Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Пензенской области от 03.07.2012 № 358-рППРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 03 июля 2012 г. N 358-рП г. Пенза Об утверждении Концепции развития культуры в Пензенской области на период до 2020 года (В редакции Распоряжения Правительства Пензенской области от 30.08.2013 г. N 446-рП) В соответствии с Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО "О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями), учитывая значимость культуры для развития Пензенской области, ее определяющую роль в формировании гражданского общества, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями): 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития культуры в Пензенской области на период до 2020 года. 2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости". 3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы культуры и искусства. Губернатор Пензенской области В.К.Бочкарев __________________ УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Пензенской области от 03 июля 2012 г. N 358-рП КОНЦЕПЦИЯ развития культуры в Пензенской области на период до 2020 года (В редакции Распоряжения Правительства Пензенской области от 30.08.2013 г. N 446-рП) Введение В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, отмечается, что повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого потенциала в социально-экономическом процессе. Ведущая роль в формировании человеческого потенциала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами: переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества; по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры. Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного дела, концертной и театральной деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры и искусства. Широкое внедрение инноваций позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества. Концепция представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов региональной государственной политики в сфере культуры, ориентированных на последовательное реформирование отрасли, призванное реализовать все ее функции, обеспечить ее максимальное соответствие современным потребностям населения, повышение роли культуры в формировании активной личности, равный доступ к культурным ценностям всех групп и слоев населения. Государственная политика в сфере развития культуры в Пензенской области направлена на сохранение культурного наследия и развитие культурного многообразия, на повышение уровня вовлеченности жителей Пензенской области в культурную жизнь региона, расширение ассортимента культурных услуг для социально незащищенных слоев населения. Положения Концепции опираются на ранее утвержденные региональные долгосрочные целевые программы развития сферы культуры, сохраняя преемственность в их отношении, на комплексную оценку состояния сферы культуры и прогноз ее развития, на данные официальной государственной отраслевой, социальной и экономической статистики. Концепция не содержит конкретных мероприятий, она носит установочный характер, но может быть использована при разработке программ, планов, проектов органами государственной власти и учреждениями культуры различных организационно-правовых форм. Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений характера, масштаба и содержания проблем развития сферы культуры, а также конкретизироваться в других концептуальных, стратегических, нормативных правовых актах, затрагивающих вопросы развития культуры в Пензенской области. Анализ состояния, проблем и оценка потенциала отрасли культуры в Пензенской области Пензенская область обладает значительным культурным потенциалом: богатейшее историко-культурное наследие и разнообразная сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования. Осознавая важную роль культуры в современном обществе, и рассматривая ее в качестве одного из важнейших ресурсов не только социального, но и экономического развития региона ежегодно увеличивается доля ассигнований на культуру в общих расходах консолидированного бюджета Пензенской области, в 1998 году она составляла 2,6%, а в 2011 году - 3,8%. В настоящее время культура в Пензенской области представлена обширной многопрофильной сетью учреждений культуры и искусства: |————————————————————————————————————————————————————————————|————————| | Вид учреждения культуры | Коли- | | | чество | |————————————————————————————————————————————————————————————|————————| Театры 5 Концертные организации 1 Клубы 614 Общедоступные (публичные) библиотеки 624 Музеи 10 Парки 9 Зоопарки 1 Средние специальные учебные заведения культуры и искусства 4 Муниципальные учреждения дополнительного образования детей 59 В учреждениях культуры и искусства Пензенской области работает 9079 человек, в том числе специалистов 5931 человек, из которых 38,5% работников имеют высшее образование, 49,4% - среднее специальное образование и 12% - общее образование. Из специалистов, имеющих общее образование, 31,1% специалистов в настоящее время обучается в вузах, 14,0% - в ССУЗах, в связи с чем в ближайшие годы ожидается значительное качественное улучшение уровня специалистов отрасли, что особенно актуально для сельских муниципальных образований. В 2011 году средняя заработная плата работников культуры составила 7,2 тыс. рублей, в том числе средняя заработная плата в государственных учреждениях культуры составила 9,6 тыс. рублей и в муниципальных учреждениях культуры - 6,7 тыс. рублей. Анализируя динамику заработной платы с 2002 года, можно сделать вывод, что средняя заработная плата по отрасли "Культура" выросла в 5 раз, однако средняя заработная по Пензенской области за тот же период выросла в 5,7 раза. Таким образом, заработная плата работников культуры остается самой низкой в социальной сфере и составляет на сегодняшний день лишь 45% от средней заработной платы по Пензенской области. Из-за низкого уровня заработной платы работников отрасль культуры остается малопривлекательной сферой профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Внедрение новых форм финансирования бюджетных услуг, оказываемых населению в сфере культуры, сегодня направлено на повышение ответственности поставщиков этих услуг в лице бюджетных учреждений, сосредоточения большего объема услуг, а следовательно, и финансовых ресурсов у наиболее эффективных поставщиков, а в перспективе - на повышение конкурентоспособности предоставления услуг путем привлечения на рынок бюджетных услуг новых поставщиков, в том числе из частного сектора. Одной из проблем отрасли, сдерживающей ее развитие, является то, что иные субъекты культурной деятельности, помимо бюджетных, с их интересами и стратегиями действия в сложившуюся систему государственной и муниципальной культуры еще практически не вовлечены. Культурно-историческое наследие Историко-культурное наследие Пензенской области представляет собой капитал невозместимой ценности. На территории Пензенской области расположено 367 объектов культурного наследия, 46 из которых имеют статус памятников истории и культуры федерального значения, 321 объект имеет статус памятников истории и культуры регионального значения. Наибольшее количество объектов культурного наследия расположено в городе Пензе - 150. Остальные располагаются в муниципальных районах Пензенской области. 13 городов и сел Пензенской области, сохранившие историческую планировочную структуру, ценные градостроительные ансамбли и комплексы, памятники истории и культуры, отнесены к числу исторических населенных мест России. Это Пенза, Кузнецк, Сердобск, Нижний Ломов, Белинский, Беднодемьяновск, Городище, Вадинск, Мокшан, Наровчат, село Лермонтово, Ершово, Поим Белинского района. На территории Пензенской области расположен особо ценный объект культурного наследия "Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" (Указ Президента Российской Федерации от 02.04.1997 "О включении отдельных объектов в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации". Ежегодно ремонтно-реставрационные работы ведутся на 6-7 объектах культурного наследия с участием бюджетов всех уровней. SWOT-анализ сферы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Пензенской области Сильные стороны Слабые стороны Историко-культурное наследие Отсутствует система постоянного Пензенской области уникально по мониторинга в части охраны объектов богатству и видовому разнообразию. культурного наследия с использованием Большое количество населенных необходимых социальных и экономических пунктов области является индикаторов оценки эффективности. привлекательным для туристов с Отсутствие объектов культурного точки зрения их наследия муниципального (местного) историко-культурного наследия. значения. Идентичность и своеобразие Недостаточная экономическая выгода историко-культурного наследия от пользования памятниками. обеспечивают условия для Несовершенство нормативно-правовой формирования гражданской гордости базы в области сохранения, и чувства принадлежности к использования, популяризации и местному сообществу у жителей и государственной охраны объектов создают положительный образ культурного наследия. Пензенской области в Замедленные темпы внедрения механизма общероссийском и глобальном государственно-частного партнерства в контексте развития территорий. данной сфере. Активное вовлечение объектов Слабая социальная реклама в сфере историко-культурного наследия в охраны объектов культурного наследия. культурную жизнь региона создает условия для повышения его инвестиционной привлекательности. Органом исполнительной власти Пензенской области, уполномоченным по сохранению объектов культурного наследия, является Управление культуры и архива Пензенской области. В составе Управления имеется структурное подразделение - отдел охраны объектов культурного наследия, осуществляющее полномочия по сохранению и государственной охране памятников истории и культуры, которое активно сотрудничает с государственными учреждениями, общественными организациями и иными организациями, чья деятельность так или иначе связана с сохранением историко-культурного наследия. Возможности Угрозы Принятие долгосрочной целевой Нарастающая угроза невосполнимых программы сохранения и потерь в культурном наследии. популяризации объектов культурного Разрушение (физическая утрата) наследия, увеличивающей бюджетные памятников истории и культуры. расходы на данные цели. Участие Уничтожение или повреждение памятников частных инвесторов и общественных истории и культуры, а также организаций в сохранении и культурного слоя в процессе развитии историко-архитектурной строительных работ. Нанесение среды. Организация получения до- гражданами ущерба памятникам истории и полнительного профессионального культуры в силу недостаточной образования специалистов в области пропаганды культурного наследия среди сохранения и государственной детей и юношества, а также слабой охраны объектов культурного насле- информированности населения в целом. дия. Создание системы популяриза- ции историко-культурного наследия Пензенской области. (Раздел в редакции Распоряжения Правительства Пензенской области от 30.08.2013 г. N 446-рП) Музейная деятельность Музеи в Пензенской области являются не только хранителями своих собраний и важнейшей составляющей культурного потенциала региона, но и обретают значение образовательно-воспитательных институтов, активно принимающих участие в формировании исторического и культурного самосознания, патриотического воспитания граждан. 10 музеев в Пензенской области имеют статус юридических лиц, 7 из которых расположены в сельской местности. Остальные функционируют как отделы краеведения муниципальных учреждений культуры в Пензенской области. На территории Пензенской области (с. Лермонтово Белинского района) расположен 1 музей федерального подчинения - ФГБУК "Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы". Количество экспонатов основного музейного фонда музея "Тарханы" составляет 16 202 предмета, посещаемость музея составляет примерно 200 000 человек в год. В Пензенской области также функционирует 3 государственных музея областного подчинения, среди которых: ГБУК "Пензенский государственный краеведческий музей" (число единиц основного музейного фонда - 95748 единиц), ГБУК "Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого" (число единиц основного музейного фонда - 26527 единиц), ГБУК "Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области" (число единиц основного музейного фонда - 33609 единицы). Все государственные музеи Пензенской области имеют официальные сайты и страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В музейную деятельность Пензенской области активно внедряются современные компьютерные и информационные технологии. На сегодняшний день во всех государственных музеях Пензенской области установлена и функционирует система КАМИС - самая мощная современная музейная информационная система, обеспечивающая решение широкого круга музейных задач. 17% от общего числа музейных экспонатов занесено в музейную электронную базу данных. За последние годы наблюдается положительная динамика посещаемости гражданами музеев в Пензенской области. Так, в 2009 году посещаемость музеев в Пензенской области составила 435400 человек, в 2011 году эта цифра составила 456900 человек. Государственные и муниципальные музеи Пензенской области активно разрабатывают региональные туристические маршруты. Развитие историко-культурного туризма является реальной возможностью повышения посещаемости музеев в Пензенской области. SWOT-анализ деятельности музеев: Сильные стороны Слабые стороны В государственных и муниципальных Слабая материально-техническая база музеях Пензенской области сохраняется большинства музеев области. уникальное историко-культурное Недостаток фондовых площадей, наследие. Музейная деятельность нерешенные проблемы обеспечения охватывает значительную территорию нормативных условий хранения фондовых области, используется форма коллекций. передвижных музейных выставок. Низкий уровень информатизации Музейные программы формируют музеев сдерживает исследовательскую и историческое и культурное учетно-хранительскую деятельность самосознание, гражданскую гордость, музеев и возможности креативного и способствуют патриотическому инновационного подхода к созданию воспитанию молодого поколения. В новых музейных продуктов и музеях ведется образовательных программ. научно-исследовательская деятельность. Музеи являются основой Недостаточность государственной для развития в регионе поддержки по пополнению музейных культурно-познавательного туризма. коллекций. Накоплен положительный опыт Отсутствие механизмов компенсации взаимодействия с профессиональным выпадающих доходов от обслуживания сообществом иных сфер культуры и музеями льготных категорий граждан. искусства области. Имеется потенциал Низкая заработная плата работников для создания достойных музеев обуславливает кадровые конкурентоспособных продуктов. В проблемы. Недостаточный уровень области имеется собственная база по квалификации специалистов музейной реставрации музейных предметов. сферы. Продвижение музейных продуктов затруднено в силу отсутствия в музеях PR-специалистов. Возможности Угрозы Развитие информатизации музейной Утрата музейных коллекций вследствие деятельности. Грантовая поддержка необеспечения безопасных и музейных проектов. Творческие нормативных условий хранения. кластеры как возможность Отсутствие возможности привлечения взаимодействия с туристским бизнесом. внебюджетных источников Развитие въездного туризма. финансирования, снижение уровня Популяризация музейных проектов и доходов населения. Слабое развитие мероприятий в средствах массовой внутреннего туризма. информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Развитие издательской деятельности музеев. Культурно-досуговая деятельность Организация творческого досуга и обеспечение населения услугами учреждений культурно-досугового типа осуществляются преимущественно органами местного самоуправления в Пензенской области. В области осуществляют деятельность 614 муниципальных и государственных учреждений культурно-досугового типа, в которых работают преимущественно на бесплатной основе 5728 клубных формирований с числом участников около 80 тыс. человек. На одно культурно-досуговое учреждение в Пензенской области приходится в среднем 9 клубных формирований (средний показатель по России 8 клубных формирований). Количество участников клубных формирований ежегодно увеличивалось, что привело к увеличению процента охвата населения занятиями в творческих объединениях и коллективах, сегодня он составляет 5,7%. Растет и количество проводимых культурно-досуговых мероприятий для населения, в том числе адресованных детям и подросткам. Доля последних, в общем количестве мероприятий, составляет более 38%. В то же время, снижается показатель посещаемости населением Пензенской области платных культурно-досуговых мероприятий. Наметилась тенденция снижения количества зданий учреждений культурно-досугового типа, требующих капитального ремонта. При этом их доля в 18% от общего количества существенно превышает средний показатель доли зданий культурно-досуговых учреждений, находящихся в неудовлетво-рительном состоянии, по России (30,9%). Основная проблема, существующая в учреждениях клубно-досугового типа, - нехватка квалифицированных кадров в сельской местности. Всего 63% специалистов имеют профильное образование. С целью сохранения и восстановления традиционной народной культуры в регионе функционирует ГБОУ "Пензенский областной Дом народного творчества" (далее - Дом творчества). Дом творчества занимается аналитической, методической и просветительской работой, организует областные и межрегиональные мероприятия, направленные на сохранение народных традиций, промыслов и ремесел. В Пензенской области функционируют 10 муниципальных парков культуры и отдыха. Основной проблемой развития парков культуры и отдыха продолжает оставаться отсутствие на федеральном и региональном уровнях нормативной правовой базы по осуществлению государственного надзора за безопасностью аттракционов, устаревшая материально-техническая база парков. SWOT-анализ культурно-досуговой деятельности: Сильные стороны Слабые стороны Учреждения культурно-досугового 18% зданий нуждаются в капитальном типа предоставляют населению ремонте. Ежегодно сокращается сеть широкий спектр направлений муниципальных клубных учреждений, деятельности кружков и творческих снижается доступность культурных коллективов. услуг для жителей малонаселенных В области работает Пензенский сел и деревень. Слабо развита областной Дом народного внестационарная форма культурного творчества, оказывающий обслуживании населения. организационную и методическую Низкая заработная плата работников помощь муниципальным культурно-досугового профиля не культурно-досуговым учреждениям. способствует закреплению молодежи Многочисленная сеть учреждений на селе. Как следствие - нехватка культурно-досугового типа квалифицированных кадров в сельской обеспечивает организацию местности, отсутствие необходимого содержательного досуга населения. количества специалистов, владеющих В области утверждена долгосрочная современными знаниями в сфере целевая программа "Культура менеджмента и социокультурного Пензенской области на 2009-2013 проектирования. годы", в рамках которой предусмотрено направление субсидий из бюджета Пензенской области на цели, связанные с укреплением материльно-технической базы муниципальных учреждений культуры. Возможности Угрозы Грантовая поддержка коллективов Снижение доступности самодеятельного народного культурно-досуговых услуг для творчества. населения за счет продолжения Укрепление творческих связей сокращения сети учреждений профессиональных и любительских культурно-досугового типа при коллективов в сфере отсутствии альтернативных форм исполнительского искусства. культурного обслуживания. Профессиональное искусство Всего театрами и филармонией в 2011 году было показано 2250 спектаклей и концертов, обслужено 490,0 тыс. зрителей. В рамках реализации "Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года" разработан и реализуется комплекс мер по развитию театрального дела в Пензенской области. Около 70 процентов своего потенциала театры направляют на работу с детьми и семейной аудиторией. Ежегодно в Пензенской области создается около 30 премьерных спектаклей, из которых 23 для детей и юношества. Гибкая ценовая политика в отношении билетов на детские спектакли и концертные программы (от 50 до 200 рублей) делает искусство в Пензенской области доступным для значительной части населения. Приближению профессионального искусства к детям и юношеству способствуют реализуемые социально-культурные проекты "Театр - детям"" и "Молодежь театра - молодежи села". Традиционным стало проведение в области фестиваля "Мастера искусств - труженикам села" с участием ведущих творческих коллективов и солистов филармонии. Организация этих концертов включена в государственное задание ГАУК "Пензенская областная филармония". Среди имиджевых творческих акций, проводимых в регионе учреждениями профессионального искусства, можно отметить: - традиционный Всероссийский Лермонтовский праздник поэзии; - Фестиваль русского романса имени Г.А.Каревой; - Фестиваль "Лермонтов и музыка"; - Фестиваль искусств "Старгород-фестиваль"; - Фестиваль казачьей культуры "Вольница"; - Фестиваль хоровой музыки "Гласом моим ко Господу воззвах" имени А.А.Архангельского; - Кинофестиваль "Мужская роль" имени И.Мозжухина и другие. В Пензенской области действует система премий и стипендий, направленная на стимулирование творчества, поднятие престижа творческих профессий, поддержку талантливой молодежи, ведущих деятелей культуры и искусства. Самая престижная - премия Губернатора Пензенской области "За достижения в области литературы, журналистики, культуры и искусства", ежегодно выплачивается в общей сумме 900,0 тыс. рублей. Учреждения профессионального искусства ежегодно принимают участие в различных фестивалях и конкурсах. Так, в 2011 году труппа государственного бюджетного учреждения культуры "Пензенский областной театр "Кукольный дом" приняла участие в трех международных фестивалях, проходивших в России, Чехии, Иране; труппа государственного бюджетного учреждения культуры "Пензенский областной драматический театр имени А.В.Луначарского" - в театральных фестивалях, проходивших в регионах России и Государства Израиль. В 2012 году география фестивального движения государственных театров расширится за счет участия в международных театральных форумах в городах Турции, Польши и России. Филармонические коллективы "Миряне", "Вольница", "Джаз-круиз" приняли участие в трех всероссийских и международных фестивалях. Творческие союзы. Деятельность региональных творческих союзов поддерживается через систему мероприятий долгосрочной целевой программы "Культуры Пензенской области на 2009-2013 годы", а также присуждений ежегодных премий Губернатора Пензенской области в 10 номинациях и премии Управления культуры и архива Пензенской области - в двух номинациях. В 2010-2011 годах лауреатами региональных премий стали 22 деятеля культуры и искусства Пензенской области. Профессиональное искусство играет важную роль в воспитании граждан, прежде всего молодежи, формировании у них художественного вкуса, поэтому в регионе проводится целенаправленная работа по развитию профессионального искусства, в том числе по созданию условий для профессионального роста молодых артистов, поддержке и стимулированию их творческой деятельности, а в целом - по созданию положительного имиджа учреждений профессионального искусства Пензенской области в российском и международном культурном пространстве. SWOT-анализ сферы профессионального искусства: Сильные стороны Слабые стороны Театрально-концертные организации Несовершенство нормативной правовой выступают организаторами и базы в части меценатства и участниками многочисленных спонсорства в сфере искусства. престижных профессиональных Ввиду отсутствия на территории фестивалей и конкурсов, которые области высших специальных учебных способствуют формированию заведений - острая нехватка положительного имиджа Пензенской высококвалифицированных кадров в области в России и за рубежом. сфере исполнительского искусства Развивается гастрольная деятельность, внедряются новые формы оказания услуг населению. Внедряется электронная система продажи билетов, информирование о проводимых мероприятиях в информационно-телекоммуникацонной сети "Интернет", развивается институт волонтерства. Возможности Угрозы Строительство нового здания Неукомплектованность новых Пензенской областной филармонии и учреждений профессионального киноконцертного зала, работы по искусства квалифицированными реконструкции Центра театрального кадрами, неготовность большей части искусства "Дом Мейерхольда". населения в Пензенской области к Увеличение количества оборудованных восприятию подлинного площадок в муниципальных районах академиического искусства. и городских округах Пензенской области для проведения концертных и театральных мероприятий. Развитие гастрольной деятельности театров, увеличение количества новых постановок за счет бюджетного финансирования. Активизация продвижения региональных культурных продуктов за пределы области. Автономный тип областной филармонии дает широкую самостоятельность учреждению в ведении хозяйственной и экономической деятельности. Библиотечное обслуживание населения По итогам 2011 года читателями 624 общедоступных библиотек стали 652 тысячи человек, что на 5 тысяч 600 человек меньше уровня 2010 года. Основная причина - сокращение сети библиотек на 14 единиц в 11 муниципальных районах. При этом, в городе Пензе в 2011 году были открыты 4 новых библиотеки. Процент охвата населения региона библиотечным обслуживанием составляет 47% (в среднем по России - 38,7%, по Приволжскому федеральному округу - 43,7%). По сравнению с 2010 годом число посещений увеличилось на 39 тысяч и составило более 5 млн. посещений. В результате реализации долгосрочной целевой программы "Формирование информационного общества в Пензенской области на период до 2013 года" в 2011 году значительно увеличилось число библиотек, имеющих персональные компьютеры. По сравнению с 2010 годом оно возросло на 24% (в абсолютном показателе - на 146 библиотек) и составило 456 библиотек (это 73% от общего числа библиотек). Число персональных компьютеров в библиотеках в 2011 году составило 1132 единицы, что на 54% больше, чем в прошлом году. При этом не все библиотеки, имея в наличии компьютеры, подключены к сети "Интернет". Только 187 библиотек имеют доступ в "Интернет", что составляет 30% от общего количества библиотек. В 2010 году 149 библиотек были подключены к сети "Интернет". Используя имеющиеся компьютеры, библиотекари организуют курсы компьютерной грамотности для различных категорий населения. В библиотеках было организовано 840 курсов по обучению компьютерной грамотности для более 2700 граждан предпенсионного и пенсионного возраста. В 2011 году 33 библиотеки области продолжили работу по созданию электронных каталогов, из них 31 библиотека предоставляет доступ к электронным каталогам библиотек через "Интернет". Объем электронных каталогов библиотек увеличился по сравнению с прошлым годом на 54 тысячи записей и составил более 1 млн. записей. SWOT-анализ деятельности библиотек: Сильные стороны Слабые стороны Разветвленная сеть общедоступных Низкий уровень обновляемости библиотек обеспечивает доступность фондов и высокий уровень библиотечного обслуживания для изношенности имеющегося фонда в населения, в том числе детей и муниципальных библиотеках. юношества, играет большую роль в Материально-технические и кадровые культурном просвещении, воспитании ресурсы муниципальных библиотек не и образовании. Создается соответствуют современным инфраструктура и формируются требованиям. электронные ресурсы для перехода на Снижение основных показателей оказание населению государственных деятельности библиотек. услуг в электронном виде в режиме Старение кадров, недостаточное удаленного доступа. На базе количество специалистов с высшим государственных библиотек создана образованием. система получения дополнительного профессионального образования библиотечных работников области. В регионе осуществляется подготовка специалистов библиотечной сферы (среднее профессиональное образование). Библиотеками активно осуществляется массовая работа, расширяется перечень сервисных услуг для пользователей. Большое внимание уделяется доведению до населения социально значимой информации. Осуществляется межведомственное взаимодействие со сферой образования, молодежной политики, здравоохранения. В области учреждены ежегодные премии библиотечным работникам. (Таблица в редакции Распоряжения Правительства Пензенской области от 30.08.2013 г. N 446-рП) Возможности Угрозы Государственная поддержка Сокращение сети библиотек, актуальных направлений развития особенно в сельской местности. библиотек в рамках областных Снижение уровня целевых программ, проведение книгообеспеченности населения конкурсов профессионального библиотечными фондами. Низкий мастерства. Создание на базе уровень модернизации и внедрения общедоступных библиотек центров инноваций в библиотечной сфере. общественного доступа к социально Конкуренция со стороны значимой информации и культурных Интернет-среды, предоставляющей центров. свободный доступ к информации, в том числе вне рамок законодательства о защите авторских прав. Образование в сфере культуры и искусства Сеть образовательных учреждений культуры и искусства Пензенской области составляют 63 образовательные организации. В том числе: 4 профессиональные образовательные организации, 59 организаций дополнительного образования (детские музыкальные, художественные школы и школы искусств, цирковая школа). В них обучается 18100 учащихся. За последние три года рост контингента составил 26%. Процент охвата детей художественным образованием от общего количества детей от 5 до 17 лет включительно составил 18,2%. (В редакции Распоряжения Правительства Пензенской области от 30.08.2013 г. N 446-рП) В целях наиболее полного охвата детей художественным образованием на селе были созданы филиалы ДМШ, ДШИ и ДХШ, расположенные в общеобразовательных школах, дошкольных и культурно-досуговых учреждениях. В настоящее время открыт 301 филиал, в них обучается 7206 учащихся. Количество педагогов, работающих в образовательных учреждениях культуры и искусств в Пензенской области, - 1750 чел., из них 1501 чел. работают в ДМШ, ДШИ, ДХШ, 46,6% от общего числа преподавателей в школах имеют высшее специальное образование (в среднем по России доля преподавателей с высшим образованием от общего числа работников составляет 45,3 процента). Обеспеченность музыкальными инструментами и другим специальным оборудованием составляет 70% от потребности. Процент износа оборудования составляет 65%. Одним из важнейших направлений деятельности системы художественного образования является выявление и поддержка одаренных детей через систему творческих конкурсов, фестивалей, выставок по всем специальностям детского художественного образования. Одаренные дети Пензенской области успешно принимают участие в международных и всероссийских конкурсах, фестивалях, выставках. SWOT-анализ системы художественного образования: Сильные стороны Слабые стороны В регионе приняты и действуют Несовершенство нормативной правовой долгосрочные целевые программы базы системы образования в сфере "Культура Пензенской области на культуры и искусства (с учетом 2009-2013 годы" и "Дети Пензенской специфики деятельности). области" на 2009-2013 годы, Устаревшая учебная и предусматривающие государственную материально-техническая база поддержку детских школ искусств и учреждений среднего творчески одаренных детей. профессионального образования не Учреждениями среднего соответствует требованиям профессионального образования опережающей подготовки кадров, области осуществляется обучение по запросам работодателей. широкому спектру специальностей. Недостаточные социальные гарантии у Высококвалифицированный педагогических работников системы педагогический состав учебных художественного образования заведений обеспечивает высокий уровень подготовки специалистов. Возможности Угрозы Поддержка творчески одаренных детей Недооценка в социальной практике и молодежи через систему творческих роли художественной культуры как конкурсов, фестивалей, выставок по влиятельного фактора динамичного всем специальностям детского развития общества. художественного образования. Культурный нигилизм значительной Методическое обеспечение части молодежи, подвергающей деятельности образовательных сомнению и отрицанию ценностей учреждений в сфере культуры и искусства. Переход на платную искусства осуществляется областным систему обучения в системе учебно-методическим центром системы дополнительного и среднего культуры Пензенской области. профессионального образования детей в сфере культуры и искусства. Утрата массового характера обучения в детских школах искусств. Принципы развития культуры в Пензенской области В основе государственной политики в сфере развития культуры в Пензенской области лежат следующие принципы: системность и комплексность, рассматриваемые все направления развития культуры во взаимосвязи; обоснованность и приоритетность, обусловленные складывающейся социально-экономической обстановкой в стране и регионе; историческая преемственность; непрерывное и поступательное развитие культуры; учет интересов и потребностей всех групп населения; гласность и информационная открытость, требующие объективного освещения в средствах массовой информации проблем и событий в сфере культуры; единство культурной политики на различных уровнях управления; ориентация на лучшие отечественные и мировые практики развития культуры в целях совершенствования организационно-правовых механизмов развития сферы культуры в Пензенской области; измеряемость результатов. Эти принципы должны учитываться органами законодательной и исполнительной власти и органами местного самоуправления при разработке нормативной правовой базы, программ развития культуры, планов деятельности, а также при создании соответствующих систем управления программами и планами. Стратегическая цель, приоритетные направления и задачи развития культуры в Пензенской области Стратегическая цель - повышение качества жизни всех членов общества через создание благоприятных условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации, развитие культурного и духовного потенциала населения, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития региона. Приоритетными направлениями и задачами развития культуры в Пензенской области на период до 2020 года являются: 1) ообеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации: сохранение и эффективное использование памятников истории и культуры, сохранение традиционной народной культуры как основы самобытности области, создание благоприятных условий для широкого доступа граждан к информации и знаниям. В рамках данного направления необходимо решение следующих задач: - развитие комфортной культурной среды региона для формирования гражданской гордости, чувства принадлежности к местному сообществу; - охрана, эффективное использование и популяризация памятников истории и культуры, сохранение традиционной народной культуры как основы самобытности области, своеобразия исторических городов и территорий области, содействие восстановлению их уникального историко- архитектурного облика; - модернизация сферы культуры на основе продвижения информационных технологий, открывающих доступ к ценностям культуры для жителей сельской местности; - развитие информационных ресурсов учреждений культуры и их интеграция в общероссийские и мировые базы данных; - развитие внестационарных форм обслуживания населения; 2) создание условий для творческой самореализации населения: развитие сети учреждений культуры и искусства, повышение их кадрового потенциала, укрепление материально-технической базы и дальнейшее развитие инфраструктуры культуры, развитие самодеятельного творчества и совершенствование культурно-досуговой деятельности, сохранение и развитие непрерывной системы художественного образования. В рамках данного направления необходимо решение следующих задач: - вовлечение населения в культурную жизнь региона и преодоление культурного нигилизма; - поддержка новаторских, экспериментальных направлений в искусстве и самодеятельном творчестве; - совершенствование нормативной правовой базы в сфере культуры; - внедрение новых финансовых механизмов, устанавливающих зависимость между ресурсным обеспечением, качеством и объемом предоставляемых населению услуг; - развитие программно-целевого финансирования на региональном и муниципальном уровнях; - укрепление материально-технической базы учреждений культуры; - совершенствование системы непрерывного образования и получения дополнительного профессионального образования специалистов в сфере культуры; (В редакции Распоряжения Правительства Пензенской области от 30.08.2013 г. N 446-рП) - проведение исследований, мониторинга в сфере культуры, выработка рекомендаций по инструментам экономического стимулирования и государственных гарантий в сфере культуры, формированию благоприятного инвестиционного климата; 3) укрепление единого культурного пространства области, развитие культурного обмена: продвижение региональных культурных продуктов на российский и мировой культурные рынки. В рамках данного направления необходимо решить следующие задачи: - использование развитой сети учреждений культуры области для повышения доступности культурных услуг, особенно в сельской местности; - содействие фестивальному движению в профессиональном искусстве и самодеятельном творчестве Свердловской области, развитие межрегионального и международного сотрудничества; - объединение усилий государственного, частного и некоммерческого секторов при формировании кластеров (систем) культурных индустрий и туризма; - продвижение локальных культурных брендов территорий Пензенской области на российский и международный уровень; - разработка и внедрение механизмов участия общественности, в частности землячеств, в управлении культурным процессом. Механизмы реализации Концепции Для реализации поставленных задач необходимо задействовать следующие механизмы: 1) правовой, связанный с формированием правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни; 2) финансово-экономический, ориентированный на создание благоприятных материальных условий для развития отрасли; 3) организационный, связанный с внедрением современных эффективных инструментов реализации культурной политики в регионе; 4) идеологический, предусматривающий формирование в обществе критериев восприятия искусства, художественного вкуса, культуры межличностных отношений; 5) социально-психологический, направленный на повышение престижа профессий, связанных с культурой и искусством, статуса высококультурного и образованного человека; 6) информационный. Поэтапное внедрение данных механизмов связано с реализацией следующих мероприятий: Первый этап: 2011-2015 годы: 1) переход наряду с долгосрочным планированием на стратегическое планирование развития отрасли, разработка стратегий и концепций развития отдельных направлений и видов культурной деятельности в Пензенской области; 2) совершенствование нормативно-правовой базы; 3) создание развитой инфраструктуры культуры, обеспечение ее многообразия; 4) разработка и внедрение системы мониторинга культурных потребностей населения и оценки результатов культурной деятельности, включая мониторинг качества услуг, оказываемых учреждениями культуры; 5) совершенствование вертикальных связей между субъектами управления и горизонтальных связей между различными субъектами культуры, в том числе на договорной основе, использование ресурса межведомственного взаимодействия при решении отдельных проблем отрасли; 6) расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ; 7) вовлечение культурного наследия в социально-экономическую деятельность, развитие культурного туризма; 8) расширение системы поощрения организаций культуры и творческих работников; Второй этап: 2016-2020 годы: 1) внедрение механизмов государственно-частного партнерства и меценатства в сферу культуры; 2) переход отрасли на многоканальный механизм финансирования; 3) вывод государственного капитала из процесса финансирования культурных проектов, не обладающих социальной значимостью; 4) адресная целевая поддержка социально значимых культурных инициатив, проектов и программ. Оценка ожидаемых результатов и показатели эффективности реализации Концепции Ожидаемые результаты реализации Концепции оцениваются интегральным показателем развития сферы культуры Пензенской области - показателем вовлеченности населения Пензенской области в культурную жизнь региона через посещение мероприятий, проводимых учреждениями культуры, в расчете на одного жителя. Интегральный показатель развития отрасли культуры: |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————————————| | Показатель | 2011 г. | 2013 г. | 2015 г. | 2018 г. | 2020 г. | в среднем за | | | | | | | | 2011-2020 годы | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————————————| | Вовлеченность населения в | | | | | | | | культурную жизнь Пензенской | | | | | | | | области (количество посещений | | | | | | | | мероприятий в расчете на одного | | | | | | | | жителя), единиц | | | | | | | |—————————————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————————————| Методика расчета интегрального показателя Вкульт. = Кбибл. + Ккду + Кмузей + Ктеатр + Кконцерт. + Ккино + Кпарк Вкульт. - вовлеченность населения в культурную жизнь Пензенской области; Кбибл. - коэффициент посещаемости библиотек области: рассчитывается по форме "Свод годовых сведений об общедоступных (публичных) библиотеках системы Минкультуры России", утвержденной приказом Минкультуры России от 21.09.2011 N 938, как отношение числа посещений библиотек (графа 44 строка N 11) к среднегодовой численности постоянного населения субъекта Российской Федерации, утвержденной Росстатом; Ккду - коэффициент посещаемости учреждений культурно-досугового типа области: рассчитывается по форме "Свод годовых сведений об учреждениях культурно-досугового типа Минкультуры России", утвержденной приказом Минкультуры России от 21.09.2011 N 938, как отношение числа посещений культурно-массовых мероприятий на платной основе (графа 100 строка N 01) к среднегодовой численности постоянного населения субъекта Российской Федерации, утвержденной Росстатом; Кмузей - коэффициент посещаемости музеев области: рассчитывается по обобщенным данным формы N 8-НК "Сведения о деятельности музея", утвержденной приказом Росстата от 15.07.2011 N 324, как отношение суммы граф 3, 8, 11, 13, 15 строки N 28 раздела 6 "Научно-просветительская работа" к среднегодовой численности постоянного населения субъекта Российской Федерации, утвержденной Росстатом; Ктеатр - коэффициент посещаемости театров области: рассчитывается по обобщенным данным формы N 9-НК "Сведения о деятельности театра", утвержденной приказом Росстата от 15.07.2011 N 324, как отношение суммы численности зрителей на мероприятиях (строки N 08,10,11 графа 5 раздела 2 "Основные показатели работы") к среднегодовой численности постоянного населения субъекта Российской Федерации, утвержденной Росстатом; Кконцерт. - коэффициент посещаемости концертных организаций области: рассчитывается по обобщенным данным формы N 12-НК "Сведения о деятельности театра", утвержденной приказом Росстата от 15.07.2011 N 324, как отношение суммы числа зрителей на мероприятиях (строки N 06, 10, 14, 15 графа 5 раздела 2 "Основные показатели работы организации") к среднегодовой численности постоянного населения субъекта Российской Федерации, утвержденной Росстатом; Ккино - коэффициент посещаемости организаций, осуществляющих кинопоказ: рассчитывается по форме N К-2РИК "Сведения о наличии и эксплуатации киноустановок", утвержденной постановлением Росстата от 11.07.2005 N 43, как отношение числа посещений за отчетный год (графа 8 строка 11 раздела "Наличие и эксплуатация киноустановок") к среднегодовой численности постоянного населения субъекта Российской Федерации, утвержденной Росстатом. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|