Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 19.02.2010 № 643-24/4 ЗС

 



             ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


             Об отчете Счетной палаты Пензенской области
                         о работе в 2009 году


     Заслушав отчет  председателя  Счетной  палаты  Пензенской области
М.Н.Макарова о работе Счетной палаты Пензенской области в  2009  году,
Законодательное Собрание п о с т а н о в л я е т:
     1. Отчет о работе Счетной палаты Пензенской области в  2009  году
принять к сведению (прилагается).
     2. Опубликовать отчет о работе Счетной палаты Пензенской  области
в 2009 году в средствах массовой информации.
     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель
     Законодательного Собрания          А.Д.Гуляков

     г. Пенза
     19 февраля 2010 года
     N 643-24/4 ЗС
     ____________________




                   Счетная палата Пензенской области


                                 ОТЧЕТ
                        о работе Счетной палаты
                          Пензенской области
                              в 2009 году


                     Отчет рассмотрен и утвержден
              Коллегией Счетной палаты Пензенской области
                          9 февраля 2010 года


     Настоящий отчет о деятельности Счетной палаты Пензенской  области
в  2009 году подготовлен в соответствии с требованием статьи 34 Закона
Пензенской области "О Счетной палате Пензенской области".

        Основные итоги деятельности Счетной палаты за 2009 год

     Счетная палата Пензенской области (далее - Счетная палата) в 2009
году осуществляла экспертно-аналитическую, контрольную, информационную
и иные виды деятельности в строгом соответствии с  Законом  Пензенской
области  от  7  апреля 1998 года N 72-ЗПО "О Счетной палате Пензенской
области",  Законом Пензенской области от 7 апреля 2003 года N  463-ЗПО
"О  бюджетном  устройстве  и бюджетном процессе в Пензенской области",
планом  работы  Счетной  палаты  Пензенской  области  на   2009   год,
утвержденным   постановлением   Законодательного  Собрания  Пензенской
области  от  16  декабря  2008  года  N  350-12/4  ЗС,  поручениями  о
внеплановых контрольных мероприятиях,  поступивших от Законодательного
Собрания Пензенской области.
     Основными направлениями в деятельности Счетной палаты  Пензенской
области в 2009 году с  целью  совершенствования  бюджетного  процесса,
ориентированного на  результативность  и  эффективность  использования
бюджетных средств, продолжали оставаться:
     - экспертно-аналитическая  работа  по  подготовке  заключений  на
принимаемые законопроекты и проведение финансовой экспертизы;
     - организация  и  проведение  оперативного контроля за надлежащим
исполнением бюджета Пензенской области в текущем году с целью внесения
своевременных предложений по его корректировке;
     - использование  элементов  аудита  эффективности  в   проведении
контрольных мероприятий;
     - усиление контроля, принятие более действенных мер по выполнению
представлений Счетной палаты Пензенской области.
     Приоритетным направлением   в   деятельности    Счетной    палаты
Пензенской  области  в  2009  году  являлась контрольная работа,  т.е.
контроль за целевым и обоснованным использованием  бюджетных  средств,
за  соблюдением принципа эффективности и экономности и их расходования
по различным  направлениям.  В  2009  году  проведено  19  контрольных
мероприятий,   проверено   2115907,7   тыс.  рублей  расходов  бюджета
Пензенской области, что составляет 8,0% от общих расходов. План работы
на  2009  год  был  сформирован  на  основании  предложений  депутатов
Законодательного   Собрания   Пензенской   области,   Счетной   палаты
Пензенской области, прокуратуры Пензенской области. Было предусмотрено
проведение десяти тематических контрольных мероприятий и двух  внешних
проверок  отчетов об исполнении бюджета Пензенской области за 2008 год
и   бюджета   Территориального   фонда   обязательного    медицинского
страхования Пензенской области за 2008 год.
     В 2009 году все предусмотренные планом  проверки  осуществлены  в
полном объеме. Дополнительно к плану  работы  проведено  4 контрольных
мероприятий.
     В рамках трех контрольных мероприятий  проверялось  использование
бюджетных средств,  выделенных  на  реализацию  в  Пензенской  области
приоритетных  национальных  проектов   "Образование",   "Здоровье"   и
"Развитие  агропромышленного  комплекса".  В   2009   году   проведены
экспертизы и оформлены заключения по  12 законопроектам,  подготовлено
8 аналитических материалов по  ежеквартальным  отчетам  об  исполнении
бюджета  Пензенской   области   и   бюджета   Территориального   фонда
обязательного медицинского страхования Пензенской области, выполнялись
другие поручения Законодательного Собрания Пензенской области.

                    Экспертно-аналитическая работа

     В 2009 году Счетной палатой Пензенской области в соответствии  со
статьями 2 и 11 Закона Пензенской области "О Счетной палате Пензенской
области" проводилась финансовая экспертиза, готовились  заключения  по
проектам законов Пензенской области,  различным  нормативным  правовым
актам  органов   государственной   власти,   на   реализацию   которых
направлялись   средства   бюджета   Пензенской   области   и   бюджета
Территориального фонда обязательного медицинского  страхования.  Всего
подготовлено  и  направлено  в  Законодательное  Собрание   Пензенской
области   30 экспертно-аналитических   материалов,   где   требовалась
экспертиза Счетной палаты.  16  экспертиз  касались  вопросов  бюджета
Пензенской области  и  бюджета  Территориального  фонда  обязательного
медицинского страхования Пензенской области, изменений к ним и отчетов
об  исполнении  этих  бюджетов.  Наиболее  значимыми  и  важными  были
заключения по проектам законов "О бюджете Пензенской области  на  2010
год и плановый период 2011 и 2012 годов", "О бюджете  Территориального
фонда обязательного медицинского  страхования  Пензенской  области  на
2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", а также  о  внесении
изменений  и  дополнений  в  законы  Пензенской   области   "О бюджете
Пензенской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
и  "О бюджете  Территориального   фонда   обязательного   медицинского
страхования Пензенской области на 2009 год и на плановый период 2010 и
2011 годов".
     Концептуальными особенностями законопроекта о бюджете  Пензенской
области на 2010 год и плановый  период  2011  и  2012  годов  являются
составление проекта бюджета Пензенской области на три года в  условиях
финансово-экономического  кризиса.  Сложившаяся  ситуация  потребовала
отказаться от принципа "скользящей трехлетки". Утверждение на плановый
период (2011 и 2012 годы) общего объема расходов, условно утвержденных
расходов,  межбюджетных  трансфертов,   предоставляемых   из   бюджета
Пензенской   области,   осуществлено   без   распределения   бюджетных
ассигнований по разделам классификации  расходов  бюджетов  Российской
Федерации и по главным распорядителям бюджетных средств,  а  также  из
плановых  показателей  исключен  показатель  общего  объема  бюджетных
ассигнований  на  исполнение  публичных  нормативных  обязательств  на
2011-2012 годы.
     В заключении на  проект  Закона  Пензенской  области  "О  бюджете
Пензенской  области  на  2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов"
отмечено,  что не  все  расходы  подтверждены  принятыми  нормативными
правовыми  актами,  устанавливающими  расходные обязательства области,
что предусмотрено статьями  65  и  85  Бюджетного  кодекса  Российской
Федерации. В проект бюджета на 2010 год включены восемь неутвержденных
в установленном порядке долгосрочных целевых программ,  предлагаемых к
финансированию  в  2010  году.  В  связи  с этим было отмечено,  что в
соответствии со статьей 179 Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации
долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию, начиная
с   очередного   финансового   года,   подлежат   утверждению   высшим
исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации не позднее
одного месяца до дня внесения проекта закона о соответствующем бюджете
в   законодательный  орган.  По  четырем  программам,  предложенным  к
утверждению на  2010  год,  объемы  превысили  объемы  финансирования,
предусмотренные   действующими   паспортами   программ.   Кроме  того,
содержалось  ряд  других  замечаний  и   предложений,   которые   были
рассмотрены   на   заседаниях  рабочих  групп  и  постоянных  комиссий
Законодательного Собрания Пензенской области  и  учтены  при  принятии
Закона  Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2010 год и
плановый период 2011 и 2012 годов".  В заключении  по  проекту  закона
Пензенской  области  "О бюджете ТФОМС Пензенской области на 2010 год и
плановый период  2011  и  2012  годов"  отмечалось,  что  законопроект
сформирован   в   отсутствии  утвержденной  Территориальной  программы
обязательного медицинского страхования Пензенской области,  являющейся
составной частью Программы государственных гарантий оказания гражданам
Российской  Федерации  бесплатной  медицинской  помощи  на  территории
Пензенской    области.    Базовой   основой,   определяющей   перечень
заболеваний,  виды,  объемы,  условия предоставления и  финансирования
медицинской   помощи,   оказываемой   населению   бесплатно,  является
Федеральная программа  государственных  гарантий,  которая  на  момент
подготовки  заключения  также не была утверждена.  При рассмотрении во
втором чтении проекта и принятии Закона Пензенской области "О  бюджете
ТФОМС  Пензенской  области  на  2010 год и плановый период 2011 и 2012
годов" указанные нормативные акты были представлены.
     В  2009  году  7 раз  вносились  изменения  в  Закон   "О бюджете
Пензенской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
и 5 изменений в Закон "О бюджете Территориального фонда  обязательного
медицинского страхования Пензенской области на 2009 год и на  плановый
период 2010 и 2011  годов",  на  которые  Счетной  палатой  Пензенской
области были подготовлены  и  направлены  в  Законодательное  Собрание
Пензенской области соответствующие заключения.
     В отчетном периоде в соответствии со статьей 16 Закона Пензенской
области   "О   Счетной   палате   Пензенской   области"  осуществлялся
оперативный контроль исполнения бюджета  Пензенской  области.  С  этой
целью  изучалась  и  анализировалась  отчетность Министерства финансов
Пензенской области по исполнению бюджета  за  соответствующие  периоды
2009   года,   обязательная   отчетность   главных   распорядителей  и
бюджетополучателей,  статистическая информация.  Ежеквартально Счетной
палатой  Пензенской  области  направлялись  в  адрес  Законодательного
Собрания и Губернатора Пензенской области аналитические  материалы  об
исполнении  бюджета  Пензенской  области,  в  которых  анализировались
основные причины неполного освоения запланированных  расходов  бюджета
Пензенской области за соответствующий период, отмечался низкий уровень
исполнения расходов на реализацию ряда областных целевых программ.

                          Контрольная работа
     В 2009 году выполнено 19 контрольных  мероприятий,  в  том  числе
2 внешние проверки отчетов об исполнении бюджета Пензенской области за
2008 год и бюджета ТФОМС Пензенской области за 2008 год.
     1. Внешняя  проверка  отчета  об  исполнении  бюджета  Пензенской
области за 2008 год, представленного Министерством финансов Пензенской
области,  проведена в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса
Российской  Федерации,  статьей  49.1  Закона  Пензенской  области  "О
бюджетном процессе  и  бюджетном  устройстве  Пензенской  области".  В
заключении   использованы   результаты   внешней   проверки  бюджетной
отчетности     главных     распорядителей      бюджетных      средств,
экспертно-аналитические и контрольные мероприятия, проведенные Счетной
палатой Пензенской области за отчетный период.
     Проанализировав  показатели  бюджета  по  итогам  исполнения,   в
заключении по отчету об исполнении бюджета Пензенской области за  2008
год отмечалось следующее:
     - в доходы бюджета  Пензенской  области  в  2008  году  поступило
25864850,0  тыс.  рублей,  или  94,0%  от  уточненного плана,  расходы
бюджета исполнены на 90,4%, что на 9,6% меньше бюджетных назначений;
     - остатки   средств   бюджета  Пензенской  области  составили  на
01.01.2009 880774,4 тыс.  рублей,  из которых 747373,0 тыс.  рублей  -
остатки целевых средств, поступивших из федерального бюджета;
     - основным фактором,  повлиявшим на  недофинансирование  плановых
расходов  бюджета  Пензенской  области  в размере 2833,6 млн.  рублей,
явилось недопоступление доходов в бюджет Пензенской области в  размере
1644, 8 млн. рублей, из которых 1133,9 млн. рублей (68,9%) - налог  на
прибыль,  а также невыполнение плана по источникам  покрытия  дефицита
бюджета (привлечено на 1 188,8 млн. рублей меньше, чем планировалось);
     - рост доходов бюджета Пензенской области  по  сравнению  с  2007
годом  составил 15,0%,  однако темпы исполнения доходной части ниже по
сравнению  с  аналогичным  периодом  2007  года,  доля   налоговых   и
неналоговых  доходов  уменьшилась на 1,8 процентных пункта и составила
46,6% от общего объема поступлений. Причины: потери бюджета, связанные
с  передачей  ряда  налогов  в  местные бюджеты (760,0 млн.  рублей) и
запретом деятельности по организации и проведению азартных игр  (220,0
млн.  рублей).  Доходная  часть бюджета сформирована на 53,4%  за счет
безвозмездных поступлений из федерального бюджета;
     - по   сравнению   с   началом  2008  года  государственный  долг
увеличился на 30%  за счет роста долга по кредитам коммерческих банков
и    бюджетным    кредитам,    и   обязательств   по   предоставленным
государственным   гарантиям.   Размер   расходов    на    обслуживание
государственного  долга увеличился относительно 2007 года в 3,0 раза и
связан  с  увеличением  расходов  на  выплату  купонного   дохода   по
облигациям Пензенской области выпуска 2006 и 2007 годов, с увеличением
расходов по оплате процентов по кредитам.
     2. Счетная палата в своем заключении отметила, что при исполнении
бюджета   Пензенской   области   за   2008   год   нормы    бюджетного
законодательства в основном соблюдались. Такие показатели, как  размер
дефицита бюджета, предельный  объем  обязательств  по  государственным
гарантиям Пензенской  области,  соотношение  фактического  внутреннего
долга и фактических доходов Пензенской области (без  учета  финансовой
помощи  из  федерального  бюджета),  объем  расходов  по  обслуживанию
внутреннего государственного долга Пензенской области, соответствовали
ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, а
также Законом Пензенской области "О бюджете Пензенской области на 2008
год и на период до 2010 года".
     В ходе проведения внешней проверки отчета об  исполнении  бюджета
Пензенской  области за 2009 год было проверено 3 главных распорядителя
средств  бюджета  Пензенской  области  и  ТФОМС  Пензенской   области.
Предметом  внешней проверки годовой бюджетной отчетности об исполнении
бюджета  Пензенской  области  за  2008  год  выбраны  Архивный   отдел
Пензенской области и его подведомственное учреждение - государственный
архив Пензенской области,  Управление государственной службы занятости
населения   Пензенской   области   (30   подведомственных  учреждений,
проверено   -   2),   Управление   лесами   Пензенской   области   (29
подведомственных  учреждений,  из которых 13 лесничеств,  16 лесхозов,
проверка проведена в 2-х  лесничествах).  По  результатам  проведенных
проверок   отмечены  нарушения  в  части  документального  оформления;
имеются нарушения,  связанные с учетом основных средств и материальных
запасов;  не  обеспечен учет в части администрирования доходов;  имеет
место искажение отчетности.  По-прежнему не ведутся операции по  учету
лимитов  бюджетных  обязательств,  бюджетных  ассигнований  и принятых
обязательств,  что   потенциально   может   привести   к   образованию
несанкционированной  кредиторской  задолженности.  В  ходе проведенных
проверок выявлены факты несоответствия отдельных показателей бюджетной
отчетности,  отсутствие  данных  в  представленных  Отчетах  и  формах
пояснительной  записки,   отражающих   результативность   деятельности
субъекта  бюджетной отчетности.  Результаты проверки Управления лесами
Пензенской   области   и   его   двух   подведомственных    учреждений
свидетельствуют  о  недостаточном контроле со стороны Управления,  как
главного распорядителя бюджетных  средств,  за  расходованием  средств
подведомственными учреждениями.
     Из 36 главных распорядителей средств бюджета Пензенской  области,
исполнявших   бюджет   Пензенской  области  в  отчетном  году,  низкая
результативность использования  бюджетных  средств  в  соответствии  с
утвержденными   бюджетными   ассигнованиями   отмечена   у  5  главных
распорядителей  (от  58,5%  до  83,8%).  Анализ  исполнения  областных
целевых  программ  выявил  низкий  уровень  финансирования в 2008 году
(80,3%).  При недофинансировании плановых расходов в части  реализации
59  целевых  областных  программ  в  целом  на  19,7%,  по  13 целевым
программам  процент  недофинансирования  сложился   значительно   выше
среднего   и   колеблется  от  21,0%  до  97,5%.  По  двум  программам
финансирование в 2008 году не производилось.
     Анализируя показатели   отчетности  получателей  средств  бюджета
Пензенской области за 2009 год  необходимо  отметить,  что  на  уровне
54,3%  произведены расходы Управлением природных ресурсов и окружающей
среды Пензенской области в части  реализации  отдельных  полномочий  в
области  водных отношений,  осуществляемых за счет субвенций.  Наличие
просрочки   исполнения   поставщиками   обязательств    способствовало
возникновению  дебиторской задолженности и неэффективному расходованию
средств бюджета Пензенской области в размере 7327,9 тыс. рублей.
     Сопоставлением данных бюджетной отчетности главных распорядителей
средств бюджета Пензенской области  с  данными  отчета  об  исполнении
бюджета Пензенской области за  2008  год,  представленного  в  Счетную
палату  Пензенской   области,   расхождений   кассовых   расходов   не
установлено.  Выявленные   отклонения   и   замечания   по   отдельным
показателям  годовой  бюджетной  отчетности  об   исполнении   бюджета
Пензенской области за 2008 год на достоверность Отчета не повлияли.
     В условиях финансового  и  экономического  кризиса  необходимость
жесткого контроля за расходованием бюджетных средств и поиска резервов
увеличения доходов стала еще актуальней.  С учетом этих  обстоятельств
специалистами  Счетной  палаты  Пензенской  области проведены проверки
полноты поступлений платежей от  использования  и  продажи  имущества,
находящегося в собственности Городищенского, Лунинского, Башмаковского
и Сердобского районов Пензенской области за 2008 год.  В ходе проверок
при  рассмотрении  вопросов,  связанных  с  владением,  пользованием и
распоряжением  имущества,  находящегося  в   собственности   указанных
районов,  выявлены  типичные  нарушения,  характерные для всех четырех
районов,  а именно:  непринятие  мер  по  взысканию  задолженности  за
проданное имущество,  несоблюдение порядка продажи земельных участков,
занижение размеров арендной платы за пользование имуществом, занижение
цены   выкупа  земельных  участков.  В  части  приватизации  казенного
муниципального имущества посредством продажи  на  аукционах  выявлено,
что в Лунинском районе реализация имущества осуществлялась в 2008 году
с  нарушением  отдельных  требований  действующего   законодательства,
регламентирующих    порядок    оценки    стоимости    приватизируемого
муниципального   имущества   и   организации   продажи   на   аукционе
муниципального  имущества,  находящегося  в  ведении  органов местного
самоуправления. Выявлены нарушения в части сроков перечисления средств
от  продажи  реализованного  казенного  имущества  в бюджет Лунинского
района.  По  двум  сделкам   по   приватизации   казенного   имущества
посредством  продажи  на  аукционах  недопоступление  средств в бюджет
Лунинского района в 2008 году составило 308,2 тыс.  рублей.  Одним  из
источников   формирования  доходной  базы  местных  бюджетов  являются
перечисления от муниципальных унитарных  предприятий  в  бюджет  части
чистой   прибыли.   Однако   на   практике  деятельность  их  остается
неэффективной и убыточной. В 2008 году поступления в бюджеты указанных
районов  платежей  от  муниципальных  унитарных  предприятий  за  счет
перечисления части прибыли,  оставшейся после уплаты  налогов  и  иных
обязательных  платежей,  муниципальными  унитарными  предприятиями  не
производились.  В результате проверки установлено,  что  объем  чистой
прибыли   трех   муниципальных   унитарных   предприятий,   подлежащей
перечислению и не перечисленной в бюджеты Лунинского,  Городищенского,
Сердобского  районов Пензенской области,  составил в общей сумме 999,5
тыс. рублей.
     Неэффективная деятельность собственника в лице  органов  местного
самоуправления Лунинского, Городищенского, Башмаковского,  Сердобского
районов  Пензенской  области   в   части   использования   и   продажи
муниципального имущества привела к недопоступлению в бюджеты указанных
районов в общей сумме 11957,8 тыс. рублей.
     В  числе  приоритетных  тем  контроля  в  предыдущем   году   для
Счетной  палаты   был   анализ   поступлений   земельного   налога   в
консолидированный бюджет Пензенской области  за  2008  год.  Земельный
налог дает значительную часть доходов местных  бюджетов.  Основой  для
формирования налоговой базы по начислению земельного  налога  является
кадастровая стоимость объектов, сформированная с  учетом  их  целевого
назначения в разрезе видов  разрешенного  использования.  В  настоящее
время только часть земельных участков полноценно оформлена и внесена в
кадастр. И это  лишь  одна  из  причин,  по  которой  местные  бюджеты
недополучают платежи по земельному налогу.
     Специалистами Счетной палаты Пензенской области  проведен  анализ
полноты  поступлений земельного налога за 2008 год и за 9 месяцев 2009
года в консолидированный  бюджет  Пензенской  области  на  территориях
Земетчинского  и  Тамалинского районов Пензенской области на основании
имеющихся  материалов,  предоставленных  в  Счетную  палату   органами
налоговых служб, Роснедвижимости и органами местного самоуправления. В
ходе анализа налогооблагаемой базы для начисления земельного налога по
Тамалинскому   району  Пензенской  области  отмечено,  что  по  данным
Администрации Тамалинского района в Управление  федеральной  налоговой
службы  по  Пензенской  области  органами  Роснедвижимости в 2006 году
передана заниженная кадастровая стоимость земель  сельхозназначения  в
разрезе  поселений,  расположенных  на территории Тамалинского района,
что  повлекло   за   собой   недопоступление   земельного   налога   в
консолидированный  бюджет  Тамалинского  района  в  2006,  2007 и 2008
годах.  По оценке Счетной палаты Пензенской области только кадастровая
стоимость   земель  сельхозугодий,  облагаемых  земельным  налогом,  в
среднем  составляет  3250480,0  тыс.  рублей,  тогда  как  по   данным
Управления  Федеральной  налоговой  службы  (Отчет  о налоговой базе и
структуре начислений по местным налогам за 2008 год форма N 5-МН)  вся
кадастровая стоимость земельных участков,  учтенная в налогооблагаемой
базе,  определена  в  сумме  2366977,0 тыс. рублей.  Возможные  потери
консолидированного  бюджета  Тамалинского  района  могут оцениваться в
сумме  2650,5  тыс.  рублей.  В   целях   реального   планирования   и
прогнозирования  земельного налога первостепенное значение приобретают
учет земель и информационный обмен  между  заинтересованными  органами
для своевременного налогообложения земельных участков в соответствии с
их фактическим использованием.  Однако в  Земетчинском  и  Тамалинском
районах Пензенской области, ввиду слабой материально-технической базы,
учет земель ведется вручную,  работа по  созданию  реестров  земельных
участков с применением специализированного программного обеспечения не
начиналась.  Соглашения об информационном  взаимодействии  c  органами
Роснедвижимости отсутствуют в двух проверенных поселениях Тамалинского
района.
     Анализируя   данные   органов    местного    самоуправления    об
использовании  земель  сельскохозяйственного   назначения   необходимо
отметить, что при наличии примерно одинаковой  площади  сельхозугодий,
размер площади неиспользуемых земель в Земетчинском  районе  в  8  раз
выше по сравнению с Тамалинским районом. При этом располагая  площадью
земель сельхозугодий, облагаемых земельным налогом, в три раза меньшей
по сравнению с Тамалинским районом, поступления по  земельному  налогу
на территории Земетчинского района в 2008 году примерно  соизмеримы  с
фактическими  поступлениями  Тамалинского  района.   Кроме   того,   в
Земетчинском районе из 72,3 тыс.  га  сельхозугодий,  используемых  по
прямому назначению, 33,5 тыс.  га  передано  в  аренду,  тогда  как  в
Тамалинском районе на долю аренды приходится площади  сельхозугодий  в
3,5 раза меньше, чем в Земетчинском районе (9,2 тыс. га из  108,3 тыс.
га используемых земель). Из приведенных примеров можно сделать  вывод,
что земельные участки в Земетчинском  районе,  относящемся  к  области
неплодородных земель, используются более эффективно, чем в плодородном
Тамалинском районе, имеющем  очень  низкий  показатель  неиспользуемой
площади сельхозугодий (4,9%) по сравнению с Земетчинским районом.
     В соответствии  с  утвержденным планом работы на 2009 год Счетной
палатой проведена проверка исполнения  представлений,  направленных  в
адрес  администраций  6  поселений  Каменского  района с предложениями
устранить  замечания,  выявленные  в  ходе  проведенной  в  2008  году
проверки  полноты  поступлений земельного налога за 2006 и 2007 годы в
муниципальных образованиях:  городе Каменке, Анучинском, Владыкинском,
Первомайском,  Каменском  и Кевдо-Мельситовском сельсоветах Каменского
района Пензенской области.  По результатам проверки  установлено,  что
исполнение   представлений   по   указанным  администрациям  выполнено
частично.   Так,   с   целью   налаживания   взаимодействия    органов
Роснедвижимости  с  органами  местного  самоуправления  в части сверки
данных   земельного   кадастра   в   границах   данных   муниципальных
образованиях  и  уточнения  имеющихся  сведений по земельным участкам,
руководствуясь  Федеральным  Законом   "О   государственном   кадастре
недвижимости",  согласно  которому  предусмотрена  обязанность органов
кадастрового  учета  предоставлять  органам  местного   самоуправления
информацию   в   форме   кадастровых   карт  территорий  муниципальных
образований,  Главам   администраций   города   Каменки,   Каменского,
Первомайского,   Кевдо-Мельситовского,   Анучинского  и  Владыкинского
сельсоветов  предлагалось  заключить  соглашение   об   информационном
взаимодействии  с  органом кадастрового учета.  Пункт представления не
выполнен.  На  момент  проверки  ни   одним   из   шести   проверенных
муниципальных  образований соглашение об информационном взаимодействии
с органами Роснедвижимости не заключено.  В ходе проверки  организации
начала  работ  по  созданию  реестра  земельных  участков  в указанных
муниципальных образованиях было отмечено,  что из-за  большого  объема
информации,  необходимого для формирования реестров земельных участков
и отсутствия  специально  разработанной  программы,  работа  в  данном
направлении  ведется  очень  медленно.  Выделить отдельные законченные
этапы работы по созданию реестра земельных участков не  представляется
возможным.    Работа    по    выявлению    и    постановке   на   учет
землепользователей,  не   имеющих   надлежащим   образом   оформленных
документов  на  занимаемые  ими  земельные участки,  понуждение данных
землепользователей  к   уплате   земельных   платежей   осуществляется
недостаточно  эффективно.  Администрациями города Каменки и Каменского
сельсовета Пензенской области работа по выявлению и постановке на учет
землепользователей, не проводилась.
     Резервом по увеличению  поступлений  земельного  налога  является
предъявление  его по земельным участкам,  занятым под многоквартирными
домами.  В части проверки мероприятий по формированию таких  земельных
участков  в  целях  налогообложения в городе Каменке Каменского района
отмечено,  что утвержден лишь  график  по  формированию  и  проведению
государственного  кадастрового  учета земельных участков на территории
города  Каменки,  где  расположены  многоквартирные  дома.   Средства,
запланированные  в  бюджете города Каменки Каменского района в размере
670,0 тыс. рублей на мероприятия по землеустройству и землепользованию
в  2008 году,  остались неиспользованными.  Из запланированных на 2009
год  450,0  тыс.  руб.  на  проведение  подготовительных   мероприятий
израсходовано   28,0  тыс.  руб.,  работа  по  формированию  земельных
участков на момент проверки не начата.
     В 2009  году  проверен  большой  объем  бюджетных средств в сумме
407,7   млн.   рублей,   направленных   на   реализацию   приоритетных
национальных  проектов.  В  городе Пензе,  городе Кузнецке и Каменском
районе  проведено  контрольное  мероприятие  по  вопросу  целевого   и
эффективного использования средств бюджетов всех уровней, выделенных в
2008  и  2009  годах  на  реализацию  экспериментального  проекта   по
совершенствованию    организации    питания   учащихся   муниципальных
общеобразовательных  учреждений   в   рамках   национального   проекта
"Образование".  В  городе  Пензе  функционируют 75 общеобразовательных
учреждений,  в городе Кузнецке - 15  учреждений.  В  Каменском  районе
предложена  новая  модель  организации  школьного  питания  - создание
комбината школьного питания. В экспериментальном проекте участвовали 3
средние  общеобразовательные  школы  города  Каменки и 3 школы в селах
Батрак,  Варваровка,  Кевдо-Мельситово.  Одной   из   основных   задач
экспериментального  проекта  является  создание условий для достижения
стопроцентного охвата учащихся 1-11 классов всеми видами  полноценного
горячего  питания  с  целью  улучшения  состояния  здоровья и снижения
заболеваемости  органов  пищеварения  учащихся.  В   ходе   проведения
контрольного    мероприятия    установлено,    что   в   муниципальных
общеобразовательных учреждениях проведен капитальный ремонт  помещений
столовых и пищеблоков,  пищеблоки оснащены современным технологическим
оборудованием,  обеденные залы столовых укомплектованы новой  мебелью,
приобретены специализированные машины для перевозки пищевых продуктов.
Однако  запланированный  результат   по   достижению   в   2009   году
100-процентного  охвата  школьников  полноценным  горячим  питанием не
достигнут (процент охвата обучающихся школ  горячим  питанием  в  2009
году в городе Пензе составил 92%, в городе Кузнецке - 95%, в Каменском
районе  -  77%).  В  проверенных  муниципальных  образованиях  уровень
заболеваемости  органов  пищеварения  у школьников достаточно высокий.
Количество   учащихся,   имеющих   хронические   заболевания   органов
пищеварения, составило в городе Пензе в 2008 году 1882 человек, в 2009
году - 1843 человек.  В  городе  Кузнецке  количество  детей,  имеющих
заболевания органов пищеварения, составило в 2008 году 1352 человек, в
2009 году - 1209 человек,  в Каменском  районе  в  2008  году  -  2006
человек, в 2009 году - 1452 человек.
     В ходе проверки вопросов,  связанных с приобретением современного
технологического оборудования, выявлены факты несвоевременной поставки
оборудования во всех  проверенных  общеобразовательных  учреждениях  и
непринятие    мер    в    виде    штрафных    санкций,   установленных
законодательством и предусмотренных  в  муниципальных  контрактах.  На
момент проверки в Каменском районе не поставлено оборудование на сумму
1306,5 тыс.  рублей,  срок поставки которого истек три  месяца  назад.
Другим   характерным  нарушением  для  общеобразовательных  учреждений
города Кузнецка и Каменского района при расходовании бюджетных средств
являются  авансовые  платежи поставщикам товаров,  работ,  услуг сверх
установленного  норматива.  В  связи  с  вышеизложенным  хотелось   бы
отметить,  что  установленные  нарушения  со стопроцентной предоплатой
свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих функций  специалистами
казначейских   отделов   финансовых   управлений   города  Кузнецка  и
Каменского района в части осуществления  предварительного  и  текущего
контроля  за  использованием  бюджетных  средств при списании денежных
средств с лицевых счетов получателей средств бюджета.  В городе  Пензе
установлены   факты   приобретения   отдельными   общеобразовательными
учреждениями современного технологичного оборудования при отсутствии в
них потребности.  Так, проверка в гимназии "САН" города Пензы выявила,
что  закупленное  учреждением  в  рамках  экспериментального   проекта
оборудование на сумму 180,3 тыс.  рублей не используется и передано по
акту приема-передачи в муниципальную имущественную казну города Пензы.
Общеобразовательная  школа  N  9 города Пензы закупленное оборудование
(пароконвектомат)   стоимостью   491,5   тыс.   рублей   передала   на
ответственное  хранение с правом пользования общеобразовательной школе
N 71 города Пензы.
     По результатам    данного   контрольного   мероприятия   выявлено
нарушений на  7075,6  тыс.  рублей,  из  которых  3555,9  тыс.  рублей
приходится на неэффективное использование средств,  76,2 тыс. рублей -
нецелевое использование бюджетных средств.
     Расходы на реализацию семи мероприятий в рамках ПНП "Здоровье" за
9 месяцев 2009 года составили 409822,2 тыс.  рублей.  По  сравнению  с
аналогичным  периодом  2008  года расходы на реализацию ПНП "Здоровье"
сократились на 6,0%.  Одним из направлений реализации мероприятий  ПНП
"Здоровье"  является  выделение учреждениям здравоохранения средств на
проведение  диспансеризации  пребывающих  в  стационарных  учреждениях
детей-сирот  и детей,  находящихся в трудной жизненной ситуации,  и на
денежные выплаты за дополнительную медицинскую помощь.  По результатам
проверки    эффективности   использования   государственных   средств,
выделенных по данному направлению четырем учреждениям здравоохранении:
МУЗ  "Городская  детская поликлиника",  МУЗ "Нижнеломовская ЦРБ",  МУЗ
"Земетчинская ЦРБ", МУЗ "Каменская ЦРБ", установлено, что по состоянию
на   01.12.2009   диспансеризация   детей   проведена   в  основном  в
установленные сроки в  соответствии  с  численностью,  предусмотренной
планом-графиком проведения диспансеризации, в количестве 2231 человек,
что  составляет  92%  (план  на  год   2435   детей).   В   результате
диспансеризации у каждого ребенка в среднем выявлено по 2 заболевания,
что  вызывает  обеспокоенность  за  состояние  здоровья  подрастающего
поколения. В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что
до  настоящего  времени   не   определены   источники   финансирования
дополнительных  расходов,  связанных с увеличением среднего заработка,
учреждениям здравоохранения,  осуществляющим диспансеризацию  детей  в
рамках  национального  проекта  и  предусмотренных  Трудовым  кодексом
Российской   Федерации.   Как   следствие   этого,    в    учреждениях
здравоохранения  дополнительные  выплаты  либо  не включались в расчет
среднего заработка медицинским работникам при  оплате  отпусков,  либо
отпускные  начислялись за счет сокращения средств,  предназначенных на
проведение диспансеризации. Так, в МУЗ "Городская детская поликлиника"
средства  на  оплату  отпускных  изысканы  путем уменьшения заработной
платы   медицинским    работникам,    исчисленной    за    проведенную
диспансеризацию детей по утвержденному тарифу, в том месяце, в котором
им предоставлен оплачиваемый отпуск. В МУЗ "Нижнеломовская ЦРБ" оплата
труда  за  диспансеризацию  в  средний заработок не включалась.  В МУЗ
"Каменская ЦРБ" средства на оплату отпускных изысканы путем уменьшения
на 10% норматива затрат на заработную плату, утвержденного в структуре
стоимости тарифа.  В результате сохраняется неопределенность в решении
данного  вопроса  и  напряженность,  связанная  с возможным взысканием
средств,  использованных не по целевому назначению и  направленных  на
оплату  дополнительных  расходов,  связанных  с  увеличением  среднего
заработка.
     При проверке обоснованности расходования средств,  выделенных  на
диспансеризацию  детей,  выявлены  безрезультатные  расходы  в   сумме
94,1 тыс.  рублей,  выразившиеся  в  приобретении  и   неиспользовании
учреждениями  здравоохранения  расходных  материалов  при   проведении
диспансеризации детей (МУЗ "Городская детская поликлиника" - 88,0 тыс.
руб., МУЗ "Каменская ЦРБ" - 5,6 тыс. руб.).
     В период  действия приоритетного национального проекта "Здоровье"
в лечебно-профилактические учреждения области поступило  и  введено  в
эксплуатацию  509  единиц диагностического оборудования на общую сумму
390943,0  тыс.  рублей.  Однако  следует  отметить,  что   не   всегда
муниципальными  учреждениями здравоохранения оборудование используется
эффективно,   имеются   случаи   простоя   по   причине    технической
неисправности,   отсутствия   специалистов,  отсутствия  комплектующих
принадлежностей как в гарантийные,  так и послегарантийные сроки. Так,
например два аппарата ультразвукового исследования ввиду неисправности
не   использовались   по   назначению   длительное   время:   в    МУЗ
"Нижнеломовская  ЦРБ"  - более одного месяца,  в МУЗ "Каменская ЦРБ" -
более одного года.
     Одним из   направлений   реализации  приоритетного  национального
проекта "Развитие агропромышленного  комплекса"  в  рамках  реализации
Федеральной  целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года"
годы  является  улучшение  жилищных  условий  граждан,  проживающим  в
сельской местности,  в том числе молодых семей и молодых специалистов,
путем   предоставления    социальной    выплаты    на    строительство
(приобретение) жилья. Для участия в реализации указанных мероприятий в
рамках Федеральной программы на региональном уровне приняты  областные
целевые программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006-2010 годы
(предоставление   социальных   выплат   молодым   семьям   и   молодым
специалистам)    и   "Социальное   развитие   села   до   2010   года"
(предоставление социальных выплат гражданам,  проживающих  в  сельской
местности).  С  2009  года  действует  долгосрочная  целевая программа
"Социальное  развитие  села  до  2012  года",  предусматривающая   оба
направления.  Результаты  проверки  эффективности реализации указанных
областных целевых программ  показали,  что  в  части  привлечения  для
проживания  в  селе молодых семей и молодых специалистов в проверяемый
период притока кадров в сельскую местность не наблюдалось.  В  2008  и
2009  годах  социальная  выплата на строительство (приобретение) жилья
молодым семьям или молодым специалистам,  изъявившим желание переехать
на  постоянное  место  жительства в сельскую местность и работать,  не
предоставлялась.    В    части    социально-экономического    эффекта,
оказываемого  программой  на  развитие  села,  можно  назвать активное
участие  в  программе   глав   крестьянско-фермерских   хозяйств.   За
проверяемый  период  29  глав  КФХ,  или  7,3%  от  общего  количества
участников программы,  получили социальную  выплату  на  строительство
(приобретение)  жилья.  За  проверяемый период (2008-2009 годы) выдано
397 свидетельств о предоставлении социальной выплаты на  строительство
(приобретение)  жилья  сельским жителям,  проживающим на территории 27
муниципальных районов.  Молодым семьям выдано  252  свидетельства,  из
которых 38%  от общего количества выданных свидетельств, приходится на
работников   организаций   социальной   сферы.   Анализ    результатов
количественного   представительства  участников  программы  в  разрезе
муниципальных  районов  позволяет  сделать  вывод,   что   организация
информационной  и  разъяснительной  работы,  направленной на освещение
целей и задач  указанных  мероприятий,  не  во  всех  районах  ведется
должным образом.  Почти половина сельских жителей,  включенных в число
участников  программы,  проживает   на   территории   только   четырех
муниципальных районов:  Городищенского (88 человек), Наровчатского (48
человек),  Камешкирского (36 человек) и Пензенского (22 человек).  При
этом  все  жилье  построено  или приобретено участниками программы без
привлечения ипотечных жилищных кредитов и займов и находится по  месту
постоянного их проживания.
     В ходе проверки наличия  отдельных  нормативных  правовых  актов,
регламентирующих   реализацию   программных   мероприятий   в    части
государственной поддержки граждан, проживающих в  сельской  местности,
отмечено, что в нарушение установленных правил  нормативный  документ,
определяющий порядок и условия  подтверждения  наличия  собственных  и
(или)  заемных  средств,  в  размере  части  стоимости   строительства
(приобретения) жилья,  не  обеспеченных  за  счет  средств  социальной
выплаты, Министерством сельского хозяйства Пензенской области в 2008 и
2009 годах не  установлен.  В  договорах  на  обслуживание  социальных
выплат,  заключенных   Министерством   сельского   хозяйства   с   ОАО
"Россельхозбанк" и ОАО "Акционерный коммерческий  Сберегательный  банк
Российской Федерации", не  определены  условия  зачисления  социальной
выплаты  на  банковский  счет  получателя.   Министерством   сельского
хозяйства  Пензенской  области  произведена   неправомерная   передача
полномочий органам местного самоуправления по проверке договоров до их
представления в кредитную организацию. В нарушение  условий  программы
не установлен норматив размера  средств  бюджета  Пензенской  области,
выделяемых на финансовое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных
условий граждан, в 2009 году. При формировании списков молодых семей -
участников Программы -  выявлены  нарушения  Правил,  регламентирующих
исполнение Программы, в части  превышения  установленного  возрастного
предела, превышения обеспеченности  площадью  жилого  помещения  сверх
учетной  нормы,  включения  граждан,  имеющих  трудовые   договоры   с
организацией,  не  относящейся  к  агропромышленному   комплексу   или
социальной сфере в сельской местности. Отмечены факты оформления права
собственности на построенное жилье в личную собственность, тогда как в
соответствии с установленными требованиями построенное (приобретенное)
жилое помещение оформляется в общую собственность всех  членов  семьи,
указанных в свидетельстве.
     В отчетном году проведены четыре проверки использования бюджетных
средств, выделенных на реализацию областных  целевых  программ.  Объем
бюджетных  средств,  проверенных  при  проведении  данных  контрольных
мероприятий, составил 789,5 млн. рублей.
     Результаты проверки  эффективности  реализации  областной целевой
программы "Развития и поддержки малого и среднего  предпринимательства
в  Пензенской  области  на 2006-2010 годы",  показали,  что финансовая
поддержка позволила снизить издержки по привлечению кредитных ресурсов
на   осуществление   хозяйственной   деятельности   субъектами  малого
предпринимательства и направить дополнительные средства на  расширение
собственных   производств.   В   2008   году   57   субъектам   малого
предпринимательства оказана  государственная  финансовая  поддержка  в
виде  выделения  из бюджета Пензенской области субсидии в размере 20,9
млн.  рублей.  Однако  проведенная  оценка   экономического   эффекта,
продекларированного  программой в части ежегодного прироста количества
субъектов малого и  среднего  предпринимательства  на  5-6  процентов,
увеличения   численности   работников   в   сфере  малого  и  среднего
предпринимательства на 5 процентов,  показала, что данные показатели в
полном объеме не выполняются.  В динамике развития малых предприятий с
2006 по 2008 год наблюдался рост в 2006 году на 3,4%  по  отношению  к
2005  году.  Количество  малых  предприятий в 2007 году уменьшилось на
10,3% по сравнению с 2006 годом. В 2008 году - рост 5,4% к 2007 году.
     В соответствии с планом работы Счетной палатой Пензенской области
проведена проверка целевого  и  эффективного  использования  бюджетных
средств,  связанных с обеспечением мероприятий по капитальному ремонту
многоквартирных  домов.  В  качестве  объектов  выбраны  муниципальные
образования:  город Кузнецк и городское поселение Неверкино Пензенской
области. В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что в
нарушение  условий предоставления финансовой поддержки за счет средств
Фонда  содействия  реформированию   жилищно-коммунального   хозяйства,
согласно   которым   средства   выделяются   при  соблюдении  долевого
финансирования капитального  ремонта  многоквартирного  дома  за  счет
средств  собственников  помещений  в  размере не менее чем 5%,  данное
условие не выполнено.  В  Кузнецке  доля  финансирования  капитального
ремонта за счет собственников помещений составила от 4,2%  до 4,8%,  в
Неверкино - 3,7%. Кроме того, доля финансирования капитального ремонта
за  счет  собственников  помещений  внесена позже установленного срока
начала  капитального   ремонта.   На   момент   проверки   установлена
задолженность  за  жильцами  в  обоих муниципальных образованиях.  При
проверке  организации  и  оплаты   работ   по   капитальному   ремонту
многоквартирных  домов  в  городе Кузнецке установлено,  что стоимость
выполнения работ в документации  по  проведению  комиссионного  отбора
подрядных  организаций  определена  без  учета  средств  собственников
помещений жилого дома.  Управляющей компанией заключен договор подряда
на сумму,  превышающую стоимость объема работ, предложенную заказчиком
на  410,9  тыс.  рублей.  При  этом  отдельные  виды  работ  выполнены
некачественно:  в  двух  домах  протекла  кровля в местах примыкания к
воронкам ливневой канализации.  Кроме  того,  работы  выполнены  не  в
полном  объеме,  были  заключены  дополнительные  договоры  с  другими
подрядчиками.  Имели  место   выбор   управляющей   организацией   для
проведения капитального ремонта внутридомовой системы электроснабжения
без   проведения   комиссионного   отбора    подрядных    организаций,
перечисление  авансового платежа сверх установленного размера на 121,0
тыс. рублей. В ходе проверки использования бюджетных средств на оплату
выполненных   работ  по  капитальному  ремонту  многоквартирных  домов
выявлено,  что  бюджетные  средства  в   сумме   225,0   тыс.   рублей
товариществом  собственников  жилья "Обувщик" перечислены подрядчику в
отсутствии документов,  подтверждающих  выполнение  работ,  т.к.  акты
приемки  выполненных  работ  подписаны позже произведенной оплаты.  По
итогам проверки в г.  Кузнецке выявлено нарушений на общую сумму 861,2
тыс.  рублей,  из  них  неэффективное  использование бюджетных средств
составило 734,5 тыс. рублей.
     При проверке организации и оплаты работ по  капитальному  ремонту
многоквартирных домов в городском  поселении  Неверкино  Неверкинского
района  установлены  нарушения  в  части  несоблюдения  правовых  норм
предоставления  финансовой   поддержки   из   Фонда   при   проведении
организационных мероприятий, необходимых для  проведения  капитального
ремонта многоквартирных домов, а именно без привлечения  собственников
помещений осуществлялось  проведение  комиссионного  отбора  подрядных
организаций, утверждение смет расходов, подписание актов приемки работ
и т.п.
     Государственным заказчиком    областной     целевой     программы
"Благоустройство  населенных  пунктов  Пензенской  области  (2007-2010
годы)"  с  объемом  финансирования  499  9  млн.   рублей   определено
Государственное    учреждение    Пензенской    области   "Модернизация
жилищно-коммунальных  систем".  В  результате  проверки  использования
бюджетных  средств,  выделенных  учреждению  на  реализацию Программы,
установлено,  что  положения  Устава,  регламентирующие   деятельность
учреждения    в    проверяемый   период,   не   предполагали   функций
государственного заказчика работ по  ремонту  автомобильных  дорог  и,
соответственно,   учреждение   не   имело  права  размещать  заказ  на
выполнение работ для нужд Пензенской области; конкурсная документация,
разработанная  и  утвержденная  заказчиком  для  проведения  открытого
конкурса,  проверке  не  представлена,  проектно-сметная  документация
заказчиком   не   утверждалась.   При  анализе  отчетности  учреждения
выявлено,  что часть актов выполненных работ  в  2007  году  на  сумму
161185,1 тыс. рублей отражена в бухгалтерском учете в марте 2008 года,
что привело к искажению бюджетной отчетности  на  указанную  сумму.  В
результате  проведенных  проверок в четырех муниципальных образованиях
Пензенской области отмечены нарушения в части перечисления средств  из
бюджета  Пензенской  области  из-за  отсутствия принятой муниципальной
программы благоустройства населенных пунктов и несоблюдения  отдельных
требований  Федерального  закона  от  21  июля  2005  года  N 94-ФЗ "О
размещении заказов на поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд".
     По результатам проверки  целевого  и  эффективного  использования
средств,  выделенных  в  2007  и  2008  годах  на реализацию областной
целевой  программы  "Модернизация  и  развитие  территориальной   сети
автомобильных   дорог   Пензенской   области   (2006-2010   годы)",  в
государственном бюджетном учреждении "Управление  автомобильных  дорог
Пензенской области" отмечено, что распределение средств в 2008 году по
разделам  программы  "Строительство  и   реконструкция   автомобильных
дорог",  "Содержание  и  ремонт  автодорог" на проектно-изыскательские
работы и экспертизу  проектов  сложилось  с  превышением  утвержденных
назначений на 15134,6 тыс. рублей и 3507,2 тыс. рублей соответственно.
По одному из объектов  реконструкции  допущено  завышение  фактической
стоимости на 2142,1 тыс.  рублей за счет проведения ремонтных работ. В
нарушение утвержденных заданий по разработке сметной  документации  на
отдельный  вид  ремонта  по  2  объектам,  согласно которым выполнение
проектно-изыскательских работ не требуется,  были заключены и оплачены
договоры на их выполнение при наличии утвержденной ведомости дефектов,
содержащей исходные данные для проведения ремонта дорог, что привело к
неэффективному  использованию  бюджетных  средств  в  сумме 445,0 тыс.
рублей.  Допущено нецелевое использование средств, выразившееся в виде
перевода текущих расходов в капитальные (оплаты расходов подрядчика на
приобретение и доставку 11 автопавильонов  за  счет  средств  бюджета,
предусмотренных  на  содержание  автомобильных  дорог) в размере 394,1
тыс. рублей. В ходе выборочной проверки выполнения работ по содержанию
действующей сети автомобильных дорог регионального значения на примере
ОАО  "Шемышейская  дорожно-строительная  фирма"  и  ОАО  "Колышлейский
дорожник"  установлено  завышение  нормативных  финансовых  затрат  на
содержание  автодорог,  обслуживаемых   указанными   подрядчиками   за
проверяемый  период,  в  сумме 3306,9 тыс.  рублей.  За счет бюджетных
средств,  предусмотренных  на   содержание   автомобильных   дорог   и
искусственных  сооружений  на  них,  в  2008  году приняты и исполнены
бюджетные обязательства на разработку землеустроительной  документации
по  19  автомобильным  дорогам территориального значения в сумме 642,2
тыс.  рублей по договорам  подряда  на  выполнение  землеустроительных
работ,  не входящих в перечень работ по содержанию дорог.  Характерным
нарушением для ГБУ "Управление автомобильных дорог Пензенской области"
продолжает  оставаться несоответствие дат между проведением экспертизы
проектов  и  готовностью  разработанных  проектов.  Так,  по   проекту
реконструкции  автомобильной  дороги  Колышлей - Саловка экспертиза на
проект утверждена  на  3  месяца  раньше  готовности  самого  проекта.
Оформление  документов  на строительство и реконструкцию автомобильных
дорог, отнесенных к собственности Пензенской области, осуществлялось в
2008  году  без учета требований Градостроительного кодекса Российской
Федерации  в  части  выдачи  разрешений  на  строительство  и  ввод  в
эксплуатацию  автомобильных  дорог регионального или межмуниципального
значения  уполномоченным  органом  исполнительной  власти   Пензенской
области.   Например,   на  реконструкцию  и  на  ввод  в  эксплуатацию
автомобильной дороги Колышлей - Саловка,  отнесенной  к  собственности
Пензенской области,  представлены разрешения,  выданные администрацией
Колышлейского района,  что  является  превышением  полномочий  органов
местного  самоуправления в части выполнения функций,  не установленных
для органов местного самоуправления.
     В отчетном   году   проведена   проверка    отдельных    вопросов
формирования и исполнения бюджета Малосердобинского района за 2008 год
и первое  полугодие  2009  года.  В  ходе  проверки  установлено,  что
решениями Собрания  представителей  Малосердобинского  района  приняты
бюджеты на 2008, 2009 годы, а также отчет об исполнении бюджета района
за 2008 год без проведения экспертизы проектов  указанных  бюджетов  и
внешней проверки отчета органом  муниципального  финансового  контроля
Малосердобинского района, что является  недопустимым  с  точки  зрения
действующего бюджетного  законодательства.  По  результатам  проверки,
проведенной в Управлении  социальной  защиты  населения  администрации
Малосердобинского  района,  выявлено,  что  в  нарушение  Федерального
закона "Об общих принципах  организации  самоуправления  в  Российской
Федерации" в 2008 году произведены расходы в сумме  137,3 тыс.  рублей
за счет средств бюджета Малосердобинского района на текущее содержание
учреждения. Указанные расходы должны финансироваться за счет субвенций
из бюджета Пензенской области. В  проверяемом  периоде  администрацией
района произведены выплаты в части реализации мер социальной поддержки
педагогических работников  образовательных  учреждений,  работающих  и
проживающих в сельской местности, и поддержки  работников  культуры  и
библиотек  муниципального  района  в  сумме  225,5 тыс.  рублей  из-за
отсутствия  нормативного  правого  акта,   наделяющего   администрацию
соответствующими полномочиями в расходовании  указанных  средств,  что
является нарушениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Допущено
нецелевое использование средств на оплату труда  внештатного  водителя
из средств, поступивших в виде субвенции  на  осуществление  отдельных
государственных полномочий Пензенской области, связанных с содержанием
учреждений социальной защиты и социального  обслуживания  населения  в
сумме 169,8 тыс. рублей. В ходе проведения проверки было отмечено, что
на содержание аппарата Управления по развитию  сельского  хозяйства  и
предпринимательства администрации Малосердобинского района в 2008 году
израсходовано  2718,2  тыс.  рублей,  или  88,7%  от  общих  расходов,
предусмотренных  на  развитие  сельскохозяйственного  производства   в
районе, притом что на проведение мероприятий по муниципальной  целевой
программе "Развитие сельского хозяйства  Малосердобинского  района  на
2008-2012 годы" выделено лишь 28,7 тыс. рублей, или 0,9%.
     В 2009 году Счетная Палата Пензенской  области  провела  проверку
использования  средств  бюджета Пензенской области,  выделенных в 2008
году на  финансирование  расходов,  связанных  с  предоставлением  мер
социальной   поддержки   педагогическим   работникам   образовательных
учреждений,  работающим и  проживающим  в  сельской  местности.  Мерой
социальной   поддержки   является   право   педагогических  работников
образовательных  учреждений  на  бесплатную   жилую   площадь   и   их
освобождение  от  обязанностей  по оплате жилья и коммунальных услуг в
виде отопления и  освещения.  Для  этих  целей  в  бюджете  Пензенской
области  2008  года  предусмотрена  субвенция  муниципальным районам в
сумме 97703,7 тыс.  рублей. При этом следует иметь в виду, что порядок
возмещения расходов педагогическим работникам,  проживающим в сельской
местности,  по оплате  жилья,  услуг  по  отоплению  и  освещению  был
утвержден  Постановлением  Правительства  Пензенской  области спустя 7
месяцев после утверждения бюджета Пензенской области на  2008  год.  В
2008 году на финансирование расходов,  связанных с предоставлением мер
социальной  поддержки  педагогическим  работникам,  27   муниципальным
районам Пензенской области выделено 24530,5 тыс. рублей, что составило
25,1%  от утвержденных бюджетных  назначений  2008  года  и  60,0%  от
потребности  муниципальных  образований.  В качестве объектов проверки
выбраны  Пензенский  и  Шемышейский   районы.   Проверка   документов,
являющихся  основанием для возмещения услуг поставщиков в соответствии
с установленными тарифами на эти услуги,  выявила  нарушения  в  части
оплаты   без  документов,  подтверждающих  объем  указанных  услуг,  в
отсутствии принятых бюджетных обязательств,  без оформления  платежных
документов.  Так,  без оправдательных документов, подтверждающих объем
предоставленных услуг,  поставщикам перечислено 1205,6 тыс.  рублей. В
Шемышейском  районе имели место авансовые платежи в размере 392,5 тыс.
рублей, не предусмотренные условиями возмещения расходов. В Пензенском
районе  выявлены  безрезультатные расходы в сумме 101,1 тыс.  рублей -
оплата  за  29,0  тонн  угля,  который  так   и   не   был   доставлен
педагогическим работникам, использующим для отопления твердое топливо,
в  течение  года.  Характер  отмеченных  нарушений  свидетельствует  о
ненадлежащем  проведении санкционирования оплаты денежных обязательств
со стороны казначейских отделов финансовых  управлений  Пензенского  и
Шемышейского  районов,  которые  произвели списание денежных средств в
размере  577,5  тыс.  рублей  с  лицевого  счета  отдела   образования
Пензенского  района  и  628,1 тыс.  рублей с лицевого счета Управления
образования  Шемышейского  района  Пензенской  области  без   проверки
наличия документов, подтверждающих объем оказанных услуг поставщиками.
     По предложению  депутата  Законодательного  Собрания   Пензенской
области специалистами Счетной палаты проведено контрольное мероприятие
по вопросу проверки обеспечения  лекарственными  средствами  в  рамках
выполнения   Программы  государственных  гарантий  оказания  гражданам
Российской  Федерации  бесплатной  медицинской  помощи  на  территории
Пензенской  области  в  I  полугодии  2009  года.  Результаты проверки
эффективности   реализации   областной   программы    показали,    что
территориальная  программа  каждый  год  утверждается  с  дефицитом по
сравнению с расчетной стоимостью,  причем недофинансирование программы
складывается  за  счет бюджетных средств.  Необходимо отметить,  что в
2008 году в Пензенской области  установлен  самый  высокий  показатель
дефицита  программы  (18,8%)  в  Приволжском  Федеральном  округе,  на
01.12.2009 дефицит территориальной  Программы  -  43,6%.  Однако,  как
показали проверки в 4 учреждениях здравоохранения,  доля платных услуг
в общем объеме финансирования в сравнении с  I  полугодием  2008  года
увеличилась    незначительно    (с   5,0%  до  5,2%).  Отмечены  факты
приобретения   медикаментов,   входящих   в   обязательный    перечень
территориальной   программы,   за   счет  пациентов.  Наибольшая  доля
приобретенных  медикаментов  за  счет   пациентов   отмечена   в   ГУЗ
"Пензенский   областной  центр  специализированных  видов  медицинской
помощи" - 42 наименования на сумму 329,1 тыс. рублей, в МУЗ "Городская
больница N 3" - 26 наименований на сумму 122,9 тыс. рублей.
     Государственные  и   муниципальные   учреждения   здравоохранения
обеспечены медикаментами, входящими в Перечень жизненно необходимых  и
важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения не в
полном объеме. По результатам  проверки  самая  низкая  обеспеченность
медикаментами, входящими в Перечень, за  первое  полугодие  2009  года
выявлена в ГУЗ "Пензенский областной  центр  специализированных  видов
медицинской  помощи"  (60,0%).  Эта  больница  является    учреждением
оказания специализированных  видов  медицинской  помощи  инфекционным,
дерматовенерологическим  больным.   В   соответствии   с   нормативами
потребность в дезинфицирующих средствах на год составляет  1994,0 тыс.
рублей.   За   шесть   месяцев   2009 года   в   больницу    поступило
дезинфицирующих средств  на  сумму  всего  169,2 тыс.  рублей.  Низкая
обеспеченность  дезинфицирующими   средствами   может   способствовать
увеличению риска распространения внутрибольничных инфекций.
     По данным проверок,  проведенных в 4 учреждениях здравоохранения,
установлено,  что  фактические  затраты  на единицу объема медицинской
помощи превысили  утвержденные  территориальные  нормативы  по  скорой
медицинской помощи на 29,4%  в МУЗ "Наровчвтская ЦРБ", по стационарной
помощи - на 30,7% в ГУЗ "Пензенский областной центр специализированных
видов медицинской помощи".
     За 6  месяцев  2009  года  фактические  затраты  на   медикаменты
сложились  значительно  ниже  расчетных  показателей,  в  том числе по
медицинской помощи,  оказываемой  в  дневных  стационарах  фактические
затраты  на медикаменты в расчете на 1 пациенто-день в ГУЗ "Пензенский
областной центр специализированных видов  медицинской  помощи"  в  5,6
раза  ниже  территориального  норматива (факт 15,8 рублей,  норматив -
88,47 рублей). По муниципальным учреждениям - МУЗ "Наровчатская ЦРБ" и
МУЗ  "Городская  больница  N 3" - фактические затраты на медикаменты в
расчете на 1 пациенто-день составили 34,18 руб.  и 31,02 руб.,  что  в
2,6  раза  и в 2,9 раза соответственно ниже расчетного показателя.  По
скорой медицинской помощи фактические затраты на медикаменты в расчете
на  1  вызов  в  МУЗ "Городская станция скорой медицинской помощи ниже
норматива в 2,2 раза (факт 15,63 рублей, норматив - 35,00 рублей).
     Всего контрольными  мероприятиями  в 2009 году охвачены 6 органов
исполнительной власти Пензенской области,  9 государственных бюджетных
учреждений  Пензенской области,  29 органов местного самоуправления со
структурными подразделениями,  14 муниципальных бюджетных учреждений и
5   иных   предприятий,  которым  выделялись  бюджетные  средства.  По
результатам контрольных  мероприятий  выявлены  нарушения  в  денежной
(финансовой) оценке на сумму 1017966,9 тыс. рублей, в том числе:
     - неперечисление средств  в  бюджетную  систему  -  11957,8  тыс.
рублей;
     - нарушения и недостатки при предоставлении средств из бюджета  -
45339,6 тыс. рублей;
     - нецелевое использование средств бюджета  Пензенской  области  -
640,1 тыс. рублей;
     - неэффективное использование средств бюджета Пензенской  области
- 12226,3 тыс. рублей;
     - осуществление бюджетными учреждениями авансовых платежей  сверх
установленного размера - 614,9 тыс. рублей;
     - нарушения при осуществлении государственных  закупок  -  4351,9
тыс. рублей;
     - нарушения правил бухгалтерского учета и отчетности  -  405501,8
тыс. рублей;
     - другие виды  нарушений  бюджетного  учета  (отсутствие  ведения
бухгалтерского  учета  утвержденных  бюджетных  ассигнований,  лимитов
бюджетных обязательств,  принятых бюджетных  обязательств  и  т.п.)  -
537334,5 тыс. рублей.
     Анализ выявленных нарушений за 2009 год показывает, что нецелевое
использование бюджетных средств сейчас отходит на второй план, уступая
место таким нарушениям, как неэффективное,  неэкономное  использование
финансовых  средств,  бесхозяйственность,   просчеты   в   принимаемых
решениях. Значительная доля приходится на неправомерное предоставление
бюджетных средств, т.е. расходование средств с  несоблюдением  условий
их   предоставления.   Очень   много   нареканий   вызывает    ведение
бухгалтерского учета и составление бюджетной отчетности.
     По результатам проверок было составлено 54 акта и  4  справки.  В
Законодательное  Собрание  Пензенской области отправлено 18 отчетов по
проверкам.  В органы исполнительной власти Пензенской области, органам
власти  муниципальных  образований Пензенской области,  организациям и
учреждениям направлено 76 представлений. В направленных представлениях
содержалось   302   предложения.   На   представления  Счетной  палаты
Пензенской  области   получено   70   ответов.   Срок   реализации   6
представлений еще не наступил.

                         Информационная работа

     В 2009    году    в    рамках    сотрудничества   с   Ассоциацией
контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР) Счетная палата
принимала  участие  в  проводимом Счетной палатой Российской Федерации
экспертно-аналитическом    мероприятии     "Обеспечение     реализации
Федерального  закона  от  6  ноября  2003  года  N  131-ФЗ в субъектах
Российской  Федерации  в   2009   году",   по   результатам   которого
направлялась в АКСОР запрашиваемая информация.  Кроме того, по запросу
в течение года отправлялась  в  Счетную  палату  Российской  Федерации
тематическая  информация  о работе Счетной палаты Пензенской области в
2009 году.
     В течение  отчетного  года  ежемесячно  осуществлялся  мониторинг
эффективности и целевого использования бюджетных средств на реализацию
приоритетного национального  проекта  "Здоровье",  в  рамках  которого
разработаны формы, позволяющие оценить не только объем направленных  и
использованных в рамках национального проекта средств, но и  изменение
качественных  показателей.  Ежемесячно  изучалась  и   анализировалась
информация, поступающая от Министерства здравоохранения и  социального
развития  Пензенской  области,  Министерства   образования   и   науки
Пензенской  области,   Пензенского   регионального   отделения   Фонда
социального страхования Российской  Федерации,  отделения  Пенсионного
фонда Российской Федерации  по  Пензенской  области,  Территориального
фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области.
     С целью изучения последствий кризисных  явлений,  проявившихся  в
экономике региона,  Счетная  палата  Пензенской  области  осуществляла
мониторинг социально-экономической ситуации в  Пензенской  области.  В
течение года анализировались и систематизировались данные,  полученные
от   соответствующих   органов   исполнительной   власти.   Результаты
мониторинга  ежемесячно  направлялись  в  Счетную  палату   Российской
Федерации.
     В   прокуратуру   Пензенской   области   регулярно   направлялась
информация о проведенных контрольных мероприятиях.
     Прошли    обучение    в    институте    повышения    квалификации
государственных служащих Российской  академии  государственной  службы
при Президенте  Российской  Федерации  два сотрудника  Счетной  палаты
Пензенской области.

                              Заключение

     Все контрольные и экспертно-аналитические мероприятия выполнены в
полном объеме в соответствии с планом работы Счетной палаты Пензенской
области  на  2009 год.  Деятельность Счетной палаты Пензенской области
осуществлялась во взаимодействии с депутатским  корпусом  и  аппаратом
Законодательного  Собрания  Пензенской  области.  Специалисты  Счетной
палаты принимали участие  в  работе  депутатских  постоянных  комиссий
Законодательного  Собрания,  в том числе в работе комиссий по контролю
за использованием бюджетных средств в рамках приоритетных национальных
проектов.  Вводятся  в  практику  работы  Счетной  палаты и постоянных
комиссий  совместные  выездные  заседания  по   результатам   проверок
использования бюджетных средств.
     В условиях, когда для регионов наступил  не  самый  благоприятный
момент в связи с глобальным  кризисом,  серьезно  затронувшим  Россию,
полагаем, что независимый внешний государственный аудит  должен  стать
неотъемлемой  составной  частью  программы  антикризисных  действий  и
внести  свой  вклад  в   повышение   рационального   и   эффективности
использования средств, выделяемых  из  бюджета.  Одним  из  проблемных
направлений остается контроль за расходованием бюджетных  средств  при
реализации областных целевых программ. Деньги  из  бюджета  выделяются
большие, однако не всегда они используются  эффективно.  Как  правило,
программы  не  имеют  действенных  показателей,  позволяющих   оценить
эффективность  их  работы  и  зачастую   рассматриваются   отраслевыми
министерствами и  ведомствами  как  способ  получения  дополнительного
финансирования.
     В  этой  связи  Счетной  палате  предстоит  повысить  внимание  к
вопросам социальной эффективности  расходования  бюджетных  средств  и
других государственных ресурсов, что в свою  очередь  потребует  более
совершенного уровня организации  контрольных  мероприятий,  разработки
эффективных   методик   аудита   и    дальнейшего    совершенствования
профессионального уровня работников Счетной палаты.
     Приложения:
     1. Перечень контрольных мероприятий, проведенных Счетной  палатой
Пензенской области в 2009 году;
     2. Основные итоги деятельности Счетной палаты Пензенской  области
за 2009 год.

     Председатель Счетной палаты
     Пензенской области          М.Н.Макаров



                              __________



     Приложение 1
     к Отчету о работе Счетной палаты
     Пензенской области в 2009 году


                               ПЕРЕЧЕНЬ
    контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Пензенской
                          области в 2009 году

     1. Проверка в администрациях Лунинского, Городищенского районов и
в  администрации  р.п.  Чаадаевка  Городищенского  района   Пензенской
области  полноты  и  своевременности поступлений платежей в бюджеты от
использования  и  продажи  имущества,  находящегося  в   собственности
муниципальных образований за 2008 год.
     2. Проверка  целевого  и  эффективного  использования   бюджетных
средств,   выделенных   на   реализацию   программы   "Благоустройство
населенных пунктов Пензенской области".
     3. Проверка  целевого  и  эффективного  использования   бюджетных
средств, выделенных  на  реализацию  программы  развития  и  поддержки
малого и среднего предпринимательства на 2006-2010 годы.
     4. Внешняя  проверка  отчета  об  исполнении  бюджета  Пензенской
области за 2008 год.
     5. Внешняя проверка бюджетной отчетности  главного  распорядителя
средств бюджета  Пензенской  области  -  Архивного  отдела  Пензенской
области за 2008 год.
     6. Внешняя проверка бюджетной отчетности  главного  распорядителя
средств бюджета Пензенской  области  -  Управления  лесами  Пензенской
области за 2008 год.
     7. Внешняя проверка бюджетной отчетности  главного  распорядителя
средств бюджета Пензенской области - Управления государственной службы
занятости населения Пензенской области за 2008 год.
     8. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета ТФОМС Пензенской
области за 2008 год.
     9. Проверка   эффективного   использования   органами    местного
самоуправления муниципальных образований субвенций, переданных в  2008
году на  финансирование  расходов,  связанных  с  предоставлением  мер
социальной  поддержки  педагогическим  работникам  государственных   и
муниципальных  образовательных  учреждений,  проживающим  в   сельской
местности, рабочих поселках (поселках городского типа)  на  территории
Пензенской области.
     10. Проверка    обеспечения    населения    Пензенской    области
лекарственными средствами в рамках Программы государственных  гарантий
оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской  помощи
на территории Пензенской области в 2009 году.
     11. Проверка в Администрациях Башмаковского и Сердобского районов
Пензенской области полноты и своевременности  поступлений  платежей  в
бюджеты  от  использования  и  продажи   имущества,   находящегося   в
собственности муниципальных образований за 2008 год.
     12. Проверка  бюджетно-финансовой  деятельности  ГУ   "Управление
капитального строительства Пензенской области" в 2008 году.
     13. Проверка  целевого  и  эффективного  использования  бюджетных
средств, выделенных в  2007  и  2008  годах  на  реализацию  программы
"Модернизация и  развитие  территориальной  сети  автомобильных  дорог
Пензенской области (2006-2010 годы)".
     14. Проверки отдельных вопросов формирования и исполнения бюджета
Малосердобинского района в 2008 году и I полугодии 2009 года.
     15. Проверка  целевого  и  эффективного  использования  бюджетных
средств, выделенных муниципальным образованиям на  капитальный  ремонт
многоквартирных домов.
     16. Контрольно-аналитическое  мероприятие  по  проверке   полноты
поступлений земельного налога в  консолидированный  бюджет  Пензенской
области  за  2008  год  и   9 месяцев   2009   года   на   территориях
Земетчинского, Тамалинского районов Пензенской  области  и  исполнения
представлений  Счетной  палаты,  направленных  в   адрес   6 поселений
Каменского района по результатам проведенной в 2008 году проверки.
     17. Проверка в Управлении образования  города  Пензы,  Управлении
образования города Кузнецка, Управлении образования Каменского  района
Пензенской  области  и  их  подведомственных  учреждениях  по  вопросу
целевого и эффективного использования средств бюджетов  всех  уровней,
направленных  в  2008-2009 годах  на   реализацию   экспериментального
проекта  по  совершенствованию  организации  питания   обучающихся   в
муниципальных  общеобразовательных  учреждениях  в  рамках  реализации
приоритетного национального проекта "Образование".
     18. Проверка  по  вопросу  целевого   использования   средств   и
медицинского  оборудования,  выделенных  учреждениям   здравоохранения
Пензенской области на реализацию приоритетного  национального  проекта
"Здоровье".
     19. Проверка  целевого  и  эффективного  использования  бюджетных
средств,  выделенных  Министерству  сельского   хозяйства   Пензенской
области в 2008 и 2009  годах  на  оказание  государственной  поддержки
гражданам, проживающим в  сельской  местности,  в  том  числе  молодым
семьям  и  молодым  специалистам,  нуждающимся  в  улучшении  жилищных
условий  в  рамках  реализации  приоритетного  национального   проекта
"Развитие агропромышленного комплекса".



                              __________



     Приложение 2
     к Отчету о работе Счетной палаты
     Пензенской области в 2009 году


        Основные итоги деятельности Счетной палаты Пензенской области в 2009 году

|——————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|—————————————|
|  N   |       Наименование показателей        |  2007 год   |  2008 год   |  2009 год   |
| п.п. |                                       |             |             |             |
|——————|———————————————————————————————————————|—————————————|—————————————|—————————————|
  1      Количество проведенных контрольных          16            18            19
         мероприятий

  2      Выявлено финансовых нарушений            866 645,4     923 063,0    1 017 966,9
         (тыс. руб.)

  3      Использование бюджетных средств с        17 547,5      21 970,4      25 881,3
         нарушением бюджетного
         законодательства (тыс. руб.)

           в том числе нецелевое использование      794,9         221,3         640,1
           бюджетных средств (тыс. руб.)

  4      Неэффективное использование               3 120,5       8 558,3      12 226,3
         бюджетных средств (тыс. руб.)

  5      По результатам проверок направлено          70            68            76
         представлений

  6      Количество материалов, направленных         10            19            18
         в правоохранительные органы             прокуратура   прокуратура   прокуратура

  7      Подготовлено экспертно-                     47            55            30
         аналитических материалов

           в том числе заключений (экспертиз)        35            47            20



Информация по документу
Читайте также