Расширенный поиск
Закон Пензенской области от 26.11.1996 № 8-ЗПОУтратил силу - Закон Пензенской области от 25.11.98 г. N 104-ЗПО РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН Пензенской области О местном референдуме в Пензенской области (В редакции Закона Пензенской области от 29.04.97 г. N 31-ЗПО) Принят Законодательным Собранием Пензенской области 21 ноября 1996 года Глава I. Общие положения Статья 1. Понятие местного референдума Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, проживающих в Пензенской области на территории соответствующего муниципального образования, по вопросам местного значения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом Пензенской области, Законом Пензенской области "О местном самоуправлении в Пензенской области", настоящим Законом, иными законами Пензенской области. Статья 2. Вопросы, выносимые на местный референдум 1. На местный референдум могут выноситься вопросы местного значения, отнесенные к таковым федеральными законами и законами Пензенской области. 2. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Уставом Пензенской области и законами Пензенской области к компетенции органов государственной власти. 3. Вопросы, вносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные основы их реализации. Статья 3. Права и основные принципы участия граждан Российской Федерации в местном референдуме на территории Пензенской области 1. Граждане Российской Федерации, проживающие в Пензенской области на территории соответствующего муниципального образования (далее - граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего муниципального образования) и достигшие на день проведения местного референдума 18 лет, вправе участвовать в местном референдуме. 2. Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории соответствующего муниципального образования, вправе участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 3. Участие гражданина в местном референдуме является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление. 4. Граждане участвуют в местном референдуме на равных основаниях, голосование осуществляется тайно и непосредственно. Каждый гражданин, участвующий в местном референдуме, обладает одним голосом. 5. Контроль за волеизъявлением гражданина на местном референдуме запрещается. 6. Не имеет права участвовать в местном референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Законодательство о местном референдуме в Пензенской области Законодательство о местном референдуме в Пензенской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Устав Пензенской области, Закон Пензенской области "О местном самоуправлении в Пензенской области", настоящий Закон, иные федеральные законы и законы Пензенской области. Статья 5. Подготовка и проведение местного референдума Подготовка и проведение местного референдума, а также осуществление контроля за соблюдением законодательства о местном референдуме возлагаются на комиссии местного референдума. Статья 6. Агитация по поводу местного референдума Гражданам Российской Федерации и общественным объединениям обеспечивается свободное проведение агитации за или против проведения местного референдума, а также по вопросам, выносимым на местный референдум, в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом. Статья 7. Финансовое обеспечение местного референдума Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, с момента принятия решения о его проведении осуществляются за счет средств соответствующего местного бюджета. Статья 8. Гласность при подготовке и проведении местного референдума 1. Подготовка и проведение местного референдума осуществляются открыто и гласно. 2. Решения комиссий местного референдума, органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, подлежат опубликованию либо доводятся до сведения населения иным способом. Глава II. Назначение местного референдума Статья 9. Право назначения местного референдума Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. Статья 10. Обязательность проведения местного референдума по требованию населения Представительный орган местного самоуправления обязан назначить местный референдум по требованию установленного уставом муниципального образования числа граждан, проживающих на территории данного муниципального образования. Статья 11. Реализация гражданами права требования местного референдума Каждый гражданин или группа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме данного муниципального образования, могут образовать инициативную группу для сбора подписей под требованием о проведении местного референдума на территории муниципального образования. Статья 12. Регистрация инициативной группы 1. Инициативная группа обращается в представительный орган местного самоуправления муниципального образования с заявлением о регистрации группы, в котором указывается формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на местный референдум. К заявлению прилагаются: список членов инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности каждого из них; протокол общего собрания членов инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении требования по поводу проведения местного референдума. 2. Представительный орган местного самоуправления муниципального образования, установив соответствие заявления инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Закона, в течение пятнадцати дней со дня поступления заявления принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство либо отказывает в регистрации инициативной группы и выдает ей письменное заключение о причинах отказа. 3. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Устава Пензенской области и законов Пензенской области, устава муниципального образования. 4. Отказ в регистрации может быть обжалован инициативной группой в судебном порядке. Статья 13. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами 1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи под требованием о проведении местного референдума. Количество подписей граждан, необходимых для назначения местного референдума, устанавливается уставом муниципального образования. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа. 2. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на местный референдум, по месту работы, службы, учебы и жительства граждан. В случае вынесения на местный референдум проекта правового акта лицо, проводящее сбор подписей, обязано предоставлять гражданину по первому его требованию текст проекта этого правового акта. Граждане, подписывающие подписные листы, должны проживать на территории данного муниципального образования. 3. Общий период сбора подписей по вопросу назначения местного референдума не должен превышать одного месяца со дня выдачи свидетельства о регистрации первой из созданных инициативных групп. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимое количество подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается. Требование о проведении местного референдума по тому же вопросу может быть выдвинуто повторно не ранее чем по истечении одного года. Статья 14. Подписной лист местного референдума 1. В листе для сбора подписей граждан под требованием о проведении местного референдума (подписном листе) указываются: 1) наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей граждан и предполагается проведение местного референдума; 2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на местный референдум; 3) фамилия, имя, отчество, год рождения, (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности гражданина, имеющего право участвовать в местном референдуме, дата подписи и его подпись. 2. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, собиравшего подписи граждан, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также руководителем либо одним из членов инициативной группы. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону. Статья 15. Оформление права требования проведения местного референдума После окончания сбора подписей подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, передаются руководителем либо уполномоченным членом инициативной группы в представительный орган местного самоуправления данного муниципального образования в течение трех дней после окончания установленного срока сбора подписей. Статья 16. Принятие решения по требованию о проведении местного референдума 1. Представительный орган местного самоуправления рассматривает представленные инициативной группой материалы, проверяет правильность оформления подписных листов и принимает в течение десяти дней со дня их поступления одно из следующих решений: о назначении местного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению; об отклонении требования о назначении местного референдума (в случае нарушения инициативной группой и ее представителями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Пензенской области и законов Пензенской области, устава муниципального образования, а также недостаточного количества подписей по результатам проверки правильности оформления подписных листов). 2. Принятое представительным органом местного самоуправления решение о назначении местного референдума доводится до сведения населения муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия. В течение семи дней со дня обнародования решения о назначении местного референдума выносимый на местный референдум вопрос (вопросы) или проект правового акта публикуются в местных средствах массовой информации либо доводятся до сведения населения иным способом. 3. Срок со дня назначения местного референдума до дня его проведения должен составлять не менее двух, но не более трех месяцев. 4. Отклонение требования о назначении местного референдума может быть обжаловано гражданами в судебном порядке. Глава III. Комиссии местного референдума, подготовка к голосованию на местном референдуме Статья 17. Система комиссий местного референдума Подготовку и проведение местного референдума осуществляют: - Избирательная комиссия Пензенской области; - территориальная комиссия местного референдума; - участковые комиссии местного референдума. Статья 18. Избирательная комиссия Пензенской области Избирательная комиссия Пензенской области работает на постоянной основе. Статья 19. Территориальная комиссия местного референдума 1. Территориальная комиссия местного референдума формируется не позднее чем за 50 дней до дня проведения местного референдума в количестве 5-9 членов. Состав территориальной комиссии местного референдума назначается представительным органом местного самоуправления муниципального образования на основе предложений общественных объединений, собраний граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. 2. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит состав территориальной комиссии местного референдума в сроки, установленные частью первой настоящей статьи, формирование территориальной комиссии местного референдума осуществляется Избирательной комиссией Пензенской области. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии местного референдума избираются на ее первом заседании из состава членов комиссии тайным голосованием. Статья 20. Участковые комиссии местного референдума 1. Участковая комиссия местного референдума формируется не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума в количестве 5-10 членов комиссии. В необходимых случаях на участках местного референдума с большим числом граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, по решению территориальной комиссии местного референдума количественный состав участковой комиссии местного референдума может быть увеличен до 17 человек. Состав участковой комиссии местного референдума назначается представительным органом местного самоуправления муниципального образования по представлению Главы Администрации (Главы местного самоуправления) муниципального образования на основе предложений общественных объединений, собраний граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства. 2. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит состав соответствующей участковой комиссии местного референдума в сроки, установленные частью первой настоящей статьи, формирование участковой комиссии местного референдума осуществляется территориальной комиссией местного референдума. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии местного референдума избираются тайным или открытым голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой комиссии местного референдума. Статья 21. Полномочия Избирательной комиссии Пензенской области Избирательная комиссия Пензенской области обеспечивает выполнение настоящего Закона и осуществляет контроль за деятельностью территориальных и участковых комиссий местного референдума по организации местного референдума. В пределах своих полномочий комиссия: - осуществляет контроль за соблюдением прав граждан на проведение местного референдума и участие в местном референдуме; - в соответствии с настоящим Законом принимает необходимые акты, издает инструкции, дает разъяснения по вопросам организации местного референдума; - оказывает методическую, организационно-техническую помощь территориальной и участковым комиссиям местного референдума, запрашивает и получает от них необходимую информацию; - рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальной либо участковых комиссий местного референдума, принимает по ним соответствующие решения; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законами. Статья 22. Полномочия территориальной комиссии местного референдума Территориальная комиссия местного референдума: - обеспечивает выполнение настоящего Закона на территории соответствующего муниципального образования и руководит деятельностью соответствующих участковых комиссий местного референдума; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий местного референдума, принимает по ним мотивированные решения; - решает вопросы материально-технического обеспечения местного референдума, распределяет между участковыми комиссиями местного референдума денежные средства, выделенные на подготовку и проведение местного референдума, обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств; - устанавливает форму бюллетеня для голосования на местном референдуме, списков граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, других документов, утверждает образцы печатей комиссий местного референдума, обеспечивает их изготовление; - наблюдает за составлением списков граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, участковыми комиссиями местного референдума и представлением их для всеобщего ознакомления; - устанавливает единую нумерацию участков местного референдума на территории муниципального образования; - утверждает текст бюллетеня для голосования на местном референдуме, обеспечивает изготовление бюллетеней и своевременное снабжение ими участковых комиссий местного референдума; - организует досрочное в установленных настоящим Законом случаях голосование на местном референдуме в территориальной комиссии местного референдума; - устанавливает и публикует либо доводит до сведения населения иным способом результаты голосования на местном референдуме; - обеспечивает соблюдение установленного порядка и сроков хранения документов местного референдума; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 23. Полномочия участковых комиссий местного референдума Участковая комиссия местного референдума: - заблаговременно оповещает граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, о месте нахождения участковой комиссии местного референдума и режиме ее работы, а также о дне проведения местного референдума и месте голосования; - составляет список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, по участку местного референдума; - проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке, решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений и дополнений; - обеспечивает подготовку помещений для голосования на местном референдуме, ящиков, кабин для голосования и другого оборудования, контролирует соблюдение на территории участка правил размещения агитационных материалов местного референдума; - организует голосование на участке в день проведения местного референдума, а также досрочное голосование в установленных настоящим Законом случаях; - производит подсчет голосов, поданных на участке в день проведения местного референдума, устанавливает итоги голосования и передает их в территориальную комиссию местного референдума; - рассматривает поступающие в участковую комиссию местного референдума заявления и жалобы по вопросам подготовки местного референдума и организации голосования и принимает по ним мотивированные решения; - обеспечивает своевременную подготовку и передачу необходимой документации в территориальную комиссию местного референдума; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 24. Заседания комиссий местного референдума 1. Заседание Избирательной комиссии Пензенской области, территориальной, участковой комиссии местного референдума созывается председателем, в его отсутствие - заместителем председателя, а также по требованию не менее одной трети членов соответствующей комиссии и является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии. 2. Решения комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения местного референдума, об итогах голосования на местном референдуме принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии. Решения комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии. 3. При принятии решений комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии, в случае равного числа голосов "ЗА" и "ПРОТИВ" голос председателя комиссии является решающим. 4. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. 5. Члены комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно. 6. Решение территориальной комиссии местного референдума, противоречащее федеральным законам и законам Пензенской области, нормативным правовым актам органов государственной власти Пензенской области по вопросам подготовки и проведения местного референдума, либо принятое территориальной комиссией местного референдума с превышением ее полномочий, подлежит отмене Избирательной комиссией Пензенской области или судом. Решение подобного рода участковой комиссии местного референдума может быть отменено территориальной комиссией местного референдума, а также Избирательной комиссией Пензенской области или судом. Статья 25. Организация деятельности членов комиссий местного референдума 1. По решению соответственно территориальной, участковой комиссии местного референдума председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены территориальной, участковой комиссии могут работать в комиссии в период организации и проведения местного референдума с отрывом от основной работы. 2. Оплата труда освобожденных членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующей комиссии местного референдума. 3. Члены комиссии местного референдума, освобожденные на время проведения местного референдума от основной работы, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения местного референдума или без их согласия переведены на другую работу. 4. (Исключена - Закон Пензенской области от 29.04.97 г. N 31-ЗПО) Статья 26. Гласность в деятельности комиссий местного референдума 1. Деятельность комиссий по подготовке и проведению местного референдума осуществляется открыто и гласно. 2. Представители средств массовой информации, а также члены инициативной группы (групп) по проведению местного референдума вправе присутствовать на заседаниях территориальной и участковых комиссий местного референдума. 3. Решения комиссий местного референдума публикуются в печати или доводятся до сведения населения иным способом, как правило, не позже чем в течение пяти дней со дня их принятия. 4. В день голосования инициативная группа (группы) по проведению местного референдума, а также местные отделения областных организаций общефедеральных партий, политических движений, иные общественные объединения, устав которых в установленном порядке зарегистрирован органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня местного референдума, вправе назначить в территориальную, а также в каждую участковую комиссию местного референдума по одному наблюдателю. Наблюдатель по удостоверению, подтверждающему его статус наблюдателя, вправе находиться в помещении территориальной комиссии местного референдума, на участке местного референдума от начала до завершения голосования, в том числе присутствовать при подсчете голосов и подписании членами территориальной, участковой комиссии местного референдума итогового протокола. Статья 27. Обязательность решений комиссий местного референдума Решения комиссий местного референдума, принятые в пределах их компетенции, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, соответствующих должностных лиц Пензенской области, которые обязаны оказывать содействие комиссиям местного референдума в осуществлении их полномочий, предоставлять необходимые для работы комиссий помещения и оборудование, транспорт, средства связи, а также документы и материалы. (В редакции Закона Пензенской области от 29.04.97 г. N 31-ЗПО) Статья 28. Обжалование нарушений прав граждан на участие в местном референдуме 1. Решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, нарушающие права граждан на участие в местном референдуме, могут быть обжалованы в суд. (В редакции Закона Пензенской области от 29.04.97 г. N 31-ЗПО) 2. Решения и действия (бездействие) комиссий местного референдума и их должностных лиц, нарушающие права граждан на участие в местном референдуме, могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию местного референдума или в суд. (В редакции Закона Пензенской области от 29.04.97 г. N 31-ЗПО) Статья 29. Правомочность комиссий местного референдума 1. Избирательная комиссия Пензенской области является юридическим лицом и действует на постоянной основе, срок ее полномочий четыре года. 2. Срок полномочий территориальной и участковых комиссий местного референдума истекает через 30 дней после официального опубликования общих итогов местного референдума. Статья 30. Образование участков местного референдума 1. Для проведения голосования и подсчета голосов участников местного референдума образуются участки местного референдума. 2. Участки местного референдума образуются Главой Администрации (Главой местного самоуправления) муниципального образования по согласованию с территориальной комиссией местного референдума с учетом местных и иных условий. В целях создания максимальных удобств для участников местного референдума участки местного референдума создаются из расчета не более трех тысяч участников референдума на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня референдума. Границы участков местного референдума не должны пересекать границ муниципального образования. 3. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания граждан могут образовываться участки местного референдума в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения местного референдума. 4. Избиратели-военнослужащие голосуют на общих участках местного референдума. В порядке исключения допускается образование участков местного референдума в обособленных и удаленных от населенных пунктов воинских частях и подразделениях командирами этих частей и подразделений по решению территориальной комиссии местного референдума. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам соответствующих комиссий местного референдума и наблюдателям по предъявлении соответствующего удостоверения. 5. Списки участков местного референдума с указанием их нумерации, центров и границ, а также адресов участковых комиссий местного референдума должны быть опубликованы либо доведены до сведения граждан иным способом территориальной комиссией местного референдума не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума. Статья 31. Составление списков граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме 1. Список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляется отдельно по каждому участку местного референдума участковой комиссией местного референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме Главой Администрации (Главой местного самоуправления) муниципального образования. Уточнение списков зарегистрированных граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, осуществляется Главой Администрации (Главой местного самоуправления) муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие комиссии местного референдума сразу после назначения дня проведения местного референдума. 2. В список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, включаются все граждане Российской Федерации, проживающие в муниципальном образовании на территории соответствующего участка местного референдума и достигшие на день проведения местного референдума 18 лет. 3. Основанием для включения гражданина в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, на конкретном участке местного референдума является факт его проживания на территории этого участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации. 4. Гражданин может быть включен в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, только на одном участке местного референдума. 5. Список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) гражданина. В отношении граждан, которым в день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения. 6. Граждане-военнослужащие, находящиеся в воинских частях, а также члены их семей и другие граждане, проживающие в местах расположения воинских частей, включаются в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, на основании сведений, представляемых командиром соответствующей воинской части в установленные сроки. 7. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, по месту жительства на общих основаниях. 8. Граждане, которые в день голосования будут находиться в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, на основании данных, представляемых руководителем соответствующего учреждения. 9. Студенты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, по месту нахождения общежития. 10. Список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, представляется соответствующей участковой комиссией местного референдума для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения местного референдума. 11. Гражданин Российской Федерации, проживающий в муниципальном образовании на территории соответствующего участка местного референдума и достигший на день проведения местного референдума 18 лет, вправе заявить в участковую комиссию местного референдума о невключении его в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, а также о любой ошибке или неточности в списке граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме. В течение 24 часов участковая комиссия местного референдума обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой комиссии местного референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию местного референдума или суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день проведения местного референдума - немедленно. 12. Граждане, поселившиеся на территории участка местного референдума после представления списка граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо причине не внесенные в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, включаются в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, дополнительно на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их проживание на территории данного участка местного референдума. 13. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, после начала подсчета голосов запрещается. Статья 32. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии местного референдума Главой Администрации (Главой местного самоуправления) муниципального образования. 2. В помещении для голосования должны быть оборудованы зал с кабинами для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия местного референдума оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на местном референдуме. В случае, если на местный референдум вынесен проект правового акта, то на стенд помещается текст этого проекта, а при необходимости - текст действующего правового акта, который предлагается отменить или изменить. Статья 33. Бюллетень для голосования на местном референдуме 1. В бюллетене для голосования на местном референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на местный референдум вопроса (вопросов) и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет", "За" или "Против", под которыми помещаются пустые квадраты. 2. При вынесении на местный референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на местном референдуме, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. 3. Бюллетень для голосования на местном референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. 4. Бюллетени для голосования на местном референдуме печатаются на русском языке. 5. Бюллетени для голосования на местном референдуме печатаются не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума по распоряжению территориальной комиссии местного референдума. Участковые комиссии местного референдума получают от территориальной комиссии местного референдума бюллетени для голосования на местном референдуме не позднее чем за четыре дня до дня проведения местного референдума. Число бюллетеней для голосования на местном референдуме, передаваемых участковой комиссии местного референдума, не должно превышать число граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, включенных в списки для голосования по соответствующему участку местного референдума, более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу каждого бюллетеня для голосования на местном референдуме ставятся подписи двух членов участковой комиссии местного референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии местного референдума. Не заверенные участковой комиссией местного референдума бюллетени для голосования на местном референдуме признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Глава IV. Порядок голосования на местном референдуме, подсчет голосов, установление результатов местного референдума и опубликование (обнародование) его итогов Статья 34. Порядок голосования 1. Голосование в день проведения местного референдума проводится с 8 до 22 часов по московскому времени. 2. О времени и месте голосования участковые комиссии местного референдума обязаны оповестить граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. 3. На участках местного референдума, образованных в воинских частях, больницах, санаториях, домах отдыха, отдельных труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, участковая комиссия местного референдума может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все граждане, включенные в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме. 4. Гражданину, который в течение 15 дней до дня проведения местного референдума включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на участок местного референдума, на котором он включен в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, предоставляется возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня для голосования на местном референдуме в помещении территориальной (за 15-4 дня до дня проведения местного референдума) или участковой (за 3-1 день до дня проведения местного референдума) комиссии местного референдума. Комиссия местного референдума обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления гражданина, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса гражданина при установлении результатов голосования. 5. В случае, если гражданин досрочно голосует в помещении территориальной или участковой комиссии местного референдума, то на обороте выдаваемого ему бюллетеня для голосования на местном референдуме ставятся подписи двух членов и печать территориальной или соответствующей участковой комиссии местного референдума. Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой комиссии местного референдума. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов и печать территориальной или участковой комиссии местного референдума. 6. Территориальная комиссия местного референдума передает списки проголосовавших граждан и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию местного референдума. 7. В соответствующей строке списка граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, против фамилии досрочно проголосовавшего гражданина секретарь участковой комиссии местного референдума делает запись: "досрочное" (в том числе, после поступления списка граждан, проголосовавших досрочно, и конвертов с их бюллетенями из территориальной комиссии местного референдума) и расписывается. 8. Перед началом голосования в день проведения местного референдума председатель участковой комиссии местного референдума предъявляет членам комиссии местного референдума, присутствующим наблюдателям и гражданам пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются, после чего граждане приглашаются к получению бюллетеней и голосованию. 9. Бюллетени для голосования на местном референдуме выдаются гражданам, включенным в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. При получении гражданином бюллетеня для голосования на местном референдуме в участковой комиссии местного референдума в день проведения местного референдума в соответствующей графе списка граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, проставляются серия и номер паспорта гражданина или иного документа, удостоверяющего его личность. Кроме паспорта, документом, удостоверяющим личность гражданина, является удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации, военный билет для лиц, проходящих срочную военную службу, выдаваемая органами внутренних дел справка по форме N 9, в том числе справка из соответствующего отделения милиции о том, что паспорт находится на регистрации или утерян. Гражданин, включаемый в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, дополнительно должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность и подтверждающий регистрацию по месту жительства или месту пребывания на территории соответствующего участка местного референдума. 10. Гражданин расписывается в списке граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, в получении бюллетеня для голосования. В случае, если гражданин не имеет возможности поставить подпись самостоятельно, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой комиссии местного референдума, либо не являющегося наблюдателем. При этом рядом с подписью данного лица указываются его фамилия и инициалы. 11. Каждый гражданин голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Заполнение гражданином бюллетеня для голосования производится в специально оборудованных кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена комиссии местного референдума или наблюдателя. Фамилия этого лица указывается в списке граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, рядом с подписью гражданина о получении бюллетеня для голосования. 12. В бюллетене для голосования гражданин ставит крест либо иной знак в пустом квадрате (пустых квадратах) под выбранным ответом (ответами) на поставленный вопрос (вопросы) местного референдума. 13. Заполненный бюллетень гражданин опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии местного референдума и наблюдателей. 14. Участковая комиссия местного референдума обязана обеспечить всем гражданам возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой комиссии местного референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования, которое определяется решением территориальной комиссии местного референдума. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии местного референдума. Члены участковой комиссии местного референдума, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени для голосования, в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений граждан, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии местного референдума в помещение для голосования переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов граждан. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения прав гражданина на участие в местном референдуме, а равно искажения волеизъявления гражданина. 15. Председатель участковой комиссии местного референдума следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя, а также лиц, его замещающих, обязательны для всех присутствующих на участке местного референдума. 16. Член участковой комиссии местного референдума немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление граждан. Решение об этом принимается участковой комиссией местного референдума. 17. В случае, если гражданин считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии местного референдума, выдавшему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии местного референдума выдает гражданину новый бюллетень для голосования, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, против фамилии соответствующего гражданина. Испорченный бюллетень для голосования погашается, о чем составляется акт. 18. При проведении голосования, подсчете голосов граждан и составлении протоколов о результатах голосования участковыми комиссиями местного референдума на участках местного референдума вправе находиться наблюдатели, представляющие инициативную группу (группы) по проведению местного референдума, соответствующие общественные объединения, а также иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации. Статья 35. Подсчет голосов участников местного референдума участковыми комиссиями местного референдума 1. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии местного референдума объявляет о том, что бюллетени для голосования могут получить и проголосовать только те граждане, которые находятся в помещении для голосования. 2. Перед вскрытием ящиков для голосования члены комиссии местного референдума в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии местного референдума проверяет целостность печатей или пломб на ящиках для голосования и вскрывает их. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. 3. Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать числа письменных заявлений от граждан с просьбами о проведении голосования вне участка местного референдума. 4. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования установленной формы, чем число письменных заявлений граждан с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени для голосования, находившиеся в переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии местного референдума признаются недействительными. 5. Данный факт с указанием фамилий членов участковой комиссии местного референдума, проводивших голосование вне помещения для голосования, отражается в специальном акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии местного референдума о результатах голосования. 6. После вскрытия переносных и стационарных ящиков для голосования председатель участковой комиссии местного референдума вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими гражданами, и объявляет о количестве этих бюллетеней. 7. При подсчете голосов граждан прежде всего отделяются бюллетени для голосования неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные комиссией местного референдума, и недействительные бюллетени для голосования. Бюллетени для голосования неустановленной формы при определении итогов голосования из подсчета исключаются. Недействительными считаются бюллетени для голосования, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности такие, в которых любой знак проставлен более чем в одном квадрате (в случае вынесения на местный референдум одного вопроса) либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения в действительности бюллетеня для голосования участковая комиссия местного референдума разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным комиссия местного референдума указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии местного референдума. Недействительные бюллетени для голосования упаковываются отдельно от других бюллетеней для голосования. 8. Подсчет голосов граждан по итогам голосования осуществляется непосредственно членами участковой комиссии местного референдума без перерыва до получения окончательных результатов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии местного референдума, а также наблюдатели и представители средств массовой информации, присутствующие при подсчете результатов голосования. 9. Участковая комиссия местного референдума составляет протокол об итогах голосования, в который заносит следующие данные: а) число зарегистрированных граждан и число граждан, дополнительно внесенных в список граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме; б) число бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией местного референдума; в) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам на участке местного референдума в день голосования; г) число бюллетеней для голосования, поданных гражданами, проголосовавшими досрочно; д) число бюллетеней для голосования, поданных гражданами, проголосовавшими вне помещения для голосования; е) число погашенных бюллетеней для голосования; ж) число бюллетеней для голосования, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; з) число бюллетеней для голосования, содержащихся в переносных ящиках для голосования; и) число действительных бюллетеней для голосования; к) число бюллетеней для голосования, признанных недействительными; л) число голосов, поданных в поддержку вопроса, вынесенного на местный референдум; м) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум. При вынесении на местный референдум нескольких вопросов, протокол о результатах голосования составляется по каждому вопросу отдельно. 10. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами участковой комиссии местного референдума. Члены комиссии, не согласные с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы и заявления, поступившие в участковую комиссию местного референдума в день проведения местного референдума, а также принятые по ним решения комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой комиссии местного референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола. 11. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии местного референдума, а также при сомнении в правильности составления протокола территориальная комиссия местного референдума либо Избирательная комиссия Пензенской области вправе принять решение о повторном подсчете голосов граждан соответствующей участковой комиссией местного референдума. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией местного референдума в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии местного референдума. 12. Первый экземпляр протокола участковой комиссии местного референдума после его подписания с приобщенными материалами незамедлительно направляется в территориальную комиссию местного референдума. 13. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными бюллетенями для голосования, списками наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, приобщенными копиями жалоб (заявлений) и решений участковой комиссии местного референдума хранится у секретаря участковой комиссии местного референдума. 14. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления наблюдателям, представителям средств массовой информации. 15. Документы местного референдума, включая бюллетени для голосования, передаются участковыми комиссиями местного референдума в территориальную комиссию местного референдума не позднее чем через десять дней после официального опубликования (обнародования) итогов местного референдума. Статья 36. Установление результатов местного референдума территориальными комиссиями местного референдума 1. На основании подлинных протоколов участковых комиссий местного референдума путем суммирования содержащихся в них данных члены территориальной комиссии местного референдума лично незамедлительно устанавливают результаты местного референдума. 2. Территориальная комиссия местного референдума составляет протокол о результатах местного референдума, в который вносятся следующие данные: а) число участковых комиссий местного референдума; б) количество протоколов участковых комиссий местного референдума, на основе которых составлен настоящий протокол; в) число граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме; г) число бюллетеней для голосования, выданных участковым комиссиям местного референдума; д) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам на участках местного референдума в день голосования; е) число бюллетеней для голосования, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; ж) число бюллетеней для голосования, поданных гражданами, проголосовавшими вне помещения для голосования; з) число погашенных бюллетеней для голосования; и) число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; к) число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; л) число действительных бюллетеней для голосования; м) число бюллетеней для голосования, признанных недействительными; н) число голосов, поданных в поддержку вопроса, вынесенного на местный референдум; о) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум. При вынесении на местный референдум нескольких вопросов, протокол о результатах голосования составляется по каждому вопросу отдельно. 3. Территориальная комиссия местного референдума признает местный референдум состоявшимся, если в местном референдуме приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме. Число граждан, принявших участие в местном референдуме, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. 4. Территориальная комиссия местного референдума признает решение по вопросу, вынесенному на местный референдум, принятым, если в его поддержку высказалось более половины граждан, принявших участие в местном референдуме. 5. Протокол территориальной комиссии местного референдума о результатах местного референдума составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии. Члены комиссии, не согласные с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 6. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии местного референдума после его подписания с приобщенными к нему жалобами (заявлениями) на нарушения настоящего Закона, поступившими в территориальную комиссию местного референдума в день проведения местного референдума, и принятыми по ним решениями территориальной комиссии местного референдума, незамедлительно направляются в Избирательную комиссию Пензенской области. 7. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии местного референдума с приложенными к нему протоколами участковых комиссий местного референдума, заверенными копиями жалоб (заявлений), поступивших в территориальную комиссию местного референдума в день проведения местного референдума, и принятых по ним решений территориальной комиссии местного референдума, списками членов инициативной группы (групп), наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при определении результатов местного референдума и составлении протокола, хранится у секретаря территориальной комиссии местного референдума. 8. Третий экземпляр протокола территориальной комиссии местного референдума предоставляется для ознакомления членам инициативной группы (групп), наблюдателям, представителям средств массовой информации. 9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе территориальной комиссии местного референдума и иных нарушений, а также при сомнении в правильности составления протокола о результатах местного референдума Избирательная комиссия Пензенской области вправе принять решение о повторном подсчете голосов граждан территориальной комиссией местного референдума. Повторный подсчет голосов граждан проводится территориальной комиссией местного референдума в присутствии члена (членов) Избирательной комиссии Пензенской области. 10. Бюллетени для голосования на местном референдуме хранятся не менее одного года, протоколы о результатах местного референдума - не менее одного года со дня назначения даты нового местного референдума, иные документы комиссий местного референдума - не менее шести месяцев. Статья 37. Опубликование итогов местного референдума 1. Итоги местного референдума в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий местного референдума, должны предоставляться для ознакомления любому гражданину, наблюдателю или представителю средств массовой информации. 2. Территориальная комиссия местного референдума направляет общие данные об итогах местного референдума в средства массовой информации либо доводит до сведения граждан иным способом в течение трех дней после проведения местного референдума. 3. В течение месяца после проведения местного референдума территориальная комиссия местного референдума публикует либо доводит до сведения граждан иным способом общие итоги местного референдума, в том числе, полные данные, содержащиеся в протоколах территориальной и участковых комиссий местного референдума. Статья 38. Повторное вынесение на местный референдум вопросов, не получивших поддержки граждан в ходе проведения местного референдума, а также в случае признания местного референдума несостоявшимся В случае, если территориальная комиссия местного референдума признает местный референдум несостоявшимся либо вопрос (вопросы), вынесенный (вынесенные) на местный референдум, не получит (не получат) необходимой поддержки граждан, повторное вынесение данного вопроса (вопросов) на местный референдум допускается не ранее чем через один год со дня состоявшегося местного референдума в порядке, установленном настоящим Законом. Глава V. Ответственность за фальсификацию подписей граждан и нарушение прав граждан на участие в местном референдуме Статья 39. Ответственность за фальсификацию подписей граждан В случае, если в результате обнаружения фальсификации подписей граждан в подписных листах их количество становится недостаточным для выдвижения инициативы о проведении местного референдума в соответствии с настоящим Законом, представительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования принимает решение об отказе в проведении местного референдума. Статья 40. Ответственность за нарушение прав граждан на участие в местном референдуме Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога соответствующих документов, заведомо неправильного подсчета голосов или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих прав на участие в местном референдуме либо работе комиссий местного референдума или членов комиссий местного референдума, а также лица, совершающие иные действия, нарушающие условия проведения местного референдума, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Глава VI. Заключительные положения Статья 41. Использование автоматизированной информационной системы Данные о ходе голосования на местном референдуме и его итогах, полученные через автоматизированную информационную систему, в случае ее использования при проведении местного референдума, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения. Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава Администрации Пензенской области А.Ф.Ковлягин г. Пенза 26 ноября 1996 года N 8-ЗПО ___________________ Приложение ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем требование о проведении в городе Сурске Городищенского района Пензенской области____________ ______________________________________________________________________ (наименование муниципального образования, где собираются подписи граждан и предполагается проведение местного референдума) местного референдума по вопросу (вопросам): __________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ------T------------T------------------T-------------T-----------------T-----------¬ ¦ N ¦ Фамилия, ¦ Год рождения ¦ Адрес места ¦ Серия и номер ¦ Подпись ¦ ¦ п/п ¦ имя, ¦ (в возрасте ¦ жительства ¦ паспорта или ¦ и дата ее ¦ ¦ ¦ отчество ¦ 18 лет - число и ¦ ¦ заменяющего его ¦ внесения ¦ ¦ ¦ гражданина ¦ месяц рождения) ¦ ¦ удостоверения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ личности ¦ ¦ +-----+------------+------------------+-------------+-----------------+-----------+ ¦ 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------+------------------+-------------+-----------------+-----------+ ¦ 2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------+------------------+-------------+-----------------+-----------+ ¦ 3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+------------+------------------+-------------+-----------------+-----------+ ¦ 4. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+------------+------------------+-------------+-----------------+------------ Подписной лист удостоверяю:___________________________________________ ______________________________________________________________________ (Подпись, фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности лица, собиравшего подписи) Руководитель (член) инициативной группы _____________ (Фамилия и инициалы) подпись Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|