Расширенный поиск
Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2008 № 733-пППРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 октября 2008 г. N 733-пП г. Пенза Об утверждении долгосрочной целевой программы "Реконструкция и строительство очистных сооружений в населенных пунктах Пензенской области на 2009-2012 годы" В целях повышения эффективности решения отдельных социально-экономических проблем, в соответствии с федеральными законами от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с последующими изменениями), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями), во исполнении постановления Правительства Пензенской области от 28.02.2008 N 135-пП "Об утверждении порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Пензенской области, их формирования и реализации, подготовки материалов по федеральным целевым программам, в реализации которых участвует Правительство Пензенской области, а также проведения оценки эффективности их реализации" (с последующими изменениями), и принимая во внимание заявки органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области по участию в софинансировании долгосрочной целевой программы "Реконструкция и строительство очистных сооружений в населенных пунктах Пензенской области на 2009-2012 годы", руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Реконструкция и строительство очистных сооружений в населенных пунктах Пензенской области на 2009-2012 годы". 2. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований Пензенской области при разработке проектов местных бюджетов на соответствующие годы предусматривать выделение средств на реализацию своей части долгосрочной целевой программы "Реконструкция и строительство очистных сооружений в населенных пунктах Пензенской области на 2009-2012 годы" на условиях софинансирования. 3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2009 и применяется в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете на соответствующий финансовый год и на последующий плановый период. 4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости". 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства - начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области Н.М.Ащеулова. Губернатор Пензенской области В.К.Бочкарев __________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Пензенской области от 30 октября 2008 г. N 733-пП ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Реконструкция и строительство очистных сооружений в населенных пунктах Пензенской области на 2009-2012 годы" г. Пенза 2008 год Паспорт долгосрочной целевой программы Наименование Программы - долгосрочная целевая программа "Реконструкция и строительство очистных сооружений в населенных пунктах Пензенской области на 2009-2012 годы" (далее - Программа) Дата принятия решения о - распоряжение Правительства Пензенской разработке Программы, дата области от 6 октября 2008 года N 300-рП её одобрения (наименование и "О разработке долгосрочных целевых номер соответствующего программ" (с последующими изменениями) правового акта) Государственный заказчик - Управление жилищно-коммунального координатор Программы хозяйства Пензенской области Государственный заказчик - Правительство Пензенской области Программы Основной разработчик - Управление жилищно-коммунального Программы хозяйства Пензенской области Цели и задачи Программы, - повышение эффективности, устойчивости и важнейшие целевые показатели надежности работы очистных сооружений, обеспечение санитарного благополучия, промышленной и экологической безопасности, улучшение качества очистки сточных вод, обеспечение финансового оздоровления жилищно-коммунальных предприятий, условий для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, бюджетной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса Пензенской области 2009-2012 годы Сроки и этапы реализации - 2009-2012 годы Программы (подпрограмм) Перечень подпрограмм и - строительство и реконструкция очистных основных мероприятий сооружений канализации, строительство, реконструкция и техническое перевооружение насосных станций канализации Исполнители подпрограмм и - Управление жилищно-коммунального основных мероприятий хозяйства Пензенской области Объемы и источники - общий объем финансирования (в ценах финансирования Программы 2008 года) составляет: - 284270 тыс. руб., в том числе: бюджет Пензенской области всего - 85281 тыс. руб. в 2009 году - 20400 тыс. руб., в 2010 году - 21000 тыс. руб., в 2011 году - 22581 тыс. руб., в 2012 году - 21300 тыс. руб. На условиях софинансирования из бюджетов муниципальных образований Пензенской области за счет средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий. Бюджеты муниципальных образований Пензенской области всего - 198989 тыс. руб. в 2009 году - 47600 тыс. руб., в 2010 году - 49000 тыс. руб., в 2011 году - 52689 тыс. руб., в 2012 году - 49700 тыс. руб. Ожидаемые конечные - в результате реализации Программы будет результаты реализации обеспечено повышение эффективности, Программы качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность проживания населения, снизится сброс неочищенных сточных вод в водоемы Пензенской области Система организации контроля - контроль за исполнением Программы за исполнением Программы осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, Правительство Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами На протяжении многих лет в р. Суре отмечаются превышения предельно-допустимых концентраций по железу общему, взвешенным веществам, фенолам в 1,5-2,5 раза. Превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в р. Суре происходит в связи с неэффективной работой очистных сооружений на ряде промышленных предприятий, а также в связи с отсутствием городских очистных сооружений ливневой канализации. Основными источниками поступления сточных вод в р. Суру и Сурское водохранилище являются: общегородские очистные сооружения г. Кузнецка мощностью 50 тыс. куб.м/сут; общегородские очистные сооружения г. Пензы мощностью 300 тыс. куб.м/сут.; ПО "Старт" г. Заречного, мощностью 50 тыс. куб.м/сут.; МПО ЖКХ с. Бессоновки, мощностью 700 куб.м/сут.; ЗАО "Сурскэнерго" Городищенского района, мощностью 15 тыс. куб.м/сут.; ГУП ЖКХ п. Сосновоборск, мощностью 3,3 тыс. куб.м/сут., фактически 165 куб.м/сут.; ОАО "Пензаспиртпром" Александровский спиртзавод N 37, сброс сточных вод в 2004 г. - 515,1 тыс. куб.м. Также имеется 17 водовыпусков ливневых сточных вод в р. Суру и ее притоки с территории г. Пензы. Сброс ливневых стоков осуществляется без очистки. Наибольший объём сточных вод приходится на р. Суру. В саму реку и её притоки сбрасывают стоки 66 предприятий, причём самый напряженный участок - от плотины Сурского водохранилища до с. Бессоновки, куда поступают стоки 36 предприятий, из которых только 18 имеют очистные сооружения. Объём стоков на этом участке составляет 94,5% общего объёма по области и 91,5% загрязненных стоков. Наиболее крупными водопользователями являются ООО "Горводоканал" г. Пензы (106,6 млн. куб.м/год), ОАО "Пензенская генерирующая компания" (ТЭЦ) (146,4 млн. куб.м/год), ГУП ПО "Старт" (10,7 млн. куб.м/год), ОАО "Маяк (4,0 млн. куб.м/год). Их суммарное водоотведение составляет 99,5% от водоотведения всех предприятий, сбрасывающих сточные воды в водотоки бассейна р. Суры на участке от плотины Сурского водохранилища до с. Бессоновка. Проблема загрязнения поверхностных вод в области стоит очень остро, поскольку водоснабжение двух крупных городов области - Пензы и Заречного, а также р.п. Колышлей осуществляется из открытых источников. Общая мощность очистных сооружений перед выпуском в водоёмы составляет 197,7 млн. куб.м/год, что достаточно для очистки практически всех загрязненных стоков. Однако эффективно работают только очистные сооружения физико-химической очистки на ОАО "Пензенская генерирующая компания", где нормативно очищается всего 628,6 тыс. куб.м/год или 0,6% от общего объёма загрязненных стоков. Основными причинами ненормативной очистки являются: неудовлетворительная эксплуатация, несоблюдение технологии очистки, неравномерная подача сточных вод, несоответствие качества подаваемых сточных вод технологии очистки, а также имеющиеся строительные недоделки. На ряде промышленных предприятий крупных городов области и особенно областного центра отсутствуют локальные очистные сооружения, что существенно влияет на параметры эффективности работы биологических очистных сооружений. Промышленными предприятиями производится бесконтрольный сброс в канализационные сети сточных вод со значительными превышениями ПДК по содержанию загрязняющих веществ, что нарушает работу очистных сооружений. На территории г. Пензы и области расположено большое количество машино- и приборостроительных предприятий, одним из наиболее распросранённых процессов на которых является гальваническое производство. Это гг. Пенза, Каменка, Сердобск, Никольск, Нижний Ломов, Кузнецк, Белинский, р.п. Земетчино, с. Наровчат, р.п. Колышлей, с. Бессоновка. В г. Пензе очистные сооружения имеются на ОАО "Пензадизельмаш", и ФГУП "ПО "Старт" в г. Заречном, однако очистка не эффективна на обоих предприятиях, а ФГУП "ПО "Старт" 0,5 млн. куб.м/год сбрасывает без очистки, остальные предприятия сбрасывают свои стоки в горканализацию. В других населённых пунктах очистные сооружения имеются только на электромеханическом заводе в г. Нижнем Ломове (ФХОС), но очистка неэффективная. Остальные предприятия сбрасывают стоки в канализационные сети населенных пунктов. Гальванотехника - одно из производств, серьёзно влияющих на загрязнение окружающей среды, в частности, ионами тяжелых металлов, наиболее опасных для биосферы. Кроме непосредственного токсического воздействия на живые и растительные организмы, тяжелые металлы имеют тенденцию накапливаться в пищевых цепочках, что усиливает их опасность для человека. В гальванотехнике теряется в расчёте на 1 м.кв. покрытия от 0,2 до 27 металлов, многие из которых к тому же являются дефицитными во всём мире. Потери металла с промывными водами соизмеримы с расходом металла на покрытие, а в случае использования хрома превышают его в 5-8 раз. Поэтому вопрос состава гальваностоков на сегодняшний день является особенно актуальным как с экологической, так и с экономической точки зрения. Помимо прочего, эти производства выбрасывают большое количество токсичных шламов, образующихся при частичном обезвреживании сточных вод, переработка или захоронение которых представляет трудноразрешимую проблему. Ни на одном водоохранном объекте жилищно-коммунального хозяйства области не соблюдаются нормы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ, что в свою очередь усугубляется сбросом в канализационные сети населённых пунктов промышленных стоков различных отраслей без локальной эффективной очистки. Остро стоят проблемы со сбросом с территорий населенных пунктов загрязненных ливневых и талых вод. Отсутствие систем ливневой канализации в большинстве районных центров и очистных сооружений на имеющихся выпусках ливневых вод приводит к поступлению через естественные выпуски, особенно в паводочный период, в водные объекты значительного количества взвешаных веществ, нефтепродуктов, хлоридов, солей тяжелых металлов. Поверхностный сток городов мало чем отличается от производственно-бытовых сточных вод. В стоке с территорий промышленных предприятий обычно содержатся нефтепродукты, масла, опасные химические соединения в количествах, сравнимых со сточными производственными водами. Всего по области сосредоточенных выпусков ливневых вод имеется 28, из них сбрасывают без очистки - 15, недостаточно очищенных - 13. Общий объём сбрасываемых поверхностных вод составляет - 847,2, в том числе без очистки -577,0 тыс. куб.м/год, недостаточно очищенных - 270,2 тыс. куб.м/год. В г. Пензе сосредоточенных выпусков ливневых вод с территорий предприятий - 20, из них без очистки - 10. Общий объём контролируемых сбросов составляет 589 тыс. куб.м/год, в том числе без очистки - 391,3 тыс. куб.м/год, недостаточно очищенных (МОС) - 197,7 тыс. куб.м/год. Без очистки сбрасываются поверхностные воды с территорий ОАО "Пензмаш", ОАО "Автомедтехника, ОАО "Пензакомпрессормаш", ОАО "Пензхиммаш", ОАО "Пензенский арматурный завод", ОАО "Пензенсткий завод точных приборов". Недостаточно очищенные поверхностные воды поступают в водоёмы города с территорий ОАО "Молкомбинат "Пензенский", ОАО "Пензадизельмаш" и других. Приведенные выше данные не дают полной картины по объёму сбрасываемых в водоёмы загрязняющих веществ, поскольку не поддаются учёту объёмы их сброса с поверхностными водами как с территорий населенных пунктов, включая промышленные территории, так и с сельскохозяйственных земель. Кроме поверхностных водоёмов, сточные воды как коммунально-бытовые, так и производственные сбрасываются на поля фильтрации - естественная биологическая очистка. К числу установок и сооружений по очистке сточных вод в естественных условиях относятся коммунальные и земледельческие поля орошения. Поля фильтрации, участки под почвенные орошения, аэробные и анаэробные биологические пруды и окислительные каналы. К ним же могут быть причислены поля запахивания для обезвреживания осадка сточных вод, поля ассенизации для городских отбросов и некоторые другие сооружения, в которых процессы обезвреживания протекают в почве или воде с участием естественных сил природы. Общий объём сбросов на поля фильтрации составляет по области - 15,49 млн. куб.м/год, а мощность очистных сооружений перед сбросом на поля фильтрации составляет 4.69 млн. куб.м/год. Достаточно мощности очистных сооружений сточных вод перед сбросом на поля фильтрации в Бессоновском, Пензенском районах, в остальных их мощность составляет: в Бековском районе 7%, в Белинском 4%, в Колышлейском и Сердобском 30% от сбросов. В остальных районах области очистные сооружения отсутствуют. Существующие общепоселковые пруды, поля фильтрации хозбытовых сточных вод фактически являются накопителями жидких отходов и потенциальными загрязнителями подземных и поверхностных вод. Значительными загрязнителями поверхностных и подземных вод являются предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции - сахарные заводы, молочные и мясоперерабатывающие предприятия, в сточных водах которых содержатся в больших количествах органические вещества, азотистые соединения, нитриты, нитраты, жиры. Водное хозяйство сахарных заводов характеризуется высокой степенью водопотребления с образованием значительного количества сточных вод. В целом по области в поверхностные водоемы осуществляется сброс сточных вод после очистки из 52 очистных сооружений канализации, общей проектной мощностью 541,149 тыс. куб.м/сут., из них 8% стоков проходят только механическую очистку. В проектном режиме работают лишь 14 (32%), не функционируют 4 очистных сооружения (9%), не могут полностью выполнять свои функции 26 очистных сооружений (59%). Нарушения нормальной работы очистной станции происходят в результате перегрузки сооружений, залповых поступлений по количеству сточных вод или их компонентов (органические загрязнения, токсичные вещества), перерывов электроснабжения, несоблюдения сроков планово-предупредительного ремонта, нарушения обслуживающим персоналом правил технической эксплуатации сооружений. Основной причиной неэффективной работы очистных сооружений является их неудовлетворительная эксплуатация. Нарушение режимов работы очистных сооружений приводит к выносу ила вместе с очищенной водой, что снижает ее качество. Происходит вторичное загрязнение водоема. С целью контроля качества сбрасываемых сточных вод в 2007 году сделано 347 проверок водовыпусков. Качество сточных вод практически всех водовыпусков не соответствует установленным нормам. Проблема загрязнения поверхностных вод продолжает оставаться острой в области. Ежегодно на очистных сооружениях доводятся до нормативного уровня лишь 0,2% стоков. В таких реках, как Сура, Пенза, Ломовка, Труев, в Сурском водохранилище периодически регистрируется превышение предельно допустимых норм по азоту аммонийному, нефтепродуктам, фенолам, железу, марганцу. Причиной такой ситуации является отсутствие очистных сооружений ливневой канализации городов и поселков области, а также высокий процент физического и морального износа действующих очистных сооружений. Главной причиной неэффективной работы очистных сооружений является плохое техническое состояние. На некоторых промышленных предприятиях крупных городов области, наряду со сбросами в коллекторы, отсутствует необходимое количество локальных очистных сооружений, что существенно влияет на параметры эффективности биологических очистных сооружений. Вода из выходного коллектора очистных сооружений г. Каменки превышает показатели по общей минерализации, общему железу, нитратам, сульфатам, фторидам, хлоридам, суммарному аммиаку, нитридам, БПК (полн.). Требуется проведение ремонтных работ очистных сооружений - полная замена лотков первичных отстойников, замена эрлифтов и сборного трубопровода от них, а также реконструкция илоперегнивателя. Оба аэробные минерализатора выведены из технологического процесса, так как к эксплуатации не пригодны, требуется их полная реконструкция, железобетонная перегородка между резервуарами имеет разрушения, система аэрации вышла из строя, требуют ремонта колодцы отводящего коллектора. Поступление бытовых сточных вод в канализационную сеть по часам суток происходит неравномерно. В период их наибольшего поступления мощность очистных сооружений оказывается недостаточной для приема и очистки сточных вод на существующих очистных сооружениях. Сточные воды после очистных сооружений р.п.Сосновоборск напорным коллектором сбрасываются в ботанический канал протяженностью три километра, а затем в реки Егу и Суру. Все работающие объекты очистных сооружений требуют капитального ремонта. Из-за отсутствия промышленных стоков пришли в негодность нейтрализатор, три вертикальных отстойника и контактные осветлители очистных сооружений. В связи с увеличением строительства в г. Пензе необходимы дополнительные мощности очистки сточных вод (блок очистных сооружений канализации микрорайона Терновка), ориентировочная себестоимость работ - 120 млн. руб., строительство НСК-2а с напорным водоводом - 45,0 млн. руб, строительство НСК-17 напорно-самотечного коллектора Д-800, 1000, 2Д - 800 мм до канализации правого берега (уч. в микрорайоне N 2 жилого района Кривозерье - Веселовка, р-н ул. Львовская - ул. 40 лет Октября) - 155 млн. руб, строительство НСК-2а (мкр. Северная Поляна) - 5 млн. руб, реконструкция НСК N 13 (3 мкр. Шуист) - 5 млн. руб. Цель и задачи Программы - повышение эффективности очистки сточных вод на существующих очистных сооружениях (повсеместно); - восстановление расчетной производительности очистных сооружений на территории Пензенской области; - строительство очистных сооружений для населенных мест с имеющимися сборными системами коллекторов, отводящих стоки без очистки на рельеф или в водные системы; - решение вопросов утилизации осадков очистных сооружений; - увеличение числа канализованных населенных мест, в том числе организация специальной очистки стоков ферм и животноводческих хозяйств. Сроки и этапы реализации Программы Программа рассчитана на период с 2009 года до 2012 года. 4. Система программных мероприятий Основные мероприятия Программы - повышение энергетической и экологической эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Программа "Реконструкция и строительство очистных сооружений в населенных пунктах Пензенской области" на 2009-2012 годы позволит выработать систему эффективной работы по очистке сточных вод и создать экологическую безопасность на территории Пензенской области. 5. Ресурсное обеспечение Программы Софинансирование мероприятий настоящей Программы осуществляется из бюджета Пензенской области в объеме 30% общей потребности средств на реализацию Программы и 70% - за счет средств муниципальных образований. В ходе реализации программных мероприятий объем и источники их финансирования подлежат корректировке на основе анализа объёма работ с учетом фактически выделенных средств из муниципальных бюджетов. Финансовое обеспечение Программы осуществляется согласно нижеприведенным таблицам: таблица 1 |—————|———————————————————|——————————————————————————————————————————————————————| | N | Основные | Средства бюджета Пензенской области, | | п/п | направления | тыс. руб. | |—————|———————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| | | | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Итого: | |—————|———————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| | 1. | Строительство ОСК | 6600,00 | 18000,00 | 15681,00 | 14000,00 | 5428100 | |—————|———————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| | | Реконструкция ОСК | 13800,00 | 10200,00 | 4000,00 | 3000,00 | 31000,00 | |—————|———————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————| таблица 2 |—————|———————————————————|———————————————————————————————————————————————————————| | N | Основные | Средства бюджетов муниципальных образований, | | п/п | направления | тыс. руб. | | | |——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | | | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Итого: | |—————|———————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | 1. | Строительство ОСК | 15400,00 | 46000,00 | 35000,00 | 30000,00 | 126000,00 | |—————|———————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| | | Реконструкция ОСК | 32200,00 | 20000,00 | 11000,00 | 9789,00 | 72989,00 | |—————|———————————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————| 6. Механизм реализации Программы В реализации Программы участвует Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, а также органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципальных образований Пензенской области на реализацию Программы. Контроль за реализацией Программы возлагается на Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области (далее - Управление). Управление формирует ежегодные мероприятия Программы, софинансируемые за счет бюджетов Пензенской области и муниципальных образований Пензенской области. Включение объектов в программу строительства осуществляется при наличии у органа местного самоуправления муниципального образования Пензенской области соответствующей программы и средств бюджета, предусмотренных на ее реализацию, заявок на включение Программу. 7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Организацию управления Программой и контроль за ходом ее реализации определяет государственный заказчик - координатор (Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области). Ежегодно по результатам прошедшего года Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области докладывает на заседании Правительства Пензенской области о результатах реализации Программы с учетом программных мероприятий, выполненных органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области. 8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы Программа оценивается по результатам ее реализации в экономической, экологической, социальной сфере. Основным показателем эффективности Программы является то, что в результате выполнения всех программных мероприятий по ремонту и строительству объектов водоотведения будет значительно уменьшен сброс загрязненных сточных вод в водные бассейны, в результате чего будет существенно улучшена экологическая ситуация в области и улучшено на этой основе состояние здоровья населения. Экономическая эффективность Программы определяется уменьшением сброса неочищенных стоков в водоёмы области. Экологическая эффективность Программы выражается в снижении уровня загрязнения окружающей природной среды и предотвращении вредного воздействия на нее хозяйственной деятельности. Социальная эффективность Программы характеризуется улучшением условий проживания населения, обеспечением нормальных условий для жизни будущих поколений. Качественными показателями эффективной работы планируемых очистных сооружений канализации является: - объем недостаточно очищенных сточных вод (куб.м/сут.), который в результате реализации Программы, после реконструкции сооружений, подвергся очистке до нормативных показателей; - объем неочищенных сточных вод (куб.м/сут), который в результате реализации Программы, после строительства новых сооружений, подвергся очистке до нормативных показателей. В 2009 году будут реконструированы сооружения по перекачке и очистке сточных вод общей производительностью - 14835 куб.м/сут и построены сооружения по перекачке и очистке сточных вод общей производительностью - 1150 куб.м/сут. В 2010 году будут реконструированы сооружения по перекачке и очистке сточных вод общей производительностью - 2100 куб.м/сут и построены сооружения по перекачке и очистке сточных вод общей производительностью - 1660 куб.м/сут. В 2011 году будут реконструированы сооружения по перекачке и очистке сточных вод общей производительностью - 2450 куб.м/сут и построены сооружения по перекачке и очистке сточных вод общей производительностью - 4900 куб.м/сут. В 2012 году будут реконструированы сооружения по перекачке и очистке сточных вод общей производительностью - 5260 куб.м/сут и построены сооружения по перекачке и очистке сточных вод общей производительностью - 1000 куб.м/сут. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|