Расширенный поиск
Закон Пермского края от 09.07.2015 № 505-ПК З А К О Н П Е Р М С К О Г О К Р А Я Об утверждении отчета об исполнении краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы Принят Законодательным Собранием Пермского края 25 июня 2015 года Статья 1 Утвердить отчет об исполнении краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы согласно приложению к настоящему Закону. Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования. Губернатор Пермского края В.Ф.Басаргин 09.07.2015 N 505-ПК Приложение к Закону Пермского края от 09.07.2015 N 505-ПК ОТЧЕТ об исполнении краевой целевой Программы развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы 1. Сравнительный анализ ситуации до принятия Программы и после ее завершения Пермский край является одним из самых полиэтничных регионов России. При численности населения 2635276 человек (данные Всероссийской переписи населения 2010 года) в Пермском крае проживает 147 народов, 44 из них имеют численность свыше 100 человек. В Пермском крае исторически сложились места компактного проживания отдельных народов: коми-пермяков (Коми-Пермяцкий округ), татар и башкир (Бардымский, Октябрьский, Уинский, Пермский, Чернушинский, Куединский, Кунгурский, Еловский районы), марийцев (Суксунский и Октябрьский районы), удмуртов (Куединский и Чернушинский районы), чувашей (Куединский, Чайковский, Чернушинский и Еловский муниципальные районы), коми-язьвинцев (Красновишерский муниципальный район). Для коми-язьвинцев и коми-пермяков Пермский край является единственным местом компактного проживания, а Бардымский муниципальный район обладает самой высокой среди муниципальных образований России плотностью татарского и башкирского населения (91,2%). Системность и комплексность деятельности органов государственной власти Пермского края в сфере межэтнических отношений обеспечивается на основе концептуальных подходов, воплощающихся в краевых целевых программах. С 1993 года, когда в Пермской области была разработана первая в России Программа поддержки развития национальных культур, реализовано четыре программы. С принятием Закона Пермской области от 18 августа 2003 г. N 942-185 "Об областной целевой Программе развития и гармонизации национальных отношений народов Пермской области на 2004-2008 годы" вопросы развития и гармонизации национальных отношений были включены в перечень государственных полномочий Пермского края. В целях сохранения и закрепления достигнутых Пермским краем в ходе реализации предыдущих программ результатов гармоничного и устойчивого развития сферы межнациональных отношений в Пермском крае принят Закон Пермского края от 13 января 2009 г. N 378-ПК "О краевой целевой Программе развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2009-2013 годы" (далее соответственно - Закон о Программе, Программа), который стал следующим этапом реализации государственной национальной политики в Пермском крае. В период реализации Программы произошли инновации в сфере регулирования государственной национальной политики на федеральном уровне. Первые задачи и основные приоритеты в работе сформулированы Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 11 февраля 2011 г. на заседании Государственного Совета Российской Федерации. Более детально проблемы и пути их решения озвучены в статье В.В.Путина "Россия: национальный вопрос"(1), на основании которой принят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия"(2), который лег в основу Стратегии государственной национальной политики России до 2025 года(3). Не менее важным стало принятие федеральной целевой Программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020)"(4). Эти документы, безусловно, знаменуют новый этап в развитии сферы межэтнических отношений России и найдут свое отражение на всей ее территории в ближайшие 10 лет. Новые приоритеты в государственной национальной политике на уровне государства привели к формированию новых подходов к реализации Программы в Пермском крае и ресурсного обеспечения ее мероприятий. Проведение Всероссийской переписи населения в Пермском крае в 2010 году позволяет оценить изменения в этническом составе населения региона в период реализации Программы в сравнении с предыдущими периодами. Общая численность населения Пермского края, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сократилась на 184145 человек и составила 2635276 человек, что составляет 0,93 от численности 2002 года (в 2002 году численность населения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в сумме составляла 2819421 человек). По этой причине отрицательная динамика прироста наблюдается практически по всем наиболее многочисленным группам народов. Характерной особенностью результатов переписи 2010 года является очень высокая численность людей, не указавших свою национальность (по оценкам экспертов, в эту группу в первую очередь входят дети от смешанных браков, а также представители коренных народов, подвергшихся ассимиляции, то есть люди, для которых ответ на вопрос об этнической принадлежности является затруднительным). В крае проживают представители свыше 144 различных народов. Наиболее многочисленным по итогам 2010 года в Пермском крае стали: русские (2191423, или 83,18% от общей численности населения края), татары (115544, или 4,38% от общей численности населения края), коми-пермяки (81084, или 3,08% от общей численности населения края), башкиры (32730, или 1,24% от общей численности населения края), удмурты (20819, или 0,79% от общей численности населения края) и украинцы (16269, или 0,62% от общей численности населения края). Численность русского населения сократилась на 210236 человек и составила 0,91% от численности населения 2002 года. Доля русского населения в общей численности по Пермскому краю также сократилась с 85,18% до 83,18%. Однако в процентном отношении динамика уменьшения численности русского населения (0,91 к уровню 2002 года.) самая низкая среди других народов, традиционно проживающих в Пермском крае (это объясняется в том числе ассимиляционными процессами). Наиболее сильное уменьшение численности, в том числе в долях от общего населения, наблюдается у белорусов (-4419, или 0,60 к уровню 2002 года); мордвы (-932, или 0,61 к уровню 2002 года); немцев (-3900, или 0,62 к уровню 2002 г.); украинцев (-9679, или 0,63 к уровню 2002 года). Также снизилась численность крупнейших после русских татарского (-21053, или 0,85 к уровню 2002 года); коми-пермяцкого (-22421, или 0,78 к уровню 2002 года) и башкирского (-8010, или 0,80 к уровню 2002 года) народов. Увеличение численности отмечено по группам новых этнических диаспор. Самый высокий прирост зафиксирован у киргизов (+800, или в 4,43 раза); китайцев (+185, или в 3,15 раза); узбеков (+2227, или в 2,12 раза); таджиков (+1595, или в 1,82 раза). Характерно снижение численности азербайджанцев (-188, или 0,97 к уровню 2002 года) и казахов (-125, или 0,84 к уровню 2002 года). Снижение численности по этим двум народам характерно для всей России. Эксперты связывают эти процессы с растущим уровнем благосостояния населения в современных Азербайджане и Казахстане. ----------------------------------- (1) В.В.Путин "Россия: национальный вопрос" // Независимая газета, 23.01.2012. (2) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 602 г. "Об обеспечении межнационального согласия" // Российская газета. Столичный выпуск, 09.05.2012. (3) Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". [Электронный ресурс] Федеральный информационно-аналитический журнал "Сенатор". URL.: http://www.minnation.senat.org/Strategiya-2025.html (дата обращения: 29.10.2013). (4) Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718 "О федеральной целевой Программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)". [Электронный ресурс] Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL.: http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf (дата обращения: 29.10.2013). Сравнительный анализ численности основных этнических групп Пермского края по результатам Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов ---------------T-------T-----------T-------T-----------T-----------T-------¬ ¦ Народ ¦ 2002 ¦% от общей ¦ 2010 ¦% от общей ¦ Динамика ¦ Доля ¦ ¦ ¦ г., ¦численности¦ г., ¦численности¦численности¦2010 г.¦ ¦ ¦ чел. ¦ ¦ чел. ¦ ¦ ¦ к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2002 г.¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Все население ¦2819421¦ 100% ¦2635276¦ 100% ¦ -184145 ¦ 0,93 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Не указавшие ¦ 15095 ¦ 0,54% ¦119538 ¦ 4,54% ¦ +104443 ¦ 7,91 ¦ ¦национальность¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Русские ¦2401659¦ 85,18% ¦2191423¦ 83,18% ¦ -210236 ¦ 0,91 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Татары ¦136597 ¦ 4,84% ¦115544 ¦ 4,38% ¦ -21053 ¦ 0,85 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Коми-пермяки ¦103505 ¦ 3,67% ¦ 81084 ¦ 3,08% ¦ -22421 ¦ 0,78 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Башкиры ¦ 40740 ¦ 1,44% ¦ 32730 ¦ 1,24% ¦ -8010 ¦ 0,80 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Удмурты ¦ 26272 ¦ 0,93% ¦ 20819 ¦ 0,79% ¦ -5453 ¦ 0,79 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Украинцы ¦ 25948 ¦ 0,92% ¦ 16269 ¦ 0,62% ¦ -9679 ¦ 0,63 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Белорусы ¦ 10989 ¦ 0,39% ¦ 6570 ¦ 0,25% ¦ -4419 ¦ 0,60 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Немцы ¦ 10152 ¦ 0,36% ¦ 6252 ¦ 0,24% ¦ -3900 ¦ 0,62 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Азербайджанцы ¦ 5814 ¦ 0,21% ¦ 5626 ¦ 0,21% ¦ -188 ¦ 0,97 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Армяне ¦ 4979 ¦ 0,18% ¦ 5464 ¦ 0,21% ¦ +485 ¦ 1,10 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Чуваши ¦ 7033 ¦ 0,25% ¦ 4715 ¦ 0,18% ¦ -2318 ¦ 0,67 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Узбеки ¦ 1988 ¦ 0,07% ¦ 4215 ¦ 0,16% ¦ +2227 ¦ 2,12 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Марийцы ¦ 5395 ¦ 0,19% ¦ 4121 ¦ 0,16% ¦ -1274 ¦ 0,76 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Таджики ¦ 1953 ¦ 0,07% ¦ 3548 ¦ 0,13% ¦ +1595 ¦ 1,82 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Евреи ¦ 2628 ¦ 0,09% ¦ 1860 ¦ 0,07% ¦ -768 ¦ 0,70 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Цыгане ¦ 1606 ¦ 0,06% ¦ 1654 ¦ 0,06% ¦ +48 ¦ 1,03 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Мордва ¦ 2363 ¦ 0,08% ¦ 1431 ¦ 0,05% ¦ -932 ¦ 0,61 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Молдаване ¦ 1973 ¦ 0,07% ¦ 1389 ¦ 0,05% ¦ -584 ¦ 0,70 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Грузины ¦ 1585 ¦ 0,06% ¦ 1138 ¦ 0,04% ¦ -447 ¦ 0,72 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Киргизы ¦ 233 ¦ 0,01% ¦ 1003 ¦ 0,03% ¦ +800 ¦ 4,43 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Казахи ¦ 802 ¦ 0,03% ¦ 677 ¦ 0,03% ¦ -125 ¦ 0,84 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Корейцы ¦ 504 ¦ 0,02% ¦ 555 ¦ 0,02% ¦ +51 ¦ 1,10 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Поляки ¦ 742 ¦ 0,03% ¦ 510 ¦ 0,02% ¦ -232 ¦ 0,69 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Коми-язьвинцы ¦ - ¦ - ¦ 436 ¦ 0,02% ¦ - ¦ - ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Китайцы ¦ 86 ¦менее 0,01%¦ 271 ¦ 0,01% ¦ +185 ¦ 3,15 ¦ +--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------+ ¦Турки ¦ 61 ¦менее 0,01%¦ 94 ¦менее 0,01%¦ +33 ¦ 1,54 ¦ L--------------+-------+-----------+-------+-----------+-----------+-------- В целом реализация Программы в значительной степени повлияла на сохранение позитивного вектора развития межнациональных отношений в регионе. В результате реализации Программы выстроена институциональная система партнерства органов власти всех уровней с общественными институтами, которая позволила достичь позитивных показателей результативности Программы, базовые параметры которых закреплены Законом о Программе. По данным социологических исследований, в 2008 году 86,9% опрошенных были удовлетворены имеющимися возможностями реализации своих этнических потребностей, в декабре 2013 года этот показатель составил 90,7%. С 2009 по 2013 год, по данным социологических опросов, удалось стабилизировать показатель уровня проявлений социальной напряженности на почве межнациональных конфликтов в Пермском крае. В 2008 году 91% респондентов отметили отсутствие социальных конфликтов на почве межэтнических отношений в районе своего проживания. В 2013 году этот показатель составил 89,6% при статистической погрешности выборки +/-1,3 и оказался максимально приближенным к плановому значению. Особую социальную остроту и значимость имела задача по обеспечению условий для сохранения и развития языка, духовной культуры и иных этнических составляющих этнической самобытности коми-пермяков и коми-язьвинцев, для которых Пермская земля является исконным и единственным местом проживания. Для решения задачи в рамках Программы разработаны и реализованы масштабные проекты "Коми-пермяцкий народ: формирование психологии социального оптимизма" и "Коми-язьвинцы: этническая самоидентификация". Реализация проектов позволила к концу 2013 года на 100% обеспечить школы Коми-Пермяцкого округа учебниками по коми-пермяцкому языку и литературе и автоматизированными рабочими местами учителей коми-пермяцкого языка и литературы, увеличить количество детей, изучающих коми-пермяцкий язык, с 21% в 2008 году до 25,3% в 2013 году. В период реализации Программы впервые издана серия книг на коми-пермяцком языке для малышей общим тиражом 23,5 тыс.экземпляров, создано коми-пермяцкое молодежное интернет-радио, издается газета целиком на коми-пермяцком языке. Ежегодно в каждом районе Коми-Пермяцкого округа проводится брендовое культурное мероприятие. На этапе принятия Программы выявлена проблема русской этнической культуры, неудовлетворенность русского народа уровнем обеспечения этнокультурных потребностей, которая могла спровоцировать риски в сфере межнациональных отношений в крае и во многом влияла на внутреннее развитие сферы межэтнических отношений. Реализация в рамках Программы большого комплекса мероприятий по сохранению культурной самоидентификации русского народа, возрождению исторических традиций и обычаев, сохранению русской традиционной культуры, развитию этнокультурного взаимодействия русского народа с другими народами, поддержке и развитию гуманитарных исследований русской культуры позволила повысить уровень удовлетворенности возможностью реализации своих потребностей у представителей русского народа с 87,7% в 2008 году до 91,8% в 2013 году. На момент принятия Программы учеными, экспертами отмечалась проблема тюркских народов, которые наиболее активно заявляют о своих этнокультурных потребностях. В период реализации Программы впервые в Пермском крае проведены мероприятия всероссийского уровня: в 2013 году - IV Всероссийский сельский Сабантуй c участием 63 тысяч человек из 34 субъектов Российской Федерации; в 2011 году - Всероссийские соревнования среди юношей по борьбе корэш. С 2012 года в Пермском крае впервые издается газета на башкирском языке "Пермь башкорттары" ("Пермские башкиры"). Благодаря целому комплексу действий, направленных на создание условий для самостоятельного развития с учетом удовлетворения национальных потребностей, повысился уровень удовлетворенности возможностью реализации своих потребностей у татар и башкир с 86,6% в 2008 году до 91,1% в 2013 году, снизился уровень социальной напряженности среди татар и башкир, вызванный межнациональными конфликтами, с 5,1% в 2008 году до 4,5% в 2013 году. В 2008 году на этапе разработки Программы в сфере межэтнических отношений имелись скрытые факторы напряженности, обусловленной в первую очередь обновлением и усложнением этнической структуры края. В период разработки и реализации Программы шло активное формирование новых этнических диаспор за счет трудовых мигрантов. Так, в Пермском крае в 2008 году на миграционный учет было поставлено 100275 человек, что практически в два раза превысило показатель 2007 года (59125 человек). В последующие пять лет реализации Программы количество мигрантов в крае почти не снизилось. По информации Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю, в 2009 году на миграционный учет поставлено 73810 иностранцев; в 2010 - 80231; в 2011 - 87629; в 2012 - 92798; в 2013 - 88089. Большую часть из них составляют граждане Азербайджана, Армении, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. При общем росте количества мигрантов доля мигрантов из этих пяти стран в общем количестве приезжих ежегодно увеличивается: в 2008 году - 62,7%; в 2009 году - 63,1%; в 2010 году - 65,3%; в 2011 году - 68,1%; в 2012 году - 70,8%; в 2013 году - 80%. Данные Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю о количестве иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в Пермском крае в 2010-2013 годах ----T-----------------------------T-------T-------T-------T-------¬ ¦ N ¦ Страна ¦2010 г.¦2011 г.¦2012 г.¦2013 г.¦ ¦п/п¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-----------------------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ 1 ¦Азербайджан ¦ 4986 ¦ 5537 ¦ 5818 ¦ 4972 ¦ +---+-----------------------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ 2 ¦Армения ¦ 4030 ¦ 5346 ¦ 5854 ¦ 6133 ¦ +---+-----------------------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ 3 ¦Кыргызстан ¦ 8198 ¦ 8000 ¦ 5911 ¦ 5413 ¦ +---+-----------------------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ 4 ¦Таджикистан ¦ 17321 ¦ 17888 ¦ 20649 ¦ 21538 ¦ +---+-----------------------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ 5 ¦Узбекистан ¦ 17891 ¦ 22877 ¦ 27466 ¦ 24392 ¦ +---+-----------------------------+-------+-------+-------+-------+ ¦ 6 ¦Общее количество иностранных ¦ 80231 ¦ 87629 ¦ 92798 ¦ 83597 ¦ ¦ ¦граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---+-----------------------------+-------+-------+-------+-------- *Составлено и подсчитано по данным УФМС по Пермскому краю. С целью определения степени влияния мигрантов на этнополитические процессы в Программе была создана система аналитического мониторинга. С целью содействия интеграции и социальной адаптации представителей новых этнических диаспор в местное региональное сообщество и снятия противоречий в их взаимоотношениях с коренными жителями реализован ряд проектов: создан "Пермский миграционный центр", на базе которого работает общественная приемная для мигрантов и организована школа русского языка; создан аудио-курс русского языка для мигрантов. Как показывают результаты краевого социологического мониторинга, реализация программных мероприятий позволила изменить отношение жителей Пермского края к мигрантам. Так, в 2008 году лишь 41% пермяков с пониманием относились к мигрантам, в 2013 году положительное отношение к мигрантам отмечают 78% опрошенных. Необходимость консолидации многонационального регионального сообщества, сохранения межнационального согласия в Пермском крае требовала решения таких кардинальных задач, как профилактика и нейтрализация этнического экстремизма на региональном уровне. Ряд программных мероприятий был ориентирован на решение вопросов гармонизации межнациональных отношений, профилактику этнического экстремизма и формирование толерантности в пермском полиэтничном сообществе. В 2013 году по Программе достигнут показатель, связанный с разрешением конфликтных ситуаций, обусловленных этническим фактором: в соответствии с плановым - количество конфликтов в неконструктивных формах, обусловленных этническим фактором, не выше 12 (факт - 11). Реализация Программы позволила сохранить позитивную динамику развития национальных отношений в крае. Применение программных средств и методов позволило: качественно улучшить и увеличить количество мероприятий с этнической тематикой; укрепить и развить партнерские отношения органов власти с национальными общественными объединениями; создать условия для реализации этнокультурных потребностей населения; активизировать деятельность учреждений культуры и образования по удовлетворению этнообразовательных и этнокультурных потребностей многонационального населения; разработать и внедрить систему мер профилактики этнического экстремизма и социальной адаптации мигрантов в крае; издавать электронные и печатные средства массовой информации на родных языках народов края. В результате реализации программных мероприятий произошли институциональные изменения в национальной сфере, обновлена и усовершенствована нормативная правовая база реализации государственной национальной политики в Пермском крае, соответствующая современному этапу развития национальных отношений в Российской Федерации. В крае создана система институтов, которая фокусируется на развитии национальных отношений и выработке мер по профилактике проявлений этнического экстремизма, включающая учреждения культуры, науки и образования, общественные объединения. С 2014 года Администрация губернатора Пермского края осуществляет дальнейшее проведение мероприятий по сохранению межэтнической стабильности в крае в соответствии с подпрограммой "Реализация государственной национальной политики в Пермском крае государственной программы "Обеспечение взаимодействия общества и власти", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1326-п (далее - подпрограмма). Цели и задачи подпрограммы соответствуют целям и задачам федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718, соответствуют приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, а также иными документами стратегического характера. Реализация подпрограммы предполагает противодействие сложившимся негативным тенденциям, укрепление общегражданской российской идентичности, развитие этнокультурного многообразия за счет средств федерального (на конкурсной основе) и краевого бюджетов. 2. Оценка степени достижения целей и задач Программы Программа была направлена на объединение усилий всех звеньев системы власти, научных, образовательных, культурных учреждений, общественных, национальных и других объединений для обеспечения в Пермском крае стабильного позитивного развития сферы межэтнических отношений. Государственным заказчиком Программы являлась Администрация губернатора Пермского края. Исполнители - Администрация губернатора Пермского края, Министерство образования и науки Пермского края, Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края, Министерство физической культуры и спорта Пермского края. В реализации участвовали образовательные и научные учреждения, учреждения культуры, национальные и другие общественные объединения, творческие коллективы, учреждения физической культуры и спорта. Задачами Программы являлись: обеспечение для представителей этнических сообществ Пермского края равных возможностей для изучения родных языков, доступа к этнокультурным ценностям, участия в этнокультурных проектах и акциях; оптимизация инфраструктуры национальной сферы с целью создания условий для удовлетворения этнокультурных потребностей представителей разных народов, проживающих в крае; обеспечение сохранения стабильной этнополитической ситуации и недопущение социальных конфликтов на межэтнической почве; повышение качества услуг в сфере межэтнических отношений, предоставляемых многонациональному населению края; обеспечение сохранения, развития и популяризации лучших образцов национальных культур, народного творчества как основы развития культурно-исторического наследия Пермского края; разработка и внедрение в повседневную практику системы мер раннего учета и предупреждения этнического экстремизма и межэтнических конфликтов, инновационных технологий по формированию толерантности в пермском региональном сообществе; создание условий для культивирования традиционных народных видов спорта с целью пропаганды здорового образа жизни среди населения края; повышение квалификации кадров и активизация информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления Пермского края, культурных, образовательных и научных учреждений, творческих коллективов, учреждений физической культуры и спорта, национальных общественных объединений по вопросам реализации государственной национальной политики в крае. Реализация Программы была рассчитана на три этапа: 1-й этап (2009 год) - разработка и апробация новых механизмов и технологий реализации Программы, продвижение межведомственных пилотных проектов по совершенствованию реализации приоритетных направлений, укреплению этнокультурного взаимодействия городских округов и муниципальных районов края; 2-й этап (2010-2011 годы) - аналитический мониторинг результатов реализации 1-го этапа Программы, оптимизация координации региональной национальной политики с учетом современных тенденций развития; 3-й этап (2012-2013 годы) - выход на качественно новый уровень развития этнокультурных процессов Пермского края, внедрение в практику межэтнического общения разработанных и апробированных позитивных социальных практик и методик, определение перспектив, тиражирование результатов и экспертиза реализации Программы. Программа была полностью исполнена на каждом из этапов. В целом реализация Программы позволила: 1. Обеспечить поддержку развития народов с учетом задач государственной национальной политики в Пермском крае, а именно: в отношении коми-пермяков и коми-язьвинцев, для которых территория Пермского края является исконной и единственной территорией проживания, - сохранить и развивать их этническую уникальность. Для удовлетворения потребностей коми-пермяцкого народа в рамках Программы разработан мультипрограммный краевой проект "Коми-пермяцкий народ: формирование психологии социального оптимизма"; с целью сохранения этнической уникальности коми-язьвинцев разработан проект "Коми-язьвинцы: этническая самоидентификация"; в отношении народов, традиционно населяющих Пермский край, - создать условия для самостоятельного развития: был разработан проект: "неодНАРОДность"; в отношении этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, - содействовать их интеграции в региональное сообщество. Для создания условий и стимулов для эффективной социальной адаптации этнических мигрантов и интеграции их в местное сообщество был разработан комплексный проект "Нечужие". 2. Обеспечить реализацию прав граждан любой национальности на сохранение, развитие национальной культуры, использование родного языка, а также удовлетворение этнокультурных и этнообразовательных потребностей, а именно: повысить уровень владения учащимися родным (нерусским) языком. Для этой цели был учрежден День коми-пермяцкого языка - 17 февраля (указ губернатора Пермского края от 12 февраля 2010 г. N 6); на решение проблемы сокращения доли детей, изучающих коми-пермяцкий язык в школе, направлен краевой проект "Коми-пермяцкий язык в школе: новое измерение", в рамках которого разрабатывается учебно-методический комплекс нового поколения для школьников. Законом Пермского края от 28 августа 2012 г. N 81-ПК экзаменам по коми-пермяцкому языку и литературе присвоен статус краевых. Благодаря указанным действиям преодолена тенденция к сокращению доли детей, изучающих коми-пермяцкий язык. Количество изучающих коми-пермяцкий язык детей увеличилось с 17,8% в 2011 году до 21,9% в 2013 году; в населенных пунктах с компактным проживанием коми-язьвинцев организовано преподавание коми-язьвинского языка в двух образовательных учреждениях; с 2012 года в крае впервые реализован проект по изучению башкирского языка по программе "Гайнинцы: мой народ, мой язык, моя культура"; повысить обеспечение учебниками национальных образовательных учреждений: реализован краевой проект "Новый коми-пермяцкий учебник". Реализация этого проекта позволила к концу 2013 года выйти на 100% обеспеченности учебниками по коми-пермяцкому языку и литературе; разработан и в 2012 году издан "Русско-коми-язьвинский словарь с грамматическим очерком", учебник для изучающих коми-язьвинский язык; для татарских и марийской школ осуществлялась закупка учебников (всего за период реализации программы приобретено 7188 экземпляров и 1815 экземпляров учебников и учебных пособий соответственно). увеличить количество участников национальных праздников, фестивалей, смотров на 30% (в том числе в связи с проведением на территории края всероссийских мероприятий); увеличить число национальных творческих коллективов на 5% (в том числе были созданы такие коллективы, как "Седой Урал", "Белые росы", "Гузель Чулман"); расширить сеть спортивных клубов, секций, организаций по национальным видам спорта. В рамках программы оказана поддержка двум федерациям по русским национальным видам спорта, в том числе в рамках Межрегионального форума "Русский Мир", федерации татарской борьбы на поясах корэш. Была организована одна секция чувашской борьбы корэш. 3. Укрепить партнерские отношения органов власти Пермского края с национальными общественными объединениями, в том числе: увеличить на 10% количество региональных национальных общественных объединений. Так, в 2009 году создано Некоммерческое партнерство "Общественный центр узбеков г.Перми"; в 2010 году создано региональное отделение Всероссийского Азербайджанского Конгресса (ВАК); в 2013 году была зарегистрирована краевая общественная организация "Община дагестанцев Пермского края"; увеличить на 15% количество социально значимых акций, проектов. В рамках Программы были разработаны и реализованы проекты: "Пермь - наш дом", "Большой Кавказ", "Многоликий Пермский край" и другие; снизить зафиксированный уровень проявлений социальной напряженности на почве межэтнических проявлений. Оценка степени достижения целей и задач Программы согласно Закону о Программе определена рядом социологических показателей. Степень их достижения отражена в таблице: ----T----------------T----------------T----------T--------------T--------------T--------------¬ ¦ N ¦ Система ¦ Показатели ¦ Базовый ¦ 2009 год ¦ 2010 год ¦ 2011 год ¦ ¦п/п¦ показателей ¦результативности¦показатель+----T----T----+----T----T----+----T----T----+ ¦ ¦ оценки ¦ ¦ ¦план¦факт¦-/+ ¦план¦факт¦-/+ ¦план¦факт¦-/+ ¦ ¦ ¦ эффективности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+----------------+----------------+----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+ ¦ 1 ¦Обеспечение ¦Доля населения ¦2008 г. - ¦89,0¦89,2¦+0,2¦90,5¦91,0¦+0,5¦92,0¦90,7¦-1,3¦ ¦ ¦стабильной ¦края, ¦91,0% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦этнополитической¦отмечающего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ситуации в ¦отсутствие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Пермском крае, ¦социальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦недопущение ¦конфликтов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проявлений ¦почве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦межэтнической ¦межэтнических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦розни ¦отношений, от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения края ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+----------------+----------------+----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+ ¦ 2 ¦Обеспечение ¦Доля граждан, ¦2008 г. - ¦83,0¦88,3¦+5,3¦84,0¦89,3¦+5,3¦85,0¦87,7¦+2,7¦ ¦ ¦удовлетворения ¦удовлетворенных ¦86,9% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦этнических ¦имеющимися ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦потребностей и ¦возможностями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реализации прав ¦реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на сохранение ¦своих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦этнокультурной ¦национальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦самобытности ¦потребностей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦представителей ¦от всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разных народов ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Пермского края ¦Пермского края ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|