Расширенный поиск

Решение Законодательного Собрания Пермской области от 22.06.2000 № 1026

                                       Утратил силу - Закон Пермской
                                   области от 05.03.2005 г. N 2097-459















   22.06.2000                                            N 1026


   О Концепции целевой комплексной
   программы развития муниципальных
   образований и реализации конституционных
   полномочий местного самоуправления
   в Пермской области

 (В редакции Постановления Законодательного Собрания Пермской области
                       от 23.03.2001 г. N 1452)


     В соответствии  с  рекомендацией  областного   съезда   депутатов
Законодательное Собрание Пермской области Р Е Ш А Е Т:

     1. Одобрить  Концепцию  целевой  комплексной  программы  развития
муниципальных  образований  и  реализации  конституционных  полномочий
местного самоуправления в Пермской области (прилагается).
     2. Отделу по взаимодействию с  органами  местного  самоуправления
совместно     с     экспертно-аналитическим    управлением    аппарата
Законодательного Собрания  продолжить  работу  по  подготовке  проекта
целевой  комплексной  программы  развития  муниципальных образований и
реализации  конституционных  полномочий  местного   самоуправления   в
Пермской области в соответствии с одобренной Концепцией.
     3. Для подготовки к первому чтению  проекта  целевой  комплексной
программы    развития    муниципальных    образований   и   реализации
конституционных полномочий местного самоуправления в Пермской  области
создать рабочую группу в следующем составе:

   Карпов В.А.,     депутат Законодательного Собрания от
                    избирательного округа N 19, заместитель
                    председателя Законодательного Собрания;

   Зотина Л.В.,     депутат Законодательного Собрания от
                    избирательного округа N 11, заместитель
                    председателя комитета по региональной политике;

   Кац А.Б.,        депутат Законодательного Собрания от
                    избирательного округа N 4, член комитета по
                    социальной политике и правам человека;

   Крепышев П.К.,   депутат Законодательного Собрания от
                    избирательного округа N 38, заместитель
                    председателя комитета по экономической политике и
                    налогам;

   Разутдинов Р.З., депутат Законодательного Собрания от
                    избирательного округа N 36, член комитета бюджету
                    и внебюджетным фондам;

   Зуев Л.П.,       заведующий отделом по взаимодействию с органами
                    местного самоуправления аппарата Законодательного
                    Собрания;

   Лукьяненко З.Б., начальник экспертно-аналитического управления
                    аппарата Законодательного Собрания;

   Леонченко М.В.,  заместитель председателя комитета по управлению
                    государственным имуществом администрации области
                    (по согласованию);

   Пихтовников Г.Л., начальник отдела по взаимодействию с органами
                     местного самоуправления аппарата администрации
                     области

   Полошкин В.С.,   заместитель начальника главного управления
                    природопользования администрации области
                    (по согласованию);

   Портнова Н.А.,   заместитель председателя комитета по земельным
                    ресурсам и землеустройству Пермской области
                    (по согласованию);

   Тимофеева Н.Б.,  заместитель начальника  главного управления
                    финансов и налоговой политики администрации
                    области (по согласованию);

   Щербинин Ю.Б.,   заместитель начальника главного управления
                    экономики администрации области
                    (по согласованию).

   Яшин Н.А.,       заместитель губернатора области;

     4. Контроль  за  выполнением  решения  возложить  на  комитет  по
региональной политике (Бурцев О.Б.).


     Заместитель председателя
     Законодательного Собрания          В.А. Карпов

                                                            Приложение
                                            к решению Законодательного
                                             Собрания Пермской области
                                                  от 22.06.2000 N 1026

                              КОНЦЕПЦИЯ
                    комплексной целевой программы
   развития муниципальных образований и реализации конституционных
        полномочий местного самоуправления в Пермской области

                           СОДЕРЖАНИЕ

 1. Содержание проблем развития муниципальных образований    3

 2. Основные  цели,  задачи  и  обоснование  необходимости
    решения проблем местного  самоуправления  программными   4
    методами

 3. Структура Программы                                      9

 4. Механизм реализации Программы                           10

 5. Ресурсное обеспечение, сроки и организация  исполнения  10
    Программы

 6. Ожидаемые результаты                                    11

      1. Содержание проблем развития муниципальных образований

     Местное самоуправление  в Российской Федерации составляет одну из
основ конституционного строя.  Его положение  в  системе  общественных
властно-политических  отношений  определяется тем,  что самоуправление
наиболее приближено к населению,  им формируется,  ему непосредственно
подконтрольно,   решает   вопросы  удовлетворения  основных  жизненных
потребностей    населения.    Рационально    организованное    местное
самоуправление  позволяет  эффективно  использовать  местные  ресурсы,
снимать  социальную  напряженность  в   обществе,   повышать   доверие
населения к власти.
     В 1993-1999 годах принят ряд федеральных  и  более  50  областных
законов,  регулирующих  отношения  в  сфере  местного  самоуправления.
Приняты основополагающие законы -  определены  территориальная  основа
муниципальных   образований;   порядок   создания,   преобразования  и
упразднения  муниципальных  образований;  финансовые  основы  местного
самоуправления   и   основы   межбюджетных   отношений.   Сформированы
муниципальные органы.
     Вместе с    тем    система    правового    обеспечения   местного
самоуправления и конституционных прав на местное самоуправление еще не
сложилась  полностью.  Существуют  пробелы  в  регулировании отношений
собственности,  внебюджетных отношений,  недостаточна нормативная база
инвестиционной деятельности субъектов местного самоуправления.
     Система управления       социально-экономическим        развитием
муниципальных   образований  не  обеспечена  достоверной  информацией,
позволяющей  разрабатывать  стратегию,  прогнозировать  и  планировать
развитие  муниципальных образований.  Многие муниципальные образования
не  имеют  специалистов  достаточной   квалификации   для   разработки
обоснованных и реализуемых программ развития.
     В настоящее время необходимо ставить и решать вопросы перехода от
государственной   поддержки  становления  местного  самоуправления,  к
обеспечению   развития   муниципальных   образований   и    реализации
конституционных полномочий местного самоуправления:
     во-первых, совершенствование системы нормативных  правовых  актов
по  местному  самоуправлению (федеральных,  областных и муниципальных)
как основы,  обеспечивающей прогнозирование,  стратегию и планирование
социально-экономического    развития   муниципальных   образований   и
реализацию конституционных прав субъектов местного самоуправления;
     во-вторых, развитие   информационного   обеспечения  деятельности
органов местного самоуправления (органов  местного  самоуправления)  и
создания  устойчивого  единого информационного пространства в Пермской
области;
     в-третьих, формирование    организационно-кадровых    предпосылок
(условий)   развития   муниципальных   образований    и    обеспечения
конституционных  прав  субъектов  местного  самоуправления  в Пермской
области.
     При развитии  правового  пространства  Пермской  области (системы
нормативных правовых актов - федеральных,  областных и муниципальных),
связанного с местным самоуправлением, основными проблемами являются:
     а) распределение  полномочий  и  ответственности  между  органами
местного   самоуправления   и  государственной  власти,  в  том  числе
отношений собственности и эффективности  управления  ею;  формирование
системы   анализа   (мониторинга)  эффективности  влияния  нормативных
правовых актов на социально-экономические процессы;
     б) взаимодействие     органов     местного    самоуправления    с
хозяйствующими субъектами по поводу использования (включения в оборот)
ресурсов территории, в том числе бюджетных;
     в) поддержка инвестиционной активности субъектов  территории  как
собственно  через  бюджет  развития,  так  и  через  другие механизмы,
обеспечивающие правовые гарантии инвесторам.
     При развитии   информационного   пространства  Пермской  области,
связанного с местным самоуправлением, основными проблемами являются:
     а) обеспечение   органам   местного   самоуправления   доступа  к
информации о ресурсах территории (трудовых, земельных, лесных, водных,
полезных ископаемых и других);
     б) создание системы обеспечения органов  местного  самоуправления
информацией   о   субъектах   хозяйственной   деятельности  территории
(отношения  собственности,  результаты  хозяйственной  деятельности  и
др.);
     в) создание   и    организация    эффективной    работы    систем
информирования   органов   местного   самоуправления   и  населения  о
планируемых  к  принятию,  рассматриваемых  (принимаемых)  и  принятых
нормативных   правовых   актах  (информация  о  правовых  возможностях
субъектов деятельности и правовая пропаганда;  инвестиционные условия;
взаимоотношения с собственниками и оперативный обмен иной информацией,
в том числе по электронным сетям).
     При формировании  организационно-кадровых  предпосылок  (условий)
развития  муниципальных  образований  в  Пермской  области  необходимо
решить следующие основные проблемы:
     а) создание  и  реализация   на   практике   методики   (системы)
прогнозирования   и   стратегического   (перспективного)  планирования
развития  муниципальных  образований   Пермской   области,   а   также
оперативного     планирования     деятельности     органов    местного
самоуправления;
     б) повышение   эффективности  управления  ресурсами  (природными,
финансовыми, недвижимостью);
     в) формирование  кадровой политики органов государственной власти
и местного самоуправления в Пермской области  (подготовка  программ  и
методик  обучения,  повышение уровня культуры деятельности менеджеров,
предпринимателей, муниципальных служащих).
     Для решения указанных проблем необходима согласованность действий
органов государственной власти и местного самоуправления.  В  качестве
средства   такого   согласования   предлагается   Программа   развития
муниципальных образований  и  обеспечения  конституционных  полномочий
местного самоуправления в Пермской области (далее - Программа).

     2. Основные цели, задачи и обоснование необходимости решения
        проблем местного самоуправления программными методами

     2.1. Пермская  область  является  одним   из   ведущих   регионов
Российской  Федерации  по  уровню  развития  местного самоуправления -
формированию экономической основы жизнедеятельности местных сообществ,
обеспечению конституционных прав становления муниципальных образований
и формирования органов местного самоуправления.
     В соответствии с Основными положениями государственной политики в
области развития местного самоуправления в Российской Федерации  (Указ
Президента  Российской  Федерации  от  15.10.99 N 1370),  учеными ряда
вузов  и  институтов  г.Перми  в  феврале  2000  года  по   инициативе
Законодательного  Собрания  Пермской  области проведен предварительный
анализ развития муниципальных образований.  Выполненная учеными работа
выявила  ряд объективно (исторически) обусловленных проблем и является
обоснованием сформулированных выше стратегически важных задач развития
муниципальных образований и обеспечения конституционных прав субъектов
местного самоуправления.
     В Пермской  области  объективно  сформировались  разные стартовые
условия  вхождения  муниципальных  образований  в  рынок,  а   именно:
производственный  и  социальный потенциал,  природно-ресурсная основа,
подготовленность и компетентность органов  местного  самоуправления  и
другие. Именно эти факторы в период с 1994 по 2000 годы способствовали
усилению дифференциации муниципальных образований  области  по  уровню
социально-экономического   развития   и,   соответственно,  обострению
внутрирегиональных  противоречий  как   между   областью   и   местным
самоуправлением,   так   и  между  муниципальными  образованиями.  Эти
различия и противоречия проявляются в самых разных сферах общественной
жизни.
     Муниципальные образования Пермской области вполне  оправданно  (в
соответствии  с  федеральными  и областными законами) ставят вопросы о
наделении их отдельными государственными  полномочиями.  Как  правило,
эти   функции  ранее  исполняли  местные  Советы,  а  органы  местного
самоуправления продолжают  их  работу  по  традиции,  не  имея  на  то
достаточных  правовых  оснований,  а  часто и ресурсов.  Это - ведение
воинского  учета  и  военной  мобилизации;  опека  и   попечительство;
государственная  и  муниципальная  статистика;  метеорология,  другие.
Законодательным Собранием Пермской области принят  рамочный  Закон  "О
порядке   наделения   органов   местного   самоуправления   отдельными
государственными  полномочиями",  принят  Закон  "О  передаче  органам
местного самоуправления полномочий ЗАГСов".  Необходимо продолжить эту
законотворческую  работу   по   передаче   отдельных   государственных
полномочий,  традиционно  исполняемых  на  уровне  местной власти,  но
отнесенных статьями 71 и 72 Конституции РФ и федеральными  законами  к
полномочиям органов государственной власти.
     Не менее остро поставлены вопросы о разграничении муниципальной и
государственной    собственности,    полномочий    органов    местного
самоуправления в управлении  ею.  Именно  состоянием  производственной
сферы определяется наполняемость бюджета территории и, соответственно,
вклад ее в пополнение областного консолидированного бюджета.  Наряду с
городами   и   районами   -  постоянными  донорами  (11  муниципальных
образований), имеются дотационные территории. В бюджете 2000 года доля
дотаций  из областного бюджета в ряде районов составляет от 77 до 87 %
(Б-Сосновский,  Чердынский и другие районы).  Важным  аспектом  данной
проблемы   является   отсутствие   стимулов   у  территорий-доноров  к
сохранению и закреплению своего  статуса.  Зачастую  при  формировании
консолидированного  бюджета  происходит  ежегодное снижение процентных
отчислений по регулируемым налогам  (налогу  на  прибыль,  НДС)  в  их
бюджеты.
     В то  же  время  территории-доноры  имеют  собственные  проблемы,
которые   должным   образом   не   решаются.   Одна   из   основных  -
несбалансированная  структура  экономики,  невысокая  доля   отраслей,
деятельность   которых   направлена   на  удовлетворение  потребностей
человека в товарах и услугах. Не сбалансирована и отраслевая структура
промышленности. Со временем ситуация обостряется. Наметилась тенденция
<вымывания> целых отраслей  из  промышленности  территорий-доноров  (в
Чайковском  точного машиностроения,  в Добрянке - деревообработки и т.
д.).
     Стихийное, эволюционное     изменение    производственной    базы
муниципальных  образований  способствует  нарастанию   территориальных
диспропорций  в  уровне  жизни  населения  и  обеспеченности  услугами
социальной инфраструктуры. В 1998 г. разница в величине среднемесячной
заработной  платы  между самой благополучной территорией (Березники) и
самой бедной (Куединский район) составила 2,6 раза. По числу врачей, в
расчете  на  10000 жителей,  Пермь превосходила Чердынский район в 7,7
раза. Наряду с территориями, где все дети школьного возраста обучаются
только в первую смену, есть территории, где во вторую смену занимаются
свыше 30%  учащихся (города  Добрянка,  Кунгур,  Чайковский,  Чусовой;
Очерский район).
     "Расслоение" муниципальных  образований  по  уровню  благополучия
провоцирует рост социальной напряженности,  что находит свое выражение
в росте преступности (за 1991 - 1999 гг.  уровень преступности вырос в
2,2   раза),   в  распространении  социальных  патологий  (наркомания,
алкоголизм и пр.) и,  в конечном счете, в психологическом дискомфорте.
Отдельные  муниципальные  образования  приобретают  в глазах населения
устойчивый негативный имидж,  и жители их покидают. Причем решаются на
этот  шаг  самые  продуктивные  (трудоспособные  и  квалифицированные)
категории населения.  В  результате  проигрывает  и  область  в  целом
(миграционный  прирост  сократился  только за последние три года в 1,5
раза).
     Негативные тенденции,   охватившие   аграрную  сферу,  не  только
угрожают продовольственной безопасности  Пермской  области,  но  и  (с
учетом   территориальных   особенностей   проявления)  разрушают  саму
экономическую основу существования ряда муниципальных  образований.  В
наибольшей  степени  в  ходе  реформ  пострадали  те отрасли сельского
хозяйства,  которые обеспечивали поставки продовольствия в областной и
государственный  фонд  и были представлены крупными государственными и
коллективными  предприятиями.  Например,  сбор  зерна  в  области   за
1990-1998 гг. сократился в 2,3 раза, производство молока - в 1,3 раза,
мяса  (только  за  1995-1998  гг.)  -  в  1,2  раза.  В  итоге  из  34
преимущественно  аграрных  муниципальных образований области к 1999 г.
100% убыточность сельхозпредприятий имели 15.
     Практически не  пострадали  и  даже демонстрируют подъем отрасли,
традиционно  опирающиеся  на  личные  подсобные  хозяйства  населения,
коллективные сады и огороды граждан.  В первую очередь это выращивание
овощей и картофеля (рост производства за 1990-1998 гг.  соответственно
в  2  и  1,5  раза).  Очевидно,  что эти примитивные формы организации
сельскохозяйственного   производства   оказались   важным    средством
выживания населения в современных условиях.
     Противоречивые тенденции     характерны      для      фермерского
(крестьянского)   движения.  При  общем  сокращении  числа  фермерских
хозяйств  в  области  имеются  территории,  где  фермерское   движение
продолжает развиваться.
     Обострение территориальных     межмуниципальных      противоречий
переходит  допустимые  пределы  и  не  только  усугубляет  ситуацию на
неблагополучной территории,  но и начинает угрожать стабильности  всей
области.  Например,  в 1991 г. среди муниципальных образований области
наибольший годовой объем промышленной  продукции  в  расчете  на  1000
жителей  был  характерен  для  городов  Чайковской  и  Краснокамск,  а
наименьший - для Кунгурского района. Соотношение этих показателей было
31:1.  К  1999 г.  часть районов (Бардымский,  Березовский,  Еловский)
практически потеряли производственную базу,  а  отношение  аналогичных
показателей  Соликамска  (наибольшее  значение  в  области) и Уинского
района (наименьшее) достигло  4229  раз.  Регионы-доноры  тоже  платят
высокую цену за свое экономическое благополучие. Оно достигается путем
эксплуатации природных ресурсов,  развития  экологически  "грязных"  и
вредных   производств,   что   неизбежно   сопровождается   социальным
расслоением  и  маргинализацией  части   населения,   распространением
асоциальных явлений.
     Важной предпосылкой  в   принципиальном   изменении   сложившейся
ситуации  стал  Федеральный закон "О государственном прогнозировании и
программах социально-экономического развития Российской Федерации"  от
20.07.95  N  115-ФЗ  (с  изменениями  и дополнениями 1999 г.) В Законе
содержатся четкие  указания  о  необходимости  проведения  в  регионах
страны  исследований прогнозно-аналитического характера,  формирования
концепций  и  программ   развития   территорий,   налаживания   систем
социально-экономического  мониторинга.  Закон носит рамочный характер,
определяет цели  и  содержание  системы  государственных  прогнозов  и
программ социально-экономического развития страны,  регионов,  а также
общий порядок их разработки.
     Приходится констатировать,   что   сегодня   отсутствует   единый
методологический подход к формированию стратегий,  концепций, программ
и  планов  как инструменту разработки и реализации научно обоснованной
муниципальной социально-экономической политики, не отработана методика
разработки  этих документов.  Региональные и местные органы управления
оказались  перед  необходимостью  создавать,   по   существу,   заново
организационно-методическое  и информационное обеспечение прогнозных и
плановых работ.
     Выполнение этих   работ   связано   с  регулярным  накоплением  и
аналитической обработкой больших  объемов  статистических  отчетных  и
других    данных    о    текущей   социально-экономической   ситуации,
характеризующей все аспекты хозяйственной деятельности  на  территории
муниципальных образований,  что невозможно без перехода на современные
информационные  технологии.  В  этой  связи  целесообразна  разработка
информационно-аналитической    системы    мониторинга,    анализа    и
прогнозирования   социально-экономического   развития    муниципальных
образований. Такая система является источником генерации аналитической
и прогнозной информации,  необходимой для  обоснования  управленческих
решений,  принимаемых  как  органами  местного  самоуправления,  так и
органами государственной  власти,  относительно  устойчивого  развития
муниципальных образований и области в целом.
     Усиление ответственности  органов  местного   самоуправления   за
социально-экономическую    ситуацию    на   территории   муниципальных
образований,  существенное  изменение  характера   деятельности   всех
управленческих  звеньев  в  связи  с  переходом  на  новые  методики и
технологии  управления   требуют   совершенствования   организационной
структуры органов местного самоуправления.
     Эффективность деятельности  местных  органов  власти  во   многом
зависит от профессионализма,  компетенции, морально-этических, деловых
и нравственных качеств,  высокой управленческой культуры муниципальных
служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления.
Именно от квалификации кадров органов местного самоуправления  зависит
результативность   принимаемых   ими  решений  и,  в  конечном  счете,
результаты     социально-экономического     развития     муниципальных
образований.
     Профессиональная подготовка,    переподготовка    и     повышение
квалификации  управленческого  персонала  является  сегодня  одним  из
основных вопросов кадровой политики органов государственной  власти  и
местного самоуправления области.
     Значительно больше   внимания   необходимо   уделять   работе   с
населением,  вовлечению его в решение местных вопросов, взаимодействию
местной власти и населения.
     Потеря (деградация)     производственной    базы    муниципальных
образований практически невосполнима на основе ресурсов, находящихся в
ведении субъектов местного самоуправления. Требуется привлечение более
значительных средств,  в  том  числе  ресурсов  области  и  областного
бюджета.  Для  этого  необходима  предварительная проработка вопроса и
выбор эффективных точек инвестирования.  Устранение  необоснованных  и
потенциально    опасных    территориальных   диспропорций   -   задача
региональной политики.
     Традиционными (и   наиболее  широко  применяемыми  в  силу  своей
относительной   простоты   и   очевидной    направленности    методами
региональной     политики)     являются     федеральные,    областные,
межмуниципальные комплексные и отраслевые целевые программы.
     Целевая направленность    предлагаемой    Программы   обусловлена
решением специфических  проблем  самого  первичного  уровня  публичной
власти   -   местного   самоуправления,   которое   является   основой
конституционного  строя  Российской  Федерации   (статьи   12   и   16
Конституции   Российской   Федерации)   и   осуществляется  населением
непосредственно или через органы местного самоуправления.
     Комплексный характер    программы    определяется    не    только
взаимообусловленностью  проблем  развития  местного  самоуправления  и
способов  их  решения,  но  и  необходимостью привлечения к реализации
предлагаемой программы всех субъектов местного самоуправления.
     2.2. Главная цель Программы - создание правовых, информационных и
организационно-кадровых        условий         для         устойчивого
социально-экономического    развития   муниципальных   образований   и
реализации  конституционных  полномочий  местного   самоуправления   в
Пермской области.
     2.3. Задачи Программы,  которые связаны с переходом  от  правовой
поддержки  становления местного самоуправления к правовому обеспечению
развития  муниципальных  образований  и   реализации   конституционных
полномочий местного самоуправления в Пермской области:
     а) совершенствование   нормативной   правовой    базы    местного
самоуправления  как  на  федеральном,  так  и на региональном уровнях,
создание необходимых  предпосылок  для  формирования  на  этой  основе
собственной нормативной правовой базы муниципальных образований;
     б) совершенствование  территориальных  и  организационных   основ
местного самоуправления;
     в) создание  и  отработка  на  практике  механизма   эффективного
взаимодействия    органов    местного    самоуправления   с   органами
государственной власти Пермской области и территориальными отделениями
федеральных органов государственной власти;
     г) создание условий для финансово-экономической самостоятельности
муниципальных  образований,  в  том  числе  совершенствование  системы
налогового   и   бюджетного   регулирования,   позволяющих   стабильно
обеспечивать  местные  бюджеты  путем закрепления на постоянной основе
доходных источников муниципальных образований для покрытия  минимально
необходимых расходов местных бюджетов;
     д) совершенствование  межбюджетных  отношений  на  основе  единой
методики расчетов,  обеспечивающей стимулирование деятельности органов
местного самоуправления по формированию экономической базы  и  имеющей
конечной  целью  выравнивание  бюджетной  обеспеченности муниципальных
образований;
     е) финансовое    обеспечение    реализуемых   органами   местного
самоуправления  конституционных  полномочий,  в  том  числе  отдельных
государственных   полномочий,   которыми   наделены   органы  местного
самоуправления,  и решений органов  государственной  власти,  влекущих
дополнительные расходы местных бюджетов;
     ж) создание условий для завершения передачи  отдельных  категорий
объектов, находящихся в государственной собственности, в собственность
муниципальных образований,  в том числе реализация права собственности
муниципальных образований на землю;
     з) разработка и апробация  рекомендаций,  методик  и  технологий,
способствующих  оптимизации  территорий  муниципальных  образований  и
структур  органов  местного  самоуправления,  эффективному  управлению
бюджетным   процессом,   муниципальной  собственностью,  муниципальным
хозяйством и в  целом  комплексным  социально-экономическим  развитием
муниципальных    образований,   устойчивому   взаимодействию   органов
государственной власти и органов  местного  самоуправления,  повышению
качества профессиональной подготовки муниципальных служащих;
     и) создание    планово-заявочной     системы     профессиональной
подготовки,   переподготовки   и   повышения   квалификации   служащих
муниципальных  образований  и   депутатов   представительных   органов
местного  самоуправления,  в  том числе разработка и издание правовой,
управленческой,    профессионально-психологической    литературы     и
учебно-методических    пособий    по    профессиональной   подготовке,
переподготовке и повышению квалификации;
     к) создание  эффективной  системы взаимодействия органов местного
самоуправления с населением,  обеспечивающей участие жителей в местном
самоуправлении  и  контроль  со  стороны  населения  за  деятельностью
органов местного самоуправления;
     л) создание  условий для формирования и реализации инвестиционных
проектов и программ  социально-экономического  развития  муниципальных
образований,  а также разработка и реализация областных инвестиционных
проектов и программ  социально-экономического  развития  муниципальных
образований;
     м) содействие информационному обеспечению местного самоуправления
и  создание  условий доступа муниципальным образованиям к информации о
природно-ресурсном потенциале территории,  об отношениях собственности
хозяйствующих  субъектов  территории,  о  системе правовых отношений и
другой информации.
     2.4. Правовой   основой   для   разработки   Программы  являются:
Конституция  Российской  Федерации,  федеральные  законы   "Об   общих
принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации"
от 28.08.95 N 154-ФЗ и "Об общих принципах организации законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации"  от  06.10.1999   N   184-ФЗ,   Указ
Президента  Российской  Федерации  "Об  утверждении основных положений
государственной политики в области развития местного самоуправления  в
Российской Федерации" от 15.11.99 N 1370,  постановление Правительства
Российской Федерации "О Федеральной целевой программе  государственной
поддержки  развития  муниципальных  образований и создания условий для
реализации  конституционных  полномочий  местного  самоуправления"  от
15.12.99 N 1394,  Устав Пермской области от 17.06.97 N 760-110, законы
"О Законодательном Собрании Пермской области" от 17.07.95 N  268-45  и
"О  местном  самоуправлении  в Пермской области" от 09.12.95 N 358-57,
распоряжение председателя Законодательного Собрания  Пермской  области
от    11.01.2000   N   1-р,   совместное   распоряжение   председателя
Законодательного Собрания и губернатора Пермской области от 17.03.2000
N 17/19-р.

                        3. Структура Программы

     В соответствии   с   Федеральным   законом   "О   государственном
прогнозировании   и   программах   социально-экономического   развития
Российской   Федерации"   от   20.07.95   N  115-ФЗ  и  постановлением
губернатора Пермской  области  "О  методических  указаниях  о  порядке
подготовки,   рассмотрения,   утверждения   и  финансирования  целевых
областных программ" от 13.11.96 N 401 предлагается следующая структура
Программы:
     Паспорт программы.
     1. Правовые основания разработки программы.
     2. Содержание  проблем  развития  муниципальных   образований   и
обоснование необходимости их решения программными методами.
     3. Основные цели, задачи, этапы и сроки реализации программы.
     4. Основные направления, формы и методы реализации программы.
     5. Ресурсное обеспечение программы.
     6. Организация  исполнения  программы  и  контроль  за  ходом  ее
реализации.
     7. Ожидаемые   результаты   и   оценка  эффективности  реализации
программы.

     Особенностью структуры предлагаемой Программы является  выделение
пяти   тематических  направлений  согласованной  деятельности  органов
государственной власти и местного  самоуправления  по  ее  реализации,
которые  объединены  в  раздел  "Основные направления,  формы и методы
реализации программы":
     правотворчество, разграничение   предметов   ведения  и  правовая
пропаганда;
     государственная и муниципальная собственность;
     бюджет и межбюджетные отношения;
     региональная экономика    и    обеспечение    программно-целевого
управления развития муниципальных образований;
     организационно-методическое, программно-информационное и кадровое
обеспечение жизнедеятельности муниципальных образований.
     Каждое из  пяти  направлений деятельности по реализации программы
фактически  является  отдельной  подпрограммой  и  обусловлено   целым
комплексом  объективных  условий:  системой  и  отраслевой  структурой
органов государственной власти  и  местного  самоуправления;  системой
отраслей   права   и  отраслевой  спецификой  социально-экономического
анализа  региональных  процессов;  приоритетностью  решения   вопросов
правового  обеспечения  развития  и  стабилизации экономической основы
муниципальных образований.  В тоже время все они  взаимоувязаны  между
собой,   так   как   направлены   на   решение  трех  основополагающих
стратегических   задач,    обеспечивающих    развитие    муниципальных
образований:  правовые  условия,  полнота  и достаточность информации,
культура управления (квалификация управленческих  решений  и  реальное
участие  населения в регулировании процессов жизнедеятельности местных
сообществ муниципальных  образований).  Таким  образом  каждый  раздел
(подпрограмма)  включает  и  правовое,  и  информационное,  и кадровое
обеспечение   развития   муниципальных   образований   и    реализации
конституционных прав субъектов местного самоуправления.
     С целью исключения дублирования в работе отраслевых подразделений
органов   государственной   власти   и   местного  самоуправления  при
реализации  каждого  раздела  Программы  все  конкретные   мероприятия
сгруппированы в пять приложений к программе:
     мероприятия по разделу "Правотворчество,  разграничение предметов
ведения и правовая пропаганда";
     мероприятия по   разделу   "Государственная    и    муниципальная
собственность";
     мероприятия по разделу "Бюджет и межбюджетные отношения";
     мероприятия по  разделу  "Региональная  экономика  и  обеспечение
программно-целевого управления развития муниципальных образований";
     мероприятия по        разделу       "Организационно-методическое,
программно-информационное  и  кадровое  обеспечение  жизнедеятельности
муниципальных образований".

                   4. Механизм реализации Программы

     Механизм реализации Программы:
     разработка и принятие законов и  иных  нормативно-правовых  актов
Пермской области;
     разработка типовых модельных  нормативно-правовых  актов  органов
местного самоуправления;
     разработка и  апробация  рекомендаций  по  вопросам   организации
местного самоуправления;
     оказание научно-методической     помощи     органам      местного
самоуправления;
     создание системы   заказа   на    профессиональную    подготовку,
переподготовку   и   повышение   квалификации  служащих  муниципальных
образований;
     информационное обеспечение    деятельности    органов    местного
самоуправления;
     координация деятельности Законодательного Собрания, администрации
Пермской  области,  представительных  и  исполнительных  муниципальных
органов по вопросам организации местного самоуправления;
     привлечение к сотрудничеству с государственными и  муниципальными
органами    ассоциаций    муниципальных    образований,   общественных
организаций и населения.

                  5. Ресурсное обеспечение, сроки и
                   организация исполнения Программы

     Финансирование Программы    осуществляется    за   счет   средств
областного бюджета и по согласованию  -  средств  местных  бюджетов  и
бюджета   Российской   Федерации.   При   этом   предполагается  также
использование средств союзов и ассоциаций муниципальных образований, а
также  международных  организаций в рамках осуществляемых ими проектов
поддержки развития местного  самоуправления  в  странах  с  переходной
экономикой.
     Совместное финансирование  мероприятий   Программы   предлагается
осуществлять   на   основании   отдельных   договоров   и  соглашений,
заключаемых  при  выборе  опорных  зон  и  создании  центров  научной,
информационной и кадровой поддержки местного самоуправления.
     Контроль за    выполнением    Программы    в    соответствии    с
законодательством     осуществляет    Законодательное    Собрание    и
администрация Пермской области.
     Оперативное управление и контроль предлагается осуществлять через
Координационный  Совет  (15  -  20  человек),   который   координирует
деятельность исполнителей Программы; готовит по мере необходимости и в
соответствии  с  компетенцией   контрольные   вопросы   на   заседание
Законодательного  Собрания,  его  комитетов  или  Коллегии губернатора
Пермской области и работает в соответствии со  специальным  Положением
(компетенция, регламент и т.д.).
     Выполнение Программы предлагается осуществить в два этапа:
     Первый этап   (2000-2002   годы)   -   разработка   и  реализация
согласованных подпрограмм по созданию  базовых  условий  для  развития
муниципальных  образований  и  реализации  конституционных  полномочий
местного самоуправления.
     Второй этап    (2002-2004    годы)   -   выполнение   программных
мероприятий,  направленных на развитие местного самоуправления,  в том
числе  на  решение  инвестиционных,  информационных  и кадровых задач,
обеспечивающих     устойчивое     социально-экономическое     развитие
муниципальных образований и повышение жизненного уровня населения.

                       6. Ожидаемые результаты

     В связи  с тем,  что муниципальные образования отличаются друг от
друга по размерам территории,  численности  населения,  экономическому
потенциалу,   географическим  и  климатическим  условиям,  а  средства
бюджетов,   направляемые   на   реализацию   мероприятий    Программы,
ограничены,  то отработку конкретных методик, технологий, методических
рекомендаций и создание центров  научной,  информационной  и  кадровой
поддержки  местного  самоуправления предлагается проводить в отдельных
муниципальных  образованиях  (опорных   точках)   в   соответствии   с
разрабатываемой  типологией и на основе соглашений с органами местного
самоуправления. Итогом реализации программы явится:
     создание центров  научной,  информационной  и  кадровой поддержки
местного самоуправления;
     восстановление на   новой   основе   системы   прогнозирования  и
планирования    социально-экономического    развития     муниципальных
образований;
     создание системы межрайонной кооперации инвестиционных ресурсов и
условий,   стимулирующих   инвестиционную   активность  на  территории
муниципальных образований.
     Таким образом,   реализация   Программы  при  условии  интеграции
ресурсов государства и муниципальных образований позволит  осуществить
дальнейшую  реформу  местного  самоуправления,  обеспечив стабильность
социально-экономического   развития   муниципальных   образований    и
реализацию конституционных прав на местное самоуправление.


Информация по документу
Читайте также