Расширенный поиск
Закон Пермской области от 20.03.1997 № 675-99Утратил силу - Закон Пермского края от 07.07.2009 г. N 451-ПК Об историко-культурно-природном наследии населения Пермской области (В редакции Законов Пермской области от 13.12.2001 г. N 1893-333; от 11.02.2005 г. N 2043-448; Закона Пермского края от 27.06.2008 г. N 261-ПК) Принят Законодательным Собранием Пермской области 20 февраля 1997 года Закон Пермской области "Об историко-культурно-природном наследии населения Пермской области" принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами с целью создания правовой основы формирования законодательства Пермской области в сфере историко-культурно-природного наследия населения области. Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет, цели и задачи Закона 1. Настоящий Закон устанавливает правовой режим объектов, составляющих природное, культурное, историческое, художественное, градостроительное, архитектурное наследие населения Пермской области (в дальнейшем - наследие населения области), находящихся в государственной областной, муниципальной собственности, собственности юридических и физических лиц; (В редакции Закона Пермского края от 27.06.2008 г. N 261-ПК) Абзац (Исключен - Закон Пермской области от 11.02.2005 г. N 2043-448) 2. Цель настоящего Закона заключается в правовом обеспечении реализации конституционных прав граждан по пользованию наследием населения области для удовлетворения научных, эстетических, познавательных и иных потребностей, сохранения природных образований, предметов материальной культуры и иных объектов, представляющих ценность для настоящего и будущих поколений. 3. Правовой режим, использование и охрана объектов наследия федерального значения регулируются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 2. Система правового регулирования отношений в сфере наследия населения области 1. Систему правового регулирования отношений в сфере наследия населения области составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, Устав Пермской области, настоящий Закон и принятые в его развитие законы Пермской области, нормативные правовые акты губернатора Пермской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. 2. Настоящий Закон и принятые в его развитие нормативные правовые акты обязательны для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, учреждениями, предприятиями и организациями всех форм собственности и подчиненности, иностранными организациями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, находящимися, проживающими, осуществляющими свою деятельность на территории Пермской области. Статья 3. Основные принципы правового регулирования отношений в сфере наследия населения Пермской области Правовое регулирование деятельности по выявлению, исследованию, постановке на учет, реставрации, восстановлению, консервации, охране, использованию, содержанию объектов наследия населения области осуществляется на основе следующих принципов: - научной обоснованности отнесения объектов к наследию населения области; - признания наследием объектов, представляющих природную, научную, культурную и иную ценность; - комплексности объектов наследия населения области; - взаимосвязи объектов наследия, составляющих единый историко-культурно-природный комплекс области; - отнесения наследия населения области к ресурсному, экономическому потенциалу Пермской области; - оптимального сочетания охраны и использования наследия населения области в научных, познавательных, воспитательных, хозяйственных и иных целях; - выявления, исследования, постановки на учет, реставрации, восстановления, консервации, охраны, использования, содержания объектов наследия населения области с учетом их временных и пространственных взаимосвязей. Статья 4. Наследие населения Пермской области 1. К наследию населения Пермской области относятся природные образования, историко-культурные и иные материальные объекты, отличающиеся невосполнимостью, имеющие эталонный или уникальный характер, представляющие природную, историческую, эстетическую, научную, культурную, воспитательную, художественную и иную ценность для настоящего и будущих поколений. 2. Наследие населения области составляют: - государственные природные заповедники; - национальные парки; - природные заповедные территории; - природные парки; - государственные природные заказники; - охраняемые ландшафты; - памятники природы; - природные резерваты; - зеленые зоны вокруг поселений (населенных пунктов); - парки и зеленые насаждения поселений; - дендрологические парки, ботанические и зоологические сады; - лечебно-оздоровительные местности и курорты; - останки и следы жизнедеятельности древних животных и растений (палеонтологические находки); - коллекции живых и мумифицированных животных (тушки, чучела, скелеты, штаммы вирусов, бактерий и т.п.), гербарии растений, минералогические коллекции; - исторические, этнографические коллекции, коллекции редких книг, рукописей и художественных произведений; - нетерриториальные объекты природного наследия; - заброшенные места обитания людей (поселения), имеющие историко-культурное значение; - историко-культурно-природные территории и комплексы поселений; - историко-культурные комплексы и территории; - здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, деятелей науки, культуры и искусства, исторические названия (топонимы), историческая среда поселений; - городища, курганы, остатки древних поселений, клады, древние и старинные предметы, культурные слои поселений, в том числе современных; - архитектурные ансамбли и их комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, историческая средовая застройка, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства. К наследию населения области могут быть отнесены и иные объекты, имеющие природную, историческую, культурную ценность. 3. Объекты наследия населения области подразделяются на объекты федерального, регионального, областного и местного значения. 4. Объекты наследия населения области могут признаваться памятниками истории и культуры федерального, регионального, областного или местного значения. Статья 5. Особенности правового регулирования режима наследия населения Пермской области 1. Правовой режим объектов наследия населения области федерального значения устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отнесение наследия населения области к объектам федерального значения осуществляется по согласованию с администрацией Пермской области. В случае угрозы физической утраты выявленного объекта культурного наследия или нанесения невосполнимого ущерба выявленному объекту культурного наследия, установленных на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, при отказе администрации Пермской области включить указанный объект в реестр либо в случае включения в реестр объекта археологического наследия как отнесенного к объектам культурного наследия федерального значения согласование с администрацией Пермской области не проводится. (Дополнен - Закон Пермской области от 11.02.2005 г. N 2043-448) 2. Правовой режим наследия населения области межрегионального значения определяется договорами, заключаемыми между Пермской областью и другими субъектами Российской Федерации. 3. Порядок создания, ликвидации, режим использования и охраны объектов наследия населения области областного и местного значения регулируется настоящим Законом, а также принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления Пермской области. Статья 6. Вещные права на объекты наследия населения области 1. Объекты наследия населения области могут находиться в государственной (федеральной или областной) собственности, муниципальной собственности, собственности физических или юридических лиц, общей собственности. 2. Объекты, находящиеся в государственной, муниципальной собственности могут передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление с заключением охранных договоров или оформлением охранных обязательств. 3. Вновь обнаруженные вещи (в виде клада при раскопках и иными способами), имеющие историческую, культурную и иную ценность, передаются в государственную собственность в соответствии с федеральным законодательством. (В редакции Закона Пермской области от 11.02.2005 г. N 2043-448) 4. Оборотоспособность объектов наследия населения области определяется федеральными законами, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Закона Пермской области от 11.02.2005 г. N 2043-448) Продажа, мена, дарение и совершение иных сделок по поводу объектов наследия населения области допускается с обязательным уведомлением государственных, муниципальных органов, осуществляющих управление, учет, контроль в сфере их использования и охраны. 5. Владение, пользование объектами наследия населения области осуществляется собственниками, пользователями на правах хозяйственного ведения, оперативного управления в соответствии с их целевым назначением и с соблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и Пермской области, актами органов местного самоуправления. 6. Бесхозяйственно содержащиеся культурные и иные ценности, отнесенные к наследию населения области, в случае возникновения угрозы утраты их ценности в результате порчи, уничтожения, могут быть изъяты у собственника в судебном порядке. Статья 7. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти области, органами местного самоуправления в сфере управления использованием и охраной наследия населения области 1. Взаимоотношения органов государственной власти Российской Федерации и Пермской области в сфере управления использованием и охраной наследия населения Российской Федерации, находящегося в государственной федеральной собственности, регулируются законами Российской Федерации или строятся на договорной основе в соответствии с федеральными законами. Органы государственной власти Пермской области оказывают необходимое содействие органам государственной власти Российской Федерации. 2. (Исключен - Закон Пермского края от 27.06.2008 г. N 261-ПК) 3. Органы государственной власти Пермской области могут передавать органам государственной власти Российской Федерации полномочия по управлению в сфере выявления, изучения, использования, контроля, учета объектов наследия областного значения с одновременной передачей необходимых для осуществления этих функций денежных средств и материальных ресурсов. (В редакции Закона Пермской области от 13.12.2001 г. N 1893-333) Статья 8. Полномочия Законодательного Собрания Пермской области по регулированию отношений в сфере охраны, восстановления, использования наследия населения области Законодательное собрание Пермской области в пределах своей компетенции: - принимает законы и иные нормативные правовые акты по вопросам выявления, изучения, содержания, охраны и использования объектов наследия населения области, осуществляет толкование принятых актов; - утверждает целевые областные программы по выявлению, изучению, содержанию, реставрации, восстановлению, охране и использованию объектов наследия населения области; - утверждает государственный областной заказ на выявление, изучение, реставрацию, восстановление, содержание, охрану объектов наследия; - утверждает в составе бюджета области отдельной строкой объемы финансирования целевых областных программ и государственного областного заказа на выявление, изучение, реставрацию, восстановление, содержание, охрану объектов наследия; - осуществляет контроль за соблюдением настоящего Закона и принятых в его развитие законов области и иных нормативных правовых актов, за выполнением целевых областных программ и государственного областного заказа на выявление, изучение, реставрацию, восстановление, содержание, охрану объектов наследия; - устанавливает льготы по налогам и иным платежам в областной бюджет, иные льготы в связи с деятельностью по выявлению, изучению, содержанию, восстановлению, использованию и охране объектов наследия; - ратифицирует и денонсирует договоры о сотрудничестве Пермской области по реставрации, восстановлению, охране, использованию объектов наследия с другими субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными организациями и территориальными образованиями зарубежных государств; - осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом и законами Пермской области. Статья 9. Полномочия губернатора области по организации охраны и использования наследия населения области Губернатор Пермской области в пределах своей компетенции: - принимает в развитие федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, настоящего Закона и иных законов Пермской области Положения об отдельных объектах историко-культурно-природного наследия населения области областного значения и иные нормативные правовые акты, определяющие порядок создания, ликвидации объектов наследия, их выявление, изучение, реставрацию, восстановление, использование, охрану и учет; - представляет на рассмотрение Законодательного Собрания проекты целевых областных программ, государственного областного заказа на выявление, исследование, реставрацию, восстановление, консервацию, охрану, содержание объектов наследия, объемы финансирования в рамках областного бюджета (отдельной строкой), отчеты о выполнении программ и заказа; - вносит в Законодательное Собрание предложения о предоставлении льгот по налогам в части, поступающей в областной бюджет, иных льгот в связи с деятельностью по выявлению, исследованию, реставрации, восстановлению, охране, содержанию объектов наследия; - образует в администрации области органы или возлагает на существующие подразделения дополнительные полномочия по управлению и контролю в сфере выявления, исследования, постановки на учет, реставрации, восстановления, консервации, охраны, использования, содержания объектов наследия населения области; - создает учреждения, предприятия, осуществляющие выявление, исследование, реставрацию, восстановление, охрану и использование объектов наследия, находящегося в собственности Пермской области; - осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом и законами Пермской области. Статья 10. Полномочия органов администрации Пермской области по управлению и контролю в сфере выявления, исследования, реставрации, восстановления, консервации, охраны и использования объектов наследия населения области 1. Органы администрации области, осуществляющие функции управления и контроля в сфере охраны и использования наследия населения области, в пределах своей компетенции: - разрабатывают целевые областные программы и обеспечивают их реализацию; - формируют государственный областной заказ, заключают договоры, направленные на реализацию заказа, контролируют их выполнение; - участвуют в разработке и реализации федеральных программ; - осуществляют государственный учет объектов наследия населения области; - осуществляют научно-методическое руководство в сфере исследования, охраны, реставрации и восстановления объектов наследия; - проводят согласование проектов технико-экономических обоснований (расчетов), планировки, застройки и реконструкции поселений, схем размещения производительных сил, отводов земель и предоставления в пользование других природных ресурсов, проектной документации на бурение, строительство промышленных и иных объектов на территориях, на которых находятся объекты наследия населения области; - принимают участие в оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной, а также иной деятельности, если она может повлиять на состояние объектов наследия населения области; - контролируют и регулируют перемещение за пределы Пермской области природных (ботанических, зоологических, минералогических, палеонтологических коллекций) и культурных ценностей (археологических, этнографических коллекций, древних книг, икон и т.д.), выявленных в ходе выполнения научно-исследовательских и других работ; - осуществляют государственный контроль за соблюдением учреждениями, предприятиями и иными организациями всех форм собственности, а также гражданами правил содержания, учета, охраны, реставрации, восстановления, использования объектов наследия, за обеспечением их сохранности при производстве строительных, буровых, дорожных, мелиоративных и иных работ; - обеспечивают реализацию договоров о сотрудничестве Пермской области с другими субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными организациями и территориальными образованиями зарубежных государств по реставрации, восстановлению, исследованию, охране, использованию наследия населения области. 2. При осуществлении государственного контроля органы администрации области имеют право: - проверять состояние, соблюдение правил охраны, использования, учета, реставрации и восстановления объектов наследия, находящихся в любой собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении; - требовать предоставления необходимых материалов о состоянии, охране, использовании объектов наследия населения области, объяснений должностных лиц предприятий и иных организаций; составлять протоколы о выявленных нарушениях, давать обязательные предписания для устранения нарушений, направлять материалы на нарушителей в органы внутренних дел и прокуратуру для решения вопроса о привлечении к ответственности; предъявлять иски в суд о взыскании ущерба, причиненного объектам наследия населения области; - приостанавливать работы по исследованию, реставрации, восстановлению, консервации, использованию объектов наследия населения области, проводимые самовольно или с отступлением от проектной документации, работы в охранных зонах, влекущие порчу, уничтожение, снижение ценности объектов и иные отрицательные последствия; - приостанавливать строительные, буровые, мелиоративные, дорожные и другие работы в случае возникновения в процессе их проведения опасности для объектов наследия населения области; - вносить предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления об изъятии земельных участков и других природных ресурсов в случае нарушения природопользователями правил содержания, охраны, использования объектов наследия населения области; - выкупать бесхозяйственно содержащиеся объекты наследия населения области, предъявлять иски в суд об их изъятии путем выкупа или продажи с публичных торгов. Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны и использования наследия 1. Органы местного самоуправления в полном объеме осуществляют управление и контроль в сфере выявления, учета, сохранения, реставрации, восстановления, охраны, использования объектов наследия населения области, находящихся в муниципальной собственности соответствующих муниципальных образований, а также находящихся в собственности физических или юридических лиц, общей собственности, если эти объекты не отнесены к категории объектов федерального или областного значения. 2. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по управлению и контролю в сфере охраны и использования объектов наследия областного значения осуществляется на основании законов Российской Федерации и Пермской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов. (В редакции Закона Пермской области от 13.12.2001 г. N 1893-333) 3. (Исключен - Закон Пермской области от 13.12.2001 г. N 1893-333) Статья 12. Охрана объектов наследия населения области 1. Охрана объектов наследия населения области осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых они находятся, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и Пермской области, а также положениями, паспортами, охранными обязательствами и арендными договорами об отдельных объектах наследия. 2. Работники, осуществляющие охрану наследия населения области являются государственными инспекторами и пользуются теми же правами, что и государственные инспекторы по охране государственных заповедников. Статья 13. Учет и оценка объектов наследия населения области Статья (Исключена - Закон Пермского края от 27.06.2008 г. N 261-ПК) Статья 14. Международное сотрудничество в сфере выявления, исследования, реставрации, восстановления, охраны, использования наследия населения области Органы государственной власти и местного самоуправления Пермской области организуют международное сотрудничество или участвуют в международных программах по выявлению, исследованию, реставрации, восстановлению, охране, использованию наследия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Пермской области. Глава II. Права и обязанности граждан и их объединений в сфере охраны и использования наследия населения области Статья 15. Права населения области в сфере использования и охраны наследия населения области 1. Граждане Российской Федерации вправе: - приобретать в установленном нормативными правовыми актами порядке объекты наследия в собственность, получать их в пользование на основании договоров для удовлетворения своих эстетических, культурных и иных потребностей, для занятия предпринимательством и в иных целях, не противоречащих их назначению; - использовать объекты наследия населения области в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Пермской области и органов местного самоуправления; - вносить в органы государственной власти и местного самоуправления предложения о признании природных и иных объектов наследием населения Российской Федерации, области и муниципальных образований, о взятии их на учет, об обеспечении охраны, использования, реставрации, восстановлении и принятии мер, обеспечивающих их сохранность; - принимать участие личным трудом и оказывать материальное и иное содействие государственным и муниципальным органам в выявлении, исследовании, охране, реставрации, восстановлении и проведении мероприятий по обеспечению сохранности наследия населения области; - создавать благотворительные фонды, некоммерческие организации и иные общественные объединения с целью выявления, изучения, охраны и иного обеспечения сохранности объектов наследия населения области, вступать в такие организации, участвовать в формировании благотворительных фондов и использовать собственные средства на охрану, реставрацию, восстановление, исследование, содержание объектов наследия населения области в порядке, определенном законодательством; - принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях, референдумах, обращаться с петициями, письмами, жалобами и заявлениями в органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам охраны, содержания, использования объектов наследия населения области, требовать их рассмотрения и принятия необходимых мер; - получать от государственных органов, органов местного самоуправления полную и достоверную информацию о состоянии, охране, использовании наследия населения области; - предъявлять в административном или судебном порядке требования об отмене или о признании недействительными решений государственных органов или органов местного самоуправления, должностных лиц, противоречащих законодательству об охране и использовании наследия населения области; о приостановке, прекращении деятельности, отрицательно влияющей на состояние объектов наследия, осуществляемой с нарушением правил охраны и использования. 2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства, международных и иностранных организаций в сфере охраны, использования наследия населения области регламентируются законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами области. 3. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам в реализации их прав, принимать необходимые меры по выполнению вносимых предложений, осуществлять защиту и восстановление прав граждан. Статья 16. Обязанности населения области по охране, использованию наследия населения области Граждане Российской Федерации и иные лица, проживающие на территории Пермской области, обязаны: - обеспечивать сохранность, учет, реставрацию, восстановление тех объектов наследия населения области, находящихся в их собственности, пользовании на основании договоров аренды, охранных обязательств или расположенных на земельных участках, которые находятся в их собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном пользовании или аренде; - соблюдать условия арендных договоров, охранных обязательств; - использовать находящиеся в их владении объекты наследия населения области в соответствии с целевым назначением, не допуская необоснованных ограничений прав других лиц при пользовании ими; - сообщать органам государственной власти и местного самоуправления о всех выявленных, найденных объектах, представляющих историко-культурно-природную и иную ценность, собственник которых неизвестен или право собственности утрачено, вносить предложения об их постановке на соответствующий учет; - предоставлять в необходимых случаях государственным органам, органам местного самоуправления информацию о состоянии и использовании объектов наследия, мерах по их охране, реставрации, восстановлению, сохранению; - возмещать ущерб, причиненный ими в результате нанесения вреда объектам наследия населения области. Статья 17. Права общественных объединений граждан в сфере охраны, использования наследия населения области 1. Общественные объединения граждан в сфере охраны, использования наследия имеют право: - разрабатывать и пропагандировать программы выявления, исследования, реставрации, восстановления, охраны объектов наследия, оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в осуществлении их функций; - создавать общественные благотворительные фонды, привлекать средства граждан и использовать собственные средства на проведение мероприятий по выявлению, исследованию, реставрации, восстановлению, содержанию, охране объектов наследия населения области; - привлекать на добровольных началах население к работам по выявлению, реставрации, восстановлению, учету и охране объектов наследия; - организовывать в установленном законом порядке собрания, пикеты, шествия, демонстрации, сбор подписей, составление петиций, входить в соответствующие органы с предложениями о проведении референдумов, опросов; - получать от государственных органов, органов местного самоуправления достоверную и полную информацию о состоянии, охране, использовании объектов наследия населения области; - проводить общественные экологические и иные экспертизы проектов строительства и иной деятельности на территориях, имеющих объекты наследия; направлять экспертные заключения в государственные, муниципальные органы в установленном законом порядке; - предъявлять в административном или судебном порядке требования об отмене или признании недействительными нормативных правовых актов, принятых с нарушением законодательства и правил охраны наследия, решений о бурении, а также о размещении, строительстве, эксплуатации предприятий и иных объектов, о приостановке, прекращении их деятельности, производства строительных, буровых, мелиоративных и иных работ, отрицательно влияющих на состояние объектов наследия, осуществляемых с нарушением правил их охраны, использования; - вносить в установленном законодательством порядке предложения о привлечении к административной и иной ответственности лиц, нарушающих правила содержания, охраны, использования объектов наследия населения области, предъявления исков о возмещении вреда, причиненного этим объектам. 2. Деятельность общественных объединений осуществляется в соответствии с их уставами и законодательством Российской Федерации. 3. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать содействие общественным объединениям в реализации их прав, принимать необходимые меры по выполнению вносимых предложений, осуществлять защиту и восстановление прав общественных объединений. Статья 18. Права и обязанности юридических лиц в сфере охраны и использования наследия населения области 1. Юридические лица имеют право: - использовать находящиеся в их собственности, владении, пользовании объекты наследия населения области в предпринимательской и иной деятельности в соответствии с их целевым назначением, правилами охраны и пользования; - предъявлять требования об отмене или признании недействительными в судебном или административном порядке решений государственных и иных органов по использованию объектов наследия, находящихся в их собственности, владении или пользовании; о возмещении ущерба, причиненного в результате необоснованно установленных ограничений. 2. Юридические лица обязаны: - сообщать органам государственной власти и местного самоуправления о выявленных при производстве работ и осуществлении иной деятельности объектах, имеющих историческую, культурную, природную и иную ценность, обеспечивая сохранность до решения вопроса об их признании объектами наследия населения области и постановки на учет; - соблюдать правила охраны, использования объектов наследия, условия арендных, охранных договоров и охранных обязательств, проводить работы по реставрации, восстановлению, обеспечивать учет и сохранность объектов наследия; - информировать в установленном порядке органы государственной власти и местного самоуправления о состоянии, охране, использовании наследия населения области; - соблюдать права других лиц на пользование объектами наследия. 3. Учреждениям, предприятиям и организациям запрещается производить строительные, буровые, мелиоративные, дорожные и иные работы, которые могут создавать угрозу объектам наследия, без разрешения уполномоченных на то органов государственной власти и местного самоуправления. Глава III. Экономическое регулирование охраны и использования объектов наследия населения области Статья 19. Планирование выявления, исследования, реставрации, восстановления, охраны объектов наследия населения Пермской области 1. Планирование выявления, исследования, реставрации, восстановления, охраны объектов наследия населения области осуществляется в форме целевых программ. 2. Целевые программы выявления, исследования, реставрации, восстановления, охраны объектов наследия, находящихся в государственной собственности области, разрабатываются уполномоченными на то органами администрации области и утверждаются Законодательным Собранием Пермской области по представлению губернатора. 3. Целевые программы выявления, исследования, реставрации, восстановления, охраны объектов наследия, находящихся в муниципальной собственности, разрабатываются и утверждаются соответствующими органами местного самоуправления. Статья 20. Областные, муниципальные заказы на выявление, исследование, реставрацию, восстановление, охрану объектов наследия населения области 1. Областные, муниципальные заказы на выявление, исследование, реставрацию, восстановление, охрану объектов наследия формируются соответственно на основе целевых областных и муниципальных программ и утверждаются губернатором области, органами местного самоуправления. 2. В областных, муниципальных заказах определяются заказчики, исполнители, виды, объемы, сроки научно-исследовательских, изыскательских и иных работ по выявлению, исследованию, оценке и т.д. объектов наследия, их учету, реставрации, восстановлению, содержанию, охране; стоимость заказов в целом, а также по отдельным разделам и этапам реализации, источники и порядок финансирования и материально-технического обеспечения. 3. Заказчики, определенные областным или муниципальным заказом, проводят при необходимости конкурсы и заключают контракты с исполнителями, обеспечивают финансирование и представляют материально-техническое обеспечение, осуществляют контроль за исполнением контрактов, использованием денежных средств, качеством выполняемых работ, применяют меры по экономическому стимулированию, возмещению ущерба, привлечению к ответственности исполнителей в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения контрактов. Статья 21. Финансирование деятельности по выявлению, исследованию, обеспечению сохранности, реставрации, восстановлению, охране объектов наследия населения области Финансирование деятельности по выявлению, исследованию, обеспечению сохранности, реставрации, восстановлению, охране объектов наследия населения области осуществляется за счет: - федерального, областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований; - экологических фондов, в соответствии с положениями о них; - средств предприятий и других организаций, собственников, владельцев, пользователей объектов наследия населения области; - инвестиций и кредитов банковских учреждений; - средств, взысканных в возмещение ущерба, причиненного объектам наследия населения области; - средств, полученных от реализации конфискованных орудий и средств незаконного пользования объектами наследия, незаконно добытой продукции; - платы за пользование объектами наследия; - доходов, полученных от использования объектов наследия в предпринимательских целях; - доходов от научно-исследовательской, рекламно-издательской и иной деятельности, связанной с объектами наследия; - средств благотворительных фондов и иных общественных объединений; - пожертвований граждан и организаций; - иных источников, не запрещенных законодательством. Статья 22. Предпринимательство в сфере охраны и использования наследия населения области Предпринимательская деятельность в сфере охраны и использования наследия населения области осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, с соблюдением требований настоящего Закона, других нормативных правовых актов области и органов местного самоуправления. Статья 23. Лицензирование в сфере использования, охраны объектов наследия населения области 1. Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) осуществляется на основании лицензий. (В редакции Закона Пермской области от 11.02.2005 г. N 2043-448) 2. Порядок выдачи лицензий регулируется законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Пермской области от 11.02.2005 г. N 2043-448) Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности по выявлению, исследованию, сохранению, реставрации, восстановлению, охране объектов наследия населения области 1. Экономическое стимулирование деятельности по выявлению, исследованию, сохранению, реставрации, восстановлению, охране объектов наследия населения области может осуществляться путем: - установления налоговых и иных льгот предприятиям, организациям и гражданам, занимающимся выявлением, реставрацией, восстановлением, исследованием, содержанием, охраной объектов наследия населения области; - предоставления кредитов на льготных условиях; - возмещения, полностью или частично, за счет бюджетов и других источников, расходов собственников, владельцев, пользователей по выявлению, исследованию, реставрации, восстановлению, содержанию, охране объектов наследия населения области; - материального поощрения лиц, выявивших объекты наследия и (или) обеспечивающих их сохранность, реставрацию, восстановление; - полного или частичного освобождения от арендной платы пользователей объектов наследия населения области. 2. Органы государственной власти и местного самоуправления области могут устанавливать другие виды экономического стимулирования в пределах своей компетенции. Глава IV. Ответственность за нарушения правил охраны и использования объектов наследия населения области Статья 25. Ответственность за нарушение правил охраны, использования объектов наследия населения области Лица, нарушившие порядок выявления, учета, реставрации, восстановления, охраны, использования и т.д. объектов наследия населения области привлекаются к административной, уголовной, дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 26. Гражданско-правовая ответственность за нарушение арендных охранных договоров и охранных обязательств 1. Гражданско-правовая ответственность устанавливается сторонами при заключении арендных охранных договоров. 2. Возмещение ущерба, причиненного объектам наследия населения области, производится в размерах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 27. Разрешение споров, возникающих в связи с исполнением арендных охранных договоров, охранных обязательств, возмещением ущерба Споры, возникающие в связи с исполнением арендных охранных договоров, охранных обязательств, возмещением ущерба, соблюдением правил выявления, исследования, учета, реставрации, восстановления, охраны, использования объектов наследия населения области рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Глава V. Особенности правового режима объектов историко-культурно-природного наследия населения области Статья 28. Природные заповедные территории областного значения 1. Природными заповедными территориями областного значения объявляются полностью изъятые из традиционного хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда и биологического разнообразия растительного и животного мира и экосистем. 2. Для обеспечения режима природных заповедных территорий могут создаваться дирекции (службы охраны) с целью сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. 3. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на природных заповедных территориях, предоставляются в пользование создаваемым дирекциям на правах, предусмотренных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами Пермской области. 4. Имущество дирекций, созданных на природных заповедных территориях, является государственной областной собственностью и закрепляется за ними на праве оперативного управления. 5. (Исключен - Закон Пермской области от 11.02.2005 г. N 2043-448) Статья 29. Правовой режим природных заповедных территорий 1. В границах природных заповедных территорий областного значения запрещается деятельность, противоречащая задачам и режиму особой охраны территории, установленному Положением о соответствующей природной заповедной территории. В границах природных заповедных территорий запрещается интродукция живых организмов. 2. В границах природных заповедных территорий допускаются мероприятия и деятельность, направленные на: - сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; - поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; - предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и поселениям; - осуществление экологического мониторинга; - выполнение научно-исследовательских задач; - ведение эколого-просветительской работы; - осуществление контрольно-надзорных функций. 3. На природных заповедных территориях могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. 4. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, допускается деятельность, направленная на обеспечение функционирования природных заповедных территорий и жизнедеятельности проживающего на них населения. 5. Пребывание на природной заповедной территории граждан, не являющихся работниками созданных на этих территориях дирекций (служб охраны), или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся заповедные территории, допускается только с разрешения этих органов или администраций природоохранных учреждений. 6. Особенности режима природных заповедных территорий определяются положениями, утверждаемыми губернатором области. Статья 30. Природные парки областного значения 1. К природным паркам областного значения могут быть отнесены участки природных и культурных ландшафтов, отличающиеся своеобразием и живописностью, имеющие значительную природную и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных и просветительских целях. 2. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями с правами юридического лица. 3. Природные парки располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, а также на землях иных пользователей, собственников и владельцев без изъятия, выкупа у них земельных участков. Статья 31. Правовой режим природных парков 1. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. 2. На территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов, памятников природы. 3. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории, культуры, природы. 4. С органами управления природных парков согласовываются вопросы социально-экономической деятельности предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты размещения и развития хозяйственных объектов и поселений. 5. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются Проектом и Положением о природном парке. Статья 32. Природные заказники областного значения 1. Природными заказниками областного значения являются территории (акватории), в пределах которых запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности с целью обеспечения охраны или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. 2. Объявление территории природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. 3. Природные заказники могут быть: - комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); - биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, а также видов ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях; - палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; - гидрологическими, предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; - геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы; - иного профиля. 4. Для обеспечения функционирования природных заказников могут создаваться дирекции (службы охраны). Статья 33. Правовой режим природных заказников 1. На территории природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. 2. Особенности режима охраны и задачи конкретного природного заказника определяются соответствующим Положением. 3. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах природных заказников, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны, за нарушение которого они несут административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. 4. На территориях природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов только в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни. Статья 34. Охраняемые ландшафты областного значения Охраняемыми ландшафтами областного значения могут признаваться относительно крупные территории с регулируемым традиционным пользованием с уникальными и типичными природными свойствами, предназначенные для обеспечения охраны или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса при сохранении экономического потенциала региона и образа жизни населения, с регулируемым традиционным пользованием. К ним относятся болотные системы, горные хребты, водные системы и т.п. Статья 35. Правовой режим охраняемых ландшафтов областного значения 1. На охраняемых ландшафтах регулируется (постоянно или временно запрещается или ограничивается) традиционная хозяйственная деятельность, влекущая за собой разрушение отдельных уникальных либо типичных компонентов и нарушение функций природных ландшафтов, обеспечивающих поддержание экологического баланса и способствующих гармоничному взаимоотношению человека с природой. 2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах охраняемых ландшафтов, обязаны соблюдать установленные положениями о них режимы охраны. Статья 36. Памятники природы областного значения 1. К памятникам природы областного значения могут быть отнесены уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также отдельные объекты естественного и искусственного происхождения, имеющие небольшую площадь. 2. Памятники природы могут быть: комплексными (ландшафтными), биологическими (ботаническими, зоологическими), палеонтологическими, гидрологическими, геологическими и т.д. 3. Для защиты памятников природы на прилегающих к ним территориях могут образовываться охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. 4. Объявление природных объектов памятниками природы допускается как с изъятием так и без изъятия у собственников, владельцев, пользователей земельных участков, на которых эти объекты находятся. Статья 37. Правовой режим памятников природы 1. На территориях, имеющих памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. 2. Задачи создания, границы и описание природного комплекса или объекта, особенности режима охраны, порядок содержания и другие необходимые сведения о памятнике природы и занимаемой им территории закрепляются в паспорте, охранном обязательстве и других документах. 3. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, обязаны обеспечивать режим охраны памятников природы. Статья 38. Природные резерваты областного и местного значения 1. Природными резерватами областного и местного значения могут признаваться типичные для основных природных зон, провинций и ландшафтов естественные природные комплексы и объекты, а также подвергшиеся антропогенному воздействию участки (вырубка определенного типа леса, антропогенные пустоши и т.д.), ценные в научном, экологическом, культурном и эстетическом отношениях, предназначенные для ведения мониторинга и имеющие относительно небольшую площадь. 2. Природные резерваты могут быть: комплексными (ландшафтными), биологическими (ботаническими, зоологическими), генетическими, палеонтологическими, гидрологическими, геологическими и т.д. 3. Для защиты природных резерватов на прилегающих к ним территориям могут образовываться охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Статья 39. Правовой режим природных резерватов 1. На территориях (акваториях), занимаемых природными резерватами и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой ухудшение их состояния и охраны. 2. Границы, описание и задачи природного комплекса или объекта, особенности охранного режима, порядок обеспечения содержания и другие необходимые сведения о природном резервате и занимаемой им территории закрепляются в паспорте, охранном обязательстве и других документах. 3. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся природные резерваты, обязаны обеспечивать охрану природных резерватов. Статья 40. Заброшенные места обитания людей (поселения), имеющие историко-культурное значение 1. Заброшенными местами обитания людей (поселениями), имеющими историко-культурное значение, являются территории со следами человеческой деятельности, сохранившие в целом, разрушенном или остаточном состоянии общественные, культовые, жилые, хозяйственные постройки, предметы бытовой, производственной деятельности человека, документальные свидетельства и являющиеся в этом состоянии источниками эстетической, научной, духовной, нравственной и иной ценной информации. 2. Заброшенные места обитания людей (поселения) могут иметь областное или местное значение. 3. Заброшенные места обитания людей (поселения) признаются объектами наследия населения области с целью: - выявления, возрождения, сохранения и включения в современную среду покинутых людьми мест их обитания (поселений, имеющих историческое, культурное, природное и иное значение); - обеспечения эффективного использования их историко-культурно-природного потенциала в научных, познавательных, просветительских, рекреационных, оздоровительных, коммерческих и иных интересах; - повышения экономического потенциала Пермской области; - обеспечения рационального использования земель и других природных ресурсов, ресурсосбережения. Статья 41. Правовой режим использования, охраны заброшенных мест обитания людей (поселений), имеющих историко-культурное значение 1. На территориях заброшенных мест обитания людей (поселений), имеющих историко-культурное значение, устанавливается особый режим градостроительства, природопользования, хозяйственной и иной деятельности, обеспечивающий сохранение природной, исторической, культурной среды. Допускается с соблюдением установленного режима: - строительство, реконструкция, реставрация и иные функциональные изменения находящихся на этих территориях объектов; - восстановление природных объектов и комплексов; - создание инфраструктуры для развития индустрии досуга, отдыха, укрепления здоровья; - информационно-рекламная деятельность; - деятельность по возрождению ремесел, традиций забытых культур; - использование природных ресурсов; - научно-исследовательская деятельность; - предпринимательская и иная деятельность. 2. Признание заброшенных мест обитания людей (поселений) объектами наследия областного значения производится постановлением губернатора области, а местного значения - нормативными актами органов местного самоуправления. Правовой режим заброшенных мест обитания людей (поселений), признанных объектами наследия, закрепляется в Положениях о них и паспортах. Статья 42. Историко-природные комплексы и территории 1. Историко-природными комплексами и территориями признаются созданные на базе естественных ландшафтов и преобразованные деятельностью человека особо охраняемые природные территории и объекты, ценные в научном, эколого-просветительском, культурном, эстетическом и мемориальном отношениях. К ним относятся искусственные пруды, искусственные лесные насаждения, мемориальные комплексы, включающие природные компоненты и т.п. 2. Объявление территории историко-природным комплексом допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. 3. Для защиты историко-природных комплексов и территорий на прилегающих к ним участках могут образовываться охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Статья 43. Правовой режим историко-природных комплексов и территорий 1. На территориях, на которых находятся историко-природные комплексы и территории, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности историко-природных комплексов и территорий. 2. Задачи выделения, границы и описание природного комплекса или объекта, особенности режима охраны, порядок обеспечения содержания и другие необходимые сведения об историко-природном комплексе и занимаемой им территории закрепляются в паспорте, охранном обязательстве и других документах. 3. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся историко-природные комплексы и территории, обязаны обеспечить режим охраны историко-природных комплексов и территорий. Статья 44. Историко-культурно-природные территории и комплексы поселений 1. К историко-культурно-природным территориям и комплексам поселений могут быть отнесены отдельные части поселения, представляющие целостное образование, имеющие историческую, культурную, эстетическую, духовную, природную, материальную, научную ценность, отражающие основные события истории и развития поселения, опыт предыдущих поколений, включающие здания и сооружения (на земле и под землей), прилегающие к ним участки ландшафта, культурные и естественные ландшафты, связанные с историческими событиями. 2. Историко-культурно-природные территории и комплексы поселений включают в себя памятники градостроительства, архитектуры и монументального искусства, памятники истории и культуры, которые являются сконцентрированным материальным отражением уровня мировоззрения, культуры, научной мысли, способов хозяйствования, культуры быта, способов создания материально-пространственной планировочной структуры поселений, возникших в результате деятельности прошлых поколений. (В редакции Закона Пермской области от 11.02.2005 г. N 2043-448) 3. Историко-культурно-природные территории и комплексы поселений, а также объекты, входящие в них, могут иметь областное или местное значение. Статья 45. Цели создания историко-культурно-природных территорий и комплексов поселений Историко-культурно-природные территории и комплексы поселений создаются в целях: - выявления, возрождения, сохранения и развития исторической среды поселений Пермской области; - выявления, возрождения, сохранения и развития культурного наследия народов, населяющих территорию Пермской области; - обеспечения эффективного использования культурного, духовного потенциала историко-культурно-природных территорий и комплексов (рекреационных, оздоровительных, коммерческих, жилищных, туристических, воспитательных, просветительских, познавательно-досуговых, научных и т.д.) в интересах населения; - устойчивого и социально направленного развития производительных сил городов и иных поселений; - создания необходимой инфраструктуры для наиболее эффективного использования историко-культурно-природных территорий и комплексов в социальном, научном и прикладном аспектах; - обеспечения рационального использования земель и других природных ресурсов, ресурсосбережения с учетом особенностей и интересов территорий. Статья 46. Правовой режим историко-культурно-природных территорий и комплексов 1. В границах историко-культурно-природных территорий и комплексов поселений устанавливается дифференцированный режим охраны, использования и развития. 2. Режим историко-культурно-природных территорий и комплексов поселений устанавливается на основе комплексного проекта их сохранения, использования и развития и регулируется Положениями, утвержденными в установленном порядке. 3. В зависимости от режима, установленного в границах историко-культурно-природных территорий и комплексов поселений, могут быть выделены различные функциональные зоны: - заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; - особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение; - познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами историко-культурно-природных территорий и комплексов; - рекреационная, предназначенная для отдыха; - охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения; - обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; - хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования историко-культурно-природных территорий и комплексов. 4. На историко-культурно-природных территориях и комплексах поселений может осуществляться хозяйственная деятельность, не противоречащая установленному режиму. 5. В границах историко-культурно-природных территорий и комплексов поселений может осуществляться: - реконструкция, реставрация, восстановление и иные функциональные изменения или приспособления зданий, сооружений и их комплексов и других объектов историко-культурной среды; - восстановление природной среды; - создание инфраструктуры для развития индустрии досуга, отдыха, укрепления здоровья граждан, проживающих на данных территориях, информационно-рекламная деятельность, деятельность по возрождению ремесел, традиций забытых культур; - научно-исследовательская деятельность. Статья 47. Зеленые зоны 1. Зеленой зоной является территория за границами поселений, занятая лесами, лесопарками и зелеными насаждениями, выполняющая защитные и санитарные функции и используемая для отдыха населения. 2. На территориях зеленых зон запрещается или ограничивается природопользование (отвод земель под строительство промышленных объектов, размещение свалок, охота, рыболовство, заготовка древесины и т.д.), иная деятельность, снижающая их рекреационную ценность; проводятся работы по озеленению, благоустройству, лесовосстановлению и т.д. 3. Правовой режим зеленых зон определяется органами местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законодательством и законами Пермской области. Статья 48. Парки и зеленые насаждения поселений 1. Парками и зелеными насаждениями поселений признаются участки посаженной или окультуренной древесно-кустарниковой и иной растительности в границах поселения, занимающие достаточно обширную территорию и используемые для отдыха населения. 2. В парках и зеленых насаждениях поселений запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность, снижающая их рекреационную, эстетическую и культурно-оздоровительную ценность; проводятся работы по озеленению, благоустройству, лесовосстановлению и т.д. 3. Для обеспечения функционирования парков поселений могут создаваться дирекции и службы охраны. 4. Парки поселений создаются и ликвидируются органами местного самоуправления. Правовой режим использования и охраны парков и зеленых насаждений поселения устанавливается органами местного самоуправления. Статья 49. Дендрологические парки, ботанические и зоологические сады 1. Дендрологические парки, ботанические и зоологические сады представляют собой природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений и животных с целью сохранения разнообразия и обогащения растительного и животного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. 2. Территории дендрологических парков, ботанических и зоологических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в постоянное (бессрочное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим и зоологическим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся. Статья 50. Правовой режим дендрологических парков, ботанических и зоологических садов 1. На территориях дендрологических парков, ботанических и зоологических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности объектов флоры и фауны. 2. Территории дендрологических парков, ботанических и зоологических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе: - экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекцией дендрологического парка, ботанического или зоологического сада; - научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологического парка, ботанического и зоологического сада, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; - административную. Статья 51. Лечебно-оздоровительные местности и курорты областного и муниципального значения 1. Территории (акватории), пригодные для организации лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, а также обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, пляжи, части акваторий, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям и курортам. 2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются с целью их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Статья 52. Регулирование использования лечебно-оздоровительных местностей и курортов областного и местного значения 1. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. 2. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округи санитарной или горно-санитарной охраны. 3. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округи горно-санитарной охраны. В остальных лечебно-оздоровительных местностях и курортах устанавливаются округи санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Статья 53. Нетерриториальные объекты природного наследия областного значения 1. Нетерриториальными объектами природного наследия областного значения являются редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты растительного и животного мира (отдельные виды и популяции), занесенные в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Среднего Урала (в пределах Пермской области), Перечни (списки) особо охраняемых растений, грибов, животных Пермской области и места их обитания. 2. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов растительного и животного мира, занесенных в Красные книги и Перечни (списки), не допускаются. 3. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях (акваториях), где свободно произрастают или обитают объекты растительного и животного мира, занесенные в Красные книги и Перечни (списки), несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Пермской области. 4. Администрация Пермской области и органы местного самоуправления создают соответствующие условия для изучения, сохранения и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов растительного и животного мира, в том числе путем специализации дендрологических парков, ботанических садов, зоопарков и организации питомников. 5. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты растительного и животного мира Пермской области объявляются особо охраняемыми постановлением губернатора Пермской области по представлению органов местного самоуправления и органов по охране окружающей природной среды и заносятся в Красную книгу Среднего Урала (в пределах Пермской области), либо в отдельно утверждаемые Перечни (списки) особо охраняемых растений и животных. Глава VI. Заключительные положения Статья 54. Введение Закона в силу и территория его действия Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует на всей территории Пермской области (за исключением Коми-Пермяцкого автономного округа). Губернатор Пермской области Г.В.Игумнов 20.03.1997 N 675-99 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|