Расширенный поиск
Постановление Правительства Пензенской области от 23.06.2000 № 355-пППРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 июня 2000 г. N 355-пП г. Пенза Утратилo силу - Постановление Правительства Пензенской области от 18.04.2006 г. N 228-пП О Концепции и программе развития системы начального профессионального образования Пензенской области (В редакции Постановления Правительства Пензенской области от 21.07.2003 г. N 303-пП) Во исполнение постановления Губернатора Пензенской области от 20 марта 2000 года N 98 "О подготовке квалифицированных рабочих кадров для промышленных предприятий и организаций Пензенской области и мерах по трудоустройству выпускников учреждений начального профессионального образования" Правительство Пензенской области п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию и Программу развития системы начального профессионального образования Пензенской области на 2000-2005 годы (далее Концепция и Программа) согласно приложению N 1. 2. Министерству образования области (Чернецова Т.А.): 2.1. До 15 августа 2000 г. подготовить рекомендации для учреждений начального профессионального образования по реализации Концепции и Программы. 2.2. До 30 августа 2000 г. обеспечить доведение Концепции и Программы и рекомендаций по их реализации до учреждений начального профессионального образования. 2.3. Обеспечить координацию и контроль за выполнением Концепции и Программы. 3. (Утратил силу - Постановление Правительства Пензенской области от 21.07.2003 г. N 303-пП) 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министра образования области Чернецову Т.А. Вице-губернатор - Председатель Правительства Пензенской области Н.С.Овчинников __________________________ Приложение N 1 Утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 23 июня 2000 г. N 355-пП КОНЦЕПЦИЯ И ПРОГРАММА развития системы начального профессионального образования Пензенской области Назначение: региональная Концепция и Программа развития начального профессионального образования Пензенской области являются организационной основой региональной политики в области профессионального образования, определяющей стратегию его развития с учетом региональных социально-экономических условий и культурных особенностей региона. Перечень основных аспектов содержания: - состояние и основные проблемы системы начального профессионального образования Пензенской области; - региональная Концепция развития начального профессионального образования Пензенской области; - Программа развития начального профессионального образования Пензенской области; - мероприятия по реализации региональной Концепции и Программы. 1. Введение Кардинальные изменения, произошедшие в последнее десятилетие в политической жизни и экономике страны, повлекли за собой адекватные изменения в профессионально-квалификационной структуре занятости населения. До 2000 года для Пензенской области было характерно стабильное уменьшение кадров, занятых в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, при одновременном увеличении доли занятых в непроизводственном секторе. Анализ и прогноз рынка труда показывает, что ситуация в экономике области входит в стадию стабилизации. Это дает возможность исключить резкие скачки рынка труда в пользу той или другой профессиональной направленности занятости населения. Реальная региональная демографическая ситуация, а именно - уменьшение абсолютной численности населения и значительные внутренние резервы предприятий, позволяет спрогнозировать значительные изменения баланса трудовых ресурсов в непроизводственной сфере. В этих условиях гарантом социальной адаптации граждан (в первую очередь молодежи) на рынке труда является профессиональное образование. Интересы человека, общества и государства сходятся в системе профессионального образования как в социальном институте, выполняющем экономическую, социальную и культурную функцию. Система начального профессионального образования, с этой точки зрения, является базовой для развития экономики и, как зеркало, отражает все процессы, происходящие в ней. Начальное профессиональное образование входит в систему непрерывного профессионального образования Пензенской области. Учреждения начального профессионального образования реализуют профессиональные образовательные программы, направленные на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, специалистов и служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности. Главной целью начального профессионального образования является овладение гражданами начальными профессиональными знаниями и навыками в соответствии с государственными образовательными стандартами. В соответствии с тенденциями развития регионального рынка труда, ролью системы начального профессионального образования в обществе разработана настоящая Концепция развития начального профессионального образования Пензенской области. Нормативно-правовой базой региональной концепции развития начального профессионального образования являются: Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 16.11.1997 г. N 114-ФЗ), Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 908 "О концепции реформирования системы начального профессионального образования", утвердившее "Концепцию реформирования системы начального профессионального образования", Закон Пензенской области от 16.09.1999 г. N 166-ЗПО "Об образовании в Пензенской области". В основу региональной концепции развития начального профессионального образования положен системный подход, позволяющий рассматривать компоненты прогнозируемой системы начального профессионального образования в их единстве с прогнозируемыми условиями развития образования Пензенской области в целом. 2. Состояние и проблемы системы начального профессионального образования Пензенской области Система начального профессионального образования Пензенской области включает 32 профессиональных училища, 8 профессиональных лицеев, объединение ПТУ при УИН МЮ РФ, в которых обучается около 16 тысяч человек. Подготовка ведется по 75 профессиям и более 160 специальностям. В системе профессионального образования занято более 1500 специалистов. Изменения в экономике способствовали в определенной степени сохранению кадрового потенциала начального профессионального образования. По данным состава молодых специалистов за последние годы в профессиональные училища пришли работать всего около 100 человек, продолжается отток высокопрофессиональных кадров в негосударственный сектор экономики и образования. Если кратко охарактеризовать качественный состав кадров в системе НПО, то можно отметить, что в настоящее время более 60% инженерно-педагогических работников, работающих в системе НПО, имеют высшее образование, более 30% - среднее специальное образование, более 5% обучаются в вузах без отрыва от производства. Особую тревогу вызывают кадры мастеров производственного обучения. Мастер производственного обучения был и остается гарантом качества профессиональной подготовки, от уровня его квалификации во многом зависит итог работы всего коллектива образовательного учреждения. Качественный состав преподавателей значительно выше чем мастеров производственного обучения, однако в связи с введением новых профессий и предметов появилась необходимость в специалистах ранее не востребованных профилей. Разработка содержания начального профессионального образования является одним из главных элементов, поскольку это связано с преобразованиями в содержании и характере труда рабочих. На сегодняшний день Министерством образования Российской Федерации утверждены стандарты по всем подготавливаемым профессиям в области. Ведется внедрение и реализация государственных стандартов начального профессионального образования во всех учреждениях начального профессионального образования области. В основном система начального профессионального образования области охватывает все профили подготовки, востребованные рынком труда, однако не всегда желание получить ту или иную профессию совпадает с потребностью рынка труда в этой профессии. Поэтому только 40% выпускников трудоустраивается в первые месяцы после окончания обучения. Подготовка и трудоустройство выпускников учреждений НПО Пензенской области в 1999 году ---------------------T--------T-------------T------T------------T-----¬ ¦ Отрасль ¦ Выпуск ¦ Без ¦ % ¦ Обратились ¦ % ¦ ¦ ¦ ¦ направления ¦ ¦ в службу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на работу ¦ ¦ занятости ¦ ¦ +--------------------+--------+-------------+------+------------+-----+ ¦ Промышленность ¦ 1716 ¦ 688 ¦ 40,1 ¦ 111 ¦ 6,5 ¦ +--------------------+--------+-------------+------+------------+-----+ ¦ Сельское хозяйство ¦ 1915 ¦ 835 ¦ 43,6 ¦ 64 ¦ 3,3 ¦ +--------------------+--------+-------------+------+------------+-----+ ¦ Торговля, бытовое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживание ¦ 1395 ¦ 747 ¦ 53,5 ¦ 64 ¦ 4,6 ¦ +--------------------+--------+-------------+------+------------+-----+ ¦ Строительство ¦ 596 ¦ 172 ¦ 28,9 ¦ 18 ¦ 3,0 ¦ +--------------------+--------+-------------+------+------------+-----+ ¦ Транспорт ¦ 712 ¦ 209 ¦ 29,4 ¦ 9 ¦ 1,3 ¦ +--------------------+--------+-------------+------+------------+-----+ ¦ Всего: ¦ 6334 ¦ 2651 ¦ 41,9 ¦ 266 ¦ 4,2 ¦ L--------------------+--------+-------------+------+------------+------ Одним из немаловажных условий обеспечения конкурентоспособности выпускника учреждений начального профессионального образования на рынке труда является материально-техническая база обучения. Уровень учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образования фактически довольно низкий. Учебные заведения не обеспечены современными средствами подготовки и организации учебно-производственного процесса, включая системы мультимедиа, компьютерную и множительную технику. В настоящее время 67,5% профессиональных училищ располагаются в типовых комплексах, 5 училищ располагаются в приспособленных помещениях. Большинство зданий требует капитального ремонта. Для организации производственного обучения учащихся учреждения начального профессионального образования располагают учебно-материальной базой: --------------------------T------------T---------T------------------¬ ¦ Помещения ¦ Необходимо ¦ Имеется ¦ % обеспеченности ¦ +-------------------------+------------+---------+------------------+ ¦ Учебно-производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мастерских ¦ 177 ¦ 152 ¦ 85,8 ¦ +-------------------------+------------+---------+------------------+ ¦ Учебно-производственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лабораторий ¦ 140 ¦ 121 ¦ 86,4 ¦ +-------------------------+------------+---------+------------------+ ¦ Учебные хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (количество га пашни) ¦ 19 ¦ 18/5508 ¦ 94,7 ¦ +-------------------------+------------+---------+------------------+ ¦ Автотрактородромы ¦ 21 ¦ 19 ¦ 90,4 ¦ L-------------------------+------------+---------+------------------- Однако учебно-производственная база в учреждениях НПО из-за внутреннего перепрофилирования используется не всегда эффективно. Особую тревогу вызывает проблема рационального использования, содержания и своевременного ремонта сельскохозяйственной техники. Изменение взаимоотношений с работодателями способствовало созданию критической ситуации с производственной практикой учащихся. В последние годы на рабочих местах на предприятиях, стройках, в учреждениях практику проходят не более 60% учащихся. На собственной базе имеют возможность пройти производственную практику в соответствии с программами, в полном объеме не более 15% учащихся, около 20% учащихся проходят производственную практику на случайных объектах и не в полном объеме. Государственная система начального профессионального образования является важным институтом социальной защиты учащихся и играет немалую роль в развитии и становлении личности. Потребности в полноценном развитии личности обусловлены новым характером социально-экономической деятельности людей в современном обществе. Эти задачи решают учебные заведения совместно с учреждениями дополнительного образования при условии совместного поиска путей решения поставленных задач. В учреждениях начального профессионального образования ежегодно обучается около 300 сирот, в числе которых до 10% детей с аномалиями в развитии. Практика работы с такими детьми показывает, что организация их обучения требует создания дополнительных условий. При этом особую остроту приобретают социальные проблемы: проживание и питание во время обучения, трудоустройство и обеспечение жильем после окончания училища. Финансирование системы начального профессионального образования Пензенской области осуществляется из федерального бюджета. Большинство руководителей профтехучилищ решают проблему, связанную с поиском дополнительных источников финансирования для совершенствования учебно-материальной базы. Главный показатель состояния системы начального профессионального образования - отношение к ней потребителя, молодежи, востребована она или нет. В последние годы в большинстве учебных заведений существует конкурс при поступлении. Причем 2-3 человека на место - это норма, система, а по ряду профессий этот показатель еще больше. Комплектование учреждений НПО производится по контрольным цифрам Министерства образования РФ в соответствии с представленными заявками на подготовку квалифицированных рабочих от предприятий и организаций. Профессиональными училищами и лицеями области проделана определенная работа с работодателями по комплектованию на 2000-2001 учебный год. Со многими предприятиями заключены договора о сотрудничестве, однако в большинстве своем они носят односторонний характер. Основными проблемами системы начального профессионального образования Пензенской области являются: - нарушение баланса между профессиональной квалификационной структурой подготовки рабочих кадров и реальной потребностью рынка труда; при этом практически отсутствует прогноз потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов как на долгосрочный, так и на краткосрочный периоды, что усложняет перепрофилирование профессиональных училищ в соответствии с потребностями рынка; - темпы формирования нормативно-правовой базы начального профессионального образования отстают от организационно-структурных изменений, происходящих в экономике страны и региона; - структура системы начального профессионального образования до сих пор ориентирована на подготовку отраслевых специалистов, несмотря на то, что в большинстве учреждений НПО подготовка ведется в рамках интересов региона; - в связи с изменением форм собственности и резким падением уровня промышленного производства до 2000 года нарушились взаимоотношения между профессиональными училищами и работодателями; - содержание начального профессионального образования не адекватно современным требованиям производства и интересов личности; - уровень профессиональной компетентности руководящих и инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования не обеспечивает требуемого качества услуг, предоставляемых учебными заведениями; - отсутствие средств на приобретение учебной литературы и учебных пособий; - слабое участие работодателей в развитии учебно-материальной базы в учреждениях начального профессионального образования. Выход из создавшегося в системе начального профессионального образования области положения возможен путем комплексной реформы. 3. Принципы развития системы начального профессионального образования В основу развития системы начального профессионального образования Пензенской области положены следующие принципы: - демократический характер управления образованием и организацией образовательного процесса; - гуманистический характер образования; - непрерывный характер образования; - достигнутый к настоящему времени уровень профессионального образования является национальным достоянием, сохранение, приумножение и перевод на новую качественную ступень которого составляют суть его развития; - профессиональные образовательные услуги должны быть дифференцированы по уровням, что обеспечит их доступность для всех слоев населения; - в системе профессионального образования должны создаваться условия для всестороннего удовлетворения профессионально-образовательных потребностей населения и, в первую очередь, молодежи; - развитие у подрастающего поколения профессиональных образовательных потребностей, адаптированных к нуждам и целям развития региона; - учет ценностных профессиональных ориентаций учащихся, выпускников образовательных учреждений в контексте местных развивающихся рыночных отношений; - внедрение рыночных механизмов в функционирование образовательных учреждений, предоставление им хозяйственной самостоятельности, перепрофилирование образовательных учреждений в соответствии с требованиями рынка труда; - развитие дополнительных видов образовательных услуг. 4. Цели, задачи развития системы начального профессионального образования Основными стратегическими целями развития региональной системы профессионального образования являются: - реализация конституционного права и развитие возможности на получение бесплатного начального профессионального образования высокого качества; - сохранение и развитие системы начального профессионального образования области; - воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону, труду; - стимулирование инвестиций в систему начального профессионального образования, в том числе путем представления налоговых льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии учреждений начального профессионального образования; - привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения рынка труда региона; - активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учреждений начального профессионального образования в региональных программах стабилизации и развития экономики. 5. Развитие системы начального профессионального образования Развитие структуры системы начального профессионального образования Предполагаемое изменение сети государственных учреждений начального профессионального образования области, определяемой Федеральной концепцией реформирования системы начального профессионального образования, возможно будет осуществляться только с целью перехода от отраслевого на региональный принцип структурирования начального профессионального образования. Сохранение учреждений начального профессионального образования области, их собственности и финансирование на федеральном уровне. В целях более рационального использования учебно-материальной базы, педагогических кадров, а также финансовых ресурсов и повышения качества профессионального образования обучающихся возможно укрупнение образовательных учреждений начального профессионального образования на основе реорганизации (объединения) учреждений начального профессионального образования одного уровня. Развитие содержания начального профессионального образования Первоочередным шагом при осуществлении реформы начального профессионального образования является внедрение государственных образовательных стандартов начального профессионального образования с новой профессионально-квалификационной структурой подготовки, которая носит вариативный характер и отражает три уровня подготовки - общеотраслевой, общепрофессиональный и специальный. Это позволит решить проблемы включения выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования в активную трудовую деятельность и создание предпосылок дальнейшего повышения их образовательного уровня. Обновление содержания начального профессионального образования и профессиональной подготовки необходимо осуществлять путем введения единой профессионально-образовательной программы начального профессионального образования с вариативным объемом содержания общего образования. Единая образовательная программа начального профессионального образования позволит изменять объем содержания общего образования в целях более полного и качественного освоения обучающимися профессии. Разработка и обеспечение системы государственного контроля качества начального профессионального образования и профессиональной подготовки, в том числе подсистемы тестового контроля, позволяющего оценить профессиональную компетентность обучающихся путем выполнения ими заданий, измеряющих уровень профессионального развития. Для работы по государственным образовательным стандартам начального профессионального образования необходимо проводить переподготовку и повышение квалификации педагогических работников учреждений начального профессионального образования, обеспечение общедоступного бесплатного начального профессионального образования. Собственность и финансирование учреждений начального профессионального образования Учреждения начального профессионального образования (40 профессиональных училищ и лицеев) находятся в федеральной собственности, ПТУ при УИН МЮ РФ в государственной собственности субъекта Российской Федерации. Бюджет начального профессионального образования рассчитывается на основе государственных и местных нормативов и должен учитывать расходы: - на реализацию образовательной программы (заработная плата работников, развитие и укрепление учебно-материальной базы, приобретение сырья, расходных и горюче-смазочных материалов, приобретение или разработка учебно-программной документации); - на социальную защиту обучающихся (стипендия, питание, обмундирование, обеспечение общежитием и предметами санитарной гигиены, санаторно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия); - на оплату коммунальных услуг; - на повышение квалификации педагогических работников, проведение аттестации. Финансирование учреждений начального профессионального образования в зависимости от статуса учредителя осуществляется: - из федерального бюджета - в отношении учреждений государственного федерального уровня; - из областного бюджета - в отношении государственных учреждений ПТУ при УИН МЮ РФ. Бюджетное финансирование может дополняться следующими внебюджетными средствами: - доходы от производственной и предпринимательской деятельности, от реализации платных образовательных услуг; - средства работодателей; - средства органов по труду и службы занятости; - средства спонсоров; - личные средства обучающихся, их родителей, законных представителей и других физических и юридических лиц. Привлечение учреждениями начального профессионального образования дополнительных средств не влечет за собой снижения их финансирования за счет средств учредителя. Научное обеспечение развития системы начального профессионального образования Ведущими направлениями научно-исследовательских работ по реализации настоящей Концепции являются: - обоснование изменений профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования; - исследования по новым профессиям в сфере обслуживания, экологии, социальной работы, рыночной инфраструктуры, подготовка по которым ранее не осуществлялась; - разработка теории методологии государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и их методического обеспечения; - разработка тестов контроля качества начального профессионального образования; - обоснование участия работодателей в реализации образовательной программы начального профессионального образования; - разработка программ развития учреждений начального профессионального образования с учетом региональной концепции и программы реформирования начального профессионального образования Пензенской области. Нормативно-правовое обеспечение начального профессионального образования В целях успешной реализации настоящей региональной концепции необходимо обеспечить строгое соблюдение действующего федерального и регионального законодательства, в частности, Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 16.11.1997 г. N 114-ФЗ), Федерального закона от 10.04.2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 г. N 650 "Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования", утвердившего "Типовое положение об учреждении начального профессионального образования", Закона Пензенской области от 16.09.1999 г. N 166-ЗПО "Об образовании в Пензенской области", а также иных нормативных и правовых актов Правительства Российской Федерации, Правительства Пензенской области, Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Пензенской области, уставов образовательных учреждений и других локальных актов. Совершенствование нормативно-правового и кадрового обеспечения начального профессионально образования Пензенской области должно быть направлено на: - обеспечение совершенствования нормативно-правовой базы начального профессионального образования; - создание условий для удовлетворения профессионально-образовательных потребностей населения и, в первую очередь, молодежи; - стимулирование инвестирования НПО предприятиями, хозяйствами, предпринимателями за счет льгот в системе налогообложения; - создание условий профессиональной подготовки социально-незащищенной части молодежи; - обеспечение высокого качества профессионального образования с учетом разноуровневой подготовки; - постоянное пополнение регионального перечня подготавливаемых профессий начального профессионального образования с учетом ситуации на рынке труда Пензенской области; - обеспечение медицинской, психолого-педагогической диагностики обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования; - обеспечение социальной защищенности профессионально-педагогических кадров, повышение общественного статуса труда педагога; - стимулирование процесса повышения мастерства педагогических работников системы начального профессионального образования, увеличение количества специалистов с высшим инженерно-педагогическим образованием; - повышение уровня специальной подготовки инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования через систему повышения квалификации и переподготовки; - создание психолого-педагогической и медико-социальной службы в системе начального профессионального образования. Реализация целей Региональной концепции развития системы начального профессионального образования Пензенской области будет соотнесена с определением путей и способов их достижения и с этапами развития образования Российской Федерации. Программа развития начального профессионального образования Пензенской области Смена общественно-экономических условий в стране требует адекватных изменений целей и задач в системе начального профессионального образования. Целью программы является структурно-содержательное реформирование системы начального профессионального образования в условиях сокращения материального производства и приспособления его к потребностям рынка труда, повышения качества подготовки выпускников профессиональных училищ и лицеев, роста их конкурентоспособности и адаптации в условиях рыночной экономики. Задачи развития начального профессионального образования Приведение профессиональных образовательных программ в соответствие с запросами личности, с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики и социальной сферы. Изменение структуры содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильности. Совершенствование воспитательного процесса, создание условий развития личности и реализации ее творческой активности. Реформирование и реорганизация сети учреждений начального профессионального образования В рамках стратегии развития области целесообразно определить группу профессиональных училищ, вклад в развитие и финансирование профилей подготовки которых может принести максимальный экономический эффект для экономики региона. При рассмотрении вопроса о возможном переводе профессиональных училищ области на областной уровень основой должна стать программа социально-экономического развития региона и необходимость обеспечения квалифицированными рабочими кадрами и специалистами для промышленных предприятий, организаций и сельского хозяйства. Для принятия в этой связи решения необходимо осуществить: - инвентаризацию основных фондов с привязкой к территориально - отраслевому принципу размещения производительных сил. Определение удельного веса учреждений профессионального образования в общей численности населения но районам Пензенской области; - изучение динамики изменения профессионально-квалификационной структуры рынка труда и определение его развития; - изучение тенденции развития негосударственного сектора профессиональной подготовки, его место и роль в удовлетворении потребностей населения в профессионально-образовательных услугах с учетом тенденций развития регионального рынка труда. Разработка и обновление содержания начального профессионального образования Введение и реализация государственных образовательных стандартов начального профессионального образования по всем подготавливаемым профессиям и специальностям. Обновление содержания начального профессионального образования и профессиональной подготовки необходимо проводить путем введения единой профессионально-образовательной программы начального профессионального образования с вариативным объемом содержания общего образования. В то же время необходимо учитывать необходимость углубленного изучения фундаментальных дисциплин для новых технологических производств в машиностроительной и приборостроительной отраслях. Поэтому при общей неизменности сектора общеобразовательной подготовки необходимо разрабатывать вариативную составляющую программ обучения в ее объеме. С учетом вышесказанного следует практически реализовать следующие задачи: - разработка, на основе сформированного регионального перечня профессий и с учетом уровня социально-экономического развития региона, программы внедрения стандартов содержания профессионального образования, отражающей три основных уровня - общеотраслевой, общепрофессиональный и специальный: - изменение характера и формы производственного обучения и порядка присвоения квалификации выпускникам, максимально приблизив к этой процедуре независимые аттестационные комиссии с привлечением работодателей. С целью обеспечения качества начального профессионального образования осуществить: - демонополизацию профессиональных образовательных услуг путем ужесточения требований выдачи лицензий на право этой деятельности учреждениям различных форм собственности; - разработку системы государственного контроля качества начального профессионального образования и профессиональной подготовки, в том числе тестового контроля, позволяющего оценить профессиональные компетенции обучающихся путем заданий, измеряющих уровень профессиональной подготовки; - создание экспериментальных производственных комплексов и ученических хозяйств по основным подготавливаемым профессиям для прохождения производственного обучения и производственной практики учащихся профессиональных училищ с последующим предоставлением на 2-3 года рабочих мест выпускникам училищ, что будет являться одной из форм предоставления социальных гарантий. Следует ожидать тенденцию в интеграции начального и среднего профессионального образования по ряду специальностей для отраслей промышленности как безусловный фактор выхода на качественно новый уровень профессионального образования, в связи с чем продолжить становление и совершенствование многоуровневой модели профессионального обучения. Развитие кадрового потенциала системы начального профессионального образования Развитие кадрового потенциала учреждений начального профессионального образования соответствует современным требованиям к подготовке специалистов. Основными направлениями качественного кадрового обеспечения являются: - развитие системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических кадров для учреждений начального профессионального образования; - создание условий для получения дополнительного педагогического образования преподавателям специальных дисциплин и мастерам производственного обучения; - формирование резерва руководящих кадров учреждений начального профессионального образования; - обновление преподавательского состава, привлечение молодых специалистов к преподавательской деятельности в учреждения начального профессионального образования; - привлечение к преподаванию специальных дисциплин и на должность мастеров производственного обучения работников, имеющих опыт производственной деятельности. Научное обеспечение реформирования системы начального профессионального образования Обоснование текущих и перспективных потребностей в подготовке рабочих и специалистов для промышленных предприятий и организаций, сельского хозяйства Пензенской области, в том числе и по новым профессиям и специальностям. Разработка и утверждение регионального компонента по всем подготавливаемым профессиям, их методического обеспечения. Разработка методики и тестов контроля уровня знаний, умений и навыков учащихся начального профессионального образования. Научное обеспечение опытно-исследовательских и экспериментальных работ по содержанию обучения в профессиональных учебных заведениях начального профессионального образования. Разработка программ развития учреждений начального профессионального образования с учетом региональной Концепции и Программы развития начального профессионального образования области. Обоснование изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования. Обоснование участия работодателей в реализации образовательных программ начального профессионального образования. Внесение изменений в профессионально-квалификационную структуру начального профессионального образования на основе исследований (совместно с областным центром занятости населения) содержания труда; приведение профессионально-квалификационной структуры в соответствие с перспективами развития экономики региона, масштабами и структурой профессиональной подготовки. Обеспечение медицинских, психолого-педагогических аспектов диагностики обучения учащихся в профессиональных училищах. Разработка методики разноуровневой подготовки, повышенного уровня качества подготовки выпускников в профучилищах и подготовка обоснований для выдачи документа государственного образца об окончании учебного заведения. Предполагаемый результат реализации программы развития начального профессионального образования Создание региональной модели системы начального профессионального образования, стабильно функционирующей в новых социально-экономических условиях, вариантов ее учреждений с многоканальным финансированием. Разработка механизма сохранения образовательного потенциала и его оптимального использования для развития учреждений начального профессионального образования, системы образования в целом. Сформированность заказа на перечень, объем, уровень и качество образовательных услуг. Разработка методик прогнозирования потребности в рабочих кадрах по отраслям и территориям. Разработка областного перечня компонентов, стандарта программно-методического комплекса. Расширение перечня образовательных услуг, предоставляемых учреждениями начального профессионального образования, и профессиональной подготовки по обучению и переподготовке незанятого населения и высвобождаемых работников. Создание на базе учреждений начального профессионального образования новых образовательных структур, интегрированных с учреждениями общего, а также среднего и высшего профессионального образования. Разработка механизма многоканального финансирования учреждений начального профессионального образования. Создание адаптивной системы начального профессионального образования, включающей продвинутый, базовый, компенсирующий уровни образования. Создание учебно-производственной структуры в системе начального профессионального образования. Реализацию основных направлений развития региональной системы начального профессионального образования Пензенской области в соответствии с развитием Российского начального профессионального образования представить в мероприятиях, разработанных до июля 2000 года. Программа развития начального профессионального образования является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Мероприятия по реализации региональной концепции и программы развития начального профессионального образования Пензенской области -------T------------------------------------------T------------T---------------¬ ¦ NN ¦ Наименование мероприятий ¦ Сроки ¦ Ответственные ¦ ¦ п/п ¦ ¦ исполнения ¦ за исполнение ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 1. ¦ Реструктуризация сети учреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ начального профессионального образования ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 1.1. ¦ Прогнозирование профессионально- ¦ ежегодно ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ квалификационной занятости населения ¦ ¦ образования, ¦ ¦ ¦ области на 2000-2005 годы ¦ ¦ Департамент ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ федеральной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятости по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Пензенской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 1.2. ¦ Проведение оценки эффективности ¦ 2001 год ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ загрузки учреждений начального ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ профессионального образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (УНПО) области ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 1.3. ¦ Формирование контрольных цифр приема ¦ ежегодно ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ в УНПО с учетом прогноза потребности ¦ ¦ образования, ¦ ¦ ¦ рынка труда ¦ ¦ УНПО ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 1.4. ¦ Определение групп профессиональных ¦ 2002 год ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ училищ, вклад в развитие и ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ финансирование профилей подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ которых может принести максимальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономический эффект для экономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ региона ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 2. ¦ Изменение профессионально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ квалификационной структуры подготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рабочих и специалистов ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 2.1. ¦ Разработка Регионального перечня ¦ 2000 год ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ профессий и специальностей начального ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ профессионального образования (НПО) ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 2.2. ¦ Внесение дополнений в Региональный ¦ ежегодно ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ перечень профессий и специальностей ¦ ¦ образования, ¦ ¦ ¦ НПО ¦ ¦ УНПО ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 3. ¦ Разработка и обновление содержания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ НПО ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 3.1. ¦ Внедрение и реализация ¦ 2000 год ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ Государственных стандартов ¦ ¦ образования, ¦ ¦ ¦ профессионального образования ¦ ¦ УНПО ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 3.2. ¦ Мониторинг реализации ¦ 2000- ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ Государственного стандарта НПО ¦ 2005 ¦ образования, ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦ УНПО ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 3.3. ¦ Расширение дополнительных ¦ 2000- ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ образовательных услуг и форм ¦ 2002 ¦ образования, ¦ ¦ ¦ внебюджетной профессиональной ¦ годы ¦ УНПО ¦ ¦ ¦ подготовки УНПО ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 3.4. ¦ Разработка механизма и порядка ¦ 2001- ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ итоговой аттестации учащихся УНПО с ¦ 2002 ¦ образования, ¦ ¦ ¦ максимальным приближением к этой ¦ годы ¦ ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ процедуре независимых аттестационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комиссий с привлечением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работодателей ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 3.5. ¦ Разработка научно-методического ¦ 2000- ¦ ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ сопровождения образовательно- ¦ 2005 ¦ ¦ ¦ ¦ воспитательного процесса УНПО ¦ годы ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 3.6. ¦ Разработка тестов контроля качества ¦ 2000- ¦ ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ подготовки выпускников УНПО в ¦ 2001 ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с требованиями ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ образовательных стандартов ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 3.7. ¦ Анализ и обобщение опытом ¦ 2001- ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ функционирования профессиональных ¦ 2002 ¦ образования, ¦ ¦ ¦ лицеев ¦ годы ¦ ИПК и ПРО, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УНПО ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 3.8. ¦ Создание системы учебно- ¦ 2000- ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ методических объединений (УМО) ¦ 2005 ¦ образования, ¦ ¦ ¦ учреждений НПО. ¦ годы ¦ ИПК и ПРО, ¦ ¦ ¦ Организационно-методическое ¦ ¦ УНПО ¦ ¦ ¦ обеспечение деятельности УМО ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 3.9. ¦ Организация работы по развитию ¦ 2000- ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ различных форм внеучебной ¦ 2005 ¦ образования, ¦ ¦ ¦ деятельности (конференции, олимпиады, ¦ годы ¦ ИПК и ПРО, ¦ ¦ ¦ смотры, конкурсы, клубы, студии ¦ ¦ УНПО ¦ ¦ ¦ и т.д.) ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 4. ¦ Развитие кадрового потенциала УНПО ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 4.1. ¦ Разработка нового типового штатного ¦ 2001 год ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ расписания УНПО ¦ ¦ образования ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 4.2. ¦ Разработка и заключение договоров с ¦ 2000- ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ ВУЗами на целевую подготовку ¦ 2001 ¦ образования ¦ ¦ ¦ специалистов для системы УНПО области ¦ годы ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 4.3. ¦ Разработка программ переподготовки и ¦ 2000 год ¦ ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ повышения квалификации инженерно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогических работников для работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по государственным образовательным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стандартам НПО, создание банка данных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по этому вопросу ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 4.4. ¦ Разработка Положения об аттестации ¦ 2000 год ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ вновь назначаемых директоров и ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ заместителей ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 4.5. ¦ Организация стажировки мастеров ¦ 2000- ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ производственного обучения на ¦ 2005 ¦ образования, ¦ ¦ ¦ промышленных предприятиях и ¦ годы ¦ УНПО ¦ ¦ ¦ организациях ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 4.6. ¦ Мониторинг кадровой обеспеченности ¦ 2000- ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ УНПО ¦ 2005 ¦ образования, ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦ УНПО ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 5. ¦ Нормативно-правовое и финансовое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечение реформирования системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ НПО ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 5.1. ¦ Разработка Нормативного перечня ¦ 2001 год ¦ ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ оснащенности материальной базы УНПО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебным и учебно-производственным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудованием ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 5.2. ¦ Разработка проекта Типового устава ¦ 2000 год ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ образовательного учреждения, имеющего ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ право реализации профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательных программ ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 5.3. ¦ Внесение предложений в ¦ 2001 год ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ Законодательное Собрание области по ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ льготному налогообложению предприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и организаций, инвестирующих средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в развитие УНПО ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 5.4. ¦ Оформление договора с департаментом ¦ 2000 год ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ федеральной службы занятости ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ населения по Пензенской области о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимном сотрудничестве ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 6. ¦ Научное обеспечение реформирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы НПО ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 6.1 ¦ Проведение аналитической работы по ¦ 2000- ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ выявлению новых профессий в сферах ¦ 2005 ¦ образования, ¦ ¦ ¦ обслуживания, экологии, социальной ¦ годы ¦ Департамент ¦ ¦ ¦ работы на основе исследования рынков ¦ ¦ федеральной ¦ ¦ ¦ труда и услуг ¦ ¦ службы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятости по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Пензенской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 6.2. ¦ Научное обоснование подходов к ¦ 2000- ¦ ИПК и ПРО ¦ ¦ ¦ содержанию и технологии формирования ¦ 2005 ¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий, средств обучения, ¦ годы ¦ ¦ ¦ ¦ средств диагностики, предназначенных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для обеспечения региональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компонентов профессиональных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательных стандартов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разрабатываемых в региональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системе НПО ¦ ¦ ¦ +------+------------------------------------------+------------+---------------+ ¦ 6.3. ¦ Программа по обеспечению УНПО ¦ 2000 год ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ учебниками и учебно-методическими ¦ ¦ образования ¦ ¦ ¦ пособиями ¦ ¦ ¦ L------+------------------------------------------+------------+---------------- __________ Приложение N 2 Утвержден постановлением Правительства Пензенской области от 23 июня 2000 г. N 355-пП РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ профессий начального профессионального образования ----------T-------------------T---------------------------T--------------T-------------------------------------------------¬ ¦ Номер ¦ Наименования ¦ Наименования профессий, ¦ Ступень ¦ Нормативный срок получения ¦ ¦ позиции ¦ профессий ¦ по которым осуществляется ¦ квалификации ¦ начального профессионального ¦ ¦ ¦ начального ¦ специализация согласно ¦ ¦ образования (в годах) ¦ ¦ ¦ профессионального ¦ "Общероссийскому ¦ +---------------------------T---------------------+ ¦ ¦ образования ¦ классификатору профессий ¦ ¦ для выпускников ¦ для ¦ ¦ ¦ ¦ рабочих, должностей ¦ ¦ основной ¦ выпускнмков ¦ ¦ ¦ ¦ служащих и тарифных ¦ ¦ общеобразовательной ¦ средней ¦ ¦ ¦ ¦ разрядов (ОК 016-94)" ¦ ¦ школы ¦ (полной) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------T-------------+ общеобразовательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ без ¦ с ¦ школы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ получения ¦ получением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среднего ¦ среднего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (полного) ¦ (полного) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общего ¦ общего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования ¦ образования ¦ ¦ L---------+-------------------+---------------------------+--------------+-------------+-------------+---------------------- 1. ПРОФЕССИИ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ 1. Машинист крана 3 - 3 1 (1.6.) (крановщик) Машинист крана (крановщик) (по видам оборудования) 2. Машинист 3 - 3 1 (1.7.) холодильных установок Машинист холодильных установок 3. Оператор 3 - 3 1 (1.9.) электронно- вычислительных машин Оператор электронно- вычислительных и вычислительных машин (ЭВМ) Оператор электронно- вычислительных и вычислительных машин (компьютерные сети) Оператор электронно- вычислительных и вычислительных машин (компьютерная графика) Радиомеханик 4 - 4 2 Радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования (вычислительная техника) Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры (видеотехника) 5. Электромонтер по 3 - 3 2 (1.13.) ремонту и обслуживанию электрооборудования Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 2. МЕТАЛЛООБРАБОТКА Литейные работы 6. Модельщик 3 1-2 3 1 (2.1.) Модельщик по деревянным моделям Модельщик по металлическим моделям Сварочные работы 7. Сварщик 3 - 3 1 (2.4). (электросварочные и газосварочные работы) Газосварщик Электрогазосварщик Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах Электросварщик ручной сварки Механическая обработка металлов и других материалов 8. Контролер 3 1-2 3 1 (2.9.) станочных и слесарных работ Комплектовщик изделий и инструмента Контролер станочных и слесарных работ 9. Наладчик станков 4 - 4 2 (2.10.) и оборудования в механообработке Наладчик автоматических линий и агрегатных станков Наладчик автоматов и полуавтоматов Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением Токарь 10. Станочник 3 - 3 1-2 (2.12.) (металлообработка) Оператор станков с программным управлением Станочник широкого профиля 11. Токарь- 3 1-2 3 1 (2.13.) универсал Токарь Токарь-карусельщик Токарь-расточник Токарь-револьверщик 12. Фрезеровщик- 3 1-2 3 1 (2.14.) универсал Зуборезчик Фрезеровщик Шевинговальщик Слесарные и слесарно-сборочные работы 13. Наладчик 4 - 4 2 (2.16.) контрольно- измерительных приборов и автоматики Наладчик контрольно- измерительных приборов и автоматики 14. Слесарь 3 1-2 3 1 (2.17.) Слесарь-инструментальщик Слесарь механосборочных работ Слесарь-ремонтник (ремонт машин и оборудования различного назначения) 15. Слесарь по 3 - 3 1-2 (2.18.) контрольно- измерительным приборам и автоматике Слесарь по контрольно- измерительным приборам и автоматике 16. Слесарь по 3 2 3 1 (2.19.) ремонту автомобилей Слесарь по ремонту автомобилей Слесарь по ремонту автомобилей (кузовные работы) Слесарь по ремонту автомобилей (моторист) Слесарь по ремонту автомобилей (электрик) Водитель автомобиля 3. ПРОИЗВОДСТВО ЧАСОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ КАМНЕЙ, РЕМОНТ ЧАСОВ 17. Часовщик- 3 - 3 1 (3.1.) ремонтник Часовщик по ремонту механических часов Часовщик по ремонту электронных и кварцевых часов 4. ПРОИЗВОДСТВО РАДИОАППАРАТУРЫ И АППАРАТУРЫ ПРОВОДНОЙ СВЯЗИ 18. Монтажник радио- 3 - 3 1 (6.1.) электронной аппаратуры и приборов Контролер радиоэлектронной аппаратуры и приборов Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов 19. Регулировщик 4 - 4 2 (6.2.) радиоэлектронной аппаратуры и приборов Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов 5. СТРОИТЕЛЬНЫЕ, МОНТАЖНЫЕ И РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ 20. Кровельщик 2 1-2 3 1 (22.1) Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов Кровельщик по стальным кровлям 21. Мастер 3 - 3 1 (22.2.) отделочных строительных работ Маляр (строительный) Облицовщик-плиточник Штукатур 22. Мастер 3 - 3 1 (22.3.) общестроительных работ Арматурщик Бетонщик Каменщик Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций Печник Стропальщик Электросварщик ручной сварки 23. Мастер 3 - 3 1 (22.4.) столярно- плотничных и паркетных работ Паркетчик Плотник Стекольщик Столяр строительный 24. Машинист 3 - 3 1 (22.5.) дорожных и строительных машин Машинист бульдозера Машинист катка самоходного и полуприцепного на пневматических шинах Машинист катка самоходного с гладкими вальцами Машинист компрессора передвижного с двигателем внутреннего сгорания Машинист скрепера Машинист уплотняющей и планировочно-уплотняющей машины Машинист экскаватора роторного Машинист экскаватора одноковшового 25. Машинист 3 - 3 1 (22.6.) подъемно- транспортных и строительных машин Машинист автовышки и автогидроподъемника Машинист автогрейдера Машинист автокомпрессора Машинист крана автомобильного 26. Монтажник 3 - 3 1 (22.8) оборудования радио- и телефонной связи Монтажник оборудования связи Радиомонтер приемных телевизионных антенн 27. Монтажник 2 1-2 3 1 (22.11.) санитарно- технических, вентиляционных систем и оборудования Монтажник санитарно- технических систем и оборудования Монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации Электрогазосварщик 28. Электромонтажник 3 - 3 1 (12.19.) электрических сетей и электро- оборудования Электромонтажник по вторичным цепям Электромонтажник по кабельным сетям Электромонтажник по освещению и осветительным сетям Электромонтажник по распределительным устройствам 6. ПРОИЗВОДСТВО СТЕКЛА И СТЕКЛОИЗДЕЛИЙ 29. Мастер- 3 - 3 1 (27.1.) изготовитель деталей и изделий из стекла Выдувальщик стеклоизделий Оператор стеклоформующих машин Стеклодув 30. Мастер- 2 1-2 3 1 (27.2.) обработчик стекла и стеклоизделий Отдельщик выдувных изделий Полировщик стекла и стеклоизделий Резчик стекла Шлифовщик стеклоизделий Шлифовщик стекла 7. ТРАНСПОРТ Железнодорожный транспорт и метрополитен 31. Дежурный по 3 - 3 1 (30.1.) железнодорожной станции (IV-V класса) Дежурный по железнодорожной станции Дежурный станционного поста централизации Дежурный стрелочного поста 32. Мастер путевых 3 - 3 1 (30.2.) машин Наладчик путевых машин и механизмов Оператор дефектоскопной тележки Слесарь по ремонту путевых машин и механизмов 33. Оператор 3 1-2 3 1 (30.3.) по обработке перевозочных документов Оператор по обработке перевозочных документов 34. Помощник 3 - 3 1 (30.4.) машиниста локомотива Машинист автомотрисы Помощник машиниста дизельпоезда Помощник машиниста тепловоза Помощник машиниста электровоза Помощник машиниста электропоезда Слесарь по ремонту подвижного состава 35. Проводник 3 - 3 1 (30.5.) на железнодорожном транспорте Кассир (билетный) Проводник пассажирского вагона Проводник по сопровождению грузов и спецвагонов Проводник по сопровождению локомотивов и пассажирских вагонов в нерабочем состоянии 36. Слесарь 3 - 3 1 (30.6.) по обслуживанию и ремонту подвижного состава Осмотрщик вагонов Осмотрщик-ремонтник вагонов Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания Слесарь по ремонту подвижного состава 37. Слесарь- 3 - 3 1 (30.7.) электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов) Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования 38. Электромонтер 3 - 3 1 (30.8.) тяговой подстанции Электромонтер тяговой подстанции 39. Электромонтер 3 - 3 1 (30.9.) устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) Электромонтер устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) Автотранспорт и городской электротранспорт 40. Автомеханик 3 - 3 1 (30.19.) Контролер технического состояния автомототранспортных средств Слесарь по ремонту автомобилей Водитель автомобиля 41. Водитель 3 - - 1 (30.20.) городского электротранспорта Водитель троллейбуса 8. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Текстильное производство 42. Ткач 3 - 3 2 (32.10.) Ткач ручного ткачества Ткач (текстильно-галантерейное производство) Ткач (пенько-джутовое производство) Ткач (хлопчатобумажное, льняное, шерстяное, шелковое производства) Швейное производство 43. Закройщик 4 - 4 3 (32.20.) Закройщик 44. Оператор 2 2 3 1 (32.22.) швейного оборудования Оператор швейного оборудования Швея 45. Портной 2 2 3 2 (32.23.) Портной 46. Раскройщик 3 - 3 1-2 (32.24.) Раскладчик лекал Раскройщик 9. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ, ТОРГОВЛЯ И ПРОИЗВОДСТВО ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ Общественное питание 47. Официант, 3 - 3 2 (34.1.) бармен Бармен Бармен (со знанием иностранного языка) Буфетчик Официант Официант (со знанием иностранного языка) 48. Повар, кондитер 3 - 3 2 (34.2.) Кондитер Повар Торговля 49. Продавец, 3 - 3 2 (34.3.) контролер-кассир Кассир торгового зала Контролер-кассир (при отсутствии кассовых операций "Контролер") Продавец непродовольственных товаров Продавец продовольственных товаров 50. Электромеханик 3 - 3 2 (34.4.) по торговому и холодильному оборудованию Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию Производство пищевой продукции 51. Мастер 4 - 4 2 (34.11.) производства молочной продукции Аппаратчик пастеризации и охлаждения молока Маслодел Маслодел-мастер Мастер производства цельномолочной и кисломолочной продукции Сыродел Сыродел-мастер 10. ПРОИЗВОДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ 52. Изготовитель 3 - 3 2 (35.1.) художественных изделий из дерева Выжигальщик по дереву Изготовитель художественных изделий из бересты Изготовитель художественных изделий из дерева Изготовитель художественных изделий из лозы Резчик по дереву и бересте Фанеровщик художественных изделий из дерева Обработчик изделий из кости и рога 11. СФЕРА ОБСЛУЖИВАНИЯ 53. Парикмахер 3 - 3 1 (36.3.) Парикмахер 12. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО 54. Ветеринарный 4 - 4 2 (37.1.) фельдшер Ветеринарный фельдшер 55. Мастер 3 2 3 1 (37.2.) животноводства Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм Оператор машинного доения Оператор птицефабрик и механизированных ферм Оператор свиноводческих комплексов и механизированных ферм 56. Мастер по 3 - 3 2 (37.3.) лесному хозяйству Егерь Лесовод Тракторист Водитель автомобиля 57. Мастер по 3 - 3 2 (37.4.) мелиорации Машинист бульдозера Машинист грейдера прицепного Машинист скрепера Машинист экскаватора Слесарь по ремонту дорожно- строительных машин и тракторов 58. Мастер 3 2 3 1 (37.5.) растениеводства Овощевод Плодоовощевод Табаковод Цветовод-декоратор 59. Мастер 4 - 4 2 (37.6.) сельскохозяйственного производства (фермер) Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Водитель автомобиля 60. Мастер по 3 - 3 2 (37.7.) техническому обслуживанию и ремонту машинно- тракторного парка Контролер технического состояния транспортных средств Мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования Тракторист Водитель автомобиля 61. Пчеловод 3 2 3 1 (37.10.) Водитель автомобиля Пчеловод 62. Тракторист- 3 2 3 1 (37.14.) машинист сельскохозяйственного производства Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Водитель автомобиля 63. Электромонтер 3 - 3 1 (37.15.) по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Водитель автомобиля 64. Хозяйка 4 - 4 2 (37.16.) усадьбы Оператор машинного доения Плодоовощевод Повар Учетчик 38. ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩИХ 65. Агент 3 - 3 1 (38.1.) Агент (по видам деятельности) 66. Администратор 3 - - 1 (38.3.) Администратор Дежурный по этажу Портье 67. Бухгалтер 4 - 4 2 (38.5.) Бухгалтер Кассир Счетовод 68. Коммерсант в 4 - 4 3 (38.9.) торговле Агент торговый Кассир торгового зала Контролер-кассир Продавец непродовольственных товаров Продавец продовольственных товаров 69. Коммерсант в 4 - 4 2 (38.10.) промышленности Агент коммерческий Агент по снабжению 70. Коммерсант на 4 - 4 2 (38.11.) транспорте Агент коммерческий Агент по заказам населения на перевозку Экспедитор 71. Контролер 3 - 3 1 (38.12.) сберегательного банка Кассир Контролер сберегательного банка 72. Оператор 3 - - 1 (38.13.) диспетчерской службы Оператор 73. Секретарь 3 - 3 1 (38.14.) Секретарь Секретарь-машинистка Секретарь-стенографистка 74. Секретарь- 4 - 4 2 (38.15.) референт Секретарь-референт Секретарь 75. Социальный 3 - 3 1 (38.17.) работник Социальный работник Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|