Расширенный поиск
Закон Пермской области от 18.06.1999 № 515-76Утратил силу - Закон Пермского края от 05.03.2008 г. N 205-ПК О библиотечном деле в Пермской области (В редакции Закона Пермского края от 29.12.2005 г. N 2795-629) Принят Законодательным Собранием Пермской области 27 мая 1999 года Настоящий Закон является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Пермской области, устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека на свободный доступ к информации, духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную, образовательную и досуговую деятельность. Настоящий Закон регулирует вопросы организации деятельности библиотек, их взаимоотношения с органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом и законами Пермской области. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе применяются следующие понятия: Библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, в задачи которой входят создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовке библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Библиотечная деятельность - область социогуманитарной деятельности по удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей пользователей посредством библиотек. Библиотечное обслуживание - деятельность библиотеки по предоставлению пользователям документов и информации, других библиотечных услуг в целях удовлетворения их информационных, духовных и культурных потребностей. Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения или организации. Общедоступная (публичная) библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, образования, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Государственная общедоступная (публичная) библиотека - общедоступная (публичная) библиотека, учрежденная органами государственной власти области, являющаяся юридическим лицом и финансируемая из областного бюджета. Муниципальная общедоступная (публичная) библиотека - общедоступная (публичная) библиотека, учрежденная органом местного самоуправления, являющаяся юридическим лицом и финансируемая из местного бюджета. Специальная, специализированная библиотека - библиотека, назначение которой - удовлетворять потребности особых групп пользователей по видам документов, содержательному соответствию фондов документов. Централизованная библиотечная система (ЦБС) - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование. Центральная библиотека - библиотека, являющаяся головным подразделением централизованной библиотечной системы, центром управления библиотеками - филиалами. Учредитель библиотеки - орган государственной власти любого уровня, орган местного самоуправления, юридическое или физическое лицо, открывшее библиотеку, финансирующее ее деятельность и осуществляющее контроль за этой деятельностью в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Библиотечное краеведение - деятельность библиотек, направленная на выявление, сбор и распространение комплекса знаний о регионе. Библиотечный фонд - упорядоченная совокупность документов в библиотеке, собираемых в соответствии с ее функциями и задачами для хранения и предоставления пользователям библиотеки. Документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Обязательный бесплатный экземпляр Пермской области - экземпляр различных видов , изготовленных на территории Пермской области документов, а также экземпляры краеведческих документов, произведенных за пределами территории Пермской области по заказу юридических лиц, других субъектов права, находящихся в юрисдикции Пермской области, либо распространяемых на территории Пермской области, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации. Обязательный бесплатный местный экземпляр - экземпляр различных видов документов, изготовленных на территории соответствующего муниципального образования Пермской области, который подлежит безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации. Информатизация библиотечного дела - социально-экономический и научно-технический процесс внедрения в библиотечное дело современных информационных технологий, а также систем автоматизированной передачи, обработки, хранения и использования информационных библиотечных ресурсов для удовлетворения информационных потребностей пользователей библиотек. Пользователь библиотеки - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки. Правила пользования библиотекой - локальный правовой акт, утверждаемый библиотекой по согласованию с учредителем, определяющий взаимные права и обязанности пользователей библиотеки и ее работников в процессе библиотечного обслуживания. Основные виды обслуживания - полная информация о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие виды библиотечного информирования, предоставление во временное пользование любого документа из фондов библиотеки в соответствии с Правилами пользования библиотекой, консультационная помощь в поиске и выборе источников информации. Статья 2. Правовые основы деятельности библиотек Настоящий Закон основывается на Конституции Российской Федерации и федеральных законах: "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов", "Об информации, информатизации и защите информации", "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Деятельность библиотек регулируется другими правовыми и нормативными актами федеральных органов государственной власти, государственной власти Пермской области, органов местного самоуправления, касающимися библиотечного дела. Статья 3. (Исключена - Закон Пермского края от 29.12.2005 г. N 2795-629) Статья 4. Основные виды библиотек 1. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. 2. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности на территории Пермской области действуют библиотеки разных видов: Государственные общедоступные (публичные) библиотеки, учрежденные органами государственной власти - центральные областные библиотеки. Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления - городские, районные, сельские. Библиотеки научно-исследовательских институтов. Библиотеки образовательных учреждений. Библиотеки предприятий, учреждений, организаций. Библиотеки общественных объединений. Библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями. Частные библиотеки. 3. Библиотеки, созданные одним и тем же учредителем, либо библиотеки, относящиеся к одному ведомству, могут образовывать библиотечные системы с централизованным организационно-методическим руководством и системой формирования библиотечных фондов (централизованные библиотечные системы). ГЛАВА II. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 5. Региональная политика в области библиотечного дела 1. В основе региональной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщего доступа пользователей Пермской области к информации и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и предоставляемым в пользование. 2. Органы государственной власти Пермской области и местного самоуправления выступают гарантом прав, предусмотренных федеральным законодательством в области библиотечного дела и настоящим Законом. Данные органы не вмешиваются в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к агитации и пропаганде порнографии, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; возбуждает социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду. 3. Приоритетными направлениями региональной политики в сфере сохранения и развития библиотечного дела в Пермской области являются: разработка и реализация перспективных программ развития деятельности библиотек Пермской области; стабильное обновление библиотечных фондов и пополнение информационно-библиотечных ресурсов библиотек современной печатной информацией и информацией, представленной в виде аудиоматериалов, видеоматериалов, дискет, файлов или других материальных носителей; информатизация библиотечного дела и обеспечение гарантий населения области на свободный доступ к информации; приоритетное развитие библиотек общеобразовательных учреждений, сети детских и юношеских библиотек; сохранение памятников книжной культуры. 4. Органы государственной власти и местного самоуправления Пермской области обеспечивают развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики. (В редакции Закона Пермского края от 29.12.2005 г. N 2795-629) 5. Органы государственной власти Пермской области и должностные лица не вправе принимать решения и осуществлять действия, если это влечет за собой нарушение конституционных прав пользователей, ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, сохранности библиотечных фондов и библиотечного обслуживания. 6. Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов без обеспечения их библиотеками. 7. Земельные участки под строительство новых библиотек выделяются на приоритетной основе. Органы государственной власти стимулируют путем материальной поддержки библиотеки негосударственных форм собственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения. Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания Пермской области К полномочиям Законодательного Собрания в сфере библиотечного дела относятся: 1. Принятие и изменение законов области о библиотечном деле и контроль за их выполнением; 2. Утверждение областных программ развития библиотечного дела; Установление государственным библиотечным учреждениям нормативов финансирования организации библиотечного обслуживания и размещения сети библиотек по численности населения, территориальных и других особенностей; 4. Установление налоговых льгот для государственных общедоступных библиотек, а также организаций, обеспечивающих их деятельность, в пределах сумм налогов, зачисляемых в областной бюджет с учетом их целевого использования. Статья 7. Полномочия администрации области в сфере библиотечного дела К полномочиям администрации области в сфере библиотечного дела относятся: 1. Разработка в установленном порядке областных программ развития библиотечного дела, а также программ, являющихся составной частью областных программ сохранения развития культуры в Пермской области. 2. Учреждение и финансирование государственных областных библиотек, определение предмета и цели их деятельности, управление этими библиотеками. 3. Присвоение статуса центральных областных библиотек в порядке, установленном настоящим Законом, и утверждение их уставов. 4. Создание и финансирование областных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку библиотечных кадров, управление этими образовательными учреждениями. 5. Финансирование комплектования государственных библиотек. (В редакции Закона Пермского края от 29.12.2005 г. N 2795-629) 6. Реализация принципов региональной политики в области подготовки и переподготовки кадров, занятости, оплаты труда, а также установление социальных гарантий и льгот для работников библиотек. 7. Содействие научным исследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела, а также их финансирование. 8. Поддержка библиотек негосударственных форм собственности, обеспечивающих бесплатное общедоступное обслуживание населения. 9. Поддержка развития библиотечного обслуживания особых групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности и др.). 10. Регистрация и контроль за соблюдением особого режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к культурному достоянию Пермской области. Обеспечение сохранности фондов государственных областных библиотек. Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере библиотечного дела К полномочиям органов местного самоуправления в сфере библиотечного дела относятся: 1. Учреждение и финансирование муниципальных библиотек и муниципальных библиотечных систем, определение предмета и цели их деятельности, управление этими библиотеками и библиотечными системами. 2. Разработка и принятие программ развития библиотечного дела на территории муниципального образования, контроль за их реализацией, целевым финансированием. 3. Присвоение статуса центральных муниципальным библиотекам и утверждение их уставов. 4. Финансирование комплектования муниципальных библиотек, обеспечение сохранности фондов муниципальных библиотек, их оснащение современными техническими средствами и оборудованием, необходимыми для осуществления их функции. (В редакции Закона Пермского края от 29.12.2005 г. N 2795-629) 5. Обеспечение реализации прав граждан муниципального образования на библиотечное обслуживание. Содействие и поддержка библиотек иных форм собственности, обеспечивающих бесплатное обслуживание населения. 6. Установление льгот по налогам в бюджет для библиотек любой принадлежности, а также предприятий и организаций, обеспечивающих их деятельность за счет средств местного бюджета, с учетом их целевого использования. Установление дополнительных к федеральным льгот, видов и норм материального обеспечения работников библиотечных учреждений. ГЛАВА III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 9. Право на библиотечное обслуживание 1. Каждый житель Пермской области, независимо от пола, возраста, национальности, образования, отношения к религии, политических убеждений и социального положения имеет право на библиотечное обслуживание. 2. Право на библиотечное обслуживание обеспечивается: созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания; многообразием видов библиотек, государственной поддержкой в создании юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их форм собственности, специализации и масштабов деятельности. Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой же области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций. Статья 10. Право на библиотечную деятельность 1. Любое физическое и юридическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории Пермской области в соответствии с действующим законодательством. 2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений пользователей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями. 3. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих профессиональных и социальных прав. 4. Граждане, владеющие личными собраниями документов, изданиями и коллекциями, имеют право на поддержку со стороны государства при условии регистрации этих собраний в качестве памятников истории и культуры в администрации Пермской области или органе местного самоуправления. При осуществлении права на библиотечную деятельность юридические лица обязаны выполнять стандарты, нормы и правила, действующие в сфере библиотечного дела. Статья 11. Права пользователей библиотек 1. Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. 2. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления устанавливаются в соответствии с уставами библиотек, правилами пользования, настоящим Законом, законодательством об охране государственной тайны и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации и Пермской области, иными нормативными правовыми актами. 3. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа, о видах выполняемых работ и услуг. 4. В общедоступных библиотеках граждане имеют право: стать пользователями библиотек по предъявлении документов, удостоверяющих их личности, место жительства, а несовершеннолетние в возрасте до 14 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей; бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; бесплатно получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации, консультации по использованию компьютерных, аудиовизуальных материалов, иных машиночитаемых носителей информации и необходимого оборудования; бесплатно получать во временное пользование любой документ из ее фондов в соответствии с правилами пользования библиотекой; получать документы и их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек в соответствии с правилами данного вида обслуживания; пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется уставом, правилами пользования библиотекой; участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой: литературных вечерах, дискуссиях, конференциях, и иных мероприятиях, проводимых в рамках основной деятельности библиотек. 5. Пользователь библиотеки может обжаловать действия должностного лица библиотеки в установленном порядке. Статья 12. Права особых групп пользователей библиотеки 1. Граждане имеют право на получение документов на родном языке в специализированных подразделениях государственных, муниципальных общедоступных (публичных) библиотек. 2. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других библиотеках, имеющих соответственные фонды. 3. Пользователи библиотек, которые не могут посещать публичную библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или нестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые за счет средств областного и местных бюджетов на основании федеральных, областных, муниципальных программ. 4. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных и муниципальных детских и юношеских библиотеках, библиотеках образовательных учреждений в соответствии с уставами библиотек. Статья 13. Ответственность пользователей библиотек 1. Пользователи библиотек обязаны соблюдать устав, правила пользования библиотекой, которые утверждаются их учредителями. 2. Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотекой и причинившие библиотеке ущерб, компенсируют его в формах и размере, установленных Правилами пользования, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных законодательством. 3. Ответственность за вред, причиненный библиотекам не достигшими 14 лет (малолетними), несут их родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Ответственность за ущерб, причиненный библиотекам несовершеннолетними пользователями в возрасте от 14 до 18 лет, несут сами пользователи или их родители (усыновители) или попечители в случаях, предусмотренных законодательством. Статья 14. Правила пользования библиотеками Каждая библиотека утверждает, по согласованию с учредителем, Правила пользования библиотекой, в которых определяются взаимные обязательства библиотеки и ее пользователей, режим их обслуживания, условия и порядок пользования библиотечным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, оборудованием и помещением библиотеки, а также виды и размеры компенсации при нанесении пользователями убытков библиотеке, суммы залога при предоставлении редких и особо ценных документов из библиотечного фонда или в других необходимых случаях. ГЛАВА IV. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА БИБЛИОТЕК Статья 15. Статус библиотек Государственная, муниципальная общедоступная библиотека, централизованная библиотечная система приобретает права юридического лица с момента ее регистрации, в порядке, установленном законодательством, имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету. Государственная, муниципальная библиотека является некоммерческой организацией; финансируется учредителем в объеме, необходимом для покрытия расходов на ведение основной уставной деятельности. Статья 16. Обязанности библиотек 1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав пользователей, установленных законодательством. 2. Библиотеки обслуживают пользователей в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством. 3. В соответствии с федеральным законом не допускается государственная или любая другая цензура, ограничивающая право пользователей на свободный доступ к библиотечным фондам, также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросов, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания. 4. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие при соблюдении собственного нейтралитета. Библиотеки, независимо от их организационных форм и форм собственности, которые имеют в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части культурного достояния народов Российской Федерации и Пермской области, а также за их включение в автоматизированные базы данных в рамках федеральных и региональных программ развития культуры. 6. Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями, органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами. Статья 17. Права библиотек 1. Библиотеки имеют право: 1.1. Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах. 1.2. Устанавливать структуру библиотеки, штатное расписание, режим работы, формы оплаты труда и материального стимулирования в пределах имеющихся финансовых средств на оплату труда и в соответствии с учредительными документами. 1.3. Осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности. Виды и формы хозяйственной деятельности определяются уставом библиотеки. 1.4. Самостоятельно определять виды платных услуг. 1.5. Самостоятельно использовать средства, полученные от платных услуг, в соответствии со сметой. 1.6. Утверждать по согласованию с учредителями Правила пользования библиотеками. 1.7. Определять в соответствии с Правилами пользования библиотеками виды и размеры залога и порядок возмещения убытков, нанесенных пользователями библиотек. Использовать в исключительном порядке, в том числе в коммерческих целях, свое наименование, символику, репродукции редких документов, относящихся к их библиотечным фондам, и предоставлять указанные права юридическим и физическим лицам. Использовать в установленном федеральным законодательством порядке репродукции редких документов, относящихся к их библиотечным фондам. 1.9. Изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. 1.10. Образовывать в порядке, установленном действующим законодательством, библиотечные объединения. 1.11. Участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и региональных программ развития культуры и библиотечного дела, иных социальных программ. 1.12. Осуществлять в установленном порядке сотрудничество с библиотеками и иными учреждениями и организациями иностранных государств, в том числе вести международный книгообмен, вступать в установленном порядке в международные организации, участвовать в реализации международных библиотечных и иных программ. 1.13. Совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству и уставу библиотеки. 2. Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным и областным программам книгоиздания, приобретение периодических изданий по каталожной цене и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек. Государственные областные, муниципальные библиотеки имеют право в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, на получение обязательного экземпляра различных видов документов, издаваемых на территории области и соответствующего муниципального образования. ГЛАВА V. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ КАК КУЛЬТУРНОГО ДОСТОЯНИЯ Статья 18. Библиотечные фонды как культурное достояние Библиотечные фонды, зарегистрированные в государственных учетных формах, являются историческим, культурным и научным достоянием населения области. Библиотечные фонды, комплектуемые центральной государственной библиотекой области на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием Пермской области и могут объявляться памятниками истории и культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Рукописные материалы, входящие в фонды библиотек, являются составной частью Архивного фонда Российской Федерации. Статья 19. Комплектование, хранение и отчуждение библиотечных фондов 1. Пермская государственная областная универсальная библиотека им. А.М.Горького является получателем обязательного платного и обязательного бесплатного областного экземпляра документов, в соответствии с Законом Пермской области "Об обязательном экземпляре документов Пермской области". 2. Финансирование комплектования библиотечных фондов осуществляется за счет средств учредителей библиотек, средств бюджетов всех уровней, а также других источников. 3. Библиотеки самостоятельно определяют источники комплектования своих фондов, включая обязательный экземпляр документов. 4. На территориях компактного проживания населения некоренных национальностей общедоступные библиотеки приобретают литературу на языках этих национальностей. 5. Центральные государственные, муниципальные библиотеки области, городов и районов принимают участие в развитии областной системы "Books in print" ("Книги в наличии и печати"), формируют фонды краеведческих документов и местных изданий. 6. Библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и культуры, находятся на особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИБЛИОТЕК Статья 20. Принципы организации взаимодействия библиотек 1. Библиотечное обслуживание населения основывается на взаимодействии библиотек разных видов, находящихся на территории Пермской области. 2. Основу государственной системы библиотечного обслуживания составляют государственные и муниципальные библиотеки. В государственную, муниципальную систему библиотечного обслуживания может входить на добровольной основе любая библиотека путем заключения договора с центральной библиотекой соответствующего уровня. 3. Основным принципом взаимодействия библиотек является комплексная координация и кооперация различных направлений деятельности и видов работ, включая взаимоиспользование ресурсов библиотек для более полного удовлетворения потребностей пользователей в информации, рационального использования фондов библиотек, экономии материальных и производственных ресурсов, а также государственного финансирования целевых программ по организации межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, автоматизированных баз данных, депозитариев. 4. В целях рационального использования информационных ресурсов библиотеки осуществляют взаимодействие с другими учреждениями культуры, органами научно-технической информации, архивами, музеями и другими организациями, располагающими фондами документов и базами данных различных уровней. 5. Порядок взаимодействия определяется действующим законодательством, областными программами, а также договорами, заключенными между библиотеками, учреждениями, организациями. Статья 21. Центральные библиотеки 1. Центральными библиотеками являются: на областном уровне - областная государственная универсальная библиотека им. А.М.Горького - центральная государственная библиотека Пермской области; областная государственная детская библиотека - центральная библиотека области по обслуживанию детей; областная государственная специальная библиотека для слепых - центральная библиотека области по обслуживанию инвалидов по зрению; библиотечно-информационный центр - государственное библиотечное учреждение, сочетающее традиционные библиотечные функции и предоставляющее информацию на базе современных телекоммуникационных услуг, осуществляющее информационную поддержку административного аппарата области. Органы местного самоуправления присваивают статус центральных ведущим муниципальным, универсальным, отраслевым и специализированным библиотекам. В каждой муниципальной централизованной библиотечной системе выделяются центральные библиотеки, а также центральные детские библиотеки. 2. Центральные и областные и центральные муниципальные библиотеки являются соответственно государственными, муниципальными книгохранилищами своей административной территории, располагают правом первоочередного приобретения социально значимых документов, предоставляют пользователям наиболее полное универсальное собрание произведений печати, являются центрами справочно-библиографического и информационного обеспечения населения и органов власти, краеведческой и методической деятельности, оказывают методическую помощь другим библиотекам, координируют и кооперируют деятельность библиотек разных видов. 3. Центральные библиотеки анализируют состояние библиотечной сети области, муниципального образования в соответствии с социальными нормами и нормативами, вносят в органы местного самоуправления предложения о развитии сети библиотек и обслуживания населения. 4. Центральная государственная библиотека области - областная государственная универсальная библиотека им. А.М.Горького относится к особо ценному объекту культурного наследия, находится на особом режиме охраны и использования. Статья 22. Информатизация библиотечного дела 1. Органы государственной власти и местного самоуправления Пермской области содействуют созданию материально-технической базы информатизации библиотек как приоритетному направлению развития библиотечного дела, гарантирующему право граждан на свободный доступ к современным потокам информации на всех видах носителей. 2. Целью информатизации библиотечного дела является интеграция библиотек области в единое информационное пространство Российской Федерации и международное информационное пространство на основе автоматизированных библиотечных систем и использования современных информационных технологий. 3. Библиотеки Пермской области содействуют внедрению современных информационных технологий в процессы сбора, комплектования, обработки, хранения и предоставления пользователям информационных ресурсов и библиотечных фондов, находящихся в их ведении. 4. Библиотеки области, являясь частью информационной инфраструктуры, принимают участие в процессах разработки и внедрения комплексов технических средств, программного и лингвистического обеспечения для создания функциональных систем сбора, хранения, обработки и использования информации различного вида и назначения. 5. Техническая политика информатизации ориентирована на использование новейшей компьютерной техники, сетевых технологий. Статья 23. Библиотечное краеведение 1. Краеведческая деятельность библиотек направлена на выявление, сбор и распространение знаний о Пермской области, зафиксированных в краеведческих документах, аудиовизуальных материалах, электронных и машиночитаемых носителях информации, неопубликованных документах, обязательную форму сотрудничества с другими учреждениями и организациями, занимающимися проблемами краеведения. 2. Краеведческая деятельность библиотек содействует: социально-экономическому, культурному развитию области; патриотическому воспитанию населения области, сохранению и дальнейшему развитию исторической, культурной самобытности (обычаев, нравов, обрядов и т.д.); охране и разумному использованию природных богатств области; выполнению областных программ по возрождению культурных традиций, охране памятников истории и культуры области. Центральные государственные библиотеки области, центральные библиотеки муниципальных образований являются центрами библиотечного краеведения, выполняют следующие функции: формируют наиболее полные коллекции краеведческих документов и местной печати; ведут учет и регистрацию вновь вышедших печатных документов; информируют о краеведческих документах и представляют их в широкое пользование различным категориям пользователей; ведут научно-методическую, научно-исследовательскую и поисковую деятельность, участвуют в археологических экспедициях на территории области; составляют и издают библиографические пособия и информационные материалы по краеведению. 4. Центральные государственные библиотеки области, центральные библиотеки муниципальных образований осуществляют краеведческую деятельность в тесном сотрудничестве с библиотеками разных ведомств, органами научно-технической информации, государственными учреждениями, ведущими краеведческую работу, общественными краеведческими организациями, музеями, клубами. На основе взаимодействия с ними ведут сводные краеведческие каталоги (в т.ч. электронные), издают совместные научные труды, проводят научные конференции, выставки - просмотры, содействуют подготовке кадров краеведов. ГЛАВА VII. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК Статья 24. Порядок создания библиотек 1. На территории области создаются и действуют библиотеки различных форм собственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Пермской области. 2. Библиотека считается учрежденной и получает права юридического лица со дня ее регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Статья 25. Компетенция учредителя 1. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические и юридические лица в установленном законом порядке. 2. Учредитель библиотеки утверждает ее устав, назначает на должность руководителя библиотеки, принимает на себя обязанность по ее финансированию и материально-техническому снабжению, обеспечивает внедрение и развитие современных библиотечных технологий, осуществляет контроль за деятельностью библиотеки в соответствии с законодательством. 3. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в профессиональную и творческую деятельность библиотеки за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Имущественные и финансовые взаимоотношения между учредителем и библиотекой регулируются действующим законодательством и учредительными документами. Статья 26. Управление библиотеками 1. Управление сетью государственных библиотек осуществляет администрация области, управление сетью муниципальных библиотек - органы местного самоуправления. 2. Управление государственными, муниципальными библиотеками осуществляется в соответствии с законодательством и уставом соответствующей библиотеки. Статья 27. Реорганизация и ликвидация библиотек 1. Библиотека может быть реорганизована или ликвидирована по решению ее собственника или учредителя, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 2. Орган, принявший решение о ликвидации библиотеки, в обязательном порядке в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, создает ликвидационную комиссию из представителей учредителей, профессиональных объединений и трудового коллектива библиотеки, публикует в местной печати уведомление о решении не позднее чем за 2 месяца до намеченного срока ликвидации. При ликвидации библиотеки преимущественным правом приобретения ее библиотечного фонда обладают органы государственной власти, органы местного самоуправления и библиотеки соответствующего профиля. 3. Реорганизация библиотеки в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования может происходить в порядке, установленном действующим законодательством, как по инициативе учредителя, так и по инициативе библиотеки при согласии всех сторон. 4. В соответствии с федеральным законодательством запрещается разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, включая помещения и здания, в которых они расположены. 5. Неправомерное решение о ликвидации государственных, муниципальных библиотек и библиотек других форм собственности может быть обжаловано гражданами, общественными объединениями либо читательскими советами в судебном порядке. Статья 28. Имущество библиотек 1. В целях обеспечения уставной деятельности государственная, муниципальная общедоступная (публичная) библиотека владеет, пользуется и распоряжается следующим имуществом: закрепленным за ней учредителем; приобретенным библиотекой за счет имеющихся у нее финансовых средств, в том числе за счет доходов, получаемых от предусмотренной уставом деятельности; полученным в форме дарения, пожертвования юридических и физических лиц, а также по завещанию, договору или на иных основаниях. 2. Здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество, переданное библиотеке учредителем, закрепляются за ней на праве оперативного управления. Закрепление за библиотекой зданий, сооружений, природных комплексов, отнесенных к памятникам истории и культуры, производится специально уполномоченными органами в соответствии с законодательством. 3. Библиотека самостоятельно распоряжается имуществом, приобретенным за счет доходов, получаемых от предусмотренной учредительными документами деятельности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в целях, определенных уставом библиотеки. 4. Земельные участки, занимаемые зданиями библиотек, находятся в их безвозмездном пользовании в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 5. Библиотеки обязаны обеспечить сохранность закрепленного за ними имущества и эффективное использование его по назначению в соответствии с целями, определенными уставом. Статья 29. Финансовые ресурсы библиотеки 1. Финансовые ресурсы библиотеки формируются за счет: бюджетных ассигнований, поступлений от учредителя; доходов от платных форм культурной деятельности; платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям; кредитов банков и иных кредитных учреждений; других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Пермской области. 2. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетных ассигнований библиотеки. Любые платные формы библиотечной деятельности, предусмотренные уставом библиотеки, не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на развитие и совершенствование библиотеки. 3. Размеры бюджетного финансирования библиотек рассчитываются по нормативам минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемым на основе законодательства Пермской области. 4. При определении нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по разделу "Культура" (библиотеки) учитываются следующие виды расходов: оплата труда работников библиотек, а также лиц, привлекаемых по гражданско-правовым договорам, включая средства дополнительного надтарифного фонда в размере не менее 15% фонда оплаты труда для выплаты надбавки специалистам за качество работы; содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие подобные расходы), оборудования, транспорта, благоустройство закрепленного земельного участка и затраты на аренду; комплектование библиотечных фондов (в том числе техническими видами документов и техническими средствами для их хранения), приобретение материалов и проведение работ по консервации и реставрации фондов, осуществление научно-исследовательской деятельности; оснащение библиотек современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающими безопасность библиотечных фондов и помещений; другие затраты, связанные с основной деятельностью библиотек. Запрещается нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основной деятельности библиотек. 5. Средства, поступающие для библиотеки из внебюджетных источников, не подлежат изъятию. 6. Не использованные в отчетный период средства не могут быть изъяты у библиотеки или учтены учредителем в объеме финансирования на следующий период. Статья 30. Фонды развития библиотек 1. В целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могут создаваться негосударственные фонды развития библиотек. Источником их формирования являются взносы учредителей этих фондов, благотворительные взносы юридических и физических лиц, поступления от организаций, доходы от предпринимательской деятельности, другие источники. (В редакции Закона Пермского края от 29.12.2005 г. N 2795-629) 2. Средства указанных фондов используются на дополнительное финансирование программ развития библиотечного дела в Пермской области, поддержку координации и кооперации деятельности библиотек, на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренном положениями (уставами) об этих фондах, утверждаемыми их учредителями. ГЛАВА VIII. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕК Статья 31. Права и обязанности библиотечных работников 1. Трудовые отношения библиотечных работников регулируются законодательством Российской Федерации о труде. 2. Библиотечные работники подлежат аттестации, порядок которой устанавливается Правительством Российской Федерации. 3. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обеспечивают соответственно подготовку и переподготовку библиотечных специалистов в специальных учебных заведениях. 4. В целях защиты социальных и профессиональных прав, содействия развитию библиотечного дела работники библиотек имеют право объединяться в профессиональные общества, ассоциации. Статья 32. Оплата труда, льготы, социальные гарантии 1. Оплата труда работников библиотек устанавливается в соответствии с федеральным и областным законодательством. 2. Из средств дополнительного надтарифного фонда оплаты труда осуществляются выплаты работникам библиотек за: высокую эффективность работы; выполнение особо сложных заданий; повышенное качество; интенсивность труда; дополнительные услуги, не входящие непосредственно в должностные обязанности работников. Органы местного самоуправления при наличии собственных источников имеют право дополнительно увеличить размер надтарифного фонда оплаты труда в соответствии с действующим законодательством. 3. На работников библиотек, расположенных в сельской местности, поселках городского типа, распространяются льготы по коммунальным услугам, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 4. Предприятия, организации, общественные объединения могут за счет собственных средств устанавливать работникам библиотек, находящихся в их собственности, дополнительные льготы. 5. Библиотечным работникам гарантируется переподготовка и повышение квалификации с сохранением заработной платы на период обучения в соответствии с законодательством. ГЛАВА IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 33. Ответственность за нарушение настоящего Закона Ответственность за нарушение настоящего Закона устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Статья 34. Порядок введения в действие Закона Настоящий Закон вводится в действие с момента его официального опубликования. Губернатор Пермской области Г.В.Игумнов 18.06.1999 N 515-76 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|