Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Пензенской области от 28.08.2012 № 442-рП

 



                   ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ


                   от 28 августа 2012 г.  N 442-рП
                               г. Пенза


        Об утверждении Концепции развития системы образования
                 Пензенской области на 2012-2021 годы


     В целях       реализации       основных      задач      Стратегии
социально-экономического развития Пензенской области  на  долгосрочную
перспективу (до 2021 года), утвержденной Законом Пензенской области от
04.09.2007 N 1367-ЗПО,  руководствуясь Законом Российской Федерации от
10.07.1992  N 3266-1 "Об образовании",  законами Пензенской области от
16.09.1999 N 166-ЗПО  "Об  образовании  в  Пензенской  области"  и  от
22.12.2005   N   906-ЗПО   "О  Правительстве  Пензенской  области"  (с
последующими изменениями):
     1. Утвердить  прилагаемую  Концепцию развития системы образования
Пензенской области на 2012-2021 годы.
     2. Настоящее   распоряжение  опубликовать  в  газете  "Пензенские
губернские ведомости".
     3. Контроль  за  исполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя    Председателя    Правительства    Пензенской    области,
координирующего  вопросы  образования,  социальной  и  демографической
политики.


     Губернатор
     Пензенской области          В.К.Бочкарев
     __________________



     УТВЕРЖДЕНА
     распоряжением Правительства
     Пензенской области
     от 28 августа 2012 г.  N 442-рП



      Концепция развития системы образования Пензенской области
                          на 2012-2021 годы


                          1. Общие положения

     Концепция развития системы образования Пензенской области  (далее
-  Концепция)  определяет цель,  задачи,  механизмы и основные меры по
обеспечению дальнейшего  управляемого  перевода  региональной  системы
образования  в новое состояние,  отвечающее потребностям развивающейся
личности, общества и государства.
     Необходимость принятия    Концепции    продиктована   значимостью
выполнения  в  области  действующих  на  сегодняшний  день   в   сфере
образования нормативных правовых актов, характером имеющихся проблем в
сфере образования, важностью дальнейшего развития региональной системы
образования.
     Концепция исходит из целевых ориентиров,  заданных в  нормативных
правовых актах Российской Федерации и Пензенской области, регулирующих
вопросы образовательной политики:
     - Концепции   долгосрочного   социально-экономического   развития
Российской  Федерации   на   период   до   2020   года,   утвержденной
распоряжением  Правительства  Российской  Федерации  от  17.11.2008  N
1662-р (с последующими изменениями);
     - Концепции  демографической  политики  Российской  Федерации  на
период  до  2025  года,  утвержденной  Указом  Президента   Российской
Федерации от 09.10.2007 N 1351;
     - Стратегии   социально-экономического   развития    Приволжского
федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 165-р;
     - Стратегии  социально-экономического развития Пензенской области
на долгосрочную  перспективу  (до  2021  года),  утвержденной  Законом
Пензенской   области   от   04.09.2007   N  1367-ЗПО  (с  последующими
изменениями);
     - Стратегии   инновационного  развития  Российской  Федерации  на
период до 2020 года,  утвержденной распоряжением Правительства  РФ  от
08.12.2011 N 2227-р.
     Концепция определяет приоритеты  и  меры  реализации  генеральной
стратегической   линии  развития  образования  Пензенской  области  на
ближайшие 10 лет.
     В качестве  приоритета  на  2012-2021  годы  настоящая  Концепция
определяет модернизацию,  поддержку  и  развитие  региональных  систем
дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
     Применяемые в  Концепции   термины   используются   в   следующих
значениях:
     Воспитание -  органически  связанная  с  обучением  деятельность,
ориентированная   как  на  формирование  социально  значимых  качеств,
установок  и  ценностных  ориентаций  личности,  так  и  на   создание
благоприятных  условий  для  разностороннего  гармоничного  духовного,
интеллектуального  и  физического  развития,  самосовершенствования  и
творческой социализации в обществе.
     Диверсификация образовательных    услуг    -    разнообразие    и
вариативность  образовательных программ или отдельных услуг для выбора
в  соответствии  с  изменяющимися  образовательными  потребностями   и
возможностями обучающихся.
     Здоровьесберегающая среда      -      образовательная      среда,
ориентированная на физкультуру и спорт, свободная от вредных привычек.
     Инклюзивное образование - процесс развития  образования,  который
подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления
к  различным  нуждам  всех  обучающихся,  что  обеспечивает  доступ  к
образованию обучающихся с особыми потребностями.
     Инновационная деятельность  -  процесс,   включающий   проведение
анализа  и  формирование  прогноза направлений инновационного развития
образования  с  учетом  реальных  условий;   развитие   инфраструктуры
инновационной   системы;  оказание  консультационных,  информационных,
юридических или иных услуг по проведению инноваций.
     Инновационная инфраструктура     -     совокупность     субъектов
инновационной деятельности (научно-исследовательские институты, высшие
учебные      заведения,      инновационно-технологические      центры,
бизнес-инкубаторы,   технологические   парки,   парки   информационных
технологий,  особые  экономические  зоны,  фонды венчурных инвестиций,
центры   коллективного   пользования   и   другие   специализированные
организации).
     Качество образования  -  комплексная  характеристика  и   уровень
образовательных услуг,  предоставляемых населению системой образования
в соответствии с интересами личности, общества и государства.
     Кластер -  группа  взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга
научно-исследовательских  и   образовательных   организаций,   которые
находятся   в   отношениях   функциональной   зависимости  в  процессе
производства и реализации образовательных услуг.
     Компетентностный подход   -  один  из  основных  методологических
подходов в современном образовании, позволяющий рассматривать конечные
результаты  образования  и как сумму знаний,  умений и навыков,  и как
совокупность  сформированных  ключевых  (предметных  и  надпредметных)
компетентностей,   характеризующих  готовность  личности  к  активному
взаимодействию  в  социуме  на  основе  самостоятельных  ответственных
решений и компетентного, ценностно-ориентированного поведения.
     Компетенция - общая способность и готовность использовать знания,
умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в
реальной  деятельности.  Компетенция  -   это   знание   в   действии,
способность  человека  использовать  на  практике  полученные знания и
навыки,  принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать
их.
     Концепция -  система  взглядов,  определенный  способ  понимания,
трактовки   какого-либо  явления,  процесса,  основная  точка  зрения,
руководящая идея для освещения каких-либо  явлений,  ведущий  замысел,
конструктивный   принцип,   задающий  целостное  видение  и  структуру
деятельности.
     Непрерывное образование   -   поэтапный  и  пожизненный  процесс,
обеспечивающий постоянное  пополнение  и  расширение  знаний  у  людей
разного  возраста с целью развития способности человека адаптироваться
к преобразованиям в  экономике,  профессиональной  жизни,  культуре  и
обществе.
     Образование - процесс воспитания и обучения в интересах личности,
общества,      государства,     ориентированный     на     сохранение,
совершенствование  и  передачу  знаний,  трансляцию   культуры   новым
поколениям  в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и
духовного    развития    страны,     постоянного     совершенствования
нравственного,    интеллектуального,   эстетического   и   физического
состояния личности и общества.
     Предприимчивость -   образ  мышления  и  действий,  готовность  и
стремление проявлять инициативу,  брать  ответственность  за  принятие
решений и решать возникающие проблемы.
     Предпринимательство -  самостоятельная,  осуществляемая  на  свой
риск   экономическая  деятельность,  направленная  на  систематическое
получение прибыли  от  пользования  имуществом  и/или  нематериальными
активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     Проект -  это  детально  описанный  прообраз будущего объекта или
способа деятельности.
     Проектная деятельность   обучающихся   -   учебно-познавательная,
творческая или игровая  деятельность,  продуктом  которой  может  быть
решение  какой-либо  проблемы,  представленная  в  виде  ее подробного
описания (проекта).
     Стажировочная площадка   -   это  структура,  созданная  с  целью
реализации моделей образовательных систем,  обеспечивающих современное
качество    образования,   включающая   в   себя   базовые   (опорные)
образовательные учреждения.
     Тьюторское сопровождение  -  это  педагогическая  деятельность по
индивидуализации образования,  направленная на  выявление  и  развитие
образовательных мотивов и интересов обучающихся, поиск образовательных
ресурсов для создания  индивидуальной  образовательной  программы,  на
работу   с  образовательным  заказом  семьи,  формирование  учебной  и
образовательной рефлексии обучающегося.
     Электронные образовательные  ресурсы  -  учебные  материалы,  для
воспроизведения которых используются электронные устройства.

          2. Обоснование целесообразности принятия Концепции

     Стратегической целью   государственной   политики    в    области
образования  является повышение доступности качественного образования,
соответствующего  требованиям   инновационного   развития   экономики,
современным потребностям общества и каждого гражданина.
     Настоящая Концепция  разработана  с  учетом   оценки   потенциала
социально-экономического    развития   Пензенской   области,   анализа
состояния развития региональной системы  образования  и  перспективных
направлений   его  развития,  определенных  в  программных  документах
федерального и областного уровня.
     В Пензенской       области,       располагающей      ограниченным
ресурсно-сырьевым   потенциалом,   главным   стратегическим   ресурсом
устойчивого развития становится интеллектуальный потенциал.  В течение
первого десятилетия XXI века в системе образования Пензенской  области
начались  активные  инновационные  изменения,  связанные  с внедрением
новых подходов к финансированию образовательных услуг,  с привлечением
к  их  предоставлению негосударственного сектора,  с реструктуризацией
бюджетной  сети  образовательных  учреждений,  с  переходом  на  новые
федеральные государственные образовательные стандарты.
     По сравнению   с    периодом    конца    XX    века    изменились
социально-экономические  условия,  в  которых  развиваются  учреждения
образования региона.  Преодолены характерные для системы образования к
началу  2000-х  годов  факторы,  дестабилизирующие  функционирование и
развитие областной системы  образования:  социальная  и  экономическая
нестабильность в обществе, острый дефицит средств, вызванный кризисным
состоянием экономики, неполнота и противоречивость нормативно-правовой
базы  и  неисполнение  норм законодательства.  Однако к началу второго
десятилетия XXI века сохраняется  действие  ряда  факторов,  негативно
воздействующих на развитие системы образования:
     - демографический    спад,     характеризующийся     естественным
сокращением численности населения;
     - продолжающаяся тенденция стягивания населения в так  называемый
расселенческий   каркас   (городские   округа,  населенные  пункты)  и
депопуляции отдельных сельских  населенных  пунктов,  сопровождающаяся
оптимизацией сложившейся системы социальной инфраструктуры (учреждения
образования, поликлиники, больницы, библиотеки и др.);
     - тенденция     "старения"     педагогических    кадров,    отток
квалифицированных педагогических кадров в другие регионы;
     - бюджетные   ограничения,  связанные  с  дотационным  характером
бюджета Пензенской области.
     В настоящее   время   внешний   запрос   к  региональной  системе
образования предполагает следующее:
     - обеспечение  доступности  и  качества образовательных услуг для
детей и молодежи вне  зависимости  от  места  жительства  и  состояния
здоровья;  разнообразие  и  вариативность образовательных программ или
отдельных видов  услуг  для  выбора  в  соответствии  с  изменяющимися
образовательными потребностями и возможностями обучающихся;
     - обеспечение современных условий обучения;
     - ориентацию  системы  образования  на формирование у обучающихся
знаний и компетентностей, востребованных на региональном рынке труда;
     - развитие различных организационно-правовых форм образовательных
учреждений, расширение частно-государственного партнерства;
     - подготовка    обучающихся    к    выстраиванию   индивидуальной
образовательной траектории,  предполагающей непрерывное образование  и
самообразование на протяжении всей жизни;
     - создание  образовательной  среды,  обеспечивающей   гармоничное
разностороннее развитие и воспитание обучающихся;
     - включение всех участников образовательного процесса,  различных
общественных институтов в контроль и оценку качества образования.
     Все это ставит  перед  региональной  системой  образования  новые
задачи, которые нашли свое отражение в данном документе.

                      3. Цель и задачи Концепции

     Цель Концепции  развития  образования   Пензенской   области   на
2012-2021   годы   состоит  в  обеспечении  доступности  качественного
образования,  соответствующего  требованиям  инновационного  социально
ориентированного развития региона, современным потребностям общества и
каждого гражданина Пензенской области.
     Для достижения  указанной  цели  Концепция  предполагает  решение
следующих приоритетных задач:
     Первая - обеспечение доступности качественного  образования  всем
гражданам.
     Вторая -   обеспечение    инновационного    характера    базового
образования в соответствии с требованиями экономики.
     Третья - создание современной системы  непрерывного  образования,
подготовки,  повышения  квалификации и профессиональной переподготовки
кадров.
     Четвертая - усиление воспитательного потенциала  образовательного
учреждения,             обеспечение             индивидуализированного
психолого-педагогического   сопровождения   каждого   обучающегося   и
воспитанника.
     Пятая -     формирование    механизмов    оценки    качества    и
востребованности  образовательных  услуг  с   участием   потребителей,
участие в международных сопоставительных исследованиях.
     Шестая - развитие организационно-правовых  механизмов  управления
образованием  и  усиление  государственной  и  общественной  поддержки
системы образования.
     Седьмая -  обновление  механизмов  финансирования образовательных
учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.

             4. Основные направления развития образования

     В соответствии   с   заявленными   приоритетами   образовательной
политики   определены  следующие  перспективные  направления  развития
региональной системы образования на период 2012-2021 гг.:
     Первое -  обеспечение  доступности качественного образования всем
гражданам, включая:
     - реструктуризацию   и   развитие   сети  дошкольных  учреждений,
создание конкурентной среды в сфере дошкольного  образования  за  счет
изменения   организационно-правовых  форм  дошкольных  образовательных
учреждений и  развития  массового  сектора  автономных  некоммерческих
организаций;
     - стимулирование развития частных дошкольных организаций;
     - оптимизацию  сети  общеобразовательных учреждений,  позволяющую
предоставлять качественные образовательные услуги;
     - оптимизацию   сети    учреждений    начального    и    среднего
профессионального     образования,     предусматривающую    реализацию
двухуровневых программ,  перехода на модульно-накопительную систему  с
целью предоставления обучающимся возможности самостоятельно определять
свою образовательную траекторию;
     - расширение      возможности      получения     государственного
(муниципального)   задания    (заказа)    на    реализацию    основных
образовательных  программ по конкурсу,  в том числе негосударственными
организациями;
     - использование    в    образовательном    процессе   электронных
образовательных ресурсов (далее - ЭОР), включая создание технических и
технологических условий,  позволяющих педагогам и обучающимся получить
эффективный  доступ  к  источникам  достоверной  информации  по   всем
отраслям  науки  и техники,  широко использовать новые ЭОР и пособия в
процессе обучения, в том числе дистанционного;
     - активное применение Электронной системы  образования  (далее  -
ЭСО),    охватывающей    все    аспекты   образовательного   процесса,
обеспечивающей эффективность и качество  образования,  предоставляющей
равные возможности населению в получении качественного образования вне
зависимости от территориальной принадлежности;
     - организацию   деятельности  заочных  и  очно-заочных  школ  для
старших   школьников,    развитие    очно-заочных    форм    получения
дополнительного  образования  детей  и обучающейся молодежи;  создание
региональных моделей дистанционного обучения;
     - организацию   работы   профессиональных   сетевых  сообществ  и
саморегулируемых организаций,  привлечение педагогов к  участию  в  их
деятельности  и  регулярному получению в них профессиональной помощи и
поддержки;
     - совершенствование  системы  удаленного  доступа образовательных
учреждений   к   ЭОР,   укрепление    информационной    обеспеченности
образовательного процесса;
     - создание  в  каждом   образовательном   учреждении   адаптивной
безбарьерной  среды,  позволяющей  обеспечить  полноценную  интеграцию
обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   развитие
инклюзивного образования;
     - создание системы выявления и поддержки, общения, взаимодействия
и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной
и творческой деятельности детей и молодежи;
     - устойчивое   развитие  инфраструктуры  системы  дополнительного
образования  детей,  ориентированной   на   потребности   региональной
экономики  и  на  формирование  духовно  богатой,  физически здоровой,
социально активной творческой личности;
     - совершенствование    деятельности    региональных    отраслевых
ресурсных центров профессионального образования;
     - создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.
     Второе -   обеспечение    инновационного    характера    базового
образования в соответствии с требованиями экономики, включая:
     - обновление содержания  и  технологий  образования,  соблюдающих
баланс фундаментальности и компетентностного подхода в рамках перехода
на новые федеральные государственные образовательные стандарты;
     - функционирование  системы мониторинга и прогнозирования текущих
и  перспективных  потребностей  рынка   труда   в   кадрах   различной
квалификации и специализации;
     - создание  инновационной  инфраструктуры  в  сфере  образования,
формирование   условий  для  ее  активного  развития,  для  расширения
проектной  деятельности  образовательных  учреждений,   содействие   в
организации    опытно-экспериментальных   и   научно-исследовательских
разработок, для участия в конкурсах инновационных проектов;
     - реализацию  инновационных региональных проектов "Обучение через
предпринимательство" и "Открытые двери в мир бизнеса",  способствующих
самореализации   учащихся,   развитию   у   обучающихся  креативности,
гибкости,  умения работать в команде, приверженности делу, то есть тех
способностей, в которых заинтересованы сегодняшние работодатели;
     - развитие   сети  образовательных  учреждений,  учитывающих  все
возрастные  и  индивидуальные   особенности   детей   (в   том   числе
школ-ступеней,  ресурсных  центров  профильного  образования  и  др.);
организация профессиональной подготовки  учащихся  общеобразовательных
учреждений  на базе учреждений профессионального образования с выдачей
соответствующего документа (свидетельства об уровне квалификации);
     - развитие вариативности образовательных программ, предполагающих
как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся; соблюдение
соотношения   частей   образовательных   программ;    развитие    форм
внеаудиторной занятости учащихся и студентов;
     - внедрение  вариативной  системы   образования,   диверсификация
содержания  образования  и  сети  образовательных учреждений,  включая
создание негосударственных образовательных учреждений,  обеспечивающих
повышение  качества  предоставляемых  образовательных  услуг  с учетом
запросов и интересов обучающихся и их родителей;
     - создание  стажировочных  площадок,  направленных  на увеличение
степени   академической   мобильности   педагогов    и    обучающихся,
формирование навыков инновационного предпринимательства;
     - укрепление   международных    связей    региональной    системы
образования, участие в международных образовательных проектах.
     Третье - создание современной системы  непрерывного  образования,
подготовки,  повышения  квалификации и профессиональной переподготовки
кадров, включая:
     - формирование   кластера  поставщиков  образовательных  услуг  с
прозрачной для рынка труда системой квалификаций;
     - создание  системы  поддержки  потребителей  услуг  непрерывного
профессионального образования;
     - создание   системы   поддержки   организаций,   предоставляющих
качественные услуги непрерывного профессионального образования;
     - собственную  образовательную  деятельность  граждан  в  богатой
культурно-образовательной среде,  создание которой  будет  происходить
как через традиционные музеи и библиотеки, так и посредством активного
формирования образовательных  интернет-ресурсов,  через  использование
радио, телевидения и иных средств массовой информации;
     - оптимизацию структуры коллективов образовательных учреждений  и
внедрение  практики  сетевого взаимодействия,  деятельности социальных
сетей педагогов,  направленной на обновление содержания образования  и
взаимную методическую поддержку;
     - развитие дистанционных форм обучения  по  программам  повышения
квалификации   и   профессиональной  переподготовки  для  специалистов
системы образования;
     - создание  стажировочных  площадок   на   базе   образовательных
организаций    или   муниципальной   системы   образования   с   целью
распространения  современных  моделей   доступного   и   качественного
образования,    а   также   моделей   региональных   и   муниципальных
образовательных  систем,  обеспечивающих   государственно-общественный
характер управления образованием;
     - осуществление процессов переподготовки и повышения квалификации
педагогического и управленческого корпуса системы образования на  базе
стажировочных площадок;
     - совершенствование     моделей     тьюторского     сопровождения
педагогических и руководящих работников системы образования;
     - использование  современных  информационных  и  коммуникационных
технологий   в   системе   подготовки,   переподготовки   и  повышения
квалификации педагогических кадров.
     Четвертое - усиление воспитательного потенциала  образовательного
учреждения,             обеспечение             индивидуализированного
психолого-педагогического   сопровождения   каждого   обучающегося   и
воспитанника, включая:
     - активизацию работы, направленной на профилактику безнадзорности
и правонарушений обучающихся,  оказание социальной  и  психологической
помощи детям,  оказавшимся в трудной жизненной ситуации,  стабилизацию
семьи как социального института,  укрепление  взаимодействия  семьи  и
образовательных учреждений;
     - активный поиск и использование  лучших  моделей  воспитательной
работы в учреждениях образования;
     - организацию    целостного    образовательного     пространства,
позволяющего    обеспечить   образование,   разностороннее   развитие,
нравственное,  культурное и физическое воспитание; защита и содействие
развитию  национальных  культур,  региональных  культурно-исторических
традиций Пензенской области;
     - ведущие  направления  воспитательной  работы:  патриотическое и
духовно-нравственное воспитание молодежи,  развитие лидерских качеств,
стремление  к общественно полезной деятельности,  инновационным формам
работы в общественном секторе, организация работы по повышению речевой
культуры населения области;
     - создание   в   образовательных   учреждениях  системы  массовой
физкультурно-оздоровительной   работы,    приобщающей    учащихся    и
воспитанников    к    здоровому    образу   жизни;   внедрение   новых
физкультурно-оздоровительных   технологий   и    методик    адаптивной
физкультуры;
     - реализацию комплекса профилактических мероприятий, направленных
на  сохранение  и   укрепление   здоровья   подрастающего   поколения,
формирование здорового образа жизни населения Пензенской области;
     - тесное  взаимодействие  образовательных  учреждений  с  семьями
обучающихся и воспитанников,  превращение образовательных учреждений в
центры досуга,  которые будут открыты в  будние  и  воскресные  дни  и
станут   привлекательным   местом   семейного   отдыха;  -  обновление
современной инфраструктуры образовательных
учреждений, совершенствование системы организации питания  обучающихся
и воспитанников.
     Пятое -     формирование    механизмов    оценки    качества    и
востребованности  образовательных  услуг  с   участием   потребителей,
участие в международных сопоставительных исследованиях, включая:
     - создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об
образовательных    услугах,   обеспечивающей   полноту,   доступность,
своевременное обновление, достоверность информации;
     - создание   прозрачной  объективной  системы  оценки  учебных  и
внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню
образования;
     - осуществление  регулярного   мониторинга   качества   обучения,
отслеживание   качества   подготовки  обучающихся,  определение  путей
совершенствования образовательного  процесса  с  целью  повышения  его
эффективности;
     - обеспечение  участия  потребителей  образовательных   услуг   и
общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
     Шестое - развитие организационно-правовых  механизмов  управления
образованием  и  усиление  государственной  и  общественной  поддержки
системы образования, включая:
     - участие   общественности   в  управлении  и  контроле  качества
образования  на  уровне  учреждений,  а  также  на   муниципальном   и
региональном  уровнях  (наблюдательные,  попечительские  и управляющие
советы);
     - усиление     общественного     контроля     за    деятельностью
образовательных учреждений в части  качества  образования,  соблюдения
прав  и  социальных  гарантий  участников  образовательного  процесса,
расходования внебюджетных средств;
     - обеспечение потребителей образовательных услуг и общественности
регулярной  информацией  о  деятельности  образовательных  учреждений,
включая размещение такой информации на собственных сайтах;
     - развитие   системы   общественной   экспертизы,   общественного
мониторинга состояния и развития образования;
     - введение в органы управления учреждений начального  и  среднего
профессионального    образования    представителей   профессионального
сообщества.
     Седьмое -  обновление  механизмов  финансирования образовательных
учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, включая:
     - повышение эффективности бюджетных расходов посредством перехода
на нормативно-подушевое финансирование;
     - совершенствование   системы   оплаты   труда   всех   категорий
работников  образовательных  учреждений  путем  дальнейшего  внедрения
механизмов  оценки  качества  и востребованности образовательных услуг
потребителями;
     - использование  механизма  государственного заказа на подготовку
кадров.

      5. Ориентировочные сроки и этапы реализации идей Концепции

     Реализация идей   Концепции   основывается    на    использовании
программно-целевого метода.
     Программно-целевой метод  (метод  целевых  программ)  основан  на
подчинении  распределения ресурсов и намечаемых мероприятий достижению
определенной цели.
     Предполагается, что заложенные в Концепции идеи будут реализованы
программно-целевым методом с 2012 по 2021 год  посредством  реализации
долгосрочных   целевых   программ:   "Развитие   системы   образования
Пензенской области на 2009-2013 годы";  "Дети Пензенской  области"  на
2009-2013  годы";  "Формирование информационного общества в Пензенской
области на период до 2013 года";  "Патриотическое  воспитание  граждан
Пензенской   области   на  2011-2015  годы";  "Развитие  инновационной
деятельности в Пензенской области" на  2009-2013  годы";  "Комплексная
модернизация  системы профессионального образования на 2011-2015 годы"
и др.
     Развитие системы образования Пензенской области будет проходить в
два этапа.
     Первый - 2012-2014 годы.
     В результате реализации этого  этапа  будут  получены  устойчивые
модели  для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их
результативности.
     Второй этап - 2015-2021 годы.
     В результате  будут  закреплены  ключевые   институциональные   и
нормативные правовые изменения.
     По завершении второго этапа будет достигнута цель и решены задачи
Концепции.

                        6. Ожидаемые результаты

     Реализация указанных   задач   и   направлений  ориентирована  на
достижение следующих целевых ориентиров развития региональной  системы
образования:
     К 2015 году:
     - развитие   новых   принципов   финансирования   образовательных
учреждений,  позволяющих сконцентрировать  частные  и  государственные
финансовые  средства  на  цели  опережающего  развития  и  структурных
изменений в системе образования;  перевод учреждений профессионального
образования   на   нормативное   подушевое   финансирование   (включая
разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);
     - повышение  доходов  педагогических  и руководящих работников на
основе совершенствования новой системы оплаты  труда,  ориентированной
на качество образования;
     - осуществление  поэтапного   перехода   на   новые   федеральные
государственные образовательные стандарты;
     - введение в учебные  планы  основной  образовательной  программы
общеобразовательных учреждений новых элективных курсов, обеспечивающих
практическую подготовку обучающихся к жизни,  развитие  способности  к
самообразованию;
     - вовлечение 100% обучающихся в проектную деятельность и развитие
предприимчивости  посредством  социального  взаимодействия  учреждений
образования  с  бизнес-структурами  и  компаниями-менторами  в  рамках
проектов  "Обучение через предпринимательство" и "Открытые двери в мир
бизнеса";
     - создание   и   нормативное   закрепление  системы  инклюзивного
образования;  расширение  возможностей  обучения  детей   и   учащейся
молодежи с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных
образовательных учреждениях;
     - создание  в региональной электронной системе образования единой
библиотеки ЭОР;
     - внедрение     ЭСО,     обеспечивающей     построение    единого
информационного  пространства  образовательных  учреждений  Пензенской
области,   повышение   эффективности   образовательного   процесса   в
общеобразовательных учреждениях;
     - организация   деятельности  заочных  и  очно-заочных  школ  для
старших   школьников   и   студентов,    обеспечивающих    доступность
качественного  образования,  независимо от места проживания;  развитие
очно-заочных  форм  получения  дополнительного  образования;  создание
региональных моделей дистанционного обучения;
     - применение     модульно-накопительной     системы     повышения
квалификации  и  сохранение  кадрового потенциала образовательной сети
Пензенской области;
     - внедрение       механизмов       взаимодействия      учреждений
профессионального   образования   и   работодателей,    обеспечивающих
привлечение   в   сферу   образования   дополнительных   материальных,
интеллектуальных и иных ресурсов; создание на базе предприятий рабочих
мест, обеспечивающих прохождение практики учащимися;
     - осуществление  подготовки  кадров  в  сфере   профессионального
образования по новым образовательным программам (на основе федеральных
государственных   образовательных   стандартов)   в   соответствии   с
потребностями регионального рынка труда и запросами личности;
     - создание        региональной        системы         независимой
государственно-общественной оценки качества образования;
     - создание   системы   общественных   рейтингов   образовательных
учреждений;
     - создание   во   всех   образовательных   учреждениях    органов
самоуправления,   реализующих   государственно-общественный   характер
управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
     - создание   регионального   электронного  банка  образовательной
статистики,   обеспечение   доступа   к   нему   различных   категорий
пользователей (учреждения образования, муниципальные органы управления
образованием, родители, учащиеся, педагоги и т.д.).
     К 2021 году:
     - внедрение  новых   организационно-правовых   форм   организаций
образования,   обеспечивающих   сочетание  академической  автономии  и
государственно-общественного контроля их деятельности;
     - организация   работы   образовательных   учреждений   по  новым
федеральным государственным образовательным стандартам;
     - внедрение  новых  форм  социального партнерства образовательных
учреждений  и  бизнес-сообщества,  развитие  сетевого   взаимодействия
образовательных    учреждений,    производственных    предприятий    и
бизнес-структур в организации работы по ориентации детей и обучающейся
молодежи на профессии, востребованные на региональном рынке труда;
     - овладение    обучающимися    навыками    предприимчивости     и
предпринимательства  в ходе реализации региональных проектов "Обучение
через предпринимательство",  "Открытые двери в мир бизнеса", "Развитие
промышленного   туризма   в   образовательных  учреждениях  Пензенской
области" ("ПромТур");
     - дальнейшее      укрепление     материально-технической     базы
образовательных учреждений,  рост инвестиций в  модернизацию  основных
фондов;
     - развитие    сети    учреждений    инклюзивного     образования;
предоставление    возможности   детям   и   обучающейся   молодежи   с
ограниченными возможностями здоровья обучаться в  неспециализированных
образовательных учреждениях, обеспечение их последующей социализации;
     - повышение конкурентоспособности профессионального  образования;
создание  современной  системы  непрерывного образования,  подготовки,
повышения   квалификации   и   профессиональной    переподготовки    в
соответствии с требованиями инновационного развития экономики;
     - создание единой  образовательной  и  коммуникативной  среды  на
основе  информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством
ЭСО;
     - внедрение  методик  дистанционного  обучения  в образовательных
учреждениях;
     - создание  действенной системы профилактики правонарушений среди
подростков и молодежи;
     - создание  необходимых  медико-психолого-педагогических  условий
для организации здорового образа жизни всех субъектов  воспитательного
пространства;
     - создание региональной системы мониторинга качества образования,
направленной  на  повышение  эффективности  управления образовательным
процессом.

                   7. Механизм реализации Концепции

     1. Совершенствование   организационно-функциональной    структуры
управления образованием,  ориентированной на достижение стратегических
целей.
     Использование программно-целевого метода управления:  ориентация,
направленность действующих целевых  программ  на  устойчивое  развитие
образования,   выраженное   в   терминах   кластерного  развития,  его
инновационной деятельности.
     2. Информационная  и методическая поддержка подготовки и принятия
управленческих решений.
     Всестороннее публичное обсуждение и информирование деловых кругов
и общественности по следующим направлениям:
     - цели,  задачи  и приоритетные направления концепции и механизмы
их достижения;
     - решения  и  действия,  принимаемые  субъектами  образовательной
деятельности для реализации Концепции;
     - ход  и  результаты реализации Концепции и степень эффективности
принимаемых решений.
     3. Мониторинг    целевых   показателей   Концепции   для   оценки
эффективности оценки деятельности образовательных учреждений в  рамках
системы бюджетирования, ориентированного на результат.
     Мониторинг позволит анализировать влияние различных  факторов  на
реализацию  Концепции,  развитие  культурной  и  социальной ситуации в
регионе.
     4. Сочетание стратегического и оперативного планирования.
     Сочетание стратегического     и     оперативного     планирования
представляет  собой предварительное принятие решений,  направленных на
достижение  требуемых  результатов   в   перспективе,   что   позволит
осуществить  организацию  и  контроль за системой ключевых показателей
управления качеством,  анализ получаемой информации и  прогнозирование
результатов  деятельности  в системе образования,  переход от жесткого
планирования к гибкому реагированию на изменяющиеся условия.
     5. Обеспечение возможности корректировки Концепции.
     Возможность корректировки Концепции в  зависимости  от  изменений
состояния   внешней  и  внутренней  среды  осуществляется  посредством
корректировки целевых программ Пензенской области.




Информация по документу
Читайте также