Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 12.02.2016 № 816-33/5 ЗС
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЯТОГО СОЗЫВА Постановление Об отчете Счетной палаты Пензенской области о работе в
2015 году
Заслушав отчет председателя
Счетной палаты Пензенской области М.Н. Макарова о работе Счетной палаты
Пензенской области в 2015 году, Законодательное Собрание постановляет: 1. Отчет о работе Счетной палаты Пензенской области в
2015 году принять к сведению (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Законодательного
Собрания В.К. Лидин г. Пенза 12 февраля 2016 года № 816-33/5 ЗС Счетная палата Пензенской области ОТЧЕТ о работе Счетной палаты Пензенской
области в 2015 году Отчет
рассмотрен и утвержден Коллегией
Счетной палаты Пензенской области 1 февраля
2016 года Настоящий отчет о деятельности Счетной палаты Пензенской области в 2015 году подготовлен в соответствии с требованием статьи 20 Закона Пензенской области «О Счетной палате Пензенской области», принятого 12 августа 2011 года № 2114-ЗПО. Основные итоги деятельности Счетной палаты за 2015 год
Счетная палата Пензенской области (далее — Счетная палата) осуществляла свою деятельность в 2015 году в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Пензенской области «О Счетной палате Пензенской области», Законом Пензенской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области», планом работы Счетной палаты Пензенской области на 2015 год. Счетной палатой как действующим органом внешнего государственного финансового контроля Пензенской области в отчетном периоде осуществлялся контроль за исполнением бюджета Пензенской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области с проведением ежегодной внешней проверки годовых отчетов об исполнении указанных бюджетов за 2014 год. Осуществляя в обязательном порядке экспертно-аналитическую деятельность, Счетная палата проводила экспертизы проектов правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, включая обязательную экспертизу проектов законов о бюджете Пензенской области и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области. Важным направлением в деятельности Счетной палаты является контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета Пензенской области. В случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, проводились проверки местных бюджетов. В 2015 году проведено 23 контрольных мероприятия, проверено более 13,0 млрд. рублей расходов бюджета Пензенской области, что составляет 29,5 % от общих расходов. Свою деятельность Счетная палата осуществляет на основании планов. План работы на 2015 год был сформирован по результатам контрольной и экспертной работы за предыдущий период, и значительную его часть составляет блок тематических проверок, в который включены мероприятия, объединенные по актуальным для области вопросам, с целью системного анализа расходования бюджетных средств и использования имущества, находящегося в собственности Пензенской области, направленные на предотвращение нарушений. В план включены поручения Законодательного Собрания Пензенской области, предложения и запросы Губернатора Пензенской области, а также предложения прокуратуры Пензенской области, с которой заключено соглашение о взаимодействии. В 2015 году было проведено двадцать одно тематическое контрольное мероприятие и две внешние проверки отчетов об исполнении бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2014 год. В 2015 году все предусмотренные планом проверки осуществлены в полном объеме. Оформлены заключения по 19 законопроектам, подготовлено 8 аналитических материалов по ежеквартальным отчетам об исполнении бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, выполнялись другие поручения Законодательного Собрания Пензенской области. Экспертно-аналитическая работаВ 2015 году Счетной палатой Пензенской области в соответствии со статьей 9 Закона Пензенской области «О Счетной палате Пензенской области» готовились заключения по проектам законов Пензенской области, различным нормативным правовым актам органов государственной власти, на реализацию которых направлялись средства бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области. Всего подготовлено и направлено в Законодательное Собрание Пензенской области 19 экспертно-аналитических материалов, в том числе 14 экспертиз касались вопросов бюджета Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, изменений к ним и отчетов об исполнении этих бюджетов. Наиболее значимыми и важными были заключения по проектам законов «О бюджете Пензенской области на 2016 год», «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2016 год», а также о внесении изменений и дополнений в Законы Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В ходе экспертизы проекта бюджета на 2016 год анализировались вопросы соблюдения норм и требований российского и регионального законодательства, сбалансированности бюджета, расчетов доходной части, проводился анализ расходной части бюджета. По результатам предварительного контроля законопроекта отмечено, что в 2016 году сокращение расходов опередит снижение доходов бюджета области на 4,3 процентных пункта. Через сокращение государственных расходов предполагается обеспечить бездефицитный бюджет Пензенской области. При этом обращено внимание на сохраняющуюся существенную долговую нагрузку на региональный бюджет. В течение планируемого года необходимо погасить более 4,1 млрд. рублей банковских и бюджетных кредитов, что также требует значительных доходных источников. Экспертиза программной части проекта бюджета на 2016 год в
очередной раз показала, что главный
вывод, сделанный Счетной палатой при подготовке заключения на проект программного
бюджета на предыдущие трехлетние циклы о
недостаточном качестве подготовки государственных программ на этапе
проектирования, остается
актуальным и сегодня. По многим программам значительный объем
средств направляется в основном на выплаты персоналу в целях обеспечения
текущих направлений деятельности, что свидетельствует о ведомственном характере госпрограмм. Цели
многих госпрограмм неконкретны, содержат нечеткие формулировки, допускающие
произвольное толкование, что не позволяет обеспечить проверку их достижений,
многие государственные программы состоят из 1 или 2 мероприятий. Результаты оценки эффективности государственных программ
Пензенской области практически не используются при их корректировке и в
бюджетном планировании, несмотря на наличие соответствующих норм в
законодательных актах. В соответствии
со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объемы бюджетных
ассигнований на реализацию государственных программ Пензенской области в 2016
году подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете не позднее трех
месяцев со дня вступления его в силу. В течение 2015 года подготовлены заключения по восьми проектам законов Пензенской области о внесении изменений и дополнений к Закону Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Заключения и другие аналитические материалы доводились до сведения руководства Законодательного Собрания, его комитетов и депутатов, были направлены Губернатору области. Ряд замечаний и предложений, вносимых Счетной палатой, были учтены при рассмотрении проекта закона Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2016 год» во втором чтении. Особой функцией Счетной палаты является финансово-экономическая экспертиза проектов закона об исполнении бюджета. Только после проведения Счетной палатой области внешней проверки отчета об исполнении бюджета Пензенской области и подготовки соответствующего заключения законопроект о его исполнении рассматривается Законодательным Собранием Пензенской области. В отчетном периоде в соответствии с возложенными
полномочиями Счетная палата Пензенской области оценивала своевременность и
полноту исполнения доходных и расходных обязательств, принятых бюджетом
Пензенской области и бюджетом Территориального фонда обязательного медицинского
страхования на 2015 год. По результатам оперативного контроля в
соответствии с требованиями Закона Пензенской области «О Счетной палате
Пензенской области» в адрес Законодательного Собрания и Губернатора Пензенской
области направлялась аналитическая информация о ходе исполнения указанных
бюджетов за I квартал, I полугодие и 9 месяцев
2015 года. При ее подготовке использовались материалы из разных
источников (отчетность Министерства
финансов Пензенской области по исполнению бюджета области за соответствующие
периоды 2015 года, обязательная отчетность главных распорядителей и
бюджетополучателей, статистическая информация, материалы
контрольных мероприятий). В ежеквартальной информации при оценке исполнения
основных характеристик бюджета области в 2015 году указывалось на необходимость
улучшения качества бюджетного планирования в целях безусловного исполнения
принимаемых расходных обязательств. При анализе исполнения бюджета области по
расходам Счетная палата обращала внимание на систематическое неполное
освоение целевых средств в течение года, что стало основной причиной увеличения
остатка средств на едином счете бюджета Пензенской области на протяжении всех
отчетных периодов. Контрольная работаВ 2015 году выполнено 23 контрольных мероприятия, в том числе 2 внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджета Пензенской области за 2014 год и бюджета ТФОМС Пензенской области за 2014 год. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2014 год, представленного Министерством финансов Пензенской области, проведена в соответствии со статьей 2644 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 491 Закона Пензенской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Пензенской области». В Заключении использованы результаты внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой за отчетный период. В результате анализа показателей бюджета по итогам исполнения в Заключении по отчету об исполнении бюджета Пензенской области за 2014 год отмечалось следующее. В доходы бюджета Пензенской области поступило в 2014 году 43 536 932,8 тыс. рублей (97,2 % от плана). Расходы исполнены на 44 440 344,2 тыс. рублей (93,5 %). Основными причинами наличия неисполненных бюджетных ассигнований в 2014 году и образования кредиторской задолженности областного бюджета на начало 2015 года в сумме 1 122 346,0 тыс. рублей стали невыполнение прогнозных показателей по доходам и направление источников финансирования дефицита бюджета в сумме 1 871 442,9 тыс. рублей на увеличение остатка на едином счете бюджета. В целом бюджет исполнен с дефицитом на уровне 33,2 % от запланированного (2 727 312,8 тыс. рублей). По состоянию на 1 января 2015 года государственный долг Пензенской области сложился в сумме 21 331 389,4 тыс. рублей. Соотношение фактического внутреннего государственного долга Пензенской области и доходов бюджета Пензенской области без учета финансовой помощи составило за 2014 год 86,8 % (при допустимом бюджетном ограничении 100,0 %). По отношению к 2013 году данное соотношение сократилось на 1,7 процентного пункта. В абсолютном значении наблюдалось увеличение государственного долга Пензенской области в течение 2014 года на 2 707 304,2 тыс. рублей. Впервые бюджет Пензенской области в 2014 году исполнен в программной структуре расходов на основе 21 государственной программы. При исполнении государственных программ Пензенской области в 2014 году требования Федерального закона от 3 февраля 2014 года № 1-ФЗ, согласно которым государственные программы Пензенской области подлежали приведению в соответствие с Законом о бюджете Пензенской области до 1 мая 2014 года, не соблюдены в полной мере. Бюджетные назначения по 4 программам превышали объемы финансирования, предусмотренные паспортами программ, бюджетные ассигнования по 11 программам включены в бюджет в меньшем объеме, чем указано в паспортах программ. В целом программы профинансированы на 41 611 879,9 тыс. рублей, или на 95,9 % от показателей, предусмотренных областным бюджетом, и на 95,0 % от показателей, предусмотренных в самих программах на этот период. По данным областного министерства экономики, высокая эффективность реализации присвоена 7 программам (33,3 %), нормальная эффективность реализации (соответствующая запланированной) — 12 программам (57,2 %) и низкая эффективность реализации — 2 программам (9,5 %). Однако проведенный в ходе внешней проверки анализ формирования и исполнения государственных заданий, доводимых главными распорядителями бюджетных средств до подведомственных бюджетных и автономных учреждений, а также сравнительный анализ степени достижения показателей эффективности государственных программ и их финансового обеспечения позволил сделать однозначный вывод об отсутствии взаимосвязи между уровнем финансирования государственных заданий и программ и достижением предусмотренных в них показателей. В целом же отсутствие такой взаимосвязи свидетельствует о формальном подходе к внедрению программно-целевого принципа планирования бюджетных расходов. В рамках проведения внешней проверки бюджетной отчетности главных распорядителей для получения достоверной и полной информации о состоянии бухгалтерского учета и отчетности, о финансовом и имущественном положении Счетной палатой проведено 4 контрольных мероприятия. Проверками годовой бюджетной отчетности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области, Министерства экономики Пензенской области выявлены отдельные нарушения и недостатки. Так, у Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области на начало отчетного года имелась кредиторская задолженность в сумме 38,5 тыс. рублей за оказанные услуги, однако данный факт не нашел отражения в учете. При оценке эффективности использования бюджетных средств выявлен факт избыточных расходов в сумме 40,0 тыс. рублей. Министерством экономики Пензенской области как получателем бюджетных средств не отражены в учете принятые бюджетные обязательства по расходам (выплатам) на сумму 18 458,3 тыс. рублей, исполнение которых предусмотрено за счет утвержденных ему на 2014 год бюджетных ассигнований. За 2014 год начислена амортизация нематериальных активов в сумме 740,6 тыс. рублей в отсутствие порядка, подлежащего определению в рамках формирования учетной политики. Установлен факт превышения размера оплаты суточных при командировании за пределы Пензенской области. При проверке в Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области отмечено, что обязательная инвентаризация финансовых активов и обязательств перед составлением отчетности фактически не проводилась. В результате не обеспечена достоверность данных о наличии финансовых активов и обязательств Министерства в сумме 132 782,4 тыс. рублей. При оценке основных показателей сводной годовой отчетности за 2014 год выявлены факты несоответствия отдельных значений по операциям с финансовыми активами и обязательствами (поступление на счета бюджетов, выбытие со счетов бюджета, увеличение и уменьшение прочей кредиторской задолженности) в отчетах о финансовых результатах деятельности, сформированных подведомственными учреждениями. Суммированные сведения по дебиторской задолженности, допущенной подведомственными учреждениями, не идентичны показателям, заявленным в консолидированной форме 0503169. Сопоставлением данных формы 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» с данными Главной книги Министерства в ходе проверки бюджетной отчетности Министерства как получателя бюджетных средств установлено расхождение между данными формы учреждения и Главной книги по показателям амортизации нежилых помещений и сооружений в размере 114,7 тыс. рублей. В нарушение установленных требований ведения бухгалтерского учета, согласно которым администратор доходов бюджета должен начислять суммы поступлений в бюджет в момент возникновения требований к плательщикам поступлений в бюджет (п. 197 Инструкции 157н), в Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области выявлены факты начисления сумм поступлений в бюджет на сумму 14 118,768 тыс. рублей последним днем финансового года — 31 декабря 2014 года, тогда как платежи поступали в бюджет Пензенской области в течение всего 2014 года. По результатам внешней проверки бюджетной отчетности Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области при сопоставлении одноименных показателей, заявленных в отчете о финансовых результатах главного распорядителя бюджетных средств — Министерства, с расчетными данными фактического свода отчетов казенных учреждений отмечено расхождение на сумму 671,6 тыс. рублей. Кроме того, установлен факт исполнения государственными автономными и бюджетными учреждениями публичных обязательств перед физическими лицами в отсутствие закрепленного за ними права осуществления соответствующих полномочий. Общий объем расходов учреждений по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами без правовых оснований составил в 2014 году 815,4 тыс. рублей. Соответствующий нормативный акт принят Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в период проведения проверки. При оценке полноты и достоверности Годового отчета об исполнении бюджета Пензенской области и годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета акцентировано внимание на неполные сведения в части раскрытия показателей результативности деятельности органов исполнительной власти Пензенской области и подведомственных им учреждений и корреспонденции их с показателями, отраженными в отчете об исполнении государственных программ Пензенской области. Приоритетным направлением в деятельности Счетной палаты Пензенской области обозначены вопросы, связанные с исполнением Указов Президента Российской Федерации. Согласно плану работы в 2015 году проведено контрольное мероприятие по оценке эффективности расходования средств на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования за 2013 и 2014 годы с учетом задачи, поставленной перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 в части обеспечения к 2016 году 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. На мероприятия по капитальному ремонту
(реконструкции) детских садов, приобретению зданий, оснащению инвентарем
дополнительно созданных мест за 2013–2014 годы в Пензенской области
израсходовано из бюджетов всех уровней 1 551 357,1 тыс. рублей. Оценивая эффективность реализации
мероприятий, направленных на ликвидацию очередности детей в дошкольные
образовательные учреждения Пензенской области, надо сказать, что за проверяемый
период с учетом средств местных бюджетов, проведен капитальный ремонт в 82
учреждениях, построено три здания, приобретено шесть зданий, проведена
реконструкция двух зданий. Обязательства по Соглашениям с
Министерством образования и науки Российской Федерации выполнены, создано в 2013 году 2 323 места, в 2014 году —
3 281 место. Очередность детей на 1 января 2015 года составляла
8 615 человек, в том числе от 1,5 лет до 3 лет — 7 666
человек, от 3 лет до 7 лет — 949 человек. В 2015 году на территории 6 муниципальных районов (Городищенском, Иссинском, Бековском, Шемышейском,
Сердобском, Белинском) и городского округа г. Кузнецка проверена
эффективность расходования бюджетных средств, направленных на проведение
капитального ремонта (реконструкции) детских садов, оснащение
дополнительно созданных мест оборудованием, на строительство и приобретение
зданий под дошкольные образовательные учреждения. По результатам
контрольных мероприятий указано на нарушения, связанные с принятием денежных
обязательств сверх утвержденных лимитов, отражением в учете кредиторской задолженности за невыполненные работы, а также
с необоснованным авансированием подрядных работ. Имело место
неисполнение договорных обязательств в установленный срок с непредъявлением
штрафных санкций, отсутствие в муниципальных контрактах гарантийного срока на
строительные работы, что может негативно сказаться на качестве выполненных
подрядчиком работ. В Бековском районе осуществлены расходы на приобретение объектов недвижимого имущества
без проведения оценочной экспертизы. В отдельных муниципальных образованиях не
соблюдены условия софинансирования мероприятий. В Иссинском районе отмечен факт приобретения
оборудования (кондиционер, стиральные машины, сушильный автомат, кипятильник
электрический) не используемого по назначению. За 2013–2014 годы осуществлен капитальный ремонт (реконструкция) 12 зданий в семи проверенных муниципальных образованиях Пензенской области. В первом муниципальном образовании под детские дошкольные образовательные учреждения приобретено два здания. Расходы на указанные цели за два года составили 105,3 млн. рублей. Объектами контрольного мероприятия по данному направлению стали: Министерство образования Пензенской области, Отдел образования Городищенского района, МБДОУ детский сад р.п. Исса, администрация Бековского района, МДОУ детский сад № 1 р.п. Беково, МБДОУ детский сад № 14, 17, 15, 19 г. Сердобска, МДОУ детский сад № 1 р.п. Шемышейка, МДОУ детский сад № 2, 19, 21, 23, 27, 37 г. Кузнецка, МДОУ детский сад № 1 г. Белинский. Проверка в Сердобском,
Белинском, Шемышейском районах и г. Кузнеце
проводилась параллельно контрольно-счетными органами указанных муниципальных
образований. В ходе проведения осмотра всех
вышеперечисленных дошкольных образовательных учреждений было отмечено создание
необходимых условий для качественного дошкольного образования, обеспечивающего
равные условия для последующего успешного обучения ребенка в школе. Ежегодно более 3,0 млрд. рублей предусматривается в бюджете Пензенской области на оказание государственной поддержки юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в различных отраслях. На контроле Счетной палаты в 2015 году были вопросы предоставления грантов начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям, работающим в области растениеводства, субсидирования транспорта и иных некоммерческих организаций, не являющихся государственными учреждениями Пензенской области. На эти цели в бюджете Пензенской области предусмотрено более 1,8 млрд. рублей. В рамках реализации государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014–2020 годы» проведены проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2014 году на реализацию 2 подпрограмм: «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» и «Поддержка малых форм хозяйствования». Основными недостатками, выявленными в ходе проверок, были нарушения и замечания, связанные с несовершенством нормативной базы. При оценке эффективности и результативности использования средств бюджета Пензенской области, выделенных в форме грантов начинающим фермерам и семейным животноводческим фермам на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (размер гранта начинающему фермеру — не более 1,5 млн. рублей, на развитие семейной животноводческой фермы — не более 10,0 млн. рублей), было отмечено отсутствие прозрачного механизма проведения экспертизы бизнес-планов при определении победителей, когда наряду с установлением балльной системы конкурсного отбора превалировало личное мнение члена комиссии независимо от набранных баллов, что приводило к ситуации, в которой заявитель, набравший минимальное количество баллов, при поддержке членов комиссии признавался победителем конкурсного отбора, и, наоборот, при максимальных баллах за бизнес-план, но при оценке членов комиссии «против» претендент отсеивался. За период с 2012 года по 2014 год получили гранты 88 начинающих фермеров (122 068,0 тыс. рублей) и 23 КФХ на развитие семейных животноводческих ферм (137 317,0 тыс. рублей), из них в 2014 году — 24 начинающих фермера (33 064,0 тыс. рублей) и восемь КФХ на развитие семейных животноводческих ферм (52 549,0 тыс. рублей). Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» утвержден на 2014 год в сумме 1 161 922,3 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета — 820 765,756 тыс. рублей, за счет средств бюджета Пензенской области — 341 156 481 тыс. рублей. Расходы исполнены в сумме 1 056 302 575 тыс. рублей, или 90,9 % от общего объема бюджетных назначений. Проверено использование средств, выделенных в 2014 году из бюджета Пензенской области, на оказание семи видов государственной поддержки, и проанализированы результаты исполнения подпрограммы. В ходе проверки выявлено, что в нарушение требований статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации выплата субсидий на возмещение части затрат на приобретение элитных семян, а также на закладку и уход за многолетними насаждениями за счет средств бюджета Пензенской области в общем размере 679,7 тыс. рублей осуществлялась по ставкам, которые не были утверждены нормативно-правовым актом Пензенской области. Обращено внимание, что отдельные показатели производства льноволокна и пеньковолокна, картофеля, крупы, масла подсолнечного нерафинированного и его фракций, плодоовощных консервов не увязаны ни с одним из мероприятий подпрограммы, что, в свою очередь, влияет на эффективность принятия решений о проведении мероприятий подпрограммы. При проверке результативности использования средств бюджета Пензенской области, направленных в 2014 году на реализацию подпрограммы «Модернизация транспортного комплекса Пензенской области» государственной программы «Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014–2020 годы» в части предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, автоперевозчикам, организациям воздушного транспорта, установлены нарушения и замечания на общую сумму 15 755,4 тыс. рублей (15,6 % от выделенного объема средств). Это перечисление субсидий организациям железнодорожного транспорта независимо от фактического выполнения перевозчиком транспортной работы, перечисление субсидий на возмещение части затрат по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в размере, превышающем расчетный тариф, и в объеме, превышающем сумму некомпенсированных доходами затрат, перечисление субсидии в отсутствие нормативного правового акта на утверждение предельного тарифа на проезд пассажиров. В бюджете Пензенской области ежегодно предусматриваются целевые субсидии отдельным спортивным клубам, спортивные команды которых от имени Пензенской области участвуют в официальных соревнованиях. Расходы бюджета области на указанные цели составили в 2014 году 119 696,3 тыс. рублей, за семь месяцев 2015 года — 71 191,9 тыс. рублей. Субсидии распределены между шестью некоммерческими физкультурно-спортивными организациями: НП ПХК «Дизель», НП МФК «Лагуна-УОР», ОО «Мотоциклетная федерация Пензенской области», ПРОО БК «Юность», ФРВК «Росток», ОО ПОФСК «Урожай». В ходе проверки соблюдения условий, целей и порядка при предоставлении субсидии некоммерческим физкультурно-спортивным организациям в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области на 2014–2020 годы» обозначены недостатки нормативного правового регулирования в контролируемой сфере использования бюджетных средств и отсутствие контроля со стороны главного распорядителя бюджетных средств. Так, согласно Порядку, утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 24 декабря 2010 года № 863-пП, целью предоставления субсидии было определено возмещение затрат некоммерческим организациям по ограниченному перечню расходов. При последующих изменениях документа возмещение было заменено финансированием затрат по смете; перечень направлений расходов, источником финансового обеспечения которых может быть субсидия из бюджета Пензенской области, исключен. Вместо этого в Порядке появилась отсылочная норма, предполагающая регулирование освещаемых вопросов принятием другим нормативным актом (приказом Комитета). В ходе проверки было отмечено, что установленный механизм, когда физкультурно-спортивные организации, являясь получателями средств субсидии, самостоятельно определяют свои затраты согласно смете, а Комитет, будучи главным распорядителем бюджетных средств, принимает эти расходы и утверждает их своим приказом, не соответствует требованиям статьи 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой правовое регулирование порядка использования средств субсидии осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. По результатам контрольного мероприятия установлено, что объем затрат, указанных в сметах шести физкультурно-спортивных организаций, формировался в отсутствие утвержденных нормативов затрат (норм на питание спортсменов, на проезд, проживание спортсменов, тренерского состава, медицинских работников, норм расходов по приобретению спортивного инвентаря, оборудования и спортивной экипировки и т.д.). Субсидия предоставлялась без увязки с конкретными спортивными результатами. Комитетом оплачивались расходы по фактической смете без ограничений, при отсутствии расчетов, обосновывающих размер субсидии. Таким образом, оказание содействия физкультурно-спортивным организациям в виде финансового обеспечения за счет средств бюджета Пензенской области осуществлялось с нарушением условий субсидирования, установленных статьей 781 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и представляло собой бюджетное финансирование деятельности указанных организаций. В рамках установленных полномочий Счетной палатой Пензенской области осуществляется контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Пензенской области. В 2015 году специалистами Счетной палаты по поручению комитета по бюджетной, налоговой и финансовой политике Законодательного Собрания проведены проверки в Каменском, Вадинском и Лунинском районах Пензенской области. Результаты контрольных мероприятий выявили типичные нарушения, связанные с несоблюдением требований по реалистичности источников сбалансированности бюджета. Параметры бюджетов трех районов характеризуются высоким уровнем муниципального долга, значительным дефицитом денежных средств и дисбалансом между принятыми бюджетными обязательствами и их обеспечением денежными средствами. Отмечено очень низкое качество муниципальных программ. При рассмотрении вопросов, связанных с оплатой труда муниципальных служащих, выявлены характерные нарушения, присущие всем трем районам. По результатам исполнения районного бюджета за 2014 год в Вадинском районе Пензенской области отмечено превышение допустимого значения размера дефицита на 4,1 %. В Каменском районе Счетной палатой обращено внимание на низкое качество составления годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств бюджета Каменского района (в составе отчетности отсутствовали пять обязательных форм отчетности). Администрацией района и Управлением социальной защиты населения администрации района вообще не формировалась сводная бюджетная отчетность главных распорядителей за 2014 год, что указывает на возможную недостоверность районной годовой бюджетной отчетности. Обращено внимание на неисполнение отдельными главными распорядителями обязательных требований по представлению годовой отчетности в Контрольно-счетную комиссию Каменского района Пензенской области, что затруднило проведение внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и негативно сказалось на подготовке заключения КСК Каменского района на годовой отчет об исполнении бюджета Каменского района за 2014 год. Проверки Счетной палаты показали недостаточно эффективную
деятельность администраций Каменского и Вадинского
районов Пензенской области по использованию муниципального имущества. В ходе
рассмотрения вопросов, связанных с предоставлением имущества и земель в аренду
в Каменском и Вадинском районах, сделан вывод, что резервы увеличения
неналоговых доходов в указанных районах далеко не исчерпаны. Продолжают
выявляться типичные характерные нарушения, а именно: несоблюдение порядка
продажи земельных участков, занижение цены выкупа земельных участков,
непринятие мер по взысканию задолженности за аренду нежилых помещений и
земельных участков, занижение размеров арендной платы за пользование
имуществом, что негативно сказывается на пополнении доходной части местных
бюджетов. В Каменском районе из 657 договоров аренды имелась задолженность за
арендаторами по 374 договорам, отдельные арендаторы не производили оплату за
аренду земельных участков от 3 месяцев до 5 лет. На 1 января 2015 года задолженность по арендным платежам
составляла 2,7 млн. рублей. В качестве резерва пополнения доходной
базы не используется применение права на заключение договоров аренды земельных
участков через аукцион, на что было обращено внимание администрации Каменского
района. По оценке Счетной палаты, в Каменском районе из-за низкого уровня
администрирования доходов от использования имущества прогнозные потери
районного бюджета оценены на уровне 9,0 млн. рублей. Вследствие
неэффективного управления муниципальной собственностью прогнозные потери
бюджета Вадинского района составили 699,5 тыс.
рублей, что составляет почти 50 % объема поступивших неналоговых доходов
бюджета Вадинского района за 2014 год. По проверке итогов выполнения государственных программ Пензенской области, в рамках которых бюджетными и автономными учреждениями Пензенской области осуществлялось предоставление государственных услуг (выполнение работ), с соответствующими показателями государственных заданий проведено два контрольных мероприятия. В соответствии с планом работы на 2015 год специалистами Счетной палаты Пензенской области проведена проверка в государственном бюджетном учреждении Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный Центр», которому в рамках реализации государственной программы Пензенской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Пензенской области на 2014–2020 годы» ежегодно планируется субсидия на оказание соответствующих государственных услуг. При этом программой не обеспечена взаимосвязь показателей государственного задания с целями и результатами рассматриваемой государственной программы, в рамках которой оно выполняется. По результатам проверки отмечена низкая эффективность осуществления функций и полномочий учредителя бюджетного учреждения ГБУ «ППСЦ». Прежде всего это связано с формированием государственного задания в отсутствие качественных и объемных показателей их выполнения. Нормативы финансовых затрат на выполнение государственных услуг также не установлены. Фактически субсидия предоставлялась на содержание государственного бюджетного учреждения без каких-либо условий (ограничений) выполнения государственных услуг, установленных статьей 692 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Учреждение более чем на 90 % финансируется за счет средств бюджета Пензенской области, при этом анализ сложившейся структуры расходов и штатной численности в учреждении выявил избыточные нормативные расходы в рамках выполнения установленного государственного задания. Очень много нарушений отмечено при анализе нормативной базы, регламентирующей порядок формирования системы оплаты труда работников учреждения. Реализация государственной программы «Молодежь Пензенской области на 2014–2020 годы» (ответственным исполнителем которой определено Министерство образования Пензенской области) в 2014 году практически свелась к содержанию государственного автономного учреждения Пензенской области «Многофункциональный молодежный центр Пензенской области». На выполнение государственного задания в рамках указанной программы в 2014 году ему выделена субсидия в сумме 9 818,0 тыс. рублей, или 96,0 % от утвержденных программных назначений. По результатам проверки в ГАУ «Многофункциональный молодежный центр Пензенской области» отмечено, что выполнение государственного задания и оценка качества выполняемых учреждением государственных работ носили формальный характер. Так, государственное задание было сформировано на оказание четырех государственных работ без утвержденного ведомственного перечня работ в отсутствие качественных показателей их выполнения. Государственные работы не раскрывали конкретного содержания работ, что не позволяло определить суть выполняемого государственного задания, а соответственно, сформировать нормативные затраты по однотипным работам, что в итоге влияет на обоснованность нормативных затрат в целом. В ходе проверки было обращено внимание на применение одинаковых нормативов финансового обеспечения для всех проводимых мероприятий, хотя мероприятия были разнотипными, значительно отличались по своей сути, многие мероприятия осуществлялись сторонними организациями. В составе государственного задания одной из работ установлено «Проведение мониторинговых исследований в сфере молодежной политики». Учреждение отчиталось о проведении в 2014 году 50 мониторинговых исследований в сфере молодежной политики, или 4,2 исследования в месяц, что позволяет усомниться в качестве проведенных исследований при условии, что цели и задачи мониторинговых исследований, методы мониторинговых исследований, сроки их проведения нигде не обозначены. Кроме того, выборочной проверкой установлено, что девять аналитических отчетов «позаимствованы у других авторов», размещенных в сети «Интернет». Качество выполнения государственной работы «Информационно-консультационная помощь» также определить невозможно, так как итогом выполненной работы являются четыре журнала с 3 000 записями без содержания конкретного ответа. По результатам проверки хозяйственной деятельности в учреждении отмечены факты неправомерного использования целевой субсидии в рамках реализации государственных программ Пензенской области на сумму 500,0 тыс. рублей, а также списания материалов при оплате ремонтных работ на сумму 80,9 тыс. рублей без документального подтверждения. Вопросам проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений здравоохранения посвящена проверка в государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко», расходы которой в 2014 году составили более 1,0 млрд. рублей. По результатам проверки отмечено, что по причине неудовлетворительного состояния пищеблока ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К.Р. Евграфова» пищеблок ГБУЗ «ПОКБ им. Н.Н. Бурденко» (по согласованию с Департаментом государственного имущества Пензенской области и Минздравом области) находится в совместном пользовании двух больниц, общий коечный фонд которых составляет 2 225 коек. Использование пищеблока, по своим архитектурно-планировочным и конструктивным решениям предназначенного для организации питания 1 000 человек, в 2,2 раза превышает его максимальную мощность, что является негативным фактором, влияющим на условия труда работников службы питания, на поточность процесса приготовления пищи, на техническое состояние инженерных сетей. Отмечены факты, когда оборудование использовалось недостаточно эффективно. На момент проверки в нерабочем состоянии находился рентгеновский спиральный компьютерный томограф LiqhtSpeed VCT 2008 года выпуска балансовой стоимостью 45,8 млн. рублей по причине выхода из строя рентгеновской трубки. Одна из причин поломки — отсутствие источника бесперебойного питания, необходимого для защиты электропитания аппарата. Выявлены отдельные нарушения действующего законодательства
в области закупок. В частности, в отдельных контрактах не соблюдены условия их
исполнения, отсутствуют гарантийные сроки. Проведенный анализ обоснованности
начальных максимальных цен на отдельные продукты питания показал неэкономное
расходование средств бюджета Пензенской области и средств ОМС по отдельным
контрактам в сумме 4 645,1 тыс. рублей. Отмечены отдельные замечания в области несоблюдения трудового законодательства (несоответствия данных табелей учета рабочего времени фактически отработанному времени, составления графиков работы некоторым работникам без учета времени на обеденный перерыв). С целью финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования с 2012 года законодательно предусмотрено создание дорожного фонда Пензенской области, который является главным источником финансирования мероприятий подпрограммы «Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог» государственной программы «Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014–2020 годы». Надо сказать, что имея устойчивые налоговые источники, гарантирующие стабильное финансирование дорожного хозяйства, не связанные с изменением параметров бюджета, они не всегда рачительно используются. Более 90,0 % средств дорожного фонда в рамках указанной подпрограммы ежегодно направляется на содержание, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пензенской области. Функции заказчика по проектированию, капитальному строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Пензенской области возложены на ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области». В 2015 году проверено расходование средств дорожного фонда
Пензенской области в сумме 2,5 млрд. рублей, выделенных в 2014 году
государственному казенному учреждению «Управление строительства и дорожного
хозяйства Пензенской области», на балансе которого числится сеть
автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием регионального (межмуниципального) значения Пензенской области
протяженностью 3 733,0 км. По результатам проверки выявлены неэффективные расходы бюджетных средств в размере 5,4 млн. рублей, связанные с завышением цены контрактов на выполнение работ по текущему ремонту дорог за счет включения в нее затрат на устройство временных зданий и сооружений, расходов на непредвиденные работы, в то время когда в соответствии с методикой определения стоимости строительной продукции указанные затраты включаются в сводный сметный расчет при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства. В документации об аукционе
начальная (максимальная) цена отдельных контрактов на содержание автомобильных
дорог без обоснования завышена и документально не подтверждена. В результате
необоснованное использование бюджетных средств при формировании начальной цены
в объеме, превышающем сметную стоимость работ, составило 7,8 млн.
рублей. При проверке использования средств, выделенных на оплату подрядных работ на ремонт автомобильных дорог, выявлен факт, когда протяженность отремонтированного участка дороги фактически оказалась меньше, чем указано в акте о приемке выполненных работ, что привело к излишне выплаченной сумме в размере 460,3 тыс. рублей. По двум отремонтированным дорогам установлено превышение объема выполненных работ, указанных в актах сдачи-приемки выполненных работ, по сравнению с дефектными ведомостями, что привело к завышению стоимости ремонтных работ на 447,8 тыс. рублей. Указанные факты свидетельствуют об отсутствии должного контроля со стороны заказчика — ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области». В итоге низкое качество проектных, управленческих решений заказчика при проведении ремонтных работ на автомобильных дорогах способствовало неэффективному использованию бюджетных средств. Ремонт автомобильных дорог общего пользования протяженностью 143,185 км на общую сумму 620 098,4 тыс. рублей производился в 2014 году без соблюдения требований статьи 12 Федерального закона № 257-ФЗ, а именно в отсутствие утвержденных региональных нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета Пензенской области на указанные цели. Не соблюдены установленные нормативы финансовых затрат на содержание автомобильных дорог, что привело к завышению стоимости работ по содержанию дорог и избыточным расходам из бюджета Пензенской области. В ходе проведения проверки обращено внимание на тот факт, что в составе объектов незавершенного строительства в учреждении числятся нереализованные проектно-изыскательские работы стоимостью более 150,0 млн. рублей, разработки 1997–2009 годов, которые не нашли в дальнейшем практического применения. Налицо несоблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В порядке контроля реализации направленных представлений специалистами Счетной палаты Пензенской области в 2015 году проведено одно контрольное мероприятие. Проверка исполнения представлений администрацией, финансовым управлением администрации Земетчинского района, администрациями Ушинского и Юрсовского сельсоветов Земетчинского района, администрацией рабочего поселка Земетчино по устранению нарушений действующего законодательства и недостатков, выявленных в 2014 году, показала, что представления исполнены частично. Выявленные замечания в части организации бюджетного процесса в основном устранены. Однако требования по субсидированию автотранспортных предприятий за счет бюджета, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, соблюдаются не в полном объеме. Так, субсидии автотранспортному предприятию ООО «Автомобилист» предоставлены администрациями Земетчинского района и р.п. Земетчино в размере 1 128,8 тыс. рублей и 524,0 тыс. рублей соответственно в отсутствие договорной формы, что делает невозможным соблюдение всех критериев и выполнение необходимых условий при предоставлении субсидии, установленных статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (обязанность получателя субсидии на дачу согласия на осуществление администрацией, органами финансового контроля проверок, ответственность за достоверность и подлинность документов и сведений; за целевое использование субсидии; неисполнение или ненадлежащее исполнение условий). Согласно пояснениям администраций, полученным в ходе согласования акта проверки, начата работа по разработке соглашения и его утверждению. Замечание Счетной палаты, сделанное в ходе предыдущей
проверки, по поводу недопущения поселениями превышения бюджетных полномочий в
части исполнения расходных обязательств бюджета муниципального района за счет
средств бюджета поселения к сведению не принято. Повторная проверка показала, что по-прежнему за счет бюджетов
поселений (Юрсовского и Ушинского сельсоветов)
оплачивается содержание Ушинской
сельской библиотеки, Юрсовского сельского дома
культуры и Пашковской сельской библиотеки,
тогда как указанные учреждения входят в состав районных учреждений культуры — МБУК
«Межпоселенческий центральный районный дом культуры Земетчинского района» и «Централизованная библиотечная
система Земетчинского района» — и, соответственно,
должны финансироваться из бюджета Земетчинского
района. В ходе проверки
2014 года много нареканий было высказано по учету муниципального имущества в р.п. Земетчино. За год проведена большая
работа, но проблема пока до конца не закрыта. В настоящее время остается
незарегистрированным право собственности на канализационные сети протяженностью
24,0 км, 80 автодорог в границах поселения, воздушные линии электропередач
в границах поселения (освещение), шесть газопроводов, что обусловлено
недостаточностью средств поселка на проведение дополнительных работ, связанных
с регистрацией имущества. Рекомендации
Счетной палаты об отражении бюджетных
ассигнований на проведение мероприятий в области жилищно-коммунального
хозяйства раздельно по каждому направлению с учетом целевой ориентации
осуществляемых по ним расходов, с использованием отдельных кодов целевых статей
в полной мере не выполнены. Вновь
в структуре бюджета рабочего поселка Земетчино расходы в сумме 635,0 тыс.
рублей утверждены без конкретной целевой ориентации их использования, а именно
как на мероприятия в области коммунального хозяйства, что является нарушением
статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исключает прозрачность и
обоснованность производимых расходов. По результатам
прошлогодней проверки Счетной палатой во избежание необоснованных
бюджетных расходов при проведении мероприятий по благоустройству территории,
содержанию и ремонту автомобильных дорог, администрации р.п. Земетчино
было рекомендовано заключать договоры подряда с конкретными обязательствами
подрядчика с приложением сметных расчетов, фиксирующих перечень и протяженность
объектов, стоимость по видам работ, этапы их выполнения. В 2015 году администрацией поселка приняты и
оплачены работы стоимостью 299,9 тыс. рублей по нанесению дорожной
разметки на автодорогах р.п. Земетчино. Однако
акт выполненных работ содержит лишь виды, объемы и стоимость выполненных работ
без привязки к определенному договором на выполнение работ перечню объектов их
выполнения (улицам) и видам дорожной разметки, что не позволяет подтвердить
реальность выполненных работ и, соответственно, обоснованность произведенных
расходов. В 2015 году по поручению Губернатора Пензенской области Счетная палата Пензенской области в составе рабочей группы провела два контрольных мероприятия, связанных с анализом и оценкой деятельности уполномоченного органа Управления муниципального имущества по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Пензы, а также проверкой финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сельская здравница». Оценивая работу Управления муниципального имущества администрации города Пензы по продаже нежилых помещений за 2014 год и восемь месяцев 2015 года, необходимо сделать вывод о формальной организации аукционов по продаже муниципального имущества, так как недвижимость с аукционов в г. Пензе уходила практически без торгов, число участников во всех случаях не превышало двух. На аукционы, как правило, заявлялись два участника, но в торги вступал всегда один. В 2014 году 41,2 % аукционов состоялись вообще без повышения цены, поскольку на каждый объект претендовал лишь один покупатель, 41,2 % торгов закончились продажей за полцены. За проверяемый период 2015 года все 100,0 % торгов состоялись также без повышения цены с одним претендентом на покупку. При этом часто в торгах участвовали одни и те же лица. При проверке финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сельская здравница» за 2013–2015 годы отмечено, что ОАО «Сельская здравница» является интегрированной структурой, в состав которой входит семь здравниц. Доходы ОАО «Сельская здравница» формируются от посреднических услуг, оказываемых своим дочерним организациям. Общество по поручению своих дочерних организаций за вознаграждение реализовывало третьим лицам путевки в оздоровительные учреждения. В ходе проверки обращено внимание, что основным покупателем путевок в санаторные и детские оздоровительные учреждения является бюджет Пензенской области, доля которого в 2014 году составила 57,5 % от общего объема продаж. Все контракты на покупку путевок заключались с ОАО «Сельская здравница» как с единственным поставщиком. Аукционы носили формальный характер. Конкурентной борьбы за рынки сбыта у ОАО «Сельская здравница» нет. Расширение рынков сбыта посредством заключения новых договоров с туристическими фирмами других регионов не наблюдается. Учитывая, что услуги здравниц в значительной степени закупаются бюджетом области, Счетная палата полагает, что необходимо снижать издержки, влияющие на удорожание стоимости путевок, прежде всего это касается стоимости путевок в оздоровительные детские лагеря. Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности в ООО «Здравница» подтвердил, что резервы для снижения затрат себестоимости путевок не исчерпаны. По результатам контрольного мероприятия в адрес ОАО «Сельская здравница» направлено информационное письмо с конкретными предложениями по улучшению финансового состояния ООО «Здравница». С принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» расширены контрольные полномочия Счетной
палаты Пензенской области. С 2014 года введен новый вид аудита в сфере закупок.
В соответствии с планом работы проведен
анализ и оценка информации о законности, эффективности и
результативности расходов на закупки за девять месяцев 2015 года. Был проведен мониторинг закупок в 18-ти
органах исполнительной власти Пензенской области. По результатам мониторинга установлено, что доля несостоявшихся
торгов при проведении 4 348 конкурсных процедур составила 65,2 %
(2 836 случаев из 4 348). Этот показатель на
17,4 процентного пункта выше по сравнению с 2014 годом. Основной причиной признания процедур
несостоявшимися является подача участниками закупок только одной заявки или
отсутствие заявок. По причине отсутствия заявок участников не состоялась 271
конкурсная процедура. Закупки у
единственного поставщика по состоянию на 1 октября 2015 года
составили 5,4 % от суммы всех закупок (за аналогичный период 2014 года —
19,1 %). В отдельных областных ведомствах этот показатель значительно
выше. Так, в Управлении государственной инспекции в жилищной,
строительной сферах — 51,5 % от
суммы закупок, в Министерстве образования и подведомственных учреждениях
— 41,1 %, в Министерстве лесного,
охотничьего хозяйства и природопользования — 35,6 %. При заключении контрактов (договоров) 12 главными распорядителями (с подведомственными учреждениями) предусмотрено авансирование работ, услуг, товаров на сумму 21 793,9 тыс. рублей, или 5,9 % от суммы заключенных контрактов (договоров). На 1 октября 2015 года остались непогашенными 15,0 % авансовых платежей. По данным Уполномоченного органа на 1 октября 2015 года размещено 1 538 заявок на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет 35,4 % от размещенных заявок. Следует отметить, что показатель доли закупок у субъектов малого предпринимательства носит промежуточный характер. Тем не менее Счетная палата Пензенской области обращает внимание на низкую долю закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, которая сложилась в Министерстве промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области — 8,5 %, в ГБУК «Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого» — 5,9 %, в ГКУ «Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области» — 4,0 %, в ГБУЗ «Земетчинская РБ» — 8,0 %, в ГБУЗ «Городская больница № 3» — 9,8 %, ГБПОУ ПО «Сердобский многопрофильный техникум» — 6,4 %. В целом экономия средств бюджета Пензенской области при заключении контрактов в 18 органах исполнительной власти составила 6,0 % от общей суммы начальных цен контрактов (за аналогичный период 2014 года — 2,4 %). Законом Пензенской области № 2299-ЗПО от 28 ноября 2012 года на территории области с 1 января 2013 года введена патентная система налогообложения и установлен потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по 47 видам предпринимательской деятельности. Стоимость патента составляет 6 % от налоговой базы, которая определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению годового дохода по виду деятельности. Минимальный и максимальный размеры потенциального годового дохода установлены на уровне 225,0 тыс. рублей и 1 млн. рублей соответственно. Новый специальный налоговый
режим — патентная система налогообложения — призвана служить достижению четырех
основных целей: 1) привлечению населения к самозанятости; 2) легализации малого бизнеса; 3) пополняемости бюджета; 4) поступлению средств во внебюджетные фонды. В соответствии с планом работы в рамках
экспертно-аналитических мероприятий в 2015 году Счетной палатой проведен анализ
практического применения патентной системы налогообложения на территории
Пензенской области с использованием данных Управления ФНС России по Пензенской
области. По результатам контрольного мероприятия отмечено, что по состоянию на
1 июля 2015 года на территории Пензенской области только 1 %
индивидуальных предпринимателей от общей численности ИП применяли ПСН (177
патентов). В рейтинге субъектов Российской Федерации ПФО Пензенская область
находится на последнем месте по
количеству выданных патентов, по количеству индивидуальных предпринимателей,
применяющих ПСН. В Пензенской области из 47 видов остаются
невостребованными патенты по22-ти видам предпринимательской деятельности. По
5 видам деятельности выдано по одному патенту. В 2013 году в 14-ти
муниципальных районах ни один предприниматель не применял ПСН (за первое полугодие 2014 года — в
21-ом муниципальном районе), еще в 3-х муниципальных районах численность таких
предпринимателей не превышала 1 человека. В своих выводах Счетная палата
Пензенской области обратила внимание на то, что в части определения
потенциальной доходности для различных видов деятельности ориентир приходится
на значения, близкие к максимальным, что делает стоимость патента слишком
высокой, а патент малопривлекательным. Отчет о полученных результатах действия
патентной системы на территории Пензенской области направлен в Правительство
Пензенской области с предложениями о необходимости шагов по совершенствованию Закона Пензенской
области № 2299-ЗПО, которые бы сделали патенты более доступными и
выгодными для самозанятых предпринимателей (из
числа выданных в 2014 году патентов 57,2 % предпринимателей, применяющих
ПСН в Пензенской области, относились к числу самозанятых). Всего контрольными мероприятиями в 2015 году охвачено 8 органов исполнительной власти Пензенской области, 16 государственных учреждений Пензенской области, 22 органа местного самоуправления со структурными подразделениями и 15 иных организаций, которым выделялись бюджетные средства. Проверки, проведенные Счетной палатой в 2015 году, выявили нарушения на общую сумму 498,0 млн. рублей (без неэффективного использования государственных средств). Из общей суммы нарушений нецелевое использование средств бюджета Пензенской области составило 2,04 млн. рублей. Результаты проведенных контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что наибольший объем составляют нарушения, связанные с несоблюдением требований законодательства, нормативных актов федерального, областного и муниципального уровней в финансово-бюджетной сфере. Согласно классификатору нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, наибольшая сумма выявленных нарушений (434,7 млн. рублей) сложилась по следующим видам нарушений: - принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств (101,9 млн. рублей); - невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации (58,5 млн. рублей); - нарушение условий и порядка предоставления бюджетного кредита (13,0 млн. рублей); - нарушение требований при предоставлении дотаций бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности (17,2 млн. рублей); - расходование средств субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не в соответствии с целями их предоставления (12,4 млн. рублей); - нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственными (муниципальными) учреждениями (181,4 млн. рублей); - нарушение порядка определения объема и условий предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, некоммерческим организациям (50,3 млн. рублей). Нецелевое использование средств в сумме 2,04 млн. рублей классифицируется по видам нарушений 1.2.18 (Использование бюджетных ассигнований дорожных фондов на цели, не соответствующие целям их предоставления в сумме 0,85 млн. рублей) и виду нарушения 1.2.55 (Расходование иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями, средств субсидии не в соответствии с целями ее предоставления — 1,19 млн. рублей). По группе 4 «Нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок» выявленная сумма по видам нарушений сложилась в сумме 49,5 млн. рублей (нарушения при обосновании закупки и условий реализации контрактов). Обеспечение эффективного использования бюджетных средств является одним из принципов бюджетной политики (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации), согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). По результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2015 году, неэффективное использование бюджетных средств оценено на общую сумму 560,0 млн. рублей, в основном это нерезультативное использование бюджетных средств (избыточные, необоснованные расходы, использование средств без достижения результата, мероприятия, не выполненные в установленный срок, и т.д.). По результатам проверок был составлен 61 акт, из них 15 актов встречных проверок. В Законодательное Собрание Пензенской области, Губернатору Пензенской области направлено 23 отчета по проверкам. В органы исполнительной власти Пензенской области, органам власти муниципальных образований Пензенской области, организациям и учреждениям направлено 35 представлений с предложениями о принятии конкретных мер, направленных на устранение и недопущение в дальнейшем выявленных нарушений, с указанием сроков исполнения. По выявленным нарушениям и установленным недостаткам руководителями проверенных организаций проводится определенная работа по их устранению. На представления Счетной палаты Пензенской области ответы получены в полном объеме. Информация о проведенных контрольных мероприятиях регулярно направлялась в прокуратуру Пензенской области. В рамках действующего законодательства осуществлялось взаимодействие с Управлением внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области, Следственным управлением Следственного комитета России по Пензенской области, с Управлением Федерального казначейства по Пензенской области, c Территориальным управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Пензенской области. Осуществлялось взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области. ЗаключениеКонтрольные и экспертно-аналитические мероприятия выполнены в полном объеме в соответствии с планом работы Счетной палаты Пензенской области на 2015 год. Деятельность Счетной палаты Пензенской области осуществлялась во взаимодействии с депутатским корпусом и аппаратом Законодательного Собрания Пензенской области. Специалисты Счетной палаты принимали участие в работе депутатских постоянных комитетов Законодательного Собрания. В течение года Счетной палатой проводились выездные заседания по результатам проверок использования бюджетных средств. В рамках текущей
деятельности Счетной палатой проводилась работа по вопросам развития внешнего
муниципального финансового контроля, взаимного обмена информацией и опытом с
контрольно-счетными органами муниципальных образований Пензенской области. Обеспечение
надлежащего контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов
остается одним из приоритетных направлений в 2016 году. В условиях жесткой
ограниченности бюджетных ресурсов особое внимание будем уделять проведению
аудита бюджетного финансирования для профилактики и исправления финансовых и
нормативных нарушений. При этом планируем расширять практику определения
направлений использования бюджетных средств с наибольшей вероятностью наличия
существенных финансовых нарушений. Ключевая задача Счетной палаты —
представлять Губернатору Пензенской области, Законодательному Собранию,
обществу объективную и независимую информацию. Это данные о формировании и исполнении
бюджета, о качестве законопроектов, требующих бюджетного финансирования,
сведения о законности, эффективности и результативности деятельности органов
исполнительной власти по управлению и распоряжению государственными финансами и
иными ресурсами, причинах и последствиях выявленных нарушений, возможностях их
устранения. Для повышения качества контрольной и
экспертно-аналитической работы продолжится работа по дальнейшему развитию обмена профессиональным опытом со
Счетной палатой Российской Федерации, взаимодействию с правоохранительными
органами по выявлению коррупционных проявлений в системе управления финансовыми
и материальными ресурсами Пензенской области при тесном взаимодействии с
депутатским корпусом Законодательного Собрания. Все
это позволит качественно исполнять полномочия, предусмотренные
законодательством. Эффективно организованный внешний финансовый контроль
является важным фактором доверия общества к власти. Приложения: 1. Перечень контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Пензенской области в 2015 году. 2. Основные итоги деятельности Счетной палаты Пензенской области за 2015 год. Приложение 1 к Отчету о работе Счетной палаты Пензенской области в 2015 году ПЕРЕЧЕНЬконтрольных мероприятий,проведенных Счетной палатой Пензенской областив 2015 году1. Проверка эффективности расходования средств на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования за 2013 и 2014 годы с учетом задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». 2. Проверка
целевого и эффективного
использования бюджетных средств, выделенных в 2013–2014 годах из бюджета
Пензенской области на решение вопросов по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности в Пензенской области. 3. Проверка Министерства сельского хозяйства Пензенской области по вопросу целевого и эффективного использования средств бюджета Пензенской области, направленных в 2014 году на реализацию подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области» на 2014–2020 годы». 4. Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2014 году Министерству сельского хозяйства Пензенской области на реализацию отдельных мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014–2020 годы». 5. Внешняя проверка бюджетной отчетности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области за 2014 год. 6. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области за 2014 год. 7. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности и проверки отдельных вопросов исполнения бюджета за 2014 год в Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области. 8. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности и проверки отдельных вопросов исполнения бюджета за 2014 год в Министерстве экономики Пензенской области. 9. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Пензенской области за 2014 год. 10. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области за 2014 год. 11. Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Пензенской области, выделенных в 2014 году на реализацию государственной программы «Молодежь Пензенской области на 2014–2020 годы». 12. Проверка отдельных вопросов формирования и исполнения бюджета Каменского района Пензенской области за 2014 год. 13. Проверка отдельных вопросов формирования и исполнения бюджета Вадинского района Пензенской области за 2014 год. 14. Проверка отдельных вопросов формирования и исполнения бюджета Лунинского района Пензенской области за 2014 год. 15. Проверка
целевого и эффективного
использования средств, направленных на реализацию подпрограммы «Модернизация
транспортного комплекса Пензенской области» государственной программы «Развитие
территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг
в Пензенской области на 2014–2020 годы». 16. Проведение мониторинга Закона Пензенской области от 28 ноября 2012 года № 2299-ЗПО «О введении патентной системы налогообложения на территории Пензенской области и установлении размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения». 17. Проверка финансово-хозяйственной деятельности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» и целевого и эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств, направленных в Учреждение в 2014 году. 18. Проверка планирования, порядка приватизации муниципального имущества и поступлений в бюджет города Пензы средств от приватизации муниципального имущества в 2014–2015 годах. 19. Проверка исполнения представлений, направленных по результатам проведенной в 2014 году проверки отдельных вопросов формирования и исполнения бюджета Земетчинского района за 2013 год. 20. Проверка целевого и эффективного использования средств, направленных в 2014 году на реализацию подпрограммы «Модернизация и развитие территориальной сети автомобильных дорог» государственной программы «Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014–2020 годы». 21. Проверка Комитета Пензенской области по физической культуре и спорту по соблюдению им условий, целей и порядка при предоставлении субсидий из бюджета Пензенской области в 2014 и 2015 годах некоммерческим физкультурно-спортивным организациям, не являющимся государственными учреждениями, представляющим Пензенскую область в чемпионате, первенстве и Кубке России, всероссийских, межрегиональных и международных соревнованиях, а также способствующим развитию физической культуры и спорта в сельской местности на территории Пензенской области, в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Пензенской области на 2014–2020 годы». 22. Проведение аудита в сфере закупок за девять месяцев 2015 года. 23. Проверка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сельская здравница». ___________________ Приложение 2 к Отчету о работе Счетной палаты Пензенской области в 2015 году Основные итоги деятельностиСчетной палаты Пензенской области в 2015 году
___________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|