выжили только 22 (19,6%) из-за отсутствия надлежащей аппаратуры и дорогостоящего искусственного сурфактанта, необходимого для их выхаживания. Ежегодно растет количество детей с внутриутробным инфицированием, которое является одной из основных причин смертности и заболеваемости новорожденных. Кроме недостаточного финансирования, не позволяющего обследовать всех беременных женщин группы высокого риска на наличие вирусных заболеваний и заболеваний, передающихся половым путем, это связано с высоким уровнем абортов и венерических заболеваний среди подростков и женщин репродуктивного возраста, т.е. с социальными факторами. Увеличение охвата женщин репродуктивного возраста современными методами контрацепции (с 32,9 до 41,1 %) привело к снижению абсолютного числа абортов в области с 81802 в 1992 году до 37949 в 1999 году. В области создана стройная системы планирования семьи, однако проблемы остаются: соотношение числа абортов к родам остается 1,6 : 1, а в развитых европейских странах 1 : 2, продолжают регистрироваться криминальные аборты. В 1999 году было произведено 1080 абортов детям и подросткам. Это является следствием недостаточного финансирования программы "Планирование семьи" в 1998 - 1999 годах, высокой стоимостью современных средств контрацепции и низкой санитарной культурой населения. Снижение уровня жизни подавляющего большинства населения области, особенно в сельских районах и малых городах области, делает невозможным получение консультативной помощи и госпитализацию беременных в областные высокоспециализированные лечебные учреждения. Это нарушает сложившуюся в здравоохранении систему трехуровневого оказания медицинской помощи и снижает качество последней. Отдельные родовспомогательные и детские учреждения области имеют неудовлетворительную материально-техническую базу и нуждаются в капитальном ремонте, отсрочено строительство родильных домов в Похвистневском и Клявлинском районах. Как показала практика, решение приоритетных задач по охране здоровья матерей и детей в условиях недостаточного финансирования системы здравоохранения наиболее оптимально в рамках целевых программ, что позволяет сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем. Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, патологии беременности и родов, обусловливающие материнскую смертность и перинатальные потери, явились основанием для создания региональной целевой подпрограммы "Охрана репродуктивного здоровья семьи" в рамках целевой программы "Здоровье населения Самарской области" на 2001-2005 годы. При разработке Программы соблюдена преемственность программных мероприятий, реализуемых в предыдущие годы, а также предусмотрены дополнительные меры по охране репродуктивного здоровья и безопасного материнства, оказывающие существенное влияние на уровень материнской и младенческой заболеваемости и смертности в стране. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ Цели Подпрограммы: защита, сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрана репродуктивного здоровья населения Самарской области, социальная поддержка материнства и детства, создание условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактика и снижение числа абортов, материнской и перинатальной смертности. Задачи Подпрограммы: 1. Совершенствование организации и поддержка служб охраны репродуктивного здоровья. 2. Укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения. 3. Создание условий для безопасных родов. 4. Обеспечение контрацептивными средствами населения группы социального риска, подростков. 5. Проведение научных исследований: составление регистра наследственных заболеваний, привычного невынашивания, нарушений репродуктивной функции у подростков; разработка компьютерной программы слежения за беременными группы высокого риска по материнской и перинатальной смертности. 6. Внедрение новых перинатальных технологий. 7. Улучшение системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в области репродуктивного здоровья. 8. Информационное обеспечение населения и специалистов по проблемам здорового образа жизни и охраны репродуктивного здоровья. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ Подпрограмма рассчитана на 2001 - 2005 годы. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 1. Реорганизация и совершенствование работы перинатального центра. 2. Создание оргметодотдела перинатального центра. 3. Оптимизация проведения генетического скрининга, внедрение инвазивных методов диагностики. 4. Повышение качества работы по экстренной и неотложной помощи матерям и детям. 5. Оснащение родовспомогательных учреждений современной лечебно-диагностической аппаратурой, включая аппараты для реинфузии крови, обеспечение безопасных родов (закупка простагландинов). 6. Внедрение новых технологий диагностики внутриутробного плода, состояния фетоплацентарного комплекса, внутриутробных инфекций. 7. Обеспечение условий выхаживания детей с низкой и экстремально низкой массой тела (современная дыхательная аппаратура, кювезы, сурфактант). 8. Укрепление материально-технической базы Центра планирования семьи и репродукции г. Самары. 9. Создание организационно-методического отдела Центра планирования семьи и репродукции г. Самары для работы в области. 10. Профилактика абортов у лиц медицинского и социального риска (проведение бесплатной стерилизации, обеспечение бесплатными контрацептивами подростков и женщин группы социального риска). 11. Разработка просветительных программ по профилактике абортов и инфекций, передающихся половым путем, среди подростков. 12. Укрепление материально-технической базы учреждений первичного звена здравоохранения. 13. Разработка компьютерных программ: рабочее место районного акушера-гинеколога; слежение за беременными группы высокого риска по материнской и перинатальной смертности. 14. Проведение научно-исследовательских работ: исследование результатов генетического скрининга, создание регистра наследственных заболеваний; создание областной базы данных женщин, страдающих привычным невынашиванием беременности; анализ детской и подростковой заболеваемости репродуктивной системы; разработка областного регистра бесплодных супружеских пар. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДПРОГРАММЫ ______________________________________________________________________ | N | Наименование | Объем финансирования, тыс. рублей | | п/п| мероприятия |________________________________________| | | | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | | | | год | год | год | год | год | |____|______________________|________|_______|_______|_______|_______| | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | |____|______________________|________|_______|_______|_______|_______| 1. Совершенствование структуры и функционирования соответствующих служб 1.1. Реорганизация и 644,0 1597,0 4246,0 4249,8 5880,0 оснащение перинатального центра 1.2. Реорганизация и 4977,7 32,5 103,6 404,0 оснащение Центра планирования семьи и репродукции г. Самары 1.3. Укрепление 1540,0 1540,0 1540,0 1540,0 1540,0 материально-технической базы службы родовспоможения центральных районных больниц 1.4. Оснащение базовых 320,0 320,0 320,0 320,0 320,0 женских консультаций оборудованием для ранней диагностики рака репродуктивной системы 1.5. Укрепление 6583,0 6203,0 6243,0 6586,0 материально- технической базы 8000,0 17000,0 родовспомогательных учреждений области Итого 10504,0 29397,7 12341,5 12456,4 14730,0 8000,0 17000,0 2. Научно-исследовательские работы 2.1. Создание регистра 26,4 26,4 26,4 26,4 26,4 наследственных заболеваний 2.2. Создание регистра 45,6 15,6 15,6 15,6 15,6 женщин с привычным невынашиванием беременности 2.3. Эпидемиологическое 15,6 15,6 15,6 15,6 15,6 исследование для выяснения состояния репродуктивного здоровья молодежи в области 2.4. Создание областного 45,6 15,6 15,6 15,6 15,6 регистра бесплодных супружеских пар Итого 133,2 73,2 73,2 73,2 73,2 3. Внедрение новых технологий 3.1. Внедрение новых 1241,4 1241,4 1241,4 1241,4 методик диагностики внутриутробного состояния плода 3.2. Внедрение новых 662,5 2915,0 2915,0 2885,0 2885,0 методов лечения гестационных осложнений 3.3. Внедрение 1586,6 1586,6 современных трансфузионных технологий 3.4. Создание и внедрение 837,7 387,7 27,7 27,7 компьютерной программы слежения за беременными группы риска Итого 662,5 4994,1 4544,1 5740,7 5740,7 4. Профилактические мероприятия 4.1. Профилактика 1473,5 6074,0 1828,0 31,0 31,0 наследственных и 9437,5 врожденных заболеваний у детей 4.2. Закупка 350,0 350,0 350,0 350,0 350,0 контрацептивов для 1750,0 для социально незащищенных слоев населения 4.3. Развитие 77,5 77,5 77,5 77,5 77,5 просветительских программ для подростков по профилактике абортов и инфекций, передаваемых половым путем 4.4. Просветительская 77,5 77,5 77,5 77,5 77,5 программа по профилактике онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин Итого 1978,5 6579,0 2333,0 536,0 536,0 Всего 5278,2 26664,0 19291,8 18806,3 21079,9 8000,0 17000,0 25000,0 Всего по Подпрограмме 46079,9 Продолжение таблицы _________________________________________________________ | N | Наименование | Источник | Головной | | п/п| мероприятия | финанси- | исполнитель | | | | рования | | | | | | | |____|______________________|____________|_______________| | 1. | 2. | 8. | 9. | |____|______________________|____________|_______________| 1. Совершенствование структуры и функционирования соответствующих служб 1.1. Реорганизация и Областной Департамент оснащение бюджет здравоохранения перинатального Администрации центра области 1.2. Реорганизация и Областной Департамент оснащение Центра бюджет здравоохранения планирования семьи и Администрации репродукции г. области Самары 1.3. Укрепление Областной Департамент материально-технической бюджет здравоохранения базы службы Администрации родовспоможения области центральных районных больниц 1.4. Оснащение базовых Областной Департамент женских консультаций бюджет здравоохранения оборудованием для Администрации ранней диагностики области рака репродуктивной системы 1.5. Укрепление Областной Департамент материально- бюджет здравоохранения технической базы Федеральный Администрации родовспомогательных фонд обяза- области учреждений области тельного медицинского страхования Итого Областной бюджет Федеральный фонд обяза- тельного медицинского страхования 2. Научно-исследовательские работы 2.1. Создание регистра Областной Департамент наследственных бюджет здравоохранения заболеваний Администрации области 2.2. Создание регистра Областной Департамент женщин с привычным бюджет здравоохранения невынашиванием Администрации беременности области 2.3. Эпидемиологическое Областной Департамент исследование для бюджет здравоохранения выяснения состояния Администрации репродуктивного области здоровья молодежи в области 2.4. Создание областного Областной Департамент регистра бесплодных бюджет здравоохранения супружеских пар Администрации области Итого 3. Внедрение новых технологий 3.1. Внедрение новых Областной Департамент методик диагностики бюджет здравоохранения внутриутробного Администрации состояния плода области 3.2. Внедрение новых Областной Департамент методов лечения бюджет здравоохранения гестационных Администрации осложнений области 3.3. Внедрение Областной Департамент современных бюджет здравоохранения трансфузионных Администрации технологий области 3.4. Создание и внедрение Областной Департамент компьютерной бюджет здравоохранения программы слежения Администрации за беременными области группы риска Итого 4. Профилактические мероприятия 4.1. Профилактика Областной Департамент наследственных и бюджет здравоохранения врожденных Администрации заболеваний у детей области 4.2. Закупка Областной Департамент контрацептивов для бюджет здравоохранения социально Администрации незащищенных слоев области населения 4.3. Развитие Областной Департамент просветительских бюджет здравоохранения программ для Администрации подростков по области профилактике абортов и инфекций, передаваемых половым путем 4.4. Просветительская Областной Департамент программа по бюджет здравоохранения профилактике Администрации онкологических области заболеваний репродуктивной системы у женщин Итого Всего Областной Департамент бюджет здравоохранения Федеральный Администрации фонд обяза- области тельного медицинского страхования Всего по Подпрограмме МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ Основным исполнителем Подпрограммы является департамент здравоохранения Администрации области. Исполнитель реализует Подпрограмму в части использования бюджетных средств для оснащения и обеспечения работы медицинских учреждений области, подготовки кадров. В Подпрограмме предполагается использование современных технологий, организационных мероприятий, реализация которых позволит достичь высокой эффективности оказания медицинской помощи и улучшения здоровья населения области. Для реализации Подпрограммы требуется выполнение эпидемиологических и научно-методических исследований в учреждениях, относящихся к компетенции департамента здравоохранения Администрации области. Конкретные виды исследований будут заказаны исполнителем Подпрограммы отдельным юридическим лицам. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПОДПРОГРАММЫ Головным исполнителем Подпрограммы является департамент здравоохранения Администрации области, распределяющий финансовые поступления с учетом выделяемых на реализацию Подпрограммы средств. Специалисты департамента здравоохранения Администрации области уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям. Специалисты департамента здравоохранения Администрации области осуществляют текущий контроль за ходом реализации программных мероприятий. Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет департамент здравоохранения Администрации области, за целевым использованием бюджетных средств - департамент управления финансами Администрации области. Отчет о ходе выполнения Подпрограммы представляется вице-губернатору области каждые шесть месяцев. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ Реализация Подпрограммы позволит достичь снижения: младенческой смертности на 5% в 2001 году, на 5% - в 2002 году, на 5% - в 2003 году, на 2% - в 2004 году, на 2% - в 2005 году; перинатальной смертности на 5% ежегодно начиная с 2001 по 2005 год; смертности от пороков развития на 10% в 2001 году, на 10% в 2002 году, на 5% в 2003 году, на 5% в 2004 году, на 5% в 2005 году; невынашивания беременности на 5% ежегодно начиная с 2001 по 2005 год; уровня абортов на 10% в 2001 году, на 10% - в 2002 году, на 5% в 2003 году, на 5% в 2004 году, на 5% в 2005 году. Приложение N 2 к территориальной целевой программе "Здоровье населения Самарской области" на 2001-2005 годы от___________N__ ПОДПРОГРАММА "Снижение заболеваемости детей в Самарской области" на 2001-2005годы (далее - Подпрограмма) ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ НАИМЕНОВАНИЕ - "Снижение заболеваемости детей ПОДПРОГРАММЫ в Самарской области" на 2001 - 2005 годы ДАТА ПРИНЯТИЯ - в соответствии с решением и.о. РЕШЕНИЯ Губернатора области от О РАЗРАБОТКЕ 06.07.2000 ПОДПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация области ЗАКАЗЧИК ПОДПРОГРАММЫ ГОЛОВНОЙ - департамент здравоохранения ИСПОЛНИТЕЛЬ Администрации области ПОДПРОГРАММЫ РУКОВОДИТЕЛЬ - Гусарова Г.И. - руководитель ПОДПРОГРАММЫ департамента здравоохранения Администрации области ОСНОВНЫЕ - департамент здравоохранения РАЗРАБОТЧИКИ Администрации области, ПОДПРОГРАММЫ Самарский государственный медицинский университет ЦЕЛИ ПОДПРОГРАММЫ - снижение заболеваемости детей и детской смертности в Самарской области; снижение детской инвалидности; повышение качества лечебно-профилактической помощи детям путем внедрения в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ - внедрение в медицинскую МЕРОПРИЯТИЙ практику современных ПОДПРОГРАММЫ технологий профилактики, диагностики и лечения детей раннего возраста с перинатальными повреждениями центральной нервной системы, заболеваниями органов дыхания, почек, пищеварения и других органов и систем; совершенствование медико-профилактической помощи детям с онкогематологическими заболеваниями; внедрение новых технологий в реабилитации детей-сирот, воспитывающихся в домах ребенка; развитие санаторно-курортной базы детских санаториев и укрепление материально- технической базы детских больниц и поликлиник; внедрение верботонального метода реабилитации для детей с нарушениями слуха и речи в г. Самаре; совершенствование лечебно-профилактической помощи детям подросткового возраста; открытие отделений охраны здоровья подростков в лечебно-профилактических учреждениях городов и сельских районов области СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2001 - 2005 годы ПОДПРОГРАММЫ ОБЪЕМЫ - реализация Подпрограммы И ИСТОЧНИКИ осуществляется за счет средств ФИНАНСИРОВАНИЯ областного бюджета: ПОДПРОГРАММЫ 2001 год - 4539,2 тыс. рублей; 2002 год - 24 397,7 тыс. рублей; 2003 год - 33335,1 тыс. рублей; 2004 год - 34644,1 тыс. рублей; 2005 год - 32229,5 тыс. рублей; всего - 129 145,6 тыс. рублей ОЖИДАЕМЫЕ - снижение детской смертности и РЕЗУЛЬТАТЫ заболеваемости детей; РЕАЛИЗАЦИИ улучшение качества здоровья ПОДПРОГРАММЫ детского населения в целом (увеличение на 5% перехода детей во вторую группу здоровья из третьей); предотвращение развития органной патологии у детей с функциональными расстройствами; предотвращение инвалидизации детей и подростков с хронической патологией на 10-12% СИСТЕМА - контроль за ходом реализации ОРГАНИЗАЦИИ Подпрограммы осуществляет КОНТРОЛЯ вице-губернатор области, ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ текущий контроль за ходом ПОДПРОГРАММЫ реализации программных мероприятий осуществляет департамент здравоохранения Администрации области, контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет департамент управления финансами Администрации области. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Одной из основных проблем в Самарской области является неуклонное снижение уровня здоровья детей. Более 60% детей раннего возраста имеют проявления рахита, страдают частыми респираторными и детскими инфекционными заболеваниями, более 10% - анемиями, в структуре детской инвалидности 60% составляют дети с последствиями перинатальных повреждений, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП). Продолжается рост эндокринной патологии, заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний органов дыхания, туберкулеза. Утяжеляется и "омолаживается" хроническая патология, увеличивается число детей с соматической патологией, что приводит к увеличению расходов на социальное содержание этих детей. Для решения проблем, связанных с высокой заболеваемостью, требуется внедрение в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения, расширения объема санаторной помощи детям, развитие службы реабилитации. Материально-техническая база большинства детских лечебно-профилактических учреждений также требует обновления, оснащения современной аппаратурой. Эффективность санаторно-реабилитационных мероприятий, проводимых детскими лечебно-оздоровительными учреждениями, очевидна. Наличие детских санаториев и центров восстановительного лечения позволяет более рационально использовать имеющийся детский коечный фонд области, высвобождая его для нуждающихся детей с острыми заболеваниями, а также дает возможность в довольно короткие сроки восстановить утраченные детьми функции. Вместе с тем детская санаторная служба в нашей области удовлетворяет лишь 7,3% нуждающихся в ней детей, в том числе с заболеваниями мочеполовой системы - 1,4%, органов пищеварения - 0,9%, органов дыхания - 0,7%, опорно-двигательного аппарата - 14,8%. Для повышения эффективности реабилитации детского населения в области начато внедрение новых реабилитационных технологий: кондуктивной педагогики для детей с детским церебральным параличом (санаторий "Бережок"); верботонального метода "СУВАГ" для детей с нарушениями слуха и речи (центр реабилитации "Ариадна"). В течение последних лет зарегистрированы рост эндокринной патологии - сахарного диабета - на 30%, новообразований - на 6%, болезней крови - на 19%. Особенностью этих заболеваний является высокая степень инвалидизации детей. Данные заболевания являются причиной детской смертности. Эти негативные тенденции требуют раннего начала реабилитационных мероприятий на этапе детского стационара с применением современных медицинских технологий. Таким образом, данная Подпрограмма включает развитие всех этапов медицинской реабилитации: стационар - детская поликлиника (отделение восстановительного лечения, центр реабилитации) - детский санаторий. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ Цели Подпрограммы: снижение заболеваемости детей и детской смертности в Самарской области; оказание квалифицированной медицинской реабилитационной помощи ослабленным и больным детям, детям - инвалидам. Задачи Подпрограммы: 1. Сохранение и дальнейшее развитие сети детских санаторных учреждений. 2. Внедрение новых технологий, современных международных схем лечения детей с эндокринными и онкогематологическими заболеваниями. 3. Реорганизация отдельных детских санаторных учреждений в центры восстановительного лечения с перспективой развития при них комплексов профессиональной ориентации, социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. 4. Укрепление материально-технической базы лечебно-оздоровительных детских медицинских учреждений и санаториев путем внедрения новых технологий, медицинского оборудования. 5. Методическое обеспечение объектов медицинской реабилитации детей. 6. Подготовка кадров по вопросам медицинской реабилитации. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ Начало реализации Подпрограммы - 2001 год, окончание - 2005 год. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 1. Внедрение современных технологий для реабилитации детей раннего возраста с перинатальными повреждениями центральной нервной системы. 2. Совершенствование медико-профилактической помощи детям с онкогематологическими заболеваниями. 3. Внедрение новых технологий реабилитации детей-сирот, воспитывающихся в домах ребенка. 4. Развитие санаторно-курортной базы детских санаториев и стационаров. 5. Реабилитация детей с врожденной уронефрологической патологией на базе Самарской областной клинической больницы им. М.И. Калинина (далее - СОКБ им. М.И. Калинина). 6. Внедрение новых технологий лечения детей с врожденной челюстно-лицевой патологией. 7. Внедрение верботонального метода реабилитации для детей с нарушениями слуха и речи в г. Самаре (городской консультативно-диагностический центр). ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДПРОГРАММЫ ______________________________________________________________________ | N | Наименование | Объем финансирования, тыс. рублей | | п/п| мероприятия |________________________________________| | | | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | | | | год | год | год | год | год | |____|______________________|________|_______|_______|_______|_______| | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | |____|______________________|________|_______|_______|_______|_______| 1. Совершенствование структуры сети детских санаторных учреждений 1.1. Открытие областного 27,3 26,2 172,9 центра диагностики, лечения и реабилитации нейроинфекций у детей на базе детской инфекционной больницы N 1 г. Самары 1.2. Открытие центра 402,7 реабилитации для детей-инвалидов с нарушением зрения в детском санатории "Светлячок" г. Самары 1.3. Создание школы астмы 50,3 50,0 50,0 при областном детском санатории "Юность" и обеспечение ее функционирования 1.4. Совершенствование 1920,0 3182,0 1233,6 1515,0 материально-техниче- ской базы детского областного санатория "Юность" 1.5. Открытие отделений и 715,0 9600,0 11350,0 11350,0 11350,0 центров восстановительного лечения в малых городах и сельских районах области для обеспечения вторичной профилактики обострений хронических видов патологии, инвалидизации детей 1.6. Совершенствование 440,0 450,0 лечебно-профилактич- еской помощи детям с гастро-энтерологиче- ской патологией (открытие областного центра) на базе городской детской больницы N 1 г. Самары 1.7. Открытие центров 620,0 880,0 4900,0 9800,0 9800,0 охраны здоровья подростков в детских лечебно-профилактич- еских учреждениях городов и сельских районов области 1.8. Открытие и оснащение 2659,0 2500,0 4500,0 2340,0 464,1 новой детской больницы в г. Чапаевске Итого 4071,6 14976,2 24997,6 25173,6 23129,1 2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 2.1. Создание регистра 45,6 15,6 15,6 15,6 15,6 детей инвалидов на базе СОКБ им. М.И. Калинина 2.2. Разработка и 385,0 385,0 внедрение информационно-анали- тической системы по профилактике хронических заболеваний у детей с бронхолегочной патологией, заболеваниями органов пищеварения Итого 45,6 400,6 400,6 15,6 15,6 3. Внедрение новых технологий 3.1. Совершенствование 224,5 медико-профилактиче- ской помощи детям с онкогематологически- ми заболеваниями 3.2. Реабилитация 120,0 588,0 детей-сирот, воспитывающихся в домах ребенка 3.3. Применение 120,0 120,0 небулайзерной терапии при лечении детей с бронхолегочной патологией в детских отделениях области 3.4. Коррекция и 24,0 1220,0 420,0 реабилитация детей с врожденными пороками развития, уронефрологической и челюстно-лицевой патологией 3.5. Внедрение 293,0 68,0 верботонального метода реабилитации детей с нарушениями слуха и речи в г. Самаре 3.6. Повышение 550,0 550,0 эффективности профилактических осмотров детского населения с применением автоматизированных систем (АСПОНД) 3.7. Разработка и 335,0 40,0 430,0 внедрение методики коррекции иммунологической недостаточности и специфических и неспецифических заболеваний легких на базе детского областного санатория "Юность" Итого 344,5 1336 252 1770 4. Профилактические мероприятия 4.1. Реабилитация 7607,4 7607,4 7607,4 7607,3 детей-инвалидов с соматической патологией на базе областного детского санатория "Юность" 4.2. Реализация 77,5 77,5 77,5 77,5 77,5 просветительной программы "Формирование модели здорового образа жизни у детей" Итого 77,5 7684,9 7684,9 7684,9 7684,8 Всего по Подпрограмме 4539,2 24397,7 33335,1 34644,1 32229,5 Продолжение таблицы _________________________________________________________ | N | Наименование | Источник | Исполнитель | | п/п| мероприятия | финанси- | | | | | рования | | | | | | | |____|______________________|____________|_______________| | 1. | 2. | 8. | 9. | |____|______________________|____________|_______________| 1. Совершенствование структуры сети детских санаторных учреждений 1.1. Открытие областного Областной Департамент центра диагностики, бюджет здравоохранения лечения и Администрации реабилитации области нейроинфекций у детей на базе детской инфекционной больницы N 1 г. Самары 1.2. Открытие центра Областной Департамент реабилитации для бюджет здравоохранения детей-инвалидов с Администрации нарушением зрения в области детском санатории "Светлячок" г. Самары 1.3. Создание школы астмы Областной Департамент при областном бюджет здравоохранения детском санатории Администрации "Юность" и области обеспечение ее функционирования 1.4. Совершенствование Областной Департамент материально-техниче- бюджет здравоохранения ской базы детского Администрации областного санатория области "Юность" 1.5. Открытие отделений и Областной Департамент центров бюджет здравоохранения восстановительного Администрации лечения в малых области городах и сельских районах области для обеспечения вторичной профилактики обострении хронических видов патологии, инвалидизации детей 1.6. Совершенствование Областной Департамент лечебно-профилактич- бюджет здравоохранения еской помощи детям с Администрации гастро-энтерологиче- области ской патологией (открытие областного центра) на базе городской детской больницы N 1 г. Самары 1.7. Открытие центров Областной Департамент охраны здоровья бюджет здравоохранения подростков в детских Администрации лечебно-профилактич- области еских учреждениях городов и сельских районов области 1.8. Открытие и оснащение Областной Департамент новой детской бюджет здравоохранения больницы в г. Администрации Чапаевске области Итого 2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 2.1. Создание регистра Областной Департамент детей инвалидов на бюджет здравоохранения базе СОКБ им. М.И. Администрации Калинина области 2.2. Разработка и Областной Департамент внедрение бюджет здравоохранения информационно-анали- Администрации тической системы по области профилактике хронических заболеваний у детей с бронхолегочной патологией, заболеваниями органов пищеварения Итого 3. Внедрение новых технологий 3.1. Совершенствование Областной Департамент медико-профилактиче- бюджет здравоохранения ской помощи детям с Администрации онкогематологически- области ми заболеваниями 3.2. Реабилитация Областной Департамент детей-сирот, бюджет здравоохранения воспитывающихся в Администрации домах ребенка области 3.3. Применение Областной Департамент небулайзерной бюджет здравоохранения терапии при лечении Администрации детей с области бронхолегочной патологией в детских отделениях области 3.4. Коррекция и Областной Департамент реабилитация детей с бюджет здравоохранения врожденными пороками Администрации развития, области уронефрологической и челюстно-лицевой патологией 3.5. Внедрение Областной Департамент верботонального бюджет здравоохранения метода реабилитации Администрации детей с нарушениями области слуха и речи в г. Самаре 3.6. Повышение Областной Департамент эффективности бюджет здравоохранения профилактических Администрации осмотров детского области населения с применением автоматизированных систем (АСПОНД) 3.7. Разработка и Областной Департамент внедрение методики бюджет здравоохранения коррекции Администрации иммунологической области недостаточности и специфических и неспецифических заболеваний легких на базе детского областного санатория "Юность" Итого 4. Профилактические мероприятия 4.1. Реабилитация Областной Департамент детей-инвалидов с бюджет здравоохранения соматической Администрации патологией на базе области областного детского санатория "Юность" 4.2. Реализация Областной Департамент просветительной бюджет здравоохранения программы Администрации "Формирование модели области здорового образа жизни у детей" Итого Всего по Подпрограмме МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ Основным исполнителем Подпрограммы является департамент здравоохранения Администрации области. Департамент здравоохранения Администрации области реализует Подпрограмму в части использования бюджетных средств, осуществляет заказ на выполнение конкретных мероприятий другим юридическим лицам, координирует работу всех исполнителей. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПОДПРОГРАММЫ Головным исполнителем Подпрограммы является департамент здравоохранения Администрации области, распределяющий финансовые поступления с учетом выделяемых на реализацию Подпрограммы средств. Специалисты департамента здравоохранения Администрации области уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям. Специалисты департамента здравоохранения Администрации области осуществляют текущий контроль за ходом реализации программных мероприятий. Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет департамент здравоохранения Администрации области, за целевым использованием бюджетных средств - департамент управления финансами Администрации области. Отчет о ходе выполнения Подпрограммы будет представляться вице-губернатору Самарской области каждые шесть месяцев. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ 1. Снижение детской смертности и заболеваемости детей. 2. Улучшение качества здоровья детского населения в целом (увеличение перехода детей во вторую группу здоровья из третьей на 5%). 3. Предотвращение развития органной патологии у детей с функциональными расстройствами. 4. Предотвращение инвалидизации детей с хронической патологией. Экономический эффект от реализации Подпрограммы составит ориентировочно 350 млн. рублей. Приложение N 3 к территориальной целевой программе "Здоровье населения Самарской области" на 2001-2005 годы от___________N__ ПОДПРОГРАММА "Профилактика основных стоматологических заболеваний у детей" на 2001 - 2005 годы (далее - Подпрограмма) ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ НАИМЕНОВАНИЕ - "Профилактика основных ПОДПРОГРАММЫ стоматологических заболеваний у детей" на 2001 - 2005 годы ДАТА ПРИНЯТИЯ - в соответствии с решением и.о. РЕШЕНИЯ Губернатора области от О РАЗРАБОТКЕ 06.07.2000 ПОДПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация области ЗАКАЗЧИК ПОДПРОГРАММЫ ГОЛОВНОЙ - департамент здравоохранения ИСПОЛНИТЕЛЬ Администрации области ПОДПРОГРАММЫ РУКОВОДИТЕЛЬ - Гусарова Г.И. - руководитель ПОДПРОГРАММЫ департамента здравоохранения Администрации области ОСНОВНЫЕ - департамент здравоохранения РАЗРАБОТЧИКИ Администрации области, ПОДПРОГРАММЫ Самарская областная клиническая стоматологическая поликлиника, Самарский государственный медицинский университет ЦЕЛЬ ПОДПРОГРАММЫ - повышение уровня здоровья детей путем значительного снижения интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта и уменьшение их осложнений ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ - специальные профилактические МЕРОПРИЯТИЙ мероприятия: ПОДПРОГРАММЫ снижение интенсивности кариеса зубов (количество кариозных, пломбированных и удаленных зубов) у детей 12 лет с 3,2 в 2000 году до 2,76 в 2005 году; увеличение среднего количества здоровых секстантов пародонта у подростков 15 лет с 1,5 до 3,0; санитарное просвещение и обучение гигиене полости рта; создание центра профилактики основных стоматологических заболеваний у детей СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2001-2005 годы ПОДПРОГРАММЫ ОБЪЕМЫ - реализация Подпрограммы И ИСТОЧНИКИ осуществляется за счет средств ФИНАНСИРОВАНИЯ областного бюджета: ПОДПРОГРАММЫ 2001 год - 2998,0 тыс. рублей, 2002 год - 11625,9 тыс. рублей, 2003 год - 9702,2 тыс. рублей, 2004 год - 9702,2 тыс. рублей, 2005 год - 9702,2 тыс. рублей; всего - 43730,5 тыс. рублей. ОЖИДАЕМЫЕ - улучшение состояния полости РЕЗУЛЬТАТЫ рта у детей РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ СИСТЕМА - контроль за ходом реализации ОРГАНИЗАЦИИ Подпрограммы осуществляет КОНТРОЛЯ вице-губернатор области, ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ текущий контроль за ходом ПОДПРОГРАММЫ реализации программных мероприятий осуществляет департамент здравоохранения Администрации области, контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет департамент управления финансами Администрации области. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Заболеваемость зубов и органов полости рта у жителей Самарской области остается высокой. По данным эпидемиологического обследования 1996 года, распространенность кариеса зубов у детей в 12-летнем возрасте составляет 87%. Число кариозных и удаленных зубов на одного обследованного в возрастных группах 3 года, 12 и 15 лет составляет, соответственно, 4,0; 3,9; 6,0. Начальные признаки заболеваний пародонта в виде зубного налета и кровоточивости выявлены у 75% 3-летних детей. К 15 годам у подростков здоровый пародонт встречается лишь в 6 % случаев. Распространенность зубочелюстных аномалий среди школьников 7, 12, 17 лет, соответственно, 53, 48, 46%. Нуждаемость в протезировании зубов в возрастных группах 20-24 лет, 35-44 лет, 55 лет и старше составляет несъемными видами протезов, соответственно, 20, 48, 43%, а съемными - 10, 43, 81%. В данной Подпрограмме предусмотрены финансовые средства на профилактические мероприятия по снижению стоматологической заболеваемости. Отсутствие широкомасштабных профилактических мероприятий на популяционном уровне ведет к увеличению нуждаемости детского и взрослого населения в стоматологической помощи, значительным материальным затратам на лечение и зубное протезирование, возникновению очагово-обусловленных хронических заболеваний внутренних органов. Это свидетельствует о необходимости принятия Подпрограммы. Реализация Подпрограммы позволит достичь снижения кариеса зубов у детей в молочном прикусе на 40%, а постоянном - на 28%, сократить распространенность начальных стадий заболеваний пародонта у детей и подростков на 90%, уменьшить количество резко выраженных зубочелюстных аномалий у 12-летних детей с 35 до 6,7%, улучшить мотивацию населения к здоровому образу жизни. Реализация Подпрограммы рассчитана на 5 лет с последующим продлением на 10 лет (срок формирования зубочелюстной системы). ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ Цель Подпрограммы - повышение уровня здоровья детей путем значительного снижения интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта и уменьшение их осложнений. Основные задачи Подпрограммы: снижение интенсивности кариеса зубов (количество кариозных, пломбированных и удаленных зубов) у детей 12 лет с 3,2 в 1998 году до 2,76 в 2005 году; увеличение среднего количества здоровых секстантов пародонта у подростков 15 лет с 1,5 до 3,0. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ Подпрограмма рассчитана на 2001-2005 годы и реализуется в два этапа. На первом этапе предстоит в 2001 году: создание областного центра профилактики основных стоматологических заболеваний у детей на базе Самарской областной клинической стоматологической поликлиники (далее - СОКСП); эпидемиологическое обследование детского населения в возрасте 3, 6, 12, 15 лет недообследованных районов области; коррекция Подпрограммы и определение конкретных задач профилактики: разработка памяток для персонала, участвующего в реализации Подпрограммы; организация во всех детских стоматологических поликлиниках кабинетов гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний; в 2002 году: второе эпидемиологическое обследование детского населения области; проведение совместно с Центром Госсанэпиднадзора в Самарской области мониторинга внедрения коммунального метода фторирования соли; подготовка персонала медицинских учреждений области для реализации Подпрограммы. На втором этапе (2003-2005 годы) в Подпрограмму впервые последовательно и преемственно будут вовлечены беременные женщины с целью антенатальной профилактики, дети с 1 по 5 годы жизни (при сохранении существующих и отлаженных систем вторичной профилактики кариеса зубов). СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 1. Создание областного центра профилактики основных стоматологических заболеваний у детей на базе СОКСП. 2. Проведение эпидемиологического исследования, анализ ситуации по заболеваниям органов полости рта. 3. Обучение стоматологического персонала, участвующего в реализации Подпрограммы. 4. Организация и осуществление санитарного просвещения. 5. Пропаганда новых методов и средств профилактики, разработка методического материала по внедрению Подпрограммы. 6. Организация и осуществление специальных профилактических мероприятий лечебно-профилактическими учреждениями области. 7. Контроль за реализацией Подпрограммы и ее коррекция в процессе реализации. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДПРОГРАММЫ ______________________________________________________________________ |N | Наименование | Объем финансирования, тыс. рублей | |п/п| мероприятия |_______________________________________________| | | | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Общая | | | | год | год | год | год | год | стои- | | | | | | | | | мость | |___|________________|_______|_______|_______|_______|_______|_______| |1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | |___|________________|_______|_______|_______|_______|_______|_______| 1. Специальные 1427,4 9186,5 8131,6 8131,6 8131,6 35008,7 профилактические мероприятия 2. Санитарное 921,3 921,3 921,3 921,3 921,3 4606,5 просвещение и обучение гигиене полости рта 3. Создание 649,3 1518,1 649,3 649,3 649,3 4115,3 областного центра профилактики основных стоматологических заболеваний у детей на базе СОКСП Всего 2998,0 11625,9 9702,2 9702,2 9702,2 43730,5 Продолжение таблицы ________________________________________________ |N | Наименование | Источник | Головной | |п/п| мероприятия | финанси- | исполнитель | | | | рования | | | | | | | | | | | | |___|________________|__________|_______________| |1. | 2. | 9. | 10. | |___|________________|__________|_______________| 1. Специальные Областной Департамент профилактические бюджет здравоохранения мероприятия Администрации области 2. Санитарное Областной Департамент просвещение и бюджет здравоохранения обучение гигиене Администрации полости рта области 3. Создание Областной Департамент областного бюджет здравоохранения центра Администрации профилактики области основных стоматологических заболеваний у детей на базе СОКСП Всего МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ Основным исполнителем Подпрограммы является департамент здравоохранения Администрации области. Проблема профилактики основных стоматологических заболеваний у детей требует вовлечения ряда служб и ведомств, без которых невозможно успешное решение поставленных задач. На базе СОКСП будет создан областной центр профилактики основных стоматологических заболеваний у детей. Его сотрудники будут осуществлять организационно-методическое руководство реализацией Подпрограммы: проведение эпидемиологического исследования, анализ ситуации по заболеваниям органов полости рта; обучение стоматологического персонала, участвующего в реализации Подпрограммы; контроль за реализацией Подпрограммы и ее корректировка в процессе реализации; пропаганда новых методов и средств профилактики, разработка методического материала по внедрению Подпрограммы. Подпрограмма реализуется при взаимодействии учреждений системы здравоохранения, образования, центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, административных органов. Это не потребует дополнительных материальных затрат и не выходит за рамки функциональных обязанностей этих учреждений. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПОДПРОГРАММЫ Головным исполнителем Подпрограммы является департамент здравоохранения Администрации области, распределяющий финансовые поступления с учетом выделяемых на реализацию Подпрограммы средств. Специалисты департамента здравоохранения Администрации области уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям. Специалисты департамента здравоохранения Администрации области осуществляют текущий контроль за ходом реализации программных мероприятий. Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет департамент здравоохранения Администрации области, за целевым использованием бюджетных средств - департамент управления финансами Администрации области. Отчет о ходе выполнения Подпрограммы представляется вице-губернатору области каждые шесть месяцев. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДПРОГРАММЫ Оценка эффективности реализации Подпрограммы осуществляется по отдельным составляющим ее компонентам, а также по степени выполнения задач Подпрограммы в целом. Медицинский эффект от реализации Подпрограммы приведет к улучшению стоматологического статуса детей путем снижения пораженных кариесом зубов у детей в молочном прикусе на 40%, в постоянном - на 28%, что приведет к уменьшению хронических одонтогенных очагов и в конечном счете положительно скажется на соматическом здоровье детей, возрастании количества детей со здоровыми зубами, избавит 30-40% детей от болезненных стоматологических процедур, связанных с применением бормашины. Улучшение гигиенического состояния полости рта у детей позволит на 90% сократить гингивиты, обусловленные негигиеническим состоянием полости рта, что значительно уменьшит образование быстропрогрессирующего юношеского пародонтита у подростков, улучшит мотивацию населения к профилактике стоматологических заболеваний, соблюдению здорового образа жизни. Приложение N 4 к территориальной целевой программе "Здоровье населения Самарской области" на 2001-2005 годы от___________N__ ПОДПРОГРАММА "Профилактика туберкулеза у населения Самарской области" на 2001-2005 годы (далее - Подпрограмма) ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ НАИМЕНОВАНИЕ - "Профилактика туберкулеза у ПОДПРОГРАММЫ населения Самарской области" на 2001 - 2005 годы ДАТА ПРИНЯТИЯ - в соответствии с решением и.о. РЕШЕНИЯ Губернатора области от О РАЗРАБОТКЕ 06.07.2000 ПОДПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация области ЗАКАЗЧИК ПОДПРОГРАММЫ ГОЛОВНОЙ - департамент здравоохранения ИСПОЛНИТЕЛЬ Администрации области ПОДПРОГРАММЫ РУКОВОДИТЕЛЬ - Гусарова Г.И. - руководитель ПОДПРОГРАММЫ департамента здравоохранения Администрации области ОСНОВНЫЕ - департамент здравоохранения РАЗРАБОТЧИКИ Администрации области ПОДПРОГРАММЫ Самарский областной противотуберкулезный диспансер Самарский государственный медицинский университет ЦЕЛЬ ПОДПРОГРАММЫ - стабилизация и дальнейшее предотвращение ухудшения эпидемиологической ситуации в области по туберкулезу ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ - реконструкция МЕРОПРИЯТИЙ лечебно-хирургического ПОДПРОГРАММЫ корпуса, пищеблока Самарского областного противотуберкулезного диспансера; капитальный ремонт туберкулезного санатория "Рачейка"; оснащение лечебно- профилактических учреждений медицинским оборудованием; развитие системы мониторинга туберкулеза; введение новых форм организации лечебного процесса; проведение санитарно-профилактической работы; проведение профилактических противотуберкулезных мероприятий в очагах туберкулезной инфекции; проведение профилактических осмотров на туберкулез работающего населения; проведение флюорографического осмотра, рентгенографического обследования спецконтингента в следственных изоляторах и исправительных учреждениях; лабораторное исследование мокроты больных туберкулезом, содержащихся в следственных изоляторах, на базе Самарского областного противотуберкулезного диспансера; проведение курсов химиопрофилактики лицам, контактировавшим с больными туберкулезом; оснащение следственных изоляторов, исправительно-трудовых учреждений медицинским оборудованием; проведение консультативной помощи, работа центральной врачебной комиссии и мониторинг туберкулеза в местах лишения свободы СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2001 -2005 годы ПОДПРОГРАММЫ ОБЪЕМЫ - реализация Подпрограммы И ИСТОЧНИКИ осуществляется за счет средств ФИНАНСИРОВАНИЯ областного бюджета: 2001 год - 5570,8 тыс. рублей; 2002 год - 18544,1 тыс. рублей; 2003 год - 15846,7 тыс. рублей; 2004 год - 13858,7 тыс. рублей; 2005 год - 13421,8 тыс. рублей; всего - 67242,1 тыс. рублей ОЖИДАЕМЫЕ - положительная динамика РЕЗУЛЬТАТЫ показателей заболеваемости РЕАЛИЗАЦИИ туберкулезом: ПОДПРОГРАММЫ улучшение выявления больных туберкулезом; снижение показателя бацилловыделения; улучшение основных управляемых показателей по туберкулезу СИСТЕМА - контроль за ходом реализации ОРГАНИЗАЦИИ Подпрограммы осуществляет КОНТРОЛЯ вице-губернатор области, ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ текущий контроль за ходом ПОДПРОГРАММЫ реализации программных мероприятий осуществляет департамент здравоохранения Администрации области, контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет департамент управления финансами Администрации области. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Необходимость принятия Подпрограммы обусловлена неблагополучной эпидемиологической обстановкой по туберкулезу в области. За последние 3 года в Самарской области отмечаются признаки стабилизации эпидемиологической обстановки: заболеваемость взрослого населения находится на одном уровне - 62,0 на 100 тыс. населения; увеличился охват населения профосмотрами. Однако продолжается рост некоторых статистических показателей: заболеваемость детей в 1999 году увеличилась на 28%; смертность от туберкулеза увеличилась на 8%. В область ежегодно приезжает на постоянное жительство около тысячи больных туберкулезом, освобожденных из мест лишения свободы. Число таких больных, состоящих на учете в противотуберкулезных диспансерах, составляет 30 - 50% от числа наблюдаемых. Излечение таких пациентов из-за асоциального поведения составляет менее 39%. Более 50% освободившихся из мест лишения свободы больных туберкулезом не встают на учет в противотуберкулезные диспансеры и не продолжают лечения. Предотвратить или сдержать дальнейшее ухудшение обстановки в области по туберкулезу можно только объединенными усилиями органов и учреждений системы здравоохранения и других ведомств. Мировой опыт фтизиатрии показывает, что несвоевременное проведение расширенных мероприятий по борьбе с заболеванием ведет к переходу его на этап эпидемии. На преодоление последствий эпидемии туберкулеза необходимо от 30 до 50 лет. Решение поставленных в Подпрограмме задач затруднено в значительной мере рядом негативных моментов, имеющих место в Самарской области, а именно слабой материально-технической базой противотуберкулезных учреждений, пораженностью туберкулезом крупного рогатого скота, большим числом учреждений системы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и наличием на территории города крупной туберкулезной больницы для заключенных. Указанные факторы приводят к дальнейшему ухудшению основных областных показателей по туберкулезу. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ Целью Подпрограммы является стабилизация эпидемиологической ситуации в области по туберкулезу и предотвращение дальнейшего ее ухудшения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: развитие материальной базы противотуберкулезных учреждений области; улучшение консультативно-диагностической помощи лицам групп риска, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях; развитие санаторного этапа реабилитации больных туберкулезом; совершенствование мониторинга за состоянием заболеваемости населения области; внедрение новых методик диагностики и лечения туберкулеза; повышение квалификации врачей всех профилей в области диагностики и профилактики туберкулеза; пропаганда современных знаний о лечении и диагностике туберкулеза. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ Подпрограмма рассчитана на 2001-2005 годы и осуществляется поэтапно. На первом этапе (2001 - 2003 годы) предстоит: обеспечить функционирование программы по выявлению и учету больных туберкулезом на территории Самарской области; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|