Расширенный поиск
Постановление Правительства Пензенской области от 15.06.2011 № 369-пППРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 июня 2011 г. N 369-пП г. Пенза Утратилo силу - Постановление Правительства Пензенской области от 31.12.2013 г. N 1051-пП О внесении изменений в постановление Правительства Пензенской области от 26.04.2010 N 246-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие конкуренции в Пензенской области на 2010-2014 годы" (с последующими изменениями) Во исполнение постановления Правительства Пензенской области от 09.03.2011 N 137-пП "О долгосрочных целевых программах Пензенской области" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области п о с т а н о в л я е т: 1. Внести в постановление Правительства Пензенской области от 26.04.2010 N 246-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие конкуренции в Пензенской области на 2010-2014 годы" (с последующими изменениями) следующие изменения: 1.1. В преамбуле постановления слова "постановления Правительства Пензенской области от 28.02.2008 N 135-пП "Об утверждении порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Пензенской области, их формирования и реализации, подготовки материалов по федеральным целевым программам, в реализации которых участвует Правительство Пензенской области, а также проведения оценки эффективности их реализации" (с последующими изменениями)" заменить словами "постановления Правительства Пензенской области от 09.03.2011 N 137-пП "О долгосрочных целевых программах Пензенской области" (с последующими изменениями)". 1.2. Внести изменения в долгосрочную целевую программу "Развитие конкуренции в Пензенской области на 2010-2014 годы", утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 26.04.2010 N 246-пП (с последующими изменениями), изложив ее в новой редакции согласно приложению. 2. Признать утратившими силу: 2.1. Постановление Правительства Пензенской области от 29.06.2010 N 377-пП "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Развитие конкуренции в Пензенской области на 2010-2014 годы", утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 26.04.2010 N 246-пП". 2.2. Постановление Правительства Пензенской области от 13.11.2010 N 720-пП "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Развитие конкуренции в Пензенской области на 2010-2014 годы", утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 26.04.2010 N 246-пП (с последующими изменениями)". 2.3. Постановление Правительства Пензенской области от 24.01.2011 N 23-пП "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Развитие конкуренции в Пензенской области на 2010-2014 годы", утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 26.04.2010 N 246-пП (с последующими изменениями)". 3. Настоящее постановление вступает в силу с даты опубликования и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период. 4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Пензенские губернские ведомости". 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы социально-экономического развития. Губернатор Пензенской области В.К.Бочкарев __________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Пензенской области от 15 июня 2011 г. N 369-пП Долгосрочная целевая Программа "Развитие конкуренции в Пензенской области на 2010-2014 годы" ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы Наименование - "Развитие конкуренции в Пензенской области Программы на 2010-2014 годы" (далее - Программа) Наименование и номер - Закон Пензенской области от 04.09.2007 N правового акта 1367-ЗПО "О Стратегии о принятии решения социально-экономического развития Пензенской по разработке области на долгосрочную перспективу (до 2021 Программы года)" (с последующими изменениями); распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации" (с последующими изменениями); распоряжение Правительства Пензенской области от 12.08.2009 N 250-рП "О разработке долгосрочных целевых программ" (с последующими изменениями) Государственный - Правительство Пензенской области заказчик Программы Ответственный - Управление экономики Пензенской области исполнитель Программы Соисполнители - Министерство государственного имущества Программы Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Министерство образования Пензенской области, Министерство сельского хозяйства Пензенской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, Управление инвестиционного развития Пензенской области, Управление развития предпринимательства Пензенской области, Управление промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области, Управление государственной службы и кадров Правительства Пензенской области, Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (по согласованию). Цели и задачи - Цель - развитие конкуренции в Пензенской Программы области путем создания конкурентной среды и необходимых условий для появления новых участников на региональных рынках в соответствии с направлениями социально-экономической политики, определенными Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2021 года. Задачи: - сокращение административных барьеров; - развитие новых организационных форм хозяйственной деятельности; - изучение состояния конкурентной среды на региональных рынках; - повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти; - развитие конкуренции на отдельных рынках. Сроки и этапы - 2010-2014 годы реализации Программы Перечень подпрограмм - Объемы и источники - Общий объем финансирования за счет средств финансирования бюджета Пензенской области составляет всего (по годам) - 3750,0 тыс. руб., в том числе: в 2010 году - финансовых средств не предусмотрено, в 2011 году - 750,0 тыс. руб., в 2012 году - 1000,0 тыс. руб., в 2013 году - 1000,0 тыс. руб., в 2014 году - 1000,0 тыс. руб. Целевые показатели - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц на 10000 человек населения; - численность работников в сфере малого и среднего предпринимательства к уровню предыдущего года, %; - площадь зарегистрированных на территории муниципальных образований Пензенской области бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, научных парков, инновационно-технологических центров и иных объектов, относящихся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в расчете на 100 малых и средних компаний, кв. м. - концентрация участников на рынках (рынок розничной торговли лекарственными средствами и сопутствующими товарами, рынок оптовой торговли сахаром, розничный рынок нефтепродуктов). 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа 1.1. Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках 1.1.1. Развитие конкуренции в агропромышленном комплексе Агропромышленный комплекс Пензенской области представлен совокупностью отраслей экономики, обеспечивающих выращивание сельскохозяйственной продукции, ее переработку, выпуск готовой продукции и реализацию ее потребителям. Здесь производится около одной пятой части валового регионального продукта. Аграрное производство имеет целый ряд особенностей, которые оказывают влияние на структуру этой отрасли и отношения между субъектами производства. Самые значительные из них: использование в производстве больших площадей земли, большая зависимость от погодных условий, растянутый производственный цикл, использование в производстве живых организмов. Это определило технологию производства и то обстоятельство, что в аграрном секторе преобладают небольшие, по сравнению с другими отраслями производства, предприятия. На 01.01.2010 в области функционируют 266 сельскохозяйственных организаций, 2703 крестьянских (фермерских) хозяйства, 860 сельскохозяйственных потребительских кооперативов и более 200 тысяч личных подсобных хозяйств граждан. Всего в агропромышленном комплексе области занято 32,4 тыс. человек - 7,8% от работающего населения области. Стабильно увеличивается объем производимой сельскохозяйственной продукции. На протяжении последних лет в отрасли животноводства наблюдается устойчивая динамика роста производства мяса всех видов. В 2009 году оно увеличилось на 5,7%, и составило 150,6 тыс. тонн. Особенно заметный прирост достигнут в птицеводстве и свиноводстве. Реализация мяса свиней возросла на 58,3%. Производство мяса птицы возросло на 5,2%, поголовье птицы увеличилось на 9,2%. Основное производство мяса птицы обеспечивается за счет предприятий ОАО "Птицефабрика "Васильевская", промышленное свиноводство сосредоточено в ООО РАО "Пензенская зерновая компания". Крупными "игроками" среди предприятий по переработке сахарной свеклы и производству сахара в области являются: ОАО "Атмис-сахар" (компания "Сюкден") и ОАО "Земетчинский сахарный завод" (компания "Продимекс"). Ведущими предприятиями переработки молока и мяса в области является ОАО "Молочный комбинат "Пензенский" и ОАО "Мясоптицекомбинат "Пензенский". Планами развития агропромышленного комплекса на 2010 и последующие годы предусмотрено увеличение производства продукции растениеводства. В связи с этим требуется строительство новых и реконструкция уже имеющихся элеваторов, хлебоприемных предприятий и овощехранилищ. На развитие конкуренции в агропромышленном комплексе значительное влияние оказывают специфические особенности отрасли: - различия в природно-климатических условиях территорий и плодородии почв влияют на специализацию хозяйств, эффективность сельскохозяйственного производства; - сезонные колебания в объемах производства; - зависимость сельскохозяйственного производства от метеоусловий, что обуславливает значительные колебания объемов предложения продукции и цен; - продолжительный производственный цикл и инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен; - необходимость соблюдения сроков реализации скоропортящейся продукции (овощи, молоко), что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок. Факторы (барьеры), ограничивающие развитие конкуренции в агропромышленном секторе: - недостаток материальных и финансовых ресурсов, проблемы в доступности кредитных ресурсов; - недостаточный уровень развития кооперации; - барьеры для вхождения в крупные торговые сети, осуществляющие реализацию сельскохозяйственной продукции; - недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки продукции, средств коммуникации, неразвитость торговли сельскохозяйственной продукцией с использованием информационных технологий; - трудности в предоставлении в собственность или аренду производственных помещений, сельскохозяйственной техники для новых хозяйствующих субъектов, особенно малых форм хозяйствования (длительность сроков в отведении земельных участков, большое количество согласований и т.п.); - дефицит квалифицированных кадров. В качестве мер, направленных на развитие конкуренции в агропромышленном комплексе, предусматривается следующее: - развитие производственной и потребительской кооперации, стимулирование объединений сельхозтоваропроизводителей в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями; - поддержка эффективных проектов, направленных на развитие отраслей, связанных с переработкой, хранением и доставкой сельскохозяйственной продукции; - расширение участия сельхозтоваропроизводителей в проводимых на российском рынке закупочных и товарных интервенциях; - стимулирование роста субъектов предпринимательства (прежде всего, малого и среднего) в агропромышленном комплексе, что будет способствовать снижению уровня концентрации доминирующих предприятий в сферах производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции; - развитие логистических звеньев по обеспечению перерабатывающих сельхозпредприятий сырьем и организации сбыта готовой сельскохозяйственной продукции, создание кооперативных рынков; - расширение практики прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению, в том числе через рынки и ярмарки "выходного дня" в городах; - стимулирование заготовительной деятельности через развитие потребкооперации, предоставляющей населению возможность сдавать излишки сельхозпродукции, выращенной в личном подворье, а также дикорастущих ягод и грибов, лекарственного сырья при минимальных затратах. 1.1.2. Развитие конкуренции в сфере розничной торговли Для создания эффективной конкурентной среды в сфере торговли, общественного питания и оказания платных услуг важное значение имеет развитие инфраструктуры потребительского рынка. Большое значение здесь приобретает формирование сети магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, а также организация ярмарок "выходного дня", где представлена сельскохозяйственная продукция. Торговлю региона представляют более 11 тысяч предприятий потребительского рынка, в том числе на территории Пензенской области осуществляют свою деятельность 15 федеральных и региональных розничных сетевых компаний, объединяющих 166 предприятий торговли: ООО "Фирма "Омега-97" (сеть универсамов "Патэрсон"), ООО "Караван", ОАО "СПАР ПОВОЛЖЬЕ", ЗАО ТД "Перекресток", ЗАО "Тандер" (сеть магазинов "Магнит"), ООО "Лента", ООО "Метро Кэш энд Керри" и др. Развитие крупных сетевых предприятий торговли положительно влияет на состояние потребительского рынка, удовлетворение растущего покупательского спроса, уровень культуры обслуживания населения, рост конкуренции на потребительском рынке. В области создано 1004 предприятия "шаговой" (пешеходной) доступности, из них: - 613 магазинов "шаговой" доступности; - 283 предприятия бытового обслуживания; - 108 предприятий общественного питания. В системе потребкооперации области открыта сеть магазинов "Обоз" в Шемышейском, Иссинском, Наровчатском, Лопатинском районах. По состоянию на 01.01.2010, количество зарегистрированных управляющих компаний, получивших разрешение на право организации розничного рынка на территории Пензенской области, составляет - 29, из них универсальных рынков - 22, специализированных рынков - 5, сельскохозяйственных рынков - 2. На ярмарках "выходного дня" представлена продукция в широком ассортименте непосредственно от производителей по доступным для населения ценам. Кроме сельхозпредприятий муниципальных районов области, торговлю осуществляют предприятия пищевой промышленности и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и занимающиеся садоводством, огородничеством. Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, сельхозпредприятия на ярмарках реализуют свою продукцию без посредников, торговых наценок, что способствует снижению стоимости продуктов питания. Сельхозпроизводителям обеспечен беспрепятственный доступ на рынки и ярмарки для продажи своей продукции. Ежегодно организуется порядка 140 районных, городских и областных ярмарок "выходного дня". В рамках развития конкуренции проводятся межрегиональные специализированные выставки. Участниками ежегодной межрегиональной выставки "Продмаркет" являются предприятия г. Пензы и области (из них 50% - производители продуктов питания, остальные - изготовители оборудования для пищевой промышленности, упаковки) и около 30 иногородних экспонентов из Москвы, Самары, Саратова, Костромы, Чебоксар, Ульяновска и других регионов. В рамках выставки проводится тестирование по оценке качества продовольственных товаров, по результатам которого образцы продукции удостоены медалей выставки "Продмаркет". Одновременно с выставкой организуется межрегиональная универсальная ярмарка-продажа товаров. В настоящее время ключевыми препятствиями для развития конкуренции на рынке розничной торговли являются: - недостаточное развитие торговой инфраструктуры, отсутствие логистических центров; - недостаточная платежеспособность населения; - трудности сбыта сельскохозяйственной продукции, возникшие в результате разрушения ранее налаженных связей между всеми участниками рынка, недостаточной развитости инфраструктуры агропродовольственного рынка. Таким образом, целью проводимой работы в сфере розничной торговли является создание конкурентной среды, повышение доступности продукции всех товаропроизводителей, качества жизни населения через формирование достаточного предложения разнообразных безопасных и качественных товаров. Для достижения этой цели необходимо: - увеличение количества хозяйствующих субъектов посредством оказания информационной и консультационной поддержки со стороны органов государственной власти; - повышение доступности и прозрачности вхождения на рынок продовольственных товаров за счет: - проведения ежегодно не менее 30 ярмарок по реализации продуктов питания непосредственно производителями сельхозпродукции, - введения в действие предприятий торговли "шаговой" (пешеходной) доступности; - развитие логистических центров по обеспечению сбыта готовой продукции, создание розничных рынков с обязательным предоставлением мест для сельхозтоваропроизводителей; - проведение совместной с уполномоченным органом по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства работы в целях получения информации о рыночной концентрации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли и дальнейшей выработки предложений по разработке дополнительных мер защиты конкуренции; - расширение рынков сбыта посредством проведения работ по активизации участия предприятий, производящих товары народного потребления, во внедрении и сертификации систем менеджмента качества на соответствие международных стандартов. 1.1.3. Розничный рынок нефтепродуктов Основные участники рынка: - ЗАО "Пензанефтепродукт", - ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", - ООО "Содел", - ООО "Кварц". Остальные участники рынка занимают долю менее одного процента. Более половины общего числа АЗС принадлежат двум субъектам: ЗАО "Пензанефтепродукт" и ООО "ЛУКОЙЛ-ННП", эти же субъекты реализуют более 90% общего объема моторного топлива в розничном сегменте и включены по данному виду деятельности в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%. ЗАО "Пензанефтепродукт" и ООО "ЛУКОЙЛ-ННП" также являются крупнейшими участниками регионального рынка оптовой реализации светлых нефтепродуктов. Стабильность роста спроса на нефтепродукты является стимулом входа на рынок новых участников. Однако в регионе не наблюдается существенного роста конкурентных структур (количество и состав участников рынка изменились незначительно по сравнению с предыдущим годом). Присутствие на рынке двух хозяйствующих субъектов, входящих в группы вертикально-интегрированных нефтяных компаний, при этом коллективно доминирующих на данном рынке (данные субъекты имеют собственные нефтебазы, а также специальную технику по доставке нефтепродуктов, что значительно облегчает создание инфраструктуры поставки продукции на автозаправочные комплексы, создавая преимущества перед другими участниками рынка), создает преимущества данным субъектам перед потенциальными участниками. Состояние конкурентной среды на локальном рынке розничной реализации нефтепродуктов позволяет сделать вывод о том, что данный товарный рынок относится к категории рынков с неразвитой конкуренцией и имеет олигопольную структуру (дуополию), т.к. более 90% объема рынка принадлежат двум крупным хозяйствующим субъектам - ВИНКам (вертикально интегрированным нефтяным компаниям). Наличие коллективного доминирования на товарном рынке является одним из факторов, повышающих вероятность заключения ограничивающих конкуренцию соглашений и осуществления согласованных действий между субъектами, занимающими доминирующее положение. Изменение концентрации на данном рынке в ближайший год маловероятно, но возможно за счет перераспределения долей, а также добавления новых некрупных участников рынка, или ухода с рынка действующих в настоящее время. Вместе с тем из сравнения объемов реализации светлых нефтепродуктов ВИНКами (92,5%) и независимыми участниками рынка (7,5%) следует, что ВИНКи не испытывают существенного конкурентного давления. Кроме того, в связи с коллективным доминированием ЗАО "Пенза-нефтепродукт" и ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" на локальном розничном рынке нефтепродуктов с долей более 90%, уровень розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо на независимых АЗС напрямую зависит от ценовой политики указанных хозяйствующих субъектов. Со стороны независимых АЗС в существующих условиях возможно "повторение действий за лидерами". То есть изменение цен на бензин со стороны лидеров рынка может обуславливать изменение цен бензина и дизтоплива, реализуемого на АЗС независимых владельцев (это представляет особую угрозу для выгоды потребителей при установлении лидерами монопольно высокой цены на товар). Положение независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на локальных рынках (прежде всего на высококонцентрированных рынках) наряду с ВИНКами, заведомо ставит под угрозу их деятельность в случае возникновения дефицита светлых нефтепродуктов как на локальном, так и межрегиональном рынках. Обусловлено это тем, что первостепенной задачей ВИНКов при дефиците нефтепродуктов будет обеспечение ресурсами собственных АЗС. Кроме того, совмещение ВИНКами, а также независимыми хозяйствующими субъектами оптовой и розничной торговли способствует укреплению их рыночного потенциала. Такое положение в последующем может привести независимых хозяйствующих субъектов на розничном рынке реализации моторного топлива как к сокращению объемов реализации, так и к прекращению осуществления деятельности, что отрицательно скажется на конкуренции в рамках данного рынка. Основными барьерами входа на рынок нефтепродуктов являются: 1) экономические ограничения: - высокие затраты (в том числе на строительство, приобретение, аренду автозаправочных комплексов), длительный срок окупаемости первоначальных вложений, отсутствие мощностей, которые можно было бы в течение относительно небольшого периода времени переоборудовать для розничной реализации нефтепродуктов; - затруднен доступ потенциальных участников рынка к ресурсам (при приобретении нефтепродуктов для перепродажи), данные ресурсы распределены между действующими участниками; - отсутствие биржевых торгов по продаже нефтепродуктов, ограничение свободного доступа всех участников рынка (в том числе для потенциальных конкурентов) к объемам ресурса нефтяных компаний и наличие монополизации рынка препятствуют развитию конкуренции и не позволяют сформировать общепризнанные ценовые индикаторы; 2) административные ограничения, которые представлены перечнем обязательных процедур и требований, обеспечивающих безопасность предоставления данного вида услуги. Данные процедуры исключают появление на рынке недобросовестных производителей. Вместе с тем подобного рода процедуры создают трудности для хозяйствующих субъектов при входе на рынок розничной реализации нефтепродуктов. К таким ограничениям относятся сложность получения земельного участка под строительство АЗС, технологические и экологические требования, предъявляемые к деятельности; 3) наличие среди участников рынка вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов. 1.1.4. Рынок розничной торговли фармацевтической и медицинской продукции На территории Пензенской области действует более 700 аптечных учреждений. Лидирующее положение на рынке в целом по региону занимает ОАО "Фармация" как по товарообороту, так и по количеству аптечных учреждений. На основании проведенного расчета долей хозяйствующих субъектов издан приказ о включении ОАО "Фармация" в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Часть аптечных учреждений находится в отдаленных и труднодоступных районах, являющихся экономически не привлекательными для участников и потенциальных участников рынка. Практика показывает, что изменение концентрации на рынках розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров происходит очень медленно. Увеличение хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, возможно только за счет частных аптечных пунктов. Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности аптечных учреждений может стать их участие в программах ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение - обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг). В целях недопущения ухудшения обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан работа по устранению доминирующего положения, контроль и предупреждение нарушений антимонопольного законодательства продолжается. Для независимых аптек особую роль играет выработка и реализация эффективной маркетинговой политики, предусматривающей поиск индивидуальной ассортиментной ниши и повышение качества обслуживания потребителей. Основным препятствием развитию конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в муниципальных образованиях Пензенской области является высокая дифференциация численности населения в административно-территориальных образованиях и их низкая платежеспособность. Концентрация населения и платежеспособного спроса в крупных городах и прилегающих к ним населенных пунктах приводит к неравномерному размещению аптечных учреждений в области. Это, в свою очередь, влечет за собой неравномерный уровень конкуренции на различных по численности покупателей рынках. Кроме того, существуют определенные трудности, представленные обязанностью аптечных учреждений по обеспечению установленного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, а также усложненным процессом регистрации и согласований. Для осуществления своей деятельности на фармрынке предприниматели обязаны получить разрешительные документы и согласования местных администраций, Роспотребнадзора, Росздравнадзора, архитектуры, пожарной инспекции и т.д. Такое количество согласований, по мнению предпринимателей, является избыточным и длительным по времени. Данные процедуры, с одной стороны, обеспечивают защиту потребителей товаров и услуг и призваны исключать появление на рынке недобросовестных производителей товаров и услуг, с другой стороны, - они несколько замедляют процесс увеличения количества хозяйствующих субъектов на данном рынке. В рамках настоящей Программы предусматривается проведение работы по увеличению количества аптек в сельской местности и сокращению доминирующего положения аптек, участвующих в программах дополнительного лекарственного обеспечения. Основной целью развития конкуренции в сфере розничной торговли фармацевтической и медицинской продукцией является улучшение качества оказываемых услуг, расширение доступности и ассортимента предлагаемой фармацевтической и медицинской продукции для удовлетворения потребности всех пациентов в качественных лекарственных средствах. Достижению цели будет способствовать увеличение количества присутствующих на данном рынке хозяйствующих субъектов различных форм собственности. В качестве мер, направленных на развитие конкуренции в сфере розничной торговли фармацевтической и медицинской продукцией, предусматривается следующее: - развитие аптечной сети в сельской местности, проведение лицензирования розничной реализации лекарственными средствами в обособленных подразделениях учреждений здравоохранения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенных в сельских поселениях; - привлечение аптечных учреждений Пензенской области путем проведения аукциона в программу дополнительного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг. 1.1.5. Развитие конкуренции в строительной отрасли 1.1.5.1. Развитие конкуренции в отрасли промышленности строительных материалов и стройиндустрии Основой развития строительного комплекса являются предприятия стройиндустрии, которых в Пензенской области насчитывается более 30. Мощности предприятий стройиндустрии Пензенской области - это производство более 170 млн. шт. кирпича, около 150 тыс. куб. метров железобетона, более 250 тыс. кв. метров столярных изделий, 35 тыс. куб. метров древесно-стружечных плит, добыча более 1,5 млн. куб. метров нерудных материалов в год. Существующие технологии на действующих предприятиях строительной индустрии значительно уступают зарубежным аналогам, требуют больших затрат труда, материалов, энергии, недостаточно автоматизированы и механизированы, что делает их низкорентабельными. В этой связи требуются значительные капиталовложения на модернизацию производства, внедрение новых технологий и оборудования. Основными целями развития промышленности строительных материалов является обеспечение строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией, обеспечивать снижение стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов и одновременно повышать комфортность проживания в жилых домах необходимой надежности и долговечности. При этом продукция отрасли должна содержать широкую гамму строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих всем требованиям товарного рынка. Целью развития конкуренции на данном рынке является насыщение рынка Пензенской области широкой номенклатурой современных конкурентоспособных строительных материалов посредством увеличения количества участников данного рынка, а также обеспечение рационального и эффективного использования минерально-сырьевых ресурсов, необходимых для социально-экономического развития региона. Пензенская область обладает значительными ресурсами для производства нерудных строительных материалов (далее - НСМ), однако большая часть из них уже распределена между действующими хозяйствующими субъектами. Рынки НСМ характеризуются значительными барьерами, в основном связанными с экономическими ограничениями по затратам на разработку новых месторождений. Существуют следующие основные барьеры входа на рынок НСМ: 1. Преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка. Обзор рынка показал, что за последние два года не наблюдалось вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов. 2. Экономические ограничения: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для разработки новых месторождений. 3. Ограниченность ресурсов. Несмотря на имеющиеся в регионе запасы, основные ресурсы уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами. Вместе с тем существуют и определенные трудности, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения, переводом категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. Необходимость прохождения данных процедур обусловлена принципами эффективного использования природных ресурсов и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека. В рамках данной программы для развития конкуренции на рынке нерудных строительных материалов предусматривается реализация геолого-оценочных мероприятий по месторождениям полезных ископаемых. Данные мероприятия обеспечат возможность развития на исследованных участках производства строительных материалов. Существующие потребности предприятий в НСМ на сегодняшний день удовлетворяются не полностью, уровень развития конкуренции на рынке низкий. Рост объемов производства строительных материалов и расширение конкуренции на рынках будет способствовать снижению цен, росту качества строительных материалов. 1.1.5.2. Рынок вновь возводимой жилой недвижимости Основными строительными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Пензенской области являются: ОАО "Пензастрой", ООО "СКМ Групп", ОАО "СКМ Инжиниринг", ООО Телиос", ООО "Пензенская строительная компания", ООО "Стройсити", ОАО "Пензпромстрой", ОАО АК "Домо-строитель", ОАО "ЖБК-1", ООО группа компаний "ЦеСИС", ООО "Стройдеталь-плюс", ООО ПКФ "Термодом", ЗАО "Стройдизайн-консалтинг", ЗАО "Спецстрой-механизация" и др. Снижение покупательной способности населения из-за финансового кризиса значительно уменьшило привлекательность жилищного строительства для инвестиций. Это привело к уменьшению производства местных строительных материалов и недозагрузке производственных мощностей предприятий строительной индустрии. Кроме того, существуют следующие ограничения в развитии конкуренции на рынке вновь возводимой жилой недвижимости: - низкая инвестиционная привлекательность строительной отрасли особенно при сравнении строительства жилья в рамках государственного и муниципального заказов с развитием земельных участков, других объектов недвижимости и отдельным производством; - низкое качество утверждаемой на ранней стадии проектной документации приводит к значительному изменению затрат на строительство, которые не покрываются начальной сметной стоимостью строительства объектов; - размещение государственного и муниципального заказов часто происходит с такими нарушениями, как несвоевременное размещение либо ограниченный доступ к информации о торгах, отсутствие прозрачности процедуры проведения торгов; - сложности при подготовке, согласованиях и проведении экспертизы соответствующей проектной документации, в результате чего возникают непроизводительные затраты еще до начала строительства объектов. В этих условиях для обеспечения конкуренции на строительном рынке региона необходимо: - обеспечить прозрачность деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления Пензенской области по утверждению документов территориального планирования и градостроительного зонирования, выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию; - обеспечить равные условия при получении государственных и муниципальных заказов путем создания системы электронных торгов; - обеспечить контроль за свободным допуском подрядных организаций к бюджетным заказам. Развитие конкуренции на рынке вновь возводимой жилой недвижимости будет способствовать снижению стоимости квадратного метра жилья, повышению доступности жилья для населения, росту качества строящихся объектов. 1.1.6. Развитие конкуренции в сфере услуг здравоохранения В Пензенской области активно разворачивается бизнес-сектор здравоохранения, насчитывающий сегодня более 100 учреждений и частных клиник, среди которых диагностические центры "MEDI Клиник", "Мир здоровья", "Центр лечения спины", "Центр клинической медицины "Медмикс" и другие. Одной из приоритетных задач в сфере услуг здравоохранения является устранение неравноправной конкуренции между государственными и частными поставщиками медицинских услуг. В реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области (далее - Программа) участвуют как государственные, муниципальные, так и учреждения других форм собственности (НУЗ "Отделенческая клиническая больница на ст. Пенза" ОАО "РЖД", ООО "МСЧ Пензхиммаш", ФГУ "ППО ЭВТ"). Основной проблемой, сдерживающей развитие конкуренции в сфере здравоохранения, является установление неполного тарифа оплаты за оказанную медицинскую помощь. С 2009 года действующим законодательством в области здравоохранения полномочия по установлению медико-экономических стандартов возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В 2009 году в Пензенской области установлены региональные медико-экономические стандарты при оказании специализированной медицинской помощи больным с заболеваниями системы кровообращения в условиях стационара при 12 наиболее часто регистрирующихся заболеваниях с оплатой оказанной медицинской помощи по полному тарифу. Установление медико-экономических стандартов с оплатой оказанной медицинской помощи по полному тарифу способствует соблюдению прав граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества, а также является действенным механизмом, стимулирующим страховые медицинские организации к полноценной работе по защите прав граждан при получении медицинской помощи. Кроме того, установление полного тарифа за оказанную медицинскую помощь позволит привлечь к реализации Программы частные медицинские организации, имеющие соответствующую материально-техническую базу, подготовленные кадры и оказывающие наиболее востребованные медицинские услуги. Развитие конкуренции по предоставлению услуг в сфере здравоохранения будет способствовать повышению доступности и качества медицинских услуг, оказываемых по линии фонда медицинского страхования. Основные барьеры развития конкуренции в сфере предоставления услуг здравоохранения: - отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для осуществления деятельности коммерческими учреждениями; - низкая платежеспособность населения; - недостаточная квалификация медицинских кадров в муниципальных районах области; - несовершенная система медицинского страхования. В настоящее время необходимо реализовать комплекс мер, направленный на развитие конкуренции в сфере здравоохранения, а именно: 1. Установление полного тарифа за оказанную медицинскую помощь в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области. 2. Проведение анализа востребованности медицинских услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения различных форм собственности. 3. Финансирование медицинских услуг, отсутствующих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, но предоставляемых медицинскими организациями иных форм собственности в рамках долгосрочных целевых программ. 4. Проведение конкурса на размещение муниципального заказа на оказание медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования с участием частных учреждений. По результатам конкурса формирование муниципального заказа на оказание медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования. 5. Передача частным предприятиям функций, являющихся непрофильными для лечебно-профилактических учреждений, связанных с организацией питания пациентов, прачечными услугами, услугами по содержанию коммунального хозяйства, что позволит, с одной стороны, значительно сэкономить на содержании соответствующей дорогостоящей инфраструктуры, с другой стороны, стимулировать развитие конкуренции малых частных предприятий. 1.1.7. Развитие конкуренции в сфере услуг образования Конкуренция в системе образования - ключевой фактор повышения качества образовательных услуг. Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в регионе. В сфере дошкольного образования на 01.09.2009 в области функционирует 361 образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования с контингентом воспитанников 38973 человек. Из них 354 муниципальных образовательных учреждения, 6 государственных дошкольных образовательных учреждений и одно негосударственное дошкольное образовательное учреждение. Охват детей дошкольными образовательными услугами в Пензенской области составляет 61,0%. По результатам мониторинга, очередность на устройство детей в детские сады региона на 01.09.2009 составила 5781 человек. Отмечается дефицит мест в детских садах, на 01.09.2009 очередность только по г. Пензе составила 2000 человек. Для развития конкуренции в сфере дошкольного образования и обеспечения доступности качественного образования необходимо создавать вариативные формы дошкольного образования, в том числе в форме автономных учреждений, семейных детских садов и др. В настоящее время очень важно реализовывать различные подходы для решения проблемы общедоступности дошкольного образования, используя для этого как внешние (строительство новых дошкольных образовательных учреждений), так и внутренние ресурсы системы образования (возврат бывших детских садов, реструктуризация сети образовательных учреждений, восстановление дошкольных групп и открытие групп кратковременного пребывания детей в детских садах). Параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования необходимо развивать новые модели: 1. Продолжать открытие дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, а также в условиях семейного воспитания. 2. Постепенно необходимо внедрять в жизнь новые организационно-правовые формы дошкольного образования, а именно автономные дошкольные образовательные учреждения. 3. Перспективным решением проблемы общедоступности дошкольного образования в регионе является размещение муниципальных заказов на услуги дошкольного образования. На конкурсной основе определяются учреждения и организации (помимо муниципальных дошкольных образовательных учреждений), предоставляющие населению услуги дошкольного образования. При этом стоимость услуг дошкольного образования в муниципальных ДОУ и других учреждениях, предоставляющих эти услуги на конкурсной основе, одинаковы. Указанный подход позволит снизить очередность в дошкольные образовательные учреждения, привлечь к оказанию этих услуг негосударственные учреждения, а также осуществлять контроль за качеством предоставляемых негосударственными учреждениями услуг дошкольного образования. Одной из новых форм предоставления дошкольных образовательных услуг в Пензенской области является организация детских садов семейного типа как индивидуальная трудовая педагогическая деятельность. В настоящее время в г. Пензе работают два частных предпринимателя, основной деятельностью которых является воспитание и обслуживание детей дошкольного возраста. На базе МДОУ Центр развития ребенка N 150 г. Пензы создано муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Ведется работа с индивидуальными предпринимателями по открытию групп выходного и праздничного дня, оказанию дополнительных образовательных услуг населению (домашняя няня). В г. Кузнецке по желанию родителей организованы студии дополнительного образования детей как индивидуальная трудовая педагогическая деятельность. На начало 2009-2010 учебного года в области работают 632 дневных образовательных учреждения, в том числе 2 общеобразовательных школы-интерната. Сеть инновационных образовательных учреждений, обеспечивающих право выбора и реализацию программ повышенного уровня, способствующих удовлетворению индивидуальных запросов обучающихся, на начало 2009-2010 учебного года состоит из 25 инновационных учреждений (11 гимназий, 10 лицеев, 4 школы с углубленным изучением отдельных предметов). Это 4,0% от общего числа общеобразовательных школ, в них обучаются 11,4% школьников. В рамках дополнительного образования вне государственной и муниципальной системы реализуются только наиболее привлекательные с коммерческой точки зрения образовательные программы (иностранные языки, раннее развитие детей, спортивные танцы, хореография, восточные единоборства и т.д.). На рынке образовательных услуг профессионального образования работают 56 учреждений, в том числе 14 учреждений НПО, 36 учреждений СПО (в том числе 2 негосударственных учреждения), 6 государственных учреждений высшего профессионального образования. Кроме того, в области функционируют 7 филиалов государственных учреждений высшего профессионального образования и 6 филиалов негосударственных учреждений высшего профессионального образования. Одним из основных факторов создания реальной конкуренции на рынке образования является качество предлагаемых образовательными учреждениями образовательных услуг. В настоящее время на территории Пензенской области с целью обеспечения доступности качественного образования для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда путем обновления структуры и содержания образования, формирования системы непрерывного образования функционируют 13 учреждений СПО, осуществляющих образовательную деятельность как по программам СПО, так и по программам НПО. Деятельность таких учреждений позволяет реализовывать в них интегрированные и сопряженные программы в сочетании с программами дополнительной подготовки, воплотить принцип непрерывности образования, когда появляется возможность в одном учреждении получить образование от азов профессии до уровня высококвалифицированного рабочего или специалиста. В целях повышения качества подготовки рабочих кадров и специалистов для ведущих отраслей экономики региона на базе шести учреждений профессионального образования, подведомственных Министерству образования Пензенской области, созданы 6 региональных отраслевых ресурсных центров профессионального образования. Одной из приоритетных задач деятельности ресурсных центров является концентрация на их базе научных, кадровых и материальных ресурсов с целью выстраивания системы подготовки рабочих кадров и специалистов высокотехнологичных производств. Учреждениями профессионального образования ведется постоянная работа по привлечению обучающихся и педагогических работников к организации малого бизнеса. Развитие у обучающихся компетенций в области осуществления предпринимательской деятельности даст им дополнительные возможности для занятости по окончании, обучения, позволит эффективно сочетать в процессе своей деятельности полученные профессиональные знания и навыки по ведению бизнеса. Учреждениями высшего профессионального образования Пензенской области осуществляется масштабная деятельность по формированию и развитию инновационной инфраструктуры, способствующей созданию инновационной образовательной среды. Созданные на базе высших учебных заведений малые инновационные предприятия активно участвуют в процессах внедрения инновационных разработок в производственную деятельность. Перспективным направлением деятельности по повышению уровня конкурентоспособности учреждений профессионального образования является развитие системы автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных бюджетных учреждений. Формирование автономных учреждений создаст условия для повышения уровня самостоятельности учебного заведения в ориентировании на профессии и специальности, востребованные на рынке труда, позволит увеличить эффективность управления ресурсами, обеспечивая при этом рост заработной платы и улучшение качества предоставляемых услуг. Формирование государственного задания и конкурсная система размещения заказов на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов, в которой будут задействованы не только бюджетные образовательные учреждения, но и государственные автономные учреждения, и негосударственные образовательные учреждения, также позволит обеспечить повышение уровня конкуренции среди учреждений профессионального образования и качества предоставляемых образовательных услуг. 1.1.8. Рынок информационно-коммуникационных технологий и связи В настоящее время на территории области услуги различных видов связи оказываются 95 операторами связи по 182 лицензиям. На рынке дальней связи (международной и междугородней) услуги связи оказывают 8 операторов. Наряду с основным действующим оператором связи - ОАО "Ростелеком" услуги дальней связи предоставляют ОАО "МТТ", ООО "СЦС Совинтел", ЗАО "Компания ТрансТелеКом" и другие. В связи с присутствием в регионе других операторов, предоставляющих аналогичные услуги, у абонентов имеется возможность выбора оператора дальней связи. На территории области услуги местной телефонной связи оказывают 32 оператора связи. Крупнейшими операторами, предоставляющими услуги местной и внутризоновой телефонной связи, являются: Пензенский филиал ОАО "ВолгаТелеком", ЗАО "Пензенская телефонная компания", ЗАО "Пензенские телекоммуникации", Куйбышевская железная дорога-филиал ОАО "РЖД", МУП "Радиотелефонная компания". Другие хозяйствующие субъекты занимают малую долю и практически не влияют на общую ситуацию на рынке. Оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования, является Пензенский филиал ОАО "ВолгаТелеком", обладающий 59,4% монтированной номерной емкости. В последние годы интенсивными темпами развивается рынок услуг сотовой связи, растет число операторов рынка - ЗАО "Пенза-GSM", Пензенское региональное отделение Поволжского филиала ОАО "Мегафон" (торговая марка "Мегафон"), Пензенский филиал ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн"), Пензенский филиал ЗАО "Нижегородская сотовая связь" (торговая марка "ON"). Сети сотовой подвижной связи практически полностью охватывают Пензенскую область. Своим абонентам - физическим лицам и корпоративным клиентам операторы оказывают основные и дополнительные (голосовые и неголосовые) услуги. Основными направлениями внедрения новых технологий сотовой связи являются: развертывание сетей третьего поколения 3G, мобильный Интернет, телематические услуги, мобильные платежи. Телематические услуги связи на территории области оказывают 35 операторов связи, услуги связи в сети передачи данных оказывают 28 операторов. Проводной доступ в Интернет обеспечивают 3 крупных хозяйствующих субъекта: ОАО "ВолгаТелеком", ЗАО "Пензенские Телекоммуникации", ЗАО "Компания "ЭР-Телеком". Существующий разрыв в доступности Интернет-услуг для населения и организаций в районных центрах и отдаленных населенных пунктах Пензенской области обусловлен низким уровнем или отсутствием конкуренции в сельской местности. Препятствия вступлению новых хозяйствующих субъектов на рынок услуг передачи данных и услуг телематических служб с выходом в глобальную сеть Интернет обусловлены объективными факторами и не являются следствием неправомерных действий. Для выхода на данный рынок необходимо осуществление значительных первоначальных капиталовложений при длительных сроках окупаемости, в частности, для создания сети передачи данных - закупка необходимого оборудования, прокладка сетей и т.д. По причине существования данного барьера хозяйствующие субъекты, активно развивающие данный вид деятельности в г. Пензе и имея соответствующие лицензии, не выходят на локальные рынки районов Пензенской области. ОАО "ВолгаТелеком" является единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим услуги передачи данных и услуги телематических служб с выходом в глобальную сеть Интернет в муниципальные районы Пензенской области (за исключением доступа через спутник и сотовую связь). Следовательно, существует вероятность злоупотребления ОАО "ВолгаТелеком" своим монопольным положением на рынке данных услуг. Услуги передачи данных и услуги телематических служб с выходом в глобальную сеть Интернет связи являются лицензируемым видом деятельности, поэтому одним из барьеров является процедура получения лицензии. Услуги почтовой связи, в том числе и коммерческой доставки, предоставляют 9 операторов. Основным оператором почтовой связи является УФПС Пензенской области - филиал ФГУП "Почта России", оказывающий услуги через развитую сеть объектов почтовой связи: 12 почтамтов и 567 отделений почтовой связи, из них 454 - в сельской местности. В большой части отделений почтовой связи потребителям недоступны современные инфокоммуникационные услуги, услуги высокоскоростных денежных переводов и другие. Развитию почтовой связи препятствуют: убыточность услуг, высокая арендная плата за помещения отделений связи, нерасширение сети почтовой связи за счет открытия новых отделений при строительстве нового жилья. Телевизионное и радиовещание федеральных, областных, коммерческих передатчиков Пензенских телекомпаний и радиотрансляционных станций охватывает 100 процентов населения области. На территории области 16 операторов оказывают услуги кабельного телевидения, 5 - услуги телевизионного вещания, 11 - услуги радиовещания. В целом рынок информационно-коммуникационных услуг и связи в Пензенской области сформировался и развивается за счет внедрения новых современных технологий и расширения спектра услуг. Конкурентная среда обеспечена. Операторы связи имеют собственные Интернет-ресурсы, с помощью которых происходит информирование населения Пензенской области о деятельности, предоставляемых услугах, тарифной политике. Сведения о работе компаний связи публикуются в СМИ. Абоненты имеют возможность, как выбора оператора, так и беспрепятственной его смены. Развитие и удовлетворение потребности населения, предприятий и организаций Пензенской области в услугах связи на основе внедрения современных цифровых технологий будут способствовать увеличению количества и качества предоставляемых телематических услуг. 1.1.9. Развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства Реформа жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области создает условия к развитию конкуренции по двум направлениям: - в сфере управления многоквартирными домами - за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом; - между организациями коммунального комплекса - за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей организации. Основой для развития конкуренции также служит формирование объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников в границах единого комплекса недвижимого имущества является одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений. Так, суммарное количество многоквартирных домов в Пензенской области, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления, по состоянию на 01.01.2010, составило 25034 ед. (100%), из них: - в непосредственном управлении - 14041 ед. (56,09%), - в управлении управляющей организацией - 9740 ед. (38,9%), - в управлении ТСЖ - 1253 ед. (5,01%). В границах рынка в 2009 году действовали 177 хозяйствующих субъектов по управлению и содержанию многоквартирных домов, из них: - 166 частных - 93,8% (все имеют организационно-правовую форму обществ с ограниченной ответственностью), 11 муниципальных - 6,2% (организационно-правовая форма - муниципальные унитарные предприятия); Наиболее крупные участники рынка: - ООО "Генеральная управляющая компания" г. Пензы; - ООО "Пензастройсервис" г. Пензы; - МУ "Управляющая организация жилищного хозяйства г. Пензы"; - ООО "РЭУ" г. Кузнецк; МУП ЖСКХ г. Заречный; МУП "Каменское ЖКХ"; УК ООО "Жилсервис" по Кузнецкому району; ООО "Никольскжилсервис"; МУП "Жилищное хозяйство" г. Сердобска. Определенные трудности у хозяйствующих субъектов вызывают нормы действующего законодательства в части установления требования для потенциального участника быть выбранным на общем собрании собственниками помещений или в ходе проведения органом местного самоуправления открытого конкурса. В рамках настоящей Программы создание благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, содействие в создании товариществ собственников жилья и коммерческих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, будет значительно способствовать развитию конкуренции в жилищной сфере. Развитие конкуренции в коммунальной сфере должно происходить путем привлечения частных компаний к управлению муниципальной и региональной коммунальной инфраструктурой. Передача муниципального и регионального имущества в аренду частным компаниям должна происходить на основе конкурсных процедур с равным доступом для участников рынка. Предпочтение отдается муниципальным образованиям с четко установленными тарифами и низким уровнем административных ограничений в процесс регулирования тарифов. Кроме того, привлечению инвестиций в отрасль способствуют платежеспособность населения, уровень доходов населения, занятость населения, а также наличие промышленных предприятий. Для создания условий развития конкуренции в жилищно-коммунальной сфере необходимо решение следующих задач: 1. С целью повышения энергоэффективности существующих мощностей обеспечить внедрение ресурсосберегающих технологий путем установки преобразователей частоты и станций управления работы насосных групп водоснабжения; строительство мини-котельных и перевод на индивидуальное отопление малоэтажных домов, с ликвидацией неэффективных котельных. 2. Обеспечение информационной открытости деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства области. 3. Создание условий для появления новых управляющих компаний, ТСЖ, развития конкуренции между управляющими компаниями с целью повышения качества услуг, снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг, расширения спектра предоставляемых услуг. В целях дальнейшего развития конкуренции в сфере обслуживания многоквартирного жилого фонда и предоставления жилищно-коммунальных услуг предполагается предпринять следующие меры: 1. Создание условий по привлечению организаций различной формы собственности к оказанию услуг по управлению и содержанию многоквартирных домов и создание условий для их безубыточной деятельности. 2. Снижение потребления коммунальных ресурсов жилыми домами за счет внедрения энергосберегающих технологий путем установки приборов учета и регулирования. 3. Формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в многоквартирных домах. 4. Информирование населения Пензенской области об управляющих компаниях, их тарифах, услугах, возможности выбора управляющей компании, а также механизмах самостоятельного управления домами. 1.1.10. Развитие конкуренции на рынке электрической энергии Пензенская область является нетто-импортером электроэнергии и получает ее из ОЭС Средней Волги, потребление электроэнергии покрывается местной генерацией менее чем на 40%, остальная часть покрывается за счет покупки электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии. Несмотря на ежегодный рост электропотребления Пензенской энергосистемой, максимальный уровень потребления, зафиксированный в 1991 году (1166 МВт), не достигнут и составил в 2008 году 835 МВт. В настоящее время сложилась ситуация, когда свободные мощности сохраняются (и порой увеличиваются) в муниципальных районах Пензенской области, не представляющих интереса для инвесторов, тогда как наиболее привлекательные городские округа (прежде всего г. Пенза) страдают от отсутствия свободных мощностей. Участниками данного товарного рынка в 2008-2009 году являлись: ОАО "Пензаэнергосбыт" (гарантирующий поставщик), ООО "Русэнергосбыт", ООО "Транснефтьсервис С", ООО "Русэнергоресурс", ЗАО "НОРЭМ", ООО "Транссервисэнерго". Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рассматриваемого товарного рынка, позволяют точно определить, что рыночная структура изучаемого товарного рынка относится к высококонцентрированным рынкам. Огромная доля существующего электросетевого хозяйства Пензенской энергосистемы находится в собственности электросетевых и генерирующих предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Пензенской области, поэтому развитие конкуренции на данном рынке затруднительно. Положительным моментом в этой связи является то, что процент покрытия потребности области в электроэнергии за счет собственной выработки не превышает 40%, из которых более 30% реализуется через оптовый рынок, поэтому развитие генерации электроэнергии является актуальным вопросом. Таким образом, реальный подход к формированию конкуренции на данном рынке возможен за счет наращивания собственных мощностей генерации электроэнергии в районах действия промышленных и сельскохозяйственных предприятий региона, с применением современных научных разработок по использованию альтернативных источников по комбинированной выработке тепло- электроэнергии и созданием альтернативных энергосистем для электроснабжения прочих потребителей. Все это потребует значительных финансовых вливаний, которые не возможны без реальной государственной поддержки будущих инвесторов. Определенные трудности у поставщиков электрической энергии вызывают требования действующего законодательства в части подтверждения качества и иных параметров отпускаемой электрической энергии, регулирования цен (тарифов) на реализацию электроэнергии (при новом производстве (оказании) услуг затраты значительно выше, чем при отлаженном производстве), высокие требования входа на розничный рынок для приобретения электрической энергии с целью продажи потребителям. В рамках настоящей программы к основным задачам развития конкуренции на рынке электрической энергии можно отнести: - обеспечение контроля за применением тарифов на тепловую и электрическую энергию, на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориально-сетевых организаций; - обеспечение контроля за применением тарифов в рамках предельных индексов, утверждаемых приказами Федеральной службы по тарифам; - установление платы за подключение впервые вводимых в эксплуатацию объектов, ранее присоединенных реконструируемых устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, ранее присоединенных устройств с изменившейся категорией надежности; - обеспечение информационной доступности за счет размещения электронной карты свободных энергетических мощностей ОАО "Пензаэнерго" в сети Интернет, размещения в СМИ информации о тарифах. В целях решения поставленных задач Программа предусматривает реализацию таких мероприятий, как: - обеспечение сопровождения электронной карты Пензенской области, содержащей информацию о месторасположении подстанций и имеющихся на них свободных мощностях по снабжению электроэнергией потребителей; - размещение в СМИ информации об установленной плате за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и тарифах на подключение к электрическим сетям. Для отопления жилищного фонда и объектов соцкультбыта в отрасли функционируют 1153 котельных, 176 централизованных тепловых пунктов, протяженность тепловых сетей - 1322,1 км. Для повышения надежности и энергоэффективности систем теплоснабжения решаются следующие задачи: - децентрализация источников теплоснабжения в райцентрах и мелких населенных пунктах Пензенской области (с установкой на объектах соцкультбыта современных модульных котельных и переводом населения на индивидуальное, поквартирное отопление); - централизация и модернизация источников теплоснабжения в крупных городах региона; - внедрение новых энергосберегающих технологий в организациях жилищно-коммунального комплекса; - внедрение возобновляемых видов топлива для производства тепловой энергии. В ходе реализации поставленных задач в период с 1998 по 2008 год на территории области было построено более 800 газовых мини-котельных, ликвидировано 454 нерентабельных угольных и 94 котельных, работавших на жидком топливе, планируется ввести в эксплуатацию еще 21 мини-котельную. Полностью переведен на индивидуальное отопление жилищный фонд в 13 муниципальных районах области. В период реализации Программы запланировано перевести на индивидуальное поквартирное отопление 6250 квартир, что позволит сократить энергозатраты на эксплуатацию ранее построенных центральных котельных, повысить качество отопительных услуг, тем самым снизить бюджетные расходы. Основными проблемами на рынке теплоэнергии являются: - высокий уровень износа инфраструктуры (износ котельных составляет 45,8%, по тепловым сетям - 67,8% и продолжает увеличиваться ежегодно на 2-3%); - высокая доля покупной тепловой энергии у предприятий, основной вид деятельности которых далек от ЖКХ (48,7% тепловой энергии вырабатывается на собственных котельных, 51,3% покупная продукция). Решение проблем становится возможным с привлечением частного бизнеса в отрасль. Привлекательным для бизнеса является не только строительство нового источника, а именно полный комплекс работ по теплоснабжению населенных пунктов, с полной ликвидацией МУПов. Региональная политика направлена на привлечение инвесторов, готовых прийти в отрасль, в том числе с целью разработки новых схем теплоснабжения со строительством новых источников. В настоящее время для Пензенской области становится актуальна проблема использования источников тепла и электроэнергии, работающих на возобновляемых видах топлива, которые вполне могут составить конкуренцию котельным, работающим на традиционных видах топлива (газ, уголь). Для решения данного вопроса разрабатываются пилотные проекты по переводу котельных на возобновляемые виды топлива в двух наиболее лесистых районах области с привлечением инвесторов, представляющих деревоперерабатывающую отрасль. В целях развития конкуренции на рынке теплоснабжения необходимы новые разработки в сфере теплоснабжения, такие как пленочные лучистые электронагреватели (ПЛЭН), солнечные коллекторы и т.п., эксплуатационные затраты на которые в разы отличаются от традиционных источников в сторону уменьшения. 1.1.11. Развитие конкуренции в сфере пассажирских городских и междугородных перевозок Перевозки пассажиров автомобильным транспортом в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Пензенской области осуществляет 391 субъект различной формы собственности, в т. ч. 103 юридических лица и 288 предпринимателей, на 528 маршрутах, в том числе 325 муниципальных, 175 межмуниципальных (пригородных и междугородных), 28 межобластных. Население Пензенской области получает комплекс автовокзальных услуг на 26 линейных сооружениях (автовокзалах и автостанциях). В настоящее время проявляется несоответствие темпов развития автодорожной сети общего пользования росту уровня автомобилизации. Увеличение интенсивности движения, постоянно возрастающие нагрузки на дорожное покрытие от тяжеловесного транспорта приводят к необратимым разрушительным процессам конструкций дорожного покрытия. Рынок перевозок пассажиров автомобильным транспортом характеризуется достаточным количеством перевозчиков, среди которых преобладают организации частной формы собственности. Городской пассажирский транспорт обслуживает 86 городских маршрутов (32 маршрута обслуживается автобусами большой вместимости, 46 - малой вместимости, 8 - троллейбусами). В летний период на обслуживании находится 32 дачных (сезонных) маршрута. Перевозка пассажиров автомобильным транспортом в муниципальных образованиях Пензенской области, а также по межмуниципальным маршрутам осуществляется на основании договоров с организатором перевозок по итогам конкурсного отбора. Органы местного самоуправления разрабатывают критерии (условия) отбора претендентов на выполнение пассажирских перевозок. Такими критериями обычно выступают: опыт работы, возможность проведения пред- и послерейсовых освидетельствований водителей медицинскими работниками, осуществление технического обслуживания транспорта и контроля перед выходом на маршрут, наличие подвижного состава, отвечающего определенным требованиям. Критерии отбора являются едиными для перевозчиков различных форм собственности. Вместе с тем формирование конкурентной среды между перевозчиками различных форм собственности является эффективным инструментом на пути качественного развития рынка пассажирских перевозок. Существуют следующие барьеры доступа на рынок транспортных перевозок: перегруженность улично-дорожной сети, низкая пропускная способность, несоответствие темпов развития автомобильных дорог темпам автомобилизации; - высокая степень концентрации рынка пассажирских перевозок; - несоответствие нормативным требованиям значительной части региональных дорог; - высокие первоначальные затраты, длительный срок окупаемости транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров. Для устранения барьеров необходимо реализовать ряд мероприятий, таких как: 1. Разработка модельного нормативного правового акта для органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области, регламентирующего решение вопросов организации транспортного обслуживания населения в границах муниципальных образований. 2. Снижение доли маршрутов, обслуживаемых муниципальными унитарными предприятиями, что обеспечит развитие конкуренции среди частных предприятий. 3. Исключение возможности злоупотреблений при размещении заказов на организацию автоперевозок, в том числе путем создания в регионе системы электронных торгов. Реализация мероприятий позволит обеспечить развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Пензенской области. 2. Цели и задачи Программы Цель Программы - развитие конкуренции в Пензенской области путем создания конкурентной среды и необходимых условий для появления новых участников на региональных рынках в соответствии с направлениями социально-экономической политики, определенными Стратегией социально- экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2021 года. Достижение цели Программы предполагает решение следующих задач: - сокращение административных барьеров; - развитие новых организационных форм хозяйственной деятельности; - изучение состояния конкурентной среды на региональных рынках; - повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти; - развитие конкуренции на отдельных рынках. Перечень целевых показателей Программы |—————|——————————————————————————————————|—————————————|————————————|—————————————|—————————————| | N | Наименование целевых | Единица | Сроки | Плановые | Весовой | | п\п | показателей | измерения | исполнения | значения | коэффициент | | | | | (год) | целевых | целевого | | | | | | показателей | показателя | |—————|——————————————————————————————————|—————————————|————————————|—————————————|—————————————| |—————|——————————————————————————————————|—————————————|————————————|—————————————|—————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |—————|——————————————————————————————————|—————————————|————————————|—————————————|—————————————| 1 Количество субъектов малого и единиц 2010 435 0,3 среднего предпринимательства на 10000 человек 2011 448 населения 2012 475 2013 490 2014 504 2 Численность работников в % 2010 5 0,3 сфере малого и среднего предпринимательства к уровню 2011 3 предыдущего года 2012 3 2013 3 2014 3 3 Площадь зарегистрированных кв. м. 2010 90 0,2 на территории муниципальных образований Пензенской 2011 170 области бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, научных парков, 2012* 300 инновационно-технологических центров и иных объектов, относящихся к инфраструктуре 2013* 295 поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в расчете на 100 малых и средних 2014* 470 компаний 4 Концентрация участников на Количество 0,2 рынках: участников/ доля рынка 4.1 рынок розничной торговли 2010 150/>20 0,33 лекарственными средствами и сопутствующими товарами 2011 170/>15 2012 190/>12 2013 200/>10 2014 210/>8 4.2 рынок оптовой торговли 2010 3/>50 0,33 сахаром 2011 4/>45 2012 4/>45 2013 5/>40 2014 5/>40 4.3 розничный рынок 2010 90/>50 0,33 нефтепродуктов 2011 100/>45 2012 110/>40 2013 120/>35 2014 130/>30 * - при условии выделения средств из федерального бюджета для софинансирования мероприятий по созданию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов, технопарков). 3. Перечень программных мероприятий Достижение поставленной цели и решение задач Программы предусматривает выполнение комплекса мероприятий, изложенных в приложении к Программе. 4. Механизм управления Программой Оперативное управление и контроль за реализацией Программы осуществляет Управление экономики Пензенской области. Контроль целевого использования бюджетных средств осуществляется Министерством финансов Пензенской области. Соисполнители программных мероприятий ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Управление экономики Пензенской области и Министерство финансов Пензенской области информацию о ходе реализации программных мероприятий за соответствующий период и эффективности использования финансовых средств. Ежегодно, не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным, исполнители программных мероприятий представляют в Управление экономики Пензенской области и Министерство финансов Пензенской области годовой отчет о выполнении Программы. 5. Методика оценки степени достижения целевых показателей Программы 5.1. Оценка степени достижения целевых показателей Программы, осуществляется путем сравнения плановых и фактических значений целевых показателей по формулам: Xплан Xфакт Pj = _____ или Pj = _____ Xфакт Xплан Где: Pj - отношение фактического значения целевого показателя к плановому (если увеличение фактического значения целевого показателя приводит к улучшению показателей Программы), или отношение планового значения целевого показателя к фактическому (если увеличение фактического значения целевого показателя приводит к ухудшению показателей Программы); Xплан - плановое значение целевого показателя; Xфакт - фактическое значение целевого показателя. 5.2. В соответствии с весовыми коэффициентами целевых показателей и на основе сравнения их плановых и фактических значений рассчитывается оценка степени достижения целевых показателей Программы по следующей формуле: n Kj = Summ (qj x Pj) j=1 Kj - оценка степени достижения целевых показателей Программы; n - количество целевых показателей; qj- весовой коэффициент j-го целевого показателя; Сумма весовых коэффициентов по всем целевым показателям должна быть равна 1. n Summ qj = 1 j=1 Оценка степени достижения целевых показателей рассчитывается ежегодно и служит основой для оценки уполномоченным органом эффективности реализации Программы. __________ Приложение к должностной целевой Программе "Развитие конкуренции в Пензенской области на 2010-2014 годы" М Е Р О П Р И Я Т И Я долгосрочной целевой программы "Развитие конкуренции в Пензенской области на 2010-2014 годы" |———————|————————————————————————————————|—————————————————————|———————|—————————————————————————————————————|—————————————————————————————| | N | Наименование | Исполнители | Срок | Объем финансирования, млн. рублей | Показатели результата | | п/п | мероприятия | | ис- |——————|——————|———————|———————|———————| мероприятия по годам | | | | | пол- | Все- | Бюд- | Феде- | Бюд- | Вне- | | | | | | не- | го | жет | раль- | жеты | бюд- | | | | | | ния | | Пен- | ный | муни- | жет- | | | | | | (год) | | зен- | бюд- | ци- | ные | | | | | | | | ской | жет | паль- | сред- | | | | | | | | об- | | ных | ства | | | | | | | | ла- | | обра- | | | | | | | | | сти | | зова- | | | | | | | | | | | ний | | | | | | | | | | | | | | |———————|————————————————————————————————|—————————————————————|———————|——————|——————|———————|———————|———————|—————————————————————————————| |———————|————————————————————————————————|—————————————————————|———————|——————|——————|———————|———————|———————|—————————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |———————|————————————————————————————————|—————————————————————|———————|——————|——————|———————|———————|———————|—————————————————————————————| Цель - развитие конкуренции в Пензенской области путем создания конкурентной среды и необходимых условий для появления новых участников на региональных рынках в соответствии с направлениями социально-экономической политики, определенными Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2021 года Задача 1. Сокращение административных барьеров 1 Контроль по недопущению Управление Итого - - - - - Количество нарушений, административных барьеров экономики выразившихся в при перемещении Пензенской области заключении продовольственных товаров, во взаимодействии ограничивающих предупреждение действий по с Управлением конкуренцию соглашений заключению антиконкурентных федеральной и согласованных соглашений и согласованных антимонопольной действиях хозяйствующих действии, направленных на службы по субъектов: ограничение конкуренции Пензенской области 2010 - - - - - 2010 год - 8 2011 - - - - - 2011 год - 7 2012 - - - - - 2012 год - 6 2013 - - - - - 2013 год - 5 2014 - - - - - 2014 год - 4 2 Осуществление Управление Итого - - - - - Доля проектов антикоррупционной государственной нормативных правовых экспертизы проектов службы и кадров актов Губернатора нормативных правовых Правительства Пензенской области, актов Губернатора Пензенской Правительства Пензенской области, области Пензенской области, Правительства Пензенской прошедших области антикоррупционную экспертизу, в общем числе нормативных правовых актов Губернатора Пензенской области, Правительства Пензенской области, принятых в текущем году: 2010 - - - - - 2010 год - 85% 2011 - - - - - 2011 год - 90% 2012 - - - - - 2012 год - 90% 2013 - - - - - 2013 год - 90% 2014 2014 год - 90% 3 Разработка, утверждение и Управление Итого - - - - - Количество разработанных внедрение в практику государственной административных работы административных службы и кадров регламентов предоставления регламентов предоставления Правительства государственных услуг и государственных услуг и Пензенской административных административных области; регламентов исполнения регламентов исполнения исполнительные государственных функций государственных функций органы исполнительными исполнительными органами государственной органами государственной государственной власти власти власти Пензенской Пензенской области в части Пензенской области в части ведения ведения предпринимательской области предпринимательской деятельности деятельности: 2010 - - - - - 2010 год - 0 2011 - - - - - 2011 год - 6 2012 - - - - - 2012 год - 0 2013 - - - - - 2013 год - 0 2014 - - - - - 2014 год - 0 4 Предоставление Управление Итого - - - - - Количество (ин.) государственных услуг и государственной государственных услуг и исполнение службы и кадров функций, связанных с государственных функций, Правительства ведением связанных с ведением Пензенской предпринимательской предпринимательской области деятельности, деятельности посредством предоставляемых Многофункционального посредством центра предоставления Многофункционального государственных и центра предоставления муниципальных услуг государственных и в городе Пензе муниципальных услуг в городе Пензе 2010 - - - - - 2010 год - 0 2011 - - - - - 2011 год - 4 2012 - - - - - 2012 год - 0 2013 - - - - - 2013 год - 0 2014 - - - - - 2014 год - 0 5 Осуществление мониторинга Департамент Итого - - - - - Количество проверок соблюдения органами градостроительства соблюдения органами местного самоуправления Пензенской местного самоуправления законодательства о области во законодательства о градостроительной взаимодействии с градостроительной деятельности в части органами деятельности в части преодоления излишних местного преодоления излишних административных барьеров самоуправления административных при осуществлении барьеров при строительной деятельности осуществлении строительной деятельности: 2010 - - - - - 2010 год - 24 2011 - - - - - 2011 год - 24 2012 - - - - - 2012 год - 24 2013 - - - - - 2013 год - 24 2014 - - - - - 2014 год - 24 6 Оказание консультационной Управление Итого - - - - - Ежегодный рост и методической помощи развития предпри- количества субъектов субъектам малого и среднего нимательства предпринимательства к предпринимательства по Пензенской уровню прошлого года: вопросам предоставления области финансово-кредитной 2010 - - - - - 2010 год - 5%, поддержки из бюджета Пензенской области на 2011 - - - - - 2011 год - 3%, реализацию бизнес - проектов в приоритетных 2012 - - - - - 2012 год - 3%, отраслях экономики Пензенской области 2013 - - - - - 2013 год - 3%, 2014 2014 год - 3%. 7 Развитие сети Управление Итого - - - - - Количество оснащенных (ин.) бизнес-инкубаторов развития предпри- рабочих мест: в муниципальных районах нимательства Пензенской области Пензенской 2010 - - - - - 2010 год - не менее 30 области 2011 - - - - - 2011 год - не менее 28 2012 - - - - - - 2013 - - - - - - 2014 - - - - - - 8 Оказание консультационной Управление Итого - - - - - Количество и методической помощи развития предпри- предоставленных субъектам нимательства гарантий субъектам предпринимательства по Пензенской малого и среднего вопросам предоставления области предпринимательства: гарантий по кредитам ОАО Гарантийный фонд 2010 - - - - - 2010 год - не менее 5 "Поручитель" 2011 - - - - - 2011 год - не менее 6 2012 - - - - - 2012 год - не менее 8 2013 - - - - - 2013 год - не менее 9 2014 - - - - - 2014 год - не менее 10 9 Проведение на территории Министерство Итого - - - - - Количество проведенных Пензенской области ярмарок сельского ярмарок: по реализации хозяйства сельскохозяйственной Пензенской 2010 - - - - - 2010 год - 30, продукции области 2011 - - - - - 2011 год - 30, 2012 - - - - - 2012 год - 30, 2013 - - - - - 2013 год - 30, 2014 - - - - - 2014 год - 30 10 Увеличение количества Министерство Итого - - - - - Введение в действие предприятий сельского 534 предприятий торговли "шаговой" хозяйства торговли "шаговой" (пешеходной) доступности в Пензенской (пешеходной) доступности: рамках действующих области программных документов 2010 - - - - - 2010 год - 202 ед., 2011 - - - - - 2011 год - 140 ед., 2012 - - - - - 2012 год - 107 ед., 2013 - - - - - 2013 год - 61 ед., 2014 - - - - - 2014 год - 24 ед. Задача 2. Развитие новых организационных форм хозяйственной деятельности 1 Оптимизация количества Министерство Итого - - - - - Количество государственных унитарных государственного государственных предприятий Пензенской имущества унитарных предприятий области путем ликвидации, Пензенской Пензенской области, в реорганизации, преобразования области отношении которых в акционерные общества, проведены мероприятия завершения процедуры ликвидации, реорганизации, банкротства преобразования в государственных унитарных акционерные общества, предприятий завершения процедуры банкротства: 2010 - - - - - 2010 год - 2 2011 - - - - - 2011 год - 3 2012 - - - - - 2012 год - 2 2013 - - - - - 2013 год - 1 2014 - - - - - - 2 Оптимизация размеров Министерство Итого - - - - - Площадь, сданная в арендной платы, разработка государственного аренду субъектам малого более гибких условий при имущества и среднего сдаче в аренду объектов Пензенской предпринимательства: недвижимости, находящихся области в государственной 2010 - - - - - 2010 год - 3100 собственности, для субъектов малого и среднего 2011 - - - - - 2011 год - 3200 предпринимательства 2012 - - - - - 2012 год - 3200 2013 - - - - - 2013 год - 3200 2014 - - - - - 2014 год - 3200 3 Установление полного Министерство Итого - - - - - Количество больных, тарифа за оказанную здравоохранения получивших стационарную медицинскую помощь в и социального медицинскую помощь в рамках Программы развития соответствии со государственных гарантий Пензенской стандартами оказания оказания гражданам области медицинской помощи: Российской Федерации бесплатной медицинской 2010 - - - - - 2010 год - 761 человек помощи на территории Пензенской области 2011 - - - - - 2011 год - 20307 человек 2012 - - - - - 2012 год - 26824 человек 2013 - - - - - 2013 год - 26824 человек 2014 - - - - - 2014 год - 26824 человек 4 Организация методического Управление Итого - - - - - Доля многоквартирных обеспечения и разъяснительной жилищно- домов в целом по работы в средствах массовой коммунального Пензенской области, в информации по вопросам хозяйства которых собственники выбора формы управления Пензенской помещений выбрали и многоквартирными домами в области реализуют управление рамках выполнения многоквартирными домами постановления Правительства посредством товариществ Пензенской области собственников жилья либо от 20.02.2009 N 140-пП жилищных кооперативов "Об утверждении плана или иного мероприятий по формированию специализированного благоприятных условий для потребительского образования и деятельности кооператива: товариществ собственников жилья в многоквартирных 2010 - - - - - 2010 год - 5,5%, домах, расположенных на территории Пензенской 2011 - - - - - 2011 год - 5,9%, области, на 2009-2011 годы" (с последующими 2012 - - - - - 2012 год - 6,2%, изменениями) 2013 - - - - - 2013 год - 6,5%, 2014 - - - - - 2014 год - 6,6%. 5 Организация обучения Управление Итого - - - - - Повышение квалификации специалистов ТСЖ, жилищно- специалистов ТСЖ по координация учебного коммунального вопросам хозяйственной Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|