Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Пензенской области от 02.05.2006 № 101-рП

    

                 ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
   
                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

                     от 2 мая 2006 г. N 101-рП
                             г. Пенза

                                      Утратилo силу - Распоряжение
                                    Правительства Пензенской области
                                        от 09.10.2006 г. N 252-рП

        О концепции создания и развития кондитерского кластера
                 Пензенской области на 2006-2008 годы
   
     В целях определения и реализации  основных  направлений  развития
кондитерской   промышленности   Пензенской  области  на  среднесрочную
перспективу,  в   рамках   нормотворческих   инициатив,   определенных
Концепцией промышленной политики Пензенской области на 2005-2008 годы,
утвержденной Постановлением Правительства области от 23 июня 2005 года
N 311-пП:
     1. Одобрить Концепцию создания и развития кондитерского  кластера
Пензенской области на 2006-2008 годы согласно приложению N 1.
     2. Утвердить  состав  рабочей  группы  по  разработке   Программы
развития   кондитерского   кластера  в  Пензенской  области  (далее  -
Программа) согласно приложению N 2.
     3. Рабочей   группе  до  1  июня  2006  года  подготовить  проект
программы.
     4. Контроль  за  выполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Председателя Правительства Пензенской области - начальника
Управления инвестиций и инноваций М.А.-Х.Текеева.
   

     Губернатор Пензенской области          В.К.Бочкарев
     _____________________________


     Приложение N 1
     ОДОБРЕНА
     распоряжением Правительства
     Пензенской области
     от 2 мая 2006 г.  N 101-рП
   

                              КОНЦЕПЦИЯ
              создания и развития кондитерского кластера
                 Пензенской области на 2006-2008 годы
   
     ВВЕДЕНИЕ
   
     Настоящая Концепция   разработана   Управлением   промышленности,
транспорта и связи Правительства области  в  развитие  нормотворческих
инициатив,  определенных  Концепцией  промышленной политики Пензенской
области на 2005-2008 годы,  утвержденной Постановлением  Правительства
области от 23.06.2005 N 311-пП,  и представляет собой систему взглядов
на   стратегические   цели   и   приоритеты   экономической   политики
Правительства   Пензенской   области  в  сфере  развития  кондитерской
промышленности на территории Пензенской области.
     Целью развития  предприятий  кондитерской промышленности является
обеспечение удовлетворения потребности населения области  в  продуктах
питания,  увеличение  загрузки производственных мощностей предприятий,
расширение ассортимента выпускаемой продукции  и  изменение  структуры
регионального   рынка   с   увеличением  доли  продукции,  выпускаемой
областными товаропроизводителями.
   
     1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНДИТЕРСКОЙ ОТРАСЛИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
   
     Кондитерская отрасль входит в  число  бюджетообразующих  отраслей
промышленности Пензенской области.  Производством кондитерских изделий
занимается  более   20   крупных   и   средних   предприятий   пищевой
промышленности   области.   Основными  производителями  являются:  ЗАО
"Пензенская  кондитерская  фабрика",  ООО  "Невский   кондитер",   ОАО
"Пензенский  хлебозавод  N  2",  ОАО "Пензенский хлебозавод N 4",  ОАО
"Визит", ОАО "Горпищекомбинат "Сердобский" и другие предприятия. За 12
месяцев   2005   года   только   крупными   и  средними  кондитерскими
предприятиями области произведено  35919  тонн  кондитерских  изделий.
Численность работающих в кондитерской отрасли составляет 1658 человек.
Средняя заработная плата работающих 5657,4 рубля.
     Сбыт продукции  конечному  потребителю производится через систему
дистрибуции,  представительств,  средних и мелких оптовиков. География
продаж  производителей  охватывает большинство регионов РФ,  ближнее и
дальнее зарубежье.
     В настоящее  время предприятиями кондитерской отрасли выпускается
следующая продукция:  помадные,  куполообразные,  пралиновые  конфеты;
конфеты с начинкой между слоями вафель;  ликерные конфеты;  шоколадные
наборы;  ирис;  карамель;  зефир; фрукты в шоколаде; мармелад; вафли и
вафельные торты;  драже;  пряники с начинкой и без начинки;  восточные
сладости; печенье; крекерные изделия; галеты; пирожное и торты.
   
     2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ СОЗДАНИЯ КЛАСТЕРА
   
     В послании Президента РФ  конкретно  сформулирована  системная  и
масштабная  задача  -  удвоение  ВВП  за относительно короткий период.
Важнейшими  путями  к  решению  этой  задачи   названы   консолидация,
объединение, сотрудничество.
     В этих условиях перед  промышленностью  стоят  непростые  задачи:
надо  обеспечить  конкурентоспособность как в борьбе за отечественного
потребителя, так и за новые сегменты рынка.
     Для отечественного  производителя  ситуация  усугубляется многими
российским  проблемами   объективного   и   субъективного   характера.
Например,  имеет  место  опережающий  рост  тарифов на энергоносители,
заработной платы и других факторов, определяющих затраты, по отношению
к производительности труда.  В этих условиях для многих компаний точка
безубыточности должна стремительно (заметно быстрее,  чем  в  развитых
странах) смещаться в сторону больших объемов производства, иначе резко
снижается и без того невысокая рентабельность предприятий.
     Существует большое  количество  различных  теорий  формирования и
развития конкурентоспособности.  Но,  как показывает практика развития
наиболее успешных фирм и преуспевающих экономических систем,  наиболее
эффективной формой экономического роста  является  теория  кластерного
механизма.  В  ее  основе находится понятие "кластер" - сосредоточение
наиболее   эффективных   и   взаимосвязанных    видов    экономической
деятельности,   т.е.   совокупность   взаимосвязанных   групп  успешно
конкурирующих фирм.
     В "Программе    социально-экономического    развития   Российской
Федерации  на  среднесрочную  перспективу  (2005-2008   годы)"   среди
приоритетов  выделено "Содействие формированию и развитию региональных
экономических кластеров".
     Кластер -  это группа географически соседствующих взаимосвязанных
компаний  (поставщики,  производители  и  др.)  и  связанных  с   ними
организаций   (образовательные   заведения,   органы  государственного
управления,  инфраструктурные компании),  действующих  в  определенной
сфере и взаимодополняющих друг друга.
     Для всей экономики  государства  кластеры  выполняют  роль  точек
роста  внутреннего  рынка.  Вслед  за первым зачастую образуются новые
кластеры,  и  международная  конкурентоспособность  страны   в   целом
увеличивается.  Она  держится  именно  на  сильных  позициях отдельных
кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать
только  посредственные результаты.  В кластере выгода распространяется
по всем направлениям связей:
     - Новые  производители,  приходящие из других отраслей,  ускоряют
свое развитие,  стимулируя НИР и обеспечивая необходимые средства  для
внедрения новых стратегий.
     - Происходит    свободный    обмен    информацией    и    быстрое
распространение  новшеств  по  каналам  поставщиков  или потребителей,
имеющих контакты с многочисленными конкурентами.
     - Взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут
к появлению новых путей в конкуренции  и  порождают  совершенно  новые
возможности.
     - Людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации.
     Кластер как  устойчивое  партнерство взаимосвязанных предприятий,
учреждений,  организаций, отдельных лиц может иметь потенциал, который
превышает   простую  сумму  потенциалов  отдельных  составляющих.  Это
приращение  возникает  как  результат  сотрудничества  и  эффективного
использования возможностей партнеров на длительном периоде,  сочетания
кооперации и конкуренции.
     Со временем  эффективно  действующие кластеры становятся причиной
крупных капиталовложений  и  пристального  внимания  инвесторов,  т.е.
кластер  становится  чем-то  большим,  чем простая сумма отдельных его
частей.  Центром кластера чаще всего бывает несколько мощных компаний,
при  этом между ними сохраняются конкурентные отношения.  Этим кластер
отличается от картеля или финансовой группы.  Концентрация соперников,
их   покупателей   и   поставщиков   способствует   росту  эффективной
специализации производства.  При этом кластер дает работу и  множеству
мелких   фирм  и  малых  предприятий.  Кроме  того,  кластерная  форма
организации приводит к созданию особой формы инновации -  "совокупного
инновационного продукта".
     В свое время в СССР существовали понятия "научно-производственный
комплекс"   и   "территориально-производственная  кооперация".  Однако
плановая  система   и   отраслевой   принцип   управления   экономикой
накладывали  жесткие ограничения на их деятельность.  Например,  выбор
поставщика  зачастую  определялся   не   интересами   предприятия,   а
распоряжением "сверху".  В результате детали,  которые производились в
регионе,  приходилось завозить  из  других  республик.  В  современных
условиях  ситуация  изменилась.  Отсюда  и главное отличие кластера от
территориально-производственного  комплекса  -   кластер   максимально
учитывает  рыночный  механизм,  он может быть эффективным только когда
создается по инициативе снизу,  когда сами предприятия  для  повышения
своей  конкурентоспособности  приходят  к  необходимости объединения в
кластер.
     Следует заметить, что кластерный подход создает прекрасную основу
для создания новых форм объединения знаний.  Промышленная  политика  с
ориентацией на кластеры стимулирует возникновение "новых комбинаций" и
косвенным образом поддерживает их,  особенно  в  сфере  образования  и
научно-исследовательских    работ,   а   также   через   внедренческие
посреднические центры.
     Кластерный подход  способен самым принципиальным образом изменить
содержание государственной промышленной политики. В этом случае усилия
Правительства   должны  быть  направлены  не  на  поддержку  отдельных
предприятий  и  отраслей,  а  на   развитие   взаимоотношений:   между
поставщиками   и   потребителями,   между  конечными  потребителями  и
производителями,  между самими  производителями  и  правительственными
институтами и т.д.
     Конкуренты лидера кластера,  устоявшие в ожесточенной  борьбе  на
внутреннем  рынке,  приобрели опыт успешного противостояния сильнейшей
фирме мира,  создали конкурентоспособные продукты по  сравнению  с  ее
изделиями.   Поэтому   ожесточенная   конкуренция   фирм  кластера  на
внутреннем рынке,  за рубежом выливается в совместную экспансию. Фирмы
кластера благодаря взаимной притирке становятся носителями одной и той
же "коммерческой идеологии" и,  опираясь на нее, за границей побеждают
чужаков.
     Фирмы-конкуренты из  отраслей,  имеющих  международный  успех,  а
иногда и целые кластеры часто располагаются в одном городе или районе.
Концентрация соперников,  их покупателей  и  поставщиков  способствует
росту  эффективности  специализации  производства.  Однако  еще  более
важным    является    влияние    географической    концентрации     на
совершенствование  производственных  процессов  и  внедрение  новшеств
внутри кластера.
   
     3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
   
     3.1. Целью  настоящей  Концепции  является  определение  основных
задач   и   направлений   для   разработки   и   реализации  комплекса
взаимосвязанных правовых,  организационных,  финансовых и иных мер  по
активизации развития кондитерских производств на территории Пензенской
области путем  создания  соответствующих  условий  объединения  усилий
хозяйствующих   субъектов,  государственных  институтов,  общественных
организаций  для  образования  и   развития   кондитерского   кластера
Пензенской  области  и  тем самым достижение конкурентных преимуществ,
повышения     эффективности     производства,     рентабельности     и
конкурентоспособности продукции.
     3.2. Основными задачами Концепции являются:
     3.2.1. Развитие  предприятий  кондитерской промышленности в целях
обеспечения населения Пензенской области качественным продовольствием.
     3.2.2. Создание новых рабочих мест для жителей Пензенской области
в производстве,  реализации продукции и  сервисной  инфраструктуре,  в
первую очередь, для женщин. Развитие малых форм кондитерского бизнеса,
в том числе и в муниципальных районах области.
     3.2.3. Увеличение     регионального     прибавочного    продукта,
получаемого в кондитерской  промышленности,  и  увеличение  финансовых
поступлений  от деятельности предприятий в бюджеты различных уровней и
внебюджетные фонды.
     3.2.4. Совершенствование    качества    и   конкурентоспособности
кондитерской продукции, необходимость расширения ассортиментного ряда,
в том числе в современной упаковке (фасовке).
     3.2.5. Внедрение   в   производство   новейших    технологий    и
оборудования.
     3.2.6. Интеграция   кондитерской   промышленности   с    сельским
хозяйством    в    целях    повышения    эффективности   использования
сельскохозяйственного потенциала и сырьевой базы Пензенской области.
     3.2.7. Создание  на базе объединений организаций кондитерской и в
целом  пищевой  и  перерабатывающей  промышленности  области   системы
универсальных  торговых  структур  (сбытовых  компаний) по продвижению
продукции,  произведенной на территории Пензенской  области.  Создание
региональных торговых марок (брендов) в кондитерской промышленности.
     3.2.8. Оказание     государственной      поддержки      областным
производителям.
     3.2.9. Формирование  у  предприятий  кондитерской  промышленности
собственного инвестиционного потенциала, обеспечивающего их дальнейшее
развитие и повышение эффективности производства.
     3.3. Результативными показателями Концепции будут являться:
     3.3.1. Увеличение темпов роста объемов производства  кондитерских
продуктов в натуральном и денежном выражении.
     3.3.2. Обеспечение рентабельности производства.
     3.3.3. Повышение  показателей оплаты труда работников предприятий
кондитерской промышленности.
     3.3.4. Улучшение социальной обстановки в сельской местности.
   
     4. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
   
     Для достижения   развития   кондитерской  отрасли  на  территории
Пензенской   области   целесообразно   выделить   следующие   основные
направления.
   
     4.1. СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
   
     Реализация вышеперечисленных   задач  требует  применения  нового
подхода - кластеро-ориентированной региональной промышленной политики.
     4.1.1. Построение  кондитерского  кластера может осуществляться в
трех сценариях:
     1. "Сверху  вниз",  т.е.  с  первоочередным  образованием органов
совещательной  координации  и  мониторинга,   определением   стратегии
кластера в целом и его ресурсной поддержкой.
     2. "Снизу  вверх",  т.е.  выстраивание   отдельных   проектов   и
программ, интегрирующих потенциальных участников кластера.
     3. Смешанный вариант, когда параллельно во времени сочетаются оба
подхода.
     Третий сценарий представляется наиболее приемлемым для настоящего
этапа развития экономики Пензенской области.
     4.1.2. При  создании  кластера  необходимо  учитывать   следующие
условия:
     1. Условия  факторов  производства,   их   качества   и   степени
специализации:
     - природные ресурсы;
     - человеческие ресурсы;
     - финансовые ресурсы;
     - физическая инфраструктура;
     - административная инфраструктура;
     - информационная инфраструктура;
     - научно-исследовательский потенциал.
     2. Условия для конкуренции и стратегического развития:
     - инвестиционный климат;
     - наличие конкурентов и свобода конкуренции.
     3. Условия спроса:
     - наличие требовательных местных потребителей;
     - наличие уникальных потребностей клиентов;
     - специализированный  спрос на продукцию или услуги регионального
предприятия, которые могут быть востребованы на глобальном рынке.
     4. Связанные или поддерживающие отрасли:
     - наличие квалифицированных поставщиков;
     - наличие конкурентоспособных, связанных отраслей.
     4.1.3. Проведенный анализ потенциальных участников  кондитерского
кластера   Пензенской   области   выявил  целесообразность  применения
горизонтально интегрированного подхода,  при котором  основной  акцент
развития  кондитерских  предприятий-производителей области делается на
создание мощной инфраструктуры с участием государственных, финансовых,
общественных,  научных,  коммерческих и прочих институтов процесса, на
разработку  мер  по  стимулированию  инновационной  и   инвестиционной
деятельности.  При  этом  субъектами  хозяйственной деятельности,  для
оказания государственной и муниципальной поддержки, являются не только
производители  готовой  кондитерской  продукции,  но  и  производители
ресурсов,  ингредиентов и сопутствующих товаров, предприятия общепита,
специализирующиеся  на  производстве кондитерской продукции (например,
"Шоколадница" и т.д.),  а также компании, оказывающие сервисные услуги
в продвижении пензенской кондитерской продукции.
   
     Диаграмма создания,    развития    и    взаимодействия   структур
кондитерского кластера в Пензенской области приведена на рис. 1.
   
   ДИАГРАММА СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУР КОНДИТЕРСКОГО КЛАСТЕРА (рис. 1)
   
   |—————————————————————————————|                |———————————————————————|                           |———————————————————|
   |- Управление промышленности, |  Предложения   |Органы государственной |          Финансы          |Районные агентства |
   |  транспорта и связи;        |———————————————>|и муниципальной власти |——————————————————————————>|поддержки малого   |
   |- Управление сельского       |  по развитию   |——|————————————————————|        |—————————————————>|предпринимательства|
   |  хозяйства;                 |  кластера         |- Административный ресурс;   |                  |———————————————————|
   |- Отдел туризма и сферы услуг|                   |- Нормативно-правовые акты;  |                - Координация;
   |—————————————————————————————|  Координация      |- Субсидирование;            |                - Субсидирование
   |——————————————|            /\   производственной |- Стимулирование             |
   |  Агенство по |  Консалтинг |    деятельности    |                             |                             |————————|
   |   развитию   |             |————————————————|   |                             |                   |—————————| БАНКИ  |
   |промышленности|———————————|                  |   |                             |        Кредиты    |         |        |
   |——————————————|           |                  |   |                             |                   |         |————————|
                              |                  \/  \/                            |                   |
   |——————————————|           |                 |———————————————————————————|      |                   |      |———————————|
   | Учреждения   |           |————————————————>|   Предприятия области,    |<—————|                   |      | Лизинговые|
   | образования  |    Подготовка кадров        |производящие кондитерскую  |<—————————————————————————|      | компании  |
   |(ВУЗы, ССУЗы) |<———————————————————————————>|         продукцию         |            Оборудование         |           |
   |——————————————|    Технологии               |    и ингредиенты к ней    |<————————————————————————————————|———————————|
   |——————————————|<———————————————————————————>| (крупные, средние и малые,| - Создание "Экспо-центра";      |———————————|
   |     НИИ      |      Подбор                 |      включая общепит)     |<———————————————————————————————>| - ТПП;    |
   |——————————————|      производственных    |—>|—————————|————————————————|| - Организация специализированных| - ЦНТИ    |
                         площадок            | /\/\/\     |          /\/\/\|    выставок                      |———————————|
   |————————————————————|<———————————————————|  | | |     |           | | ||                       Статистический учет всех
   |Пензенское агентство|                       | | |     |           | | ||                       предприятий и продукции
   |инвестиций и        |                       | | |Канал|           | | ||
   |развития            | Организация           | | |сбыта|           | | ||                                  |———————————|
   |————————————————————| информационных        | | |     |           | | ||—————————————————————————————————>| Пензастат |
                          мероприятий           | | |     |Продвижение| | |                                   |———————————|
   |———————————————————|  в СМИ                 | | |     |продукции  | | |————————————————————————|Контроль качества всех
   |Департамент        |<———————————————————————| | |     |           | |———————————————————————|  |кондитерской продукции,
   |информационной     |     |————————————————————| |     |           |                         |  |реализуемой в области
   |политики и средств |     |    |—————————————————|     |           |                         |  |
   |массовой информации|     |    |                       |           |                         |  |—————>|———————————————|
   |———————————————————|     |    |   Сырье и             |           |—————————————————————|   |——————|  |Контролирующие |
   Создание и обновление     |   \/   материалы           \/                 - Дистрибуция; | Внедрение|  |органы         |
   интернет-страниц на сайте ||——————————————|    |—————————————————————————|- Продвижение; | систем   |  |———————————————|
   Правительства             ||Производители |    |- Торгово-розничная сеть;|- Исследования;\/качества |——————|
   |————————————————|        ||ресурсов и    |    |- Оптовая торговля;      |- Логистика|—————————————|    |——|—————————|
   |- Отдел         |<———————||сопутствующих |<——>|- Сфера услуг, туризма и |           |  Сервисные  |    |  ЦСМ, ЦИС  |
   |  информатизации|         |товаров       |    |  общепита               |<—————————>|   компании  |    |            |
   |————————————————|         |——————————————|    |—————————————————————————|           |—————————————|    |————————————|
   

     4.2. Создание рыночной инфраструктуры
   
     Организация и  развитие кондитерского кластера в рамках настоящей
концепции и концепции промышленной политики Пензенской области  должно
основываться на создании единого производственно-коммерческого цикла:
     - научно-техническое обеспечение  (разработка  новых  технологий,
нового оборудования, новых видов материалов и продукции);
     - обеспечение   производственными   ресурсами   (производство   и
доставка сырья, материалов и энергоресурсов);
     - привлечение финансовых ресурсов;
     - производство полуфабрикатов и сопутствующих товаров;
     - производство готовой продукции;
     - реализация  и  сервисное  обслуживание  (организация совместных
ярмарок-продаж,  дистрибуция,  логистика,   проведение   маркетинговых
исследований и PR-компаний).
     4.2.1. Технологическое, научное и инновационное направление.
     В настоящее  время  изменились  условия  конкурентной борьбы.  На
смену  ценовой  конкуренции,  основанной  на   максимальном   снижении
себестоимости  и  цены  продукции,  приходит конкуренция,  связанная с
созданием  уникального  по  своим  качествам   продукта   с   высокими
потребительскими свойствами.
     Продукция кондитерской промышленности усложняется, расширяется ее
ассортимент   и   разнообразие   потребительских  свойств  выпускаемых
товаров.  Устаревшие технологии оказываются не в состоянии производить
востребованный на рынке продукт. Для поддержания конкурентоспособности
товара необходимо постоянно совершенствовать процесс его производства,
углубляя    степень    переработки    продукции   и   создавая   новые
потребительские качества.
     Совершенствование технологического процесса возможно на следующих
стадиях:
     1. Производство и заготовка сырья.
     2. Переработка сырья и получение готовой продукции.
     Новые технологии      переработки     сырья     и     непрерывное
совершенствование готовой продукции позволят организациям кондитерской
промышленности  повышать  качество  и  снижать  себестоимость  готовой
продукции, создавать уникальные потребительские свойства товаров.
     Инновации в   производственном   процессе   и   совершенствование
потребительских   свойств   товара   позволят    создать    устойчивое
конкурентное  преимущество  и  гарантировать  сбыт готовой продукции с
получением высокого уровня рентабельности.
     3. Упаковка готовой продукции.
     Основным требованием  повышения  эффективности   технологического
процесса  при  упаковке  готовой  продукции является увеличение сроков
хранения  готовой  продукции.  Продукция  длительного  срока  хранения
меньше   подвержена  влиянию  сезонных  ценовых  колебаний,  позволяет
сглаживать  колебания  конъюнктуры  рынка  и  спроса,  а  значит,   ее
производство  приведет  к  повышению прибыльности всей технологической
цепочки.
     Современный дизайн   упаковки   и   ее  качественная  полиграфия,
применение  торговых   марок   (брендов)   позволят   резко   повысить
узнаваемость продукции и ее привлекательность для потребителя.
     Использование научного   потенциала   позволит    непрерывно    и
целенаправленно  совершенствовать  производственный  процесс  на  всех
стадиях, от заготовки сырья до реализации готовой продукции.
     Привлечение научного потенциала позволит совершенствовать систему
подготовки кадров для кондитерской промышленности, которая бы отвечала
постоянно    возрастающим   требованиям   технического   прогресса   и
усиливающейся конкуренции.
     4.2.2. Развитие   интеграционных  процессов  и  совершенствование
договорных отношений между организациями кондитерской промышленности и
сельскохозяйственными товаропроизводителями.
     Данные договорные  отношения  будут  способствовать  формированию
заказа  кондитерской  промышленности на продукцию сельского хозяйства,
что позволит снизить зависимость от  ввозимого  в  Пензенскую  область
сельскохозяйственного      сырья,      снизить      сбытовые     риски
сельскохозяйственных товаропроизводителей и развить новые  направления
в сельскохозяйственном производстве Пензенской области.
     4.2.3. Формирование условий для создания единых сбытовых компаний
или организация эффективного взаимодействия областных производителей с
торговыми сетевыми компаниями.
     Данное направление  позволит  сконцентрировать усилия организаций
кондитерской   промышленности   Пензенской   области    в    следующих
направлениях:
     - интенсификация коммерческих (сбытовых и маркетинговых) усилий;
     - продвижение (различного рода реклама) и сбыт продукции;
     - создание   и   маркетинговое   сопровождение   торговых   марок
(брендов);
     - проведение маркетинговых исследований целевых рынков сбыта;
     - проведение единой ценовой и рекламной политики;
     - создание в других  регионах  оптовых  площадок  по  продвижению
производимой в Пензенской области продукции;
     - создание фирменных розничных  сетей  на  территории  Пензенской
области,  гарантирующих  высокое  качество  продукции и низкие цены за
счет исключения цепочек посредников.
     4.2.4. Финансовые ресурсы.
     Учитывая высокую рентабельность и  скорость  оборота  капитала  в
кондитерской  промышленности,  быструю окупаемость инвестиций,  данная
отрасль является привлекательной  для  банковского  и  инвестиционного
капитала.   Именно   указанные   условия   создают   возможность   для
классического слияния промышленного и банковского капитала  с  быстрой
капитализацией  отрасли  и создания финансовых предпосылок дальнейшего
развития отрасли и увеличения объемов производства.
     Создание замкнутых   производственных   цепочек   с  привлечением
финансовых  ресурсов  для   постепенной   модернизации   всех   стадий
производственного  процесса  станет  основой для интенсивного развития
как кондитерского кластера,  так в целом  пищевой  и  перерабатывающей
промышленности и сельского хозяйства Пензенской области.
   
     4.3. Государственная политика
   
     Государственная политика   развития  кондитерской  промышленности
осуществляется посредством проведения:
     1. Налоговой,   инвестиционной   политики,   ориентирующихся   на
максимально возможный льготный режим и поддержку вновь  создаваемых  и
модернизируемых в соответствии с целями и задачами настоящей Концепции
производств.
     2. Бюджетной  и  промышленной политики через выделение в бюджетах
всех  уровней  бюджетной  системы  Пензенской   области   средств   на
разработку  и  реализацию областных целевых программ,  соответствующих
приоритетам настоящей Концепции.
     Правильно выбранные   методы  государственной  политики  являются
одними  из  важнейших  внешних  условий,   обеспечивающих   достижение
конечного эффекта всех звеньев кондитерского кластера. Причем развитие
этого направления требует финансовой поддержки  Пензенской  области  в
размерах, доступных для областного бюджета и дающих быструю отдачу.
   
     5. МЕХАНИЗМЫ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
   
     5.1. Механизмами реализации настоящей Концепции являются:
     5.1.1. Областные   целевые    программы;    административные    и
экономические (включая налоговые) преференции.
     5.1.2. Отраслевые       соглашения       (соглашения        между
сельскохозяйственными       товаропроизводителями,       организациями
кондитерской  промышленности,  предприятиями  и  организациями   сферы
услуг,  торговыми сетевыми компаниями, органами государственной власти
и  местного  самоуправления),   направленные   на   достижение   целей
Концепции.
     5.1.3. Информационное обеспечение процесса реализации Концепции.
     5.2. В  числе  первоочередных мероприятий для создания и развития
кондитерского кластера является:
     5.2.1. Создание  постоянно  действующей рабочей группы,  в состав
которой  войдут  представители  Правительства  области,  управлений  и
ведомств,  Агентства по развитию промышленности, Пензенского агентства
инвестиций   и   развития,   учреждений   образования,    промышленных
предприятий,   специализированных   НИИ,   ТПП,  Пензастата,  районных
агентств   поддержки    малого    предпринимательства,    Департамента
информационной политики и средств массовой информации,  ЦСМ и органов,
контролирующих  качество  реализуемой  в  Пензенской  области  пищевой
продукции.
     Задача, стоящая перед рабочей группой,  - разработка Программы по
активизации развития кондитерских производств на территории Пензенской
области путем  создания  соответствующих  условий  объединения  усилий
хозяйствующих   субъектов,  государственных  институтов,  общественных
организаций для образования и развития кондитерского кластера.
     5.2.2. Проведение работ по выявлению и анализу факторов, влияющих
на эффективность функционирования кластерной  системы  в  региональном
промышленном комплексе, согласно таблице 1.
   
     Таблица 1
   
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|  N |                    Наименование факторов                    |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|    | Ресурсно-конъюнктурные                                      |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|  1 | Состояние природно-ресурсной базы области                   |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|  2 | Масштаб конкуренции и рыночная конъюнктура                  |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|  3 | Использование производственных мощностей и ресурсной базы   |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|    | Производственно-экономические                               |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|  4 | Количество предприятий, работающих в отрасли промышленности |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|  5 | Интеграция предприятий в отрасли                            |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|  6 | Экономический эффект масштаба                               |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|  7 | Численность занятых в отрасли и уровень оплаты труда        |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|  8 | Тип производственной системы                                |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|  9 | Стиль управления предприятием                               |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
|    | Организационно-логистические                                |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
| 10 | Размер и скорость роста рынка                               |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
| 11 | Простота и легкость входа и выхода на рынок                 |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
| 12 | Прибыльность отрасли                                        |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
| 13 | Стадия экономического цикла                                 |
|————|—————————————————————————————————————————————————————————————|
   

     5.2.3. Разработка  предложений   по   обеспечению   стимулирующих
условий  для  расширения  масштабов производства и инвестиций (налоги,
тарифы,  амортизация и др.),  создания  дополнительных  рабочих  мест,
обеспечения  квалифицированными  кадрами,  пресечения  ввоза в область
контрафактной продукции,  совершенствования политики  Правительства  в
области поддержки и развития кондитерского кластера.
     При этом необходимо провести анализ применения европейского опыта
стимулирования малых инновационных предприятий, в том числе и в рамках
кластерных промышленных систем:
     - прямое финансирование (субсидии,  займы), которые достигают 50%
расходов на создание новой продукции  и  технологий  (Франция,  США  и
другие страны);
     - предоставление  ссуд,  в  том  числе  без   выплаты   процентов
(Швеция);
     - целевые   дотации   на   научно-исследовательские    разработки
(практически во всех развитых странах);
     - создание  фондов  внедрения  инноваций  с   учетом   возможного
коммерческого    риска    (Англия,   Германия,   Франция,   Швейцария,
Нидерланды);
     - безвозмездные   ссуды,  достигающие  50%  затрат  на  внедрение
новшеств (Германия);
     - снижение     государственных    пошлин    для    индивидуальных
изобретателей (Австрия, Германия, США и др.);
     - отсрочка   уплаты   пошлин   или   освобождение  от  них,  если
изобретение касается экономии энергии (Австрия);
     - бесплатное  ведение  делопроизводства по заявкам индивидуальных
изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от
уплаты пошлин (Нидерланды, Германия).
     Кроме разработки   новых   стимулирующих   условий,    необходимо
продумать    механизм    эффективного    действия    раннее   принятой
нормативно-правовой базы:
     - Закон  Пензенской  области от 20.09.2005 N 834-ЗПО "О Программе
стимулирования роста объемов промышленного производства и технического
перевооружения промышленности Пензенской области на 2005-2008 годы";
     - Закон Пензенской области от 20.09.2005 N 867-ЗПО  "О  Программе
развития   и   поддержки  малого  предпринимательства  и  крестьянских
(фермерских) хозяйств в  Пензенской  области  на  2006-2008  годы"  (с
утвержденным  Порядком предоставления муниципальным районам Пензенской
области  субсидий  на  развитие  рыночной   инфраструктуры   в   части
реализации   программных   мероприятий   по  развитию  кондитерских  и
деревообрабатывающих производств);
     - Закон   Пензенской   области   от   20.09.2005  N  864-ЗПО  "Об
инвестициях в Пензенской области".
   
     6. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
   
     Мониторинг заключается  в  контроле  за   реализацией   Концепции
создания  и  развития  кондитерского  кластера  Пензенской  области на
2006-2008 годы,  разработкой и выполнением соответствующих программ  в
Пензенской  области  и  предусматривает исследование и прогнозирование
тенденций  развития  кондитерской  промышленности,  оценку  проблем  и
эффективности мероприятий.
     Мониторинг промышленной    политики    осуществляется    органами
исполнительной власти области с участием государственных,  финансовых,
общественных,  научных,  коммерческих и прочих институтов  процесса  и
включает в себя:
     - мониторинг   и   анализ   деятельности   предприятий   и   всей
кондитерской промышленности в целом;
     - мониторинг товарных рынков по  схемам  "спрос  -  предложение",
"ввоз -вывоз" товаров, сырья, материалов, оборудования;
     - банк  данных  инвестиционных   и   инновационных   проектов   в
кондитерской отрасли;
     - справочники кондитерской продукции и сервисных услуг в  области
кондитерского кластера.
     Для обеспечения комплексного подхода  к  мониторингу  создания  и
развития  кондитерского  кластера необходимо создание единой областной
базы данных,  формируемой из  различных  информационных  источников  -
органов   исполнительной   власти   Пензенской  области,  промышленных
предприятий и иных источников.
   

                              __________


     Приложение N 2
     УТВЕРЖДЕН
     распоряжением Правительства
     Пензенской области
     от 2 мая 2006 г.  N 101-рП
   

                                СОСТАВ
           рабочей группы по разработке Программы развития
             кондитерского кластера в Пензенской области
   
Текеев М.А.-Х.       - заместитель     Председателя      Правительства
                       Пензенской   области   -  начальник  Управления
                       инвестиций и инноваций -  председатель  рабочей
                       группы

Резниченко В.Г.      - заместитель      Председателя     Правительства
                       Пензенской  области  -   начальник   Управления
                       сельского  хозяйства - заместитель председателя
                       рабочей группы

Косой М.Г.           - исполняющий обязанности  начальника  Управления
                       экономики   Пензенской  области  -  заместитель
                       председателя рабочей группы

Куряев В.И.          - начальник Управления промышленности, транспорта
                       и  связи  Правительства  области  - заместитель
                       председателя рабочей группы

Члены рабочей группы:

Авроров В.А.         - заведующий    кафедрой    технологии    пищевых
                       производств      Пензенской     государственной
                       технологической академии (по согласованию)

Акимов А.Ю.          - исполнительный       директор        ассоциации
                       промышленников     Пензенской    области    (по
                       согласованию)

Артюшин К.В.         - председатель        Пензенской        областной
                       торгово-промышленной палаты (по согласованию)

Васильченко Н.Г.     - директор    агентства    содействия    развитию
                       промышленности    Пензенской    области     (по
                       согласованию)

Волчихин В.И.        - ректор       Пензенского       государственного
                       университета (по согласованию)

Гайдученко Е.А.      - начальник  отдела  Управления   промышленности,
                       транспорта и связи Правительства области

Голяев Е.В.          - председатель  Совета директоров ОАО "Визит" (по
                       согласованию)

Заложников А.В.      - начальник  отдела   туризма   и   рынка   услуг
                       Правительства области

Зотов А.Д.           - исполнительный    директор    ЗАО   "Пензенская
                       кондитерская фабрика" (по согласованию)

Иссаков И.И.         - генеральный     директор     ООО     "Бековский
                       пищекомбинат "Октябрь" (по согласованию)

Катышкин Ю.Г.        - директор ФГУ "Пензенский ЦСМ" (по согласованию)

Кислов А.И.          - начальник  Департамента информационной политики
                       и  средств   массовой   информации   Пензенской
                       области

Лебедев В.А.         - начальник    отдела   милиции   по   борьбе   с
                       правонарушениями в сфере потребительского рынка
                       и исполнению административного законодательства
                       при УВД Пензенской области (по согласованию)

Моисеев В.Б.         - ректор        Пензенской        государственной
                       технологической академии (по согласованию)

Попов М.А.           - генеральный   директор   Пензенского  агентства
                       инвестиций и развития (по согласованию)

Скачков Ю.П.         - Министр образования и науки Пензенской области

Шеменев С.А.         - руководитель      территориального       органа
                       Федеральной  службы  государственной статистики
                       по Пензенской области (по согласованию)



Информация по документу
Читайте также